Меню

Что такое мегаполис как он образуется

Человек строит свои города вширь и ввысь, занимая все большее пространство вокруг центров своих государств. Таким образом образуются необыкновенно большие города, в которых живут миллионы, ищут свое счастье, работают и отдыхают.

Огни большого города, города-мегаполиса, гипнотизируют. Второе слово, такое изысканно-впечатляющее, все чаще употребляется в разговорах. Оно давно заменило слово “город” для некоторых таких центров. Как мы знаем, мегаполис – это очень большой город. А может мы знаем совсем мало о нем, об этот красивом слове? Предлагаем немного более подробно разобраться в том, что такое мегаполис.

Само слово происходит от сочетания двух греческих форм. Если кому-то пришла в голову ассоциация с таким явлением античной цивилизации, как полисы, города-государства, то это очень кстати. Megalo, что в переводе означает “большой” и polis, что переводится, как “город”, – из этих двух компонентов составлено современное обозначение крупнейшего города. Так, мы получили ответ на самый важный вопрос – что такое мегаполис. Определение и происхождение слова нам известны. Его историческое развитие затронем дальше.

История употребления слова “мегаполис” в географической науке началась в XVII веке. Английский исследователь Т. Херберт впервые использовал этот термин как обозначение столиц государств. С тех пор эволюция значения слова привязало его к наименованию лишь особенно больших в мировом значении городов. По критерию, введенному в публикациях ООН, в мегаполисе должно проживать не менее 10 миллионов жителей.

Мегаполис – это наиболее крупная форма расселения, которая образуется в результате слияния множества соседних городских агломераций.

Для справки отвлечемся на дополнительное понятие агломерации (с лат. agglomero – “присоединяю”) – совокупность городов с прочными экономическими и культурными связями. В итоге они становятся единой функциональной единицей. Они образуются вокруг крупных городов, в основном в промышленных районах с большой плотностью населения. При дальнейшем росте и развитии связей города и агломерации объединяются в мегаполисы.

Теперь мы знаем, что такое мегаполис в географии. За образованием и развитием крупных городов наблюдения велись постоянно. Так, согласно статистическим данным, в 1900 году во всем мире было лишь 10 городов, которые могли считаться мегаполисами. В 1955 году уже был 61 город с числом жителей больше миллиона, а в 1990 году – целых 276. Как видно из цифр, тенденции к глобализации, укрупнению населенных пунктов, набирают обороты.

Самые многонаселенные города исторически появились в Америке. Так, еще в 1950 году в Нью-Йорке насчитывалось больше 12 миллионов жителей. Евразийский материк отставал совсем чуть-чуть – Шанхай с его 10 миллионами и Лондон.

Перед началом нового тысячелетия, в 1995 году, картина мегаполисов мира была еще более внушающей. В Японии в мегагороде Токио-Йокогама насчитывалось более 26 миллионов жителей. Нью-Йорк разросся не так сильно – до 16 миллионов, Мехико – до 15,5.

Мы рассмотрели, что такое мегаполис, определение по географии, некоторые статистические данные. Далее необходимо коснуться проблем современного большого города.

Помимо комфортабельности и широкого диапазона возможностей, жизнь в большом городе имеет множество негативных сторон. Жителям мегаполисов они хорошо знакомы, а вот тем, кто полон желания туда перебраться, предстоит с ними встретиться. И лучше быть подготовленными.

Что такое мегаполис в контексте влияния его масштабов на жизнь населения? Человека в нем окружает много опасных факторов. О них вы могли даже не задумываться: чрезвычайно быстрый ритм жизни, постоянный шумовой фон, нервные нагрузки, испытываемые в моменты, например, ожидания в пробке, долгой дороги на работу и домой. Психика жителя мегаполиса подвергается постоянному негативному воздействию.

В больших городах выше вероятность не таких частых, но глобальных проблем: терроризм, техногенные катастрофы. Отдельно в данном вопросе рассматривается эпидемиологическая опасность.

В силу густонаселенности, частых и долгих контактов людей в больших городах, риск быстрого распространения заболеваний здесь зашкаливает.

Так, с этой проблемой тесно столкнулись США в 2013 году. Страна пережила эпидемию гриппа, в которой были зарегистрированы сотни тысяч заболевших. Больницы были забиты, в очередях за медицинской помощью людям становилось еще хуже. Много было и смертельных случаев. Нью-Йорк в тот момент оказался наиболее уязвим перед болезнью.

При большой плотности населения любая эпидемия быстро выходит из-под контроля. Стоит оглядываться и на это, оценивая мегаполис как место для жизни.

После приведенных здесь примеров мы уже знаем, что такое город мегаполис: это не только удобство и возможности, но и множество опасностей.

Однако лидирует среди проблем большого города, все-таки, экологическая. Работающие промышленные зоны, автомобильный смог наносят колоссальный удар по здоровью людей. У жителей мегаполиса чаще случаются сердечные приступы, они страдают аллергией, переживают нервные срывы и прочие неприятности со здоровьем.

Таким образом, мы рассмотрели, что такое мегаполис. Это самая крупная форма расселения человека в мире, и она имеет много преимуществ для комфортной жизни, но и много проблем. Важнейшая из последних – это экологическая ситуация, неблагоприятно влияющая на здоровье горожан.

Надеемся, вам было интересно узнать больше о крупнейших человеческих поселениях современности. И несмотря на значительное количество негативных факторов, хочется верить,что все же приятные впечатления от мегаполисов мира будут более яркими и масштабными.

источник

Согласно толковому словарю русского языка, мегаполис – город с многомиллионным населением.

По происхождению само слово греческое, и даже не зная этого языка, можно догадаться, что перевод на русский почти дословный.

Казалось бы, все должно встать на свои места, вот только понятие “много” для каждого свое, из-за чего мнения по этому поводу часто разделяются и вопрос о том, что такое мегаполис, не имеет однозначного ответа.

Некоторые считают, что любой город-миллионер уже можно относить к мегаполисам. Другие увеличивают необходимую численность населения до 5 миллионов.

В 1970 году Организацией Объединенных Наций было предложено в определение мегаполиса включать города, в которых проживают 8 миллионов человек и более. А уже в начале 90-х годов эту планку подняли до 10 миллионов.

Количество людей на земном шаре активно растет на протяжении всей истории, а в последние десятилетия особенно. Так, по мнению экспертов, в 50-х годах существовало всего 2 мегаполиса – Токио (11,2 миллиона) и Нью-Йорк (12,2 млн). Через 25 лет их стало уже 4 (добавились Шанхай и Мехико), а через 50 лет число мегаполисов уже превысило 15.

Прогнозы таковы, что подобный рост продолжится и в дальнейшем.

Согласно докладу международной организации Demographia World Urban Areas, по состоянию на 2018 год самые густонаселенные города – это:

  1. Токио-Иокогама – 38 млн.
  2. Джакарта – 32,3 млн.
  3. Дели – 27,3 млн.
  4. Манила – 24,65 млн.
  5. Сеул – 24,2 млн.
  6. Шанхай – 24,1 млн.
  7. Мумбаи – 23,26 млн.
  8. Нью-Йорк – 21,57 млн.
  9. Пекин – 21,25 млн.
  10. Сан-Паулу – 21,1 млн.
  11. Мехико – 20,56 млн.
  12. Гуанчжоу – 19,96 млн.
  13. Дакка – 17,42 млн.
  14. Осака-Кобе – 17,16 млн.
  15. Москва – 16,85 млн.

Более 15 миллионов жителей в Каире, Бангкоке, Лос-Анджелесе, Буэнос-Айресе и Калькутте. Городов с населением более 10 миллионов человек на планете 37!

Среди Российских городов мегаполисом является только Москва.

Примечательно, что если сравнить этот рейтинг с другим – самыми комфортными городами для жизни, то окажется, что совпадений в них нет, кроме Токио и Осаки, японских мегаполисов. Что такие исключения существуют, означает наличие многочисленных серьезных проблем.

  • Растущее число автомобилей, техники и увеличение повсеместной автоматизации становится со временем не просто неудобным, но и опасным для здоровья и жизни.
  • Рост населения происходит не естественным путем, а за счет мигрантов и переселенцев из сельских районов.
  • Растет уровень преступности, наркомании и алкоголизма.
  • Страдает экологическая ситуация.

Последний пункт является одним из самых важных и обсуждаемых. Выхлопные газы, активное производство загрязняют и воздух, и почву, и воду. Появляются новые заболевания, уменьшается продолжительность жизни – это главные предпосылки того, что такие мегаполисы требуют пристального внимания экологов. И уделяя этому силы, время и средства, Япония, к примеру, достигла значительных успехов.

  • Комфортность жизни. Все передовые технологии в первую очередь появляются именно здесь. Всегда есть выбор во всем.
  • В городе легче получить образование и найти подходящую работу. Огромные перспективы для личностного и карьерного роста.
  • Развиваются наука, производство, искусство, культура.

Эти плюсы зачастую перевешивают минусы, люди стремятся жить в городах из-за больших возможностей. Если раньше была тенденция, что устойчивый средний класс перебирался в городские пригороды, сейчас все проходит наоборот.

Мало кто слышал о китайском городе Чунцин, а ведь его население уже больше 30 миллионов, и по прогнозам он скоро перегонит Токио.

В этом городе в течение ночи одни кварталы сменяют другие – становясь выше и современнее. Развязки на дорогах запутывают самую изощренную фантазию, а переезд с одного конца города на другой – это целое путешествие.

Темпы роста пугают. А еще 20 лет назад Чунцин был обычным городом, пока правительство Китая не разработало новую программу по обеспечению рабочими местами сельских жителей. Массовая миграция привела к тому, что каменные джунгли вытеснили природу, а повсеместная стройка небоскребов – к перенаселенности. Из-за своего географического положения город не может разрастаться вширь, поэтому рост его идет только в высоту.

Тенденции таковы, что в мегаполисы объединяются крупные населенные пункты, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Это ярко выражено в Японии и Америке.

Специалисты считают, что в ближайшие десять-пятнадцать лет количество мегаполисов может удвоиться, и, возможно, отвечать на вопрос о том, что такое мегаполис, мы будем уже совсем по-другому.

источник

Мегаполис – это наиболее крупная форма расселения, которая образуется в результате слияния множества соседних городских агломераций. Городские агломерации (от лат. agglomero – присоединяю, нагромождаю) – это совокупность городов, которые объединены в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Формируются агломерации преимущественно вокруг больших городов, а так же в густонаселенных промышленных районах. Образование агломерации связано с возникновением и увеличением городов-спутников. Во многих странах агломерации и города сливаются в мегаполисы. Сейчас мегаполисами называют особенно большие (в публикациях ООН – с числом жителей более 10 млн. человек) города мира.

Мегапо́лис (род. падеж др.-греч. μεγάλου от μέγας — большой + πόλις — город), редко сверхагломерация (суперагломерация) — наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций. Часто встречающийся термин «мегаполис» (используемый к вообще любому городу населением свыше 1 миллиона жителей) не является синонимом термина «мегалополис». Термин «мегаполис» (от греч. megas – большой и polis – город) впервые употребил в XVII веке англичанин Т. Херберт для обозначения столиц.

В 1900 году в мире всего насчитывалось 10 городов-миллионеров. В 1955 году – 61 город, в 1990 году – 276 городов. Около 40 городов насчитывают население более 5 млн. жителей. Первая пятерка мегаполисов в 1890 году выглядела так: Лондон – 4,3 млн. жителей, Нью-Йорк – 2,7 млн. жителей, Париж – 2,4 млн. жителей, Гуанчжоу и Берлин – по 1,6 млн. жителей. В 1950 году эта пятерка выглядела так: Нью-Йорк – 12,4 млн. жителей, Лондон – 10,4 млн. жителей, Шанхай – 10,3 млн. жителей, Рур – 6,9 млн. жителей, Токио-Йокогама (двуцентровая городская система) – 6,7 млн. жителей.

В 1995 году она уже была следующей: Токио-Йокогама – 26,8 млн. жителей, Сан-Паулу – 16,4 млн. жителей, Нью-Йорк – 16,3 млн. жителей, Мехико – 15,6 млн. жителей, Бомбей – 15,1 млн. жителей.

Ожидается к 2015 году: Токио – Иокогама – 28,7 млн. человек; Бомбей – 27,4; Лагос – 24,4; Шанхай – 23,4; Джакарта – 21,2.

До 1975 года в мире было всего три мегаполиса: Токио, Нью-Йорк и Мехико, причем в первых двух число жителей превышало 10 миллионов уже в середине ХХ века (соответственно, 11,3 и 12,3 миллионов человек в 1950 году). К 2010 году число таких мегаполисов возросло до 21, причем 11 из них являются столицами государств . Как ожидается, к 2025 году число мегаполисов увеличится до 29, причем 23 из них будут расположены в развивающихся странах. Численность населения, сконцентрированного в мегаполисах, возросло за 1950-2010 годы с 24 до 324 миллионов человек, а к 2025 году увеличится до 469 миллионов человек. В настоящее время в мегаполисах проживает примерно каждый десятый городской житель (9,4%), или каждый двадцатый житель Земли (4,7% населения мира).

Среди мегаполисов особенно выделяется столица Японии – Токио. Это крупнейшая городская агломерация мира, по численности населения (36,5 миллиона человек в 2009 году) превосходящая 196 стран и территорий мира, по которым ООН проводит ретроспективные и прогнозные расчеты. Она включает в себя не только плотно заселенные территории Большого Токио, но и 87 прилегающих городов, функционально связанных с ним, в том числе Йокогаму, Кавасаки и Чибу, являющихся важнейшими городскими центрами с определенными собственными правами.

За Токио следуют такие крупнейшие городские агломерации, как Дели (21,7 миллиона человек в 2009 году), Сан-Паулу (20,0), Бомбей (19,7), а также Мехико и Нью-Йорк (по 19,3 миллионов человек). Наименьшим размером отличаются мегаполисы Африки (Лагос в Нигерии – 10,2 миллиона жителей, Каир в Египте – 10,9) и Европы (Париж во Франции – 10,5, Москва в России – 10,4 миллиона человек), а также Стамбул в Турции (10,4)

До 2025 года Токио будет оставаться крупнейшей агломерацией мира, число жителей которой достигнет 37,1 миллиона человек. За ним по величине населения будут следовать Дели (28,6), Бомбей (25,8), Сан-Паулу (21,7), Дакка (20,9), Мехико (20,7), Нью-Йорк (20,6), Калькутта (20,1) и Шанхай (20,0 миллиона человек). Численность населения остальных мегаполисов не достигнет 19 миллионов человек. Число мегаполисов увеличится за счет 5 городов в Азии 5 (Гуанчжоу, Цзюлуна и Чунцина в Китае, Лахора в Пакистане и Джакарты в Индонезии), 2 в Латинской Америке – (Боготы в Боливии и Лимы в Перу) и 1 в Африке (Киншасы в Демократической Республике Конго).

Побочный эффект формирования современных мегаполисов: нарушение экологического равновесия между деятельностью человека и природной средой. Для современной географической науки мегаполис — особый тип поселения, так же отличный от города, как город от деревни. Жаль, что социологи, психологи, политики пока еще не уяснили, что мегаполис — не город. В мегаполисах люди быстро теряют совесть, по крайней мере, профессиональную: стоит ли водопроводчику заботиться о своей репутации, если его вызывают по телефонной книге? В мегаполисе разрушаются нити неформальных связей, пронизывающих город и составляющих скелет любой демократии. В мегаполисах разрушаются корпорации, общество теряет структуру, превращаясь в толпу. Мегаполис притягивает мигрантов, босяков, бомжей, преступников. Мегаполис порождает переуплотненную среду обитания, как бы оправдывая массовое многоэтажное строительство. Выше 12-го этажа жить вообще вредно из-за вибраций, ведь дом раскачивается. Вредно и вследствие чрезмерного расстояния до земли. Мы не осознаем, что нам неуютно смотреть в окно, но на самом деле на высоких этажах живем в состоянии непрерывного стресса. Малышам это просто уродует нервную систему. Мы нынче подражаем Западу? Но там люди не живут в небоскребах. Все высотные здания — это офисы или гостиницы, в которых вы проведете неделю-другую. Даже Нью-Йорк — это не Манхэттен, а уж вся Америка — далеко не Нью-Йорк. Стыдно признать, но современный небольшой американский город куда больше советского похож на город русский. Кроме несчастной России существует только одна страна в мире, ведущая массовую многоэтажную застройку, — это Япония. Японцев можно понять. Их — 130 миллионов на скалах. А у нас места куда больше, чем у голландцев, датчан, немцев. Поспрашивайте родных, соседей, сослуживцев, сколько этажей должно быть в доме, где они хотели бы жить. Гарантируем, самый частый ответ будет: два этажа. Около 20 лет назад английские биологи провели эксперимент на довольно миролюбивых черных крысах. Их поместили в необычайно плотную среду, разделенную на клетушки, подобные современным квартирам. Пищи, воды, света, воздуха вполне хватало. Крысы посходили с ума, у них началась эпидемия небывалой агрессии: убийства и даже изнасилования, чего и вообще не бывает в животном мире. Мы, конечно, не крысы, но это означает лишь то, что мы напрягаем волю и разум, дабы не обижать соседей, соотечественников.

Читайте также:  Что такое пудинг и как его готовить

Американские социологи составили очередной список крупнейших мегаполисов мира, включающий в себя 101 город. При его формировании учитывалась численность населения не только самого города, но и административно относящихся к нему пригородов (городов-спутников).

Крупнейшим мегаполисом признан Токио, вместе с прилегающими к нему Йокохамой, Кавасаки и Чибой численность его населения составляет 33,75 миллиона человек. Следом за ним идут Мехико с населением 21,85 миллиона человек и Нью-Йорк с 21,75 миллиона человек, сообщает сайт “Турция для всех”.

В Европе крупнейшим мегаполисом была признана Москва, население в которой с пригородами составляет 15,35 миллиона человек. За ней следуют Лондон (13,9), Париж (11,2) и Стамбул (10,9). В то же время в списке представлены 15 мегаполисами США, 10 городов из Китая, 9 из Индии, 8 бразильскихю, и по три города-миллионера из Японии, Мексики и Турции.

источник

Новые формы урбанизации – мегаполисы, являющиеся результатом слияния агломераций в пределах территорий, соседствующих районов, зон, стран.

В науке пока не сложилось четкого мнения о том, что первично – мировое сообщество или собственно мегаполисы. Например, один из видных исследователей проблем урбанизации и города, французский ученый Ф. Бродель, анализируя особенности и проблемы развития городов, писал, что города и деньги породили современный мир, одновременно являясь и двигателем, и показателем развития, вызывают изменения и указывают на них, но при этом они также есть их следствие.

Процесс становления исследования мегаполисов приходится на начало второй половины XX века. В это время была опубликована книга Дж. Готтмана «Мегаполис» в 1960 г., мегаполисы из достаточно разнородной и количественно значительной категории крупных и крупнейших городов были выделены и четко определены в самостоятельную группу. Они стали своеобразным показателем новейшего этапа урбанизации и развития городов. Некоторые мегаполисы, как показывает мировой опыт развития, обладают чертами и свойствами глобальных городов, или мировых центров, которые оказывают огромное влияние на мировые процессы в экономике, политике, культуре и на организацию всего человеческого сообщества.

Так что же такое мегаполис?

Мегаполис, или мегалополис, – это наиболее крупная и сложная форма расселения, образующаяся путём срастания нескольких городских агломераций в результате дальнейшей концентрации производства и населения преимущественно вдоль транспортных коридоров. Его название происходит от греч. «megaмlu» – родительный падеж от «meмgas» – «большой» и «poмlis» – «город» (в Древней Греции был город Мегалополь, возникший от слияния более чем 35 поселений). Мегаполисы, как и агломерации, не представляют собой сплошь застроенные территории (почти 9/10 их площадей занимают открытые пространства, а застройка проводится преимущественно вдоль транспортных магистралей), но характеризуются очень высокой концентрацией населения в пределах огромных пространств. Как правило, мегаполисы вытянуты вдоль одной оси. Крупнейшие города мира – мегаполисы – в концентрированном виде отражают уровень социально экономического развития в своих странах. Особенно это заметно в крупнейших городах – столицах развитых стран. Будучи центрами экономического и политического влияния на национальном и международном уровнях, эти города одновременно оказывают мощное воздействие на прилежащие к ним территории и ближайшие малые города и поселения.

К наиболее распространенным критериям (характеристикам) глобального города (мегаполиса) относятся:

  • · величина города (ее ключевым показателем является численность населения, а вторым – уже территория, но только с учетом большой численности населения);
  • · общемировая роль в качестве делового и финансового центра (наличие в городе организационных структур, представляющих город в мировой экономике, например, наличие крупных международных бирж);
  • · развитость сферы услуг (доля услуг в ВВП города; широкое разнообразие видов услуг);
  • · мировое значение как информационного центра (например, через доступ ко всем возможным видам информации);
  • · ведущая роль как национального и мирового политического центра (оценивается путем, например, концентрации международных правительственных организаций);
  • · наличие международных организаций и значимость города в плане выполнения международных функций;
  • · концентрация штаб-квартир транснациональных компаний и офисов их крупнейших филиалов;
  • · роль в качестве центра национальной и мировой торговли (концентрация потребления товаров и услуг, как предметов роскоши, так и товаров массового потребления);
  • · роль важного центра высококвалифицированных видов деятельности;
  • · выдающееся значение как центра культуры и искусства;
  • · роль крупного международного транспортного узла; наличие проблем внутригородского транспорта;
  • · увеличение социальных и экономических диспропорций между основными группами населения.

Крупные городские поселения имеют сложные и зачастую размытые административно-территориальные границы. В современной экономической литературе различают следующие территориальные зоны города:

  • 1) Центральная часть – центр размещения высших органов управления и бизнеса.
  • 2) Внутренняя часть – прилегающая к центру территория городской застройки.
  • 3) Внешняя часть – территория города в пределах его административных границ, без учета центральной и внутренней части.

источник

Для современной урбанизации характерен процесс слияния крупных городов с пригородами, т.е. городские агломерации.

В Англии такие скопления называют конурбациями (от лат. соп – «вместе», urbus – «город»), в США – метрополисами (от греч. metropolis – «главный город, столица»). В составе городской агломерации обычно выделяют главный город (ядро агломерации) и окружающие его населенные пункты.Такие агломерации называют моноцентрическими (например, Санкт-Петербург, Париж). Бели центральных городов несколь­ко, то агломерацию называют полицентрической.

Границы агломерации демографы обычно определяют по интенсивности трудовых и культурно-бытовых связей между центром и периферией. Считается, что границы городской агломерации не выходят за пределы двухчасовой транспортной доступности центра, а при современном развитии пригородного городского транспорта составляет зону радиусом 50-60 км.

Границы городской агломерации обычно не совпадают с административными границами, что затрудняет учет и многочисленные расчеты. Поэтому в США, например, введена учетная единица SMSA (стандартный метрополитеновский статистический ареал). К SMSA отнесены графства, в которых население в основном не связано с сельским хозяйством и которые тяготеют к одному городу (редко – к двум). SMSA дают более точные статистические данные по современным городам.

Моноцентрические агломерации на однородной территории имеют вид морской звезды с лучами – транспортными направлениями. Так, в Московской агломерации таких лучей 11, в Екатеринбургской – 6. Агломерации на реках и побережьях морей имеют вытянутую форму. Для агломераций характерны маятниковые трудовые миграции между центром и перифери­ей. В Московской агломерации, например, в Москву ежедневно приезжает на работу около 700 тыс., а из Москвы в область – около 200 тыс. человек.

В агломерациях развитых стран наблюдается процесс субурбанизации – более быстрый рост населения пригородных зон в сравнении с центрами городов и агломераций. В основе процесса лежит ряд причин: возрастающие цены земельных участков в центрах и, следовательно, цены жилья; ухудшающаяся среда; совершенствование транспортных условий для передвижения в пригородных зонах и др. Центры агломераций, так называемые «сумеречные зоны», все больше становятся местообитанием маргинального населения (в США это негры, мексиканцы, пуэрториканцы). Бегство населения в пригороды вызывает пере­мещение туда производства.

Городские агломерации объединяются тесными связями:

1) трудовыми (человек живет в одном городе, а работает в другом);

2) «культурно-бытовыми» (поездки за услугами);

3) производственными (поставки сырья, материалов, полуфабрикатов);

4) «инфраструктурными» – совместное использование коммуникаций, сетей (энерго -, водо-, тепло-, газоснабжения, ка­нализации), сооружений для очистки стоков, систем мусороудаления и мусоропереработки, автодорог.

До начала XX в. термин «агломерация» применялся для определения территориальных скоплений промышленных пред­приятий, а для обозначения процесса большой концентрации населения в городах его ввел А. Вебер (1903). По мере того как крупные города разрастались и в сферу их влияния вливались все новые городские и сельские поселения, этот термин стал применяться и для обозначения новых территориальных образований.

Основные черты таких образований:

1 тесные экономические связи по комбинированию и коо­перированию промышленных предприятий между производством и потреблением промышленной и сельскохозяйственной продук­ции (показателями тесноты этих связей являются значительно более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравне­нию с внешними грузопотоками);

2 трудовые (часть работающих на предприятиях и в учреж­дениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдаются взаимосвязанное рассе­ление и происходят ежедневные маятниковые трудовые мигра­ции между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями);

3 культурно-бытовые и рекреационные (учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично об­служивают жителей других поселений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-быто­выми или рекреационными целями);

4 тесные административно-политические и организацион­но-хозяйственные (вызывающие повседневные деловые поездки между поселениями агломерации – по делам производства, служ­бы и общественной работы).

Какие стадиипроходят агломерации? По мнению Н. Алисова и Б. Хорева, они характеризуются так:

1) численность населения ядра увеличивается, а внешней (пригородной) зоны уменьшается за счет миграции в ядро, в целом численность населения агломерации растет;

2) ядро сильно растет, внешняя зона также растет, сильная концентрация во всей агломерации;

3) ядро продолжает расти и наиболее высокая концентрация в пригородной зоне, агломерация продолжает расти;

4) население ядра начинает сокращаться, но в пригородной зоне оно увеличивается, агломерация в целом растет;

5) численность ядра сокращается, в пригородной зоне продолжается рост, но численность населения в агломерации уменьшается (эта стадия ныне характерна для ряда стран);

6)сокращается и численность населения ядра, и его численность во внешней зоне, население агломерации уменьшается.

Существует также такая форма расселения, в которой роль «лидера» играет не один, а два или группа городов; некото­рые авторы применяют в этом случае термин «конурбация». Другие авторы термины «агломерация» и «конурбация» при­меняют как равноправные. Разница заключается в том, что агломерация складывалась при «присоединении» крупным городом окружающих его территорий, а конурбация – при слиянии нескольких часто равнозначных в экономическом отношении и по людности городов. В случае такого понима­ния к конурбациям следует относить полицентрические высокоразвитые системы городских поселений. Но обычно такие системы преобразуются в моноцентрические (с одним центром), в этом случае стирается различие между конурбацией и агломерацией.

Агломерационные процессы в развитых странах идут по пути слияния отдельных агломераций в мегаполисы (от греч. Megalu -«большой», polis – «город»).

Мегаполис – большое количество сросшихся друг с другом соседних городских агломераций. Первый мегаполис (Босваш на Атлантическом побережье США) сформировался в середине XX в. Сейчас выделяется свыше 40 сложившихся и формирующихся мегаполисов.

Городские поселения, как уже отмечалось, можно характе­ризовать по функциям. Под функциями понимается роль, назначение поселений в обществе.

Таблица 1 Крупнейшие мегаполисы мира

Мегаполисы Количество агломераций Население млн. чел. Площадь тыс. км. Плотность чел./км.
Босваш
Чипкатс (Чикаго-Питебург)
Сансан (Сан-Франциско)
Токайдо (Токио-Осака)
Английский (Лондон-Ливерпуль)
Рейнский (Ранстадт-Рейн Рур-Рейн-Ман)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9016 – | 7247 – или читать все.

176.59.100.63 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

самая крупная форма городского расселения, образующаяся в результате интеграции главного города с окружающими его поселениями, агломерациями.

-а, м. Город с многомиллионным населением.

м. Гигантский город, образовавшийся в результате слияния нескольких населенных пунктов; мегалополис.

Мегаполис — термин, который не используется в географии и демографии, однако широко применяется вне указанных наук для обозначения очень большого города. Чаще всего употребляется в значении «город с населением свыше 1 млн человек».

«Мегаполис» — советская и российская рок-группа , основанная в Москве в 1987 году . День рождения группы – по-видимому, 27 мая , именно тогда был издан дебютный альбом «Утро». Первое выступление «Мегаполиса» состоялось в июне 1987 года на фестивале Московской рок-лаборатории в ДК Горбунова .

Многие песни группы написаны на стихи известных поэтов: Иосифа Бродского («Там», «Рождественский романс», «Дебют»), Александра Бараша («Одиночка», «Мария Египетская», «Посвящение Деннису Силку», «Гроза в деревне», «Баллада о воске и меде», «Влажная ложь», «Через полвека»), Васко Попы («Семена», «Гвозди»), Андрея Вознесенского («Новое московское сиртаки»).

В середине 90-х Олег Нестеров занялся продюсерской деятельностью . В 1996 году был выпущен альбом «Гроза в деревне», после чего группа ушла в продолжительный отдых выпуская отдельные песни. Ушла, чтобы вернуться в мае 2010 года, с новым альбомом «Супертанго», который был признан самым успешным.

«Мегаполис» — команда КВН из Москвы . В 2005 году поделили с « Нартами из Абхазии » чемпионство в Высшей лиге .

Читайте также:  Как определить полную высоту параболоида вращения

«Мегаполис» — скорый фирменный поезд № 19/20 сообщением Москва — Санкт-Петербург частной компании ООО «Тверской экспресс». Поезд ходит ежедневно; время отправления 00:28 из Москвы и в 22:29 из Санкт-Петербурга. Время в пути: 7:28 мин; в состав поезда входит 16 вагонов включая вагон-ресторан.

Берларак легко открыл массивную решетчатую дверь, закрывающую проход в воздухоочистительную систему самого нижнего уровня огромного подземного мегаполиса.

Конечно, пейзаж за окном еще только отдаленно напоминал тот мегаполис, во времена юности Черментатора выросший на месте шести городов — самого Токио, Иокогамы, Кавасаки, Кавагути, Итикавы и Тибы — но Президент будущего не знал, поэтому и не ужасался.

Садово-парковые зоны мегаполисов постепенно переходили в лесопарковый массив с гнездами садово-огородных и полевых участков, с очагами заповедников, резерватов и планетарных парков.

Вся обжитая часть страны представляет собой огромный мегаполис, только формально разделённый на отдельные города, .

Из вечного бессонного света Северного Мегаполиса выпрыгнул стратосферный самолет, вонзился в ночь и теперь неутомимо чертил на юг по пятнадцатому меридиану, проглатывая тысячу километров каждые десять минут, оставляя позади маяки острова Борнхольм, многоцветные лужицы Щецина, Праги.

С трех других сторон открывался живописный вид на залитый солнцем мегаполис.

Представляете, свой дом, настоящий дом, стриженный газон вокруг, белый заборчик, ну или хотя бы квартира в мегаполисе.

Вечером дневная деятельность по засеиванию облаков могла вызвать дождь, и тогда воздухом над мегаполисом можно будет дышать еще три дня.

Однако капиталовложения в секторе Токайдоского мегаполиса к этому моменту были уже столь значительными, что убытки оказались огромными.

Хайдаров летел один, и ночь казалась нескончаемой, хотя полет от Мегаполиса до космодрома Теджерхи продолжится чуть больше часа.

После шумной, гудящей и забитой машинами городской артерии, где пульс мегаполиса чувствуется острее всего, ты попадаешь в анклав спокойствия.

Городок – даже в лучшие свои времена вряд ли претендующий на титул суматошного мегаполиса – впал в полнейший ступор, и именно в этой тишине Ральф Робертс впервые услышал постукивание посоха Стража Смерти и понял, что в промежутке между прохладной зеленью июня и прожаренной неподвижностью июля слабенькие шансы Кэролайн превратились в ничто.

Этот Раш строит не только город, не только мегаполис, напичканный аппаратурой и современнейшей технологией для жизни сегодня.

Тихая улочка, захолустный район с несколькими панельными пятиэтажками по левую сторону дороги – ну, это само по себе еще не было головной болью, все и так знали, что опытный человек вопреки иным стереотипам как раз такие места и выбирает: очень трудно маскироваться наружке, не то что на многолюдном проспекте мегаполиса.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: megapolis
Задом наперед читается как: силопагем
Мегаполис состоит из 9 букв

источник

самая крупная форма городского расселения, образующаяся в результате интеграции главного города с окружающими его поселениями, агломерациями.

-а, м. Город с многомиллионным населением.

м. Гигантский город, образовавшийся в результате слияния нескольких населенных пунктов; мегалополис.

Мегаполис — термин, который не используется в географии и демографии, однако широко применяется вне указанных наук для обозначения очень большого города. Чаще всего употребляется в значении «город с населением свыше 1 млн человек».

«Мегаполис» — советская и российская рок-группа , основанная в Москве в 1987 году . День рождения группы – по-видимому, 27 мая , именно тогда был издан дебютный альбом «Утро». Первое выступление «Мегаполиса» состоялось в июне 1987 года на фестивале Московской рок-лаборатории в ДК Горбунова .

Многие песни группы написаны на стихи известных поэтов: Иосифа Бродского («Там», «Рождественский романс», «Дебют»), Александра Бараша («Одиночка», «Мария Египетская», «Посвящение Деннису Силку», «Гроза в деревне», «Баллада о воске и меде», «Влажная ложь», «Через полвека»), Васко Попы («Семена», «Гвозди»), Андрея Вознесенского («Новое московское сиртаки»).

В середине 90-х Олег Нестеров занялся продюсерской деятельностью . В 1996 году был выпущен альбом «Гроза в деревне», после чего группа ушла в продолжительный отдых выпуская отдельные песни. Ушла, чтобы вернуться в мае 2010 года, с новым альбомом «Супертанго», который был признан самым успешным.

«Мегаполис» — команда КВН из Москвы . В 2005 году поделили с « Нартами из Абхазии » чемпионство в Высшей лиге .

«Мегаполис» — скорый фирменный поезд № 19/20 сообщением Москва — Санкт-Петербург частной компании ООО «Тверской экспресс». Поезд ходит ежедневно; время отправления 00:28 из Москвы и в 22:29 из Санкт-Петербурга. Время в пути: 7:28 мин; в состав поезда входит 16 вагонов включая вагон-ресторан.

Берларак легко открыл массивную решетчатую дверь, закрывающую проход в воздухоочистительную систему самого нижнего уровня огромного подземного мегаполиса.

Конечно, пейзаж за окном еще только отдаленно напоминал тот мегаполис, во времена юности Черментатора выросший на месте шести городов — самого Токио, Иокогамы, Кавасаки, Кавагути, Итикавы и Тибы — но Президент будущего не знал, поэтому и не ужасался.

Садово-парковые зоны мегаполисов постепенно переходили в лесопарковый массив с гнездами садово-огородных и полевых участков, с очагами заповедников, резерватов и планетарных парков.

Вся обжитая часть страны представляет собой огромный мегаполис, только формально разделённый на отдельные города, .

Из вечного бессонного света Северного Мегаполиса выпрыгнул стратосферный самолет, вонзился в ночь и теперь неутомимо чертил на юг по пятнадцатому меридиану, проглатывая тысячу километров каждые десять минут, оставляя позади маяки острова Борнхольм, многоцветные лужицы Щецина, Праги.

С трех других сторон открывался живописный вид на залитый солнцем мегаполис.

Представляете, свой дом, настоящий дом, стриженный газон вокруг, белый заборчик, ну или хотя бы квартира в мегаполисе.

Вечером дневная деятельность по засеиванию облаков могла вызвать дождь, и тогда воздухом над мегаполисом можно будет дышать еще три дня.

Однако капиталовложения в секторе Токайдоского мегаполиса к этому моменту были уже столь значительными, что убытки оказались огромными.

Хайдаров летел один, и ночь казалась нескончаемой, хотя полет от Мегаполиса до космодрома Теджерхи продолжится чуть больше часа.

После шумной, гудящей и забитой машинами городской артерии, где пульс мегаполиса чувствуется острее всего, ты попадаешь в анклав спокойствия.

Городок – даже в лучшие свои времена вряд ли претендующий на титул суматошного мегаполиса – впал в полнейший ступор, и именно в этой тишине Ральф Робертс впервые услышал постукивание посоха Стража Смерти и понял, что в промежутке между прохладной зеленью июня и прожаренной неподвижностью июля слабенькие шансы Кэролайн превратились в ничто.

Этот Раш строит не только город, не только мегаполис, напичканный аппаратурой и современнейшей технологией для жизни сегодня.

Тихая улочка, захолустный район с несколькими панельными пятиэтажками по левую сторону дороги – ну, это само по себе еще не было головной болью, все и так знали, что опытный человек вопреки иным стереотипам как раз такие места и выбирает: очень трудно маскироваться наружке, не то что на многолюдном проспекте мегаполиса.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: megapolis
Задом наперед читается как: силопагем
Мегаполис состоит из 9 букв

источник

МЕГАПОЛИС — очень крупная городская агломерация, включающая многочисленные жилые поселения (функциональное соединение ряда городских агломераций). Численность населения М. — более 1 млн. жителей. Крупнейшие М. — Бостон — Нью-Йорк — Филадельфия—Вашингтон (протяженностью около 400 км) и Токио—Осака—Нагоя.[ . ]

Мегаполисы представляют собой искусственную среду обитания человека, имеющую свои особые лимитирующие факторы в развитии и росте человеческой популяции. Современный город является неустойчивой экосистемой с преобладанием гетеротрофных звеньев пищевых цепей. Городская среда для поддержания экосистемы нуждается в постоянной заботе человека. Животный мир города достаточно разнообразен, однако не является природным зооценозом и не имеет способности к саморегуляции.[ . ]

МЕГАПОЛИС (М.)— гигантские агломерации городов с населением свыше 10 млн человек. К М. относятся города Буэнос-Айрес (Аргентина), Шанхай (КНР), Калькутта, Бобмей (Индия), Тегеран (Иран), Нью-Йорк (США), Токио (Япония), Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро (Бразилия), Мехико (Мексика), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея).[ . ]

МЕГАПОЛИС – гигантские агломерации городов с населением свыше 10 млн человек.[ . ]

Мегаполис – среда обитания с повышенной сложностью, насыщенная разнообразными раздражителями. Потенциальное разнообразие адаптивных ответов на непрогнозируемую мозаику города определяет пластичность птиц, общую толерантность к любым действующим факторам. Адекватность (адаптивность) реагирования возможна лишь при сложной видоспецифической психической деятельности, проявляющейся в поведении особи.[ . ]

В мегаполисах в функции геоэкологического М, который проводят геологи, гидрологи, геоморфологи (а в последнее время — и геохимики), входит оценка состояния и прогноз развития таких неблагоприятных явлений, как оползни, провалы, подмыв берегов акваторий, подтаивание, оседание, загрязнение подземных вод.[ . ]

Появление мегаполисов и городских агломераций существенно меняет условия обитания теплокровных животных, увеличивая фрагментарность и динамичность среды, мозаичность распределения ресурсов. Важнейшими для существования животных в крупных городах становятся способности к использованию непрогнозируемых изменений спектра и обилия ресурсов.[ . ]

Воздействие на мегаполисы при применении углеводородных систем проявляется в двух направлениях. Во-первых, со стороны автотранспорта — загрязнение продуктами сгорания моторных топлив, разливы топлива, смазочных масел и т. д. Помимо загрязнения атмосферы города, автомобильный комплекс вносит существенный вклад в загрязнение воды и почвы (взвешенные частицы нефтепродукты, органические растворители, тяжелые металлы и их соли). Во-вторых, имеется мощное воздействие со стороны предприятий по переработке углеводородных систем. Развитие городов и промышленных районов, а также градостроительная политика последних десятилетий привели к тому, что большинство предприятий по переработке углеводородных систем, включая нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства, оказались в черте городских мегаполисов. Примеры таких мегаполисов: Москва, Санкт-Петербург, Омск, Тобольск, Пермь, Волгоград, Уфа, Стерлитамак, Салават и др. Непосредственно в районах, подверженных отрицательному воздействию со стороны углеводородных систем, проживает до 50 млн. человек, что составляет свыше 30% населения России. Негативная роль техногенных загрязнений значительно сказывается на здоровье людей. По статистическим данным, вследствие техногенного загрязнения воздуха здоровье населения ухудшается на 43-45%.[ . ]

Жители всех крупных мегаполисов и городов с развитой промышленностью страдают от токсического воздействия тяжелых металлов. Например, в Москве и Санкт-Петербурге, по оценке специалистов Института токсикологии, у 44% детей наблюдается повышенное содержание свинца в организме, из них 10% нуждаются в специализированной медицинской помощи. Тяжелые металлы — свинец и ртуть — являются своего рода нейротропными ядами. До 10% всех нарушений норм нервно-психического развития обусловлены именно их токсическим действием.[ . ]

Таким образом, развитие мегаполисов и сопутствующих им промышленных комплексов определяет необходимость создания человеком искусственной среды жизнеобитания, которая развивается под влиянием техногенеза (М.В. Козлов, 1997, с. 302—321).[ . ]

Таким образом, в крупных мегаполисах автомобильный транспорт поглощает кислорода в десятки раз больше, чем все их населе-ние. Исследования, проведенные на автомагистралях Москвы, показали, что при тихой, безветренной погоде и низком атмосферном давлении на оживленных автомобильных трассах объемная концентрация кислорода в воздухе нередко понижается до 15%. Известно, что при концентрации кислорода в воздухе ниже 17% у людей появляются симптомы недомогания, при 12% и меньше возникает опасность для жизни, при концентрация ниже 11% наступает потеря сознания, а при 6% прекращается дыхание.[ . ]

В Красноярске, как и в большинстве мегаполисов, остро стоит вопрос с зонами отдыха горожан, особенно у воды. Стихийно возникают пляжи на любых водоемах в черте города, в частности, на трех прудах в микрорайоне Ветлужанка (Октябрьский район), расположенных каскадом на одном ручье. Одновременно здесь купаются, загорают, ловят рыбу, моют автомашины, сбрасывают строительный мусор. Поэтому актуален вопрос о сохранении водоемов в городской зоне как мест отдыха горожан, как части природного ландшафта. Планктонные животные играют ведущую роль в самоочищении вод. Большинство рачков-фильтраторов, коловраток способны потреблять бактерий, фитопланктон. Зоопланктон является индикатором качества воды.[ . ]

Птицы изученных видов, обитающие в мегаполисе и в крупных городах Московского региона, принципиально отличаются друг от друга по ряду существенных эколого-поведенческих признаков. Грачи и галки, сохраняющие обычные для этих синантропных видов стратегии существования, под натиском изменяющейся среды исчезают из Москвы, да и в регионе их становится меньше. Урбанизация кряквы ограничена ее потребностью в воде, и лишь серая ворона, наиболее пластичная среди долгоживущих видов, становится успешным видом -ур банистом.[ . ]

Экологические проблемы загрязнения мегаполисов углеводородами и продуктами их сгорания ярко проявляются в Москве. Сегодня Москва и прилегающие окрестности — один из самых урбанизированных регионов мира. На площади в 0,3% от всей территории России проживает около 16 млн. человек (10% населения страны). Высокая плотность населения, насыщенность промышленными объектами и транспортом резко обостряют проблемы безопасности. Одним из главных виновников загрязнения является автомобильный транспорт. Ежегодный ущерб, наносимый автомобилями городу, оценивается в 150 млн. долларов США. За последние пять лет средняя концентрация оксида углерода в Москве увеличилась на 100%, оксида азота — на 50%, диоксида азота — на 37,7%, углеводородов бензиновой фракции — на 130%, формальдегида — на 26%, бенз(а)пирена — на 33,3%. За последние два года автопарк Москвы ежегодно увеличивался на 200-250 тыс. единиц. Сейчас он приближается к 2 млн. автомобилей. К 2005 г. по прогнозам автомобильный парк может достигнуть 3,3 млн., ак2010 — 4,1 млн. автомобилей. Валовое загрязнение окружающей среды (при сохранении сложившейся ситуации) может возрасти к 2005 г. в 1,6-1,8 раза, с 2010 г. — более чем в 2 раза. Увеличение количества автомобилей негативно сказывается не только на состоянии атмосферы, но и всей окружающей среды.[ . ]

Загрязнение воздуха в городах, особенно в мегаполисах, постоянно возрастает, главным образом за счет увеличения количества автомобилей (например, в Москве за последние несколько лет уровень автобилизации увеличился в три раза). Сейчас, когда во многих промышленных городах (в том числе и в Москве) многие «вредные» предприятия вынесены за черту города, а некоторые заводы и фабрики работают не в полную силу, степень загрязнения воздуха практически целиком определяется количеством загрязняющих веществ в выхлопных газах автотранспорта (бензиновые и дизельные двигатели) [7].[ . ]

Таким образом, на современном этапе развития мегаполиса среди техногенных факторов, оказывающих значимое влияние на изменение геохимической экологической функции литосферы, наряду с промышленными предприятиями и объектами коммунального хозяйства выступает сеть транспортных магистралей.[ . ]

Развитие промышленности, транспорта, формирование мегаполисов и связанное с этими процессами шумовое загрязнение влияют на среду обитания и жизнедеятельность людей. У человека повышается утомляемость, снижается умственная активность, возникают стрессы, физические и нервные заболевания. Так, музыкальный шум в 120—130 дБ вызывает сначала состояние “веселья”, но при более длительном воздействии провоцирует агрессивное поведение людей, нарушает функции слухового аппарата, приводит к тяжелым нервным расстройствам. Особенно тяжело переносятся высокочастотные шумы с мощностью более 90 дБ. Они вызывают болезни слуха и расстройство нервной системы, язвенную или гипертоническую болезни.[ . ]

Читайте также:  Как выучить физику с нуля самостоятельно для егэ

Для второй половины XX века характерно формирование мегаполисов (городов с населением более 6 млн. человек) и конурбаций (скоплений городов). Если в 1950 году в мире было всего два мегаполиса – Нью Йорк (12,3 млн. человек) и Лондон (8,7 млн.[ . ]

Как показывают оценки, транспортная емкость крупных мегаполисов в России значительно превышена. Например, для Москвы она превышена почти в 8 раз (по отдельным округам в 6—16 раз). В результате наблюдается практически повсеместно на территории города деградация природных экосистем, особенно вблизи автомагистралей.[ . ]

Особую остроту приобретают экологические проблемы в мегаполисах. В них, как в фокусе, концентрируются отрицательные последствия неразумного взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой. В то же время в мегаполисах сосредоточены исключительно ценные в своем роде ресурсы, которые могут стать реальным механизмом решения экологических проблем и повышения качества жизни. К ним мы относим научно-образовательный потенциал, заключающий в себе методы и способы формирования экологической культуры населения.[ . ]

Особое влияние на окружающую среду оказывают сверхгорода — мегаполисы.[ . ]

Как было отмечено выше, крупнейшими производителями ТБО являются мегаполисы, где средняя норма «производства» ТБО на одного человека в год составляет 1 м3 по объему и 200 кг по массе. Однако в мегаполисах с населением 10 млн. жителей и более эта норма увеличивается в 1,5—2 раза, что связано с большей долей отходов из сферы обслуживания и других инфраструктур, обеспечивающих собственно «жизнедеятельность» города.[ . ]

В связи с большой концентрацией населения и наличием такого крупного мегаполиса, как Москва, основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в регионе служат жилищно-коммунальное хозяйство и автотранспорт.[ . ]

Увеличение количества крупных городов на Среднем Урале и формирование мегаполисов приводит к интенсификации антропогенного воздействия на среду и возникновению зон, где происходит быстрое падение качества всех компонентов природной среды, что повышает степень экологического риска. Почва, являясь компонентом экосистемы, чутко реагирует на загрязнение среды, что в конечном итоге отражается на ее плодородии. В Свердловской области сохранение и воспроизводство плодородия почв связано в первую очередь с решением проблемы дегумификации, усиливающейся на фоне дефицита органических удобрений, который остро ощущается в пахотных почвах пригородных зон.[ . ]

Первичная информация о различных аспектах адаптации жителей уральского мегаполиса – Екатеринбурга – была получена с помощью батареи тестов.[ . ]

Отсутствие свободных площадей для строительства — бедствие современных мегаполисов. Из этого тупика есть два выхода: расти вверх, наращивая количество этажей, что сопряжено с рядом экологических проблем, или использовать подземное пространство.[ . ]

Приглашаем Вас принять участие в работе Круглого стола № 7 «Видеоэкология в мегаполисах XXI века», который состоится 4 июня 1998 года, в четверг, в 10.00, по адресу: 103009, Москва, Козицкий пер., д.5, в помещении Государственного Института Искусствознания.[ . ]

Урбанизированные территории с очень большой плотностью населения получили название мегаполисов. В настоящее время есть и сверхгигантские мегаполисы, например Бостон—Вашингтон, включающий 40 млн. человек.[ . ]

В то же время очевидна эффективность иных путей улучшения водоснабжения московского мегаполиса. В частности, среднедушевое потребление воды в Москве вдвое выше, чем, например, в Лондоне. Причин этого несколько. Одна из них — несовершенство системы оплаты за водопользование: москвич платит не за количество использованной воды, а за право ею пользоваться в любом количестве. Другие — плохое состояние водопровода и санитарных систем, из-за чего теряется до 20% подаваемой в город воды (как раз столько, сколько может дать Южный водозабор); отсутствие технического водопровода, из-за чего на все промышленные нужды, включая поливку улиц и мойку автомобилей, используется питьевая вода. И наконец, использование передовых технологий очистки, например с применением трековых мембран с высокой плотностью калиброванных пор, может решить проблему качества московской воды и вернуть в оборот множество загрязненных источников.[ . ]

Экологические аспекты градостроительства, связанные со здоровьем человека крупного мегаполиса, обусловливают необходимость разработки и внедрения в практику специальных архитектурно-планировочных приемов и средств, обеспечивающих защиту человека от негативного воздействия на него городского шума, вибраций, криминогенной среды, постоянного ощущения чувства тревоги, опасности дорожного травматизма, а также угнетающего впечатления от окружающей его городской застройки и состояния территории. Особый раздел экологии – видеоэкология – определяет специальные требования к визуально-эстетической организации жизненного пространства городской среды, характер которого должен оказывать положительное влияние на человеческий организм.[ . ]

Принятые подходы к развитию системы непрерывного экологического образования в условиях мегаполиса позволили более отчетливо структурировать содержание и уровни образования, формировать преемственность, горизонтальное и вертикальное взаимодействие учреждений образования, культуры, науки, общественных организаций и их некоммерческое сотрудничество с администрацией в области развития экологической культуры городского сообщества.[ . ]

В последние десятилетия, в связи с ростом уровня загрязненности городской среды, наблюдается тенденция к «расползанию» мегаполисов: образованию кольца спальных районов в зеленой зоне и развитию «челночного» автотранспорта, доставляющего горожан к местам работы в центре. Главными последствиями «расползания» мегаполисов могут считаться истощение энергетических ресурсов в связи с растущими потребностями населения, загрязнение воздуха, следствиями которого являются парниковый эффект и кислотные дожди; деградация водных, лесных, почвенных ресурсов, потеря сельскохозяйственных угодий, разрушение природных экосистем вокруг города.[ . ]

Актуальность определения токсичных химических веществ в биологических средах растет по мере ухудшения экологической ситуации в крупных промышленных городах и мегаполисах (см. Введение). Это связано как с функционированием промышленных предприятий, так и (особенно) с поступлением в атмосферный воздух множества вредных и опасных химических соединений из выхлопных газов автотранспорта: например, в Москве, сейчас более 3 миллионов автомобилей, и каждые 4 года их количество удваивается.[ . ]

Проблема отходов стала одной из важнейших экономических, ресурсных и экологических проблем регионов и больших городов. Количество образующихся и перерабатываемых отходов в мегаполисе является не только показателем его экономического потенциала, но характеризует также уровень технологического, социального и культурного развития общества/18, 28, 37, 41, 48/.[ . ]

Кроме того, на поведение человека влияет сам образ жизни, определяемый местом. Поведение горожанина значительно отличается от поведения селянина, более того, поведение жителя мегаполиса отличается от поведения провинциального горожанина. Не секрет, например, что жизнь в Москве очень внешне насыщенна и интенсивна, но реальные дела здесь делаются достаточно медленно. Наоборот, в каком-нибудь городе Ч. внешне жизнь протекает гораздо медленнее, но она более насыщена в содержательном плане. А секрет здесь прост – это фактор расстояния. В Москве, чтобы попасть за день в три-четыре места, нужно потратить весь день, а в городе Ч. – на это уйдет всего лишь час. Поэтому москвич доброжелателен, покладист, обещает помощь, и на самом деле готов ее оказать, но у него реально не хватает времени, и реальное исполнение он откладывает, оттягивает и т. п. Житель же города Ч. – более сдержан в обещаниях, что связано с его более серьезной оценкой своих возможностей, однако, обещав что-либо, он старается выполнить обещание. Так и рождаются мифы о столичных жителях и о провинциалах, хотя на самом деле их образ поведения детерминирован местом проживания.[ . ]

В рамках ВДОС-98 будет проходить Международный Конгресс «Человек в большом городе XXI века». Оргкомитет ВДОС-98 включил в повестку конгресса проведение Круглого стела № 7. «Видеоэкология в мегаполисах XXI века». Ответственным исполнителем является Московский Центр «Видсоэкологии».[ . ]

Изменения среды обитания животных, вызванные наложением естественных климатических процессов на социально-экономические, привели к сокращению численности синантропных птиц, особенно заметному в мегаполисе (Корбут, 1996, 2000, 2003, 2004). Сокращение численности синантропных видов сопряжено с резким и значительным, в 2-10 раз, снижением выживаемости птенцов после оставления гнезда. Основная причина этих явлений – нарушения в трофических сетях (Корбут, 1996, 1999 и др.).[ . ]

Автотранспорт поставляет в атмосферу больших городов более 80% всех загрязнений, причем существенная доля загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобилей приходится на долю нефтяных углеводородов [8,9]. В таком мегаполисе как Москва ежегодно выбрасывается в атмосферу около 2500 тысяч тонн отработавших газов. Это объясняется резким увеличением темпов автомобилизации столицы: за последние 5 лет количество автомобилей в Москве увеличилось в три раза (с 90 до 300 автомобилей на каждую тысячу жителей) и продолжает расти.[ . ]

Коммунальное хозяйство населенных пунктов в настоящее время рассматривается как один из важнейших деструкторов устойчивости антропогенных экосистем. Особую опасность загрязнения из коммунальных источников стали приобретать в условиях мегаполисов. Главным фактором опасности являются ненадежность и устарелость оборудования и конструкций инженерных сетей: водопровод, канализация; фильтрат из хранилищ твердых бытовых отходов. Сооружения водоподготовки с обширными иловыми картами, аэраторы и отстойники на очистных сооружениях, поля осадков сточных вод и линейные канализационные сооружения сбрасывают в виде потерь грязные сточные воды в первый от поверхности водоносный горизонт. В крупных, особенно старых исторических городах, имеющих Тенденцию к превращению в мегаполис или ставших мегаполисом, как, например, Москва, острой проблемой становится эксплуатация, консервация и ликвидация кладбищ. Подземные воды при неверном выборе места для кладбища сильно загрязняются азотсодержащими соединениями.[ . ]

Номенклатура выпуска заводов с передовой технологией по переработке УВС расширилась. Многие из изготавливаемых продуктов, например, топлива, растворители, полимеры пожаровзрывоопасны. Экономическая целесообразность группировки промышленных предприятий в мегаполисах ведет к созданию индустриальных комплексов, в которых узлы энергораспределения, тепло- и газоснабжения размещаются в местах проживания населения.[ . ]

На первом месте, – пишет А.Н. Тетиор (2002), – по степени влияния на человека, вероятно, находится видимая им окружающая среда» (2002, с. 158). С большим интересом под нашим руководством прошла конференция «Видеоэкология в мегаполисах XXI в.» (приложение 2-18). На конференции выступили ведущие специалисты в области экологии, а также главный художник Москвы A.B. Ефимов и руководитель Центра колорис-тики Москвы Т.С. Семенова (приложение 1, рис. 124).[ . ]

Неравномерность распределения наоеления по территории Земли непосредственно свягава с урбанизацией – ростом и развитием городов. Известные данные о рооте численности населения мира предотавлены на рис. 14.[ . ]

На международной конференции «Urban XXI» в Берлине, которая состоялась в 2000 г. было отмечено, что большая часть жителей Земли будет жить в больших городах. В течение следующих 25 лет число городских жителей в мире возрастет еще на 5 млрд. В 2025 г. трое из пяти людей будут жить в больших городах. В этом же году большая часть городов-миллионеров и 27 мегаполисов (город с числом жителем 10 млн и более) будет находиться в развивающихся странах: 2 — в Африке, 18 — в Азии, 5 — в Латинской Америке и только 2 — в индустриальных странах.[ . ]

Город – это прежде всего социальная, исторически естественно сложившаяся среда обитания человека. Уже на заре своего становления человек тяготел к жизни в группах и сообществах ему подобных; именно общественный образ жизни дал ему те несомненные преимущества в борьбе за выживание, которые обеспечили человеческому роду стремительный подъем по эволюционной лестнице. Древние городища и поселения -это прямые предшественники современных мегаполисов со всеми присущими последним чертами организации, хотя и в несравненно меньшем масштабе, поэтому они становятся удобной моделью для изучения последствий урбанизации как для природных ландшафтов в целом, так и для почвенной составляющей в частности в долговременной перспективе.[ . ]

Особым типом перебросок воды являются системы управления водными ресурсами значительной территории. Например, в Калифорнии действует система управления водными ресурсами на уровне штата, главным образом для орошения и водоснабжения крупных городов. Значительная часть водных ресурсов, формирующихся на севере Калифорнии, передается на юг, для орошения основных земельных массивов штата, лежащих в продольной депрессии долин двух основных рек, Сакраменто и Сан-Хоакин. Далее часть воды передается на юг штата для водоснабжения мегаполиса Лос-Анджелеса и орошения. Другая часть воды поступает в южную Калифорнию из р. Колорадо. Всего в штате перераспределяется около 30 куб. км воды в год.[ . ]

Региональное загрязнение биосферы. Региональным загрязнением окружающей среды называют загрязнение, обнаруживаемое в пределах значительных территорий, но не охватывающее всю планету. Причиной регионального загрязнения окружающей среды может стать эксплуатационное поступление загрязняющих веществ в биосферу, если оно достаточно длительно, а выбросы поступают в подвижные компоненты биосферы — в атмосферу и природные воды. Переход локальных загрязнений в региональные может быть связан с расширением территорий городов, которые постепенно превращаются в гигантские мегаполисы с многомиллионным населением. Так, в США на Атлантическом побережье страны сформировался огромный урбанизированный район площадью около 150 тыс. км2 с населением 40 млн человек (слившиеся агломерации Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора и Вашингтона). На тихоокеанском побережье Японии сложился один из крупнейших мегаполисов за счет слияния Иокогамы, Киото, Нагои, Осаки и Кобе, в котором проживает 60 млн человек — половина населения страны. Многомиллионные агломерации сформировались в ФРГ (Рурская область), Великобритании (Большой Лендон) и других экономически развитых странах.[ . ]

Подавляющая масса горожан предпочитает отдыхать, проводить свой отпуск вне города, на лоне природы — в более естественной экологической обстановке. Но пребывание в ней непродолжительно, по-настоящему чистых мест становится все меньше, а стремление сочетать пастораль с комфортом делает такой отдых все более дорогим. К тому же в популярных местах отдыха быстро растет допустимая рекреационная нагрузка и они легко превращаются в продолжение города. В развитых странах в последней трети XX в. наряду с замедлением урбанизации наблюдается процесс территориальной деконцентрации населения: не только перемещение из мегаполисов в пригородные зоны, но рост городов в периферийных районах.[ . ]

Ученые считают, что ежегодно тысячи смертей в городах всего мира связаны с неблагоприятной экологической ситуацией. Всякое воздействие вызывает у природы защитную реакцию, направленную на его нейтрализацию. Эта способность природы долгое время эксплуатировалась человеком бездумно и хищнически. Однако процесс загрязнения резко прогрессирует, и становится очевидным, что природные системы самоочищения рано или поздно не смогут выдержать такой натиск, так как способность атмосферы к самоочищению имеет определенные границы. Запуск мощных ракет, испытания ядерного оружия, ежегодное уничтожение природного озонатора — миллионов гектаров леса, массовое применение фреонов в технике и быту приводят к разрушению озонового слоя. В последние годы над Северным и Южным полюсами возникли «озоновые дыры» общей площадью более 20 миллионов квадратных километров, появились «озоновые дыры» и над крупными мегаполисами стран Европы, над Россией.[ . ]

источник

Adblock
detector