Меню

Что такое палиндромы в русском языке

Он дивен, палиндром, и

ни морд, ни лап не видно.

Палиндромы (от др.-греческ. πᾰλίνδρομος — «движущийся обратно») — это слова, словосочетания и предложения, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.

Палиндромы, или слова-перевёртыши, возможны начиная с трёхбуквенных слов: боб , дед , кок , око , пуп , шиш . Хотя среди географических названий встречается палиндром из двух букв, например, река Яя в Сибири. Больше всего пятибуквенных слов-палиндромов: заказ , довод , кабак , казак , комок , наган , потоп , ротор , топот , шабаш , шалаш . Палиндромы-предложения чаще всего бывают игривые или шуточные. В старинные времена в России их называли «рачьими стихами».

Вот как выглядят фразы-палиндромы.

А в Енисее — синева.

А лис, он умен — крыса сыр к нему носила.

А муза рада музе без ума да разума.

Арбуз влетел в зубра

Арбуз у зубра.

А роза упала на лапу Азора.

Ася, молоко около мяса.

Велик Оборин — он и робок, и Лев.

Вот сила типа капиталистов.

Город до́ро́г.

Городок Бишкек шибко дорог.

Да, искать такси — ад!

Дорога за город:

то ров, то отворот.

Дорого небо, да надобен огород.

Ешь немытого ты меньше!

И городу дорог огород у дороги.

И мал Иван, а лупил у лип улана вилами!

И пока нищ, не жди, жид, женщин, а копи.

Ишаку казак сено нес, казаку каши.

Кит на море романтик.

Кот учён, но как он нечу́ток!

Кулинар, храни лук.

Летя, догонит иного дятел.

Лидер бодро, гордо бредил.

Лилипут сома на мосту пилил.

Лом о смокинги гни, комсомол!

Мак чужд жучкам.

Мала тропка, но она — к порталам.

Меня истина манит сияньем.

Мокнет Оксана с котёнком.

На вид — ангел, а лёг на диван.

На в лоб, болван!

Надо меч в кулак, а лук — в чемодан.

На доме чемодан.

Нам сила — талисман.

Не диво ли, мама?! Хам, а миловиден!

Не пошл Шопен.

Но невидим архангел, мороз узором лег на храм, и дивен он.

Но ты меньше ешь, не мыт он.

Oколо Миши молоко.

Он дивен, палиндром, и ни морд, ни лап не видно.

Он рубил и потел от вина, холодно — он до лохани; в то лето пили бурно.

«Пустите!» — Летит супу миска Максиму. — «Пустите, летит суп!»

Тарту дорог как город утрат.

Течёт море — не ром течёт.

Торт и бананы, суп. У сына набит рот.

Ты, милок, иди яром: у дороги мина, за дорогой огород, а за ним и город у моря; иди, коли мыт.

Ужас — ангел лёг на сажу.

У лип Лёша нашёл пилу.

Ум за рамки тупо плыл по пути к маразму.

Шорох от дубка как будто хорош.

Я нем и нежен, не жени меня.

Я не реву, уверен я.

Я с леди все же свиделся.

Я сличил то и то — вот и отличился.

Я умру, хлебороб, — ел хурму я.

Палиндромы могут быть и в стихах. Интересно двустишие Д. Авалиани, написанное гомеровским гекзаметром.

Море могуче. В тон ему, шумен отвечу Гомером:

Море, веру буди — ярок, скор я иду буревером.

Известно немало поэтических фраз, одинаково читаемых в обе стороны.

Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум. (Д. Авалиани)

Тут чудаки цикаду чтут. (Д. Авалиани)

Мир озарим и разорим! (В. Гершуни)

Но ты тонка как ноты тон. (Н. Ладыгин)

Я пел, сияя и слепя. (А. Ханмагомедов)

Молебен о коне белом. (И. Фоняков)

Лег на храм, и дивен и невидим архангел. (Фольклор)

Нам богом быть ты б мог, обман! (Б. Гольдштейн)

Утро поползло по порту. (В. Рябинин)

История палиндромов восходит к незапамятным временам. Древнейший из сохранившихся палиндромов написан на латыни и создан примерно в IV в. нашей эры. Это фраза «Sator Arepo tenet opera rotas», что означает «Сеятель Арепо с трудом держит колёса». Как правило, этот палиндром, состоящий из пяти пятибуквенных слов, записывали в форме квадрата.

В таком виде фраза читается четырьмя способами: по горизонтали и вертикали, слева направо и справа налево.

Стоит сказать, что в древние времена палиндрому, «заточённому» в квадрат, приписывались удивительные свойства. Считалось, что он обладает магической силой и способен защитить от болезней и злых духов. Не случайно подобные «волшебные» фразы высекались на стенах храмов и дворцов у древних римлян, а в Средневековье — и на фасадах христианских церквей.

источник

В общем смысле это слово, читающееся одинаково с любой стороны (“прямоходом” – слева направо или “реверсом” – справа налево”).

Данный термин имеет греческое происхождение и обозначает “движущийся обратно”, “возвращающийся”. Русский поэт-авангардист Велимир Хлебников (1885-1922) предложил называть палиндром “перевертнем”, и даже написал в подобном ключе поэму “Разин”, а также стихотворение “Перевертень”, текст которого приводится ниже (необходимо отметить, что в случае написания палиндромами стихотворения, оно получает название “палиндромон”).

Перевертень
Автор: В. Хлебников

Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лав? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз, зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. – Ужели?
Зол, гол лог лоз.
И к вам и трем с смерти мавки.

Историки, изучающие палиндромы, утверждают, что первые из них появились в глубокой древности и даже несли оттенок магического, таинственного и сакрального. Народы различных стран мира придумывали собственные названия палиндромам, к примеру, в России 17 века они получили название “рачьи стихи”, а их составление было очень популярным.

Составлять палиндром – занятие увлекательное и сложное, но в случае появления удачного произведения, не лишенного смысла, ему будет обеспечена долгая жизнь в народной памяти. Вспомним широко известный палиндром Афанасия Фета “А роза упала на лапу Азора”, ставший особенно популярным после его использования А.Н. Толстым в сказке “Буратино”.

Разновидностью палиндрома является “суперпалиндром”, составленный в виде таблицы и читающийся одинаково в горизонтальном и вертикальном направлениях. Данный суперпалиндром получил название “магический квадрат”, он написан по латыни в IV веке и дословно переводится так: “Сеятель Арепо с трудом держит колёса”. В середине данного произведения можно увидеть перекрестие из слова “tenet”, что значит “держит”. Этому магическому квадрату приписывались свойства оберега, например, в Британии его записывали на ленту, которая оборачивалась на шею человека и должна была защитить от болезней.

Таким образом, палиндром имеет многовековую историю, его составление требует определенных тренировок и мастерства, а также в древности палиндромам приписывались магические, сверхъестественные свойства.

Ниже приводятся несколько примеров палиндромов, в том числе палиндромов, состоящих из фраз или отдельных слов.

А роза упала на лапу Азора (А.А. Фет)
Я иду с мечем, судия! (Г.Р. Державин)
Аргентина манит негра (авторство достоверно не установлено, иногда приписывается М.А. Булгакову)
Муза! Ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум (Д.Е. Авалиани, являющийся основоположником русского палиндрома)
Кит на море романтик
Лёша на полке клопа нашёл
И любит Сева вестибюли
Удавы рвали лавры в аду
А щи – пища?
Яд ем как мед я!
Иди, Сеня, не сиди!

довод
доход
заказ
кабак
казак
комок
потоп
радар
шабаш
шалаш

источник

Палиндро́м (от др.-греч. πάλιν — «назад, снова» и др.-греч. δρóμος — «бег, движение»), пе́ревертень [1] — число, буквосочетание, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях. Например, число 101; слова «топот» в русском языке и фин. saippuakivikauppias (продавец мыла; торговец щёлоком) — самое длинное слово-палиндром в мире; текст «а роза упала на лапу Азора» и пр.

Читайте также:  Капуста маленькие кочанчики как называется

Другое название — палиндро́мон (от др.-греч. πᾰλίν-δρομος — движущийся обратно, возвращающийся [2] [3] ).

Иногда палиндромом называют любой симметричный относительно своей середины набор символов [4] [5] .

Отдельные палиндромические словосочетания и фразы известны с глубокой древности (древнейшим из известных является SATOR из Геркуланума I века н. э.), когда им зачастую придавался магически-сакральный смысл (не лишена этого оттенка фраза На в лоб, болван, использовавшаяся русскими скоморохами в качестве перформативного высказывания). Авторское творчество в области палиндрома начинается, по-видимому, в Средние века. В русской литературе достоверно известно об авторском палиндромном стихе Державина «Я и́ду съ ме́чемъ судия», затем об авторском палиндромном стихе Фета [6] «А роза упала на лапу Азора». Первую попытку многострочного (и довольно длинного) стихотворного произведения в форме палиндрома предпринял Велимир Хлебников в поэме «Разин». Однако расцвета русский литературный палиндром (преимущественно стихотворный) достиг только в 1970—1990-е года в творчестве Николая Ладыгина, а затем Владимира Гершуни, Елены Кацюбы и Дмитрия Авалиани. В 1990-х годах началось в России и детальное литературоведческое и лингвистическое изучение палиндромии — прежде всего Александром Бубновым и Германом Лукомниковым.

Теоретики и практики палиндрома выделили многочисленные пограничные с палиндромом формы: например, оборотень — текст, читающийся слева направо иначе, чем справа налево: «Мир удобен» (Сергей Федин). Среди более редких разновидностей палиндромических текстов следует назвать также слоговые, словесные и фразовые палиндромы, двуязычные палиндромы (в одну сторону текст читается на одном языке, в обратную — на другом) и т. п. .

Существуют разновидности, когда чтение производится не в обратном направлении, а в прямом, но с другого места в «размноженном» термине, например, кабанкабан, кольцокольцо, викивики. Такие «разночтения» могут встречаться и в ДНК [ прояснить ] .

  • А роза упала на лапу Азора. (Афанасий Фет)
  • Аргентина манит негра (авторство спорно [7] )
  • Я иду с мечем судия (Гавриил Державин)
  • Я — арка края (Валерий Брюсов[8] )
  • О, лета тело! (Валерий Брюсов [8] )
  • «Madam, I’m Adam» («Мадам, я — Адам», — представился первый человек первой женщине)
    «Eve» («Ева», — скромно палиндромом ответила она)
  • В палиндромичном году (2002) Петер Норвиг (англ. Peter Norvig ) закончил пятилетнюю работу с применением компьютера по созданию самого длинного палиндрома на английском языке, состоящего из 17 259 слов. Написанная в традициях классического палиндрома A man, a plan, a canal. Panama («Человек, план, канал — Панама»), но в целом бессмысленная, эта фраза начинается A man, a plan, a cameo, Zena… и заканчивается …Ibanez, OEM, a canal, Panama[9] . Похожие рекорды, но в других «весовых категориях» были установлены Джеральдом Бернсом (англ. Gerald M. Berns , бессмысленный список из 31 358 слов) и Лоуренсом Левиным (англ. Lawrence Levine , связный роман Olson in Oslo из 31 594 слов, написанный с применением странных грамматических структур и архаичного языка и потому трудный для чтения) [9] .
  • Sum summus mus (Я — сильнейшая мышь)
  • Saippuakivikauppias (самое длинное в мире слово-палиндром) [10]
  • Числовые палиндромы [11][12]
    • 676 (наименьшее число-палиндром, являющееся квадратом непалиндрома — 26).
    • 121 (наименьшее число-палиндром, являющееся квадратом палиндрома — 11).
  • Проблема 196
  • Возвратное уравнение

Палиндромы используются в формулировках олимпиадных задач [13] , связанных с работой со строками. Также задачи, связанные с поиском палиндромов, любят давать на собеседованиях [14] . Для их решения может быть полезным алгоритм поиска самой длинной палиндромиальной подстроки.

В структуре нуклеиновых кислот имеются относительно короткие взаимно комплементарные участки, имеющие «зеркальные» последовательности нуклеотидов, которые могут образовывать дуплексы. Общее число таких «перевертышей» в геноме человека оценено от 100 тыс. до 1 млн. При этом они распределены по ДНК неравномерно.

Важную роль играют палиндромные последовательности в формировании некоторых типов нуклеиновых кислот, например, в случае транспортных РНК (см. рис).

Пьесу играют «как обычно», но после того, как она заканчивается, ноты переворачивают и произведение играют заново, причем музыка не изменится. Итераций может быть сколько угодно и неизвестно, что является верхом, а что низом. Такие произведения можно играть вдвоем, читая ноты с разных сторон. Примерами таких музыкальных палиндромов могут являться произведения «Застольная мелодия для двоих» Моцарта и «Путь Мира» Мошелеса, а также Прелюдия и Постлюдия из фортепианного цикла Пауля Хиндемита «Ludus tonalis».

Существенно более сложный вид палиндрома реализован в сочинении «Прощание» Луиджи Даллапикколы.

  1. ↑ Перевертень // Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М: НПК «Интелвак», 2001. — С. 735.
  2. ↑Древнегреческо-русский словарь Дворецкого «πᾰλίν-δρομος»
  3. ↑Энциклопедия Кругосвет
  4. ↑Последовательность Фибоначчи
  5. ↑Перевод чисел в различные нумерации
  6. ↑Палиндром
  7. ↑[1]
  8. 12Брюсов, 1918, с. 118.
  9. 12 Asher Cantrell. The book of word records. Adams Media, 2013. С. 219—221. (англ.)
  10. ↑Neil/Fred’s Gigantic List of Palindromes
  11. ↑Numeric Palindromes
  12. ↑ последовательность A002113 в OEIS
  13. ↑архив задач mccme
  14. ↑Нахождение самой длинной подстроки-палиндрома
  • Антология русского палиндрома XX века. / Сост. В. Н. Рыбинский. — Москва, 2000.
  • Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии. / Сост. Г. Г. Лукомников и С. Н. Федин. — Москва, 2002.
  • Бонч-Осмоловская Т. Б. Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней. Самара: Бахрах-М, 2009. Гл. 1.1—1.4.
  • Брюсов В. Я.Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам. — М. : Геликон, 1918. — 200 с.
  • Бубнов А. В. Лингвопоэтические и лексикографические аспекты палиндромии: Диссертация доктора филологических наук. — Орел, 2002. Автореферат в формате pdf
  • Кацюба Е. А. Первый палиндромический словарь. — Москва, 1999.
  • Кацюба Е. А. Новый палиндромический словарь. — Москва, 2002.
  • Сайт ПАЛИНДРОНАВТИКА http://slovart.narod.ru
  • Журнал ПОэтов № 9 (21) 2009 г. «ПАЛИНДРОНАВТИКА».
  • Антон Аверин — палиндромическая поэма «Был голос — соло глыб».
  • Воскресенский Д. Н. Китайский палиндром и его жизнь в литературе // Народы Азии и Африки. 1971, № 1.

Что такое Wiki.sc Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

источник

Палиндром, в самом простом определении — слово или набор слов, которые читаются одинаково как слева направо, так и наоборот. Само слово имеет греческое происхождение (πᾰλίν-δρομος — движущийся обратно).

Существуют и другие варианты названия такого явления. Иногда встречаются определения как «палиндромон, «перевертыш» и «перевертень». Последнее было введено в обиход русским поэтом, любителем текстовой симметрии Велемиром Хлебниковым.

Несмотря на то, что активное развитие и нахождение явления приходится на Новейшее время, его корни тянутся вглубь истории на тысячи лет. Древнейший из дошедших до нас перевертней датируется I веком н.э. и имеет древнеримское происхождение.

Автор «Sator arepo tenet opera rotas» неизвестен, но удалось установить, что предложение было составлено в древнем Геркулануме до того, как город был стерт с лица земли извержением вулкана Везувий.

Данный пример примечателен не только своей историей, но и тем, что написание слов одного под другим образует «магический квадрат». Каждое внутри него будет читаться так же не только по горизонтальной линии, но и по вертикальной.

Русскоязычному миру эта игра слов может быть знакома благодаря экранизации романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Предложение было положено на музыку как «Гимн Воланда» и использовалось в одном из главных саундтреков телесериала.

Авторское составление перевертышей берет начало в Средневековье. С того времени им начинают интересоваться литераторы, а их нахождение становится интересным упражнением на развитие писательского мастерства.

Активное развитие симметрического текста в России датируется второй половиной ХХ века. Его использовали в своей творческой деятельности и исследовали с лингвистической точки зрения такие писатели, как:

Читайте также:  Как ухаживать за замиокулькасом в горшке в домашних условиях

Сегодня палиндромы — забавное развлечение на досуге, не более. Но в давние имена им приписывали разнообразные магические свойства. Люди верили, что написание симметричного текста на стене дома или входной двери способно уберечь его хозяина от зла.

Проще всего найти перевертень среди слов. Хотя кажется, что их можно пересчитать на пальцах, на самом деле, их предостаточно в любом языке.

Джеральд Бернс, пытаясь установить рекорд самого длинного ряда из существующих, нашел комбинацию из 31 358 таких слов в английском языке. В русском словаре можно отыскать такие примеры, как:

Гораздо большего умения требует нахождения фраз перевертышей и составление из них предложений. Особенно, таким образом, чтобы они имели смысловую нагрузку. Примеры таких выражений:

  • голоден я, но не долог он, голод;
  • дорог Рим город или дорог Миргород;
  • и он видит сон юности дивной;
  • лев с ума ламу свел;
  • ты сама сыта;
  • кот учён, но не чуток;
  • а леди у ног его — ну и дела.

На самом деле, палиндромия свойственна не только тексту. Это явление применимо к любому набору символов, отвечающих главному критерию. А именно, идентичности чтения, вне зависимости, с какой стороны начинать.

Математические перевертыши также называют числовыми. Исходя из определения, они представляют собой симметричный цифровой ряд.

Количество цифр в нем может быть как четным, так и нечетным. Нахождение и манипуляции с такими натуральными числами пользуются большой популярностью среди теоретиков математики.

Примечательно! Существует предположение, что после определенного количества арифметических действий, любое число станет числовым палиндромом. Для этого нужно складывать первоначальное число с его зеркальным отражением до получения нужного эффекта.

Поразительным открытием стало то, что палиндромы можно буквально отыскать в каждом из нас. Сделать это можно, расшифровав структуру ДНК.

Размер последовательности достаточна для существования миллиона симметричных фрагментов разной длинны.

Активное развитие информационных технологий многократно упростило задачу нахождения симметричных комбинаций знаков в тексте и цифровых рядах.

Написанные для этого алгоритмы путем перебора могут отыскать за несколько минут примеры, над которыми людям пришлось бы трудиться годами. Решение таких задач применяется при обучении программированию.

Палиндромы возможны даже в музыке. Произведения считаются таковыми, если их нотное написание симметрично относительно центра мелодии.

В таком случае, вне зависимости от того, с какой стороны начать играть по нотам, музыка будет звучать одинаково. В свое время с этим успешно экспериментировали Моцарт, Мошелес и Хиндемит.

источник

ПАЛИНДРО́М и ПАЛИНДРО́МОН, -а, м. Лит. Слово или словосочетание, одинаково читающееся с начала и с конца, например: «комок», «я иду с мечем судия».

[От греч. παλίνδρομος — движущийся обратно]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Палиндро́м (от др.-греч. πάλιν — «назад, снова» и др.-греч. δρóμος — «бег, движение») — число, буквосочетание, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях. Например, число 404; слова «топот» в русском языке и фин. saippuakivikauppias (продавец мыла; торговец щёлоком) — самое длинное слово-палиндром в мире; текст «а роза упала на лапу Азора» и пр.

Другое название — палиндро́мон (от др.-греч. πᾰλίν-δρομος— движущийся обратно, возвращающийся).

Иногда палиндромом называют любой симметричный относительно своей середины набор символов.

ПАЛИНДРО’М и ПАЛИНДРО’МОН, а, м. [от греч. palindromeō — бегу назад] (лит.). Стихотворение или фраза, читающиеся одинаково и с начала и с конца, напр.: я иду с мечем судия (Державин), течет и нежен, нежен и течет (Хлебников).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. слово или словосочетание, одинаково читающееся как слева направо, так и справа налево

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: порезвиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

  • Когда провели их детальный анализ, то выяснилось, что здесь присутствует скопище всех мыслимых и немыслимых вариантов расположения букв, бессмысленных слов и предложений, различных повторов одного и того же «текста», палиндромов и так далее и так далее.
  • Уже говорилось о том, что перевертыши — палиндромы хорошо известны из литературы — это предложения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево без учёта знаков препинания и интервалов между словами.
  • Это суждение содержится единственно в самой форме главы, в которой применяются все используемые риторические фигуры (метонимия, хиазм, метафора, асиндетон, эпифора, ономатопея, анаколуф, гипербатон, метатеза, прозопопея, полисиндетон, гипотипосис, апокопа, ирония, синкопа, солецизм, анаграмма, металексис, тавтология, анастрофа, плеоназм, палиндром, сарказм, перифраза, гипербола — достаточно упомянуть лишь половину из них).
  • (все предложения)

Когда провели их детальный анализ, то выяснилось, что здесь присутствует скопище всех мыслимых и немыслимых вариантов расположения букв, бессмысленных слов и предложений, различных повторов одного и того же «текста», палиндромов и так далее и так далее.

Уже говорилось о том, что перевертыши — палиндромы хорошо известны из литературы — это предложения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево без учёта знаков препинания и интервалов между словами.

Это суждение содержится единственно в самой форме главы, в которой применяются все используемые риторические фигуры (метонимия, хиазм, метафора, асиндетон, эпифора, ономатопея, анаколуф, гипербатон, метатеза, прозопопея, полисиндетон, гипотипосис, апокопа, ирония, синкопа, солецизм, анаграмма, металексис, тавтология, анастрофа, плеоназм, палиндром, сарказм, перифраза, гипербола — достаточно упомянуть лишь половину из них).

источник

Некоторые слова в русском языке обладают смысловой симметрией, они не отображаются зеркально, а только читаются без изменения справа налево, с конца к началу. Подобные слова и предложения носят название палиндромов и часто встречаются на страницах русской литературы, выступая в качестве речевых феноменов и весьма ярких выразительных средств.

Палиндром (греч. – «бегущий вспять», иначе палиндромон, перевертень) – фраза, построенная так, что ее можно читать и справа, и слева, сохраняя смысл, например Атака заката [2, с. 655 – 656].

Отдельные палиндромические словосочетания и фразы известны с глубокой древности, когда им зачастую придавался магически сакральный смысл. Так, например, не лишена этого оттенка фраза На в лоб, болван!, использовавшаяся русскими скоморохами в качестве перформативного высказывания.

Палиндромотворчество в русской литературе начинается в 17 веке и неуклонно развивается в последующие века.

Так, достоверно известно об авторском палиндромном стихе Г.Р. Державина Я и́ ду съ ме́ чемъ судия, затем А.А. Фета А роза упала на лапу Азора [3, с. 140].

Первую попытку многострочного (и довольно длинного) стихотворного произведения в форме палиндрома предпринял В. Хлебников в поэме «Разин»:

Мы, низари, летели Разиным. Течет и нежен, нежен и течет. Волгу див несет, тесен вид углов. Олени. Синело.

Однако расцвета русский литературный палиндром, преимущественно стихотворный, достиг только в 1970 – 1990-е годы 20 века в творчестве Н.И. Ладыгина (Но ты тонка, как ноты тон), В.Л. Гершуни (Меня истина манит сияньем), Е.А. Кацюбы (Восход в зеркале заката, где текст слева направо – закат, справа налево – восход) и Д.Е. Авалиани, который попытался сформулировать свое теоретико- метафорическое представление о палиндроме в форме самого палиндрома:

Читайте также:  От чего зависит расход топлива автомобиля

ни морд, ни лап [10, с. 48 – 52].

Теоретики и практики палиндромии выделили многочисленные пограничные с палиндромом формы. Самая яркая из них – оборотень. Это текст, читающийся слева направо иначе, чем справа налево. Пример оборотня встречается в творчестве Д.Е. Авалиани: Анатом – за разум!, обратное прочтение: Муза размотана! Такой палиндром извлекает из обратного чтения иной смысл, чем из прямого.

В наше время в большинстве случаев палиндромы – лингвистическая игра. Не все из них обладают глубоким содержанием, но некоторым составителям удается создать палиндромы достаточно осмысленные и порой забавные. Вот несколько примеров:

· Но невидим Архангел лег на храм, и дивен он.

· Тропа налево повела, на порт.

· Уведи у вора корову и деву.

· Уж редко рукою окурок держу.

· Надо меч в кулак, а лук – в чемодан.

· Шорох от дубка как будто хорош.

· Тут хорош сыр к еде, крыс шорох тут [4].

Обобщая все имеющиеся на сегодня классификации палиндромов, можно выделить следующие виды:

Первый вид палиндрома – буквенный – это стихи, где отдельные буквы, располагаясь в обратном порядке, при чтении как слева, так и справа произносятся одинаково:

Второй вид палиндрома читается с конца к началу по слогам или частями слов и называется слоговым. Чтобы понять, как он устроен, следует разбить фразу поэта Г. Лукомникова на слоги:

Третий вид палиндрома – словесный – более труден в создании, зато и более интересен. Он представляет собой стихотворение, которое читается и с начала, и с конца с сохранением одинакового смысла, но уже не по буквам, а по словам:

Я не любил ее, ее любил не я… [7].

Такой палиндром на стилистическом уровне воспринимается как хиазм – «зеркальный» лексический повтор, усиливающий смысловое содержание фразы и расставляющий логические акценты на компонентах «не любил» и «не я».

Следующий, четвертый вид палиндрома – лексический – представляет собой не точное противопоставление значения, а лишь противительную семантику, например, во второй и третьей строках стихотворения С.Я. Маршака:

Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А все хорошее, друзья, Дается нам недешево!

Пятый – синтаксический – палиндром заключается в противопоставлении синтаксической конструкции предложения. В качестве примера можно рассмотреть стихотворение В.А. Жуковского «А.С. Пушкин»:

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив; голову тихо склоня,

Белый же палиндром, по аналогии с белым стихом, отличающимся от обычного стихотворения отсутствием рифмы, не читается с обратной стороны. Пример белого палиндрома встречается в творчестве Л. Каганова:

Палиндром – это речевой феномен, который по своей сути напоминает ещё одно текстовое явление, называющееся анаграммой. Но ошибочно предполагать, что они родственны.

Первоначально анаграмма существовала как род тайнописи и, казалось бы, могла пониматься лексически – как перестановка букв в слове в произвольном порядке. Но в данном случае шифруется не единица языка, а сообщение (текст), возможно, состоящее из одного слова. Поэтому определение анаграммы таково: «Слова или словосочетания, образованные путем перестановки букв, входящих в состав другого слова» [9, с. 16].

В противном случае анаграмму следовало бы считать явлением того же порядка, что и палиндром, иллюстрируя и то и другое лексическими примерами, а не текстовыми.

Общим для анаграммы в любом понимании и палиндрома является то, что они издавна осмысливались как способ чтения и вид текста, отличные от обычного – загадочные и сакральные.

Палиндром – это прием подбора словесной конструкции, допускающей одновременно и традиционное «прямое» (в европейской литературе – слева направо), и «обращенное» (справа налево) прочтение одной и той же осмысленной фразы [5, с. 183]. Например, одинаково с начала и с конца читается моностих А.А. Вознесенского А луна канула, заглавие же книги его стихотворений – «Аксиома самоиска».

Палиндром – это абсолютное проявление симметрии в литературе [1, с. 257]. Симметрия не только придает палиндрому гармоничный графический вид, но и определяет его благозвучие: из-за удвоения букв возникают звуковые повторы при чтении.

Большинство палиндромов – моностихи, поэтому многим образцам жанра свойственна афористичность. Например, палиндром Д.Е. Авалиани:

У тени или мафии фамилии нету [6, с. 198].

Существуют и многострочные опыты палиндромов, однако редкие из них содержат осмысленные фразы и не содержат при этом «случайных» неологизмов, образовавшихся вследствие несовершенства техники поэта-палиндромиста. Так, в палиндроме В.В. Набокова все-таки ощущается искусственность представленного микросюжета:

Я ел мясо лося, млея. Рвал Эол алоэ, лавр.

Рвать!» Он им: «Я – минотавр!» [11, с. 468 – 450].

Происхождение палиндрома обусловливается взаимодействием нескольких равнозначных факторов. Во-первых, эстетическим чувством зеркальной симметрии, её почти математическим выражением, только не в цифрах, а в буквах. Во-вторых, эстетикой игры ума, интеллектуального упражнения в высшем мастерстве. Неслучайно палиндром помещается в сферу тайн ремесла, известных и подвластных лишь искусным мастерам поэтического слова.

Сочетание различных стилей речи, словотворчество, художественная значимость каждой лексической единицы и одновременно ограниченные наборы звуков и слогов создают неповторимую магию слова. Главная же трудность состоит в создании палиндрома, не лишенного смысла, ведь зачастую большинство современных авторов стремится не к смысловой глубине и ассоциативности созданного палиндрома, а к соблюдению формы и увеличению объема [7, с. 158 – 160].

Таким образом, палиндромия представляет собой структурно развитую, хоть и мало изученную, сложную систему, которая распространена в современной художественной литературе. Под палиндромией понимается специфическая художественно-изобразительная речь, основу которой составляет симметрия (по преимуществу зеркального типа) элементов текста, с учетом возрастающей роли межтекстуальных отношений, наблюдаемых преимущественно в системе устойчивых словесных выражений.

1. Аксенова Е. Палиндром // Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2014. – 257 с.

2. Гаспаров М.Л. Перевертень // Краткая литературная энциклопедия. Т. 5. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 655 – 656.

3. Гаспаров M.Л. Стиховой палиндромон: Фет и Минаев // Semiotics and the History of Culture. – источник

Adblock
detector