Меню

Глаголы исключения 1 спряжения стишок

Одна из самых сложных тем по русскому языку для школьников – это спряжение глаголов. При изучении этого материала наибольшую трудность вызывает запоминание глаголов-исключений, поскольку на первый взгляд они ничем не отличаются от остальных. По этой причине их необходимо заучивать наизусть. Как помочь ребенку выучить материал, запомнить его надолго и не путаться в словах? Существует несколько способов.

Можно учить вместе с ребенком рифмованные стишки, которые содержат в себе все необходимые глаголы. Вот несколько вариантов:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью,
отнесем мы без сомненья
все глаголы, что на “-ить”,
исключая “брить”, “стелить”.

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

Очень хочется смотреть,
Целый мир зеленым видеть,
Ссоры, слезы ненавидеть,
Научиться боль терпеть,
Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть,
Чтобы слабым не вертеть.

Как же хочется все слышать,
Птицу синюю держать,
Чистым воздухом дышать.
Не стоит эти мысли гнать!

Иногда стихи не помогают, поскольку у ребенка возникают сложности с пониманием процесса спряжения глаголов. Эта тема чаще других вызывает путаницу. Поэтому желательно вместе с ребенком составить наглядные таблицы, которые будут содержать примеры спряжения, а также все глаголы-исключения:

Неопределенная форма глаголов

Эту таблицу желательно разместить над рабочим столом или в другом месте, где ребенок будет иметь к ней свободный доступ. Возможно, потребуется неоднократное повторение, чтобы материал как следует запомнился.

В современном русском языке используются всего 13 глаголов-исключений, и их можно запомнить зрительно. Дайте ребенку задание проспрягать каждый глагол и записать результат несколько раз. Если с запоминанием возникают сложности, можно исписать целую страницу. Этот способ активирует механическую и зрительную память, что поможет ребенку интуитивно выбирать правильный вариант написания слова. Применение правила потребуется только для проверки.

Сделайте карточки с глаголами, на обратной стороне которых будет указано правильное спряжение. Помогите ребенку потренироваться: пусть он называет вам спряжение для каждого глагола самостоятельно, а потом смотрит верный ответ.

Как показывает практика, проблемы с изучением спряжения глаголов практически не возникают у детей, которые много читают. Часто сталкиваясь с этими словами на страницах книг, они автоматически запоминают правильную форму и употребляют ее соответствующим образом. Лучшая тренировка для изучения любой темы русского языка – чтение стихов, сказок, произведений русских классиков.

Также употреблению верной формы слов способствует написание изложений. Для этого ребенок должен самостоятельно прочитать текст, затем закрыть его и написать изложение по памяти. Для тренировки можно выбрать текст, который будет содержать множество глаголов, в том числе исключений. После этого ребенок может сделать самостоятельную работу над ошибками и выписать те слова, которые вызвали у него наибольшие сложности. Для закрепления материала такие изложения по одному и тому же тексту можно написать несколько раз.

источник

Умение грамотно писать – непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека. Русский язык – это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно “Мы знаем, что ныне лежит на всех. ” чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно.

Между тем именно в школе закладываются основы как знания, так и любви к родному языку. Именно школьная система, сохранившая крепкий советский фундамент, индоктринирует учеников наиболее простыми для восприятия, понятными и яркими формами обучения.

Что касается изучение глагола как части речи, то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.

Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.

Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, – правописание окончаний, зависящее от спряжений.

Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:

1 лицо у (ю) мн.ч. ем
2 лицо ешь мн.ч. ете
3 лицо ет мн.ч. ут (ют)

Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:

Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:

1 лицо у (ю) мн.ч. им
2 лицо ишь мн.ч. ите
3 лицо ит мн.ч. ат (ят)

Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше, в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения, некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие – и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.

Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает, поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, – в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

О глаголах-исключениях – подробно в этом видео.

источник

На первый взгляд может показаться, что правила русского правописания очень простые, лёгкие и на их изучение не понадобится тратить слишком много времени. Но, на самом деле это далеко не так. К примеру, довольно трудными в изучении считаются глаголы исключения 1 и 2 спряжения. Но, если уделить этому вопросу немного времени, то в итоге всё получится, и вы останетесь довольны результатом.

Школьники изучают глаголы исключения еще в четвертом классе. Поэтому большая часть людей, которые утопают в суровых буднях, просто забывают базовые правила грамматики.

В нашем правописании есть много моментов, изучению которых нужно уделить особое внимание. Изменение глаголов по лицам, а также числам получило название – спряжение. В нашем языке у глаголов бывает первое, а также второе спряжение, они отличаются между собой лишь окончаниями.

Согласно базовым правилам в русском языке спряжение в таком случаи можно определить двумя методами:

  1. Опираясь на ударные окончания слов в настоящем времени.
  2. В том случае, когда окончание слова безударное, то спряжение выявляют по суффиксу инфинитива.

Чтобы быстро определить эту словесную форму, которая имеет безударное личное окончание, лучше всего сформировать неопределенную форму, а затем по суффиксу и выявить спряжение.

Следует обязательно перечислить варианты слов первого спряжения:

  • слова, которые имеют в неопределенной форме суффикс –еть;
  • слова с частичками суффикса – ать;
  • всеми существующими словами, в которых присутствуют суффиксы -оть, -уть;
  • тремя словами, исключениями в которых есть суффиксы – ить. В данном случае, речь идёт о словах – стелить, брить, а также зиждиться (последнее слово практически не используется в русском языке).

Что касается вариантов слов второго сопряжения, то к ним следует отнести:

  • слова у которых в неопределенной форме имеется суффикс –ить;
  • семью словами исключениями у которых присутствует суффикс –еть;
  • четырьмя словами исключениями, у которых есть суффикс – ать.

Вышеперечисленные слова часто используются в речи, поэтому нужно точно знать их похождение и правописание. Спряжения в русском языке выступают постоянными грамматическими признаками определённых частей речи. Чтобы подобного рода информация лучше запоминалась можно выучить специальные стишки.

Смотрите видео о том, откуда появились глаголы исключения.

Основным правилом в русском правописании является то, что главным отличием в окончании глаголов первого, а также второго спряжения выступает характер написания. Поскольку в большей части личных окончаний в первом спряжении нужно писать букву «е», в то время как во втором случае, необходимо писать букву «и». Иногда деткам бывает сложно, справится с такими правилами и выучить необходимые слова, поэтому в таких случаях идеальным помощником станут краткие стишки.

При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:

  1. Стих должен быть кратким.
  2. Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
  3. При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.
Читайте также:  Как приготовить суп куриный лапша

Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.

По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:

  • во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
  • во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.

Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.

Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.

К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:

  1. Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
  2. Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
  3. Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.

Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.

В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.

Он может изменяться по трём основным формам:

  1. По критериям времени.
  2. По лицам.
  3. По числовому порядку.

В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.

Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:

  • можно попробовать поставить слово в начальную форму, а затем понять на какие буквосочетания они заканчиваются. Если использовать неопределенную форму (простыми словами инфинитив), то перед –ть находятся гласные буквы, на которые можно смело ориентироваться;
  • далее можно вспомнить правило в правописании – если в слове перед сочетанием –ть находится буква «и», то это второе спряжение.

Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.

Знаете ли вы более просток стишок для заучивания? Поделитесь своими знаниями в комментариях! А также смотрите видео о том, как быстро выучить глаголы исключения.

источник

Несмотря на красоту речи, русский язык признается всемирным сообществом наиболее трудным и сложным в освоении. Это связано с многообразием правил и исключений из них. Особого внимания требуют слова-исключения 1 и 2 спряжения среди глаголов.

Учебная программа любой средней общеобразовательной школы включает тему глаголов-исключений 1 и 2 спряжения. Ознакомление со спряжением глаголов в русском языке, а также исключениями происходит в рамках курса 4 класса. С наступлением учебного года преподаватель подготавливает учеников к освоению навыка.

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой видоизменение их формы. Спряжение является грамматическим признаком постоянного характера. Преображение осуществляется по признаку лица, числа, а также времени. Глагол изменяется с позиции настоящего и будущего времени.

Обратите внимание! Во время спряжения изменяются окончания глаголов.

Преобразование окончаний зачастую не создают трудностей для учащихся. Отсутствуют сомнения в корректном написании. В таких случаях глагольное окончание является ударной частью. Однако при отсутствии ударения в морфеме становится очевидной проблема правописания.

Чтобы не ошибиться в верном написании окончания, следует провести проверку. Используется правило со следующим алгоритмом действий:

  • Слово, вызывающее сомнения в правописании, ставится в начальную форму. Цель – определение буквосочетаний, на которые оно заканчивается. Образуется инфинитив, или неопределенная (начальная) форма. Среди возможных вариантов буквосочетаний перед –ть принято выделять такие гласные звуки, как «а», «ы», «и», «у», «е», «я», «о». Исходя из выявленной буквы, осуществляется следующий этап проверки.
  • В том случае, если перед буквосочетанием –ть находится «и», тогда определяется глагол, относящийся ко 2 спряжению. Иные варианты буквосочетаний определяют 1 спряжение.

Обратите внимание! Вышеописанное правило проверки не применимо для глаголов в случае безударного окончания.

Рассмотрим пример определения глагольного окончания. Возьмем глаголы 1 спряжения «нарисовать», «прорасти».

В результате их изменения получаем следующие варианты:

  • 1 лицо – нарисую, прорасту; нарисуем, прорастем;
  • 2 лицо – нарисуешь, прорастешь; нарисуете, прорастете;
  • 3 лицо – нарисует, прорастет; нарисуют, прорастут.

В качестве примеров 2 спряжения возьмем глаголы «доготовить», «закупить», «придержать». В ходе их изменения получаем следующие варианты:

  • 1 лицо – доготовлю, закуплю, придержу; доготовим, закупим, придержим;
  • 2 лицо – доготовишь, закупишь, придержишь; доготовите, закупите, придержите;
  • 3 лицо – доготовит, закупит, придержит; доготовят, закупят, придержат.

Результаты проверки временами связаны с возникновением трудностей. Суть проблемы заключается в наличии исключений. Их особенность состоит в неподчинении существующим законам русского языка. Вне зависимости от регламента проверки и основ правописания остается неясным, как правильно отображать в письменном варианте глагольные окончания.

При отсутствии ударения в части личных окончаний могут возникать противоречивые ситуации. Для уточнения спряжения требуется образовать инфинитив. Неопределенная форма позволит выявить окончание.

Вариативность глаголов целесообразно представить в следующем виде:

  • Глаголы 1 спряжения. В инфинитивном варианте оканчиваются на –еть, –ать. Принимается во внимание факт наличия 4 глаголов-исключений на –ить. Представлены 3 глаголами, образующими группу исключений с подобным окончанием. К данной категории относятся: зиждиться, брить, стелить. Сюда же относятся слова на –оть, -ть, -уть. Допускаются прочие варианты окончаний. Примерами выступают: размолоть, прополоть, разуть.
  • Глаголы 2 спряжения. Имеют суффиксальную часть –ить. Подразумевают наличие суффиксальной части –еть, характерной для 7 глаголов. К данной категории относятся: терпеть, ненавидеть, видеть, зависеть, вертеть, обидеть, смотреть. Среди исключений и 4 глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

При рассмотрении глаголов-исключений 1 и 2 спряжения, а также их неподчинения общепринятому правилу не следует забывать о наличии разноспрягаемой категории глаголов: бежать, хотеть, чтить. Также выделяются их производные. Для них характерно частичное спряжение по обоим типам.

Существует глаголы с окончаниями, которые соответствуют особой системе определения. К данной категории относятся: дать, есть. Также допускается выделение в этой группе производных от них. Им присуще отсутствие принадлежности к какому-либо спряжению. Это позволяет их тоже относить к числу исключений из правил.

Для удобства учащихся, преподавателей и всех желающих освоить русский язык в совершенстве на предмет глаголов-исключений 1 и 2 спряжения существует специальный стишок.

Обратите внимание! Выучив текста из набора исключений, можно облегчить процесс их запоминания.

Стишок представляет собой набор исключений. Их сочетание производится в рифмованной форме. Присутствие рифмы в тексте не только способствует процессу обучения, но и заинтересовывает учащихся.

Цель создания рифмованного текста – упрощение запоминания в первую очередь для учеников. Взрослые в состоянии создать собственные варианты запоминания. Допускается формирование не только уникальных текстов. Среди отдельных групп студентов присутствует заучивание исключений в виде рисунков.

На просторах интернет-пространства присутствует множество стихотворений. Основное их назначение — заучивание особых случаев.

Среди наиболее распространенных выделяются следующие:

  • Ко второму вот спряженью отнесутся без сомненья все глаголы, что на –ить, исключая «брить, стелить». А еще запомни тоже: «И» в их окончаниях писать негоже!
  • Гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть. А теперь запомните, пожалуйста, друзья, «е» в их окончаниях писать совсем нельзя.

Знание русского языка в совершенстве — высшее мерило грамотного человека. Немаловажный навык — умение корректно определять спряжения. Для упрощения запоминания исключений из правил допускается заучивание текстов в виде стихотворений.

источник

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
    • проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
  • Развивающие:
    • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
  • Воспитательные:
    • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений), стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.

отв . рить – вaрка;
отт . чить – тoчит;
отб . жать – бег;
отн . сти – нёс.

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить. Брить

Бьётся лебедь средь зыбей…

К морю лишь подх oд . т он.

Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.

подходить
слышать
смотреть
видеть

2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

– Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.

* Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.

отв . рить – вaрка
отт . чить – тoчит
отб . жать – бег
отн . сти – нёс

– Где находится безударные гласные? (В корне).

– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).

– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).

– Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования). Перечисли их общие черты.

– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив).

– Что это за форма глагола? Какова её роль?

1) инфинитив + “буду” = будущее время;

2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь);

3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать и : -ить (II), -еть (I).

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.

– В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.

Читайте также:  Какой ширины делать грядки

(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

– Закончили? Проведём самопроверку по правилам.

5. Открытие детьми темы урока

– Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.

– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.

– Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.

Бьётся лебедь средь зыбей…

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

– Проведём самопроверку по правилам.

– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений).

– Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:

смотреть
видеть
ненавидеть
терпеть
обидеть
зависеть
вертеть

гнать
дышать
держат
слышать

– Закрываем глаза, заучиваем.

(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “ ” – спрягать нельзя.

– В этих глаголах мы пишем лишь: “ (ты видишь, он видит и видят они)

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

Комментированное письмо (сигналки I и II спряж.):

Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики.
Смело бежит волк по знакомому следу.
Хорошо знает он дорогу в своё логово.
Сидит на голом суку головастый совёнок.
Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит малейший шорох и хруст.

А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.

9. Зрительная гимнастика (5 минут).

10. Этап закрепления. Обратная связь (проверка по цветным сигналкам).

Зелёного цвета: Глаголы 1-го спряжения легко отличить от глаголов 2-го спряжения только тогда, когда их личные окончания стоят под ударением (несeшь, говорuт, бежuшь, бредeшь, идyт, спешaт и т.д.).

Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание,
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание
Под ударением –
Легко ты узнаешь,
Какое спряжение.

Если у глагола безударное личное окончание, то его надо поставить в неопределённую форму.

-итьII ()
-ат, -ят
-етьI ()
-ут, -ют

Красного цвета: Глаголы исключения (11 глаголов): Слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть, смотреть.

Работа по цветным карточкам

ударные: несe’шь
говорu’шь
бежu’шь
спешa’т
пою’т
иду’т
бредe’м
безударные: кo’рмит
собирa’ют
крa’сит
дикту’ет
вя’нет
исключения: дышит
слышит
видишь
терпит
стелешь
бреешь

– А теперь поработаем в группах:

Кроссворд Впишите в клетки глаголы в неопределённой форме, соответствующие следующим глаголам 1-го лица, единственного числа:

– Какое слово получилось в выделенной колонке? (Исключения).

12. Итог урока.

  • Какова была тема урока?
  • С какой проблемой столкнулись?
  • Глаголы-исключения 1-го спряжения.
  • Глаголы-исключения 2-го спряжения.
  • Почему эти глаголы являются исключениями?
  • Как у них определить спряжение?

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

– Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают.

1. Выучить глаголы исключения (по памятке);
2. написать небольшое сочинение о глаголах исключениях или сочинить свои стихи.

источник

Кто знает стишок исключения глаголов второго спряжения?

    Спасибо огромное Катя Тарасова

Ко второму же спряженью
Отнесм мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещ: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на “-ить”,
Исключая “брить”, “стелить”.
А еще: “смотреть”, “обидеть”,
“слышать”, “видеть”, “ненавидеть”,
“гнать”, “дышать”, “держать”, “терпеть”,
И “зависеть”, и “вертеть”!

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

Смотреть, терпеть, обидеть,
Зависеть, ненавидеть,
Видеть, слышать, гнать,
Вертеть, дышать, держать.
Ох у нас этого не было но я знаю одну:
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Гнать, держать
смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
ненавидеть,
и обидеть, и вертеть,
и зависеть, и терпеть.

Ко второму же спряженью
Отнесм мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещ: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя! (В. Волина).

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на “-ить”,
Исключая “брить”, “стелить”.
А еще: “смотреть”, “обидеть”,
“слышать”, “видеть”, “ненавидеть”,
“гнать”, “дышать”, “держать”, “терпеть”,
И “зависеть”, и “вертеть”!

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

Смотреть, терпеть, обидеть,
Зависеть, ненавидеть,
Видеть, слышать, гнать,
Вертеть, дышать, держать.

А у нас было другое (царство небесное Полине Кирилловне! )
В классе вс ты должен ВИДЕТЬ,
В классе вс ты должен СЛЫШАТЬ.
Головой не смей вертеть!
Надо на доску СМОТРЕТЬ!
Лень ты должен НЕНАВИДЕТЬ,
Беспощадно е гнать,
Так же важно, как ДЫШАТЬ.
В чистоте тетрадь ДЕРЖАТЬ.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Слышать, видеть и обидеть
Гнать, держать и ненавидеть ,
И дышать, смотреть, вертеть
И зависеть и терпеть .

Ко второму же спряженью
Отнесм мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещ: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя! (В. Волина).

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

А у нас было так:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть, и вертеть,
и зависеть, и терпеть.

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещ смотреть, вертеть.

гнать держать смотреть и видеть дышать слышать ненавидеть и зависеть и вертеть и обидеть и терпеть.

источник

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на «-ить», Исключая «брить», «стелить». А еще: «смотреть», «обидеть», «слышать», «видеть», «ненавидеть», «гнать», «дышать», «держать», «терпеть», И «зависеть», и «вертеть»! Сейчас для запоминания глаголов-исключений придумываются различные стихи, что неплохо и даже интересно, особенно если поручить такую работу самим школьникам.

Большинство вопросов получают ответ в течение 10 минут Войди и попробуй добавить свой вопрос. Или помоги другим с ответом! 2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов). Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.

Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты). Какое слово получилось в выделенной колонке? Я пришёл из школы, Я учу глаголы, Мне их выучить – пустяк!

Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел! Открываю, наш сосед (он живёт под нами) Не причёсан, не одет – В тапках и пижаме. Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают. И зависишь, и вертишь. Но, тот стих, который предлагала нам учительница в школе, особо не упрощал нам процесс запоминания этих глаголов — исключений.

Сочинила сама, но этот стишок в своё время мне очень хорошо помог выучить все глаголы — исключения. Буду рада, если кому — то мои стишки с глаголами — исключения, очень сильно пригодятся и помогут. В свое время мы учили также наиболее известный стишок — запоминалку, который начинался так: «Ко 2 — ому же спряжению отнесем мы, без сомненья…».

Читайте также:  Чем отмыть руки после краски

Впервые с темой «Спряжение глаголов» ученики знакомятся в 4 классе. Безударные личные окончания у глаголов 1-го и 2-го спряжения – одна из наиболее сложных тем в русском языке. И наибольшую трудность здесь вызывают глаголы-исключения, не подчиняющиеся общему правилу.

А чтобы запомнить, необходимо придать двум словам на –ить и одиннадцати на –еть и –ать какую-то осмысленность. Если глаголы на –ить (брить и стелить) запоминаются достаточно легко в силу их относительно редкой употребимости, то глаголы на –еть и –ать синонимичны и трудны для запоминания. Введите их в контекст. Вы запомните, друзья,Их на “-е ” спрягать нельзя. Опыт показывает, что хоть и рифмованные, но просто перечисляемые глаголы не очень запоминаются детьми.

Ученики-четвероклассники еще очень любят этот жанр. Больший эффект получится, если дети сами будут принимать участие в сочинительстве. Дайте детям домашнее задание: нарисовать тематический рисунок, где тем или иным образом отразились бы 13 глаголов-исключений.

Включайте в урок музыку. Все вместе создаст у ребят устойчивые образы глаголов-исключений. В заключение предложите выучить еще одно стихотворение-песенку:Очень хочетсяЧерез стеклышко смотреть – Целый мир зеленым видеть,Лук и слезы ненавидеть. Нашла в интернете немного другие варианты стихов.

На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики.

Я и прыгал! Я и двигал! Гнать — грозу, держать — кота, смотреть и видеть небеса. Дышать всей грудью, слышать гром и ненавидеть сей погром. Трудность заключается в том, что эти, ничем не отличающиеся от других слова, просто надо запомнить. Еще лучше, если этот текст будет рифмованным, что легче запоминается.

А у нас было другое (царство небесное Полине Кирилловне! Привет! Тебе нужна помощь по школьным предметам? На «Знаниях» много участников, готовых помочь. Чтобы курицу соседки Чисто наголо побрить, Надо бы на табуретке Две салфетки постелить. Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть. Смело бежит волк по знакомому следу. Хорошо знает он дорогу в своё логово.

Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? У меня свой метод! Сделайте их героями какой-нибудь незамысловатой сказки. Научиться боль терпеть,Чтоб не мог никто обидеть,Чтоб от сильных не зависеть,Чтобы слабым не вертеть.

Для глаголов-исключений 1 спряжения стихов не знаю, но их и не так много. В начальных классах учили только два: брить и стелить. С помощью этой запоминалки можно легко запомнить все глаголы — исключения из 1 — го и 2 — го спряжения.

источник

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании, нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная — I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Это интересно: омофоны это что такое – определение и примеры.

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить — тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать — перегнать, держать — выдержать, ветреть — повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Хочется предложить такой вариант.

Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).

Гоним, держим, смотрим, видим.

И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении. Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать — помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать — сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть — прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть — удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна — заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.

источник

Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

Всего существует два типа спряжения: первое (I) и второе (II).
Спряжение глагола определяется по его окончаниям при изменении по лицам.

I спряжение

II спряжение

-У/-Ю говорю -ИШЬ говоришь -ИТ говорит -ИМ говорим -ИТЕ говорите -АТ/-ЯТ говорят

Спряжение глагола можно определить по личному окончанию, если оно ударное.

I спряжение

идти – идУ, идЁшь, идЁт, идЁм, идЁте, идУт

II спряжение

стучать – стучУ, стучИшь, стучИт, стучИм, стучИте, стучАт

Если окончание безударное, то нужно поставить глагол в неопределённую форму и определить, какая гласная стоит перед -ть.

Глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -уть, -ять, -оть, -ыть, относятся к I спряжению.

Глаголы на -ить относятся ко II спряжению, кроме брить, стелить, зиждиться.

Есть 11 глаголов-исключений, которые спрягаются по II типу. Они легко запоминаются в таких стишках:
Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомнения
Все глаголы, что на –ИТЬ,
(Исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ),
А также:
СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ,
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ и НЕНАВИДЕТЬ,
и ДЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,
и ЗАВИСЕТЬ, и ТЕРПЕТЬ.

А еще есть разноспрягаемые глаголы, изменение которых по лицам позволяет нам увидеть то окончания I спряжения, то II: хотеть, бежать, чтить и все глаголы, образованные от приведенных.

Глагол хотеть имеет окончания I спряжения во всех формах ед. числа и окончания II спряжения во всех формах мн. числа.
Глагол бежать имеет окончания II спряжения во всех формах, кроме 3 лица мн. числа, где он имеет окончание I спряжения.
Глагол чтить может либо быть разноспрягаемым, либо относиться ко II спряжению, что зависит от формы 3 лица мн. числа чтут/чтят.

Кроме того, есть глаголы, часть личных окончаний которых не представлена ни в I, ни во II спряжениях. Такие глаголы имеют особое спряжение. Это есть и дать и все образованные от них (съесть, передать), а также глаголы, связанные с данными по происхождению (надоесть, создать). У них представлены следующие окончания:

У большинства глаголов представлены все возможные формы лица и числа, но есть также глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Так, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствует форма 1 лица ед. числа. Нельзя сказать я победю. Правильно: я смогу победить, я одержу победу.

источник

Adblock
detector