Меню

Федеральный закон о сми кратко

Федеральный закон о СМИ провозглашает свободу массовой информации. В документе указано, какая деятельность компаний не подлежит ограничениям. Акт также формулирует основные понятия в медиа-сфере, правила регистрации средств массовой информации, порядок распространения сведений. Рассмотрим основные изменения закона о СМИ.

  1. Получение, распространение, поиск массовой информации.
  2. Владение, распоряжение, учреждение и пользование СМИ.
  3. Приобретение, изготовление, эксплуатация и хранение технического оборудования и устройств, материалов и сырья, которые предназначены для распространения и производства медиа-продуктов.

Федеральный закон о СМИ разъясняет основные определения, используемые в медиа-сфере. Среди них:

  1. Массовая информация. Она включает в себя аудио-, печатные, аудиовизуальные и прочие материалы и сообщения, которые предназначены для неопределенного количества лиц. Соответственно, в качестве СМИ выступает периодическое издание, видео-, теле-, радио- или кинохроникальная программа либо иная форма распространения информации.
  2. Продуктом является тираж (его часть) отдельного номера газеты/журнала либо видео-, аудиозаписи, отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы.
  3. Распространением продукции называют продажу (раздачу, подписку, доставку) информационных материалов и сообщений.
  4. Специализированным СМИ именуется такое медиа-средство, в отношении которого действуют особые правила. Они касаются, в частности, его регистрации и распространения его продукции.
  5. Редакция СМИ – это учреждение, предприятие, гражданин или объединение нескольких лиц, которые осуществляют изготовление и выпуск медиа-продукта. Руководителем выступает главный редактор.
  6. Журналист – лицо, осуществляющее создание, редактирование, подготовку, сбор материалов и сообщений для редакции зарегистрированного СМИ и связанное с ней договорными (трудовыми) отношениями (или занимающееся указанной деятельностью по предоставленным полномочиям).

Закон о СМИ (последняя редакция) запрещает должностным лицам, государственным органам, учреждениям, организациям, общественным объединениям требовать от медиа-компаний предварительного согласования материалов и сообщений. Не допускается наложение запретов на распространение медиа-продукции или отдельных их частей. Закон о СМИ, однако, устанавливает одно исключение. Цензура может иметь место в том случае, если автором или интервьюируемым выступает должностное лицо. Нормативный акт запрещает финансирование и создание учреждений, органов, организаций, привлечение служащих, которые будут требовать от медиа-компаний предварительного согласования материалов и сообщений.

Закон о СМИ запрещает злоупотреблять свободой производства и распространения информации. Это означает, что медиа-продукты не могут использоваться для совершения уголовных преступлений, разглашения тайн, охраняемых законом, распространения сообщений, в которых содержатся публичные призывы к террористической деятельности или поощряется терроризм, прочих экстремистских материалов, а также пропагандирующих культ жестокости и насилия, порнографию.

Закон о СМИ запрещает осуществлять скрытые вставки, применять технические приемы и способы распространения сведений в радио-, видео-, теле-, кинопрограммах, художественных и документальных фильмах, компьютерных информационных файлах, программах по обработке текстов, относящихся к специальным медиа-средствам, которые могут воздействовать на подсознание граждан или сказываться негативно на состоянии их здоровья. Не допускается освещать приемы изготовления и применения, указывать места приобретения запрещенных средств (наркотических, психотропных) и их аналогов, пропагандировать какие-либо преимущества использования тех или иных соединений, предоставлять иные сведения, не подлежащие раскрытию в соответствии с ФЗ.

На телевидении существуют различные программы, темы которых касаются разоблачения разнообразных нарушений. Большая часть из них направлена, как утверждают их авторы, на защиту потребительских прав. В таких программах журналисты осуществляют проверку качества продукции и услуг, предоставляемых населению. При этом далеко не всегда съемки проходят без скандалов. Однако журналисты, осуществляя свою деятельность, ссылаются на закон о СМИ. “Ревизорро” – одна из таких программ, наделавшая достаточно много шума.

В настоящее время юристы и представители разных ведомств ведут споры о правомерности деятельности журналистов. Некоторые специалисты говорят о том, что ведущие программы нарушают права собственника, другие, напротив, высказываются положительно о действиях. Если опираться на закон о СМИ, то в нем не установлено каких-либо прямых запретов. Однако действия журналистов можно рассматривать в рамках иных нормативных актов, и в этих случаях можно установить ряд нарушений, которые повлекут разного рода ответственность (вплоть до уголовной).

Порядок пребывания журналистов на объекте или территории проведения КТО устанавливается ее руководителем. Закон о СМИ запрещает освещение данных о специальных средствах, тактике, технических приемах ведения операции, если это может создать серьезные препятствия для нее или поставить под угрозу здоровье и жизнь людей. Информация о служащих подразделений и лицах, содействующих КТО, выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию теракта, а также об их родственниках может быть предана публичной огласке в соответствии с действующими нормативными актами о гостайне и персональных сведениях.

Нормативная база, регламентирующая медиа-средства и продукты, состоит из рассматриваемого правового документа, а также актов, принимаемых в соответствии с ним. Если в межгосударственном договоре, который заключен РФ, предусматриваются другие правила, нежели те, которые устанавливают законы о СМИ в России, применяются положения международных соглашений.

Закон о СМИ распространяется на медиа-средства, учреждаемые в РФ. Что касается деятельности компаний, созданных за пределами государства, то положения нормативного акта применяются только в части, которая касается распространения их продукции на территории страны. Иностранцы, лица без гражданства, а также зарубежные организации реализуют права и исполняют обязанности наравне с предприятиями и гражданами РФ, если другое не установлено в законодательстве.

Редакция СМИ вправе осуществлять свою деятельность после прохождения соответствующей процедуры. Для регистрации учредитель медиа-средства подает заявление. Это необходимо в том случае, если продукция предназначается для распространения преимущественно:

  1. По всей территории РФ, за ее границами, в пределах некоторых субъектов страны. Заявление в этом случае направляется в службу, осуществляющую надзор за соблюдением законодательства в сфере коммуникаций и охраны культурного наследия.
  2. На территории определенного региона или муниципального образования. Заявление в этом случае учредитель подает в территориальные структуры указанной выше службы.

СМИ будет считаться зарегистрированным после получения соответствующего свидетельства.

источник

Согласно закону о СМИ запрещается ограничивать им следующую деятельность:

  • осуществлять поиск, получение и распространение сведений любыми законными способами;
  • регистрировать, владеть, пользоваться и распоряжаться средствами массовой информации;
  • покупать, самостоятельно изготавливать, хранить и использовать техническое оборудование, устройства, сырье и материалы, использующиеся при приготовлении и распространении информационных продуктов.

В законе приводятся основные понятия, использующиеся в медийной сфере, и дается им однозначное определение.

Массовая информация – это аудиоматериалы, печатная продукция, видеоматериалы и сообщения, предназначенные для широкого круга лиц. Таким образом, средствами массовой информации признаются печатные издания, видео- или кинопрограммы, радио и телевидение, а также все другие формы распространения информации неопределенному кругу лиц.

Продукция СМИ – это тираж или часть тиража периодического печатного издания, аудио- и видеозаписи, а также отдельные выпуски радио, телевизионных и кинопрограмм.

Распространение продукции СМИ – это ее продажа в различных ее формах, в том числе подписку, раздачу и доставку.

Специализированными средствами массовой информации признаются такие СМИ, в отношении которых законодательство предусмотрело особенные правила их регистрации, деятельности, распространения сведений.

Редакция – это орган, непосредственно изготовляющий и выпускающий медийные продукты. Редакцией признается как учреждение или предприятие, так и отдельное лицо или ряд лиц. Главный редактор – руководитель редакции.

Журналист – отдельное лицо, самостоятельно или с помощью кого-либо поиск, получение, редактирование и создание материалов, предназначенных для редакции. Журналист обязательно должен быть связан с редакцией трудовыми или договорными отношениями либо заниматься своей деятельностью по особым, предоставленным редакцией полномочиям.

В законе о СМИ сказано, что ни одно лицо, организация, общественное объединение, государственный орган или должностное лицо не вправе требовать от СМИ какого-либо согласования их продукции.

Запрещается каким-либо образом ограничивать распространение продукции СМИ, материалов, сообщений и их частей.

Запрещается создавать, финансировать любые организации, привлекать отдельных лиц и группы лиц с целью цензурирования средств массовой информации.

Однако есть и исключения. Если автором аудиовидеоматериала, печатного издания выступает должностное лицо либо если это лицо дает интервью.

Законодательство РФ запрещает средствам массовой информации злоупотреблять свободой слова, свободой СМИ. Это значит, что информационная продукция не должна:

  • использоваться для совершения уголовных преступлений;
  • разглашать охраняемые законодательством секреты и тайны;
  • призывать граждан к террористической деятельности;
  • поощрять терроризм и экстремизм в любых его проявлениях;
  • пропагандировать насилие, жестокость и порнографию.

Запрещается использование любых технических способов воздействия на сознание граждан и негативного влияния на их здоровье. Среди них: скрытые вставки в телерадиопрограммах, видео- и кинофильмах, специальные компьютерные файлы, программы по обработке текстов.

Запрещено распространять информацию о способах приготовления и использования наркотических и психотропных средств (и их аналогов), освещать места их распространения.

Запрещается распространять и другую информацию, не подлежащую раскрытию согласно законам РФ.

В законе о СМИ содержится много требований и правил к рекламе.

Например, закон не допускает к выпуску недобросовестную и недостоверную рекламу. Под недобросовестной рекламой понимается некорректное сравнение рекламируемой продукции с ее аналогами, реклама, портящая репутацию продукции конкурентов и самих конкурентов. Под недобросовестной рекламой также понимается реклама запрещенных товаров и недобросовестная конкуренция с точки зрения антимонопольного законодательства. Недостоверной рекламой считается предоставление заведомо неточных сведений о товаре или услуге.

Кроме того, реклама не должна подстрекать аудиторию на совершение противоправных действий, содержать призывы к жестокости и насилию, создавать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым продуктом. Носители рекламы (щиты, растяжки) не должны мешать безопасности движения любого вида транспорта.

В рекламе запрещено использовать порнографические материалы, сцены табакокурения и распития алкоголя, искажать сведения с помощью иностранных слов и выражений, ссылаться на государство, одобряющее рекламный продукт.

  • запрещено использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • запрещено вести пропаганду через рекламу;
  • цены на товары и услуги указывать только в валюте РФ (рубли), и лишь в случаях крайней необходимости – в иностранной валюте;
  • нельзя вводить рекламу в обучающие книги для детей (учебники, учебные материалы).

Средствам печати предписывается указывать в каждом экземпляре печатного издания указывать наименование издания, список учредителей, Ф. И. О. главного редактора, номер выпуска и дату его выхода из печати. Сверх того, газеты обязаны указывать время подписания номера в печать, индекс издания, тираж, стоимость одного экземпляра и адрес редакции.

В печатных изданиях запрещается вести пропаганду или рекламу:

  • табакокурения;
  • распития спиртных напитков;
  • медицинских услуг, предлагающих аборты.

В настоящий момент телевидение выпускает большое количество телепрограмм и передач, разоблачающих нарушителей законодательства. При этом авторы этих программ и передач считают, что таким образом они защищают права потребителей. Журналисты и съемочные группы приобретают продукцию и услуги в целях проверки их качества, которое на поверку оказывается крайне низким. При этом сотрудники СМИ прикрываются в своей деятельности законом о средствах массовой информации.

Во многих случаях съемки этих передач происходят со скандалами. Яркий пример – передача «Ревизорро» на телеканале Пятница.

Поведение журналистов при съемках вызывает у юристов, адвокатов и правозащитников споры о правомерности такой деятельности. Одна сторона утверждает, что во время таких съемок, так или иначе, нарушаются права собственников. Другие – поощряют действия журналистов.

Если рассматривать действия журналистов с точки зрения закона о СМИ, то они действуют в рамках этого акта. Но если рассмотреть те же действия с точки зрения других нормативных актов, в их деятельности можно найти множество нарушений, влекущих за собой административную и даже уголовную ответственность.

Отдельные правила журналистской деятельности установлены при проведении контртеррористических операций (КТО). В этом случае, находясь на объекте или в зоне действия КТО, журналист подчиняется руководителю операции.

Средствам массовой информации строго запрещается раскрывать любые сведения о тактике проведения операции, используемых приемах и средствах. Если эти сведения попадут через журналистов террористам, это может сорвать операцию, привести к серьезным человеческим жертвам.

Раскрывая информацию о служащих, привлеченных к контртеррористической операции, и об их родственниках СМИ обязаны руководствоваться законами о государственной тайне и охране персональных сведений.

В 2017 году в статью 35 закона о СМИ была введена поправка, касающаяся обязательных сообщений.

Во-первых, редакция обязана бесплатно и в срок публиковать сообщения согласно решению суда. Во-вторых, государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения вышестоящих федеральных и государственных органов.

Как и в предыдущей версии, редакция любого СМИ обязана бесплатно и в кратчайшие сроки подавать сигналы оповещения об опасности, экстренную информацию ввиду возникшей опасности для населения. В том числе СМИ обязаны публиковать сведения о порядке действий населения, публиковать сообщения органов исполнительной власти и местного самоуправления.

источник

Федеральный закон «О средствах массовой информации» под номером 2124-1-ФЗ является документом, регулирующим отношения между общественностью/государством и т.д. и СМИ. Этот акт запретил цензуру и создал благотворные условия для образования и действия газет, различных программ, журналов и т. д.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (коротко закон «О СМИ») появился 27.12.1991 г. Закон регламентирует процессы образования СМИ и вопросы по обладанию и использованию их. Также описывает отношения со СМИ, возникающими с различными группами граждан или объектами, особенности пользования и распространения массовой информации, говорит о правах и полномочиях журналистов и об ответственности, которую они несут за нарушение этого закона.

В данном законе 7 глав и 62 статьи. Краткое содержание Федерального закона «О СМИ» выглядит так:

  • общие положения, прописывающие основные понятия и правила применения закона;
  • организация деятельности СМИ и анализ объема аудитории;
  • распространение массовой информации;
  • взаимоотношения СМИ — физлица/фирмы;
  • права и полномочия журналистов;
  • сотрудничество между государствами в этой области;
  • наказание за нарушение ФЗ.

Недавние поправки в законе «О средствах массовой информации» (или «О СМИ») датируются 8 июлем 2017 г. Редакции подверглась статья 35.

Рекламе в ФЗ о журналистской деятельности посвящена 36 статья, где читателя перенаправляют на ознакомление с термином «реклама» в ФЗ-38.

Читайте также:  Как научиться вставать стоя на мостик

Требования к рекламе в данном законе описаны в ст. 5:

  • к выпуску не допускается недобросовестная и недостоверная информация. Недобросовестная реклама — это неточные сравнения товара с другими товарами, портящая репутацию другого лица (а также конкурента), реклама запрещенного товара, акт недобросовестной конкуренции по антимонопольному закону. Недостоверная — это реклама, не предоставляющая точные сведения о продукте;
  • реклама не должна — подстрекать на нарушение закона, призывать к насилию и жестокости, угрожать безопасности движения любого вида транспорта (водного, наземного, воздушного), создавать отрицательное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемой продукцией, не должна содержать порнографию;
  • нельзя в рекламе — искажать информацию иностранными словами и выражениями, ссылаться на правительство, которое одобряет рекламируемый товар, показывать процесс курения и употребления алкоголя и т.д.;
  • нельзя также использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • цена указывается в рублях и только в случае необходимости в иностранной валюте;
  • нельзя пропагандировать товары через скрытую рекламу;
  • нельзя использовать рекламу в обучающих книгах для детей.

Как видим, в законе «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ») к рекламе применяется много требований и правил.

Под термином «цензура» понимается проверка различных текстов (произведений, статей) перед публикацией со стороны вышестоящих лиц. Про цензуру идет речь в 3 статье ФЗ. Цензура и запрет на распространение печатного материала, согласно Федеральному закону «О СМИ», не разрешена.

Также по закону не допускается создавать и субсидировать различные организации, органы или должности, в чьи задачи/круг обязанностей входит выполнение цензуры информации.

Однако, цензура по закону «О СМИ» все-таки разрешается в одном единственном случае — в условиях чрезвычайного и военного положения.

В Федеральном законе «О СМИ» к печатной журналистике применяются следующие требования:

  • по ст. 27 ФЗ-2124-1 каждое печатное издание должно содержать — название издания, список учредителей, ФИО главного редактора, № выпуска и дата его выхода, для газет также время подписания в печать, индекс, тираж, стоимость, местоположение редакции;
  • запрещено — пропагандировать рекламу табакокурения, распивания алкоголя, медуслуг по абортам;
  • на первой полосе следует проставлять возрастную пометку, если контент не подходит для детей.

1-го января 2017 было учреждено, что издатель обязан направлять получателю обязательный экземпляр издания в 2-х видах — в печатном и электронном. Получателем в данном случае является ИТАР-ТАСС, РГБ и Роспечать. Количество обязательных экземпляров регулируется ст.7 77-ФЗ. Также по статье 19.2 закона «О СМИ» издателя обязывают предоставлять информацию о проведении спонсирования денежными средствами от иностранных источников.

Статья 8 закона «О СМИ» регулирует основные моменты регистрации средств массовой информации. Редакция СМИ начинает заниматься своей деятельностью после проведения процедуры регистрации. Порядок действий для регистрации СМИ по ФЗ «О средствах массовой информации»:

  • пишется соответствующее заявление, которое поддается учредителем в федеральную службу исполнительной власти;
  • учредителю отправляется уведомление о получении подобного заявления. Рассмотрение документа займет месяц;
  • после принятия регистрирующим органом утвердительного решения по поводу регистрации СМИ, учредителю выдается свидетельство о регистрации, являющимся БСО;
  • соответствующая информация вводится в реестр. С данной информацией может ознакомиться любой человек, ввиду ее доступности для широких масс.

Запрашиваемая информация о каком-то определенном СМИ выдается регистрирующим органом в течение 5 дней бесплатно. Учредитель может заняться своей деятельностью в течение года, после получения свидетельства. Если этот срок упущен, то вышеуказанный документ будет являться недействительным, указывается в законе.

Скачать ФЗ «О средствах массовой информации» в последней редакции можно по ссылке. Текст закона «О СМИ» приведен в соответствии с изменениями, введенными в 2017 г.

ФЗ-2124-1 (закон «О СМИ») будет полезен для ознакомления всем редакциям, ведущим деятельность в СМИ. Этот закон «О средствах массовой информации» поможет разрешить вопросы с регистрацией редакции, с правами и обязанностями журналистов, с требованиями к рекламе и к печатной продукции и т. д.

В нынешнем 2017 году 8 июля в Федеральный закон «О СМИ» было внесено изменение только в статью 35 про обязательные сообщения.

Рассмотрим более детально эту статью в ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации»:

  • на обязательной основе редакция должна опубликовывать сообщения бесплатно и в срок — по закону или при наличии решения суда;
  • государственные СМИ должны опубликовывать сообщения вышестоящих органов (федеральных и государственных).

Это те положения в законе «О СМИ», которых не коснулись изменения. Последний абзац претерпел некоторые модификации. По нему значится, что редакция СМИ должна предоставлять бесплатно и в скорейшем времени сигналы оповещения и/ или экстренную информацию, в виду возникшей опасности. Причина опасности может заключаться в природных катаклизмах или техногенных авариях, в связи с проведением военных действий. Также следует сообщать о порядке действий по обеспечению безопасности для населения при наличии обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти лиц РФ и органов местного самоуправления.

О наказании при нарушении закона «О СМИ» говорится в последней 7-ой главе. Для СМИ, которые злоупотребили свободой массовой информации, прописанные в ст.4 ФЗ по ст.13.15 КоАП, предполагается следующее наказание:

  • за изготовление/распространение фильмов/программ со специальными скрытыми вставками, действующие отрицательно на подсознание людей через СМИ: конфискация предмета, нарушающего закон и штраф для физических лиц: от 2.000-2.500 руб., для должностных — от 4.000-5.000 руб. и для юрлиц — от 40.000-50.000 руб.;
  • за передачу данных об организациях, чья экстремистская деятельность была запрещена по решению суда, влечет наказание, как и в вышеоговоренном случае;
  • за распространение сведений о лице, не достигшем совершеннолетия, пострадавшим от незаконных действий или нарушение правил предоставления подобной информации: штраф для граждан — от 3.000-5.000 руб., для должностных лиц — 30.000-50.000 руб. и для юридических лиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за проявление неуважения на публике к датам, посвященным ВОВ: для юрлиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за предоставление инструкции по изготовке взрывчатых устройств/средств: конфискация предмета и штраф для физлиц: от 4.000-5.000 руб., для должностных — от 40.000-50.000 руб., для ИП — от 40.000-50.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней, для юрлиц — от 800.000-1.000.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней;
  • за пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц — от 100.000-1.000.000 руб.;
  • за разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц — от 400.000-1.000.000 рублей.

За нарушение ст. 35 закона «О СМИ» физических лиц ждет по ст. 13.17 КоАП штраф — от 100-300 руб., должностных — от 300-500 руб. и юрлиц — от 3.000-5.000 рублей.

Уголовная ответственность за нарушение ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации» вводится в следующих случаях:

  • за клевету по ст.242 п.2 УК: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год или обязательные работы до 240 ч.;
  • за вмешательство в личную жизнь лица без его согласия с целью сбора и распространения сведений о нем по ст.137 УК: штраф до 200.000 руб. или в объеме зарплаты за 18 мес., или 360 ч. обязательных работ, или до 1 года исправительных работ, или 2 года исправительных работ, или арест до 4 мес., или заключение в тюрьму до 2-х лет;
  • за призыв к войне по ст.354 УК: штраф — от 100.000-500.000 руб. или в объеме з/п за период от 1 до 3 лет или лишение свободы до 5 лет и запрещение занимать должности до 3-х лет;
  • и так далее.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ»), подразумевает — выговор, увольнение, штраф.

источник

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
“О средствах массовой информации”

13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г., 14 июня, 11, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня, 29 июля, 25 ноября 2017 г., 18 апреля, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 1 мая 2019 г.

См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 “О практике применения судами Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в РФ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Определены и иные понятия, используемые в Законе.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных РФ. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ.

За нарушения законодательства РФ о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов. Предусмотрены основания освобождения от ответственности.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I “О средствах массовой информации”

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в “Российской газете” от 8 февраля 1992 г. N 32, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300

О признании не соответствующими Конституции РФ отдельных норм настоящего Федерального закона см:

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2019 г. N 4-П

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 534-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 380-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г., за исключением подпункта “б” пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Читайте также:  Как сделать малосольные огурчики

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

источник

27 декабря 1991 г. был принят ФЗ № 2124-1. Это закон официально запрещает цензуру в СМИ.

В этом документе приведен перечень основных терминов в медиа-сфере, а также перечислены правила регистрации издателей печатной или иной информационной продукции в РФ. Ниже рассмотрены основные положения и изменения закона о СМИ в 2017 и в 2018 годах.

В ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г. установлен запрет на введение цензуры и на препятствование изданию газет, радио- и телепередач, журналов, которые не зависят от государства. В этом законе говорится о таких нюансах работы журналистов:

  • об основных положениях, которые касаются различных средств массовой информации, а также о правилах применения Федерального закона № 2124-1-ФЗ;
  • об осуществлении журналистами публичной деятельности и о проведении анализа изменения объема постоянной аудитории;
  • о публикации личных или иных данных;
  • о правоотношениях работников СМИ с физлицами или компаниями;
  • о правах и официальных обязанностях российских и зарубежных журналистов;
  • о наказании за различные нарушения этого ФЗ.

ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г. состоит из 7 глав и следующих 62 статей:

  • 1-6 (Глава 1). Здесь приведены основные термины деятельности СМИ, а также установлен запрет на введение государством цензуры;
  • 7-24 (Глава 2) — отображены основные сведения о регистрации, правовом статусе и перечне прав учредителей СМИ;
  • 25-37 (Глава 3). В этих статьях федерального закона о СМИ указаны сведения о правилах публикации конкретной информации. Также, здесь приведен порядок официальной регистрации и получении государственной лицензии на вещание;
  • 38-46 (Глава 4) — регламентированы правоотношения между журналистами и гражданами РФ или компаниями. Здесь говорится о запросах, получении, отказах или отсрочке необходимой информации;
  • 47-52 (Глава 5) — установлены перечень прав и список обязанностей журналистов. Здесь приведен порядок аккредитации и перечислены несколько правил применения скрытых записей;
  • 53-55 (глава 6). Здесь говорится о регистрации и положении зарубежных журналистов в РФ;
  • 56-62 (Глава 7) — приведены виды ответственности журналистов за конкретные правонарушения.

Согласно ст. 55 ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г., представительства различных зарубежных СМИ в РФ создают только после получения разрешения от МИД России, если иное не предусмотрено конкретными договорами, которые заключены между иностранным государством и РФ.

С новыми нововведениями должны ознакомиться все редакции, учредители и работники СМИ.

Рассмотрим более подробно.

Термин «Реклама» указан в ст. 36 ФЗ № 2124-1, где есть отсылка на ФЗ № 38 от 13 марта 2006 г. Согласно крайнему закону, рекламное объявление публикуют только в том случае, если оно соответствует таким требованиям:

  • не содержит недостоверных различных сведений или конкретную недобросовестную информацию;
  • не побуждает потребителей конкретного товара на нарушение различных законов РФ;
  • не подстрекает к совершению насилия, жестокости;
  • не содержит порнографических материалов;
  • не искажает информацию иностранными разнообразным словами и выражениями;
  • не показывает курящих людей и граждан, распивающих алкоголь;
  • в рекламном блоке нет матов и оскорблений;
  • не пропагандирует определенные товары — не является скрытой рекламой.

Также, рекламу не публикуют в обучающих и развивающих детских книгах.

Под понятием «цензура» понимают проверку разнообразных текстов перед их публикацией, которую проводят различные госорганы. Это понятие введено в ст. 3 ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г.

В РФ официально запрещено введение цензуры на публикацию печатной информации. Также ФЗ № 2124-1 запрещает создание и субсидирование разнообразных компаний, госорганов или отдельных лиц, в чьи обязанности входит установление подобного запрета.

Согласно ст. 19.1 ФЗ № 2124-1 о СМИ РФ, иностранное юрлицо не может стать учредителем (участником) СМИ. В случае несоответствия требованиям этого документа, зарубежные компании не вправе пользоваться правами, которые прописаны в абз. 2-6 п. 1 ст. 65.2 ГК РФ.

Принадлежащие подобным юрлицам или физлицам голоса не учитывают при голосовом подсчете на общем собрании акционеров.

В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ № 2124-1-ФЗ журналистам не разрешают публиковать в средствах массовой информации любые данные, которые содержат гостайну. Порядок сбора необходимых сведений в регионе проведения контртеррористической войсковой операции (КТО) определяет руководитель КТО.

Согласно ст. 27 закона РФ № 2124-1-ФЗ о средствах массовой информации, к прессе предъявляют нижеприведенные требования:

  • все печатные издания должны публиковать следующие данные о себе — наименование издания, перечень учредителей СМИ, ФИО главреда, No выпуска и день его выхода;
  • в газетах должна быть опубликована цена за 1 шт., а также информация о времени подписания в печать, а также приведен ежемесячный тираж, почтовый индекс и адрес нахождения редакции;
  • в прессе не должно быть пропаганды курения, распития алкоголя или оказания медицинских услуг по абортам;
  • на первой полосе газеты или сайта должна быть указана возрастная пометка (18+), если контент только для взрослых.

В ст. 8 закона Российской Федерации № 2124-1-ФЗ о средствах массовой информации приведен перечень основных правил регистрации учредителя (участника) СМИ. Различные печатные или электронные издания начинают работать только после прохождения регистрации в Роскомнадзоре.

При регистрации в качестве СМИ выполняют такие действия:

  1. Пишут заявление и отправляют его в Роскомнадзор;
  2. Получают уведомление о приеме госорганом заявления. Документ рассматривают на протяжении 1 мес.;
  3. После вынесения положительного решения, Роскомнадзор выдает свидетельство о госрегистрации.

Запрашиваемую гражданином РФ информацию о конкретном учредителе или издателе СМИ в Роскомнадзоре выдают бесплатно на протяжении 5 дней.

Согласно ст. 2 ФЗ № 2124-1, к средствам массовой информации РФ относят такие медиа:

  1. Периодические российские печатные — издания, журналы, бюллетени, журналы, которые публикуют не реже 1 раза в год;
  2. Радиостанции;
  3. Различные телеканалы (Первый, Россия 1, НТВ и др.);
  4. Видеопрограммы;
  5. Кинохронику;
  6. Сетевые различные издания.

Федеральным законом от 25 ноября 2017 г. № 327-ФЗ дополнена ст. 6 ФЗ № 2124-1. Согласно этим нововведениям, теперь юрлица — иностранные СМИ признают иностранными агентами, если они получают деньги или иное имущество от зарубежных государств. К этим лицам применяют положения ФЗ № 7 от 12 января 1996 г., которые регулируют статус юридических лиц — иностранных агентов.

В 2018 году в статью 7 закона РФ о средствах массовой информации № 2124-1-ФЗ были внесена важная поправка. Так, согласно закону РФ № 83-ФЗ от 18 апреля 2018 г., к слову «печатного СМИ» здесь добавили фразу «и сетевого издания».

В начале 2019 г. вышло постановление КС РФ от 17 января 2019 г. № 4-П. Конституционный суд признал ч. 1 ст. 19.1 ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г. не соответствующей Конституции РФ, в том плане, что термин «участник СМИ» создает неопределенность в установлении конкретных адресатов запрета на вещание. Это правило касается, например, лиц, который проводят телерадиовещание.

Конституционный суд РФ потребовал от Федерального законодателя внести поправки в 2019 году в действующий закон о СМИ № 2124-1, исходя из решений Постановления КС РФ.

В 7 гл. Федерального закона № 2124-1-ФЗ, перечислены основные виды наказания за уголовные и административные правонарушения работников средств массовой информации. Согласно ст. 13.15 КоАП РФ, сотрудников СМИ, которые нарушили ст. 4 этого закона, привлекают к такой административной ответственности:

  • за публикацию или изготовление фильмов, программ с 1 или несколькими скрытыми вставками, конфискуют предмет, при применении которого нарушен закон, и штрафуют на определенные суммы (физлиц — на 2-2,5 тыс. руб., журналистов — на 4-5 тыс. руб., юрлиц — на 40 −50 тыс. руб.);
  • за распространение публичной информации о несовершеннолетнем лице физлицам выписывают штраф в размере 3-5 тыс. руб., журналистам — 30-50 тыс. руб. и юрлицам — на 400 тыс. руб. — 1 млн. руб.;
  • при допущении публичного неуважения к датам и событиям ВОВ юридических лиц штрафуют на 400 тыс. руб. — 1 млн. руб.;
  • при ведении пропаганды экстремизма юридическим лицам выписывают штраф в размере 100 тыс. руб. — 1 млн. руб.;
  • за публикацию гостайны юрлиц штрафуют на 400 тыс. руб. — 1 млн. руб.

Согласно ст. 59 закона Российской Федерации № 2124-1, к уголовной ответственности привлекают в таких случаях:

  • согласно ст. 242 УК РФ, за клевету штрафуют на 1 млн. руб. как максимум или выписывают штраф в размере ЗП за 1 год, или отправляют на 240 ч. выполнения обязательных принудительных работ;
  • согласно ст. 137 УК РФ, за незаконное вмешательство в частную жизнь гражданина РФ без получения его разрешения выписывают штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере ЗП за 18 мес., или направляют на выполнение 1-2 года исправительных принудительных или 360 ч. обязательных различных работ или арестовывают на 4 мес., или сажают в тюрьму на 2 года как максимум;
  • за любые призывы к началу войны по ст. 354 УК РФ штрафуют на 100 −500 тыс. руб. или в размере ЗП за 1-3 года или отправляют в тюрьму на 5 лет как максимум и запрещают заниматься журналистикой на протяжении 3 лет.

За нарушение ФЗ № 2124-1 привлекают и к дисциплинарной конкретной ответственности. В этой ситуации выносят выговор, выписывают штраф или увольняют с работы.

Действующий закон № 2124-1 считают документом, который регулирует правовое взаимодействие между сотрудниками средств массовой информации, физлицами и государством. Этот акт запрещает введение цензуры и создает комфортные условия для публикации различных текстов в разнообразных газетах, журналах и др.

источник

Важнейшим преимуществом СМИ, масс-медиа, блогеров, журналистов и в целом информационного сообщества, является право на свободу массовой информации. С учетом масштаба и силы влияния СМИ на формирование как общественного мнения, социальной и экономической атмосферы, так и геополитической обстановки, — эта сфера нуждается в грамотном и строгом регулировании, тем не менее, без применения цензуры, ведь её, по крайней мере формально, запрещает Закон РФ N 2124-1, положения которого мы рассмотрим в настоящей статье.

Закон РФ N 2124-1 «О средствах массовой информации» был принят 27 декабря 1991 года. Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения между:

  • СМИ и обществом, гражданами РФ государством, учредителем, издателем;
  • Редакцией и авторами, источниками информации, «действующими лицами» публикаций и др.
Читайте также:  Как делается шарлотка с яблоками простой рецепт пошаговый

Закон о СМИ структурно представлен семью главами, включающими 62 статьи. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив тезисы:

Глава 1. Общие положения: Свобода средств массовой информации, основные понятия в сфере СМИ, недопустимость таких явлений как цензура и злоупотребление свободой, порядок применения закона, государственная информационная система.

Читайте также: ФЗ 143 в последней редакции. Ссылка здесь:

Глава 2. Организация деятельности: учредитель, заявление о регистрации и порядок ее проведения, внесение изменений в запись о регистрации, уведомление, освобождение от регистрации, отказ, госпошлина, приостановление деятельности СМИ за нарушение законодательства о выборах, возникновение прав и обязанностей, статусы учредителя и редакции, уведомление государства о зарубежном финансировании, устав, статус издателя, договоры, информ-агентства.

Ознакомьтесь с основными положениями Федерального закона о референдуме в РФ тут:

Глава 2.1. Исследование объема зрительской аудитории: основные принципы исследования, уполномоченные организации.

ФЗ о конституционном суде в Российской Федерации смотрите здесь:

Глава 3. Распространение массовой информации: порядок распространения, выход в эфир, лицензия на теле- и радиовещание, срок действия, переоформление и продление, требования к заявлению о предоставлении лицензии, отказ в предоставлении или переоформлении, лицензионный контроль, порядок приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования, реестр СМИ, сведения об операторах связи, осуществляющих трансляцию, обязательные общедоступные теле- и радиоканалы, искусственные помехи, хранение материалов, обязательные сообщения, распространение рекламы, эротические издания.

Глава 4. Отношения СМИ с гражданами и организациями: право на получение информации, отказ и отсрочка в ее получении, запрос, обеспечение конфиденциальности, авторские произведения и письма, право на опровержение и порядок его реализации, основания для отказа в опровержении, право на ответ.

Глава 5. Права и обязанности журналиста: права, аккредитация, обязанности, скрытая запись, недопустимость злоупотребления положением, специальный статус.

Глава 6. Международное сотрудничество: межгосударственные договоры и соглашения, распространение информации из-за рубежа, иностранные корреспонденты.

Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ: возложение ответственности и освобождение от нее, ответственность за ущемление свободы СМИ, за злоупотребление свободой и другие нарушения, порядок обжалования, возмещение причиненного вреда.

Закон в обиходе нередко называют федеральным законом о журналистской деятельности, ФЗ о СМИ и т. п., хотя федеральным данный акт не является.

В статье 36 федерального закона о СМИ указано, что распространение рекламы производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Имеется ввиду в первую очередь ФЗ-38.

В главе второй Федерального закона 2006-го года N 38-ФЗ «О рекламе» прописаны особенности отдельных способов распространения рекламы:

  • Статья 14 — в телепрограммах и телепередачах;
  • Статья 15 — в радиопрограммах и радиопередачах;
  • Статья 16 — в периодических печатных изданиях.

В статье 5 ФЗ-38 описаны общие требования к рекламе. Недопустимы:

  • Недобросовестная реклама — использующая неточные сравнения товаров разных производителей, портящая их репутацию, реклама запрещенных товаров и пр.;
  • Недостоверная — предоставляющая неточные или недействительные сведения о продукте;
  • Подстрекание посредством рекламы к нарушению законов, насилию и жестокости, создание отрицательного отношения к людям, не использующим рекламируемый товар;
  • Включение в рекламу порнографических элементов;
  • Искажение информации иностранными словами и фразами;
  • Демонстрация процесса курения и употребления алкоголя;
  • Использование бранных выражений и оскорблений;
  • Пропагандирование товара через скрытую рекламу;
  • Использование рекламы в детских развивающих товарах (например, книгах) и др.

Цензура в общем смысле слова является системой государственного надзора за деятельностью СМИ, содержанием и распространением информации, печатной продукции, художественных, музыкальных и сценических произведений, кино и фото, интернет-сайтов, теле- и радиопередач с целью ограничения распространения идей и сведений, признанных нежелательными.

Согласно части 5 статьи 29 Конституции России, государство гарантирует своему народу свободу мысли, слова и массовой информации.

Цензура в России запрещена.

Так, из Конституции — основного правового закона Российской Федерации, — вытекают положения закона о СМИ, прописанные в статье третьей о недопустимости цензуры. Должностным лицам, государственным органам, организациям, учреждениям, общественным объединениям и др. запрещено:

  1. Требовать от редакции средства массовой информации согласовывать распространяемую информацию, сообщения и материалы;
  2. Налагать запрет на распространение СМИ каких-либо сведений;
  3. Создавать и финансировать организации, в число функций которых входит цензура массовой информации.

Однако те или иные цензурные рамки, которые связаны с ограничением демонстрации и призыва к насилию, возрастными ограничениями для материалов эротического характера и др., существуют во всех государствах.

В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав и свобод человека, допустимо ограничение свободы прессы в интересах государственной безопасности и для сохранения общественного порядка. В России ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения — в соответствии с положениями Федеральных конституционных законов N 3-ФКЗ (ст. 12) и N 1-ФКЗ (ст. 7).

В настоящем законе прописаны общие требования для всех СМИ, не зависящие от способа распространения информации. Отдельные требования к печатным изданиями прописаны в следующих статьях Главы III о распространении массовой информации:

Часть 4 статьи 25 о порядке распространения: продажа в розницу тиража периодических печатных изданий не должна быть ограничена, если это не предусмотрено настоящим Законом.

В части 1 статьи 27 о выходных данных прописан перечень сведений, которые должны указываться в каждом выпуске периодического печатного издания:

  • Наименование издания;
  • Учредитель СМИ;
  • Главный редактор;
  • Номер выпуска и дата выхода;
  • Индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;
  • Тираж;
  • Сведения о цене;
  • Адреса редакции, издателя, типографии;
  • Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных ФЗ N 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Статья 28 о тираже: тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъятие либо уничтожение всего тиража или его части возможно только по решению суда.

Статья 37 об эротических изданиях: розничная продажа продукции СМИ, которые специализируются на материалах эротического характера, разрешена только в специально отведенных для этого помещениях, согласованных с местной администрацией. Такая печатная продукция должна быть запечатана в прозрачную упаковку.

Также статья 12 закона гласит, что печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров освобождены от регистрации.

Аспекты, касающиеся процедуры регистрации СМИ и сопутствующих ей, прописаны в статьях 8 — 15 главы II об организации деятельности средств массовой информации. Непосредственно порядок и условия процедуры прописаны в статьях 8 и 10 закона.

Редакция вправе осуществлять свою деятельность только после регистрации, если регистрируемое СМИ не входит в перечень освобожденных от данной процедуры (ст. 12). Интернет-СМИ могут регистрироваться в качестве сетевых изданий.

Регистрирующий орган — это федеральный орган исполнительной власти или его территориальный филиал. Утверждается Правительством РФ (ст. 2). Таким органом на настоящий момент является Роскомнадзор.

Заявление и сопутствующие документы подаются очно, заказным письмом или в электронной форме. По закону, заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. После вынесения положительного решения, регистрирующий орган вносит сведения о СМИ в профильный реестр и в течение 5 дней после этого выдает или направляет заявителю выписку из реестра зарегистрированных средств массовой информации.

Сведения из реестра СМИ являются открытыми и общедоступными, предоставляются по заявлению любого заинтересованного лица в течение 5 рабочих дней.

В статье 10 закона прописан перечень сведений, которые обязательно необходимо указать в заявлении о регистрации СМИ:

  • Учредитель;
  • Наименование;
  • Язык;
  • Адрес редакции;
  • Форма, территория распространения массовой информации;
  • Предполагаемый профиль (тематика), периодичность публикаций, объем др.;
  • Адрес интернет-сайта;
  • Источники финансирования и иные сведения.

Список необходимых документов устанавливает Правительство РФ. Можно найти на сайте Роскомнадзора.

Статья 4 закона о СМИ прописывает запрет на злоупотребление свободой СМИ. Недопустимы разглашение государственных и других охраняемых тайн, распространение экстремистских материалов, призывов к терроризму, насилию и жестокости, пропаганда порнографии, публикация материалов, содержащих нецензурную брань, реклама дистанционной розничной продажи алкоголя (введено в 2017), размещение сведений о способах изготовления и использования наркотических и психотропных средств, инструкций по самодельному изготовлению взрывчатых веществ, взрывных устройств и др.

Запрещено использование скрытых вставок и иных технических приемов, оказывающих влияние на подсознание людей или причиняющих вред их здоровью (НЛП, 25-й кадр и др.) Недопустимо упоминание религиозных и иных организаций и объединений, ликвидированных и включенных в перечень экстремистских, без указания на запрет их деятельности в России.

С 2013 года законом запрещено размещение в СМИ информации о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий, и их родителях: в виде персональных данных, фото- и видеозаписей, сведений о месте работы, проживания и др. информации, позволяющей идентифицировать данных лиц.

Статья 50 закона прописывает, что публикация в СМИ материалов, добытых с помощью скрытой записи (фото, аудио или видео), возможна только если:

  • Они не противоречат конституционным правам и свободам;
  • Запись проводилась в целях защиты общественных интересов;
  • Приняты меры против случайной идентификации посторонних лиц;
  • Показ проводится по решению суда.

Статья 51 закона о СМИ гласит, что злоупотребление правами журналиста недопустимо. Запрещено использовать их в целях сокрытия или фальсификации общественно значимой информации, распространения «уток» (дезинформирующих сообщений), сбора сведений в целях заинтересованных лиц, не являющихся СМИ.

Право журналиста на распространение информации не должно применяться для опоро́чения граждан по признакам пола, возраста, профессии, расовой, национальной, языковой, политической или религиозной принадлежности и др.

Таким образом, в статье 59 об ответственности за злоупотребление свободой СМИ прописано, что нарушение положений вышеперечисленных статей влечет за собой уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ответственность отдельно по каждому из возможных нарушений подробно прописана в соответствующих законодательных актах (КоАП, УК РФ и др.)

Приведем несколько примеров грозящей за нарушение отдельных положений закона о СМИ ответственности:

  • За пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц размером от 100.000 до 1.000.000 рублей;
  • За разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц размером от 400.000 до 1.000.000 рублей;
  • За клевету: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год, либо обязательные работы продолжительностью до 240 ч. и т. д.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона о СМИ подразумевает выговор, увольнение или штраф.

За прошедший 2017 год закон многократно претерпевал изменения. Последние датируются 25 ноября. Статья 6 о порядке применения закона была дополнена частями 3 и 4.

Суть изменений сводится к тому, что СМИ, зарегистрированные не в России и финансируемые из-за рубежа, могут быть признаны средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента. В этом случае, к ним могут применяться требования Федерального закона 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

На СМИ, признанные иностранными агентами, будут распространяться соответствующие права и требования: обязанность по предоставлению сведений о персональном составе руководства, расходовании денежных средств, заключении аудиторской проверки и др.

Государственная Дума РФ разработала эти нормы в ответ на требование минюста США к американскому филиалу Russia Today (российский международный многоязычный телеканал) зарегистрироваться в качестве иностранного агента.

1 января 2018 года в силу вступило множество поправок, внесенных в закон в июле прошлого года. В конце статьи дана ссылка на скачивание закона о СМИ в последней редакции. Кратко о наиболее значимых изменениях:

  • Заявление на регистрацию средства массовой информации теперь можно подать в электронной форме, подписав документы квалифицированной электронной подписью. Направить пакет документов и заявление в Роскомнадзор можно посредством портала Госуслуги;
  • Срок регистрации СМИ увеличился от 1 месяца до 30 рабочих дней;
  • На роль свидетельства о регистрации пришла выписка из реестра зарегистрированных СМИ.

В ст. 11 закона о СМИ понятие «перерегистрация» получило более развернутую формулировку: «внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации».

Были определены перечни изменений, о которых следует уведомлять Роскомнадзор, а также те из них, что необходимо вносить в виде правок в регистрационную запись. Внесение изменений производится в аналогичном для первичной регистрации порядке. Уведомление направляется в регистрирующий орган в течение 30 дней с момента возникновения изменений.

Статья 27. Выходные данные. Из перечня обязательных сведений для выходных данных печатных изданий исключили время подписания в печать.

В июле 2017 года также претерпел поправки Налоговый кодекс РФ. Был изменен размер госпошлины за регистрацию и внесение изменений в регистрационную запись:

  • Для СМИ, распространяемых преимущественно по всей России или за ее пределами — 8000 рублей;
  • На территории одного субъекта или муниципального образования — 4000 рублей.

За выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных печатных изданий в России госпошлина составит 8000 рублей.

В статье 7 и 19 закона о СМИ появились дополнительные ограничения к учредителю и главному редактору. Эти должности не могут занимать лица, отбывающие наказание или имеющие судимость за преступления, связанные с использованием СМИ или Интернет-сети, а также с осуществлением экстремистской деятельности.

Был уточнен порядок прекращения деятельности в судебном порядке при реорганизации или ликвидации юридического, а также при смерти физического лица, являющегося учредителем.

Появилось понятие «предупреждение» — ненормативный акт Роскомнадзора, имеющий профилактический характер.

В статье 54 закона о СМИ были прописаны основания для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции зарубежного печатного издания на территории России.

Настоящий закон является настольной книгой всех участников информационного сообщества, в первую очередь — редактора, который несет наибольшую ответственность за распространяемую его редакцией информацию.

Чтобы ознакомиться подробнее с отдельными положениями, предлагаем скачать Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 января 2018 года.

источник

Adblock
detector