Меню

Что такое постриг в монастыре

Монашество — это определённый образ жизни, посвящённый всецело Богу. Своеобразное второе крещение, перерождающее и обновляющее душу. Человек при совершении пострига отрекается от мира и облекается в святой ангельский образ. Учитывая последовательность того, как происходит постриг в монахини, можно сказать, что данное священнодействие глубоко символично. Инок даёт пожизненные обеты Богу и взамен получает дар благодати в помощь на борьбу с греховными наклонностями.

Чтобы стать монахиней необходимо пройти длительный период испытательного срока. До предполагаемого пострига условно можно выделить три пути монашеского делания:

  • трудник;
  • кандидатка в послушницы;
  • послушница.

Трудником может стать любой верующий христианин, испытывающий потребность и желание поработать в монастыре во Славу Божию при наличии свободного времени. Такие люди не обязательно становятся монахами, могут иметь семью, детей. Возможно и заключение трудового договора с монастырём с получением зарплаты. Трудник, который проживает при монастыре, обязан жить по его уставу, соблюдать принятый распорядок дня, не иметь вредных привычек.

Женщина, желающая стать монахиней, поступая в монастырь, именуется кандидаткой в послушницы. Знакомится с уставом, сама решает подходит ли ей такая жизнь, испытывает свою совесть. Период пребывания определяют настоятельница с духовником и старшими сёстрами. Если по окончанию испытательного срока женщина изъявляет желание остаться в обители и не имеет внешних препятствий, то её зачисляют в послушницы. Пишется прошение на имя правящего архиерея от настоятельницы и самой кандидатки. После благословения епархиального начальства сестру одевают в подрясник и полуапостольник, и она законно становится насельницей обители.

На современном этапе в Русской православной церкви (РПЦ) существуют три типа монашеского пострига:

  • рясофор;
  • малая схима (мантия);
  • великая схима.

Постригаемая в рясофор должна прожить в обители минимум три года. Исключение составляет смертельная болезнь кандидатки, когда настоятельница может ходатайствовать о постриге и раньше положенных трёх лет. Священнодействие производится:

  • с чтением специальных молитв;
  • пострижением волос крестом;
  • переменой или оставлением старого имени;
  • отсутствием обетов;
  • облачением в рясу и клобук.

Несмотря на то, что обеты не произносятся, само свободное вступление на иноческий путь является обязательством перед Богом чистого жития. Рясофор можно назвать подготовительным этапом монашеского пострига, как обручение в браке. Насельница может называться инокиней, рясофорной монахиней или рясофорной послушницей. В помощь ей преподаётся благодать Божия и заступничество святого, имя которого получено в священнодействии.

Существуют различные практики пострижения в монахини. В некоторых монастырях пропускается рясофор и сразу производят в малую схиму. На святой горе Афон есть случаи, когда верующий принимает великую схиму без предшествующих званий. Каждый человек неповторим, и в православной традиции, несмотря на каноны, любовь к ближнему превыше всего и сохраняется индивидуальный подход к верующему, желающему отдать себя на служение Богу и людям.

Пострижение в малую схиму или мантию собственно и есть начало монашества, так как кандидат даёт обеты Богу, полностью отрекается от мира, получает новое имя, монашеские одежды. Чинопоследование в великую схиму характеризуется значительной торжественностью, длительностью молитв и наставлений игумена. Снова даётся новое имя и к одеждам добавляется великий параман, куколь с аналавом, а монахиня именуется схимницей. Сложилась практика в РПЦ постригать в великую схиму престарелых, тяжелобольных людей.

Таинство может совершать как сам правящий архиерей, так и с его благословения другие высшие чины духовенства (иеромонахи, игумены, архимандриты) либо настоятели монастырей.

Официально церковь не включает монашество в перечень основных семи таинств, но многие святые отцы и современные священники считают его таинством или вторым крещением. Пострижение есть символ послушания и жертва Христу.

Самое настоящее монашество зарождается с пострига в малую схиму или мантию. В отличие от рясофора, данное священнодействие производится более продолжительно и торжественно во время литургии, после малого входа, или во внебогослужебный период. Символично начинается исполнением тропаря из недели о блудном сыне. В это время кандидатка в белой длинной рубахе ползёт на животе из притвора в центр храма, где остаётся лежать лицом вниз с распростёртыми крестом руками, её сопровождают по сторонам две инокини, прикрывающие своими мантиями. Начало пострига напоминает о монашестве как о пути плача и сердечного покаяния. Обращаясь с речью, игумен подаёт знак встать, задаёт вопросы о свободе решения стать монахиней, предупреждает, что её обеты принимает Сам Христос с Божией Матерью, Ангелами и всеми святыми. Далее послушница даёт обеты:

  • пребывать в монастыре, в котором принимает постриг или другом, куда могут отправить по послушанию;
  • постничества и целомудрия;
  • готовности соблюдать монашеские уставы;
  • терпеть скорби иноческой жизни;
  • безбрачия;
  • послушания (настоятелю монастыря и сёстрам);
  • бедности (нестяжания).

После этого игумен изрекает поучение о сути монашеской жизни, кладёт книгу на голову постригаемой и молится Богу о наставлении, вразумлении и охранении Благодатью Святого Духа. А также производящий постриг становится сам духовником монахини либо поручает её кому-то из опытных монахинь. Затем послушница должна трижды подать игумену ножницы, намеренно брошенные на пол, подчёркивая добровольность своего выбора. Подстригая крестообразно волосы, инокиня впервые слышит своё новое имя. Обычно даётся имя святого дня или какое-то другое. Кандидатка в монахини заранее не знает, в честь кого её нарекут, советоваться не принято.

Следующим этапом происходит облачение в монашеские одежды со специальными словами. Инокиня, принимая одежду, целует её и руку игумена. Далее вручаются чётки, крест и горящая свеча. Затем читается Апостол (Еф. 6: 10-17), два отрывка из Евангелия (Мф. 10: 37-38, 11: 28-30) о смысле иноческой жизни.

В завершение чина сёстры со свечами в руках трижды обнимаются с новопостриженной, узнают её новое имя, желают спасения в Господе. Потом монахиня остаётся несколько дней в храме, участвуя во всех богослужениях, пребывает в молитве, чтении святоотеческого наследия.

Всё вышесказанное относится к внешней стороне монашества, а гораздо выше стоит внутренняя цель иночества — соединение с Господом через молитву и деятельное покаяние.

В Евангелии есть рассказ о Марфе и Марии (Лук. 10: 38-42): на примере их жизни Господь показывает два пути спасения — мирской и монашеский. Оба благословенны Богом. Спастись можно в миру и в монастыре погибнуть. Рассмотрев вопрос, как происходит постриг в монахини, нужно заметить, что это одна из дорог, ведущая к Богу. Жизнь инока полна блаженной радости, утешения от Господа, но и скорбей хватает. Главное, каждому человеку найти своё место в этом мире и обрести Бога.

источник

По́стриг мона́шеский – обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати.

Существует три степени монашества – рясофор, мантия (малая схима) и схима (великая схима).

Постриг в рясофор совершается чтением определенных молитв и крестообразным пострижением волос, при этом имя или меняется на новое, или же оставляется прежним. Постригаемый обетов не произносит, но само его по свободной воле вступление на монашеский путь является выраженным обещанием Богу непорочного иноческого жития. Новопостриженный облачается в рясу и клобук (отсюда – «рясофор») и именуется «рясофорным монахом», «иноком».

При постриге в малую схиму, или в мантию, постригаемый дает Богу обеты безбрачия, послушания (настоятелю и братии) и нестяжания. С пострижением волос ему нарекается новое имя, он облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом, или просто «монахом».

Последование пострига в великую схиму в главном похоже на чин пострижения в мантию, но отличается большей торжественностью и строгостью. Постригаемому дается новое имя, он облачается в схимническую одежду – т.н. схиму (куколь) и именуется «схимонахом», «схимником».

Совершителем пострига может быть только иерей-монах (иеромонах, игумен, архимандрит), получивший благословение правящего в епархии архиерея, или сам архиерей. В монастыре постриг совершает настоятель (по согласованию с правящим архиереем), или, в особых случаях, кто-либо иной, с его благословения.

Преподобный Макарий Великий: «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение» (Духовные беседы. Беседа 9.1).

Пострижение всегда было одним из основных религиозных обрядов: символом послушания и жертвы. С незапамятных времен люди чувствовали в волосах наличие «маны», сосредоточение в них силы и энергии человека. Примером может служить библейское повествование о Самсоне. Но даже в наше время кое-что от этой веры сохраняется в постоянной озабоченности людей по поводу своих волос и причесок. Они остаются выражением, символом человеческой красоты, символом национальной принадлежности (например, стиль причесок «Афро»), даже символом некоторых глубоких патологических отклонений в человеке. Короче говоря, существует «тайна волос» как одного из основных средств самовыражения, самоутверждения и характерности. Поэтому христианский обряд пострижения волос (который, помимо чинопоследования крещения, встречается в пострижении в монашеский чин и в посвящении в чтецы, т. е. в члены клира) не должен рассматриваться как один из многих других «освященных древностью» обрядов, совершаемых неизвестно почему и принимаемых в качестве неотъемлемой части нашего «наследия». В Церкви все всегда действительное, настоящее. Каждый символический акт символичен именно потому, что он являет саму Реальность, те глубочайшие и «неизреченные» ее пласты, с которыми мы общаемся посредством символов и обрядов. Послекрещальное «пострижение власов» начинается торжественной молитвой, которая подводит итоги значению таинства: восстановление человека как самого совершенного, самого прекрасного Божьего творения. Как будто Церковь, совершив работу по восстановлению, смотрит на человека и восклицает радостно и ликующе: как ты прекрасен! Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его: яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшая чувств водрузивый… власы же главу покрыл еси… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изрядно художннка… Человек есть образ Божественной неизреченной славы и красоты, и созерцать человеческую красоту и радоваться ей – значит возносить благодарение Самому Богу. Как и все в мире сем, красота была затемнена, унижена, искалечена, превращена в падшую красоту. И некоторые склонны просто-напросто отказаться от нее как от дьявольского искушения. Однако не таково восприятие красоты Церковью. Несмотря на всю ее деградацию, красота всегда остается божественной как Божий знак и печать на творении. Человек прекрасен, и он должен быть восстановлен в своей красоте, должен возрадоваться этой красоте и вознести благодарение Богу за нее, как это сделал святой египетский монах, по чистоте сердца увидевший божественную красоту даже в блуднице. В нашем падшем мире путь к восстановлению божественной красоты лежит через послушание и жертву. И таким образом, жизнь начинается с принесения жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарностью того, что в этом мире стало символом человеческой падшей красоты. Таков смысл послекрещального пострижения волос: это первая свободная и радостная жертва человека Богу. Особенно «точным» и живым это значение становится при крещении младенцев: действительно, ребенок, не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько скудных волосинок с головы! Славное уничижение: начало единственно истинного пути к настоящей красоте, радости и полноте жизни…

источник

С возрождением традиций православной церкви христианство прочно вошло в нашу жизнь. Однако православные верующие не всегда правильно понимают обрядовость и таинства церкви, с чем связано множество вопросов. Рассмотрим один из них: постриг — это таинство или обряд? Что происходит во время пострижения в монахи или монахини? Что необходимо, чтобы стать монахом? Также коснемся исторических моментов, связанных с данным действом.

Монашество зародилось в четвертом веке нашей эры как форма ухода от мирской жизни для ведения благочестивого жития в молитвах и труде. Всем известно, что во время пострига с макушки головы крестообразно срезают волосы. Смысл этого обряда имеет древнее значение — отрицание собственной воли, добровольное или недобровольное служение господину. В христианстве старинный смысл служения тоже сохранился, только постригаемый отдает себя в служение не человеку, а Иисусу Христу.

В христианстве обряд пострижения вобрал в себя и элементы крещения: обращаемый получает новое имя. Сходство с крещением имеет определенный смысл, ведь человек отрекается от старого образа жизни и обретает новый, ангельский, образ. В чем же отличается монашеский постриг от крещения?

Обряд крещения принимается человеком в младенчестве, то есть, является неосознанным выбором. Многие христиане не понимают, что посвятили свою жизнь служению Господу и ведут небогобоязненный образ жизни. Таинство пострижения принимается в сознательном возрасте, когда человек принял решение уйти из мира суеты и полностью посвятить себя служению богу.

  • приношение богу от верхней части нашего тела;
  • отрицание плохих мыслей, посвящение ума богу.

Таким образом, человек проходит как бы повторное крещение. Однако к обетам служения богу добавляется еще одна часть — духовный брак со Христом. Душа монаха или монахини в это время сочетается нерасторжимыми брачными узами с духом Христа, становится одним целым с ним.

Монашеский постриг — это заключение духовного брака со Христом и отрицание мирской жизни.

Стоит ли уточнять, что этот брак заключается на всю жизнь? Как мы помним, Христос был распят, и смертью искупил грехи своей невесты — церкви. Теперь он ожидает свою невесту в небесных чертогах Царствия Небесного. Постриг в монахини — очень красивый обряд бракосочетания в небесным женихом, однако, часто его использовали как насильственное действие. Об этом есть немало исторических фактов, например, насильственный постриг жены Петра Великого.

Чем отличаются монахи от обычных верующих христиан? Прежде всего, непрестанным общением с Господом. Монахи полностью отрезаны от мирской суеты и размышляют только о вышнем мире. Можно сказать, они живут в ином мире уже сейчас, на земле.

Примерно до 17 века постриг совершали особенным образом — полностью сбривали волосы на макушке головы. Это можно увидеть на иконах того времени. В чем смысл подобной прически? Считается, что волосы являются украшением человека, и даже гордостью. Соответственно, если человек добровольно лишает себя гордости, это является выражением покорности богу.

Если вспомнить библейский рассказ о Самсоне и Далиле, становится ясно, что волосы содержат в себе еще и мистическую силу. Лишившийся части своих волос Самсон, утратил вместе с ними свою чудодейственную силу. Монаху отныне не нужны ни красота, ни гордость, ни мирская удача и сила — он добровольно от этого отказывается.

В современной православной церкви всю макушку не сбривают, а просто выстригают пряди волос крестообразно. Однако это только видимая часть Таинства пострижения. На самом деле постриг состоит из нескольких частей, происходящих через определенное время.

Подготовительная часть к постригу:

Кто такой трудник в монастыре? Это еще не монах, а мирянин, который трудится в монастырской обители. Трудник может быть семейным человеком, который находится некоторое время в монастыре. В обитель может приехать даже целая семья, этот обычай приобрел широкий размах в современной России. Многие миряне предпочитают проводить в монастырях свой трудовой отпуск. Чин трудника не предполагает дальнейшее монашеское житие.

Кто такой послушник? Его роль в обители мало чем отличается от роли трудника — они совместно выполняют одну и ту же работу. Однако, в отличие от трудника, который по статусу является просто гостем, послушник принадлежит монашеской общине и является ее членом. Послушание — это испытательный срок перед постригом.

Ношение монашеской одежды и пострижение волос не дает право быть монахом. Монах — человек, давший обет монашества.

Послушничество существует в двух формах — с правом ношения монашеской рясы и без права. Право носить рясу выводит послушника в чин инока и называется — рясофор. Этот послушник и получает благодать пострижения в монахи с наречением новым именем. Является ли инок полноправным монахом? Пока не является, так как не дал монашеский обет служения.

Рясофор можно сравнить с обручением, а схиму — с браком.

Иночество еще называют другим словом — рясофор. Рясофорные иноки называются иеромонахами и могут принимать сан священника.

Теперь рассмотрим ступени посвящения в монахи. В современной православной церкви существуют три формы проведения пострига:

  1. рясофор;
  2. мантия (малая схима);
  3. великая схима.

Как вы поняли, настоящее монашество начинается с пострига в схиму. Схима отличается от рясофора произнесением обета монашества. То есть, человек заключает небесный брак с Христом и полностью посвящает себя служению. Малая и великая схима — это произнесение обетов. Тогда чем они отличаются друг от друга? Ответа пока нет, так как в лоне церкви пока не определились с этими чинопоследованиями.

Например, в Афонском монастыре сразу же постригают в великую схиму, минуя малую. А вот в русской православной церкви в великую схиму постригают только пожилых монахов, которые не в состоянии нести обычное послушание. Видимо, это связано с особенностями русской православной традиции. Фактически малая схима ничем не отличается от великой, и мантийный монах принимает полноценный монашеский постриг.

Многие интересуются, а как проходит постриг в монахини в русской православной традиции? Обрядовое действие начинается со чтения тропаря о блудном сыне. В это время будущая монахиня ползет на животе в центр храма, где и остается в положении лицом в пол с распростертыми крестом руками. Такое действие является символом покаяния и осознания своей греховности.

Затем ей дают команду подняться с пола и огласить свое решение посвятить жизнь богу. При этом постригающий предупреждает, что обет монашества принимает сам Иисус Христос вместе с Богоматерью и всем воинством небесным. После этого будущая монахиня дает обеты:

  • постоянно проживать в стенах монастыря;
  • молиться и поститься;
  • неуклонно соблюдать уставы монастыря;
  • терпеливо переносить все испытания;
  • не помышлять о земном браке;
  • слушаться настоятельницу и сестер;
  • не помышлять о земных благах.

После обетов постригающий разъясняет особенности монашеской жизни, кладет на голову постригаемой Писание и молится о вразумлении и наставлении Духа Святого. После этого постригаемая должна трижды поднять с пола ножницы и трижды отдать их игумену. Это действие необходимо для того, чтобы убедиться в добровольном принятии решения о постриге. Женщина может еще отказаться от своего решения, пока ножницы не коснутся ее волос.

Во время пострижения новоиспеченная инокиня впервые слышит свое новое имя, которым будет отныне называться. Заранее имя никому не сообщают, его держат в тайне. Далее инокиню облачают в новые одежды, которые она должна поцеловать. Также она целует и руку игумена. После этого ей дают зажженную свечу, крест и четки.

Но это только внешняя обрядовая сторона, впереди новопостриженную ожидает житие в духе, посте, постоянной молитве и деятельном покаянии. Именно это делание совершает внутреннее перерождение и освящение храма тела монахини.

Является ли постриг Таинством церкви? Несомненно, это Таинство, а не простой обряд. Отличие Таинства от церковного обряда довольно существенное. Во время Таинства человек обретает новое качество, новый статус — то, чего не было ранее. Например, крещение — это Таинство. На церковном языке обретение нового называется преложением или пресуществлением.

Во время крещения вода таинственным образом прелагается в святую, становится проводником божьей благодати. А сам крещаемый человек из ветхого прелагается в нового. В Таинстве Причастия простое вино прелагается в кровь Христову, а хлеб прелагается в тело Христово. Причащающиеся таинственным образом прелагаются в новую сущность, в которой пребывает благодать божья.

Итак, монашество — это второе крещение человека. Ему прощаются все прежние прегрешения, и он вступает на новый путь следования за Христом. Святитель Симеон Солунский так писал о Таинстве пострижения:

Однако не следует путать пострижение с крещением, так как во время пострига человек обновляет своею природу. Крещение же едино во оставление грехов. Крещение дает духовное рождение человека, а постриг сотворяет из него ангелоподобную личность — ведь он живет в девстве ради обретения царствия небесного.

Почему монаху дается новое имя, как и при Таинстве Крещения? Ответ лежит в плоскости ветхозаветных догматов. Мы можем видеть, что Господь всегда нарекал человека новым именем, когда наделял новыми полномочиями. В Новом Завете эту традицию продолжил Христос, когда давал своим ученикам новые имена. Новое имя предполагает новые отношения нарекаемого с тем, кто дал ему это имя. Монах дает обет послушания, значит, между ним и богом устанавливаются новые взаимоотношения.

Кто дает новое имя постригаемому? Тот, кто проводит постриг. Это является его исключительной прерогативой. По каким принципам проходит имянаречение? Это зависит от традиций обители либо от выбора нарекающего.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро “Карта дня”!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

источник

Здравствуйте уважаемые.
Уверен, что не раз и не два, Вы, читая различные исторические книги об истории сталкивались с такой фразой как “пострижен в монахи (-ини)” или уж тем более “насильно пострижен”. Сталкивались ведь, верно? Самый яркий пример – тот же дипломат, военачальник и боярин Фёдор Никитич Романов, которого силой заставили стать монахом, и который впоследствии стал 3 Патриархом Руси, а его сын Михаил – первым царем из династии Романовых. ну или несчастная первая жена Петра I Евдокия Лопухина.
А Вам было интересно, что за постриг такой и как именно он проходит? Мне вот – да. Поэтому я сегодня немного расскажу об этом. Если не интересно – дальше лучше и не читать. А кто глубоко погружен в тему (а я знаю, что среди моих френдов таковые имеются), то прошу подправлять, если в чем-то и где-то ошибусь.
Итак, пострижение – это это очень древняя процедура в христианстве (да и не только в нем, как мы посмотрим чуть погодя). Причем, иногда имеющая, так сказать, внешнее проявление. Вплоть до 1973 года любой католический священник или монах выбривал себе макушку головы и подобная прическа называлась тонзура. Уверен, Вы видели подобное в кино, иллюстрациях к книгам, а может быть и даже лично. Выглядело это примерно вот так вот:

Интересно, что где-то до середины 17 столетия и у нас в Православии что-то подобное было. Только называлось гуменцо

Никто не скажем с чем именно была связано такая традиция и столь странный метод прически. Практиковаться в христианской церкви это началось где-то с 3-4 века и связано, скорее всего, с жертвенностью Богу. Волосы всегда носили сакральный и мистический характер – это знак величия человека и его красоты. Лишиться волос – лишиться силы и удачи (вспомним хотя бы библейский мотив с Самсоном). Добровольное же острижение части волос – это жертва Богу свой красоты и удачи, ради служения ему и восславления его. Думаю, как то так..
Однако в Православии от подобного отошли очень давно.

Именно православная традиция нас интересует больше всего, ибо напрямую связано с отечественной историей. Все течет, все меняется, и даже такой консервативный институт как Церковь, вносит изменения в свои, казалось установленные веками, процедуры.
Начнем с того, что насколько я понимаю, ныне под постригом подразумевается не одна а целых 5 процедур, которые несколько отличаются и по смыслу и по значению. главное в том, что сейчас “насильно постричь” больше невозможно. В принципе 🙂

Е.Ф. Лопухина

Первые 2 из этих процедур Вы, наверняка, видели воочию. При крещении и сразу же после миропомазания священник срезает часть волос с особыми молитвами. То же самое происходит во время постановки в чин кого то из младшего клира, например чтеца.
Третий уровень – это уже серьезно. Это так называемый иноческий постриг. Инокини обоего пола на этом уровне называются рясофоры. Это самый первый, начальный уровень монашества. Человек осознано переходи из статуса послушника в статус инока (-ини). Происходит процедура примерно так:
При посвящении новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение посвящаемого, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Далее постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «последованием в одеяние рясы и камилавки».Про камлавку мы с Вами говорили вот тут вот: http://id77.livejournal.com/204223.html

Следующий уровень – это мантийный или по-иному малая схима. Принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом. Напомню, что про чины монашества мы говорили вот тут вот немного: http://id77.livejournal.com/206372.html
На этом этапе неофит получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета:
Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);
Безбрачия (или целомудрия);
Нестяжания (нищеты, или отказа от владения личной собственностью);
Непрестанной молитвы.
Тут особая процедура – более сложная. Постриг проводит игумен, который испытывает желание постригаемого служить Богу троекратным повелением подать ножницы и двукратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, знаменуя тем окончательное отречение постригаемого от мира.
После этой процедуры монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, паллий, клобук, сандалии и дают в руку чётки (обо всем этому мы с Вами уже говорили).

Самая последняя стадия пострижение – это так называемая Великая Схима или же Великий ангельский образ. Не во всех Православных церквях она есть, но в РПЦ существует. Это крайняя степень аскезы и послушания Богу. В древности и вовсе еще один обет давали — вселиться в затвор, сиречь закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом. Ныне все немного попроще, но чаще всего, те, кто принял Великую Схиму обычно живут отдельно ото всех и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.
Помните, как там было у Бориса Акунина в одном из его самых лучших произведений “Пелагия и Черный Монах”? Вот как то так.

Процедура Большой схимы более длительная и торжественная. Великосхимнику (так их иногда называют) дают еще одно монашеское имя (как бы еще одного небесного покровителя) и облекается в великосхимнические одежды (куколь и параман)о коих мы уже говорили вот тут вот: http://id77.livejournal.com/212384.html

Так что насильно ныне не пострижешь, а вот расстрижение можно получить очень даже легко. Это самое жестокие прещение (наказание) в Русской православной церкви. Правильнее говорить, не расстрижение, а извержение из сана. Просто в давние времена процедура выглядела примерно так: что по прочтении изверженному лицу указа о присуждении его к лишению духовного сана, с него снимали усвоенные этому сану одежды — рясу, подрясник, камилавку, клобук и т. д., остригали у него волосы на голове и бороду, облачали в простое мирское платье и отнимали «ставленую грамоту» (документ-свидетельство о рукоположении в священство).Весь процесс мог происходить в храме, под возгласы «Анаксиос!» («недостоин!») или же в консистории(епархиальное управление), в завершение чего расстриженного священнослужителя жезлом изгоняли из храма или из консистории. В Российской империи такой священнослужитель в обиходе назывался расстригой и подвергался значительному поражению в гражданских правах в течение многих лет после извержения из сана. Отсюда и выражения “поп-расстрига” или расстрижение.

Филарет (А. Денисенко)

Суть в острижении волос с бороды есть определенная традиция. Насколько я понимаю, дело в том, что в верованиях русского народа, Господь Бог будет забирать на небо женщин и девок хватая за косу, а мужчин за бороду. Вот поэтому такой скрежет зубовный стоял про Петре Великом, которого считали Антихристом в том числе и за то, что он заставлял бороды брить.
Ныне же, все это упрощено, и никто никому бороду не отстригает. Поэтому то и название ныне извержение из сана. Хотя по традиции часто таких священников называют расстригами. С точки зрения РПЦ (и это весомо в Христианской церкви) таковым расстригой является Филарет (А. Денисенко) ныне возглавляющий УПЦ Киевского патриархата. Георгий Гапон тоже был расстригой. Вот как то так.

Г. Гапон

Но самое забавное, что постриг связан не только с христианством, о чем мы уже начали говорить в начале этого поста. В Древней еще дохристанской Руси, постригали молодых благородных мальчиков (обычно в возрасте 4-5 лет) – и это было, своего рода, посвящение в будущего воина.
Надеюсь, Вам было интересно.
Приятного времени суток.

источник

  • над новокрещенными после таинства миропомазания, в знаменование рабства, которым обязывается постриженный относительно Христа (в греко-римском мире стрижение волос служило признаком рабства).
  • при посвящении в чтеца и певца архиерей постригает посвящаемого крестовидно, в знак отделения его от общества простых верующих.

В русской традиции священники выбривали гуменцо — круг на голове, символизировавший терновый венец. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся гуменцо или скуфья. Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.

Пострижение является основным действием посвящения в монашество и его степени.

При посвящении так называемых новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение посвящаемого, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»; затем постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «последованием в одеяние рясы и камилавки».

Введение во вторую степень совершается посредством обряда, называемого последованием малые схимы, а также сочетанием. Обряд делится на две части:

  • оглашение (увещание, произнесение обетов, наставление давшему обеты) и
  • самое пострижение.

Игумен испытывает твёрдость постригаемого троекратным повелением подать ножницы и троекратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, напоминая тем окончательное отречение его от мира.

После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс,мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу. Обряд Пострижения великосхимников носит название последование великие схимы и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет Пострижение, причём получает новое имя и облекается в схимнические одежды (куколь и аналав).

В католицизме использовалось тонзура — выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.

Изначальное значение тонзуры полностью не выяснено. Раньше налысо брили голову кающиеся. В этом отношении тонзуру можно толковать как знак обращения к Богу. Первые монахи переняли этот обычай, который с VI века распространился на всех духовных лиц. Официальное предписание о ношении тонзуры было принято четвёртым синодом в Толедо.

Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 года.

На руси существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола — пóстриг (устар. — пострег). Сначала он практиковался в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр и дворян.

Постриг совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы, в церкви, для чего туда приводил «духовного сына» крёстный отец. Об этом обряде сообщают Мартин Галл и Кадлубок; последний говорит, что Постриг «рождал духовное свойство, и мать посгригаемого считалась названной сестрой постригающего».

Татищев пишет, что ещё в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после пострига из рук женских в руки мужские. Иногда князья-родители сами совершали постриг и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа, бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Постриг — Пострижение в православной и католической церквях символическое и обрядовое действие, состоящие в пострижении волос в знак принадлежности к церкви. В западной традиции пострижение совершалось только над священнослужителями и монахами, которые… … Википедия

Постриг — действо, совершаемое на определенных службах. Например, во время Таинства Крещения у новокрещенного стригут волосы в знак будущего служения Христу. Пострижение волос совершают во время хиротесии, а также в чине посвящения в монашеский или… … Православная энциклопедия

АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… … Православная энциклопедия

ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ — [Ивирон, Иверон; груз. ივირონ; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ᾿Ιβήρων], в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон рей Афона, 3 й после Великой Лавры и Ватопеда.… … Православная энциклопедия

АЛЕКСИЙ II (Ридигер Алексей Михайлович) — (Ридигер Алексей Михайлович; 23.02.1929, Таллин, Эстония–5.12.2008, Москва), Патриарх Московский и всея Руси. Род Ридигеров. Детство и юность Съезд РСХД. Первые слева в верхнем ряду Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры, в центре прот.… … Православная энциклопедия

ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — Вел. кн. Димитрий Александрович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) Вел. кн. Димитрий Александрович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) (нач. 50 х гг. XIII в. 1294, близ Волока Ламского), св. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263 1294) и … Православная энциклопедия

ДИМИТРИЙ СВЯТОСЛАВИЧ — Князья Александр Ярославич и Димитрий Святославич собираются в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70 е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 5 об.) Князья Александр Ярославич и Димитрий Святославич собираются в поход на Новгород … Православная энциклопедия

Пострижение — Пострижение в православной и католической церквях символическое и обрядовое действие, состоящие в пострижении волос в знак принадлежности к церкви. В западной традиции пострижение соверш … Википедия

Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Крестовоздвиженский монастырь. Монастырь Крестовоздвиженский монастырь … Википедия

Степени православного монашества — Степени православного монашества это те этапы, которые проходят православные монахи или монахини в течение своей жизни. В православной церкви монашеские обеты, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их… … Википедия

источник

Исполнение заповедей Господних — это узкий тернистый путь к жизни вечной. Множество препятствий, проистекающих от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин. 2, 16), встречают здесь благочестивого христианина. Тем, кто на пути веры, нравственного совершенства и любви почувствует себя немощным преодолевать эти препятствия, Церковь предлагает особые средства к победе над страстями. Эти средства состоят в принятии и исполнении обетов, которые в Евангелии предлагаются не как заповеди, но как советы для желающих преуспеть в нравственном совершенстве.

В число таких обетов, по словам Господа нашего, входит девство: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11 — 12) .

Добровольная нищета или нестяжание предложены Господом богатому юноше при условии, что тот исполняет все десять священных заповедей: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 16-21) . Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23) . «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф 16 24; Мк.8,34; Лк.9,23) .

Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч. «монахос» — одинокий, отшельник) или иноками.

Монашество имеет три степени. Трехлетний искус, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после этого произносили невозвратные обеты. Послушника, или иначе — новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании; принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.

Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика постригает епископ, а мирянина — иеромонах, игумен или архимандрит. В Номоканоне сказано: «Мирской поп да не постригает монаха, по завещанию, яже в Никеи Святого Собора. Како бо даст иному, его же сам не имать» (гл. 82) .

Пострижение должно совершаться в храме самим настоятелем, рядовые иеромонахи могут постригать только по благословению игумена, архимандрита или епископа.

Сообразно обетам послушания, монашествующий в совершенном самоотвержении и смирении должен избрать себе духовного руководителя, называемого старцем, и совершенно предаться его воле. «И аще кто дерзнет пострищи монаха без приимца, сиречь без старца, да извержется» (Номоканон, гл. 79) . О «приимце» , иначе — восприемнике, который бы принял новопостриженного монаха в послушание и имел бы попечение о его духовном спасении, сказано: «Сей да будет муж боголюбивый, начальник обители…» Иногда в монастырях вместо нескольких старцев назначается один, общий для всей братии, духовник.

Чинопоследования пострижения во все монашеские степени содержатся в Большом требнике.

После возгласа священнодействующего указано читать Трисвятое, «Отче наш» и покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи» , потом полагаются две молитвы. В первой иерей благодарит Господа за то, что Он избавил раба сего от суетной мирской жизни и призвал к ангельскому житию. Во второй просит Господа «облецы раба освящения одеждою, целомудрием препояши чресла его, всякаго воздержания покажи его подвижника» . По окончании молитвы посвящаемый крестообразно постригается при произнесении слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» . Затем на постриженного надеваются, без произнесения слов, ряса и камилавка. Посвященный в рясу называется рясофорным. Ряса — это одежда покаяния’ (греч.:- поношенная, ветхая одежда, вретище). Камилавка (греч.-жар укрощающая) — шапка, укрощающая жар; или по другому толкованию (от греч. «камйлиос» — верблюжий) — шапка из верблюжьего волоса, означающая укрощение, умерщвление плоти. Плат над камилавкою называется «подкапок». Все одежды монашеские своим черным цветом и безыскусностью напоминают о смиренном, уединенном, нестяжательном житии в покаянии о грехах своих.

Пострижение волос совершается, чтобы «отъятием нечувственных власов соотложить и бессловесныя мысли, и деяния и сподобиться восприяти благое и легкое иго Господне и взять крест и последовать Владыке Христу» .

Чинопоследование пострижения в малую схиму (греч. «то микрон схима» — малый образ) совершается на литургии. При чтении часов, перед литургией, принимающий постриг приводится священнослужителем пред «святые двери», преклоняет здесь колени, затем кланяется братии и настоятелю обители. После этого выходит на паперть, где слагает свои обычные одежды и стоит в преддверии в одной власянице, не опоясан, не обувен, не покровен перед средними дверями из притвора в храм в знак отрешения от мира.

Во время пения антифонов по входе на «Слава, и ныне» поется тропарь: «Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неизследываемое взирая щедрот Твоих, Спасе. Ныне обнищавшее мое да не презриши сердце, Тебе бо, Господи, со умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою» .

Братия с возжженными свечами при пении этого тропаря встречает кающегося как блудного сына евангельской притчи. Постригающийся трижды творит земной поклон: пройдя западные двери, в середине храма и перед царскими дверями, то есть перед алтарем. Здесь и совершается пострижение.

На солее, перед царскими дверями, устанавливается аналой, на котором полагаются Крест и Евангелие. Все держат возжженные свечи. Настоятель преподает постригаемому краткое увещание: призывает его отверзть уши своего сердца, внемля гласу Господа, зовущего взять Свое легкое иго и помнить, со страхом и радостью давая обеты, что Сам Спаситель, и Его Матерь, и все Небесные Силы внимают его словам, которые отзовутся ему в последний день воскресения.

Затем он вопрошает пришедшего: «Что пришел еси, брате, припадая к святому жертвеннику и святой дружине сей?» Игумен знает, зачем он пришел, но спрашивает для того, чтобы всем было явно его искреннее желание. Получив ответ: «Желая жития постническаго, честный отче» , опять спрашивает: «Желаеши ли уподобитися ангельскаго образа и вчинену быти лику монашествующих?» — «Ей, Богу содействующу, честный отче» , — смиренно отвечает послушник; настоятель же одобряет его благое намерение такими словами: «Воистину добро дело и блаженно избрал еси: но аще и совершиши е; добрая бо дела трудом стяжаваются и болезнию исправляются» .

Но не довольствуясь добровольным приходом нового подвижника и его первыми признаниями, он приступает с подробным испытанием: Вольною или невольною мыслию приступает к Богу, а не от нужды и насилия, пребудет ли в монастыре и постничестве даже до последнего издыхания? Сохранит ли себя в девстве и целомудрии и благоговении, и в послушании к настоятелю и братии? Потерпит ли всякую скорбь и тесноту жития монашеского ради Царствия Небесного? На все эти вопросы он слышит тот же смиренный ответ, исполненный сознанием своей немощи и упованием на благодатную поддержку: «Ей, Богу содействующу, честный отче» .

Затем игумен раскрывает, в чем состоит совершеннейшее житие, и дает благие советы. Он полагает основанием его чистоту, смиренномудрие и совершенное самоотвержение, предостерегает об искушениях, которые воздвигнет на воина Христова враг человеческий воспоминаниями прежней жизни. В пример для подражания он предлагает святых мучеников за веру и Самого Господа, принявшего ради нас зрак раба. В конце еще раз спрашивает: «В сих обетах пребывати обещаешися ли даже до конца живота, благодатию Христовою?» — «Ей, Богу содействующу, честный отче» , — звучит ответ.

Игумен молится о нем, вспоминая благоутробие щедрого Бога, сказавшего Израилю: «Аще бы и жена забыла исчадие свое, Аз не забуду тебе» ; укрепляет дух нового брата обетованием небесной силы в подвигах духовных и утешения Святого Духа и части святых Антония, Евфимия, Саввы и сущих с ними во Христе Иисусе.

Постригаемый преклоняет колени и склоняет голову, игумен возлагает на его голову книгу (Большой Требник, или Последование пострижения) и читает молитву, в которой просит Господа, признавшего достойными Себе служителями тех, кто оставил все житейское, и показавшего нам различные пути ко спасению, — оградить и этого раба Своего, силою Святого Духа, принять его чистую жертву Богу и с отнятием его волос отнять и всякую похоть бессловесную, сподобив его легкого Своего ига и соблюдения святых заповедей, и сопричтения к лику избранных.

Затем игумен, указывая ему на святое Евангелие, лежащее на аналое, говорит: «Се, Христос невидимо здесь предстоит; виждь, яко никтоже ти принуждает прийти к сему образу; виждь, яко ты от своего произволения хощении обручения великаго ангельскаго образа» . Это подтверждает сам постригающийся, и по повелению настоятеля: «Возьми ножницы и подаждь ми я» — трижды подает ему ножницы от святого Евангелия и целует его руку.

Приняв в третий раз ножницы из рук постригаемого, игумен говорит: «Се, от руки Христовы приемлеши я; виждь, кому сочетаваешися, к кому приступаеши и кого отрицаешися» . Затем, взяв ножницы от святого Евангелия, постригает волосы на его голове крестообразно, произнося: «Брат наш (сестра наша имярек) постригает власы главы своея во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» . Пострижение волос, отъятие их от головы выражает отложение, удаление помыслов земных, влекущих к миру. При пострижении произносится новое имя монаха. Есть несколько традиций избрания нового имени: по святому этого дня или начинающееся с той же буквы, что и мирское имя постригаемого. Выбор имени зависит от постригающего, ибо оно дается в знак того, что монах полностью отрекается от мира, покорно подчиняется воле игумена, посвящая себя служению Богу. Перечень принятых для монашеского чина имен предлагается в конце Большого требника. Часть из них отсутствует в церковном Месяцеслове, поэтому игумен должен сообщить новопостригаемому день, когда празднуется память его нового небесного хранителя.

При тихом пении всей братии: «Господи, помилуй» начинается облачение нового инока в одежды его чина руками настоятеля, объясняющего постепенно их духовное значение, с призыванием имени Триединого Бога. Сперва надевается хитон (власяница) со словами: «Брат наш облачается в хитон вольныя нищеты и нестяжания» .

Затем надевается параман, т. е. четырехугольный плат с изображением креста, носимый на персях или раменах. «Приемлет параман во обручение великого образа и знамение Креста Господня» . Параман шнурами, пришитыми к его углам, объемлет плечи монаха и обвивает и стягивает одежду. Параман дается иноку во всегдашнее воспоминание о взятом на себя благом иге Христа, о легком бремени Его, в обуздание и связание всех похотей и плотских желаний. С параманом возлагается Крест, в воспоминание крестных страданий Господа и Смерти Его и в знамение последования Господу, т. е. претерпевания всех скорбей и страданий. Затем он одевается в рясу, одежду, носимую поверх власяницы, и игумен произносит при облачении: «Брат наш (сестра наша) облачися в ризу радования во имя Отца и Сына, и Святаго Духа» . Эта одежда черного цвета, как и другие, напоминающая иноку о смерти и плаче, именуется «ризою радования», потому что надевающий ее избавляется от земных скорбей и печалей, вводится в нетленную жизнь, в полное послушание глаголам Господним.

Потом монах при словах игумена: «Препоясует чресла свои силою истины, в умерщвление тела и обновление духа» , — надевает пояс, чтобы, крепче стянув свое плотское естество, в бодрости и духовной силе всегда творить заповеди Божии и соблюдать лично данное ему послушание.

Далее он облачается в мантию (п а л л и и), что знаменует обручение ангельского образа. Игумен говорит:.»Приемлет паллий, обручение великого и ангельского образа, в одежду нетления и чистоты». Мантия — знак покровительства Божия, она не имеет рукавов, напоминая иноку, что он не имеет воли творить дела ветхого человека, свободно развеваясь при ходьбе, она напоминает крылья ангела, сообразно монашескому образу.

Затем надевается клобук или камилавка, или «плат камилавки, еже имать покрывало» . Впрочем, камилавку новопостриженный мог иметь и раньше, но клобук надевается только при пострижении в малую схиму. (По иному чинопоследованию сперва надевается шлем спасения (кукуль), а потом паллий.) Как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и инок надевает клобук в знак того, что стремится найти в монашестве укрытие от соблазнов: отвратить очи, закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мирской, «покрывается шлемом надежды спасения и покровом послушания» .

Теперь постригающийся в малую схиму обувается в сандалии (каллиги) при возглашении игумена: «Обувается в сандалия во уготовление благовествования мира» .

Наконец, постригающемуся в малую схиму дается вервица, т, е. небольшая веревка с многими узлами, или нанизанными на нее деревянными, костяными бусинами, иначе называемая четками. По четкам считают совершенные молитвы и поклоны, положенные монаху по правилу.

Игумен произносит: «Брат наш приемлет меч духовный, иже есть глагол Божий, в всегдашней молитве Иисусовой; всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» .

Настоятель с молитвой дает Крест в правую руку инока, напоминая ему слова Христовы: «Рече Господь: аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе и возмет крест свой и да последует Мне» . Он дает ему зажженную свечу, с которой тот должен стоять всю литургию, до своего Причащения, у иконы Спасителя, и опять произносит: «Рече Господь: тако да возсияет свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех».

По облачении новопостриженного игумен молится о нем, прося Господа ввести раба Своего в духовный Свой двор, чтобы сопричел к словесному Своему стаду, очистил его мудрование от плотских похотей и дал бы ему непрестанно вспоминать блаженство, ожидающее любящих Бога и распявшихся, житием монашеским, ради Царствия Небесного.

Если пострижение совершается не на литургии, далее возглашается мирная ектения, в которой возносятся моления о принявшем монашеский образ. После возгласа: «Яко свят еси, Боже наш…» поется: «Елицы во Христа крестистеся…» ; затем поется прокимен и читается Апостол (Еф. 6, 10 — 17) о духовной брани каждого человека, для которой надо облечься во всеоружие Божие. После пения аллилуйария читается Евангелие (Мф. 10, 37- 38; 11. 28-30), где благовествуется о том, что любовь к Богу должна быть более любви к отцу, к матери. и что тот, кто не. ддет во след за Господом, недостоин Его.

Потом читается краткая ектеиия: «Помилуй нас, Боже» . Затем постриженному даются свеча и Крест, а иеромонаху вручается еще и Евангелие. В завершение чина пострижения бывает братское целование при пении стихиры: «Познаим, братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына, преблагий отец, предусред лобызает» . Затем следует отпуст.

Если пострижение совершается, на литургии, то по облачении новопостриженного и цо молитве о нем игумена совершается Божественная литургия обычным чином. Во время причастна духовник берет’у стоящего перед иконой Спасителя инока Крест и свечу и он, приложившись к святому. образу, приобщается святых Божественных Тайн.

Принятие великого ангельского образа (греч.- ту мегалу ангелику схйматос», «великой схимы), — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп. 1, 23). Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов.

С вечера в алтарь вносятся ризы желающего принять святой образ и полагаются у подножия, дабы они освятились отблизости трапезы Господней. На утрени в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем святой образ. Принимающий схиму вступает в церковь во время малого входа, снимает с головы покров и с ног сандалии, трижды поклоняется земно. После входа с Евангелием произносит отпустительный тропарь дня, потом особые тропари и умилительные, покаянные антифоны: «Хотел слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и борет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» .

«Кто обуреваем и притекаяй к пристанищу сему не спасется? или кто, болезнуя и припадая ко врачевству сему, не исцелеет? Содетелю всех и врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» .

«Овча есмь словеснаго Твоего стада, и к Тебе прибегаю. Пастырю доброму, взыщи мя заблудшаго, Боже, и помилуй мя» .

Затем настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются в чине малой схимы: «Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу?» и т. д. и при этом вопрошает: «Отрицаешися ли мира, и яже в мире, по заповеди Господней?»

После испытания пришедшего и молитв о нем настоятель; велит ему трижды подать ножницы и затем постригает его. При пострижении ему дается новое имя. Теперь следует облачение. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов. Так, при облачении в рясу настоятель говорит: «Облачится в ризу правды и радования, великаго ангельскаго образа» . При облачении в мантию говорит: «Приемлет мантию великаго и ангельскаго образа» . Вместо клобука великосхимник надевает кукуль (греч. «то кукулион» — шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает голову и плечи кругом, и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. При надевании его настоятель произносит:

«Облачится в куколь беззлобия, в шлем спасительнаго упования» . Затем возлагается а нала в (греч. — «аналамбанин» — воспринимать) — такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами. При возложении аналава настоятель говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на рамех и следует Владыце Христу. Оканчивается чин пострижения в великую схиму целованием мира — братским приветствием.

Если пострижение совершается не за литургией, то после облачения нового схимника следует краткая ектения диакона о его благосостоянии духовном и пение крещального стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуйа» , после чего читается Апостол, где святой апостол Павел (Еф. 6, 10 — 17) учит, какова наша духовная брань и как мы должны сражаться. Затем следует евангельское чтение (Мф. 10, 37, 38; 11, 28-30), где Спаситель проповедует самоотвержение и отвержение от плотских привязанностей.

Братия, приветствуя нового своего сподвижника целованием мира, поет: «Познаем, братие, таинства силу: блуднаго сына, от греха востекшаго к отчему дому, преблагий отец, встретив, лобзает и вновь дарует ему познание своей славы, и совершает таинственное с горними пиршество, закалая тельца упитаннаго, дабы мы достойно сожительствовали и предавшему его на заклание, человеколюбивому Отцу, и славной сей жертве — закалаемому Спасу душ наших» .

В последовании великого ангельского образа находится еще молитва «во еже сняти кукуль» . Как новопросвещенные, после Крещения, в продолжении семи дней должны пребывать при всех богослужениях в белой одежде, так и монахи после пострижения семь дней должны присутствовать в храме в своих одеждах. На восьмой день они всенародно в церкви с молитвою слагают с себя кукуль как принадлежность, отличительную от прочих монашеских степеней, чтобы обратиться к телесному подвигу послушания и ежедневному рукоделию. Потом схимник может по собственному усмотрению надевать кукуль и слагать его с себя по необходимости.

В Большом требнике сказано, что монах после пострижения (малого и великого) должен пребывать в церкви дней пять, упражняясь в чтении, и на это время освобождается от прочих послушаний.

Монах — священник, принявший великую схиму, может литургисать. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом) (Номоканон, гл. 90) .

источник

Читайте также:  Как на зиму убирать георгины на зиму
Adblock
detector