Меню

Что является целью урока формирования новых умений

Проблема классификации уроков по типам по-разному находила свое решение в зависимости от того, что бралось за основу такой классификации. Несмотря на это, известны классификации на основе: а) особенностей процесса обучения и его составных частей (С.Иванов): б) содержания, дидактической цели и способов проведения (И.Козанцев); в) дидактической цели (В.Онищук): г) целей урока и места урока в общей системе уроков (Бы.Есипов).

В отечественной педагогической науке принято считать, что наиболее удобной является классификация типов урока, в основу которой положен дидактическую цель и место урока в общей системе уроков (Бы.Есипов, М.Махмутов, В.Онищук). Хотя названные авторы предлагают разное количество типов уроков, но занимают одинаковую позицию относительно их классификации. В соответствии с ней рассмотрим такие типы уроков:

1) урок усвоения новых знаний;

2) урок формирования умений и навыков;

3) урок применения знаний, умений и навыков;

4) урок обобщения и систематизации знаний;

5) урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков;

6) комбинированный (смешанный) урок.

Каждый из них имеет соответствующую структуру-последовательность этапов или составных элементов, которые объединены в систему посредством определенных взаимосвязей.

Предполагает восприятие их, осознания, осмысления на основе установления внутренних и внешних взаимосвязей, запоминание, обобщение, систематизацию, готовность к практическому применению. Особенности структуры: организация класса; проверка домашнего задания; актуализация и коррекция опорных знаний; ознакомление учащихся с темой, целями и задачами урока; мотивация учения; восприятие и осознание школьниками учебного материала; осмысление взаимосвязей между его элементами; обобщение и систематизация знаний; подведение итогов урока; сообщение и объяснение домашнего задания.

Такому формированию способствует выполнение системы предусмотренных учебной программой упражнений и задач.

В структуре выделяют: проверку домашнего задания; актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока; изучение нового материала, практическое применение новых знаний посредством пробных упражнений; самостоятельное применение новых знаний в стандартных ситуациях на основе выполнения тренировочных упражнений по образцу, инструкции или заранее подготовленной технологической картой; перенос полученных знаний, умений и навыков в нестандартные ситуации и использования их на творческом уровне (выполнение заданий и упражнений творческого характера с использованием процедур творческой деятельности.Я.Лернера или известных в креативной акмеологии методик, стратегий и тактик творческой деятельности); подведение итогов урока; сообщение и объяснение домашнего задания.

Использование усвоенных знаний, умений и навыков на практике выступает одновременно средством и целью учебно-воспитательного процесса. Как средство обучения полученная информация используется на различных уроках. Как цель выступает во время проведения этого типа урока. Его Структура: проверка домашнего задания; актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение темы, целей и задач урока; осмысление содержания и технологии выполнения системы необходимых учебных действий; самостоятельное выполнение поставленных задач под контролем учителя; отчет учащихся о работе; обоснование учителем ее результатов и проведения соответствующей коррекции; сообщение и объяснение домашнего задания.

источник

Современная классификация уроков

Типы уроков:

• урок комбинированный;
• урок усвоения новых знаний;
• урок формирования новых умений;
• урок обобщения;
• урок контроля и коррекции знаний и умений;
• урок практического применения знаний и умений;
• урок контроля знаний.

Комбинированный урок – наличие нескольких одинаково значимых дидактических целей.

Структура урока:

а) тема, цели и мотивационные установки;
б) актуализация новых знаний или проверка изученного;
в) сообщение нового материала;
г) закрепление;
д) подведение итогов, домашнее задание.

Урок изучения новых знаний

Методы подачи нового материала: рассказ, беседа, объяснение, лекция, описание, работа с учебной литературой.

Структура урока:
а) тема, цель;
б) воспроизведение опорных знаний необходимых при изучении нового материала;
в) сообщение нового теоретического материала;
г) обобщение и применение знаний;
д) первичный контроль на 1 уровне (понимание и узнавание).
е) подведение итогов и домашнее задание.

Урок формирования новых умений

Основная дидактическая цель: на основе новых знаний сформировать новые умения.

Структура урока:
а) проверка домашнего задания (может быть, может нет);
б) изучение выполнения новых заданий или упражнений;
в) первичное применение приобретённых знаний (пробные упражнения) на уровне образовательного стандарта;
г) применение знаний в стандартных условиях для формирования навыка (тренировочные упражнения на уровне образовательного стандарта);
д) перенесение умений в новой ситуации – творческие упражнения (не для всех);
е) итог урока и домашнее задание.

Урок обобщения и систематизации изученного материала

Главная дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний,

воспроизведение и коррекция полученных знаний и умений, самостоятельное выполнение определённых типов заданий, анализ изученного и показ возможности переноса полученных знаний в другие ситуации (внутрипредметная и межпредметная связь).

На данном уроке можно использовать все цели или одну любую цель.

Структура урока:
а) тема, цель, мотивационная установка;
б) воспроизведение и коррекция знаний;
в) повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
г) повторение, обобщение, систематизация;
д) контроль знаний, может быть предварительным, (для слабых студентов на 2-ом уровне, т.е. по образцу, для сильных на 3-ем уровне, т.е. применение нестандартной ситуации);
е) итог урока и домашнее задание.

Урок контроля и коррекции знаний и умений

Основная цель: коррекция знаний, выявление ошибок.

Уровни усвоения:

1 уровень: понимание и узнавание (иметь представление).
2 уровень: воспроизведения и выполнения по образцу.
3 уровень: применение в стандартной ситуации.

2 и 3 уровни – это уровни образовательного стандарта (знать, уметь).

4 уровень: воспроизведение или применение переноса знаний.

5 уровень усвоения творческого задания, применение нестандартных ситуаций.

Структура урока:
а) тема, цель, мотивация;
б) проверка знаний учащихся, знаний фактического материала;
в) проверка основных законов и понятий;
г) проверка глубины и осмысленности знаний;
д) проверка умения применять в стандартных ситуациях;
е) проверка умения применять в нестандартных ситуациях;
ж) итоги, оценки, домашнее задание.
Методы реализации могут быть различными.

Урок практического применения знаний и умений

Главное определить место данного урока в системе уроков.

Темы могут быть изучены через комбинированные уроки или крупными блоками. Формулировка целей должна быть продумана для учащихся, т.е. необходимо определить, что студент должен знать, уметь и т.д. и для преподавателя (с чем должен выйти студент с каждого урока).

Постановка целей желательна к структурным элементам урока, через приобретение знаний и умений учащегося.

Необходима дифференциация постановки цели:
• базовые знания (основная цель) – для всех;
• цель для хорошо успевающих;
• цель для недостаточно подготовленных учащихся.

Дифференциация может осуществляться:
а) за счет содержания;
б) за счет объёма;
в) через ожидаемые результаты;
г) через уровни усвоения;
д) через время, затраченное на ту или иную группу;
е) за счет наличия обязательных заданий (углубление или расширение темы);
ж) за счет роли учащегося в образовательном процессе (ассистент, руководитель группы и т.д.).

Цель урока формируется диагностично, она должна быть реальной и достижимой и должна быть конструктивной.

Инвариантные структурные элементы для каждого урока (обязательные):

• Пробуждение интереса учащегося и показ перспектив предстоящей деятельности через обозначение заданий и цели.
• Актуализация опорных знаний и умений, необходимых на данном уроке.
• Организация стимулирования, контроль и коррекция деятельности учащихся на каждом этапе урока в зависимости от достижения поставленных целей.
• Обсуждение итогов работы, степени успеваемости и усвоения материала урока, перспектив дальнейшей работы. Показать преимущества активной деятельности учащихся.

Форма проведения уроков:
• Лекционно-семинарские занятия.
• Уроки с элементами моделирования ситуаций.
• Учебно-деловые игры.
• Уроки с элементами дидактических игр.
• Уроки – практикумы.
• Уроки смотра знаний.
• Нетрадиционные формы урока: диалоги, суды, презентации, путешествия и т.д.

Урок по форме может быть компонентом какой-либо технологии.

Интегрированные уроки ( отличаются от межпредметных).

Построенные на основе единой межпредметной задачи или задачи могут быть разные, но в различных предметах решаются едиными методами или единым научным подходом.

источник

Важной задачей такого урока является сознательное овладение учащимися системой научных понятий, законов или другими формами знаний, способами выполнения действий. Основными критериями усвоения знаний является сформированность сви итогляду, умение формулировать различные определения, объяснять их, приводить примеры, переводить материал своими словами, применять знания на практике (по образцу или в измененных условиях). Урок усвоения новых знаний имеет следующую структуруу:

1. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний

2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

4. Обобщение и систематизация знаний, применение в различных ситуациях

5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания

Урок усвоения новых знаний направлен на изучение нового материала, имеющего большой объем информации, требующей значительных затрат времени на обработку. Поэтому все другие этапы сокращены во времени, а то и отсюда утни, например, проверка домашнего задания. При проведении такого урока основной акцент ставится на самостоятельном усвоении знаний учащимися под руководством учителяля.

Использование этого типа урока предполагает формирование у учащихся учебных умений и навыков, их усовершенствования и закрепления на основе выполнения системы упражнений. Общая структура урока включает такие компонентов. НТИ:

1. Проверка выполнения домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и опыта учащихся

2. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения учащихся

3. Изучение правил и способов действий (вступительные упражнения)

4 первоначального применения приобретенных знаний (пробные упражнения)

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях для выработки навыков (тренировочные упражнения)

6 творческих перенос знаний и навыков в новые или измененные условия для формирования умений (творческие упражнения)

7. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания

Данный тип урока направлен на закрепление и осмысления изученного в форме соответствующих умений и навыков, использование знаний в нестандартных ситуациях. Структура такого урока предполагает усложнение видов в упражнений от вступительных пробных, которые учащиеся выполняют под непосредственным контролем и с помощью учителя, творческих, школьники решают самостоятельно Урок формирования умений и навыков может содержать элементы объяснения нового материала во время выполнения вступительных или пробных упражненияав.

Уроки этого типа проводят после изучения важных разделов программы их основной задачей является упорядочение усвоенных на предыдущих уроках теоретических положений в систему

Структура урока должна соответствовать логике процесса систематизации знаний: от обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их систем и от них – к усвоению основных идей и теорий науки. Урок обобщение ьнення и систематизации имеет следующие структурные этапы:

Читайте также:  Роза патио микс как ухаживать в домашних условиях

1. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

3 повторения и анализ основных фактов, явлений, событий

4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий

бы. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний

6. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания

Урок этого типа направлен на систематизацию наиболее существенных вопросов пройденного материала, преодоления пробелов в знаниях учащихся. Во время такого урока обобщение и систематизацию можно реализовывать методами, которые используют в других типах уроков. При этом важно добиваться отображения фактического материала в сознании учащихся в форме идей и теорииій.

источник

Урок формирования умений. Цель урока, характеристика его структуры (на основе примера по дисциплинам профиля направления специальности)

Урок— вариативная форма организации взаимодействия четко определенного состава педагогов и учащихся, применяемая для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится к взаимодействию педагога и обучающихся, целью которого является усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и общения [7].

Структура и методика теоретических уроков во многом зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В типологии (классификации) уроков по дидактической цели выделяют уроки следующих типов:

урок формирования новых знаний,

урок систематизации и обобщения,

Уроки формирования умений или в другом наименовании — уроки формирования и совершенствования умений и навыков, уроки формирования умений и навыков посвящены формированию первоначальных умений, их закреплению, совершенствованию, выработке навыков и т.д. Поэтому в классификациях отдельных авторов иногда разделяют уроки формирования новых умений и уроки формирования практических умений и навыков. Данный тип урока аналогичен практическому или лабораторному занятию в лекционно-семинарской системе занятий.

Дидактическая цель данного урока — сформировать умения. Формулировка обучающей цели (задачи), как правило, начинается с фразы: «Сформировать умения …», «Сформировать новые умения …», «Научить владению приемами…», «Выработать умения и навыки …». Например, «Сформировать умения по установке резисторов на печатную плату»; «Научить проводить установку офисных приложений»; «Сформировать умения ввода информации первичных документов учета в базу данных организации с использованием 1С:бухгалтерии». Однако цель может напрямую не указывать на наименование типа урока.

Урок формирования умений (выполнение самостоятельной, лабораторной, практической работы, экскурсия, семинар и т.п.) имеет различные цели: 1) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; 2) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; 3) формирование новых умений и навыков; 4) контроль за ходом изучения нового материала и совершенствование знаний, умений и навыков. Формироваться могут как интеллектуальные, так и практические умения. От их специфики зависит вариативность его структуры.

Тип урока зависит от его цели и определяет его структуру. Структура урока — соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

Традиционная структура урока формирования новых знаний содержит следующие элементы:

1. Организация обучающихся (оргмомент).

2. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся.

3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

4. Изложение нового материала (объяснение, инструктаж, показ приемов выполнения работы и т.п.).

5. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа обучающихся.

6. Ответы на вопросы обучающихся.

7. Проверка усвоения нового материала. Дополнительные разъяснения.

8. Подведение итогов урока. Выдача домашнего задания.

Основным элементом урока данного типа является пятый в данной структуре: «Закрепление нового материала. Самостоятельная работа обучающихся», который в зависимости от конкретного содержания занятия может иметь иное название. Естественно, что в данном уроке он будет играть наиважнейшую роль и занимать наибольшее среди других компонентов время. При этом обучающимися могут выполняться как задачи стандартного типа, так и творческого типа. Педагог может предусмотреть дополнительно задания для контроля сформированности умений и навыков или выделить контроль в отдельный структурный элемент занятия. А отдельные из компонентов, например, 7-й могут быть исключены педагогом или объединены (например, 3-й и 4-й, 6-й, 7-й и 8-й. По сути урок данного типа имеет три важных единицы: организация и мотивация учения; актуализация знаний, умений; освоение умений. При этом педагогу нельзя забывать, что конструируемое им занятие находится в единой системе занятий по дисциплине (предмету), поэтому оно должно строиться на результатах предыдущего обучения (в т.ч. необходимо уделить внимание выполнению обучающимися домашнего задания) и являться своеобразной «ступенькой» к дальнейшему обучению, в том числе и по другим дисциплинам.

Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом. Их обучение сопровождается индивидуальным инструкционным материалом (письменными инструкциями, алгоритмами, электронными тренажерами с элементами инструкций, реже — устным инструктажем педагога). Структура конкретного урока может предусматривать различные виды групповой, парной, индивидуальной деятельности обучающихся. При этом в воспитательном плане будут решаться задачи организации рационального общения и коллективной работы, воспитания взаимоподдержки и взаимопомощи. Педагог может предусмотреть ситуации самоконтроля и взаимоконтроля.

Разновидностями уроков формирования умений могут выступать как традиционные, так и нетрадиционные уроки: урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог; урок-деловая или ролевая игра; практикум; урок защиты проектов; урок-путешествие; урок-экспедиция и т.д.

Пример плана урока формирования умений приведен в прил. 29.

Примеры планов занятий, методических разработок, конспектов занятий можно посмотреть по ссылкам:

источник

Подготовка к уроку предполагает определение задач, направленных на формирование умений и навыков, получение и усвоение новых знаний. Учитель должен скорректировать подачу материала так, чтобы дети максимально усвоили конкретную тему, при этом он должен используется личностно-ориентированный подход.

Данный тип урока предусматривает несколько этапов:

– Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний школьников.

– Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

– Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

– Обобщение и систематизация знаний.

– Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

В качестве средств, воспроизводящих и корректирующих опорные знания учеников, а также служащих мотивацией учебной деятельности, можно использовать упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся знакомятся с существенными свойствами понятий.

Как показывает практика, подготовка учащихся к изучению нового материала через выполнение наглядных упражнений даёт лучший результат по сравнению с той ситуацией, когда учитель стремится “освежить” опорные знания путём теоретического опроса учащихся, “сухих” формулировок теорем и определений.

На этапе восприятия и первичного осознания нового материала, осмысления связей и отношений в объектах изучения рассматриваются упражнения, выполнение которых приводит к идее доказательства теоремы либо к ознакомлению с существенными признаками понятий, а также упражнения, в процессе выполнения которых, учащиеся самостоятельно “открывают” новые знания.

На этапе обобщения и систематизации знаний осуществляется усвоение существенных свойств понятия, составляющих его определение, приёмов и постигается связь изучаемого с ранее изученным. Поэтому на этом этапе следует использовать упражнения на усвоение структуры определения понятия, на усвоение приёмов его использования.

Домашнее задание чаще всего предлагается с целью закрепления материала, изученного на уроке. Эффективность выполнения домашнего задания зависит от перспективы дальнейшего использования результатов домашней работы учащихся, от того, насколько активно они используются при получении новых знаний. Поэтому при определении домашнего задания следует предусмотреть возможность использования его для углубления изученного материала, для воспроизведения опорных знаний, особенно тех, которые используются при объяснении нового материала.

В качестве примера рассмотрим урок на тему: “Одночлен”, одной из целей которого будем считать: формирование понятия одночлена и умение находить его числовые значения; актуализацию опорных знаний и умений.

К опорным знаниям относятся понятия алгебраического выражения, произведения, Числового множителя, буквенного множителя; к умениям – запись алгебраического выражения по его элементам, выделение элементов заданного алгебраического выражения. Актуализация знаний осуществляется посредством выполнения упражнений.

1. Из данного набора алгебраических выражений выберите такие, которые являются произведениями нескольких множителей:

д) 7; е) ;

ж) ; з) .

Указанному условию удовлетворяют алгебраические

выражения: 5а 3 b; 9a 2 b 4 b 2 a; ;.

Если учащиеся не назовут в числе требуемых алгебраических выражений 7; ;.

2.Составьте новое алгебраическое выражение, используя выражение 5а 3 b и .

Возможные ответы учащихся:

5а 3 b+; 5а 3 b-; 5а 3 b:; 5а 3 b*.

Итогом выполнения подобных упражнений является понятие одночлена. Далее формулируется определение одночлена и предлагаются упражнения на распознавание одночленов.

3. Какие из указанных выражений являются одночленами:

а) 3a 2 bxy * ; б) ; в) ; г) *2 9 д) е) (-7)a * b*9c; ж) –n 5 з) – mnc? Назовите числовые и буквенные множители одночленов.

4.Запишите несколько алгебраических выражений, являющихся одночленами.

5. Запишите несколько одночленов, отличающихся только числовым коэффициентом.

6. Заполните пропущенные места:

а) 18a 6 b 4 =2a 3 …*…b; б) -36mn 2 c 5 =36mc 2

Также можно использовать упражнения на запись словесных формулировок в форме алгебраических выражений и обратно.

7. Запишите алгебраическое выражение: а) удвоенное произведение чисел m и n; б) утроенное произведение квадрата числа p и числа g.

8. Истолковать выражения: а) 4ab; б) a5b.

Например, выражение 4ab можно истолковать как:

-произведение чисел 4, a и b;

-произведение чисел 4a и b;

-площадь прямоугольника со сторонами 4a и b.

Далее используются упражнения на нахождение числового значения выражения.

9.Найдите числовые значения одночлена:

5abc при a=2, b= , c=.

10. Найдите значение выражения:

(-0,125)a при a= 14, b=8.

Организация выполнения упражнений может быть различной:

  • решение у доски;
  • комментирование с места;
  • самостоятельное решение;
  • выполнение упражнений на доске с привлечением слабых учащихся и т.д.

В домашнем задании можно использовать не только аналогичные выполненным в классе упражнения, но и упражнения на запись числа в стандартном виде, которое и будет служить мотивом для введения на следующем уроке понятия стандартного вида одночлена.

источник

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

МБОУ СОШ № 22 города Ковров.

Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли:
учителя как организатора и консультанта, ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

Читайте также:  С бывшим в одной компании

Теперь позиция ученика – познание мира в специально организованных условиях, а позиция учителя – к классу не с ответом, а с вопросом.

Системно-деятельностный подход является основой стандартов второго поколения.

Рассмотрим на примере Технологии деятельностного метода (ТДМ) автор Людмила Георгиевна Петерсон.

  • Урок открытия нового знания.
  • Урок рефлексии
  • Урок обобщения и систематизации знаний
  • Урок развивающего контроля.

Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель : расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель : систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Сформировать умение учиться можно только при условии понимания учеником нормы учебной деятельности (то есть того, что значит «уметь учиться»).

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель современного урока и когда, какие цели урока ставит учитель?

Общепринято в науке, что цель – это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.

Цель современного урока : создать (обеспечить) условия для формирования (развития) представления (умения) .

Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
  • Формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
  • Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
  • Формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
  • Формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Цели обучения должны быть:

Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные.

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
– обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей . ;
– обобщить и систематизировать знания о .
– отработать навыки (указать какие);
– устранить пробелы в знаниях;
– добиться усвоения учащимися понятий (каких?).

Цели обучения условно разделяют на три группы:

  • образовательные (обучающие).
  • развивающие,
  • воспитательные.

Все эти группы целей взаимосвязаны.

Обучающие цели урока (дидактические):

передача учащимся определённой системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни.

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

  • «выбрать»,
  • «назвать»,
  • «дать определение»,
  • «проиллюстрировать»,
  • «написать»,
  • «перечислить»,
  • «выполнить»,
  • «систематизировать».

Определить основную дидактическую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящён данный урок.

Развивающие цели урока содействуют формированию:

  • общеучебных и специальных умений;
  • совершенствованию мыслительных операций;
  • развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры;
  • осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Воспитательные цели предполагают формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель?

Можем ли проверить, что к концу урока мы воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка?

Наверное нет. Поэтому цель воспитания желательно формулировать следующим образом: “Создать (или обеспечить) условия для . “. Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.

Воспитательные цели способствуют :

  • воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
  • формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности;
  • приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной.

Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

  • вызвать интерес,
  • пробудить любознательность,
  • пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
  • побудить учащихся к активности,
  • выразить свое отношение…
  • прививать, укреплять. навыки.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Все приемы целеполагания классифицирую на:

  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка
  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Поясню некоторые приемы целеполагания:

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: “Почему имеют такие признаки?” будет задачей урока.

Например: Урок математики по теме “Двузначные числа” можно начать с предложения: “Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети высказывают свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия

Целеполагание является проблемой современного урока.

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.

Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Что представляют собой задачи урока?

Задачи – это шаги по достижению поставленной цели.

К задачам урока относятся:

  • организация взаимодействия;
  • усвоение знаний, умений, навыков;
  • развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.

Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.

Образовательные задачи урока состоят:

  • в приобретении учащимися определённого круга научных знаний, умений и навыков;
  • в формировании тех способов и приёмов мышления, при помощи которых учащиеся будут успешно овладевать знаниями.

Образцы формулировки некоторых образовательных задач:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать (углубить)…
  • способствовать становлению умения оценивать…
  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа…
  • помочь учащимся увидеть результаты своего труда;
  • формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану и тд.

Выстраивая развивающие задачи , учитель опирается на перечень обязательных умений, определённых программой и одновременно учитывает, какими умениями реально владеют ученики данного класса и какие возможности даёт материал урока для их развития, формирования того или иного умения на определённом уровне сложности.

Воспитательные задачи включают определение отношений учащихся к окружающей действительности и поведению, развитие инициативы творчества, развитие организаторских качеств и тд.

Любая деятельность характеризуется, прежде всего, наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Точно так же учебная деятельность может возникнуть лишь там и тогда, когда цель обучения личностно значима для учащегося, “присвоена” им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.

Учебная задача – это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.

источник

Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:

  • Урок самостоятельных работ
  • Урок – лабораторная работа
  • Урок практических работ
  • Урок – экскурсия
  • Семинар

3.Урок обобщения и систематизации:

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4.Уроки контрольные учета и оценки знаний , умений и навыков:

  • Устная форма проверки(фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
  • письменная проверка
  • зачет
  • зачетные практические и лабораторные работы
  • контрольная ( самостоятельная) работа
  • смешанный урок( сочетание трех первых видов)

Урок изучения нового материала.

Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого учащиеся должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение преподавателя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.

Читайте также:  Как приготовить тефтели с рисом в томатном соусе

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим:

а) систематизация и обобщение новых знаний;

б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

г) формирование умений и навыков;

д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов:

* уроки закрепления изучаемого материала;

* уроки комплексного применения знаний, умений и навыков;

* уроки формирования умений и навыков и др.

Видами этого типа уроков являются:

а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

б) урок – лабораторная работа;

в) урок практических работ;
г) урок- экскурсия;

Урок обобщения и систематизации.

Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач – установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения.

Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач.

Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков.

Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название -комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины
понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и
актуализация необходимых знаний и способов деятельности для
последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на
текущем уроке;

в) введение преподавателя нового материала и организации работы
учащихся по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и организация работы по
выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки
за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков.

Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности учащихся, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность преподавателя.

Типы уроков теоретического обучения:

По хар-ру познават. дея-ти уч-ся.

1. уроки первичного восприятия фактов;

2. уроки образования понятий; и т.д.

По основным дидактическим целям.

1. уроки овладения новыми знаниями;

2. уроки формир. и усвоения У и Н;

3. уроки обобщения и систематизации знаний;

Факторы, влияющие на выбор типа и стр-ры урока ТО.

Зависит: от поставленных целей, содержания изучаемого мат-ла, методов и приёмов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития уч-ся, места урока в уч. процессе, творческий хар-р работы уч-ля, конкретные условия работы в данном классе.

Для современного урока характерна взаимосвязь таких элементов, как усвоение, синтезирование, повторение и закрепление, контроль ранее изученного в связи с овладением новым уч.мат-ом и его практическим применением. Самостоятельная работа уч-ся орг-ся не только на этапе повторения и закрепления, на уже при изучении нового мат-ла, осущ-ся тесная связь м/д преподаванием и учением. На уроке повышается роль самсто-ой дея-ти уч-ся, применения приобр. ЗУН. Элементы поисковой дея-ти уч-ся исп-ся не только на уроках проблемного хар-ра, но и на отдельных этапах уроков всех типов (комбинированных, контрольных и т.д.).

Стр-ра современного урока поэтому отличается большим разнообразием, отражая специфику организации познават-ой дея-ти уч-ся и руководящей роли уч-ля.

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 2069 . Нарушение авторских прав

источник

Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:

· Урок самостоятельных работ

· Урок – лабораторная работа

3.Урок обобщения и систематизации:

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4.Уроки контрольные учета и оценки знаний , умений и навыков:

· Устная форма проверки(фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)

· зачетные практические и лабораторные работы

· контрольная ( самостоятельная) работа

· смешанный урок( сочетание трех первых видов)

5.Комбинированные уроки:

На них решаются несколько дидактических задач

Тип урока: урок формирования новых знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Цель урока формирования знаний – организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

· Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:

· урок – деловая или ролевая игра;

Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.

Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее – выполнение творческих задач, а в конце урока – творческая деятельность.

Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Тип урока: применение знаний на практике

Основные формы уроков данного типа:

Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Цель данного типа урока – применение знаний на практике.

Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.

На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока:

· игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

· театрализованный урок (урок-суд);

· урок-анализ контрольных работ;

Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.

Цель – более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

Формы урока:

· защита творческих работ, проектов;

Цель урока контроля знаний и умений – осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.

источник

Adblock
detector