Меню

Что такое подлежащее 3 класс

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему:
Разработка урока по теме Подлежащее и сказуемое – 3 класс

Цели: 1) Знакомство с различными способами выражения подлежащего.

2) Отработка умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

3) Формирование орфографической зоркости и каллиграфических навыков.

Оборудование: мультимедийная приставка, слайды с упражнениями.

Вспомним, что такое подлежащее и что такое сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее подчёркивается одной чертой.

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Тема: Подлежащее и сказуемое.

Цели: 1) Знакомство с различными способами выражения подлежащего.

2) Отработка умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

3) Формирование орфографической зоркости и каллиграфических навыков.

Оборудование: мультимедийная приставка, слайды с упражнениями.

  1. Организация класса. План урока. (слайд)
  2. Чистописание: Кк Кк к / к / кит колья ( инд. работа)
  3. Словарная работа. (слайд)

– Подпиши картинки, проверь себя!

– Какое слово лишнее, почему?

  1. Вспомним, что такое подлежащее и что такое сказуемое.

-Определения рассыпались, помогите их собрать. (слайд)

Подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее подчёркивается одной чертой.

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

  1. Рубрика «Давай подумаем».( учебник с.66) прочитайте.

Алёша сказал, что это предложения, потому что в них есть глагол, а глагол чаще всего бывает сказуемым. Значит, если есть сказуемое- есть и предложение.

Наташа не согласна с Алёшей. Она считает, что это не предложения, а словосочетания: одно слово главное- оно

командует, от него можно задать вопрос. А другое слово зависимое.

  1. Рубрика «Обрати внимание» – чтение вслух, обобщает результат наблюдения.(упр. 1)

4. Упражнение 2 – отработка умения

7. Рубрика «Тайны языка» позволяет обобщить знания: между подлежащим и сказуемым существует определённая грамматическая связь – сказуемое соотносится с подлежащим, грамматически от него зависит.

8. Упражнение 3.- закрепление знаний о связи подлежащего со сказуемым. Выполняется письменно в парах.

Дифференцированный подход. (слайд) Предложения выделены разными цветами ,в зависимости от цвета карточек у учащихся:

Три цвета (красный, синий, зелёный) сильные учащиеся; два цвета (синий, зелёный) средний уровень ; один цвет (зелёный) слабый уровень. Записать предложения, раскрыв скобки, выделить подлежащее и сказуемое.

9. Творческое задание. (слайд)

– Придумайте рассказ. Озаглавьте его. Постарайтесь составить предложения так, чтобы подлежащее было выражено не только именем существительным и чтобы предложения были разными по интонации и цели высказывания. Записать на доске и в тетради.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Что мы успели сделать за урок? (слайд)

  1. Домашнее задание: с. 68 упражнение 4, учить правило.

источник

– Воспитывать аккуратность; интерес к родному языку; чувство гордости за то, что мы являемся носителями этого языка.

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

– виды предложений по цели высказывания и интонации;

– главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

– предложения с однородными членами;

-грамматическую основу простого двусоставного предложения;

-в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);

Решать практические задачи:

-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)

-составлять план текста (при помощи учителя);

Применять правила правописания:

-падежных окончаний имен существительных;

-суффиксов имен существительных –онок- (-енок-),-ек-, -ик-, -ост(ь)-;

-падежных окончаний имен существительных;

– словарных слов, определенных программой;

-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться высказывать свои преположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;

сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе;

корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;

задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.

ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;

планировать свою работу по изучению незнакомого материала, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках);

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению;

воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

источник

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа ( кто? что? ).

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что? ).

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.

Ср.: На столе лежит карандаш ( книга ) – именительный падеж; Я вижу карандаш ( книгу ) – винительный падеж.

1. Я не спал; 2. Мне не спалось.

По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).

А) Подлежащее – одно слово:

Форма Примеры
1. Имя
1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) – это прекрасно.
Жить (что?) – родине служить.
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
3.1. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?).
3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
3.3. Союз «А» (что?) – противительный союз.
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
3.5. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) – форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) – форма 1-го лица глагола настоящего времени.
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) – было его девизом.

Б) Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Форма Значение Примеры
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже Количественное значение Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из Избирательное значение Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!) Значение совместности Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже Фазисное значение Стоял конец сентября .
5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу.
Белые мухи
(снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя Неопределённое значение Что-то неприятное было во всем его облике.

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что? , даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

Указать способ выражения подлежащего:

  1. Отдельное слово: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
  2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).

Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество) стоит в форме именительного падежа.

В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

Прошло около часа (Паустовский).

Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

источник

Подлежащее – это синтаксический термин. Им называют главный член предложения, который обозначает предмет-субъект, о котором говорится в предложении. Подлежащее, как правило, отвечает на вопросы именительного падежа – «кто? – что?».

В русском языке подлежащим чаще всего является существительное в именительном падеже. Чтобы его выделить, нужно задать вопрос «кто? – что?», но только в паре, потому что вопрос «что?» свойственен также и винительному падежу. Например: «Девочка едет на велосипеде».

Вопросы «кто? – что?» можно задать к слову «девочка», значит, это и есть подлежащее. При синтаксическом разборе подлежащее подчеркивается одной чертой.

Помимо существительного в именительном падеже, подлежащим также может быть местоимением («Он подошел к окну», «Никто не властен над временем»), числительным («К нам подошли пятеро»), инфинитивом («Ломать – не строить»).

Также подлежащее может быть не отдельным словом, а неделимым словосочетанием (Министерство обороны, сельское хозяйство, огромное количество).

Второстепенные члены предложения, зависящие от подлежащего, образуют состав подлежащего.

Сказуемое – второй главный член предложения. Он характеризует подлежащее, чаще всего означает его действие (отвечает на вопрос «что делает?»), реже характеризует его сущность, рассказывает о том, что собой представляет этот предмет. Иными словами, описывает состояние предмета.

Сказуемые делятся на глагольные и именные, могут быть простыми и составными. Простыми глагольными и именными называются сказуемые, выраженные одним глаголом или именем.

«Девочка едет на велосипеде» – сказуемое «едет».

«Мое имя – большая тайна» — сказуемое «тайна».

Составные глагольные сказуемые – те, что состоят из инфинитива и связочной части.

Мальчик хочет играть – сказуемое «хочет играть».

Составное именное сказуемое содержит именную и глагольную части.

Девушка была умна – сказуемое «была умна».

Предложение может содержать только подлежащее или только сказуемое, в этом случае предложение называется односоставным (если есть и то, и другое – двусоставным). В предложении может быть несколько подлежащих или несколько сказуемых. Если они относятся к одному и тому же члену предложения, то они будут называться однородными.
Если в предложении только одна грамматическая основа, оно называется простым, а если несколько – сложным.

Если подлежащее выражается собирательным существительным (молодежь, студенчество), то сказуемое ставится в единственном числе: «Песню дружбы запевает молодежь».

Простое глагольное сказуемое, как правило, выражается глаголом во всех его формах, включая форму будущего времени глаголов несовершенного вида. К примеру: «Моя сестра поет в хоре»; «Письмо пришло вовремя»; «Мы будем настаивать на своем»; «Пожалуйста, съел бы ты немного супа».

Во всех этих предложениях глаголы: «поет», «пришло», «будем настаивать», «съел бы» – являются простым глагольным сказуемым.

В составном именном сказуемом именная часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным и местоимением, а также кратким и полным причастием.

Составное именное сказуемое состоит из 2 частей – связки и именной части. В роли связки выступают глаголы, которые сами по себе не могут передать всей полноты сообщения. Они указывают только на грамматические значения (время, лицо, число, род).

а) глагол быть в роли связки в составном именном сказуемом утратил свое лексическое значение и несет только грамматическую информацию. Например: «Он был спортсменом». Здесь в сказуемом «был спортсменом» связка «был» указывает на (прош. вр., ед. ч., м. р.). А в предложении «Ваша дочь будет знаменитой» (буд. вр., 3-е л., ед.ч.).

б) глаголы «стать», «становиться», «казаться», «являться», «считаться», «представляться» не полностью утратили свое лексическое значение, однако без именной части употребляться не могут. К примеру, в предложении «Дети стали взрослыми» составное именное сказуемое – «стали взрослыми». Здесь связка «стали» без именной части «взрослыми» не употребляется.

в) глаголы «прийти», «вернуться», «стоять», «сидеть» имеют полное лексическое значение, в некоторых контекстах могут играть роль связки, так как основной смысл переносится на именную часть. Например, в предложении «Он пришел поздно» глагол «пришел» является простым глагольным сказуемым. А в предложении «Он пришел усталым» – составное именное сказуемое «пришел усталым». В этом предложении основное лексическое значение сообщаемого о подлежащем выражается именной частью.

Следующий вид сказуемого – составное глагольное сказуемое. Оно также состоит из 2 частей: связка и инфинитив. Связка в этом виде сказуемого тоже не содержит всей полноты информации о подлежащем, так как называет:

а) фазы действия (начало, продолжение, конец). К примеру: «Дети перестали рассказывать истории и принялись играть». В этом предложении 2 составных глагольных сказуемых: «перестали рассказывать», «принялись играть».

б) способность, готовность к действию, эмоциональное состояние. «Наука может увлечь человека, который старается постичь мир». Недостаточно для построения предложения сказать: «Наука может…». Необходим инфинитив, чтобы выразить основное лексическое значение сказуемого. Инфинитив (неопределенная форма глагола) «увлечь» передает основной смысл составного глагольного сказуемого.

Сложное сказуемое представляет собой сочетание компонентов составного именного и составного глагольного сказуемого. Например, в предложении «Она умеет казаться скромной, если надо» сложное сказуемое «умеет казаться скромной». Здесь только в совокупности все части сложного сказуемого дают нужную информацию о подлежащем.

источник

Тема: « Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения ».

Цели: совершенствовать умение находить главные члены предложения.

образовательные: отработать алгоритм нахождения подлежащего и

сказуемого, формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника;

воспитательные: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, любви к

развивающие: развивать речь учащихся, словесно-логическое мышление;

развивать умение находить грамматическую основу предложения.

Оборудование: презентация, раздаточный материал для учащихся.

— Начнем урок с красивого письма. Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.
(Помним правила посадки)

— Сегодня мы с вами потренируемся писать сочетание заглавных и строчных букв «П» и «С».

III . Актуализация темы и цели урока

— Какие члены предложения вы знаете? (главные и второстепенные)

— Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое)

— Что такое подлежащее? (Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в

предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что?)

— Как подчеркивается? (Одной чертой)

— Что такое сказуемое? ( Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.

Оно отвечает на вопросы: что делает? что сделает?)

— Как подчеркивается? (Двумя чертами)

— Молодцы! Значит, какая тема урока? (Подлежащее и сказуемое).

— Сегодня познакомимся с новыми словарными словами, которые вы будете прописывать в своей домашней работе. Запишите в рабочих тетрадях на следующей строчке «Словарь»

Автобус, адрес, аллея, аптека, берёза, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, воробей, ворона.

( при письме учащиеся ставят ударение и подчеркивают орфограмму)

— Составьте со словом «ворона» предложение. (Варианты учащихся)

— Запишите это предложение к себе в тетрадь. (Один ученик у доски, остальные

— Найдите основу предложения. (Ученик у доски проговаривает алгоритм).

— А сейчас я хочу проверить, как вы хорошо умеете находить грамматическую основу в предложении. Работаем в парах. Каждая пара получает листок с текстом, где вы должны выделить главные члены предложения.

По воскресеньям наша семья гуляет в парке. На прогулку мы всегда берём угощения для птиц и зверей. Белочки угощаются печеньем прямо из рук. Птички клюют крошки хлеба

Проверка( учащиеся по одному читают предложение, находят подлежащее и сказуемое)

1. Работа по карточкам (4 человека)

Дописать в каждое предложение подлежащее, подходящее по смыслу.

Дописать в каждое предложение сказуемое, подходящее по смыслу.

Подчеркнуть главные члены предложения.

2. Запись предложения под диктовку.

Записываем предложение под диктовку. Находим грамматическую основу предложения.

2) Паша надел ботинки и отправился гулять.

3) Наступили летние каникулы.

-Что нового узнали на уроке?

-Какое задание понравилось больше всего?

-С каким настроением заканчиваете урок?

Прочитай предложения. Выпиши из каждого предложения главные члены. Работа по карточкам.

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Вставьте пропущенные буквы. Выпишите из предложений главные члены.

Ушли все из дома. Села кошка на _кошко. Вышла из норки

мышка и пошла на кухню. Нашла крошки от п_ченья. Поела,

а потом увидела маленькую кру_ку и толкнула её. Упала кру_ка

и р_збилась. Поб_жала мышка. Но кошка её догнала.

источник

Образованного человека отличает, прежде всего, его умение грамотно излагать свои мысли как в устной форме, так и на бумаге. Для того чтобы соблюдать правила пунктуации, необходимо знать всё о главных членах предложения.

Грамматическая основа предложения (она же предикативная) состоит из главных членов предложения, которыми являются подлежащее и сказуемое. Обычно подлежащее выписывают и выделяют одной чертой, а сказуемое — двумя.

Статья отвечает на самые важные вопросы:

  1. Что такое грамматическая основа предложения?
  2. Как найти грамматическую основу предложения?
  3. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
  4. Из чего состоит грамматическая основа?

Подлежащим является слово, указывающее на тот предмет, к которому относится сказуемое. Например: Солнце вышло из-за гор. Солнце — подлежащее, выраженное именем существительным. Самые разнообразные части речи могут выступать в роли подлежащего.

Это интересно: подчинительная и сочинительная связь, типы предложений.

  • Существительное, которое употреблено исключительно в именительном падеже, всегда является главным членом предложения. Например: Собака игриво виляла хвостом, наблюдая за приближением хозяина.
  • Местоимение, также используемое в именительном падеже, выражает подлежащее в предложении. Например: Я делал уроки. Она вышла во двор. Кто не закрыл за собой дверь? Кто-то потерял бумажник.
  • Имя прилагательное, перешедшее в имя существительное, зачастую используется в предложениях в качестве подлежащего. Например: Ответственный всегда выполняет свои обещания.
  • Причастие, так же, как и прилагательное, переходит в существительное, и обозначает подлежащее. Например: Обманувший коллектив должен встать!
  • Подлежащее может быть выражено и именем числительным. Например: Семеро одного не ждут. Двое вскарабкались на дерево, прячась от своего друга.
  • Такие неизменяемые части речи, как междометия и наречия, могут быть подлежащими. Например: Громкое ура слышалось из лагеря. Завтра будет славным днём.
  • Подлежащее выражается и через инфинитив, т. е. начальную форму глагола. Например: Любить — значит жить.

Подлежащее может быть выражено не только одиночными словами, но и словосочетаниями.

  • Сочетание имени существительного в именительном падеже с именем существительным в творительном падеже. Например: Катя с Ариной любят заниматься фигурным катанием.
  • Местоимением, а также именем числительным и именем прилагательным в превосходной степени. Например: Самые смелые вышли вперёд.
  • Местоимением или именем существительным в именительном падеже в сочетании с причастием или прилагательным. Например: Кто-то нехороший разорвал её альбом с рисунками.
  • Сочетанием имени числительного в именительном падеже и имени существительного, употреблённого в родительном падеже. Например: Семеро ребят вышли во двор.

Интересно, что подлежащим может являться даже фразеологизм.

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на такие вопросы, как «что делает предмет?», «что с ним происходит?», «каков он?». Сказуемое в предложении может быть выражено посредством нескольких частей речи:

  • Чаще всего сказуемое выражается глаголом в личной форме. Например: Владимир уехал на море.
  • Инфинитивом, как и подлежащее. Например: Главная задача для неё сейчас — растить здорового ребёнка.
  • Устойчивыми словосочетаниями. Например: Я жду не дождусь твоего приезда!
  • Кратким прилагательным, которое всегда является сказуемым в предложении. Например: Оля одета сегодня очень красиво.
  • Именем существительным в том случае, если оно употреблено в именительном падеже и между ним и подлежащим поставлено тире. Москва — это столица России.

Сказуемое часто состоит из нескольких слов. Такие сказуемые называются составными. Составные сказуемые могут быть глагольными или же именными.

Составные глагольные сказуемые выражаются следующими способами:

  • С помощью глаголов в модальном значении, т. е. уметь, мочь, любить, ненавидеть, предпочитать, желать и другими, в сочетании с инфинитивом глагола. Например: Яна ненавидела есть кашу.
  • Глаголами в фазисном значении (начинать, продолжать, заканчивать) в сочетании с инфинитивом глагола. Олег начал играть в сборной школы.

Составное именное сказуемое может состоять из:

  • Глагола-связки быть и краткого прилагательного. Например: Сегодня Маргарита была особенно красива.
  • Глаголы становиться, являться, считаться и другие полузнаменательные глаголы в сочетании с именем существительным. Он наконец-то стал врачом!
  • Глаголы имеющие значения состояния предмета. Марина работает учителем.
  • Глагол в сочетании с прилагательным в разных формах. Его собака была красивее других.

В двусоставном предложении присутствуют оба главных члена. Однако бывают и такие предложения, в которых употреблён лишь один главный член. Называются они односоставными.

Подлежащим в односоставных предложениях чаще всего является имя существительное в именительном падеже.

Оно может быть выражено посредством глагола в разных его формах.

В односоставном определённо-личном предложении сказуемое выражается глаголом в первом/втором лице, единственном/множественном числе и настоящем/будущем времени в изъявительном наклонении или же глаголом в повелительном наклонении. Сегодня иду гулять. Не прикасайся к грязной собаке!

В односоставном неопределённо-личном сказуемым является глагол в третьем лице и множественном числе, настоящем, будущем или же прошедшем времени в изъявительном наклонении. Также сказуемое может быть выражено глаголом в повелительном или условном наклонении. В дверь стучат! Пусть позвонит тёте Даше. Если бы мне сообщили раньше, то я бы не опоздала.

В обобщённо-личном предложении сказуемое выражается либо глаголом во втором лице единственном или множественном числе, либо глаголом в третьем лице и множественном числе. Таким образом сейчас разговаривают с посетителями.

В односоставном безличном сказуемым является глагол в форме третьего лица единственного числа и настоящего или будущего времени. Также сказуемым может быть глагол среднего рода в прошедшем времени или условном наклонении. Меня мутит. Темнело.

Важно помнить, что количество грамматических основ в предложении не ограничено. Как определить грамматическую основу сложного предложения? Грамматическую основу сложного предложения определить так же легко, как и основу простого предложения. Разница лишь в их количестве.

источник

Задай свой вопрос по этому материалу!

В этом уроке мы разберём, как устроено предложение, какие слова являются в предложении главными.

Предложение является основным средством выражения наших мыслей. Предложения состоят из слов. У каждого слова в предложении своя роль. Предложение можно сравнить с семьёй. Все, кто живёт в семье, это члены семьи. Слова в предложении называются членами предложения. В семье есть главные члены – это родители, они являются основой семьи. В предложении, как и в семье, есть главные слова. Их называют главными членами предложения или грамматической основой предложения. Слово «грамматическая» образовалось от слова «грамматика» (в переводе с греческого «запись») Это наука, которая изучает закономерности правильного построения предложений и словосочетаний. Грамматика включает в себя два раздела: морфологию (науку, изучающую части речи) и синтаксис (науку, изучающую связи между словами).

Грамматическая основа этого предложения – воротился старик.

Главные члены этого предложения – братья полюбили.

У главных членов предложения есть названия – подлежащее и сказуемое.

Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

В предложении говорится о берёзах. Это подлежащее.

Подлежащее тесно связано со сказуемым.

Сказуемое это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о подлежащем.

В нашем примере о берёзах говорится, что они блестят. Это сказуемое.

Члены предложения принято подчёркивать – обозначать графически. Подлежащее подчёркивается одной чертой, сказуемое – двумя чертами.

Так как подлежащее и сказуемое – главные члены предложения, то уже только из них одних можно построить маленькое предложение. Уберём из нашего предложения остальные слова. Что получится?

Смысл нашего высказывания понятен. Попробуйте убрать один из главных членов:

Без подлежащего «берёзы» непонятно, о чём идёт речь в предложении.

Без сказуемого «блестят» наша мысль тоже не закончена.

В начале урока вы узнали, что грамматика включает в себя синтаксис и морфологию. Поэтому, говоря о членах предложения, мы обращаем внимание, какими частями речи они выражены.

Подлежащее чаще всего выражено именем существительным или местоимением.

В этом предложении подлежащее «солнце» выражено именем существительным.

В этом предложении подлежащее «мы» выражено местоимением.

Иногда в качестве подлежащего выступает группа слов, отвечающая на вопросы кто? что?

Сказуемое может отвечать на вопросы: что делает предмет? каков он? что это такое?

Чаще всего сказуемое выражено глаголом:

Одни и те же слова могут выполнять в предложении разную роль. К примеру, попробуем построить предложение из слов: мама, дочка, слушать, внимательно.

Здесь роль подлежащего выполняет существительное «мама».

Но можно построить и такое предложение:

Здесь роль подлежащего выполняет слово «дочка». Поэтому при определении членов предложения нужно быть внимательным.

источник

Как известно, предложения, по наличию членов предложения, делятся на нераспространенные и распространенные.

Нераспространенными называются предложения, в которых имеются только главные члены предложения.

Распространенными , называют предложения, в которых кроме главных членов предложения имеются еще и второстепенные.

Что же такое члены предложения? Этому вопросу мы и посвятим несколько статей и сегодня поговорим о главных членах предложения.

Давайте рассмотрим рисунок, кто здесь изображен и какое слово говорит о его действии.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют основную часть (ядро, грамматическую основу) предложения.

Подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое двумя чертами (смотри на рисунке).

Есть предложения, которые состоят только из главных членов:

Кроме главных членов в предложении есть и другие члены. Их называют второстепенными членами предложения:

Но вернемся к главным членам предложения и поговорим о том, что называют подлежащим и сказуемым.

Это главный член предложения, который связан со сказуемым. Он отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее обозначает предмет речи (мысли).

Существительное называет предмет речи (мысли). Местоимение указывает на предмет. Местоимение часто заменяет подлежащее выраженное существительным:

От подлежащего, выраженного неодушевленным существительным, как и одушевленным, к сказуемому можно задать вопрос что делает? или что сделает? Действия как бы приписываются неживым предметам:

(Что?) Капли росы (что делали?) лежали на листьях .

Это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы:

  • что делает предмет?
  • что с ним происходит?
  • какой предмет?
  • каков он?
  • что он такое?
  • кто он такой?

Солнце (что делает?) встает .

Ночь (какова?) была свежа .

Подлежащее лишь называет предмет речи (мысли). Сказуемое характеризует его по действию или признаку.

Основным свойством сказуемого является характеристика свойств предмета речи (мысли). Для характеристики действия используются спрягаемые формы глагола, а для характеристики признака – существительные, прилагательные и так далее, поэтому выделяют сказуемое именное и глагольное .

Глагольное сказуемое обозначает действие, именное – признак.

Итак, глагольное сказуемое обозначает действие – это глаголы в разных формах:

Именное сказуемое может быть выражено именем прилагательным, именем существительным:

Давайте разберем нераспространенное предложение по членам предложения:

Подлежащеегода – выражено именем существительным, отвечает на вопрос « что? ».

Сказуемоебегут – выражено глаголом, отвечает на вопрос « что делают? ».

  1. Однородные члены предложенияОднородными членами предложения являются члены предложения, отвечающие на один и.
  2. Части речи – глаголПродолжим изучение частей речи. В этой статье речь пойдет о.
  3. Части речи – предлоги и союзыПродолжим разбор основных правил русского языка и в этой статье.
  4. Склонение имен существительныхИзменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
  5. Текст и предложениеБуквы мы составляем в слова, слова в предложения, а предложения.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

  • Я сидел за столом. (В даном случае «я» — подлежащее, главное действующее лицо)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («Он» — подлежащее)

Если между подлежащим и сказуемым стоит «-«, то подлежащим будет первая часть.

  • Четыре — четное число. («Четыре» — подлежащее)
  • Четное число — четыре. (В данном случае «Четное число» — подлежащее)
  • Я сидел за столом. (В даном случае «сидел» — сказуемое, рассказывает о том, что делает подлежащее «я»)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («укрылся» — сказуемое)

К второстепенным членам предложения относятся определения, обстоятельства, дополнения.

Определение отвечает на вопросы (какой? чей?)

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий (куда, откуда, где, сколько, почему, зачем, как и т.д)

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кем?, чем?)

Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного.

  • Лошадь Княжны (Чья? «Княжны» — определение.)
  • Стол из дерева (Какой? «Из дерева» — определение)
  • Кофе по-мексикански (Какой? «по-мексикански» — определение)

Дополнение — предмет, связанный с действием (на который направлено действие, при помощи которого совершается действие). Вопрос дополнению задается от глагола ил наречия.

  • Убирать комбайном («Комбайном» — дополнение.)
  • Заведовать складом («складом» — дополнение)

Для сравнения — дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного. То есть, если к слову можно задать вопрос и определения, и дополнения, то нужно посмотреть на слово, от которого задается вопрос. Если это слово — существительное, то перед нами определение. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение.

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий.

Следует помнить, что дополнение — это предмет, а обстоятельство же не предметно.

Примеры : В данных предложениях фейерверк, клин — не предметы, а образ действия.

  • Опилки летели фейерверками. (Как? Каким образом? «Фейерверками» — Обстоятельство)
  • Гуси летели клином (Как? Каким образом? «клином» — Обстоятельство)

Примеры : В данном случае существительные нож и руки обозначают предметы, связанные с действием.

  • Закрыла руками. (Как? Чем? «руками» — дополнение)
  • Обчистил ножиком (Как? Чем? «клином» — дополнение)

Этот экспресс-курс поможет тебе в изучении основных правил русского языка. Выполняй задания и следи за новыми достижениями! Начать

В данном сервисе ты сможешь проверять свои знания, проходя тесты различной сложности. Перейти

Прослушивай запись и записывай за диктором, после нажатия на кнопку «Проверить» ты увидишь свои орфографические и пунктуационные ошибки. Перейти

Сказуемое — это главный член предложения, обозначающий действие,
состояние или признак подлежащего и отвечающий на вопросы
что делает предмет? что с ним происходит? каков предмет?
что он такое? кто он таков?

Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным,
именем существительным, сочетанием слов:

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в
именительном падеже, то между ними ставится тире:

Тире сохраняется, если сказуемое присоединяется к подлежащему
словами это, вот, значит, это значит, это есть:

Книга — это источник знаний.
Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период.

Тире не ставится, если перед сказуемым есть отрицательная
частица не:

Ленивые руки не родня умной голове.

Тире также не ставится, если сказуемое присоединяется
сравнительными союзами как, словно, будто, точно, всё равно что и др.:

Нефть как черная кровь земли.
Реактивный самолёт словно молния.

В предложениях подчеркните грамматическую основу.
(Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.)

В предложениях подчеркните грамматическую основу.
(Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.)

В предложениях подчеркните грамматическую основу.
(Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.)

Что обозначает сказуемое в предложениях:

Антип надел новую рубашку, подпоясался ремешком.

3) Состояние подлежащего. Неверно. Не кликай на пустое поле. Антип сиял.

3) Состояние подлежащего. Неверно. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Неверно. Верочка любимица всех родных.

3) Состояние подлежащего. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Прохожие оглянулись на них.

3) Состояние подлежащего. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Нeвeрнo. Задание выполнено. Неверно. Неверно.

Для того чтобы понять этот раздел, вам не нужно знать почти ничего; умение определять грамматическую основу — один из фундаментальных навыков, с которого начинается изучение раздела #синтаксис и пунктуация

Все же желательно иметь представление о следующих понятиях: имя существительное , падежи , местоимение , глагол .

  • Что такое подлежащее и чем оно может быть выражено
  • Что такое сказуемое и чем оно может быть выражено
  • Что такое грамматическая основа

Любителям чистого знания: любая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы. Поэтому вам сюда.

Тем, кто просто хочет правильно расставлять запятые: для того чтобы выделить части сложного предложения и правильно расставить запятые между ними, надо уметь определять грамматическую основу. Поэтому вам сюда.

Сдающим ЕГЭ и ОГЭ: для того чтобы справиться с заданиями по синтаксису и пунктуации, необходимо уметь определять подлежащее и сказуемое, в том числе и в очень нетривиальных случаях. Поэтому тем, кто сдает экзамены, тоже сюда.

В общем, кем бы вы ни были, умение определять грамматическую основу предложения будет вам полезно.

Подлежащее — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?».

При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже ( я , ты , он , она , оно , мы , вы , они ).

Кот вскочил на подоконник . В этом предложении подлежащее — кот .

Он вскочил на подоконник. В этом предложении подлежащее — он .

Однако подлежащее может быть выражено и другими частями речи. В роли подлежащего может выступать:

1) любая часть речи, употребленная в значении существительного

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо.
Навстречу ему шли трое .

2) неопределенная форма глагола

Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3) местоимения других разрядов (не только личные, но и относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже

Кто накормит кота?
Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены – подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.

Нам уже известно, что в предложении все слова связаны по смыслу.

Предложение выражает законченную мысль.

Начало предложения пишется с большой буквы.

В зависимости от интонации предложения бывают:

  • восклицательными: Как хорошо в лесу!
  • невосклицательными: Сегодня хорошая погода.

По цели высказывания бывают:

  • повествовательными: Дети идут в школу.
  • вопросительными: Сколько тебе лет?
  • побудительными: Передай книгу, пожалуйста.

Предложения состоят из слов. Сегодня мы узнаем, какие из них называются главными и почему.

Прочтём предложение: Пушистый котёнок играет на полу.

О ком говорится в этом предложении? О котёнке. Что делает котёнок? Играет. Закроем слово котёнок. Прочитаем предложение. Пушистый играет на полу. Смысл непонятен. Кто играет на полу? А теперь закроем слово играет. Прочитаем предложение. Пушистый котёнок на полу. А что он делает неизвестно. Слова котёнок играет выражают основной смысл всего предложения. Это главные члены предложения. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.

Рис. 3. Главные члены предложения (Источник)

Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

Например: Школьники читают книги. О ком говорится в предложении? О школьниках. Кто – школьники – подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают. Это второй главный член предложения – сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.

Запомните: сказуемое – главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.

Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены – подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рис. 4. Грамматическая основа предложения (Источник)

А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.

Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.

Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.

Проверим правильность выполнения этого задания.

Наступила весна. Наступила – сказуемое, весна – подлежащее.

Ручейки побежали. Ручейки – подлежащее, побежали – сказуемое.

Запели птицы. Запели – сказуемое, птицы – подлежащее.

Появились травинки. Появились – сказуемое, травинки – подлежащее.

Вставим подходящее по смыслу подлежащее.

Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.

Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.

Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.

Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.

Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.

Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.

Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.

Пальто, висит, вешалке, на, детское.

Чёрная ворона сидит на ветке.

Основа предложения: Ворона сидит.

Серый заяц грызёт вкусную морковку.

Основа предложения: Заяц грызёт.

Красные яблоки созрели на яблоне.

Основа предложения: Яблоки созрели.

Детское пальто висит на вешалке.

Основа предложения: Пальто висит.

На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
  2. Uchitelu.net (Источник).
  3. 4stupeni.ru (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 171 С. 125.
  • Выделите в данных предложениях грамматические основы. Какая сказка та начинается?

1. Посадил дед репку. 2. Выросла репка большая-пребольшая. 3. Пошел дед репку рвать.

  • * Используя полученные на уроке знания, составь 5 предложений к картинке. Подчеркни подлежащие и сказуемые.

Рис. 6. Кот Леопольд и мыши (Источник)

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Читайте также:  Как разделать индюка в домашних условиях
Adblock
detector