Меню Рубрики

Что за направление в танцах contemporary

Контемпорари (англ. contemporary dance) — современный сценический танец, включающий в себя самые различные направления и техники.

Контемп часто называют танцем души. И не мудрено, ведь именно данное направление хореографии позволяет не просто выполнять танцевальные па, но и «говорить» с помощью тела.

Контемпорари дэнс (contemporary dance) – дословно означает «современный танец». На сегодняшний день контемпорари является одним из самых популярных танцевальных направлений современной хореографии в мире. Что, в общем-то, совсем не удивительно, ведь этот танец, получившее в русскоязычном варианте лаконичное название «контемп», является очень чувственным, эмоциональным, пластичным и эффектным.

Многие источники утверждают, что рождение контемпа, как танцевального направления, произошло на западе еще в 50-х годах прошлого столетия. Однако, если углубиться в историю возникновения контемпорари дэнс, становится ясно, что назвать конкретную дату и место, где впервые станцевали данный танец, невозможно. Согласно одним источникам родиной контемпа является Америка, другие называют Центральную Европу. Существуют даже мнение, что прародителями контемпа стали восточные техники (йога, тай цзи и др.), а значит, появилось данное танцевальное направление на Востоке.

Однако, где бы территориально не находились первоисточники контемпа, в современном мире его танцуют повсеместно. А в хореографии самого танца встречаются элементы как западных танцевальных направлений (модерн, джаз, эстрадные и народные танцы, классический балет), так и восточных техник и культур (йога, элементы боевых искусств). Одной же из главных идей контемпа является возможность танцора отойти от классических догм хореографии и выразить себя с помощью «свободного» танца.

На сегодняшний день, контемп является одним из самых популярных танцевальных направлений в мире. Проводятся различные конкурсы, соревнования, чемпионаты, как на региональном, так и на международном уровнях. Данное направление активно преподается в танцевальных школах. Постановки в стиле контемп срывают овации на многочисленных танцевальных шоу во всем мире.

Контемп называют по-разному. Кто-то ассоциирует данное направление с душевным разговором, кто-то – с театром, кто-то – с пластичной формой выражения внутреннего мира танцора. Все эти мнения действительно могут полностью охарактеризовать контемпорари дэнс. Ведь данное направление, в первую очередь предполагает выражение своих чувств и эмоций посредством танца.

В контемпе очень большую роль играет связь между внутренним состоянием танцора и отображением его в танце. «Правильный» танец в стиле контемпорари – это не столько техничность и четкость хореографии, сколько соответствие движений тела мироощущению танцора, умение донести информационное (душевное) послание до зрителя.

Контемп может быть исполнен сразу в нескольких техниках:

Вертикальный контемп (танец в положении стоя)

Большее внимание в контепмпе уделяется тренировке дыхания. За этот аспект танца «отвечают» восточные техники, используемые в данном направлении. Дыхание в контемпе – помощник в движении, энергетический посыл, переходящий в движения тела.

Также из восточных практик заимствованы методы тренировки координации, равновесия, «перетекания» тела из одного положения в другое. Если в классической хореографии многие элементы выполняются за счет силы мышц, то в контемпе те же элементы часто реализуются благодаря использованию приемов из восточных техник (например, долгое стояние на полупальцах).

Еще одним особенным моментом, отличающим контемп от других танцевальных направлений, является его ориентация «внутрь». Это не только позволяет танцору глубже выражать свои эмоции, но и отображается на уникальности некоторых движений в поставках. Так, например, при всей визуальной легкости танца, практически все па танцор выполняет, как бы преодолевая земное притяжение, т.е. главным акцентом в движении является не восходящая часть, а нисходящая.

Из современных западных направлений танца, контемп в свою очередь позаимствовал не только многие отдельные элементы, но и общую театральность, а также построение логики и рисунка танца. Это предполагает, что в каждой новой постановке, обязательно должна быть рассказана маленькая история, будь то конкретное событие, явление или эмоция, со своей завязкой, смысловой частью и кульминацией.

источник

Контемп стал тем танцем, который стер общепринятые рамки движений. Не зря его называют набором случайных движений в неслучайном порядке. Те, кто стоял у истоков рождения контемпа, видели в нем часть культуры, которая способна привлечь массы.

Контемп – это танец, который называют ещё контемпорари («contemporary dance»). В переводе с английского это значит «современный танец». Данное движение, которое зародилось в конце 19 века, призывало освобождаться от общепринятых стандартов. Направление создавалось для слияния жизни и танца. Людей объединяло одно мировоззрение, основанное на идее Ницше. Свобода танцора должна была раскрыть его раскрепощенность и творческий дух.

Те, кто стоял у зарождения направления, хотели привлечь к нему как можно больше людей. По их мнению, контемп доступен каждому желающему его освоить. Он поможет изменить свою жизнь. Импровизация – это основная черта, которая и разбудит в человеке творческие способности, уверяли создатели.

В это же время (в конце 19 – начале 20 вв.) человечество активно проявляло интерес к спортивным занятиям различного направления. Это также было взято в идею контемпа.

Американская танцовщица Айседора Дункан была одной из тех, кто стоял у истоков зарождения современного танца. Она отрицала школу классического балета и отдавала предпочтение свободному пластическому танцу. Её целью было связать музыку и движения в одно целое. В своих выступлениях танцовщица использовала классическую музыку и с помощью танца буквально иллюстрировала её. На сцену Дункан выходила в свободной одежде и босиком, что для того времени было необычным и удивительным. Зрители очень эмоционально реагировали на такие зрелищные выступления. Она имела богатую фантазию и не раз шокировала публику своими танцами в полуобнаженном виде.

Несмотря на то что её школа не нашла последователей, она внесла огромный вклад в разрушение стереотипов.

Контемп – это танец, который сейчас относят к современным направлениям. Основы взяты из танцевальных движений классического танца джаз-модерна, цигуна, тай цзи цюаня, йоги, пилатеса. От этого в нем столько разнообразия и не существует границ для передачи своего внутреннего состояния. Отсутствие каких-либо запретов рождает удивительные творческие решения. Рамки устанавливаются только в вопросах восприятия зрелища зрителем. В танце сложно уследить определенные стили и направления. Контемп – танец для души и удовольствия. Академическая культура прячет человеческое, а свободные современные танцы ставят его вперед. Никаких идеалов красоты и эталонов, все хаотично, неожиданно и искренне.

На занятиях огромное значение уделяют работе с пространством, дыханию, эмоциям, качеству движений, правильному выстраиванию своего тела.

Современный танец до сих пор развивается. Каждый балетмейстер и постановщик выражает в нем свое видение мира. Есть законы построения танца, которые мастера развивают по-своему.

В разное время появлялись различные техники, которые создавали «пионеры» современных танцев.

  • Техника Александера появилась в 1920-х годах. Уделяется внимание правильной осанке и структуре тела.
  • Метод Фельденкрайза основан на системе комплексной работы с телом.
  • Соматикс. Разработал Томас Ханна в 1970-х годах. Основывается на концепции осознанности и взаимодействия тела и разума.
  • Система Рудольфа Лабана. Построена на понимании, наблюдении, описании и нотации всех форм движения.
  • Техника Марты Грэм. Особое внимание уделяется работе с брюшной полостью и тазом.
  • Техника Мерса Каннингэма. В основе – архитектура тела в пространстве, построение линии силы, дающей легкое и естественное движение.
  • Техника релиз. Строится на использовании только тех мышц, которые необходимы в данный момент. Остальные должны быть освобождены. Эта техника помогает почувствовать свое тело, понять его и наполнить хореографическую лексику танцовщика.
  • Техника Хампри-Уэдмана. Построена на исследованиях использования силы и энергии, на работе с весом.
  • Техника Хосе Лимона. Основана на учениях Хампри-Уэдмана. Используется движение дыхания через тело, перенос веса из одной части тела в другую.

Один и тот же танец будет не одинаково воспринят, если исполняется двумя разными людьми, поскольку основан на весе и балансе.

Каждое занятие начинается с подробной разборки анатомической, нервной, дыхательной и мышечной систем. Контемп – это танец, изучение которого строится на трех базовых программах.

Обязательному изучению в процессе обучения подлежат следующие разделы:

  • Баланс и артикуляция.
  • Гравитация.
  • Техника работы с полом – par terre.

На этих трех базах строятся уроки. Контемп начинается с теории, с обсуждения настроения танца и ощущений, который он вызывает. Для парных танцев обсуждаются поддержки, техника их исполнений. Не менее трети занятия отводится разогреву тела.

Контемп – это танец, который выполняют в трех техниках:

вертикальная – танец в вертикальном положении;

— парная – танец с партнером.

К современным танцам относят три направления. Все они практически не имеют различий.

— Свободный танец. Основан на привычных и естественных движениях человека.

— Музыкальное движение. Большее внимание уделяется музыке. Танец начинается с первых нот звучания композиции и заканчивается под последние звуки. Главная задача – отразить настроение музыкального произведения.

Контемп-модерн. Зародился в США и Германии. До конца не ушел от традиционных балетных движений. В то же время он оказал влияние и на классическую хореографию.

В современном танце роль музыки очень сильна. Она призвана помогать танцующему, а не навязывать свою тему. В начале зарождения стиля музыка для контемпа выбиралась классическая. Сейчас для исполнения танца достаточно ритма, заданного метрономом. Движениями и драматургией человек передает настроение и характер своего выступления. Контемп – танец, который можно исполнять в любом музыкальном сопровождении: при естественных акустических звуках, под современные мелодии и даже в тишине. Музыка для контемпа может быть со словами или без них, правил и требований нет.

Специалисты подчеркивают, что современные танцы были созданы 100 лет назад для того, чтобы люди могли научиться слушать свое тело в любом возрасте. Однако со временем стиль контемп настолько совершенствовался и усложнялся, что есть такие композиции, которые не каждому под силу исполнить. Некоторые постановки не уступают акробатическим номерам по количеству сложных поддержек и уровню подготовки выступающих.

Сейчас этим направлением начинают заниматься с 4 лет. Детей учат чувствовать музыку, осваивать элементарные движения и знакомиться с культурой современного танца.

Контемпорари можно начинать заниматься в любом возрасте. Он безопасен и доступен для начала освоения танцевальных движений.

Одежда для занятий должна быть свободной и комфортной. Для удобства рекомендуется использовать балетки или чешки, можно джазовки, плотные носки с нескользящей подошвой. Очень часто танцуют просто босиком. Это стало уже символом контемпорари.

источник

Контемпорари дэнс (contemporary dance) – современное танцевальное направление, позволяющее рассказать свою историю с помощью тела. Сегодня является одним из самых популярных в хореографии, отличается чувственностью, эмоциональностью и пластичностью. Не все танцоры могут освоить данное искусство, поскольку оно требует полной самоотдачи как в физической, так и эмоциональной.

Направление возникло из стиля «модерн» в конце 19 века. Тогда оно было призвано освободиться от общепризнанных стандартов и стереотипов. Создавалось оно для слияния танца и жизни. О том, где впервые появилось направление, информация противоречива. Одни считают родиной Америку, а другие – Центральную Европу. Есть мнение, что прародителями стали такие восточные техники, как йога и тай цзи.

Многие профессионалы отмечают, что в хореографии самого танца можно встретить элементы западных направлений и восточных культур. В ней переплелись:

  • джаз;
  • эстрадные и народные танцы;
  • балет;
  • элементы боевых искусств;
  • йога.
Читайте также:  Как сохранить хосту зимой

Главной же идей контемпа является возможность отойти от установленных правил, выразить себя с помощью «свободного» танца.

Основоположником считается танцовщица Айседора Дункан. Девочка отрицала классический балет, поэтому создала танец, основанный на древней пластике. Это привело к осуждению в обществе, но девушка не отошла от своих взглядов, что привело к известности во всем мире. Она говорила о том, что не такой позы, движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Каждое движение великолепно только в том случае, если оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Дункан и стала основательницей танца, задача которого слушать свой внутренний голос и выражать его.

Контемп – не только способ успокоения нервов и приобретения гармонии. Он может исполняться под любую музыку, поскольку самое главное – выразить через пластику свое настроение. Можно не следовать плану, а только импровизировать.

Танец обладает возможностью саморазвития, не превращаясь в застывший стиль. Благодаря этому в нем сочетается естественность, простота форм и богатство эмоциональной составляющей. Контактная импровизация — игра с силами гравитации и инерции. Через прикосновение танцоры узнают практическую ценность таких понятий, как опора, умение отдавать и принимать, равновесие.

Для жанра характерна исследовательская направленность через танец. Контемп – легкие и выразительные движения. Танцуются они обычно босиком. Основным движением является чередование напряженных и натянутых мышц и резкого сброса и расслабления. Проводится тщательная работа с дыханием, падения, подъемы и резкие остановки. В процессе работы внимание уделяется:

  • телесному осознанию;
  • качеству движений;
  • работе с пространством.

Свобода самовыражения предполагает импровизацию. Для этого используется:

Танцевальная импровизация. Она учит, что важно не то как ты танцуешь, а что ты ощущаешь во время танца. Это позволяет танцору выйти за существующие рамки и создать новые движения.

Контактная импровизация. Заключается в исследовании работы тела с сохранением физического контакта с партнером. Для этого применяются приемы передачи веса, встречного баланса, вращения, падения.

Техника релиз. Она направлена на освобождение отдельных групп мышц с целью получения новых навыков. Добиться такого эффекта можно с использованием правильного дыхания и инерции.

Сегодня многие школы позволяют начинающим познакомиться с этим направлением. Современная техника позволяет не только научиться танцевать, но и прочувствовать себя. Контемп бывает соло или парным. На уроках обычно учат сразу двум видам.

В основе обучения может лежать одна или несколько техник:

  • Александера. Направлена на поддержание правильной осанки.
  • Фельденрайза. Позволяет работать сразу над всем телом.
  • Соматик. Дает возможность осознать все грани взаимодействия тела и разума.
  • Рудольфа Лабана. Строится на понимании, наблюдении и описании всех форм движения.
  • Марты Грэм. На первое место ставятся движения с брюшиной и тазом.

Во время обучения обязательно затрагиваются такие элементы как баланс и артикуляция, гравитация и техники работы с полом.

Много внимания уделяется и музыке. Если раньше использовалась классическая, сегодня достаточно ритма, заданного метрономом. Обязательно каждый урок начинается с растяжки, поскольку для выражения эмоций нужна гибкость, натянутые руки и ноги.

Для изучения танца нужна специальная одежда и обувь. Популярны универсальные джазовки, или танцевальные кроссовки из ткани. Форма одежды должна быть обтягивающей и эластичной, не сковывающей движения. Это может быть платье, спортивные брюки или леггинсы.

Сегодня этим направлением занимаются и дети с четырехлетнего возраста, и взрослые. Ребенка на уроках учат чувствовать музыку, осваивать элементарные движения и знакомиться с культурой современного танца.

В процессе тренировок обучающие получают знания об основных позициях и положениях в пространстве, о технике выполнения базовых упражнений в партере, а также экзерсисом и танцевальным связкам. Для музыкального сопровождения могут применяться фрагменты классических произведений, народных песен. Музыка может быть разной, но прошедшей обработку.

Танце позволяет заглянуть внутрь своей души. Появляется возможность выплеснуть свои эмоции, подарив зрителю море впечатлений. Поскольку занятия основываются на знаниях о возможности собственного тела, приходит легкость, возможность балансировать, осознанность.

Контемп научит следить за осанкой, решить проблемы с позвоночником и устранить боли в спине. Нагрузка всегда подбирается индивидуально. Это обеспечивает правильную работы сосудам, сердцу. При постоянных тренировках происходит улучшение обмена веществ.

Во время тренировок танцоры учатся слышать музыку, двигаться под нее. Лишь немногие направления позволяют раствориться в музыке.

В заключение отметим, что танцевальное направление ориентировано на здоровых людей, но были успешные попытки его применения для работы с детьми с аутизмом и другими отклонениями в развитии. При получении достаточных навыков каждый урок и танец становятся эксклюзивными.

источник

Синонимы
Контемпорари-дэнс, Контемп, Contemporary.
Структура направлений
Самопознание через искусство и созерцание → Контемпорари.

Контемпорари — одно из новых направлений современного танца, который сочетает в себе как элементы западного танца (классический танец, джаз-модерн), так и восточное искусство движения (цигун, йога, тайцзи цюань). Причём это тот танец, который не имеет определённой формы стиля, потому что главное в нём — самовыражение.

Контемп содержит в себе элементы балета, но балет — это форма повествования истории, мёртвая, застывшая материя, контемп — поиск ответов на свои вопросы. А поэтому, у каждого человека свой танец. Если классический танец — это строгие формы выражения, то в контемпорари происходит чередование напряжённых мышц с резким сбросом, расслаблением, резкие остановки, падения и подъёмы, работа с дыханием. Очень много движений происходит на полу. Танцор следует не какому-то четкому сценарию, а слушает голос своего тела, которое выражает глубокие эмоциональные переживания. И поэтому не бывает двух одинаковых танцев, даже у одного и того же танцора, даже, если он танцует с кем-то в паре.

Ещё одной отличительной особенностью данного стиля является то, что он танцуется босиком.

Овладеть данным стилем может любой. Для этого не требуется специальная подготовка. Главное — научиться понимать голос своего тела. А танцевать можно контемп под любую музыку.

Отсутствие рамок позволяет полностью раскрыть себя, дарит потрясающие физические возможности и незабываемые ощущения. Человек начинает с большим уважением и любовью относиться к себе, как к личности, к своему телу, к окружающему миру.

Особое внимание во время танца уделяется также:

  • Освобождению от мышечных зажимов,
  • Расслабление и освобождение суставов,
  • Выстраивание позвоночника,
  • Налаживание связей между центром тела и его конечностями.

Во время танца необходимо следить за:

  • дыханием,
  • осознанием своего тела,
  • перемещением своего тела в пространстве,
  • качеством движения, скоростью и силой движения.

Во время танца также возможна ещё работа с голосом.

Данный стиль современного танца позволяет человеку выразить при помощи танца то, что он не может выразить словами. Современный темп жизни часто приводит к стрессам, множество людей пребывают в одиночестве, непонимании. Они чувствуют отчужденность, ненужность, им не всегда есть с кем поделиться не только своей болью, но и своим счастьем. Это невысказанность оставляет глубокие раны, которые затем перерастают в болезни. Контемпорари позволяет человеку не только понять самому то, что спрятано глубоко внутри него, его проблемы и достижения, но и рассказать об этом другим людям в виде красивого танца. Причём этот «рассказ» происходит с одновременным осознаванием себя. Такой прорыв недосказанного, которое человек долго копил в себе, даёт невероятное облегчение, прилив новых жизненных сил, делает жизнь ярче и насыщенней.

Контемпорари — это интеллектуальный танец, который позволяет сбалансировать состояние тела, психики и души. Благодаря такой гармонии улучшается не только настроение, но и самочувствие.

Некоторые духовные практики предлагают уделять телу, как можно меньше внимания, считая его незначительным из-за его временности. Контемпорари же показывает, насколько важно научиться понимать своё тело, поскольку оно проявляет глубокие внутренние переживания психики и души. Научившись слушать своё тело через танец, человек начинает понимать, в чём могут заключаться потребности души в настоящий момент времени.

Данный стиль возник на Западе в 60-х годах XX века. В России он появился в 80-х годах. Пионерами данного стиля явились: Isadora Duncan, Francois Delsarte, Emilie Jaques-Dalcroze, Merce Cunningham, Martha Graham, Rudolph von Laban, Jose Limon и Marie Rambert.

В контемпорари не думают о гармонии, идеалах красоты и пропорциональности, это танец дисгармонии, отсутствии эталонов, отсутствие продуманной сюжетной линии. И каждый танцор здесь является главным героем, выражающим всю свою гамму чувств и эмоций.

Контемпорари-дэнс может стать грандиозной обучающей программой для «работы» с миром. Каждый танец — это новый урок, который приносит новые знания и удовольствие от обучения.

источник

В современном мире есть множество направлений и ответвлений танцев: начиная от классического вальса и балета, заканчивая современными молодежными направлениями. Именно о последних мы сегодня и поговорим. Точнее, об одном из направлений современных танцев – контемпорари (Contemporary dance) или просто контемпе.

Контемп является ответвлением танца модерн и много чего взял именно от него. Сам по себе модерн зародился в Германии в начале двадцатого века и с тех пор не выходит из программы многих танцевальных школ, он завоевал огромное количество поклонников. А вот контемп – довольно молодое направление, возникшее только в 60-х годах в Америке. В СССР он появился в конце 80-х и не пользовался такой бешеной популярностью. Однозначно сказать о том, кто стал основоположником контемпа – сложно, ведь сведения разные. Однако все сходятся в том, что сегодня это очень популярное, и в то же время, сложное направление.
Из модерна в контемп перешло правило танцевать босиком

На сегодняшний день контемп – одно из самых популярных направлений современного сценического танца. Его исполняют различные танцоры, и каждый привносит в танец что-то свое. Именно поэтому сложно составить его «портрет». От этого контемп становится еще более зрелищным и привлекательным.

Контемпорари, как правило, танцуют босиком (иногда в получешках, балетках). В свободной одежде, которая не сковывает движения. Будет ли это платье или специальный костюм, решает только исполнитель. Так же нет специальной музыки для этого танца. В основном это современная поп музыка, Главное, чтобы её содержание как бы «отражало» танец.

Контемп вмещает в себя элементы «собранные» из различных направлений танцев. Это и модерн, и классический балет, и эстрадные танцы, и джаз, а ещё йога и различные восточные единоборства. Из-за такого необычного сочетания направлений понятно, почему этот танец считают так же одним из самых сложных. Хотя, казалось бы: что тут сложного? Это ведь не балет, где нужно иметь сильные ноги и растяжку, не бальные танцы, где нужно соблюдать правила. Это ведь современный танец, где правил как таковых нет. Тем не менее, суть контемпа в том, чтоб показать определенное чувство (или чувства) при помощи танца. Более того, неотъемлемой частью контемпа является импровизация. Так что не всё так просто.

Существует несколько техник исполнения контемпа :

1 . Вертикальный. Т анец исполняется стоя


2 . Партер. Т анец исполняется лежа или сидя на полу.

Читайте также:  Что нужно сделать чтобы перестать плакать


3 . В паре. Т анец исполняется с партнером.

Контемпорари, из-за того что в нем смешано столько танцевальных стилей, имеет множество особенностей, из-за которых танец так необычен.
Например, дыхание. Оно во время контемпа должно быть размеренным и не резким, дыхание должно как бы продолжать движение. Это требование в танец принесли единоборства.
Кроме того, контемп танцуется плавно. Каждое движение «перетекает» в следующее. Обязательно следить за координацией и равновесием.
Ещё одна особенность состоит в том, что контемп призван показать эмоции и чувства через телодвижения. Это и делает его таким сложным.
Из современных танцев контемп взял общую логику и рисунок, благодаря чему, каждый танец превращается в спектакль, рассказывающий свою историю. Это является обязательным.

Контемп – очень своеобразный, сложный, но красивый танец. Он развивает пластику, силу и гибкость танцора, учит его выражать эмоции и чувства через движение. Но, помимо этого, он благотворно воздействует и на эмоциональное состояние человека, ведь всегда намного проще пережить проблемы, когда можешь их понять и выразить физически.

источник

История возникновения танцевального направления-contemporary .

«Главное научиться слышать свой внутренний голос и научиться выражать его с помощью тела» Айседора Дункан.

Многие источники утверждают, что рождение contemporary , как танцевального направления, произошло на западе еще в 50-х годах прошлого столетия. Однако, если углубиться в историю возникновения, становится ясно, что назвать конкретную дату и место, где впервые станцевали данный танец, невозможно. Согласно одним источникам родиной contemporary dance является Америка, другие называют Центральную Европу. Существуют даже мнение, что прародителями contemporary стали восточные техники (йога, тай цзи и др.), а значит, появилось данное танцевальное направление на Востоке.

Однако, где бы территориально не находились первоисточники contemporary dance в современном мире его танцуют повсеместно. А в хореографии самого танца встречаются элементы как западных танцевальных направлений (модерн, джаз, эстрадные и народные танцы, классический балет), так и восточных техник и культур (йога, элементы боевых искусств). Одной же из главных идей contemporary является возможность танцора отойти от классических догм хореографии и выразить себя с помощью «свободного» танца.

Что такое contemporary ( в разговорном языке-контемп. )

Кто-то ассоциирует данное направление с душевным разговором, кто-то – с театром, кто-то – с пластичной формой выражения внутреннего мира танцора. Все эти мнения действительно могут полностью охарактеризовать контемпорари дэнс. Ведь данное направление, в первую очередь предполагает выражение своих чувств и эмоций посредством танца.

В контемпе очень большую роль играет связь между внутренним состоянием танцора и отображением его в танце. «Правильный» танец в стиле контемпорари – это не столько техничность и четкость хореографии, сколько соответствие движений тела мироощущению танцора, умение донести информационное (душевное) послание до зрителя.

Контемп может быть исполнен сразу в нескольких техниках:

Вертикальный контемп (танец в положении стоя)

Большее внимание в контепмпе уделяется тренировке дыхания. За этот аспект танца «отвечают» восточные техники, используемые в данном направлении. Дыхание в контемпе – помощник в движении, энергетический посыл, переходящий в движения тела.

Также из восточных практик заимствованы методы тренировки координации, равновесия, «перетекания» тела из одного положения в другое. Если в классической хореографии многие элементы выполняются за счет силы мышц, то в контемпе те же элементы часто реализуются благодаря использованию приемов из восточных техник (например, долгое стояние на полупальцах).

Еще одним особенным моментом, отличающим контемп от других танцевальных направлений, является его ориентация «внутрь». Это не только позволяет танцору глубже выражать свои эмоции, но и отображается на уникальности некоторых движений в поставках. Так, например, при всей визуальной легкости танца, практически все па танцор выполняет, как бы преодолевая земное притяжение, т.е. главным акцентом в движении является не восходящая часть, а нисходящая

Предшественниками сontemporary стали такие танцевальные направления, как модерн (modern) и постмодерн (postmodern), поэтому тем, кто уже владеет этими стилями, научиться танцевать контемпорари не составит большого труда. Одним из главных прародителей этого стиля считается классический балет, хотя, развиваясь на протяжении многих десятилетий в сторону большей естественности и разнообразия, сontemporary вобрал в себя элементы множества сродных направлений, а также отдельные элементы йоги, различных техник импровизации и наук о движениях человеческого тела.

Матерью contemporary во многом считается Айседора Дункан (Isadora Duncan), знаменитая американская танцовщица рубежа XIX-XX веков, которая говорила: ”Танец — это естественное продолжение человеческого движения, отражение эмоций, чувств и характера того, кто его исполняет”. Впоследствии это выражение и стало идеологией современного контемпорари. Значительный вклад в развитие контемпа сделали такие танцоры и хореографы как Ruth St. Denis, Doris Humphrey, Mary Wigman, Paul Taylor, Rudolph von Laban, Martha Graham, Loie Fuller, Jose Limon, Marie Rambert, Merce Cunningham, и даже музыканты Francois Delsarte и Emile Jaques-Dalcroze, произведения которых вдохновляли и звучали в постановках и на уроках контемпорари.

источник

Название «контемпорари дэнс» не слишком любезно русскому уху, хотя само явление, как и многие другие заимствования, успешно в нашей стране прижилось, обретя сленговое название «контемп». Для тех, кто с этим явлением еще не сталкивался, а также для пытливых и дотошных вначале приведу словарное определение самого понятия.

Contemporary (англ.) – прил. 1) одного возраста; одной эпохи; живущие или существующие в одно время; 2) новый, современный; модернистский, ультрасовременный.

Contemporary dance – направление в современной хореографии, включающее танцевальные техники и стили XX–начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. Однако современный сontemporary dance активно использует и восточные телесные практики, включая йогу и элементы восточных единоборств. Так что для этого направления, как и для всего современного искусства, ключевой характеристикой является симбиоз: востока и запада, классики и авангарда, профессиональной техники и свободы самовыражения.

Чудесно, скажете вы, тогда как понять, какой именно танец мы можем назвать словом «контемп», по каким критериям будем отделять этот стиль от других? Ведь у любого стиля существуют отличительные черты, которые и делают возможным собственно обучение. Я тоже задалась этим вопросом и проделала небольшую исследовательскую работу. Вот что удалось выяснить.

То, что хорошая координация в основе любого танца, очевидно. Но чтобы ей обладать, необходимо для начала хорошенько осознать свое тело: его структуру, естественные принципы движения, дыхания, инерции веса, центр, баланс – без этого тело только для сидения за компьютером и годится. Такая работа не просто прекрасна сама по себе, она настраивает тело как чуткий и надежный инструмент. Поэтому во время тренинга делается акцент на работе суставов, «выстраивании» позвоночника, налаживании связей между центром тела и конечностями, что в общем и целом называется процессом body-awаreness (телесного осознавания) и позволяет координировать тело и сознание. Собственно, в этом смысле восточные и западные практики, техники динамической медитации не противоречат, а вполне обогащают друг друга.

Но мы ведь говорим не о фитнесе, а о хореографии, у которой есть и другие задачи. Хореография – она ведь не только для удовольствия, она всегда предполагает творческий акт, то есть в результате должен родиться танец. Поэтому следующий этап – проработка и оттачивание движений и танцевальных комбинаций. Специфические танцевальные техники, характерные для контемпа: работа с весом в режиме падения и преодоления гравитации, перемещение веса между различными частями тела для создания текучего перехода из одного положения тела в другое, сжатия и раскрытия в области брюшной полости и таза, использование дыхания и инерции для облегчения движения…

Все эти техники быстро становятся узнаваемыми: то, что выглядит как импровизация, обладает характерными маркерами. Для стиля контемп это: чередование напряженных натянутых мышц и резкого сброса, расслабления, падения и подъемы, плавные перетекания и резкие остановки (часто на прямых ногах), фиксированные батманы, разнообразные прыжки – в общем, бесконечный микс и фьюжн. Слова сплошь иностранные, но нам не привыкать. Номер в стиле контемп будет сочетать в себе тесный контакт, внутренний конфликт и комбинации параллельных синхронных движений. Собственно, поэтому в процессе обучения стилю контемп танцоры уделяют много внимания контактной импровизации. Это не только работа с телом и оттачивание движений, но процесс, предполагающий синтез интеллекта и эмоций. Как и любой контактный танец, контемп учит нас выстраиванию диалога без помощи слов.

При всем при этом сontemporary dance — искусство чрезвычайно самолюбивое и индивидуалистическое. Танец в нем рассматривается не столько как развлекательный и услаждающий взор процесс, сколько как инструмент для формирования индивидуального хореографического языка. Сontemporary dance отличается от других видов современного искусства тем, что это направление свободно от продюсерских влияний и мейнстрима: здесь нет больших денег, а значит, дутых проектов и величин. Все по-честному. Даже если танцевальный номер или так называемый перформанс рассказывает нам историю на какую-то тему, его главным мотивом будет Я, имя собственное. «Перформер ничего и никого не изображает, — говорит критик Наталия Курюмова. — Он ни больше ни меньше, чем тело в настоящем. В идеале современный танец стремится выйти за рамки искусства и стать орудием самопознания и саморазвития». И скажу я вам, навидавшись разных перформансов на жизненном пути: тело – это хорошо, но сами по себе позы и прыжки еще не есть выход за рамки. Подлинная магия начинается вместе с идентификацией и сопереживанием.

В идеале танец рождается тогда, когда нельзя объяснить словами всего происходящего с тобой, а молчать нет сил. Тогда ты начинаешь говорить всем своим существом, тогда даешь волю той первобытной энергии, которая в повседневной жизни задавлена прессом запретов и предрассудков. Для этой энергии не существует понятий «норма», «хорошо» и «плохо», она – то, через что мы можем позволить себе быть настоящими, а все остальное – условия и условность.

Представление в стиле контемп не гарантирует, что зрителю будет понятно и приятно. Это не всегда про красоту и гармонию, что соответствовало бы зрительским ожиданиям, но всегда про личность, а личности свойственно страдать. В том числе и от собственного одиночества. Здесь каждый – главный герой, солдат собственной войны, рупор немого крика и медиум пленительных мелодий. Здесь выражаются чувства, которые переполняют именно современного человека, а не принцев и сильфид уютных сказок. Этим контемп кардинально отличается от балета: при всем формальном сходстве он всегда стремится к многосторонности, к новой выразительности, новому языку, новому способу диалога со зрителем. Человек, который является зрителем этого танцевального действа, получает полную свободу понимания происходящего: сколько зрителей, столько нюансов восприятия. Но главное – зритель хочет, чтобы это было о нем, ему, про него.

Ну, может, не каждый отдает себе в этом отчет. Однако тот, кто танцует, волей-неволей об этом задумывается. Поэтому для тех, кто воспринимает искусство не как застывшую в канонах красоту, а как навык, лабораторию самовыражения, кто жаждет реализации хореографических идей, именно современный танец предоставляет все возможности. Это самое демократичное из искусств – ищи единомышленников, площадку, выходи и танцуй. Или не ищи – смотри видео, учись, пробуй, но опять же танцуй! Рассуждения и умопостроения тут, к счастью, никому не нужны. Тут нужна практика.

Читайте также:  Как укрыть виноград на зиму

источник

История возникновения танцевального направления-contemporary .

«Главное научиться слышать свой внутренний голос и научиться выражать его с помощью тела» Айседора Дункан.

Многие источники утверждают, что рождение contemporary , как танцевального направления, произошло на западе еще в 50-х годах прошлого столетия. Однако, если углубиться в историю возникновения, становится ясно, что назвать конкретную дату и место, где впервые станцевали данный танец, невозможно. Согласно одним источникам родиной contemporary dance является Америка, другие называют Центральную Европу. Существуют даже мнение, что прародителями contemporary стали восточные техники (йога, тай цзи и др.), а значит, появилось данное танцевальное направление на Востоке.

Однако, где бы территориально не находились первоисточники contemporary dance в современном мире его танцуют повсеместно. А в хореографии самого танца встречаются элементы как западных танцевальных направлений (модерн, джаз, эстрадные и народные танцы, классический балет), так и восточных техник и культур (йога, элементы боевых искусств). Одной же из главных идей contemporary является возможность танцора отойти от классических догм хореографии и выразить себя с помощью «свободного» танца.

Что такое contemporary ( в разговорном языке-контемп. )

Кто-то ассоциирует данное направление с душевным разговором, кто-то – с театром, кто-то – с пластичной формой выражения внутреннего мира танцора. Все эти мнения действительно могут полностью охарактеризовать контемпорари дэнс. Ведь данное направление, в первую очередь предполагает выражение своих чувств и эмоций посредством танца.

В контемпе очень большую роль играет связь между внутренним состоянием танцора и отображением его в танце. «Правильный» танец в стиле контемпорари – это не столько техничность и четкость хореографии, сколько соответствие движений тела мироощущению танцора, умение донести информационное (душевное) послание до зрителя.

Контемп может быть исполнен сразу в нескольких техниках:

Вертикальный контемп (танец в положении стоя)

Большее внимание в контепмпе уделяется тренировке дыхания. За этот аспект танца «отвечают» восточные техники, используемые в данном направлении. Дыхание в контемпе – помощник в движении, энергетический посыл, переходящий в движения тела.

Также из восточных практик заимствованы методы тренировки координации, равновесия, «перетекания» тела из одного положения в другое. Если в классической хореографии многие элементы выполняются за счет силы мышц, то в контемпе те же элементы часто реализуются благодаря использованию приемов из восточных техник (например, долгое стояние на полупальцах).

Еще одним особенным моментом, отличающим контемп от других танцевальных направлений, является его ориентация «внутрь». Это не только позволяет танцору глубже выражать свои эмоции, но и отображается на уникальности некоторых движений в поставках. Так, например, при всей визуальной легкости танца, практически все па танцор выполняет, как бы преодолевая земное притяжение, т.е. главным акцентом в движении является не восходящая часть, а нисходящая

Предшественниками сontemporary стали такие танцевальные направления, как модерн (modern) и постмодерн (postmodern), поэтому тем, кто уже владеет этими стилями, научиться танцевать контемпорари не составит большого труда. Одним из главных прародителей этого стиля считается классический балет, хотя, развиваясь на протяжении многих десятилетий в сторону большей естественности и разнообразия, сontemporary вобрал в себя элементы множества сродных направлений, а также отдельные элементы йоги, различных техник импровизации и наук о движениях человеческого тела.

Матерью contemporary во многом считается Айседора Дункан (Isadora Duncan), знаменитая американская танцовщица рубежа XIX-XX веков, которая говорила: ”Танец — это естественное продолжение человеческого движения, отражение эмоций, чувств и характера того, кто его исполняет”. Впоследствии это выражение и стало идеологией современного контемпорари. Значительный вклад в развитие контемпа сделали такие танцоры и хореографы как Ruth St. Denis, Doris Humphrey, Mary Wigman, Paul Taylor, Rudolph von Laban, Martha Graham, Loie Fuller, Jose Limon, Marie Rambert, Merce Cunningham, и даже музыканты Francois Delsarte и Emile Jaques-Dalcroze, произведения которых вдохновляли и звучали в постановках и на уроках контемпорари.

источник

Контемп часто называют танцем души. И не мудрено, ведь именно данное направление хореографии позволяет не просто выполнять танцевальные па, но и «говорить» с помощью тела

Контемпорари дэнс (contemporary dance) – дословно означает «современный танец». На сегодняшний день контемпорари является одним из самых популярных танцевальных направлений современной хореографии в мире. Что, в общем-то, совсем не удивительно, ведь этот танец, получившее в русскоязычном варианте лаконичное название «контемп», является очень чувственным, эмоциональным, пластичным и эффектным.

История возникновения танца

Многие источники утверждают, что рождение контемпа, как танцевального направления, произошло на западе еще в 50-х годах прошлого столетия. Однако, если углубиться в историю возникновения контемпорари дэнс, становится ясно, что назвать конкретную дату и место, где впервые станцевали данный танец, невозможно. Согласно одним источникам родиной контемпа является Америка, другие называют Центральную Европу. Существуют даже мнение, что прародителями контемпа стали восточные техники (йога, тай цзи и др.), а значит, появилось данное танцевальное направление на Востоке.

Однако, где бы территориально не находились первоисточники контемпа, в современном мире его танцуют повсеместно. А в хореографии самого танца встречаются элементы как западных танцевальных направлений (модерн, джаз, эстрадные и народные танцы, классический балет), так и восточных техник и культур (йога, элементы боевых искусств). Одной же из главных идей контемпа является возможность танцора отойти от классических догм хореографии и выразить себя с помощью «свободного» танца.

На сегодняшний день, контемп является одним из самых популярных танцевальных направлений в мире. Проводятся различные конкурсы, соревнования, чемпионаты, как на региональном, так и на международном уровнях. Данное направление активно преподается в танцевальных школах. Постановки в стиле контемп срывают овации на многочисленных танцевальных шоу во всем мире.

Что такое контемп?

Контемп называют по-разному. Кто-то ассоциирует данное направление с душевным разговором, кто-то – с театром, кто-то – с пластичной формой выражения внутреннего мира танцора. Все эти мнения действительно могут полностью охарактеризовать контемпорари дэнс. Ведь данное направление, в первую очередь предполагает выражение своих чувств и эмоций посредством танца.

В контемпе очень большую роль играет связь между внутренним состоянием танцора и отображением его в танце. «Правильный» танец в стиле контемпорари – это не столько техничность и четкость хореографии, сколько соответствие движений тела мироощущению танцора, умение донести информационное (душевное) послание до зрителя.

Особенности танца

Контемп может быть исполнен сразу в нескольких техниках:

  • Вертикальный контемп (танец в положении стоя)
  • Партер (танец на полу)
  • В паре (танец с партнером)

Большее внимание в контепмпе уделяется тренировке дыхания. За этот аспект танца «отвечают» восточные техники, используемые в данном направлении. Дыхание в контемпе – помощник в движении, энергетический посыл, переходящий в движения тела.

Также из восточных практик заимствованы методы тренировки координации, равновесия, «перетекания» тела из одного положения в другое. Если в классической хореографии многие элементы выполняются за счет силы мышц, то в контемпе те же элементы часто реализуются благодаря использованию приемов из восточных техник (например, долгое стояние на полупальцах).

Еще одним особенным моментом, отличающим контемп от других танцевальных направлений, является его ориентация «внутрь». Это не только позволяет танцору глубже выражать свои эмоции, но и отображается на уникальности некоторых движений в поставках. Так, например, при всей визуальной легкости танца, практически все па танцор выполняет, как бы преодолевая земное притяжение, т.е. главным акцентом в движении является не восходящая часть, а нисходящая.

Из современных западных направлений танца, контемп в свою очередь позаимствовал не только многие отдельные элементы, но и общую театральность, а также построение логики и рисунка танца. Это предполагает, что в каждой новой постановке, обязательно должна быть рассказана маленькая история, будь то конкретное событие, явление или эмоция, со своей завязкой, смысловой частью и кульминацией.

источник

Контемп – современный стиль танца, вошедший в группу наиболее популярных. Характеризуется особой чувственностью, эмоциональностью и пластичностью.

Стиль танца контемп зародился на западе в 50-е годы прошлого века. Но сказать точную дату или даже место появления этого танца не представляется возможным. Согласно нескольким мнениям, местами появления танца может быть центральная Европа, Америка или даже Восток.

Контемпорари – стиль танца, который объединяет в себе элементы джаза, восточных единоборств, йоги и ряда других танцевальных техник, именно поэтому так сложно определить, когда он появился. Единственное, что можно сказать достоверно – на территории России, это хореографическое направление приобрело популярность в 1980-е годы.

Первой танцовщицей, которая исполняла элементы контемпорари, стала Айседора Дункан, которая негативно относилась к классическому балету. Женщина заявляла, что танец может быть искренним только в том случае, если танцор научится слушать собственное тело, и не будет пытаться выполнять установленные рамками движения.

Несмотря на то, что современный танец контемпорари был сформирован только через 30 лет после смерти этой великой женщины, именно её стремление к свободе в хореографии стало основополагающим для развития описываемого направления.

Если внимательно смотреть танцы контемпорари, то можно заметить, что этот стиль хореографии бывает нескольких видов:

  • вертикальный – все движения выполняются в стоячем положении;
  • партер – основная часть движений выполняется на полу;
  • в паре – танец с партнёром.

Если заинтересовал контемпорари танец, школа, где будут ему обучать – идеальное решение, поскольку самостоятельно разобраться в движениях, характерных для этого танца довольно сложно.

В танцевальных школах, где изучается контемпорари танец, дети и взрослые уделяют большую часть времени тренировке дыхания. За эту часть танца отвечают восточные техники, которые широко применяются в этом танцевальном направлении.

Кроме того, из восточных практик были изъяты различные методы, направленные на тренировку координации и равновесия. Если для классических стилей хореографии характерно выполнение движений за счёт использования силы мышц, то в контемпе эти же движения выполняются за счёт выполнения техник, характерных для Востока.

Ещё одним важным моментом, характерным для контемпа считается его ориентация «внутрь». Это даёт возможность танцорам глубоко выражать собственные чувства, что напрямую отображается на уникальности некоторых движений. К примеру, при всей внешней лёгкости танца, все па выполняются танцором так, будто он преодолевает земное притяжение, то есть, основным моментом в танце признается не восходящая, а нисходящая часть.

Если найти в поисковой строке запрос «контемпорари танец видео», можно увидеть, что каждый танец, рассказывает зрителю маленькую историю, которая имеет собственную завязку, основную часть и кульминацию. Этот момент контемп позаимствовал у современных западных танцевальных направлений.

Музыка для танца контемпорари подбирается в зависимости от истории, которую танцор хочет передать зрителям. Это может быть динамичная мелодия, которая расскажет о бушующих эмоциях танцора, его горестях и отчаянье или же спокойная и тихая мелодия, которая будет рассказывать об уравновешенности, счастье, всепоглощающей любви.

Контемп – это танец для эмоциональных людей, поскольку он дает им возможность полностью раскрыться.

источник