Меню

Экономическая теория это наука изучающая

Лекция 1. Экономическая теория как наука

1.Предмет и функции экономической теории

2.Методы экономической теории

1.Предмет и функции экономической теории

Экономика – это, прежде всего, особая сфера деятельности людей. С ней мы сталкиваемся с самого детства. Уже когда слышим такие слова как цены, заработная плата, дешево, дорого и т.п. Затем узнаем, что значит трудиться и как важно, чтобы была работа.

Реальную экономическую жизнь изучает наука, которая называется экономикой. Сложность экономики как науки предопределяется тем, что объект ее изучения – экон. жизнь непрерывно ежедневно изменяется.

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория структурно включает микроэкономику, макроэкономику, мезоэкономику, супермакроэкономику (мировую экономику).

Микроэкономика – часть ЭТ, изучающая отдельные обособленные экономические единицы – предприятия, фирмы, отдельные субъекты хозяйствования, отдельные рынки

Макроэкономика– часть ЭТ, которая изучает экономику как целостность, как совокупность и взаимозависимость всех экономических процессов, т.е. национальную экономическую систему в целом

Мезоэкономика – часть ЭТ изучает поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства

Мировая экономика – изучает экономические взаимосвязи между странами, регионами, международными объединениями

Предметом ЭТ является поведение и деятельность человека, предприятия и общества в целом по производству, распр., обмену и потреблению.

Объектом – реальная экономика, представляющая особую сферу жизнедеятельности людей, в которой создаются блага и услуги

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства и т.д.), функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и т.д.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и т.д.)

Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др.

Экономическая теория – это не набор правил о том, как стать богатым. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности без претензий на монополию истины. Знание ведет к предвидению, предвидение – к правильному действию.

От экономической теории следует отличать экономическую политику: экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства, направленная на укрепление национальной экономики.

В экон. науке насчитывается около 30 различных эконом. наук, но фундаментом служит ЭТ.

Структура системы экономических наук и их связи

Различают несколько блоков в этом «здании». Ближе всего к фундаменту располагается блок межотраслевых ЭН (теория экон. управления (менеджмент), экон. кибернетика, маркетинг, экон. статистика, экономика труда и др.

Далее блок отраслевых экон. наук: экономика промышленности, транспорта, строительства, торговли, здравоохранения и др.

Блок функциональных экономических наук: денежное обращение и кредит, бух. учет, аудит и др.

Как сама экономика тесно связана с другими сферами жизни, так и ЭН тесно связана с другими науками. Прежде всего история. Без связи с ней, без изучения истории возникновения и развития каких-то экон. явлений или процессов невозможно их научное раскрытие.

Экон. наука тесно связана с системой количественных наук – математикой, статистикой, кибернетикой, теорией вероятности и др.

Невозможно изучение экономики и без связи с демографией – наукой о народонаселении и его законах, поскольку люди создают экономику.

Очень тесно ЭН связана и с комплексом правоведческих наук: трудовое право, налоговое право и др. Это все означает, что если вы хотите стать высококвалифицированным специалистом в области экономики, то д.б. разносторонне образованным человеком.

Но особенно тесно она связана с политикой. Это объясняется ее функциями, особенно прогностической. Политики ждут рекомендаций экономистов по многим вопросам: как снизить инфляцию, как уменьшить безработицу и т.д.

1. Познавательная – ЭТ как наука служит людям для того, чтобы познать сложные процессы экономического развития, не различимые для поверхностного наблюдения, для простого глаза. Облегчает понимание сложных вещей и явлений.

2. Методологическая. Методология есть учение о методах познания. Открывая законы и закономерности общих экономических процессов, ЭТ дает всем частным экономическим наукам общие знания об экономике и вооружает их различными методами.

3. Прагматическая т.е. практическая. Это означает, что ЭТ напрямую служит практике, обществу, людям. Эта нука открывает наиболее полезные и эффективные направления их деятельности (экон. перспективы, прогнозы, оценка и просчеты и т.п.)

4. Прогностическая – создает основы для обоснованного прогнозирования возможных изменений в той или иной сфере экономики, в определении перспектив ее дальнейшего развития

2.Методы экономической теории

Метод – инструмент, прием исследования. Один и тот же метод может применяться в различных методологических подходах. При изучении экономических явлений используются следующие методы.

Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия – производство вообще, потребности, обмен и т.д.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Ими являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, зарплата, прибыль и многие другие.

Экономические законы – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление или выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи, свойственной данному явлению.

Экономические законы делятся на:

специфические – законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования;

особенные – законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия (например, закон стоимости);

общие – законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общества. Например, закон возвышения потребностей, роста производительности труда и т.д.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Синтез – это воссоздание единой, целой картины.

Индукция – переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Дедукция – переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

4. Исторический и логический методы.

Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое исследование не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйствования. Если исторически они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления можно игнорировать.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к экономической теории это означает, что в анализе экономических явлений необходимо выделить прежде всего наиболее простые из них, возникшие раньше других, и являющиеся основой возникновения наиболее сложных (например, в анализе рынка наиболее простое явление – обмен товаров).

5. Метод экономико-математического моделирования

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления. При этом широко применяется функциональный анализ.

Вопросы для самопроверки и повторения:

Как изменялись взгляды на предмет экономической науки исторически?

Какие современные направления экономической теории вы знаете? В чем заключается разница между политической экономией, «экономикс», экономикой, микро- и макроэкономикой?

Охарактеризуйте метод исследования общей экономической теории. В чем принципиальная разница между индукцией и дедукцией? Как проявляется сочетание исторического и логического?

источник

Первоначально экономика изучала домашнее хозяйство рабовладельческого поместья. Благодаря древнегреческому ученому Ксенофонту, написавшему работу «Экономикос», что в переводе означает «домострой», или «правила домоводства», наука получила свое первое название.

Затем предмет экономической науки расширился до всего национального хозяйства. Новое понимание экономики было сформировано в работе французского экономи­ста Антуана Монкретьена «Трактат политической экономии» (1615 г.). Название «по­литическая экономия» отражало большую роль государства в экономической системе эпохи зарождения рыночного хозяйства и тесную связь экономики с политикой. Этот термин несколько столетий служил официальным названием экономической теории.

Во времена классической политической экономии в XVIII веке, когда экономическая наука окончательно оформилась в самостоятельную отрасль знаний, предметом экономи­ческой теории считались закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении. Тогда же появилось знаменитое краткое определение предмета политэкономии как нау­ки о богатстве народов.

В конце XIX начале XX века предмет и название экономической теории опять пере­сматриваются. Быстрое развитие экономики, вызванное промышленной революцией и по­степенным «вызреванием» рыночных институтов, скорректировало и практические нужды, и необходимость дальнейшего развития теории. Во-первых, рынок, где правила диктовал продавец, постепенно превращался в развитый рынок, на котором решающую роль играют суверенные решения покупателя. Во-вторых, возможность дополнительного прироста ресурсов земли, труда, ка­питала существенно уменьшилась. Встал вопрос о поиске путей более рационального иэффективного использования имеющихся средств.

Именно в это время представителями так называемой маржинальной школы сформи­ровался современный подход к микроэкономике науке о поведении хозяйствующих субъ­ектов, в первую очередь фирм и домашних хозяйств. Английский экономист Альфред Маршалл в работе «Принципы экономики» (1890 г.) дал науке новое название «economics» («экономикс»). Этот термин бли­же всего по смыслу к нейтральному определению «экономическая теория», в котором нет «го­сударственного акцента», присутствовавшего в прежнем названии.

Чуть позже в рамках кейнсианской школы были заложены основы современной макроэкономики науки о принципах функционирования национальной экономики в це­лом. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) представил свою версию государственной политики макро­экономического регулирования. Эта политика потом десятилетиями активно и с успехом применялась в ряде стран.

Полное господство идей государственного регулирования в экономике в середине XX века сменилось к концу 70-х годов возвратом к традициям экономического либера­лизма. На несколько десятилетий основные позиции в мировой экономической теории завоевал монетаризм. Американский экономист Милтон Фридмен и другие представители этой научной школы рекомендовали ограничить государственное вмешательство в экономику, проводить так называемую политику дерегулирования.

Еще в большей степени расширила и дополнила предмет изучения экономической теории институциональная школа. Она включила в предмет экономической теории не только экономические законо­мерности, но и формирующие специфику национальной модели экономики социальные, политические, правовые, культурные традиции. Принадлежащие к этой школе американ­ские экономисты Рональд Коуз, Дуглас Норт и многие другие институционалисты стали лау­реатами Нобелевской премии.

В период становления информационно-технологического общества перед экономической наукой встают новые вопросы, ответ на которые можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и «экономикс». Это означает, что экономическая теория как учебная дисциплина призвана объединить различные ветви экономической науки, вобрав в себя «рациональные зерна» каждой из них.

Предмет экономической теории можно определить следующим образом.

Экономическая теория это наука, изучающая законы ведения хозяйства и рационального поведения хозяйствующих субъектов на различных уровнях смешанной социально-ориентированной экономики.

Таким образом, экономическая теория изучает:

во-первых, глубинные причинно-следственные связи в воспроизводственном процессе с целью раскрытия его сущностных характеристик;

во-вторых, экономический выбор хозяйствующих субъектов (производителей, продавцов, покупателей) в мире ограниченных ресурсов. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики;

в-третьих, хозяйственную деятельность и экономические отношения между людьми в процессе воспроизводства на разных уровнях экономической системы.

Микроэкономикаизучает поведение отдельных хозяйственных субъектов (в центре ее анализа цены отдельных товаров, издержки на их производство, механизм функционирования отдельных рынков и отраслей).

Макроэкономикаизучает функционирование экономики в целом, рассматривает процессы формирования совокупного спроса и предложения, ВВП и национального дохода, влияние экономической политики на темпы роста, инфляцию и уровень безработицы.

Читайте также:  Как определить возраст вишни

Изучение экономических явлений предполагает использование особых методов научного познания. Метод в переводе с греческого означает путь к чему-либо или способ достижения цели. Рассмот­рим основные методы экономической теории и спе­цифику их применения на практике.

Базовым способом изучения экономических процессов является эмпирический метод, который заключается в сборе информации, описывающей опре­деленные факты или события.

В естественных науках эмпирический метод опирается на эксперименты. В экономике проводить эксперименты очень сложно, особенно в общенацио­нальных масштабах. Поэтому в экономической науке обычно применяется эмпирический метод в его наблюдательной разновидности, когда экономисты фиксируют события, а затем пытаются понять их значение.

В XVII веке Вильям Петти усовершенствовал эмпирический метод, создав статистический метод, впервые дополнив простой сбор информации ее количествен­ным анализом

Современными экономистами активно используется еще один метод, восходящий к эпохе классической политической экономии, причинно-следственный, или каузальный (от латин­ского causa причина). Данный метод позволяет анализировать сущность явлений с точки зрения качества, помогает выстроить логическую иерархию экономических катего­рий.

Экономическими категориями называются формы осознания экономических явлений, отраженные в понятиях (терминах) науки. Примерами экономических категорий могут быть товар, цена, деньги, капитал. Важно иметь в виду, что категории выражают лишь общие черты объектов изучения.

Еще в начале XIX века в экономической науке был четко сформулирован метод научной абстракции. Он заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенных де­талей. Этот метод позво­ляет мысленно расчленять объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в чистом виде.

Чтобы понять сущность предмета, необходимо разложить его на составляющие части и исследовать каждую в отдельности.

Изучение отдельных сторон, свойств и элементов целого и обоснование специфических понятий называется анализом.

Соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое в соответствии с тем значением, какое они имеют в данной структуре, называется синтезом.

Исследование предмета начинают, как правило, с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщения или принципы.

Выведение принципов (обобщений) из фактов называется индукцией.

Опираясь на случайные наблюдения, умозрительные заключения, логику или интуицию экономист может сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Правильность гипотезы должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов.

Движение мышления от общего к частному, от теории к фактам называется дедукцией.

Благодаря успехам в развитии математики к концу XIX века сформировался функ­циональный метод. Для него характерен анализ всех категорий не с точки зрения верти­кальной причинно-следственной связи, как при каузальном методе, а в их взаимодействии в качестве равнозначных.

Скажем, можно утверждать, что цена товара зависит от спроса на него. Но спра­ведливо и то, что объем спроса сам зависит от цены. Функциональный метод описывает это с помощью математической формулы или графика (последние будут часто использо­ваться в нашем курсе).

Функциональный метод позволяет измерять количественные параметры взаимо­действия разных явлений и разрабатывать многовариантные альтернативные способы достижения цели, решая задачи оптимизации. Экономисты получили также возможность на его основе давать четко просчитанные практические рекомендации.

В экономической теории достаточно широко исполь­зуются модели.

Экономическая модельэто формализованное описание (концепция, схема, алгоритм) экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Модель дает упрощенную картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической или математической), получить новые знания об экономическом объекте.

Опираясь на весь комплекс научных методов, экономическая теория не только формулирует категориальный аппарат науки, но и пытается выявить повторяющиеся, устой­чивые связи экономических явлений, которые получили название экономических зако­нов.

Важно различать объективную и субъективную стороны законов. С одной стороны, экономические законы действуют в реальном хозяйстве вне зависимости от того, от­крыты они исследователями или нет. В этом смысле экономические законы существуют объективно и не могут быть изменены ни по воле ученого, ни путем законода­тельной деятельности государства. Вторая, субъективная, сторона экономических законов связана с тем, что их функционирование проявляется только через деятельность людей. Экономические законы должны быть открыты, изучены и учтены в хозяйственной практике в соответствии с потреб­ностями и интересами экономических субъектов.Незнание или сознательное их нарушение приводит к таким печальным экономиче­ским последствиям, как банкротство, кризисы, потеря эффектив­ности.

Выводы экономической теории непосредственно затрагивают интересы людей. От принятия того или иного решения какие-то группы людей выиграют, а другие проигрывают (разоряются или теряют работу). Поэтому всегда нахо­дятся заинтересованные лица, стремящиеся истолковать экономи­ческие концепции в свою пользу.

Полностью устранить данную проблему невозможно, по­скольку экономическое знание никогда не будет нейтраль­ным по отношению к интересам людей. Но ослабить искажения можно с помощью четкого разделения позитивного и нормативного анализа.

Позитивный анализ направлен на установление объективных закономерностей и явлений в том виде, в котором они существуют, т.е. имеет дело с тем, что было, есть или может быть. Примером могут служить следующие утверждения: «продолжительное и быстрое увеличение денежной массы вызовет рост цен»; «если правительство облагает некий товар налогом, то его цена возрастает».

Нормативный анализпредпо­лагает оценочные суждения. Это подход с точки зрения долженство­вания, выяснения того, благоприятно или нет данное экономичес­кое явление. Нормативный анализ, например, очень важен при формировании государственной экономической политики. Вместе с тем при нормативном подходе особенно резко возрастает субъек­тивизм оценок: цели, представляющиеся важными одним субъек­там экономики, с точки зрения других могут выглядеть второсте­пенными или вообще вредными. Таким образом, при проведении нормативного анализа важнейшей проблемой становится верный выбор цели.

Поскольку нормативный анализ затрагивает интересы людей, первостепенное значение в его рамках имеет система приоритетов: чьи именно ин­тересы должны соблюдаться в первую очередь, а чьи лишь в той мере, в какой не противоречат более важным? Поэтому важнейшей задачей дис­циплины является анализ противоречий, скажем, общественных и фирменных интересов, обсуждение путей их сглаживания.

Вышеперечисленное дает основание сформулировать три основные функции экономической теории:

· Познавательная функция заключается в изучении и объяснении сущности и закономерностей развития происходящих в обществе экономических процессов.

· Методологическая функция.Выводы экономической теории выступают в качестве теоретико-методологической базы целой системы научных дисциплин, как отраслевых (экономика промышленности, транспорта, электроснабжения и т.п.), так и функциональных (финансы, кредит, маркетинг и т.д.)

· Практическая функциясостоит в выработке рекомендаций для экономической политики, принятия конкретных решений на соответствующих уровнях управления народным хозяйством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Данное учебное пособие содержит курс лекций по дисциплине «Экономическая теория». Лекции содержат все вопросы, раскрывающие сущность экономической теории, сконцентрировано внимание на основных понятиях и определениях. Структура издания позволяет студентам систематизировать и конкретизировать свои знания и использовать данное пособие при подготовке к экзаменам и зачетам по дисциплине «Экономическая теория». Пособие рекомендуется студентам высших учебных заведений обучающимся по специальностям: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика управления на предприятии», «Финансы и кредит».

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория: конспект лекций () предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 1. Общие понятия экономической теории

1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории

Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.

Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Общество – это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития определенными производственными отношениями, которые влияют на все другие отношения в обществе.

Современная экономика состоит из двух сфер:

1) сфера материального производства (какие-либо товары);

2) непроизводственная сфера (какие-либо услуги).

Материальное производство состоит из производства материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).

Нематериальное производство состоит из производства нематериальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохранение, образование и т. п.).

На предмет экономической науки также нет однозначного ответа. Некоторые считают, что экономическая наука – наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства, а четвертые видят ее предмет в экономическом поведении людей.

Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся:

1) отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика труда и т. д.;

2) функциональные экономические науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.;

3) экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.

В современной экономической теории принято выделять 3 раздела:

1) микроэкономика – часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фирмы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;

2) макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств;

3) мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе.

Существует несколько функций экономической теории:

1) эмпирическая функция – суть ее заключается в том, что все экономические исследования основываются на практическом опыте;

2) теоретическая функция состоит в раскрытии сути экономических законов, явлений и хозяйственных процессов;

3) методологическая функция предполагает определение экономической теории как фундамента отраслевых наук;

4) практическая функция заключается в выработке конкретных методов и приемов эффективного хозяйствования;

5) критическая функция состоит в раскрытии сильных и слабых сторон явлений и процессов;

6) прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, определение перспектив развития.

Исследуя общество и хозяйственные процессы в нем, экономическая теория использует ряд следующих методов:

1) наблюдение и сбор информации (целенаправленное отслеживание объекта и получение необходимых фактов);

2) метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлеченные понятия (абстракции);

3) метод анализа и синтеза:

а) при анализе исследуемое явление или предмет расчленяются на составные элементы и только потом подвергаются изучению;

б) при синтезе, наоборот, происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие;

4) метод индукции и дедукции:

а) индукция – это движение от частных фактов к общему выводу;

б) дедукция – это движение мысли от общего к частному;

5) системный комплексный подход – вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;

6) метод единства исторического и логического подхода – экономическая теория показывает явление в движении, т. е. в историческом развитии; при этом она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т. е. рассматривает их логически;

7) экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определенных условиях;

Читайте также:  Вегас про как работать в программе

8) моделирование или построение экономической модели; экономическая модель – это упрощенное описание экономики, т. е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компьютерное моделирование;

9) графические (с помощью различных схем, диаграмм, графиков и т. д.);

2. Производство и экономика

Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу в целом необходимо производить товары и прочие блага, т. е. необходим процесс производства. Производство (наиболее обобщенно) – это сфера непосредственного создания ценностей. Производство предполагает функционирование в каждом обществе определенных производительных сил, которые включают в себя ряд элементов и факторов. В период развития человечества главными факторами производства остаются рабочая сила и средства производства. К рабочей силе можно отнести человеческий фактор, а к средствам производства – материальный фактор.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность его умственных и физических сил, которые применяются в производстве. С развитием общества постоянно меняются, развиваются и совершенствуются производительные силы. К ставшим уже традиционными рабочей силе и средствам производства добавляются новые факторы производства, например экология, наука, информация, технология и т. д. Реализация рабочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия «рабочая сила» и «труд» отождествляются. Труд – это целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ. Важнейшим его показателем является производительность труда (результат). Она измеряется:

1) количеством продукции в единицу времени;

2) количеством времени на единицу продукции.

Благодаря повышению производительности труда трудовые ресурсы удешевляют производство, и растет богатство общества.

Существуют факторы, которые влияют на уровень производительности труда:

1) уровень квалификации, образованности, профессионализма работников, занятых на производстве;

2) степень заинтересованности производителей в результатах своего труда;

3) уровень развития науки и техники и их применение в производстве;

4) степень эффективности использования ресурсов производства;

5) интенсивность (напряженность или скорость) труда;

6) природные условия (ресурсы, почва, климат); живой труд – непосредственный труд людей, занятых на производстве, вытесняется работой машин, созданных прошлым человеческим трудом; доля прошлого труда увеличивается, а доля живого труда, наоборот, снижается.

В новых условиях роль работника в производстве принципиально меняется. Он перестает быть исполнителем и становится главным звеном в технологическом процессе. Это обусловливает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая и всесторонняя образованность, компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях.

Основные пути формирования работника нового типа:

1) разносторонняя образовательная и профессиональная кадровая подготовка – ведется на основе непрерывного широкопрофильного обучения; новая техника и технологии должны появиться в учебных аудиториях раньше, чем на предприятиях;

2) интеллектуализация труда – проявляется в том, что труд приобретает умственный, аналитический и творческий характер; человек больше работает головой, а не руками;

3) гуманизация труда – это «очеловечивание» производства; его подстройка к запросам работников предприятия, что предполагает выполнение научных рекомендаций эргономики, направленных на облегчение, оздоровление и повышение комфорта и условий труда; в результате растут эффективность труда и его привлекательность для человека;

4) демократизация производства – осуществляется через участие работников в акционерном капитале предприятия, в управлении им, распределении полученных доходов.

Свою способность к труду человек может использовать по двум основным направлениям: либо как предприниматель, организовавший свой бизнес, либо как наемный работник у предпринимателя. Особым человеческим ресурсом в производстве являются предпринимательские способности. Они заключаются в умении и готовности человека организовать бизнес или новое дело, принимая на себя все связанные с ним затраты и риски. Подлинного предпринимателя отличают огромное трудолюбие, инициативность, новаторство, деловая хватка, умение общаться с людьми, убеждать и воздействовать на них. Предприниматель – это организатор и движущая сила производства.

Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда – это предметы, с помощью которых человек создает необходимые блага (например, машины, инструменты, оборудование, здания, сооружения, транспорт). Предметы труда – это предметы, на которые человек воздействует в процессе производства и которые составляют материальную основу будущего продукта (например, дерево, металл, сырье и другие материалы).

По происхождению средства производства делятся на два вида:

1) природные ресурсы – те, которые созданы самой природой (земля, леса, водные ресурсы);

2) произведенные ресурсы – предметы, созданные или обработанные человеком и предназначенные для дальнейшего использования их в производстве (инструменты, машины, оборудование, здания, сооружения, сырье и т. д.).

Необходимо выделять три уровня производства:

1) труд индивидуального работника;

2) производство на микроуровне (фирме, предприятии);

3) производство на макроуровне (в рамках общества).

Для того чтобы произведенный товар нашел своего покупателя, производителям необходимо его доставлять – например, в магазины, оптовые базы, склады и т. д. – т. е. производитель товара и его покупатели разъединены в пространстве и во времени. Можно сделать вывод, что, помимо производства и потребления, существуют и другие фазы: распределение результатов производства и обмен ими. Производство, объединяющее в себе все остальные фазы, называется воспроизводством.

Производство – это этап непосредственного создания товаров и услуг. Эта фаза играет наиболее важную роль.

Распределение – это этап, на котором распределяются итоги производства (результаты общественного труда), а также распределяются необходимые ресурсы для возобновления производства.

Обмен – это этап, на котором происходит обмен деятельностью между людьми и обмен продуктами труда.

Потребление – это этап, на котором произведенный продукт используется для удовлетворения потребности человека. Это заключительная фаза воспроизводства.

Но ни одна из фаз воспроизводства не может существовать отдельно, они тесно связаны между собой.

Воспроизводство бывает двух видов:

1) экстенсивное – в производство вовлекаются дополнительные природные и трудовые ресурсы, при этом техническая основа производства остается без изменения (изменение количества, а не качества);

2) интенсивное – предполагает совершенствование технологий производства, оборудования, что приводит к повышению производительности труда (изменение качества, а не количества).

Для эффективного развития экономике страны необходимо перейти на интенсивный тип воспроизводства.

Различают две формы воспроизводства:

1) индивидуальное воспроизводство – в масштабе фирмы или отдельного домашнего хозяйства;

2) общественное воспроизводство – в масштабах страны, национальной экономики в целом, что предполагает образование фондов:

а) фонд возмещения – обеспечивает возобновление средств, потраченных в процессе создания продукта (заработная плата работников, средства на покупку сырья, обновление технологического оборудования и т. п.);

б) фонд накопления – обеспечивает организацию процесса воспроизводства, образование страховых запасов и резервов страны;

в) фонд потребления – обеспечивает удовлетворение потребностей всех членов общества.

Следует различать 2 типа воспроизводства:

1) простое воспроизводство. Суть данного типа воспроизводства состоит в том, что в течение года произведенный продукт (а точнее его размер и качество), остается неизменным. При этом вся полученная выгода (прибавочный продукт) идет на личное потребление;

2) расширенное воспроизводство. Суть этого типа воспроизводства состоит в том, что в течение отчетного периода произведенный продукт меняется, т. е. меняется его размер и качество. Источником расширенного воспроизводства является прибавочный продукт. При этом прибавочный продукт распадается на фонд потребления (данный фонд используется для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека) и на фонд накопления (используется для расширения производства и создания резервов и запасов).

Для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в производство не только возмещают израсходованный капитал (сырье, материалы, оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства. Так обеспечивается накопление капитала, т. е. укрупнение за счет добавочных капиталовложений в производство. В процессе воспроизводства капитал находится в постоянном движении и совершает кругооборот по схеме: закупка средств производства – процесс производства – реализация произведенных товаров. Такие кругообороты повторяются, образуя оборот капитала. При этом различают части производственного капитала (на стадии производства), который оборачивается и переводит свою стоимость на новый продукт по-разному, в зависимости от чего производственный капитал делится на основной и оборотный.

Основной капитал (основные фонды) – это средства труда, которые участвуют в процессе производства, при этом постепенно физически и морально изнашиваются и постепенно переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Таким образом, стоимость основного капитала возмещается в стоимость готового продукта постепенно. После реализации товаров она возвращается предпринимателю в денежной форме частями в виде амортизационных отчислений, которые используются на ремонт и модернизацию средств труда. Основные фонды в денежной форме называются основными средствами.

Основные фонды бывают активные и пассивные. Активные основные фонды – это фонды, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, станки, оборудование). Пассивные основные фонды – это фонды, которые создают необходимые условия для производства (здания, сооружения). Три главных показателя эффективности использования основных фондов:

1) фондоотдача – показатель, отражающий степень продуктивности фондов; определяется стоимостью продукции, приходящейся на единицу стоимости фондов;

2) фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче, он характеризует затраты основных фондов на выпуск единицы продукции;

3) коэффициент сменности работы оборудования – показатель, который показывает, сколько смен в сутки работала каждая единица оборудования на предприятии в течение определенного периода.

Оборотный капитал (оборотные фонды) – это предметы труда, участвующие в производстве однократно. Они полностью потребляются и сразу переносят всю свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Таким образом, стоимость оборотных фондов возмещает стоимость готового продукта полностью. В каждом кругообороте после реализации товара предпринимателю полностью возвращается в денежной форме стоимость оборотных фондов.

Наряду с основными и оборотными фондами, обслуживающими процесс производства, существуют фонды обращения, которые обслуживают процесс обращения (заготовка предметов труда и сбыт готовой продукции).

Фонды обращения и оборотные фонды оборачиваются одинаково и используются за один кругооборот, поэтому их объединяют и в денежном выражении называют оборотными средствами.

3. Ресурсы и факторы производства

В экономической теории одним из главных факторов изменения спроса потребителя на рынке является фактическое присутствие или отсутствие благ.

Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом.

Одни из них имеются в почти неограниченных количествах (например, вода, солнце, воздух), а другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.

Существует определенная классификация экономических благ, представленная такими благами, как:

1) недолговременные – это блага однократные в употреблении (пища);

2) долговременные – это блага, используемые человеком многократно (одежда);

3) настоящие блага – это те блага, которые имеются на данный момент;

4) будущие – это блага, ожидаемые в дальнейшем;

5) прямые – это блага, направленные только на потребление;

6) косвенные – это те блага, которые были созданы для сопровождения процесса производства;

7) взаимозаменяемые – это те блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но и ресурсами, использующимися в производственном процессе (товары-субституты);

8) взаимодополняемые – это те блага, которые могут удовлетворять потребности человека или общества только в совокупности друг с другом.

Для того, чтобы создать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы. Ресурсы – это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства.

Существует несколько разновидностей ресурсов:

1) природные ресурсы – это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.);

2) человеческие ресурсы – это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции;

3) капитальные ресурсы – это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение;

Читайте также:  Обрезал сухой абрикос он зарос как метелка

4) предпринимательские ресурсы – управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.

Но, к сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости. Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно – числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы. Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ.

В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше.

Те ресурсы, которые вовлекаются в процесс производства продукции, являют собой факторы производства.

Рассмотрим их основные виды:

1) земля – это природные блага, используемые в процессе производства (воздух, лес, полезные ископаемые и т. п.); земля – ресурс ограниченный, за него взимается плата, которая называется рентой;

2) труд – это физические и умственные усилия, которые использует человек при производстве товаров и услуг; человек соглашается реализовывать свою способность к труду за плату, которая называется заработной;

3) капитал затрачивается в процессе производства, следовательно, он будет предоставляться в использование за плату, называемую процентом на капитал;

4) предпринимательство сводит воедино в производственном процессе землю, труд и капитал и получает за риск и усилия, вкладываемые в бизнес, плату, называемую прибылью (а в случае неудачи предприниматель один несет все убытки).

Наиболее наглядно виды ресурсов можно представить в виде рисунка.

Рис. 1. Основные виды ресурсов производства и доходов от их использования

Факторами производства могут владеть, распоряжаться и пользоваться частные лица, фирмы или государство.

Так как ресурсы ограничены, перед человеком и обществом встает важный вопрос – вопрос выбора. Часто у человека нет возможности удовлетворить свои потребности или, наоборот, возможность есть, а потребности нет. Даже в повседневной жизни можно столкнуться с этой экономической дилеммой, например сходить в кино или посетить парикмахера, съесть мороженое или шоколадку . В экономической теории эта задача проявляется в необходимости выбора между альтернативными товарами: какие следует производить, а от каких следует отказаться. Выпуская например максимальное количество велосипедов, придется ограничить производство, например, самокатов. Это подводит нас к понятию производственных возможностей. Производственные возможности – это максимальное количество товаров или услуг, которое может быть произведено в определенный период времени при данных ресурсах и технологиях. При этом следует учитывать, что ресурсы в производстве данных товаров или услуг используются наиболее эффективно и полно.

4. Экономические системы, их основные типы

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

1) взаимодействие факторов производства;

2) единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;

3) ведущее место собственности.

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:

1) какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;

2) какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;

3) какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;

4) каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

1) общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);

2) кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);

3) централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);

4) концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);

5) интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.

Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.

1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства.

2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:

1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;

2) государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;

3) государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции:

1) поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);

2) усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;

3) решало следующие задачи по стабилизации экономики:

а) создание устойчивой денежной системы;

б) обеспечение полной занятости;

в) снижение (стабилизация) уровня инфляции;

г) регулирование платежного баланса;

д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.

5. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики

Во всех без исключения случаях противоречие «потребности – ресурсы» ставит перед обществом 3 фундаментальных вопроса:

Что производить? – т. е. выпуску какого товара или услуги отдать предпочтение и в каком количестве его требуется производить? Это практически вопрос об ассортименте товара, и, решая его, производитель вновь сталкивается с проблемой ограниченности.

Данный выбор делают все: и мелкий предприниматель, и любая крупная организация.

Как производить? – т. е. какую выбрать технологию для производства данного товара или услуги? Их существует несколько видов:

1) технология ручная – технология, в которой используется большое количество неквалифицированного труда;

2) автоматизированная технология – это технология, в которой эффективно совмещается труд человека и различных механизмов;

3) автоматическая технология – это технология, при которой человеческий труд вообще не используется.

Самым эффективным и прогрессивным является производство продукции с применением наиболее совершенной технологии. Но это потребует больших финансовых затрат, и не каждый производитель может позволить себе такие технологии.

Для кого производить? – т. е. кто сможет потребить произведенные товары или услуги? Рыночная экономика отвечает на этот вопрос следующим образом: наибольший уровень потребления будет обеспечивать себе человек, имеющий максимальный доход от принадлежащих ему факторов производства.

Выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага. Альтернативная стоимость может иметь как денежное, так и товарное выражение.

Принцип альтернативной стоимости может быть распространен и на экономику в целом. Итак, альтернативной стоимостью товара или услуги называется стоимость того товара или услуги, от которого пришлось отказаться в пользу предпочтенных товаров. Но определяется альтернативная стоимость наилучшим из отвергнутых вариантов.

Проблема выбора и альтернативной стоимости имеет значение для определения границы производственных возможностей любой экономики.

Предположим, что объем производственных ресурсов страны (рис. 2) позволяет производить либо 20 тракторов, либо 20 автомобилей, либо любую комбинацию этих двух товаров, расположенную на линии АД. Например, производственные возможности в точке В позволяют производить одновременно 16 тракторов и 4 автомобиля. Невозможно произвести одновременно из-за необеспеченности ресурсами по 20 штук и тракторов, и автомобилей.

Если производство находится в точке G, то это означает, что имеющиеся ресурсы используются неэффективно, например не все работники имеют работу, простаивает производственное оборудование и т. д.

Линия АД показывает максимум – предел производственных возможностей в данный момент, ориентир потенциальной эффективности. Однако в реальной жизни линия АД не бывает прямой (рис. 2). Линия будет выглядеть как прямая, если любая единица ресурсов одинаково пригодна для производства обоих альтернативных товаров. Такого в реальной жизни не встречается практически никогда, а кривая производственных возможностей имеет вид, представленный на рисунке 3. Таким образом, кривая производственных возможностей показывает, какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном использовании имеющихся в ней ресурсов.

Рис. 2. Кривая производственных возможностей

Рис. 3. Реальная кривая производственных возможностей

Если проследить альтернативную стоимость увеличения производства тракторов, то мы увидим, что она увеличивается. Главная причина – неполная взаимозаменяемость ресурсов. Рабочие, занятые на сборке тракторов, не будут с той же эффективностью строить ракеты, а оборудование для выпуска автомобилей едва ли может быть применено для консервирования овощей. Переход от производства одного товара к производству другого никогда не бывает простым.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория: конспект лекций () предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

источник

Adblock
detector