Меню

Что такое орфограмма 4 класс правило примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.

И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.

Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.

Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.

Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».

Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает — орфография.

Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:

  1. ЖИЗНЬ – на слух сразу непонятно, какая буква стоит второй — «И» или «Ы»;
  2. СЧАСТЬЕ – на слух мы вообще слышим, что это слово начинается с буквы «Щ», а не с «СЧ»;
  3. ВОДА – в повседневной речи мы не произносим «О» в первом слоге, а заменяем ее на «А»;
  4. ЖЕЛТЫЙ – опять же, хоть и пишется этот цвет через букву «Ё», при произношении мы четко слышим «О»;
  5. САМОЛЕТ – опять же на слух в этом слове две буквы «А», то есть произносим мы «самАлёт».

А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.

Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:

Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:

Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить.

Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.

С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».

А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».

Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:

  1. ЛЕДЯНОЙ – от слова ЛЁД, а значит, нужно писать именно через «Е»;
  2. БЕГОВАЯ – от слова БЕГ и опять же надо писать через «Е»;
  3. УХОДИТЬ – проверочное слово ХОД и соответственно пишем через «О»;
  4. АРГУМЕНТИРОВАТЬ – проверочное слово АРГУМЕНТ.

Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.

Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».

Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.

Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.

  1. СЕРДЦЕ – сердечный;
  2. ИЗВЕСТНЫЙ – весть;
  3. УЧАСТНИК – участие;
  4. ЗДРАВСТВУЙ – здравие;
  5. СОЛНЦЕ – солнечный;
  6. СЕРДЦЕ – сердечный;
  7. ЧЕСТНЫЙ – честь.

Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.

Это правило появилось в русском языке ровно 100 лет назад, когда большевики провели реформу. Раньше все приставки заканчивались на букву «З», и вопросов ни у кого не возникало. Теперь же есть разделения: воз-/вос- , из-/ис, раз-/рас, вз-/вс- , без-/бес- , роз-/рос- .

Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.

Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».

Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?

УчиТЬся никогда не поздно
Он учиТся целыми днями

Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.

«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»

«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»

Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.

Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.

То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».

При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».

Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ЕНН- и -ОНН- , то пишется две буквы «Н», независимо от корня.

А если используются суффиксы -АН- , -ЯН- и -ИН- , то буква «Н» остается в одиночестве.

Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.

Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.

Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:

выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).

Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:

«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».

Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.

Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.

источник

Что такое орфограмма в русском языке? 1, 2, 3, 4, 5, 6 класс

DRAKON Дата: Понедельник, 03.09.2018, 17:01 | Сообщение # 1
Что такое орфограмма в русском языке? 1, 2, 3, 4, 5, 6 класс. Правило. Примеры в таблицах. Видео уроки

Подчеркивание орфограмм – это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы – это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм – двумя.

Список обязательных орфограмм

Большая буква в начале предложения.
Имена собственные.
Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
Мягкий знак – показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак*.
Сочетания ЧК-ЧН.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
Имена собственные.
Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Мы – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Чащу – ча пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащу – щу пишем с У. Орфограмма – сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

. – В конце предложения ставится точка.

Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цвету́т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бежи́т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.

Бежит – жи пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Колю́чий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓЛ.

Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.

. – В конце предложения ставится точка.

Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пищáт – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.

Пищат – ща пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ши.

. – В конце предложения ставится точка.

Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.

. – В конце предложения ставится точка.

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях – двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней – двумя.*

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву – двумя. Если непроизносимой согласной нет – подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове – первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней – двумя чертами.*

местный – место, опасный – опасен

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет – двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней – одной чертой.

Видео уроки: Русский язык. Орфограмма: правописание приставок

Орфограммы в корне гласные

Русский язык. Орфограмма: правописание суффиксов причастий и личных окончаний глаголов

Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

Русский язык. Орфограмма: правописание суффиксов в разных частях речи

источник

Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).

Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.

1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих»это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.

  • Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
  • Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
  • Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).

2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН»об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).

  • Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ , спиЦЫ , бойцы , куницы ,Спицын).
  • Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).

Слова исключения

Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.

ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц

Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ , семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)

Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я

  • После приставок, которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
  • В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
  • В сложных словах с первой частью ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ— (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).

Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва — сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).

6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости — звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ — глаЗА, гриБ — гриБЫ, лоДка — лоДОчка, подскаЗка — подскаЗЫвать.

7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.

Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ, нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.

  • Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
  • Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.
  • В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
  • В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
  • В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставкиЗ- (Сдать, Сгореть, Сходить) — это правило необходимо запомнить.

9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.

ПРИ-
близость к чему-либо: ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
приближение, прибавление, присоединение к чему-либо: ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
неполное действие: ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);

ПРЕ-
близкое к слову очень или слишком: ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
близкое к приставке ПЕРЕ-: ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО: ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).

Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.

А как часто детские вопросы загоняют в угол старших? В этой статье вы можете найти ответы на детские вопросы и советы о воспитании самых дорогих вам людей. Читать далее

Современное общество не придает значения таким важным темам, как избиение детей. Сотни детей каждый день страдают от побоев и издевательств в семье. Читать далее

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся. Читать далее

Статья расскажет о том, почему ребенок может говорить неправду, какие причины и как с этим бороться. Читать далее

Нередко родители сталкиваются с тем, что их дети начинают усиленно просить разного рода материальные блага. И с возрастом их запросы растут. Читать далее

источник

Список орфограмм.

Орфограмма № 1.Безударные проверяемые гласные в корне

Орфограмма № 2.Непроверяемые гласные и согласные

Орфограмма № 3.Проверяемые согласные в корне слова

Орфограмма № 4.Непроизносимые согласные в корне слова

Орфограмма № 5.Буквы И, У, А после шипящих

Орфограмма № 6.Разделительные твёрдый знак Ъ и мягкий знак Ь.

Орфограмма № 7.Раздельное написание предлогов с другими словами

Орфограмма № 8.Употребление Ь знака на конце существительных после шипящих.

Орфограмма № 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.

Орфограмма № 10.Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на З-С).

Орфограмма № 1 1. Буквы З-С на конце приставок.

Орфограмма № 12.Буквы О и А в корне -лаг- — -лож-

12 а. Буквы А-О в корнях с чередованием.

Орфограмма № 13.Буквы О и А в корне -раст- — -рос-

Орофграмма № 14.Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

Орфограмма № 16.Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.

Орфограмма № 17.Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных

Орфограмма № 18.Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.

Орфограмма № 19.Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных .

Орфограмма № 20.Краткие прилагательные с основой на шипящую

Орфограмма № 21.Не с глаголами

Орфграмма № 22. Ь после шипящих в неопределенной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа

  1. Орфограмма № 23.-ТЬСЯ-, -ТСЯ- в глаголах.

Орфограмма № 24.Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Орфограмма № 25.Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения

  1. Орфограмма № 26.Буквы О и А в корне -кос- — -кас-

Орфограмма № 27.Буквы О и А в корне -гор- — гар-

Орфограмма № 29.Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Орфрамма № 30.Соединительные гласные О и Е в сложных словах

  1. Орфограмма № 31.Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-

Орфограмма № 32.Слитное и раздельное написание НЕ с существительными

Орфограмма № 33.Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)

Орфограмма № 34.Гласные Е и И в суффиксах существительных

Орфограмма № 35.Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Орфограмма № 36.Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-

Орфограмма № 37.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Орфограмма № 38.Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Орфограмма № 39.Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Орфограмма № 40.Различение на письме суффиксов -К- и -СК-

Орфограмма № 42.Ь в середине числительных

Орфограмма № 43.Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19

Орфограмма № 44.Не в неопределенных местоимениях

Орфограмма № 45.Дефис в неопределенных местоимениях

Орфограмма № 46.Различение приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях

Орфограмма № 47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Орфограмма № 48.Ь в глаголах повелительного наклонения

Орфограмма № 49.Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)

Орфограмма № 50.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Орфограмма № 51.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Орфограмма № 52.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Орфограмма № 53.Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Орфограмма № 54. Одна или две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Орфограмма № 55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

Орфограмма № 56.Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Орфограмма № 57.Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Орфограмма № 58.Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е).

Орфограмма № 59.Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Орфограмма № 60.Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е).

Орфограмма № 61.Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Орфограмма № 62.Дефис между частями слова в наречиях.

Орфограмма № 63.Ь после шипящих на конце наречий.

Орфограмма № 64.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий.

Орфограмма № 65.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогам.и

Орфограмма № 66.Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

Орфограмма № 67. Слитное написание союзов также , тоже, чтобы.

Орфограмма № 68. Дефисное написание частицы -ТО со словами.

Орфограмма № 69. Дефисное написание частицы -КА с глаголами в повелительном наклонении.

источник

При изучении русского языка в школе или институте приходится сталкиваться с огромным количеством норм, правил и исключений из них. По каждому слову могут возникнуть вопросы. Как его правильно написать? Ставить ли дефис или мягкий знак?

Понять значение данного термина весьма просто, достаточно обратиться к его этимологии, то есть истории появления. Это слово можно перевести с греческого языка, тогда получится правильная запись или письмо. Таким образом, орфограмма – это правильное написание какого-либо слова.

Понятие орфограмма в чем-то тождественно понятию правило. Практически на каждую орфограмму имеется своё правило русского языка. В самых редких случаях написание будет основываться на простых традициях. Все эти правила и общепринятые нормы изучает одна большая наука – орфография.

Обычно правила возникают там, где кажется, что слово может иметь несколько вариантов написания. Это связано с теми ситуациями, когда звучание не дает четкого представления о том, какие буквы или знаки должны быть в слове.

Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.

  • Первый тип – буквенные орфограммы. Это значит, что при написании слова возникает вопрос о какой-то конкретной букве. Например, звучание не смогло ясно дать понять, стоит ли писать в корне букву А или О. Разумеется, в одном слове может быть несколько таких орфограмм.
  • Второй вариант – небуквенные орфограммы. В этом случае рассматривается целостное написание слова. Например, стоит ли писать его слитно или раздельно. Возможно, нужно поставить дефис? Сюда же относится и вопрос о том, как правильно переносить слова с одной строки на другую.

Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими. К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.

Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.

Теперь ясно, что обозначает слово орфограмма, но как правильно найти её в слове? Как правило, если произношение не дает четкого представления о написании, то в таком сочетании букв можно допустить ошибку.

Основные виды орфограмм:

  • Безударные гласные в корне (хотя бывают и в других частях слова),
  • Гласные, стоящие после шипящих букв или «ц»,
  • Мягкий знак после шипящих,
  • Глухие согласные на конце слова,
  • Частица «не».

На каждую из этих орфограмм существует своё правило, а также большое количество исключений и словарных слов.

Чаще всего, для того, чтобы справиться с внезапно появившейся орфограммой, достаточно подобрать проверочное слово. Им является измененная форма текущего слова, в которой неясная буква становится очевидной. Обычно так проверяются гласные в корнях и согласные на конце слова.

Рассмотрим распространенный пример одной из орфограмм. Произнося слово дуб, человек слышит на конце букву п. Соответственно, в этом слове можно допустить ошибку. Как узнать, что же именно должно быть написано? Нужно изменить слово. Например, подойдет «дубовый» или простое «дубы». Здесь четко слышно, что после буквы у идет б.

Для того, чтобы справиться с орфограммой в слове, недостаточно просто её найти. Нужно подобрать подходящее правило и воспользоваться им. Для этого необходимо уметь проводить орфографический разбор. Он помогает понять, в какой части слова находится спорное место, а это позволяет подобрать верное правило.

Орфографический разбор включает в себя

  • выделение непосредственно орфограммы с помощью подчеркивания,
  • простановку ударения,
  • определение частей слова,
  • подбор проверочного слова,
  • выбор правила.

Обычно достаточно выделить только ту часть слова, в которой находится непосредственная орфограмма. Ею может быть корень, окончание, суффикс или любя другая часть. Иногда учителя просят выделять все части, независимо от того, находится в них орфограмма или нет.

Нередко сложности вызывает подбор проверочного слова. Здесь важно понять, что оно должно быть не только однокоренным, но и примерно сохранять смысл исходного понятия. Когда проверочное слово обнаружено, его нужно записать в скобках.

Для того, чтобы верно определиться с правилом, нужно точно знать, где находится какая часть слова. Также, конечно, необходимо помнить все существующие правила. Это кажется довольно сложным, но требуется немного времени – и всё получится.

источник

Основной единицей правописания в современной методике служит орфограмма (пуктограмма), т.е. написание, требующее проверки. Орфограммой может быть отдельная буква в слове, сочетание букв, морфема, стык морфем, пробел между словами, ме­сто разделения слова для переноса, выбор строчной или заглав­ной буквы.

В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых напи­саний. Обоснованный выбор правильного написания есть реше­ние грамматико-орфографической задачи.

Орфограмма «работает» в процессе письма лишь в том случае, если пишущий ее моментально замечает. Обследования показали, что у 30% учащихся умение видеть орфограмму, или орфографи­ческая зоркость, сформировано слабо, ненадежно. Орфографиче­ская зоркость формируется стихийно.

В тексте орфограммы расположены неравномерно: в некоторый словах их нет, в иных – по две-три. Так, в предложении Моряки ухо­дят в_ плавание – 6 орфограмм, они выделены. В начальных классах могут быть обнаружены и проверены: безударные гласные о и я в слове моряки, личное окончание глагола –ят, раздельное написание предлога в; суффикс –ание им понятен, но суффиксы имен существи­тельных они будут изучать в среднем звене школы. Безударное окончание глагола уходят изучается в IV классе, но алгоритм про­верки очень сложен: орфограмма одна из трудных.

Для проверки орфограммы требуется определенное простран­ство – так называемое орфографическое поле. Так, для проверки буквы у в слове чувство достаточно сочетания чу (правило напи­сания чу, щу), т.е. орфографическое поле в данном случае – это сочетание двух букв. При проверке безударной гласной в корне слова поле намного обширнее – это сам корень плюс одно или несколько проверочных слов, где гласный в сильной позиции. При проверке безударной гласной в личном окончании глагола орфографическое поле должно обеспечить определение времени глагола, числа, лица, т.е. нужно целое предложение, например: Быстро тает рыхлый снег, минимальное поле: тает снег + инфи­нитив глагола таять.

Для определения заглавной буквы в собственном имени нужен весь объем предложения, без чего невозможно понять, о чем идет речь: город Орел или птица, озеро Щучье, село Кресты.

При проверке падежного окончания имени прилагательного минимальное орфографическое поле – сочетание «имя прилага­тельное + имя существительное». С радостной улыбкой: с какой улыбкой?- радостной; имя прилагательное согласуется с именем существительным, к которому оно относится. Проверяя орфограм­мы, учащиеся постоянно пользуются орфографическим полем, не осознавая этого.

Основанием проверки орфограмм служит умение увидеть ор­фограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматиче­ской основой (подробнее орфографическая зоркость будет рассматривать в следующей части).

Практическая работа учащихся над орфограммами опирается на правила. Она эффективна лишь в том случае, когда правило применяется быстро и точно: малейшая неточность, всякое про­медление приводят к ошибкам. Орфографические правила могут успешно применяться лишь на основе определенного уровня вла­дения фонетикой, грамматикой, словарем, ибо орфографический навык – составная часть языковых умений, речевой деятельности. Орфографический материал в учебниках переплетается, срастает­ся с грамматическим.

В начальных классах используются следующие типы орфогра­фических правил:

а) указание (требование) или запрещение: оно не ведет к рассу­ждению, сложному действию, например правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу;

б) указание для выбора на основе смысла написания из двух или нескольких вариантов, например: «Имена, фамилии, назва­ния рек, городов и пр. пишутся с большой буквы». Действие уче­ника по такому правилу может быть представлено в виде алго­ритма: 1-й шаг: прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится? 2-й шаг: назвать собственное имя; 3-й шаг: выбрать нуж­ную букву – прописную или строчную;

в) правило – указание для наблюдений над языком, например: «Общая часть родственных слов, или корень, пишется одинаково». Пример алгоритма: 1-й шаг: подобрать несколько родствен­ных слов к проверяемому; 2-й шаг: выделить корень во всех сло­вах; 3-й шаг: сравнить; 4-й шаг: найти орфограмму, если она есть; 5-й шаг: проверить орфограмму по сильной позиции фонемы; 5-й шаг: сделать вывод о написании;

г) грамматические правила, приводящие ученика к правильному написанию. Они не дают орфографических указаний, но под­водят ученика к выводу. Пример: «Правила склонения имен суще­ствительных», их алгоритм: 1-й шаг: определить тип склонения проверяемого существительного; 2-й шаг: определить падеж, число; 3-й шаг: выделить окончание; 4-й шаг: определить, есть ли в нем орфограмма или безударный гласный звук; 5-й шаг: проверить окончание по таблице всех трех склонений. Написать, про­говорить, включить в предложение.

Известен другой вариант проверки – без таблицы склонений: после 4-го шага подобрать другое имя существительное того же склонения, в том же падеже и числе, где гласный стоит в сильной позиции, и написать безударное окончание так, как в ударяе­мом;

д) правило – предписание к процедуре проверки. В сущности, в этом случае правило принимает форму алгоритма. Пример: «Проверка безударных личных окончаний глаголов I и П спряже­ний в настоящем и будущем времени читать и строить». 1-й шаг: образовать форму настоящего времени: ты чита..шь, ты стро..шь (можно взять и другое какое-нибудь лицо: они чита..т, они стро..т); 2-й шаг: убедиться, что окончание безударное, иначе проверять не нужно; 3-й шаг: если безударное, надо узнать, какого оно спряжения: I или П. Для этого убедиться, не входят ли прове­ряемые глаголы в число 7 исключений на –еть в инфинитиве <смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вер­теть) и 4 – на –ать <слышать, дышать, держать, гнать). Если проверяемые глаголы – исключения, то проверка окончена: эти глаголы имеют в окончаниях и и я. Но если проверяемые глаголы не являются исключениями, то продолжается выяснение: к I или П спряжению они относятся. В современных учебниках дан способ проверки по инфинитиву (см. учебник русского языка).

Если будет установлено, к какому спряжению относится про­вверяемый глагол, то по таблице личных окончаний выбирается нужное окончание: -ешь, -ем, –em, –erne, -ут (-ют) или –ишь, -ит, -им, -ите, –am (-ят).

Естественно, что правило с усложненным алгоритмом усваива­ется труднее, с простым – легче. Многие правила и их алгоритмы могут быть выведены самими учащимися (кроме первой группы): употребление заглавной буквы в роли сигнала начала предложе­ния; ее же – для различения собственных имен; проверка безудар­ных гласных и ее варианты (например, вариант с двумя безудар­ными гласными – зеленеет); проверка звонких/глухих согласных на стыке морфем: приставки и корня, корня и суффикса; употреб­ление ъ в середине слова и пр. К выводу («изобретению») правил школьников подводит языковой анализ написанного или произ­носимого текста, сравнения и сопоставления. Так, правила про­верки безударных гласных и звонких/глухих согласных в корнях слов формируются постепенно, как бы ступенчато, еще в I классе, где встречаются случаи осаосы, сосна – сосны, коса – косы, тра­ва – травка, сад – сады, садовник. В I классе проверка проводится на фонемной основе, пока без выделения корня. На втором году обучения, усвоив понятия корня слова, других морфем, на основе новых наблюдений выводится правило единообразия корня в родственных словах, затем – приставки и т.д. Наконец, обоб­щенное правило: вывод о едином способе проверки безударных гласных и звонких/глухих согласных в любых морфемах.

На 3-м и 4-м годах обучения многое усложняется: школа выну­ждена знакомить детей с простейшими случаями исторических чередований (деньдня, ухоуши), вводится проверка слов с двумя безударными гласными, проверка слабых позиций фонем в формах склонения и спряжения, построение алгоритмов к этим усложненным случаям.

Вывод правила и построение алгоритма обычно проходят три ступени:

а) осознание цели проверки: что проверяется и почему, зачем;

б) грамматическое (фонематическое, семантическое) ориенти­рование, моделирование проверки;

в) операционная ступень: решение грамматико-орфографической задачи по алгоритму.

Работа с орфографическими правилами способствует умствен­ному развитию учащихся: она требует постоянного анализа и син­теза, сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкрети­зации, рассуждений и доказательств. Школьники овладевают упо­рядоченными, правилосообразными действиями, постепенно пере­ходят к сокращенным, «свернутым» умственным действиям.

Орфографическое правило, его роль в формировании орфографического навыка. Методика работы над орфографическим правилом.

Определяя методику работы над формированием у младших школьников орфографических навыков, учитель исходит из психологической природы орфографического навыка.

В психологии различаются два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Такой навык в подавляющем большинстве случаев представляет собой физическое действие: скоропись, бег, прыжки, метание в цель и т. д. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий и представляют собой «автоматизированные компоненты сознательного действия человека». Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как «автоматизированный компонент» сознательной речевой деятельности человека в условиях протекания ее в письменной форме.

Орфографический навык специфичен. Его своеобразие обусловлено прежде всего тем, что этот навык речевой. Он включается в качестве компонента в речевую деятельность (имеется в виду письменная речь), наряду с такими ее компонентами, как синтаксически правильное построение предложения, стилистически точное употребление слова, и некоторыми другими.

Орфографический навык — это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как: навык письма (автоматизированное начертание букв), умение анализировать слово с фонетической стороны (целенаправленный звукобуквенный и слоговой анализ), умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило и некоторые другие умения.

Применяя к орфографическому навыку положения С. Л. Рубинштейна, высказанные им относительно психологической природы навыка, следует отметить, что орфографический навык в период формирования представляет собой систему сознательных действий, а когда он сформируется, функционирует как автоматизированный способ выполнения более сложного действия. Так сформированный орфографический навык становится способом успешной передачи мыслей в письменной форме.

Автоматизация действия, понимаемая как отсутствие преднамеренности и сознательности при его выполнении, не означает невозможности при определённых условиях и в случае необходимости вновь сделать его сознательным. Это положение полностью относится и к орфографическому навыку. При желании пишущий может контролировать орфографическую сторону своей записи, обосновывая ту или иную орфограмму (конечно, если у пишущего есть соответствующие грамматические и орфографические знания, необходимые для обоснования).

Орфографические действия автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы. В исследованиях Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова и других психологов раскрыт процесс автоматизации сознательных действий при выработке орфографического навыка. Автоматизация сознательных действий, как отмечает Д. Н. Богоявленский, включает: «во-первых, постепенное уменьшение роли осознавания своих действий, во-вторых, свертывание умственных операций за счет обосновывающих, а затем и оперативных суждений, в-третьих, объединение и обобщение частных действий в более крупные по своему масштабу действия и в связи с этим расширение границ переноса, в-четвертых, усовершенствование приемов выполнения действий, отбор наиболее рациональных способов решения орфографических задач и в конце концов автоматизирование действий, при котором учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т. е. без всяких рассуждений».

Однако и на данном уровне письма в орфографическом навыке останутся до конца не автоматизированные элементы, которые связаны с пониманием строя языка.

В исследованиях психологов Д. Н. Богоявленского, Л. И. Божович, Г. Г. Граник, Е. В. Гурьянова, С. Ф. Жуйкова и др. раскрывается сам механизм формирования орфографического навыка как образование временных связей (ассоциаций). Так, при формировании навыков правописания морфем слова эта цепь ассоциаций имеет в своем составе несколько звеньев: слухо-артикуляционное восприятие слова или предложения — осмысливание смыслового и грамматических значений, морфемного состава слова — зрительное представление — реакция письма.

Как следует из самого механизма образования навыка правописания морфем (корня, префиксов, окончания), большое значение приобретает усвоение учащимися взаимосвязи фонетических, грамматических, словообразовательных и орфографических знаний, поскольку данный навык представляет сложную систему ассоциаций.

В психологической литературе высказываются разные точки зрения на отношения между навыками и умениями в учебной деятельности учащихся. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой навыки формируются на базе умений, иначе говоря, умения по мере автоматизации становятся навыками (П. Я. Гальперин, Е. В. Гурьянов, А. В. Запорожец, Е. Н. Кабанова-Меллер, Д. Н. Левитов, В. Оконь, Д. Б. Эльконин и др.). При этом большинство психологов не рассматривает автоматизацию действий как полную потерю осознанности и навыки не противопоставляют умениям. «Только при ошибочном понимании навыка как целиком автоматизированного действия,— пишет Н. Д. Левитов,— возможно противопоставление навыка умению».

В психологической литературе высказывается также мнение, согласно которому навык не основывается на умениях; напротив, умение — более высокая форма осознания.

В методической литературе (Н. С. Рождественский, Н. П. Каноныкин, Н. А. Щербакова и др.) орфографический навык квалифицируется как автоматизированное действие, которое формируется у учащихся на основе умений, связанных с усвоением комплекса знаний и их применением на письме. При этом учащиеся овладевают частными операциями. В процессе формирования навыка частные операции превращаются в автоматизированное действие.

В последнее десятилетие особенно большое внимание в исследованиях уделяется качественной стороне частных операций, последовательности их выполнения и совмещению между собой.

Исследуются также такие вопросы, как оптимальные условия формирования орфографических навыков, система работы в начальных классах над формированием навыков правописания.

Формирование навыков грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил.

Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим. Тем самым они избавляют пишущих от необходимости запоминать образ каждого слова (что было бы просто невозможным) и создают возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в соответствии с установленными обществом нормами.

Орфографические правила унифицируют написание слов, объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.

«Под правилом,— пишет Д. Н. Богоявленский,— понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов.

Основное назначение правила — обобщать однородные орфограммы».

По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом. Грамматическая теория — это фундамент орфографического правила.

Поэтому в начальных классах принят такой порядок изучения орфографических правил, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Так, правила, регулирующие написание корня, приставки и суффикса, изучаются в разделе «Состав слова» в связи с усвоением той или иной морфемы. Правила, определяющие написание окончаний частей речи, соответственно включаются в темы «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол». Такое расположение материала обеспечивает взаимосвязанное изучение, грамматики и орфографии.

Орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории. Например, изучается изменение имен прилагательных по родам (III класс) и в связи с этим формируется навык правописания родовых окончаний данной части речи. Аналогично изучение изменений имен прилагательных по числам создает основу для того, чтобы на следующем уроке организовать специальную работу над правописанием окончаний во множественном числе.

Подобный подход является типичным для изучения в начальных классах всего орфографического материала.

Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. Вопрос о классификации орфографических правил не нашел в настоящее время единообразного решения. Как отмечает Н. С. Рождественский, «впервые вопрос о типологии правил в советской методике поставлен Е. С. Истриной, которая в основу их группировки кладет признак большей или меньшей определенности инструкций, заключенных в правиле:

1) точное указание на написание,

2) указание на вспомогательный приём,

3) намек на необходимость анализа».

Однако указанная группировка правил не получила широкого признания в методике, поскольку показатели, по которым проводится классификация, не отличаются четкостью (особенно третья группа).

Психолог Д. Н. Богоявленский выделяет три группы правил: одновариантные, двухвариантные и правила-рекомендации.

Одновариантные правила предполагают для одной и той же фонетической или грамматической ситуации один определенный вариант написания. Например, таково правописание гласных после шипящих.

Такие правила носят универсальный характер, и их усвоение основывается на прямой ассоциации между данной грамматической категорией или фонетической ситуацией и ее письменным обозначением.

Двухвариантные орфографические правила также содержат указание на правописание орфограмм. Однако в отличие от первой группы в правиле дается несколько вариантов написания (обычно два). Выбор того или другого написания обусловливается некоторыми дополнительными (фонетическими или морфологическими) признаками орфограмм, например, правописание приставок раз-, воз-, низи др. .

Третья группа правил отличается от двух первых тем, что не содержит информации об образце письма. Правило сводится к рекомендации некоторого приема, применение которого может привести ученика к правильному решению орфографической задачи».

Примером правил третьей группы являются правила проверки безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных и некоторые другие.

Д. Н. Богоявленский подчеркивает, что самыми простыми для усвоения учащимися являются правила первой группы, правила второй и третьей групп более сложны, поскольку их применение связано с овладением определенными учебными умениями.

При разработке методики изучения того или иного орфографического правила учитель ориентируется на тип правила.

Работа над орфографическим правилом — довольно сложный процесс, основными компонентами которого являются: раскрытие сущности правила, овладение учащимися формулировкой правила, применение правила в практике письма.

Раскрытие сущности правила означает выяснение прежде всего следующего факта: написанием какой части слова, какой части речи или грамматической формы управляет правило; какие признаки при этом выступают в качестве ведущих. Эти признаки обязательно учитывает учитель, подбирая материал для ознакомления учащихся с правилом. Например, при изучении во II классе правила употребления разделительного ъ учитель предлагает учащимся выполнить словообразовательные задания, поскольку задания именно такого характера позволят выделить существенные составные части правила:

а) Где пишется разделительный -ъ?

Учащиеся выделяют корень в слове ездить, подбирают и записывают однокоренные слова с приставками вы-, за-, пере-, про-. Выясняется, что все эти приставки оканчиваются на гласный звук. После этого предлагается подобрать однокоренные слова с тем же корнем и приставками об-, под-, в-, с-. Перед записью слов выясняется особенность данных приставок: оканчиваются на согласный звук. Учащиеся оказываются в условии проблемной ситуации, так как имеющихся знаний у них недостаточно. Начинается работа над правилом с учетом указанных выше трех его составных частей. Для установления первых двух частей правила конкретный материал получен в ходе выполнения двух указанных выше заданий. Для ответа на вопрос: «Перед какими корнями пишется разделительный ъ?»— материала недостаточно. Поэтому предлагается еще одно задание: от слов ясный, ел, ёмкий, учить образовать новые слова с помощью приставок об-, с-. (Слово учить дано с той целью, чтобы учащиеся выбрали нужные слова и убедились, что ъ разделительный знак пишется только перед некоторыми гласными буквами: а, е, ё.)

Работа над формулировкой правила проводится по учебнику. Важно, чтобы учащиеся осознали структуру правила. Поэтому в формулировке правила, данного в учебнике, выделяются его составные части (фактически учащиеся это делают раньше в процессе выполнения заданий). Перенос правила на новый языковой материал осуществляется прежде всего путем подбора учащимися своих примеров на данное правило, а также в ходе выполнения разнообразных упражнений.

Выбор методики работы над правилом обусловливается характером правила. Правила одновариантные (по терминологии Д. Н. Богоявленского) можно изучать и дедуктивным путем. Например, в глаголах неопределенной формы после т ж ч пишется мягкий знак.

Правила двухвариантные (т. е. такие, которые определяют двоякое написание морфемы в зависимости от условий) целесообразно раскрывать индуктивным путем, так как требуется выделить признак, который нужно учитывать при письме, а это лучше сделать в условиях самостоятельной работы учащихся (например, в дательном падеже окончание -и или -е в зависимости от склонения).

Опыт убеждает в том, что усвоение правила идет значительно успешнее, если учащиеся выполняют задания, характер которых помогает выделить существенные положения правила. Это происходит потому, что учащиеся не механически запоминают правило, а действуют с материалом и в ходе анализа вычленяют опорные его стороны.

Умственная активность поддерживается тем, что учащимся постоянно приходится сопоставлять или сравнивать что-то: написание и произношение слова, части речи, части слова и т. п.

В процессе сравнения выделяется существенное и отбрасывается несущественное.

Важно и запись сделать так, чтобы выделяемый признак четко воспринимался.

Выделить основное, то, что должно быть отражено в правиле, помогают вопросы, которые одновременно являются и планом формулировки правила.

Н. А. Щербакова справедливо пишет о роли плана-схемы: осуществляется членение мысли, создается конкретность воспроизведения, ученик от полного содержания правила переходит к намеку1.

Наряду с коллективным вариантом работы над правилом возможен и самостоятельный путь работы с использованием учебника.

Усвоение нового материала предполагает включение его в систему имеющихся знаний. Это положение относится и к орфографическому правилу. Необходимо установить связи нового правила с ранее известными. Связь эта может выражаться в противопоставлении двух правил или, наоборот, в сопоставлении, т. е. в установлении сходства. Например, предлоги и приставки сходны по графическому начертанию, но противоположны с точки зрения слитного и раздельного их написания. Сопоставляются три правила: о правописании безударных гласных в корне, глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных. Общим является то, что все три правила определяют правописание корня, способ проверки требует подбора однокоренных слов или изменения формы. Разница в том, что при подборе проверочных слов учитываются разные критерии (ударение, наличие гласного после проверяемого согласного).

Внимания требует вопрос о том, когда сопоставлять правила.

Исследования психологов показывают, что сопоставлять лучше на более ранней стадии изучения, вести параллельное изучение сходного в каком-либо отношении материала, поскольку более выпукло выступают признаки, которые нужно дифференцировать. При этом психологи опираются на учение И. П. Павлова.

Школьный опыт убеждает в том, что параллельное изучение некоторых правил оказывается более эффективным, чем последовательное (параллельное изучение существительных всех трех склонений, одновременная работа над глухими и звонкими согласными в конце и в середине слова).

Однако не может быть одинакового решения данного вопроса. К каждому правилу нужно подходить индивидуально, учитывать его особенности. Так, например, во II классе дети знакомятся с ь разделительным. Во II классе узнают о ъ разделительном. Сразу работать над ъ в сопоставлении с ь разделительным или вначале отработать правило употребления ъ? Сущность правила о ъ разделительном знаке учащиеся должны усвоить раньше, чем приступят к противопоставлению ъ и ь. Но не нужно оттягивать это надолго (2-й урок темы).

Осознание правила, как показывают наблюдения, зависит от наличия у учащихся конкретных представлений. Конкретное, на основе которого создано правило, содержится в словах. Поэтому, если учащиеся забыли правило, то не нужно требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила.

Орфографический навык, как отмечалось выше представляет собой автоматизированные компоненты сознательной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями.

а) на формирование умения «видеть» орфограмму в слове (на развитие орфографической зоркости),

б) на овладение операциями, обеспечивающими применение правила,

в) на установление связи между частными операциями, т. е. включение их в единую систему действий,

г) на уточнение для учащихся сущности и формулировки правила.

Только в ходе применения правила, т. е. в деятельности, происходит более углубленное усвоение его содержания, так как обобщение, отраженное в правиле, переносится на все более широкий конкретный материал.

«Первоначальное обобщение, по мере того как в сферу его влияния втягиваются новые языковые факты, начинает терять свою первоначальную схематичность и наполняться новым, конкретным содержанием. Понятие, лежащее в основе правила, все более углубляется, связывается с другими понятиями, образуя некую систему».

Традиционно в методике выделяются следующие группы орфографических упражнений:

1. Грамматико-орфографический разбор.

4. Лексико-орфографические упражнения.

Указанные группы орфографических упражнений не имеют единого основания классификации: первая и четвертая группы учитывают связь орфографии с грамматикой или лексикой, вторая и третья группы — фактор, определяющий деятельность учащихся (зрение и историка — при списывании, слух — при диктантах).

В школьной практике орфографические упражнения одновременно характеризуются с двух сторон: 1) по форме выполнения: является ли упражнение списыванием, диктантом или творческой работой, 2) по характеру решаемой задачи: орфографическое упражнение или комплексного типа.

Кратко остановимся на видах упражнений.

Списывание — передача в письменной форме зрительно воспринимаемого (в момент записи) слова, предложения, текста.

В начальных классах должно быть сформировано умение списывать в соответствии с правилами каллиграфии и орфографии, аккуратно и без исправлений, не допуская пропусков и перестановки букв, правильно употребляя знаки препинания. В целях овладения учащимися умением списывать учитель, начиная с букварного периода, систематически обучает детей этому. В следующих правилах, адресованных ученику, кратко отражается то основное, что направляет формирование рассматриваемого умения:

1. Прежде чем начинать списывать, прочитай целиком все, что нужно списать.

2. Слово в каждом предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.

3. Сравни свою запись с тем, с чего списывал.

В качестве материала для списывания могут выступать слова, отдельные предложения и небольшие тексты.

В зависимости от цели, которую ставит учитель, списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфограммами, требующими проверки, и обоснование, почему слово так пишется, подсчет в тексте орфограмм на определенное правило и т. п.

Проводится контрольное списывание, в целях выяснения уровня сформированности данного умения.

В практике обучения русскому языку списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий грамматического, лексического или словообразовательного характера. Это позволяет отработать применение орфографического правила, поскольку сам характер заданий требует актуализации тех грамматических, фонетических или словообразовательных знаний, которые составляют теоретическую основу формируемого орфографического навыка. Кроме того, комплексные упражнения позволяют в единстве с орфографической решать и задачу развития речи.

Примеры комплексных видов упражнений:

1. Списать, найти однокоренные слова, выделить в них корень, обозначить ударение.

2. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какая часть слова не дописана? Укажите часть речи, падеж, объясните написание.

3. Списать, вставить в текст подходящее по смыслу слово, выбирая из слов, данных в скобках.

4. Восстановление деформированных предложений и текста.

5. Выборочное списывание (списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания, состоящие из имени существительного и имени прилагательного, и т. п.).

Методы и приёмы обучения правописанию, используемые в начальной школе.

Согласно традиции, в начальных классах сложились три на­правления в обучении правописанию (орфографии и пунктуации); они опираются на определенные закономерности и порождают свои направления и методы. Рассмотрим их:

Правила графики и орфографии

Обозначение фонем буквами

Фонемный и буквен­ный анализ и синтез

Законы рассуждения и доказательства

Опора на теорию, на грамматику

Метод решения грамматико-орфографических задач

Эти три направления и соответствующие им методы применя­ются параллельно, как бы накладываются друг на друга и под­держивают друг друга, но третье направление, по мере накопления грамматико-орфографических знаний занимает все большее место и к концу начальной школы становится основным.

Выше была дана типология методов, в основе которых – крите­рий степени познавательной активности учащихся: догматические – репродуктивные – объяснительно-иллюстративные – продуктив­ные – частично-поисковые – проблемные – исследовательские. Приведенные здесь методы могут быть соотнесены с этой градаци­ей общедидактических методов. Имитативный метод предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся, методы анализа и синтеза языковых структур предполагают повышение познавательной активности обучаемых, а метод решения грамматико-орфографических задач в основном совпадает с поисковыми, проблемными и даже исследовательскими методами. Во всех трех группах методов важное место принадлежит тренировке, без чего невозможно достичь прочности орфографического навыка.

Выбор метода (этого ключа к оптимизации процесса обучения) зависит от:

а) особенностей орфографического материала, от типов орфо­грамм;

б) возрастных особенностей, возможностей учащихся, их язы­ковой подготовки, от изученного материала по курсу русского языка;

в) психологических условий – возможности опоры на зритель­ный, слуховой, логический, мыслительный, фактор.

Сам выбор метода состоит в том, чтобы обоснованно опреде­лить главный, ведущий метод и приемы для разных разделов и тем курса. Так, на ранних ступенях, когда еще нет достаточной грамматической основы, а фонетические (фонологические) сведе­ния уже имеются, преобладает метод соотнесения буквы и звука, на основе звукобуквенного анализа.

Анализ морфологического, морфемного состава слов необхо­дим при усвоении правописания корня, приставок, окончаний, суффиксов. В этом отношении полезно знакомить детей с про­стейшими моделями словообразования, давать доступные этимо­логические справки.

Без понимания синтаксических связей в предложении между словами невозможно работать над правописанием падежных окон­чаний склоняемых частей речи, над окончаниями глаголов и пр.

Зрительное запоминание играет важную роль в усвоении непро­веряемых слов, слов с трудной этимологией, а также при больших расхождениях между звуковым и буквенным составами слов.

Не следует отказываться и от таких факторов усвоения орфо­графии, как соотнесение звукового и графического образов: дик­тант, списывание, проговаривание вслух или про себя (кинестезическое запоминание). Необходимо много писать – для трени­ровки, выработки легкости и свободы при письме, для развития скорописи.

Диктант как орфографическое упражнение. Виды диктантов

Диктант — вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

1. Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила и направлен, в частности, на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

2. Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы.

3. Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. Например, записывают слова только, на определенное правило. Диктант развивает орфографическую зоркость учащихся, развивает согласованность действий при работе в коллективе.

4. Свободный диктант допускает некоторую свободу учащимся в выборе слов при записи диктуемого текста, изменение структуры предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям в 3—4 предложения; записывается каждая часть после повторного ее прочтения.

5. Самодиктант, или письмо по памяти: учащийся запоминает текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишет его самостоятельно, диктуя себе сам.

6. Проверочный, или контрольный, диктант ставит целью выяснить уровень владения учащимися только что изученным правилом и ранее отработанным.

Текст диктуется целиком, затем по предложениям и частям в 2—3 слова (если предложение состоит из 5—6 слов).

Все виды диктанта использует учитель в системе, учитывая этап работы над формированием навыка и цель урока.

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Рассмотрим, что такое ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ. Орфографическая зоркость – это умение видеть орфограмму, опознать её, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой.

Для формирования орфографической зоркости нужны значительный объем памяти, ее го­товность, четкое знание грамматики и орфографических правил. Узнавание орфограммы, соотнесение ее с правилом должны про­текать с большой скоростью, чтобы не задерживать письма, не отвлекать школьника от содержания того, что он пишет. Зоркость формируется на протяжении многих лет. Обследование уровня зоркости детей дает неутешительные результаты: она колеблется от 20 до 60% (учитывались только изученные типы орфограмм) и лишь у отдельных учащихся достигает 90%. Поэтому слабость орфографической зоркости принято считать важнейший причи­ной ошибок школьников в письменных работах. А орфографиче­ское комментирование – лучшее средство выработки зоркости и предупреждения ошибок.

Обнаружение орфограмм облегчают их опознавательные при­знаки. Обычно говорят, будто орфограмму обнаруживают по не­совпадению звука и буквы, произношения и написания: много звезд – [зв’ост]. Но забывают, что это несовпадение обнаружива­ется только тогда, когда ученик не только слышит слово, но и ви­дит (или знает) буквы. До тех пор пока он слышит слово хотя бы внутренним слухом, он ни в чем не сомневается. Чтобы понять, что здесь есть орфограмма, ученика должно что-то насторожить, побудить к поиску. Здесь и нужны опознавательные признаки ор­фограмм, помимо предполагаемого несовпадения звука и буквы.

В процессе самостоятельного письма (сочинения) или письма под диктовку ученик сам должен на основании внутреннего, во­ображаемого слуха обнаружить орфограмму. Как срабатывает этот внутренний слух, пока не вполне ясно.

Когда неопытный, неподготовленный человек, в нашем случае – младший школьник, пишет услышанное (продиктованное) слово сад, то последний звук этого слова не вызывает в нем никаких со­мнений: он слышит звук [т]. В слове сбежал он слышит первый звук [з]. Оказывается, что первый опознавательный признак ор­фограмм неприменим в самостоятельном письме. Но он весьма эффективен в процессе тренировок, в ходе анализа написанного (напечатанного) текста, комментирования.

Второй опознавательный признак – это звуки и сочетания зву­ков, которые дают наибольшее количество несовпадений с буква­ми и, следовательно, создают опасность ошибок. Нужно научить школьников замечать в словах такие «опасные» места: а/о, е/и среди гласных, согласные парные б/п , г/к, в/ф, д/т, з/с, ж/ш, а также сочетания согласных стн/сн, здн/зн, сочетания нч и нщ, сочетания жи, ши и пр. Постепенно у детей вырабатываются автоматизиро­ванные реакции на эти звуки, сочетания, и это становится основой орфографической зоркости.

Постепенно к данному перечню добавляется позиция слит­но/раздельно, предлог/приставка, окончания слов (падежные, личные и пр.), шипящие в абсолютном конце слов, стыки морфем, особенно приставки и корня. Объектом внимания становятся са­ми морфемы – приставки, корни, окончания, интерфиксы (соеди­нительные гласные в сложных словах), постфикс –ся (-съ) у гла­голов.

Эти три группы опознавательных признаков носят общий ха­рактер. Но есть и частные признаки, обслуживающие опреде­ленное правило, определенный тип орфограмм. Так, для орфо­граммы «Заглавная/строчная буква» опознавательный признак – первая буква имени существительного, первое слово в предло­жении.

Название орфографической темы

Правописание гласных в сла­бых позициях. Принципы: морфологический, фонологический

Три признака: безударность; гласные а, о, е, и; место в сло­ве – приставка, корень, окон­чание

Раздельное написание предло­гов, слитное – приставок. Принцип дифференциации морфологический

Два признака: наличие пред­лога/приставки; часть речи: существительное, глагол, ме­стоимение

Подобным образом могут быть смоделированы опознаватель­ные признаки и других типов орфограмм, связанных с другими темами по грамматике и орфографии и встречающихся в практике школьников. Для ориентирования в орфограммах, для их обна­руживания и проверки надо знать:

а) природу данного явления, т.е. принцип, лежащий в его основе;

б) опознавательные признаки орфограмм данного типа;

в) какие знания и умения необходимы школьнику для проверк­и – решения грамматико-орфографической задачи.

Все это должен знать учитель для правильного ориентирова­ния учащегося, выполняющего орфографическое действие по пунктам б) и в).

источник

Читайте также:  Когда и как выкапывать георгины
Adblock
detector