Меню

Худой мир лучше доброй ссоры пословица значение

М ногие из вас знакомы с пословицей «Худой мир лучше доброй ссоры», но вряд ли кто-нибудь задумывался над её значением настолько, чтобы решить, согласен он с ней или нет. Поэтому, рассуждение на тему её значения, может не только расширить ваш кругозор и пополнить багаж знаний полезной и интересной информацией, но и поможет определить свою жизненную позицию, разобраться в себе и своих приоритетах. Потому что данная пословица, на самом деле, таит в себе суть куда более глубокую, чем большинство подобных высказываний. И то, согласны вы с ней полностью, частично или категорически не согласны, может послужить оценочным критерием вашего характера и даже указать на некоторые качества. Давайте же разберёмся, какую мысль выражают вышесказанные слова.

Для того чтобы понять пословицу в целом, для начала разберём в отдельности каждое слово, использованное в ней, ведь такой выбор редко бывает случайным.

Старославянское слово «худой» обозначает непрочный, шаткий; а слово «добрый» так же в устаревшем варианте имеется ввиду хороший. То есть, как вы могли заметить, они используются как антонимы. Аналогично противопоставляются такие понятия как «мир» и «ссора». Следовательно, пословица построена на антитезе, и, подобно старой-доброй сказке, утверждает победу добра (в любых его проявлениях) над злом, хорошего над плохим.

Но каждый человек сам определяет вещи как плохие и хорошие. Мы сами проводим черту между добром и злом. Как же распределены роли в нашем случае и что выставлено в лучшем свете?

Не трудно догадаться, что главная идея пословицы в том, чтобы донести нам: любой мир, даже если он шаток и противоречит нашим устоям и не полностью нас удовлетворяет, лучше ссоры, в которой мы отстаивали бы свою позицию. Вопрос довольно спорный и неоднозначный. Это высказывание призвано нести миру спокойствие, и побуждает не нарушать природный баланс и гармонию. Но можем ли мы назвать этот способ достижения цели – терпение и игнорирование проблемы — единственно верным? Едва ли.

С одной стороны, разве не прекрасно было бы, если бы жизнь была устроена именно так? Уступи каждый в споре, придержи каждый язык за зубами, поступись каждый своей позицией – и наверняка мир стал бы куда спокойнее. А скольких войн, демонстраций и других бедствий, спровоцированных человеческим порывом бороться за свои убеждения, удалось бы избежать! Сколько жизней удалось бы спасти! Мы никак не можем отрицать правильность данных слов. А уж категорично заявлять, что они неверны, было бы просто отрицанием очевидного. Но это лишь одна сторона медали.

С другой же стороны, сложно не обратить внимания на недостатки такой позиции. Человеческая натура всегда отличалась стремлением двигаться вперёд, желанием прогрессировать, выражать своё мнение и не столько искать лучшей жизни, сколько создавать её. Да, это свойственно не всем людям. Но всегда, во все времена, при всех раскладах найдутся бунтари с пламенной речью и страстью во взгляде, готовые поднять вопросы, которые не могут оставить равнодушным никого, готовые взбаламутить души людей, разбудить их ото сна. Такие люди полностью противоречат цели пословицы, но именно их мы считаем своими героями, их берём за пример для подражания. Почему же? Значит, они всё же привносят что-то хорошее в наш мир, хотя и рискуют его спокойствием, нарушают его устои?

Попробуем ответить на поставленный вопрос. Человек отличается от животного тем, что помимо инстинктов, он руководствуется зовом сердца; помимо материальных ценностей он имеет высокие, духовные. Поэтому оправдывать подавление своей нужды в самовыражении, в спорах, в противоречиях инстинктом самосохранением, желанием сохранить свою шкуру, можно считать предательством самого себя. Ведь жить в мире безопасном, но лицемерном и неидеальном, не лучшее из возможных вариантов развития событий. Отдавая себе отчёт в том, как категорично звучат эти слова, хочется отметить, что это мнение глубоко субъективное. Но если вы вчитаетесь в эти слова и посмотрите на эту проблему с этой точки зрения, несомненно, не сможете не согласиться.

Невозможно отрицать после всех вышеперечисленных доводов, что эту пословицу можно отнести в разряд спорных. Дискуссии на её тему будут продолжаться вечно, и никогда не удастся прийти к компромиссу или общему заключению, потому что любая точка зрения имеет свои плюсы и минусы и имеет право называться правильной.

Но важно лишь то, что мы однозначно понимаем, что пословица несёт в себе позитивную нагрузку и, хотя сформулирована таким образом, что не может удовлетворить абсолютно всех, призывает сохранить наш дом, Землю, в целости и сохранности для нас самих и наших детей. Стремление, воистину заслуживающее особого внимания и усилий.

Но, возможно, мы сможем достигнуть мира и согласия среди всего человечества не таким путём, какой утверждают слова «Худой мир лучше доброй ссоры», а с помощью открытых дискуссий, свободы слова и толерантного отношения к другим, уважения к чужому мнению. Для этого важно помнить: не суди о правильности чьих-то суждений, пока не посмотришь на ситуацию с его стороны.

*** Внимание! Авторский материал — копирование статьи запрещено

На этой странице: о смысле (значении) такого выражения, как «Худой мир лучше доброй ссоры».

источник

Значение пословиц – Хорошенького понемножку, хрен редьки не слаще, худой мир лучше доброй ссоры, цыплят по осени считают

Хорошенького понемножку или хорошего понемногу

Смысл : то, что приятно, хорошо, надо использовать в малых количествах. Говорится, когда считают, что достаточно, хватит чего-то или пора прекратить что-то делать.
Примеры из литературы:
1) (Настя) Нет, уж завтра я не пойду. Хорошенького понемножку (А. Островский, “Не было ни гроша, да вдруг алтын”);
2) — Вам с Павликом довольно уже бить баклуши, пора перед новым учебным годом освежить в памяти целый ряд предметов.. Погуляли — хорошенького понемножку! (В. Катаев, “Хуторок в степи”).

Хрен редьки не слаще

“Хрен” — растение, корень которого, горький и едкий на вкус, употребляется в пищу как острая приправа.
“Редька” — употребляемый в пищу корнеплод с горьковатым, острым вкусом и запахом.
Смысл : один не лучше другого, оба одинаковы. Говорят, когда кто-то хочет одно заменить другим, ничем не лучше.
Пример из литературы:
— Хрен редьки не слаще! Вихров плох, а Митрошка Шеломин ещё хуже (К. Седых, “Даурия”).

Худой мир лучше доброй ссоры

“Худой” — плохой, ненадёжный.
“Добрый” — настоящий, полноценный.
Говорят, когда считают, что лучше не доводить напряжённые отношения до открытой ссоры.
Примеры из литературы:
1) (Серебряков) Когда я после того случая, на другой день, старался обдумать всё происшедшее и вспомнил о нашем разговоре, мне было очень неприятно. Будем друзьями. (Орловский) Вот так бы давно, душа моя. Худой мир лучше доброй ссоры (А. Чехов, “Леший”);
2) Зря, пожалуй, говорится, что “худой мир лучше доброй ссоры”. Хорошая ссора иногда просто освежает отношения, а главное, ясность вносит. (Ю. Лаптев, “Заря”);
3) Худой мир, говорят, лучше доброй ссоры. Тут же, надо полагать, достигнут мир подлинный, искренний (Газета “Правда”, 16 февраля, 1976).

Худую (дурную) траву из поля вон или худая (дурная) трава из поля вон

“Худой” — плохой, скверный. Худая трава — сорняки.
Смысл : от вредного, ненужного следует избавляться. Говорится в решимости избавиться от того, кого считают вредным или бесполезным для коллектива, общества.
Примеры из литературы:
1) — Помираешь, значит, — равнодушно сказал зять, ложась. — Худая трава из поля вон, — пошутил Аверкий. — А чую — конец (И. Бунин, “Худая трава”);
2) — Дурную траву из поля вон! Что ему делать у нас на заводе? — громко сказал кто-то (Е. Катерли, “Бронзовая прялка”).

Цыплят по осени считают

Не все цыплята, появившиеся на свет летом, доживают в крестьянских хозяйствах до осени. Кого-то унесут хищные птицы, слабые просто не выживут, поэтому и говорят, что считать кур надо осенью, когда цыплята окрепнут и никакая опасность им не будет угрожать.
Смысл : судить о чём-либо надо по конечным результатам. Говорится, когда кто-то преждевременно выражает радость от возможного успеха, хотя до окончательных результатов ещё далеко и многое может измениться.
Примеры из литературы:
1) Есть мудрая русская пословица: “цыплят по осени считают”. Что ж, придёт осень, наступит конец четвёртого года пятилетки и — уверен! — журнал получит от горняков, копию телеграммы: “Слово, данное партии и народу, сдержали!” (Журнал “Знамя”, 1974, № 7);
2) — Сорок миллионов экономии! Каково, а? — Это заманчиво, но цыплят по осени считают (П. Воронин, “Две жизни”);
3) Рагулин не стал возражать Артамашову, а только сказал: “Кто из нас больше сделает в эту пятилетку — будет видно… По осени, Алексей Степанович, цыплят считают, так-то!” (С. Бабаевский, “Кавалер Золотой Звезды”).

источник

Исторически идея о том, что натянутые мирные отношения без открытых конфликтов лучше благородных, но все-таки сражений, сформировалась как один из принципов государственной дипломатической политики. В самом деле, любое военное противостояние приносит государствам множество проблем: огромные затраты, падение морального духа, потеря дееспособного населения, разрушенная инфраструктура – все это заставило политиков и дипломатов прийти к выводу, что военных действий следует избегать до последнего. В конце концов, существует множество других способов продемонстрировать собственную непримиримость, избегая при этом жертв и разрушений, например, таможенные пошлины.

Что касается человеческих взаимоотношений, то здесь все не так однозначно. Конечно, большинство людей предпочитает сохранять видимость «нормальных» отношений так долго, как только возможно. Ради этого многие идут на компромиссы, стараются избегать острых тем в обсуждениях, закрывают глаза на акты откровенной агрессии.

Читайте также:  Лампы для теплицы какие выбрать

К сожалению, в большинстве случаев такое поведение приводит лишь к тому, что конфликт все равно переходит в активную фазу, но участники, измученные попытками поддержания «худого мира», уже не могут контролировать свои эмоции. В результате неудачный мир превращается уже не в «добрую ссору», а в настоящую войну на уничтожение.

В ситуациях, когда переход конфликта в активную фазу может представлять опасность для здоровья и жизни вас или ваших близких, имеет смысл идти на все возможные уступки.

Возможно, гораздо практичнее было бы позволить разногласиям вылиться в открытое противостояние, но с соблюдением норм приличий и этики. В конце концов, никто не может нравиться всем без исключения, поэтому ссоры и конфликты неизбежны. Если человек несимпатичен вам, а вы – ему, попытки наладить полноценный контакт все равно будут обречены на провал. Поэтому не стоит гнаться за всеобщим признанием и обожанием, отказываясь ради этого от своих принципов и взглядов.

Психологи считают, что постоянное использование фразы про «худой мир» и «добрую ссору» в сфере человеческих взаимоотношений, может быть вызвано лицемерием или боязнью конфликтов.

Лучше честно признать, что дружеских отношений с тем или иным человеком у вас не сложится, а значит можно как минимум высказать свою позицию, не загоняя себя в рамки компромиссов и уступок. Тем более что иногда подобная честность и прямота делают вам намного больше чести, чем старания сохранить отношения.

Выражение это применимо как в политике, если речь идет о международных отношениях, так и если заходит разговор об общении между людьми.

Действительно, война – это всегда зло, неизбежные потери и жертвы, порой невосполнимые, как для нападающей, так и для обороняющейся стороны. Сохранение отношений между странами в дипломатических рамках позволяет избежать этой беды, попробовать найти компромиссы и даже пути сотрудничества хотя бы по некотором вопросам.

И не так уж важно, если политика государств при этом в корне отличается, если их строй и внутренний порядок антагонистичны друг другу – в любом случае, сохранение мира, даже «худого», отношений, пусть не дружественных, но терпимых, гораздо предпочтительнее открытого военного конфликта.

Достаточно вспомнить эпоху холодной войны, когда страны социалистического и капиталистического лагеря противостояли друг другу. Да, каждая из сторон видела в другой потенциального врага, была готова вступить в открытое противоборство, но у руководителей стран хватило мудрости не начать открытого военного конфликта, который неизбежно бы перешел в глобальную катастрофу.

В межличностных отношениях сохранение нейтрального, терпимого отношения друг к другу также в большинстве случаев оказывается выгоднее открытой ссоры. Невозможно нравиться каждому и всегда находится кто-нибудь, чьи взгляды, манера поведения или образ жизни раздражают вас. Хорошо, если это случайные люди, а если коллеги или даже родственники? Неужели будет разумно начать «воевать» с ними?

Гораздо мудрее поступают те, кто терпимо относится к недостаткам и слабостям окружающих – это позволяет избежать ссор и конфликтов, сохранять хотя бы внешнюю видимость хороших отношений и тем самым сберечь свои нервы и силы.
Конечно, ссора способна подвигнуть на решение каких-то проблем, возникающих в общении. Но «добрая ссора (или война)» – это, скорее, не конструктивный конфликт, а деструктивный, призванный окончательно разрушить имеющиеся отношения и связи, не оставив от них камня на камне.

Конструктивный конфликт помогает выявить разногласия и побуждает к тому, чтобы их разрешить.

Так стоит ли затевать «добрую войну», если общение с человеком, в чем-то не устраивающее, в целом важно и значимо? Не лучше ли проявить терпимость и постараться принять действия и особенности характера партнера такими, какие они есть. Тем более что если не просто идти на поводу своего раздражения, а постараться понять, отчего человек стал таким и почему он поступает тем или иным образом, можно найти разумное объяснение.

Как правило, лучший способ понять человека – это постараться представить себя на его месте, “в его шкуре”.

Ссора, к которой привел конфликт интересов, может быть как на бытовом межличностном уровне, так и между группами людей, странами и даже объединениями стран. В чем же отличие семейной ссоры и международного конфликта? Во всех ли случаях народная мудрость применима и актуальна?

Семейная жизнь – сложный тернистый путь, когда две отдельные личности живут совместно, подстраиваясь друг под друга. Часто кому-то из супругов наперекор своим интересам приходится идти навстречу другому. Однако это бывает не всегда просто. Конечно же, лучше всего при назревании внутрисемейной ссоры попытаться абстрагироваться. Можно сходить в кино, прогуляться по парку, пообщаться с друзьями на посторонние темы. Такое отвлечение от назревшего конфликта позволит супругам в какой-то мере остудить свой пыл и задуматься: а стоит ли оно того? Ведь достаточно часто ссоры рождаются из-за мелочей, не стоящих внимания. Тут как нельзя лучше применима мудрость «худой мир лучше доброй ссоры».

Однако этот способ применим не ко всем семейным парам. И тут дело в темпераменте. Для некоторых супругов выпустить пар бывает просто жизненно необходимым явлением. Грандиозный скандал с битьем посуды приносит покой и умиротворение в их семейный очаг. Со стороны кажется, что это не жизнь, а сплошной кошмар. Но они в ссорах выражают свои чувства. В этом случае добрая ссора предпочтительней, так как ее функция не разорвать отношения, а укрепить их.

Иногда же ситуация бывает настолько напряженной и причиняет сторонам такие страдания и муки, что «худой мир» здесь просто невозможен, а «добрая ссора» скорее всего закончится развалом семьи.

Так называемые «добрые ссоры» могут возникать и между отдельными странами или их союзами. Но в отличие от семейных ссор, они влекут тяжелые последствия, связанные с масштабными человеческими и иными потерями. И если для страны смерть нескольких сотен тысяч людей не играет особой роли, то для самого народа это большая трагедия. Да и восстановление экономики и политической стабильности в стране после таких конфликтов, обычно выливающихся в войны, занимает очень много времени и усилий. Нередко возникает вопрос: действительно ли страна-победитель одержала блестящую победу или все-таки потерпела поражение? В международных отношениях народная мудрость, согласно которой худой мир предпочтительнее самой доброй ссоры, как нельзя более кстати.

источник

Безусловный штамп конфликтологии, фраза «Худой мир лучше доброй ссоры» как нельзя более актуальна в нынешней мировой обстановке, и если бы все политические деятели пользовались ею, возможно, жить стало бы не то чтобы проще, но возможно в принципе.

Старая русская пословица первоначально имела более конкретный вариант «Худой мир лучше доброй драки» и впервые в печатном виде появилась в «Пословицах русского народа» В. И. Даля. Эта фраза построена на распространённом противопоставлении двух вечных начал, добра и зла. Устаревшее «худой», то есть непрочный, шаткий, и «добрый», соответственно, крепкий, хороший являются словами-антонимами, в этой же роли выступают здесь и слова «мир» и «ссора».

Стоит отметить, что в данном выражении сравнительные обороты не выделяются знаками препинания ввиду отсутствия союза «чем».

На современном языке эта фраза звучала бы как «Лучше хрупкое перемирие, чем открытая война».

Чем же так плоха ссора, ведь обычно она является способом вытащить на свет то, что накипело, с чем жить больше нельзя, а значит, освобождение от зла? Однако любая ссора – это агрессия, где сложно ответить чем-либо иным, а значит, порочный круг замыкается, вовсе не помогая решить существующие проблемы. Ударить кого-то является простым, а в исключительных случаях и действительно единственно возможным способом поставить на место зарвавшегося, только грань между «можно» и «надо» в данном случае очень уж тонка, а в масштабах государств это «ударить» слишком часто означает «развязать военные действия». Выражение «Худой мир лучше доброй ссоры» зачастую вызывает резкую неприязнь у пламенных борцов за что-либо, которые почитают конфликт основой развития, однако исторические примеры «добрых ссор» наглядно демонстрируют, что за ними стоят искалеченные человеческие судьбы, ответственность за которые этим борцам явно не по плечу.

У данного крылатого выражения есть русские и иностранные аналоги. Вот подобные фразеологизмы:

  • Худое молчание лучше, чем доброе ворчание (рус.)
  • A bad corn promise is better than a good lawsuit (англ.) – Плохой компромисс лучше, чем хорошая тяжба.
  • Ein schlechter Friede ist besser als ein gerechter Krieg (нем.) – Плохой мир лучше, чем правильная война.
  • Parempi laiha sopu kuin lihava riita (фин.) – Лучше худой мир, чем жирный спор.

В повседневной жизни словами «Худой мир лучше доброй ссоры» обычно призывают к примирению людей, уже поссорившихся или готовых перейти к открытому конфликту.

М ногие из вас знакомы с пословицей «Худой мир лучше доброй ссоры», но вряд ли кто-нибудь задумывался над её значением настолько, чтобы решить, согласен он с ней или нет. Поэтому, рассуждение на тему её значения, может не только расширить ваш кругозор и пополнить багаж знаний полезной и интересной информацией, но и поможет определить свою жизненную позицию, разобраться в себе и своих приоритетах. Потому что данная пословица, на самом деле, таит в себе суть куда более глубокую, чем большинство подобных высказываний. И то, согласны вы с ней полностью, частично или категорически не согласны, может послужить оценочным критерием вашего характера и даже указать на некоторые качества. Давайте же разберёмся, какую мысль выражают вышесказанные слова.

Для того чтобы понять пословицу в целом, для начала разберём в отдельности каждое слово, использованное в ней, ведь такой выбор редко бывает случайным.

Старославянское слово «худой» обозначает непрочный, шаткий; а слово «добрый» так же в устаревшем варианте имеется ввиду хороший. То есть, как вы могли заметить, они используются как антонимы. Аналогично противопоставляются такие понятия как «мир» и «ссора». Следовательно, пословица построена на антитезе, и, подобно старой-доброй сказке, утверждает победу добра (в любых его проявлениях) над злом, хорошего над плохим.

Читайте также:  Как сохранить свеклу до весны

Но каждый человек сам определяет вещи как плохие и хорошие. Мы сами проводим черту между добром и злом. Как же распределены роли в нашем случае и что выставлено в лучшем свете?

Не трудно догадаться, что главная идея пословицы в том, чтобы донести нам: любой мир, даже если он шаток и противоречит нашим устоям и не полностью нас удовлетворяет, лучше ссоры, в которой мы отстаивали бы свою позицию. Вопрос довольно спорный и неоднозначный. Это высказывание призвано нести миру спокойствие, и побуждает не нарушать природный баланс и гармонию. Но можем ли мы назвать этот способ достижения цели – терпение и игнорирование проблемы — единственно верным? Едва ли.

С одной стороны, разве не прекрасно было бы, если бы жизнь была устроена именно так? Уступи каждый в споре, придержи каждый язык за зубами, поступись каждый своей позицией – и наверняка мир стал бы куда спокойнее. А скольких войн, демонстраций и других бедствий, спровоцированных человеческим порывом бороться за свои убеждения, удалось бы избежать! Сколько жизней удалось бы спасти! Мы никак не можем отрицать правильность данных слов. А уж категорично заявлять, что они неверны, было бы просто отрицанием очевидного. Но это лишь одна сторона медали.

С другой же стороны, сложно не обратить внимания на недостатки такой позиции. Человеческая натура всегда отличалась стремлением двигаться вперёд, желанием прогрессировать, выражать своё мнение и не столько искать лучшей жизни, сколько создавать её. Да, это свойственно не всем людям. Но всегда, во все времена, при всех раскладах найдутся бунтари с пламенной речью и страстью во взгляде, готовые поднять вопросы, которые не могут оставить равнодушным никого, готовые взбаламутить души людей, разбудить их ото сна. Такие люди полностью противоречат цели пословицы, но именно их мы считаем своими героями, их берём за пример для подражания. Почему же? Значит, они всё же привносят что-то хорошее в наш мир, хотя и рискуют его спокойствием, нарушают его устои?

Попробуем ответить на поставленный вопрос. Человек отличается от животного тем, что помимо инстинктов, он руководствуется зовом сердца; помимо материальных ценностей он имеет высокие, духовные. Поэтому оправдывать подавление своей нужды в самовыражении, в спорах, в противоречиях инстинктом самосохранением, желанием сохранить свою шкуру, можно считать предательством самого себя. Ведь жить в мире безопасном, но лицемерном и неидеальном, не лучшее из возможных вариантов развития событий. Отдавая себе отчёт в том, как категорично звучат эти слова, хочется отметить, что это мнение глубоко субъективное. Но если вы вчитаетесь в эти слова и посмотрите на эту проблему с этой точки зрения, несомненно, не сможете не согласиться.

Невозможно отрицать после всех вышеперечисленных доводов, что эту пословицу можно отнести в разряд спорных. Дискуссии на её тему будут продолжаться вечно, и никогда не удастся прийти к компромиссу или общему заключению, потому что любая точка зрения имеет свои плюсы и минусы и имеет право называться правильной.

Но важно лишь то, что мы однозначно понимаем, что пословица несёт в себе позитивную нагрузку и, хотя сформулирована таким образом, что не может удовлетворить абсолютно всех, призывает сохранить наш дом, Землю, в целости и сохранности для нас самих и наших детей. Стремление, воистину заслуживающее особого внимания и усилий.

Но, возможно, мы сможем достигнуть мира и согласия среди всего человечества не таким путём, какой утверждают слова «Худой мир лучше доброй ссоры», а с помощью открытых дискуссий, свободы слова и толерантного отношения к другим, уважения к чужому мнению. Для этого важно помнить: не суди о правильности чьих-то суждений, пока не посмотришь на ситуацию с его стороны.

*** Внимание! Авторский материал — копирование статьи запрещено

На этой странице: о смысле (значении) такого выражения, как «Худой мир лучше доброй ссоры».

Худой мир лучше доброй ссоры — русская пословица, означающая: Лучше быть в мире, с кем либо, чем ссориться. Нужно делать все, чтобы сохранить мир.

Варианты пословицы — “Худой мир лучше доброй драки”, “Худой мир лучше доброй ссоры”, “Худой спор лучше доброй ссоры”.

“Пространство Эвклида” (1932 г.) (Глава четырнадцатая. СУДОРОГИ), про поражение в русско-японскую войну 1905 года: “Плохой мир — лучше доброй драки, это для утешения себя говорит побежденный, но кислота настроения остается в массах: нас бьют, значит, нас и впредь могут бить, — этот дрянной спортивный осадок не замажешь дипломатическими ухищрениями. “

“Хаджи-Мурат” (1912 г.) — княгиня говорит:

“- Ну, знаете, лучше оставим это. Знаете: худой спор лучше доброй ссоры.”

“Новая дача” — молодая помещица говорит соседним деревенским мужикам:

“Прошу вас, — продолжала она умоляющим голосом и сложила руки на груди, — прошу, относитесь к нам как добрые соседи, будем жить в мире! Сказано ведь, худой мир лучше доброй ссоры, и не купи имение, а купи соседа.”

«Современная идиллия» (1877) — «. я — враг всякой неизвестности и, вопреки известной пословице, нахожу, что добрая ссора все-таки предпочтительнее, нежели худой мир.»

“Капитанская дочка” — капитан крепости, увидев что два молодых человека примирились:

“Давно бы так,- сказал он мне с довольным видом;- худой мир лучше доброй ссоры, а и нечестен, так здоров”

ХУДОЙ МИР. Пословица говорит о том, что даже шаткие неустойчивые мирные отношения лучше откровенной вражды. И хотя здесь звучит слово “добрый” по отношению к ссоре, как мне думается, это слово имеет совсем другой смысл. Ссора по своему существу не может быть доброй. Как-то так.

Пословица, которая заключена в этом вопросе построена на противоположных значениях всех слов, поэтому легко запоминается: полностью она звучит как худой мир лучше доброй ссоры — где значение устаревшего выражения худой -плохой, ненадёжный, но и мир здесь употребляется в значении согласия, отсутствие вражды. Значение слова добрый -хороший. Смысл пословицы — любой мир, даже самый ненадёжный всегда лучше добротной ссоры. Ответ на вопрос — худой мир.

Правильным вариантом ответа будет ХУДОЙ МИР. Это значит мир лишь бы какой, может быть и не очень устраивающий враждующие стороны. Но тем не менее, это всё таки МИР. А не “Добрая ССОРА”. Добрая, здесь это слово в смысле “добротная” настоящая, или можно сказать: Ссора не чуть-чуть, а на “Всю катушку”. ХУДОЙ МИР верный ответ.

Полностью пословица звучит так: Худой мир лучше доброй ссоры.Старославянское “худой”означает шаткий,нестабильный,а добрый имеется ввиду хороший.То есть в этой пословице они выступают как антонимы.В итоге пословица построена на антитезе.

Из всех предоставленных вариантов, остановлюсь на — ХУДОЙ МИР..

источник

Полное собрание материалов по теме: что, по мнению русской пословицы, лучше доброй ссоры – (см)?? от специалистов своего дела.

Безусловный штамп конфликтологии, фраза «Худой мир лучше доброй ссоры» как нельзя более актуальна в нынешней мировой обстановке, и если бы все политические деятели пользовались ею, возможно, жить стало бы не то чтобы проще, но возможно в принципе.

Старая русская пословица первоначально имела более конкретный вариант «Худой мир лучше доброй драки» и впервые в печатном виде появилась в «Пословицах русского народа» В. И. Даля. Эта фраза построена на распространённом противопоставлении двух вечных начал, добра и зла. Устаревшее «худой», то есть непрочный, шаткий, и «добрый», соответственно, крепкий, хороший являются словами-антонимами, в этой же роли выступают здесь и слова «мир» и «ссора».

Стоит отметить, что в данном выражении сравнительные обороты не выделяются знаками препинания ввиду отсутствия союза «чем».

На современном языке эта фраза звучала бы как «Лучше хрупкое перемирие, чем открытая война».

Чем же так плоха ссора, ведь обычно она является способом вытащить на свет то, что накипело, с чем жить больше нельзя, а значит, освобождение от зла? Однако любая ссора – это агрессия, где сложно ответить чем-либо иным, а значит, порочный круг замыкается, вовсе не помогая решить существующие проблемы. Ударить кого-то является простым, а в исключительных случаях и действительно единственно возможным способом поставить на место зарвавшегося, только грань между «можно» и «надо» в данном случае очень уж тонка, а в масштабах государств это «ударить» слишком часто означает «развязать военные действия». Выражение «Худой мир лучше доброй ссоры» зачастую вызывает резкую неприязнь у пламенных борцов за что-либо, которые почитают конфликт основой развития, однако исторические примеры «добрых ссор» наглядно демонстрируют, что за ними стоят искалеченные человеческие судьбы, ответственность за которые этим борцам явно не по плечу.

У данного крылатого выражения есть русские и иностранные аналоги. Вот подобные фразеологизмы:

  • Худое молчание лучше, чем доброе ворчание (рус.)
  • A bad corn promise is better than a good lawsuit (англ.) – Плохой компромисс лучше, чем хорошая тяжба.
  • Ein schlechter Friede ist besser als ein gerechter Krieg (нем.) – Плохой мир лучше, чем правильная война.
  • Parempi laiha sopu kuin lihava riita (фин.) – Лучше худой мир, чем жирный спор.

В повседневной жизни словами «Худой мир лучше доброй ссоры» обычно призывают к примирению людей, уже поссорившихся или готовых перейти к открытому конфликту.

  • Ссора до добра не доводит.
  • Куда ни придет, ссору заведет.
  • Ссоры да розни, своры да козни.
  • Легче ссоры избегать, чем ее прекращать.
  • Всякая ссора красна мировою.
  • Из ничего сыр-бор загорается.
  • Дальше в лес — больше дров; дале в спор — больше слов.
  • Кто любит беситься, тому ни с кем не ужиться.
  • С первой встречи, да озорные речи.
  • Не будет добра, коли меж своими вражда.
  • Пыль столбом, дым коромыслом.
  • Ссора как искра к огню приводит.
  • Не страшны ссоры, где мирятся скоро.
  • Жить с соседом не в ладу, все равно что быть в аду.
  • Сердит — давно не бит.
  • На сердитых воду возят.
  • Оглянись во гневе. Не начинай дела со зла.
  • У палки два конца.
  • Где споры, там и ссоры.
  • Худой мир лучше доброй ссоры.
  • Всякая ссора красна миром.
  • Люби ссору, люби и мир.
  • В ссорах да во вздорах пути не бывает.
  • В ссоре оба проигрывают.
  • Где ссора, там нет удачи. (казах)
  • Мир дает хлеб, а ссора — кручину. (латыш)
  • Ссора и вражда не доведут до добра. (чуваш)
  • Ссора — начало вражды. (кирг)
  • Ссора до добра не доведет. (груз)
  • Кто ветер посеет, бурю пожнет. (груз)
  • Миролюбивый человек ни с кем не поссорится. (арм)
  • Один с огнем, а другой с пламенем. (белор)
  • Когда ссорятся близкие, торжествуют враги. (кирг)

В этой статье представлены русские народные пословицы и поговорки о ссоре и споре, пословицы о ссоре и примирении.

  • В ссоре оба проигрывают.
  • Всякая ссора красна мировою.
  • Где двое бранятся, тут третий не суйся.
  • В ссорах да во вздорах пути не бывает.
  • Люди ссорятся, а судьи кормятся.
  • Легче ссоры избегать, чем прекращать.
  • Лучше первая ссора, чем последняя.
  • Недобранка лучше перебранки.
  • От одного слова да навек ссора.
  • Привычка браниться никуда не годится.
  • Худой мир лучше доброй ссоры.
  • Кто спорит, тот ничего не стоит.
  • Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь.
  • Без спорного слова не беседа.
  • За твое, за мое спор разгорается.
  • Красен разговор, да не спор.
  • Лишний спор – лишняя и склока.
  • Лучше большой спор, чем маленькая ссора.
  • На спор не будь скор.
  • Дальше в лес – больше дров, больше в спор – больше слов.

Это были русские народные пословицы и поговорки о ссоре и споре, о ссоре и примирении.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Ссора в своей семье до первого взгляда.

Всякая ссора красна миром.

Чем меньше сора, тем легче ссора.

Сколько ни мучиться, а без ссоры не прожить.

В ссорах да во вздорах пути не бывает.

Всякая ссора красна мировою.

Ссора до добра не доводит.

Люди ссорятся, а воеводы кормятся.

Детки за игрушки, а матки в ссору.

Лучше один раз разобраться, чем весь век ссориться.

Добрая ссора лучше худого согласья. (действует не всегда)

Один дурак, а умных пятерых ссорит.

Не играй со счетами — ссора будет.

Не дать взаймы — остуда на время; а дать взаймы — ссора навек.

Не дай бог ссориться, да не дай бог и мириться!

Нам нечего ссориться, наследства не делить.

источник

Все мы опасаемся конфликтов. И даже те из нас, кто сознательно провоцирует на конфликт окружающих. Ведь, даже запланированный, он способен обернуться непредвиденными последствиями (зачастую, весьма разрушительными) в силу особенностей вовлеченных в него людей. Поэтому большинство из нас старается придерживаться, на первый взгляд, единственной разумной позиции— избегать конфликта . Собственно, этому нас учили наши родители, а теперь и мы учим наших детей. А как же иначе—великие умы нас учат этому (вспомним хотя бы Карнеги, о котором говорили не так давно).

Но действительно ли стоит всеми правдами и неправдами избегать конфликта? И возможно ли это?

Вот в чем беда: конфликт нам всегда сопутствует, он содержится в любой ситуации. Более того, существуют убеждения, согласно которым человек своим происхождением обязан именно конфликту, будь то конфликт предка человека с факторами природы, или конфликт в раю, в результате которого Адам и его потомство потеряли доступ в Эдемский сад.

Тем не менее, по статистике около 80 % конфликтов происходит помимо воли конфликтующих сторон. Говорить о том, что все мы разные, смысла не вижу. Это и так очевидно. А вот озвучить одну из схем возникновения и развития конфликта считаю уместным. Информация для меня была нова и любопытна. Ведь о таких вещах обычно не задумываешься, хотя стоило бы.

Итак, причиной конфликта является конфликтоген («способствующий конфликту»)—действие или слово, которое может повлечь или, если повезет, не повлечь за собой конфликт. И как раз это «если повезет» играет злую шутку с нами: нам везет, что-то сходит нам с рук в определенной ситуации (например, невнимательность, грубость), мы расслабляемся и действуем в других ситуациях так же. Да вот что-то перестает нам «везти» с другими людьми при других обстоятельствах и. «здравствуй, конфликт!».

Кроме того, не секрет, что мы гораздо более чувствительны к словам и действиям других, чем к тому, что говорим и делаем сами. «В своем глазу бревна не видишь. ». За своими словами и действиями мы не следим, но вот если вдруг заметим «покушение» на наши интересы/свободу/пространство, обидчик будет незамедлительно наказан, да еще сверх меры, чтоб неповадно было. Тут как раз прослеживается и основная закономерность развития конфликта—так называемая эскалация конфликтов, когда на конфликтоген мы стараемся ответить гораздо более сильным конфликтогеном, чтобы компенсировать свой психологический проигрыш, да еще и проучить обидчика.

А если учитывать, что первый конфликтоген чаще всего носит случайный характер (потерял равновесие и толкнул другого, недослышал, не заметил, забыл), и помнить о законе эскалации конфликтов и уметь вовремя остановиться? Было бы конфликтов меньше?

Ну да ладно. Хочется всё же поговорить о том, как конфликт нам «строить и жить помогает».

На самом деле, без конфликта невозможен прогресс. Конфликт—это способ появления чего-то нового, это толчок к изменениям. Движущая сила развития выражается в законе единства и борьбы противоположностей, это всем известно из общего курса философии. А что иное конфликт, как не та самая борьба противоположностей.

Когда конфликт может действительно приносить пользу межличностным или внутригрупповым отношениям? Только когда он реалистичен, т.е. его причина—реальная неудовлетворенность каких-то требований или несправедливость, а вовсе не попытка выплеснуть на собеседника отрицательные эмоции или показать свою враждебность (в таком случае конфликт становится самоцелью, а не способом достижения определенного результата).

Ну и «полезный» конфликт должен быть обязательно конструктивным. Точнее, способы его решения должны быть таковыми. Конструктивные стратегии решения конфликта всегда направлены на работу с самой проблемой, ее содержанием и нацелены на преодоление проблемы, а не на смягчение конфликтной ситуации и ее последствий.

Вот тут и выплывает неконструктивность так нами любимых уклонения от конфликта, уступчивости (когда человек идет навстречу другому, принося в жертву свои интересы), замалчивания (игнорирования) конфликта.

Кстати, встретила в сети любопытный пример, характеризующий последнюю стратегию, хоть и косвенно, хоть и из другой области. В нем речь идет об одном из семейных мифов “Один за всех и все за одного”, описанном “Миланской группой” (Selvini Palazzoli M., Boscolo L., Cecchin G., .Pratta G.) в книге “Парадокс и контрпарадокс”. Для наших реалий предложено название “Мы – дружная семья”. В дружной семье не может быть открытых конфликтов, и уж тем более при детях. Сор из избы не выносится никогда. Отношения не выясняются, все конфликты замазываются. Принято чувствовать только любовь, нежность, умиление, жалость и благодарность. Остальные чувства – обида, гнев, разочарование и прочие – игнорируются или вытесняются. Но когда кто-то из семьи не может игнорировать свои нормальные и неизбежные отрицательные чувства к родственникам, начинаются проблемы. К типичным проблемам «дружной семьи» относят тревожно-депрессивные расстройства, агрессивное поведение, анорексию. Впечатляет, правда?

Зачастую и компромисс нельзя назвать конструктивной стратегией решения конфликта. Даже если в данный момент конфликт исчерпан путем компромисса, впоследствии «половинчатость» решений (ведь при компромиссе мы идем на некоторые уступки) может повлечь за собой новые конфликты.

Единственной оптимальной стратегией является сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять (помните Хабермаса?). А это, в свою очередь, дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы». При сотрудничестве проблема решается тем путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению; совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь; люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям. При разрешении конфликта стороны приобретают положительный опыт разрешения противоречий, что вселяет в них уверенность в своих силах и оптимизм—улучшается качество отношений.

Так что миф о том, что конфликты—это признак плохих отношений, можно считать развенчанным. Сложные периоды бывают в любых отношениях. И перспектива разрешить конфликт – это шанс и вызов для отношений, возможность перейти на качественно новый, более совершенный этап отношений. Главное—помнить о том, что бессмысленно искать виноватого в конфликте, ведь ответственность за результаты взаимодействия всегда лежит на обеих его сторонах.

Думаю, многие слышали, что китайцы, коим мудрости не занимать, образуют иероглиф «конфликт» путем комбинации двух значений– «благоприятная возможность» и «опасность». Почему бы изредка не пользоваться, но только с умом, такой возможностью качественно улучшить свой мир?

источник

Adblock
detector