Меню

Грибы опята питающиеся мертвыми органическими остатками пней относятся

Грибы опята — это очень сложная и изменчивая по своему составу группа, которая объединяет грибы из разных семейств. Они растут обширными семьями на пнях, упавших и живых деревьях, на покрове из разлагающейся листвы, в траве. Чаще всего встречаются грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней. Некоторые из них являются паразитами, поскольку они селятся на живых деревьях (березах, осинах, елях) и очень стремительно их уничтожают. Микологи относят данные грибы к 3-4 разряду пищевой ценности, но бывалые грибники считают их одними из лучших для консервирования и заморозки.

Грибы опята — это очень сложная и изменчивая по своему составу группа, которая объединяет грибы из разных семейств

Опята делятся на ложные и настоящие. Кроме несъедобных «родственников» они еще имеют весьма ядовитых двойников вне своей группы. Так как все опята не имеют обобщенных для всех видов характеристик, их очень сложно различать. Кроме этого, некоторые виды могут частично «изменять внешность». Эти метаморфозы зависят от погодных условий или дерева, на котором селятся грибы.

Съедобные опята очень полезны для человека, так как имеют богатый химический состав, содержат природные антибиотики и противораковые вещества. Для восполнения суточной нормы в витаминах B1 и С достаточно съесть всего 100 г готового продукта. Быстроусвояемые белки, витамины E, PP и B2, натрий, калий, марганец только повышают диетическую ценность этих грибов. Входящие в их состав кальций и фосфор приравнивают грибные блюда к рыбным, а наличие железа благотворно влияет на работу щитовидной железы и кровеносной системы человека.

Гриб опенок луговой (Marasmius oreades) относящийся к семейству трихоломовых растет на лугах, опушках, пастбищах, вдоль дорог. Второе название — негниючник луговой, или гвоздичный гриб. Семья обычно располагается большими кольцами, которые в народе называю ведьмиными. Размер этих кругов с каждым годом увеличивается. Некоторым из них бывает по нескольку сотен лет. На лугах растут и похожие на этот гриб ядовитые говорушки агрестис. У них тесно прилегающие друг к другу пластинки и хрупкие ножки. Верх шляпки напоминает стекло, обрамленное колечком. Похожа на негниючник луговой и малоприятная, но не ядовитая коллибия лесолюбивая.

Опята луговые очень маленькие, поэтому легко прячутся в сухой период. Хорошо их видно после дождя. Эти грибы в первую очередь используют для супов. Лучше всего собирать только шляпки, поскольку ножка у них слишком жесткая. Собирают их с июня по октябрь. Луговые опята слегка пахнут гвоздикой или горьким миндалем, обладают своеобразным сладковатым привкусом. Они имеют телесно-коричневую или бежевую шляпку (диаметр 3-9 см) с гофрированными краями. Пластинки беловатые, отделяются друг от друга. Споры белые. Ножка белая, жесткая. В некоторых районах Европы встречается часто.

Опенок летний (Pholiota mutabilis) относится к группе строфариевых и распространен по всей Европе. Эти ценные съедобные грибы имеют непревзойденный и приятный ореховый аромат. Они отлично подходят для горячих грибных блюд. В пищу пригодны только шляпки, так как остаток гриба довольно жесткий. Для того чтобы не спутать летние опята с грибами-двойниками опенок, а именно ядовитой галериной окаймленной, их рекомендуется собирать вместе с ножками. Этот вид опят растет с мая по октябрь на мертвых, загнивающих лиственных (реже хвойных) деревьях, очень любит пеньки. Он имеет шляпку диаметром 5-8 см от желтого до оранжево-коричневого цвета. Мякоть коричневая, пластинки орехово-коричневые, а споры землисто-коричневые. Верхняя часть ножки кремовая, после кожистой зоны кольца покрыта коричневыми чешуйками.

Этот гриб легко узнать в сырую погоду, так как его увеличивающаяся от сырости гладкая клейкая шляпка становится двухцветной (нежно-коричневая середина и темная широкая кайма по краю). У молодых экземпляров шляпка маленькая, выпуклая, закрыта снизу пленочным покрывалом. По мере созревания опенка она становится плоскоокруглой, а с былого покрывала на ножке формируется пленчатое кольцо. В период засухи шляпки летних опят немного высыхают и становятся однотонного медового цвета. Различать их нужно по таким признакам: наличие кольца на чешуйчатой ножке, кремово-бежевые пластинки, коричневый слой из спор, который осыпается из старых экземпляров на шляпки молодых грибов.

Королевские опята (Pholiota aurivella) относятся к роду чешуйчаток семейства строфариевые. Второе их известное название — чешуйчатка золотистая. Их шляпки могут быть до 20 см в диаметре, а высота — 15-20 см, что делает этот вид опят поистине королевскими. Эти грибы отличаются от обычных опят тем, что похожи на «ежиков». Растут, как и остальные представители этой группы, дружными семьями. Королевские опята имеют коричнево-золотистую или ржаво-желтую шляпку с разбросанными по всей ее поверхности бурыми заостренными чешуйками. Пластинки широкие, светло-соломенные, приросшие к ножке зубцами. Мякоть у чешуйчаток золотистых беловатая, с желтым оттенком. Растут они в лиственных лесах, предпочитают селиться на иве, ольхе или рядом с ними. Временами их можно встретить на березовых пнях. Лучше всего собирать эти грибы с августа по сентябрь.

Благодаря разнообразию микроэлементов и аминокислот королевские опята очень полезны для здоровья. Чешуйчатка золотистая содержит фосфор, кальций, железо, натрий, магний, полезные аминокислоты, протеин, витамины. Многие полезные вещества в этом виде грибов в разы выше, чем в остальных видах опят. Так как чешуйчатку золотистую относят к 4 классу, перед употреблением их необходимо отварить.

  • верхний слой шляпки влажный, слизистый;
  • шляпка размером 2-5 см, коричнево-оранжевая, с короткой гофрировкой;
  • споры белые;
  • пластинки кремовые, удалены друг от друга;
  • мякоть беловато-желтая, кремовая на изломе;
  • отсутствие кольца и чешуек на тонкой ножке;
  • ножка черно-коричневая, бархатистая.

Этот зимний гриб очень ценится заядлыми грибниками. Необычное время произрастания (ноябрь-март) не позволяет спутать их с другими грибами. Он растет, как правило, в речных поймах, вдоль ручьев, среди опавших ивовых ветвей, иногда их можно найти в сырых буковых лесах. Зимние опята встречаются чаще всего в центре и на севере Европы. Следует быть предельно осторожным, поскольку мягкой зимой в тех же местах можно встретить сильно ядовитый гриб галерину окаймленную. Ее легко отличить по серебристой ножке с прожилками.

Несмотря на то, что фламмулина (зимний опенок) классифицируется как условно-съедобный гриб, бывалые грибники считают его не только одним из лучших по вкусовым качествам среди опят, но и более приемлемым для домашнего культивирования. В пищу употребляют только шляпки, так как ножки слишком сухие. Выросшие дома зимние грибы намного вкуснее, чем их лесные сородичи, и при этом совершенно безопасны для здоровья человека.

Опята пользуются огромной популярностью у грибоводов. Можно выращивать как летний опенок, так и зимний. Культивирование летних грибов осуществляют на чурках, древесных отходах, пнях и ветках. Выращивание зимнего опенка возможно при определенных климатических условиях: высокая влажность, слабая освещенность и пониженная температура. Также им необходим определенный состав субстрата, чтобы было чем питаться во время роста.

Фламмулину на Востоке ценят за хорошие вкусовые качества и за целебные свойства. В ее состав входят вещества, которые снижают риск раковых заболеваний. Шляпки молодых грибочков можно есть в сыром виде и добавлять их в холодные закуски и салаты. Ножки фламмулины, выращенной искусственно, достаточно мягкие и могут быть использованы после предварительного отваривания. Грибы в домашних условиях при недостаточном освещении могут вырасти почти белыми, что совершенно не влияет на их вкус и полезные свойства.

Читайте также:  Какие витамины содержит картофель

Итак, рассмотрим более детально, как выращивать опята в домашних условиях (от изготовления субстрата до сбора урожая).

Можно купить в магазине специальные субстратные блоки, которые полностью готовы для посадки мицелия, а можно изготовить их самостоятельно.

Для изготовления двухлитрового субстратного блока берем 200 г смеси сосновых опилок, лузги подсолнечника, рубленых тонких веточек кустарников и лиственных пород деревьев (кроме дуба). Добавляем в состав 70 г перловки или ячменя и одну чайную ложку без горки мела (известковой муки). Все перемешиваем, полностью заливаем водой и оставляем на 5-10 минут. Провариваем в течение 45 минут после закипания и процеживаем. Эта процедура нужна для уничтожения плесени, спор и вредных бактерий. Подсушиваем полученную смесь на противне в духовом шкафу на слабом огне около 20 минут.

Остывший субстрат выкладываем в двухлитровую банку или плотный целлофановый пакет с аналогичной емкостью. Охлаждаем готовый блок в холодильнике. Его температура должна быть ниже комнатной. Разминаем чистыми руками зерновой мицелий, выкладываем примерно 20 г на поверхность субстрата и уплотняем. Далее нужно закупорить блок. Пакет завязываем, а банку закрываем капроновой крышкой. Делаем сверху отверстие диаметром 3 см и вставляем в него ватную пробку. Помещаем блоки на месяц в помещение с температурным режимом 12-20 °C. По окончании этого срока почва в блоке уплотняется и светлеет, а на ее поверхности появляются зачатки будущих грибов в виде бугорков.

Как вырастить грибы в своем доме? Для роста опят в домашних условиях нужна температуре 8-12 °C и влажность воздуха 80%. После появления зачатков блоки уже не нужно закупоривать. Пакеты развязывают, а с банок снимают крышки. При высокой влажности можно полностью освободить блок от полиэтилена, тогда опята будут расти в разные стороны. Для получения аккуратного грибного пучка с высокими ножками на горлышко банки можно надеть рубашку из картона.

В холодное время года выращивание грибов можно организовать на стандартном застекленном балконе и при этом несколько раз собирать неплохой урожай. Выращивая дома фламмулину, нужно помнить, что ее споры не должны попадать на живые деревья. Этот гриб может не только выбрать для своего существования пень погибшего дерева, но и поселиться на плодовых деревьях вашего сада.

источник

Выберите один правильный ответ.

  • 1. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе:
  • 1) сапротрофов;
  • 2) паразитов;
  • 3) автотрофов;
  • 4) симбионтов.
  • 2. Исходным материалом для естественного отбора служит:
  • 1) борьба за существование;
  • 2) мутационная изменчивость;
  • 3) изменение среды обитания организмов;
  • 4) приспособленность организмов к среде обитания.
  • 3. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате:
  • 1) освоения видом новых территорий;
  • 2) прямого воздействия среды на организм;
  • 3) дрейфа генов и увеличения численности гомозигот;
  • 4) естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками.
  • 4. К биотическим компонентам экосистемы относят:
  • 1) газовый состав атмосферы;
  • 2) состав и структуру почвы;
  • 3) особенности климата и погоды;
  • 4) продуцентов, консументов, редуцентов.
  • 5. Какой объект отсутствует в приведенной ниже цепи питания:

листовой опад -». -» еж —» лисица:

  • 1) крот;
  • 2) кузнечик;
  • 3) дождевой червь;
  • 4) плесневые грибы?
  • 6. Причиной биогенной миграции атомов являются:
  • 1) сезонные изменения в природе;
  • 2) индивидуальное развитие организмов;
  • 3) колебания численности популяций одного вида;
  • 4) дивергенция видов.
  • 7. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида:
  • 1) географическому;
  • 2) генетическому;
  • 3) морфологическому;
  • 4) экологическому.
  • 8. Пример внутривидовой борьбы за существование:
  • 1) соперничество самцов из-за самки;
  • 2) борьба с засухой растений пустыни;
  • 3) сражение хищника с жертвой;
  • 4) поедание птицами плодов и семян.
  • 9. Приспособленность организмов к среде обитания — результат:
  • 1) стремления особей к самоусовершенствованию;
  • 2) проявления конвергенции;
  • 3) методического отбора;
  • 4) взаимодействия движущих сил эволюции.
  • 10. У человека в связи с трудовой деятельностью:
  • 1) сформировался свод стопы;
  • 2) когти превратились в ногти;
  • 3) большой палец кисти противопоставляется остальным;
  • 4) позвоночник имеет S-образную форму.
  • 11. К абиотическим факторам среды относят:
  • 1) подрывание кабанами корней;
  • 2) нашествие саранчи;
  • 3) образование колоний птиц;
  • 4) обильный снегопад.
  • 12. В преобразовании биосферы ведущую роль играют:
  • 1) живые организмы;
  • 2) химические процессы;
  • 3) физические процессы;
  • 4) механические явления.
  • 13. Необходимое условие устойчивого развития биосферы:
  • 1) создание искусственных агроценозов;
  • 2) сокращение численности хищных животных;
  • 3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей;
  • 4) уничтожение насекомых — вредителей сельскохозяйственных культур.
  • 14. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации:
  • 1) кислорода;
  • 2) углекислого газа;
  • 3) сернистого газа;
  • 4) паров воды.
  • 15. Популяция является структурной единицей:
  • 1) отряда;
  • 2) семейства;
  • 3) рода;
  • 4) вида.
  • 16. Процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях среды наследственными признаками, называют:
  • 1) искусственным отбором;
  • 2) борьбой за существование;
  • 3) естественным отбором;
  • 4) видообразованием.
  • 17. Какой фактор в эволюции человека практически утратил свое значение в настоящее время:
  • 1) пространственная изоляция;
  • 2) наследственная изменчивость;
  • 3) комбинативная изменчивость;
  • 4) мутационный процесс?
  • 18. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне:
  • 1) недостаток влаги;
  • 2) высокая температура;
  • 3) отсутствие перегноя;
  • 4) интенсивное ультрафиолетовое излучение.
  • 19. Определите консумента второго порядка в цепи питания: листья липы —> гусеницы непарного шелкопряда —> жук пахучий красотел —» обыкновенный скворец —» ястреб-перепелятник:
  • 1) ястреб-перепелятник;
  • 2) обыкновенный скворец;
  • 3) жук пахучий красотел;
  • 4) гусеница непарного шелкопряда.
  • 20. Устойчивость биогеоценоза определяется:
  • 1) закономерностями наследственности и изменчивости;
  • 2) разнообразием его видового состава;
  • 3) конкуренцией между организмами;
  • 4) популяционными волнами.
  • 21. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду обитания, что способствует:
  • 1) круговороту веществ;
  • 2) саморазвитию экосистем;
  • 3) размножению организмов;
  • 4) росту и развитию организмов.
  • 22. Сходство и родство организмов, обусловленные общностью их происхождения, лежит в основе:
  • 1) формирования между ними пищевых связей;
  • 2) их участия в круговороте веществ;
  • 3) их совместного обитания в экосистеме;
  • 4) их классификации, объединения в группы.
  • 23. Каковы последствия действия движущего отбора:
  • 1) сохранение старых видов;
  • 2) поддержание нормы реакции;
  • 3) появление новых видов;
  • 4) устранение особей с новыми мутациями?
  • 24. Какой фактор антропогенеза можно отнести к биологическим?
  • 1) общественный образ жизни;
  • 2) устную и письменную речь;
  • 3) естественный отбор;
  • 4) благоустройство жилища.
  • 25. Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками:
  • 1) географическому;
  • 2) экологическому;
  • 3) морфологическому;
  • 4) генетическому?
  • 26. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов являются предпосылкой:
  • 1) борьбы за существование;
  • 2) мутационной изменчивости;
  • 3) изоляции популяций;
  • 4) понижения уровня организации видов?
  • 27. К результатам эволюции относят:
  • 1) борьбу за существование и естественный отбор;
  • 2) приспособленность и многообразие видов;
  • 3) мутационную и комбинативную изменчивость;
  • 4) модификационную и коррелятивную изменчивость.
  • 28. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека:
  • 1) способности различать запахи;
  • 2) прямохождения;
  • 3) членораздельной речи;
  • 4) особенностей строения позвоночника.
  • 29. Какой из примеров относят к биотическим факторам:
  • 1) поедание тлей божьими коровками;
  • 2) весенний разлив реки;
  • 3) сезонное пересыхание водоема;
  • 4) поглощение культурными растениями минеральных удобрений?
  • 30. Определите консумента первого порядка в цепи питания: листья липы —» гусеницы непарного шелкопряда —> обыкновенный скворец ястреб-перепелятник:
  • 1) гусеницы непарного шелкопряда;
  • 2) обыкновенный скворец;
  • 3) листья липы;
  • 4) ястреб-перепелятник.
  • 31. Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности:
  • 1) дрожжевых грибов;
  • 2) клубеньковых бактерий;
  • 3) молочнокислых бактерий;
  • 4) плесневых грибов.
  • 32. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ:
  • 1) в ней преобладают консументы;
  • 2) она имеет длинные цепи питания;
  • 3) в ее состав входит небольшое число видов;
  • 4) одни виды вытесняют другие виды?
  • 33. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:
  • 1) наличием подвижного сочленения верхней и нижней челюстей;
  • 2) преобладанием мозгового отдела черепа над лицевым;
  • 3) наличием швов между костями мозгового отдела;
  • 4) особенностью строения костной ткани.
  • 34. Чему способствовало появление прямохождения у предшественников человека:
  • 1) появлению общественного образа жизни;
  • 2) формированию свода стопы;
  • 3) формированию изгибов позвоночника;
  • 4) пребразованию объема мозгового черепа над лицевым?
  • 35. При длительном сохранении постоянных условий среды в популяциях вида:
  • 1) возрастает число спонтанных мутаций;
  • 2) проявляется стабилизирующий отбор;
  • 3) проявляется движущий отбор;
  • 4) усиливаются процессы дивергенции.
  • 36. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты:
  • 1) участвуют в образовании органических веществ из неорганических;
  • 2) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ;
  • 3) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию;
  • 4) поглощают углекислый газ и кислород.
Читайте также:  Матиз радиатор печки как снять

Задания 1—3: выберите три верных ответа из шести, запишите их в бланк в порядке возрастания

  • 1. В связи с прямохождением у человека:
  • 1) освобождаются верхние конечности;
  • 2) стопа приобретает сводчатую форму;
  • 3) большой палец руки противостоит остальным;
  • 4) таз расширяется, его кости срастаются;
  • 5) мозговой отдел черепа меньше лицевого;
  • 6) уменьшается волосяной покров.
  • 2. В чем сходство природной и искусственной экосистем:
  • 1) небольшое число видов;
  • 2) наличие цепей питания;
  • 3) замкнутый круговорот веществ;
  • 4) использование солнечной энергии;
  • 5) использование дополнительных источников энергии;
  • 6) наличие продуцентов, консументов, редуцентов?
  • 3. Новый вид может возникнуть в результате:
  • 1) миграции особей со сходными генотипами из соседних популяций;
  • 2) постепенного накопления мутаций, сохраняемых отбором;
  • 3) в результате отсутствия отбора в пользу или против какого- либо гена;
  • 4) скрещивания особей с отличающимися по генотипу;
  • 5) расселения популяций за пределы ареала вида;
  • 6) размножения групп организмов одного вида в разные сезоны года.

При выполнении заданий 4—6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.

4. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.

  • а) онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы;
  • б) крыло птицы и лапа крота — гомологичные органы;
  • в) в стаде лошадей возможно появление трехпалых особей;
  • г) зародыш млекопитающего имеет жаберные щели;
  • д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы
  • 1) эмбриологические;
  • 2) сравнительноанатомические

5. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

  • а) освоение особями вида новых территорий;
  • б) изменение особей в пределах ареала вида;
  • в) разделение ареала вида естественными преградами (реки, горы и др.);
  • г) разделение ареала искусственными преградами (железные дороги);
  • д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала
  • 1) экологическое;
  • 2) географическое

6. Укажите биологические явления (перечислены слева), характерные для определенных уровней организации живого (указаны справа).

  • а) круговорот веществ и поток энергии;
  • б) транскрипция;
  • в) обмен генетической информацией при свободном скрещивании;
  • г) индивидуальное развитие;
  • д) трансляция;
  • 1) популяционно-видовой;
  • 2) клеточный;
  • 3) организменный;
  • 4) биогеоценотический;
  • 5) молекулярногенетический
  • е) наименьшая единица живого, самостоятельно существующая в среде;
  • ж) наименьшая единица эволюции;
  • з) репликация ДНК;
  • и) мутация;
  • к) митоз

При выполнении заданий 7, 8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

Дайте развернутый ответ на задания 1—6.

источник

Выберите один привольный ответ.

1. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе:

2. Исходным материалом для естественного отбора служит:

1) борьба за существование;

2) мутационная изменчивость;

3) изменение среды обитания организмов;

4) приспособленность организмов к среде обитания.

3. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате:

1) освоения видом новых территории;

2) прямого воздействия среды на организм;

3) дрейфа генов и увеличения численности гомозигот;

4) естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками.

4. К биотическим компонентам экосистемы относят:

1) газовый состав атмосферы;

2) состав и структуру почвы;

3) особенности климата и погоды;

4) продуцентов, консументов, редуцентов.

5. Какой объект отсутствует в приведенной ниже цепи питания: листовой опад → . → еж → лисица:

6. Причиной биогенной миграции атомов являются:

1) сезонные изменения в природе;

2) индивидуальное развитие организмов;

3) колебания численности популяций одного вида;

7. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида:

8. Пример внутривидовой борьбы за существование:

1) соперничество самцов из-за самки;

2) борьба с засухой растений пустыни;

3) сражение хищника с жертвой;

4) поедание птицами плодов и семян.

9. Приспособленность организмов к среде обитания — результат:

1) стремления особей к самоусовершенствованию;

2) проявления конвергенции;

4) взаимодействия движущих сил эволюции.

10. У человека в связи с трудовой деятельностью:

1) сформировался свод стопы;

Читайте также:  Метод изучения английского языка ильи франка

2) когти превратились в ногти;

3) большой палец кисти противопоставляется остальным;

4) позвоночник имеет S-образную форму.

11. К абиотическим факторам среды относят:

1) подрывание кабанами корней;

3) образование колоний птиц;

12. В преобразовании биосферы ведущую роль играют:

13. Необходимое условие устойчивого развития биосферы:

1) создание искусственных агроценозов;

2) сокращение численности хищных животных;

3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей;

4) уничтожение насекомых — вредителей сельскохозяйственных культур.

14. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации:

15. Популяция является структурной единицей:

16. Процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях среды наследственными признаками, называют:

2) борьбой за существование;

17. Какой фактор в эволюции человека практически утратил свое значение в настоящее время:

1) пространственная изоляция;

2) наследственная изменчивость;

3) комбинативная изменчивость;

18. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне:

4) интенсивное ультрафиолетовое излучение.

19. Определите консумента второго порядка в цепи питания: листья липы → гусеницы непарного шелкопряда → жук пахучий красотел → обыкновенный скворец → ястреб-перепелятник:

4) гусеница непарного шелкопряда.

20. Устойчивость биогеоценоза определяется:

1) закономерностями наследственности и изменчивости;

2) разнообразием его видового состава;

3) конкуренцией между организмами;

21. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду обитания, что способствует:

4) росту и развитию организмов.

22. Сходство и родство организмов, обусловленные общностью их происхождения, лежит в основе:

1) формирования между ними пищевых связей;

2) их участия в круговороте веществ;

3) их совместного обитания в экосистеме;

4) их классификации, объединения в группы.

23. Каковы последствия действия движущего отбора:

1) сохранение старых видов;

2) поддержание нормы реакции;

4) устранение особей с новыми мутациями?

24. Какой фактор антропогенеза можно отнести к биологическим?

1) общественный образ жизни;

2) устную и письменную речь;

25. Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками:

26. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов являются предпосылкой:

1) борьбы за существование;

2) мутационной изменчивости;

4) понижения уровня организации видов?

27. К результатам эволюции относят:

1) борьбу за существование и естественный отбор;

2) приспособленность и многообразие видов;

3) мутационную и комбинативную изменчивость;

4) модификационную и коррелятивную изменчивость.

28. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека:

1) способности различать запахи;

4) особенностей строения позвоночника.

29. Какой из примеров относят к биотическим факторам:

1) поедание тлей божьими коровками;

3) сезонное пересыхание водоема;

4) поглощение культурными растениями минеральных удобрений?

30. Определите консумента первого порядка в цепи питания: листья липы → гусеницы непарного шелкопряда → обыкновенный скворец → ястреб-перепелятник:

1) гусеницы непарного шелкопряда;

31. Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности:

32. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ:

1) в ней преобладают консументы;

2) она имеет длинные цепи питания;

3) в ее состав входит небольшое число видов;

4) одни виды вытесняют другие виды?

33. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:

1) наличием подвижного сочленения верхней и нижней челюстей;

2) преобладанием мозгового отдела черепа над лицевым;

3) наличием швов между костями мозгового отдела;

4) особенностью строения костной ткани.

34. Чему способствовало появление прямохождения у предшественников человека:

1) появлению общественного образа жизни;

2) формированию свода стопы;

3) формированию изгибов позвоночника;

4) преобразованию объема мозгового черепа над лицевым?

35. При длительном сохранении постоянных условий среды в популяциях вида:

1) возрастает число спонтанных мутаций;

2) проявляется стабилизирующий отбор;

3) проявляется движущий отбор;

4) усиливаются процессы дивергенции.

36. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты:

1) участвуют в образовании органических веществ из неорганических;

2) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ;

3) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию;

4) поглощают углекислый газ и кислород.

Задания 1—3: выберите три верных ответа из шести, запишите их в бланк в порядке возрастания

1. В связи с прямохождением у человека:

1) освобождаются верхние конечности;

2) стопа приобретает сводчатую форму;

3) большой палец руки противостоит остальным;

4) таз расширяется, его кости срастаются;

5) мозговой отдел черепа меньше лицевого;

6) уменьшается волосяной покров.

2. В чем сходство природной и искусственной экосистем:

3) замкнутый круговорот веществ;

4) использование солнечной энергии;

5) использование дополнительных источников энергии;

6) наличие продуцентов, консументов, редуцентов?

3. Новый вид может возникнуть в результате:

1) миграции особей со сходными генотипами из соседних популяций;

2) постепенного накопления мутаций, сохраняемых отбором;

3) в результате отсутствия отбора в пользу или против какого-либо гена;

4) скрещивания особей с отличающимися по генотипу;

5) расселения популяций за пределы ареала вида;

6) размножения групп организмов одного вида в разные сезоны года.

При выполнении заданий 4—6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.

4. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.

а) онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы;

б) крыло птицы и лапа крота — гомологичные органы;

в) в стаде лошадей возможно появление трехпалых особей;

г) зародыш млекопитающего имеет жаберные щели;

д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы

5. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

а) освоение особями вида новых территорий;

б) изменение особей в пределах ареала вида;

в) разделение ареала вида естественными преградами (реки, горы и др.);

г) разделение ареала искусственными преградами (железные дороги);

д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала

6. Укажите биологические явления (перечислены слева), характерные для определенных уровней организации живого (указаны справа).

а) круговорот веществ и поток энергии,

в) обмен генетической информацией при свободном скрещивании;

г) индивидуальное развитие;

е) наименьшая единица живого, самостоятельно существующая в среде;

ж) наименьшая единица эволюции;

При выполнении заданий 7, 8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

7. Расположите в хронологической последовательности этапы химической и биологической эволюции:

б) прокариотические клетки;

д) абиогенный синтез простых органических веществ (мономеров);

ж) образование биологических мембран;

з) образование систем самовоспроизводяшихся молекул с обратной связью;

к) небиогенная полимеризация мономеров.

8. Укажите хронологически последовательные этапы эволюции ископаемых форм предков современного человека и человекообразных обезьян:

Дайте развернутый ответ на задания 1—6.

1. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.

2. Какие особенности строения скелета человека обусловлены прямохождением и вертикальным положением тела? Укажите не менее четырех особенностей.

3. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

4. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трех изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

5. Агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее трех доказательств этого утверждения.

6. Какими путями может достигаться биологический прогресс?

источник

Adblock
detector