Меню

Двухсложный размер стиха 6 класс

Данная разработка может быть использована учителем литературы, работающим в 6 классе. Этот разработка помогает познакомить учащихся с понятием «стихотворный размер» и обучить самостоятельному определению стихотворных размеров. Включает материал для самостоятельной работы.

Тема урока: «Двусложные и трехсложные размеры стиха»

Цель урока: формировать понятие стихотворных размеров
Задачи:
• формировать знания о стихотворных размерах,
• отработать навык определения размера стиха
• развитие умения слышать ритм стихотворения
• воспитание любви к поэзии

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С. Пушкин
Организационный момент:
– проверка готовности к уроку
– объявление темы урока
– формирование цели урока

Вступительное слово учителя
Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеряемые между собой. Каждый из таких отрезков называется «стихом» и на письме выделяется в отдельную строку:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Минимальной структурной единицей стиха является стопа.
Стопа – это повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.
Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога – ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.
Условные обозначения: ударный слог _/
безударный слог _

Рассмотрим основные размеры стихосложения.
Двусложные размеры стиха:
1) ХОРЕЙ
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч
_/_ _/_ _/ _ _/
_/_ _/_ _/ _ _/
ХОРЕЙ – (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

2) ЯМБ
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ – (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха (“Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил. “. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).
1. ДАКТИЛЬ
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д – дактиль)
ДАКТИЛЬ – (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы (“ВЫрыта зАступом Яма глубОкая”, И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
2) АМФИБРАХИЙ
Следующий кирпичик в нашей пирамиде – это амфибрахий (Ам):
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
АМФИБРАХИЙ – (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (“Не вЕтер бушУет над бОром”). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный – желЕзо.
3. АНАПЕСТ
И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
АНАПЕСТ – (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (“ТАм, в ночнОй завывАющей стУже”, А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Закрепление изученного материала.
Попробуйте самостоятельно определить размер стиха.
Работа в группах по 2 человека. Обучающимся раздаются карточки с напечатанным текстом, по два примера на каждой карточке.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
(Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
(Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
(Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
(Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
(Амфибрахий)
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
(Амфибрахий)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
(Ямб)
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
(Амфибрахий)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весной…
(Ямб)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы…
(хорей)
Подведение итогов самостоятельной работы.
Домашнее задание: подобрать примеры стихотворений для каждого из размеров.
Итоги урока:
– с какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока?
В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.
1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным

источник

Выбранный для просмотра документ двусложные размеры стиха.docx

Урок литературы в 6 классе № 16 по теме: «Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры»

Цели и задачи: выявить отличия стихотворной речи от прозаической, познакомить со стихотворными размерами, научить определять размер стихотворения, познакомить со способами рифмовки и видами рифм, повторить тропы и определить их значение для стихотворной речи.

Предметные: у ченик научится владеть: изученной терминологией по теме .

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач .

Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Один стихотворец определил её так:

«Разберите стихи на слова,
Отбросьте бубенчики рифм,
Ритм и размер,
Даже мысли отбросьте.
Провейте слова на ветру.
Если всё же останется что-то,
Это и будет поэзия».

Как образовано слово «стихотворение»? (В слове два корня – -стих- и -твор- .)

Назовите родственные слова к данному слову . ( Стихи, творчество, творить, творение стихов.)

Творение стихов…Как красиво звучит. У художника для творчества есть кисти и краски, у композитора – ноты и музыкальные инструменты.

А чем пользуется поэт? ( Словом .)

Поэт действительно берёт слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ, стихотворение. Для создания ярких образов, воздействия на воображение читателей, слушателей автор пользуется специальными литературными тропами.

Какие из них вы уже знаете? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения…)

1.Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает. ( сравнение + олицетворение )

2. Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

Только там, где дремлют камыши,

Чья-то песня слышится печальная,

Как последний вздох души. (К. Бальмонт) (олицетворение, эпитет, сравнение)

3.В саду горит костер рябины красной,

Читайте также:  Какие хвойные деревья бывают

Но никого не может он согреть. ( С.А. Есенин ) (метафора)

Зачем поэты используют литературные тропы?

(Вводя тропы в текст, автор хочет, чтобы его не только услышали, но и представили, увидели изображенные словом картины. Литературные тропы – это могучее средство воздействия на воображение читателя, заставляющее его пережить те же чувства, которые вложил автор в свое произведение. Кстати, тропы уместны не только в поэзии, но и в художественной прозе.)

Слайд 2. У берите из стихотворения тропы, позволяющие создать яркий образ осеннего парка. Посмотрим, что получится:

За окном ветерок веселится,
То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,
Словно жёлтые мышки от кошки.

( Скупой текст, никаких ярких образов. Читать неинтересно. Так может сочинить каждый).

Стихи напоминают прогулку по лесу, ведь чтобы понять стихотворение, надо вдумываться, вчитываться, надо быть очень внимательным, как во время сбора грибов. Так мы и ищем тропы, словно заблудившиеся грибники тропинку в лесу. А найдя, радуемся, потому что это помогает нам приблизиться к замыслу автора, его видению, помогает нам представить нарисованную словами картину. Да, трудно представить себе стихи без тропов.

А без чего ещё, по-вашему, не могут существовать стихи? (Без рифмы.)

Что такое рифма? (Рифма – это повтор звуков, связывающий окончания двух или более строк. Рифма – это созвучие на конце строк.)

Концы с концами я свожу путём рифмовки,
Над каждым словом ворожу движеньем ловким,
Приделав лёгкие крыла к слогам конечным,
Чтоб вечно музыка была в пространстве вечном
. (Л.Е. Миллер)

Выткался на озере алый свет зари, А

На бору со звонами плачут глухари. А

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Б

Только мне не плачется – на душе светло. Б

Унылая пора! Очей очарованье! А

Приятна мне твоя прощальная краса- Б

Люблю я пышное природы увяданье, А

В багрец и в золото одетые леса… Б

Глядел я, стоя над Невой, А

Во мгле морозного тумана Б

Мужская рифма с ударением на последнем слоге (окно – давно).

Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром).

В небе тают облак`а, (мужская)

И, лучистая на зн`ое, (женская)

В искрах катится рек`а, (мужская)

Словно зеркало стальн`ое. (женская)

Что ещё, кроме рифмы, организует стихотворную речь?

Ритмом называют равномерное повторение чего-то одинакового. Многое в нашей жизни основано на ритме. Докажите это.

ритмичное повторение времени суток (день – ночь – день – ночь – …);

ритмичное повторение времен года (зима – весна – лето – осень – …);

ритмичное биение сердца (тук – тук – тук – тук – …);

ритмичное раскачивание маятника часов (тик – так – тик – так- … и т. д.

Ритм обязательно есть и в стихотворении (даже если в нем нет рифмы). Стихотворение можно “продирижировать” равномерными отмашками руки, можно “отстукать”, “отхлопать”. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. А чтобы хорошо понять и прочитать стихи, надо непременно прислушаться к музыке ритма, при чтении подчиниться ему.

Практическая работа.
Сравним 2 предложения:

1. Новый день, шумя, приходит в город…

2. Шумя, в город приходит новый день…

Смысл в обоих предложениях один и тот же?

Однако где речь стихотворная, а где прозаическая?

( 1 – стих. речь, 2 – проза. Вывод: нет ритма – нет стихотворения! )

Значит, чтобы получилась стихотворная строка, необходимо равномерное повторение ударных и безударных слогов.

Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, ударные и безударные слоги обозначьте разными значками:

Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род…

Что получилось? (Узор, орнамент, состоящий из равномерно повторяющихся элементов).

Попробуйте то же самое сделать с прозаической строкой.

Шу-мя, в го-род при-хо-дит но-вый день…

Вывод: стихотворная строка – это узор, сплетённый из повторяющихся элементов, это орнамент, а прозаическая – нет.)

А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы это предложение вновь зазвучало как стихотворение?

(Нужно переставить местами слова.)

Попробуйте переставить слова так, чтобы получилось стихотворение:

Под окошком желтеет стройный клён,

И холодный туман на полях

Неподвижно белеет целый день…

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет…

Трудно? Конечно, трудно. И без таланта и знаний здесь не обойтись.

«Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить»
– так написал А. С. Пушкин о своём герое Евгении Онегине.

Хорей и ямб – это стихотворные размеры.

Изучение нового материала.

Цель нашего сегодняшнего урока – научиться отличать ямб от хорея.

Размер – это порядок чередования ударных и безударных слогов.

ХОРЕЙ – двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Мч`ат- ся т`у- чи, вь`ют-ся т`у- чи…

_́_ __ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ – 4 – х стопный хорей

стопа (это минимальное повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе).

ЯМБ – двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

__ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ – 4 – х стопный ямб

Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер». Вы, наверно, почувствовали и рифму, и ритм стихотворения. Благодаря этим составляющим, многие стихи легко ложатся на музыку. Послушайте романс на стихи Пушкина. Какие эмоции вызвал в вас этот романс?

Определите размер стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», способ рифмовки и вид рифмы.

_́_ __ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ – 4 – х стопный хорей

Буря мглою небо кр`оет, Перекрёстная рифмовка, жен. и муж. рифмы.

Определите размер, способ рифмовки и вид рифмы:

1. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…

__ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / 5 – стопный ямб, кольцевая рифмовка, мужская и женская рифмы.

2. Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

_́_ _́_ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ /

4 – стопный хорей, парная рифмовка, жен. и муж. рифмы.

– Спондей – это стопа с дополнительным ударением при сочетании нескольких ударных слогов.

3. Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

__ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ 4 – стопный ямб, перекрёстная рифмовка, женская и мужская рифмы.

4. Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

__ _́_ / __ _́_ / __ __ / __ _́_ / 4 – стопный ямб, перекрёстная рифмовка, муж. и жен. рифмы.

Пиррихий – это стопа с «пропущенным» ударением при сочетании двух или более безударныхслогов.

Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

_́_ __ / _́_ __ / __ __ / _́_ __ / 4 – стопный хорей, парная рифмовка, жен. и муж. рифмы.

У каждого искусства свои правила. Чтобы создать настоящее произведение искусства, музыканту надо до тонкостей постичь особенности своего инструмента, певцу – много трудиться, чтобы поставить голос, художнику тоже нужно пройти серьёзную школу, чтобы создать достойное творение.

Поэт должен научиться умело пользоваться свойствами языка. Одно из этих свойств – умение придать своей фразе поэтическое звучание. Для этого и нужно знание существующих в родной поэзии размеров.

Читайте также:  Образуйте страдательные причастия прошедшего времени

Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. В чём отличие стихотворной и прозаической речи?

2.С какими двусложными стихотворными размерами вы сегодня познакомились?

3. Какие узнали способы рифмовки, виды рифм?

4. Какова роль тропов в стихотворении?

Вы можете спросить, зачем вам нужно изучать стихотворные размеры, ведь поэтами вы становиться не собираетесь. Как знать, а вдруг кто – то из вас в дальнейшем станет поэтом и прославит и школу, и вашу Родину, кто – то выберет другой путь в жизни. Главное, что знания всегда необходимы и никому ещё не помешали.

Задавание домашнего задания.

Определить размер у любого стихотворения Пушкина.

источник

Цели урока:

  • формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;
  • воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых – безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога – ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-

так говорит Автор в романе Пушкина “Евгений Онегин” о своем герое – Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог запомнить таких простых вещей? Или учителя плохо объясняли?

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН [2]

“И что же делать с этим словом?” – спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

2. Определение стихотворных размеров

ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х – ХОРЕЙ)

ХОРЕЙ – (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба “Зелёная лампа” придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хор хореем распевает:
Раз – удар, два – пропускает, –
Третий, пятый слог – ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее :
“Воды – воды – воды лей”, –
Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым – все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) – первый кирпичик.

Вспомним снова “Евгения Онегина”.

Итак, уважаемый Автор, говорите, “не мог он ямба от хорея” отличить? А подставим-ка мы вторую букву к первой!

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)

ЯМБ – (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха (“Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил. “. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба “Зелёная лампа” придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог – там “ударять”.
Поможет выявить нам ямб
Повтор: “ВодА – водА- водА,
ВодА – водА – водА – водА”, –
Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб – это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) – второй кирпичик.

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д – дактиль)

ДАКТИЛЬ – (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы (“ВЫрыта зАступом Яма глубОкая”, И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль – он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
“Золото – золото”, – вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.

Следующий кирпичик в нашей пирамиде – это амфибрахий (Ам):

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)

АМФИБРАХИЙ – (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (“Не вЕтер бушУет над бОром”). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный – желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Второй из трёхсложных размер – амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове “железо”,
Оно нам не менее злата полезно.
“Железо – железо”, – подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)

АНАПЕСТ – (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (“ТАм, в ночнОй завывАющей стУже”, А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Читайте также:  На какую глубину садить лук на зиму

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

А анапест – последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
“Серебро – серебро”, – надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть “два этажа”. Верхний – это два слога, один из которых ударный. Нижний – это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти “этажи” называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники.

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан – последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных.

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”?

ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.

Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:

а – хорей; б – ямб; в – дактиль; г – амфибрахий; если ответ “анапест” – все окошечки в строчке остаются пустыми.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать статьи в учебнике “Двусложные размеры стиха”, “Трёхсложные размеры стиха”, выполнить задания с.105-106 (определить стихотворные размеры)

источник

Стихосложение – организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.

В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип.

Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).

Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие.

Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.
(В. Маяковский – 1917)

Четверостишие — строфическое образование из четырех стихов.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот.
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот
(А. Ахматова – 1911)

Стопа (лат. нога, ступня) — структурная единица стиха.

Стопа (лат. — нога, стопа, ступня) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

Стопа – группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп.

Стопы — сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:

  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога – ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб . );
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль . ).

Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением).

Акцентные системы стихосложения
Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы:

  1. Силлабическое,
  2. Тоническое,
  3. Силлабо-тоническое — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения Характеристика Пример
1. Силлабическая

(фиксируется число слогов) Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;
обязательная рифма С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи
Воду несучи
Небо закрыли,
В страх помутили!
(В.К.Тредиаковский – Описание грозы) 2. Тоническая

(фиксируется число ударений) Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов;
число безударных слогов между ударениями варьируется свободно Вьется улица-змея.
Дома вдоль змеи.
Улица – моя.
Дома – мои.
(В.В.Маяковский – поэма «Хорошо!») 3. Силлабо-тоническая

(фиксируется число слогов и количество ударных позиций) Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
(М.Ю.Лермонтов – Мцыри)

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

Система стихосложения, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.

Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

  1. Хорей
  2. Ямб
  3. Дактиль
  4. Амфибрахий
  5. Анапест

Стихотворный размер – это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

источник

Adblock
detector