Меню

Евреи с пейсами и в шляпах

Выделиться из толпы, привлечь внимание с легкостью удается истинным евреям. У представителей этого народа особое отношение к моде. Многие мужчины и женщины строго соблюдают обычаи, противоречащие современным модным тенденциям. Некоторые элементы облика считаются смешными и странными. Например, пейсы у евреев удивляют многих. Характерные черты национальных причесок, способы выполнения укладок, принципы формирования моды по-еврейски рассмотрим далее.

С древних времен у евреев сложился стереотип на использование добротной, удобной, скромной одежды. Женщины использовали длинные платья и туники из натуральных материалов неброских расцветок. Мужчины носили просторные рубахи, штаны, кафтаны. Присутствие аксессуаров — редкое явление.

Ситуация резко изменилась во времена правления царя Соломона. Появилось много заимствованных элементов в одежде. Наряды стали дорогими, яркими. Стало распространенным использование украшений.

По мере дробления еврейского государства, переселения народа по миру менялся создаваемый облик мужчин и женщин. Евреи старались сохранить обычаи, но внешне слиться с окружением.

Одежда евреев подчиняется следующим принципам:

  • индивидуальность. Евреи всегда стремились отличаться от других народов. Это отражалось в наряде, прическе, манере поведения;
  • стоимость. Внешне одежда евреев проста, старомодна. Все элементы костюма шьют из натуральных, «отборных» тканей. Каждый элемент гардероба выглядит добротно;
  • удобство. Каждый элемент одежды продуман до мелочей. Наряды скроены по фигуре, облегчая движения;
  • соответствие обычаям. Внешний вид, функциональность элементов гардероба подчинены вере, традициям.

Типичным облачением чтущего традиции еврея считается старомодный костюм образца границы XIX–XX веков. Характерными элементами выступают длинный сюртук или фрак, ермолка, высокая шляпа с полями. В женском гардеробе присутствует закрытое платье темных оттенков, расширяющееся от талии. Используется длина по щиколотку, крупные зауженные манжеты, воротничок-стойка.

Состригать волосы в соответствии с древними обычаями евреям не принято. Большинство верующих мужчин и женщин носят длинную шевелюру. Как минимум, оставляют нетронутыми пряди на висках, называемые пейсы. Этот элемент причисляют к самым узнаваемым особенностям верующего иудея.

Современные мужчины не всегда придерживаются обычаев. Многие носят короткие стрижки, отказываются от бороды. Для особых случаев всегда можно использовать накладные пейсы, часто закрепляемые на поля традиционной шляпы с полями.

Женщины редко делают короткие стрижки. Подавляющее большинство дам обладает длинными, пышными шевелюрами. Волосы носят распущенными, собирают в разные прически. Укладку часто дополняют маленькой шляпкой или платком. Популярно высвобождение из собранной прически прядей по бокам, по аналогии с мужскими пейсами.

Отказ от состригания пеота, прядей на висках, не считается строгим запретом, предписанным представителям еврейского народа. Сохранение длины локонов относится к традициям, которые евреи склонны бережно сохранять. Многим европейцам интересно, зачем нужны эти нелепые локоны. Вариант направлен на достижение внешнего отличия иудея в многонациональной толпе.

Пейсы оставляют или имитируют с помощью накладных прядей многие верующие евреи. Длинные локоны обычно завивают. Пейсы сочетают с длинной или короткой шевелюрой. Элемент символизирует принадлежность к вере, почитание требований Торы.

Пряди по бокам могут иметь разную длину. Некоторым достаточно оставить локоны до подбородка. Иные отращивают пряди, спускающиеся до пояса. За пейсами трепетно ухаживают, считая элемент отличительной особенностью и достоянием еврея.

Образ иудея считается неполным без характерной шляпы. Небольшая ермолка, едва прикрывающая макушку, более крупный вариант в черном цвете с полями или штраймл в меховом исполнении. По характерному головному убору получится точно сказать о принадлежности к иудаизму.

Верующие евреи предпочитают придерживаться традиций. Мужчины, невзирая на современные модные тенденции, в повседневной жизни носят сюртуки, пейсы и шляпы. Традиции прививают детям, с 3-х лет не состригая мальчикам волосы на висках.

Ношение пейсов, характерных элементов одежды не зависит от внешних данных. Вариант является данью традициям, решение о необходимости соблюдения которых принимается индивидуально. Важную роль играет принадлежность к определенной общине. Многие современные мужчины ограничиваются ермолкой, используемой только во время посещения синагоги.

Характерные атрибуты ортодоксального еврея выделяют представителя нации на общем разношерстном фоне. Традиционные элементы можно использовать ситуационно или носить ежедневно. Многим удается составить органичный образ в сочетании с современной одеждой.

Еврейскую прическу с пейсами реально выполнить без посторонней помощи. Достаточно отрастить в области висков пряди желаемого формата. Удлиненные волосы принято завивать в локоны. Для этого используют плойку, закручивают влажную прядь на кусок материи или плотной бумаги.

Пейсы недостаточной длины рекомендуется подкрутить минимально. Длинные пряди завивают различным образом. Встречаются тугие локоны, сильно завитые прядки, разделенные на несколько частей.

Внимание! Обладателям плохого роста волос, лысины, короткой стрижки не надо отчаиваться создать подобающий образ для особого случая. Для этого используют накладные пряди, которые часто закрепляют к шляпе.

Пейсы реально сочетать с короткой и длинной стрижкой. Вариация в коротком исполнении основной массы шевелюры для европейцев кажется нелепой. Длинные пряди со стрижкой минимальной длины удачно выглядят только в присутствии традиционной шляпы.

Верующие евреи предпочитают не стричь волосы. Длинная шевелюра с пейсами в соседстве с густой бородой выглядят органично. Вариант часто встречается в Израиле, но в европейских странах такой образ — редкость.

Максимальной нелепостью для европейца выглядит присутствие пейсов на фоне бритой головы. Такой вариант встречается не очень часто. Оголенный череп удачно компенсирует присутствие традиционной шляпы, полностью закрывающей голову.

Женщины не носят пейсы. Традициями предписывается отказываться от стрижки волос. Хотя некоторые глубоко верующие замужние дамы, наоборот, наголо бреют голову, нося парик или платок.

Многие звезды с мировой известностью имеют еврейские корни. В числе таковых: Хариссон Форд, Дэвид Бэкхэм, Ричард Гир, Майкл Дуглас. Большинство из них гордится своим происхождением, уважительно относятся к традициям, но не придерживаются рекомендаций Торы. Изредка удается увидеть на звездных мужчинах ермолку.

Пейсы у евреев — дань традициям. Мужчины с таким элементом прически выглядят индивидуально и броско, становясь заметными на «безликом» фоне в европейской массовке. Вариант применим иудеями, не встречается среди представителей других народов мира.

источник

Почему соблюдающие евреи одеваются одинаково? К чему такая «квадратность»? Ведь можно выглядеть уважительно в белом костюме и без шляпы? Почему не оставлено места для индивидуальности?

В качестве предисловия приведём две истории из не очень далёкого прошлого нашего народа.

Начало 19-го века. В самом разгаре царствование Николая I — того самого, что издал указ о кантонистах. Этот страшный указ затмил собой бесконечную череду других, порождённых неутомимой фантазией деспота и его приближенных. Один из них — запрет на… ношение традиционной еврейской одежды, бороды и пейсов. За неподчинение — Сибирь и арестантские роты. Солдаты и полицейские, радуясь «непыльной» работе, ловят евреев за длинные лапсердаки, состригают пейсы, срывают с женщин парики. А евреи? Всеми силами стараются спастись. Откупаются огромными взятками, прячутся по домам, закрывают бороды платками и молятся об отмене указа .

Середина 20-го века. Мир обезумел. Нацистское чудовище властвует над большей частью Европы. Евреи, избитые, ограбленные, униженные, заперты в гетто. И на них сыплются указы, один бесчеловечнее другого. Среди них — запрет на ношение бороды и пейсов. За неподчинение — смерть. Многие евреи вздыхают — « опасность для жизни » — и со слезами сбривают бороды. Но есть целые группы, в частности, молодых гурских хасидов, — которые провозглашают: это — «Гзерот а-шмад» — попытка покончить с еврейством, нельзя соглашаться; умрём, но не сдадимся! — и прячутся в бункерах, где продолжают учить Тору, делясь друг с другом скудной едой, и сохраняют свой еврейский вид.

Что заставляло евреев во все времена отчаянно бороться за сохранение специфически еврейского облика? И почему этот облик так раздражал ненавистников евреев?

Есть галаха — еврейская одежда должна отличаться от одежды окружающих народов. Так, чтобы еврея было видно издали. Но одинаково ли? Хасиды разных течений и потомственные « йерушалми» свято хранят аутентичный облик своих дедов, сформировавшийся за сотни лет. Знающие люди по цвету чулок, материалу халата и форме штраймла могут безошибочно определить: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился. А одежда «литовских» евреев сильно отличается от хасидской и больше напоминает европейскую, но всё-таки резко выделяется из окружающей разношёрстной толпы.

Некоторым поборникам «индивидуальности» похожая одежда «харедим» напоминает армейскую униформу. Нас не обижает эта аналогия, наоборот, кажется очень удачной. Еврей верный Торе знает, что наша жизнь в этом мире — бесконечная война со своим дурным началом — ецер ара . Это — индивидуально, а вместе еврейский народ сражается (в идеале) за прославление имени Вс-вышнего. Как солдаты разных видов войск носят свою особую форму, так и верующие евреи носят особую форму, которая разнится от одного течения к другому. В каждом из них сражаются с общим врагом — силами нечистоты, своим особым видом оружия: где больший упор делается на изучение Торы, где-то — на молитву. Одинаковая форма позволяет солдатам узнавать друг друга издали, дисциплинирует и помогает более эффективно бороться с врагом. Потому-то вид еврея так раздражает антисемитов, которые хотели бы, чтобы Имя Творца не присутствовало в этом мире.

Читайте также:  Как снять печатающую головку hp 6830

Во времена Бейт а-Микдаша одинаковую форму носили коаним и левиты, состоящие на действительной службе в Храме, коаним — свою, левиты — свою. Сейчас, когда Бейт а-Микдаш разрушен, каждый еврей, верный Торе, состоит на действительной службе — приближении Геулы, Избавления. К сожалению, нас мало, а враг всё атакует . Каждый воин на счету. Во время войны, если солдат снимет форму и скроется в толпе, его сочтут дезертиром, как бы он ни оправдывался…

Несколько слов об индивидуальности. Всем знакома пословица: «Встречают по одёжке, а провожают — по уму». Если понимать «ум» в более широком смысле — как личные качества каждого человека, то понятно, почему «провожают по уму». Чтобы хорошо узнать человека, надо провести с ним некоторое время, поговорить, испытать его в различных ситуациях. Тогда нам будет видна его индивидуальность. Но «встречают по одёжке». Внешний вид человека выражает то, что можно о нём узнать с первого взгляда. Например, какие убеждения он разделяет (насколько они глубоки — это уже вопрос его «индивидуальности»). Внешний вид еврея выражает его верность идеалам Торы и готовность следовать за ними при любых обстоятельствах. Как минимум — желание, чтобы его воспринимали именно так. Это — исключительная индивидуальность еврейского народа как одного целого.

А как же личная индивидуальность каждого? Наша задача — принести в мир свет Вс-вышнего. Для этого нужно максимально очистить свою душу от посторонних примесей. Моше Рабейну удостоился принести Тору народу Израиля тем, что полностью очистил себя от всяких примесей и стал чистым проводником воли Вс-вышнего. Для этого ему понадобились долгие годы напряжённой индивидуальной духовной работы. Каждый из нас стоит перед индивидуальным полем работы над собой. Ему необходимо выкорчевать свои индивидуальные сорняки и колючки и вырастить свой индивидуальный урожай.

В заключение несколько слов поборникам «индивидуальности в одежде». Можно спросить, готовы ли они выйти на улицу в таком «индивидуальном» наряде, что все прохожие остановятся, разинут рты, а потом будут долго крутить пальцами у виска? Если да, то дальнейшие вопросы, конечно, отпадут. Но, как правило, большинство людей одеваются (или раздеваются), как принято в кругу, к которому они себя причисляют. Еврей в белом костюме (в наше время), может быть, будет «уважительно» выглядеть, как голливудская звезда или финансовый воротила из Далласа, но не как еврей, который стремится выполнить волю Творца.

Как правило, люди, слишком много думающие о своей внешности, стремятся копировать кого-то более преуспевающего, чем они сами. Мы же, озабоченные своим внутренним ростом, стараемся подражать нашим мудрецам и праведникам — их молитве, учёбе Торы и повседневным делам.

источник

Однажды во время экскурсии по Иерусалиму ко мне подошел один из туристов и спросил: «А что это такое у них за ушами?», кивнув при этом на развивающиеся пейсы проходивших мимо религиозных евреев. Вообще-то не в моих правилах подшучивать над туристами или иронизировать над их незнанием каких-то вещей. Но что-то в тоне и интонации вопрошающего подвигло меня ответить: «А вы не знаете? Это такие антенны, связь с центром всемирного еврейского заговора.» К моему большому удивлению, мужчина не улыбнулся, но, удовлетворенно кивнув головой, от меня отошел.

На самом деле, очень многие туристы интересуются этой деталью еврейского туалета.

Справка из Википедии:

Пейсы (ивр. פאות ‏‎‎‎ ) — длинные неподстриженные пряди волос на висках , традиционный элемент причёски ортодоксальных и ультраортодоксальных евреев . Согласно обычаям иудаизма , верующие мужчины носят пейсы , бороду и непременно головной убор .

Другими словами, пейсы — это волосы на висках, которые, согласно заповедям Торы, мужчинам запрещено состригать. «Не стригите края пеот — волос головы вашей кругом, и не порти край бороды своей». (Тора, кн. Левит гл.19, 27). Смысл этого запрета интерпретировался в разные времена по-разному. Например, великий каббалист 16-го века рабби Ицхак Лурия видел в этом мистический смысл, так как цифровые значения (гематрия) слова пеот (пейсы) и слова Б-г имеют одно и то же – 86. Можно сказать, что пейсы – это действительно подобие антенн, помогающих верующему поддерживать связь со Вс-шним.

Видимо, в древности волосам приписывали особые, иногда магические свойства. Можно вспомнить трагическую библейскую историю еврейского богатыря Самсона (Книга Судей гл.16:19). Когда его возлюбленная, коварная филистимлянка Далила обрезала края его волос, Самсон потерял свою силу. И когда это произошло, обессиленный Самсон был ослеплен, а затем приведен в Газу, где был прикован к колоннам в большом доме собраний филистимлян. Трагическая и героическая смерть этого еврейского героя — одна из самых драматичных историй всей Библии, на мой взгляд.

Также мистическую силу волосам приписывали и язычники. В Риме и провинциях империи проводились ритуалы носящие, как правило, характер черной магии, в которых использовались человеческие волосы. В Израиле, например, во время раскопок (римского периода) в Кейсарии в одном из колодцев были найдены так называемые «черепки проклятий» — небольшие глиняные таблички с различными проклятиями, как правило, бытового характера. Таблички были завернутые в длинные женские волосы, по-видимому, для усиления кумулятивного эффекта проклятия.

В средневековье к женщинам, ходившим с распущенными волосами, относились мягко, говоря неоднозначно. В лучшем случае их считали «девицами легкого поведения», что собственно и передает смысл слова «распущенная» (с несобранными волосами). В худшем случае просто сжигали на кострах — по крайней мере в просвещенной Западной Европе, принимая за ведьм и ворожей.

Кстати до сих пор, во всех монотеистических религиях, «нормальная», правильная женщина должна ходить с собранными и покрытыми волосами. По крайней мере, в публичных местах.

Но вернемся к пейсам. Поскольку в Торе не указана длина этих «антенн», то в разных еврейских общинах допускалась разная длина и способ их укладки. Например, на территории Польши и Российской империи, где зачастую бывали еврейские погромы и гонения, пейсы иногда прятали под шапку и даже завязывали на макушке, чтобы не вызывать лишнего гнева местных антисемитов. Где-то их носили открыто, где-то закладывали за уши — все зависело от конкретного места проживания и традиций той или иной общины.

Вообще-то и сегодня, в современном Израиле, можно увидеть самые разные фасоны и способы укладки этого безусловно интересного и важного элемента еврейской религиозной традиции.

В итоге, если проанализировать отношение к волосам вообще и к пейсам в частности на протяжении истории, то получается, что все народы видели в волосах некий ретранслятор — проводник определенной энергии. Это могла быть Божественная сила, как в случае с Самсоном, могло быть средство ворожбы или колдовства. Но все признавали, что волосы обладают особой силой, и обладатель волос может влиять через них на окружающий мир.

Так что насчет пейсов как антенн связи с центром всемирного еврейского заговора… как известно, в каждой шутке есть доля шутки. Но боюсь, что турист, задавший мне замечательный вопрос на счет пейсов, этого так никогда и не узнает.

источник

В любом городе, где имеется еврейский квартал, — от Антверпена до Нью-Йорка, и тем более в Израиле, — ультрарелигиозные евреи сразу обращают на себя внимание одеждой. У мужчин это черный костюм с белой рубашкой и непременная шляпа, у женщин — длинная юбка, рукав ниже локтя и парик. Такая «униформа» знакома всем туристам, бывавшим в еврейских районах Нью-Йорка или старом городе Иерусалима. «Лента.ру» выяснила, почему верующие иудеи так одеваются.

Все правила еврейской религиозной жизни заложены в главной книге иудаизма — Торе, или Пятикнижии (первые пять книг христианского Ветхого Завета — это многажды переведенная с одного языка на другой Тора), а именно в книге Левит. Там есть общие указания относительно быта и питания, которые впоследствии многократно разъяснялись и толковались еврейскими мудрецами разных стран и эпох.

Главное и самое общее правило, касающееся не только одежды, разумеется, но и быта и поведения, — «Будь скромен перед Всевышним». Скромность — «цниют» на иврите — подразумевает опрятность и чистоту одежды и сокрытие любых «соблазнительных» зон: современные религиозные евреи (на иврите харедим), например, не обнажают ступни ног (ни мужчины, ни женщины).

Однако соблюдать правило скромности можно в разной форме. Особенность истории еврейского народа в том, что он, будучи лишен собственной территории, был вынужден ассимилироваться в других странах, но смог сохранить национальную идентичность — во многом благодаря строгому соблюдению подробных правовых норм, среди которых были и нормы религиозного дресс-кода. Для сохранения нации в изгнании — в странах галута, или «рассеяния» — важно было, с одной стороны, не слишком отличаться от представителей титульной нации, с другой — сохранять национальные особенности одежды и внешнего вида. Поэтому у сефардов (евреев Средиземноморья) и ашкеназов (жителей Западной, Центральной и Восточной Европы) одежда разная, ведь разной была и одежда народов, среди которых они жили.

Читайте также:  Нужно ли белить молодые саженцы

Главная из религиозных заповедей, касающихся одежды, предписывает покрывать голову. Замужние женщины повязывают голову покрывалом (на иврите оно называется тихль или митпахат, а в галуте евреи использовали другие названия, принятые в их наречиях — ладино у сефардов, идише у ашкеназов и так далее). Впоследствии толкования Торы привели к тому, что у отдельных направлений иудаизма покрывало заменил парик, который носят на коротко стриженной или даже бритой голове, иногда сочетая со шляпкой. Девочки и молодые незамужние девушки, напротив, обязаны ходить с открытыми волосами, которые они отращивают очень длинными: женщина, как и мужчина, должна соблюдать заповедь «плодитесь и размножайтесь», а значит — должна быть привлекательной с целью понравиться потенциальному жениху и вступить в брак. Женщины и девочки также в любое время года носят юбки, полностью закрывающие колени, рубашки и кофточки, закрывающие грудь и локти. Купание в открытых водоемах тоже практикуется в одежде.

Мужчины-харедим всегда, кроме времени сна, носят маленькую шапочку, на иврите — кипу (в России кипу называли ермолкой). Кипу, сшитую из четырех клиньев черной ткани, чаще всего бархата, надевают даже на самых маленьких мальчиков. У хасидов кипы с узкой белой окантовкой, у миснагидов, или литваков — без нее. В праздник евреи носят белые атласные кипы. Юноши старше 13 лет, прошедшие обряд совершеннолетия бар-мицва, как и взрослые мужчины, носят поверх кипы дополнительный головной убор.

У евреев Западной, Центральной и Восточной Европы этим головным убором были шапки-штреймлы из лисьих хвостов: их изначально придумали европейцы как позорное отличие евреев от титульных наций, придерживающихся христианского вероисповедания (христиане шапки из хвостов не шили), но внутри еврейской общины штреймлы стали частью традиции, а в наши дни — праздничным предметом одежды. Позже в повседневной жизни штреймл заменила черная шляпа. По ее форме, ширине полей, высоте и форме тульи человек, разбирающийся в еврейских традициях, может определить, к какому изводу иудаизма принадлежит ее обладатель, каким семейным и социальным статусом обладает.

Хасиды (сатмарские и гурские, бреслевские и так называемые хабадники) носят шляпы разной формы (всего специалисты определяют более 30 вариаций). У хасидов тульи ниже, шляпы миснагидов больше похожи на традиционную европейскую шляпу-хомбург. Хабадники к тому же надевают в праздники белую кипу особой формы — с помпоном и вытканными надписями: это демонстрирует их возведенное в культ стремление к веселому и радостному служению Богу. Все ашкеназские мальчики и мужчины-харедим с трехлетнего возраста коротко стригутся, оставляя на висках длинные пряди волос — пейсы: на это тоже есть заповедь, запрещающая «обстригать голову вокруг». В некоторых общинах пейсы закручивают вокруг ушей или закладывают за уши.

Тора обязывает носить две одежды — из шерсти и из легкой ткани. За столетия толкований и интерпретаций это правило превратилось в обязательство ношения так называемого талита катан («малого талита», в противоположность большому талиту — покрывалу, которым евреи закрывают голову во время молитвы; еще талит катан называют талес или арбеканфес). Это четырехугольный кусок белой шерстяной ткани с темными полосами или без них, который можно надевать поверх рубашки или под нее, но в любом случае из-под одежды должны быть видны кисти талита — цицис, или цицит: это предписание Торы.

Кисти крепятся в отверстиях укрепленных шелком углов талита. Талиты представителей некоторых направлений иудаизма (например, радзинских или ижбицких хасидов) отличаются тем, что в цицит есть нити синего цвета,выкрашенные особой традиционной краской. У сефардов, в отличие от большинства ашкеназов, в углах талита не по одному, а по два отверстия. Некоторые общины предписывают завязывать нити не только на четыре двойных обязательных узла, но и на дополнительные мелкие узелки (до 40 штук). Это внутренний код, позволяющий евреям сразу считывать информацию об общине, к которой принадлежат их единоверцы.

Поверх нательных одежд, включая талит, евреи (и мужчины, и женщины) в старину носили кафтаны, принятые в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Еврейские кафтаны отличались особенностями кроя, но в общем и целом евреи не стремились чрезмерно выделяться среди иноверцев — ни необычными, ни слишком богатыми одеждами. По этой же причине в африканской части Средиземноморья в новое время кафтаны остались в ходу у марокканских евреев (когда русская художница Зинаида Серебрякова путешествовала по Магрибу, она сделала несколько портретов марокканских евреек в национальных костюмах — расшитых кафтанах и цветных юбках). В Средней Азии бухарские евреи носили халаты и меховые шапки поверх кипы, подобно местным жителям, а европейские евреи-ашкеназы носили (и носят по сей день) одежду, похожую на фрак или сюртук.

У фрака нет карманов, а застежка на пуговицы — не слева направо, а наоборот: по еврейскому поверью, добро в теле человека располагается справа (по этой же причине на правой руке евреи носят обручальные кольца). Ткань фрака может быть как матовой (в будни), так и атласной (в праздник), гладкой или с выработкой: это тоже указывает на происхождение и социальный статус. С фраком надевают длинные черные брюки и черные ботинки на шнурках. Исключение опять же составляют хасиды, которые в праздники носят кафтан из светлой ткани, короткие брюки, белые чулки и черные кожаные ботинки без шнурков, так называемые пертил ших. Единственный день в году, когда евреям запрещено носить кожаную обувь, — Йом Киппур, или Судный день, в который верующие не работают, держат безводный пост и молятся о прощении грехов и о том, чтобы следующий год был удачным.

В Западной, Центральной и Восточной Европе одним из традиционных еврейских ремесел было ювелирное дело и огранка драгоценных камней. Однако заповедь скромности толковалась в том смысле, что религиозные евреи не должны носить драгоценностей напоказ. Как правило, женатые мужчины носили только обручальное кольцо (по религиозному правилу оно, впрочем, обязательно только для женщины и должно быть золотым и цельнолитым, без отверстий и камней, что особо проверял раввин во время брачной церемонии — хупы) и часы, если позволял достаток. Женщины надевали несколько больше украшений, но тоже неброских, поскольку декольте обнажать не допускалось.

В странах же Магриба (африканской части Средиземноморья), в еврейских общинах Ирана, Кавказа, Афганистана и Узбекистана с ювелирными изделиями было несколько проще, поскольку и местные женщины (мусульманки) носили богатые украшения. Особенно броские драгоценности было принято надевать невесте в день свадьбы. В этот день девушка надевала кольца, многорядные колье с монистами и подвесками, браслеты, серьги и подвески на покрывало, закрывающее лоб.

Особую ценность имели золотые филигранные украшения с мотивом тапеш (стилизованного павлиньего пера), которые делали ювелиры из узбекской Бухары, афганского Герата и других городов Средней Азии. Также ювелирное дело было развито в иранских и кавказских еврейских общинах, где вообще ценилась работа по металлу. Состоятельные семьи могли себе позволить включить в приданое невесты золотые изделия или украшения из серебра с позолотой; те, что победнее, довольствовались посеребренной латунью и бронзой.

Как и в обычные дни, на свадьбу невесте полагалось и полагается по сей день одеваться скромно. Платье должно быть длинным и полностью закрывать колени, локти и грудь. Под хупу (особый навес из ткани на четырех столбиках, который держат над брачующимися друзья и родственники, — по его имени называется и сама брачная церемония) невеста входит с лицом, закрытым покрывалом. Жених у хасидов, как правило, надевает белую праздничную кипу. Во многих направлениях иудаизма гости-мужчины приходят на праздник в шляпах.

источник

Раввин Александр Духовный в 1994-1999 гг. учился в раввинистической Академии «Лео Бек Колледж» в Лондоне и одновременно в Центральной Лондонской школе психологов, а также в Лондонском университете, где в 1998 году получил звание магистра искусств в области иврита и еврейских знаний.

В 1999 году, после окончания учебы, он возвращается в Киев и работает раввином в Киевской общине прогрессивного иудаизма «Атиква» (в переводе с иврита — «Надежда»). В этом же году он избирается главным раввином общин прогрессивного иудаизма Киева и Украины. Раввин Духовный является членом нескольких Конференций раввинов стран Европы и Америки. В течение трех сроков возглавлял Восточно-Европейский Совет Прогрессивных раввинов.

Почему Вы выбрали для себя прогрессивное направление иудаизма? Вы учились в ортодоксальной ешиве…

В 1990 году, посещая Нидерланды, я встретил раввина общины либерального иудаизма из Гааги. Впервые в жизни я узнал, что кроме евреев с пейсами, в лапсердаках и в шляпах есть другие иудеи, которые верят в Бога, но не носят этих отличительных символов. В конце концов, пейсы и шляпа ещё не делают человека евреем.

Тогда я впервые открыл мир иудаизма, внутри которого я могу быть тем, кем я на самом деле являюсь, тем, кем я создан Богом. И вот, в 1991 году, мы возобновили деятельность реформистской общины в Киеве. Ведь реформизм пришел в Украину в начале XIX века, параллельно с процессом аскалы [еврейское просвещение, — прим. И. Н.].

Читайте также:  Мульча из хвои для каких растений

Для меня и для многих моих соратников реформистский иудаизм в те времена был путеводителем в «страну Иудаизм». Я рос в еврейской семье, где моя мать — дочь хасидского раввина — старалась по возможности соблюдать традидии даже во времена Советского Союза. Отец же был светским евреем. От матери я кое-что знал об иудаизме и до появления различных религиозных направлений в независимой Украине, но именно тогда я понял, что быть евреем можно по-разному. Я сделал свой выбор, воспринимая иудаизм реформы как дом, в котором окна и двери открыты для всех. Это был свежий воздух, который был необходим после семидесятилетнего удушья во времена Советского Союза.

Сегодня, уже будучи раввином, я не сомневаюсь в том, что мой выбор был правильным. Да, я учился в ортодоксальной ешиве, но учился уже в то время, когда выбрал для себя реформистский путь. По условиям учебной программы Лондонского раввинистического колледжа, в котором я получал смиху, мы должны были один год учится в Израиле. Я и моя покойная супруга, которая вместе со мной стала раввином, выбрали учебу в современной ортодоксальной ешиве «Пардес» в Иерусалиме. Там мы еще более удостоверились в том, что путь реформистского иудаизма правильный дня нас.

Иудаизм всегда был реформистским и прогрессивным, в нем я нахожусь и сейчас.

Если бы Вас попросили назвать три главные идеи-постулата реформизма для Вас, какие пункты бы Вы назвали?

Реформистский иудаизм базируется не на формальности выполнения заповедей, а на их глубоком понимании, а также на морально-этических нормах взаимоотношений между людьми. Главное правило, которое написано в Талмуде, — «Люби Бога в людях, которые созданы по его образу и подобию».

Это один из самых важных постулатов, на котором базируется реформистский иудаизм. Не отрицая традицию, а развивая традицию, которая ведет меня не в XVI век, а идет рядом со мной в XXI веке.

Развитие традиций, уважение к праву выбора каждого человека, и как последний пункт — борьба за внутреннее преобразование, «тикун ацми». Преобразуя себя, я изменяю в лучшую сторону мир, в котором живу. С этого начинается иудаизм, и не только реформистский.

Что важнее в таком случае, соответствие духу времени или нормы галахи?

«Люби ближнего, как самого себя» — золотое правило иудаизма. Взаимоотношения между людьми и гуманизм иудаизма считался пророками вершиной иудаизма. Это его универсальное послание миру, это то, что мы передаем всем людям.

В иудаизме есть два послания. Первое — партикулярное. Это послание для нас, как для избранного народа, которое направлено на строгое соблюдение заповедей, базирующееся на галахе — еврейском законодательстве, зафиксированном в Шульхан Арухе в XVI веке. Согласно ортодоксальному иудаизму, это законодательство неизменно. Второе послание иудаизма — это его универсальная часть, которая направлена на наше собственное преобразование, а также на донесение Человечеству идей монотеизма, мира, справедливости и милосердия. Это послание открыто для всех народов мира. Не отрицая партикулярную часть Иудаизма, а развивая традицию, все же для меня универсальное послание превалирует над партикулярным.

Насколько влияет на Вас негативное отношение к реформистскому иудаизму представителей ортодоксальных течений?

Нужно отметить, что это отношение зависит от страны, в которой мы живем. Реформизм — наибольшее еврейское религиозное течение как в мире, так и в Северной Америке. Американские хасиды прекрасно понимают, что реформистский иудаизм имеет под собой не только финансовые, но и многие другие сферы влияния. Если между собой они, может быть, и говорят о реформистском иудаизме негативно, то наружу этого стараются не показывать.

Лично у меня нормальные и уважительные отношения со всеми раввинами, которые работают в Украине. Если бы я носил шляпу, то перед некоторыми из них я бы ее снял за работу, которую они делают по еврейскому просвещению. Вместе с тем, я понимаю, что, по их мнению, их путь в иудаизм — единственно верный. Иудаизм реформистского направления не возносит себя. Мы говорим о том, что правильных путей, как быть евреем, — множество. И каждый из нас волен выбирать лично свой.

У каждой реформистской общины есть свои особенности, продиктованные местом, в котором она базируется. В чем особенности киевской общины?

Ниша, которую мы заняли в Киеве, да и во многих других городах Украины, — еврейская интеллигенция, которая не боится быть собой. Мы не уводим евреев от иудаизма, а, наоборот, приводим их к нему. Кстати, не только их, но и их нееврейских супругов, друзей. Членом наших общин может быть любой человек, который подходит под закон о Возвращении. Мы принимаем не только третье поколение, а теперь и четвертое поколение евреев. Наши детские сады, которые начали свою работу ещё в 1994 году, выпустили с того времени много детей, которые уже выросли. Они могут стать полноправными членами наших общин. Де-факто они евреи, если они хотят стать таковыми де-юре — наше Движение предлагает им программу обращения в иудаизм. Наш гиюр признается государством Израиль.

Даже если человек потерял свои еврейские корни, что часто случалось во времена Союза, он может прийти к нам и стать на программу обращения в иудаизм. Наши двери открыты не только для евреев по рождению, мы открыты для всех желающих узнать больше об иудаизме и принять его.

Вы сказали о том, что в Израиле признается реформистский гиюр. В то же время, буквально недавно Давид Азулай, Министр по делам религий Израиля, сказал о том, что не считает реформистских иудеев евреями…

Давид Азулай представляет религиозную ультраортодоксальную партию ШАС. Идеология этой партии во многом соответствует его точке зрения.

Как Министр по делам религий Израиля он не имел права высказывать свою личную точку зрения. Ответ премьер-министра Израиля Биньямин Натаньягу, который принес извинения от лица Кабинета Министров всем последователям неортодоксальных течений иудаизма, был услышан нами.

Какую позицию заняла реформистская община Израиля?

На нашем сайте представлено письмо раввина Гилада Карива, главы реформистского движения Израиля, который написал открытый ответ в виде обращения к господину Азулаю.

Сегодня в общине я читал письмо к г-ну Азулаю, опубликованное Всемирным Союзом Прогрессивного Иудаизма — зонтичной организации, членом которой является и Религиозное Объединение Общин прогрессивного Иудаизма Украины. Если г-н Азулай умный человек, то он должен учиться на своих ошибках. Не даром в иудаизме есть понятие тшувы…

Уже в период Вашей учебы в ортодоксальной ешиве Вы поняли, что реформизм — Ваше направление. С какими позициями ортодоксального иудаизма Вы не согласны, что в нем не Ваше?

В ортодоксальном иудаизме все мое. Я рос в еврейской семье, где соблюдались традиции. Но есть некоторые вещи, которые лично для меня неприемлемы.

Например, кастовое деление общества — коэны первыми вызываются к Торе, затем левиты. Не по поступкам, а по происхождению. Далека от меня также религиозная и социальная несправедливость в отношениях между мужчиной и женщиной. В Торе нет ни слова о том, что женщина не может носить тфилин, талит или кипу. Женщины могут быть раввинами, ведь раввин — это учитель.

Вот с этими вещами в ортодоксальных течениях я лично не согласен.

Кто из религиозных лидеров прошлых лет является авторитетом для Вас или близок Вам по духу?

Я вырос на историях о Бааль Шем-Тове и Гершеле Острополлере, шуте этого цадика. Понятно, что Гершеле не был шутом, ведь только разумный и мудрый человек может воспринимать и создавать юмор. То, что иудаизм научился подсмеиваться над собой, — замечательно.

Мне очень нравится благородство и любовь к человеку, которое проявлял рэбэ Леви Ицхак, цадик из Бердичева. Мне близок гуманизм раввина Йосифа Соловейчика, который говорит о том, что каждому из нас Богом дарована судьба, а наша цель — превращение судьбы в миссию. Я следую словам этого современного философа.

Если говорить о людях современности, то тех, с кем бы я хотел дружить и с кем дружу, на самом деле много.

Многие воспринимают реформистскую общину как первый шаг на пути к более традиционным движениям. С другой стороны, в реформизм идут люди, разочаровавшиеся в ортодоксии. Кого больше в Ваших общинах, или существует «третья сила»?

У нас, скорее всего, третий путь, третья сила. Члены наших общин — это евреи, которые хотят, оставаясь евреями, соответствовать времени, в котором живут. Эти люди любят иудаизм, уважают традицию и хотят ее развивать.

источник

Adblock
detector