Меню Рубрики

Что такое пунктуационный разбор предложения примеры

Когда на доске записано предложение и объяснены все орфограммы в словах, ученик обычно приступает к выполнению устного пунктуационного разбора.

Как правильно его делать? В каком порядке называть условия постановки знаков препинания? Эти и многие другие вопросы актуальны для средней и старшей школы.

Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора, который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.

Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.

Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

Вот два предложения, давайте их проанализируем.

1)Встретились однажды во дворе Серёжа и Петя, разгребли на скамейке снег и сели. 2)Что бы такое поделать?

В первом повествовательном предложении используется только два знака: запятая, разделяющая однородные сказуемые, и точка. Во втором всего один вопросительный знак, поскольку в начале предложения есть вопросительное слово.

Когда знаков препинания внутри предложения нет, нужно ли на это обращать внимание? Да, необходимо пояснить условия отсутствия знаков. Рассмотрим пример.

Тётя Таня относилась к конькам как к семейной реликвии.

В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение «в качестве».

План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.

II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).

III. Функция знака препинания.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

Подожжённые осенью берёзы и осины били в глаза яркими красками.1

1 — знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, нет запятой после причастного оборота ПОДОЖЖЁННЫЕ ОСЕНЬЮ, стоящего перед определительным словом БЕРЁЗЫ И ОСИНЫ.

Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3

1 и 2 — запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,

3 — знак завершения в повествовательном простом предложении.

Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3

1 и 2 — запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,

3 — знак завершения в повествовательном простом предложении.

Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5. 6

1, 2 и 4, 5 — кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),

3 — запятая разделяет однородные дополнения,

6 — знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).

Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым:1 и белые стволы берёз,2 и яркие листья,3 и бледно-синее,4 будто выцветшее небо.5

1 — двоеточие ставим перед рядом однородным членов, так как есть обобщающее слово ВСЁ,

2, 3 — запятые разделяют однородные подлежащие, соединённые повторяющимися союзами.

4 — запятая выделяет сравнительный оборот с союзом БУДТО,

5 — знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Однажды утром,1 выйдя во двор,2 Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая,3 поседевшую землю,4 прихваченную морозцем,5 затвердевшую траву,6 покрытую редким снежком,7 словно солью.8

1, 2 — запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ВЫЙДЯ ВО ДВОР,

3, 5 — запятые разделяют однородные дополнения,

4, 5 — запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРИХВАЧЕННУЮ МОРОЗЦЕМ, после определяемого слова ЗЕМЛЮ,

6, 7 — запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПОКРЫТУЮ РЕДКИМ СНЕЖКОМ, после определяемого слова ТРАВУ,

7 — запятая выделяет сравнительный оборот с союзом СЛОВНО,

8 — знак завершения в повествовательном простом предложении.

Поэзия —1 это сердце литературы,2 высшая концентрация всего лучшего,3 что есть в мире и в человеке.4

1 — тире разделяет подлежащее и сказуемое, выраженные именем существительным в Им.падеже,

2 — запятая разделяет однородные сказуемые,

3 — запятая отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной,

4 — знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Красота земли тревожила сердце Сергея,1 напоминала о прошлых днях,2 так ярко запечатлевшихся в памяти.3

1 — запятая в середине простого предложения разделяет однородные сказуемые,

2 — запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ТАК ЯРКО ЗАПЕЧАТЛЕВШИХСЯ В ПАМЯТИ, после определяемого слова ДНЯХ,

3 — точка завершает повествовательное предложение.

Деревья кончались на уровне пятого этажа,1 с балкона видны были только мелко-кудрявые макушки двух ясеней,2 и земля под ними едва просвечивала.3

1 — запятая в середине разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

2 — запятая разделяет части сложного предложения (сочинительная связь),

3 — точка завершает повествовательное сложное предложение.

Такая тишина была в лесу,1 что щебетанье синиц,2 прыгавших по веткам,3 казалось необычайно звонким.4

1 — запятая в середине разделяет части сложного предложения (подчинительная связь),

2 и 3 — парные запятые выделяют в придаточной части сложноподчинённого предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРЫГАВШИХ ПО ВЕТКАМ, после определяемого слова СИНИЦ,

4 — точка завершает повествовательное сложное предложение.

В некоторых предложениях может встретиться несколько знаков препинания, и в этом случае нужно определиться, в какой последовательности делать пунктуационный разбор. Логично идти от конца к тем знакам препинания, которые находятся внутри предложения. Но возможен и последовательный подход – по порядку следования знаков.

В сложном предложении сначала объясняем знаки препинания, разделяющие части сложного, затем знаки внутри простых частей. В прямой речи действуем таким же способом: сначала знаки, отделяющие прямую речь от слов автора, а потом остальные знаки препинания.

Предположим, у нас простое предложение с несколькими смысловыми отрезками, которые выделяются знаками или отделяются ими друг от друга. Как быть в этом случае? В каком порядке давать объяснение?

Если пунктограммы не совмещаются, то объясняем в порядке следования знаков препинания. В примере 6 и 8 однородные члены распространены обособленными членами, поэтому сначала объясняем знаки между однородными, а потом знаки при второстепенных членах.

Если же обособленный член предложения включает в свой состав однородные члены, то сначала поясняем его, а потом однородный ряд. Однако, повторим снова, выбор того или иного порядка разбора не является серьёзным недочётом, и за него не снижается оценка.

Точку, стоящую в конце предложения, чаще всего не объясняют, поскольку само собой разумеется, что точка является знаком завершения. Традиционно обращают внимание на многоточие, восклицательные и вопросительные знаки, поясняя их постановку.

Рассмотрим ещё несколько примеров. Но уже не будем фиксировать знак завершения – точку.

1)Чудесная осень,1 сухая и тёплая,2 в этом году долго не покидала землю,3 долго не сбрасывала багряных,4 жёлтых и розовых листьев осины,5 липы и клёна.

Пять запятых выполняют разную функцию — выделительную и разделительную. Будем идти по порядку следования знаков: 1 и 2 выделяют обособленные определения, выраженные прилагательными, 3, 4, 5 запятые разделяют три ряда однородных членов: 3 — сказуемые, 4 — согласованные определения, 5 — несогласованные определения. Пояснение: нет запятой между однородными определениями, соединёнными одиночным союзом И.

Читайте также:  Как высушить инжир в домашних

2)Наконец пришёл экскурсовод,1 толстый человек в украинской расшитой рубахе и в золотых очках,2 отдалённо напоминающий Никиту Хрущёва в его добродушной ипостаси,3 и повёл их вниз по тенистой аллее.

1, 2 — запятые выделяют обособленное приложение, стоящее после определяемого слова,

2, 3 — запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, находящимися внутри обособленного приложения.

4)Лес,1 поле,2 пруд соединялись в её опыте с тяжёлой работой:3 в лес посылали собирать ягоду для продажи,4 в поле -5 помогать на уборке,6 на пруд -7 полоскать бельё.

1, 2 — запятые разделяют однородные подлежащие,

3 — двоеточие разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

4, 6 — запятые разделяют части сложного предложения (бессоюзная связь),

5, 7 — тире сигнализирует о структурной неполноте простой части в составе сложного предложения.

5)-1 Вот акация,2 -3 указывал он на небольшое,4 цветущее сладким жёлтым цветом дерево,5 -6 одно из великих деревьев.

1, 3, 6 — тире отделяют прямую речь от слов автора,

2 — запятая стоит после прямой речи повествовательного предложения,

5 — запятая стоит после слов автора, отделяя их от прямой речи,

4, 5 — запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

6)»1Наверное,2 среди них есть какое-то одно,3 точно такое же,4 как я. 5 Если бы я его увидела,6 я бы сразу узнала»7,8 -9 думала Тома,10 касаясь на ходу рододендрона и самшита. 11

1, 7 — кавычки выделяют прямую речь от слов автора,

8 — запятая отделяет прямую речь (повествовательное предложение) от авторских слов,

9 — тире отделяют прямую речь от слов автора,

5, 11 — многоточие в конце предложения говорит о незаконченности мысли,

2 — запятая выделяет вводное слово со значением неуверенности,

3, 4 — обособленное определение, выраженное местоимением,

4 — сравнительный оборот с союзом КАК,

6 — запятая разделяет части сложноподчинённого предложения,

10 — запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, находящимися внутри обособленного обстоятельства.

Конечно, когда поставленные знаки препинания объясняются письменно, то запись выглядит громоздкой и длинной, в устной речи разбор проговаривается быстрее и короче.

1. Беднарская Л.Д. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах / Русский язык в школе. — 2008. — №8.

2. Блинов Г.И. Пунктуационный разбор / Русский язык в школе. — 1985. — №3.

3. Никеров А.И. О полном пунктуационном разборе на уроках русского языка / Русский язык в школе. — 1989. — №6.

источник

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного;
  • синтаксического;
  • графического.

Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:

  • повествование;
  • вопрос;
  • восклицание;
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного ?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить:

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), инфинитивами, количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения — неопределенная форма глагола, а другой — существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными местоимениями: это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.
  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида;
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

Точка с запятой ; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!»; А: «П?»; А: «П».
  2. В конце: «П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств;
  • уточняющие члены;
  • выделение сравнений и оборотов;
  • конструкции с союзом «как»;
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей;
  • подчинительная;
  • без помощи союзов.

[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

3 – продолжение основной главной части.

Читайте также:  Как хранить осенние яблоки в домашних условиях

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Начало придаточного. Всего 4 придаточных.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало и конец придаточного.

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

3 – Точка, предложение повествовательное.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 — начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.

источник

Пунктуационный разбор включает в себя синтаксический, то есть по составу. Без элементов синтаксического разбора невозможно сделать пунктуационный. Появились пунктуационный и орфографический разборы в программе совсем недавно, а зачем — трудно сказать. Первый почти дублирует синтаксический разбор, являясь к нему вторичным, а орфографический почти дублирует морфемный или морфологический.

В изучении пунктуационного разбора важно выделить основные принципы:

  • поиск грамматической основы;
  • поиск причастных или деепричастных оборотов;
  • поиск вводных конструкций.

Предлагаем ознакомиться с основными шагами в алгоритме пунктуационного разбора предложения:

  • Прежде всего, необходимо обратить внимание на знак препинания в конце предложения. По тому, стоит ли в конце предложения точка, вопросительный знак или многоточие, читатель определяет эмоциональный окрас высказывания. Необходимо, чтобы ученик мог подробно и четко объяснить, почему выбран именно этот знак препинания.
  • Следующим шагом следует определить конструкцию предложения. От того, простое предложение перед нами или сложное, зависит и количество знаков препинания. Для того чтобы ученики с легкостью могли отличить простое предложение от сложного, они должны уметь самостоятельно определять не только грамматическую основу предложения, но и тип придаточного предложения.
  • Далее следует проанализировать функции каждого знака препинания; напоминаем, что они могут быть разделяющими и выделяющими.

Ученики должны понимать разницу в употреблении разделительных и выделительных знаков.

К выделяющим знакам следует отнести тире, двоеточие, запятую, кавычки и скобки. С их помощью выделяются обособления, определения и обобщения и т.п.

К разделительным знакам относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Предназначены знаки для разделения однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения и т.д.

  • Непосредственно перед пунктуационным разбором педагоги рекомендуют проводить разбор предложения по составу с обязательным выделением грамматической основы, однородных членов предложения, определений и обстоятельств.
  • Графическая схема предложения, составленная на основании разбора предложения по составу, значительно упростит и пунктуационный разбор.
  • Завершающим пунктом является пунктуационный разбор.

Предлагаем закрепить полученную информацию на практике. Ученикам необходимо иметь точное представление о том, что от них требует преподаватель, поэтому важно предоставить им образец разбора.

[В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света], 1 (верхний угол которой касался края зеркального шкафа). (Д. Рубина)

  • Грамматические основы: вдвинута трапеция, угол касался.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • Главное предложение и придаточное разделено запятой.
[Мальчишки переглянулись и, 1 |не спуская с меня глаз|, 2 начали медленно и осторожно пятиться]. (К. Паустовский)

  • Грамматическая основа: мальчишки переглянулись и начали пятиться.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • В предложение двумя запятыми выделен деепричастный оборот.

|Натуживаясь и багровея|, 1 (солнце плюхнулось за станичное кладбище), 2 (и следом за мною по хворосту голубизной заклубились сумерки). (М. Шолохов)

  • Грамматические основы: солнце плюхнулось, заклубились сумерки.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • В предложении два знака препинания. В первом случае запятая выделяет два однородных деепричастия, а во втором случае запятая разделяет части сложносочиненного предложения.

Следует подвести итоги. Если ученик сумеет запомнить этот простой алгоритм, то пунктуационный разбор предложения освоит в совершенстве.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

источник

[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

[Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него] . (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного) .

3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образец пунктуационного разбора предложения

[Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него] . (Л. Толстой)

Читайте также:  Как правильно сажать чеснок в зиму и когда

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного) .

3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения

[Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него] . (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

источник

При написании различного рода текстов перед многими из нас остро встаёт проблема корректного использования знаков препинания. Часто встречаются ситуации, когда автор текста пропускает необходимые запятые, не корректно работает с прямой речью, допускает иные пунктуационные ошибки. Для исправления указанных недостатков и улучшения общей работы с речью рекомендуется использовать пунктуационный разбор предложения, являющийся важным инструментом синтаксического анализа текста.

Работа с пунктуационным разбором предложения позволяет «отточить» правильное использование пунктограмм (конкретных случаев применения пунктуационного правила), научиться определять границы смысловых отрезков в предложении, использовать на практике нормы расстановки знаков препинания.

Верная расстановка знаков препинания

При проведении пунктуационного разбора анализируют структуру предложения, наличие главных и второстепенных членов, количество частей предложения, его интонационные особенности, порядок следования членов предложения и так далее.

Перейдём к непосредственному алгоритму пунктуационного разбора предложения. Обычно он выглядит следующим образом:

  • Возьмите для примера какое-либо предложение (или используйте написанное вами);
  • Расставьте цифры над всеми имеющимися в предложении знаками препинания;
  • Первым делом поясните пунктограмму (знак препинания), стоящую в конце предложения. Поскольку она зависит от эмоциональной окрашенности предложения, а также цели его высказывания, определите, что это за предложение (повествовательное, побудительное, вопросительное и др.);
  • Определитесь с конструкцией и типом предложения – простое оно или сложное;
  • Если предложение простое – назовите и поясните оставшиеся пунктограммы в предложении;
  • Если предложение сложное – назовите и поясните имеющиеся пунктограммы на уровне сложного предложения (т.е. знаки препинания между имеющимися частями сложного предложения). Затем назовите и поясните имеющиеся пунктограммы в каждой части сложного предложения.

Ответы на данные вопросы помогут улучшить качество пунктуационного разбора предложения

Если анализируемое нами предложение несёт в себе законченное сообщение, говорящее о каком-либо действии, событии, или факте, которые утверждаются или отрицаются — такое предложение повествовательное. Если в предложении содержится вопрос – оно вопросительное, а если в предложении имеется приказ или просьба – то такое предложение побудительное. Когда же в предложении имеется недосказанность, или речь прерывается паузок – в его конце стоит использовать многоточие.

При анализе сложного предложения определитесь с количеством его частей, и особенностей связи между данными частями (союзная или бессоюзная, подчинительная, сочинительная). Определившись со спецификой связи, вы сможете понять необходимость использования того или иного знака между частями рассматриваемого предложения.

Выделяющие знаки (запятая, тире, скобки, кавычки, двоеточие) используются для выделения в предложении особо значимых его частей. Такими значимыми элементами могут быть вводные слова, обращения, словосочетания, предложения, обстоятельства и дополнения, однородные члены предложения, уточняющие и пояснительные члены предложения.

Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие) в простом предложении обозначают границы между однородными членами (обычно используется запятая и точка с запятой). В сложном же предложении они помогают разделить простые предложения, входящие в состав указанного сложного предложения.

При анализе прямой речи определите, где находятся слова автора, а где расположена прямая речь. Если прямая речь находится перед словами автора или после слов автора, тогда используется правило четырёх знаков препинания, если же прямая речь прерывается словами автора, тогда применяйте правило семи знаков препинания.

Рассмотрим примеры пунктуационного разбора простого и сложного предложений.

В качестве примера простого предложения возьмём предложение:

«Слова «язык» и » речь» для человека, не занимающегося лингвистикой, обычно обозначают одно и то же».

Обозначим имеющиеся в данном предложении пунктограммы цифрами:

Слова «язык» и » речь» для человека, (1) не занимающегося лингвистикой, (2) обычно обозначают одно и то же. (3)

  1. Предложение повествовательное, потому в его конце ставится точка(3);
  2. Предложение простое;
  3. Запятые (1) и (2) использованы при обособленном определении. В данном случае обособленное определение «не занимающегося лингвистикой» выделено запятыми, так как выражено с помощью причастного оборота, и стоит после определяемого в предложении слова (в данном случае, «человека»).

Соответствующее пояснение из учебника русского языка

В качестве примера сложного предложения возьмём предложение:

«Разумеется, современный русский язык отличается от того, на котором говорили и писали Пушкин, Гоголь, Карамзин и Тургенев.»

Обозначим каждую имеющуюся пунктограмму в предложении цифрами:

Разумеется, (1) современный русский язык отличается от того, (2) на котором говорили и писали Пушкин, (3) Гоголь, (4) Карамзин и Тургенев.(5).

  1. Сначала поясняем пунктограмму в конце предложения. Поскольку мы имеем дело с повествовательным предложением, где присутствует законченная мысль, то здесь должна стоять точка (5).
  2. Запятая (2) отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной;
  3. Запятая (1) используется для сепарации вводного слова от остального предложения;
  4. Запятые (3) и (4) отделяют однородные члены предложения.

Пунктуационный анализ текста состоит в последовательном пояснении использованных в рассматриваемом предложении пунктограмм. Его реализация предполагает знание необходимых правил русского языка в разрезе применения знаков препинания в том или ином предложении. Рекомендую воспользоваться приведёнными в данной статье советами для выполнения пунктуационного разбора нужного вам текста.

источник