Меню Рубрики

Что значит именные словосочетания примеры

Именные сло­во­со­че­та­ния — это соче­та­ния, в кото­рых глав­ным явля­ет­ся сло­во, при­над­ле­жа­щее к имен­ной части речи. Приведем при­ме­ры имен­ных сло­во­со­че­та­ний.

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве может быть зави­си­мое сло­во. Например, при гла­го­ле «рисо­вать» могут быть зави­си­мые сло­ва:

Два сло­ва, глав­ное и зави­си­мое, состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Слова в нем свя­за­ны меж­ду собой по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. Причем глав­ное сло­во дик­ту­ет опре­де­лен­ную связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. Такая связь явля­ет­ся под­чи­ни­тель­ной.

Подчинительная связь выра­жа­ет отно­ше­ние меж­ду син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми сло­ва­ми, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым.

Главное сло­во может быть выра­же­но лек­се­ма­ми, при­над­ле­жа­щи­ми к раз­ны­ми частям речи:

  • гла­го­лом и гла­голь­ны­ми фор­ма­ми (идти быст­ро, усме­ха­ясь иро­нич­но);
  • суще­стви­тель­ным (домик у реки);
  • при­ла­га­тель­ным (склон­ный к пол­но­те);
  • наре­чи­ем (вдво­ем с подру­гой) и пр.

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи выра­же­но глав­ное сло­во, раз­ли­ча­ют типы сло­во­со­че­та­ний:

Если в сло­во­со­че­та­нии глав­ное сло­во выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, место­име­ни­ем или чис­ли­тель­ным, тогда речь идет об имен­ных сло­во­со­че­та­ни­ях.

  • сто­рож­ка в лесу (суще­стви­тель­ное);
  • рад отве­тить (при­ла­га­тель­ное);
  • тре­тий по сче­ту (чис­ли­тель­ное);
  • кто-то из вас (место­име­ние).

Различают суб­стан­тив­ные и адъ­ек­тив­ные имен­ные сло­во­со­че­та­ния.

Латинское сло­во substantivum зна­чит «имя суще­стви­тель­ное». Таким обра­зом, глав­ным сло­вом суб­стан­тив­но­го сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся лек­се­ма, при­над­ле­жа­щая к этой части речи.

Приведем при­ме­ры имен­ных сло­во­со­че­та­ний с суще­стви­тель­ным.

1. Существительное + суще­стви­тель­ное (с пред­ло­гом и без него) свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния:

2. Существительное + при­ла­га­тель­ное:

3. Существительное + местоимение-прилагательное:

4. Существительное + поряд­ко­вое чис­ли­тель­ное:

5. Существительное с при­ча­сти­ем:

6. Существительное с наре­чи­ем свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью при­мы­ка­ния:

7. Существительное + инфи­ни­тив (при­мы­ка­ние):

Латинское сло­во adjectivum обо­зна­ча­ет «имя при­ла­га­тель­ное». Этот вид имен­ных сло­во­со­че­та­ний содер­жит в себе в каче­стве глав­но­го сло­ва имя при­ла­га­тель­ное.

1. С зави­си­мым суще­стви­тель­ным (связь управ­ле­ния):

2. С зави­си­мым место­име­ни­ем (связь управ­ле­ния):

3. С зави­си­мым наре­чи­ем (при­мы­ка­ние):

4. С инфи­ни­ти­вом (при­мы­ка­ние):

В этих имен­ных сло­во­со­че­та­ни­ях суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь управ­ле­ния:

источник

Простое словосочетание – разновидность словосочетания, состоящего из двух компонентов, один из которых является главным, опорным компонентом (см.), другой – зависимым компонентом (см.). Примеры: выдавать зарплату, вдали от родины, мощное притяжение, весьма красивый. В простых словосочетаниях выражаются объектные, субъектные, определительные отношения, различные типы обстоятельственных отношений (целевые, пространственные, причинные, отношения меры и степени и т.д.).

Опорный (главный) компонент словосочетания – компонент в составе словосочетания, от которого грамматически зависят все остальные его компоненты. Через опорный компонент словосочетание входит в состав предложения.

Глагольные словосочетания– типсловосочетаний, опорные компоненты которых выражены глагольными словоформами: бежать вприпрыжку, разговариваю с другом, направляясь к парку.

Именные словосочетания – тип словосочетаний, опорные компоненты которых выражены именными частями речи. Именные словосочетания подразделяются на подтипы в зависимости от того, какой именной частью речи представлены их опорные компоненты: словосочетания субстантивные (см.), адъективные (см.), нумеративные (см.), прономинальные (или местоимённые) (см.).

Субстантивные словосочетания –типпростых словосочетаний, опорные компоненты которых представлены именами существительными: прекрасный вид, взгляд искоса, желание учиться.

Адъективые словосочетания – простые словосочетания, опорные компоненты которых представлены именами прилагательными (т. е. адъективами): красный от стыда, очень красивый.

Нумеративные словосочетания – простые словосочетания, опорные компоненты которых представлены именами числительными: пять карандашей, первый из вошедших, семеро смелых.

Прономинальные словосочетания –простые словосочетания, опорные компоненты которых представлены местоименими: мы с друзьями, кто-то из пришедших, о чём-то неизвестном.

Местоимённые словосочетания –то же, что и прономинальные словосочетания (см.).

Наречные словосочетания –простые словосочетания, опорные конпоненты которых представлены наречиями: весьма привлекательно, очень красиво, чрезвычайно сложно, наискосок от дома.

Адвербиальные словосочетания– то же, что и наречные словосочетания (см.).

Компаративные словосочетания –простые словосочетания, опорные компоненты которых выражены компаративами, т.е. прилагательными или наречиями в форме сравнительной степени: выше дома, быстрее лани, белее снега.

Смысловые отношения в словосочетании – те дополнительные абстрактные смыслы, которые возникают в результате установления связи между словами и ради выражения которых создаются словосочетания. Смысловые отношения, возникающие в словосочетаниях описываются с помощью терминов: объектные отношения (см.), субъектные отношения (см.), определительные отношения (см.), обстоятельственные отношения (см.), комплетивные отношения (см.)

Объектные отношенияв словосочетаниивозникают между словом со значением действия, состояния, признака и наименованием предмета (в широком понимании), являющегося объектом, на который направлены или с которым связаны действие, состояние или признак. Объектные отношения выявляются с помощью вопросов косвенных падежей. (болеть – чем? – ангиной; способный – к чему? – к математике; наедине – с кем? – с другом). В зависимости от того, как осмысляется объект, объектные отношения подразделяются на подтипы, наиболее частотными среди которых являются: а) отношения прямого объекта: копать землю, любить родителей; б) отношения орудийного (или инструментального) объекта: копать лопатой, писать ручкой, работать на станке, приехать на поезде; в) отношения адресатного объекта: писать другу, купить (магнитофон) для сына; г) отношения содержания (или делиберативные отношения): заниматься музыкой, думать о поездке, болеть ангиной, учиться танцевать, научиться читать; д) отношения совместности: говорить с детьми, дружить с ребятами, находиться при друзьях, поехать вместе с родителями.

Субъектные отношения в словосочетании– смысловые отношения, реализуемые в словосочетаниях, в которых опорное слово обозначает действие или состояние, а зависимое слово указывает на субъект этого действия или состояния: рассказ учителя, гонимый ветром.

Определительные отношенияв словосочетаниивозникают между наименованиями предметов и их признаков, свойств, качеств. Определительные отношения выявляются с помощью вопросов какой?, чей?, который?:веселый человек, пятый номер, шуба отца, платье в горошек, этот дом, смеющийся человек. Выделяются подтипы определительных отношений: а)качественно-определительные (красный цветок, превосходная затея, яркое солнышко, короткое платье, юбка мини); б)относительно-определительные (молочная бутылка, железная кровать, шуба из норки, девочка с косичками); в) посессивно-определительные (бабушкин халат, сестрина блузка, заячья нора, его ботинки, своя деревня); указательно-определительные (такая мысль, любой вопрос, иной подход, данное предложение); количественно-определительные (первый семестр, двадцатый номер).

Атрибутивные отношения– то же, что и определительныеотношения (см.).

Обстоятельственные отношенияв словосочетанииотражают внутренние или внешние характеристики какого-либо признака, состояния, действия. Обстоятельственные отношения подразделяются на подтипы: образа действия (мило улыбаться, идти медленно), меры и степени (очень красивый, крайне трудно), сравнения (блестеть золотом, смотреть волком), временные (прийти поздно, приехать через год, работать вечерами), пространственные (расположиться у реки, уйти далеко), целевые (бродить без цели, поступить назло), причинные (поседеть от горя, сказать сгоряча), условные (работать при содействии коллег, поддержать в случае опасности), уступительные (сделать вопреки требованиям, не выполнить несмотря на поддержку) и некот. др.

Синкретичные отношенияв словосочетаниикомплексные отношения, т.е. отношения, представляющие собой своеобразный синтез двух (или более) типов отношений, например: отношения сравнительно-определительные (бородка клином), пространственно-определительные: сад при школе, поездка на море и т.д..

Комплетивные отношения – отношения восполнения семантически несамодостаточного главного слова в составе словосочетания. Термин «комплетивные отношения» используется в тех случаях, когда к отношению, выражаемому в том или ином словосочетании, невозможно применить ни один из известных терминов, таких как: объектные, субъектные, определительные, обстоятельственные. Словосочетания с комплетивными отношениями выполняют в предложении роль составного члена предложения: быть учителем, становиться взрослым, казаться веселым, оказаться горячим, стать врачом, начать работать, масса дел, пять книг, четверо друзей, группа студентов, много работы, большинство рабочих, несколько тетрадей и т.д.). При комплетивных отношениях содержательным центром является не опорный, а зависимый компонент словосочетания, поскольку именно он несёт основную семантическую нагрузку.

Сила подчинительной связи – степень необходимости зависимого компонента при опорном слове. Подчинительная связь может быть сильной (или обязательной) и слабой (или факультативной). О понятиях сильная подчинительная связь и слабая подчинительная связь см. в разделе «Синтаксическая связь».

Структурная схема словосочетания – абстрактный образец, по которому конструируется множество однотипных словосочетаний. Структурная схема обозначается с помощью знаков-символов, в которых обобщаются такие синтаксически существенные формальные признаки опорного и зависимого компонентов словосочетания, как: а) часть речи стержневого компонента: б) часть речи и форма зависимого компонента. В структурной схеме используются следующие знаки-символы: N (лат. nomen) – для обозначения имени существительного (нижним цифровым индексом при знаке N указывается падежная форма, например N2 – имя существительное в родительном падеже); V (лат. verbum) – для обозначения глагола в роли стержневого компонента словосочетания; Inf (infinitiv) – для обозначения инфинитива; A (лат. adjectivum) – для обозначения прилагательных и адъктивных форм других частей речи – порядковых числительных, местоимений-прилагательных, причастий; Adv (лат. adverbum) – для обозначения наречия (и деепричастия); Praed (лат. praedicatum) – для обозначения предикативного наречия (т.е. категории состояния); Num (лат. numerativum) – для обозначения количественного числительного; Pron (лат. pronomen) – для обозначения местоимения. Примеры: читать книгу, петь песню – VN4; зелёная трава, наш город, читающий ученик, первый экзамен – AN; вдалеке от дороги, направо от меня– Adv от N2; сумка с книгами, мы с друзьями – N с N5 .

Читайте также:  Виферон и генферон что лучше для ребенка

Парадигма словосочетания – система всех возможных форм представления словосочетания в составе предложений. Количество членов в парадигме словосочетания зависит от морфологической характеристики стержневого компонента, ср.: наш дом, нашего дома, нашему дому, с нашим домом, о нашем доме; читать книгу, читаю книгу, читаешь книгу, читая книгу, читающий книгу и т.д.

Функциональная характеристика словосочетаний –характеристика словосочетания с точки зрения его функционирования в составе предложения. Выделяются словосочетания синтаксически разложимые (см.) и синтаксически неразложимые (см.).

Синтаксически разложимые (иличленимые) словосочетания –тип словосочетаний, синтаксические компоненты которых в составе предложения выполняют разные синтаксические функции. Примеры: писать письмо, шагать быстро, длинная дорога.

Синтаксически неразложимые (илинечленимые) словосочетания – тип словосочетаний, которые включаются в предложение как единый блок, выполняющий функцию одного составного члена предложения. Примеры: Я не хочу внимать мрачным прорицателям; Старик с добрыми глазами снова заговорил со мной; Большинство присутствующихмолчало.

Порядок компонентов простого словосочетания – линейное расположение компонентов словосочетания. Различаются два типа словопорядка в составе простого словосочетания – прямой порядок (см.) и обратный порядок (см.).

Прямой порядок компонентов простого словосочетания –наиболее обычный­порядок расположения компонентов словосочетания, отвечающий следующим требованиям: а) согласованный компонент располагается перед опорным именем: высокое дерево, прочитанная книга, отцов дом, моя ручка, первые цветы; б) управляемые компоненты располагаются после опорного (управляющего) слова получить зарплату, относиться с уважением, один из нас, красивее всех; в) для примыкающих слов таких общих правил не существует: они могут занимать позицию и перед и после опорного слова. Строгое правило существует только для примыкающего инфинитива: он должен находиться после опорного слова: можно идти, возможность учиться, рад встретиться, люблю читать.

Обратный порядок компонентов словосочетания –такойизменённый порядоккомпонентов словосочетания, при котором линейное положение компонентов словосочетания не отвечает установленным правилам. Обратный порядок компонентов словосочетания может наблюдаться в составе предложений: Задачи затейливые он решать любил (вместо: Он любил решать затейливые задачи).

Контактное расположение компонентов словосочетания –расположение компонентов словосочетания в составе предложения в непосредственной близости друг к другу.

Дистантное расположение компонентов словосочетания – расположение компонентов словосочетания в составе предложения в удалении друг от друга.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Именное словосочетание ( пр) — это простое существительное, собственное существительное или существительное плюс соответствующие прилагательные либо определители этого существительного. Глагольное словосочетание ( vp) представляет собой глагол или глагол плюс соответствующее наречие либо вспомогательное слово. Предложное словосочетание ( рр) есть с именным словосочетанием, которое следует сразу же за предлогом; функция предложного словосочетания в предложении определяется функцией предлога. С этой точки зрения предложение может быть представлено как упорядоченный набор именных, глагольных и предложных словосочетаний. [1]

Именные словосочетания состоят из имени существительного и стоящих перед ним, определяющих его слов, в число которых могут входить детерминативы — определители существительного ( частицы, местоимения, числительные, прилагательные) и другие существительные. [2]

Именные словосочетания переводятся на русский язык обычно одним словом, например: hunter Abend — концерт, sandi-ger Lehmboden — суглинок. Перевод таких словосочетаний легко найти в словаре. [3]

Именные словосочетания состоят из имени существительного и стоящих перед ним, определяющих его слов, в число которых могут входить детерминативы — определители существительного ( частицы, местоимения, числительные, прилагательные) и другие существительные. [4]

Между именными словосочетаниями , представляющими каждое в отдельности именное словосочетание, также соблюдается пауза. [5]

Обычно у именных словосочетаний изменяется только форма главного слова и определяющих его прилагательных. Возможность такого рода преобразования не может быть обнаружена по синтаксической структуре словосочетания. [6]

Примеры различных структур именных словосочетаний приведены в табл. 9.1. Здесь каждому слову наименования понятия поставлен в соответствие символ синтаксического класса. Стрелками указано направление связей между существительными, существительными и предлогами, а также между существительными и определяющими их прилагательными, если последние расположены справа от существительных. Если прилагательные располагаются слева от определяемых ими существительных, то стрелки не ставятся. В нижних индексах существительных, не являющихся главными словами, указаны падежи. Падежи обозначены начальными буквами их наименований. [7]

Альтернативой пословному подходу служит метод именных словосочетаний [3], суть которого состоит в выделении из текста словосочетаний, состоящих в общем случае из нескольких слов, причем основой такого словосочетания служит существительное. Такие словосочетания можно условно назвать терминами, поскольку они, как правило, имеют проблемно-ориентированный характер. Ясно, что термины более тонко и точно выражают смысл рубрики, чем отдельные слова. [8]

Здесь backnpl — хвостовая часть номер один именного словосочетания , т.е. просто прилагательное и существительное; backnp2 — хвостовая часть номер два именного словосочетания, т.е. само существительное. [9]

Всего было проанализировано более тысячи предложений и именных словосочетаний . В табл. 14.2 — 14.4 приведены количественные данные, характеризующие результаты анализа 100 предложений. [10]

Между именными словосочетаниями, представляющими каждое в отдельности именное словосочетание , также соблюдается пауза. [11]

Наряду с полными буквенными ко-дамй слов в составе именных словосочетаний встречаются также аббревиатуры, буквенно-цифровые обозначения и числа. [12]

Известно, что схема связей между словами в именном словосочетании не всегда может быть правильно построена без привлечения смысла. Но такие случаи очень редки, а неверное построение схем связей обычно не мешает правильному отождествлению понятий. Последнее возможно благодаря тому, что грамматические структуры сравниваемых понятий являются результатом работы одного и того же алгоритма. [13]

Максимальная надежность в определении грамматических классов слов получается в случае именных словосочетаний . [14]

Составление — словаря наименований понятий начинается с пословного кодирования исходного списка именных словосочетаний . Затем производится синтаксический анализ, в результате которого каждое наименование понятия представляется в виде сочетания номеров основ и сопровождается номером грамматической структуры. При этом в сочетании номеров основ на первом месте ставится номер главного слова наименования понятия, а в структурной формуле главному слову и определяющим его прилагательным назначается информация име — — нительный падеж единственного числа. Заключительным этапом составления словаря является сортировка кодов наименований понятий с исключением повторений одинаковых элементов. [15]

источник

В зависимости от принадлежности стержневого слова к той или иной части речи словосочетания делятся на глагольные, субстантивные, адъективные, наречные.

Глагольные словосочетания. В глагольных словосочетаниях в роли главного слова выступает глагол. Например: слушать радио, строить дом, думать об экзамене.

Глагольные словосочетания образуют самую большую группу словосочетаний, так как у глагола самые богатые валентные свойства.

Зависимое слово в глагольных словосочетаниях может быть выражено:

а) именем существительным в косвенных падежах с предлогом и без предлога: учить детей, строить школу, стучать в окно.

б) наречием: учиться хорошо, возвратиться поздно;

в) инфинитивом: просить подождать, ехать отдыхать;

г) деепричастием: идти не оглядываясь;

д) местоимением: слушать его.

К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с причастиями и деепричастиями в роли главного слова, поскольку это глагольные формы: сияющий от счастья, почерневший от пыли, вспоминая о прошлом. В таких словосочетаниях выделяются две начальные формы: сиять от счастья – сияющий от счастья; вспоминать о прошлом – вспоминая о прошлом.

Субстантивные словосочетания. К субстантивным словосочетаниям относятся такие, в которых в роли главного слова выступают имена существительные: заячьи следы, эта река, первое занятие, ветка березы.

Зависимое слово в субстантивных словосочетаниях может быть выражено:

а) именем существительным во всех косвенных падежах, с предлогом и без предлога: сочинение ученика, письмо другу, любовь к человеку;

б) именем прилагательным: пасмурным днем, ударный труд, жаркое лето, высокая мечта;

в) местоимением: наш класс, этот доклад, мой дом ;

г) порядковым числительным: седьмой вагон;

д) причастием: написанная статья, забитые гвозди;

е) наречием: дверь налево, чай вприкуску, судак по-польски;

ж) инфинитивом: счастье жить, мастер говорить.

Адъективные словосочетания. В адъективных словосочетаниях в роли главного слова выступает имя прилагательное. Зависимое слово в адъективных словосочетаниях может быть выражено:

а) именем существительным в родительном, дательном и творительном падежах без предлога и во всех косвенных падежах с предлогами: мягкий по натуре, славный делами, умный от природы, внимательный к людям;

б) местоимением: нужный мне, близкий нам, дружеский со всеми;

в) наречием: поразительно резкий, очень добрый.

Наречные словосочетания. В наречных словосочетаниях в качестве главного слова выступает наречие. Зависимое слово может быть выражено:

Читайте также:  Икра сазана солить в домашних условиях

а) наречием: очень хорошо, удивительно точно;

б) именем существительным: обидно до слез, белее снега;

в) субстантивированным словом: далеко от родных.

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ (КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ).

Между компонентами словосочетания устанавливаются различные семантико-синтаксические отношения, определяемые их лексическими и грамматическими значениями.

Различают следующие типы синтаксических отношений:

а) атрибутивные (определительные);

Атрибутивные отношения складываются на основе значения предметности стержневого компонента и значения признака зависимого компонента: высокий человек, деревянный стол, третий участок.

В качестве стержневого компонента словосочетаний, выражающих атрибутивные отношения, выступают имена существительные или субстантивированные слова, в качестве зависимого – прилагательные (серьезная работа, местоимения (твоя школа), порядковые числительные (пятый маршрут), причастия (выполненное задание); наречия (поездка налегке), инфинитивы (приказ выступать).

Разновидностями атрибутивных отношений являются объектно-атрибутивные, в которых значение признака передается путем указания на принадлежность, материал, наличие или отсутствие каких-либо предметов и т.д.: двери комнаты, перекрытия из железобетона, женщина с зонтиком, троллейбус без кондуктора, и обстоятельственно-атрибутивные, в которых значение признака передается путем указания на обстоятельства, сопровождающие предмет : критика снизу, езда верхом, отдых летом.

Объектные отношения складываются на основе значения действия как процесса и значения объекта, на который направлено действие. Такие отношения передаются прежде всего сочетанием переходного глагола в качестве стержневого компонента и существительного в винительном падеже (родительном) без предлога в качестве зависимого компонента: читать газету, писать статью, рисовать картину; других глаголов и других существительных в косвенных падежах: рассуждать о жизни, прийти с товарищем.

В словосочетаниях, передающих объектные отношения, в роли зависимого компонента, кроме имен существительных, могут выступать местоимения (встретить его, искать их), числительные (узнать двоих), субстантивированные слова (читать избранное, уважать смелого).

Обстоятельственные отношения создаются на основе значений действий, состояний, признаков, сопровождаемых теми или иными обстоятельствами. Обстоятельственные отношения устанавливаются в глагольных, именных и наречных словосочетаниях: работать с огоньком, говорить медленно, свободный по субботам.

Субъектные отношения возникают в словосочетаниях, в которых зависимое существительное называет производителя действия, обозначаемого стержневым словом – причастием, отглагольным существительным, категорией состояния: воспитанный родителями, приход весны, рассказ учителя, данный им, освобожденный солдатами, приезд отца, страшно мне, весело ребятишкам.

Комплетивные отношения (восполняющие) возникают в результате смысловой недостаточности стержневого слова: два друга, много слов, стая птиц. Эти отношения характерны для синтаксически несвободных словосочетаний.

ПАРАДИГМЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

У большинства типов словосочетаний главное слово является изменяемым

(кроме наречных словосочетаний и тех, у которых главным словом является слово категории состояния).

Вследствие изменения главного слова по свойственным ему грамматическим категориям создается система форм словосочетания – парадигма словосочетания. Так, в субстантивном словосочетании новая тетрадь главное слово – имя существительное – изменяется по падежам и числам, в результате чего образуется следующая парадигма этого словосочетания:

Единственное число Множественное число

И.п. – новая тетрадь новые тетради

Р.п. – новой тетради новых тетрадей

Д.п. – новой тетради новым тетрадям

В.п. – новую тетрадь новые тетради

Т.п. – новой тетрадью новыми тетрадями

П.п. – о новой тетради о новых тетрадях

Если в словосочетаниях главным словом является глагол, то парадигма такого словосочетания образуется в результате изменения глагола по грамматическим категориям наклонения, времени, лица, числа, рода (в прошедшем времени) и вида; формы действительного причастия и формы деепричастия также входят в парадигму глагольного словосочетания. Например: изменение главного слова (глагола) по категориям наклонения и времени образует следующую парадигму глагольного словосочетания:

1) играть в шахматы

2) играю в шахматы

3) играл в шахматы

4) буду играть в шахматы

5) играл бы в шахматы

В результате же изменения глагола в настоящем времени по лицам и

числам образуется следующая парадигма словосочетания играть в шахматы:

Единственное число Множественное число

1-ое лицо – играю в шахматы играем в шахматы

2-ое лицо – играешь в шахматы играете в шахматы

3-е лицо – играет в шахматы играют в шахматы

Таким образом, полная парадигма словосочетания играть в шахматы образуется следующими его формами:

1) играть в шахматы; 2) играю в шахматы; 3) играл в шахматы;

4) буду играть в шахматы; 5) играл бы в шахматы; 6) играй в шахматы;

7) играешь в шахматы; 8) играет в шахматы; 9) играем в шахматы;

10) играете в шахматы; 11) играют в шахматы; 12) будешь играть в шахматы; 13) будет играть в шахматы; 14) будем играть в шахматы;

15) будете играть в шахматы; 16) будут играть в шахматы;17) играла в шахматы; 18) играло в шахматы; 19) играли в шахматы; 20) играющий в шахматы; 21) игравший в шахматы; 22) играя в шахматы.

Глагольные словосочетания имеют самую разветвленную парадигму по сравнению с другими типами словосочетаний. Кроме того, парадигма глагольных словосочетаний существенно отличается, например, от субстантивных словосочетаний: в глагольных словосочетаниях при изменении их главных слов зависимые слова своей формы не меняют – в субстантивированных же словосочетаниях при изменении их главных слов зависимые слова также изменяют свою форму.

Наречные словосочетания, вследствие неизменяемости главного слова – наречия, не имеют парадигмы. Лишь некоторые наречные словосочетания имеют парадигму, состоящую из формы положительной степени и формы сравнительной степени:

далеко от родины – дальше от родины

слева от окна – левее от окна.

Словосочетания, в которых главное слово является словом категории состояния на – о, имеют парадигму, состоящую из двух форм: формы положительной степени и формы сравнительной степени:

уютно с костром – уютнее с костром

трудно без друзей – труднее без друзей

Если в словосочетании главным словом является количественное числительное, то парадигма такого словосочетания состоит всего из двух падежных: из форм именительного и винительного падежей (внешне эти формы совпадают). Так словосочетания три книги, десять домов и т.п. имеют парадигму:

И.п. – три книги, десять домов

В.п. – три книги, десять домов

Если количественное числительное имеет форму именительного или винительного падежа, то такое количественное числительное будет главным словом в количественно-именном словосочетании. Если же количественное числительное имеет форму любого другого падежа, то оно является зависимым словом, а главным будет имя существительное.

Например: Р.п. – трех книг, десяти домов

Д.п.- трем книгам, десяти домам

Т.п. – тремя книгами, десятью домами

П.п. – о трех книгах, о десяти домах.

Как показывают примеры, в родительном, дательном, творительном и предложном падежах зависимое слово – имя числительное – имеет ту же падежную форму, что и главное слово – имя существительное.

У словосочетания, имеющего парадигму, принято отмечать начальную форму. Чтобы поставить словосочетание в начальную форму, необходимо поставить в начальную форму главное слово словосочетания. Так, для субстантивного словосочетания начальной формой будет форма именительного падежа единственного числа главного слова (фруктовый сад, широкая река, картофельное поле); для адъективного словосочетания – форма именительного падежа единственного числа мужского рода (серый от пыли, синий в полоску); для глагольного словосочетания – форма инфинитива главного слова (думать о будущем, построить завод). Если главное слово выражено особой формой глагола – причастием, то у такого словосочетания можно отметить две начальные формы: 1) форму именительного падежа единственного числа мужского рода причастия (построивший завод, радостно улыбающийся) и 2) форму инфинитива глагола, от которого образовано данное причастие (построить завод, радостно улыбаться); если главное слово выражено деепричастием, то начальной формой будет форма инфинитива глагола, от которой образовано деепричастие: читая книгу – читать книгу, услышав крики — услышать крики.

СХЕМЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

Словосочетания строятся по определенным схемам. Таких схем насчитывается несколько десятков. По ним можно построить бесчисленное множество конкретных словосочетаний.

Схема словосочетания – это отвлеченный образец, после заполнения которого конкретными словами образуются конкретные словосочетания. Схема словосочетания представляет собой запись, которая показывает:

1) какими частями речи выражены компоненты словосочетания;

2) какой компонент словосочетания является главным, а какой

3) морфологическую форму главного компонента (если его форма

определяет форму зависимого компонента) и морфологическую форму зависимого компонента (если он является изменяемым);

4) расположение компонентов относительно друг друга.

Таким образом, дать схему словосочетания – это значит отразить

основные структурные признаки словосочетания. Например, словосочетание новая тетрадь построено по схеме:

прилагат. ж.р., ед.ч., им. пад. + существ. ж.р., ед. ч., им. пад.

Улыбающиеся лица

прич. мн.ч., им. п. + сущ. мн.ч., им.пад.

Две книги

колич. числит. в им./ вин. пад. + сущ. в род. пад., ед. ч.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.Какие бывают словосочетания по составу? Какие словосочетания

по составу выделяет «Грамматика–70»?

2. Какими способами образуются сложные словосочетания ?

Читайте также:  За что отвечает йод в организме человека

3. Можно ли упростить сложное словосочетание? Если да, то каким

4. Все ли сложные словосочетания можно упростить?

5. Как определяется тип словосочетания? Какие выделяют типы

словосочетаний по способу выражения главного слова?

6. Какими частями речи может распространяться имя

существительное? Приведите примеры.

7. Какими частями речи может распространяться имя прилагательное?

8. Какими частями речи может распространяться глагол? Приведите

9. Какими частями речи могут распространяться наречия и слова

10. Какая часть речи в русском языке является наиболее активной по

своей способности распространяться другими частями речи?

11. Какие смысловые отношения устанавливаются между компонентами словосочетания?

12. Что такое парадигма словосочетания?

13. В чем состоит отличие парадигм субстантивных словосочетаний типа интересный рассказ, моя тетрадь, зеленеющее поле, первый вагон от парадигм субстантивных словосочетаний типа ветка сирени, дом с колоннами, прогулка пешком, приказ наступать?

УПРАЖНЕНИЕ 1

Выделите простые и сложные словосочетания.

1. Какая восхитительная сказка бывает в лесу, когда со всех этажей леса

свешиваются, сходятся, переплетаются ветви, еще не одетые, но с цветами-сережками или с зелеными длинными напряженными почками. Жгутики зеленые черемухи, в бузине красная кашица с волосками, в ранней иве, из-под ее прежнего волосатого вербного одеяльца выбиваются мельчайшие желтенькие цветочки, составляющие потом в целом как бы желтого, только что выбившегося из яичной скорлупы цыпленка. Даже стволы пестрых елей покрылись, как шерстью, зелеными хвоинками, а на самом верхнем пальце самой верхней мутовки явно показывается новый узел будущей мутовки (Пришвин). 2. На стенах веерами висели открытки золотоволосых девушек с розовыми носами и глазками цвета капусты (Паустовский). 3. В могучей тишине пустынного острова, среди первобытной полярной природы невольно замирал дух, сдавливало дыхание, человек становился маленьким, ничтожным, одной из снежинок (Первенцев). 4. Комиссар, очень похожий на вдруг постаревшего артиста Чиркова, выслушал доклад лейтенанта, пожал руку, указал, куда сесть…(Б.Васильев). 5. Под седлами чернели черпаки с красными звездами по углам (Закруткин).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Выпишите в две колонки простые и сложные словосочетания.

Установите, каким способом образованы сложные словосочетания.

Майское утро, доброе сердце матери, сделать попытку скрыться, не пройти мимо главного, старый пятиэтажный дом, говорить громким голосом, стоять рядом с домом, почерк сестры, встретить с открытой душой, красивая шкатулка из дерева, очень быстро, говорить громким голосом, старинная посуда из серебра, узнать правду от друга, иметь возможность наблюдать, работать спустя рукава, достойный высокой оценки, купить газету в киоске, бабочка с желтыми крылышками, заинтересовать детей рассказом.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Из данных предложений выпишите сложные словосочетания.

В полдень Никита прилег около маленького ручья, текущего из родника по дну балки. Он задремал на земле под солнцем, в сентябрьской траве, уже уставшей расти здесь с давней весны. Пыль лета высоко стояла в воздухе, сделав более неясным и слабым небесный свет. Вдруг Никита поднялся и сел. Ему приснился страшный сон, что его душит своей горячей шерстью маленькое, упитанное животное, вроде полевого зверька, откормившегося чистой пшеницей (Платонов).

УПРАЖНЕНИЕ 4

Образуйте сложные словосочетания, распространив данные глаголы двумя знаменательными словами. При этом зависимые слова должны обозначать:

1) время и объект. Образец: купить – утром газету.

Написать, срубить, переделать, разнести, думать;

2) объект и место: Образец: посадить – сирень под окном.

Поставить, отправить, перенести, строить;

3) место и причину. Образец: вернуться – вернуться домой из-за дождя.

Переехать, опоздать, работать, сойти, остаться;

4) место и цель. Образец: прийти – прийти на завод работать.

Вернуться, прибежать, улететь, спуститься, подойти.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Охарактеризуйте данные словосочетания по способу выражения

Ответить на письмо, совершенно случайно, удивительно тонкий, тяжелый камень, две телеграммы, вернувшись из поездки, вялый от усталости, весело с друзьями, стремительно победить, каждый из нас, заметив ошибку, весь белый, тепло у костра, третий от окна, его книга, кто-то в сапогах, легкая спортивная куртка, очень удачно, дать отпор противнику, опоздав на поезд, бег по кругу, несколько листов, уверенный в успехе, мало зелени, чуть-чуть надломленный, большинство выступающих.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Образуйте глагольные словосочетания, распространив приведенные ниже глаголы:

1. Распространите именами существительными.

Шить, позаботиться, бороться, наткнуться, перебежать.

2. Распространите наречиями.

Лететь, рассказывать, созреть, покачиваться, ослабить, переписать,

3. Распространите инфинитивом.

Прийти, уехать, попросить, посоветоваться, стремиться, намереваться.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Выпишите и сгруппируйте словосочетания по выражению в них главного слова той или иной частью речи (глагольные, субстантивные, адъективные, наречные).

1. В толпе идущих на станцию пригородной дорогой она шла медленным, но спорным, нисколько не отстающим шагом своих негнущихся ног, вполне готовая и к поездке в вагоне электрички, и к посадке в вагон

московского трамвая, и к долгой зиме со всеми ее метелями и морозами (Сергеев-Ценский). 2. Еще несколько дней провела Аксинья в дороге (Шолохов). 3. Какая-то красивая дама громко беседовала с военным в красной фуражке (Чехов). 4.Буря длилась двое суток (Паустовский).

УПРАЖНЕНИЕ 8

В приведенных ниже словосочетаниях определите смысловые отношения.

1)Красное яблоко: главное слово обозначает предмет, зависимое – признак: смысловые отношения определительные;

2) открыть двери: главное слово обозначает процесс, зависимое предмет: смысловые отношения объектные;

3) откровенно ответить: главное слово обозначает процесс, зависимое признак: смысловые отношения обстоятельственные;

4) найденный охотником: главное слово обозначает признак по действию, зависимое – субъекта, то есть лицо, которое совершило действие: отношения объектные.

1. Яркая звезда, заходящее солнце, угольки костра, мост без перил.

2. Посадить яблоню, начертить схему, помочь товарищу.

3. Медленно спускаться, прийти домой, очень тонкий, жить у моря.

4. Созданный художником, исполняемый оркестром, не спится мне.

5. Портфель брата, первый рейс, прочитать статью, прочитать быстро, красный от мороза, написанный осенью, наша работа, журчанье ручейка, блокнот для записей, написать сестре, сломанный ветром, предельно ясный, листья березы.

УПРАЖНЕНИЕ 9

В данных словосочетаниях определите смысловые отношения, поставьте вопрос от главного компонента к зависимому.

Моя шапка, кирпичный завод, прочитать детям, рев медведя, седой от инея, добраться вплавь, его работа, заплакать от горя, прийти попрощаться, родиться в Омске, хорошая сумка, копье из железа.

УПРАЖНЕНИЕ 10

Определите значение данных словосочетаний.

Интересная книга, веселый человек, синее небо, седые волосы, овальный стол, усы колечком, пятилетний мальчик, старое дерево, моя тетрадь, земля колхоза, перстень с камнем, девушка в очках, лицо со шрамом, ящик из фанеры, чаша из серебра, синева неба, красота лица, свет луны, звуки гитары, крыша дома, ствол ружья, ветка черемухи, лай собак, ящик для писем, студент педуниверситета, артист театра, уголь из Донбасса, вологодские кружева, дом у дороги, дверь в столовую, Харьков сегодня, мыть посуду, пить воду, подмести пол, готовить завтрак, рассуждать о поэзии, почувствовать опасность, сообщить мне, подарить невесте, отправить отцу, писать карандашом, рыть лопатой, моргать глазами, сделать из металла, обильный ягодами, полезный детям, строгий к себе, согретый солнцем, обдуваемый ветром, создаваемый людьми, охраняемый государством, размытый дождем, покрытая снегом, скучно мне, страшно мальчику, весело ребятишкам, стыдно проказнику, прийти пешком, сообщить по телефону, очень приятно, слишком шумно, сладкий до приторности, отдыхать в беседке, знакомый с детства, дежурить до утра, бороться до победы, серый от пыли, удобный для работы, развернуть для чтения.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Дайте парадигмы приведенных ниже субстантивных словосочетаний, изменяя главные слова по грамматическим категориям падежа и числа, и глагольных словосочетаний, изменяя главные слова по грамматическим категориям лица и числа (в настоящем времени). Обратите внимание на формы зависимых слов при изменениях главных. Сделайте вывод об особенностях парадигмы субстантивных и глагольных словосочетаний.

1. Большой пень, новое здание, темная ночь.

2. Строить мост, косить комбайном, увидеть на стене.

УПРАЖНЕНИЕ 12

Дайте парадигмы приведенных ниже словосочетаний, изменяя их главные слова по грамматическим категориям падежа и числа. Обратите внимание на форму зависимого слова. Сделайте вывод.

Его книга, ее поступок, их продукция, твоя книга, мой поступок, наша продукция.

УПРАЖНЕНИЕ 13

Дайте схемы приведенных ниже словосочетаний.

Большая семья, дом у реки, плавно снижаться, мой карандаш, доступный школьникам, ночью холодно, каждый из нас, ученик с развитой речью, проживающий в Харькове, три вопроса, выйдя из театра.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Из данных предложений выпишите столбиком все словосочетания и рядом дайте схему каждого словосочетания.

Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город. На этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, упавшие с возов, ивовые прутья и конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю (Платонов).

источник