Меню Рубрики

Что такое пейзажная лирика в литературе определение

Пейзажная лирика — это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Иногда автор использует также приём отображения своего внутреннего мира через изображение природы.

Пейзажная лирика — это жанр, нашедший своё воплощение во многих видах искусства, но наиболее ярко он проявлен в живописи, литературе и музыке. В живописи пейзажная лирика — это лирические пейзажи Жана Коро, Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина и многих других художников. А такие поэты, как Афанасий Фет, Фёдор Тютчев, Александр Пушкин, Сергей Есенин, Алексей Кольцов стали авторами стихотворений, явившихся настолько замечательным поэтическим претворением их переживаний, связанных с природой, что композиторы, используя их тексты, нередко создавали шедевры. Таковы романсы и песни Михаила Глинки, Петра Чайковского и Николая Римского-Корсакова, хоровые произведения Георгия Свиридова, Василия Калинникова и Сергея Танеева. Что же касается такого чисто музыкального жанра, как инструментальная пейзажная лирика, то ею проникнута вся романтическая эпоха.

Суть пейзажной лирики — это соединение литературного рода (лирики) и жанра изобразительного искусства (пейзажа). Чтобы понять, как они между собой соотносятся и объединяются в едином жанре, следует подробно рассмотреть обе состовляющие.

Пейзаж (французское paysage, от pays — страна, местность) — жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Как самостоятельный жанр пейзаж появился в эпоху Возрождения, в первую очередь в бургундских и нидерландских миниатюрах XIV-XV веков [22, с. 319]. Согласно другому источнику, пейзаж — жанр, посвящённый изображению естественной или изменённой человеком природы. В качестве самостоятельного жанра выделился в европейском искусстве в XVII веке, но в китайском искусстве ещё в VII веке (в эпоху Тан) достиг исключительной одухотворённости и поэтичности. [17, с. 224-225]

Согласно же Амфилохиевой Е.В. временем зарождения пейзажа исследователи считают VII век. Примерно тогда в китайском искусстве появились первые пейзажи. Длинные шелковые свитки-картины содержали глубокий философский смысл и представляли собой как-бы модели Вселенной, где все элементы природы (небо, земля, горы) взаимосвязаны. Однако эти произведения не являлись изображением подлинной природы. Лишь эпоха Возрождения с её любовью к изучению окружающего мира, приносит в искусство не условные, а вполне реалистичные пейзажи. К тому же в это время разработаны первые принципы перспективного построения пространства (построения в глубину, в даль). [1, с. 141-142]

Как самостоятельный жанр пейзаж оформился в XVII веке. Основоположником считается голландец Иоахим Патинир. Сначала это были придуманные художниками виды природы, в которые они помещали мифологических или библейских героев. Примером такой картины может послужить «Похищение Европы» Клода Лоррена, французского мастера XVII века, работавшего в Италии.

По художественно-образной сущности пейзажи могут быть эпическими (Джон Констебль, Иван Шишкин), романтическими (Якоб Рейодаль, Уильям Тёрнер, Гюстав Курбе, Иван Айвазовский), лирическими (Жан Коро, Алексей Сарасов, Исаак Левитан). Кстати говоря, лирический пейзаж — это пейзаж настроения, который передаёт поэтические переживания автора, выражая их через изображение природы.

Нечто напоминающее пейзаж, существовало ещё со времён Древнего Рима. Веками пейзажные мотивы представляли собой едва напоминающие некоторые объекты природы либо обобщённые, сочинённые, идеализированные виды. Значительный рывок в отношении осознания европейским художником значения пейзажа представляло изображение им конкретной местности (берег Женевского озера, швейцарский художник XV века Конрад Виц).

Постепенно, с развитием научных и опытных знаний, светотени, пропорциональности, общей комп-озиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировалась в центральный предмет изображения.

В Северной Европе, начиная с XVI века, пейзаж также постепенно выходит из поля притяжения других художественных жанров. Образы природы занимают важное место в творчестве многих художни-ков голландской школы — Питера Бреейгеля (Старшего), Яна Вермеера Дельфтского и других. Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции оказало свое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи. Виртуозные картины великого испанского мастера Диего Велааскеса свидетельствуют о зарож-дении пленерной живописи. В его работе «Вид виллы Медичи» передается свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

В период классицизма (XVII век) природа трактовалась, исходя из законов разума, а представление её в виде идеальной гармонии считалось эстетическим эталоном, как следствие — идиллические пейзажи. (Клод Лоррен и другие живописцы).

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко, стремящихся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Пейзажи, утверждающие радость бытия характерны для творчества фламандца Питера Пауля Рубенса («Пейзаж с радугой»).

В эпоху классицизма получил распространение «исторический», «героизированный» пейзаж, вдохновленный образами античной мифологии, а также архитектурные «руины», изображавшиеся на огромных холстах вертикального или горизонтального формата соответственно тому месту, которое им предназначалось в зале. В XVIII в. и позже популярностью пользовались ведуты (Джованни Каналлетто, Алексей Зубов), марины (Уильям Тернер, Иван Айвазовский, Алексей Боголюбов), пейзаж индуст-риальный.

Камиля Коро считали своим предшественником французс-кие импрессионисты. Пленерные пейзажи же Огюста Ренуара, Эдуарда Мане, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея и других художников удиви-тельным образом передают изменчивую световоздушную среду.

Традиции импрессионистов развили и в своей живописи художники-постимпрессионисты: Поль Сезаанн, Винсент ван Гог, Жорж-Пьер Сёра, Поль Синьяк и другие.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие картины природы создавали фовисты, кубисты, сюрреалисты и абстракционисты. Признанными мастерами пейзажной живописи в XX веке неизменно оставались и представители реалистических направлений — Рокуэлл Кент, Джордж Уэсли Беллоуз, Ренаато Гуттузо и другие.

Лирика (от греческого . — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный», «лирический; лирный») — понятие, имеющее два значения. Первое — один из трёх основных родов литературы наряду с эпосом и драмой, предметом художественного претворения в котором является внутренняя духовная жизнь человека, мир его идей, переживаний и чувств. В отличие от эпоса и драмы, где главное, ведущее место занимают образы-характеры и система событий, в которых эти образы проявляются, в лирике создаётся художественный образ переживания. Картина духовного мира даётся не через развитие внешних событий и проявления характера в поступках, а через развитие эмоционального состояния, его различных изменений и проявлений.

Согласно же второму понятию, лирика — это музыка, содержание которой сосредоточено на раскрытии внутренних переживаний человека; и поэтому отличается преобладанием эмоционально-субъективных элементов, особой задушевностью. Основные лирические жанры — романс и песня, инструментальная миниатюра. Лирика как явление словесное (литературный род) и чисто музыкальное (инструментальная лирика) выделены исторически ещё в древности из единого словесно-музыкального искусства, предполагающего нераздельное существование словесного и музыкального текстов.

Лирика обладает развитой системой жанров, которые устанавливаются в настоящее время в зависимости от конкретного содержания, той области действительности, к которой обращено переживание (лирика пейзажная, любовная, гражданская и так далее). Но существует и более раннее деление, основанное на более строгих отношениях содержания и формы (эпиграмма, элегия, сонет, эпитафия, терцины и так далее). [17, с. 358]

Лирика воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. К лирике относятся такие жанры искусства, как стихотворение, послание, элегия, ода.

Начало лирики лежит в, в немногих словах непосредственно выражающей настроение певца. Подобные песни можно прослушать у современных аборигенов. Когда впоследствии лирическая песнь перерастает в личность и становится готовой и хорошо выраженной формулой данного настроения или чувства, она невольно вспоминается каждому знающему её человеку, переживающему то чувство или настроение, и начинает переходить из уст в уста, становится народным достоянием. При отсутствии письменности автор быстро забывается, и сама форма легко видоизменяется сообразно личному почину каждого певца. Песнь приобретает множество вариантов, из которых наиболее удачные переживают более слабые.

Выделившись в особые роды поэзии — и драму — эти элементы остаются до известной степени присущими лирической поэзии; в состав её входят картинки природы, коротенький рассказ от лица автора или предполагаемого автора, описание какой-либо сцены, места действия и прочее.

Народная песня дошла до нас скорее в периоде переживания, когда многое в ней стало терять свой первоначальный смысл под влиянием христианства, новых условий жизни, а также появилось много наносного, книжного. Известные нам народные песни либо записаны со слов народа собирателями (XVIII и XIX века), либо содержатся в старых песенниках (XVI и XVII века), либо сохранились в памятниках совершенно случайно.

Собирание песен началось под влиянием романтиков и главным образом Иоганна Гердера, впервые оценившего их эстетическое достоинство. В России первые собирания народных песен восходят к екатерининскому времени («Сборник» Михаила Чулкова, 1770 год).

Белорусская и вообще славянская народная лирика сохранилась в более свежем и архаичном виде. Она может быть подразделена на два отдела: песни обрядовые и бытовые. К первой группе принадлежат песни, относящиеся к главным народным праздникам и связанные с плясками, хороводами и хождением по домам односельчан.

Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики — Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

Читайте также:  Как очистить ведро от краски

Христианство вызвало к жизни и соответствующую ему поэзию в виде гимнов (например гимны Фортуната, VI век) и секвенций — особой стихо-творной формы, принадлежавшей к так называемой народной латыни. Обе эти лирические формы пелись и при богослужении.

В так называемой философской лирической школе флорентийских% платоническая любовь приобретает нравственно-аллегорический смысл, открыть который без комментария часто невозможно.

Развивается, однако, и более народная форма лирической поэзии: таковы политические песни народного флорентийского поэта Доменико Буркиелло и strambotti Леонардо Джустиниани.

Реформационное движение в Германии вызвало оживление и в лирике, преимущественно религиозного характера. Уже в XV веке сочинял духовные пьесы Генрих фон Лауфенберг, пользуясь при этом формой народной песни; этот-то вид лирической поэзии и обновил Мартин Лютер.

XVIII век, несмотря на царящий повсеместно в Европе классицизмом, не оставался без народной песни. Екатерина II любила этот вид лирики и вставляла народные песни в свои комедии. Тогда же богатые люди стали содержать хоры песенников, что отозвалось в народной лирике так наз. «лакейскими песнями». Одна из лучших песен этого рода, «Вышел барин из лесочку», поётся до сих пор.

В романтический период европейская лирика достигла своего высшего совершенства; но скоро на смену романтизма пришло реалистическое направление, и с этого времени поэзия перестаёт быть по преимуществу лирической. На первый план выступают более объективные виды поэтического творчества: роман, повесть и прочие. Лирика отчасти продолжает жить старой традицией, как у «парнасцев» во Франции, Альфреда Теннисона в Англии, Алексея Толстого, Аполлона Майкова, Якова % Полонского, Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Алексея Плещеева в России, отчасти подвергается влиянию реализма, как у Франсуа Коппе, Шарля Бодлера, Леконта де Лиля во Франции. Отчасти проникается лирика социальными и политическими идеями, как у Генриха Гейне, Николая Некрасова, Николая Огарёва, Семёна Надсона и других. Философские идеи века также отражаются в лирической поэзии, преимущественно у Роберта Броунинга, Виктора Гюго и Сюлли Прюдома.

Поэзия или лирика, изображающая картины природы, называется пейзажной и является жанром лирики во многих видах искусства. Пейзажная лирика имеет различное художественное значение в зависимости от направления и стиля автора.

Впервые пейзажная лирика стала иметь самостоятельное значение в XVIII веке в эпоху сентиментализма. Лирический герой у сентименталистов изображался на фоне природы, противопоставленной агрессивному цивилизованному миру. Причем картины природы были идиллическими и подавались в элегических тонах воспоминаний о прошлом. Сентиментализм ярко проявился в живописи (Якоб Хаккерт и другие) и в литературе (Джеймс Томпсон, Аббат Прево, Николай Карамзин).

В противоположность сентименталистам, природа в поэзии романтиков предстает бушующей, могучей и мрачной. Пейзажная лирика эпохи романтизма служила средством создания необычного, порой фантастического мира, противопоставленного реальности. Картины природы соответствовали лирическому герою того времени: меланхолично-мечтательному или, наоборот, мятущемуся и бунтующему.

Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма.

Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека, что всегда связано с лирикой и довольно часто с природой (пейзажем). Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Основными представителями романтизма в музыке являются в Австрии — Франц Шуберт и Ференц Лист, а также поздние романтики — Антон Брукнер и Густав Малер. Вокальные циклы Франца Шуберта «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» являются ярчайшими примерами пейзажной лирики. Переплетение личных переживаний автора с образами природы проникновенно и выразительно воплощены музыкальными средствами. Баллады, рапсодии Ференца Листа также проникнуты лирикой, пейзажной в том числе.

Также пейзажной лирикой наполнены многие произведения романти-ков, таких как Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор, Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди, Даниэль Обер, Гектор Берлиоз, Джакомо Мейербер и представители позднего романтизма Сезар Франк, Фредерик Шопен.

В России в русле романтизма и лиризма работали композиторы: Александр Алябьев, Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Цезарь Кюи, Пётр Чайковский.

Характер пейзажной лирики изменился в XIX веке (в России, начиная с Александра Пушкина), когда на смену клише и стереотипам, характерным для пейзажной лирики того или иного направления, пришло индивидуально-авторское видение природы.

Формы присутствия пейзажей в лирике разнообразны: от мифологического воплощения сил природы до олицетворений или отождествлений их с человеком.

В пейзажной лирике принято использовать прием «психологического параллелизма», когда происходит внутреннее или внешнее сопоставление состояния лирического героя с состоянием окружающей его среды, что подчеркивает гармонию или дисгармонию в отношениях человека и окружающего его мира.

Иногда изображение природы в пейзажной лирике имеет символическое значение, как в стихотворении Михаила Лермонтова «Утес», в котором речь идет о невозможности двух сердец быть вместе, а в образах утеса и тучки изображаются разлученные возлюбленные.

В пейзажной лирике разных стран можно выделить «местные» и «экзотические» описания природы. Характерные для России лес, река, поле, березы являются «местным» пейзажем. Таковыми являются стихотворения Александра Пушкина «Деревня», «Зимнее утро», сцены из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», хоровое произведение «Зимой» Павла Чеснокова. А «экзотическими» — описания пустынь, гор, морей. В музыке такое явления часто именуется «ориентализмом», что расшифровывается как употребление «восточных» интонаций и гармонических последовательностей (произведе¬ния Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Александра Бородина).

Для европейской литературы XX-XXI веков характерна среди прочих «урбанистическая» пейзажная лирика с описанием всевозможных технических новшеств. Примером может служить стихотворение Владимира Маяковского «Адище города».

источник

Достаточно обширным и глубоко разработанным жанром поэзии является пейзажная лирика. Многими русскими и зарубежными поэтами уделялось много внимания теме природы. Поэтическая муза некоторых мастеров пера была полностью посвящена описанию родных мест, восхищению красотой окружающего мира. Ведь как много восхитительных уголков в разных странах! В нашей статье мы более подробно поговорим о стихотворениях пейзажной лирики, кто их писал. Такая тема заслуживает вашего внимания.

Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика — это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика — это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.

Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!

Пейзажная лирика — это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.

Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.

Основной мотив пейзажной лирики — описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна — с утром, рождением и молодостью; лето — с днем, юностью; осень — с вечером, зрелостью, старостью; зима — с ночью и смертью.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

19 век — золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.

Настоящие «певцы природы» — Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах «крестьянский певец» — Сергей Есенин.

Читайте также:  Как подростку признаться в любви

Жизнеутверждающим настроением наполнена лирика Аполлона Николаевича Майкова. Он не просто воспроизводил в своих стихах русскую жизнь, а соединял ее с идиллическими представлениями о мире. Короткую летнюю сценку одного дня показал поэт в стихотворении «Летний дождь». Оно очень нравится детям.

Дети кричат и бегут за дождем…

— Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Стихотворение характеризуется цельностью и гармоничностью. Читателю представлена обычная сельская сцена во время дождя. Даже сам автор становится частью природы, пытается раскрыть ее секреты.

Поэтический дар поэта Ивана Сурикова пропитан истинной народностью, национальными чертами. Его стихи глубоко поэтические. Зимний пейзаж читатель видит в стихотворении «Зима». С самого детства многим знакомы следующие его строки:

Удивительная картина зимнего дня создана с помощью эпитетов, сравнений. Сначала читатель узнает, как падает снег, потом наслаждается наступившей тишиной. Глаголами поэт передает движения, существительными и прилагательными — состояние покоя. Однородные члены предложения помогают быстро сменить картину: сначала все было черным-черно, а потом пошел снег.

Кратко еще охарактеризуем стихотворение Алексея Плещеева «Сельская песня». В нем мы видим традиционную весеннюю тему с прилетом ласточек и наступлением теплых деньков.

Поэт показывает, что весну «принесла» из далеких краев на своих крыльях ласточка. Звучит стихотворение очень живописно и музыкально. Не зря Чайковский на его основе написал музыку. Стихотворные строчки звучат энергично, с радостным настроением.

В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении «Зимнее утро». Оно пронизано приподнятым настроением:

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение «Зимний вечер».

Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Птичка», лету — «Туча». Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда «лес роняет багряный свой убор. «

Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: «Еще весны душистой нега. «, «Весенние мысли», «Весенний дождь».

От лип душистых медом тянет

По свежим листьям барабанит.

У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:

  • «Первый лист».
  • «Весенняя гроза».
  • «Весна».
  • «Неохотно и несмело. «.
  • «В небе тают облака».
  • «Как весел грохот летних бурь. «.
  • «Есть в осени первоначальной. «.

Каждый мастер слова по-своему изображал природу. Свои впечатления и чувства они выражали неповторимыми образами. Явления внешнего мира в пейзажной лирике тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Для многих поэтов природа ближе самых родных людей и семьи. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России. Величайшим достижением поэтов 19-20 века является изображение гармоничного сочетания внутреннего мира человека, действительности и красоты природы.

Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: «Нежданная весна», «На озере», «Фиалка», «Сверху сумерки нисходят». Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:

  • Роберт Луис Стивенсон «Дождь».
  • Джордж Арнольд «Сентябрь».
  • Джон Китс «Осень».
  • Ральф Уолдо Эмерсон «Снежная буря».
  • Роберт Фрост «Березы».

Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.

источник

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Иногда автор использует также приём отображения своего внутреннего мира через изображение природы.

Пейзажная лирика – это жанр, нашедший своё воплощение во многих видах искусства, но наиболее ярко он проявлен в живописи, литературе и музыке. В живописи пейзажная лирика – это лирические пейзажи Жана Коро, Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина и многих других художников. А такие поэты, как Афанасий Фет, Фёдор Тютчев, Александр Пушкин, Сергей Есенин, Алексей Кольцов стали авторами стихотворений, явившихся настолько замечательным поэтическим претворением их переживаний, связанных с природой, что композиторы, используя их тексты, нередко создавали шедевры. Таковы романсы и песни Михаила Глинки, Петра Чайковского и Николая Римского-Корсакова, хоровые произведения Георгия Свиридова, Василия Калинникова и Сергея Танеева. Что же касается такого чисто музыкального жанра, как инструментальная пейзажная лирика, то ею проникнута вся романтическая эпоха.

Суть пейзажной лирики – это соединение литературного рода (лирики) и жанра изобразительного искусства (пейзажа). Чтобы понять, как они между собой соотносятся и объединяются в едином жанре, следует подробно рассмотреть обе состовляющие.

Пейзаж (французское paysage, от pays – страна, местность) – жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Как самостоятельный жанр пейзаж появился в эпоху Возрождения, в первую очередь в бургундских и нидерландских миниатюрах XIV–XV веков [22, с. 319]. Согласно другому источнику, пейзаж – жанр, посвящённый изображению естественной или изменённой человеком природы. В качестве самостоятельного жанра выделился в европейском иску

сстве в XVII веке, но в китайском искусстве ещё в VII веке (в эпоху Тан) достиг исключительной одухотворённости и поэтичности. [17, с. 224–225]

Согласно же Амфилохиевой Е.В. временем зарождения пейзажа исследователи считают VII век. Примерно тогда в китайском искусстве появились первые пейзажи. Длинные шелковые свитки-картины содержали глубокий философский смысл и представляли собой как-бы модели Вселенной, где все элементы природы (небо, земля, горы) взаимосвязаны. Однако эти произведения не являлись изображением подлинной природы. Лишь эпоха Возрождения с её любовью к изучению окружающего мира, приносит в искусство не условные, а вполне реалистичные пейзажи. К тому же в это время разработаны первые принципы перспективного построения пространства (построения в глубину, в даль). [1, с. 141–142]

Как самостоятельный жанр пейзаж оформился в XVII веке. Основоположником считается голландец Иоахим Патинир. Сначала это были придуманные художниками виды природы, в которые они помещали мифологических или библейских героев. Примером такой картины может послужить «Похищение Европы» Клода Лоррена, французского мастера XVII века, работавшего в Италии.

По художественно-образной сущности пейзажи могут быть эпическими (Джон Констебль, Иван Шишкин), романтическими (Якоб Рейодаль, Уильям Тёрнер, Гюстав Курбе, Иван Айвазовский), лирическими (Жан Коро, Алексей Сарасов, Исаак Левитан). Кстати говоря, лирический пейзаж – это пейзаж настроения, который передаёт поэтические переживания автора, выражая их через изображение природы.

Нечто напоминающее пейзаж, существовало ещё со времён Древнего Рима. Веками пейзажные мотивы представляли собой едва напоминающие некоторые объекты природы либо обобщённые, сочинённые, идеализированные виды. Значительный рывок в отношении осознания европейским художником значения пейзажа представляло изображение им конкретной местности (берег Женевского озера, швейцарский художник XV века Конрад Виц).

Постепенно, с развитием научных и опытных знаний, светотени, пропорциональности, общей комп-озиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировалась в центральный предмет изображения.

В Северной Европе, начиная с XVI века, пейзаж также постепенно выходит из поля притяжения других художественных жанров. Образы природы занимают важное место в творчестве многих художни-ков голландской школы – Питера Бреейгеля (Старшего), Яна Вермеера Дельфтского и других. Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции оказало свое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи. Виртуозные картины великого испанского мастера Диего Велааскеса свидетельствуют о зарож-дении пленерной живописи. В его работе «Вид виллы Медичи» передается свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

источник

Пейзажная или городская лирика – это жанры, в которых чаще всего пишут стихи авторы СТИХИ.РУ. Описание того, что видит человек вокруг себя – эта та тема, которая всегда под рукой: она часто выручит поэта, страдающего потребностью и умением рифмовать слова. Когда важные мысли, которыми можно было бы поделиться с другими, поэту в голову не приходят, у него чаще всего рождаются стихи под кодовым названием «на что смотрю, о том пою». И тут есть два варианта:

Читайте также:  Как испечь хлеб в духовке

Вариант 1. Простодушный поэт. Автор самым обычным, разговорным языком, четко в рифму радостно сообщает нам о том, что: «пришла весна, и стало не до сна, птицы прилетели, а ручьи запели, зеленеют травы, небо синим стало, значит, сердце ВНОВЬ ждет свою ЛЮБОВЬ». Вот так я сейчас, прямо с ходу, не сильно утруждая себя, сочинила новое стихотворение! Можно ли отнести его к пейзажной лирике? Нет, конечно, — его даже к поэзии нельзя отнести, потому что поэзии здесь никакой нет. Есть только рифмовка хорошо известных и очевидных фактов , которая легла в самый простой стихотворный размер.

Вариант 2. Изощренный поэт. Автор практически делает тоже самое – описывает то, что видит, но при этом всовывает в описание фактов как можно больше образов, изощренных рифм и сравнений, которых ты менее всего ожидаешь от услышать. Поэт «делает нам красиво», как сказали бы в Одессе! Обычно именно такие стихи побеждают на некоторых конкурсах. Но лирика ли это?

Давайте вспомним, что такое лирика. ЛИРИКА — это род литературного творчества, предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта. Речевая форма лирики – это внутренний монолог в стихах. Любое явление и событие жизни в лирике есть личное переживание автора, но, благодаря глубине его личности, это переживание имеет общечеловеческое значение – лирические стихи должны задевать струны души других людей.

Обобщу главное – содержание внутренней жизни и личное переживание автора. Я бы еще уточнила – переживание автора, которое не только задевает чужие струны, но и понятно читателю: образы лирики не должны быть столь туманными и «дикими», что их требуется пояснять прозой ибо однозначно понять их связь просто невозможно. Если у читателя «едет крыша» от странности образного ряда и от использованных автором тропов – значит, это либо не лирика, а психоделика, либо автор просто не в ладу с русским языком.

№1
Ты летишь, летишь дорога,
Бесконечность в горизонт.
По земле судьбы протока,
Навещает небо зонд.

Почерк вечера закатом,
Неуклюжим станет свет.
Крепким ночь из тьмы захватом,
Черный в проблесках сюжет.

Пласт Луна тихонько срежет,
Желтым взглядом. Закуток.
Мгла в щетине и без боя,
Быстро сдаст свой островок.

На реке туман осядет
И озвучит шелест фильм.
В беспросветной этой пяди,
Камыша не видно ширм»
…..
Ну, и так далее. Это пример из стихов моего «любимого» автора СТИХИ.РУ, за образами и мыслями которого я обычно никогда не могу угнаться.

Вернемся к определениям. Чем пейзажная лирика отличается от городской?

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА подразумевает, что личное переживание автора происходит через восприятие им пейзажа – природы, которую он пытается поэтическими способами описать. Не просто обозначить то, что он видит вокруг себя (даже если его описания и красивы!), а пронести через это свое ощущение, настроение, а еще лучше – мысль. Просто сообщение фактов – того, что у автора перед глазами, сколько бы он их ни наполнял экзотическими сравнениями, все равно не становятся хорошей пейзажной лирикой. Если же стихи написаны легким, разговорным языком вообще без образов – еще хуже: это рифмованный рассказ в стихах — есть тема (описание природы), но отсутствует поэтический язык, который с помощью образов и тропов выражает личное отношение автора к природе, его настроение, его ощущения от общения с ней, его мысли, которые природа в нем вызвала.

№2
Ночью ветер поутих,
Засветилось утро,
В рифму лезет слово «стих» —
Тут ему уютно.

Ёжась, высунулся март
Из февральской стужи.
Рифма просится – «на старт».
Что ж, пускай послужит!

Наконец, пришла весна,
Улыбнитесь, люди!
Рифма стонет: «не до сна».
Значит, так и будет!
(из пакета конкурсных стихов жанра пейзажная лирика)

Казалось бы, стихи написаны без видимых технических ошибок, и даже вроде бы о природе (присутствуют слова «март» и «весна»!), но можно ли их отнести к жанру пейзажной лирики? Есть ли здесь пейзаж, как таковой? Есть ли внутренний монолог-размышление, переживание автора? Нет. Это иронические или шуточные стихи, стихи разговорно-бытового жанра. Из всех выразительных средств, использованных поэтических образов – одно только слово «ежась». Маловато для пейзажной лирики. ..

А вот примеры стихов хорошей пейзажной лирики из того же пакета конкурсных стихов:

№3
Непостоянство — марта амплуа.
Изменчив он, как девушка — кокетка:
То тёплый ветерок ласкает ветки,
То, в одночасье — снег на тротуар,
То солнце, как сойдя с ума, печёт,
Сугробы тают, на глазах сжимаясь,
И, кажется, не март — преддверье мая,
То каждый тёплый час — наперечёт.
И настроение — подстать весне.
То, разомлев от солнца на скамейке,
Любуюсь я подснежников семейкой,
То, вдруг, я — как сомнамбула, во сне,
Где никаких просветов, перспективы —
Ни в небе, ни на сердце, ни в душе.
Смотрю в окно на третьем этаже.
Печали не найдя альтернативы.

Сечёт уныло дождик по стеклу.
Что март преподнесёт нам поутру.

№4
Мне календарь напомнит, что — весна,
Под переливы тающего снега.
Как хороши весенние тона
В кровосмешенье мартовского неба…

Природа, скинь скорей рубаху сна!
А ты, прелестный крохотный подснежник,
Взгляд устреми в высокую безбрежность!
Не замечай, прошу, что я – одна…

Закатный луч, то ль пьян, а то ль тверёз,
Приотодвинь полоску голубого,
На раструбах пестреющих берёз
Расписываясь розовым с лиловым!

. отметится весна упадком сил,
Приблизятся апрельские календы…
А роща всё пылает алой лентой,
Как будто кто костёр не загасил…

На мой взгляд, пейзажная лирика – это один из самых трудных жанров поэзии. Их нужно писать либо гениально, либо не браться вовсе. Это только кажется, что здесь достаточно просто подобрать красивые слова. Увы, все гениальные строки о красоте божьего мира уже были сказаны другими, очень трудно внести что-то новое, особенно, если мы решим ограничиться только пейзажем, не внесем в него немного своей души и своих мыслей…. Очень рискованный жанр!

Другая разновидность лирики – ГОРОДСКАЯ ЛИРИКА, очень близко примыкает к пейзажной. Здесь личное переживание автора идет уже не через восприятие им естественной среды обитания человека, а через среду рукотворную, искусственную, в пространстве и времени города или жилого поселка, или в интерьере помещения. И это тоже не просто. Пространство и время в художественном произведении не может быть описано полностью соответствующим реальности. Более того, оно и не должно быть представлено в стихах фотографически. В лирическом тексте ведущим содержанием является эмоциональный настрой автора. В этом смысле пространство лирического текста – окружающая обстановка, где разворачивается сюжет стихотворения — это только способ передать субъективное ощущение и мысли автора.

Город в художественном произведении — это всегда особое пространство. Городская культура предполагает два важных момента: связанность быта множества людей и одиночество человека,как следствие суеты городской жизни. Кроме того, города всегда являются культурными центрами, средоточием интеллигенции, следовательно, ее реакций, рождающих художественные образы. Поэт часто противопоставляет себя толпе не только в романтической традиции, но и в силу своей «отстраненности»: он создает свое личное, особое видение окружающего. В городе человек наиболее остро соответствует сам себе — одинокий среди множества. Все сказанное – типичные темы городской лирики.

№5.
Город в огнях, словно в шали прозрачной со стразами,
Душ миллионы, плененные связкой одной…
Небо терзают иголки антенн безобразные…
Ночь не для всех. Телецентру не ведом «отбой»…

Рев от движенья машин… преступленья на улицах…
Вечный кошмар ребятишек в пространстве двора —
Грязные монстры, что ездят, смердят и паркуются,
Там, где представить немыслимо было вчера…

Жизнь мегаполиса. Мы — наслаждения пленники,
К пошлости просто привыкнуть и мерзость принять.
Жертвы услуг и прогресса… сил темных подельники,
Смолоду страстью отравлены — все потреблять!

Ждет мегаполис добычу… приманки разбросаны…
…Ангел-Хранитель, страдая, нас мучит вопросами…
(автор СТИХИ.РУ)

№6
Весны всевластье. Новый макияж
на старой плоти петербургских зданий.
Газон раскис и изменил пейзаж.
Все меньше мест удобных для свиданий.

Толпа на Невском – точек мельтешение.
В бистро уютном – кофе ароматный.
Весенний взлом сердец, преображенье,
и в полдень грохот пушек многократный.

Стриптиз скульптур. В просушке Летний сад.
Река крушит наросты льдин разбитых.
Подняться в небо, развестись хотят
мосты Невы. Львы скалятся сердито.

И украшенье северной столицы —
сгоревшие на ярком солнце лица.
(автор СТИХИ.РУ)

источник