Меню

Что такое муниципальная собственность определение

объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям.

одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ. Так, п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит, что “земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”. ГК РФ также устанавливает (п. 1 ст. 212), что в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Субъектами права М.с. выступают муниципальные образования. От их имени права по владению, пользованию и распоряжению М.с. осуществляют органы местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ).

собственность муниципального образования.

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Федеральный закон от 28.08.95 N 154-ФЗ, ст.1, 29

одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ: имущество, находящееся в распоряжении муниципальных органов. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Ст. 212 ГК РФ закрепляет этот конституционный принцип, устанавливая, что в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Субъектами права М.с. выступают муниципальные образования. От их имени права по владению, пользованию и распоряжению М.с. осуществляют органы местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ). См. т.ж. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.

имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ), один из видов собственности, предусмотренный Конституцией РФ (ст. 8, 9, 130, 132). Согласно Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В состав М. с. входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в М. с., муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество (ст. 29 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 12 августа 1995 г.).

Органы местного самоуправления управляют М. с. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав М. с., от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, – непосредственно население.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты М. с. во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в М. с., иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. (С. А.)

имущество, принадлежащее, не праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В соответствии с гражданским законодательством (ст. 215 ГК) и ст. 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к М.с. относятся средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли, право собственности на которые возникло по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 19 Земельного кодекса РФ), и другие природные ресурсы. Кроме того, в собственности территориальной общины могут находиться кооперированные средства населения определенной территории, построенные на эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных площадок, жилой и нежилой фонд. В состав М.с. входят также муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Права собственника в отношении указанного имущества и управление М.с. осуществляют органы местного самоуправления. Они же вправе передавать объекты муниципальной собственность во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке и др. В интересах населения органы местного самоуправления вправе устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования, определять порядок и условия приватизации М.с. Управляя М.с, органы местного самоуправления вправе: создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности; определять цели, условия и порядок их деятельности; учреждать специальные органы (фонды, комитеты по управлению имуществом и др.); осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в М.с; назначать и увольнять руководителей таких предприятий; формировать муниципальный заказ, т.е. выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территории, ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг и др.; осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

разновидность публичной собственности, субъектами которой (собственниками) являются муниципальные образования (п. 1 ст. 215 ГК РФ). М.с. – не разновидность государственной, а самостоятельный вид публичной собственности, поскольку муниципальные образования не являются государственными образованиями (хотя их положение как собственников строится по модели государственной собственности).

Субъекты права М.с. – городские и сельские поселения и другие муниципальные образования как целое, но не их органы; последние лишь осуществляют те или иные правомочия собственника в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 215, ст. 125 ГК РФ).

Объектами М.с. могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и Другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также предметы бытового, потребительского характера. В состав М.с. входят и принадлежащие муниципальным образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры. Государственное имущество, которое должно относиться к М.с., в основном перечислено в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1. Имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте, может находиться в М.с. только по специальному разрешению государственных органов. В соответствии с этим в собственности М.с. не могут быть объекты исключительной государственной собственности: участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.). Земля и другие природные ресурсы являются объектами М.с. лишь в той мере, в какой это прямо допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 2 ст. 214, п. 3 ст. 129 ГК РФ).

Находящееся в М.с. имущество подразделяется на закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления: “распределенное” муниципальное имущество, которое не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов муниципального образования, и “нераспределенное” муниципальное имущество (прежде всего средства соответствующего бюджета), составляющее казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Последний вид имущества может быть объектом взыскания кредиторов муниципального образования по его самостоятельным долгам (п.1 ст. 126 ГК РФ).

имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

Читайте также:  Гиацинты цветы как сажать

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В собственности могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

17) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

20) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.

право муниципальной собственности) — отдельная, самостоятельная форма собственности наряду с государственной, частной и другими основными формами собственности; собственность муниципальных образований. Впервые в России как самостоятельная форма собственности была выделена в Законе РСФСР «О собственности » 1990 и закреплена в Конституции РФ 1993 (ст. 8, 9, 130, 132). Экономически М.с. представляет собой способ прямого или опосредованного через органы местного самоуправления присвоения общественных материальных благ отдельными «территориальными коллективами», географически ограниченными рамками самоуправляющихся, обладающих правами юридического лица административно-территориальных (муниципальных) образований. Во многих зарубежных странах политико-правовая концепция муниципализации местного управления вместе с ее материальной основой — юридически и организационно обособленной М.с. (франц. — Ыепз соттипаих, англ. — гштс1ра1 ргореггу) служит одним из основополагающих принципов государственного устройства. Право М.с. составляет совокупность норм, регулирующих отношения собственности, принадлежащей муниципальным образованиям. Воплощается в правомочиях владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Право М.с. — отдельное, самостоятельное право собственности, имеющее свои конституционные и гражданско-правовые источники, особый субъектный и объектный состав. Как собственники, муниципальные образования самостоятельно участвуют в гражданском обороте, действуя от своего имени и в своем интересе. Вместе с тем право М.с. нераздельной и неотъемлемой частью входит в институт вещного права, в сферу общих гражданских правоотношений. В более развернутом виде право М.с. сформулировано в ГК РФ (ст. 124—126,215,294—300). Регламентируется также в ряде других нормативных актов. Субъектами права М.с. являются муниципальные образования (города, села, деревни, рабочие, дачные, курортные поселки и т.п., признанные субъектами М.с). От имени муниципального образования правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют органы местного самоуправления, которые в зависимости от особенностей организации местного самоуправления в том или ином субъекте РФ могут именоваться по-разному: местные советы, думы, администрации, префектуры, собрания народных представителей и др. В случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, права собственника в отношении имущества, входящего в состав М.с, могут осуществляться непосредственно населением муниципального образования. Объектом права М . с может быть не всякое имущество, а только такое, которое имеет целевой характер, предназначено для удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования. В состав М.с. входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в М . с , муниципальные предприятия как объекты гражданского права, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, имущество муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. М.с, как и государственная собственность, при реализации отношений собственности призвана обеспечивать достижение общественных, публичных интересов. Обе эти формы собственности отличаются от частной собственности, использование которой подчинено частным, индивидуальным интересам ее обладателя. Кроме того, право государственной собственности и право М.с. осуществляется органами публичной власти, создаваемыми соответственно государством и муниципальным образованием. Государственная собственность может преобразовываться в М.с и, наоборот, М.с. может преобразовываться в государственную собственность посредством особых государственных правовых или административных актов. Правомочия собственника в отношении М.с. реализуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. Среди объектов государственной собственности есть такие, которые не могут быть объектами М.с. (основные полезные ископаемые, территориальное море и др.). Пообъектный состав М.с. предопределяется функциональным назначением, особенностями размещения, возможностями использования объектов собственности (их предметным составом, натуральным обликом, качественными характеристиками, гражданской оборотоспособностью и т.п.). По правовому режиму использования объекты М.с. делятся на два вида. Одна часть муниципального имущества закрепляется на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления) за муниципальными предприятиями и учреждениями как самостоятельными участниками гражданского оборота, действующими от собственного имени и за свой счет (см. Право хозяйственного ведения, Право оперативного управления). Право М.с. реализуется в этом случае опосредованно, через муниципальные, юридические лица, юридически независимые звенья. Другая часть муниципального имущества составляет средства казны муниципального образования, владение, пользование и распоряжение которой осуществляют непосредственно органы местного самоуправления. СЛ. Сосна, КН. Васильева Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет его экономические условия. Это находит свое выражение прежде всего в признании и равной правовой защите М.с. наряду с другими формами собственности (ст. 8), а также в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять М.с. (ст. 132). М . с , порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения регламентируются ГК РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 и др. М.с. является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени собственника муниципального имущества эти права осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Как отмечено, имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части: одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; другая (средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями) составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В состав М.с. входят: а) средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; б) имущество органов местного самоуправления; в) муниципальные земли и другие природные ресурсы; г) муниципальные предприятия и организации; д) муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; е) муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения; ж) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; и) другое движимое и недвижимое имущество. Конкретный перечень объектов М.с. во многом определяется особенностями социально-экономического развития муниципального образования, размерами его территории и другими факторами. Процесс формирования М.с. начался после принятия Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991, порядок ее формирования был установлен постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную должен регулироваться законом. Субъекты Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в их собственности, но необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, а также между отдельными муниципальными образованиями. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, объекты М . с , источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований — уставом города. Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке. Передача объектов, относящихся к М.с, в государственную собственность осуществляется только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда. Порядок и условия приватизации М.с. в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. При этом доходы от приватизации объектов должны поступать в полном объеме в местный бюджет. Органы местного самоуправления вправе передавать объекты М.с. во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия их использования. Органы местного самоуправления вправе также сдавать М.с. в аренду, совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения М.с, осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в этой области, принимают и другие общеобязательные правила: порядок передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций, сдачи муниципального жилья в аренду; правила пользования земельными ресурсами и др. М.с. — одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования. В.И. Фадеев

Читайте также:  Мощи матроны в москве адрес на таганке

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

источник

1. Муниципальная собственность (определение понятия, порядок формирования, состав, учет). Муниципальная казна.

1.1. Определение понятия «муниципальная собственность»

В теории и практике муниципального управления термин «муниципальная собственность» рассматривается в нескольких значениях. Речь идет об экономическом или юридическом аспектах, либо сочетании первого и второго, т.е. экономико-правовом подходе.

Позиция представителей экономико-правового подхода определении термина «муниципальная собственность» основывается на понимании категории «собственность» как совокупности прав владения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на правах собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В статье 1 федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уточняется, что муниципальная собственность есть собственность муниципального образования.

Как известно, категория «собственность» рассматривается исследователями не только как юридический термин, но и как понятие, которое является предметом изучения других общественных наук (экономической, социологической и др.). Содержание собственности составляет не только имущество, право собственности, вещные (предметные) отношения между людьми. Собственность определяется как совокупность всех общественных отношений в обществе, и, прежде всего тех отношений, которые возникают между людьми по поводу присвоения и отчуждения жизненных благ.

Имеет место и другой подход в понимании категории «собственность». Если принимать взгляды его последователей, то муниципальная собственность может рассматриваться как совокупность общественных отношений, возникающих между членами местного сообщества по поводу присвоения и отчуждения муниципальных общественных благ.

1.2. Формирование и учет муниципальной собственности

Имущество, которое находится в собственности муниципального образования, подразделяют на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Другая часть имущества, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными организациями, в соответствии со статьей 215 ГК РФ составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Порядок формирования. В Российской Федерации в период становления местного самоуправления формирование собственности муниципальных образований осуществлялось следующим образом.

1. Передача государством части своего имущества в собственность муниципальных образований. Формирование собственности муниципальных образований происходило за счет передачи объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер, принадлежащим другим хозяйствующим субъектам. Правовой основой являлись соответствующие решения органов государственной власти.

2. Осуществление органами местного самоуправления своего права на приобретение имущества и объектов иной форм собственности.

3. Передача в дар муниципальному образованию частным или юридическим лицом своего имущества.

В составе собственности муниципальных образований может находиться:

– имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения;

– имущество, которое предназначается для осуществления отдельных переданных государственных полномочий в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

– имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными актами представительного органа муниципального образования.

Организация учета муниципальной собственности. Местная администрация в соответствии с возложенными на нее Уставом муниципального образования полномочиями, осуществляет учет муниципальной собственности посредством ведения реестра объектов муниципальной собственности в соответствии с Положением о реестре имущества, принадлежащего муниципальному образованию.

Под реестром, как правило, понимается информационная система, которая построена на единых методологических и программно-технических принципах баз данных и содержит перечни объектов учета и данные о них. Реестр представляет собой унифицированную систему записей о муниципальном имуществе, принадлежащем муниципальному образованию: правах на это имущество, сделках с ним, ограничениях (обременениях) прав и иных сведениях об указанном имуществе.

Объектами учета реестра являются:

– земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования;

– участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в собственности муниципального образования;

– недвижимое имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления за муниципальными организациями, либо находящиеся в собственности муниципального образования муниципального предприятия в целом, как имущественный комплекс;

– движимое имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления за муниципальными организациями, стоимость которого превышает 100 МРОТ;

– находящиеся в собственности муниципального образования доли (паи, акции) хозяйственных обществ;

– иное находящееся в собственности муниципального образования движимое имущество, стоимость которого превышает 100 МРОТ, и недвижимое имущество.

Основаниями для включения в Реестр и исключения из него объекта учета являются юридические факты, с которыми связано соответственно возникновение и прекращение права собственности на данный объект.

Реестр включает в себя информацию о каждом объекте учета и состоит из трех разделов:

– реестровый и кадастровый номера объекта, его адрес (местонахождение), год его создания и т.д.;

– характеристики объекта (технические, физические, стоимостные и т.д.);

– основания для принятия объекта в муниципальную собственность и исключения из Реестра (документ, на основании которого возникает или утрачивается право на объект учета);

– данные о государственной регистрации права собственности на объект учета;

– данные об иных вещных правах на объект учета;

3) третий раздел содержит сведения о сделках, ограничениях (обременениях) и правах третьих лиц на объект (аренда, залог, арест и т.д.). Данные заносятся на основании договоров и иных документов, являющихся основанием возникновения ограничений (обременений).

Казна, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, представляет собой систему хранения и учета незакрепленного имущества, находящегося на территории муниципального образования.

Читайте также:  Как хранить миндаль очищенный

Муниципальная казна, во-первых, ведет учет объектов собственности; во-вторых, организует поиск, восстановление в учете интеллектуальной и иной собственности, принадлежавшей муниципальному образованию, и регистрацию прав собствен­ности; в-третьих, обеспечивает хранение имущества, перешедшего в собственность муниципального образования.

В состав муниципальной казны включают:

– бюджет и иные финансовые ресурсы, находящиеся в рас­поряжении местной администрации;

– имущество, не закрепленное за предприятиями и уч­реждениями, находящимися на территории муниципального образования;

– землю в муниципальном образовании, не являющуюся федеральной, государственной собственностью или собственностью иных физических или юридических лиц;

– нематериальные активы, неучтенные или не закрепленные за государственными и (или) муниципальными предприятиями и учреждениями, включая интеллектуальную собственность, права, доли;

– муниципальные информационные ресурсы;

– иное нераспределенное имущество.

В муниципальную казну направляется недвижимое имущество:

– не имеющее соб­ственника, отошедшее муниципальному образованию за долги;

– приобретенное органами местного самоуправления;

– пода­ренное муниципальному образованию;

– выморочное, т.е. оставшееся после владельца без наследника, изъятое для муниципальных нужд;

– конфискованное в соответствии с законодательством;

– оставшееся после ликвидации государствен­ного или муниципального учреждения или предприятия, переходящее в собственность муниципального образования по иным основаниям.

Имущество, находящееся в муниципальной казне, не подлежит обложению налогами.

источник

Муниципальная собственность (определение понятия, порядок формирования, состав, учет). Муниципальная казна

1.1. Определение понятия «муниципальная собственность»

В теории и практике муниципального управления термин «муниципальная собственность» рассматривается в нескольких значениях. Речь идет об экономическом или юридическом аспектах, либо сочетании первого и второго, т.е. экономико-правовом подходе.

Позиция представителей экономико-правового подхода определении термина «муниципальная собственность» основывается на понимании категории «собственность» как совокупности прав владения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на правах собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В статье 1 федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уточняется, что муниципальная собственность есть собственность муниципального образования.

Как известно, категория «собственность» рассматривается исследователями не только как юридический термин, но и как понятие, которое является предметом изучения других общественных наук (экономической, социологической и др.). Содержание собственности составляет не только имущество, право собственности, вещные (предметные) отношения между людьми. Собственность определяется как совокупность всех общественных отношений в обществе, и, прежде всего тех отношений, которые возникают между людьми по поводу присвоения и отчуждения жизненных благ.

Имеет место и другой подход в понимании категории «собственность». Если принимать взгляды его последователей, то муниципальная собственность может рассматриваться как совокупность общественных отношений, возникающих между членами местного сообщества по поводу присвоения и отчуждения муниципальных общественных благ.

1.2. Формирование и учет муниципальной собственности

Имущество, которое находится в собственности муниципального образования, подразделяют на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Другая часть имущества, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными организациями, в соответствии со статьей 215 ГК РФ составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Порядок формирования.В Российской Федерации в период становления местного самоуправления формирование собственности муниципальных образований осуществлялось следующим образом.

1. Передача государством части своего имущества в собственность муниципальных образований. Формирование собственности муниципальных образований происходило за счет передачи объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер, принадлежащим другим хозяйствующим субъектам. Правовой основой являлись соответствующие решения органов государственной власти.

2. Осуществление органами местного самоуправления своего права на приобретение имущества и объектов иной форм собственности.

3. Передача в дар муниципальному образованию частным или юридическим лицом своего имущества.

В составе собственности муниципальных образованийможет находиться:

– имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения;

– имущество, которое предназначается для осуществления отдельных переданных государственных полномочий в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

– имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными актами представительного органа муниципального образования.

Организация учета муниципальной собственности. Местная администрация в соответствии с возложенными на нее Уставом муниципального образования полномочиями, осуществляет учет муниципальной собственности посредством ведения реестра объектов муниципальной собственности в соответствии с Положением о реестре имущества, принадлежащего муниципальному образованию.

Под реестром, как правило, понимается информационная система, которая построена на единых методологических и программно-технических принципах баз данных и содержит перечни объектов учета и данные о них. Реестр представляет собой унифицированную систему записей о муниципальном имуществе, принадлежащем муниципальному образованию: правах на это имущество, сделках с ним, ограничениях (обременениях) прав и иных сведениях об указанном имуществе.

Объектами учета реестра являются:

– земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования;

– участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в собственности муниципального образования;

– недвижимое имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления за муниципальными организациями, либо находящиеся в собственности муниципального образования муниципального предприятия в целом, как имущественный комплекс;

– движимое имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления за муниципальными организациями, стоимость которого превышает 100 МРОТ;

– находящиеся в собственности муниципального образования доли (паи, акции) хозяйственных обществ;

– иное находящееся в собственности муниципального образования движимое имущество, стоимость которого превышает 100 МРОТ, и недвижимое имущество.

Основаниями для включения в Реестр и исключения из него объекта учета являются юридические факты, с которыми связано соответственно возникновение и прекращение права собственности на данный объект.

Реестр включает в себя информацию о каждом объекте учета и состоит из трех разделов:

– реестровый и кадастровый номера объекта, его адрес (местонахождение), год его создания и т.д.;

– характеристики объекта (технические, физические, стоимостные и т.д.);

– основания для принятия объекта в муниципальную собственность и исключения из Реестра (документ, на основании которого возникает или утрачивается право на объект учета);

– данные о государственной регистрации права собственности на объект учета;

– данные об иных вещных правах на объект учета;

3) третий раздел содержит сведения о сделках, ограничениях (обременениях) и правах третьих лиц на объект (аренда, залог, арест и т.д.). Данные заносятся на основании договоров и иных документов, являющихся основанием возникновения ограничений (обременений).

Казна, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, представляет собой систему хранения и учета незакрепленного имущества, находящегося на территории муниципального образования.

Муниципальная казна, во-первых, ведет учет объектов собственности; во-вторых, организует поиск, восстановление в учете интеллектуальной и иной собственности, принадлежавшей муниципальному образованию, и регистрацию прав собствен­ности; в-третьих, обеспечивает хранение имущества, перешедшего в собственность муниципального образования.

В состав муниципальной казны включают:

– бюджет и иные финансовые ресурсы, находящиеся в рас­поряжении местной администрации;

– имущество, не закрепленное за предприятиями и уч­реждениями, находящимися на территории муниципального образования;

– землю в муниципальном образовании, не являющуюся федеральной, государственной собственностью или собственностью иных физических или юридических лиц;

– нематериальные активы, неучтенные или не закрепленные за государственными и (или) муниципальными предприятиями и учреждениями, включая интеллектуальную собственность, права, доли;

– муниципальные информационные ресурсы;

– иное нераспределенное имущество.

В муниципальную казну направляется недвижимое имущество:

– не имеющее соб­ственника, отошедшее муниципальному образованию за долги;

– приобретенное органами местного самоуправления;

– пода­ренное муниципальному образованию;

– выморочное, т.е. оставшееся после владельца без наследника, изъятое для муниципальных нужд;

– конфискованное в соответствии с законодательством;

– оставшееся после ликвидации государствен­ного или муниципального учреждения или предприятия, переходящее в собственность муниципального образования по иным основаниям.

Имущество, находящееся в муниципальной казне, не подлежит обложению налогами.

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 1645 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Adblock
detector