Меню

Что такое пастель в живописи

Пастельная живопись – нежное и утонченное направление в изобразительном искусстве. Выполнить рисунки в такой технике довольно просто, важно подобрать качественный материал. Цвета получаются чистыми, свежими, а растушевка делает картины еще более нежными и трогательными.

Эффекты в пастельной живописи отличаются мягкостью переходов, чистотой цвета, приятной бархатистой поверхностью, но художники должны обладать высоким уровнем мастерства, потому что при небрежном исполнении эта техника потеряет прелесть и утонченность. Пастель – это что-то среднее между рисунком и живописью, поэтому ею можно рисовать линии, делать штрихи и растушевку.

Это направление в живописи требует точного нанесения штрихов и линий. У мастера должно быть тонкое художественное чутье, чтобы подобрать идеальное сочетание цветов, потому что поменять их будет очень сложно. Знаменитые эффекты в пастельной живописи – это мерцающее сияние тона, удивительная возможность смешения и наложения цветов.

При создании шедевра должно быть идеальное освещение, потому что от интенсивности и направленности света зависит игра красок на картине. Именно этим и интересна пастельная живопись. Такие картины вызывают восхищение и желание рассматривать их при разной степени освещенности.

Для пастельной живописи нужно выбрать определенный материал, чтобы у вас получилась прекрасная картина. Пастель бывает трех видов:

И масляную, и сухую пастель изготавливают путем прессования. Только в масляную добавляют льняное масло и пигмент, а в основе восковой – воск высокого качества с добавлением пигментов.

Масляную пастель используют для учебных целей, сухой вариант подходит для учебных и художественных целей. При рисовании сухой пастелью применяют метод растушевки, что позволяет создавать плавные переходы и нежные оттенки.

Этот вариант пастели существует двух видов: твердая и мягкая. Мягкая состоит из чистых пигментов и небольшого количества связующего компонента. Ей удобно делать широкие штрихи насыщенного цвета. Твердые мелки реже ломаются, потому что в их состав входит большое количество связующего вещества. Ими удобно создавать рисунок, потому что можно сделать как тон, так и прорисовку тонких деталей.

Для пастельной живописи нужно правильно подобрать бумагу. Для этого обычно используют цветную бумагу для пастели. Тон бумаги нужно подбирать с учетом особенностей рисунка. Почему не используют белую бумагу? Потому что с ней сложнее оценить насыщенность основных цветов.

Для рисования пастелью есть три вида бумаги:

  • наждачная – ее используют для создания художественных работ, приобрести ее можно в большом формате;
  • пастельная доска – состоит из маленьких частиц пробки;
  • бархатная бумага.

Чтобы защитить пастельный рисунок от осыпания, его фиксируют при помощи обычного лака для волос или особого фиксатора. Цвета становятся не такими мягкими и более глубокими.

В живописи в пастельных тонах используют растушевку для того, чтобы создать мягкие переходы между цветами и плавные линии. Ее основное назначение – равномерно распределить цвет. Для растушевки художник использует тряпку, подушечки пальцев или растушку.

При помощи этого приема мастер может создать плавную границу благодаря приглушению интенсивности цвета. Это базовый прием в пастельной живописи, выполнить его просто. Художник создает рисунок и приступает к растиранию штрихов, а затем поверх растушевки накладывает более насыщенные цветовые пигменты.

В пастельной живописи часто используют прием растушевки пальцами. Если вы работаете с большой поверхностью, то распределяйте пигмент сжатыми вместе пальцами. Если рисунок небольшой, то для этого хватит подушечек пальцев. Самое главное – обязательно смывать цвет после каждой растушевки, чтобы не получилось грязи.

Слои пастели разных цветов можно накладывать друг на друга, но нужно учитывать, что чем насыщеннее нижний фон, тем оттенок верхнего слоя будет отличаться от первоначального. Чтобы этого не получилось, сделайте растушевку нижнего слоя, а потом приступайте к наложению другого пигмента.

Этот прием в пастельной живописи нужно использовать как можно реже, потому что это может привести к тому, что цвета будут не такими интенсивными. Для подчистки используют ластик, но если им неправильно пользоваться, то можно повредить поверхность, в результате пастель будет ложиться неравномерно.

Подготовьте участок для коррекции. Протрите его ватой или тряпочкой, убрав часть пигмента. Затем можете использовать ластик. На него не нужно сильно давить, чтобы не повредить поверхность рисунка. При соблюдении этих рекомендаций у вас получится аккуратно подкорректировать рисунок.

В технике пастельной живописи нужно уделять особое внимание линиям и пятнам. Они могут быть прерывистыми, простыми, которые подчеркивают контур, так и более сложными, создающими формы и объем. Художник должен тщательно подойти к выбору формы линий и пятен, чтобы точнее передать свою идею.

Для их создания вам нужно использовать брусок пастели и рисовать им под определенным углом или плашмя. Если художник выберет второй вариант, то у него получатся штрихи, равные ширине бруска.

Для проведения линий мастер использует твердую пастель. Мелок ставят ребром и проводят линию – она получается идеально прямая. Можно использовать и мягкую пастель, только ширина штриха получится больше.

Самые продвинутые мастера пастельной живописи используют пятна чистого цвета и делают минимальную растушевку. Это связано с тем, что растушевка приглушает насыщенность цвета, а это не нравится некоторым художникам. Именно поэтому многие используют нерастушеванные пятна, которые прекрасно передают чистоту и яркость цвета.

Существует специальный прием в пастельной живописи, при котором мастера вообще не используют растушевку, а создают картину из чистых пятен. При близком рассмотрении они кажутся абстракцией, но если отойти, то зритель увидит цельное полотно.

Название “пастель” происходит от слова “а пастелло”, которым обозначали рисование черным итальянским карандашом и сангиной. В XVIII веке эта техника стала популярной, ее широко использовали во Франции и Англии. Известными художниками пастельной живописи были Франсуа Буше, Шарден, Делакруа и др.

Постепенно ее популярность несколько уменьшилась, но пастель снова стала интересна художникам во второй половине XIX века. Пастель активно использовали в работе импрессионисты, потому что она позволяла получить чисты и красивый цвет. Импрессионисты создавали удивительно нежные, полупрозрачные картины.

В России пастель стали использовать в начале XVIII века благодаря иностранным художникам. В начале рисовали только иностранные мастера, которые выполняли работы на заказ. Известными художниками пастельной живописи в России были Карл-Вильгельм Барду, который писал в этой технике портреты; также ее использовал Александр Орловский и Алексей Гаврилович Венецианов и другие мастера. Это направление в изобразительном искусстве позволило создать удивительные пейзажи с чистыми цветами и мягкими линиями.

источник

Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно теории искусства, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.

Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага — предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска — выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба (белый — без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден, позднее Грёз, Жан Этьен Лиотар, Жан Юбер, Делакруа, а также в Англии (Фрэнсис Котс не только работал в этой технике, но и усовершенствовал технологию производства красок). Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Каррьера. Среди её учеников — крупнейший пастелист Швеции Густаф Лундберг. Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Читайте также:  При какой температуре хранить лук репчатый

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушевывать кистью или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.

В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия, привезенная иностранными художниками. На протяжении всего XVIII века создателями произведений в этой технике были мастера так называемой россики — иностранные живописцы, работавшие в России. Они выполняли, почти исключительно, портреты на заказ. Распространение в среде русских художников техника пастели получила несколько позже. Скорый в изготовлении, исполняемый зачастую в один сеанс, пастельный портрет получил широкое распространение, стал одним из самых любимых видов заказного изображения, выполняя некоторым образом функцию фотографии. Эпоха расцвета пастельного портрета в России приходится на первую треть XIX столетия. Это связано, по-видимому, с подъемом усадебной культуры, с вошедшими в моду фамильными портретными галереями. Ведущий мастер этого времени — Карл-Вильгельм (Карл Иванович) Барду, берлинский уроженец, прославившийся, прежде всего, как автор пастельных портретов. С 1806 года Барду-младший жил в Москве, где исполнил множество портретов членов семей московского дворянства. На одном из них — «Портрет молодого человека»(1811) — запечатлен известный русский поэт пушкинского круга Е. А. Баратынский в детстве.

Наряду с другими графическими и живописными техниками, пастель использовал Александр Орловский, обучавшийся в Европе живописец, рисовальщик, гравер и литограф, обладатель «быстрого карандаша» (по выражению А. С. Пушкина). Первые десятилетия творческого пути активно работал пастелью и Алексей Гаврилович Венецианов. В 1807 году Венецианов поступил на статскую службу, а в свободное время ходил в Эрмитаж и копировал пастельными карандашами картины Луки Джордано и Бартоломе Эстебана Мурильо. Позже Венецианов поднес два жанровых крестьянских портрета пастелью императрице Елизавете Алексеевне, за что получил бриллиантовый перстень, а в 1823 году, подарил «картину в сельском домашнем виде пастельными красками» Александру I. По-видимому, это и был один из шедевров знаменитого живописца, ныне принадлежащий Русскому музею — «Очищение свеклы».

С 1840-х годов в Россию из Европы приходит мастерство дагерротипии, а в конце 1840-х появляется способ тиражирования фотографических изображений. Впечатляющая новация на время вытеснила с художественного рынка акварельный, миниатюрный и пастельный портрет, поэтому в России в 1840—1860-е годы пастель находит крайне редкое употребление. Середина XIX столетия отмечена единичными работами в технике пастели, авторами которых были Сергей Константинович Зарянко, Наталья Егоровна Макухина («Портрет художника Ковригина»), Пётр Алексеевич Оленин («Портрет Ивана Андреевича Крылова»), Павел Петрович Соколов, Иоганн-Адольф Тимм. Использовал пастель и Константин Маковский («Вакханка». 1860).

В 1890-х годах пастельная техника в России фактически переживает второе рождение. Почти все пастели Исаака Ильича Левитана относятся к 1890-м годам. До того Левитан к этой технике не обращался вовсе, а впоследствии — после 1894 года — лишь в отдельных случаях. В коллекции Русского музея — три пастели мастера: «Хмурый день» (1895) «Долина реки» (1890-е) и одна из вершин творчества Левитана — «Луг на опушке леса» (1898). Особое место пастель занимала в творчестве Валентина Александровича Серова («Портрет княгини Мусиной-Пушкиной», 1895). Для «Портрета Елены Павловны Олив» (1909) одной пастели оказалось недостаточно, и вместе с ней художник использовал акварель, и гуашь. В пастельных работах Бориса Кустодиева («В ложе»; «Цветущая глициния», 1912) — переплетение тенденций отечественного искусства рубежа XIX и XX столетий, интерес к театру, миру кулис («Танцовщица в кабаре»,1904; «Цирк», 1905; «В ложе», 1912), присутствие легкой ностальгической нотки по национальному прошлому («Дети в маскарадных костюмах», 1909). Пластические возможности пастели позволили художнику Леониду Пастернаку передать атмосферу дома Льва Толстого («Лев Толстой с семьей в Ясной Поляне», 1902).

Пастель становится излюбленной техникой членов художественного объединения «Мир искусства» — Александра Николаевича Бенуа, Бориса Михайловича Кустодиева, Константина Андреевича Сомова, Мстислава Валериановича Добужинского, Леонида Осиповича Пастернака и других. Эта техника тем более оказалась востребованной, чем менее её практиковали приверженцы академизма или позднего передвижничества. Художники расширяют жанровый арсенал пастели. Так, у Александра Бенуа чаще преобладают пастельные пейзажи, у Сергея Малютина — лирические портреты, у Леона Бакста — обстановочные портреты, изображения детей и плакат (афиша для «Детского базара», 1899), у Александра Головина — эскизы театральных декораций.

Для Зинаиды Серебряковой («Портрет сына Александра», 1921) пастель до конца дней оставалась излюбленной техникой. В манере «non finito» («незавершенности») созданы портреты детей, с тонко проработанным лицом и едва намеченной одеждой, а также — «балетная серия», где фигуры лишь намечены расплывчатым контуром. «Марокканская серия» (1928, 1932) целиком выполнена в пастели.

Работа мягкими палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией». При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно темнеют. Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали её колористическую гамму, губили её природную бархатистость. Самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке. Таким образом, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту — окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. Но у пастели есть и технические достоинства. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества. Если художник работает в пастели небрежно, все её достоинства исчезают. Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели — это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь». Отсюда — бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает.

Читайте также:  Как обновить старый дом снаружи

Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу — так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.

источник

Сегодня мы расскажем, что такое пастель и постель, какие значения имеют слова. Также в статье будет указано, много полезной информации о правописании и произношении. Кроме этого, мы расскажем, как правильно рисовать пастелью. Особенности видов мелков также будут рассмотрены в статье.

Сейчас будет рассмотрена информация из толковых словарей для того, чтобы понять, о чем пойдет речь.

Значение слова пастель – мягкие мелки, карандаши, предназначенные для рисования на бумаге.

Происходит это слово от латинского pasta, что значит тесто. Уменьшительная форма слова pastillo и дало название художественному материалу и виду искусства. Итак, пастель:

  • мелки для рисования;
  • техника рисования;
  • общее название для картин, выполненных пастелью.

Теперь стало понятно, что такое пастель. Но вот более привычное слово «постель». Основное толкование этого слова – ложе, место для сна, кровать.

Как правильно пишется слово, «постель» или «пастель»? Проверочного слова к последнему не существует. Чтобы понять, как правильно писать первое, следует разобрать его на составляющие. «По» – это приставка. В русском языке приставки «па» не существует. Далее «стел» – корень слова, стелить – постелить – постель.

При произношении слышится “пастель”. Но пишется постель, ударение на второй слог.

Теперь о пастели. Слово иностранное в русском языке. Поэтому просто следует запомнить, как пишется слово «пастель». Также нужно знать его произношение. Правильно так: пастель, пастельные тона, рисует пастелью.

Ударение на второй слог выпадает. Произносится «е» как «э», то есть “пастэль”. Если речь идет о живописи, технике рисования или мелках, которыми рисуют, то используется слово «пастель».

Мягкие карандаши, изготовленные из пигмента путем прессования с добавлением вещества, которое связывает компненты. Карандаши в форме мелка бывают круглой формы или прямоугольной, отличаются мягкостью. Бывает твердая и мягкая пастель. У разных производителей своя цветовая гамма.

Также есть карандаши в привычном понимании – с грифелем из пастели.

Вся разница их в применении. Пастельными карандашами удобно прорисовывать детали, мелками – крупные изображения, поверхности рисунка, которые необходимо растушевать.

Бумага для рисования пастелью нужна особенная. Обычный ватман или альбомный лист не подойдет.

Для рисования пастелью используется:

  • наждачная бумага мелкой фракции;
  • специальная рыхлая бумага для рисования пастелью;
  • пастельная доска, изготовленная из мелких частичек пробки.

Такие поверхности как нельзя лучше отображают цвета и объем. Рисунки пастелью получаются очень реалистичными и живыми.

Можно для рисования использовать холст, хорошо натянутый на специальную раму.

Мы уже выяснили, что такое пастель. Теперь поговорим непосредственно про масляный вид пастели. Эти мелки изготавливаются из пигмента и льняного масла. Чаще всего мелки бывают круглой или шестиугольной формы. Палитра этих карандашей не такая разнообразная, как у сухой пастели. Но масляную любят за ее насыщенные и яркие цвета.

Рисунки масляной пастелью также можно делать на пастельной, наждачной бумаге, на холсте.

Мелками можно рисовать в том виде, в котором они есть. При использовании растворителя масляная пастель становится насыщенной краской, и рисунок наносится с помощью кистей. Другой метод применения пастели называется “энкаустика”. Для этого перед использованием ее плавят.

Восковая пастель отличается от масляной своим составом. Она состоит из пигмента и высококачественного воска. Еще одно отличие в том, что восковые мелки более твердые, они не растираются. А масляную пастель можно размять или растереть пальцами. Рисунки, выполненные восковыми мелками, не пачкаются. А масляная пастель же может остаться на пальцах.

Для создания пастельного рисунка необходимо:

  • полотно – бумага для пастели, рыхлый картон, лист наждачной бумаги;
  • мелки;
  • фиксатор для сухой пастели;
  • палочки для растушевки;
  • клячка (ластик для пастели);
  • кисти для удаления лишней пастели;
  • фиксатив рабочий и финишный;
  • муштабель.

Муштабель – специальное приспособление для художников. Длинная палочка с кожаным наконечником. Предназначен муштабель для того, чтобы можно было работать над деталями и не смазать готовый рисунок, поддерживает рабочую руку на весу.

Ластик для пастели – это клячка. Что она собой представляет? Специальное приспособление, убирающее излишки пастели или неверно нанесенный цвет, не повреждая бумаги.

Под рукой еще нужно иметь мягкую хлопчатобумажную ткань. Она необходима, чтобы вытирать руки, так как сухие, да и масляные мелки пачкают пальцы, и следы могут остаться на полотне.

Рисовать лучше стоя, используя для полотна мольберт или же наклеив бумагу на стену (последнее, как вы понимаете, бюджетный вариант). При таком положении излишки сухой пастели будут самостоятельно опадать, не смешиваясь и не портя рисунок. Для небольших картин можно использовать планшет с креплениями для бумаги.

Как нарисовать пастелью картину? Сейчас дадим полезные советы начинающим. Для рисунков, выполненных пастелью, лучше всего выбирать цветную бумагу. При покрытии ее могут оставаться просветы. А если бумага выбрана с учетом основного фона картины, недостатков не будет видно. Кроме того, цветная лучше передает цветовую гамму.

Масляная пастель имеет свойство со временем темнеть, на поверхности рисунка может выступать краска. Ее можно просто аккуратно снять мягкой тканью или салфеткой. Если пастелью не закрашен фон на картине, то может проступать масло. Для этого лучше всего полностью покрывать фоном полотно.

Выбирая для рисования наждачную бумагу, следует отдать предпочтение самой мелкой зернистости. Создавая рисунок на таком необычном полотне, надо помнить о том, что расход мелков увеличится в несколько раз, и запастись нужными цветами.

Сейчас расскажем про фиксатив рабочий и финишный. Рабочий фиксатив используется в процессе рисования. Наносить его необходимо тонким слоем, чтобы не испортить рисунок. Если перестараться, то пастель станет маслянистой и работу продолжить будет нельзя. Чтобы равномерно нанести слой рабочего фиксатива, необходимо его распылить над картиной, расположенной горизонтально. После использования можно продолжать работу. Финишный фиксатив наносится в конце работы. Поверх него пастель уже не наносится. Вместо специального фиксатора для сухой пастели можно использовать лак для волос. При фиксации лаком баллончик держать от работы на расстоянии сорок – пятьдесят сантиметров.

Он также фиксирует рисунок, но при этом делает его немного темнее и имеет некоторые недостатки. В составе косметического средства могут содержаться эфирные масла и жирорастворимые витамины, которые оставят на рисунке пятна. И еще, лак для волос не обладает такими свойствами, как специальные средства для закрепления пастельного рисунка. Масляную пастель закреплять не надо.

Растушевку можно делать при помощи специальных палочек. Но более мягкая и ровная получается с применением собственных пальцев. Отлично растушевать сухую пастель можно при помощи аппликатора для теней.

При рисовании пастелью, так же, как и красками, цвета можно смешивать, накладывая один цвет на другой. Сухую пастель опытные мастера иногда разводят водой и рисуют ею как акварелью. Для этого надо растолочь мелки и разбавить водой. Полученной густой пастой можно делать отдельные мазки или полностью выполнять рисунок.

Наносить контуры рисунка лучше всего пастелью. На набросок, сделанный карандашом, пастель не очень хорошо ложится.

Для придания объемности картины на завершающем этапе следует проработать рисунок. Этого можно достичь, правильно распределив свет и тени. В каждом наборе пастельных мелков есть белый и черный карандаш. Именно они помогут придать картине необходимый объем.

Рисунки, выполненные на бумаге, имеющей рыхлую структуру, бархатной или наждачной, сохраняются дольше.

Самый надежный способ сохранить рисунок, выполненный пастелью, это поместить его под стекло. Это касается и сухой, и масляной пастели. Чтобы стекло не касалось рисунка, следует использовать паспарту – толстый картон или полная бумага, в которой вырезается окно для рисунка. Так картина оказывается в рамке и имеется зазор между стеклом и рисунком в один – два мм. Под стеклом пастель меньше будет подвержена выгоранию и запылению, краски дольше сохранят свою яркость.

Читайте также:  Асептика и антисептика и виды

При оформлении рисунка в рамку без паспарту можно использовать подкладку, чтобы стекло не касалась работы.

Если нет необходимости или возможности поместить рисунок в рамку, его необходимо прикрепить к плотной основе, лицевую сторону накрыть калькой. Края последней следует закрепить, чтобы она не скользила по поверхности рисунка. Так можно хранить картины в вертикальном или горизонтальном положении. Если работы надо перемещать, при транспортировке следите, чтобы лицевая сторона картины была сверху.

Популярными марками, выпускающими материалы для живописи и рисования, является Faber Castell, Derwent, LYRA. Продаются пастель сухая и масляная, пастельные карандаши. Можно приобрести наборы по 12, 24, 36, 60, 72 цвета. При необходимости можно купить поштучно отдельные цвета. Отличное качество пастели, богатая цветовая палитра. Мелки прекрасно ложатся на бумагу различной фактуры.

Можно приобрести пастель отечественного производства. Но к сожалению, она чаще всего проигрывает по своим качествам в сравнении с импортной, хотя стоит почти так же. Отечественная пастель с маркировкой «мягкая» оказывается жесткой. Она царапает бумагу, плохо поддается растушевке.

Российские производители пастели:

  1. ЗХК «Невская палитра, пастель «Сонет».
  2. ОАО «Гамма», пастель «Студия» и «Московская палитра».

Хорошие отзывы имеет «Подольская пастель» производства ЗАО «Подольск-Арт Центр».

Пастель фирмы Olki дополнит набор художника серыми, приглушенными коричневыми, бежевыми и землянистыми тонами. Такая палитра незаменима для создания мягких переходов и передачи теней.

Теперь вы знаете, что такое пастель, значение данного слова. Также были рассмотрены техники выполнения рисунков, особенности. Надеемся, что данная информация была вам интересна и полезна.

источник

Наконец-то. Обзор, который я очень ждала! Спасибо огромное, Марина, за то, что сдержали обещание и выполнили просьбу! Время заглянуть в художественную лавку ?

Ольга, я рада, что помогла вам с выбором!

Сохраню этот обзор.Очень пригодится.Спасибо,Марина!

Марина, большое спасибо! Как всегда подробно, чётко и емко! Очень нужная и полезная информация. Для меня открытие, что есть ещё и акварельная пастель. Спасибо.
Марина, просьба, в художественных магазинах появились холсты для АКВАРЕЛИ. Если можно, в чем их секрет?
Заранее спасибо.

Я думаю, секрета особого нет. Просто основа. Раньше акварелью или темперой под масло делали подмалевок по холсту. Так что это то же самое. Разве что грунт акриловый, я думаю. У меня лежит такой холстик. но я его до сих пор не могу опробовать.
Из преимуществ, думаю, то, что он не будет идти волной, как бумага. Но вряд ли на нем возможны мокрые техники. Не будет того эффекта, как на бумаге.

Благодарю Вас, Марина! Очень полезный для меня материал,т.к. я только учусь живописи, в том числе и на Ваших уроках. Об акварельной пастели не знала. Пробовала только сухую пастель. Купила восковые карандаши, а пользоваться не умею.Эту статью прибрала в закладки. Успехов Вам!

Спасибо за отличный обзор, теперь понятно, что это за неведомый материал такой. В избранное!

Спасибо за статью! как то все разложилось по полочкам. Пастель это так очаровательно и рукотворно!

Здравствуйте ,Марина. Полезный урок по видам пастели,но как ее применить в акварельных работах,пока не вижу.Игорь Манухов в свое время показывал применение мелков в написании акварелью цветов,но без пояснений.Хорошо бы это увидеть в Вашем уроке. С уважением Сергей Калининград.

Сергей, вы про какую пастель? Восковую или сухую? Работа по верху акварели или как основа, чтобы был резерваж?

Очень нужный и своевременный для меня обзор. Спасибо огромное.

Как много интересного я узнала! Большое спасибо.

Марина, спасибо за ответ про холсты для акварели.

Спасибо, Марина! Я только начинаю учиться рисовать, и честно говоря, практически ничего не знаю о инструментах и материалах, но обязательно сохраню статью, думаю в будущем она мне пригодится.

Большое спасибо за статью, хочу пробовать рисовать и пастелью, но вот не знала какой. теперь прояснилось. Сохраню статью.

Спасибо огромное! Замечательная статья, очень полезная. Про акварельную пастель я раньше не слышала, очень интересно.

Марина,спасибо,материал полезный! Сухой пастелью выполнила довольно много работ,очень люблю сам процесс.Масляную пастель выиграла в Репинскул на конкурсе,Осваиваю. Акварельную пастель имею,но редко пользуюсь-мелки очень сыпучие. Сухая и масляная у меня Фабер Кастел.

Спасибо, Марина.
Очень люблю пастель. Нравиться мягкая сухая. У меня Sennelier и работать с ней одно удовольствие. Хотелось бы попробовать акварельную тоже.
Спасибо за полезную информацию. Если решите создать «пастельный» курс, то я обязательно запишусь.

Марина, спасибо большое за этот гид про виды пастели. Я только чуть больше года занимаюсь живописью, начала с акварели, но попробовать захотела все. Пастель пробовала методом тыка (поэтому понимаю, сколько времени и усилий может сберечь никогда не бравшемуся за пастель человеку вот такое разъяснение )
Я делала первый рисунок дома на онлайн вебинаре сухой мягкой пастелью (soft pastels) и поняла, какая от неё пыль и грязь. В студии за большим мольбертом как то лучше и есть где размахнуться. Но сухая пастель мне не понравилась – тем более я на наждачке делала, и вообще без каких то навыков рисования.
Думала, что пустые расходы.
Но потом случайно купила масляную пастель (oil pastels), и с таким кайфом нарисовала прованский пейзаж (тоже с бесплатного вебинара), очень ярко, сочно, аж самой понравилось! Ничего не сыпется, да ещё на тонированной бумаге – пестня! Масляных пятен не видела, но рисунок лежит, посмотрим.

Марина, расскажите пожалуйста про акварельную пастель – и как её включать в акварельный рисунок и как основу, и поверху (тут кто то спрашивал ранее, но не уточнил в ответ на Ваш комментарий).

Акварельными карандашами я пользовалась и обязательно буду – но пока со всеми этими замечательными средствами я как обезьяна с гранатой – сама не знает куда кинет и зачем…

Пастели в круглых кюветках я даже и не видела никогда, теперь буду целенаправленно смотреть, спасибо!
И вообще, постоянные открытия для себя – никогда раньше не обращала внимания на то, чем именно написана работа – недавно узнала, что Дега был увлечённый пастелист.

Пойду читать Вашу статью про хранение и фиксацию – кроме лака для волос для угля ничего не знаю, видела специальные фиксаторы, можно сказать по цене чугунного моста через полноводную реку…

Производитель пастели Mungyo (Корея) является контрактным производством и выпускает пастель для большинства мировых ведущих брендов по контракту. Для Faber-Castell в том числе. Нет необходимости быть компетентным в вопросах производства, чтобы понять простую истину – ни один контрактный производитель не выполнит размещенный заказ на товар, качество которого будет выше, чем аналогичный, под собственной ТМ или даже такого же качества. Вырезка из Вашей статьи -“Очень приемлема по цене, она в два раза дешевле Faber-Castell, но ничуть не хуже по качеству”. Этого одного уже более, чем достаточно, чтобы изменить формулировку. Так же рекомендую протестировать продукт Mungyo и Faber-Castell. Ну например – при нанесении цвет на цвет, как ложится и как закрашивает нижележащий, образование при этом “катушков” и т.д. Всего доброго!

Сергей, благодарю за вашу информацию.

Прекрасная статья, спасибо!
Недавно вот что узнала на своем опыте. Только после неудачи стала подробно читать и разбираться в материалах, в том числе на американских форумах…
Я очень люблю продукцию Фабер-Кастелл и вот недавно приобрела и их пастель 36 цветов из обновленной серии Creative studio (синяя серия). Внешне, по дизайну и запаху мелки оказались полностью аналогичны Mungyo. Даже на коробке написано «сделано в Корее».
Выбор стоял между ними и Кохинор – жалею, что тогда не выбрала проверенную чешскую марку! Ей, а также Олки и Подольской у меня получается все без проблем. Фабер, хоть изначально ложится ярко и мягко, вообще не держит слой, осыпается, уже не говоря о даже легкой попытке растушевать… бумагу использую Canson, Fabriano – у меня на ней все получается другими материалами.
Буду рада вашему совету, Марина! А то каждый раз, садясь за работу, расстраиваюсь, хочется ведь и некоторые цвета из этой коробки использовать.

Варвара, сожалею, не смогу помочь советом – не пробовала этот набор

Марина, здравствуйте! Кажется, вы мало сталкивались с масляной пастелью ? вы пишете: “Цвета плохо смешиваются между собой. Мазки пастелью практически невозможно растушевать пальцем.” Но это не так. Только дешевая масляная пастель себя так ведет. А среднего класса и уж тем более профессиональная очень хорошо смешивается и растушевывается пальцами безо всяких растворителей.
Я об этом целую статью написала в моем блоге о масляной пастели: https://oilpastelist.wordpress.com/2018/12/22/myths/

А вообще очень нравится ваш сайт, видно, что сделан с любовью, полезной информации масса! В свое время очень помогла статья про выбор акварельной бумаги. Каждый раз с удовольствием читаю статьи и зависаю на сайте ?

источник

Adblock
detector