Меню Рубрики

Что выше университет академия или институт

Бытует мнение, что престиж диплома напрямую зависит от статуса университета. Чем солиднее учебное заведение, тем качественнее образование и более востребован диплом. Что выше — академия или университет? Это вопрос задают многие при выборе учебного заведения. Ведь большинство стремится попасть в самые престижные вузы страны.

Итак, давайте определимся, что между ними общего и какие ключевые отличия можно выделить. Тогда определить, что выше — академия или университет, не составит никакого труда.

И академия, и университет, и институт – это высшие учебные заведения (сокращенно вузы). А вуз, в свою очередь, — место, где получают высшее образование по интересующей профессии. В России вузы бывают двух типов: государственные и частные. Некоторые из них могут иметь свои представительства и филиалы в других населенных пунктах или даже в других странах.

Каждое из высших учебных заведений (и академия, и университет, и институт) имеет собственный устав, который и позволяет ему стать автономным субъектом правоотношений. Кроме того, каждый вуз, чтобы стать таковым, должен пройти аккредитацию вне зависимости от его статуса. Только в таком случае заведение имеет право на выдачу дипломов об его окончании выпускникам.

Обучение во всех вузах может быть следующим: очным (дневным), вечерним и заочным. Кроме того, в некоторых вузах страны стали появляться отделения с аудиторным и дистанционным обучением. Сроки обучения — от трех до шести лет.

Итак, это общие признаки, которые позволяют учебному заведению именоваться вузом. Но в чем же отличия? Как понять, что выше — академия или университет?

Ведь огромное разнообразие учебных заведений заставляет сомневаться тысячи абитуриентов. И все-таки мнение о том, что статус вуза влияет на качество и престиж диплома – ошибочно. Статус учебного заведения влияет только на то, сколько специальностей в различных отраслях и направлениях в нем можно освоить.

Что касается отличий, то здесь прежде всего необходимо разобраться, что же такое университет и академия. Разница между ними станет понятна только в таком случае.

Государственным заведением университет стал в Австрии и во Франции. В России эта идея также была одобрена. Само слово «университет» происходит от слова «универсальный». Что само собой подразумевает всеобъемлющий, всеохватывающий. То есть, это учебное заведение охватывает широкий круг специальностей.

По научному определению, университет представляет собой высшее учебное заведение, которое проводит обучение в двух областях: первое высшее профессиональное образование и второе, т. е. образование, которое есть возможность получить после окончания высшего учебного заведения. Программа обучения в университетах объединяет большой спектр направлений подготовки.

Кроме того, в университетах осуществляется переподготовка специалистов с уже имеющимся высшим образованием или повышение квалификации работников.

В университете могут быть и технические, и гуманитарные факультеты. Так, один университет может выпускать и химиков, и юристов, и музыкантов одновременно. Университеты имеют право выпускать старших и младших специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов.

Согласно легенде, слово «академия» появилось еще во времена Платона. По научному определению, академия представляет собой высшее учебное заведение, которое, как и университет, проводит обучение в областях первого высшего профессионального образования и послевузовского. Первая школа, которую открыл философ, находилась в прекрасной роще, посвященной греческому богу Академу. Платон решил также назвать свое учебное заведение именем этого бога — академия.

Тогда чем отличается академия от университета? Тем, что в академии готовят специалистов в одной отрасли искусства или науки. Как правило, отрасль подготовки четко отражена в самом названии учебного заведения (например, Российская академия художеств или Московская академия экономики и права).

Однако вне зависимости от того, частной или государственной является академия, в ней все же могут быть и другие сферы подготовки специалистов, отличающиеся от отрасли, прямо указанной в названии. Так, во многих российских академиях можно увидеть и юридические, и экономические, и научные факультеты под крылом одного учебного заведения. Бывает, что при академиях существуют университеты. Например, Академический университет при Академии наук в Санкт-Петербурге.

Как известно, в России существует три формы высшего учебного заведения: университет, институт, академия. Разница между ними прямо прописана в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Часть 9 главы II содержит ряд требований, которым учебное заведение должно соответствовать, чтобы получить статус академии, университета или института. Для этого регулярно проводится специальная оценка. Следовательно, любое российское учебное заведение, имеющее сегодня статус университета, института или академии, может его поменять. Так, например, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел, который до июня 1998 года был Академией МВД.

Стоит обратить внимание, что одним из требований для образовательного учреждения, претендующего на статус университета, является наличие программ обучения по семи большим группам различных направлений (специальностей). Такого критерия для академий и институтов нет. Если в учебном заведении проводится обучение менее чем по семи специальностям, то статус университета ему не получить. Следовательно, прямо из закона вытекает, что именно университет имеет самый высокий статус. Университет выше, чем академия или институт.

Но это вовсе не означает, что обучение в академии или институте будет хуже, а диплом менее престижным. Ведь главное в образовании — это уровень знаний, который получают студенты, а никак не форма или статус учебного заведения.

Решите для себя сами, что лучше — быть частью ста тысяч студентов самого престижного университета страны, в котором вашей специальности отведено всего 2-3% преподавателей, или учиться в небольшой академии, в которой 90% педагогов — специалисты в вашей области? Ответ напрашивается сам.

Поэтому на вопрос о том, что выше — академия или университет, можно смело отвечать, что разницы в качестве образования или престижности диплома между ними не существует. Выпускникам российских вузов не стоит волноваться за статус своего учебного заведения. Несмотря на то что по законодательству самый высокий ранг занимает университет, никаких льгот для его выпускников не предусмотрено. Работодателю все равно, где вы обучались — в академии, университете или институте. Ему важен уровень ваших знаний. А статус… Это всего лишь статус.

источник

Наверняка многие не раз задумывались о том, почему высшие учебные заведения имеют различные названия и как наименования влияют на статус вуза, качество получаемого образования и что выше академия или университет. Отличия есть, однако формальная категория вуза не определяет престижности его диплома и не оказывает влияния на уровень получаемых знаний. Принципиальная разница заключается в числе специальностей, охвату различных отраслей и направленности образования, которая может быть узкопрофильной или фундаментальной.

Вуз – учебное учреждение, которое готовит профессионалов высшей квалификации для разных отраслей науки, экономики, культуры, сфер общественной жизни. Все образовательные организации этого уровня должны иметь лицензию, разрешающую им вести учебную работу. Аккредитация дает право выдавать выпускникам дипломы государственного стандарта.

Лицензирование проводит Рособрнадзор и соответствующие профилю вуза (чаще всего подведомственного) органы исполнительной власти субъектов РФ: министерства, федеральные службы, агентства, комитеты, департаменты, главные управления. Если у вуза нет госаккредитации, он может вручать окончившим обучение только дипломы, в отношении которых применима формулировка «установленного образца».

Институтом называют вуз, ведущий подготовку специалистов для одной конкретной научной области или общественной сферы, определенного сегмента экономики: например, для бизнеса, архитектуры, педагогики, строительства, транспорта. Обучение в институтах проводится по утвержденным уполномоченными государственными органами образовательным программам.

Факультативный вид деятельности – последипломная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников одной из областей хозяйствования или знаний. Сотрудники института могут проводить прикладные и фундаментальные научные исследования, но это тоже необязательное требование.

Университет готовит специалистов сразу по нескольким профилям, не связанным друг с другом: например, химия, иностранные языки, кибернетика. В учебных заведениях этой категории обязательно проводятся исследования фундаментального и прикладного характера в различных научных областях.

Вузы, имеющие статус университета, обязаны выполнять функции главного научного и методического центра.

Академией называют вуз, который ведет подготовку по ряду профилей в одном направлении (искусство, техника, юриспруденция, менеджмент). Такие учебные заведения предлагают больший перечень специальностей, чем институты, но, в сравнении с университетами, меньшее количество направлений.

Читайте также:  Как не заболеть ротавирусной инфекцией

Академии тоже учат студентов по программам высшего и последипломного образования (зачастую в их структуру входят факультеты переподготовки) и ведут научные исследования различного характера в определенной отрасли знаний.

Отрасль подготовки зачастую четко отражается в названии академии и института.

Формальная разница между академией и университетом определяется по комплексу факторов, в который входят:

  • квалификация преподавательского состава;
  • число учащихся в аспирантуре;
  • количество профилей обучения;
  • ведение научной работы.

Чтобы перейти в ранг университета, организация должна обучать студентов по минимум семи различным направлениям.

Отличие академии от университета и института определяется:

  • Числом аспирантов на каждую сотню студентов: не меньше четырех в университете и двух – в академии и институте.
  • Среднегодовым размером финансирования основных исследований: в университетах – не меньше 10 млн, от 5 до 10 млн для академий и максимум 5 млн рублей для институтов.

В случае если доля аспирантов, защитивших диссертации на протяжении двенадцати месяцев после завершения обучения, составляет 25 % и более, институт имеет право претендовать на статус академии или университета.

  • Количество педагогов в штате: от тридцати человек для молодых вузов (3-5 лет); не менее сорока преподавателей, если возраст учебного заведения не превышает 9 лет; не меньше пятидесяти для вузов старше 10 лет.
  • Академии и университеты должны основывать свою работу на инновационных технологиях и подходах, в таких вузах обязательно наличие электронной научной библиотеки.

Университеты находятся немного выше академий в иерархии вузов и имеют несколько преимуществ:

  • многопрофильность подготовки;
  • проведение исследований по нескольким направлениям;
  • более высокие требования к квалификации преподавателей (60 % педагогов обязаны иметь научные степени и звания, в академиях этот показатель – 55 %).

Однозначно ответить на вопрос, что лучше институт, академия или университет достаточно сложно. Вид вуза на качество образования не влияет, гораздо большее значение имеет наличие у заведения государственной аккредитации, которая считается гарантией соответствия знаний студента квалификации, указанной в документе об окончании обучения. Ценность диплома в значительной степени зависит от предпочтений работодателя: многие компании стремятся нанимать вооруженных практическими навыками прикладных бакалавров, окончивших институты или академии, а не нацеленных на научные исследования магистров, отучившихся в университетах.

источник

Вы, наверное, не раз задавались вопросом, почему одни вузы называются университетами, другие – академиями, а третьи – институтами? Какой смысл скрывается за этими названиями. И отличаются ли эти заведения по статусу и качеству полученных знаний?

Некоторые отличия, конечно, есть, и многие думают, что от названия учебного заведения зависит престижность диплома, который это заведение выдает по окончании учебы. Но это не совсем так. От названия зависит в основном то, какое количество различных специальностей в разных отраслях может предложить учебное заведение своим абитуриентам.

Например, университеты готовят специалистов по очень широкому спектру специальностей: от гуманитарных до технических. Студенты, которые ходят в один и тот же университет, могут получать абсолютно разные специализации, например: журналист, физик, учитель физкультуры. Статус «университет» считается самым высоким среди высших учебных заведений.

Чуть ниже идут академии. Но это не значит, что образование здесь будет хуже по качеству, а диплом не таким престижным. Просто академии отличаются от университетов: они готовят специалистов в какой-то одной области науки или искусства, которая обычно отражена в названии (например, Уральская архитектурно-художественная академия).

Еще на ступень ниже идут институты. Обучение в них ведется, как правило, по какой-то одной специальности.

Бывает, что у вуза меняется его статус: например из института вуз превращается в университет, или наоборот, университет в академию, но название при этом остается тем же (приписка о новом статусе дается в скобках). Чаще всего так делают известные вузы, чтобы не потерять абитуриентов: ведь люди стараются попасть в тот вуз, о котором все знают и часто и много говорят.

Выпускникам Российских вузов не стоит беспокоиться о статусе своего учебного заведения. Несмотря на то, что среди всех высших учебных заведений самыми высокими по рангу считаются университеты, никаких льгот для выпускников этих вузов не предусмотрено по закону. Не важно, какой вуз вы закончили, в лице работодателя вы, по сути, равны. Главное – это то, что вы получили высшее образование, а статус…Это всего лишь статус.

Екатерина Каргаполова

Вы оканчивали и академию, и университет, или, быть может, преподаете в нескольких ВУЗах разных типов? Ваши аргументы уровня споров на кухне не стоит размещать в интернете, потому что эту точку зрения могут перенять такие же невежи-школьники, которые не имеют представлений о системе высших учебных заведений в силу особенностей системы среднего образования. Университет дает прежде всего универсальное разностороннее образование; выпускник университета, как правило, не ограничен своей специальностью или даже областью, при этом имеет специализацию для быстрого старта. Академия дает слишком узкое образование и подходит, прежде всего, для врачей и подобных специальностей. XXI век не время для ограниченных инженеров, юристов, военных и т.д.

Пожалуйста, думайте, прежде чем что-нибудь написать, потому что ваш не подкрепленный чем-то более внушительным, чем ваше неаргументированное мнение, может усложнить жизнь школьникам, которые активно бегают по интернету в поисках совета или информации. Как известно, интернет — большая помойка, а подобные вам эту помойку разводят. Комментировать

Университет отличается от института тем что все дверные проемы в университете по средине стены а в институте смещены вправо или в лево.
Взрыв ! Откройте рот чтобы не вышибло перепонки. Институт это заведение где дитонация уравнивается Академия там где ростет буква А , а c наружи ростет взрыв.
Но перехода не бывает между вузами.
Хранилище наук должно выдерживать ядерную атаку.
А лучше всего это академия.
Академия то место где все ростет до потолка. И фикус и пальмы и т.д.
А науки везде лживы и ошибочны.
В универе все уголовники собираются в академии их в разы меньше есть шанс забить одного другого.
В универ поступают с одной стороны в вуз институт академию совершенно с другой. Перехода между ними быть не может.

Дискриминация в том что кое кто идиот стал финансировать студентов из бюджета страны.

скорее всего дело пахнет динамитом или страстбургским требуналом. Комментировать

источник

Пропаганда пользы высшего образования привела к тому, что 90% выпускников после окончания школы поступают в ВУЗы. Иллюзия гарантированного успеха в жизни после получения диплома заставляет подростков усиленно грызть гранит науки. Каждый выбирает учебное заведение по душе или по возможностям, чаще всего материальным. В настоящий момент можно выделить три вида учебных заведений: университет, академия и институт. Сложно разобраться сразу, в чем различия между ними, так как все они выполняют одну основную функцию.

Университет – самое престижное учебное заведение в иерархической лестнице. Статус «университет» может заслужить только самое масштабное заведение высшего профессионального образования. Под своей крышей университет объединяет огромное количество самых разных направлений и специальностей. Университетское образование очень высоко оценивается работодателями.

Под сводами университетов может объединяться большое количество факультетов. Их еще часто называют «институтами» (например, «институт прикладной математики»). По видам университеты подразделяются на федеральные, региональные, национальные; государственные и частные.

В России также выделяются университеты особого статуса: СПбГУ и МГУ.

На базе университетов сразу после получения диплома у выпускников есть возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью без получения дополнительного образования (магистратуры). Также университеты отличаются процентным соотношением профессорско-преподавательского состава: более 60 процентов преподавателей должны иметь ученые степени не ниже кандидата наук.

Как правило, университет представляет собой сеть зданий в рамках одного географического объекта (города), одно из которых является центральным (главным). По остальным распределены факультеты так, чтобы студентам было удобнее посещать занятия без смены помещения в течение дня. Количество обучающихся в университетах составляет от нескольких тысяч до десятков тысяч в зависимости от масштабов университета (с учетом обучения студентов заочной формы обучения).

Читайте также:  Как размножить юкку в домашних условиях

Академия — высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой специалистов преимущественно в одном направлении науки. Академии по численности студентов заметно уступают университетам, так как обычно выпускают до несколько тысяч специалистов в год. Связано это, конечно же, с узкой направленностью подготовки. Академии могут заниматься также переподготовкой специалистов, повышением квалификации специалистов. Для выпускников академий не требуется получения дополнительного образования для занятий научной деятельностью. В рамках академии обязательно ведется научная работа.

Требования к профессорско-преподавательскому составу – не менее 40% сотрудников должны иметь ученые степени. Например, Российская Академия Правосудия (ныне Российский Государственный Университет Правосудия) готовил специалистов судебной система по специальности «юриспруденция». В 2014 году казанский филиал академии выпустил около 2 тысяч выпускников.

Как правило, академии могут иметь филиалы в других городах, при этом ввиду небольшой численности студентов располагаются в одном здании.

Институт – образовательное учреждение высшего профессионального образования, подготавливающего специалистов какой-то определенной специальности. Требования к профессорско-преподавательскому составу минимальные. Выпускники институтов не имеют права заниматься научной деятельностью без получения дополнительного образования. На базе институтов не ведется научная деятельность. Как правило, институты лишены возможности переподготовки специалистов и повышения их квалификации.

В пример можно привести Казанский Юридический Институт. Он ежегодно подготавливает специалистов по специальности юриспруденция, при этом он нацелен на подготовку кадров именно для органов внутренних дел. Проводиться также обучение уже действующих сотрудников органов внутренних дел.

источник

Выбор вуза может обернуться настоящей проблемой. Сейчас их много. В названиях обозначены не только город и основное направление, но и слова университет/институт/академия. Какие различия они задают? Какому из них отдать предпочтение при выборе, чтобы сократить количество вариантов? Читайте в нашей статье.

Университеты, или «универсальные учебные заведения», существуют в России с 1755 года — дольше других вузов. Этот статус, который считается высшим для вуза. Из названия понятно, что университет готовит специалистов «на все случаи жизни». Он старается включить как можно больше разных научных и прикладных сфер. В университет ходят будущие фармацевты наравне с будущими юристами.

По нынешним законам, разноплановая подготовка обязательна: например, в техническом университете должна быть хотя бы одна гуманитарная или экономическая специальность. Это объясняется трендами глобализации и востребованностью универсальных специалистов. Студенты углубленно изучают предметы своей специальности и охватывают дополнительные. К примеру, автор статьи учился в техническом университете, но на гуманитарной специальности, однако все равно сдавал экзамены по высшей математике, математическому анализу и статистике.

Обычно в университете не меньше 7 факультетов.

Академии — вторая ступень в рейтинге статусов вуза. Откажитесь от распространенного стереотипа о низком качестве образования в академиях. Академии сосредоточены на какой-нибудь конкретной области знаний в сфере науки или искусства и готовят специалистов именно для выбранной сферы. Она всегда упомянута в названии, например, Уральская архитектурно-художественная академия, и все факультеты и специальности прочно привязаны к ней.

Факультеты переподготовки, или последипломное образование, — тоже работа академий. Туда часто поступают после изучения общего курса знаний по специальности, чтобы обучиться по более узкому профилю. У академий спектр специалистов в выбранной отрасли обычно шире, чем в университетах, но подготовку специалистов из других сфер там не осуществляют.

Формальная разница между академией и университетом определяется по квалификации преподавателей, числу аспирантов, количеству профилей, ведению научной работы. В остальном академии обучают по таким же, как университеты, программам высшего образования.

Институты в ранге вузов идут после академий. Обучение в них еще более узкопрофильное. Институты выпускают специалистов только одной профессии. Они могут быть частью другого вуза – в этом главное отличие институтов от академий и университетов.

В институтах количественно меньше научных работников и менее строгие требования к техническому оснащению помещений, библиотекам и методическим программам.

Преподаватели и работники могут заниматься научными исследованиями, но для них это требование факультативное. Многие институты призваны обучать прикладным профессиям; хотя научно-исследовательские институты по-прежнему остаются на плаву и успешно функционируют.

Институт может поменять свой статус при соответствии нужным требованиям. Но возможность оставить прежнее название с припиской о новом статусе остается. Так делают знаменитые институты, чтобы сохранить поток абитуриентов.

источник

Среди абитуриентов разгорелись споры по поводу того, что статус диплома напрямую зависит от статуса учебного заведения. Иным словами, чем престижнее образовательное учреждение, тем лучше там обучают и получаемый диплом лучше ценится. К сожалению, на сегодняшний день никто не может дать точного ответа на подобный вопрос. Все это происходит из-за того, что мало кто знает, чем реально отличаются все три типа вуза.

Академия, институт, университет – это полноправные высшие учебные заведения. ВУЗ – место, где можно получить образование по выбранной специализации. На российских просторах, и не только, несложно найти ВУЗы государственного уровня или частного. Некоторое количество из них обладают развитой сетью филиалов в других городах и странах.

Каждый ВУЗ обладает собственным уставом. Высшее учебное заведение, вне зависимости от статуса, проходит аккредитацию в обязательном порядке. После успешного прохождения процедуры образовательное учреждение имеет право выпускать подготовленных специалистов.

Существует три формы обучения:

Вдобавок к основным видам в последнее время начинает появляться и дистанционное обучение со сроком до 6 лет. Вы легко можете учиться в домашних условиях без необходимости посещать очные занятия.

Только что мы рассмотрели общие характерности всех учебных заведений. Но в чем отличительные особенности каждого типа учреждения. Что лучше и выше – университет или академия?

Огромнейшее количество высших школ приводит в замешательство тысячи выпускников со средним образованием. Утверждение о том, что статус ВУЗа влияет на качество будущего диплома можно сразу откинуть – это самая распространенная ошибка. Статус зависит от того, по каким специальностям ВУЗ выпускает студентов, а если быть точным, то чем больше количество подготавливаемых профессий, тем выше положение конкретного учебного заведения.

Теперь давайте рассмотрим характерные особенности каждого типа ВУЗа.

Впервые этот статус получили образовательные заведения Австрии и Франции. Спустя время это новшество прижилось и в России. Университет происходит от слова универсальный. В итоге каждый ВУЗ с подобным статусом позволяет подготавливать студентов по широкому списку специальностей.

Оригинальное определение гласит, что университет представляет собой ВУЗ, который может обучать в двух областях:

  1. Высшее профессиональное.
  2. Второе высшее образование.

Таким образом, человек может по окончании курса лекций по одной профессии, затем получить второе образование. Для этого изначально подготовлена обширная программа по всевозможным направлениям. Помимо этого, университет позволяет работодателям направлять собственных сотрудников на повышение квалификации.

По специальностям абитуриент может поступить как на технический, так и на гуманитарный факультет. Один ВУЗ способен выпустить химика, юриста и программиста одновременно. По специализации университет выпускает студентов на должность от специалиста, до аспиранта.

Данный термин происходит еще со времен Платона. Определение говорит о том, что академия является высшим образовательным заведением, которое схоже с университетом. То есть также может выпускать специалистов с первым образованием и послевузовским. Самая первая академия была открыта философом в роще, которая была посвящена богу Академу. Таким образом, Платон и придумал название для собственной школы.

В чем же разница? Академия готовит кадры по сугубо одному направлению – это может быть искусство, технические специальности и так далее. Наверняка вы замечали, что отрасль четко отражается в названии ВУЗа.

Не важно, частный или государственный ВУЗ, в нем возможно наличие и других областей подготовки студентов, которые кардинально отличаются от основной специализации. Во многих заведениях со статусом Академии встречается юридическое, экономическое и научное направление в одном заведении. Современная учебная практика показывает, что при академии может находиться университет.

Все отличия между академией, университетом и институтом описаны в соответствующем федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании». Девятая часть второй главы обладает списком требований, которым должно соответствовать учебное заведение для получения одного из трех статусов. Урегулирование работы ВУЗов осуществляется при помощи постоянных проверок и получаемых в результате оценок деятельности образовательных учреждений. Следовательно, если находятся несоответствия, любой ВУЗ может сменить свой статус. Наглядным примером является Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел. ВУЗ сменил статус в июне 1998 года на Академию МВД.

Читайте также:  Как пожарить окорочка в духовке с золотистой корочкой

Все рассмотренные отличия вовсе не означают, что выбор какого-либо статуса (академия, университет или институт) прямо повлияет на престиж диплома. В результате главным в образовании так и остается именно уровень знаний, получаемый студентами.

Поэтому решите для себя сами, что лучше:

  1. Находится в обществе ста тысяч студентов самого престижного ВУЗа, где одна специальность охватывает всего 3 процента преподавательского состава.
  2. Учится в академии, где практически все учителя являются специалистами по вашей профессии.

В результате ответ напрашивается сам собой. Принципиальной разницы в трех видах статусов ВУЗов не существует. Помните, что работодателю абсолютно все равно, где вы учились – ему важен уровень ваших знаний по специальности.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать — это оставить ваш вопрос в форме ниже.

источник

Когда перед абитуриентом встает вопрос выбора учебного заведения, способного удовлетворить образовательные потребности будущего студента, нередко возникает сомнение относительно того, какой вуз лучше – институт или университет. И есть ли принципиальная разница?

Институт – это специализированное учебное заведение, в котором также, как в университете, можно пройти обучение по программам высшего образования. Чаще всего институты являются узкопрофильными, т.е. осуществляют профессиональную подготовку специалистов для определенной отрасли – экономики, юриспруденции, психологии, медицины, строительства, культуры, менеджмента, а также по специальностям смежных отраслей. В этом главное и основное отличие данного типа вуза.

В институте можно пройти программу бакалавриата или поступить в магистратуру, а также стать аспирантом. Кроме того, при институтах могут функционировать колледжи, центры довузовской подготовки, студенческие центры. Институты могут существовать как сами по себе, так и осуществлять свою деятельность при университетах, будучи его составной частью или подразделением.

В свою очередь, университет представляет собой более раннюю версию учебного заведения: исторически университеты имеют более долгий срок существования как организации, обеспечивающие фундаментальное образование. Первые «универсальные» учебные заведения появились еще в IX веке и были доступны лишь избранным, однако к сегодняшнему дню их количество выросло многократно, позволяя обеспечивать профессиональной подготовкой всех абитуриентов, претендующих на получение университетского образования.

Современный университет – это образовательная организация высшего образования, обеспечивающая обучение специалистов по разнообразным фундаментальным и прикладным наукам. Количество факультетов в университете может обычно составляет не менее 7, а самих специальностей может быть в разы больше.

В учебном заведении этого типа можно получить подготовку по перечню самых разнообразных направлений, зачастую в профессиональной деятельности никак между собой не связанных, будь то маркетинг, юриспруденция, лингвистика, дизайн, психология, банковское дело, менеджмент, информационные технологии. В этом и заключается универсальность учебного заведения, именуемого «университет».

Несмотря на то, что любое учебное заведение обязано иметь собственный устав, а также государственную лицензию и аккредитацию, подтверждающую право на ведение образовательной деятельности, институт и университет имеют отличия, установленные на законодательном уровне. Главнейшие критерии, по которым различаются типы учебных заведений, – это количество кафедр и направлений подготовки, процент аспирантов в соотношении к количеству студентов, период существования вуза, спектр форматов обучения, образованность самого преподавательского состава, отношения учебного заведения к инновациям, размер суммы, выделяемой учебной организацией на финансирование научных исследований. Всего подобных критериев насчитывается более десятка, однако главнейшие из них, первостепенно влияющие на статус вуза, перечислены выше.

При этом есть и общие моменты. Как институт, так и университет:

— осуществляют обучение студентов по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры;

— занимаются профессиональной переподготовкой кадров;

— ведут курсы повышения квалификации.

Стоит отметить, что статус учебного заведения определяется законодательно и подтверждается раз в пятилетие на специальной аттестационной комиссии Рособрнадзора. Низшую ступень в иерархии учебных заведений занимает институт, в то время как университет является вершиной развития любого вуза. Образовательная организация высшего образования имеет право называться университетом, если:

— на 4 его аспирантов приходится не более сотни обучающихся студентов;

— не менее четверти аспирантов завершили учебу в аспирантуре получением кандидатской степени в период не позднее года со дня окончания обучения;

— вуз обладает развитой материально-технической базой для осуществления как научно-исследовательской, так и научно-практической деятельности минимум по 5 профессиональным отраслям и научным направлениям, а также производит определенные траты на финансирование этих исследований;

— вуз активно внедряет новейшие образовательные методики и инновационные технологии, совершенствует учебный процесс и модернизирует образовательные программы;

— учебное заведение имеет не менее 7 разноплановых направлений подготовки.

В свою очередь, институтом считается учебное заведение, которое:

— имеет не менее 2 обучающихся по программам аспирантуры на 100 студентов, получающих высшее образование на иных уровнях;

— имеет не менее 30 штатных педагогов (для вузов младше 5 лет);

— осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации;

— использует инновационные образовательные методики в рамках установленного объема.

Есть еще один важный критерий, по которому определяется принадлежность учебного заведения к одному из упомянутых типов. Это преподавательский состав, а точнее, его качество и количество. Что касается институтов, число штатных педагогов должно быть не менее 30 – для учебных заведений в возрасте от 3 до 5 лет, а количество кандидатов и докторов наук в процентном соотношении – не менее 55%. К университетам требования жестче: преподавателей – обладателей ученых степеней – в учебном заведении этого типа должно быть не менее 60%, а само количество педагогов в штате по сравнению с институтами возрастает в разы. Это обеспечивает более серьезную подготовку по дисциплинам преподаваемых специальностей и большую глубину научно-исследовательских работ учащихся. Кроме того, благодаря более весомой финансовой поддержке в университетах становится возможным привлечение сторонних экспертов к научным разработкам и проектам.

Таким образом, характеристика учебного заведения с точки зрения преподавательского состава такова:

— институт – при условии 55% педагогов с учеными степенями;

— университет – при условии 60% и более педагогов, защитивших кандидатскую и/или докторскую диссертацию.

Существует два принципиально отличных мнения относительно того, влияет ли статус учебного заведения, в котором специалист проходит профессиональную подготовку, на перспективы трудоустройства. Одни убеждены, что нет никакой разницы между дипломом института и дипломом университета, ведь будущего работодателя в первую очередь интересует наличие опыта работы у потенциального сотрудника. Однако этого убеждения чаще придерживаются абитуриенты и выпускники, которые не ставят своей целью достижение особых карьерных высот. Действительно, институт точно так же, как и университет, дает базовую профессиональную подготовку, обучение и в том, и в ином учебном заведении гарантирует получение диплома. В то же время в ряде узких областей деятельности может цениться образование, полученное в конкретном институте, специализирующемся на профессиональной подготовке работников для данной сферы. Это могут быть институты культуры, медицинские институты, институты транспорта, технические институты.

При этом университет обладает большими возможностями для качественного обучения, среди которых, как было сказано выше, и более современная материально-техническая база, и более сильный педагогический состав, и возможности для повышения образовательного уровня. Именно поэтому будущие студенты, нацеленные на серьезный карьерный рост, планирующие добиться особых достижений на карьерном поприще, должны стремиться к поступлению именно в учебное заведение, обладающее статусом университета. Это вопрос не только престижа и репутации, но и перспективы более глубокой подготовки и возможности получения более разносторонних и практически применимых знаний от экспертов преподаваемых наук.

источник