Меню

Где захоронен александр сергеевич пушкин

Где похоронен Пушкин? Ответ очевиден: на Псковщине, неподалеку от своего родового имения — села Михайловского, в Святогорском монастыре. Однако очевиден он лишь на первый взгляд. Давайте на известные факты посмотрим попристальнее.

Итак, умер Александр Сергеевич 29 января 1837 года. Отпевание состоялось в 11 часов утра 1 февраля в придворной Спаса Нерукотворного Образа церкви, принадлежавшей конюшенному ведомству двора Его Императорского Величества. В городе ее называли попросту — Конюшенная церковь.

В ночь с 3 на 4 февраля гроб с телом покойного поэта в сопровождении Александра Ивановича Тургенева и жандармского офицера отправлен из Петербурга в Псковскую губернию. Вечером 5 февраля печальная процессия прибывает в Псков.

Ранним утром 6 февраля останки Пушкина погребены возле церкви в Святогорском монастыре.

Что кроется за внешней канвой событий?

Известно, что Пушкин просил не хоронить его на петербургских кладбищах, называя их “болотом”. После посещения одного из них, Новодеревенского на Елагином острове, он написал стихи, проникнутые чувством глубочайшего физического отвращения:

Решетки, столбики/Нарядные гробницы. /В болоте кое-как/Стесненные рядком. /Могилы слизкие,/Которы также тут,/3еваючи, жильцов к себе/Наутро ждут, — /Такие смутные мне мысли/Все наводит,/Что злое на меня/Уныние находит./Хоть плюнуть да бежать.

Куда? В 1836 году Пушкин похоронил свою мать, Надежду Осиповну. Похоронил в Святогорском монастыре, неподалеку от имения Михайловское. Рядом приобрел место для себя. Именно здесь, по соседству с землями, принадлежавшими Ганнибалам, он хотел обрести покой.

Но даже этому желанию осуществиться не дано. Личная жизнь Пушкина — вся под бременем запретов. Он хочет стать военным и отправиться в действующую армию. Нельзя! Хочет поехать за границу. Нельзя! Чего проще — уехать в деревню и писать. Нельзя! Посмертное желание — и вновь нельзя. Князь П.А. Вяземский в письме к А.О. Смирновой-Россет осторожно намекнул: “Горько знать, что светское общество (по крайней мере некоторые члены оного) не только терзало ему сердце своим недоброжелательством, но и озлобляется против его трупа”.

Что князь имел в виду? Кажется, фраза эта вырвалась против его воли. Робкий Петр Андреевич не спешил высказывать правду даже в приватных письмах. Знал методы работы столичной почты. Письма его полны намеков на какие-то “адские козни”, погубившие поэта, на “коноводов” из высшего света. Явно что-то знал, но так никогда и не сказал.

Не хотел Пушкин лежать в петербургском болоте. Но именно там ему и придется лежать. Однако — все по порядку.

С момента принятия решения похороны Пушкина стали делом государственной важности. Дирижировал этим старинный его недруг, начальник Третьего отделения и шеф жандармов Александр Христофорович Бенкендорф. После гибели поэта в обществе долгое время циркулировали слухи о его неблаговидной роли в этой истории. Игнорировать эти слухи невозможно. Если Бенкендорф принимал участие в организации убийства Пушкина, то он должен был и скрыть следы преступления: убрать тело, главное вещественное доказательство.

Первым делом меняют место отпевания. Его предполагалось провести в Исаакиевском соборе, в церковном приходе которого жил Пушкин. Но вдруг ночью 31 января тело переносят в Конюшенную церковь, имевшую иной статус, — это церковь придворная. Дело, скорее всего, не только в том, что власти — без императора такой вопрос не решить и Бенкендорфу — пытались ограничить доступ народа в церковь, сколько в необходимости полного контроля за телом. Именно по этой причине от участия в похоронах устраняются все родственники. Никто из родных поэта не только не присутствовал на отпевании, они даже не были извещены о его смерти. Племянник Пушкина, Лев Павлищев, писал: “Дед мой узнал о смерти сына в половине февраля 1837 года, как видно из письма к нему В.А. Жуковского, а мой дядя Лев гораздо позднее”.

Несколько странно ведет себя жена поэта. Отставной офицер путей сообщения Веревкин пробрался по льду через реку к дому Волконской и присутствовал при выносе тела, а Наталья Николаевна, как позднее вспоминала княгиня В.Ф. Вяземская, “на вынос тела из дому в церковь. не явилась”. С момента смерти Пушкина минуло двое суток. Шок уже прошел. А вынос тела напоминал военную операцию: во главе — начальник штаба корпуса жандармов Дубельт и с ним два десятка жандармских чинов. По соседним дворам расставлены многочисленные пикеты. Список провожающих крайне ограничен. Василий Андреевич Жуковский так запомнил и отразил в письме к графу Бенкендорфу это событие: “Вместо того назначенную для отпевания церковь переменили, тело перенесли в нее ночью, с какою-то тайною, всех поразившею, без факелов, почти без проводников; и в минуту выноса, на который собралось не более десяти ближайших друзей Пушкина, жандармы наполнили ту горницу, где молились о умершем, нас оцепили, и мы, так сказать, под стражей проводили тело до церкви”.

Письмо Жуковского наполнено волнением, скрытой обидой и даже возмущением действиями правительства. Интересно сравнить его с записью в дневнике Александра Ивановича Тургенева: «31 января. Воскресенье. Зашел к Пушкину. Первые слова, кои поразили меня в чтении псалтыря: “Правду твою не скрыв в сердце твоем”. Конечно, то, что Пушкин почитал правдою, т.е. злобу свою и причины оной к антагонисту — он не скрывал, не угомонился в сердце своем и погиб. Обедня у К. Гол. Блудова, болтовня. Оттуда к Сербиновичу. О бумагах, приписал о тетрадях Броглио, опять к Пушкину. И к д’Аршиаку, — где нашел Вяземского и Данзаса: о Пушкине! Знать наша не знает славы русской, олицетворенной в Пушкине. Слова государя Жуковскому о Пушкине и Карамзине. “Карамзин ангел”. Пенсия, заплата долгов, 10 тысяч на погребение, издание сочинений и пр. Обедал у Карамзиной. Спор о Геккерне и Пушкине. Подозрения опять на К.И.Г. После обеда на панихиду. Оттуда пить чай к К.Мещер. — и опять на вынос. В 12, т.е. в полночь, явились жандармы, полиция: шпионы — всего 10 штук, а нас едва ль столько было! Публику уже не впускали. В 1-м часу мы вывезли гроб в церковь Конюшенную, пропели за упокой, и я возвратился тихо домой».

Удивительно: смерть друга — а Пушкин и Тургенев действительно считались друзьями — никоим образом не отразилась на обычном времяпрепровождении Александра Ивановича. Он успел побывать у Блудова, Сербиновича, д’Аршиака, Карамзиной, князя Мещерского. Кстати, интересно бы узнать, что делали ближайшие друзья Пушкина у секунданта его противника д’Аршиака?

После обеда у Карамзиной Тургенев успевает на панихиду. После чая у князя Мещерского — бегом на вынос тела. Черствость, цинизм и бездушие. Адмирал Чичагов в своих записках отмечал, что у Александра Ивановича “в натуре была потребность рыскать”. Он и рыскал весь день. Так же, как и 29 января, и 30-го. Перерыв в несколько дней произошел, когда высшая власть поручила Тургеневу сопровождать гроб с телом Пушкина в Михайловское.

Почему выбор пал на него, а не на Данзаса, как просила Наталья Николаевна Пушкина, или на Жуковского, как предполагалось накануне? В Третьем отделении очень внимательно отнеслись к выбору сопровождающего. С одной стороны, он должен быть лицом достаточно известным, с другой — настолько зависеть от властей, что даже о малейших подозрениях, которые могли возникнуть у него во время пути в Михайловское, не должно было стать известно никому. Необходим был человек ленивый, вялый, “довольно легкомысленный и готовый уживаться с людьми и обстоятельствами”.

Так характеризовал Тургенева адмирал Чичагов. Кроме того, брат Тургенева Николай уже двенадцать лет находился в Лондоне в качестве политэмигранта. После декабрьского восстания 1825 года он был приговорен заочно к смертной казни, и приговор не отменен. Братья Тургеневы на крючке у русского правительства. Император и хотел бы простить опального Николая, да закон нарушить невозможно. Осенью 1836 года Александр Иванович Тургенев добивается аудиенции у императора. Его принимают благосклонно, в ноябре Тургенева видят даже в императорской ложе в театре, но решения вопроса нет, хотя нет и полного отказа.

И тут ответственное поручение правительства, от которого нельзя отказаться. Это шанс. Тургенев понимает.

Но вернемся чуть назад. В Конюшенной церкви закончилось отпевание. Гроб закрыли крышкой и отнесли в подвал. Некоторые светские дамы утверждали позднее, что провели у гроба всю ночь. Если это так, то вряд ли они сидели в подвале. Исследователь Н.К. Невзоров опрашивал служащих церкви, и они сообщили, что гроб с телом Пушкина поставили “при входе в церковь, внизу, к северу, в особо устроенной комнате, где в ту пору хранилась погребальная колесница, на которой привезено было из Таганрога тело покойного императора Александра I”.

Читайте также:  Как избавиться от волос на лице навсегда у женщин в домашних

Утром доступ к гробу прекращен.

1 февраля граф Григорий Строганов обращается с письменной просьбой о разрешении захоронить тело Пушкина в Святогорском монастыре Псковской губернии. А министр внутренних дел Д.Н. Блудов будто только и ждет письма графа. Немедленно появляется его резолюция: “Истребовать и прислать ко мне поскорее все бумаги”. В тот же день соответствующие письма получают петербургский военный губернатор и обер-прокурор Святейшего синода. Одновременно граф Строганов получает формальное согласие министра внутренних дел на свою просьбу.

Но, конечно, не Блудов решал этот вопрос. Требовалось согласие императора. Получить его в один день просто невозможно. И очевидно, что в данном случае мы имеем дело не с согласием, а с решением императора, уже подготовленным.

Совершенно неожиданно был объявлен смотр войскам петербургского гарнизона, в котором участвовало 60 000 (!) солдат. Даже войсковые обозы шли по улицам, вызывая страх и недоумение у жителей столицы. Именно обозы блокировали доступ в Конюшенную улицу, где находилась церковь Спаса Нерукотворного Образа. Движение гражданских лиц в этом районе прекращено.

Учитывая все эти странности, сопровождавшие похороны Пушкина, можно с большой долей вероятности предположить, что именно 2 февраля, именно в этот день (или ночь) агенты Третьего отделения изъяли тело поэта, похоронив его на одном из петербургских кладбищ. А на его место положили труп неизвестного, вероятно, сильно разложившийся. Гроб заколотили, поставили в дубовый ящик, который тоже заколотили и просмолили.

Операция осуществлена довольно чисто. Однако сведения о ней могли просочиться в общество. М.П. Погодин записал в дневнике: “Разговор о происшествии после смерти Пушкина, нелепых подозрениях”. Запись относится к периоду между 21 и 28 февраля 1837 года. Погодин не указывает, с кем был разговор, но судя по предыдущему абзацу — с Владимиром Ивановичем Далем. Даль знал многое. Он делал вскрытие тела Пушкина. И именно ему “обстоятельства” (читай — агенты Третьего отделения) не дали извлечь пулю.

Поздним вечером 3 февраля все готово к отправке “груза”. Василий АндреевичЖуковский описал момент прощания с грустной и наивной прямолинейностью: “3 февраля в десять часов вечера собрались мы последний раз к тому, что еще для нас осталось от Пушкина, отпели последнюю панихиду; ящик с гробом поставили в сани; в полночь сани тронулись, при свете месяца я провожал их несколько времени глазами, скоро они повернули за угол дома; и все, что было на земле Пушкин, навсегда пропало из глаз моих”.

Панихиду пели над закрытым ящиком. Жуковскому, конечно, и в голову не могла прийти мысль, что тело подменили.

А тайная полиция России имела определенный опыт в таких делах. Александра Николаевича Радищева после самоубийства похоронили настолько оперативно и скрытно, что до сих пор не могут найти его могилу.

За полночь трое саней покинули столицу. Одновременно в Псков послан специальный представитель императора и Третьего отделения камергер Яхонтов с приказом для губернатора Пещурова: “. воспретить всякое особенное изъявление”. В конце вскользь замечено: “К сему не излишним считаю заметить, что отпевание тела уже совершено”. Вот главное! Из-за этого спешил в Псков камергер Яхонтов. Если не отпевать, то и вскрывать гроб не нужно.

6 февраля в 6 часов утра прах предан земле. При этом гроб из ящика не вынимали, бросили ящик в мерзлую землю, чуть присыпав снегом. До весны пролежал ящик у стены Святогорского монастыря. Никто и подумать не мог, что в нем важная государственная тайна.

Примечательно, что близкие родственники на могиле Пушкина не были. Жена, Наталья Николаевна, заехала как-то, постояла немного и ушла. Кирпичный склеп сделала соседка Пушкина, владелица села Тригорское Осипова.

Сомнения в том, что в Михайловском похоронен именно Пушкин, в очень осторожной форме высказал А.И. Фаресов в статье “В Святых Горах”, помещенной в июльском номере журнала “Исторический вестник” за 1899 год: “. островский уездный исправник, которому приказано было встречать и провожать тело до вечного места упокоения, не рискнул сам отправиться для встречи тела поэта, а командировал для сего одного из своих последних канцелярских чиновников, который один и мог засвидетельствовать, что прибывший рано утром в Святые Горы осмоленный ящик зарыт в земле или, точнее, в снегу у одного из алтарей обители. Что же в действительности заключалось в этом ящике — свидетелей никого не было”.

А если кто и был, то, конечно, молчал, и правильно делал, ибо сопричастен был государственной тайне. Но кое-какие слухи появились уже в феврале 1837 года.

За годы, прошедшие с момента погребения, трижды появлялась возможность удостовериться, кто захоронен в погребении. Первый раз — при установке памятника в 1841 году. Затем в 1902 году, когда во время реставрационных работ осела земля и обнажился гроб. Решено было укрепить откос горы и заменить попортившийся кирпичный цоколь надгробного памятника гранитным. Работами руководил гражданский инженер В.Л. Назимов. Он был и автором проекта.

Работы фактически начались

1 июля 1902 года. При переделке свода часть склепа с западной стороны обвалилась. Образовалось значительное по размеру отверстие, сквозь которое стал виден гроб. Произошло это примерно 10 августа.

12 августа в Святые Горы приехали барон Г.В. Розен и журналист В.К. Фролов, гостивший в имении барона. А 26 сентября в газете “Новое время” Фролов опубликовал статью, где подробно описал увиденное: “Подойдя к передней решетке могилы, мы увидели около нее груды кирпичей, бочки с известью, почерневшие гнилые доски, тут же валявшиеся, и над всем этим хаосом высоко приподнятую чугунную решетку, из-под которой в беспорядочном виде торчали обломки старых могильных сводов и новые кирпичи, вделанные в стены могильного склепа. Небольшая группа рабочих в пять-шесть человек во главе с десятником копошилась около этих сводов. Еще момент, и мы увидели на глубине не более одного аршина от поверхности земли переднюю (головную) часть дубового гроба с прахом гениального поэта!”

Очевидно, что Фролов и Розен увидели именно гроб, а не ящик. Вероятно, при устройстве склепа ящик сняли. Гроб находился в отличном состоянии. Этому способствовали почва и климат Святых Гор. В дальнейшем для нашего исследования это окажется очень важным. Из статьи Фролова: “. местами на нем уцелели даже отдельные куски парчового позумента, некогда украшавшего гробовую крышку; весьма возможно, что это были остатки креста из парчовой ткани. Не только парчовые позументы, но и узоры в виде петель по их краям — все в значительной степени сохранили если не свои первоначальные (вероятно, золотисто-темные и красные), то изменившиеся от долгого лежания в земле, но все же достаточно еще яркие и свежие цвета зеленовато-желто-голубой и коричневый, отчасти же и свой мишурный блеск. ”

Анонимный автор, подписавшийся инициалами В.В., анализируя статью Фролова, справедливо замечает, что “благодаря почвенным условиям Святых Гор гроб Пушкина сохранился гораздо дольше, чем можно было предполагать, и это дает право допустить, что и останки поэта могли сохраниться в большей целости, чем при обычных условиях” (см. шестой том Полного собрания сочинений А.С. Пушкина). Таинственный В.В. вроде как что-то знал или догадывался.

Прошло полвека. В августе 1953 года директор заповедника “Михайловское” Семен Гейченко решил провести капитальные работы по укреплению памятника на могиле. За дело взялись специалисты из Псковской реставрационной мастерской. Был приглашен известный археолог П.Н. Шульц.

С 18 по 30 августа на могиле А.С. Пушкина производились работы, результаты которых можно смело назвать сенсационными. Свидетельствует С. Гейченко: “На второй день работы сняли надземные части памятника. Открылись створки двух больших плит, лежащих в его основании. Когда убрали плиты, в центре основания обнаружилась камера, квадратная по форме, со стенами, облицованными кирпичом в один ряд. Высота камеры 75 сантиметров. В восточной стене ее маленькое окошечко. На дне камеры были обнаружены два человеческих черепа и кости. Экспертиза показала, что кости принадлежат людям пожилого возраста. Останки были обмерены и помещены в специально приготовленный свинцовый ящик. Этот ящик поместили в камеру, когда по окончании реставрации детали памятника были вновь поставлены на свои места”.

Итак, над склепом с захоронением обнаружено захоронение костей и двух черепов неизвестных пожилых людей. Почему-то Гейченко и другие исследователи никак это не комментируют. Кто были эти люди? Умерли они насильственной или естественной смертью? Почему и когда совершено погребение их в “могиле Пушкина”?

Читайте также:  Как в домашних условиях сохранить чеснок на зиму в домашних условиях в

На часть вопросов можно получить ответы, если найти и проанализировать акты вскрытия и экспертизы. Очевидно одно: черепа попали сюда не случайно. Захоронение черепов в специальной камере над склепом является обязательной частью некоего ритуала, который условно можно назвать “мертвая голова”. Не исключено, что было совершено ритуальное убийство неизвестных людей.

Культ “мертвой головы” возник многие тысячи лет назад. В одном историко-смысловом ряду стоят циклопические головы из Южной Америки (культура древних инков) и гигантские головы с острова Пасхи. В Европе “мертвая голова” считалась священной у тамплиеров и масонов.

В средние века существовала легенда о тамплиере по имени де Сидон, вступившем в половую связь со своей умершей возлюбленной. Некий голос приказал ему явиться к могиле через девять месяцев. Де Сидон пришел в назначенное время и раскопал могилу. Между берцовых костей скелета лежала голова. Голос сказал: “Не расставайся с ней никогда, потому что она принесет все, что ты пожелаешь”. Так и случилось. Всю жизнь рыцарь держал у себя эту голову, потом она перешла в собственность ордена храмовников.

“Мертвая голова” — один из основных масонских символов. Она участвует в обряде приема профана в первую ученическую степень и переходе его во все последующие. Она же провожает умершего брата в мир иной. Масоны изображали мертвую голову на надгробных плитах и клали черепа в могилу.

Давно известно, что Пушкин был масоном, причем масоном потомственным. Членами масонских лож были его отец и дядя, Василий Львович.

Исследователи обычно несколько стыдливо касаются этой темы. Почему-то забывается, что вся русская литература XIX столетия вышла из масонской лаборатории, из масонской философии, мистики и практики. Не избежал этого влияния и Пушкин.

Но если пушкинисты недооценивают роль масонства в судьбе и творчестве поэта, то масоны значительно ее преувеличивают. Для них Пушкин — масон навсегда, масон как человек и как поэт. Они претендуют на его духовное и поэтическое наследие. Ритуальное захоронение черепов на могиле поэта — еще одно тому свидетельство.

Судя по всему, камера с ритуальными черепами появилась над склепом в 1841 году, когда известный масон граф Григорий Строганов установил на могиле памятник работы замечательного мастера Александра Пермагорова. Проект утверждал сам государь Николай Павлович. Одобрив его, император вдруг заметил, что на памятнике отсутствует крест. После замечания императора Григорий Строганов не очень охотно дал указание Пермагорову на сей счет. Крест “присочинили”, очень небольшой, чтоб в глаза не бросался.

Достаточно хорошо известен и такой скандальный эпизод: в гроб с телом поэта Жуковский и Вяземский бросили белые лайковые перчатки — знак, что и после смерти покойный принадлежит к братству. Более того, они исхитрились и на руки покойного надеть слегка пожелтевшие от времени масонские перчатки.

Вернемся в август 1953 года. Четвертый день работы. Рабочие расчистили крышку склепа. Дальнейший рассказ Гейченко носит следы авторской или редакционной правки, приведшей к нарушению логики рассказа. “Всем стало ясно, — пишет Гейченко, — что перед нами крышка склепа с гробом Пушкина. Два кирпича обвалились внутрь склепа”.

Автор хочет убедить читателя, что именно сквозь это отверстие, опустив в него фонарь, они осматривали склеп и гроб.

Гейченко получил разрешение на реставрацию памятника, но вскрывать захоронение ему никто не разрешал, поэтому он осторожничает. Бывший заключенный понимает, что будет с ним, если узнают, что он не только вскрыл склеп, но и рассматривал содержимое гроба. Однако ученый побеждает заключенного. Он не может не заглянуть внутрь. Авось никто не донесет или в неразберихе смены власти будет не до Пушкина. Работами на могиле никто из властей не заинтересовался. Не обратила на них внимания и ученая общественность. А Гейченко даже не послал в Пушкинский Дом акты вскрытия могилы и отчет. По его словам, все эти документы хранятся в музее-заповеднике “Михайловское”. Однако исследователи с ними никогда не работали. И совершенно напрасно. Возможно, именно в них ответ на вопрос: что же увидел Гейченко в гробу.

Послушаем Гейченко: “Принесли электрический фонарь и осторожно опустили его в отверстие. Все затаили дыхание. Когда глаза наши привыкли к свету, как будто из тумана выплыли контуры помещения. На дне склепа мы увидели гроб с прахом поэта.

Произвели промеры склепа: длина 3 метра, ширина 85 сантиметров, глубина 80 сантиметров. Стены сложены из камня, верхняя крышка из красного кирпича. Кирпич нестандартный, хорошего обжига. От действия атмосферных вод кирпич частично деформировался. Гроб стоит с запада на восток. Он сделан из двух сшитых железными коваными гвоздями дубовых досок с медными ручками по бокам. Дерево коричневого цвета. Хорошо сохранились стенки, изголовье и подножие гроба. Никаких следов ящика, в котором гроб был привезен 5 февраля 1837 года, не обнаружено. На дне склепа остатки еловых ветвей. Следов позумента не обнаружено. Прах Пушкина сильно истлел. Нетленными оказались волосы”.

Отрывок приходится читать как криптограмму. Прежде всего, чувствуется рука археолога. Скорее всего, П.Н. Шульц составил профессиональное описание погребения. Но ни слова о том, куда делись позолоченные украшения с крышки гроба. Крышка провалилась, говорит Гейченко, тогда они должны быть внутри. Неужели археолог Шульц их не заметил? Как не заметил и пулю, которая должна была остаться в крестце трупа. В это трудно поверить, вероятно, украшения украдены с гроба еще в 1902 году. А пули в гробу просто не оказалось. Она осталась в теле Пушкина, а не того, кто под этим именем лежит в чужой могиле.

Иногда приходит в голову мысль, что вся реставрация 1953 года затеяна именно с целью взглянуть, а может быть, и изучить останки поэта. А почему, собственно, нет? Если у Гейченко не было научного интереса, то он не стал бы разбирать стену склепа и заглядывать в могилу. Остается открытым вопрос: что же он там увидел? Отделаться фразой “прах Пушкина сильно истлел” ему, конечно, не удастся. Мне кажется, что фраза Гейченко переводится с языка шифров на обычный язык следующим образом: ничего, напоминающего останки Пушкина, в могиле не обнаружено. Правда, найдены волосы, но ученый обязан доказать, что это волосы Пушкина. Почему-то ни их цвет, ни внешний вид не вызвали интереса у Гейченко. Не соответствовали ни по виду, ни по цвету волосам Пушкина, тому, как их описывали современники? Почему Гейченко отправил в музейный фонд гвоздь и кусочек дерева от гроба, а волосы нет? Сегодня у нас имелась бы возможность сравнить их с волосами, хранящимися в Пушкинском Доме. Он не мог этого допустить, ибо тогда пришлось бы решать загадку: а где же похоронен Пушкин?

Есть необходимость рассеять все сомнения вокруг смерти и захоронения Александра Сергеевича. Необходима эксгумация останков. Это позволит не только произвести экспертизу ритуальных черепов, но и выяснить окончательно, кто же в могиле захоронен.

Даже если предположения о возможной подмене тела поэта окажутся неверны, в случае эксгумации можно будет решить специфические научные задачи.

Во-первых, окончательно выяснить, каким был Пушкин. Не портреты изучать, как предлагал антрополог Д.Н. Анучин, а возможно, по методу Герасимова воссоздать подлинный облик поэта.

Во-вторых, разобраться с многочисленными потомками так называемой английской ветви, ведущей свое происхождение от дочери Пушкина Натальи Александровны.

Наконец, В.И. Даль утверждал, что при вскрытии тела Пушкина пулю не извлекали. Теперь появляется возможность найти ее и точно определить, из какого оружия стреляли и смертельно ранили поэта, а следовательно, и кто стрелял, другими словами, верно ли предположение, что стрелял снайпер.

Вскрывать могилы кощунственно? Но почему можно вскрыть могилу Ивана Грозного, Тамерлана? Почему в Европе извлечены из могил и изучены останки Рафаэля, Петрарки, Данте, Шиллера?

Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

источник

Большинство жителей стран СНГ, особенно старшего возраста, вопрос «Где похоронили Пушкина?» в тупик не поставит. В советских школах прекрасно преподавали русскую литературу. О Пушкине А. С. жители огромной страны хорошо знали и любили поэта. Год смерти – 1837, место захоронения – Святогорский монастырь близ родового села Михайловского – знакомы многим. В России всегда чтили память гениального поэта, вклад в литературу которого переоценить просто невозможно.

Почему же возникает вопрос, где похоронили Пушкина? Почему столько версий вокруг смерти? Да и таких, на первый взгляд, странных. Один автор утверждает, что дуэль на самом деле была завуалированным самоубийством, потому что поэт был несостоятельным должником, и к весне мог попасть в долговую яму. Автор другой статьи утверждает, что А. С. Пушкин инсценировал собственную смерть, а сам уехал в Париж и стал там ни кем иным, как Александром Дюма. Существует версия, что поэта убил снайпер, и поэтому пулю из тела, по свидетельству В. И. Даля, проводившего вскрытие тела, вытаскивать запретили жандармы.

Читайте также:  Как прикрепить мыльницу на присосках к кафелю чтобы не падала

Множество вопросов, в том числе и такой, как «Где похоронен Пушкин Александр Сергеевич?», подразумевающий, что в Святогорском монастыре покоится не он, возникают потому, что вокруг смерти гения действительно много непонятной возни и белых пятен.

И выбор сопровождающего траурную процессию на Псковщину вызывал в обществе недоумение, и слухи о прямой причастности к смерти поэта А. Х Бенкендорфа, шефа жандармов – многое из того, что происходило в эти дни, настораживало и порождало вопросы. Почему сразу после отпевания гроб закрыли, а позднее поставили в дубовый ящик, который еще и засмолили? Это можно объяснить трудностью дороги и снегом. Тогда почему к этому ящику не подошла жена? И это можно объяснить. По свидетельству Вяземского, близкого друга поэта, вела она себя непорядочно, что и привело к дуэли. Непорядочное поведение при жизни, непорядочное и после смерти. Наверное, каждый момент, связанный со смертью Пушкина можно объяснить, но все они, собранные вместе, порождают громадное количество вопросов, в том числе и “Где похоронили Пушкина?”. Потому что все факты, приведенные выше, наводят на мысль, что в родовой усыпальнице лежит не он.

Если не иметь в виду Святогорский монастырь, то ответ на этот вопрос никогда не будет найден. Даже если бы удалось каким-то образом узнать, что в могиле поэта лежит не он, то, учитывая методы работы специалистов III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, найти тело Пушкина на кладбищах Санкт-Петербурга невозможно.

Сомненья в том, что в Святогорском монастыре лежит именно он, не возникли ни ранее, ни в 1953 году, когда реставрировался склеп. Иначе почему не отправили на исследование волосы поэта, которые хорошо сохранились? Хотя в Пушкинском Доме хранятся подлинные волосы поэта. Их можно было бы сравнить. А может быть, сомнения возникали, но существовал какой-то запрет? Вопросов не уменьшилось, и очевидно, будут возникать новые. Но они будут возникать у специалистов, из которых некоторые считают, что повод для дуэли притянут за уши. А миллионы почитателей таланта гениального поэта с детских лет знают о погибшем «невольнике чести», о том, что его травили, не давали ни жить, ни работать.

Сам же вопрос «Где похоронен Пушкин, в каком городе?» рассчитан на современных школьников, сдающих ЕГЭ. Рядом с ним органично смотрятся предлагаемые ответы, и нужно выбрать правильный. В связи со смертью А. С. Пушкина можно привести такой интересный факт. Николай I посмертно лично оплатил все огромные долги поэта. С пансионом жене и детям сумма, выплаченная царем, составила 450 000 золотых рублей. В семье на момент смерти Пушкина в наличии имелось всего 300. В этом поступке можно усмотреть желание царя откупиться от угрызений совести.

Допустить мысль о том, что это был простой человеческий жест, наверное, трудно. Трудно было современникам, затем Советской власти, очевидно, трудно и сейчас. Николай Палкин – плохой, а Пушкин хороший. Александр Сергеевич действительно, очень хороший, но в общей сумме 94 000 составляли карточные проигрыши. Царь оплатил и эти «долги чести».

Могилу поэта посещают ежегодно тысячи людей. Они знают, что именно здесь покоится Александр Пушкин, где похоронен еще дед поэта Осип Абрамович Ганнибал в 1806 году. Бабушка, мать и отец Александра Сергеевича тоже покоятся здесь, в семейной усыпальнице, которая относится к Государственному музею-заповеднику им А. С. Пушкина. Эти земли, включая село Михайловское, пожаловала императрица Елизавета Петровна прадеду поэта, Абраму Петровичу Ганнибалу, за верную службу.

Со школьной скамьи известно каждому и само село Михайловское, и что именно здесь писались главы «Евгения Онегина», и няня Арина Родионовна рассказывала поэту русские сказки именно здесь. И так хочется верить, что место последнего успокоения гениального поэта находится на его родной земле, среди могил предков, знать, что Святогорский монастырь в Псковской области – именно тот уголок, где похоронен Пушкин. Кладбище при монастыре – это фамильная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных.

источник

Скончался великий поэт России 29 января 1837 года от раны, полученной на дуэли с Дантесом. Перо прочно в руке держал, а с пистолетом она дрогнула. Покойного быстро отпели, но не там, где задумывалось первоначально, – не в самом помпезном соборе северной Пальмиры, а в конюшенной церквушке (конюшни принадлежали его величеству императору). 60 000 гренадеров вывели на улицы, чтобы заблокировать церковь от народа. Это была уже паника власти.

Портрет Пушкина. Автор О. Кипренский 1828 г

Да и там, в отпевальне, протолкнуться не было возможности между жандармами Бенкендорфа. После отпевания гроб быстро те же жандармы спихнули в церковный подвал. Народ, окруживший церковь, недоумевал от такого действия властей, которые стремились еще раз пнуть Пушкина, пусть и мертвого.

Власть помнила, как вырос народный бунт во время наполеоновского нашествия, а мертвый Пушкин мог вызвать еще больший. Так велико было его поэтическое имя! По слухам тех лет, начальник жандармов сам готовил дуэль, и теперь заметал свои следы. А ночью труп заменили неизвестным, заколотив намертво гроб в ящик, который забили и просмолили.

Конюшенный храм, в котором отпевали А.С. Пушкина

Этот ящик и отправили под Псков.

Александр Пушкин уважал Петербург, но ненавидел его кладбища. Даже стихотворение им посвятил: про гробницы в болоте; могилы слизкие и так далее. Не то что Псковщина: сушь да благодать. Поэтому хоронить себя еще при жизни велел на своей родине, близ Михайловского. На родовом кладбище большой семьи, возле матери.

Рядом и для себя место застолбил, как было положено в те далекие времена. Но, как оказалось, «положенное» было в той России не для всех. Тем более для Александра Сергеевича.
И ночью третьего февраля в обоз так же тайно погрузили гроб с телом поэта, который двинулся на Псковщину. Там находились семейные земли Ганнибалов-Пушкиных. Везли в телеге, засыпав гроб соломой, чтобы никто не догадался, кого везут с такой охраной. Под прикрытием тех же чинов Бенкендорфа.

Некрополь Ганнибалов-Пушкиных в Святогорском Свято-Успенском монастыре

6 февраля, рано утром, прибыли на место, и императорский соглядатай обоза поэт А.И.Тургенев вручил строгое распоряжение императора. Должны быть исключены какие бы то ни было встречи, церемонии, поэтому гроб побыстрее опустили в яму. Среди хоронивших был и нянька Пушкина с детских лет, Никита Козлов. Он понимал, что творят жандармы и пытался запомнить место, где похоронен Пушкин Александр Сергеевич, в каком закоулке местной монашеской обители. А не возле матери.

Пушкин и власть — антагонисты. Они друг другу хорошо насолили. Пушкин – политической лирикой, власть – ссылками.

Неудивительно, что сейчас по-прежнему многим интересно, где похоронен Пушкин Александр Сергеевич, фото этого места. Царская охранка так похоронила А. Радищева, якобы после самоубийства, что могилу до сих пор не нашли.

Проводил вскрытие тела Пушкина медик и литератор Владимир Даль. Ему не дали, по свидетельствам его друзей, вынуть пулю. К чему бы это? Чтобы не идентифицировать выстрел снайпера? Или почему запрещали отпевать в Пскове? Когда отпевают, то гроб вскрывают. А так стоял просто ящик. Его скинули в яму и только снегом присыпали. Так и пробыл там до весны. Родственники не были у могилы.

Могила Пушкина в Святогорском Успенском монастыре

Проверить, кого похоронили, можно было не раз. То откос съезжал, то могила проседала. Заметили, что ящика уже не было, а гроб хорошо сохранился. В 1953 году в этом заповеднике проводили работы по укреплению памятника на могиле Пушкина. В могиле нашли два черепа неизвестных и пожилых людей. Не возраста Александра Сергеевича. Пошла гулять версия о масонском ритуале с головами, а все семейство Пушкиных было масонами.

Современных методов идентификации личностей предостаточно. Желательно все-таки разузнать, Пушкин ли в могиле или кто-то иной?

Место захоронения А.С. Пушкина на карте

источник

Adblock
detector