Меню

Глагол совершенного и несовершенного вида таблица

Узнаем что такое совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид гла­го­ла. Приведем при­ме­ры гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Укажем видо­вые пары гла­го­лов, име­ю­щих раз­ные кор­ни.

Речь пой­дет о гла­го­ле и об одной из его посто­ян­ных харак­те­ри­стик — о грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида.

Прежде вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся гла­го­ла­ми.

Глаголы отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что делал? что сде­лал? что дела­ют? что будет делать? и пр. Например:

Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что сде­лать? Они назы­ва­ют

  • дей­ствие, огра­ни­чен­ное пре­де­лом в какой-либо момент его осу­ществ­ле­ния;
  • обо­зна­ча­ют резуль­тат, закон­чен­ность все­го дей­ствия или его фазы.
  • что сде­лать? родить, бро­сить, купить;
  • что сде­лать? обо­зна­чить, отве­тить, упро­стить.

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обо­зна­ча­ют

  1. дей­ствие в про­тя­жен­но­сти, без ука­за­ния на его пре­дел;
  2. неза­кон­чен­ность дей­ствия.
  • что делать? учить, кра­сить, бегать, капать;
  • что делать? нести, полз­ти.

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

  • К гла­го­лам несо­вер­шен­но­го вида мож­но под­ста­вить сло­во «буду», напри­мер: «петь» — «буду петь» (несо­вер­шен­ный вид).
  • К гла­го­лам совер­шен­но­го вида сло­во «буду» под­ста­вить нель­зя, напри­мер: «спеть» — нель­зя ска­зать «буду спеть» (совер­шен­ный вид).

Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, напри­мер:

(что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.

Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми:

1. суф­фик­са­ми

  • брос и ть — брос а ть;
  • конч и ть — конч а ть;
  • встрет и ть — встреч а ть;
  • обид е ть — обиж а ть;
  • сосре­до­точ и ть — сосре­до­точ ива ть;
  • при­уроч и ть — при­уроч ива ть;
  • упол­но­моч и ть — упол­но­моч ива ть;
  • достиг ну ть — достиг а ть;

2. при­став­ка­ми

  • гото­вить — при гото­вить;
  • брать — со брать;
  • гнать — вы гнать;
  • звать — на звать;
  • рабо­тать — пере рабо­тать;
  • моро­зить — под моро­зить.
НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
слу­шать послу­шать
читать про­чи­тать
писать напи­сать
пить выпить
гото­вить при­го­то­вить

Отдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, напри­мер:

  • разре́зать — разреза́ть;
  • засы́пать — засыпа́ть;
  • отре́зать — отреза́ть.

При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:

  • оп о здать — оп а зды­вать;
  • ст е реть — ст и рать:
  • взд о хнуть — взд ы хать;
  • изл о жить — изл а гать;
  • уто м ить — уто мл ять;
  • защи т ить — защи щ ать;
  • упро с ить — упра ш ивать.

Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):

  • (что делать?) ловить — (что сде­лать?) пой­мать ( невер­но: спой­мать);
  • поло­жить — класть;
  • вкла­ды­вать — вло­жить;
  • накла­ды­вать — нало­жить (повяз­ку);
  • брать — взять;
  • искать — най­ти.

Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста:

источник

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия , его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать? .
Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.

Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?
подбежали, увидела, нашел, взошло.

Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т.д.
выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.

Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени : прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность .
В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать? .
Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.

Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?
бежали, прыгал, искала, заходило.

Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т.д.
загорают, строим, подтягивается, покупаю.

Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т.д.
будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени : прошедшее, настоящее и будущее сложное.

Совершенный вид Несовершенный вид
положить
найти
поймать
взять
класть
искать
ловить
брать
Выберите из предложений глаголы несовершенного вида.

1. Кругом все белело от снега. Мокрая земля подмерзла и выдерживала тяжесть человека. 2. Ударившись о землю, воздушный шар подскочил кверху, описал в воздухе огромную дугу и снова опустился вниз. 3. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями.

Выберите из предложенных слов глаголы совершенного вида.

посмотреть, шагать, бросить, уйти, замереть.

Выберите из предложенных слов глаголы совершенного вида.

зазвенеть, отгреметь, запеть, решал, исчез, исчезну, исчезаю.

Выберите из предложенных слов глаголы несовершенного вида.

приношу, принес, мерю, мерить, мерил, взглянуть, привлечь, цвести, спрашивать, бегаю.

Выберите из предложений глаголы совершенного вида.

1. Потом сосны сменились березами, и за ними блеснула вода.
2. На дне лежало несколько темных больших стволов.
3. Ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, а береза чуть что и склоняется.
4. Это нынче на рассвете наша вишня расцвела.
5. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу.
6. Вода в пруду почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней.

Выделите пары слов, в которых оба глагола имеют несовершенный вид.

Согнуть – сгибать, послать – посылать, бежать – бегать, открыть – приоткрыть, пахать – вспахать, нести – носить, макнуть – обмакнуть, цвести – отцвести, лететь – летать.

Выберите из предложений глаголы совершенного вида.

1. Как только привыкнем к чему-нибудь, так и разучимся замечать. 2. Падали листья, но они были не золотые, а сероватые, с лиловыми прожилками. 3. Лес утонул в дремучих сугробах. 4. На берегу недвижно замерли кусты лозняка. 5. Ревел гром, блистали молнии, шуршала трава. 6. На вершинах берез кричат сонные грачи. 7. Стволы дубов оттаяли, почернели. 8. Сияет солнце, воды блещут, во всем улыбка, жизнь во всем. 9. Взрослые грачи целый день летали за кормом на поля, где тракторы перепахали землю.

источник

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.

Таблица совершенных и несовершенных глаголов

Вид Неопределённая форма Прошедшее время Настоящее время Будущее время
Несовершенный Что делать?
играть
Что делал?
играл
Что делаю?
играю
Что буду делать?
буду играть
Совершенный Что сделать?
поиграть
Что сделал?
поиграл
Что сделаю?
поиграю

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?:

Глаголы несовершенного вида имееют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:

(что делал?) толкал – прошедшее время, возможно действие повторялось несколько раз и неизвестно был ли достигнут нужный результат

(что делают?) читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится

(что буду делать?) буду рисовать – будущее сложное время, возможно действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца

Подробнее про каждую временную форму глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов.

Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:

зажигал, зажигаю, буду зажигать

Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?:

присесть, поговорить, прочитать

Глаголы совершенного вида имееют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:

(что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось

(что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится

Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:

писать – подписать, сидеть – досидеть

Отбрасыванием суффиксов, например:

давать – дать, спасать – спасти

Заменой суффиксов, например:

Заменой суффиксов и чередованием звуков в корне:

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.

Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:

Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и тоже действие:

Несовершенный вид Совершенный вид
брать
ловить
класть
искать
говорить
взять
поймать
положить
найти
сказать

Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:

Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда. (настоящее время, несовершенный вид)

Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде. (будущее время, совершенный вид)

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.

источник

Вид глагола – это одна из тем в школьной программе, которая у учеников забывается или вообще “пролетает”. Вне сомнений, если не понять легкие правила этого раздела, не получится разобраться и с другими, более сложными. Ученики часто путают глагол несовершенного вида с видом совершенным, однако они даже не представляют, настолько все легко и просто, нужно лишь четко разложить по полочкам, что есть что.

Вид – это такая единица, без которой ни один глагол в русском языке существовать не может. Стоит запомнить, что его можно определить всегда! В некоторых случаях ответ находится на поверхности, а в некоторых приходится покопаться. В нашем языке существует два вида глаголов: совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ).

Это такой вид, который обозначает уже законченное действие, чаще всего мы используем его в прошлом времени. Если проводить параллель с английским языком, там завершенное действие может обозначаться такими временами, как Past Simple и Present Perfect. Нужно учесть, что глаголы СВ направляют нас на результат, конец действия или его начало. К примеру: “Он прочитал книгу”. Как можно узнать, что это не глагол несовершенного вида? Нужно просто задать вопрос: “Что сделал?”. Такую подсказку дают учителя детям практически во всех школах, поясняя, что если в вопросе у сказуемого имеется приставка “с”, то это глагол совершенного вида.

Данный тип также может использоваться в будущем времени, вопросы для проверки: “что сделает (сделают)?” и т. д.

Следует учитывать тот факт, что у СВ полностью отсутствует настоящее время, поэтому если вы увидели глагол этого времени – знайте, что он НСВ.

Глагол несовершенного вида обозначает длительность действия, не подчеркивая результат. Процесс может быть регулярным, то есть кто-то делает что-то каждый день. Или просто повторяющимся, иными словами, кто-то делает что-то нечасто. В английском языке также имеются времена, обозначающие процесс, к примеру, Present Continious. Наречия, стоящие в предложении, также могут “выдать” несовершенный вид глагола. Примеры: постоянно, часто, всегда, регулярно, обычно, долго – все они указывают на отсутствие окончания действия.

Чтобы легко определить глагол несовершенного вида, стоит только задать к нему вопрос: “Что делать?” (в вопросе отсутствует буква “с”, указывающая на СВ, следовательно, это НСВ). Например: Марина любит петь (что делать?).

Глаголы данной группы могут быть как настоящего времени (что делает (делаю)? и т. д.), так и будущего (что будет делать (буду делать)? и др.) и прошедшего (что делал (делали)? и т. д.).

У многих глаголов в русском языке есть пара противоположного вида (давать(СВ) – дать(НСВ)). Они образуются при помощи чередований гласных и согласных букв и слогов:

  • о/а – опоздал/опаздывает (СВ/НСВ);
  • о/ы – вздохнули/вздыхают (СВ/НСВ);
  • я/им – подняла/будет поднимать(СВ/НСВ);
  • у/им – вынуло/вынимало (СВ/НСВ);
  • д/ж – проводил/провожает (СВ/НСВ);
  • т/ч – ответила/будет отвечать (СВ/НСВ);
  • п/пл – укрепил/ укреплял (СВ/НСВ);
  • ст/щ – угостила/ будет угощать (СВ/НСВ).

Помимо таких глаголов также существуют одновидовые, у которых ни в коем случае не может быть пары, они имеют только одну форму из двух: несовершенную или совершенную. Среди них: быть, присутствовать, отсутствовать, бездействовать (только НСВ), а также: закричать, понадобиться, хлынуть, очутиться (только СВ).

Как оказалось, НСВ и СВ достаточно легко найти по вопросу, однако чаще всего ученики начинают понимать тему только после того, как учитель разберет ее на примерах.

Несовершенный вид: кипит, берет, заботиться, будут играть, стригла, искали, пилил, мешала, буду спать и т. п.

Совершенный вид: полью, забить, уберу, купил, исчезло, сместили, открыла, сяду и т. п.

Это лишь некоторые примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

источник

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы рассмотрим виды глаголов. Очень часто мои студенты задаются вопросом, почему в русском языке так много разных глаголов, как определить их время и почему некоторые глаголы употребляются с приставками, а некоторые без. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, давайте разберем глаголы совершенного и несовершенного вида.

Форму глаголов несовершенного вида вы обнаружите в словаре, глагол в данном случае обозначает действие, а уже от этой формы образуются глаголы совершенного вида. При этом надо отметить,что способов этих достаточно много, вот некоторые из них:

При помощи приставок, сравните:

Несовершенный вид Совершенный вид
Читать [Chitat’] To read Прочитать [Prachitat’] Has red
Писать [Pisat’] To write Написать [Napisat’] Has written
Готовить [Gatovit’] Приготовить [Prigatovit’] Has cooked
Покупать [Pakupat’] To buy Купить [Kupit’] Has bought

Обратите, пожалуйста, внимание, что у нас есть слово-исключение, которое образуется в совершенном виде без приставки – это глагол “Купить”. В несовершенном же виде этот глагол употребляется с приставкой -по.

При помощи разных суффиксов:

Несовершенный вид Совершенный вид
Решать [Rishat’] To solve/to decide Решить [Rishit’] Has solved/Decided
Показывать [Pakazyvat’] To show Показать [Pakazat’] Has shown
Забывать [Zabyvat’] To forget Забыть [Zabyt’] Has forgotten

При помощи совершенного иного слова:

Несовершенный вид Совершенный вид
Говорить [Gavarit’] To speak Сказать [Skazat’] Has spoken
Брать [Brat’] To take Взять [Vzyat’] Has taken

Итак, если мы хотим сказать,что действие происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло 1 раз в какой-то момент или день/час и т.д. и мы знаем о его результате, то мы имеем дело с глаголом совершенного вида. Такие глаголы отвечают на вопрос “что сделать?”

Если же мы говорим о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, которые отвечают на вопрос “что делать?”, но и используем различную дополнительную информацию в лице наречий, которые как раз-таки и показывают эту повторяемость. Например,

Анастасия не может готовить (что делать?), она готовит редко. [Anastasija ne mozhit gatovit’, ana gatovit redka] Anastasiya cannot cooking, she cooks rare.

Я купила (что сделала?) красивое платье, оно мне очень идёт! (виден результат) [Ya kupila krasivae plat’e, ano mne ochin’ idyot] I bought a new dress, it suits me much.

Чтобы правильно определить вид у глагола можно запомнить некоторые наречия, которые помогут правильно решить, точно ли тот или иной глагол относится к определенному виду:

Несовершенный вид
Что делают? Когда? Как часто?

  1. Никита смотрит фильм Каждое утро/вечер/день, регулярно, часто, редко, иногда, обычно.
  2. Виталий покупает газеты
  3. Мы играем в волейбол

Совершенный вид
Что они сделали? Когда?

  1. Никита посмотрел фильм “Титаник” Вчера, вечером, утром, сегодня, один раз, в пятницу, 2 дня назад, уже, еще не.
  2. Виталий купил газету “Известия”
  3. Мы сыграли в волейбол очень хорошо

Из этих примеров видно, что слова-наречия могут значительно облегчить определение того или иного вида глагола, главное, выучить вопросы и запомнить данные слова. Чтобы попрактиковаться, исправьте данные предложения, задавая глаголам правильные глаголы. Предложения написаны с ошибками:

Я доел кашу и шел гулять.
Студенты задерживались в университете, но все-таки освоили материал.
Она очень долго переделала доклад.
Таня сильно плакала и никак не успокоилась.
Дети много смеялись и учитель решала поиграть с ними еще.

Запомните, пожалуйста, что глаголы несовершенного вида имеют 3 формы: прошедшую, настоящую и будущую:

Читала, читает и будет читать (что делала, что делает и что будет делать?) [Chitala, chitaet i budet chitat’] Red, is reading, will read

Глаголы совершенного вида имеют только 2 временные формы: прошедшую и будущую

Посмотрели и посмотрим (Что сделали и что сделают?) [Pasmatreli i pasmotrim] Watched and will watch

Форма прошедшего времени изменяется по числам:

Бежал (единственное число) и бежали (множественное число) [Bizhal i bizhali] He ran and they ran.

источник

  • Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.
  • Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола; показать различия глаголов совершенного и несовершенного вида, возможности функционирования глаголов в речи.

II. Проверка домашнего задания.

Апрель – настоящий в..долей 4 . Заиграли талой водой овра..ки. Моросит на снег 3 первый весенний 3 дождик. Шир..ко ра..лились лужи и разводья в низинах. Трогают..ся вешние воды. Идет лед.

  1. Вставить пропущенные орфограммы.
  2. Синтаксический разбор предложения.
  3. Морфологический разбор слов.

– Какие слова в данном тексте несут основную смысловую нагрузку?
(Глаголы)

– Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам:

– На какие вопросы отвечают эти глаголы?

– Какой из глаголов обозначает законченность действия?

(Заиграли – уже сделали, совершили действие).

– Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?

(Трогаются – еще только трогаются, действие не доведено до конца).

– Надпишем над глаголами вид: совершенный вид – несовершенный вид.

В определении вида глагола поможет такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что сделать? что сделает?) – глагол совершенного вида.

– Укажите в данном тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.

IV. Работа с таблицей. (Слайд 5)

Вид Неопред. форма глагола Настоящее
время
Прошедшее
время
Будущее
время
Несовершенный (что делать?) трогаться (что делаю?) трогаюсь (что делал?) трогался (что буду делать?) буду трогаться
Совершенный (что сделать?)
заиграть
(что сделал?)
заиграл
(что сделаю?)
заиграю

– На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида, а на какие – совершенного вида?

– В форме каких времен могут стоять глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?

VI. Минутка отдыха. (Звучит мелодия). (Слайды 6–8)

– Прослушать текст, озаглавить.

У каждого времени года своя музыка.

Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.

Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

VII. Закрепление материала.

(Карточки с текстом перед каждым учеником).

Утро. С гор ласково течет запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав ещё блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить её рукой.

VIII. Найти и исправить ошибки в употреблении глаголов. (Слайд 9)

  1. Я дочитал книгу и шел спать.
  2. Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.
  3. Я долго переписал сочинение.
  4. Ребенок горько плакал и никак не успокоился.
  5. Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.

IX. Домашнее задание. П. 112, упр. 647, слова на стр. 240–256 выучить. (Слайд 10)

источник

Глаголы совершенного вида, примеры.

Глаголы несовершенного вида, примеры.

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность какого-либо действия, состояния или процесса (глаголы прошедшего времени) или на начало действия (глаголы будущего времени).

Вопросы – что сделать? что сделал? что сделает? и др.

Глаголы несовершенного вида обозначают повторяющиеся, продолжающиеся и длительные действия, без указания на их завершение.

Вопросы – что делать? что делает? что делала? и др.

Глаголы совершенного вида – примеры

Он (что сделал?) решил пример. (решил).

Мама (что сделала?) сходила в магазин. (сходила).

Хотелось бы (что сделать?) сходить на этот концерт. (сходить).

Мы (что сделали?) построили забор. (построили).

Тебе нужно (что сделать?) подмести пол. (подмести).

Глаголы несовершенного вида – примеры

Зубы необходимо (что делать?) чистить каждый день. (чистить).

Пирог (что делает?) печётся в духовке. (печётся).

Это здание (что делают?) строят уже третий год. (строят).

На Пасху принято (что делать?) красить яйца. (красить.).

Солнце (что делает?) светит ярко. (светит.)

Глаголы совершенного или несовершенного вида можно различить по вопросам.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос “что сделал?”, “что сделаешь?” и тому подобное. Примеры таких глаголов:

съешь, прочтешь, приехал, прилетел, отдохнул, слепит, съел, покрасил, украсишь, приделал, польешь, сотворил, выпил, отцвел, построишь, рассмотрел, спроектировал, отреставрировал.

глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы “что делал?”, “что делаешь?”.

Примеры глаголов: бегал, летал, ходил, отдыхаешь, лепит, ел, красил, делал, льешь, творил, пил, цвел, строишь, смотрел, проектировал, реставрировал, считал.

Примеры глаголов совершенного вида:

спеть, сказать, станцевать, перевезти, посмотреть, занести, вымести, перескочить, достать, вывезти, донести, послушать, забыть, донести, перепечатать, вычитать, вымыть, отредактировать.

К таким глаголам мы можем задать вопрос: что сделать? (или что сделает? что сделал? и т. д.)

Примеры глаголов несовершенного вида:

забывать, петь, смотреть, кушать, нести, видеть, печать, отвечать, рисовать, красить, умничать, ненавидеть, закатывать, слушать, просить, копать, садить, срывать, цвести, греть, сиять.

Эти глаголы отвечают на вопросы типа: что делать? что делал? что делала? и т. д.

Глаголы совершенного вида ответят на вопрос “что сделать?” (сделал, сделала, сделает и т.д.), а несовершенного – “что делать?” (делала, делал, делает и т.д.). Чтобы было интереснее, есть смысл приводить примеры однокоренных глаголов через тире (тогда будет наглядно видно, что происходит со словом), но примеры буду приводить только в начальной форме.

Итак, сначала будут глаголы совершенного вида, после тире – несовершенного.

Сойти – сходить (например, с лестницы);

В первую очередь давайте определимся какие слова мы сможем отнести к глаголам совершенного вида, а какие к глаголам несовершенного вида.

Так вот к глаголам совершенного вида относят глаголы, отвечающие на такие вопросы как “что сделать?”, “что сделал?”, “что сделано?” и так далее.

А вот к глаголам несовершенного вида относят глаголы, к которым можно задать такие вопросы как “что делать?”, “что делаю?” и так далее, то есть нет совершённого действия.

Примеры для глаголов совершенного вида: посмотрел, ушёл, убежал, прилёг, погулял, выспался, засмотрелся, удивился, запарился, удалился.

Примеры для глаголов несовершенного вида: рисую, играю, сижу, еду, пишу, смотрю, вижу, интересуюсь, отвечаю, убегаю.

Глаголы совершенного вида(обозначает законченное действие, чаще всего используется в прошлом времени).

Спеть;скрасить;скушать;смести;построить;уничтожить;выкрасть;закопать;надоесть;­ убежать;изменил;украл;устал;убежал;отремонтировал;переделал;растворился.

Глаголы несовершенного вида(обозначает длительность действия, отвечая на вопрос-что делает?(делаю?),что буду делать? и др.)

смеюсь;болею;зарабатываю;рисует;пишет;работает;играет;обозначает;раскрашиваю;б­ егает;прыгает;закусывает;забегает;рисковать;дружить.

В качестве примеров можно привести однокоренные глаголы совершенного и несовершенного вида, образованные с помощью разных глагольных суффиксов, например:

решить – решать;

бросить – бросать;

родить – рожать;

вспахать – вспахивать;

подклеить – подклеивать.

Самым простым способом получения видовой пары глаголов является приставочный способ образования, например:

клеить – склеить;

красить – подкрасить;

нести – принести;

влечь – увлечь.

Все глаголы в русском языке делятся на два вида:

  • совершенный вид
  • несовершенный вид

Чтобы понять что они из себя представляют нужно уметь их различать между собой.

А отличить их очень просто – нужно задать вопрос и сразу станет понятно, к какому виду он относится.

Глагол совершенного вида отвечает на вопрос что сделать? что сделает? что сделал?

Такой глагол указывает на завершенное действие или будущее действие, т.е. то, что уже произошло или планируется произойти.

Пример: Он смыл краску. Дождь закончился.

Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос что делать? что делает? что делал?

Этот вид глагола указывает на действие, которое уже было, но может быть еще продолжает совершаться, также на действие, которое происходит в данный момент.

Пример: Девушка переходит дорогу. Автомобиль ехал по дороге.

Существуют две категории глаголов, которые обозначают разные действия. Глаголы совершенного вида обозначают действия, которые уже произошли, а также те, которые произошли, но однократно. Кроме того, к таким глаголам относятся те, которые обозначают действия в будущем.

Примеры глаголов совершенного вида, которые отвечают на вопрос “что сделать?”: открыть, нарисовать, заиграть, вставить, топнуть, выучить, добавить, прыгнуть, запеть.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос “что делать?” и означают действия, которые не имеют четко обозначенных временных границ или указывают на незавершенность действия.

Примеры глаголов несовершенного вида: писать, кричать, танцевать, слышать, учить, рисовать, бросать.

источник

Пригородная средняя школа

У читель: Исмагамбетова А.Г.

Тема: Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола.

Цель: научиться различать глаголы совершенного и несовершенного вида

Задачи: – уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида, уметь ставить вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида; – знать грамматические признаки глагола, развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся, развивать память, внимание, умение делать выводы и обобщения, развивать самостоятельность, умение работать в паре; – формировать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: интерактивная доска , минутка чистописания, словарно -орфографическая работа, карточки , правила в учебнике, учебник Ал маты- Атмура 4 класс 2015 год, тетрадь, разноуровневая работа.

– Сегодня у нас необычный урок. У нас гости.
– Повернитесь, поприветствуйте гостей.
– Давайте настроимся на работу. Я улыбнусь вам и вы улыбнётесь друг другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня вместе .

ІІ . Актуализация опорных знаний

– Для того, чтобы открыть новые тайны русского языка, необходимо начать урок с разминки . (раздать карточки и оценочный лист)

А) На карточках записаны слова: бег, интересный, твой, в, смотреть, мы, красив, любит, рассказ, на. Слайд №3

– Внимательно прочитайте слова. Вычеркните имена существительные .
– Вычеркните имена прилагательные.
– Вычеркните местоимения.
Вычеркните предлоги.
Какие слова вы не вычеркнули?
– К какой части речи они относятся?
– Докажите, что это глаголы. Слайд №4

А для этого допишите предложения на карточках.

– В спомни те всё, что в ы знае те о глаголе .

3) Работа по карточке « Допиши предложения»Слайд №5

Оцените свою работу на этом этапе урока в графе таблицы «Я знаю правило».

На доске слова: писал, сбегут, читает, копает Слайд №7

– Прочитайте слова. Найдите в них общее. ( Все слова – глаголы.

Все слова имеют безударную гласную в корне слова . )

Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Одна из них является приставкой глагола будущего времени и обозначает парный согласный твердый звук.

( Это буква С , она является приставкой у глагола будущего времени сбегут )

Вторая и третья буква являются проверяемыми безударными гласными в корнях глаголов настоящего времени.

Составьте цепочку, в которую входили бы буквы “С”, “О”, “И” и образовали бы сначала прямые слоги, а затем обратные.

3) Словарная работа по картинкам Слайды № 8-14

– Какие глаголы отвечают на вопросы что делать?

( запишите в один столбик , обозначте суффиксы неопределенной формы)

Оцените свою работу на этом этапе урока в графе таблицы « Словарная работа ».

ІІІ . Постановка учебной части

– А теперь запишите во второй столбик слова отвечающие на вопросы что сделать?

Оцените свою работу на этапе урока в графе таблицы « собрать глаголы ».

– Верно ли утверждение: в первом столбике глаголы не указывают на завершённое

действие, а во втором указывают?
– А как бы вы назвали такие глаголы?
– Где можно проверить правиль ность ?

– На какие вопросы отвечают слова каждой группы?

– Чем отличаются между собой глаголы?

– Чему должны научиться на уроке?

– Что должны знать? уметь ? ( различать глаголы совершенного и несовершенного вида)

Работа по учебнику стр. 120 упр 314.

Рассмотреть картинки. Слайд №16

– На какой незаконченное действие? Законченное?

– Составьте и запишите предложение по картинке .

– На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида, незаконченное действие? ( что делать? что делал? что делаю? что буду делать?

– На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида, законченное действие? (что сделать? что сделал? что сделаю?)

– Что имеют глаголы? ( совершенный и несовершенный вид)

Р абота с правилом стр. 120 СЛАЙД № 17

– Что нужно сделать, чтобы определить вид глагола? ( Задать вопрос )

1) Самостоятельная работа ( два ученика работают у доски)

– упр. 316 Подобрать к данным глаголам несовершенного вида, гдаголы совершенного вида. Напишите.

сделать, выучить, нарисовать, прочитать, написать, посчитать, постирать, насмешить, почистить, помочь.

– Как определить вид глагола?

упр. 317 Измени глаголы , подобрав к ним подходящие приставки за или на .

Затаился, накрасилась, напишет, закружится, нашел, замахнулся, начертил, замолчит

– Что нужно сделать, чтобы определить вид глагола?

Оцените свою работу на этапе урока в графе таблицы « самостоятельная работа ».

Поскачите, попляшите
Сядьте тихо, полежите,
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь .

2) Творческая работа
– Придумайте и запишите глаголы совершенного и несовершенного вида на каждую букву слова « вид ».
– Кто хотел бы прочесть свои глаголы?
Оцените свою работу в графе таблицы «Творческая работа».

– Какую тайну глагола мы открыли сегодня на уроке?
– Каким способом?
– Где в жизни пригодятся эти знания и умения?
– Оцените свою деятельность на уроке, по каз ав цветные фигуры .

Зеленый – мне все понятно Я молодец!

Желтый – У меня не все получилось , но я старался!

Красн ый – Мне надо быть внимательнее!

– Поставьте себе итоговую оценку за урок в таблицу.

Домашнее задание : правило стр. 120 , упр. 319

источник

Читайте также:  Как заболеть в домашних условиях быстро
Adblock
detector