Меню

Главным принципом консервативной модели социальной политики является

Вопрос о количестве и классификации социальных моделей весьма сложный и многогранный. Стоит рассмотреть основные группы, которые базируются на принципах, что вытекают из степени и роли участия государства, отдельных граждан и институтов гражданского общества в реализации социальной политики.

Основным критерием оценки моделей социальной политики является возможность достижения социального эффекта в форме решения проблем бедности и занятости. Акцент на занятость и социальное перераспределение доходов через фискальную политику делается в социально-демократической модели. Консервативная модель отличается значительным акцентом на занятости, но не на перераспределении. В данной модели можно наблюдать феномен работающего бедняка.

Либеральная модель социальной защиты отличается тем, что уровень распределения занятости основной части граждан ниже, нежели уровень социального перераспределения. И наконец, латинская или католическая модель отличается тем, что занятость и социальное перераспределение достаточно низкие. Можно подытожить, что государство с либеральной и социал-демократической моделями социальной защиты отличается умеренной степенью бедности, в то время, когда страны с католической и консервативной моделями – более высокую.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Чтобы разобраться в особенностях и характеристиках моделях социальной политики, необходимо рассмотреть их более подробно:

  1. Социал-демократическая модель. Ее называют еще нордической или скандинавской. Социальное распределение в данном случае основано на принципе универсализма. На социальное обслуживание и обеспечение, которые реализуются через государственный бюджет, имеют право все граждане страны. Государственные налоги, реализуемые рез розничные товары и услуги, имеют косвенный характер. Только доходы облагаются прямым доходом. Социал-демократическая модель базируется на таких принципах: независимо от возраста и производительности, все люди имеют одинаковую ценность, социальная поддержка оказывается только добровольно, она должна быть непрерывной и охватывать все сферы жизни человека, а также ей свойственны гибкость, доступность и возможность выровнять социальные условия всех групп населения.
  2. Консервативная модель. Она также имеет несколько названий: институциональная и континентальная европейская. Основным направлением является упор на страхование и рынок. Данная модель основана на тех принципах, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Социальное обслуживание государство не организует. Проблемы в данном случае могут возникать у тех слоев населения, которые не имеют страховки, поэтому они могут рассчитывать только на местные органы благотворительности и общественную помощь и поддержку. При этом страховые взносы работника и бюджетные отчисления практические равны. Основными каналами перераспределения в данном случае являются социально-страховые и государственные фонды.
  3. Либеральная модель. Ее также можно встретить под названием американо-британская модель. Она рассматривает рынок, как основную сферу для организации взаимодействия между людьми. Данная модель предусматривает применение социального обеспечение остаточного типа, когда граждане могут существовать в обществе и без него. Государство несет ограниченную ответственность за социальное обеспечение населения страны. Реализация либеральной модели из-за остаточного типа финансирования напрямую зависит от большого объема формальной и добровольной помощи.
  4. Католическая модель. Главным принципом этой модели социальной политики является вспомогательность, которой руководствуется ближайшая инстанция для решения возможных проблем. В данном случае первой инстанцией является индивидуум, следующей – община, церковь, гражданские организации. Если это не принесет результата, то индивидуум может воспользоваться услугами страхования. Крайней инстанцией является государство.
  5. Бисмарковская модель. Данная модель социальной политики заключается в установлении жесткой связи между социальной защитой и успешностью социальной деятельности. Социальные права в данном случае обусловлены теми отчислениями, которые выплачиваются все время (социальные выплаты принимают форму страховых взносов). Страховые кассы собирают отчисления из зарплаты сотрудников, формируя при этом страховые фонды. В данном случае социальная защита не зависит от бюджета государства.
  6. Бевериджская модель. Особенностью данной модели социальной защиты является то, что каждый человек имеет право даже на минимальную защищенность по отношению к болезням, старости или по другим причинам сокращения своих ресурсов. В тех государствах, которые работают с данной моделью, действуют проекты страхования от заболеваний, а пенсионные системы обеспечивают доходы всем престарелым вне зависимости от прошлых отчислений с заработной платы. Такие системы финансируются из государственного бюджета.
  7. Рудиментарная модель. Данная модель социальной политики широко используется в странах Южной Европы. В этих государствах только в последние годы под воздействием социально-экономических изменений сформировались системы социального обеспечения. Тут предусмотрено социальное страхование и страхование на производстве.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В основе консервативной модели заложена концепция того, что благодеяние в индустриальных западных странах уже достигнуто. Остальные государства выберут данный путь социального и экономического развития несколько позже или же окажутся аутсайдерами.

Основная идея консервативной модели заключается в том, чтобы публичную эффективность проводить мирно и с такой эффективностью, которая сможет вывести экономическое состояние государства и социальную политику на уровень интересов и потребностей большинства граждан страны. В данном случае речь идет о разумных потребностях, которые под силу осуществить государству.

Рисунок 1. Консервативная модель социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При консервативной модели социальной политики выполняется прагматичный подход к предоставлению социальных услуг государством. Благодаря этому можно сконцентрироваться на решении основных социальных проблем.

Основной задачей государства при этом становится равных условий для всех граждан страны, а также предоставление возможностей для их социального развития. Фундамент консервативной модели социальной политики – это идея партнерства между частным сектором, государством, благотворительными и общественными организациями. Принцип смешанной экономики главенствует в экономической сфере страны, которая создает социальное рыночное хозяйство. Оно не только обеспечивает личную свободу, но и предупреждает насыщенность экономической власти, развивая при этом конкурентоспособность и помощь нуждающимся классам граждан.

Консервативная модель социальной политики не должна заключаться в том, чтобы большое количество бедных обеспечить лучшими материальными благами, а в том, чтобы минимизировать все причины бедности, которые не могут ликвидироваться только политикой распределения.

В государстве с консервативной моделью социальной политики существует широкий охват всех слоев граждан различными формами социальной защиты, а также значительный уровень социальных гарантий, когда сумма пособий и выплат действительно обеспечивают реализации тех целей, на которые они направлены (образование, жилье). Социальное страхование на частном уровне играет значительно меньшую роль, нежели в либеральной модели социальной политики. Страна готова заменить рынок в тех случаях, где она не в состоянии обеспечить оптимальный уровень жизни населения. Социальные гарантии в консервативной модели зависят от социального статуса человека, а большинство социальных обязанностей возложены на семью. Государство может вмешаться только в том случае, когда семейные возможности исчерпаны.

Рисунок 2. Консервативная модель социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На консервативную модель социальной политики направлена Япония и Великобритания. В основе японской социальной политики лежит принцип создания активных рабочих мест, снижение безработицы, обеспечение равных возможностей между различными группами граждан. Япония ведет политику масштабных инвестиций в социальную политику, материальной базой которой служит перераспределение сверхдоходов. Это регулируется за счет введения налогов на богатство, который может достигать 80% совокупной прибыли.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

В зависимости от приоритетных направлений социальной политики, определяемых ее типами, возникают различные ее модели.

Комиссией Евросоюза выделены две основные модели социальной политики – бисмарковская и бевериджская.

Бисмарковская модель (Отто ФОН БИСМАРК / Otto von BISMARCK (1.4.1815 — 30.7.1898), канцлер Германии) делает упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение всего трудового периода выплачивают определенные суммы (страховые взносы) в страховые кассы. Размер страховых взносов определяется при заключении коллективных договоров нанимателей с наемными работниками. Управление страховыми фондами осуществляется на паритетных началах (паритет – равенство, равноправие сторон).

Читайте также:  Как правильно сажать лилии осенью

Социальные выплаты осуществляют правления касс. Они же несут ответственность за сохранение денежных средств. Малообеспеченные семьи получают социальную помощь по муниципальной линии.

Бевериджская модель социальной политики (Беверидж (Beveridge) Уильям Генри (5.3.1879, Рангпур, Индия, — 16.3.1963, Оксфорд), английский буржуазный экономист, государственный деятель) исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые “социальные” пенсии в отличие от “профессиональных”).

Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности. В значительной степени средства социальной защиты формируются также из государственного бюджета, за счет налогов. Поэтому в странах с данной моделью (Великобритания, Швеция) нет резкой дифференциации населения по уровню жизни.

Бисмарковская и бевериджская модели имеют различные варианты. Наиболее популярные из них: социал-демократическая, консервативная, католическая и либеральная.

Социал-демократическая модель социальной политики (скандинавские государства) (Цикл статей В. Шарина, журнал “Социальное обеспечение” (Россия)

Главной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.).

Социал-демократическая модель социальной политики основана на концепции «солидарности» (социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа «пусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и обеспечении»).

Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения).

Уже в 30-е годы в Швеции и Норвегии оформилось разделение пенсии на «народную» (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из государственного бюджета, и трудовую, зависящую от стажа, характера деятельности и т. п. и пропорциональную объему страховых выплат. Если «народная» пенсия не превышает установленный государством одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется.

Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.

Социальная защита в скандинавских странах гибкая, доступная, способная выравнивать социальные условия для всех групп населения. В частности, все должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

Центральные принцип модели – упор на рынок и принцип страхования, принцип достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую.

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку.

Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:

– Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда — в 1884 г.;

– Закон о страховании от несчастных случаев на производстве — в 1885 г.;

– Закон об инвалидности и страховании по старости — в 1891 г.

“Немецкая” модель построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на преобладании реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пенсию в связи с утратой трудоспособности.

Либеральная модель социальной политики (США, Великобритания). Либерально-демократической политическая система характеризуется высоким уровнем социальной защиты. Либеральная модель отличается различными видами социальной помощи по критерию малообеспеченности (например, в США).

Систем социального обеспечения в Соединенных Штатах базируется на двух основных формах:

– социальном страховании, выплаты по которому производят как работополучатели, так и работодатели;

– государственной социальной помощи за счет бюджетов различных уровней (от федерального до местного).

Эта модель отличается высоким уровнем правовой защищенности работников, достаточно высоким уровнем минимальной заработной платы (он, как привило, превышает прожиточный минимум). За счет государства и частного капитала в значительной мере (75-90%) финансируется среднее и высшее образование, пособия по безработице. Но при всех положительных чертах либеральная модель может приводить к снижению стимулов в трудовой деятельности, к социальному иждивенчеству.

Принципы католической модели социальной политики даны в ряде “папских писем”, изданных Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея вспомогательности. В Христианском социальном учении принцип вспомогательности означает, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией.

Если он не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т. д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. В католической модели семья и прочие институты гражданского общества в местной общине играют основную роль.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8458 – | 7299 – или читать все.

176.59.100.63 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Понятие бедности. Причины и последствия бедности. Стратегия борьбы с бедностью

Бедность – неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:

1-экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),

2-социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

3-демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),

4-образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),

5-политические (военные конфликты, вынужденная миграция),

6-регионально-географические (неравномерное развитие регионов).[3]

7-религиозно-философские и психологические (аскеза, как образ жизни, юродство)

Во-первых, бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением доходов, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы. История показывает, что во время революций и иных политических потрясений именно бедные были «горючим» материалом социальных переворотов и стремились «грабить награбленное». Во-вторых, бедность отрицательно сказывается на человеке, не позволяя реализовывать свои способности. Бедный человек не может полноценно участвовать в жизни общества, его творческий потенциал не раскрывается и пропадает бесплодно. Особенно трагична «наследуемая» бедность, когда дети бедняков при одинаковых способностях имеют гораздо меньше шансов самореализоваться, чем их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным достатком. Смирение с недостатком средств к существованию прививается детям в семьях с рождения. Вырастая в атмосфере бедности, они не представляют себе иного образа жизни.

Читайте также:  Как кушать авокадо правильно

В-третьих, живущие в странах «третьего мира» бедняки страдают от антисанитарии, в их среде распространены эпидемические заболевания, лишая работоспособное население возможности трудиться.

1. Воздействие бедности на экономическую сферу проявляется в:

– сдерживании формирования качественно новой рабочей силы, вне которой невозможно построение инновационно-ориентированной экономики, как главной задачи экономической политики современного российского государства;

– деактивизации экономической деятельности трудоспособного населения страны, их профессиональной деградации.

2. Воздействие бедности на социальную сферу проявляется в:

– сдерживании процесса формирования среднего класса, как социальной основы экономического развития, политической стабильности общества, гаранта демократии;

– маргинализации и криминализации общества;

– ухудшении здоровья российского населения, понижении качества жизни, роста показателя смертности.

3. В политической сфере негативное влияние бедности проявляется в сдерживании роста демократических институтов гражданского общества.

4. В духовной сфере бедность воздействует на социально – психологический климат в обществе, разрушает сложившиеся принципы толерантности (религиозной, межнациональной), влечет за собой духовную деградацию значительной части населения.

Таким образом, бедность выступает одним из основных факторов, сдерживающих выход страны на траекторию устойчивого социально – экономического, политического и духовного развития российского общества. Бедность населения, носящая застойный характер, ведет к общей деградации населения и представляет прямую угрозу национальной безопасности страны.

Рынок труда и его функции

Рынок труда – это неотъемлемая часть рыночной экономики, представляющая собой совокупность экономических отношений складывающихся в сфере обмена. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. Рынок труда определяет пропорциональность распределения рабочей силы в зависимости от структуры.

1. Играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей современным потребностям;

2. Регулирующая – обеспечивает распределение и перераспределение рабочей силы между отраслями и территориями;

3. Миграция трудовых ресурсов – активизирует мобильность рабочей силы;

4. Стимулирующая – стимулирует рост производительности труда.

5. Информационная – дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве рабочей силы, необходимой для производства и др.

Позитивные функции рынка труда реализуются посредством действия его внутренних механизмов, связанных с его функционированием и внутренней структурой.

Консервативная модель социальной политики.

Эта модель имеет несколько названий. Некоторые называют ее “континентальной” европейской в соответствии с ее геополитической доминантой, другие предпочитают определение “институциональной”. Центральный принцип, тем не менее, у всех один — упор на рынок и принцип страхования под государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финансируемой “социальными партнерами”, как называют в ЕС нанимателей и нанимаемых, консервативная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Соответственно консервативная модель социальной политики ведет к появлению двойного общества, описанного одним немецким социологом как Первая и Вторая Реальности.

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. 1 Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:

Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда — в 1884 г.;

Закон о страховании от несчастных случаев на производстве — в 1885 г.;

Закон об инвалидности и страховании по старости — в 1891 г.

Уже этим законам были присущи черты, характерные для системы страхования и сегодня:

— увязывание размеров страховых взносов с заработком, а, к примеру, не с тем или иным риском;

— распределение расходов на взносы между рабочими и нанимателями;

— публично-правовая форма организации страхования, возраст пенсионирования по старости был равен 70 годам при наличии 30-летнего трудового стажа;

— пенсии по инвалидности назначались в случае утраты 2/3 трудоспособности.

Финансирование осуществлялось за счет страховых взносов, выплачиваемых застрахованными и работодателями в равных долях, и дотации государства, за введение которой Бисмарка называли социалистом.

“Немецкая” модель построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на примате реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пенсию в связи с утратой трудоспособности.

Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 171.

источник

Вопрос о количестве моделей социальной политики достаточно сложный и дискуссионный. Рассмотрим их основные классификационные группы, базирующиеся на принципах, вытекающих из роли и степени участия государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан в реализации социальной политики. Наиболее устойчиво в литературе используется следующая классификация моделей социальной политики: социал-демократическая, консервативная, либеральная и католическая.

Важным критерием оценки моделей является возможность достижения значительного социального эффекта в виде решения проблем занятости и бедности. В социал-демократической модели акцент делается как на социальное перераспределение доходов через фискальную политику, так и на занятость. В консервативной модели также высок акцент на занятости, но не на социальном перераспределении. В данном случае наблюдается феномен работающего бедняка. В либеральной модели уровень распределения занятости большей части населения низкий, но относительно высокий уровень социального перераспределения. И, наконец, в католической или латинской модели акцент и на занятость, и на социальное перераспределение низок. Таким образом, государства с социал-демократической и либеральной моделями имеют умеренную степень бедности, тогда как государства с консервативной и католической моделями – более высокую. Это означает, что социальное перераспределение важнее, чем распределение занятости в борьбе с бедностью, или, по крайней мере, консервативный подход к борьбе с бедностью является неадекватным.

Социал-демократическую модель называют также скандинавской или нордической. Основным принципом распределения социального обеспечения является универсализм. На социальное обеспечение и социальное обслуживание, реализуемые через государственный бюджет, имеют право все граждане. Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер, через розничную продажу товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. Модель базируется на следующих принципах: граждане имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах; социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизнедеятельности; социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Социал-демократическая модель реализуется в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

Консервативная модель также имеет несколько названий: континентальная европейская, институциональная. Тем не менее, центральное направление одно – упор на рынок и страхование. Модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение, социальное обслуживание (социальные услуги) государство не организует. Проблемы возникают у тех слоев населения, которые не заняты и не имеют страховок, так как степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. При этом бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

Читайте также:  Как смешать солярку с водой

Либеральная (американо-британская) модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. Вместе с тем, она имеет ряд особенностей. Во-первых, предусматривает социальное обеспечение остаточного типа, т.е. граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, государство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Подобная модель социального государства характерна для США, Великобритании, Англии и Ирландии.

Главным принципом католической модели социальной политики является идея вспомогательности, по которой ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то обращаться к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т.д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. Таким образом, социальное учение оперирует иерархией инстанций.

Таким образом, социал-демократическая или скандинавская модель является улучшенным вариантом либеральной модели, а католическая – ухудшенным вариантом консервативной.

Комиссия Европейского сообщества (ЕС) согласно принципам организации выделяет две основные модели социальной политики: «бисмарковскую» и «бевериджскую».

«Бисмарковская» модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работниками, собирают отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Таким образом, социальная защита независима от государственного бюджета.

«Бевериджская» модель исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости.

В настоящее время формируется также новая общеевропейская модель социальной политики, где основой является принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы, транспарентность и соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Происходит процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный, что значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся.

В. Ханеш выделяет ещё одну модель социальной политики – рудиментарную, представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все ещё исходят из того, что социальная защита граждан во многом осуществляется через семью и частную благотворительность. Эта модель интерпретируется как развивающаяся или переходная.

Нами предлагается ниже следующая классификация моделей социальной политики.

В зависимости от типа базового процесса:

  • – социальная помощь – безвозмездная и благотворительная поддержка малообеспеченных, социально уязвимых и нетрудоспособных граждан. В России в последние десятилетия реализовывался именно такой подход, что привело к резкому снижению эффективности реализуемой социальной политики, свертыванию социальных функций государства;
  • – социальное попечительство – компенсация негативных социальных факторов, возникших вследствие неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы хозяйствования. Целью модели является уменьшение дифференциации в уровне жизни населения на заявительной основе;
  • – социальное страхование – финансирование социальных выплат и услуг за счет страховых взносов работников и работодателей. Идеей модели является формирование многочисленного среднего класса, повышение ответственности населения за свое будущее;
  • – социальное развитие – повышение уровня социальных индикаторов качества жизни: занятость, здоровье, жилье, образование, состояние окружающей среды и пр. Основным направлением социальной политики является не столько расширение мер социальной помощи и поддержки населения, организация различных акций, обеспечивающих стартовые возможности для самообеспечения, сколько развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого капитала как основы экономического роста и общественной динамики на длительную перспективу.

В зависимости от субъекта ответственности:

  • – либеральная модель – личная ответственность каждого члена общества за свою судьбу, роль государственных структур в реализации социальной политики минимизирована. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование;
  • – корпоративная модель – ответственность за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). Финансовой основой являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов;
  • – общественная модель – ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды;
  • – патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

В зависимости от степени участия государства:

  • – благотворительная модель – средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны;
  • – административная модель – прямое, активное государственное вмешательство в рынок, наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости;
  • – стимулирующая модель – косвенное участие государства в решении социальных проблем, создание таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом. Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства.

Рассмотрев основные классификационные группы моделей социальной политики, проанализируем опыт СССР и России переходного периода. Советская социальная модель основывалась на главенствующей роли государства в социальной сфере, функционировала система бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания, осуществлялся централизованный контроль над работодателями и профсоюзами. Социальную защиту формировал не институт социального страхования, как в большинстве развитых стран, а государственное социальное обеспечение.

источник

Adblock
detector