Меню

Что такое основа 3 класс

Тема: Что такое основа слова?

Цели: образовательная : познакомить с понятием «основа слова»; способствовать открытию способа нахождения основы.

Развивающая: развивать умение подбирать слова к схемам, развивать у детей умение разбирать слово по составу; формировать УУД.

Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.

учебно-языковые умения: умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать морфемные единицы; умение проверять написанное; формировать у учащихся умения образовывать новые слова; углублять представления о значении частей слова;

речевые умения: составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.

Личностный: мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей)

− сохранять и принимать учебную задачу;

– планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

– проявлять самостоятельность и инициативу;

-способность контролировать свои действия.

– использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач;

– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по морфемным признакам, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.

– сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

– ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

– выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

– понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

– стремиться к более точному выражению собственного мнения;

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка.

– Проверьте порядок на вашем «рабочем месте». Почему это важно? Выскажите свои мысли

-Верно ребята, не зря народная мудрость гласит:

И мы с вами постараемся беречь наше время, соблюдая порядок в классе и на уроке.

II . Проверка домашнего задания

( Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

— Какое значение придают эти суффиксы словам?

— Что такое суффикс? Для чего он служит?

— Что такое приставка? Для чего она служит?

Индивидуальная работа у доски.

– записать ряд однокоренных слов:

– Что такое приставка? Суффикс?

3 . Проверка индивидуальной работы.

– Какие слова называются однокоренными?

IV . Самоопределение к деятельности

Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.

— Какое слово лишнее? (Предлог.)

— Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальноечасти слова.)

Ребята, смотрите у меня такая схема разбора слова по составу, скажите

-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите.

Дайте определения частей слова.

— Рассмотрите таблицу, которая на доске. Со всеми ли частями слова мы познакомились?

— Назовите часть слова, с которой предстоит сегодня познакомиться.

-Сейчас, ребята я выделю в данных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:

-Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.

Работа по учебнику с.95 сведения о языке.

— Прочитайте текст. О ком в нём говорится?

— Что нового вы узнали из текста?

— Прочитайте однокоренные слова с корнем ящер-. (Ящерица, ящерята, ящерка.)

— Назовите формы одного и того же слова. (Ящерица, ящерицей, ящерицу.)

— Назовите все значимые части слов.

(П редлогаю двум учащимся выполнить это задание на доске.)

Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание – приседайте и похлопайте перед собой.

Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа, дерево. Руки, сады.

VII . Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 96.

— О чём может рассказать словообразовательный словарь?

Упр. 180 (с. 96). ( Групповая работа.)

Упр. 182 (с. 96). ( коллективная работа)

— Выпишите слова, которые состоят только из корня и окончания. Выделите в них корень, окончание и основу.

Весна, поход, дом, быстрый, вылетел, дорога, книга, карандаши, рука, гроза.

Игра « Зажги свет в домике»

У вас карточка с изображением домика .Я буду говорить утверждение , если вы с ним согласны закрашиваете окошко, если нет пропускаете.

1.Основа слова может быть равна корню.

2. В основу слова может входить окончание

3.В основе слова обязательно должен быть суффикс.

4.В основу слова никогда не входит окончание.

5. Основа-это часть слова без приставки.

6.Основа-это часть слова без корня.

7. Что бы найти основу слова, нужно найти окончание.

8. Часть слова без окончания является основой слова.

-У кого в домике горит свет, так же как меня? Молодцы!

-У кого горит свет не в тех окошках?

-Каких знаний вам не хватило для выполнения задания правильно, что нужно сделать?

IX . Подведение итогов урока

– Оцените свою работу на уроке с помощью цветных кругов, которые лежат у вас на парте.

Домашнее задание : Упр. 181 (с. 96).

Столичный учебный центр
г. Москва

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте “Инфоурок”.

Пройдя курс Вы получите:
– Удостоверение о повышении квалификации;
– Подробный план уроков (150 стр.);
– Задачник для обучающихся (83 стр.);
– Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
– БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
– Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте “Инфоурок”!

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Рассмотрим схему. Составим рассказ на основе заданной схемы. Определим, что для нас будет новым, неизвестным? Мы знаем, что морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу. Мы знаем, как графически обозначить части слова. Мы изучили приставку, корень, суффикс, окончание. Что такое основа? Узнаем на уроке.

  • познакомиться с понятием «основа слова».
  • узнать, что такое основа;
  • научиться находить основы в разных словах.
  • находить основы в разных словах;
  • приводить примеры слов с разными основами.

Прочитайте слова. Соотнесите слова и схемы слов.

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

  • АЛГЕБРА
  • АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  • АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
  • БИОЛОГИЯ
  • ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
  • ГЕОГРАФИЯ
  • ГЕОМЕТРИЯ
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  • ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 1
  • ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 2
  • ИНФОРМАТИКА
  • ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ РОССИИ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
  • МАТЕМАТИКА
  • МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
  • МУЗЫКА
  • НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
  • ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
  • ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
  • ПРАВО
  • РОССИЯ В МИРЕ
  • РУССКИЙ ЯЗЫК
  • СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД
  • ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ТЕХНОЛОГИЯ (ДЕВОЧКИ)
  • ТЕХНОЛОГИЯ (МАЛЬЧИКИ)
  • ФИЗИКА
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК
  • ХИМИЯ
  • ЭКОЛОГИЯ
  • ЭКОНОМИКА

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

– законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

– соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

– соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

– достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

– легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

– непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

– стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

– заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

– предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

– хранение результатов обучения;

– исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

– Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 “Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных”;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Читайте также:  Как ухаживать за замиокулькас в домашних условиях

– Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 “Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных”;

– Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

– Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

источник

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
Урок русского языка по теме “Состав слова. Основа слова”, 3 класс, учебник Поляковой А.В.

Урок и презентация по теме “Состав слова. Основа слова”

Вложение Размер
sostav_slova._osnova.docx 99.69 КБ
sostav_slova._osnova.pptx 357.12 КБ

Урок русского языка по теме «Состав слова. Основа»,

3 класс, по учебнику Поляковой А.В.

МОУ «Новомичуринская СОШ №1»

организовать учебную деятельность школьников по освоению знания об основе слова, знания алгоритма организации своих учебных действий при морфемном анализе и выработке первичного умения по применению этого алгоритма.

  • проверить понимание учащимися понятий «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»;
  • организовать знакомство учащихся с основой слова, познакомить с определением понятия «основа»;
  • организовать понимание устройства алгоритма морфемного анализа, познакомить школьников с образцом действия по этому алгоритму;
  • организовать тренинг в самостоятельных действиях учащихся по этому алгоритму.
  • организовать процедуру самоконтроля.
  • организовать рефлексивную самооценку учащихся хода и результатов своих действий.

У. Мы продолжаем изучение темы «Состав слова» На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с новой для вас частью слова. Но прежде повторим известные вам части. Назовите их, расположив в правильном порядке слева направо.

Д. Приставка, корень, суффикс, окончание.

У. Запишите эти слова, укажите орфограммы с опорой на известный алгоритм:

  1. обозначаю ударение,
  2. отмечаю орфограммы безударных гласных звуков,
  3. отмечаю орфограммы парных согласных звуков,
  4. отмечаю другие орфограммы.

Дети выполняют орфографическую работу.

У. Дайте определение каждому понятию с опорой на структуру текста определения понятия.

  • Корень – общая часть родственных слов, в которой заключается основное смысловое значение.
  • Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  • Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  • Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

У. Как по-другому называют части слова.

У. Произведите морфемный анализ слова «приставка»: укажите все известные вам части слова (морфемы)

У. В этом слове есть ещё одна часть. Попробуйте её найти. Получилось ли у вас выполнить это задание?

У. Вы не смогли выполнить это задание. Почему?

У. Эта часть не делит слово, она может объединять несколько морфем. Знаете ли вы, как называется эта часть и как нужно действовать, чтобы её определить?

У. Хотите это узнать? (Да). Определите цели урока.

Д. – Узнать новую часть слова. Научиться её определять.

У.Название этой части «спряталось» в чистописании. Запишите это слово.

Дети пишут слово «основа» и обозначают орфограммы.

У. Объясните, что обозначает слово «основа».

Дети выдвигают предположения .

У. В словаре С.И. Ожегова дается несколько толкований этого слова. Выберите нужное для нашего урока определение. Если первое – красный цвет, второе – зелёный, третье – жёлтый цвет.

1. Внутренняя часть предмета, которая служит опорой для остальных частей .

2. То главное, на чём строится что-нибудь.

3. Вся часть слова до окончания.

У. Проверьте себя. Откройте учебник на странице 75. Прочитайте определение. Найдите в учебнике обозначение основы и обозначьте основу слова ПРИСТАВКА.

У.Сегодня вы будете исследовать новую часть слова. Ответите на 3 вопроса:

– Из чего может состоять основа?

– О чём может рассказать основа?

Запишите слова, разберите их по составу. Что общего у основ? Какая часть главная?

Наездники, переезды, езда, ездок.

Д. Главная часть основы – корень.

У. Рассмотрите схему в упражнении №132. Из чего состоит основа слова поездка ?

Д. Основа состоит из приставки по– , корня –езд– , суффикса – к–.

У. С учётом новой части слова составим алгоритм морфемного анализа слова

Дети под руководством учителя схематично записывают алгоритм в тетрадь

  1. выделим первым, если есть, т.к. без этого не выделить основу

2.

3. выделим первым в основе, т.к. корень главный

4. выделим, если есть

5. выделим, если есть

У. С опорой на алгоритм произведите морфемный анализ слов (разберите слова по составу). Из каких морфем состоят основы слов?

Тихо кружат над перелеском молодые уточки.

У. Чтобы ответить на третий вопрос: «О чём может рассказать основа?» – рассмотрите две группы слов. Что общего у слов каждой группы. Сделайте вывод. (Совещание в парах)

Д. Слова зимняя, зимнее, зимнее – форма одного и того же слова (меняется только окончание, основа одинаковая). Слова зима, зимовка , зимний – родственные слова (основы разные)

*** Почему эту часть слова назвали основой?

Д. Потому, что эта часть не изменяется, когда образуется новая форма слова, меняется только окончание.

У. О чём может «рассказать» основа слов?

Д. Форма это одного слова или родственные слова.

У. Выпишите из текста выделенные слова, выделите их основы. Определите, родственные ли это слова или формы одного и того же слова.

Наш город основан в 1968 году. В основном составе строительных бригад были молодые люди, комсомольцы. Строили городок очень быстро и весело: суетились подъёмные краны и экскаваторы, сновали быстрые грузовики.

Город вырос красивым. Его жители основательно продумали не только, как построить здания, но и украсили его удивительными растениями. Со всех сторон везли пирамидальные и серебристые тополя, плакучие рябины, туи, платаны.

Назвали цветущий город Новомичуринском. Основанием для названия считают тот факт, что неподалёку родился и вырос известный селекционер И.Д.Мичурин.

У. В заключение темы предлагаю пройти весёлый тест, который так и называется – « Состав слова »

У. Подведём итог урока. Вспомните цели урока. Удалось ли их достигнуть?

Оцените свою работу на уроке: кто хорошо освоил новые знания и умения – встаньте, у кого знания ещё не прочные – не переживайте, на следующих уроках вы сможете потренироваться в определении основы слова.

источник

178. Рассмотрите схему на с. 73. Назовите часть слова, с которой вы ещё не познакомились. Верно, это основа. Можете ли вы сказать, как найти эту часть в слове?

  • Найдите основу слова и окончание в словах пушистый, снежинки, улетят. Выделите основу знаком .

Часть слова без окончания называется основой слова. В основе слова заключено его лексическое значение.

Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание.

179. Прочитайте.

Ящерица лежала на камне. Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у неё маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.

  • Найдите в тексте слова с корнем ящер-. Запишите эти слова группами: в одну – однокоренные слова, в другую – формы одного и того же слова.
  • Выделите в словах все значимые части слова.

Словообразовательный словарь поможет вам узнать, как образовано слово и из каких значимых частей оно состоит.

Посмотрите, как даны в нём слова: все значимые части слов отделены друг от друга, а первым даётся слово, от которого образованы однокоренные слова.

180. Рассмотрите форзац «Словообразование». Прочитайте слова, которые образовались от слов школа, берёза, жёлтый.

  • Спишите любую группу однокоренных слов. Выделите в них известные вам части слова.

181. Прочитайте Памятку 5 «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разберите по составу слова мастерица, перышко, дошкольный.

Обратите внимание! Цифра 2, стоящая справа от слова, показывает, что его нужно разобрать по составу.

182. Прочитайте.

замок — замок
собака — щенок
сырник — сырок
Томск — томичи
семь — семья
водолаз — вода
рука — ручка 2
снегирь — снежок 2
город — города
мороз — холод

  • Какие пары слов являются однокоренными?
  • 183. Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов.

    Звёздочка, подсвечник, оленята, пришкольный, почки, зёрнышко, заморозки, подорожник, облако, дочка, кормушка, поездка.

    • Спишите слова в порядке расположения схем, выделите значимые части слова.

    184. Прочитайте.

    Р..сунок, к..ртоф..ль, г..рох, п..м..дор, ст..лица, в..сток, д..рога, з..вод, р..кета, за..ц, тв..рог, ч..рный, н..ябрь, м..л..ко.

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.
    • Подберите как можно больше однокоренных слов к одному из этих слов.

    185. Прочитайте. Найдите в предложениях лишние слова и объясните, почему они лишние.

    1. По облачному небу плывут облака. 2. Ребята строят из снега снежную крепость. 3. Осенью деревья сбрасывают осенние листочки.

    • Запишите предложения без лишних слов. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

    186. Прочитайте.

    Однажды Ослик, Поросёнок и Медвежонок пекли пироги. И вдруг Ослик сказал: «А вы знаете, недавно я читал старую книгу. Там лодки назывались так — пироги. Наверно, их тоже пекли?»

    (Г. Цыферов)

    • Как бы вы ответили на вопрос Ослика?
    • Являются ли выделенные слова однокоренными? Объясните свой ответ.
    • Подберите к слову пироги однокоренные слова. Запишите.

    187. Прочитайте. Назовите слово.

    Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, окончание, как в слове книга.

    • Что обозначает составленное слово? Запишите его. Выделите все значимые части в этом слове.
    • Придумайте загадку такого же типа.

    188. Рассмотрите схемы слов. Прочитайте. Догадайтесь, какие пословицы здесь зашифрованы.

    • Запишите составленные пословицы.

    189. Прочитайте словосочетания.

    Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, широкое шоссе, интересное кино, ехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто, выехал на шоссе, обедал в кафе, услышал по радио.

    • Запишите. Найдите в каждом словосочетании неизменяемое слово. Подчеркните его.

    Обратите внимание! Такие слова, как метро, пальто, радио, шоссе, употребляются только в одной форме. Их основа совпадает с самим словом.

    190. Прочитайте. Объясните, что объединяет слова каждой пары?

    • Нарисуйте схему состава выделенного слова.

    191. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

    (В. Бианки)

    • Определите тему и главную мысль текста.
    • Выделите в тексте три части соответственно плану:
      1. Одинокий скворечник.
      2. Прощальная песенка.
      3. В далёкий путь.
    • Напишите изложение текста по плану.

    источник

    178. Рассмотрите схему. Назовите часть слова, с которой вы ещё не познакомились. Верно, это основа. Можете ли вы сказать, как найти эту часть в слове?

    • Найдите основу слова и окончание в словах пушистый, снежинки, улетят. Выделите основу знаком .

    Часть слова без окончания называется основой слова. В основе слова заключено его лексическое значение.

    Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание.

    179. Прочитайте.

    Ящерица лежала на камне. Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у неё маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.

    • Найдите в тексте слова с корнем ящер-. Запишите эти слова группами: в одну – однокоренные слова, в другую – формы одного и того же слова.
    • Выделите в словах все значимые части слова.

    Словообразовательный словарь поможет вам узнать, как образовано слово и из каких значимых частей оно состоит.

    Посмотрите, как даны в нём слова: все значимые части слов отделены друг от друга, а первым даётся слово, от которого образованы однокоренные слова.

    180. Рассмотрите форзац «Словообразование». Прочитайте слова, которые образовались от слов школа, берёза, жёлтый.

    • Спишите любую группу однокоренных слов. Выделите в них известные вам части слова.

    181. Прочитайте Памятку 5 «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разберите по составу слова мастерица, перышко, дошкольный.

    Обратите внимание! Цифра 2, стоящая справа от слова, показывает, что его нужно разобрать по составу.

    182. Прочитайте.

    замок — замок
    собака — щенок
    сырник — сырок
    Томск — томичи
    семь — семья
    водолаз — вода
    рука — ручка 2
    снегирь — снежок 2
    город — города
    мороз — холод

  • Какие пары слов являются однокоренными?
  • 183. Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов.

    Звёздочка, подсвечник, оленята, пришкольный, почки, зёрнышко, заморозки, подорожник, облако, дочка, кормушка, поездка.

    • Спишите слова в порядке расположения схем, выделите значимые части слова.

    184. Прочитайте.

    Р..сунок, к..ртоф..ль, г..рох, п..м..дор, ст..лица, в..сток, д..рога, з..вод, р..кета, за..ц, тв..рог, ч..рный, н..ябрь, м..л..ко.

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.
    • Подберите как можно больше однокоренных слов к одному из этих слов.

    185. Прочитайте. Найдите в предложениях лишние слова и объясните, почему они лишние.

    1. По облачному небу плывут облака. 2. Ребята строят из снега снежную крепость. 3. Осенью деревья сбрасывают осенние листочки.

    • Запишите предложения без лишних слов. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

    186. Прочитайте.

    Однажды Ослик, Поросёнок и Медвежонок пекли пироги. И вдруг Ослик сказал: «А вы знаете, недавно я читал старую книгу. Там лодки назывались так — пироги. Наверно, их тоже пекли?»

    (Г. Цыферов)

    • Как бы вы ответили на вопрос Ослика?
    • Являются ли выделенные слова однокоренными? Объясните свой ответ.
    • Подберите к слову пироги однокоренные слова. Запишите.

    187. Прочитайте. Назовите слово.

    Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, окончание, как в слове книга.

    • Что обозначает составленное слово? Запишите его. Выделите все значимые части в этом слове.
    • Придумайте загадку такого же типа.

    188. Рассмотрите схемы слов. Прочитайте. Догадайтесь, какие пословицы здесь зашифрованы.

    • Запишите составленные пословицы.

    189. Прочитайте словосочетания.

    Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, широкое шоссе, интересное кино, ехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто, выехал на шоссе, обедал в кафе, услышал по радио.

    • Запишите. Найдите в каждом словосочетании неизменяемое слово. Подчеркните его.

    Обратите внимание! Такие слова, как метро, пальто, радио, шоссе, употребляются только в одной форме. Их основа совпадает с самим словом.

    190. Прочитайте. Объясните, что объединяет слова каждой пары?

    • Нарисуйте схему состава выделенного слова.

    191. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

    (В. Бианки)

    • Определите тему и главную мысль текста.
    • Выделите в тексте три части соответственно плану:
      1. Одинокий скворечник.
      2. Прощальная песенка.
      3. В далёкий путь.
    • Напишите изложение текста по плану.

    источник

    Во всем нашем мире есть основа – это касается как физических вещей, так и нефизических. Оказывается, даже в обычном слове есть основа. Что такое основа слова? Мы вам ответим кратко на этот вопрос, тем более, что в нашем ритме жизни мы часто забываем правила русского языка. Основа слова в лингвистике означает ту часть слова, которую мы не можем самостоятельно изменить. А если изменяем, то этим нарушаем правила русского языка. Основа слова показывает нам, какое значение этого слова лексическое. Проще говоря, основа слова — это его часть без окончания и без формообразующих суффиксов (если такие в слове есть). Так, в слове «восьмой» основой слова будет «восьм», в слове «наша» — «наш», в слове «пустыня» — «пустын». В словах, которые не изменяются, основой будет все слово целиком. Примеры таких слов: «мечтая», «высоко» (в роли наречия).

    Для того чтобы правильно выделить основу слова, вам следует учитывать не только звуковую часть слова, но и буквенную. Сначала определите окончание слова, затем — формообразующие суффиксы, если они есть. Вся остальная часть слова, кроме этих, и является основой. Давайте посмотрим на примере. В слове «читали» выделяем окончание «и», «л» — это формообразующий суффикс у глаголов в прошедшем времени. Отсекаем эти части слова и получаем основу — «чита».

    Основа слова бывает непроизводной и производной. Непроизводная основа — это нерасчленимая на другие морфемы основа, она состоит только из одного корня. Например, в слове «леса» основа «лес» состоит из одного корня, поэтому она является непроизводной. А в слове «перебежать» основа «перебеж» состоит из приставки и корня, то есть делится на морфемы, поэтому такая основа будет производной. Также выделяют производящие основы — это основы, от которых производятся новые слова. Например, непроизводная основа «лес» является производящей для слова «лесистый».

    Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

    Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова. Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.

    Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:

    Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

    — числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

    У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

    — кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

    Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

    — кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

    Что-то такое ничтожное завязано в платке.

    — существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!).

    Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.).

    Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

    Прожить по-барски – это дворянское дело

    В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

    Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

    Также посмотрите видео-презентацию.

    1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

    Я буду принимать участие в выставке.

    В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

    Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

    Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

    Такая ошибка связана с двумя факторами.

    Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

    Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

    Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

    В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

    Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

    Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

    Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

    Мне необходимо сойти на этой остановке.

    Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

    Она показалась мне смешной. Неверно!

    Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

    Верно: Она показалась мне смешной

    Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

    Верно: Учитель был строгим.

    В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

    1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

    • подлежащее + сказуемое;
    • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
    • подлежащее + однородные сказуемые;
    • однородные подлежащие + сказуемое.

    В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

    В грамматическую основу входят ВСЕ главнее члены предложения, поэтому пропуск одного из них – явная ошибка.

    2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

    3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

    4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

    Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.

    Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

    В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

    Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

    Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

    5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

    [И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , ( какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

    Разбор задания.

    1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

    (1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

    1) восприятие является (предложение 2)

    2) приобрел способность (предложение 4)

    3) они не представляются слепком (предложение 4)

    4) который позволяет видеть (предложение 6)

    Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

    Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

    Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

    Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

    Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

    2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

    (1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

    1) книги нужны были, они терялись

    2) им нужны были, они терялись

    3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

    4) книги нужны были, они терялись в океане

    Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.

    3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

    (1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

    1) она издохнет (предложение 2)

    2) что хочется (предложение 3)

    3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

    4) научает способность (предложение 4)

    Это задание повышенной сложности.

    Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

    Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

    Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

    Верным является Вариант 4.

    Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Грамматическая основа предложения с примерами

    Русский язык богат и могуч. Всех правил знать нельзя, но стремиться к этому нужно. Сегодня займемся именно этим.

    Каждое предложение содержит в себе грамматическую основу. Составляющими грамматической основы предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенные же члены предложения косвенно или прямо разделяют данные слова. Грамматические значения конструкции определяются значением наклонения и времени сказуемого, выраженного глаголом. Например:

    • «Мяч летит прямо в ворота». Действие предмета происходит, и происходит в настоящее время.
    • «Мяч летел прямо в ворота». Действие предмета происходило, и происходило в прошедшем времени.
    • «Полетел бы мяч в ворота». Действие предмет не происходит, но выражено в пожелании.

    Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения.

    Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы «кто?» и «что?», характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении:

    1. Подлежащее — существительное в именительном падеже. «Собака поджала хвост».
    2. Подлежащее — местоимение в именительном падеже. «Я видел», «Кто принес яблоки?». «Это смешно». «Это их ребенок». «Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине» (подлежащее в предложении придаточного типа). «Лист, что падал на аллею, казался огненно красным» (подлежащее в предложении придаточного типа). «Кто-нибудь увидит». «Все притихли».
    3. Подлежащее — неопределенная форма глагола. «Быть смелым — это уже победа». «Слушать — значит слышать». «Ломать — не строить».
    4. Подлежащее — сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). «Мы с братом редко ссорились».
    5. Подлежащее — сочетание нескольких слов (без именительного падежа). «Две птицы сели на подоконник»

    Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом «что делает?» значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести «какой он?», «что он собой представляет», «кем он является?». Например, «Выпил около литра воды»

    Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом «что делает?» значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести «какой он?», «что он собой представляет», «кем он является?».

    Говоря о том, что такое грамматическая основа, нельзя не охватить понятия простого и составного сказуемого. Первое выражает глагол в форме любого наклонения. Составное же выражают несколько слов, из которых одно — связывает его с подлежащим, а другие несут смысловую нагрузку. Например: «Его мать была медсестрой» — глагол «была» связывает сказуемое с подлежащим, а «медсестрой» несет смысловую нагрузку сказуемого. Т.е. в данном предложении сказуемое — «была медсестрой».

    Составное сказуемое может быть составным глагольным и составным именным. Простое глагольное сказуемое может быть выражено с помощью глагола одной из следующих форм:

    1. Форма глагола настоящего времени и прошедшего времени. «Он бегает быстро». «Сестра звонка не услышала».
    2. Формой глагола будущего времени. «Меня будут спрашивать завтра».
    3. Формой глагола условного или повелительного наклонения. «Не ходил бы я в тот двор». «Пусть ест то, что хочет».

    Подведя итоги можно сказать, что грамматическая основа выражает грамматическое значение конструкции и количество грамматических основ в предложении, как правило, не ограничено.

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Тип урока: формирование новых знаний.

    Задачи урока:

    1. Формировать представления о грамматической основе предложения;
    2. Учить находить грамматическую основу в предложении с опорой на алгоритм;
    3. Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;
    4. Упражнять в точном употреблении глаголов в речи.

    Грамматической основой предложения являются главные члены предложения, то есть тот костяк синтаксической единицы русского языка, на основе которого потом строится предложение со всеми второстепенными его членами. Образно говоря, грамматическая основа предложения — это ствол дерева, к которому крепятся веточки и листики — второстепенные члены предложения, служебные части речи и слова, словосочетания, не являющиеся членом предложения (вводные слова, вставные конструкции, обращения).

    В двусоставном предложении грамматическую основу его составляют подлежащее и сказуемое.

    В густой траве леса прячутся мелкие зверьки.

    Зверьки прячутся — грамматическая основа предложения.

    К платформе подошел поезд.

    Поезд подошёл — грамматическая основа.

    В односоставных предложениях имеется только сказуемое или только подлежащее. Они и будут грамматической основой предложения.

    Зови меня, если тебе нужна помощь.

    зови — грамматическая основа определенно-личного односоставного предложения;

    помощь нужна — грамматическая основа подчиненного предложения времени.

    источник

    Adblock
    detector