Меню

Этническое смешивание как способ мирного сотрудничества

Наименова- ние способа Его характеристика
Этническое смешивание Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов.
Этническое поглощение (ассимиля-ция) Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращает образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

3. В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций:

Основные тенденции развития наций
Межнациональная дифференциация Межнациональная интеграция
процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни
самоизоляция в целом формы экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))
протекционизм в экономике транснациональные корпорации (ТНК)
национализм в различных формах в политике и культуре международные культурные и народные центры
религиозный фанатизм, экстремизм взаимопроникновение религий, культур, ценностей
Глобализацияэто исторический процесс сближения наций и народов, между которыми стираются постепенно традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

3. Межнациональный (этносоциальный) конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируются на ответственности элит, борющихся с помощью мобилизации вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы.

4. Причины межнациональных конфликтов.Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризмсовокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о ее превосходстве. Этноцентризмуверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов:

Причины Их сущность
социально-экономические неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти
этнодемографи- ческие быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения
экстерритори- альные несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов
конфессиональные из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения
культурно-языковые недостаточное с точки зрения этнического меньшинства использование его языка и культуры в общественной жизни
экологические ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы
исторические прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.)
культурные от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа


5. Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов:

Типы межнациональных конфликтов
государственно-правовой этнотерри- ториальный этнодемогра- фический социально-психологичес- кий
неудовлетво-ренность правовым положением нации, стремление к собственной государственности определение территории нации, национально-территориальных границ защита прав «коренной национальности», ограничения для «пришлых» изменение образа жизни, нарушение прав человека
(напр., конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии)
конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится нация опасность растворения этноса в результате притока иноязычного населения переселенцы (беженцы) и местное население
(напр., проблемы месхетинских турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане, дискриминация русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии)
(например, Абхазия в Грузии и др.) (например, конфронтация между Конфедерацией нардов Кавказа и российскими властями)

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни, разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потери смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор, как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

6. Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

А. Виды национализма
этнический державно-государственный бытовой
борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (греч. xenos — чужой и phobos — страх)
Читайте также:  Какую математику сдавать на психолога

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм.

Б. Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена — литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов другим нациям и народам, внедряющих в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающую вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

В. Геноцид(от греч. genos — род и лат. caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

7. Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

· предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

· защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

· требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

· игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия — наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп, и обе группы претендуют на те же блага и территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:

· уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

· искаженное восприятие информации друг о друге;

· выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

· формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

источник

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

Этнические общности — это большие группы людей, объединенные общностью культуры, языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной хозяйственной деятельности. Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:
– члены общности осознают свою принадлежность к ней;
– предполагается общее происхождение членов общности;
– члены общности обладают языковым и культурным единством;
– имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

2) Способы мирного сотрудничества :

1) Этническое смешивание – разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

2) Этническое поглощение (ассимиляция) – представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания. Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Выполнили: Бухарина Настя, Федякина Арина, Максимова Кристина, Завальнева Катя

источник

Наименование способа мирного сотрудничества Его сущность
Этническое смешивание Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.
Этническое поглощение (ассимиляция) Представляет собой почти полное растворение одного народа в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например: в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм.

Читайте также:  Как сделать сок из винограда без соковыжималки

Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.

Национализм (фр. Nationalism – от лат. nation – народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других (экономических, социальных, политических) интересов; стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма:

– этнический – борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности

– державно-государственный – стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малочисленных народов

– бытовой – проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (от греч. Xenos – чужой, phobos – страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму – шовинизм.

Шовинизм (термин происходит от имени литературного героя комедии братьев И. и Т.Коньяр “Т«ехцветная кокарда» Н.Шовена) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от греч. Genos – род и лат. caedere – убивать) – преднамеренное и систематическоуничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» (всеуничтожение через сожжение).

Холокост (от греч. Holos – всеобщий и kaustos – сжигающий) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму: а) более или мирного сотрудничества;

б) этнического конфликта. Рассмотрим способы мирного сотрудничества, которое тем не менее представляет собой скрытое культурное напряжение. Оно довольно многообразно.

Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов.

Этническая миксация — смешивание разнородных этнических групп и возникновение нового этноса, почти в равной пропорции сочетающего черты обеих исходных групп.

Индонезия — большая и густонаселенная страна, состоящая из 3000 островов. Здесь живут мусульмане, буддисты, католики, протестанты, представители более 100 этнических и религиозных групп. До 1949 г. страна являлась голландской колонией. Администрация колонии проводила политику единой системы школьного обучения: общие учебники, стандартные дипломы и сертификаты. Грамотность строилась на едином языке, старый дописьменный язык был забыт. Новый индонезийский язык стал средством национального объединения.

Примером удачного этнического синтеза является также Мадагаскар. Однако в большинстве других колоний границы между этническими группами устанавливались произвольно, без соответствия сложившимся культурным традициям и ареалам проживания. Впоследствии это послужило причиной многочисленных конфликтов.

Второй процесс — этническое поглощение, т.е. ассимиляция, представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Когда мы слышим о вымирании малых народов Севера — чукчей или хакасов, то речь идет именно об ассимиляции. Они растворились в русском этносе без остатка. Тяжелые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодежи к крупным очагам культуры привела к запустению места проживания малых народов. Молодежь уже не говорит и не пишет на родном языке. Значительная часть мужчин спивается. Генотип народа практически не восстанавливается. Во многом этому способствовали сталинские репрессии, насильственное выселение и переселение народов, уничтожившие лучших представителей малых народов.

Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевывавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращается образование на нем, закрываются книжные издательства и средства массовой информации.

Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т.е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. Негры в США были и остаются этническим меньшинством [1] . На протяжении 200 лет, будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их культуры. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной. Под ассимиляцией С.А. Арутюнов понимает полную или почти полную утерю исконного состояния и столь же полное освоение нового состояния; под аккультурацией — приобретение основных черт нового состояния, при сохранении основных черт исконного [2] .

Примером насильственной ассимиляции является антибаскская кампания, которая проводилась в Испании диктатором Франциско Франком, бывшим у власти с 1939 по 1975 г. Все, что было на баскском языке, — книги, журналы, газеты, вывески, проповеди, надписи на могильных плитах, запретили. За использование баскского языка в школах налагался штраф. Такая политика привела к формированию баскской террористической группы и обострила националистические настроения.

Арауканы (Чили) живут в основном в резервациях, причем правительство выделило им земли похуже, где невозможно получить высокий урожай. В городах мапуче подвергаются настоящей дискриминации от потомков бывших врагов — конкистадоров. Чилийская буржуазия к индейцам-современникам относится с презрением, дает самые непривлекательные рабочие места, поэтому безработица среди них еще выше, чем по стране в целом [3] .

Важным каналом ассимиляции служат этнически смешанные браки. У украинок и белорусок, а также немок, евреек, представительниц финоязычных народов (карелов, мордвы, коми и удмуртов) — наибольшая доля детей, рожденных в смешанных браках (40-90%)’.

Преследования, репатриация, изгнание, переселение сопровождали историю еврейского народа последние 2,5 тыс. лет начиная со знаменитого вавилонского пленения в VI—V вв. до н.э. В каких только странах и краях им не пришлось побывать. Удивительно, но везде они умели сохранить свою целостность и идентичность. За последние полтора тысячелетия разбросанные по разным странам евреи не ассимилировались, тогда как, например, армянские общины, испытавшие сходную судьбу преследуемых, в лучшем случае через пять-шесть поколений после каждого переселения сходили на нет и только позднее оживлялись очередными волнами беженства [4] .

Читайте также:  Как переслать скриншот по электронной почте

Ассимиляция происходит, когда группа или целое общество постепенно принимает или стремится принять привычки, верования, обычаи и образ жизни, присущие доминирующей культуре. После нескольких поколений представители ассимилированного меньшинства в культурном и физическом отношениях уже не отличаются от представителей этнического большинства.

В истории нередко встречается несколько волн ассимиляции. В течение трех тысячелетий (с 1 тыс. до н.э. до XIX в.) предки современных банту, ранние земледельцы, расселялись по всему континенту, оттесняя и ассимилируя коренное население — охотников и собирателей, прежде всего пигмеев. Затем их самих колонизировали и ассимилировали европейцы, но не приобщили к достижениям современной цивилизации. Банту по-прежнему — совокупность нескольких сотен племен, проходящих фазу этнической консолидации и объединения в государство. У них общие традиции и язык. Система взглядов на мир — конгломерат анимистических верований, христианства и ислама. Традиционная одежда банту — набедренные повязки или передники из шкур или сплетенные из травы. Сегодня, когда цивилизация практически полностью уничтожила большинство традиций, одежда африканцев мало чем отличается от европейцев.

Резервации индейцев и негритянские гетто в США — это пример культурной дискриминации, политики, которая отрицает равные

права и возможности за разными группами населения. Она может включать долговременные акции, например, вытеснения этнических групп в неудобные климатические зоны. В результате длительного проживания в неблагоприятных условиях уровень жизни и здоровье этнической группы резко ухудшаются 1 .

Культурная интерференция — привнесение культурных черт, отдельных слов и грамматических форм из одной культуры в другую, перемешивание языков двух народов. Например, представители ближнего и дальнего зарубежья, разговаривая на своем языке, часто переходят на русские слова, когда хотят выразить сложные научные и технические понятия. Множество английских слов появилось в языке северо-американских индейцев после завоевания материка европейцами, а также в языке народов Индии после английской колонизации.

источник

Наименование способа Его характеристика
Этническое смешивание Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов
Этническое поглощение (ассимиляция) Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

Межнациональная дифференциация – Процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах

• Протекционизм в экономике

• Национализм в различных формах в политике и культуре

• Религиозный фанатизм, экстремизм

Межнациональная интеграция –Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни

• Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))

• Транснациональные корпорации (ТНК)

• Международные культурные и народные центры

• Взаимопроникновение религий, культур, ценностей

Глобализация— это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, — не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание, «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, — «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации — либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Дата добавления: 2015-10-16 ; просмотров: 223 | Нарушение авторских прав

источник

Adblock
detector