Меню

Дополнения и обстоятельства в русском

Второстепенные члены в предложении нужны для пояснения главных. Их присутствие автоматически указывает на распространенность. По грамматическим значениям данный вид членов предложения разделяют на следующие группы: определение, дополнение и обстоятельство.

К второстепенным членам предложения относятся определение, дополнение, обстоятельство. Они могут зависеть не только друг от друга, но и от сказуемого и подлежащего.

Определить член предложения возможно по вопросам. У подлежащего это вопрос «кто?» или «что?» у сказуемого — «что делает?». Определение, дополнение и обстоятельство имеют свои вопросы, которые необходимо хорошо знать, чтобы уметь верно находить их в тексте.

Таблица главных (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения с вопросами.

Определение — это второстепенный член предложения, описывающий признак или качество предмета. К нему возможно задать следующие вопросы: какой, который, чей. На письме он подчеркивается волнистой линией. Данный член предложения может быть согласованным и несогласованным. Первая группа «живет в согласии» с главным словом в числе и в падеже: если один показатель изменился — меняется и второй.

Плюшевая собачка — о плюшевой собачке;
Первый отряд — первым отрядом.

Несогласованное определение не совпадает в числе и падеже; словосочетания в этом случае образуются по типу примыкания или управления. При изменении формы главного слова зависимое продолжает оставаться в первоначальном виде.
Женщина в юбке — о женщине в юбке ; девочка с персиками — девочкой с персиками.
Зависимое слово в несогласованном определении также может быть выражено:

  • инфинитивом: желание побеждать ,
  • наречием: бег трусцой ,
  • притяжательным местоимением: ее кошка.

Определение выражается приложением, которое чаще всего будет являться именем существительным. Данная форма поясняет информацию о предмете или лице, дает подробную характеристику чему-либо.
Хозяин, радушный человек, пустил их переночевать.

Чтобы определить согласованное перед вами определение или нет, необходимо предпринять следующие шаги:

  • задать вопрос от главного слова к зависимому. Мама надела красное платье. Платье (какое?) красное;
  • установить, что обозначает и какой член предложения будет пояснять (обозначает признак предмета и поясняет дополнение);
  • определить, какой частью речи является: красное (прилагательное);
  • установить вид подчинительной связи: согласование;
  • определить — словосочетание согласованное или нет: согласованное.

Данный член предложения может выражаться:

  • именем прилагательным : красная ручка,
  • порядковым числительным: пятая кнопка,
  • причастием : танцующее пламя,
  • наречием:рубаха нараспашку ,
  • инфинитивом: желание жить.

Дополнение обозначает предмет, на который направлено конкретное действие; деятельность предмета, его характеристика. Выражается такими же частями речи, что и подлежащее: чаще всего это имя существительное или местоимение-существительное. На письме такой второстепенный член подчеркивается пунктирной линией. Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?

Он рисует картины и мечтает о славе. Рисует (что?) картины; мечтает (о чем?) о славе.
Может выражаться любой частью речи, которая возьмет на себя функцию имени существительного.
В предложениях выражено:

  • числительным: раздели восемь на два,
  • фразеологической единицей: тебе рекомендовали не считать ворон,
  • инфинитивом: мы решили собраться.

Все дополнения можно поделить на прямые и косвенные. Прямое — находится в винительном падеже и не имеет предлога (выбирать альбом) , либо в родительном падеже при отрицательном глаголе (не смотреть на недостатки ). Во всех остальных ситуациях дополнение является косвенным (говорить о любви, уважение к брату ).

Если вам необходимо отыскать дополнение в предложение, проделайте следующие шаги:

  • Малыши остались без сладкого
  • Обозначьте главные члены. Подлежащее и сказуемое: малыши остались.
  • Среди второстепенных — выберите существительное. Второстепенный член «без сладкого» выражен именем существительным.
  • С помощью вопроса обозначьте их связь с главным. Остались (без чего?) без сладкого.
  • Определите падеж, если он косвенный, то это дополнение. К косвенным падежам относятся все, кроме именительного. Существительное малыши стоит в родительном падеже. Является дополнением.

Обстоятельство вносит пояснение и обозначает условие, при которых совершение действия будет возможным. Отвечает он на следующие вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем, вопреки чему, при каком условии. При выполнении синтаксического разбора предложения обстоятельство обозначают пунктирной линией с точками.

Способы выражения обстоятельств:

  • наречие: вышивала Лиза красиво ;
  • имена существительные в форме косвенного падежа с предлогом:в пятницу мы не спали до самого утра ;
  • деепричастие: потянувшись , дочка встала с кровати;
  • инфинитив: я хотела узнать, как ты живешь .

В зависимости от значения все обстоятельства делятся на различные смысловые группы:

  • Место — пошел (куда?) в школу. Обстоятельство обозначает путь, направление или место действия.
  • Причины — отменили (почему?) из-за карантина . Выражает повод, мотив или причину для того, чтобы конкретное действие совершилось.
  • Время — приедет (когда?) завтра. Второстепенный член обозначает временной промежуток.
  • Уступки — несмотря на недомогание. Обозначает условие, вопреки которому действие все равно будет осуществлено.
  • Мера и степень — красивый (в какой степени?) очень. Обстоятельство выражает степень проявления конкретного признака.
  • Сравнение — белый, как снег.
  • Цель — учиться (с какой целью?) для получения аттестата. Конкретизирует цель совершенного действия.
  • Образ действия — идти (как?) бесшумно . Дает характеристику действию или рассказывает о способе, с помощью которого оно было совершено.
  • Условие — при необходимости (при каком условии?) можно созвониться. Указывает на условие совершения конкретного действия.

Второстепенные члены служат для пояснения или определения значимых слов. С их помощью в тексте появляются дополнительные оттенки значения и авторская оценка. Нередко второстепенные члены выступают таковыми только с синтаксической стороны, а по содержанию их роль бывает даже важней, чем та информация, которую несут в себе подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения.

источник

Как отличить обстоятельство и дополнение в русском языке, когда второстепенный член предложения выражен существительным?

В интернете и в учебниках много чего понаписано, есть примеры. Но все они заканчиваются, как правило, только одним ответом, без обсуждения.
Например: Кот лакает молоко из мисочки.
Кот — подлежащее 主语, лакает — сказуемое 谓语, молоко — дополнение 宾语
А вот с “из мисочки” уже вопрос. В интернете пишут, что, мол, можно задать лишь вопрос “из чего?”. Позиционируют этот второстепенный член предложения как второе дополнение. Достаточно заметно, что этот ответ на пол-интернета бездумно скопирован (скорее всего, из какого-то учебника).

Я смотрю на эти ответы как баран на новые ворота. Хоть убей, не пойму, почему нельзя задать вопрос обстоятельства “откуда?”, “где он его берёт?”. Может он его со стола слизывает (если придираться к предлогу “из”) — “из мисочки” вполне можно заменить на “со стола” (а лакает при этом заменить на слизывает). Смысл, конечно, несколько изменится, но грамматика-то — нет! Посмотрим перевод на китайский:
猫从碗里舔牛奶。
Этот второстепенный член предложения как раз оказывается в том самом месте, где должно стоять обстоятельство, и не просто обстоятельство, а обстоятельство места.

Или второй пример: Над водой туман.
Какой вопрос задать, “Над чем?” или “Где?”? Я бы поставил второй вопрос. В китайском получается также:
烟雾在水面上。

Читайте также:  Как правильно вырастить хризантему из черенка

Третий пример: У матросов кипит работа!
Тут двояко, и зависит от контекста. С одной стороны, это дополнение, т.к. можно поставить вопрос “у кого?”. И для перевода не вижу другого способа, кроме как перефразировать в “Матросы старательно работают”, из-за чего дополнение превратится в подлежащее:
水手努力工作
С другой стороны, контекст вполне может также указывать на место действия, то есть “где?”: не у пушкарей, не у штабных, не у ракетчиков, не у смешанной команды из матросов и пехотинцев, а вон там, где лишь одни матросы собрались: “Посмотри направо, нет, не туда, где танкисты, а туда, где матросы. Видишь? У матросов, кипит работа!”
你看到了没有,在水手团那边工作很顺利!

Возможно, покажусь смешным — родной язык ведь знать должен хорошо. Но никогда не вникал в грамматику, а сдав школьные экзамены, благополучно забил на забыл то немногое что знал. В любом случае буду раз любым комментариям!

А зачем? Если теория, то одно, а если школьная задачка, то другое.
В русском считаю косвенное дополнение проблемой теории (типа “писать ручкой”).

Цитата: 5. В некоторых случаях обстоятельство можно калифицировать одновременно и как дополнение, если учитывать переходные явления в области второстепенных членов предложения, явления синкретизма (о чём Вам кто-то уже выше написал).
Вопрос о второстепенных членах предложения в русистике не получил однозначного решения. Представители логического направления (А.Х.Востоков, Н.И.Греч) основой для их выделения считали значение. Ф. И. Буслаев предложил выделять второстепенные члены предложения «по синтаксическому употреблению» и «по значению». Он утвердил в синтаксисе понятия определения, дополнения и обстоятельства. На данном этапе развитии науки плодотворным является структурно-семантический подход к выделению второстепенных членов предложения. При определении их типов учитывается:
1. Семантика и способ выражения словоформ, выступающих в роли второстепенного члена предложения.
2. Вхождение или не вхождение словоформы в словосочетание в качестве зависимого компонента.
3. Отнесённость словоформы к слову или к основе предложения.
4. Роль словоформы в формировании семантической и синтаксической структуры распространённого предложения.

Далее процитирую В. В. Бабайцеву (автора многих учебников по русскому языку для средних и старших классов, по которым большинство из нас изучало русский язык) из её монографии «Явления переходности в грамматике русского языка» (М.: «Дрофа», 2000):«Вопрос о классификации членов предложения яляется одним их самых дискуссионных в русской лингвистике. Для многочисленных работ, посвящённых разграничению членов предложения, характерно стремление однозначно квалифицировать члены предложения(с. 416). Основной причиной негативного отношения к классической схеме членов предложения является синкретизм многих членов предложения, невозможность их однозначной квалификации (с. 417). Изучение семантической структуры предложения, явлений синхронной переходности и синкретизма, дифференциация однозначных и многозначных, типичных и синкретичных членов предложения, изучение синтаксических связей и отношений и т. д. позволили с новых теоретических позиций строить подлинную с и с т е м у членов предложения и решать задачи квалификации традиционно выделяемых «трудных случаев» и не только (с. 418) Синкретизм в системе членов предложения – это совмещение (синтез) в одном члене предложения дифференциальных признаков разных членов предложения, разных их функций (с. 419).
С и н к р е т и ч н ы е д о п о л н е н и я:
Тихо льётся (с чего? откуда?) с клёнов листьев медь (С. Есенин).
Осыпался с берёзы (с чего? откуда?) лист (В. Майков).
Чуть-чуть тронулся, пожелтел (на чём? где?) на деревьях лист (И. Соколо-Микитов).
На базе дополнений с разнообразными объектными значениями формируются обстоятельста причины, цели, ситуации и др., поэтому многие обстоятельственные дополнения занимают промежуточное положение и могут быть квалифицированы как объектные обстоятельства.
С и н к р е т и ч н ы е о б с т о я т е л ь с т в а (с. 427): На основе структурной схемы обстоятельств места, времени, условия формируется обстоятельство обстановки (ситуации), а на базе структурной схемы дополнений – обстоятельство состояния (с. 430). Различие в обстоятельственных значениях словоформ с предлогом НА очевидно в следующем предложении:
Снег на крышах и деревьях пронзительно яркий, как на солнце, и воздух, как после весеннего дождя. (И. Герасимов). На крышах и деревьях – обстоятельства места (с осложняющим объектным компонентом), на солнце – обстоятельство обстановки (ситуации, с осложняющим условным компонентом): на солнце – при солнце (предлог при характерен для обстоятельств условия) (с. 431)».
Наиболее ярко синктеризм проявляется в употреблении обстоятельственных по значению словоформ (пространственных, временных, причинных и т.п.) при отглагольных существительных. Предметное значение определяемого слова обусловливает атрибутивный характер отношений (характеристики предмета), но зависимое слово не утрачивает обстоятельственного значения: Первая поездка н а В о л г у была неудачна (К.Паустовский). Такой переходный второстепенный член с «двойным» значением можно квалифицировать как обстоятельственное определение.

Это что, десятки лет именитые русисты изучали русский язык. А на деле выходит, что сами же учёные между собой ещё как следует не разобрались? Зачем тогда детям в головы в школе вбивают то, что ещё плохо изучено?

Когда-то взял с собой в Китай книжку “Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся” М.Т. Баранов, Т.А.Костяева, А.В. Прудникова; издательство Москва, “Просвещение”, 1989 г. Многое в ней непонятно. То есть, понятно, что пишут, но не согласен с некоторыми выводами, которые в этой книжке приводятся. Эта книжка для школьников и абитуриентов, но про синкретизм там ничего не нашёл.

Нужно для двух целей:
а) чтобы лучше понимать, что пишут в учебниках по грамматике китайского языка. Без базовых знаний грамматики русского, многое там непонятно. Да и не только китайского, но и английского тоже. Возникает множество ошибок с порядком слов.
б) для перевода в направлении русский-китайский. Особенно, когда попадаются простые, но перегруженные оборотами, предложения. Для простых фраз перевод всплывает в голове сам-собой. А при переводе сложных фраз начинаю тупить. Разделение главных и второстепенных членов в исходном сообщении, рассмотрение второстепенных членов, чем они будут в китайском тексте (宾语,状语,定语) помогает расставить их по-порядку.

g1007, китайскую теорию можно изучать самостоятельно, без знания русской, достаточно понимания терминологии (что такое дополнение и обстоятельство по сути).

Касательно членов предложений и частей речи, может отличаться сильно: у меня болит голова = 我头疼.
Надо понимать, что тут много условностей, на уровне определений, если лишь чуть поменять определение, то получится другая картина. Абстолютного определиния нет, есть лишь общепринятое на данные момент. И в разных языках может быть разные определения одного и того же.

2018.08.18 g1007 А на деле выходит, что сами же учёные между собой ещё как следует не разобрались? Зачем тогда детям в головы в школе вбивают то, что ещё плохо изучено?

2018.08.18 бкрс Нуу как бы абсолютного знания нет и чем сложнее область, тем больше протеворечий. Особенно там, где всё зависит от определений, как в грамматике естественных языков.

В грамматике каждого языка есть свои белые пятна, на которые, на самом деле, натолкнуться легко.

Читайте также:  Как готовить многолетники к зиме

1) В русском, к примеру, даже нет универсальных словоформ для сопряжения имен собственных с числительными. Классический вопрос вида “два Ильи, три Ильи, четыре Ильи, пять. кого?” имеет правильный ответ вида “устойчивой формы в языке нет”.
2) Другой пример – “автобус обогнал троллейбус” – это пример грамматически правильной фразы, в которой нельзя даже однозначно выделить подлежащее, не то что ваши там дополнения или обстоятельства
3) В китайском, кстати (я специально этот вопрос обсуждал с местным профессором лингвистом) отсутствует однозначный алгоритм для определения, когда и какие 的 опускать в сложной фразе, в которой три места для 的 или больше. Десятка излагаемых в учебниках правил по употреблению 的 недостаточно, то есть “софт не напишешь”.

источник

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, связанный с действием, и отвечает на вопросы косвенных падежей, обычно стоит после слова, которое распространяет. Дополнение может относиться к глаголам, существительным, прилагательным, наречиям, например: Они верили (во что?) в эти каракули (в эти каракули – дополнение). Он знал цену (чему?) таким разговорам (таким разговорам – дополнение).

Дополнение может выражаться существительными, местоимениями, реже количественными чиислительными, инфинитивом, субстантивированными словами, синтаксически неделимыми словосочетаниями, например: Из десяти вычесть пять.(из десяти пять -дополнение). Они просили его разобраться (разобраться – дополнение).

Дополнение, обозначающее предмет, на который непосредственно направлено действие называется прямым. Прямое дополнение в предложении относится к переходному глаголу и выражается следующими формами:

  • формой беспредложного винительного падежа существительных, местоимений, субстантивированных слов, например: Ночью я видел (что?) берёзы (берёзы- дополнение). Он увидел (кого?) меня и замер (меня – дополнение).
  • формой беспредложного родительного падежа: а) если дополнение обозначает прямой объект (делимое вещество), который охватывается действием частично (такой родительный падеж называется разделительным), например: А ведь вы правы: всё лучше выпить (чего?) чайку (чайку – дополнение); б) при переходных глаголах с отрицанием не (родительный при отрицании), например: Но он не рассмотрел (чего?) лица (лица- дополнение);
  • формой дательного падежа прямого объекта с предлогом по (дательный распределительный), напрмиер: дать по апельсину, посадить по дереву, взять по яблоку.

Дополнения, выраженные формами других падежей, называются косвенными, например: В медведя выстрелил лесник (медведя – дополнение). Тихонов взял ружьё и осторожно подошёл к лежащему (к лежащему – дополнение).

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, причину, цель, условие, образ и степень действия; характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как? при каком условии? и др.

По значению обстоятельства традиционно подразделяются на обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа и степени действия. Обстоятельства выражаются наречиями, существительными в косвенных падежах с предлогами или синтаксически неделимыми сочетаниями: наречие с существительным и количественное числительное с существительным.

  • обстоятельства места обозначают место действия или нахождения предмета, направленность движения и отвечают на вопросы где? куда? откуда?. Они относятся к глаголу-сказуемому или другому члену предложения, обозначающему действие или состояние;
  • обстоятельства времени указывают на время действия, его начало, продолжительность или окончание и отвечает на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго?;
  • обстоятельства образа действия обозначают качество или способ действия и состояние, отвечают на вопросы как? каким образом?;
  • обстоятельства степени действия дают количественную характеристику действия или признака, отвечают на вопрос сколько? в какой мере? в какой степени?;
  • обстоятельства причины указывают на причину или повод, основание действия или признака и отвечают на вопросы почему? отчего? вследствие чего? зачем? по какой причине?;
  • обстоятельства цели обозначают цель действия и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?;
  • обстоятельства условия обозначают предпосылку, условие, при которых происходит описываемое событие, отвечают на вопрос при каком условии?;
  • обстоятельства уступки обозначают условие, вопреки которому совершается событие, и отвечают на вопросы вопреки чему? несмотря на что?

Все неприличные комментарии будут удаляться.

источник

В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

Приложения рассматриваются обычно как разновид­ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа – лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 – я убедился ; 2 – мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю, причем оно находится внутри главного предложения.

Проверить знания
пунктуации
поможет практикум
по русскому языку:

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

    Определение отвечает на вопросы какой? чей?

Красное платье; весёлый мальчик.

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Читайте также:  Как из дома вывести лягушек из дома

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки. Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки .

Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»

источник

Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу. Они распространяют главные и другие второстепенные члены, содержат компоненты смысла, нужные для более детальной передачи информации. Сравним:

(информация представлена без детализации)

Маленький мальчик медленно ест суп.

(информация представлено более детально благодаря второстепенным членам)

Дополнение – это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого (или других членов предложения) и отвечает на вопросы косвенных падежей. Например:

Как выражается дополнение

1. Именем существительным в косвенных падежах без предлога или с предлогами:

Мы встретились с Анной на площади. Я подарил ей цветы.

2. Кроме собственно существительных распространено выражение дополнения словами в функции существительного: прилагательными и причастиями, образованными переходом в другую часть речи, например: больной, влюблённый, участвующие, встречающие и т.п.:

Старик смотрел на молодых с улыбкой.

4. Как существительные, так и слова в функции существительных могут заменяться соответствующими местоимениями:

Старик смотрел на них с улыбкой.

Доктор посоветовал ему много гулять.

6. В качестве дополнения могут выступать синтаксически неделимые словосочетания или устойчивые лексические сочетания (=фразеологизмы):

Мы прочитали несколько книг.

(несколько книг – синтаксически неделимое словосочетание, нельзя сказать: Мы прочитали книг. Или: Мы прочитали несколько)

Следует различать прямое и косвенное дополнение.

Прямое и косвенное дополнение

Прямое дополнение – это дополнение в форме В.п. без предлога. Оно относится к глаголу и употребляется после переходных глаголов:

Прямое дополнение может быть и в форме Р.п., если:

  • обозначается часть предмета, определённое количество, например, немного: выпить воды, поесть супа;
  • при переходном глаголе есть отрицание не: не выстроили нового здания, не выполнил домашнего задания.

Все другие случаи дополнения называются косвенным дополнением.

Определение – это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?

Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.

Согласованное и несогласованное определение

Согласованное определение – это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами – согласование. Например:

Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.

(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой)

Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами – существительными в роде, числе и падеже.

Согласованные определения выражаются:

1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;

2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;

3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;

4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.

Но определение может быть и несогласованным. Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:

Несогласованное определение на основе управления:

Книга мамы лежала на тумбочке.

Ср.: книга мамы – мамина книга
(мамина книга – это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы – несогласованное, тип связи – управление)

Несогласованное определение на основе примыкания:

Хочу купить ей подарок подороже.

Ср.: подарок подороже – подарок дорогой
(подарок подороже – несогласованное определение, тип связи – примыкание, а подарок дорогой – согласованное определение, тип связи – согласование)

К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.

Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.

Ср.: центр в пять этажей – пятиэтажный центр
(центр в пять этажей – несогласованное определение, тип связи – управление, а пятиэтажный центр – согласованное определение, тип связи – согласование)

В комнату вошла девочка с голубыми волосами.

(девочка с голубыми волосами – несогласованное определение, тип связи – управление.)

В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:

Остановка автобуса перенесена.

Бабушка приготовила мясо по-французски.

3) глагол в неопределённой форме:

У неё было умение слушать.

(слушать – глагол в неопределённой форме)

4) сравнительная степень прилагательного:

Он всегда выбирает путь полегче, а она – задачи потруднее.

(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)

(её – притяжательное местоимение)

6) синтаксически неделимое словосочетание

(высшей категории – синтаксически неделимое словосочетание)

Особым видом определения является приложение. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:

Я люблю свою сестру – малышку.

В гостинице со мной жила группа туристов – японцев.

Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:

Я увидела набережную реки Сухоны.

(Сухоны – согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)

Сын прочитал сказку «Золушка».

(«Золушка» – несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого.

Поскольку значения обстоятельств разнообразны, то обстоятельства классифицируют по значению. Каждому значению соответствуют свои вопросы.

Разряды обстоятельств по значению
Выделяются следующие разряды обстоятельств по значению.

  1. Образа действия – как? каким образом?: Дети громко смеялись.
  2. Меры и степени – как? в какой степени?: Мы устали до изнеможения.
  3. Места – где? куда? откуда?: Все вокруг танцевали. Он смотрел вдаль. Отец вернулся с работы.
  4. Времени – когда? как долго? с каких пор? до каких пор? во сколько?: Мы ждали приёма врача около десяти минут.
  5. Условия – при каком условии?: При желании каждый может учиться лучше.
  6. Причины – почему? отчего?: Маша пропустила уроки по болезни. Мы не пошли в лес из-за дождя.
  7. Цели – зачем? для чего?: Она приехала в Ялту на отдых.
  8. Уступки – несмотря на что? вопреки чему?: Несмотря на усталость, мать была весела.

Обстоятельства выражаются

1) наречиями: быстро, громко, весело;
2) существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без предлога: в лесу, ко вторнику, неделю;
3) местоимениями: в нём, над ним, под ним;
4) деепричастиями и деепричастными оборотами: лёжа на печи, удачи не встретишь;
5) неопределённой формой глагола: я пришёл поговорить;
6) фразеологическим оборотом: он работал спустя рукава;
7) обстоятельства образа действия выражаются сравнительными оборотами: Кварцевый песок сверкал, как февральский снег на солнце.

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

источник

Adblock
detector