Меню

Что такое воинская повесть в литературе определение кратко

Воинская повесть – это жанр, который сформировался еще в эпоху Киевской Руси. Являясь своеобразным и оригинальным литературным явлением, подобные произведения дошли до современного читателя в составе средневековых летописей.

Воинская повесть – это тексты летописей, которые имеют строгую литературную структуру. Они выдержаны в своеобразном стиле. В центре сюжета – борьба русского воина с иноземцем. Повествование подчинено идее, характерной для мировоззрения жителей Киевской Руси, а именно: на вере в проявление божественной воли и ее влияние на деяния простых смертных.

Воинская повесть – это важный исторический источник. Однако что касается определения этого культурного явления, мнения исследователей несколько расходятся. Одни считают, что такая повесть является неотъемлемой частью летописи. И от других текстов ее отличает военный сюжет. Примеры подобных статей в «Летописи временных лет» – повествование о борьбе с печенегами, половцами (XI–XII в) и татарами (XIII–XIV в.).

Другие историки полагают, что воинская повесть – это самостоятельное литературное произведением, а не фрагмент древнерусских сводов. Первым образцом этого жанра они считают «Слово о полку Игореве».

И все же, что такое воинская повесть? В литературе и истории это явление занимает важное место. Объединив обе версии, изложенные выше, можно составить о нем общее представление.

Как отдельный жанр она сформировалась окончательно в XII-XIII веках. Авторами первых героических произведений стали создатели Киевской и Галицко-Волынской летописей.

Особенности воинской повести заключаются в том, что все события разворачиваются исключительно вокруг главного героя. Такая структура не случайна. Цель подобного повествования – донести до потомков образ борца и освободителя от вражеских нашествий. Кульминации в своем развитии этот жанр достиг во второй половине XII века. Создавался он в высших кругах. А потому автор воинской повести обращался прежде всего к боярам и князьям.

Это произведение представляет собой жизнеописание яркой героической личности. Факты, изложенные в ней, достоверны. Структура повести представляет собой датированные фрагменты из жизни героя. Автор этого исторического произведения делает акцент на том, что князь Святослав был чрезвычайно близок к своим воинам, считая себя одним из них.

Быть частью дружины – основа рыцарской морали тех времен. И именно эта черта стала ключевой в образе Святослава. Структура этой воинской повести довольно непростая. Многочисленные речи героя и его выступления перед дружиной сложны для восприятия современного читателя. К тому же в повести присутствуют дополнительные факты и детали. Все эти элементы введены в текст намеренно. Они характеризуют эпоху, в которой жил князь Святослав.

Главный герой изображен смелым и проворным воином. Один из современников автора этой воинской повести сравнил Святослава с ловким гепардом за его резвость и активность в бою. Основные черты воинской повести заключаются именно в таком изображении военачальников. Персонажи в литературе этого жанра – не напыщенные и прихотливые князья, а герои, умеющие переносить всяческие тяготы военного быта.

Это произведение является одним из лучших памятников древнерусской литературы героического жанра. В нем также преобладает восхваление главного героя. Повесть начинается с описания важного исторического события: Изяслава призывают на киевский престол.

Но в этом произведении отсутствует единство стилистических и идеологических признаков. Повесть о князе Изяславе заменяется историей о расправе над Игорем. Далее изображаются многочисленные походы и обсуждается дипломатическая политика. Автор-летописец этой воинской повести акцентирует внимание на чести и добропорядочности главного персонажа. Характерные черты в образе князя – это неизменная готовность рискнуть жизнью, отдаться на волю Божию, способность выражать необыкновенную щедрость по отношению к духовенству. И, так же как и Святослав, Изяслав безмерно любит свою дружину.

Это летописное произведение состоит из двух циклов. Первый изображает знаменательный поход Игоря и смерть Святослава Всеволодовича. Второй имеет чернигово-северское происхождение. Автор летописного текста изображает Игоря как доблестного носителя воинской чести. В описании похода присутствуют мельчайшие детали, что говорит об осведомленности летописца. Создатель этого фрагмента, возможно, и не являлся участников сражений, но получил информацию из первых рук.

Жизнеописание этой исторической фигуры является целостным биографическим произведением. Образ Данилы Галичского наделен чертами мудрого политика и князя-героя. В своей повести, которую он назвал «хронографом», подражая зарубежным авторам, летописец изобразил походы и битвы, участия в битве на Калке. Произведение отличается детальным описанием психологического состояния князя и его дружины перед битвой.

Произведение является одним из первых, не являющихся частью летописи. Эта повесть – отдельное литературно-документальное сочинение. Построено оно на последовательном соединении отдельных исторических фрагментов. И в этом литературном произведении впервые характерными чертами наделен не только князь, но и прочие персонажи. Автор не просто описывает события, но и высказывает свое мнение, применяя различные художественные средства. Появляются тропы – риторические фигуры, призванные усилить образный язык.

Специфической структурой обладает этот жанр. Воинская повесть состоит, как правило, из трех частей. В первой изображен сбор войска. Вторая посвящена самому событию, которое является ключевым в сюжете. И в третьей автор излагает последствия, которые повлек за собой героический поход. Такая композиция характерна для воинской повести. Однако существуют тексты, в которых подвиги и походы русских воинов описаны в более сложной форме.

источник

В. п. сохранились как самостоятельные произведения или в составе летописей. Древнерусские В. п. рассказывают преимущественно о борьбе русского народа с внешними врагами (реже — о междоусобицах): о походах на половцев (рассказ Ипатьевской летописи о походе Игоря Святославича 1185), о монголо-татарском нашествии (летописные повести о битве на Калке 1223 и нашествии Батыя 1237, «Повесть о разорении Рязани Батыем»), о Куликовской битве 1380 («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). В. п. XVI в. («Казанская история», «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков») испытали значительное влияние «Повести о Царьграде» Нестора-Искандера (2‑я половина XV в.); из памятников XVII в. с жанром В. п. связаны многие сочинения о Смуте, цикл Повестей об Азове.

Некоторые характерные черты В. п. отразились в памятниках других жанров: «Слове о полку Игореве», княжеских житиях («Житие Александра Невского», «Повесть о Довмонте»).

Тексты и литература:
Воинские повести Древней Руси, М.-Л., 1949;
Орлов А. С., Об особенностях формы рус. воинских повестей (кончая XVII в.), М., 1902;
его же, О некоторых особенностях стиля великорус. историч. беллетристики XVI—XVII вв., СПБ, 1909;
его же, Героич. темы древней рус. литературы, М.-Л., 1945.

Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .

Воинская повесть — жанр древнерусской литературы, распространённый в 11 17 вв. Основу В. п. составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с… … Большая советская энциклопедия

Повесть о Темир-Аксаке — – одно из произведений, посвященных борьбе русского народа против монголо татарских завоевателей. Рукописная традиция донесла до нас около 200 списков произведения XV–XIX вв. Интерес читателей к произведению объясняется его сюжетным своеобразием … Словарь книжников и книжности Древней Руси

ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ — воинская повесть (не позднее середины 14 в.) о героическом сопротивлении Рязанской земли монгольским завоевателям. Входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Зарайского. Источник: Энциклопедия Отечество памятник русской литературы, рас … Русская история

ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ — воинская повесть (не позднее сер. 14 в.) о героическом эпизоде из трагических для Руси времен монголо татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Заразского … Большой Энциклопедический словарь

ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ — «ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ», воинская повесть (не позднее сер. 14 в.) о героическом эпизоде из трагических для Руси времен монголо татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Заразского … Энциклопедический словарь

«Повесть о разорении Рязани Батыем» — воинская повесть (не позднее середины XIV в.) о героическом эпизоде из времён монголо татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Заразского … Энциклопедический словарь

Повесть — широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о П. как о едином жанре в древней и новой … Литературная энциклопедия

ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ — ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ, жанр древнерусской литературы (XI—XVII вв.), объединяющий повествовательные произведения разного характера. Жанровые указания в памятниках литературы Древней Руси не отличались устойчивостью: повестью называли и… … Литературный энциклопедический словарь

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнерусская литература — Древнерусская литература (конец X—XVII вв.), как и другие средневековые литературы, не выделялась из совокупности остальных памятников письменности, носившей преимущественно «прикладной» — деловой и познавательный характер: церковно… … Литературный энциклопедический словарь

источник

У литературы Древней Руси, как и у современной, существует множество своих отличий и жанров. Одним из таких жанров является воинская повесть – словосочетание, явно знакомое филологам, однако непонятное большинству обывателей. Что же это – воинская повесть, и каковы ее особенности?

Прежде чем говорить о жанре воинской повести, следует точно уяснить для себя, что же такое древнерусская литература. Под данное определение подпадает вся литература Руси с одиннадцатого по семнадцатый век. Одним из выдающихся памятников древнерусской литературы считается дошедшая до нас «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором. Для произведений данного периода характерна высокая духовность и просвещенность, идейность и совершенство художественного слова. К работам этого времени относится много житий, сочинений о жизни и современном быте, о насущных проблемах. Почитаемым писателем в Древней Руси являлся Владимир Мономах.

Воинская повесть является подвидом исторической повести, жанра, распространенного в вышеуказанные столетия. Помимо воинской, в историческую повесть входили также рассказы о различных преступлениях князей и бояр.

Первые элементы воинской повести можно встретить уже в упомянутой ранее «Повести временных лет». Главной целью таких произведений было продемонстрировать наличие своей истории у русского народа, которой он гордится по праву. Также для воинских повестей характерны лиричность вкупе с патриотичностью, некий пафос и отстраненная оценка произошедших событий. Они строятся как изложение Божьей воли на осуществление тех или иных событий.

Интересно, что разные исследователи по-разному смотрят на происхождение воинской повести. Кто-то полагает, что ее следует считать частью летописных сочинений, посвященной воинским сюжетам, иные – что это самостоятельное произведение.

Некоторые исследователи выделяют подвиды воинской повести: летописные и внелетописные. Первые являются обычными летописными рассказами о военных событиях и борьбе с чужеземцами, особенность вторых заключается в своеобразных приемах, использованных авторами. Как бы то ни было, у любых видов воинских повестей есть свои отличия.

Еще одной особенностью древнерусских воинских повестей являются особые стилистические фигуры. Очень много в них метафор – например, стрелы летают, как дождь, и тому подобное. Используемые в воинских повестях приемы призваны отразить не только исторические события, но и внутренние переживания героев, весь спектр присущих им эмоций. Помимо метафор, очень частым приемом здесь является гипербола.

К канонам воинской повести древнерусской литературы относится также рассказ о поединке двух самых сильных воинов, предваряющем основное сражение (описанию этого сражения, этой битвы в произведении отводилось огромное место). Кстати, сам бой изображался, как правило, с непременным вмешательством высших небесных сил – иногда это был Бог, иногда ангелы, которые во время битвы находились рядом с нашими воинами и внушали страх иноземцам.

Есть небольшая разница в воинских повестях разных столетий. Рассказы одиннадцатого-тринадцатого веков посвящены сражениям наших дружин и печенегов, половцев либо степных кочевников. В четырнадцатом-пятнадцатом веках, после монголо-татарского нашествия, противниками русских были татары.

Композиция древнерусских воинских повестей состояла из трех частей. Первая – подготовка к сражению: сбор дружин, непременное выступление с речью князя перед своим войском, молитва воинов.

Как уже было сказано ранее, главная тема воинской повести – это борьба с различными завоевателями, описание исторических событий и реальных персонажей. Воинские повести, таким образом, – прекрасный нарратив для изучения истории Древней Руси.

Читайте также:  Как прорастить персиковую косточку

Среди произведений, относящихся к данному жанру, можно выделить следующие: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского», «Повесть о взятии Царьграда», «Казанская повесть».

Черты воинской повести просматриваются в известном «Слове о полку Игореве». Основные персонажи этого произведения напрямую связаны с войной. Все события происходят с великим князем Игорем в его походе против половцев. Стилистические фигуры «Слова» и образы навевают воспоминания о воинских повестях, так же как и тема мужества, пронизывающая все произведение целиком.

Это произведение было создано аж в тринадцатом веке и сохранилось до наших дней. Композиция его полностью отвечает структуре воинской повести, так же как и характер и описание центрального персонажа. Присутствует здесь и описание молитвы, и подготовка к битве, и специальные воинские формулы, и метафоры. Данное произведение считается одним из лучших образцов воинской повести.

источник

Жанр воинской повести.
Повесть о разорении Рязани Батыем

Воинская повесть – жанр древнерусской литературы 11–17 вв.
Воинская повесть представляла собой светскую историческую повесть как оригинальную, так и переводную, посвященную изображению воинских подвигов, с описанием битв, воинского быта, снаряжения и т. п.
Большинство воинских повестей проникнуто патриотическим пафосом, тревогой за судьбу родины, отражает борьбу русского народа за национальную независимость.*

Формирование воинской повести начинается с “Повести временных лет”. Элементы этого жанра присутствуют уже в рассказе о мести Ярослава Святополку Окаянному. Летописец описывает сбор войск и выступление в поход, подготовку к сражению, “сечу злую” и бегство Святополка. Также черты воинской повести прослеживаются в “Повести о взятии Олегом Царьграда”, в рассказе “О битве Ярослава с Мстиславом”.

Главная цель воинской повести – показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что русский народ – не без роду и племени, а имеет свою историю, которой вправе гордиться.

Особенности жанра:
– сложный образ героя воинской повести:
Воин наделяется одновременно святостью и мужественной доблестью. Наряду с чертами былинного богатыря наделен чертами воина-мученика за христианскую веру. Новый образ воина, который соединял в себе мифологичность богатырей и христианскую жертвенность Бориса и Глеба или святого Егория Победоносца.
Меняется сущность воинского подвига: доказательство своей храбрости уступает место смерти за веру: “А храбрых своих испытаем, а реку Дон кровью прольем за землю за Рускую и за веру крестьяньскую!” (“Задонщина”). Стяжание славы соединяется со стремлением к святости. В уста положительных героев вкладываются благочестивые размышления – молитвы, изображаются религиозно-фантастические картины помощи небесных сил.
– категория жертвенности является основополагающей для этого жанра:
Новое понимание воинского подвига оправдывает воинское служение и предоставляет ему новый статус – статус святости, создается пантеон отечественных святых, основанием которого становится, наряду с монахом-подвижником, воин-мученик, в образе которого реализуется представление о княжеской и мирской святости.
– стилистические формулывоинских повестей. Например, “. и стрелы на ня летаху, яко дождь” или “. бысть видети лом копийный и скрежетание мечное и щиты искепани и мужи носими, и землю напоиша кровью”.

Композиция воинской повести:
– подготовка события (сбор войск);
– повествование о событии (выступление в поход, подготовка к бою, бой);
– последствия события.

Повествователь в воинской повести, как правило, личность загадочная. Примерами воинских повестей являются “Повесть о битве на реке Калке”, “Повесть о разорении Рязани ханом Батыем”, “Повесть о житии Александра Невского”.

Важный этап развития воинской повести – “Повесть о взятии Царьграда”. Красочно-эмоциональные эпизоды сражений перемежаются с картинами вещих знамений. Традиции этой повести получили развитие в “Казанской истории” (середина 16 в.). В 17 веке воинская повесть приобретает демократический характер (“Повесть об Азовском сидении донских казаков”). Во второй половине 17 века воинская повесть уступает место новым жанрам бытовой и авантюрно-приключенческой повести.

“Повесть о разорении Рязани Батыем” – это один из лучших образцов воинской повести.

Она появилась в 13 веке и дошла до нас в списках 14–17 веков.

Композиция (4 части):
1) самостоятельный сюжет о приходе Батыя к границам княжества и посольстве к нему сына рязанского князя Фёдора Юрьевича;
2) рассказ о сборе войска, битве, разгроме Рязани (событийная часть);
3) эпическое сказание о рязанском вельможе Евпатии Коловрате. Оно присоединено к предыдущей части по хронологическому принципу. (завязка действия – приход Коловрата в разорённую Рязань, кульминация – поединок с Хостоврулом, развязка – гибель героя);
4) приход в Рязань брата погибшего князя Ингваря Ингваревича. Она соединена с предыдущей частью хронологией (эта часть сюжетно не представляет собой единого целого. Здесь сочетаются плач Ингваря, похвала роду рязанских князей и сообщение о действиях Ингваря: похороны его брата, вокняжении его в Рязани).

Каждая из частей повести имеет своего главного героя, обладающего могуществом, показанным как в бою(2 и 3 части), так и в мирских действиях или духовно

Первая дошедшая до нас внелетописная “Повесть о разорении Рязани Батыем” построена на основе последовательного соединения ряда самостоятельных фрагментов, связанных одним центральным событием – разорением Батыем Рязанского княжества. Композиционное построение её отвечает канонам воинской повести. Но в повести явно усиливается внимание к героям, каждый из которых приобретает индивидуальные черты. Расширяется количество изобразительно-выразительных средств, наряду с воинскими формулами появляются тропы, выражающие отношение автора к событиям и героям.

источник

Мнения об этом жанре расходятся: одни историки уверены, что воинская повесть – это самостоятельное литературное произведение, а другие считают, что она только часть летописи. И действительно, истории о войнах с печенегами, татарами или с половцами входят в «Летопись временных лет», а «Слово о полку Игореве» – часть Киевской летописи XII века.

Единого мнения среди историков нет, а вот справочник литературных терминов не колеблется: воинская повесть – вид повествовательной древнерусской литературы, где описаны военные события.

У воинской повести есть цель, особенности и композиция. Цель – показать потомкам образ борца и освободителя родной земли. Это основная, но есть и побочные цели, которых воинская повесть тоже достигает. Она показывает место Руси в ряду других держав, а еще – доказывает, что у русского народа есть история, которой он вправе гордиться.

У воинской повести три особенности:

  1. Сложный образ героя. Он был доблестным, мужественным, подвигами доказывал силу, презирал раны и смерть. Но с приходом христианства образ усложнился: к чертам былинного богатыря добавили святость и жертвенность христианских мучеников. Тогда герой стал воевать за веру, а не чтобы доказать силу. Он устремился к святости, в его уста летописцы вкладывали и благочестивые размышления, и молитвы. А еще герою помогали и небесные силы.
  2. Жертвенность. Это тоже пришло с христианством и новым образом героя, дало воинскому подвигу новое понимание: он стал святым делом. В этот же период возник пантеон русских святых, в который входили и монахи-подвижники, и воины-мученики. Образ последних давал представление о мирской и княжеской святости.
  3. Стилистические формулы – характерные обороты, свойственные именно такому жанру: «. и стрелы на ня летаху, яко дождь», например.

Композиция воинской повести состоит из трех частей:

  1. Подготовка, которая включала сбор войск и речь князя перед походом. Князь был стратегом и оратором, а еще он обязательно молился вместе с дружиной перед выходом.
  2. Событие. В этой части был бой, однако не сразу. Сначала шло сражение героя и его противника, которое предопределяло исход боя. Эту традицию называли единоборством, и считалось, что бой выиграет та сторона, чей воин победит. Воины подмечали предзнаменования победы или поражения: приметы, явления природы, божественные знамения. Потом шел бой: Бог мог вмешаться в него, и тогда воины Руси побеждали, или отвернуться – тогда терпели поражение. Сравнивали бой чаще всего с пиром или с посевом.
  3. Последствия – победили, проиграли, погибли, выжили. И даже если проиграли и погибли, концовка была с оптимистическим посылом.

Повесть разбита на фрагменты с датами, рассказывает о князе Святославе, который был очень близок к своей дружине. Близок настолько, что считал себя одним из ее воинов. И в этом не было ничего унизительного, даже наоборот: быть в дружине – это считалось основой рыцарского кодекса.

Такая близость с воинами – ключевая черта Святослава. В повести много его речей, выступлений перед войском, но подано это сложно для современного читателя. Текст изобилует фактами и деталями жизни того времени, которые упомянуты намеренно – автор хотел показать эпоху, когда жил Святослав, а не только его самого.

Святослав – сильный, храбрый и проворный воин. За активность и резвость в бою его сравнивали с гепардом. Как и положено для воинской повести, ее герой, даже будучи правителем, умеет переносить тяготы военного быта, сражаться и вести за собой войско. Ни в этой повести, ни в других нет героев-князей, которые были бы изнеженными или напыщенными.

Структура у этой повести неравномерная: порой в сюжет прерывается отрывками из повести о князе Игоре, в начале истории нет ярких идеологических или стилевых признаков, а конец такой же незаметный, как начало. Он как бы теряется на фоне центральных событий.

Повесть о князе Изяславе – типичный для такого жанра культ героической личности, индивидуальной и национальной чести, добродетелей князя. Изяслав на протяжении всей истории готов рискнуть своей жизнью, он отдается воле Божьей, он щедр по отношению к церкви и ее служителям. Автор повести, кстати, был сторонником этого князя и принадлежал к высшим кругам того общества.

Начинается история с того, как Изяслав восходит на престол, после чего киевляне расправляются с князем Игорем, описывается наступление на Киев и восшествие на киевский престол. В повести хватает подробных историй о дипломатических миссиях и военных походах, описан победный въезд раненного после битвы Изяслава в Киев.

В Киевской летописи эта повесть занимает важное место: она охватывает временной период почти в 10 лет. Заказывали повесть разные князья в разное время, поэтому и структура у нее такая разнородная – сбор отдельных летописей, среди которых непросто отыскать главную сюжетную линию. Начало, например, неприметное, потому что история Изяслава сплетена с рассказом о мученической смерти Игоря так тесно, что почти теряется в нем.

Автор использует много образных средств языка, чтобы драматизировать события. Он выделяет, что Изяслав взошел на престол законно, ведь киевляне сами позвали его из Переяслава. А в годы правления Изяслав старался уменьшить роль Византии в жизни русских людей, снизить византийское культурное и духовное влияние. Князь создал киевский собор, где митрополитом избрали его отца, он остался в истории как Клим Смолятич.

Автор повести изображает князя мудрым политиком и умелым полководцем, который заботится о судьбах воинов и простых русских людей, а еще – стремится добиться для Руси политической свободы. Характер и мотивы Изяслава видно и по его делам, и по его монологам: их в повести много, а язык у них очень богат на образы.

У повести два цикла: первый описывает поход Игоря и смерть князя Святослава, а второй – чернигово-северского происхождения. Летописец упоминает в тексте такие детали и такие мелочи, которые мог знать тот, кто или участвовал в походе, или общался с кем-то из участников.

Бой Игоря был неудачным. Разведчики говорили ему, что положение русского войска плохое, но честь не позволяла отступить без сражения. В повести он упоминает, что это был бы «стыд хуже смерти». Так что с половцами Игорь встретился, и даже удачно провел первое сражение, но потом половцы окружили его дружину. Поражение было неизбежным, и ни мужество Всеволода, ни отвага самого Игоря, ни храбрость воинов не помогли. В этом бою выжили немногие, а князь попал в плен. Потом он бежал от половцев, снова воевал с ними и уже успешно.

Тема поражения в повести – это только начало. Для автора это вступление к более масштабным размышлениям: об исторической судьбе Руси, ее прошлом, настоящем и будущем. Образ русской земли выдвинут на первый план, и рассказывая о деяниях Игоря, автор утверждает ее единство перед смертельной угрозой. Русская земля в повести похожа на живой организм, частички этого организма – люди. Они радуются и горюют, тревожатся и проявляют храбрость. Несмотря на классовую разницу, перед вражеской угрозой все эти люди объединяются, чтобы дать отпор и защитить русскую землю.

Читайте также:  Как осенью подкармливать клубнику

Объем у повести небольшой, но образы очень яркие, детали – достоверные. Читая, можно представить, чем и как жили люди на Руси в XII веке, на что надеялись, и кто вел их за собой. А основная ее идея, посыл, который стремился передать автор – это необходимость любить родную землю, беречь ее и преумножать ее богатства.

источник

Воинская повесть – это жанр, который сформировался еще в эпоху Киевской Руси. Являясь своеобразным и оригинальным литературным явлением, подобные произведения дошли до современного читателя в составе средневековых летописей.

Воинская повесть – это тексты летописей, которые имеют строгую литературную структуру. Они выдержаны в своеобразном стиле. В центре сюжета – борьба русского воина с иноземцем. Повествование подчинено идее, характерной для мировоззрения жителей Киевской Руси, а именно: на вере в проявление божественной воли и ее влияние на деяния простых смертных.

Воинская повесть – это важный исторический источник. Однако что касается определения этого культурного явления, мнения исследователей несколько расходятся. Одни считают, что такая повесть является неотъемлемой частью летописи. И от других текстов ее отличает военный сюжет. Примеры подобных статей в «Летописи временных лет» – повествование о борьбе с печенегами, половцами (XI–XII в) и татарами (XIII–XIV в.).

Другие историки полагают, что воинская повесть – это самостоятельное литературное произведением, а не фрагмент древнерусских сводов. Первым образцом этого жанра они считают «Слово о полку Игореве».

И все же, что такое воинская повесть? В литературе и истории это явление занимает важное место. Объединив обе версии, изложенные выше, можно составить о нем общее представление.

Как отдельный жанр она сформировалась окончательно в XII-XIII веках. Авторами первых героических произведений стали создатели Киевской и Галицко-Волынской летописей.

Особенности воинской повести заключаются в том, что все события разворачиваются исключительно вокруг главного героя. Такая структура не случайна. Цель подобного повествования – донести до потомков образ борца и освободителя от вражеских нашествий. Кульминации в своем развитии этот жанр достиг во второй половине XII века. Создавался он в высших кругах. А потому автор воинской повести обращался прежде всего к боярам и князьям.

Это произведение представляет собой жизнеописание яркой героической личности. Факты, изложенные в ней, достоверны. Структура повести представляет собой датированные фрагменты из жизни героя. Автор этого исторического произведения делает акцент на том, что князь Святослав был чрезвычайно близок к своим воинам, считая себя одним из них.

Быть частью дружины – основа рыцарской морали тех времен. И именно эта черта стала ключевой в образе Святослава. Структура этой воинской повести довольно непростая. Многочисленные речи героя и его выступления перед дружиной сложны для восприятия современного читателя. К тому же в повести присутствуют дополнительные факты и детали. Все эти элементы введены в текст намеренно. Они характеризуют эпоху, в которой жил князь Святослав.

Главный герой изображен смелым и проворным воином. Один из современников автора этой воинской повести сравнил Святослава с ловким гепардом за его резвость и активность в бою. Основные черты воинской повести заключаются именно в таком изображении военачальников. Персонажи в литературе этого жанра – не напыщенные и прихотливые князья, а герои, умеющие переносить всяческие тяготы военного быта.

Это произведение является одним из лучших памятников древнерусской литературы героического жанра. В нем также преобладает восхваление главного героя. Повесть начинается с описания важного исторического события: Изяслава призывают на киевский престол.

Но в этом произведении отсутствует единство стилистических и идеологических признаков. Повесть о князе Изяславе заменяется историей о расправе над Игорем. Далее изображаются многочисленные походы и обсуждается дипломатическая политика. Автор-летописец этой воинской повести акцентирует внимание на чести и добропорядочности главного персонажа. Характерные черты в образе князя – это неизменная готовность рискнуть жизнью, отдаться на волю Божию, способность выражать необыкновенную щедрость по отношению к духовенству. И, так же как и Святослав, Изяслав безмерно любит свою дружину.

Это летописное произведение состоит из двух циклов. Первый изображает знаменательный поход Игоря и смерть Святослава Всеволодовича. Второй имеет чернигово-северское происхождение. Автор летописного текста изображает Игоря как доблестного носителя воинской чести. В описании похода присутствуют мельчайшие детали, что говорит об осведомленности летописца. Создатель этого фрагмента, возможно, и не являлся участников сражений, но получил информацию из первых рук.

Жизнеописание этой исторической фигуры является целостным биографическим произведением. Образ Данилы Галичского наделен чертами мудрого политика и князя-героя. В своей повести, которую он назвал «хронографом», подражая зарубежным авторам, летописец изобразил походы и битвы, участия в битве на Калке. Произведение отличается детальным описанием психологического состояния князя и его дружины перед битвой.

Произведение является одним из первых, не являющихся частью летописи. Эта повесть – отдельное литературно-документальное сочинение. Построено оно на последовательном соединении отдельных исторических фрагментов. И в этом литературном произведении впервые характерными чертами наделен не только князь, но и прочие персонажи. Автор не просто описывает события, но и высказывает свое мнение, применяя различные художественные средства. Появляются тропы – риторические фигуры, призванные усилить образный язык.

Специфической структурой обладает этот жанр. Воинская повесть состоит, как правило, из трех частей. В первой изображен сбор войска. Вторая посвящена самому событию, которое является ключевым в сюжете. И в третьей автор излагает последствия, которые повлек за собой героический поход. Такая композиция характерна для воинской повести. Однако существуют тексты, в которых подвиги и походы русских воинов описаны в более сложной форме.

источник

Главным событием, отраженным в древнерусских воинских повестях, стало татарское нашествие. Умы старых русских книжников, подавленные тяжестью и неожиданностью грозной катастрофы, обрушившейся на Русскую землю, искали прежде всего религиозного объяснения случившемуся: порабощение Руси татарами – это наказание Божие за грехи, которое должно наставить нас на путь покаяния.

«Нашествие Батыя на русские города». Миниатюра из жития Евфросинии Суздальской. XVII в.

Первое столкновение с татарами на реке Калке в 1224 г. стало темой повести, возникшей в Киеве вскоре после поражения русского войска. Судя по этому произведению, татары при появлении их на Руси произвели ошеломляющее впечатление. Нашествие их было неожиданным, они описываются как неведомый народ.

В связи с нашествием хана Батыя на Рязань в 1237 г. в середине XIV в. была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она вошла в цикл сказаний о святыне – иконе Николы Зарайского.

«Повесть о разорении Рязани» начинается вызовом, который Батый бросает русскому князю Федору Юрьевичу, требуя для себя от рязанских князей их дочерей и жен. Федор дал хану дерзкий ответ и был убит; жена князя, узнав об этом, умертвила себя вместе с малолетним сыном. В повести соединены былинный мотив вызова иноплеменников русскому князю, и житийный мотив гибели князя-христианина от рук иноверцев. Центральный эпизод – мужественная гибель рязанцев, до последнего человека защищавших город.

Один из самых красочных эпизодов повести – описание подвигов эпического богатыря Евпатия Коловрата, мстителя за обиды и поругания, нанесенные Батыем Рязанской земле.

К этому же циклу относятся «Сказание о разорении Батыем Киева», «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского», «Повесть об убиении Батыя».

Преподобный Сергий Радонежский. Франмент покрова. 1420-е гг.

К числу памятников XIII в., связанных с татарским нашествием, принадлежит созданное в Северной Руси «Слово о погибели Рускыя земли». Произведение невелико по объему (в рукописи занимает всего 45 строк). В «Слове» в риторической форме перечисляются богатства, которыми изобиловала до татарского нашествия “светло-светлая и украсно украшена земля Руськая»: здесь были озере, реки, поля, дубравы, различные звери и птицы, города великие, дивные монастыри и богатые села. Народы были покорны великому князю Всеволоду, отцу его, Юрию, киевскому князю, и деду его Владимиру Мономаху, которому даже византийский царь платил дань. Так было раньше, а теперь приключилась беда христианам.

Таково содержание «Слова о погибели». По мнению исследователей, до нас дошло только начало великолепной поэмы XIII в., оплакивавшей гибель Руси, а продолжение ее утрачено.

«Приезд князя Дмитрия Ивановича в Сергиев монастырь». Миниатюра из жития Сергия Радонежского. XVI в.

В августе 1380 г. произошла Куликовская битва, в которой коалиция русских князей во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем нанесла сокрушительньй удар татарскому войску под предводительством хана Мамая. С событиями этой битвы связано несколько литературных произведений. Самое раннее – летописная повесть, написанная по горячим следам Куликовской битвы. Затем при дворе серпуховского князя составлено «Слово о Мамаевом побоище». В разных редакциях эти повести воспроизводились в ряде летописных сводов, и, наконец, в XVI в. в Никоновской летописи на основании имевшихся вариантов был составлен текст «Сказание о Мамаевом побоище».

Основная тема повести – Божественная предопределенность победы над иноверцами. Перед битвой Дмитрий приходит в Троицкий монастырь к святому Сергию Радонежскому, и тот предрекает тяжелую победу, благословляя на битву и отправляя с ним двух воинов-монахов – Пересвета и Ослябю. Летописец с восхищением пишет о воинах, собравшихся под знамена московского князя со всех уголков Русской земли: «И от начала миру не бывала такова сила русских князей, якоже при сем князи» (то есть при Дмитрии).

«Куликовская битва». Миниатюра.

В «Сказании о Мамаевом побоище» есть трогательные и проникновенные страницы. Накануне битвы князь Дмитрий с воеводой Дмитрием Боброком Волынским «испытывают приметы», гадая, чем закончится сражение: они слушают землю, приникают к ней и слышат, как земля плачет на два голоса, по-русски и по-татарски оплакивая тех бесчисленных воинов, кто падет в бою. Автор «Сказания. » стремится раскрыть чувства Дмитрия, его двоюродного брата Владимира Андреевича, их врагов-Мамая, литовского князя (в разных редакциях «Сказания. » это или Ягайла, или Ольгерд) и рязанского князя Олега, вкладывая в их уста пространные речи.

Сама битва начинается поединком Пересвета с татарским богатырем, в котором гибнут оба соперника, и в таком исходе первого столкновения предугадываются также громадные жертвы русского воинства. Великий князь сам участвует в сражении, надев доспехи простого воина, и его, израненного, с трудом отыскали под телами убитых.

В цикл произведений, посвященных Куликовской битве, входит и повесть «Задонщина», написанная, вероятно, по горячим следам событий. В ней восхваление русского воинства и князей-победителей Дмитрия Донского и Владимира Андреевича соседствует с плачем по убитым в сражении. Общепринятое название этого памятника встречается только в его самом раннем (кон. XV в.), Кирилло-Белозерском списке, составленном древнерусским книжником, монахом Ефросином: «Задонщина великого князя господина Димитрия Ивановича. ». Точная дата «Задонщины» не установлена, предположительно это 1380-е гг. (хотя датировка колеблется от 1380 до 1440-х гг.).

В тексте «Задонщины» немало сходства со «Словом о полку Игореве». Автор повести использовал характерные для «Слова» поэтические приемы и образы. «Задонщина» так же начинается со вступления, где автор приглашает «братий, друзей и сыновей русских» составить слове о победе над Мамаем, так же упоминается «вещий Боян». Однако в «Задонщине» в отличие от «Слова» отчетливо звучат христианские мотивы. Еще одно отличие состоит в том, что в «Слове. » описывались зловещие приметы, предсказывающие поражение русского войска, в то время как в «Задонщине» ликующая, радостная природа предвещает великую победу. Большинство исследователей считают, что автор «Задонщины» намеренно подражал «Слову о полку Игореве», противопоставляя Куликовскую битву бесславному походу новгород-северского князя.

В 1453 г. турки завоевали Константинополь (в России его называли Царьград)-пала Византийская империя, откуда на Русь пришло христианство. Южным русским соседом стало могущественное мусульманское государство – Оттоманская Порта, с которым пять веков России предстояло вести бесконечные войны.

Падение Царьграда подробно описано в популярной повести того времени, в основу которой положены документальные записки некоего Нестора Искандера-свидетеля событий. Он был русским, в юности попавшим в турецкий плен. Обращенный в мусульманство, Искандер (в христианской традиции – Александр) участвовал в штурме города, тайно сочувствуя осажденным грекам. Он составил подробный отчет о ходе военных действий, с яркими батальными сценами, живо передающими и напряжение борьбы и ужасы массового кровопролития.

Читайте также:  Как быстро избавиться от серной пробки в домашних условиях

Записки Искандера попали на Русь, где были обработаны и дополнены важными идеологическими рассуждениями о том, что с падением Византии последним оплотом истинного христианства в мире становится Москва. Так закрепляется концепция Москвы-третьего Рима, великой империи и Божественного града, и формулируется миссия России: победить «неверных» и освободить Константинополь. В повести эта перспектива рисуется аллегорическим пророчеством: змей победил орла (символ Византии), но люди убили змея.

Интересным литературным памятником, воплощающим мечту об освобождении Царь-града, стало «Сказание о киевских богатырях» второй половины XVI в. Оно одушевлено победами войск Ивана Грозного – взятие в 1552-1556 гг. Казани и Астрахани – и рисует желаемые перспективы дальнейшей экспансии Российского государства. Сказание любопытно тем, что использует поэтику былин и сказок и причудливо сочетает мифологическую и новейшую историческую образность.

Князь Владимир отправляет богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, дворянина Залешанина и других на Царь-град. В походе случаются разные происшествия, богатыри прибегают к искусной маскировке, переодеваниям, показывают себя умелыми дипломатами. На реке Смугре они разбивают «силу татарскую» и пленяют Идола Скоропеевича и Тугарина Змеевича. Это сказание-попытка адаптации народного эпоса к уже сложившемуся жанру воинской повести; несовместимость многих реалий и образов в пределах одного текста создает порой комический эффект, но при этом демонстрирует, сколь сильны были фольклорные традиции и как мощно они вторгались в книжную литературу.

источник

Вопрос номер 51.Жанр воинской повести в литературе XIII в. (Повесть о битве на реке Калке, Слово о погибели Русской земли, Житие Александра Невского, Повесть о разорении Батыем Рязани).

Длившееся более двух веков татаро-монгольское иго было тяжелейшим бедствием для русского народа. Русскому народу, принявшему на себя бремя татаро-монгольского владычества, выпало на долю спасти европейскую культуру от разгрома и истощения. Нашествие татар на Русскую землю нашло отражение в ряде произведений повествовательного, проповеднического и житийного характера. Умы старых русских книжников, подавленных тяжестью и неожиданностью грозной катастрофы, обрушившейся на Русскую землю, искали прежде всего религиозного объяснения событий. Порабощение Руси татарами они объясняли наказанием божиим за грехи: бог посылает победу татарам не потому, что он им покровительствует, а потому, что нас наставляет этим на путь покаяния. Усилившаяся в пору всеобщей моральной депрессии роль церкви очень содействовала укреплению такого воззрения на причины народного бедствия, и это бедствие осмыслялось церковью в её интересах; призыв к покаянию и молитве тем самым был призывом к послушанию церкви и признанию спасительности её руководства. Первое столкновение русских с татарами произошло в 1223 г. на юге, на реке Калке, когда русские, соединившиеся с половцами, были разбиты татарским войском. В связи с этим поражением в промежуток между 1223 и 1237 г. возникла в пределах Киева повесть, перенесённая затем на север. В летописных сводах она встречается в разнообразных редакциях, которые в основном подразделяются на краткую и полную. Судя по этой повести, татары при появлении их на Руси произвели ошеломляющее впечатление. Нашествие их оказалось неожиданным, и о них говорили как о неведомом народе. Для нас особенно любопытны позднейшие варианты повести о битве на Калке с упоминанием о гибели в числе князей Александра Поповича с семьюдесятью храбрыми или Александра Поповича, слуги его Торопца, Добрыни Рязанича — Златого Пояса и семидесяти великих и храбрых богатырей. Это упоминание об Александре Поповиче стоит в непосредственной связи с былиной о гибели русских богатырей, в том числе Александра Поповича и Добрыни ‘. Повесть о битве на Калке, возникнув, несомненно, в дружинной среде, в летописных сводах подвергалась редакционной обработке составителей сводов, принадлежавших в большинстве к духовной среде, и после этого отразила в себе те покаянно-благочестивые мотивы, которые характеризуют, между прочим, и проповедь того времени.

В связи с опустошением Батыем в том же, 1237 г. Рязанской земли создана была (быть может, вскоре после этого события) повесть о разорении Рязани Батыем, которой предшествует рассказ о перенесении попом Евстафием иконы Николы из Корсуня в Рязань. Она известна в текстах только начиная с XVI в. и читается в поздних летописных сводах и в некоторых сборниках. Суть там в том, что приходит Батый на рязанскую землю с многочисленным войском. Отправляет послов к князю Рязанскому , просит дань. Князь рязанский просит помощи у Георгия Всеволодовича, великого князя(он во Владимире). Он ему отказывает в помощи(( Тогда князь рязанский посылает за братьями своими: Давидом и Глебом, они совещаются и посылают сына рязанского князя к Батыю с многочисленными дарами и молениями не воевать. Батый обещает не воевать, но обещания не сдерживает, убивает много князей и воинов, в том числе сына князя, после того как тот отказывается отдать батыю свою жену. Князь Рязанский едет на битву с Батыем, его там убивают, всех князей убивают, ведь татар оч много было(( но русские бились усердно). Затем автор продолжает рассказ о дальнейших столкновениях русских войск с Батыем. Перечисление этих столкновений заканчивается сообщением о взятии города Рязани. Батый ворвался в город, в соборную церковь, зарубил княгиню Агриппину, мать князя, со снохами и прочими княгинями, а епископа и «священнический чин» предал огню, самую церковь сжёг, многих людей мечами посек, а других в реке потопил, весь город разгромил. Вслед за этим идёт самый красочный эпизод повести, в котором выступает как эпический богатырь Евпатий Коловрат, мститель за обиды и поругание, нанесённые Батыем Рязанской земле. Когда Батый разорял её, Евпатий был в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем. Услышав о приходе Батыя, Евпатий вышел из Чернигова с малой дружиной и вскоре прибыл в Рязань. Он увидел землю Рязанскую опустошённую, города разорённые, церкви сожжённые, людей убитых. И вскричал Евпатий в горести души своей, и распалился в сердце своём. Собрал он малую дружину. 1700 человек, которые уцелели от татарского разгрома, и погнался вслед за безбожным Батыем и, едва нагнав его в земле Суздальской, напал на его стан и начал бить его без милости. Татары стали «яко пияны». (Это обычная формула воинских повестей: когда враг оказывается смятенным от неожиданного нападения, он шатается как пьяный). Евпатий и его дружина так усердно били татар, что мечи их притупились, и тогда, взяв татарские мечи, они секли ими врагов. (Опять типичная формула воинских повестей: когда собственные мечи притупляются, берутся вражеские мечи, которыми воины рубят вражеские силы.) Татары думали, что мёртвые восстали. Евпатий обнаруживает такую храбрость, что даже сам царь татарский убоялся его. Татары пришли в окончательное смятение и решили одолеть Евпатия при помощи стенобитных орудий, «пороков». Насилу они Убили его и принесли его тело к Батыю. Враг оказывает уважение своему недавнему противнику и преклоняется перед его храбростью и мужеством. В порыве великодушия Батый отдаёт тело Евпатия уцелевшей, окончательно изнемогшей его дружине и отпускает её, не причинив ей никакого вреда. Противник, на которого было потрачено так много сил, который стоил стольких жизней татарскому войску, вызывает в профессионале-воине чувство изумления, восторга и преклонения перед его воинской доблестью

В заключительном эпизоде повести рассказывается о том, что князь Ингварь Ингоревич, у которого был Евпатий в Чернигове, последним приходит в Рязанскую землю и видит её обездоленную, слышит, что братья его убиты нечестивым царём Батыем. Тут он увидел свою мать, и снох, и сродников, и множество людей, лежащих мёртвыми, землю опустошённую, город разорённый, церкви сожжённые; всё «узорочье» в казне черниговской и рязанской оказалось расхищенным. Видя великую конечную погибель, князь Ингварь жалобно вскричал. И от великого кричания и вопля страшного лежал он на земле, как мёртвый, и едва привели его в чувство. Такова эта незаурядная воинская повесть, представляющая собой живой отклик на события татарского нашествия. В основе её, несомненно, лежат эпические сказания, устные поэтические произведения, связанные с самим событием. Повесть о разорении Рязани Батыем по своей тематике и по стилю является ярким образчиком воинских повестей. В ряду последних она по своим художественным качествам занимает одно из первых мест.

К числу севернорусских памятников, связанных с нашествием татар, принадлежит и «Слово о погибели Рускыя земли», найденное X. М. Лопарёвым в начале 1890-х годов в рукописи XV в. псковского Печерского монастыря и тогда же им опубликованное ‘. Оно невелико по объёму (в рукописи занимает 45 строк).В «Слове» перечисляются природные и материальные богатства, которыми до татарского нашествия изобиловала «светло-светлая и украсно-украшена земля Руськая»: озёра многочисленные, реки и колодцы местнопочитаемые, горы крутые, холмы высокие, дубравы чистые, поля дивные, звери различные, птицы бесчисленные, города великие, сёла дивные, сады монастырские, дома церковные. Были тогда на Руси князья грозные, бояре честные, вельможи многие. Большие пространства и живущие на них народы были покорены великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, именем которого половцы устрашали детей в колыбели и при котором литовцы из своих болот не показывались на свет, а венгры укрепляли каменные свои города железными воротами, чтобы он через них не въехал к ним; немцы же радовались, живя далеко за синим морем. Различные соседние племена платили дань Владимиру мёдом, а царь византийский Мануил, опасаясь, как бы Владимир не взял Царьграда, посылал ему великие дары. Так было раньше, теперь же приключилась болезнь христианам.

Таково содержание этого выдающегося памятника, проникнутого чувством глубокого патриотизма, гордостью прошлым Русской земли и скорбью о её бедствиях, причинённых ей татарами. Вслед за ним идёт житие Александра Невского, не имеющее здесь особого заглавия и даже не отделённое от текста «Слова о погибели» особой строкой.

Житие Александра Невского, особенно прославившегося своей доблестной победой над немецкими рыцарями, написано, видимо, каким-то церковником в конце XIII или в самом начале XIV в., возможно, на основе не дошедшей до нас светской биографической повести, возникшей, следует полагать, вскоре после смерти этого выдающегося князя, замечательного полководца и крупнейшего государственного деятеля (ум. в 1263 г.). Судя по сходству литературной манеры жития Александра Невского с литературной манерой Галицко-Волынской летописи (см. ниже) и «Девгениева деяния», переведённого, нужно думать, в Галицко-Волынской земле, автором жития был выходец из Галицко-Волынского княжества, переселившийся вместе с митрополитом Кириллом III ко двору Александра Невского. Автор начинает своё изложение с шаблонного самоумаления своих качеств как агиографа: он, «худый, грешный и недостойный», принимается за свой труд потому, что слышал об Александре «от отец своих» и лично знал его. Если у автора недостаточно умственных способностей для его дела, то он надеется на помощь богородицы и святого Александра Ярославича. Ростом он был выше других людей, голос его был, как труба в народе, лицо его походило на лицо библейского Иосифа, сила его была частью силы Самсона, премудростью он равен был Соломону, храбростью — римскому царю Веспасиану. Этими краткими общими справками исчерпывается вся характеристика Александра. Ни о каких специфически благочестивых чертах его поведения в житии не говорится, и далее речь идёт уже всецело о его воинских подвигах и государственной деятельности. Александр Невский изображён в житии прежде всего как идеальный князь и воин, наделённый всеми положительными духовными и физическими качествами в наивысшей степени. Он уподобляется не раз самым выдающимся библейским персонажам. Такой образ князя мог быть дан скорее всего близким к нему человеком, и этот образ присутствовал, нужно думать, уже в той светской биографической повести об Александре, которая предположительно легла в основу древнейшего жития. На протяжении нескольких веков, вплоть до XVII в., житие Александра Невского несколько раз перерабатывалось, в связи с общей эволюцией агиографического стиля, в направлении к риторической украшенности и витиеватости. Особенно усиленно оно перерабатывалось в этом направлении после собора 1547 г., созванного в целях канонизации русских святых. Влияние жития сказалось на ряде произведений, возникших в последующее время («Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», летописная повесть о Мамаевом побоище и др.).

источник

Adblock
detector