Меню Рубрики

Что такое социальная работа определение

англ. work, social; нем. Sozialarbeit. Особая профессиональная область, связанная с применением социол., психол. и педагогических методов и приемов для решения индивидуальных и соц. проблем (бедности, безработицы, наркомании, правонарушений, юношеского воспитания и т. д.).

возникшая в России в начале 90-х гг. прикладная междисциплинарная (на стыке психологии, социологии, медицины) область знаний и практических действий, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения (безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным).

1) совокупность различных видов деятельности работников социальных служб с целью социального обеспечения, защиты, помощи и поддержки соответствующих категорий населения, в т.ч. безработных. Основные направления (функции) С.р.: социальная помощь (от материальной помощи до выработки навыков самопомощи), профилактическая; социальная коррекция; социальная реабилитация (найти смысл жизни, вернуть человека, семью в общество); социальная терапия; 2) обеспечение особого ухода за отдельными людьми и семьями, не способными позаботиться о себе, в т.ч. за слабыми стариками, инвалидами и людьми, страдающими психическими заболеваниями; 3) отрасль народного хозяйства, вид профессиональной деятельности, связанный с оказанием социальной помощи и социальным обслуживанием населения. С.р. как на региональном, так и на местном уровнях направлена на реализацию задач социального государства.

Профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством государственной и негосударственной поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. К основным целям С.р. можно отнести следующие: * увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; * создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности И получить все, что им положено по закону; * адаптация и ре адаптация людей в обществе; * создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; * конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника отпадает. Все виды и формы С.р. сводятся, с одной стороны, к работе с клиентом, с другой — к работе со службами, учреждениями, организациями, от деятельности которых зависит благополучие клиента. Для практического осуществления целей С.р. в нашей стране созданы социальные структуры, которые имеют как государственную, так и частную основу (см. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. NQ 95-ФЗ). С.р. осуществляется профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками. Разноплановость С.р. предполагает подготовку социальных работников, чтобы они могли выполнять некоторые функции социальных управленцев, организаторов, социальных педагогов, медицинских работников, психологов, юристов. В России в настоящее время наиболее развиты такие направления С.р., как система социальной помощи пожилым, система социальной помощи инвалидам, система социальной защиты детства и материнства. Менее характерна для отечественной практики С.р. в образовательных учреждениях, на предприятии, в сферах медицины и армии.

сфера деятельности, направленная на решение задач социальной защиты депривированных групп населения; вид профессиональной деятельности, профессия. Исторические основы социальной работы связаны с ранними традициями помощи и поддержки обездоленных. В Древней Греции социальная работа была известна как филантропия — человеколюбие. Позже в Средние века эти функции осуществлялись в основном церковью. В России это и благотворительность, богоугодная деятельность, раздача милостыни, и система государственного призрения, социальный институт системы социального обеспечения, включающий народные школы, сиротские дома, госпитали и богадельни. В X IX в. указанные функции выполнялись в основном земскими учреждениями. В советский период социальная защита выражалась лишь в государственном пенсионном обеспечении и некоторых формах специального медицинского обслуживания. Только в постсоветский период стал использоваться опыт социальных служб других государств, где социальная работа широко распространена и законодательно закреплена. Профессиональный социальный работник оказывает гуманитарные услуги в сфере образования, здравоохранения, психотерапии, благотворительности, правового и других видов консультирования, ухода за престарелыми и больными, детьми, организации досуга и т.д. Финансирование этой деятельности ведется из разных источников: федеральных, местных, различных фондов и др. Профессиональная подготовка социальных работников впервые началась в конце X IX в. в Амстердаме, затем Берлине и Лондоне. Сегодня во многих университетах профессиональные социальные работники получают специальное образование. А вообще, в этой сфере заняты представители более 2 тыс. профессий, здесь затрачиваются миллиарды долларов. В Европе социальный работник не столько профессионал, сколько волонтер, умеющий решать социальные проблемы. Технологии социальной работы созданы для разных ее направлений: социальной диагностики, социальной профилактики, социальной терапии и коррекции, социальной адаптации и реабилитации, страхования, опеки, социального консалтинга, попечительства и др. Главный тезис современной социальной работы: для лечения социальных болезней человека необходимо высвободить и развить ресурсы личности и ее социального окружения, прежде всего семьи. Социальная работа является одной из важных форм деятельности, направленной на достижение позитивных социальных изменений, мощное средство сдерживания социальных конфликтов. В профессии социального работника множество специализаций: социальный педагог-психолог, валеолог, социальный аниматор, социальный юрист, геронтолог, специалист по работе с беженцами, инвалидами, группами риска, детьми, престарелыми и т.д. [120].

оплачиваемая профессиональная деятельность, цель которой – помочь людям преодолеть серьезные трудности в своей жизни за счет предоставления помощи, защиты или КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

Что же такое социальная работа? Одни считают ее деятельностью по изменению социальных структур, которые способствуют угнетению тех или иных групп, другие – помощью индивидам в адаптации к конкретным обстоятельствам, а если люди не могут или не хотят подчиняться существующим социальным нормам – например, в поведении или методах воспитания детей, – социальные работники обязаны использовать властные полномочия.

Социальная работа зародилась в недрах благотворительных организаций в последней четверти XIX в. С самого начала она была основана на личном контакте добровольных помощников, предлагающих практическую помощь, совет и поддержку, и нуждающихся в этой помощи, например заброшенных детей, пожилых и немощных, бездомных, пострадавших, как тогда казалось, в результате быстрого роста промышленности. Таким образом, социальная работа была составляющей социальной реформы, начатой после того, как удалось документально зафиксировать последствия урбанизации, БЕДНОСТИ и депривации для жизни городской бедноты. Первые добровольные социальные работники были приписаны к больницам, судам и тюрьмам. Другие посещали людей на дому в рамках благотворительной жилищной программы. Их методы работы используются и поныне, в частности систематический расспрос, ведение записей и разработка простейших планов вмешательства. Кроме того, тогда же были проведены различия между «заслуживающими» и «не заслуживающими помощи», теми, кому можно и нельзя помочь, что оказало сильное влияние на последующую работу.

К середине XX в. социальная работа обогатилась психологическими аспектами. Под влиянием ПСИХОАНАЛИЗА социальные работники стали уделять больше внимания раннему семейному опыту, бессознательной мотивации и корням непоследовательного и иррационального поведения. Практическим следствием стала работа над отношениями, которые складывались с отдельными клиентами и семьями. Через эти отношения КЛИЕНТЫ компенсировали свои прежние переживания и осваивали стратегии преодоления трудностей. Хотя в социальной работе по-прежнему уделяется много внимания следствиям бедности, значительное место отводится психологическим проблемам клиентов.

В конце 1960-х – 1970-х гг. социальная работа, во всяком случае частично, затронула социальную депривацию и влияние общественного устройства на проблемы клиентов. РАДИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА в этот период была посвящена выражению солидарности с рабочим классом, в частности сотрудничеству с центрами занятости, общественными движениями, консультативными центрами. Что касается индивидуальных клиентов, радикальные социальные работники разъясняли им социальные первопричины проблем. Каждый этап развития оставил след в социальной работе и породил множество критических выступлений как самих специалистов, так и не причастных к социальной работе лиц. По сути дела, социальная работа многообразна и многолика, ее цели подчас столь грандиозны, что свести их к простому перечню не представляется возможным. Попытки дать определение социальной работы предпринимались давно, вот, например, как считала в 1977 г. Британская ассоциация социальных работников: «Социальная работа – это целенаправленное и этичное применение личных навыков межличностных отношений для улучшения личного и социального функционирования индивида, семьи, группы или сообщества, что обязательно включает практический опыт создания социальных условий всеобщего благосостояния».

Поскольку социальным работникам трудно объяснить свою роль в обществе, эта сфера деятельности подверглась нападкам на протяжении 1980-х гг., когда политические силы ополчились против концепции процветающего государства. В современной социальной работе пришлось отказаться от некоторых высоких целей и смириться с тем, что ряд задач в перспективе будут определены как на правительственном уровне, законодательно, так и на уровне общества наиболее настойчивыми клиентскими группами. Проще помочь людям преодолеть проблемы, если: 1) помочь потребителям четко и ясно определить свои проблемы и наметить конкретные шаги к их преодолению; 2) договориться с потребителями о разбиении крупных задач на более мелкие, которые легче решить поочередно; 3) мобилизовать ресурсы и заручиться поддержкой значимых для клиента людей; 4) достичь намеченных целей, которые предварительно были согласованы с клиентом и сформулированы в письменном виде, при активном участии в принятии решений самого клиента.

Читайте также:  Как проверить качество меда йодом

Консультирование – вид деятельности, привлекательный для многих социальных работников, в настоящее время занимает все меньшее, но по-прежнему значительное место в работе. Это терапевтическое направление вызывает критику со стороны социальных работников и представителей других профессий, оно подверглось сокращению в ряде сфер деятельности, в частности при работе с трудными детьми и в больницах. На смену интенсивному личному взаимодействию с клиентами пришла управленческая работа. Так, организация и планирование медико-социального вмешательства, когда социальный работник занимается оцениванием потребностей и приобретением услуг, внесли заметное изменение в природу социальной работы. Предположительно, это главный источник изменений в социальной работе за последние пятьдесят лет. Повышенное внимание общественности к защите прав клиентов, выписанных из психиатрических клиник, а также детей, насильственно разлученных с семьями, заставило правительство регламентировать поведение социальных работников в подобных случаях, а местные департаменты социального обслуживания – вкладывать в это направление значительные ресурсы.

1) инструмент реализации государственной политики;

2) разновидность профессиональной деятельности, профессия;

3) помощь населению в кризисных или тяжелых жизненных ситуациях, в т.ч. через оказание социальных услуг. Основными задачами социальной работы как вида общественной деятельности являются: улучшение социального самочувствия человека, улучшение условий его жизни, обеспечение соответствующего социального функционирования, гармонизация системы отношений в семье, коллективе, обществе в целом. В структуре социальной работы как разновидности практической деятельности выделяют субъект и объект. Субъекты социальной работы – это государственные учреждения, общественные организации, физические лица, которые реализуют социальную политику и предоставляют социальную помощь разным категориям населения. Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа, способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы (Международная Ассоциация Школ Социальной работы, Международная Федерация Социальных Работников, Определение Социальной Работы совместно принято 27 июня 2001. Копенгаген). Объекты социальной работы — отдельные лица или социальные группы, которые нуждаются в помощи и поддержке в процессе их социализации. Объектом социальной работы в широком ее понимании являются все граждане. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев населения зависит от условий, которые в значительной мере определяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, особенностями ее реализации. Каждый человек в определенный период жизни нуждается в полном удовлетворении своих интересов и потребностей или сталкивается с определенными трудностями и проблемами, которые не всегда можно преодолеть самостоятельно. Такую трактовку социальной работы можно объяснить также тем, что, с одной стороны, она направлена на решение неотложных сиюминутных проблем человека, а с другой – ориентирована на предупреждение социальных проблем национального масштаба (заболевания, безработица, увеличение различных форм девиантного поведения и др.). В современных условиях социальная работа развивается: как практическая профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах; как учебная дисциплина по профессиональной подготовке специалистов по оказанию социальной помощи и поддержки; как отрасль научных знаний, которая базируется на совокупности концепций и теорий, имеет свой категориальный аппарат, исследует принципы и закономерности, модели и методы социальной работы. Социальная работа как профессиональная деятельность не является спонтанной или фрагментарной. Она направлена на достижение определенных целей и результатов. Общая цель социальной работы состоит в создании оптимальных условий социализации личности. Дальнейшая конкретизация этой цели отражена в ее содержании, которое определяет круг основных профессиональных задач (социальной адаптации, профилактики, реабилитации, ресоциализации, социального обслуживания) в отношении субъектов и объектов социальной работы. На основе содержания выделяют функции социальной работы: коммуникативная, организаторская, прогностическая, правозащитная, диагностическая, профилактическая, коррекционнореабилитационная, социально-терапевтическая и др. В зависимости от масштабности социальной работы эти функции могут быть реализованы на государственном, региональном, местном и индивидуальном, а также профессиональном и непрофессиональном (привлечение волонтеров) уровнях. Современная теория социальной работы имеет все структурные компоненты науки: предмет и объект исследования, закономерности функционирования, принципы и методы деятельности, категориальный аппарат. Она состоит из двух разделов: теоритико-методологического, фундаментального (методология, базовые понятия и категории, закономерности, принципы) и прикладного — практическое применение теоретического и эмпирического знания в процессе решения социальным работником конкретных задач. Социальная работа как наука исследует: влияние социальных процессов на развитие и поведение социальных общностей, групп, личности; роль социальной политики в разрешении общественных проблем и практических задач социальной работы; технологии социальной работы с разными социальными группами и личностью; особенности деятельности государственных и общественных институтов социального обслуживания населения; закономерности социального управления в системе социальной работы. Поэтому объектом теории социальной работы есть явления, процессы и отношения. А ее предметом – особенности их влияния на социальное функционирование общностей, групп или личности. По своему содержанию социальная работа является социальногуманитарной, по характеру – междисциплинарной и интегративной. Она тесно связана с такими социальными науками, как социология, политика, право; человековедческими дисциплинами – психологией, социальной педагогикой, деонтологией. Основными задачами социальной работы как учебной дисциплины являются: ознакомить будущих специалистов с теоретико-методическими основами социальной работы (структура, уровни, функции, закономерности, принципы, методы, категории, основные теории и модели социальной работы); проанализировать генезис социальной работы как науки и сферы практической деятельности; определить роль социальной работы в решении социальных проблем; ознакомить с особенностями и технологиями организации и осуществления социальной работы в разных сферах общественной жизни (медицина, образование, пенитенциарная система, система социальной защиты населения и др.) и с особенностями разных групп населения (дети, молодежь, семья, люди пожилого возраста, люди с ограниченными функциональными возможностями, лица с девиантным поведением и др.); воспитывать у будущих социальных работников нравственные качества и формировать гуманистические идеалы и общечеловеческие ценности, определенные в этических основах социальной работы; развивать творческое мышление, формировать умения профессионально анализировать и оценивать социальные явления, воплощать в жизнь социальную политику государства, содействовать гармонизации человеческих отношений; формировать необходимые знания и умения в сфере менеджмента социальной работы. Социальная работа как профессия интенсивно развивается. В ближайшее десятилетние она будет такой же массовой, как профессия врача и педагога, поскольку предотвращать социальные болезни намного легче, чем бороться с социальными эпидемиями.

источник

Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника — это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, социальная работа — это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить(Павленок П. Д.).

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа — целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны — поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы — это нахождение компромисса между этими двумя целями.

Сущность профессиональной соц.работы — это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации».

Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

Задачи учебных дисциплин — донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.

В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).

Читайте также:  Как правильно сажать горчицу белую

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.

Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:

общие гуманитарные и социально-экономические;

общие математические и естественнонаучные;

Минимальная заработная плата — официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется (номинально всегда повышается).

Ка́чество жи́зни — понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворённость культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п

Потребительская корзина — это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют.

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Индексация доходов населения — полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростомценна потребительские товары и услуги.

В мировой практике известны две основные формы индексации доходов населения:

автоматическая, при которой индексация оплаты труда и других доходов повышается пропорционально росту цен;

полуавтоматическая (договорная), применяемая в странах Европейского союза. Суть данной индексации заключается в проведении переговоров с работодателями, профсоюзами и представителями государственных органов с привлечением учёных-экспертов. Результатом переговоров являются рекомендации, устанавливающие нижний порогсоциальной защитыдля заключенияколлективных договоров.

источник

По мнению В.И. Курбатова, определение понятия «социальная работа» делится на уровни: первичные и вторичные. Первичные — отражают эмпирический опыт социальной работы, результат наблюдений и экспериментов. Вторичные — интерпретируют первичные понятия и образуют, путем логических операций над ними, теоретические положения.

Итак, вторичный уровень — это теория социальной работы, с которой логичнее всего начать. Теория социальной работы, определяется здесь как — наука о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого — педагогических управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнедеятельности личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное состоит в том, что социальная работа как одна их разновидностей деятельности, направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно, так называемых, слабых слоев и групп. Так же социальную работу можно определить как научную дисциплину; учебную дисциплину; прикладную науку; отраслевую теорию среднего уровня; самостоятельную теорию; специфическую форму социальной деятельности и др. Все эти определения лишь подробнее раскрывают теоретическую сущность социальной работы.

Социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально — культурного, социально — политического развития и социальной политики государства. Это предельно широкое толкование понятия «социальная работа» раскрывающее участие этой дисциплины во всех ее проявлениях и сферах деятельности.

В более узком смысле, социальная работа есть общественно — необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабилизации общества, так, как призвана, препятствовать росту его маргинальных слоев. Социальную работу можно определить как специфическую форму государственного и негосударственного воздействия на человека с целью обеспечения достойного культурного, социального и материального уровня жизни населения.

Только что мы рассмотрели термин «социальная работа» с теоретической точки зрения, с точки зрения выполняемых его ролей в обществе. Но кроме теоретических составляющих социальной работы существует, так называемая, практическая составляющая или, как мы определились ранее, первичный уровень. К нему мы будем относить все то, что связанно с практической деятельностью социальной работы.

Как нам уже известно, социальная работа существует, в основном, как практическая деятельность. То есть в эту подструктуру входят такие определения социальной работы как: профессия; деятельность;, направленная на социальную помощь и т.д. В эту группу относятся понятия отражающие специфику организации социальной работы с различными социальными группами: людьми пожилого возраста, с ограниченными возможностями, беженцами, семьями и детьми группы риска и т.д.

Такого рода определения, связанные с объяснениями социальной практики в различных сферах общественной жизни, обычно описываются при помощи категорий, являющихся специфическими, собственно категориями социальной работы (социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь и др.). Следовательно, для того, чтобы лучше разобраться с практической подструктурой, следует разобраться в категориях входящих в нее. Рассмотрим самые основные категории, как их определяет их В.И. Курботов Курбатов В.И. Социальная работа. С. 90-91 Ростов-на-Дону, 2000:

Социальная помощь — это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальную поддержку — можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий достаточных, для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Под социальной защитой — следует понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальная поддержка, защита людей, в целом социальная работа, определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по улучшению социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Социальная работа является научной и практической дисциплиной, как наука, социальная работа получила свое развитие только после оформления ее как практики, поэтому мы дали ее определение как практической деятельности и как системы научного знания, а так же рассмотрели основные категории, помогающие в определении понятия социальной работы.

источник

Социальная работа имеет очень большое значение для нормального развития и функционирования государства, так как она охватывает практически все сферы жизни человека — личную, социально-бытовую, общественную, трудовую, культурную, политическую и т.п. В сущности, органы социального обеспечения, как это ясно уже из названия, именно обеспечивают здоровую атмосферу жизни общества, состоящего из индивидуумов, корректируют ее, «врачуют» общество. А общество, как известно, это совокупность больших и малых населенных пунктов, каждый из которых играет свою немаловажную роль в развитии и жизни государства — это и мегаполисы, и большие города, областные и районные центры, села и деревни. И социальная помощь равно важна для жителей всех поселений, ибо они в целом и составляют государство, страну.

Социальная работа — это профессиональный вид деятельности, направленный на оказание помощи отдельному человеку, группе или общности в решении их социальных проблем, в усилении или восстановлении способности социального функционирования и создание общественных условий, способствующих достижению этих целей. [12]

Интегрируя подходы отечественных и зарубежных ученых к определению сущностного содержания социальной работы, можно предположить, что оно включает в себя три аспекта:

  • — оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг;
  • — актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
  • — целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях — от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей. [12]
Читайте также:  Как орхидеи заставить цвести

Задачи отделений социальной помощи:

  • — выявление и учёт совместно с органами здравоохранения и другими организациями одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан;
  • — установление и поддержание связи с трудовыми коллективами, где ранее работали подлежащие обслуживанию лица, советами ветеранов войны и труда и другими общественными организациями с целью оказания шефской помощи одиноким гражданам;
  • — содействие в оформлении необходимых документов для установления опёки или попечительства, а так же помещения в дома — интернаты или территориальные центры социального обслуживания;
  • — доставка на дом обедов, полуфабрикатов, продовольственных, необходимых промышленных товаров и медикаментов;
  • — сдача и доставка предметов домашнего обихода и вещей в стирку, химчистку, прачечную, мастерские по ремонту;
  • — содействие в оказании необходимой медицинской помощи, уборке жилого помещения, ремонте жилья и внутриквартирного санитарно-технического оборудования;
  • — выполнение просьб, связанных с ведением переписки, оплата коммунальных услуг;
  • — организация погребения умерших одиноких пенсионеров и инвалидов и т.п.

Основные цели социальной работы:

  • — увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • — создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
  • — адаптация или ре-адаптация людей в обществе;
  • — создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
  • — как конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента сводится на нет, больше не нужна. [8]

Все идеи и теории социальной работы группируются вокруг одного центрального блока проблем:

  • — условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека;
  • — соотношение свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе.

Социальное обслуживание населения характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью определенного порядка взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственной взаимосвязью, последовательными и обоснованными действиями всех учреждений, направленными на поддержку различных слоев населения, формой организационной деятельности учреждений социального обслуживания, финансово-экономическим и материально-техническим обеспечением деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению, многоуровневого научно-методического и кадрового обеспечения деятельности территориальных социальных служб, степенью сформированности нормативно-правового поля, содержащего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников этих служб. [5]

Принципы социального обслуживания:

  • — адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • — конфиденциальность;
  • — профилактическая направленность;
  • — соблюдение прав человека и гражданина, преемственность всех видов социального обслуживания.

Формально социальное обслуживание — это вид деятельности, осуществляемый через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления пациентам социальных услуг.

Вопрос об организации социальных служб рассматривается как с позиции территориальности, так и ведомственности. Учреждения социального обслуживания населения имеют двойное административное подчинение и нередко — множество источников финансирования.

Практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств социальной защиты населения (образование, МВД, служба занятости и т.д.)

Путем выявления и уяснения структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и учреждений; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное) — раскрывается сущность социального обслуживания как социальной системы. [5]

Функции системы социального обслуживания:

I группа: — сущностно-деятельные (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охрано-защитная, социальный патронаж);

П группа — нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Реализация этих функций связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Свойства социальных служб различаются в зависимости от их целевой предназначенности, сферы существования и специфики контингентов клиентов социальных служб.

Особую роль в осуществлении социальной работы с различными категориями населения играют территориальные социальные службы. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:

  • — организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности;
  • — оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи;
  • — осуществлению ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;
  • — предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.

Бесспорным достоинством является то, что центры помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне. Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, организаций, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальные работники должны стимулировать его реализовать потенциал своих сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы.

Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

Принципы социальной работы:

  • · методологические — гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода;
  • · организационные — планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом, группой;
  • · взаимодействия всех социальных институтов;
  • · контроля исполнения;
  • · содержательные — объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.

Основные направления социальной работы:

Социальный надзор (контроль) и профилактика — форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора — законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор); объекты — процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это — дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.).

Социальная реабилитация — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и / или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации — восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

Социальная интеграция — процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

Социальная реинтеграция — процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Социальные службы — государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу. [5]

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Итак, разрушение единой социальной системы ценностей общества, как это произошло в России после распада СССР, способствует дезинтеграции общества, росту его конфликтогенного потенциала, рискогенности, так как в нем отсутствует единое мировоззренческое и ценностное пространство, в котором отражается всеобщее для данного социума понимание того, что есть добро, зло, добродетель, счастье, любовь, порядочность, честь и т.д. И в связи с этим значительно возрастает роль социальной безопасности и социальной работы, которые призваны для восстановления, сохранения и защиты этих ценностей, а также для защиты интересов и потребностей населения.

источник