Меню

Что такое нтр в истории

Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. Любые события предопределены законами классической механики. Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел. Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации. Синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

Механическая картина мира дала естественно научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Ее недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

  • Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке
  • Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов
  • Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой
  • Возникает идея развития (биология, геология)
  • Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах
  • Начало возникновения парадигмы неклассической науки
  • Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности
  • Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»
  • Фарадей — понятия электромагнитного поля
  • Максвелл — электродинамика, статистическая физика
  • Материя — и как вещество и как электромагнитное поле
  • Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики
  • Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности
  • Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы
  • Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождении и развития всего живого
  • Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и тд переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.
  • Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость
  • Беккерель — радиоактивность
  • Рентген — Лучи
  • Томсон — элементарная частица электрон
  • Резерфорд — планетарная модель атома
  • Планк — квант действия и закон излучения
  • Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора
  • Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем
  • Бройль -все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)
  • Зависимость знания от применяемых исследователем методов
  • Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий
  • Принцип дополнительности — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений
  • Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности
  • Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором
  • Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность
  • Тезис о непрозначности бытия — отсутствие идеальных моделей
  • Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта
  • Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейман:

“Вот почему наука недостоверна. Как только вы скажете что-нибудь об области опыта, с которой непосредственно не соприкасались, вы сразу же лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должны говорить о тех областях, которых никогда не видели, иначе от науки не будет проку. Поэтому, если мы хотим, чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Чтобы науке не превратиться в простые протоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще неизведанные области. Ничего дурного тут нет. Только наука из-за этого оказывается недостоверной, а если вы думали, что наука достоверна – вы ошибались”.

источник

Большое значение для правильного понимания процессов, наблюдающихся в общественной жизни, имеет анализ современной научно-технической революции.

Научно-техническая революция — это качественное преобразование производительных сил, превращение науки в производительную силу и соответствующее этому коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера труда, общественного разделения труда.

Научно-техническая революция оказывает влияние на всю структуру производства и на самого человека.

Основные черты научно-технической революции:

  • универсальность — охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности;
  • бурное развитие науки и техники;
  • изменение роли человека в процессе производства — в процессе научно-технической революции повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, увеличивается доля умственного труда.

Во-первых, изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т.д., связанными с психофизиологическими свойствами человека. При этом изменяется место человека в производстве. Возникает новый тип связи “человек-техника”, который не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного производства машины производят машины.

Во-вторых, начинают применяться новые виды энергии — атомной, морских отливов, земных недр. Происходит качественное изменение использования электромагнитной и солнечной энергии.

В-третьих, происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.

В-четвертых, изменяется технология производства. Например, механическое воздействие на предмет труде заменяется физико-химическим воздействием. При этом используются магнито-импульсные явления, ультразвук, сверхчастоты, электро-гидравлический эффект, различные виды излучения и т.п.

Современная технология характеризуется тем, что циклические технологические процессы все более вытесняются непрерывными поточными процессами.

Новые технологические методы предъявляют и новые требования к орудиям труда (повышенная точность, надежность, способность к саморегулированию), к предметам труда (точно заданное качество, четкий режим подачи и т.д.), к условиям труда (строго заданные требования к освещенности, температурному режиму в помещениях, их чистоте и т.д.).

В-пятых, изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в системе управления и производственного контроля.

В-шестых, изменяется система выработки, хранения и передачи информации. Применение компьютеров значительно ускоряет процессы связанные с выработкой и использованием информации, совершенствует методы принятия и оценки решений.

В-седьмых, изменяются требования к профессиональной подготовке кадров. Быстрое изменение средств производства ставит задачу постоянного профессионального совершенствования, повышения уровня квалификации. От человека требуется профессиональная мобильность и более высокий уровень нравственности. Растет численность интеллигенции, повышаются требования к ее профессиональной подготовке.

В-восьмых, совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.

В условиях научно-технической революции развитие техники и технологии происходит двумя путями:

Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности производительности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 70-е годы стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более.

Революционный путь является основным путем развития техники и технологии в эпоху научно-технической революции и заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Революционный путь — главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР.

Техника в период научно-технической революции вступает в новый этап своего развития — этап автоматизации.

Превращение науки в непосредственную производительную силу и автоматизация производства — это важнейшие характеристики научно-технической революции. Они изменяют связь человека и техники. Наука играет роль генератора новых идей, а техника выступает их материальным воплощением.

Процесс автоматизации производства ученые делят на ряд ступеней:

  • Первая характеризуется распространением полуавтоматической механики. Рабочий дополняет технологический процесс интеллектуальной и физической силой (загрузка, разгрузка автоматов).
  • Вторая ступень характеризуется появлением станков с программным управлением на основе компьютерной оснащенности процесса производства.
  • Третья ступень связана с комплексной автоматизацией производства. Для этой ступени характерны автоматизированные цехи и заводы-автоматы.
  • Четвертая ступень является периодом завершенной автоматизации хозяйственного комплекса, становящегося саморегулирующейся системой.

Изложенное свидетельствует о том, что научно-техническая революция выражается в качественном преобразовании системы жизнеобеспечения людей.

Научно-техническая революция преобразует не только сферу производства, но и изменяет среду образования, воспитания, быта, расселения и другие сферы общественной жизни.

Характерными особенностями хода научно-технической революции:

  • Во-первых, научно-техническая революция сопровождается концентрацией капитала. Объясняется это тем, что техническое перевооружение предприятий требует концентрации финансовых средств и значительных их затрат.
  • Во-вторых, процесс научно-технической революции сопровождается углублением разделения труда. В-третьих, рост экономического могущества фирм приводит к усилению влияния с их стороны на политическую власть.

Осуществление научно-технической революции имеет и некоторые негативные последствия в виде увеличения социального неравенства, усиления давления на природную среду, увеличения разрушительности войн, роста безработицы, снижения социального здоровья и т.д.

Одной из важнейших общественных задач выступает реализация необходимости максимального использования положительных последствий научно-технической революции и снижение объема ее негативных последствий.

источник

Научно-техническая революция (НТР) — это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал мирового хозяйства в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически развитые страны, которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

Составными частями НТР являются наука, техника, технология, производство, управление.

Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие.

  1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: США, Японию, Великобританию, ФРГ, Францию. При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства. Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования — одной из лучших в мире.
  2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.
  3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции.Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение. О современном состоянии НТР обычно судят по тому, какова доля продукции наукоемкого машиностроения в общем объеме производства. НТР внесла большие изменения в транспорт. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок сократилась, так как уменьшилась его роль. Большую часть международной торговли обеспечивает морской транспорт, но он почти не участвует в пассажирских перевозках, которые «передоверены» воздушному.
  4. Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством. Управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии и производства. Управление в эпоху НТР требует специальной подготовки. Особенно широко они представлены в США и Японии. Выпускники этих школ — руководители производства — называются менеджерами. Подготовка их в последние годы начата и в России.

1. Ресурсный фактор.

Он определял размещение производства с конца XIX века до начала XX века. Многие ресурсные бассейны стали центрами промышленности. Например, Урал — первая база индустриализации России. В эпоху НТР такая «привязка» промышленности к минерально-сырьевым базам проявляется гораздо реже, но для размещения отраслей добывающей промышленности ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Так как многие старые бассейны и месторождения сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую с экстремальными условиями.

В развивающихся странах ресурсный фактор до сих пор продолжает играть важную роль в индустриализации и оказывает влияние на размещение производства.

2. Фактор наукоемкое.

Одним из важных факторов размещения производства в эпоху НТР становится тяготение к центрам науки и образования. Прежде всего это обстоятельство определяет географию наукоемких отраслей, а они тяготеют к научным центрам, к учебным заведениям. Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, наоборот, рассредоточение их. В эпоху НТР для многих стран Запада характерна интеграция науки и производства. В результате возникают научно-промышленные комплексы или технополисы. Так, в Японии в 80-х годах начали создавать технополисы, отобрав для них наукоемкие направления: авиакосмическую технику, роботостроение, производство ЭВМ. Подобные технополисы встречаются и в США.

3. Фактор тяготения к квалифицированной рабочей силе.

Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства. Сейчас любой стране нужны не просто трудовые ресурсы, а высококвалифицированные люди, способные управлять современной техникой.

4. Экологический фактор.

Он существовал и ранее, но в период НТР приобрел особое значение. Учет экологического фактора при сооружении хозяйственных объектов стал обязательным. Законодательством предусмотрены серьезные санкции в отношении лиц, пренебрегающих этим фактором.

В эпоху НТР не потеряли своего значения и такие факторы, как потребительский, энергетический, территориальный. Существенную роль продолжает играть и географическое положение отдельных государств.

источник

Понятие о научно-технической революции

Развитие человеческой цивилизации связано с научно-техническим прогрессом. На фоне этого прогресса выделяются отдельные периоды быстрого и глубокого изменения производительных сил, в процессе которых происходит качественный переворот в этих силах. Он основан на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Такие периоды называются научно-техническими революциями (НТР). Начало современной НТР обычно относят к середине XX в.

Характерные черты и составные части НТР

Обычно выделяют четыре главные черты современной НТР. Во-первых, это универсальность, так как эта революция охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности. С современной НТР ассоциируются такие понятия, как ЭВМ, космический корабль, реактивный самолет, АЭС, телевизор и т.д. Вторая черта НТР — это бурное развитие науки и техники. Расстояние от фундаментального открытия до применения его в практической деятельности сильно сократилось. С момента открытия принципа фотографирования до первого фотоснимка прошло 102 года, а для лазера этот период сократился до пяти лет. Третья черта НТР — это изменение роли человека в процессе производства. В процессе НТР повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. В этих условиях увеличивается доля умственного труда. Четвертой особенностью современной НТР является то, что она зародилась в годы Второй Мировой войны как военно-техническая революция и продолжала во многом оставаться таковой на протяжении всего послевоенного периода.

Современная НТР является сложной системой, включающей четыре взаимодействующие части:

  1. науку;
  2. технику и технологию;
  3. производство;
  4. управление.

Наука в эпоху НТР представляет очень сложный комплекс знаний. Это обширная сфера человеческой деятельности, в которой во всем мире занято 5,5 млн. человек. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится все более наукоемким, то есть с повышением уровня (доли) затрат на научные исследования в производстве той или иной продукции. В экономически развитых странах затраты на науку обычно составляют 2-3% валового внутреннего продукта (ВВП), а в развивающихся — это доли процента.

В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями — эволюционным и революционным. Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности (производительности) машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 50-х гг. самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 70-е гг. стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более.

Революционный путь является основным направлением развития техники и технологии в эпоху НТР. Этот путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Одно из выражений этот путь находит в производстве электронной техники. Неслучайно, «вторую волну» НТР, которая началась в 70-х гг., часто именуют «микроэлектронной революцией». Очень большое значение имеет и переход к новейшим технологиям.

Наряду с традиционными путями совершенствования производства (механизация, химизация, электрификация) интенсивно развиваются новейшие направления производства, в которых можно выделить шесть главных направлений:

  1. электронизация, то есть насыщение всех сфер деятельности электронно-вычислительной техникой;
  2. комплексная автоматизация или внедрение робототехники и создание гибких производственных систем, заводов-автоматов;
  3. перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергосбережении, совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, использовании новых источников энергии;
  4. производство принципиально новых материалов таких, как композиционные, полупроводниковые, керамические материалы, оптическое волокно, бериллий, литий, титан и др.;
  5. ускоренное развития биотехнологии;
  6. космизация и возникновение аэрокосмической промышленности, что способствовало появлению новых машин, приборов, сплавов и пр.

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. В период информационного взрыва, который переживает современное человечество, начался переход от обычной (бумажной) к машинной (компьютерной) информации. Выпуск различной информационной техники стал одной из новейших наукоемких отраслей промышленности. В этой ситуации большое значение должно отдаваться кибернетике — науке об управлении и переработке информации.

источник

Урок является первым в новом разделе. Данный видеоурок – «Характеристика научно-технической революции» показывает нам всю важность современного научного прогресса, роль науки в современном хозяйстве с географической точки зрения в пространственном аспекте. Урок поможет усвоить основные понятия о научно-технической революции (НТР) и определить ее характерные черты и особенности. Учитель расскажет, какую роль выполняет научно-технический прогресс, в том числе, в географии.

Тема: Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Урок: Характеристика научно-технической революции

Всё развитие общества связано с техническим прогрессом. Научно-технический прогресс обеспечивает поступательное развитие производительных сил общества.

Научно-техническая революция (НТР) – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Современная эпоха НТР наступила в 40 – 50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов, запуск энергоблока на Обнинской АЭС и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Для НТР характерны следующие черты:

1. Универсальность и всеохватность. НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки. НТР преобразует все отрасли, начиная от производства и заканчивая психологией людей. Для современной НТР символами являются Интернет, реактивные самолеты, компьютеры и т.д.

2. Ускорение научно-технических преобразований. В частности, в настоящее время существенно сократилось время между научными разработками, открытиями и их внедрением в производство. Мобильность, постоянное обновление, совершенствование продукции стали одним из главных условий развития большинства отраслей производства. Кроме того, постоянно появляются технические новинки, которые человек активно использует в быту и для своего удобства.

3. НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. В современном обществе меняется характер труда, происходит его интеллектуализация, т.е. увеличивается доля и значение умственного труда. Уже сейчас многие отрасли хозяйства тяготеют к научно-квалифицированным кадрам.

4. Военно-техническая революция. Большинство самых новых и современных разработок используется в военном назначении, поэтому запросы военных ведомств зачастую оказывают существенное влияние на развитие науки и техники.

В эпоху НТР наука – сложный комплекс знаний. В настоящее время наблюдается рост наукоемкости. В научную деятельность вовлечено более 10 млн чел., растут затраты на науку, растет число научных работников. Например, первое место по числу ученых и инженеров занимают США, Япония, Германия, растет количество ученых в странах Азии.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (акроним НИОКР) – совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.Согласно данным исследовательского института Battelle Memorial Institute, в 2011 году мировые расходы на НИОКР вырастут на 3,6% и составят 1,2 трлн долларов США.

Первое место по объему НИОКР занимают США (382,6 млрд; 2,7% от объема собственного ВВП).

Второе место занимает Китай (153,7 млрд; 1,4% ВВП).

Третье место принадлежит Японии (144,1 млрд; 3,3% ВВП).

Россия замыкает десятку мировых лидеров (23,1 млрд; 1% ВВП).

Для сравнения, в СССР объем внутренних расходов на НИОКР составлял 5% ВВП.

Наукоемкость ВВП – доля расходов на НИОКР в ВВП. 1) Израиль – 4,9% ВВП. 2) Швеция – 4,3% ВВП. 3) Финляндия – 3,5% ВВП. 4) Япония – 3,3% ВВП. 5) Исландия – 3,1% ВВП. 6) США – 2,7% ВВП.

В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями:

Более быстрый, революционный путь развития – главный путь в развитии науки и технологии в эпоху НТР.

Технологии и техника помогают экономить время, перерабатывать вторсырье, экономить ресурсы, увеличивают производительность труда и несут другие блага.

Рис. 2. Научная лаборатория

В эпоху НТР производство развивается по 6 основным направлениям:

1. Электронизация характеризуется активным внедрением компьютеров. Наибольшим количеством компьютеров обладают США, Германия, Япония, Китай, Республика Корея.

2. Комплексная автоматизация. Наибольшим числом промышленных роботов обладают Япония, США, Германия.

3. Перестройка энергетического хозяйства. Главные цели: энергосбережение, использование альтернативных и новых источников энергии. Страны-лидеры: США, Япония, Франция.

4. Производство новых материалов.

5. Развитие биотехнологий. Это направление возникло еще в конце 1960 – начале 1970 гг. Особенно успешно данное направление развивается в США, Франции, Нидерландах, Бельгии, Израиле, Японии.

6. Космизация: развитие космонавтики, аэрокосмической промышленности, исследование космического пространства.

По мере развития НТР все большую роль играет управление. Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество.Кроме того, развивается геоинформатика и геоинформационные системы.

Домашнее задание

1. Перечислите основные черты НТР.

2. Какие отрасли хозяйства в наибольшей степени были преобразованы под влиянием НТР?

Список литературы

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3. Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны. Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. – М.: Экон-Информ, 2008. – 492 с.

4. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2. Баженов С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С.А. Баженов. – М.: ЭКОС, 2002. – 178 с.

3. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

4. Приказ ФАП № 95 от 16.09.2004 «Об утверждении правил научно-технического сопровождения и приемки выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ».

5. Мякинина Л.Н. Наука, проектирование с точки зрения научных организаций и потребителей.

6. Григорьев М. Н., Краснова Е.Ю. Маркетинг продукции военного назначения: Учебник / СПб.: Инфо-да, 2011. – 435 с.

7. Игнатьев М. Б. Информационные технологии в микро-, нано- и оптоэлектронике. – СПб.: ГУАП, 2008. – 200 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.

2. География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. – СПб.: Паритет, 2005. – 112 с.

3. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

5. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

7. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

8. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.

11. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

12. ЕГЭ 2009. География: Тренировочные задания / В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2. Федеральный портал Российское Образование (Источник).

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Научно-техническая революция (НТР)

— это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал мирового хозяйства в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически развитые страны, которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

Составными частями НТР являются наука, техника, технология, производство, управление.

Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие.

1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: США, Японию, Великобританию, ФРГ, Францию. При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства.

Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования — одной из лучших в мире.

2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.

3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции.Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение.

О современном состоянии НТР обычно судят по тому, какова доля продукции наукоемкого машиностроения в общем объеме производства. НТР внесла большие изменения в транспорт. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок сократилась, так как уменьшилась его роль. Большую часть международной торговли обеспечивает морской транспорт, но он почти не участвует в пассажирских перевозках, которые «передоверены» воздушному.

4. Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством. Управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии и производства. Управление в эпоху НТР требует специальной подготовки. Особенно широко они представлены в США и Японии. Выпускники этих школ — руководители производства – называются менеджерами. Подготовка их в последние годы начата и в России.

Он определял размещение производства с конца XIX века до начала XX века. Многие ресурсные бассейны стали центрами промышленности. Например, Урал — первая база индустриализации России. В эпоху НТР такая «привязка» промышленности к минерально-сырьевым базам проявляется гораздо реже, но для размещения отраслей добывающей промышленности ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Так как многие старые бассейны и месторождения сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую с экстремальными условиями.

В развивающихся странах ресурсный фактор до сих пор продолжает играть важную роль в индустриализации и оказывает влияние на размещение производства.

Одним из важных факторов размещения производства в эпоху НТР становится тяготение к центрам науки и образования. Прежде всего это обстоятельство определяет географию наукоемких отраслей, а они тяготеют к научным центрам, к учебным заведениям. Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, наоборот, рассредоточение их. В эпоху НТР для многих стран Запада характерна интеграция науки и производства. В результате возникают научно-промышленные комплексы или технополисы. Так, в Японии в 80-х годах начали создавать технополисы, отобрав для них наукоемкие направления: авиакосмическую технику, роботостроение, производство ЭВМ. Подобные технополисы встречаются и в США.

3. Фактор тяготения к квалифицированной рабочей силе.

Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства. Сейчас любой стране нужны не просто трудовые ресурсы, а высококвалифицированные люди, способные управлять современной техникой.

Он существовал и ранее, но в период НТР приобрел особое значение. Учет экологического фактора при сооружении хозяйственных объектов стал обязательным. Законодательством предусмотрены серьезные санкции в отношении лиц, пренебрегающих этим фактором.

В эпоху НТР не потеряли своего значения и такие факторы, как потребительский, энергетический, территориальный. Существенную роль продолжает играть и географическое положение отдельных государств.

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

  • изобретение паровой машины в XVIII веке;
  • научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке;

· создание компьютеров в XX веке.

Новые крупные научные открытия и изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале ХХI.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 548 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 53Следующая ⇒

Огромное влияние на развитие народного хозяйства стран мира во второй половине XX в. оказала третья научно-техническая революция (НТР). Ее повивальной бабкой можно считать Вторую мировую войну, в ходе которой воюющими странами были созданы принципиально новые системы оружия и военной техники: атомная бомба, реактивный самолет, реактивный миномет, первые тактические ракеты и т. д. Эти плоды прикладных НИОКР многочисленных сверхсекретных военных институтов и конструкторских бюро, в силу понятных причин моментально внедрявшиеся в производство, изначально задали направление третьей НТР.

Предпосылки же для НТР были созданы научными открытиями первой половины XX в., в частности: в области ядерной физики и квантовой механики, достижениями кибернетики, микробиологии, биохимии, химии полимеров, а также оптимально высоким техническим уровнем развития производства, которое было готово воплотить эти достижения. Таким образом, наука стала превращаться в непосредственную производительную силу, что является характерной чертой третьей НТР.

НТР имеет всеохватывающий характер, оказывая влияние на все сферы не только экономической жизни, но и на политику, идеологию, быт, духовную культуру, психологию людей.

Принято считать, что НТР прошла два этапа: первый – с середины 40-х – 60-е гг., второй – с 70-х гг. и по настоящее время. Такое разделение на этапы принято для удобства изучения этого глобального явления, преобразовавшего мир. Границей же между двумя этапами третьей НТР считают создание и внедрение в народное хозяйство ЭВМ четвертого поколения, на основе которых была завершена комплексная автоматизация и начат переход к новому технологическому состоянию всех отраслей экономики.

Достижения НТР. Для более наглядного представления о третьей НТР приведем краткую хронологию ее открытий и изобретений.

40-е г. – телевидение, транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин;

50-е гг. – водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ);

60-е гг. – лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы.

– микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология;

80-е гг. – сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез.

Одним из важнейших стимулов ускоренного развития научно-технического прогресса и внедрения его достижений в производство было стремление национальных корпораций в новых, послевоенных условиях международной и внутренней конкуренции обеспечить устойчивый рост прибыльности производства.

Не последнюю роль в развитии НТР сыграли имперские амбиции США и СССР, длительное противостояние двух военных блоков в период «холодной войны». В беспрецедентной по масштабам гонке вооружений была сделана ставка на технологическое превосходство, создание и совершенствование новых видов оружия массового поражения. Вслед за США СССР создает собственное ядерное оружие, не уступающее американскому. Это стратегические, континентальные бомбардировщики, баллистические межконтинентальные и средней дальности ракеты, которые произвели революцию в военном деле, создав условия для запуска нашей страной первого искусственного спутника Земли (октябрь 1957 г.) и первого пилотируемого Ю.А. Гагариным космического корабля (апрель 1961 г.). Таким образом, НТР уже с первых шагов поставила перед человечеством вопрос о сфере использования ее результатов. Как видим, первоначально это была преимущественно военная сфера.

В отличие от капиталистических стран в СССР с его сверхцентрализованной, а потому и более затратной, инертной к научно-техническому прогрессу экономикой, НТР в большей степени развивалась под воздействием внешнеполитических факторов: сначала военной конфронтации с Западом, а потом в соответствии с доктриной «мирного соревнования двух систем». Поэтому применение достижений НТР происходило в основном в военной области.

Между тем рыночные отношения в ведущих зарубежных странах по мере развития НТР все более проникали в другие отрасли народного хозяйства, способствуя росту производительности труда, а следовательно, и прибыльности производства. Научно-технический потенциал в этих странах развивался все более с учетом конъюнктуры рынка, а не внешнеполитического фактора. Например, в США в 1955 г. имелось всего 10 ЭВМ, к концу 50-х – около 2 тыс., а в 1970 г. – уже 56 тыс. На их основе создавались высокопроизводительные станки с программным управлением, комплексные автоматизированные системы, промышленные роботы. Не отставали от США и другие передовые капиталистические страны. За 60-е гг. в развитых капиталистических странах в 4,5 раза увеличилось производство пластмасс, в 6,5 раз – синтетических волокон и т. д.

Последствия НТР. Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре капиталистического общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Если число занятых в этой сфере в 1950 г. составляло 33% от всего самодеятельного населения в странах капитала, то в 1970 г. – уже 44%, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте.

Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни. Общественное положение промышленных рабочих все более сближалось с показателями жизни служащих и специалистов. На основе структурных изменений в народном хозяйстве менялся отраслевой состав рабочего класса. Шло сокращение занятых в отраслях с высокой тяжестью труда (горнодобывающая, традиционные отрасли легкой промышленности и т. д.) и увеличение занятых в новых отраслях (радиоэлектроника, ЭВМ, атомная энергетика, химия полимеров и т.д).

К началу 70-х гг. численность средних слоев населения колебалась от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения. Наблюдался рост доли мелких и средних собственников.

На втором этапе НРТ, начавшемся в 70-е гг., рассмотренные процессы приобретают как бы «второе дыхание». Большую роль сыграло то, что к середине 70-х гг. в связи с процессом международной разрядки стали высвобождаться значительные средства, ранее направляемые в военно-промышленные комплексы (ВПК) ведущих стран. Запад все более переориентировал свою экономику на социальные нужды. Научно-технические программы стали теснее увязываться с социальными. Это не замедлило сказаться на повышении технической оснащенности и качестве труда, росте доходов трудящихся, росте потребления на душу населения. В сочетании с реформированием модели государственного регулирования экономики такая переориентация хозяйства позволила на основе развития НТР капиталистическим странам избежать депрессивного состояния и начать переход на более высокую стадию общественного устройства.

Принято считать, что изобретение микропроцессоров и развитие электронно-информационной техники, достижения в области биотехнологии и генной инженерии открыли второй этап НТР, этап совершенствования производительных сил или «общества высоких технологий». На основе применения микропроцессоров начался процесс комплексной автоматизации производства, сопровождавшийся многократным сокращением числа станков и механиков, обслуживающего персонала и т. д. Получают развитие такие средства труда, как автоматические линии, автоматизированные участки, цеха, станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры. Одновременно процесс автоматизации информации распространился и на другие сферы хозяйства – управление, финансы, конструкторские работы и т. д. Сама информационная техника становится специальной отраслью промышленности, а наука превращается в мощную индустрию знаний.

Как отмечалось, под воздействием НТР в 50-60-е гг. в отраслевой структуре народного хозяйства произошли изменения. На втором же ее этапе на основе повсеместного перехода к ресурсо-и трудосберегающим, экологически чистым, наукоемким производствам и технологиям произошла глубокая структурная перестройка хозяйства ведущих стран.

Это не могло не вызвать глубоких социальных изменений.

Сегодня наибольшее количество занятых (от половины до 2/3 самодеятельного населения) приходится на сферу информации и услуг (третичный тип занятости), а затем уже – промышленности и аграрного сектора. Рабочий класс ныне не составляет большинства населения в развитых странах. Эти изменения свидетельствуют о возрастании интеллектуальных функций труда, повышении общеобразовательного уровня лиц, занятых в различных сферах экономики.

Однако следует отметить и негативные явления, сопровождающие победное шествие НТР. В сфере занятости это хроническая безработица. В частности, она является результатом быстрых структурных изменений в экономике вследствие высвобождения большого числа рабочих в старых отраслях. Кроме того, это результат углубляющегося процесса международного разделения труда и, как следствие, массовой миграции рабочей силы, и, наконец, рационализации производства в условиях жесткой конкуренции.

На втором этапе НТР западные страны столкнулись с серьезными экономическими и общественно-политическими кризисами, что послужило причиной начала достаточно глубоких внутренних преобразований. Только сочетание новаций НТР и социально-политических реформ позволило капиталистическим странам в полной мере воспользоваться достижением научно-технического прогресса, обеспечив большинству населения своих стран материальный достаток и высокий уровень демократических свобод.

Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что третья НТР (как и предыдущие научно-технические революции) качественно преобразила не только сферу материального производства, но и значительно изменила общественные отношения, оказала огромное влияние на духовную жизнь общества.

Под нaучно-техническим прогрессом понимается: «взaимосвязанное и взаимообусловленное поступательное рaзвитие науки и техники, которое, в свою очередь, стимулирует качественные преобразования материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивает постоянный рост производительности труда, оказывает воздействие практически на все стороны общественной жизни, является важнейшей составляющей социального прогресса». 1 Если попытаться взглянуть на историю развития человечества в крупном временном масштабе, то можно заметить, как сильно изменились условия жизни нашей цивилизации под влиянием научно-технического прогресса (НТП). Наука и техника глубоко проникли во все сферы жизнедеятельности человека, повлияли на его взаимоотношения с природой, дали ему новые приемы и способы производства, сказались на уровне и стиле жизни людей.

Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала науки и техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, существенные преобразования происходят и во всем строе культуры и современной цивилизации. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, перед нами новая закономерность нашей жизни. Прогресс современного общества нельзя представить без развития науки и техники, без внедрения технологических новшеств, но стремительное повышение роли науки и техники как фактора социальных преобразований актуализирует сложный спектр мировоззренческих, социально-этических и других проблем

В результате технической революции кардинальные перемены произошли во всех сферах деятельности человека, включая культуру. Вопрос о том, какую роль играет техника в культуре, давно привлекал внимание людей, но особую актуальность он приобрел с ростом могущества индустриальной цивилизации.

Огромный интерес вызывает книга О. Шпенглера «Закат Европы», вышедшая в начале XX века. В этой книге О. Шпенглер объявил смерть культуры под воздействием технического прогресса внутренним законом развития культуры и выступил с рядом предположений о будущем. Рассматривая историю общества как путь к цивилизации при помощи техники, О. Шпенглер утверждал, что все явления культуры кроме технических изобретений как орудия борьбы за власть постепенно теряют свое значение, общественный прогресс со временем прекращается и культура Запада достигает своей кульминации. Эта кульминация заключается в том, что человечество вступает в цивилизацию где культура покоряется технике и свертывается, умирает. Ссылаясь на опыт всемирной истории, О.Шпенглер пишет, что в это время культура «вдруг застывает, ее роль свертывается, силы ее надламываются — она становится цивилизацией». 2

Конфликт технического и культурного прогресса отмечали в своих произведениях многие философы. Например, Н.А. Бердяев в работе «Конец Европы» или Г.П. Данилевский. Последний еще в 1868 году, написал рассказ «Жизнь через сто лет». Содержание рассказа сводится к тому, что при помощи чудодейственного средства его герой переносится на сто лет вперед, в Париж. В рассказе описывается эпоха бурного технического прогресса, который застает герой рассказа: многоэтажные дома, асфальтированные дороги, подземные поезда железных дорог, электрическое освещение, телефонная связь и пр. Однако этот технический прогресс породил культурный регресс: живопись заменена фотографией, в моде вакханалия, многоженство, пояса, браслеты и ожерелья заменили одежду, наблюдается полное падение всех искусств и поэзии, вместо музыки — волны бессмысленных тонов и звуков без страсти и выражения, мелодии исчезли. Обращаясь к нашим современникам герой рассказа с гневом говорит: «Я вас не понимаю и от души сожалею. Вы презираете все, что не ведет к практической, обыденной, неизменной пользе! Вы пренебрегаете идеями великого философского цикла и дали развитие одному — практическим, техническим, не идущим далее земли, наукам и ремеслам. Вы отдали луч солнца за кусок удобрения, песню вольного поэтического соловья за мычание упитанной для убоя телушки». 3 При чтении этого рассказа в голову невольно приходит мысль о нашем времени, некоторые черты которого сумел разглядеть Г.П. Данилевский сквозь пелену исторического времени. И именно потому, что опасение за конфликт между техническим и культурным прогрессом продолжает волновать людей, это опасение выразилось в философии техники, представители которой стараются понять возникающие коллизии, их объяснить и найти выход.

Л. Мэмфорд основную причину социальных бедствий современного общества видит во все возрастающей диспропорции между уровнем развития техники и нравственности. По его мнению, культуре угрожает предельно рационализированная технократическая организация общества. Он пишет о необходимости ориентировать развитие техники на развитие человека и его культуры.

Техника воздействует на все другие элементы культуры и через систему общественных связей и отношений является решающей доминантой культурного прогресса, материальным основанием всей культуры.

Нельзя не сказать о негативном воздействии научно-технического прогресса на культуру человека.

Размышляя об отрицательном влиянии современного индустриального прогресса на многие стороны человеческой жизни, следует обратить особое внимание на тенденцию нивелирования личности. «В современном индустриально-прогрессивном мире развитие индустрии нуждается в человеке лишь как в производителе и потребителе. И поскольку производственные операции в основном выполняются машинами, постольку человек должен свестись к служащему и превратиться в придаток машины. Индустриальный прогресс нуждается исключительно в человеке как производителе и потребителе, все же остальные отношения и соответствующие особенности становятся лишними, нерентабельными». 4

Индустриальный прогресс различными средствами и путями приводит к нивелированию личностей, что означает резкое падение «качества содержания» человеческой жизни. Научно-технический прогресс, уравнивая личности, способствует внутреннему разобщению людей, ибо содержательное взаимообогащающее общение людей предполагает их различие и индивидуальное своеобразие. Современная компьютеризация, воздействуя на интеллектуально-духовную жизнь личности, превращает разум в кибернетический, прагматически направленный рассудок, утрачивающий образную, чувственную окрашенность мышления и общения. Деформируются духовные коммуникации, связи, ценности, превращаясь в анонимную информацию, рассчитанную на усредненного потребителя. Общество лишается диалога в разговоре, появляется «дефицит человечности», общество психологически стареет от одиночества, понижается физическое здоровье.

Оптимистическая оценка развития техники резюмирована в различных вариантах концепции технократизма, основателем которой является американский исследователь Т. Веблен. Исходный тезис можно сформулировать так: техника сама способна нейтрализовать или и преодолеть те негативные последствия, которые несет человечеству ее развитие и распространение. Есть технические системы, которые создают средства и предпосылки постепенной гармонизации жизни и процессов в обществе. Для такой оценки, безусловно, есть основания.

Действительно, мы видим, как прогресс техники дает возможность преодолевать неизлечимые ранее болезни, уменьшать остроту экологического кризиса, решать конфликтные ситуации в обществе, обеспечивать динамическое состояние общественной инфраструктуры. Культура, образование, быт преобразуются в основном под воздействием постоянно развивающихся научно-технических средств. Научно-техническая революция порождает новые виды искусства, делая их доступнее для людей. Возникновение технических средств обучения позволило повысить эффективность учебного процесса в средней и высшей школах, выполнить принципы программированного обучения.

Нейтральную оценку научно-технического развития можно передать словами К. Ясперса: «Одно, во всяком случае, очевидно: техника — только средство, сама по себе она не является ни хорошей, ни плохой. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она будет служить, в какие условия человек ее поставит. Поскольку техника сама не ставит перед собой никакой цели, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им». 5 Эта оценка тоже имеет свое оправдание и свои основания. Но она умаляет значения исходящей связи техники с глубинными основами человеческого бытия.

Но, невзирая на разные представления, научно-технический прогресс остается ведущим фактором культурного развития, влияет на социальную жизнь, духовную культуру. Он нужный умственный парадокс общества новейшей культурной эры. А одной из важных задач цивилизованного общества остается организация развития жизни таким образом, чтобы любая стадия прогресса сопровождалась определенными, полезными для социума культурными, моральными, умственными приобретениями. В технократический склад ума нужно вдохнуть гуманитарное мироощущение. Научно-технический прогресс — это непростой культурный комплекс с новыми в истории населения земли познавательными, философскими, этическими неувязками, которые могут по-разному оказывать влияние на социокультурную жизнь. Невзирая на быстрое вторжение, прогресс не мог не поменять природной среды, но естественная природа человека, — то, что в ней заложено, — осталась, сохранилась. Человек должен оставаться человеком во всех обстоятельствах, личностью с высочайшей чувственной и интеллектуальной активностью, способной к умственному самовыражению в проблемных ситуациях. Можно не согласиться с воззрением Н.А. Бердяева о том, что технореволюция — величайшая революция, какую только знала история, кризис рода людского. Сущность этого кризиса заключается в том, что машина покоряет не только лишь природные силы, да и самого человека. «Она не только лишь кое-чем высвобождает его, да и заново порабощает» 6 .

Но нельзя опровергать, что научно-технический прогресс воздействовал, изменил образ жизни человека и всего общества, его внутренний мир. Культура общения с машиной не должна отбирать у человека действительность, которую только он способен принимать и которая недосягаема «машинному времени». Человек несет моральную ответственность за открытия науки и улучшение техники. Он должен уметь навести эти блага цивилизации в мирное русло, на благоденствие и развитие, не прибегая к злости. В критериях научно-технического прогресса от человека требуется не только лишь образованность, но и высочайшая культура отношений с техникой.

Безнравственность, легкомыслие и невежественность могут стать предпосылкой величайшей катастрофы на планете. Научно-технический прогресс, являясь частью культурного процесса, почти во всем определяет его содержание, направление, приводит к суровым социальным коллизиям, к принципиально новым формам отношений человека в обществе. Способности и последствия функционирования прогресса никто не берется на сто процентов оценить.

Здоровое общество все открытия, познания должно использовать для совершенствования собственного существования, обогащения умственной сферы, для самосохранения и саморазвития, для сотворения культурных ценностей, которые облагораживают людские возможности, расширяют духовные горизонты личности. «Цивилизованное общество благодаря научно-техническому прогрессу обеспечивает социальную защиту человека, если сохраняется общечеловеческая иерархия ценностей, где высшей целью является гражданин с его внутренним миром». 7

Список используемой литературы:

Бердяев А.Н. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2.

Галишникова М. Л., Ефимова Д. В. Издержки научно-технического прогресса: падение культуры. Пенза, 2011.

Гвишиани Д. М., Микулинский С. Р. Научно-техническая революция // БСЭ. – Изд. 3-е. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Данилевский Г.П. Соч. в 24-х томах. СПб, 1901. Т. 19.

Касьянов В.В. К вопросу о влиянии НТР на личность и социум // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 1-2.

Шпенглер О. Закат Европы. СПб, 1922. Т. 1.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1978.

1 Гвишиани Д. М., Микулинский С. Р. Научно-техническая революция // БСЭ. – Изд. 3-е. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

2Шпенглер О. Закат Европы. СПб, 1922. Т. 1. С. 172.

3 Данилевский Г.П. Соч.в 24-х томах. СПб., 1901. Т. 19. С. 22.

4 Галишникова М. Л., Ефимова Д. В. Издержки научно-технического прогресса: падение культуры. Пенза , 2011. С. 3.

5 Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1978. С. 153.

6 Бердяев А.Н. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 158.

7 Касьянов В.В. К вопросу о влиянии НТР на личность и социум//Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 1-2 . С. 54.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Российский химико-технологический университет

источник

Читайте также:  Как вкусно потушить куриные ножки
Adblock
detector