Меню

Что такое синтаксический параллелизм в русском языке примеры

Синтаксический парал­ле­лизм — это сход­ное постро­е­ние смеж­ных фраз, сти­хо­твор­ных строк или строф худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния.

Рассмотрим с при­ме­ра­ми из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, что такое син­так­си­че­ский парал­ле­лизм.

В сво­ем арсе­на­ле худож­ни­ки сло­ва име­ют мно­же­ство выра­зи­тель­ных средств, что­бы создать яркий и впе­чат­ля­ю­щий образ. В сво­их про­из­ве­де­ни­ях писа­те­ли актив­но исполь­зу­ют тро­пы и сти­ли­сти­че­ские (рито­ри­че­ские) фигу­ры:

Их исполь­зо­ва­ние дела­ет вос­при­я­тие худо­же­ствен­ной речи мно­го­пла­но­вой, вызы­ва­ет инте­рес у чита­те­лей к изоб­ра­жа­е­мо­му, рож­да­ет бога­тые образ­ные ассо­ци­а­ции. Одним из таких сти­ли­сти­че­ских при­е­мов явля­ет­ся парал­ле­лизм. Этот тер­мин заим­ство­ван из гре­че­ско­го язы­ка, где сло­во parallelos , бук­валь­но зна­чит «иду­щий рядом».

Параллелизм изве­стен в био­ло­гии, мате­ма­ти­ке, физи­ке. В лите­ра­ту­ре сло­вом «парал­ле­лизм» обо­зна­ча­ют сход­ные эле­мен­ты в постро­е­нии выска­зы­ва­ния. Это могут быть зву­ки и сло­ги (зву­ко­вой парал­ле­лизм), повто­ря­ю­щие сло­ва (лек­си­че­ский парал­ле­лизм) и син­так­си­че­ские кон­струк­ции — фра­зы и пред­ло­же­ния.

Если в про­из­ве­де­нии име­ют­ся оди­на­ко­вые или сход­ные по син­так­си­че­ско­му постро­е­нию смеж­ные стро­фы, фра­зы, пред­ло­же­ния, то такие кон­струк­ции назы­ва­ют линг­ви­сти­че­ским тер­ми­ном «син­так­си­че­ский парал­ле­лизм».

При исполь­зо­ва­нии син­так­си­че­ско­го парал­ле­лиз­ма повто­ря­ет­ся одно­тип­ное син­так­си­че­ское постро­е­ние сле­ду­ю­щих друг за дру­гом частей выска­зы­ва­ния, фраз и пред­ло­же­ний. Синтаксический парал­ле­лизм выра­жа­ет­ся в опре­де­лен­ном, похо­жем поряд­ке слов с одно­тип­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

Алмаз шли­фу­ет­ся алма­зом ,
Строка шли­фу­ет­ся стро­кой .

С помо­щью это­го сти­ли­сти­че­ско­го при­ё­ма автор сопо­став­ля­ет два объ­ек­та дей­стви­тель­но­сти и выра­жа­ет свое отно­ше­ние к тому, что он изоб­ра­жа­ет, исполь­зуя опре­де­лен­ное постро­е­ние сти­хо­твор­ной фра­зы.

Часто син­так­си­че­ский парал­ле­лизм соче­та­ет­ся с дру­ги­ми образ­ны­ми сред­ства­ми худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, напри­мер с ана­фо­рой:

Лениво дышит пол­день мгли­стый,
Лениво катит­ся река ,
И в твер­ди пла­мен­ной и чистой
Лениво тают обла­ка .

Нередки соче­та­ния син­так­си­че­ско­го парал­ле­лиз­ма с анти­те­зой:

Белеет парус оди­но­кой
В тумане моря голу­бом.
Что ищет он в стране дале­кой,
Что кинул он в краю род­ном?

Из народ­но­го твор­че­ства мно­гие писа­те­ли вос­при­ня­ли отри­ца­тель­ный парал­ле­лизм, кото­рый име­ет рав­ное коли­че­ство оди­на­ко­во рас­по­ло­жен­ных ком­по­нен­тов, но в отли­чие от пря­мо­го парал­ле­лиз­ма стро­ит­ся с упо­треб­ле­ни­ем части­цы «не»:

В завет­ных ладан­ках не носим на гру­ди,
О ней сти­хи навзрыд не сочи­ня­ем,
Наш горь­кий сон он не бере­дит,
Не кажет­ся обе­то­ван­ным раем.
Не дела­ем её в душе сво­ей
Предметом куп­ли и про­да­жи,
Хворая, бед­ствуя, немот­ствуя на ней,
О ней не вспо­ми­на­ем даже.

Жизнь без тре­вог — пре­крас­ный свет­лый день,
Тревожная — вес­ны мла­дые гре­зы.
Там — солн­ца луч и в зной оли­вы сень,
А здесь — и гром, и мол­ния, и сле­зы…

Молятся звез­ды, мер­ца­ют и рде­ют,
Молится месяц, плы­вя по лазу­ри,
Легкие туч­ки, сви­ва­ясь, не сме­ют
С тем­ной зем­ли к ним при­тя­ги­вать бури.

Но слиш­ком рано твой уда­рил час,
И вещее перо из рук упа­ло.
Какой све­тиль­ник разу­ма угас!
Какое серд­це бить­ся пере­ста­ло!

Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова

Не отто­го, что зер­ка­ло раз­би­лось,
Не отто­го, что ветер выл в тру­бе,
Не отто­го, что в мыс­ли о тебе
Уже чужое что-то про­со­чи­лось, —
Не отто­го, совсем не отто­го
Я на поро­ге встре­ти­ла его.

источник

Русский язык обладает огромным количеством изобразительных средств. Особое место в нём занимает построение предложений согласно параллелизму.

Понятие синтаксический параллелизм пришло к нам с греческого языка и означает «идущий рядом». Характеризуется похожим расположением элементов, аналогичной структурой предложений, однотипным построением предложений или отрезков текста. Это композиционный приём, который выделяет в худ. литературе структурную связь нескольких элементов стиля.

Параллелизмы бывают следующих видов:

Однако самыми популярными всё же остаются синтаксические: они наиболее часто встречаются в русском языке и литературе. Параллелизм нередко можно встретить в поэзии, прозе, так как он позволяет добавить выразительности, эмоций и больше глубины.

Как правило, в первую часть предложения ставится обобщающее обстоятельство, а во вторую помещаются объекты сравнения. Использование синтаксического параллелизма в таком случае позволяет сделать описание обобщающего обстоятельства полным, ярким и объёмным. Это нужно и для понимания сюжета.

Примером могут послужить строки А. Недогонова:

«Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой».

«Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном».

Многие стихотворения Фета наполнены синтаксическим параллелизмом. Например стихотворение «Только в мире и есть, что тенистый…».

Другие примеры:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
(М. Ю. Лермонтов)

Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов?
(К. Д. Бальмонт)

«Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету».
(Народная песня)

Слова К. Федина из книги «Первые радости» о Л. Толстом:

«Никто не должен был знать, куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящен в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пищеварением, пульсом».

Данный приём очень распространён в английских текстах, в которых легко сопоставлять аналогичные по созвучности слова для сравнения частей речи, героев, обстоятельств.

Синтаксический параллелизм в русском языке используется реже, потому что разбивать целостность предложения не всегда стилистически верно и уместно.

Подобный приём берёт своё начало от древнееврейского языка, что использовали для написания псалмов. В Средневековье очень почитались священные тексты с описанием жизни святых, Библия и псалмы. Эти книги распространялись и в Азии, и в Европе. Книги с описанием жизни с другими устоями и ценностями уничтожались.

Оказал влияние на синтаксический параллелизм и германский стиль Средних веков. В прозе и стихотворениях начала постепенно присутствовать отрывочная ритмика, появляться для усиления эффекта сочетание несочетаемых частей речи.

Кроме всего, к этому приёму причастен и финский эпос «Калевала», в котором прослеживается использование параллелизма. Это придаёт тексту произведения определённый дух и шарм.

Синтаксический параллелизм в качестве средства выразительности речи свойственен для художественного стиля или публицистики. Параллелизм в литературе научного и официально-делового стилях применяется нечасто, и в основном для логического выделения какого-либо факта.

Необходимо также знать, что параллелизм бывает и композиционный, когда части текста схожи по сюжетной и смысловой линиям. Например, описание природы отождествляется с внутренним состоянием человека. Часто авторы проводят аналогию унылого дождливого осеннего пейзажа с подавленным состоянием персонажа, депрессией и печалью. А весенние пробуждение природы – с надеждой на лучшие перемены.

Синтаксическим параллелизмом наполнены произведения устного народного творчества – песни, былины, пословицы, частушки, а также схожие художественные произведения, к примеру, поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и Твардовского «Василий Теркин», а также «Песня про купца Калашникова» Лермонтова.

Подводя итог, можно сказать что, синтаксический параллелизм в русском языке — это значимый художественный прием, с его помощью можно передать оттенки чувств, передать произведению динамичность, ритм и эмоциональность.

Синтаксический параллелизм получил распространение, благодаря своей способности выразить в тексте эмоциональные оттенки, наполнить предвкушением счастья, придать мечтательную грусть, наполнить и другими образами автора.

Главное отличие такого приёма в последовательном употреблении одинаковых конструкций даже без какого-либо подчинения. Чаще всего он встречается в любых жанрах английских текстов, в которых синтаксический параллелизм может существовать в пределах не только предложения, но и абзаца или целого периода. В текстах русского происхождения подобное разбиение будет считаться ошибкой со стороны синтаксиса, нарушением стиля и изложения.

источник

Синтаксис отвечает за изучение сочетаний слов в предложениях. Слово параллелизм имеет греческое происхождение и обозначает «находящийся рядом». Исходя из этого, языковеды определяют синтаксический параллелизм как художественный прием, характеризующийся одной и той же схемой построения предложений на определенном участке текста.

Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной, (К. Д. Бальмонт)

Я звал тебя , но ты не оглянулась,
Я слезы лил , но ты не снизошла. (А.Блок)

Благослови, душа моя, Господа , и вся внутренность моя – святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. – Псалом Давида (Библия, Псалтырь, 102 псалом, 1-2 стих)

Синтаксический параллелизм может использоваться как в прозе, так и в стихотворных произведениях, часто сочетается с эпитетами, метафорами, сравнениями, антитезами, анафорами и другими выразительными средствами языка. В «сухих» стилях (научный, официально-деловой) ввиду их специфики встречается не так часто.

Читайте также:  Какие удобрения вносить осенью под цветы многолетние

Очень часто синтаксический параллелизм можно обнаружить в притчах Соломона:

Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.
Библия, Притчи 10:1

Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет.
Библия, Притчи 10:28

Параллелизм – одна из стилистических фигур придающих тексту большую выразительность. Конструктивная особенность параллелизма – смежное расположение схожих предложений, их частей, конструкций, фраз, слов. Нередко данная фигура дополняется рифмой, аллитерацией, градацией. Одновременно могут сочетаться разные виды параллелизма: синтаксический и фонетический, ритмический и строфический и др.

Языковеды выделяют несколько видов параллельных конструкций. В общем виде, как уже сказано выше, параллелизм сводится в однократному и более повтору фраз, слов, порядка частей речи в предложении, ритма, и даже целых строф в куплетах. В зависимости от того какие элементы текста повторяются выделяют виды параллелизма. Стоит помнить, что нередко в одном и том же случае сочетаются различные виды параллелизма.

В начале предложения размещается обобщающее обстоятельство, далее идут объекты сравнения. Прием используется для усиления обстоятельства, что зачастую необходимо для понимания сюжета. В зависимости от количества проводимых параллелей, бывает одночленным, двучленным и многочленным.

Для усиления эффекта часто противопоставляют явления природы и внутреннее состояние главного героя.

  • Одночленный – одна параллель (сравнение).

Например, девушка может сказать: “ Мой возлюбленный – ясный сокол “. Тут параллель между юношей и соколом, то есть юноша сравнивается с соколом.

А юноша может сказать о своей возлюбленной: “ Моя милая голубка” – параллель между девушкой и голубкой.

Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор? (А.Пушкин)

Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету.

Днем слетаются на весеннюю дорогу кормиться все весенние птицы ; ночью , чтобы не вязнуть до ушей в зернистом снегу, по той же дороге проходят и звери . – М.М.Пришвин.

Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
Библия, Притчи 10:4

  • Многочленный фигура содержит несколько сравнений. В примере ниже автор изображает “мы” в четырех образах:

“ Мы – два грозой зажжённые ствола,

Два пламени полуночного бора,

Мы – два в ночи летящих метеора,

Одной судьбы двужалая пчела “. – А. Ахматова

Не доставляют пользы сокровища неправедные , правда же избавляет от смерти . –
Библия, Притчи 10:2

Играют волны , ветер свищет . – М.Ю. Лермонтов.

“Спрятал улики в землю , а концы в воду “.

Характеризуется повторением одних и тех же рифм и используется для подчеркивания важного участка стихотворного произведения.

К строфическому относится повторение одних и тех же или похожих конструкций в соседних строфах или куплетах произведения. Одновременно может иметь место и синтаксическим параллелизмом. Но строфический, в отличие от синтаксического, объединяет в параллельную конструкцию целые строфы или куплеты, то есть более крупные единицы, чем строки; в то время, как синтаксический параллелизм может делать параллельными две строки в пределах одной строфы.

Отличается от синтаксического параллелизма только тем, что строится на отрицательной аналогии с использованием частицы «не». Как правило, используется только в сочетании с другими приемами.

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон он не бередит,
Не кажется обетованным раем. – А. Ахматова.

Параллелизмы могут использоваться вместе или по отдельности, а также сочетаться с другими художественными приемами. Применение синтаксического параллелизма придает произведению определенную ритмическую структуру.

Параллелизм может также быть:

  • Полным – при абсолютном соответствии конструкций.

В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую. – М. Цветаева.

В огромном городе моём — ночь .
Из дома сонного — прочь . – М. Цветаева.

Ржут грифоны , клекчут птицы , блещут спицы колесниц,

Плещут воды , вторят долы звонким криком вешних птиц,

В дальних тучах быстро бьются крылья огненных зарниц. – М. Волошин.

Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась… – А.С. Пушкин.

Литература подразумевает применение множества художественных приемов для придания произведению яркости и выразительности. Параллелизм – один из наиболее часто встречающихся приемов, особенно в стихотворениях.

Этот прием может затрагивать отдельные слова, словосочетания, куплеты, предложения и даже целые отрывки текста. Прием активно использовался А.С. Пушкиным:

Мимо острова крутого,
Мимо города большого.

Параллелизм активно используется в фольклоре. В русском народном творчестве встречается даже одночленный параллелизм, характеризующийся противопоставлением героя и животного. Так, ясный сокол обозначает образ жениха, возлюбленного, хотя автор напрямую может не говорить об этом в тексте.

Параллелизм используется политиками и известными людьми при составлении речей. Прием призван усилить эмоциональное воздействие слов на людей путем их многократного повторения.

В качестве примера можно привести предложение, которое вполне мог бы произнести президент:

Пусть каждый, кто осмелится встать у нас на пути знает, что мы победим любого врага, поддержим любого друга, вынесем любые трудности, преодолеем любые преграды во имя нашей великой цели.

Параллелизм характеризуется повтором одинаковых или схожих элементов на небольшом участке текста, в одном или смежных предложениях, строках или строфах с целью усиления художественного воздействия. Синтаксический параллелизм – синтаксически схожее или тождественное построение в предложении, строфе, соседних сроках или смежных предложениях. Активно применяется в прозе, поэзии, риторике.

источник

Язык играет крайне важную роль в жизни человека, а наличие в русском языке большого количества слов позволяет использовать как в обычной речи, так и в художественных текстах разнообразные конструкции, которые обогащают речь и делают ее изысканнее. К таким конструкциям относят и параллелизмы.

Само понятие параллелей как повторения одинаковых элементов встречается во многих науках: информатике, геометрии, биологии. Что такое параллелизм в тексте и как он применяется в русском языке?

Слово параллелизм переводится с греческого как «расположение рядом», что дает представление о смысле конструкции – это фигура речи, которая представляет собой размещение похожих (по смыслу, грамматике) элементов в отрывке.

Конструкция помогает создать цельный образ в литературе и обогащает текст: студент сдал зачеты; студент, который сдал зачеты; студент, сдавший зачеты. Зачастую такие конструкции именуют лексическим параллелизмом.

Это происходит из-за того, что глагол представляют в предложениях по-разному: в личной форме (придаточная часть), как второстепенное сказуемое (деепричастный оборот), как действие-состояние (причастный оборот), как отвлеченное действие (отглагольное существительное).

Благодаря стилистическим различиям параллельные конструкции используются в разных стилях речи.

По своей структуре и форме выделяют сразу несколько таких форм, каждая из которых имеет свои особенности:

  1. Синтаксический параллелизм – наиболее распространенный. Главное отличие – это применение одинаковой структуры в предложениях, независимо от жанра: в начале располагают обобщающее обстоятельство, а в следующей части – объекты сравнения. Это позволяет сделать обстоятельство сильным, более ярким, причем чаще всего это обстоятельство играет важнейшую роль в понимании всего сюжета.
  2. Ритмический – этот прием используется для подчеркивания какого-либо важного места в стихотворении. Он так называется, поскольку создается путем повторения одинаковых рифм, что придает произведению некую ритмичность, хотя иногда это достигается и путем расстановки одинаковых пауз.
  3. Строфический – в соседних куплетах произведения размещаются одинаковые синтаксические конструкции. Хотя часто они бывают и лексическими.
  4. Отрицательный – он не отличается построением от обычного прямого, но характерен тем, что первой идет отрицательная параллель.
Читайте также:  Как ухаживать за чайной розой в горшке в домашних условиях

Параллелизм – это структурный фрагмент, который меняет всю концепцию произведения. Его можно встретить в народном творчестве, канцелярских текстах и художественных произведениях

Литература – это место сосредоточения множества художественных приемов, благодаря которым и создаются яркие произведения. Среди них особенно выделяется лексический параллелизм, который используют для усиления или акцентирования внимания на каком-либо отрывке. Некоторые произведения даже требуют его присутствия, например, стихотворения-обращения и поэмы, поскольку он является выразительным средством языка.

В отличие от риторики, где этот прием означает повторение мысли, в литературе конструкция используется для подчеркивания сходства или отличия объектов. Часто его применяют для усиления важности какого-то отрывка, а в литературе используют для того, чтобы подчеркнуть значимость чего-либо. В поэме Пушкина «Руслан и Людмила» автор пишет:

Услышу ль нежный разговор?».

Это яркий пример параллелизма в качестве акцента, который показывает, насколько важно для героя услышать и увидеть возлюбленную.

Параллели как художественный прием стали использоваться впервые в текстах античного периода. Особенно часто можно встретить такие параллельные конструкции в фольклорных произведениях, поскольку в те времена, люди часто отождествляли свои действия с событиями, происходящими в природе, и стремились отобразить это в своих произведениях. Их использовали в:

  • стихосложении – прием является помощником для выстраивания строф и соблюдения рифмы. Именно в стихах такую конструкцию можно часто встретить;
  • Библии и других примерах древнееврейской литературы – для варьирования похожих образов и в качестве синонимов;
  • древнегерманских поэмах – в подобных произведениях прием используется одновременно с аллитерацией;
  • финском народном творчестве – конструкции чередуются с градацией.

Особенно обилен на параллельные конструкции русский фольклор, в котором прием имеет несколько форм:

  • двучленный (простейшая форма) – состоит из двух параллелей «Летал сокол по небу, гулял молодец по свету»;
  • многочленный – это несколько параллелей, которые располагаются в тексте последовательно;
  • обратный параллелизм – это последовательные предложения, которые отличаются тем, что порядок слов во втором полностью обратный первому;
  • отрицательный – действия человека противопоставляются какому-либо событию из внешнего мира «Не березка склонялась, а красна девица в ножки кланялась»;
  • формальный – в данной параллели утрачена связь между внешним миром и поступками людей «Опущу колечко в речку, а перчаточку под лёд».

Из всех видов отрицательная форма не может выступать как самостоятельное средство, на котором можно построить целое произведение. Его обычно используют для раскрытия развязки или в отдельных эпизодах.

Более того, данный прием можно встретить чаще в народной поэзии, а в художественных произведениях только в том случае, когда автор использует его для подражания народному творчеству.

В современную и классическую литературу данный прием перешел именно из фольклора. Параллелизм в литературе Европы граничит с риторическими противопоставлениями и повторениями похожих звуков, для достижения ритмичности и создания определенного звукового эффекта.

Это интересно! Урок на тему: как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Формы параллелизма в произведениях могут быть выражены как словами и словосочетаниями, так и целыми предложениями. Особенно часто его используют поэты, ведь благодаря данному приему можно не только усилить эмоциональную окраску поэмы или отрывка, но и сделать произведение более ритмичным.

Примеры параллелизма можно найти у А.С Пушкина :

Услышу ль нежный разговор?» в поэме «Руслан и Людмила»;

«В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Бочка по морю плывёт» в сказке «О царе Салтане».

Твой дух высок, что горы» в произведении «Опыты».

У Г. Державина: «Я царь — я раб — я червь — я Бог!» в оде «Бог».

Без лексических и семантических конструкций художественные произведения больше бы походили на канцелярскую речь и сухие научные статьи. Параллелизмы – это одна из форм, которая делает тексты более яркими, акцентирует внимание, проводит параллели и доносит до читателя мысли и чувства автора. Этот прием можно успешно применять как в литературе, так и для большей выразительности устного языка.

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку


источник

Для достижения яркости впечатления и усиления эмоционального воздействия в художественной литературе применяются различные приёмы – фонетические, лексические, синтаксические. Одним из таких средств является синтаксический параллелизм – художественный прием, при котором элементы речи, несущие единую идею, следуют в определённой последовательности и создают единый образ.

Этот способ выражения использует принцип повтора и симметрии. Таким образом, явление общности, однородности синтаксических конструкций и расположение их в сочинительной связи и есть синтаксический параллелизм.

Существует несколько видов расположения элементов речи. Если синтаксические конструкции полностью тождественны – это полный параллелизм, если аналогия частична – неполный.При смежности конструкций можно говорить о контактном параллелизме, если они разделены другими – о дистантном.

Параллелизм как выразительное средство языка известен с давних времён. Достаточно вспомнить библейские тексты, древние былины, думы и сказы, народные песни, а также молитвы, заклинания, заговоры. Этот приём прослеживается и в загадках, поговорках, пословицах. Очевидно, что данное явление характерно для устного народного творчества, а также для стилизованных под старину литературных произведений.

Примером авторской стилизации может служить стихотворение А.А. Дельвига:

Пела, пела пташечка и затихла;

Знало сердце радость и забыло.

В данном случае наблюдается сопоставление одного, главного действия с другим, второстепенным, что является характерной особенностью фольклора.

В русском языке, особенно в художественной литературе, используются разные виды синтаксического параллелизма:

  • двучленный;
  • многочленный;
  • одночленный;
  • формальный;
  • отрицательный;
  • обратный (хиазм).

Наиболее часто употребляемым является двучленный параллелизм. Обычно такой приём изображает явления природы, затем описывает какую-либо жизненную ситуацию.

Зашумели над затоном тростники.

Плачет девушка-царевна у реки.

При использовании многочленного варианта действующее лицо сравнивается с несколькими образами:

Мы – два грозой зажжённые ствола,

Два пламени полуночного бора,

Мы – два в ночи летящих метеора,

Одной судьбы двужалая пчела.

В русской литературе, в частности, в народном творчестве встречается и одночленный параллелизм. При этом человеческие персонажи фигурируют лишь в образах растений, животных, птиц, однако, понятно, что образ “ясный сокол” подразумевает юношу – жениха, возлюбленного. Девушка, невеста обычно предстаёт в образе “лебёдушки”, “павы”, или берёзки, рябины и т. д.

В некотором роде сходен с одночленным и формальный вариант данного приёма. Однако он не сразу заметен, так как между элементами нет очевидной логической связи. Чтобы понять его смысл, нужно представлять всё произведение целиком или определённый период.

Синтаксический параллелизм порой сочетается с другими формами данного выразительного средства, например, с фонетическим, который характеризуется употреблением одинаковых слов в начале строки или же одинаковой концовкой строк. Такое сочетание усиливает выразительность текста, придаёт ему особое звучание:

Имя твоё – льдинка на языке,

Широко употребляемым в устном народном творчестве и произведениях художественной литературы является отрицательный параллелизм.Такой способ выразительности встречается в народных сказках, песнях, загадках, используют его и авторы.

Листов коснулся ночью лунной –

Говоря об этом синтаксическом средстве выражения, нельзя не упомянуть о таком ярком выразительном приёме, как его обратный вид, хиазм. Суть его в том, что последовательность элементов меняется крестообразно или зеркально. Примером так называемого “чисто синтаксического” хиазма может служить изречение: “Не народ для власти, а власть для народа”.

Стремясь достигнуть эффекта, остроты, убедительности своих публичных выступлений, хиазм использовали ораторы ещё с античных времён. Данное выразительное средство встречается в творчестве русских писателей и поэтов “золотого” и “серебряного” века, не обходятся без него и современные авторы.

Читайте также:  Горчица белая как удобрение для огорода

Фольклор и художественная литература являются отражением действительности, они тесно связаны с историей общества, раскрывают суть явлений и внутренний мир человека с помощью многочисленных выразительных приёмов. Являясь способом усиления эмоционального воздействия, синтаксический параллелизм часто содержит в себе различные виды художественной выразительности:

  • эпитет (использование ярких определений);
  • метафора (слова со сходным значением);
  • олицетворение (придание предмету или явлению свойств живого существа);
  • сравнение (сопоставление);
  • антитеза (противопоставление) и другие.

Синтаксический параллелизм – это конструкция из сходных элементов речи, создающих единый смысловой образ. Такие приёмы и являются источником образности и мелодичности образцов народного творчества, яркости эмоциональных оттенков художественных произведений, богатства и красочности русского языка.

источник

Что такое параллелизм? Это прием, применяемый в поэтической речи. Он представляет собой сопоставление двух явлений методом их параллельного изображения. Такой вид сопоставления подчеркивает различие или сходство явлений, происходящих в художественном произведении. Поэтической речи он придает особую выразительность и имеет самое разнообразное назначение, применение и смысл. Рассмотрим, в каких других синтаксических конструкциях применяется параллелизм:

— В предложении слова расположены по определенному закону. Чтобы правильно его построить, нужно соблюдать порядок слов, иначе при перестановке любых членов оно может полностью поменять смысл.

— Обратный и прямой порядок слов называется «инверсия». Подлежащее перед сказуемым – это прямой порядок, а если применяется перевертывание, то есть сама инверсия, то слова будут расположены уже в ином порядке, не предусмотренном грамматическими правилами. Используется для сильного выражения чувств, при взволнованном, эмоциональном разговоре.

Существующие в русском языке средства параллелизма называют изобразительными. У них есть еще одно наименование – стилистические фигуры. К ним относятся следующие: бессоюзие, многосоюзие, анафора, восклицание и обращение. Параллелизм – это кладезь выразительных возможностей для разговорной речи. Самые известные изобразительные средства, которые используются в параллелизме – это риторический вопрос и синтаксический параллелизм.

Синтаксический параллелизм – это принцип конструктивного устройства стилистических фигур или, как его еще называют, – частный случай повтора и симметрии. Заключается он в «зеркальном» строении синтаксических конструкций. Это может быть одинаковое количество компонентов, синтаксическое отношение между ними, расположение компонентов этих конструкций. В составе синтаксического параллелизма должны присутствовать как минимум две синтаксические единицы. Например: «Его фигура выражает незримые качества души, потаенные качества духа».

Синтаксический параллелизм (от греческого слова «parallelos» – идущий рядом) – это совершенно однообразное построение нескольких предложений, в которых одинаково выраженные члены располагаются в одной последовательности.

Синтаксический параллелизм. Примеры:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Синтаксический параллелизм встречается очень часто, и смысл его заключен в следующем: в стихах или прозе строго соблюдена одинаковая структура предложений.

Здесь выделяют обращенный (хиазм) и прямой параллелизм. Это зависит от того, как предложения соотносятся между собой

Синтаксический параллелизм может усилить риторический вопрос (он по своему строению – предложение вопросительное, но передающее сообщение).

Рассмотрим подробнее другие средства параллелизма:

Обращение – выразительное средство речи (это имена собственные, клички животных или названия предметов). Ему присуща призывная интонация.

Анафора – повторение оборотов речи или отдельных слов в начале предложений или их отрывках, которые составляют высказывание.

Бессоюзие – умышленный пропуск союзов в предложении для стремительности и динамичности высказываний.

Многосоюзие – противоположное по смыслу стилистическое строение предложения. Используется в художественных произведениях для выразительности речи. Союзы при этом повторяются, тем самым подчеркивая незаконченность мысли, и делают само предложения более эмоционально выраженным.

Сложное, называемое периодом, заключает в себе ряд однородных предложений, например, придаточных. Обычно они начинаются одинаковыми союзами и имеют одинаковый размер.

источник

Художественный прием параллелизм используется в литературе и означает одинаковое строение одного или нескольких предложений с точки зрения синтаксиса. Он помогает образно и ярко передать мысль автора, его переживания и настроение.

Параллелизм — это один приемов стихосложения, использующийся наряду с другими риторическими фигурами, такими как эпифора, градация, анафора или инверсия. Часто для усиления эффекта используются также риторические вопросы.

В название этой фигуры речи положено греческое слово parallelos, которое можно перевести как «идущий рядом». Его значение становится более понятно, если вспомнить об аналогичном математическом термине.

Древнегреческие философы и ораторы активно использовали прием сопоставления или повторения в своих речах и сочинениях для придания им большей выразительности. Параллелизм был одним из приемов древнегреческой риторики.

Постепенно он проник во многие естественные науки для обозначения математических правил, физических и биологических законов. В литературе прием сравнения или сопоставления двух различных явлений помогает сделать поэтическое произведение более эмоциональным. Он подчеркивает различия или совпадения предметов или обстоятельств, усилия выразительность произведения.

Существует несколько определений параллелизма, которые включают разное применение этого художественного приема в связи с контекстом самого произведения. Найти информацию можно как в словаре Ожегова, так и в Википедии.

В целом параллелизм определяется как группа слов, заключающая в себе смысл, который автор также относит ко второй группе слов для создания поэтического образа. Параллелизм может быть разным по форме и смыслу.

Многие поэты используют для иллюстрации своих внутренних переживаний тематический параллелизм, находя в окружающих явлениях отзвуки собственных мыслей и чувств. В этом случае сопоставляются явления, аналогичные по содержанию. Этот прием филигранно отточила в своем творчестве Анна Ахматова.

…А там мой мраморный двойник,

Поверженный под старым кленом,

В этом стихотворении она сравнивает себя с мраморной статуей «мой мраморный двойник» в стремлении обрести такое же хладнокровие и невозмутимость.

Еще один литературный прием заключается в построении предложений по одной и той же схеме, соблюдая одинаковое чередование частей текста. Это синтаксический параллелизм, который одинаково активно используется и в прозе, и в стихах. Например, у Сергея Есенина находим отрывок:

Алексей Толстой так начинает свою книгу «Детство Никиты»: Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый.

Это примеры неполного синтаксического параллелизма. Если в составе произведения больше двух фраз подряд имеют одинаковое количество и чередование синтаксических элементов, то этот прием называется полный синтаксический параллелизм.

Сергей Есенин использует полный и неполный синтаксический параллелизм в разных частях произведениях:

В Хороссане есть такие двери,

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

У меня в руках довольно силы,

В волосах есть золото и медь.

Голос пери нежный и красивый.

У меня в руках довольно силы,

Но дверей не смог я отпереть.

Андрей Белый использует этот прием легко и изящно:

Пролетаю: так пусто, так голо…

Пролетают — вон там и вон здесь —

Пролетают — за селами села,

Пролетают — за весями весь; —

И кабак, и погост, и ребенок,

Параллелизм имеет глубокие корни, которые прослеживаются в устном народном творчестве, в былинах, сказках, песнях и колядах.

Чаще всего в них используются наиболее простые художественные приемы, сопоставления с тем, что было близко и привычно простым людям: природа, смена времен года, события из жизни. В былине об Алеше Поповиче находим:

Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылетывали –

Выезжали два могучие богатыря.

Параллелизм может быть не только прямым, но и отрицательным. Гораздо чаще он встречается в фольклоре, но этот прием настолько выразителен, что его охотно используют поэты и писатели. Отличить отрицательный параллелизм легко — обороты речи при сравнении явлений или действий в этом случае начинаются с частицы «не».

Не жалею, не зову, не плачу –

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

источник