Меню

Гимн автор слов автор музыки

В любом государстве гимн, герб и флаг являются главными официальными символами. В России закон «О государственном гимне Российской Федерации» был подписан Президентом 25 декабря 2000 года, а его первое официальное исполнение в современной интерпретации состоялось 1 января 2001 года.

Авторство музыки принадлежит композитору Александру Васильевичу Александрову (13 апреля 1883 года — 8 июля 1946 года). Современная мелодия полностью соответствует тому гимну Советского Союза, первое исполнение которого состоялось еще ночь на 1 января 1944 года.

Слова написаны поэтом Сергеем Владимировичем Михалковым (13 марта 1913 года — 27 августа 2009 года). Таким образом, С. В. Михалков является автором текстов, написанных в 1943, 1977 и в 2000 годах.

До принятия этого закона в России с 1990 года существовал другой гимн. В качестве музыки была принята мелодия, написанная в 1833 году композитором М. И. Глинкой и найденная в его архиве спустя три десятка лет. «Патриотическая песня» была утверждена в качестве гимна РСФСР в конце 1990 года. Она продолжала оставаться в этом статусе и в дальнейшем, что было подтверждено соответствующим указом президента Ельцина.

Исполнение проходило без слов, так как по разным причинам не удалось создать и утвердить текст. Был объявлен официальный конкурс на создание текста, в комиссию поступило несколько тысяч вариантов. Был даже определен победитель, но этой музыке так и не суждено было обрести слова. Тупиковую ситуацию создали политические разногласия в Государственной думе. Стало ясно, что необходимо искать другое решение.

Такое неестественное положение не могло оставаться долго. В 2000 году дискуссия на эту тему возобновилась. В. В. Путин предложил взять музыку бывшего советского гимна и положить на эту мелодию новый текст. На этот раз законодательное утверждение музыки и текста прошло сравнительно быстро.

В декабре Президент внес в парламент проект соответствующего закона. В течение неполного месяца законопроект прошел все стадии обсуждения и был одобрен в обеих палатах.

В первый день 2001 года состоялось первое исполнение по телевидению. У известной мелодии А. Александрова появились новые слова, именно в таком виде он и продолжает исполняться в настоящее время.

Надо сказать, что и по поводу этого варианта единодушия в обществе тоже не было. Противники мелодии А. Александрова утверждали, что она прославляет негативные стороны того советского прошлого, от которого Российское государство совсем недавно отказалось. Некоторые известные политики и общественные деятели активно выражали свой протест, опасаясь серьезного раскола в обществе.

Тем не менее значительная часть граждан одобрительно отнеслась к идее использования именно этой музыки. Немаловажным было и то обстоятельство, что сама по себе мелодия А. Александрова объективно оказалась очень удачной как раз для исполнения в этом качестве. Проверенная временем, красивая, торжественная и легко запоминающаяся. Сейчас эта мелодия в большей степени ассоциируется с героическими страницами прошлого, чем с его негативными проявлениями.

Более серьезные дискуссии возникли при обсуждении слов. Текст, который написал поэт С. В. Михалков и журналист Г. А. Эль-Регистан (Габриэль Аршакович Уреклян), явно устарел и давно уже не соответствовал современным реалиям. Кроме того, слова подверглись значительной коррекции еще в 1977 году, когда была принята новая Конституция. К этому времени Г. А. Эль-Регистана уже не было в живых, поэтому вторая редакция текста была создана только С. В. Михалковым .

Специальная комиссия рассматривала все поступившие предложения. Их было множество, но в итоге комиссия остановилась на варианте, предложенном С. В. Михалковым.

За долгую историю России в стране существовало семь официальных гимнов. Два из них исполнялись во время правления династии Романовых:

  • с 1816 г. «Боже, храни Короля», музыка гимна Великобритании, слова В. А. Жуковского «Молитва русских»
  • с 1833 г. «Боже, Царя храни!», музыка А. Ф. Львова , слова В. А. Жуковского

После падения монархии третьим по счету официальным гимном России стала французская «Марсельеза», слова и музыка К. Ж. Руже де Лиля, русский текст П. Л. Лаврова . Еще четыре исполнялись в России и СССР после 1917 года:

  • с 1918 г. «Интернационал», музыка Эжена Потье, слова Пьера Дегейтера, русский текст А. Я. Коца
  • с 1944 г. гимн Советского Союза, музыка А. В. Александрова , слова С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана
  • с 1990 г. «Патриотическая песня», музыка М. И. Глинки
  • с 2001 г. гимн России, музыка А. В. Александрова , слова С. В. Михалкова

Сегодня гимн Российской Федерации является важнейшим атрибутом государственной символики, а его исполнение происходит на основании действующего законодательства.

источник

Мелодия гимна РФ — музыка, написанная Александром Александровым (1883—1946) для «Гимна партии большевиков». Текст принадлежит авторству Сергея Михалкова (р. 1913). Принят в 2000. музыка (info) в исполнении хора (info)

Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Гимн на музыку Александрова был принят Федеральным Конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 8 декабря 2000 (одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000). За принятие этого закона проголосовало 377 депутатов Госдумы (83,8 %), против — 53 депутата (11,8 %). При этом результаты поимённого голосования [3] показывают, что гимн пользовался поддержкой фракций КПРФ, «Единство», «Отечество – Вся Россия», ЛДПР, депутатских групп «Народный депутат», «Регионы России», Агропромышленной депутатской группы. Против него выступали несколько оппозиционных фракций — СПС и «Яблоко».

Предварительно, кроме Михалковского, в обсуждение были включены ещё несколько вариантов текстов, многие из которых были откровенно шуточными.

Первый вариант принадлежал перу академика Евгения Примакова, главы фракции “Отечество”. [4] Припев его напоминал старый вариант Михалкова. Этот вариант не выносился на голосование, так как сам автор снял его с повестки дня в пользу варианта Михалкова.

Россия прошла череду испытаний – Теперь судьбы Родины в наших руках. Поднимемся все, как один, россияне, Чтоб сделать счастливой страну на века! Славься, Отечество наше единое, Мира, достоинства, чести оплот! Знамя российское, непобедимое К новым свершениям нас приведет!

Союз Правых Сил в знак протеста против возвращения советского гимна предложил шуточно-сатирический текст: [5]

От моря до моря раскинулась вольно Страна деловых и активных людей! В свободной России народы довольны, Живя под крылом либеральных идей! Славься, ты общество наше открытое, Для инвестиций широкий проход! Рынка валютного быстроразвитие Нас к торжеству глобализма ведет!

По данным опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2000 года, гимн на музыку Александрова одобряло 27 % опрошенных (на музыку Глинки — 24 %). В ноябре того же года, по опросам РОМИР, уже 49,9 % опрошенных одобряло гимн на музыку Александрова, вместе с тем число сторонников гимна на музыку Глинки снизилось до 15,5 %. Остальные респонденты называли в качестве подходящего гимна музыку песни «Широка страна моя родная» (15 %), марша «Прощание славянки» (5 %), «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» (4 %), «Боже, царя храни!» (3 %), марша Преображенского полка (1 %) или другие варианты, в том числе «Интернационал», музыку Баха или Вагнера. [6]

В ходе обсуждения закона некоторое количество жителей России выступили против него. Основным аргументом критики гимна было его сходство с гимном СССР, принятым при Сталине.

Владимир Шехов обращался в Конституционный Суд РФ с жалобой о признании гимна противоречащим Конституции РФ, причём основанием для подачи иска было утверждение о недопустимости упоминания Бога в тексте гимна.

Статья 21 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Вместе с тем лица, исповедующие атеистические взгляды, неминуемо унижаются включением в Государственный гимн Российской Федерации представлений о Боге, поскольку считают наличие веры в Бога проявлением мракобесия. Следовательно, упоминание Бога в Государственном гимне Российской Федерации противоречит данной норме Конституции Российской Федерации.

В принятии жалобы к рассмотрению Конституционный Суд РФ отказал.

источник

Композитор Александр Васильевич Александров появился на свет в селе Плахине Рязанской губернии в крестьянской семье. Точная дата его рождения неизвестна — 1 апреля 1883 года то ли по старому стилю (13 апреля по новому), то ли по новому (20 марта по старому). Когда мальчику было восемь лет, семья переехала в Петербург, где его зачислили в хор Казанского собора. В 1897 году Александрова взяли в Придворную певческую капеллу, откуда спустя три года он вышел в звании регента хора.

Решив получить профессиональное образование, Александров поступил в Петербургскую консерваторию, но в 1902 году, захворав и не имея возможности содержать себя в столице, прервал обучение и отправился в село Бологое Тверской губернии. Там он служил регентом хора в церкви, а также преподавал хоровое искусство в железнодорожном и техническом училищах. В 1906 году молодой композитор переехал в Тверь, где организовал музыкальную школу. Тогда же он начал писать симфоническую поэму «Смерть и жизнь», завершенную 1911 году.

В 1909 году Александров совершил вторую «консерваторскую» попытку — на этот раз в Московской консерватории. И эта попытка оказалась успешной. Консерваторию он окончил сразу по двум классам— композиции (1913 год) и пения (1916 год). С 1918 года Александров начал преподавать в консерватории, четыре года спустя став профессором. Уже в дореволюционные годы он заявил о себе как о крупном композиторе, сочинив симфонию (1912 год), оперу «Русалка» (1913 год), сонату для скрипки и фортепиано (редакции 1913 и 1916 годов) и концерт для хора в четырех частях (1917 год).

После октябрьского переворота 1917 года будущий автор гимна СССР не спешил примкнуть к большевикам. Напротив — с 1918 года он служил регентом хора храма Христа Спасителя в Москве. Главное его произведение этого времени — поэма для хора, солистов, оркестра и органа под названием «Христос воскресе». В некотором роде регентская деятельность композитора оказалась исторической: в 1922 году храм перешел к обновленцам,и хор в нем упразднили. Таким образом, Александров оказался последним регентом знаменитого собора — того собора, который в 1931 году был стерт с лица земли.

По мере укрепления советской власти росла лояльность композитора по отношению к ней. В конечном счете, он сумел прекрасно вписаться в советскую действительность и добился «степеней известных», исправно и талантливо исполняя тогдашний «социальный заказ». В 1925—1943 годах он возглавлял кафедру хорового дирижирования Московской консерватории, в 1939 году вступил в ВКП (б).

Широкую известность принесли Александрову сочиненные им военно-патриотические песни. Среди них «Песня 2-й Приамурской дивизии» (1929), «Голубая ноченька» (1933), «Песня о военном комиссаре» (1938). Во время Великой Отечественной войны композитор написал ставшие воистину народными песни «Несокрушимая и легендарная» и «Священная война» — под звуки последней отправлялись на фронт миллионы солдат и офицеров.

Умер Александров 8 июля 1946 года во время гастролей его ансамбля в Берлине.

Самое известное его произведение до сих пор звучит в России на всех официальных мероприятиях. В 1939 году он сочинил «Гимн партии большевиков» на слова В. И. Лебедева-Кумача. Спустя четыре года эта музыка с другим текстом (его написали С. В. Михалков и Г. А. Эль-Регистан) стала гимном Советского Союза. В 1955 году, в эпоху хрущевской «оттепели», текст с упоминанием Сталина упразднили. В 1977 году был утвержден слегка измененный Михалковым текст, соответствовавший тогдашнему партийному взгляду на историю.

По удивительному стечению обстоятельств, в самом конце XX века возродились из небытия сразу две вещи, неразрывно связанные с именем Александрова. В 2000 году уничтоженный храм Христа Спасителя, где он когда-то служил регентом, буквально восстал из небытия — на прежнем месте. Нечто похожее произошло и с александровской музыкой гимна СССР — она стала музыкой гимна новой России. Таким образом, личность композитора в некотором роде превратилась в символ преемственности истории Российского государства.

источник

В России трудно найти человека, который не знал бы наизусть гимна своей страны. А вот историю этой песни помнят очень немногие. Тем не менее, и она сама, и имена людей, создавших ее, – почти легенды.

«Тот, кто написал гимн России, должно быть, очень знаменит», – скажет любой человек. И будет прав. Фамилии людей, подаривших стране ее самую важную песню, известны многим; ирония судьбы в том, что далеко не все соотносят эти громкие имена с самим гимном.

На самом деле разобраться, кто написал гимн России, не так-то просто. История его создания овеяна легендами, многие из которых кажутся сказкой. Люди постарше, заставшие советскую власть, могут заметить сходство мелодий нашего гимна и гимна СССР. Как же это могло произойти? И кто же в таком случае автор музыки гимна России? И как получилось, что текст самой патриотической песни так схож с известными любому пионеру строками «Союз нерушимый республик свободных»?

Путь современного российского гимна начался в… 1942 году, почти за полвека до образования Российской Федерации. Тогдашний руководитель страны, Иосиф Сталин, забраковал «Интернационал», долгое время исполнявшийся коммунистами вместо гимна, как устаревший и не соответствующий идеологии Советского Союза. По его приказу была начата работа над новыми символами страны. Время было тяжелое – советские войска отступали, отдавая город за городом фашистской армии, горели села, боролся с голодом и холодом блокадный Ленинград. В этих условиях нужен был кто-то, кто был бы способен вдохновить народ на дальнейшую борьбу, разжечь огонь патриотизма еще ярче. И кто мог лучше подойти на эту роль, как не человек, написавший музыку к знаменитой «Священной войне»?

Соперники были ему под стать: Шостакович, создавший «Ленинградскую симфонию», Хачатурян, Прокофьев… Однако, несмотря на талант остальных композиторов, именно «Вставай, страна огромная» звучало на вокзалах, провожавших бойцов. Именно с этой песней люди шли в смертельный бой. И выбор был сделан. Александр Васильевич Александров стал автором гимна СССР.

Автором же текста был выбран военный поэт, Сергей Михалков, и его друг, Григорий Эль-Регистан. В течение сорока семи лет строки, написанные этими двумя фронтовиками, были известны каждому мальчишке… А потом ушли в историю. И вместе с развалом Советского Союза наша страна осталась и без гимна. Лишь спустя 10 лет, в 2000 году, президентом был объявлен конкурс за право написать гимн Российской Федерации.

Множество поэтов и композиторов состязались за эту честь. Одним из наиболее известных вариантов (не утвержденных, однако, официально) стала песня Ильи Резника и Аллы Пугачевой. Она прозвучала на передаче «Глас народа», быстро обрела популярность… Но в финал так и не вышла.

Участвовал в конкурсе и 87-летний автор слов гимна России советской, поэт Сергей Михалков, отец знаменитого режиссера Никиты Михалкова.

И именно ему, в конце концов, было поручено переписать старый текст песни так, чтобы она подходила обновленной России. Так Сергей Михалков стал тем, кто написал гимн Россиии… дважды. Или даже трижды, если считать исправление поэтом собственных же стихов в эпоху Леонида Брежнева.

Читайте также:  В каком году сша образовались

Жаркие дебаты разгорелись и вокруг музыки. Долгое время планировалось взять ноты «Патриотической песни» Михаила Глинки, знаменитого композитора 19 века. Однако, как и в годы Великой Отечественной войны, всех кандидатов вновь обошел Александр Александров, автор мелодии предыдущего, советского, гимна. Спустя более полувека после своей смерти, он вновь стал одним из авторов российского гимна.

Был в этом некий высший смысл: не разрушая старого, Российская Федерация принимает наследство своего предшественника, Советского Союза, и исправляет ошибки прошлого в соответствии с реалиями нового времени. Песенный символ нашей страны по-прежнему остается одним из самых красивых и величественных в мире, как и 75 лет назад. А школьникам теперь проще запомнить имя каждого, кто написал гимн России, ведь на уроках истории они уже встречали эти фамилии: военный поэт – Сергей Михалков, и военный же композитор – Александр Александров.

1 января 2001 года конкурс был завершен. И первый день третьего тысячелетия Россия встретила уже с новым, но таким родным и узнаваемым гимном. «Славься, Отечество наше свободное. » Воистину, славься!

источник

Поэт Сергей Михалков был автором двух редакций Государственного гимна СССР и гимна Российской Федерации.

В 1943 году Михалков совместно с военным журналистом Георгием Эль-Регистаном (Габриэль Аркадьевич Уреклян) написал текст к Государственному гимну СССР, который впервые был исполнен в Новогоднюю ночь 1944 года. В 1977 году Михалков создал вторую редакцию государственного гимна СССР.

В 1993 году постановлением правительства РФ писатель Сергей Михалков был введен в состав Комиссии (сопредседатель) по созданию гимна Российской Федерации. В 2001 году он в третий раз стал автором текста государственного гимна, теперь уже Российской Федерации.

Гимн СССР. Текст 1943 года

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил.

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Счастья народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!

Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметём!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведём!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Славы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!

Гимн СССР. Текст 1977 года

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведёт!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
На правое дело он поднял народы,
на труд и на подвиги нас вдохновил!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Партия Ленина — сила народная
нас к торжеству коммунизма ведёт!

В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Партия Ленина — сила народная
нас к торжеству коммунизма ведёт!

Гимн России. Текст 2001 года

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

источник

Под гимном понимается торжественное произведение, песнь, в которой восхваляется и прославляется кто-либо или что-либо. В Древней Греции с гимнами соседствовали панегирики и дифирамбы.

Из трех компонентов политической символики (флаг, герб, гимн) именно гимн не имеет многовековой истории, поскольку менялся чаще. Итак, какие гимны были в России?

В истории России конца XVIII века произошло событие, которое вызвало небывалый дотоле подъем патриотических чувств. В 1791 году русские войска под руководством уже прославленного А.В.Суворова взяли считавшуюся до того времени неприступной османскую крепость Измаил. Ликовали все – от императрицы Екатерины II до простого солдата.

Неофициальный гимн Российской Империи времён Екатерины II

Воспоминания о тяжелейшем штурме, о мужестве воинов и таланте полководца должны были остаться в памяти народной. Вот по этому поводу и родился первый русский неофициальный национальный гимн на слова Г.Державина с музыкой О.Козловского – «Гром победы, раздавайся!» Случилось это в 1791 году. Так начиналась история российского гимна.

Император Александр I в 1815 году издал указ об исполнении стихов В.А.Жуковского на музыку британского гимна. Это произведение звучало при встречах императора и вошло в историю как первый официальный государственный гимн России под названием «Молитва русских».

Гимн Российской Империи “Боже, Царя храни…”

В 1833 году наследовавший Александру император Николай I находился в зарубежной поездке. Его сопровождал князь Львов. Везде русский император слышал только звуки британского гимна. Это раздражало. По возвращении Николай Павлович поручил Львову написать новую музыку к гимну на текст Жуковского при участии А.С.Пушкина. Современники пишут, что новый гимн исполнили три раза подряд. По лицу далеко не сентиментального императора текли слезы счастья и гордости за Отечество.

В 1917 году, в первые месяцы Февральской революции в качестве гимна использовалась так называемая «Рабочая Марсельеза» с музыкой Руже де Лиля и оригинальным текстом Петра Лаврова. «Отречемся от старого мира!» – такой строчкой начинается этот текст, восходящий еще к временам Великой Французской буржуазной революции.

Как международный пролетарский гимн с 1910 года исполнялся «Интернационал». Автор музыки – Пьер Дегейтер, слова – Эжена Потье. С 1918 года «Интернационал» стал гимном победившей в России пролетарской революции, гимном молодого Советского государства, а позднее – и СССР. С 1944 года и до настоящего времени «Интернационал» остается гимном Коммунистической партии. Вот какие гимны были в России периода революционных потрясений.

В 1944 году, после рассмотрения многочисленных вариантов музыки и текста, был принят Гимн Советского Союза. Под его звуки уходили в бой воины Великой Отечественной войны и возвращались домой с победой. Музыку гимна написал А.В.Александров. Слова – Сергея Михалкова и Г.Эль-Регистана. Однако мало кто сейчас знает, что прообразом этого гимна стал «Гимн партии большевиков» – на ту же мелодию, но со словами поэта В.И.Лебедева-Кумача. Сталин в нем восхваляется просто до небес. Кстати, уже в эпоху «застоя», при Л.И.Брежневе, текст гимна был слегка подретуширован – именно ради изъятия оттуда имени Сталина. Вместо слов о Сталине получилось продолжение о Ленине с добавлением последнего, нового куплета.

После политических перемен, наступивших в 1991 году, с развалом СССР, казалось, наступает новая страница в истории под названием «гимны России». Упоминание в гимне о Ленине и коммунизме и даже сама музыка стали раздражать определенные слои российского общества, в том числе, саму политическую верхушку. Вот почему в течение целого десятилетия правления президента Бориса Ельцина гимном стала «Патриотическая песня» композитора М.И.Глинки, написанная в 1833 году. Исполнялась она без слов, т.к. текст согласовать не удавалось.

Читайте также:  Как написать отношение на имя начальника

Подходил к концу ХХ век. Оставались в прошлом гимны России прежнего формата. Стране негоже было вступать в третье тысячелетие без официальных символов государства, в частности, без нового гимна. После общественных опросов вернулись к музыке Александра Александрова с новыми словами Сергея Михалкова.

Государственный гимн Российской Федерации

В настоящее время, согласно Закону о гимне, он обязан транслироваться дважды – в начале и в конце вещания, а при круглосуточной сетке – в 6 часов и в 24 часа. Согласно установившейся традиции, встреча Нового года также проходит по традиционному сценарию: обращение главы государства, затем бой часов на Спасской башне Московского кремля, и, наконец, исполнение гимна. Кроме того, гимн играется и на параде 9 мая, сразу после выступления главы государства. Такова, в самых общих чертах, краткая история российского гимна.

источник

«Дорогая моя столица» («Моя Москва») — советская песня о Москве времён Великой Отечественной войны. С 5 июля 1995 года — официальный гимн Москвы. Авторы слов — Марк Лисянский и Сергей Агранян, композитор — Исаак Дунаевский.

Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.

Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой,
Я люблю твою Красную площадь
И кремлёвских курантов бой.

В городах и далёких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

В ноябре 1941 года, прежде — журналист и поэт, а в военное время — командир сапёрного взвода, младший лейтенант Марк Лисянский возвращался после лечения в госпитале в Ярославле в кузове попутного грузовика в свою 243-ю стрелковую дивизию, находившуюся на Калининском фронте и участвовавшую в битве за Москву. [1]

Переживая за судьбу столицы, Лисянский набросал в блокноте стихотворение «Моя Москва» («Дорогая моя столица»). Когда машина проезжала через Москву, оно уже было готово, и во время получасовой остановки на Пушкинской площади поэт успел отдать его в редакцию журнала «Новый мир». Стихотворение было опубликовано в декабрьском номере за 1941 год, однако, в связи с переездом редакции в Куйбышев, увидевшем свет только в феврале 1942 года. Текст тогда состоял из двух строф [1] :

Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.

Но всегда я привык гордиться И везде повторял я слова: Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!

У комбайнов, станков и орудий,
В нескончаемой лютой борьбе,
О тебе беспокоятся люди,
Пишут письма друзьям о тебе.

Никогда врагу не добиться, Чтоб склонилась твоя голова, Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!

Первое четверостишие можно считать биографичным: во время вражеской бомбардировки порядков дивизии одна из бомб разорвалась рядом с Лисянским — он потерял сознание и был засыпан землёй, нашли его только тогда, когда он очнулся и начал стонать; через некоторое время после контузии Марк Самойлович был снова в строю, но на ночных занятиях по боевой подготовке сапёров сломал ногу, провалившись в волчью яму в лесу, причём не мог из неё выбраться самостоятельно, но позднее был найден, после чего и направлен на лечение в Ярославль; дома Лисянского ждала любимая жена. [1]

По возвращении в дивизию Лисянский отдал стихотворение её коллективу художественной самодеятельности, оно было переложено на простенькую музыку и впервые стало песней. [1]

Весной 1942 года композитор Исаак Дунаевский, ездивший тогда вместе с руководимым им ансамблем песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников на агитпоезде по Сибири, увидел стихотворение в журнале и тут же, прямо на полях журнала, написал ноты. Затем он, после неудачной попытки найти фронтовой адрес Лисянского, попросил режиссёра своего ансамбля Сергея Аграняна дописать текст. Тот от текста Лисянского оставил первую строфу и концовку второй строфы, а между ними добавил [1] :

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И кремлёвских курантов бой.

В городах и далёких станицах О тебе не умолкнет молва, Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.

В последних двух строчках говорится о подвиге 28 панфиловцев, незадолго до этого, по легенде, остановивших наступление танков на Москву у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе. [1]

Завершала песню строфа о грядущем светлом будущем [1] :

День придёт — мы разгоним тучи,
Вновь родная земля расцветёт.
Я приеду в мой город могучий,
Где любимая девушка ждёт.

Я увижу родные лица, Расскажу, как вдали тосковал… Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!

Первой исполнительницей стала солистка ЦДКЖ Марина Бабьяло; премьера состоялась на станции Дивизионная [2] ; публика заставляла артистов играть песню пять раз подряд. Весной 1943 года ансамбль Центрального дома культуры железнодорожников под управлением Исаака Дунаевского оказался в Москве и на одном из правительственных концертов исполнил «Мою Москву», причём её пришлось несколько раз повторить на бис. Это заметил Иосиф Сталин и дал указание записать грампластинку. В ответственном за это Радиокомитете заметили, что в песне не упоминается Сталин, просили у Дунаевского изменить текст, а когда тот отказался, сами исправили это «упущение», заменив последнюю строфу на [1] :

Над Москвою в сиянии славы
Солнце нашей победы взойдёт.
Здравствуй город Великой Державы,
Где любимый наш Сталин живёт…

Будем вечно тобою гордиться, Будет жить твоя слава в веках, Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!

В 1943 году «Моя Москва» в исполнении Зои Рождественской была записана на пластинку и стала транслироваться по Всесоюзному радио. Однако, самому Сталину изменение текста пришлось не по душе, и произведение было перезаписано в варианте Аграняна. Часто утверждается, что в 1944 году, когда Лисянский находился в госпитале в Москве, соавторы текста встретились друг с другом и согласовали его, однако сам Марк Самойлович это отрицал. [1]

Строфа о Сталине после Победы была переделана:

Над Москвою знамена славы,
Торжествует Победу народ.
Здравствуй город Великой Державы,
Где любимый наш Сталин живёт!

Но после речи Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС с развенчанием культа личности Сталина вся эта строфа была исключена из песни.

Песня использована в рисованном фильме-плакате, посвящённом 800-летию Москвы (1947 год) «Тебе, Москва!».

К середине 1960-х годов аграняновский куплет о грядущей Победе постепенно отпал, также произошли некоторые незначительные изменения слов. В таком варианте, ставшем классическим, песню исполняли Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Людмила Зыкина, Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии и другие. [1]

Песня стала символом сопротивления оккупантам и единения советских людей для отпора врагу. Это подтвердилось в ходе обсуждения песенных произведений, посвящённых столице, комиссией, созданной Комитетом по культуре Правительства Москвы для решения вопроса, какое из них рекомендовать в качестве её гимна.Были прослушаны и проанализированы лучшие, проверенные временем, пользующиеся заслуженной популярностью песни о Москве, рождённые в довоенные, военные и послевоенные годы. В итоге комиссия пришла к выводу, что лучшей из них, уже практически ставшей символом Москвы, является советская песня «Моя Москва» композитора Исаака Дунаевского на слова Марка Лисянского. В результате 5 июля 1995 года решением Правительства Москвы песня «Моя Москва» была утверждена в качестве официального гимна города. [3]

источник

Adblock
detector