Меню

Экстенсивный путь развития исчерпал себя аргументы

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему:
вторя часть ЕГЭ по обществознанию с готовыми ответами

задания ЕГЭ по обществознанию с 21 по 28 и возможные варианты ответов к ним

Уголовный кодекс РФ (извлечения)

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. 2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности. Статья 24. Формы вины

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Статья 28. Невиновное причинение вреда

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.

Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

21 Укажите два обстоятельства, при которых причинение вреда рассматривается как невиновное деяние.

22 Как в законе определяются общие условия уголовной ответственности? Опираясь на обществоведческие знания, укажите возраст, с которого лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности.

23 Какие две формы вины называются в законе? Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру, конкретизирующему каждую из этих форм.

24 Некоторые считают, что наказание за ряд преступлений должно быть ужесточено, поскольку только суровое наказание заставит потенциальных нарушителей отказаться от своих намерений. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три довода против заявленной выше позиции.

25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

26 Приведите три возможных критерия классификации политических партий и укажите типы партий, выделяемых в каждой из этих классификаций.

27 В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения.

28 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе». Cocтавьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

21. два обстоятельства, при которых причинение вреда рассматривается как невиновное деяние.

1. « Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.»

2. «Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.»

22. Общие условия уголовной ответственности « …. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.»

Возрастом, с которого лицо, совершившие преступление, подлежит уголовной ответственности является 16 лет по общему правилу, 14 лет для совершивших особо опасные преступления.

23 Две формы вины, называемые в законе:

Примеры, характеризующие данные формы вины :

1. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом , если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно – опасных последствий, не желало, однако сознательно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично.

Примеры : уклонение от уплаты налогов;

· подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей бланков;

· преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенные руководством или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившие крупный ущерб либо иные тяжкие последствия .

2. Согласно ст. 26 УК преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Примеры – Проходя мимо строящегося объекта Гражданин К. остановился и закурил, после того как он покурил, он не потушив сигарету бросил не глядя через плечо и попал в бочку из под бензина, которая была оставлена рабочими. Произошел взрыв и отлетевшие осколки убили одного человека.

– р азглашение государственной тайны (ст. 74), выпуск недоброкачественной, нестандартной

24. Три довода против заявленной в задании позиции:

1) устрашение населения не является главной целью наказания;

2) опыт показывает, что более действенным в предупреждении преступности является неотвратимость наказания, а не его жестокость;

3) суровое наказание, включая смертную казнь, является слишком высокой “платой” за возможные судебные ошибки;

4) как показал исторический опыт, население постепенно привыкало к суровости наказания в виде пыток и казней и начинало относиться к ним как к зрелищам.

25 . Под « чувственным познанием» обществоведы понимают начальную ступень познания, дающую непосредственное знание о предметах и их формах

1. одно предложение с информацией о формах чувственного познания, опирающееся на знания курса, например: «К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление».

2. одно предложение, содержащее информацию об одной из форм чувственного познания, например: «Среди ощущений различают звуковые, слуховые, вкусовые и другие ощущения»

26. Три возможных критерия классификации политических партий и типы партий, выделяемых в каждой из этих классификаций.

1. критерий : по организационному строению; тип партий : массовые, кадровые

2. критерий : по идеологической направленности; тип партий : консервативные, либеральные, социал- демократические

3. критерий : по участию во власти; тип партий : правящие, оппозиционные.

27 . два аргумента в поддержку мнения, что экстенсивный путь развития исчерпал себя:

1. большая часть земель, пригодных для обработки, уже находится в сельскохозяйственном обороте;

2. строительство новых промышленных предприятий требует слишком больших капиталовложений и связано с длительным периодом ввода в строй промышленных объектов;

Один аргумент в опровержение мнения, что экстенсивный путь развития исчерпал себя:

в условиях открытого рынка труда сохраняется возможность привлечения дополнительной рабочей силы для расширения производства.

28. «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе».

1 . Понятие науки и образования как области духовной культуры

2. Наука и образование как социальные институты общества

2.1 функции образования в современном обществе

22.развитие науки как фактор общественного прогресса

2.3 государственное регулирование науки и образования

3. Влияние образования на науку

3.1 подготовка научных кадров в высшей школе

3.2 формирование у молодежи представлений о научной деятельности

3.3 повышение социального статуса молодых ученых

4. Воздействие науки на образование

4.1 изучение основ науки в рамках школьных предметов

4.2 превращение университетов в научные центры

5. Значение и перспективы дальнейшего сближения науки и образования

Задания части С в ЕГэпо географии вызывают наибольшие затруднения, поэтому я предлагаю некоторые задания с пояснениями и решениями.

Предлагаю решение заданий части С, которые были во время экзамена по математике 5. 06. 2014 (основная волна). Презентация предназначена для подготовки выпускников к ЕГЭ-2015, а также для самоподготовк.

Данная статья написана в целях решения проблемы недостаточно качественной подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию с помощью использования кейс – технологии.

Материалы для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку(говорение ) с образцами ответов на задания С-4,С-5,С-6.

Рабочая программа элективного курса содержит пояснительную записку, учебно – тематическое планирование по подготовке к ЕГЭ на учебный год, основную используемую литературу по решению задач второй част.

Разбор заданий профильного ЕГЭ по математике № 13-17.

Материал содержит задания части 1 ОГЭ по обществознанию.

источник

Впрочем, экстенсивный, по определению министра, путь в очередной раз привел к неплохим результатам, подтвердив статус отрасли как передового отряда экономики. Темпы развития инфраструктуры связи в несколько раз выше, чем темпы роста национальной экономики (30%-ный ежегодный рост ИКТ против 7,1% роста ВВП и 6,1% роста промышленной продукции России в 2004 г.). При этом, по словам Л. Д. Реймана, наши телекоммуникации растут почти в 4 раза быстрее аналогичных отраслей в США, Восточной Европе и Восточной Азии (с учетом разницы стартовых позиций). Правда, при этом, по замечанию замруководителя Федерального агентства связи А. В. Бескоровайного, мы в 5 раз отстаем от Бразилии по числу пользователей Интернета.

Причину роста доходов (например, от услуг связи на 38%) руководство ведомства видит прежде всего в притоке инвестиций: за последние 5 лет организации отрасли направили на развитие ИКТ 320 млрд руб., а иноинвесторы – 100 млрд руб.; в 2004 г. отечественные вложения составили $4,1 млрд (рост за год на 24,6%), зарубежные – около $1,4 млрд (рост на 100%).

Качество и количество роста

За 2004 г. в 1, 5 раза выросла доля сектора ИКТ в ВВП страны – с 3,2% в 2003 г. до 5% в 2004 г. (прогноз на 2006 и 2008 годы – 6,2 и 8,1% соответственно), электросвязь «прибавила в весе» на 38%, IT и почта – на 20% каждая.

«Качество роста очень хорошее, рост услуг генерирует вокруг себя цепочки добавленной стоимости, – считает заместитель министра МЭРТ А. В. Шаронов. – Специфическое отраслевое регулирование должно постепенно уходить, регулирование должно осуществляться на основе универсальных принципов. Количество монопольных видов деятельности должно сокращаться».

Читайте также:  Как сохранить морковь и свеклу до весны

Фиксированная связь пополнилась 3,6 млн новых телефонных номеров (против 3,4 млн в 2003 г. ), цифровизация сетей достигла этапных 50% (против 43,8% в 2003 г. ), телефонная плотность – 28, 8 аппарата на 100 человек (против 26,6 ТА в 2003 г.). На селе цифры скромнее, несмотря на 71% ный рост в 2004 г., – 600 тыс. введенных в эксплуатацию телефонов (об итогах деятельности «Связьинвеста»). Очередь на установку телефона сократилась с 4,1 млн человек в 2003 г. до 3 млн в 2004 г. (правда, льготников в очереди немного – всего 14 тыс.) – поле для работы все еще необъятное, да еще с учетом год от года остающихся 46 тыс. населенных пунктов без всякой связи.

Здесь надежды по-прежнему возлагаются на универсальную услугу (подробнее см. «ИКС» №4’2005, с. 34 – 36), в фонд которой, по словам директора Департамента экономической политики и финансов Мининформсвязи Л. С. Тимошенко, отчисления операторов составят 1, 5%от доходов, за исключением доходов от пропуска трафика и присоединения. Резерв фонда будет формироваться через федеральный бюджет, убытки поставщикам универсальной услуги будут возмещаться раз в полгода в течение 20 дней после подачи документов, а несвоевременные отчисления в новый фонд грозят операторам отзывом лицензии.

Средняя по стране абонентская плата за проводной телефон – 160,9 руб. Увеличившись на 14% для населения и на 6% для организаций, тарифы для разных категорий абонентов идут на сближение. Задачи в сфере тарифообразования: ликвидация перекрестного субсидирования, доведение тарифов до уровня экономически обоснованных затрат и переход к предельному ценообразованию.

Б. Д. Антонюк, замминистра IT и связи, не поддержал сетования главы «Связьинвеста» на низкие тарифы ($6, 1 в месяц в среднем по МРК): «Средний доход на абонента у вас 4 тыс. руб. в год, что в пересчете на месяц выше, чем ARPU сотовых операторов». «Уровень тарифов только-только достиг себестоимости, и то не во всех регионах, – комментирует Л. Д. Рейман. – Но нельзя допус-тить и их резкого повышения».

Сотовая связь – российский феномен, по выражению министра, – продолжает удивлять, продемонстрировав в 2004 г. очередное удвоение абонентской базы (72 млн абонентов и 50%-ное проникновение) и продолжая рост в этом году со скоростью 3 млн пользователей в месяц (по воспоминаниям старожилов, в 1991 г. самые оптимистичные прогнозы сводились к 200 тыс. мобильных телефонов в 2000 г. ). В этом году удвоения не ждут: ставка Л. Д. Реймана – 100 млн абонентов.

Еще один рубеж – вхождение ФГУП «Космическая связь» в десятку ведущих международных операторов спутниковой связи с долей мирового рынка 3, 4% благодаря запущенному в марте 2005 г. ИСЗ связи и вещания «Экспресс-АМ2».

Успехи в области информационных технологий, на которые делается ставка в инновационном развитии экономики благодаря синергии с телекоммуникациями, пока скромные. Рост, как и в прошлом году, составил 20%, проникновение Интернета – 8% (в Москве – 50%) ; на 18,5 млн пользователей Сети, по данным Мининформсвязи, приходится 15 млн компьютеров (подробнее см. «ИКС» №3’2005, с. 30 – 70). Требуется целенаправленная государственная поддержка – делает вывод министр IT и связи. «Узкое горло – регулирование электронных отношений. Мы должны поменять электронное законодательство. Рынок информационных услуг является «серым». Многое есть, но немногое доступно», – считает А. В. Шаронов. По мнению руководителя Департамента информационного общества Мининформсвязи О. В. Бяхова, благоприятное стечение обстоятельств позволит стимулировать рост этого рынка до 30% в год.

Войти в десятку IT-рынков Европы

Событием со структурными последствиями для рынка телекоммуникаций в 2005 г. станет приватизация реструктурированного «Связьинвеста». «Государство уходит из «Связьинвеста», – комменти-рует А. В. Шаронов. – В данном случае выбрана модель приватизации, отличная от энергетики, где государство не вышло из акционеров».

Рынок ждет и воплощения намерений о либерализации дальней связи (см. «ИКС» №2 ’2005, с. 28 – 59). Новый коммерческий директор ОАО «Ростелеком» О. Н. Румянцева осознает, что компании придется работать по новым принципам: предоставлять услуги междугородной и международной связи конечному пользователю и с него же получать доходы; последний имеет возможность выбора поставщика услуг (посредством префикса после набора «8» при наличии договора с оператором) ; зоновый оператор будет получать деньги от оператора дальней связи за инициацию и тарификацию трафика до абонента. Таким образом, меняется схема взаимодействия операторов, участвующих в процессе оказания услуг междугородной и международной связи, и цепочка взаиморасчетов между ними. Скоро изменятся и диспозиции на рынке: «Межрегиональный ТранзитТелеком» подал заявление в Мининформсвязи на получение лицензии на предоставление услуг междугородной и международной связи.

Еще одна объявленная новация года – услуга переносимости номера мобильного абонента при смене оператора, на реализацию которой гендиректор МТТ К. Ю. Солодухин отвел 1,5 – 2 года. Из трех существующих в мире технических воплощений MNP он считает оптимальным централизованное комбинированное решение: на базе IN (если вызов использует маршрутизацию) и на основе OKC №7 (без маршрутизации). Для окончательного выбора необходима организация опытной зоны.

В числе приоритетов года – конверсия радиочастотного спектра, на которую впервые бюджетом выделены средства (30 млн руб.), развитие цифрового ТВ на основе теперь уже национального стандарта DVB, строительство цифровой выделенной сети (ЦВСС) для нужд госуправления, обороны, безопасности и правопорядка, создание для граждан единой службы экстренного оперативного вызова «112».

В цифрах ИКТ-версия-2005 выглядит так: объем рынка услуг связи – более 700 млрд руб. (ввод 5 млн номеров фиксированной и 30 млн номеров мобильной связи), объем IT – более 300 млрд руб. что позволит России войти в десятку крупнейших европейских IT-рынков. На все эти цели потреб у е тся не менее 140 млрд руб. только отечественных инвестиций.

источник

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

Расширенное воспроизводство или экономический рост совокупного общественного продукта бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный экономический рост происходит благодаря простому наращиванию применяемых факторов: средств производства и рабочей силы. Как уже было сказано, экстенсивный экономический рост является исторически первоначальным путем расширенного воспроизводства. Поэтому он имеет ряд отрицательных характеристик, которые являются последствием несовершенства данного типа.

Рассмотрение проблемы экстенсивного экономического роста очень важно, т.к. являясь первой моделью расширенного воспроизводства, этот тип есть еще и базис для дальнейшего экономического развития.

Экстенсивный путь экономического роста – это исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства. И естественно вследствие своего первенства он имеет множество проблем, касающихся многих сфер экономики. Очень важно осветить эти проблемы для того, чтобы исключить их в дальнейшем развитии экономических отношений.

Всякое общество может существовать и улучшать условия жизни людей, если оно обеспечивает воспроизводство совокупного общественного продукта – постоянно возобновляет изготовление материальных благ.

Экстенсивный экономический рост имеет место тогда, когда производство увеличивается благодаря простому наращиванию применяемых факторов: средства производства и работников. Это самый простой и исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства.

Экстенсивное расширение имеет свои достоинства. Это наиболее легкий путь повышения темпов экономического развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить, или ликвидировать безработицу, обеспечить полную занятость рабочей силы.

Однако такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Он предполагает технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Одновременно рост производства приобретает затратный характер. В лучшем случае темпы экономического роста прямо пропорциональны количественному увеличению средств производства и численности работников

Экстенсивное расширенное воспроизводство предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы производства. Однако оно само неизбежно ведет к ухудшению производства. Однако оно само ведет к ухудшению условий своего повторения. Так, в ходе его стареет оборудование на действующих предприятиях. Из-за истощения природных ресурсов приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны сырья и топлива. В результате экономический рост во все возрастающей мере носит затратный характер.

Как уже было сказано, экстенсивный рост является исторически первоначальным путем расширенного воспроизводства. Поэтому он имеет ряд отрицательных характеристик, которые являются последствием несовершенства данного типа.

Очень важно будет рассмотреть проблемы связанные с экстенсивным экономическим ростом, т.к. является первой моделью расширенного воспроизводства, этот тип есть еще и базис для дальнейшего экономического развития. Поэтому необходимо осветить эти проблемы для того, чтобы исключить ошибки в будущем.

Экстенсивный путь, благодаря привлечению в производство все больше рабочей силы, способствует сокращению уровня безработицы, обеспечению наибольшей занятости рабочих ресурсов. Программа восстановления и поддержания в разумных масштабах полной занятости является неоспоримым средством ускорения темпов роста.

Следующая проблема при экстенсивном типе, которую следует рассмотреть – это застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Но технический прогресс является важным двигателем экономического роста. По определению, технический прогресс включает в себя не только совершенно новые методы производства, но также и новые формы управления и организации производства. Вообще говоря, под техническим прогрессом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-новому комбинировать данные ресурсы, данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. На практике технический прогресс и капиталовложения тесно взаимосвязаны: технический прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование. При экстенсивном экономическом росте выпуск продукции повышается в той же степени, в какой возрастают величины используемых производственных основных фондов, материальных ресурсов и численности работников, следовательно, на неизменном уровне остаются значение такого экономического показателя как фондоотдача и другие, иначе говоря, общая эффективность производства остается, в лучшем случае неизменной. Следовательно, не хватает средств на обновление основных производственных фондов (здания, оборудование), фактически не внедряются новейшие научно-технические разработки

Экстенсивный тип экономического роста позволяет быстро осваивать природные ресурсы. Но вследствие того, что использования этих ресурсов при экстенсивном типе идет нерационально, происходит быстрое истощение рудников, пахотного слоя земли, полезных ископаемых. При экстенсивном экономическом росте такой показатель как материалоемкость остается фактически неизменной, а так как производство растет, то неизбежно истощается невосполнимая сырьевая база. Следовательно, приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны топлива и сырья. Проблема развития природных ресурсов сливается с проблемой усовершенствования техники для более рационального использования ресурсов, снижения материалоемкости продукции и с проблемой обеспечения оборудования и орудий для использования и обнаружения этих ресурсов.

Неудивительно, что производительность труда работника повысится, если им будет использоваться больше основного капитала. Нужно подчеркнуть, что объем основного капитала, приходящийся на одного работника, является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. За данный период времени вполне можно увеличить совокупный объем капитала, но если численность рабочей силы возрастает быстрее, производительность труда падает, т.к. сокращается фондовооруженность каждого работника. При экстенсивном пути экономического роста как раз возникает эта проблема. Основные фонды изнашиваются, и в условиях полной занятости населения фондовооруженность работника сокращается.

Экстенсивный путь экономического роста исчерпал себя в нашей стране. В нынешних условиях он ведет только в тупик, не давая шансов на экономическое возрождение. Поэтому назрела необходимость сменить тип экономического роста и перевести народное хозяйство на новый путь – путь интенсивного развития.

Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе “Услуги и цены”. Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

источник

«Методические рекомендации по эффективной подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию»

учитель истории и обществознания высшей категории

В Государственной аттестации обучающихся в форме ЕГЭ есть немало плюсов: это и возможность предварительного ознакомления с основными видами заданий, и отсутствие психологического воздействия экзаменатора, и объективность оценки знаний обучающихся и т.д. Но есть несколько видов знаний во второй части (задания повышенной сложности), с которыми учащиеся справляются плохо. По данным проверяющих и аналитиков ФИПИ количество, выполнивших эти задания не превышает 20% от общего числа сдающих этот экзамен. Это так называемые задания-задачи с развернутым ответом (з. 27). Причины затруднений Л.Н. Боголюбов и А.Ю. Лазебникова видят в том, что: а) нет готовых ответов; б) высока сложность заданий; в) содержательное пространство поиска ответов очень большое и разнородное.

В памятке для решения познавательных задач (авторы Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт стр. 78) есть следующий алгоритм их решения:

Ознакомится с условиями задачи;

Соотнести вопросы с условиями:

Что дает условие для решения задачи

Какие знания нужны для правильного ответа

Продумать аргументы, подходящие решению

Убедится в правильности ответа.

Этот алгоритм имеет крайне общий характер, не помогающий ученику выработать навыки решения данных задач. Да и самому учителю не дает дидактических рекомендаций для помощи обучающимся в формировании этого умения.

Мои Рекомендации состоят в следующем порядке работы с подобными видами задач:

Ознакомится с условиями задачи;

Проанализировать их, сделать краткую запись задания в математическом виде (Дано: … ; Найти: …;)

Сделать логическую схему возможного поиска решения, используя теоретические знания;

Записать варианты аргументов для ответов на вопросы (их обычно 2, иногда 3);

Переписать найденные ответы в бланк ответов.

Например, (задания взяты из сборника «Обществознание. ЕГЭ, «Типовые тестовые задания 2016, авторы А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова, «Экзамен», Москва, 2016):

В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. Используя обществоведческие знания и факты из жизни, приведите 2 аргумента в поддержку и 1 – в опровержение данного мнения

-невозможно в данное время

Решение.
–экстенсивное развитие – рост «в ширь», за счет привлечения новых ресурсов.

– ресурсы сырье(земля), капитал(оборудование), труд(рабочие).

– основная часть земель , пригодных для обработки, освоена (уже используется);

– большинство полезных ископаемых освоено и близки к истощению;

– рост капиталовложений в строительство новых заводов и фабрик затруднен из-за высокой стоимости и длительного срока окупаемости.

– новые технологии удешевляют производство, значит, строительство новых заводов возможно;

– глобализация способствует свободной миграции трудовых ресурсов, да и безработица достаточно высока;

– автоматизация производства приводит к высвобождению части трудовых ресурсов, что способствует их «переливу» в другие отрасли.

В конституции РФ утверждается, что Россия – это «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Опираясь на знания и социальный опыт, укажите любые 3 таких условия.

Социальное государствополитикаусловия для:

– гарантируется минимальный уровень зарплаты;

– устанавливаются пособия, пенсии.

– охраняется здоровье людей

– гарантируется бесплатное образование

– поощряются различные формы образования (дистанционное, домашнее обучение, экстернат)

Для облегчения решения задач с наглядными условиями необходимо «развернуть» круговую диаграмму, превратив ее в столбцовую – это упрощает понимание условий.

В Ходе социологического опроса респондентам предлагается вопрос: «Может ли ваша семья оплачивать услуги ЖКХ без предоставляемых государством дотаций и льгот?» Полученные результаты представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте любые 3 вывода на основании результатов опроса.

Предположите любые 3 рекомендации реформы ЖКХ в данной стране.

– около трети людей оплатят с трудом

– не смогут оплатить без дотаций 30%

– больше половины населения (60%) имеют низкие доходы

– видна высокая дифференциация населения по доходам (богатых лишь 7%)

– государство не должно отказываться от политики льгот и дотаций

– государство может проводить политику адресных льгот

– государственная политика должна способствовать росту конкуренции в области ЖКХ;

– государство может разработать меры по ускорению экономического развития для роста доходов.

Таким образом, смысл моих рекомендаций для повышения эффективности подготовки обучающихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ, состоит в том, чтобы они научились

а) упрощать задания – задачи;

б) правильно и кратко записывать условия;

в) делать условия и вопросы более наглядными.

источник

Экономический рост. Циклическое развитие экономики

1. Понятие экономического роста. Аргументы за и против экономического роста

Производство материальных благ является непременным условием существования и развития любого общества. Чтобы жить, нужно потреблять. Но природа не дает в готовом виде пищу, одежду, обувь, жилище. Их необходимо производить. Процесс производства должен быть непрерывным. Непрерывно повторяющийся процесс производства есть воспроизводство. Различают суженное, простое и расширенное воспроизводство.

Суженное воспроизводство – повторение процессов в уменьшающихся масштабах. Имеет место, например, в периоды экономических кризисов, войн. Можно говорить о суженном воспроизводстве морально устаревающих благ (керосиновые лампы, галоши и пр.). Суженное воспроизводство в целом не может быть долговременным, иначе масштабы производства сократятся до нуля со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Простое воспроизводство – повторение процессов производства в прежних масштабах.

Расширенное воспроизводство – увеличение объёмов производства из года в год. Для рыночной экономики типичным и необходимым является расширенное воспроизводство, что объясняется:

1) ростом численности населения. Чтобы сохранить благосостояние хотя бы на прежнем уровне, нужно больше производить;

2) действием закона возвышающихся потребностей.

Внешней формой выражения расширенного воспроизводства служит показатель экономического роста, означающий количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов производства.

Страна, обеспечивающая экономический рост, прогрессирует, развивается и тем активнее, чем выше темпы и качество.

Экономический рост в масштабе всего общественного производства представлен увеличением годового объема производства товаров и услуг. Поэтому показателем, с помощью которого измеряется экономический рост, обычно выступает ВНП. При этом в расчет принимаются изменения только реального ВНП.

Экономический рост измеряют в абсолютных показателях и в относительных величинах. При этом во втором случае рассчитывают следующие коэффициенты:

,

,

.

Выстраивая показатели, характеризующие темпы экономического роста за ряд лет, можно выявить тенденцию, т.е. направление развития. В сочетании с другими макроэкономическими показателями такая информация служит основой экономического анализа, необходимого для выработки и принятия решений на государственном уровне, а также для проверки и контроля эффективности экономической политики правительства.

В течение ряда лет даже небольшие различия в темпах роста могут иметь решающее значение. Если две страны имеют на старте одинаковый объем ВНП, но разные темпы роста (4 и 2%), то первая страна удвоит свой ВНП за 17,5 лет, а вторая – за 35 лет.

Экономический рост измеряют двумя взаимосвязанными способами: как увеличение реального ВНП или ЧНП за некоторый период времени и как увеличение за некоторый период времени реального ВНП или ЧНП на душу населения. Если в центре внимания находятся проблемы военно-политического потенциала, более подходящим является первое определение. Но при сравнении жизненного уровня в отдельных странах и регионах более предпочтительным является второе определение. Так ВНП Индии почти на 70% превосходит ВНП Швейцарии, однако, по уровню жизни Индия отстаёт от Швейцарии более чем в 60 раз.

Каковы источники экономического роста? Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связаны с физической способностью экономики к росту:

1. количество и качество природных ресурсов;

2. количество и качество трудовых ресурсов;

3. объём основного капитала;

Эти четыре фактора можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Однако следует различать способность к росту и реальный рост сам по себе, для которого важны следующие два соображения:

Во-первых, рост зависит от факторов спроса. Для реализации растущего производственного потенциала экономика страны должна обеспечить полное использование расширяющегося объёма ресурсов. Для этого требуется повышение уровня совокупных расходов.

Во-вторых, на экономический рост влияют факторы распределения. Для наиболее целесообразного использования производственного потенциала должно быть обеспечено не только полное вовлечение ресурсов в экономический оборот, но и наиболее эффективное их использование. Необходимо также реальное использование растущего объёма ресурсов и их распределение таким образом, чтобы получить максимальное количество полезной продукции.

Представление о взаимодействии всех этих факторов может дать кривая производственных возможностей.

Эта кривая отражает максимальное количество вариантов разнообразной продукции, которая может быть произведена при данном количестве и качестве природных, трудовых ресурсов и основного капитала на основе данного технологического потенциала. Усиление позитивного воздействия со стороны любого из факторов предложения (увеличение количества и улучшение количества ресурсов, и технический прогресс) смещает кривую производственных возможностей вправо, что показано как сдвиг от АB к CD. Но возможность экономики полностью реализовать свой производственный потенциал ограничивается факторами спроса и распределения. Кривая производственных возможностей может сместиться вправо, но действительный уровень производства не достигает возможного. Иначе говоря, кривая реальной экономической деятельности будет находиться внутри площади, ограниченной кривой производственных возможностей.

Прирост производственного потенциала реализуется, если:

1. совокупные расходы увеличиваются в степени, достаточной для поддержания полной занятости;

2. дополнительные ресурсы эффективно используются, с тем чтобы обеспечить максимально возможное увеличения выпуска продукции.

Например, чистый прирост рабочей силы составляет 2 млн. в год. Сам по себе этот прирост увеличивает производственные возможности или потенциал экономики. Но для того, чтобы увеличение экономического потенциала выразилось в приросте производства, необходимо найти работу всем этим 2 млн. человек, причем, именно в тех отраслях и предприятиях, где их способности полностью реализуются. Общество не нуждается ни в новых безработных, ни в хирургах, работающих водопроводчиками.

Мы проанализировали источники экономического роста. Подразумевалось, что экономический рост желателен по самой своей сути. На самом деле это не столь очевидно. Существуют аргументы против экономического роста, правда, на эти аргументы имеются и контраргументы.

1. Загрязнение окружающей среды.

Индустриализация и экономический рост порождают такие отрицательные явления современной жизни, как загрязнение, промышленный шум и выбросы, ухудшение облика городов, транспортные заторы и т.д.

Все эти издержки экономического роста возникают, поскольку люди лишь преобразуют природные ресурсы, но не утилизируют их полностью. Практически все, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. В любом уже достигшем благосостояния обществе дальнейший экономический рост может означать только удовлетворение все более несущественных потребностей при возрастании угрозы экономического кризиса. Поэтому некоторые экономисты считают, что экономический рост должен сдерживаться.

2. Экономический рост не решает многие проблемы. Противники экономического роста утверждают, что, например, проблема бедности в стране (неравенство в доходах), по существу является проблемой распределения, а не производства. Для ее решения необходима политическая смелость и воля, а вовсе не увеличение общественного продукта.

3. Отсутствие гарантий. Противники экономического роста полагают, что быстрый рост (и особенно лежащее в его основе обновление технологий) порождает беспокойство и неуверенность среди людей. Работники любого уровня опасаются, что накопленные ими профессиональные навыки и опыт могут оказаться устаревшими по мере технического прогресса.

4. Экономический рост и человеческие ценности. Производя все больше, мы получаем при этом все меньше радости. На протяжении двух столетий технического прогресса трудящиеся превратились из ремесленников и художников в придатки машин, нажимающие на кнопки, и утратили эстетическое и чувственное удовлетворение от работы.

Аргументы в защиту экономического роста:

1. Уровень жизни. Экономический рост является основным условием материального изобилия и повышения уровня жизни. Экономический рост смягчает противоречия между неограниченными потребностями и скудными ресурсами. Имеется возможность одновременно модернизировать вооруженные силы, поддерживать инфраструктуру на должном уровне, осуществлять социальные программы, повышать личные доходы.

2. Экономический рост и окружающая среда. Сторонники экономического роста считают, что его связь с состоянием окружающей среды слишком преувеличена. На деле эти проблемы можно отделить друг от друга. Конечно, существуют серьезные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Но ограничение экономического роста не решает этих проблем. «Чтобы ограничить загрязнение, нужно ограничить именно загрязнение, а не экономический рост».

3. Неравенство доходов. Экономический рост – это единственный реальный способ достичь справедливого распределения доходов. Мало вероятно, что люди среднего класса согласятся на перераспределение части своего дохода в пользу бедных. Скорее они выступают за то, чтобы выделить бедным несколько большую долю из растущего общественного продукта. Например, в США за послевоенный период распределение доходов почти не изменилось. Поэтому основным средством улучшения экономического положения бедных является повышение общего уровня доходов в результате экономического роста.

4. Внеэкономические соображения. Защитники экономического роста утверждают, что его замедление или прекращение не окажет автоматически благотворного влияния на человеческие ценности и не обеспечит людям «хорошую жизнь». Например, конец экономического роста не отменит работу на конвейере. Напротив, экономический рост всегда сопровождался сокращением доли занятых в конвейерном производстве. Неверно и то, что экономический рост всегда делал труд неприятным и опасным. Обновление оборудования, как правило, снижает напряженность труда и вероятность несчастных случаев. Наконец, нельзя согласиться с тем, что замедление или прекращение экономического роста ослабляет стремление людей к материальным ценностям и уменьшает их отчуждение от производства.

2. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста

Расширенное воспроизводство совокупного общественного продукта может быть экстенсивным и интенсивным.

Экстенсивный экономический рост имеет место тогда, когда производство увеличивается благодаря простому росту его факторов: массы средств производства и количества работников. Это самый простой и исторически первый путь расширенного воспроизводства. Он имеет позитивные стороны: 1) достигается легко, если, конечно, есть в наличии источники расширения производства; 2) ведет к быстрому освоению природных ресурсов; 3) создает предпосылки относительно высокой занятости с сокращением или даже ликвидацией безработицы.

Экстенсивному росту свойственны, однако, и серьезные недостатки. Он порождает технический застой, находится в прямой зависимости от массы осуществленных в той или иной форме затрат. В лучшем случае темпы роста прямо пропорциональны количественному увеличению средств производства и численности работников. Количественные значения таких экстенсивных показателей, как фондоотдача, материальность и производительность труда, при этом остаются на одном и том же уровне. Иначе говоря, общая эффективность производства сохраняется как максимум неизменной.

Экстенсивное расширение воспроизводство неизбежно содержит в самом себе перспективы деградации, наступающий по мере исчерпания трудовых и природных ресурсов. Первые из них могут воспроизводиться вполне устойчиво, но даже в самых удачных демографических условиях, разумеется, не безграничны; поэтому всегда существует практически непреодолимый максимум возможного использования рабочей силы. Природные ресурсы невоспроизводимы и убывают по мере их эксплуатации.

В целом экстенсивный экономический рост во все возрастающей мере носит затратный характер. Например, в 1971-75 гг. каждый 1% достигнутого прироста национального дохода обеспечивался увеличением объема основных производственных фондов на 1,7%, материальных затрат – на 1,2%. Каждый процент прироста национального дохода обеспечивался повышением производительности труда лишь на 4/5, а на 1/5 достигался увеличением численности работников.

Преодолению затратного характера развития мешает отставание нашей страны от среднего в мировой практике уровня использования сырьевых ресурсов. Аналогично воздействует крайняя отсталость технологий, изношенность производственного оборудования, недостаточная квалификация многих работников, а особенно – их очень слабая заинтересованность в результатах труда.

Отрицательно воздействуют на развитие страны диспропорции в размещении производительных сил.

Неблагоприятны так же перспективы строительства новых современных предприятий. Загрузка действующих машин и оборудования остается низкой (в машиностроении 1,2-1,3 смены). В таких условиях строительство новых заводов и фабрик является экономически нецелесообразным. Нужно оснащать новым оборудованием уже существующие предприятия, а не строить новые объекты.

Сложной остается демографическая ситуация: низкая рождаемость при относительно высокой смертности, почти на половину снизился прирост трудовых ресурсов. Отсюда вывод: экстенсивный путь экономического роста исчерпал себя. В создавшихся условиях он ведет только в тупик, не давая шансов на экономическое возрождение. Поэтому самой жизнью диктуется необходимость смены типа экономического роста и перевода народного хозяйства на путь интенсивного развития.

Интенсивное расширенное воспроизводство – качественно новый тип экономического роста, основывающийся на широком использовании высокоэффективных, качественно совершенных факторов производства. Увеличение его масштабов обеспечивается благодаря применению прогрессивной техники, передовых технологий, более экономичных предметов труда, иных достижений науки, более квалифицированных кадров. За счет этих факторов достигаются так же повышение качества продукции, рост производительности труда, более эффективное использование ресурсов и имеющейся материально-технической базы.

Интенсивное расширенное воспроизводство обладает рядом особенностей. Это более сложный тип экономического роста, поскольку решающая роль в повышении эффективности переходит к новому фактору – научно-техническому прогрессу.

Несомненное достоинство интенсивного расширенного воспроизводства состоит в том, что оно устраняет, казалось бы, непреодолимые преграды экономического роста, порожденные известной ограниченностью естественных ресурсов.

В зависимости от экономических или иных видов производственных ресурсов принято различать следующие виды интенсификации:

трудосберегающая – когда новая техника вытесняет из производства рабочую силу и весь прирост выпуска продукции достигается путем повышения производительности труда.

капиталосберегающая основана на том, что благодаря применению более эффективных машин и оборудования, лучших сырья и материалов достигается экономное расходование средств производства.

всесторонняя – вид экономического роста, в условиях которого в полном объеме обеспечиваются все формы ресурсосбережения.

Расширенное воспроизводство приобретает качественно новые черты:

1) Возрастает экономичность производства национального дохода.

2) Повышаются научно-технический уровень и качество выпускаемой продукции.

3) Увеличивается удельный вес конечного продукта, используемого на нужды потребления.

4) В национальном доходе возрастает доля предметов потребления.

3. Циклическое развитие рыночной экономики

Цикличность – это всеобщая форма движения, отражающая его неравномерность, смену эволюционных и революционных форм прогресса.

Цикличность экономического развития – это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности – понижением. Цикл является постоянной динамической характеристикой рыночной экономики, без него нет развития. Наиболее характерная черта цикличности – движение не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность – форма прогрессивного развития.

Цикличность в экономическом развитии имеет свою специфику, заключающуюся в том, что существует несколько типов циклов (или волн).

Малые – состоят в нарушениях и восстановления равновесия рыночных спроса и предложения на потребительские товары. Отклонения от него могут быть краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные устраняются моментально: или поступлением товара со склада в торговлю, или задействованием резервных мощностей производства. Длительные отклонения преодолеваются в течение 3-4 лет путем перепрофилирования производства на выпуск пользующихся повышенным спросом потребительских благ или создания дополнительных производственных мощностей для их выпуска. Каждый цикл завершается новым равновесием при уже измененных пропорциях в спросе на потребительские товары.

Средние – состоят в нарушениях и восстановлениях равновесия рыночных спроса и предложения на оборудование. Изменение в спросе созревает в течение 7-11 лет и устраняется переливом капитала. По продолжительности и наличию фаз в соответствии с изменениями ВНП, занятости, уровня цен и совокупных расходов средние циклы наиболее близки к экономическим циклам и являются главным фактором, от которого зависит общий характер повседневно складывающейся хозяйственной конъюнктуры.

К. Маркс называл экономический цикл промышленным циклом. Его основу составляют периодически возникающие экономические кризисы. Движение производства от одного экономического кризиса до начала другого и называется промышленным циклом.

Каждый промышленный цикл имеет свои особенности, но в то же время характеризуется общими чертами. Он включает себя (по Марксу) четыре фазы: кризис, депрессию, оживление, подъем. Графически цикл можно представить следующим образом:

1 – кризис, 2 – депрессия, 3 – оживление, 4 – подъем.

Современная западная экономическая литература, не отрицая периодизацию цикла, данную К. Марксом, дает более укрупненные фазы цикла: кризис и депрессию объединяет под общим названием рецессия, а оживление и подъем – под названием подъем.

За период с 1825 г. до начала 90-х гг. было 22 цикла, каждый из которых уникален. Однако всем циклам присущи общие черты, прежде всего одинаковая последовательность в смене фаз цикла. Близкая к идеальной картина цикла выглядит следующим образом.

Важнейшая фаза цикла – экономический кризис. Он проявляется в резком нарушении нормального хода общественного воспроизводства, вызванном громадным несоответствием, несбалансированностью между производством (предложением) и потребностями населения (спросом). При этом в одном случае производство больше потребностей, возникает кризис перепроизводства; в другом – производство меньше потребностей, возникает кризис недопроизводства. Для рыночной экономики характерны кризисы перепроизводства. Причем перепроизводство носит относительный характер, так как товаров произведено не больше, чем необходимо людям, а больше их покупательной способности.

Кризис перепроизводства характеризуется перепроизводством товаров, резким падением цен, сокращением размеров производства, массовым банкротством предприятий, ростом безработицы, потрясением кредитной системы.

Однако следует отметить, что во второй половине ХХ в. механизм кризисов претерпел изменения. Процесс перепроизводства сопровождается не падением, а ростом цен, снижением покупательной способности денег, т. е. инфляцией. Западные экономисты объясняют это следующими причинами:

– чрезмерно большими государственными расходами. Эти расходы предполагают дополнительную эмиссию денег, что нарушает денежное обращение, ведет к разрастанию инфляции;

– монопольным ценообразованием. Монополии сокращают производство, предотвращая тем самым падение цен.

Кризисы, сопровождающиеся инфляцией, могут носить затяжной характер и вести к стагнации, при которой затухают стимулы развития производства. Такое явление называется стагфляцией.

Экономический кризис характеризуется двояко. С одной стороны это разрушительная сила, связанная с ломкой, решительным устранением аномальных пропорций в народном хозяйстве. С другой стороны, кризис выполняет оздоровительную функцию. Это неизбежно, поскольку падение цен делает производство невыгодным. Выход – обновление основного капитала. Это позволяет удешевить изготовление продукции, сделать ее в достаточной степени прибыльной и выйти на новый, более высокий уровень производства. Таким образом, материальной предпосылкой выхода из кризиса является массовое обновление основного капитала.

Следующая фаза промышленного цикла – депрессия. Она характеризуется рассасыванием товарного избытка, приостановлением падения цен, прекращением упадка производства, падением нормы ссудного процента.

За депрессией следует оживление и подъем. Эти фазы цикла характеризуются быстрым ростом производства, значительным повышением товарных цен, сокращением безработицы, повышением зарплат, кредитной экспансией. Тем самым закладываются предпосылки нового экономического кризиса.

Кроме малых и средних циклов в экономике существуют и длинные (40-60 лет) волны. Они состоят в нарушениях и восстановлениях равновесия рыночных спроса и предложения на рынке инфраструктуры и рабочей силы. Смена одной «длинной волны» другой – это переход от одного технологического способа производства к другому, включающий качественные изменения в рабочей силе и системе образования, коренные новации в организационно-экономических отношениях, структурную революцию в сфере управления

источник

Adblock
detector