Меню

Формула для объема в химии

В химии, равно как и в физике очень важным является понятие объема, поскольку для решения задач, связанных с газообразными веществами, приходится оперировать именно этой величиной.

Поскольку газы являются наиболее простым объектом для исследования, то их свойства и реакции между газообразными веществами изучены наиболее полно.

Французский ученый Ж. Л. Гей-Люссак установил закон объемных соотношений: объемы вступающих в реакцию газов при одинаковых условиях (температуре и давлении) относятся друг к другу как простые целые числа. Например, при взаимодействии 1 л хлора с 1 л водорода будет образовываться 2 л хлороводорода и т.д.

Этот закон позволил итальянскому ученому А. Авогадро предположить, что молекулы простых газов состоят из двух одинаковых атомов (водород, кислород, азот и др.). Изучение свойств газов позволило ему высказать гипотезу, которая впоследствии получила экспериментальное подтверждение и стала называться законом Авогадро: в равных объемах различных газов при одинаковых условиях (температуре и давлении) содержится одинаковое число молекул. Следовательно, при нормальных условиях 1 моль различных газов занимает объем, равный 22,4 л. Этот объем называется молярным объемом газа:

Кроме вышеуказанной формулы для решения расчетных химических задач, нередко приходится использовать газовые законы, известные из курса физики.

При постоянной температуре объем данного количества газа обратно пропорционален давлению, под которым он находится:

При постоянном давлении изменение объема газа прямо пропорционально температуре:

— Объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака

Помимо этого, если известна масса или количество газа, его объем можно вычислить, используя уравнение Менделеева-Клапейрона:

где n–число молей вещества, m–масса (г), Ь – молярная масса газа (г/моль), R – универсальная газовая постоянная равная 8,31 Дж/(моль×К).

Задание При полном сгорании на воздухе 7,4 г кислородсодержащего органического соединения образовалось 6,72 л (н.у.) углекислого газа и 5,4 мл воды. Выведите формулу этого соединения.
Решение Составим схему реакции сгорания органического соединения обозначив количество атомов углерода, водорода и кислорода за «x», «у»и «z» соответственно:

Определим массы элементов, входящих в состав этого вещества. Значения относительных атомных масс, взятые из Периодической таблицы Д.И. Менделеева, округлим до целых чисел: Ar(C) = 12 а.е.м., Ar(H) = 1 а.е.м., Ar(O) = 16 а.е.м.

Рассчитаем молярные массы углекислого газа и воды. Как известно, молярная масса молекулы равна сумме относительных атомных масс атомов, входящих в состав молекулы (M = Mr):

M(CO2) = Ar(C) + 2×Ar(O) = 12+ 2×16 = 12 + 32 = 44 г/моль;

M(H2O) = 2×Ar(H) + Ar(O) = 2×1+ 16 = 2 + 16 = 18 г/моль

m(H) = [2×5,4 ×1 / 18 ×1 (г/мл)] = 0,6 г

Определим химическую формулу соединения:

x:y:z= 0,3 : 0,6 : 0,2 = 1,5: 3 : 1 = 3 : 6 : 2

Значит простейшая формула соединения C3H6O2и молярную массу 64 г/моль [M(C3H6O2) = 3×Ar(C) + 6×Ar(H) + 2×Ar(O);M(C3H6O2) = = 3×12 + 6×1 + 2×16 ;M(C3H6O2) = 26 + 6 + 32 = 64 / моль].

Задание Какова молекулярная формула спирта, если массовые отношения m(C):m(H):m(O) = 3:1:4 и относительная молекулярная масса Mr = 32?
Решение Для того, чтобы узнать, в каких отношениях находятся химические элементы в составе молекулы необходимо найти их количество вещества. Известно, что для нахождения количества вещества следует использовать формулу:

Найдем молярные массы углерода, водорода и кислорода (значения относительных атомных масс, взятых из Периодической таблицы Д.И. Менделеева, округлим до целых чисел). Известно, что M = Mr, значит M(C) = 12 г/моль, М(H) = 1 г/моль, а M(O) = 16г/моль.

Тогда, количество вещества этих элементов равно:

n(C) :n(H):n(O) = 0,25 : 1 : 0, 25 = 1 :4 : 1,

т.е. формула соединения спирта имеет вид CH3OH. Это метанол

источник

В уроке 9 «Молярная масса и молярный объем» из курса «Химия для чайников» выясним, что подразумевается под молярной массой и молярным объемом; приведем формулы для их вычисления. Напоминаю, что в прошлом уроке «Химическое количество вещества и моль» мы выяснили, что такое химическое количество вещества; рассмотрели моль в качестве единицы количества вещества, а также познакомились с постоянной Авогадро.

Вы знаете, что одинаковое химическое количество любых веществ содержит одно и то же число структурных единиц. Но у каждого вещества его структурная единица имеет собственную массу. Поэтому и массы одинаковых химических количеств различных веществ тоже будут различны.

Молярная масса — это масса порции вещества химическим количеством 1 моль.

Молярная масса вещества Х обозначается символом M(Х) . Она равна отношению массы данной порции вещества m(Х) (в г или кг) к его химическому количеству n(Х) (в моль):

В Международной системе единиц молярная масса выражается в кг/моль. В химии чаще используется дольная единица — г/моль.

Определим молярную массу углерода. Масса углерода химическим количеством 1 моль равна 0,012 кг, или 12 г. Отсюда:

Молярная масса любого вещества, если она выражена в г/моль, численно равна его относительной молекулярной (формульной) массе.

На рисунке 47 показаны образцы веществ (H2O, CaCO3, Zn), химическое количество которых одно и то же — 1 моль. Как видите, массы разных веществ химическим количеством 1 моль различны.

Молярная масса является важной характеристикой каждого отдельного вещества. Она отражает зависимость между массой и химическим количеством вещества. Зная одну из этих величин, можно определить вторую — массу по химическому количеству:

и, наоборот, химическое количество по массе:

а также число структурных единиц:

Взаимосвязь между этими тремя характеристиками вещества в любом его агрегатном состоянии можно выразить простой схемой:

В отличие от твердых и жидких веществ все газообразные вещества химическим количеством 1 моль занимают одинаковый объем (при одинаковых условиях). Эта величина называется молярным объемом и обозначается Vm .

Подобно молярной массе, молярный объем газа равен отношению объема данного газообразного вещества V(Х) к его химическому количеству n(Х) :

Так как объем газа зависит от температуры и давления, то при проведении различных расчетов берутся обычно объемы газов при нормальных условиях (сокращенно — н. у.). За нормальные условия принимаются температура 0 °С и давление 101,325 кПа.

Установлено, что при нормальных условиях отношение объема любой порции газа к химическому количеству газа есть величина постоянная и равная 22,4 дм 3 /моль. Другими словами, молярный объем любого газа при нормальных условиях:

Молярный объем — это объем, равный 22,4 дм 3 , который занимает 1 моль любого газа при нормальных условиях.

Пример 1. Вычислите химическое количество SiO2, масса которого равна 240 г.

Пример 2. Определите массу серной кислоты H2SO4, химическое количество которой 2,5 моль.

Пример 3. Сколько молекул CO2 и сколько атомов кислорода содержится в углекислом газе массой 110 г?

Пример 4. Какой объем занимает кислород химическим количеством 5 моль при нормальных условиях?

Краткие выводы урока:

  1. Масса вещества химическим количеством 1 моль называется его молярной массой. Она равна отношению массы данной порции вещества к его химическому количеству.
  2. Объем газообразных веществ химическим количеством 1 моль при нормальных условиях одинаков и равен 22,4 дм 3 .
  3. Величина, равная 22,4 дм 3 /моль, называется молярным объемом газов.

Надеюсь урок 9 «Молярная масса и молярный объем» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии. Данный урок был заключительным в главе «Основные химические понятия».

источник

Так как химия наука точная, она неразрывно связана с различного рода вычислениями. Чтобы решать задачи, нужно знать формулы и хорошо в них ориентироваться. Без этих базовых знаний и навыков изучение химии становится невозможным.
Мы собрали для вас основные химические формулы, изучаемые в школьном курсе. Они пригодятся каждому ученику, особенно тем, кто будет сдавать ОГЭ или ЕГЭ по этому непростому, но очень интересному предмету.


Нахождение количества вещества

Первое и основное понятие, которое необходимо усвоить – это количество вещества, измеряемое в молях и обозначающееся латинской буквой «n». Для его нахождения нужно основываться на условии задачи, так как вычислить количество вещества можно по трём формулам:

1) По массе. n=m/M — Массу вещества (в граммах) разделить на его молярную массу (в г/моль).

2) По объёму. n=V/Vm — Отношением объёма вещества к его молярному объёму (используется для газов).

3) По числу молекул. n=N/NA – Число молекул вещества делённое на число Авогадро. Число Авогадро (NA) – физическая величина, указывающая на число молекул, содержащихся в 1 моле вещества, и численно равная 6,0221 * 10 23 моль -1 .


Формулы для нахождения массы

Массу вещества можно найти несколькими способами:

1. Умножив количество вещества на молярную массу: m (г) = n (моль)×M (г/моль).

2. Произведением объёма раствора и его плотности: m = V (л) ×ρ (г/л).

3. Перемножив массовую долю с массой раствора: m = m(р-ра) × ω.

Молярная масса (М) – это масса одного моля вещества. Вычисляется она следующим образом: посредством сложения атомных масс элементов, из которых состоит вещество, получаем относительную молекулярную массу. Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе, но имеет размерность «г/моль». Также молярную массу можно найти с помощью отношения массы вещества к его количеству:


Формулы для нахождения объёма

Для вычисления объёма того или иного вещества можно воспользоваться одной из формул:

1. Объём раствора находится как отношение массы раствора к его плотности:

2. Объём газа равен отношению его количества вещества к молярному объёму:

Молярный объём (VM) – объём, который занимает 1 моль вещества при определённых показателях давления и температуры. Находится при делении молярной массы вещества на его плотность:

При нормальных условиях молярный объём газа равен 22,4 л/моль.


Формулы для нахождения плотности и относительной плотности

Плотность (ρ) – физическая величина, указывающая на массу определённого вещества, содержащуюся в единице объёма.
Следовательно, формула для её вычисления имеет вид:

Помимо основной, существует формула для нахождения плотности газа при нормальных условиях, где молярная масса делится на молярный объём газа при н.у.:

Относительная плотность (D) газов – величина, указывающая насколько одно вещество тяжелее или легче другого. Вычисляется она отношением молярных масс газов:

Например, условием было найти плотность газа по водороду. Решение будет иметь вид: D = M(газа)/M(H2) = M(газа)/2. Относительная плотность является безразмерной величиной.


Формулы для нахождения концентрации

Молярная концентрация (С) – отношение количества растворённого вещества к объёму раствора. Единица измерения – моль/л. Молярная концентрация вычисляется по формуле:

Массовая концентрация чаще всего называется титром (Т). Это отношение массы растворённого вещества к объёму раствора. Единица измерения — г/л.

Массовая доля (ω) – это один из вариантов выражения концентрации. С её помощью можно вычислить процентное содержание растворённого вещества в общей массе раствора:

По такому же принципу вычисляется массовая доля определённого компонента в смеси:

Если возникает необходимость найти массовую долю химического элемента в соединении, то нужно относительную атомную массу этого элемента умножить на число атомов в соединении и разделить на молекулярную массу вещества:


Формулы для нахождения выхода продукта реакции

Под выходом продукта реакции (ᶯ) подразумевается отношение массы (объёма, количества) вещества, полученного на практике, к теоретически возможному (рассчитанному по уравнению реакции). Единица измерения – доля, а проценты — если результат умножить на 100 !
Для его вычисления, в зависимости от условия задачи, используются следующие формулы:

Попрактиковать решение задач и знание формул возможно в приложении «ХиШник». Оно содержит в себе каталог заданий, которые, в свою очередь, разделены по темам и уровням сложности. Если вы дали неверный ответ, то приложение не просто уведомит об этом, а предложит правильный алгоритм решения. Также в нём есть раздел для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, в котором собраны типовые задания.

Знание расчётных формул – это ключевой момент при решении задач. Главное, понимать их, а не бездумно заучивать. Так как они будут использоваться не только в школьных задачах, на ЕГЭ и ОГЭ, но и в дальнейшей жизни, даже если ваша профессиональная сфера будет далека от химии.

Основные сведения о диеновых углеводородах: номенклатура и изомерия, классификация, химические свойства, получение.

Правило Марковникова: формулировка, механизм протекания реакций, исключения из правила

В статье представлены таблицы, необходимые при изучении химии и сдаче ЕГЭ.

Идеи интересных внеклассных мероприятий по химии.

Обзор необычных профессий, связанных с химией.

Основная информация о ЕГЭ по химии 2019: структура экзамена, баллы, даты проведения.

Подробно расскажем о баллах ОГЭ по химии 2019, методах и критериях оценивания заданий и переводе первичных баллов в школьную оценку.

Расскажем об изменениях, которые ждут школьников при сдаче ОГЭ по химии в 2019 году.

Несколько советов и рекомендаций, следуя которым подготовка к ОГЭ по химии будет проходить результативно.

Немного информации о проверке знаний с помощью тестов по химии в режиме онлайн.

Основные сведения об ОГЭ по химии 2019: даты, время, баллы, материалы для подготовки.

Рассказываем о тестах по химии, используемых для проверки знаний в 11 классе.

Общие сведения о тестах по химии в 10 классе.

Рассказываем о тестах по химии, используемых для проверки знаний в 9 классе.

Рассказываем в общих чертах о тестах по химии в 8 классе

Статья, содержащая в себе базовые понятие об ионном виде химической связи.

Статья о водородном типе химической связи и его особенностях.

В статье дано несколько действенных советов по подготовке к ЕГЭ по химии «с нуля».

Продолжаем серию статей про виды химической связи.

Начинаем серию статей про виды химической связи.

Отвечаем на вопросы о системе оценивания и переводе первичных баллов в тестовые.

Размышляем о том, как полезно провести время во время летнего отдыха на каникулах. (в статье есть подарок внимательным читателям)

Этим летом открывается очередная летняя сессия областной профильной школы для одаренных детей «Эврика».

Собрали ТОП-5 полезных материалов для старшеклассника.

Великолепная подборка полезных сайтов для самостоятельного изучения химии.

Что такое право само по себе и откуда оно берется. Как не заработать славу скандалистов, «вечно качающих права», и при этом не переносить безропотно нарушение своих личных границ…

материал о том, какие виды задачников по химии существуют и как среди них ориентироваться.

Учимся решать задачи по химии к ОГЭ, ЕГЭ, инструкция от ХиШника

ФИПИ снова решил усложнить нам жизнь новыми требованиями к ЕГЭ. О том, почему изменения не всегда плохи, и как встретить их с достоинством.

Мы расширили приветственное окно, чтобы при входе в приложение всем новым пользователям были понятны основные принципы работы «ХиШника».

Что такое лицензионный ключ и как происходит его активация в приложении

Для чего нужны стандарты, по которым происходит обучение химии в российских школах, и как приложение “ХиШник” поможет соответствовать этим стандартам?

Как наше приложение поможет внедрить ИКТ в уроки

Подводим итоги 2017, планируем 2018 и, конечно же, дарим подарки!

Почему же родиной «ХиШника» стал Новосибирский Академгородок?
Совпадение не случайное.

Итак, «ХиШник» это приложение, в котором могут работать и ученики, и преподаватели. После того, как преподаватель создает в приложении учебную группу

Сегодня у нас вопрос, которого мы давно ждали: можно ли заниматься в «ХиШнике» со смартфона/планшета?

На прошлой неделе мы провели семинар в рамках масштабных ежегодных курсов повышения квалификации на базе СУНЦ НГУ (Новосибирск, Академгородок).

Вчера команда «ХиШника» провела мастер-класс для преподавателей химии и методистов программ повышения квалификации из разных регионов России.

Сегодня новый вопрос: что делать, если решать задачи в демо-версии приложения понравилось, как получить полный доступ? Отвечаем!

Ярмарка кейсов «Школы реальных дел» – уже в эту пятницу! В этом году «ХиШник» представляет два кейса.

Служба поддержки:
+7 (383) 363-07-86
support@hishnik-school.ru

Для СМИ:
+7 (383) 363-07-70 #3242
onp@alekta.ru

Настоящее пользовательское (лицензионное) соглашение (далее – “Соглашение”) заключается между Обществом с ограниченной ответственностью “АЛЕКТА” (далее – “Лицензиар”), и Пользователем (физическим лицом, выступающем в роли конечного потребителя Продукта) совместно именуемые “Стороны”.

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с текстом настоящего Соглашения. Оно представляет собой публичную оферту и, после его принятия Вами, образует соглашение между Вами (Пользователем) и Лицензиаром о предмете и на условиях, изложенных в тексте Соглашения.

Принимая настоящее Соглашение, Вы соглашаетесь с положениями, принципами, а также соответствующими условиями лицензионного соглашения, изложенными ниже.

источник

Есть уйма формул для нахождения объема. В первую очередь нужно определить в каком агрегатном состоянии находится вещество, для которого мы ищем объем. Для объема газа подходят одни формулы, а для объема раствора абсолютно другие.

1. Одна из формул объема раствора: V = m/p, где V – объем раствора(мл), m – масса(г), p – плотность(г/мл). Если требуется добавочно обнаружить массу, то это дозволено сделать, зная формулу и число необходимого вещества. С поддержкой формулы вещества мы обнаружим его молярную массу, сложив ядерные массы всех элементов, входящих в его состав. Скажем, M(AgNO3) = 108+14+16*3 = 170 г/моль. Дальше находим массу по формуле: m = n*M, где m – масса(г), n – число вещества(моль), M – молярная масса вещества(г/моль). Подразумевается, что число вещества дано в задаче.

2. Дальнейшая формула для нахождения объема раствора выводится из формулы молярной концентрации раствора: с = n/V, где c – молярная насыщенность раствора(моль/л), n – число вещества(моль), V – объем раствора(л). Выводим: V = n/c. Число вещества дозволено добавочно обнаружить по формуле: n = m/M, где m – масса, M – молярная масса.

3. Дальше приведены формулы для нахождения объема газа. V = n*Vm, где V – объем газа(л), n – число вещества(моль), Vm – молярный объем газа(л/моль). При типичных условиях, т.е. давлении равным 101 325 Па и температуре 273 К молярный объем газа является величиной непрерывной и равен 22,4 л/моль.

4. Для газовой системы существует формула: : q(x) = V(x)/V, где q(x)(фи) – объемная доля компонента, V(x) – объем компонента (л), V – объем системы (л). Из этой формулы дозволено вывести 2 другие: V(x) = q*V, а также V = V(x)/q.

5. Если в условии задачи присутствует уравнение реакции, решать задачу следует с подмогой него. Из уравнения дозволено обнаружить число всякого вещества, оно равно показателю. Скажем, CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O. Отсель видим, что при взаимодействии 1 моля оксида меди и 2 моль соляной кислоты получилось 1 моль хлорида меди и 1 моль воды. Зная по условию задачи число вещества каждого одного компонента реакции, дозволено без труда обнаружить числа всех веществ. Пускай, число вещества оксида меди равно 0,3 моль, значит n(HCl) = 0,6 моль, n(CuCl2) = 0,3 моль, n(H2O) = 0,3 моль.

Объем – это количественная колляция, указывающая, какое именно пространство занимает то либо иное вещество (тело). В системе СИ объем измеряется в кубических метрах. Как же дозволено обнаружить объем какого-либо вещества?

1. Проще каждого – если вам вестима точная масса этого вещества (М) и его плотность (?). Тогда объем находится в одно действие, по формуле:V = M/?.

2. Можете воспользоваться способом, открытым еще в глубокой древности эпохальным ученым Архимедом. Наверно вам знаменита история, как сиракузский царь Гиерон, заподозрив своего ювелира в мошенничестве, приказал Архимеду определить, из чистого ли золота сделана его корона либо же в сплав подмешаны недорогие примеси. Казалось бы, все примитивно: вестима точная масса короны, знаменита плотность чистого золота. Но перед ученым встала задача: как определить объем короны, если она дюже трудна по форме? Архимед блестяще решил ее, взвесив корону вначале в воздухе, а потом в воде.

3. Разница в весе – так называемая «выталкивающая сила», равная весу воды в объеме короны. Ну а зная плотность воды, определить объем нетрудно. Действуя по аналогии, дозволено определить объем всякого твердого вещества, разумеется, если оно не растворяется в воде и тем больше не вступает с ней в реакцию.

4. Если вы имеете дело с газом, находящимся при условиях, близких к типичным, то определить его объем дюже примитивно. Нужно лишь запомнить, что один моль всякого газа при таких условиях занимает объем, равный 22,4 литра. Дальше дозволено изготавливать вычисления, исходя из данных вам условий.

5. Скажем, нужно определить, какой объем занимает 200 грамм чистого азота? Раньше каждого припомните формулу молекулы азота (N2) и ядерный вес азота (14). Следственно, молярный вес азота: 28 грамм/моль. То есть в 22,4 литра содержалось бы 28 грамм этого газа. А сколько будет его в 200 граммах? Вычислите: 200х28/22,4 = 250 грамм.

6. Ну, а как обнаружить объем газа, если он находится не при типичных условиях? Здесь вам придет на подмога уравнение Менделеева-Клапейрона. Хоть оно выведено для модели «безупречного газа», вы абсолютно можете им воспользоваться.

7. Зная такие нужные вам параметры, как давление газа, его массу и температуру, вы вычислите объем по формуле:V = MRT / mP, где R – универсальная газовая непрерывная, равная 8,31, m – молярная масса газа.

Полезный совет
Переведите все величины в одну систему, напротив получится бессмыслица.

Обратите внимание!
Не забывайте про единицы измерения!

источник

Решение школьных задач по химии может представлять некоторые трудности для школьников, поэтому мы выкладываем ряд примеров решений основный типов задач школьной химии с подробным разбором.

Для решения задач по химии необходимо знать ряд формул, указанных в таблице ниже. грамотно пользуясь этим нехитрым набором можно решить практически любую задачу из курса химии.

Расчеты количества вещества Расчеты доли Расчеты выхода продукта реакции
ν=m/M,

ν=PV/RT

ω=mч/mоб,

χ=νчоб

η = mпр./mтеор.,

η = νпр.теор.

ν — количество вещества (моль);

νч — количество вещества частное (моль);

νоб — количество вещества общее (моль);

N — количество частиц (атомов, молекул, ионов);

NA — число Авогадро (количество частиц в 1 моль вещества) NA =6,02×10 23 ;

Q — количество электричества (Кл);

F — постоянная Фарадея (F » 96500 Кл);

Р — давление (Па) (1атм »10 5 Па);

R — универсальная газовая постоянная R » 8,31 Дж/(моль×К);

Т — абсолютная температура (К);

η — выход продукта реакции;

mпр., Vпр., νпр. — масса, объём, количество вещества практические;

mтеор.,Vтеор., νтеор. — масса, объем, количество вещества теоретические.

Определить массу 5 моль воды (Н2О).

  1. Рассчитать молярную массу вещества, используя периодическую таблицу Д. И. Менделеева. Массы всех атомов округлять до единиц, хлора — до 35,5.
    M(H2O)=2×1+16=18 г/моль
  2. Найти массу воды по формуле:
    m = ν×M(H2O)= 5 моль × 18 г/моль = 90 г
  3. Записать ответ:
    Ответ: масса 5 моль воды равна 90 г

Вычислить массовую долю соли (NaCl) в растворе, полученном при растворении в 475 г воды 25 г соли.

  1. Записать формулу для нахождения массовой доли:
    ω(%) = (mв-ва/mр-ра)×100%
  2. Найти массу раствора.
    mр-ра= m(H2O) + m(NaCl) = 475 + 25 = 500 г
  3. Вычислить массовую долю, подставив значения в формулу.
    ω(NaCl) = (mв-ва/mр-ра)×100% = (25/500)×100%=5%
  4. Записать ответ.
    Ответ: массовая доля NaCl составляет 5%

Сколько граммов сахара и воды необходимо взять для получения 200 г 5 % раствора?

  1. Записать формулу для определения массовой доли растворённого вещества.
    ω=mв-ва/mр-ра → mв-ва = mр-ра×ω
  2. Вычислить массу соли.
    mв-ва (соли) = 200×0,05=10 г
  3. Определить массу воды.
    m(H2O) = m(р-ра) — m(соли) = 200 — 10 = 190 г
  4. Записать ответ.
    Ответ: необходимо взять 10 г сахара и 190 г воды

Вычислить выход нитрата аммония (NH4NO3) в % от теоретически возможного, если при пропускании 85 г аммиака (NH3) в раствор азотной кислоты (HNO3), было получено 380 г удобрения.

  1. Записать уравнение химической реакции и расставить коэффициенты
    NH3 + HNO3 = NH4NO3
  2. Данные из условия задачи записать над уравнением реакции.
    m = 85 г mпр. = 380 г
    NH3 + HNO3 = NH4NO3
  3. Под формулами веществ рассчитать количество вещества согласно коэффициентам как произведение количества вещества на молярную массу вещества:
    m = 85 г mпр. = 380 г
    NH3 + HNO3 = NH4NO3
    1 моль 1 моль
    m = 1×17 г m = 1×80 г
  4. Практически полученная масса нитрата аммония известна (380 г). С целью определения теоретической массы нитрата аммония составить пропорцию
    85/17=х/380
  5. Решить уравнение, определить х.
    х=400 г теоретическая масса нитрата аммония
  6. Определить выход продукта реакции (%), отнеся практическую массу к теоретической и умножить на 100%
    η=mпр./mтеор.=(380/400)×100%=95%
  7. Записать ответ.
    Ответ: выход нитрата аммония составил 95%.

Вычислить массу оксида кальция (СаО), получившегося при обжиге 300 г известняка (СаСО3), содержащего 10 % примесей.

  1. Записать уравнение химической реакции, поставить коэффициенты.
    СаСО3 = СаО + СО2
  2. Рассчитать массу чистого СаСО3, содержащегося в известняке.
    ω(чист.) = 100% — 10% = 90% или 0,9;
    m(CaCO3) = 300×0,9=270 г
  3. Полученную массу СаСО3 записать над формулой СаСО3 в уравнении реакции. Искомую массу СаО обозначить через х.
    270 г х г
    СаСО3 = СаО + СО2
  4. Под формулами веществ в уравнении записать количество вещества (согласно коэффициентам); произведения количеств веществ на их молярную массу (молекулярная масса СаСО3 = 100 , СаО = 56 ).
    270 г х г
    СаСО3 = СаО + СО2
    1 моль 1 моль
    m = 1× 100 г m = 1× 56 г
  5. Составить пропорцию.
    270/100=х/56
  6. Решить уравнение.
    х = 151,2 г
  7. Записать ответ.
    Ответ: масса оксида кальция составит 151, 2 г

Сколько г аммиачной селитры (NH4NO3) можно получить при взаимодействии 44,8 л аммиака (н. у.) с азотной кислотой, если известно, что практический выход составляет 80 % от теоретически возможного?

  1. Запишите уравнение химической реакции, расставьте коэффициенты.
    NH3 + HNO3 = NH4NO3
  2. Данные условия задачи напишите над уравнением реакции. Массу аммиачной селитры обозначьте через х.
    44,8 л х г
    NH3 + HNO3 = NH4NO3
  3. Под уравнением реакции напишите:
    а) количество веществ согласно коэффициентам;
    б) произведение молярного объёма аммиака на количество вещества; произведение молярной массы NH4NO3 на количество вещества.

44,8 л х г
NH3 + HNO3 = NH4NO3
1 моль 1 моль
V = 1×22,4 л m = 1×80 г
  • Составьте пропорцию.
    44,4/22,4=х/80
  • Решите уравнение, найдя х (теоретическую массу аммиачной селитры):
    х= 160 г.
  • Найдите практическую массу NH4NO3, помножив теоретическую массу на практический выход (в долях от единицы)
    m(NH4NO3) = 160×0,8=128 г
  • Запишите ответ.
    Ответ: масса аммиачной селитры составит 128 г.
  • 14 г оксида кальция (СаО) обработали раствором, содержащем 37,8 г азотной кислоты (HNO3). Вычислите массу продукта реакции.

    источник

    В химии, равно как и в физике очень важным является понятие объема, поскольку для решения задач, связанных с газообразными веществами, приходится оперировать именно этой величиной.

    Поскольку газы являются наиболее простым объектом для исследования, то их свойства и реакции между газообразными веществами изучены наиболее полно.

    Французский ученый Ж. Л. Гей-Люссак установил закон объемных соотношений: объемы вступающих в реакцию газов при одинаковых условиях (температуре и давлении) относятся друг к другу как простые целые числа. Например, при взаимодействии 1 л хлора с 1 л водорода будет образовываться 2 л хлороводорода и т.д.

    Этот закон позволил итальянскому ученому А. Авогадро предположить, что молекулы простых газов состоят из двух одинаковых атомов (водород, кислород, азот и др.).

    Изучение свойств газов позволило ему высказать гипотезу, которая впоследствии получила экспериментальное подтверждение и стала называться законом Авогадро: в равных объемах различных газов при одинаковых условиях (температуре и давлении) содержится одинаковое число молекул.

    Следовательно, при нормальных условиях 1 моль различных газов занимает объем, равный 22,4 л. Этот объем называется молярным объемом газа:

    Кроме вышеуказанной формулы для решения расчетных химических задач, нередко приходится использовать газовые законы, известные из курса физики.

    При постоянной температуре объем данного количества газа обратно пропорционален давлению, под которым он находится:

    При постоянном давлении изменение объема газа прямо пропорционально температуре:

    — Объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака

    Помимо этого, если известна масса или количество газа, его объем можно вычислить, используя уравнение Менделеева-Клапейрона:

    где n–число молей вещества, m–масса (г), Ь – молярная масса газа (г/моль), R – универсальная газовая постоянная равная 8,31 Дж/(моль×К).

    Здесь собраны примеры задач с решениями на нахождение молекулярной формулы вещества, эквивалента, парциального давления и другие задачи. Теоретическую часть вы найдете в разделе Основные понятия и законы химии.

    Задача 1. Какой объем (н.у.) занимает 5*10-3 кг углекислого газа?

    Найдем молекулярную массу СО2:Tакже нам известен молярный объем газа, который равен 22,4 м3.Составим следующую пропорцию:44 кг СО2 занимает объем 22,4 м35*10-3 кг СО2 занимает объем – хоткуда х=(5*10-3*22,4)/44=2,5*10-3 м3

    Таким образом, 5*10-3 кг углекислого газа занимает объем равный 2,5*10-3 м3.

    Задача 2. Определить массу 0,9*10-3 м3 кислорода при 21 °С и давлении 96000 Па, если масса 10-3 м3 кислорода равна 1,5*10-3 кг при нормальных условиях.

    Найдем температуру в Кельвинах Т=273+21=294 К;

    Найдем объем газа, приведенный к н.у. по формуле

    V1= T1P2V2/ T2P1=(273*96000*0.9*10-3)/(294*101325)=0.8*10-3 м3

    Теперь рассчитаем массу вычисленного объема:

    10-3 м3 кислорода имеют массу равную 1,5*10-3 кг

    0,8*10-3 м3 кислорода имеют массу равную х

    Таким образом, 0,8*10-3 м3 кислорода имеют массу равную 1,2*10-3 кг.

    Задача 3. Рассчитайте объем атома железа, если его плотность равна 7900 кг/ м3

    Найдем молярный объем железа (M(Fe)=56 г.)

    Условно примем, что атомы имеют форму шара и в кристалле касаются друг друга, то истинный объем будет составлять только 74% от общего объема:

    Тогда объем одно атома железа будет равен:

    Задача 4. Определить массу молекулы газа, если масса 10-3 м3 газа, при н.у., равна 0,3810-3 кг.

    Число молекул 1 кмоль любого вещества равна числу Авогадро (6,02*1026 ), поэтому для начала определим 1 кмоль газа:

    10-3 м3 газа имеют массу равную 0,3810-3 кг

    22,4 м3 газа имеют массу равную — х

    Далее определяем массу молекулы газа:

    Задача 5. Рассчитайте молярную массу эквивалента металла, если при соединении 7,2 г. металла с хлором было получено 28,2 г. соли. Молярная масса эквивалента хлора равна 35,45 г/моль

    Согласно закону эквивалента отношение массы металла и соли должно быть равно отношению их молярных масс эквивалентов. Обозначим молярную массу эквивалента металла через х, тогда:

    Решая уравнение, находим, что х=12,15 г/моль.

    Таким образом, молярная масса эквивалента металла Мэкв=12,15 г/моль.

    Задача 6. Определение молярной массы эквивалента сложных веществ в реакциях обмена

    Определите молярные массы эквивалентов H2SO4 в следующих реакциях:

    А) H2SO4+2KOH = K2SO4+2H2O

    Б) H2SO4+KOH = KHSO4+H2O

    Решение: Значение эквивалента вещества зависит от того, в какой именно реакции оно участвует.В реакции А) 1 моль H2SO4 взаимодействует с 2 моль KOH, а эквивалент H2SO4 с 2 эквивалентами KOH. Молярная масса эквивалента KOH равна его молекулярной массе, следовательно, молярная масса эквивалента H2SO4 равна половине ее молекулярной массы:Мэкв=98/2=49 г/моль

    В реакции Б) 1 моль H2SO4 взаимодействует с 1 моль KOH, а эквивалент H2SO4 с 1 эквивалентами KOH. Молярная масса эквивалента KOH равна его молекулярной массе, следовательно, молярная масса эквивалента H2SO4 равна ее молекулярной массе: 98 г/моль.

    Задача 7. Рассчитайте молярную массу эквивалента кислоты, если на нейтрализацию 9 г. ее израсходовано 8г гидроксида натрия.

    Молярная масса эквивалента гидроксида натрия равна его молекулярной массе Мэкв =40 г/моль.Вещества взаимодействуют между собой в массах, пропорциональных из молярным массам эквивалента, т.е.

    :Обозначим молярную массу эквивалента кислоты – х, тогдаТаким образом , молярная масса эквивалента кислоты Мэкв=45 г/моль.

    Найдите молекулярную формулу вещества, если относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 67,5, а массовые доли элементов (%) в веществе следующие: серы – 23,7, кислорода – 23,7, хлора – 52.

    Формулу искомого соединения можно представить как SxOyClz. Найдем соотношение между числом атомов S, O, Cl делением его содержания на его атомную массу:

    x:y:z = 23,7/32 : 23,7/16 : 52/35,5 = 0,74 : 1,48 : 1,46

    Делим все полученные соотношения на наименьшее, получаем:

    Простейшая формула вещества SO2Cl2

    Его молекулярная масса равна Mr = 32+16*2+35,5*2 = 135 г.

    Теперь найдем молекулярную массу вещества по плотности паров этого вещества по водороду:

    Следовательно, истинная формула вещества совпадает с простейшей: SO2Cl2

    Задача 9. Рассчитайте молекулярную массу газа, если 7*10-3 кг. его при 20°С и 0,253*105 Па занимают объем 22,18*10-3 м3

    В данном случае, вычислить молярную массу газа можно, используя уравнение Клапейрона – Менделеева:

    Молярная масса газа равна 30,35 г/моль

    Задача 10. При 0°С в сосуде объемом 14*10-3 м3 содержится 0,8*10-3 кг водорода и 6,3*10-3 кг азота. Определите парциальное давление азота и общее давление смеси.

    Найдем количества вещества водорода и азота:

    Далее, с помощью уравнения Клапейрона – Менделеева, найдем парциальное давление каждого газа в смеси:

    pобщ=p(H2)+p(N2)= 64,85*103+36,479*103=101329 Па

    Задача 11. Газовая смесь составлена из 5*10-3 м3 метана под давлением 96000 Па, 2*10-3 м3 водорода под давлением 84000 Па и 3*10-3 м3 диоксида углерода под давлением 109000 Па. Объем смеси 8*10-3 м3. Определите парциальные давления газов в смеси и общее давление смеси.

    Сначала найдем парциальное давление каждого из газов:

    pобщ= p(CH4)+ p(H2)+ p(CО2)= 60000+21000+40875=121875 Па

    Задача 12.Газовая смесь состоит из оксида и диоксида азота. Вычислите парциальные давления газов в смеси, если объемные доли газов соответственно равны (%) 37,5 и 62,5. Общее давление газовой смеси 106640 Па.

    Парциальное давление газа в смеси равно произведению общего давления на его объемную долю в смеси:p(NO)= pобщ*φNO=106640*0,375=39990 Паp(NO2)= pобщ*φNO2=106640*0,625=66650 Па

    Девочки, кто делал химию, как ваши впечатления?У меня волосы очень тонкие, объема совершенно никакого нет, и очень жирные. Вот я подумала, может, есть смысл сделать, хоть какой-то объем будет.

    Раньше я спасалась расческой-феном Ровента, сейчас прежняя расческа сломалась, заказала новую, эффекта вообще нет. Да и от прежней совсем недолго держался объем, часа через 2-3 все равно все опадало.

    Конечно, страшновато, вдруг сильно выпадать начнут? Хотя парикмахер мне говорит, что сейчас щадящие составы, что я ежедневным терзанием волос расческой-феном больше им…

    24.08.2015, 23:20 Как стало известно «Ъ», российские ритейлеры начали изымать с полок чистящие и моющие средства иностранных компаний, например Henkel, Procter & Gamble и Colgate-Palmolive.

    Об этом распорядился Роспотребнадзор: по официальной версии, ведомство обнаружило, что некоторые изделия бытовой химии не соответствуют требованиям безопасности. Эксперты не исключают, что активность чиновников может стать очередным витком торговых войн, вызванных осложнением отношений России и Запада.

    В распоряжении «Ъ» оказалось письмо главы Роспотребнадзора Анны Поповой, разосланное 28 июля в территориальные управления службы. В нем сообщается…

    Если кто помнит, месяц назад я завела тему https://www.babyblog.ru/community/post/krasota/3092495 где спрашивала, стоит ли идти к трихологу.

    Ответы были самые разные))) Кто-то говорил, что трихологи как шаманы, кто-то наоборот советовал посетить врача, кто-то просил не паниковать раньше времени. В итоге, я все же сходила к трихологу.

    И решила рассказать поподробнее о своем опыте…

    Михаил Казиник разработал оригинальную методику комплексно-волнового урока, которая призвана восполнить недостатки ныне существующих отечественных методик, которые существуют вне связи с сокровищами мировой культуры и вне пространственно-временных контекстуальных связей…

    Читать полностью →Читать полностью →

    В борьбе с подглючивающим ноутбуком сегодня все-таки победила я, и теперь представляю вам результат этой борьбы! Присмотритесь к нему )) .

    Очень много в последнее время вопросов,что выбрать ребенку. Поделюсь своими находками, знаниями( вы и сами информацию можете найти,стоит повести несколько ночей в интернете) и примерами,что нашла. Кому интересно,прошу под кат

    Перефразируем известную поговорку.

    Ведь на календаре весна ,многие собираются к теплому солнышку на майские,а кто-то уже начинает выбирать солнцезащитный крем на лето( а если заказывать из-за границы,чтобы еще успел дойти) Очень много в последнее время вопросов,что выбрать ребенку. Поделюсь своими находками, знаниями( вы и сами информацию можете найти,стоит повести несколько ночей в интернете) и примерами,что нашла. Кому интересно,прошу под кат

    Перефразируем известную поговорку.

    Ведь на календаре весна ,многие собираются к теплому солнышку на майские,а кто-то уже начинает выбирать солнцезащитный крем на лето( а если заказывать из-за границы,чтобы еще успел дойти) Очень много в последнее время вопросов,что выбрать ребенку. Поделюсь своими находками, знаниями( вы и сами информацию можете найти,стоит повести несколько ночей в интернете) и примерами,что нашла. Кому интересно,прошу под кат

    Недавно нашла на страницах блога Е.Даниловой статью об образовании ВНЕ школьной системы… Давно уже задумываюсь о качестве»внешнего» образования, так что сохраняю статью себе в закладках.

    Семейная форма образование — это когда ребёнок учится дома, за его учёбу отвечают родители, а в школу он ходит только сдавать экзамены. Домашняя форма — это почти то же самое, но учителя приходят на дом.

    Такая форма годится для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Есть ещё экстернат. На экстернате школьную программу…

    Читать полностью →Читать полностью →

    Правильно подобранные и организованные системы хранения для кухни напрямую влияют на восприятие интерьера и настроение хозяйки, а как следствие, скорость и качество приготовления пищи.

    Всевозможные полки или ящики на кухне просто жизненно необходимы, ведь именно они отвечают за рациональное использование пространства и удобство использования кухонной утвари, помогают поддерживать порядок и чистоту.

    Но системы хранения на кухне должны быть тщательно продуманы, чтобы вместить все необходимое: нужное оставить под рукой, а редко используемое убрать подальше. К тому же, их следует аккуратно и…

    Такая вот печальная история произошла со свидетелем на нашей свадьбе (на фото он) Статья из газеты МК, вот ссылка Пожарить мясо и остаться в живых Двое петербуржцев серьезно пострадали, когда готовили шашлыки.

    2 июля 2014 в 11:53, просмотров: 397 Двое петербуржцев серьезно пострадали, когда готовили шашлыки. У обоих обожжены руки и лица, одному даже требуется пересадка кожи. Их соседями по больнице были еще четверо таких же обгоревших на пикниках.

    Петербуржцы массово становятся жертвами опасной жидкости для розжига огня, которая продается…

    Читать полностью →Читать полностью →

    САМЫЙ ПЕРВИЧНЫЙ ИСТОЧНИК, КАКОЙ УДАЛОСЬ НАЙТИ 1. Роды — естественный процесс, запускаемый механизмом в мозгу женщины. У врачей ДО СИХ ПОР НЕТ данных, что запускает роды, поэтому их попытки в это вмешаться, по меньшей мере, непрофессиональны. 2.

    Чем раньше в ваши роды вмешиваются, тем больше шансов на плачевный исход, это подобно эффекту домино. 3. Искусственное ускорение родов несет СЕРЬЕЗНЕЙШИЙ риск родовых травм для матери и ребенка. Кроме выхода ребенка в родовой канал, в организме происходит огромная и плавная работа по…

    Перефразируем известную поговорку.

    Ведь на календаре весна ,многие собираются к теплому солнышку на майские,а кто-то уже начинает выбирать солнцезащитный крем на лето( а если заказывать из-за границы,чтобы еще успел дойти)Очень много в последнее время вопросов,что выбрать ребенку.Поделюсь своими находками, знаниями( вы и сами информацию можете найти,стоит повести несколько ночей в интернете) и примерами,что нашла. Кому интересно,прошу под кат

    Приветствую всех участниц! Меня зовут Ирина, буду отвечать только тем, кто со мной будет на «Ты»! ))) Завтра мы с Вами стартуем, поэтому давайте сегодня немного подготовимся и узнаем в чем же польза и преимущества разгрузочного дня на гречке и кефире, а также, как его проводить. Поехали! Преимущества разгрузочного дня на гречке В гречке содержится масса полезных веществ, таких как магний, медь, железо, калий, йод, которые вы не сможете найти ни в одной другой крупе. Кроме того, гречка является источником…

    Сейчас на сайте действует дополнительная скидка 20% на все эфирные масла. Я хочу рассказать вам о тех немногих маслах, которыми я давно пользуюсь.

    У меня очень много масел в ходу, которые я покупала еще не на iherb, но постепенно я все-таки перехожу полностью на айхербовские масла, так как качество и цена меня очень устраивают.

    Я не буду много писать про свойства каждого ЭМ, выскажу свое мнение про конкретные продукты. Также перед использованием любого ЭМ я рекомендую подробно ознакомиться с его…

    СКАЧАТЬ ПОСОБИЯ Школа семи гномов Список эмоций Детские презентации Детские презентации Умные тетрадки, пазлы, аллликации, карточки Вундеркинд с пеленок ЛОто 3D аппликации Карточки для детей

    Экологичность покупной бытовой химии http://www.materinstvo.ru/art/kak-sekonomit-na-bytovoi-himii

    У нас с утра пятница! С чем всех и поздравляю! В предвкушении выходных дней строим планы на их проведение, а заодно перебираем-сортируем содержимое своих книжных корзин. А вдруг что-то из предложенного ниже списка захочет поселиться в вашем доме?

    Мне кажется, что ни один естественный продукт не вреден, если его употреблять в меру, уже по той причине, что организм к этому приспособлен эволюцией. Вот соль — искусственно, жарить — искусственно.

    Самое главное: не переедать! Строгий режим и регулярность питания нужны для больных и стариков, а здоровому нерегулярность полезна.Николай Амосов В вопросе о питании есть еще несколько спорных моментов.

    Например, периодически дискриминируются разные продукты, к которым, кажется, испокон веков привыкли люди. Все помнят историю с яйцами: холестерин — склероз, нельзя!…

    Определить формулу вещества и найти массу вещества, если известны масса раствора и массовая доля растворённого вещества (с4 егэ)

    В этой статье подробно описано решение задач по химии С4 ЕГЭ.

    А именно, как определить формулу вещества и найти массу вещества, если известны масса раствора и массовая доля растворённого вещества.

    В данном примере известны масса раствора и массовая доля одного реагента, а также объём другого реагента.

    Аммиак объёмом 4,48 л (н.у.*) пропустили через 200 г 4,9%-ного раствора ортофосфорной кислоты. Назовите соль, образующуюся в результате реакции, и определите её массу.

    *«н.у.», значит «нормальные условия».

    Алгоритм решения задач данного типа:

    ШАГ 1. Обозначить количественные данные из условия задачи через соответствующие величины:

    Объём аммиака V(NН3) = 4,48 [л].

    Масса раствора ортофосфорной кислоты mр-ра(H3PO4) = 200 [г]

    Массовая доля ортофосфорной кислоты W(H3PO4) = 4,9%

    Молярный объём газа VM* = 22,4 [л/моль]

    *величина постоянная при нормальных условиях, используется в расчётах только для газов.

    ШАГ 2. Определить количество вещества реагирующих веществ.

    ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЁТА КОЛИЧЕСТВА ВЕЩЕСТВА:

    n– количество вещества; [моль] – единицы измерения.

    Для всех веществ ТОЛЬКО ДЛЯ ГАЗОВ
    n = m / M,где m–масса вещества, [грамм,г];М – молярная масса, [г/моль].Молярная масса – это масса 1 моль веществаМолярная масса (М) численно равна относительной молекулярной массе* (Мr):М = МrОтносительная молекулярная масса (Мr)считается по формуле вещества каксумма относительных атомных масс* (Ar) всех элементов с учётом их индексов в формуле.Относительная атомная масса Arэлемента — величина, которая берётся из Таблицы Менделеева.Для примера рассчитаем относительную молекулярную массу (Мr)ортофосфорной кислоты:Мr(H3PO4) = 3Ar(H) + 1Ar(P) + 4Ar(O) = 3×1 + 1×14 + 4×16 = 81 n = V / VM,где V– объём газа, [литр, л];VMмолярный объёмгаза, [л/моль]Молярный объём – это объём 1 моль веществаМолярный объём любого газа при нормальных условиях (н.у.) величина постоянная: VM = 22,4 [л/моль].

    Так как аммиак – газ, то найдём его количество вещества по формуле:

    n(NН3) = 4,48 [л] / 22,4 [л/моль] = 0,2 [моль]

    Так как ортофосфорная кислота – не газ, то выбираем для расчёта количества вещества другую формулу:

    Рассчитаем молярную массукислоты согласно примеру в Таблице 1:

    M(H3PO4) = Mr(H3PO4) = 81 [г/моль].

    Для того, чтобы рассчитать количество вещества кислоты, нам также необходимо знать её массу. Найдём массу ортофосфорной кислоты, зная массу её водного раствора (200 г) и массовую долю самой кислоты в этом растворе (4,9%) по формуле:

    m(в-ва) = (W (в-ва) × m (р-ра)) / 100%

    m(H3PO4) = (W (H3PO4) × m (H3PO4)) / 100%

    m(H3PO4) = (4,9 [%] × 200 [г]) / 100% = 9,8 [г]

    Итак, рассчитаем количество вещества ортофосфорной кислоты:

    n(H3PO4) = 9,8 [г] / 81[г/моль] = 0,1 [моль]

    ШАГ 3. Определить соотношение между реагентами и составить уравнение реакции.

    Найдём соотношение между реагентами:

    n(NН3) : n(H3PO4) = 0,2 [моль] : 0,1 [моль] = 2 : 1

    ! Соотношение количества вещества аммиака к количеству вещества ортофосфорной кислоты соответствует коэффициентам в уравнении реакции

    !! Аммиак вступает в реакцию соединения с кислотами с образованием соответствующих солей аммония.

    Согласно соотношению в реакции аммиака с ортофосфорной кислотой образуется гидрофосфат аммония:

    ШАГ 4. Определить количество вещества и найти массу продукта реакции

    ! Соотношение количества вещества ортофосфорной кислоты к количеству вещества гидрофосфата аммония определяется коэффициентами в уравнении реакции

    Согласно уравнению реакции n(H3PO4) = n((NH4)2НPO4), следовательно

    Найдём массу гидрофосфата аммония по формуле:

    m((NH4)2НPO4) = n((NH4)2НPO4) × M((NH4)2НPO4)

    Рассчитаем молярную массу гидрофосфата аммония согласно примеру в Таблице 1:

    M((NH4)2НPO4) = 2Ar(N) + (4×2+1)Ar(H) + Ar(P) + 4Ar(O)= 2×14 + 9×1 + 1×31 + 4×16 = 132 [г/моль]

    Итак, рассчитаем массу гидрофосфата аммония:

    m((NH4)2НPO4) = 0,1 [моль] × 132[г/моль] = 13,2 [г].

    Итак, данная статья позволяет освоить решение задач по химии С4 ЕГЭ.

    С помощью данной статьи можно узнать, как определить формулу вещества и найти массу вещества, если известны масса раствора и массовая доля растворённого вещества.

    В данном примере мы определили формулу продукта реакции и его массу, если известны масса раствора и массовая доля одного реагента, а также объём другого реагента.

    05-Авг-2012 | комментариев 360 | Лолита Окольнова

    Все, все основные задачи по химии решаются с помощью

    нескольких основных понятий и формул.

    У всех веществ разная масса, плотность и объем. Кусочек металла одного элемента может весить во много раз больше, чем точно такого же размера кусочек другого металла.


    Моль
    (количество моль)

    обозначение: моль, международное: mol — единица измерения количества вещества. Соответствует количеству вещества, в котором содержится NA частиц (молекул, атомов, ионов)Поэтому была введена универсальная величина — количество моль. Часто встречающаяся фраза в задачах — «было получено… моль вещества»

    NA — число Авогадро. Тоже «число по договоренности». Сколько атомов содержится в стержне кончика карандаша? Порядка тысячи. Оперировать такими величинами не удобно. Поэтому химики и физики всего мира договорились — обозначим 6,02 · 1023 частиц (атомов, молекул, ионов) как 1 мольвещества.

    1 моль = 6,02 · 1023 частиц

    Это была первая из основных формул для решения задач.

    Молярная масса вещества

    Обозначается как Mr. Находится по таблице Менделеева — это просто сумма атомных масс вещества.

    Например, нам дана серная кислота — H2SO4. Давайте посчитаем молярную массу вещества: атомная масса H =1, S-32, O-16.
    Mr(H2SO4)=1•2+32+16•4=98 гмоль.

    Вторая необходимая формула для решения задач —

    формула массы вещества:

    Т.е., чтобы найти массу вещества, необходимо знать количество моль (n), а молярную массу мы находим из Периодической системы.

    Если мы знаем массу (массы) веществ, вступивших в реакцию, мы можем найти массу (массы) продуктов этой реакции. И наоборот.

    Третья формула для решения задач по химии —

    объем вещества:

    Откуда взялось число 22.4? Из закона Авогадро:

    Т.е., если в задаче нам даны нормальные условия, то, зная количество моль (n), мы можем найти объем вещества.

    Итак, основные формулы для решения задач по химии

    Число Авогадро NA

    Количество вещества n (моль)

    Масса веществаm (г)

    Объем вещества V(л)

    или вот еще удобная табличка:

    Это формулы. Часто для решения задач нужно сначала написать уравнение реакции и (обязательно!) расставить коэффициенты — их соотношение определяет соотношение молей в процессе.

    Еще вам могут понадобиться:

    • в ЕГЭ это вопрос А27
    • А28
    • задачи части С — 4 и 5

    источник

    Читайте также:  Как хранить лук семенной
    Adblock
    detector