Меню Рубрики

Что такое легенда в литературе определение 4 класс

1. Основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т. п. — Был в Крыму хан Мосолайма эль Асваб, и был у него сын —. — Слепой нищий, татарин, начал этими словами одну из старых легенд полуострова, богатого воспоминаниями. М. Горький, Хан и его сын. Существует старинная легенда о живой воде. Полторацкий, В Донбассе. || Вымышленный, приукрашенный рассказ о ком-, чем-л. В нашей семье о нем ходили целые легенды, окружавшие это имя грозой и мраком. Говорили о страшных истязаниях, которым он подвергал крестьян. Короленко, История моего современника.

2. О чем-л. невероятном, о выдумке, вымысле. — Анархизм Толстого — легенда, анархизм приписывается к числу его достоинств щедростью поклонников. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

3. Муз. Инструментальное произведение повествовательного характера, выражающее музыкальными средствами какое-л. народное предание.

4. Вымышленные сведения о разведчике, предопределяющие его поведение, поступки. Да, удивительная вещь легенда, по которой живет и действует разведчик. Человеку придумывают иногда всю его жизнь, и прошлую, и настоящую, и — что самое главное — будущую. И он обязан жить точно по этому предначертанию. Ардаматский, Возмездие.

[От лат. legenda — то, что должно быть прочитанным]

1. Совокупность условных знаков и пояснений к плану, рисунку, карте и т. п.

[От лат. legenda — то, что должно быть прочитанным]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.

В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности.

В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Легенда — приблизительный синоним понятия миф; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

легенда — реальные события, которые потом перетерпели многие искажения. Часто в легенды в имени одного героя, включены другие герои (Илья Муромец), либо портрет существующего героя изменен до неузнаваемости (Крали Марко).

миф — полностью вымышленные персонажи и сюжеты (Прометей; Пандора). Однако миф может иметь моральный смысл, и таким образом миф переходит в притчи и басни (Мидас и золото).

Легенды делят на религиозные и социальные.

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.

Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, слово приобрело дополнительный смысл: так называют события и деятелей (например, «Легенда рока»), получивших признание и почёт.

ЛЕГЕ’НДА, ы, ж. [латин. legenda — то, что надо читать] (книжн.). 1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания. || Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-н. событии. Легенды старого замка. Средневековые легенды. 2. Вымысел, выдумка; то, что кажется невероятным. Это — л., не заслуживающая доверия. Про него ходили целые легенды. 3. Надпись на монете (спец.). 4. Пояснительный текст к плану, рисунку, карте и т. п. (спец.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. филол. основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т. п., часто с фантастическими элементами в сюжете

3. муз. инструментальное произведение, выражающее музыкальными средствами какое-либо народное предание

4. спец. вымышленные биографические сведения о разведчике-нелегале, служащие прикрытием его деятельности

1. спец. совокупность пояснительных надписей и условных знаков к плану, рисунку, карте и т. п.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово сумской (прилагательное):

источник

Сознание людей не делает серьезного различия между преданиями и легендами. Кроме того, современная наука также не всегда может с уверенностью отличить их друг от друга. Так же как и предание, легенда представляет собой жанр устного творчества. Слово «предание» достаточно точно отражает суть этого произведения. Это рассказ исторического содержания, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Легенда же представляет собой повествование религиозного характера, которое неразрывно связано с историческими событиями.

Вплоть до XIX столетия читать книги и, тем более, получить образование могли далеко не все. Но знать о своих корнях, культуре и религии хотел каждый человек. Предания и легенды заменяли простому люду историческую литературу, рассказывая о прошедших событиях. Но предания – это не историческая хроника, а только запечатленные яркие моменты отдельных событий.

На латыни слово «легенда» означает «то, что следует читать». Изначально легенда представляла собой историю о благочестивой жизни святых. Затем она изменилась до религиозно-дидактических, поучительных, а иногда и фантастических биографий исторических и вымышленных сказочных героев, жизнь и дела которых носили обобщенные черты характера народности, проживающей в данной местности. Самое интересное, что все эти чудесные истории воспринимались людьми как произошедшие в прошлом в реальной действительности, несмотря на их сказочность и фантастичность.

Некоторые легенды действительно очень похожи на сказки. Отличие их состоит в том, что сказки большей частью имеют придуманный сюжет, а в основе легенды лежит реальное событие, пусть и описанное в сказочной форме. Они воспринимаются гораздо серьезней, как действительный случай, из которого необходимо сделать вывод с пользой для себя.

Например, в Средние века имели место легенды, персонажами которых были проклятые люди. «Легенда о Летучем Голландце», пожалуй, самая популярная история того времени. Вариантов ее повествования много, но суть одна. Наказанный Богом корабль «Летучий Голландец» вынужден вечно скитаться по морям, т.к. его капитан проклял Создателя и связался с Дьяволом. Находясь под впечатлением от этой легенды, мореплаватели того времени уверяли, что действительно видели этот проклятый корабль. Кто знает, что там было на самом деле… Тем не менее, эта легенда «живет» в памяти людей и по сей день.

Все события, имеющие место в легендах, описываются и оцениваются с точки зрения понимания народной традицией христианских норм жизни. Наряду с людьми и животными, ангелами и бесами, Бог и святые часто спускаются на землю, принимая разные обличья. Неузнанные, они ходят по ней, награждают праведников и наказывают грешников.

Легенды слагались, благодаря не только устному народному творчеству, но и письменным артефактам, например, апокрифам. Также среди письменных источников — некоторые библейские тексты.

Сюжеты, описанные в легендах, нашли свое отражение не только в литературных жанрах, но и в иконописи. Самым ярким примером служит икона «Чудо Георгия о змие», которая впоследствии явилась основой для создания герба Московской Руси, а позднее и столицы России.

Легенды и предания – жанр, который живет и развивается. Вполне вероятно, что современное понимание текущих событий обыкновенными людьми рождает и собирает выводы и истории, слухи и рассказы, которые дойдут до потомков яркими и поучительными легендами и преданиями.

источник

ж. лат. священное преданье, поверье о событии, относящемся до церкви, веры; четия, четья; вообще, преданье о чудесном событии.

ЛЕГЕНДА, -ы, ж. 1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Средневековые легенды. 2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым). 3. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента. 4. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец.). || прил. легендарный, -ая, -ое (к 1 знач.). Л. жанр.

Ударение: леге́нда ж.

    1. Поэтическое фантастическоесказание (обычно религиозного содержания).
    2. Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-либо событии или лице.
  1. Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л . народное предание.
  2. То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка.
  3. Вымышленная с целью конспирации биография разведчика.
  4. перен. Надпись на монете.
  5. перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п.

леге́нда
Через нов.-в.-н. Legende или непосредственно из ср.-лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы» (Шульц–Баслер 2, 15; Клюге-Гётце 350).

ЛЕГЕ́НДА, легенды, ·жен. (·лат. legenda — то, что надо читать) (·книж. ).
1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания.
| Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-нибудь событии. Легенды старого замка. Средневековые легенды.
2. Вымысел, выдумка; то, что кажется невероятным. Это — легенда, не заслуживающая доверия. Про него ходили целые легенды.
3. Надпись на монете ( спец. ).
4. Пояснительный текст к плану, рисунку, карте и т.п. ( спец. ).

предание, сказка; небыль, побасенка, домысел, плод воображения, плод фантазии, игра воображения, басня, пояснение, надпись, поверие, вымысел, разъяснение, объяснение, поверье, миф, экспликация, измышления, россказни, выдумка, небылица, сказание

карты , свод условных знаков и пояснений к карте.—(от лат. legenda, букв. — то, что следует прочесть), 1) в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом. 2) В обиходном значении — что-то невероятное, выдумка.

басня, выдумка, вымысел, домысел, миф, надпись, небылица, побасенка, поверие, поверье, предание, россказни, сказание, сказка

1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Древние легенды. Л. о граде Китеже. Жи-вая л. (о том, кто прославился своим героическим прошлым).||Ср. МИФ.

3. спец. Вымышленные биографические сведения о разведчике, агенте, способствующие успешному выполнению задания. Разработать легенду для секретного агента.

4. геогр. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме. Приложить к кар-те легенду.

источник

ж. лат. священное преданье, поверье о событии, относящемся до церкви, веры; четия, четья; вообще, преданье о чудесном событии.

ЛЕГЕНДА, -ы, ж. 1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Средневековые легенды. 2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым). 3. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента. 4. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец.). || прил. легендарный, -ая, -ое (к 1 знач.). Л. жанр.

Ударение: леге́нда ж.

    1. Поэтическое фантастическоесказание (обычно религиозного содержания).
    2. Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-либо событии или лице.
  1. Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л . народное предание.
  2. То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка.
  3. Вымышленная с целью конспирации биография разведчика.
  4. перен. Надпись на монете.
  5. перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п.

леге́нда
Через нов.-в.-н. Legende или непосредственно из ср.-лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы» (Шульц–Баслер 2, 15; Клюге-Гётце 350).

ЛЕГЕ́НДА, легенды, ·жен. (·лат. legenda — то, что надо читать) (·книж. ).
1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания.
| Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-нибудь событии. Легенды старого замка. Средневековые легенды.
2. Вымысел, выдумка; то, что кажется невероятным. Это — легенда, не заслуживающая доверия. Про него ходили целые легенды.
3. Надпись на монете ( спец. ).
4. Пояснительный текст к плану, рисунку, карте и т.п. ( спец. ).

предание, сказка; небыль, побасенка, домысел, плод воображения, плод фантазии, игра воображения, басня, пояснение, надпись, поверие, вымысел, разъяснение, объяснение, поверье, миф, экспликация, измышления, россказни, выдумка, небылица, сказание

карты , свод условных знаков и пояснений к карте.—(от лат. legenda, букв. — то, что следует прочесть), 1) в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом. 2) В обиходном значении — что-то невероятное, выдумка.

Читайте также:  Когда собирать корни одуванчика для лечения

басня, выдумка, вымысел, домысел, миф, надпись, небылица, побасенка, поверие, поверье, предание, россказни, сказание, сказка

1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Древние легенды. Л. о граде Китеже. Жи-вая л. (о том, кто прославился своим героическим прошлым).||Ср. МИФ.

3. спец. Вымышленные биографические сведения о разведчике, агенте, способствующие успешному выполнению задания. Разработать легенду для секретного агента.

4. геогр. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме. Приложить к кар-те легенду.

источник

падеж
ед. ч. мн. ч.
Им. леге́нда леге́нды
Р. леге́нды леге́нд
Д. леге́нде леге́ндам
В. леге́нду леге́нды
Тв. леге́ндой
леге́ндою
леге́ндами
Пр. леге́нде леге́ндах

В знач. тот, кто прославился на каком-либо поприще слово склоняется по образцу для одушевлённых существительных ( кого/что? — леге́нду, леге́нд).

  1. филол. основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т. п., часто с фантастическими элементами в сюжете ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
  2. вымышленный, приукрашенныйрассказ о ком-либо, чём-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
  3. муз. инструментальное произведение, выражающее музыкальными средствами какое-либо народное предание ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
  4. спец. вымышленные биографические сведения о разведчике-нелегале, служащие прикрытием его деятельности ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
  5. тот, кто прославился на каком-либо поприще, превосходит других в каком-либо отношении ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).

Происходит от ср.-лат. legenda «легенда», букв. «читаемое»; из legere «собирать, читать» (восходит к праиндоевр. *leg- «собирать, подбирать») Русск. легенда — с начала XIX века, заимств. через нов.-в.-нем. Legende или непосредственно из ср.-лат. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

  • Английский en: legend
  • Армянский hy: առասպել (aŗaspel); զըրույց (zěruyc’); ավանդազրույց (avandazruyc’)
  • Белорусский be: легенда ж.
  • Испанский es: leyenda ж.
  • Итальянский it: leggenda ж.
  • Китайский zh: 传闻; 传奇; 传说; 神话
  • Македонский mk: легенда ж.
  • Немецкий de: Legende ж., Sage ж.
  • Португальский pt: lenda ж., legenda ж.
  • Турецкий tr: efsane; menkıbe
  • Украинский uk: легенда ж.
  • Французский fr: légende ж.
  • Чешский cs: legenda ж.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью <<пример>>
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
падеж
ед. ч. мн. ч.
Им. леге́нда леге́нды
Р. леге́нды леге́нд
Д. леге́нде леге́ндам
В. леге́нду леге́нды
Тв. леге́ндой
леге́ндою
леге́ндами
Пр. леге́нде леге́ндах
  1. спец. совокупность пояснительных надписей и условных знаков к плану, рисунку, карте и т. п. ◆ Используя легенду , ориентировщик определил, что контрольный пункт стоит с югу от камня.
  2. нумизм.надпись на монете ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).

Происходит от ср.-лат. legenda «легенда», букв. «читаемое»; из legere «собирать, читать» (восходит к праиндоевр. *leg- «собирать, подбирать») Русск. легенда — с начала XIX века, заимств. через нов.-в.-нем. Legende или непосредственно из ср.-лат. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

источник

ж. лат. священное преданье, поверье о событии, относящемся до церкви, веры; четия, четья; вообще, преданье о чудесном событии.

легенды, ж. (латин. legenda — то, что надо читать) (книжн.).

Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания.

Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-н. событии. Легенды старого замка. Средневековые легенды.

Вымысел, выдумка; то, что кажется невероятным. Это — легенда, не заслуживающая доверия. Про него ходили целые легенды.

Пояснительный текст к плану, рисунку, карте и т. п. (спец.).

Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Средневековые легенды.

перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым).

Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента.

Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец.).

прил. легендарный, -ая, -ое (к 1 знач.). Л. жанр.

Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания).

Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице.

Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л. народное предание.

То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка.

Вымышленная с целью конспирации биография разведчика.

перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п.

ЛЕГЕНДА карты свод условных знаков и пояснений к карте.

ЛЕГЕНДА (от лат. legenda, букв. — то, что следует прочесть)

в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.

В обиходном значении что-то невероятное, выдумка.

«Легенда» — кинофильм 1985 года режиссёра Ридли Скотта .

  • Легенда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора.
    • Городская легенда — короткая, на первый взгляд, правдоподобная история, опирающаяся на современную техническую и общественную реальность.
  • Легенда — надпись на монетах или медалях по окружности.
  • Легенда — подпись под картой или схемой, объясняющая значение употреблённых обозначений.
  • Легенда — фиктивная биография , история или иной нарратив , предназначенный для сокрытия истины.

«Легенда» — украинский женский футбольный клуб из города Чернигова . Клуб выступает в чемпионате и Кубке Украины среди женщин .

«Легенда» — песня рок-группы « Кино », вошедшая в альбом « Группа крови » в 1988 году . Песня написана не позднее 1987 года.

Леге́нда — одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора . Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.

В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности.

В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос .

Легенда — приблизительный синоним понятия миф ; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла . Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

  • легенда — реальные события, которые потом перетерпели многие искажения. Часто в легенды в имени одного героя, включены другие герои .
  • миф — полностью вымышленные персонажи и сюжеты .

Легенды делят на религиозные и социальные .

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями . Позднее множество легенд было записано.

Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, слово приобрело дополнительный смысл: так называют события и деятелей , получивших признание и почёт.

Легенда — совокупность всех надписей на аверсе , реверсе и гурте монеты . Таким образом различают «аверсную легенду», «реверсную легенду» и «гуртовую легенду».

Как правило легенда содержит название или аббревиатуру банка-эмитента или монетного двора. На юбилейных монетах даётся краткое описание определённого исторического события, персоны и т. д.

Легенда монеты часто выступает как быстрый способ определения сохранности монеты.

Легенда карты — список или таблица условных обозначений на карте с разъяснением их значения. Легенды карт в основном не унифицированы, но стандартизованы и обязательны к применению на топографических картах .

На картах легенда помещается на свободном пространстве , чтобы не скрывать нужные объекты на карте. В атласах может размещаться на отдельных страницах. Обозначения на легендах карт собраны в группы: дороги , гидрография , населённые пункты и другие. На легендах карт мелких масштабов города обозначаются пунсонами . На легендах планов городов есть обозначения городских кварталов и общественных объектов. На легендах карт могут указываться статистические сведения.

Бойцовское шоу «Легенда» — российская спортивная организация, проводящая турниры, сочетающие поединки с участием звезд мирового кикбоксинга и бои по смешанным правилам (другое название ММА — от ) и шоу.

«Легенда» была основана в 2013 году . командой из четырех человек: Русланом Сулеймановым, Тимуром Соловьевым, Владимиром Войтеховским и Алексеем Михайлиным. Идея создания бойцовского шоу «Легенда» зародилась на открытии « Клуба Единоборств №1 », собравшем множество звезд К-1 и ММА .

25 мая 2013 года в Москве на Малой Спортивной Арене «Лужники» прошел дебютный турнир промоушена с участием звезд мирового кикбоксинга и ММА: Бадра Хари , Забита Самедова , Александра Емельяненко , Джабара Аскерова , Артура Кишенко и других. Второй турнир, названный «Часть 2: „Вторжение“» прошёл в Москве 8 ноября 2013 и включал в себя 9 боёв К-1 и ММА (четверка К-1). Третий турнир прошёл 5 апреля 2014 в Милане, в его программу вошло 7 боёв К-1 .

После проведения трёх турниров организаторы решили взять паузу до 2015 года.

«Легенда» — кинофильм британско-французского производства, поставленный американским режиссёром Брайаном Хелгелендом по мотивам книги Джона Пирсона «Искусство жестокости: взлёт и падение близнецов Крэй». Автором сценария выступил сам Хелгеленд, что ознаменовало его возвращение к криминальному жанру первый раз со времён фильма « Секреты Лос-Анджелеса ». Фильм рассказывает историю близнецов Крэй — Рональда и Реджинальда — гангстеров, терроризировавших Лондон в 60-х годах, о чьей жестокости и неуравновешенности ходили легенды. Сюжет охватывает период от начала их преступной карьеры до тюремного заключения в 1969 году. Премьера в Великобритании — 9 сентября 2015 года, в России — 1 октября.

Именно этот ужасающий и мучительный облик мира заставляет буддиста принять абстрагирующую установку, подобно тому как и сам Будда, согласно легенде, вступил на свой путь под влиянием подобного же впечатления.

Ходит легенда о том, как на одном из конгрессов некий ученый представил столько абстрактов, что их рассмотрению пришлось посвящать целых 2 специальные сессии.

Правда, в Септуагинте сохранилась легенда о том, что Аввакум жил в эпоху плена.

Единственное свидетельство легенды, заслуживающее доверия,-это указание на то, что Аввакум был левитом.

Правда, в айнской легенде говорится о женщине, родившей сына от косолапого, и многие горные айны гордятся тем, что будто бы произошли от медведя.

Я познакомлю тебя с преданиями об Архипелаге и об островах Империи Каргад, перескажу легенду, что поведал мне когда-то мой друг Айхал Молчаливый.

Может, твоя религия на сюжет написанной тобою легенды помогла поддержать Акселерацию в каком-то смысле — я не знаю, и боги тоже не знают.

Материалы для своих новелл Акутагава черпал из исторических хроник, средневековых анекдотов и сборников старинных легенд.

А вот о том, что он ничего не вызнал о Пэрсте-Капсуле, просто забыл спросить о нем у эксКолюни-Убогого, старца, не скованного и не связанного, одного из тех, кому, по легенде, доверено сторожить камень Алатырь, Шеврикука теперь досадовал.

То, что рассказывали об Алкснисе ветераны школы, звучало, как легенда.

В ходе альбигойских войн клирики обрушивались на легенды о Граале и объявили их порочными, а подчас и еретическими.

И вот тогда-то они преобразовали легенду об Амирани в миф о Прометее, непокорном титане.

Индиец рассказал прелестную легенду о любви небесной апсары к главному богу индийской троицы Брахме.

Подчеркнем включение легенды о Тристане и Изольде уже на этом этапе не просто в артуровский цикл, но и связывание ее с мотивом поисков Грааля, т.

Эту же длящуюся в вечности борьбу сил света и тьмы за обладание символической девой описывают и на страницах легенд Артуровского цикла, но там она ведется не за руку Кройддилад, которую стремится похитить Гвин, а за прекрасную Гвенвивар, супругу уже не Гвитира, а Артура.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: legenda
Задом наперед читается как: аднегел
Легенда состоит из 7 букв

источник

Как часто мы слышим нынче слова-клише и выражения типа «рождение легенды», не задумываясь, что такое легенда, собственно говоря. Если обратиться к первоисточникам, то слово legenda произошло из латинского языка. Таким образом, есть основание полагать, что легенды – это ноу-хау римлян, но это утверждение спорно. Перевод его звучит как «чтение», «читаемое». Об этом виде традиционного жанра имеются монографии русского ученого XIX века, классика лингвистики Р. О. Шора.

А причем здесь чтение, если речь идет об устном фольклоре? Этот вопрос вполне закономерен. Действительно, легенды когда-то в Риме предназначались для неграмотных граждан, в них содержалась понятная им историческая, религиозная информация. Из них люди черпали знания, моральные принципы.

Значение слова «легенда», которое заимствовано, близко к значению древнерусского слова «предание». Последнее произошло от слов «передать», имеется в виду из уст в уста. Предание, как правило, привязано к определенной местности, народу. Легенда изначально отличалась оценкой событий и людей согласно религиозных норм.

Христианская легенда традиционно включает в себя оценку событий соответственно христианским нормам жизни. Она более обобщена, чем предание. Общим же как для повествования, так и для легенды является их единая основа – определенные исторические события. Последние, как правило, драматичны.

Попробуем подробнее ответить на вопрос о том, что такое легенда. Религиозная легенда, как уже отмечалось, может иметь форму драматического миракля (средневекового рассказа о чудесах, вершимых святыми). Впрочем, легенды имеются и в других религиях: буддизме, иудаизме, мусульманстве. Жанр приобрел более широкое, внеритуальное значение. Его предметом становилось повествование о герое, историческом деятеле или событии. Примеры подобных произведений будут рассмотрены ниже.

Вспомним, что такое легенда. Для этого приведем несколько наиболее известных примеров этого жанра. Таковым является сказание о путешествии героя Ясона с товарищами на корабле Арго в поисках золотого руна в Колхиду. Эта история пережила века и дошла до наших дней. Сквозь толщу времени также прошла легенда о Троянской войне, ее героях и драматизме противостояния. Даже в наши дни Ахиллес и Гектор вдохновляют творческих людей на многочисленные ремейки этой легенды в различных видах искусства.

Аллегорична и поучительна история о победе героя Тесея над чудовищем Минотавром, обитающем в дворцовом лабиринте царя Крита. «Энеида» нам рассказывает о мужественном основателе Рима – герое Энее, троянце, бежавшем после уничтожения греками родного города-царства.

Триста спартанцев, давшие героический бой персам в ущелье Фермопил, также стали легендой.

Широко упоминается в литературе легенда о «Летучем Голландце». Капитан навлек проклятие на свой корабль, поклявшись костями матери в том, что никто не сойдет на берег, и обрек свою душу на вечное скитание. Встреча с этим кораблем, появляющимся в Индийском океане, сулила морякам смерть, а другим судам – крушение.

Средние века украшены рыцарскими и богатырскими легендами. Известны также русские легенды о чудесной победе Георгия Победоносца над змием, о богатырях.

Французы гордятся своим национальным героем – рыцарем Роландом.

В британском фольклоре известна легенда о Короле Артуре, объединившем вокруг себя рыцарей Круглого Стола.

В общеобразовательных учреждениях как жанр изучается легенда по литературе. 5 класс по программе включает как самые известные произведения, так и местные предания. Этот вид фольклора адаптирован к детскому восприятию. Легенда – жанр литературы, относящийся к малым формам фольклора. Он емкий, довольно лаконичный, что немаловажно для детского восприятия. Кроме того, этот жанр традиционно пользуется выразительными художественными средствами, затрагивающими понятия любви и ненависти, добра и зла, справедливости. Он чем-то похож на сказку.

Жанр легенды развивали в XIX веке титаны литературы: Л. Н.Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев. Например, перу Льва Николаевича принадлежит сочинение «Разрушение ада и восстановление его», «Рождественская легенда». Федор Михайлович написал монументальное произведение – «Легенда о Великом инквизиторе». Иван Сергеевич – «Восточную легенду», «Легенду о св. Юлиане Милостивом».

Рассмотренный жанр очень динамичный. Поэтому, говоря о том, что такое легенда, следует отметить, что сегодня этот жанр переживает второе рождение. Общество, сталкиваясь с неизвестным, непознанным, начинает создавать новые легенды. Например, об инопланетянах, похищающих людей, о чудовище озера Лох-Несс, о системе пирамид и других объектов, препятствующих разрушению цивилизации, о людях-героях – наших современниках. Кроме этого, легенды рождаются и из литературных произведений, если их, конечно, написал настоящий мастер. Например, роман Толкина «Властелин колец» воспринят англичанами как эпос. Истории, изложенные в этой трилогии, стали легендами.

источник

Слово легенда английскими буквами(транслитом) — legenda

Слово легенда состоит из 7 букв: а г д е е л н

  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква г встречается 1 раз. Слова с 1 буквой г
  • Буква д встречается 1 раз. Слова с 1 буквой д
  • Буква е встречается 2 раза. Слова с 2 буквами е
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н

ЛЕГЕНДА (от лат. слова legenda — то, что должно быть прочитано, или рекомендуемо к прочтению) — термин, употребляющийся в нескольких значениях. В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности…

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов

Легенда (от лат. legenda — то, что должно читать). — В обиходе средневекового католичества Л. называлась похвала и житие святого, которые следовало читать в церкви в день, посвященный празднованию памяти этого святого.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

«Легенда о Тиле» — художественный фильм по мотивам романа Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях — забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах».

«ЛЕГЕНДА О ТИЛЕ», СССР, Мосфильм, 1976, цв., 313 мин. Драма. По мотивам романа Шарля де Костера «Легенда о Тиле Улиншпигеле». Фильм первый — «Пепел Клааса» (2 серии); фильм второй — «Да здравствуют нищие!» (2 серии).

ЛЕГЕНДА (1985) «ЛЕГЕНДА» (Legend) Великобритания — США, 1985, 109 мин. Эстетская фантазия-мелодрама. Философская сказка Ридли Скотта об извечной борьбе Света и Тьмы, Добра и Зла вызвала на удивление плохо скрытое раздражение у американцев.

«Легенда» (англ. Legend) — кинофильм. Фильм режиссёра Ридли Скотта, известного по фильмам «Бегущий по лезвию бритвы» и «Чужой». Дьявол пытается заполучить молодую невинную девушку. А парень, герой Круза, пытается спасти Единорога, хранителя Света.

Легенда — (от лат. legenda — то, что должно быть прочитано) — жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии…

Словарь литературоведческих терминов. — 2005

ЛЕГЕНДА — термин возник в средневековом католицизме. Первоначально — житие святого, которое читалось в день его памяти, позднее — притча о животных, растениях, предметах христианского культа религиозно-дидактического содержания.

Словарь исторических терминов. — 1998

Легенда (от лат. legenda, буквально — то, что следует прочесть), первоначально житие святого, написанное для чтения в день его памяти (см. Жития святых).

Легенда о граде Китеже, Китежская легенда, цикл преданий о городе, будто бы погрузившемся в озеро Светлояр (ныне Воскресенский район Горьковской области) и т. о. избежавшем разорения татарами.

КИ́ТЕЖ — мифологич. город, чудесная судьба к-рого стала предметом целого цикла рус. преданий и легенд. Сказание о К. зафиксировано в письм. форме в рукописях кон. 17—18 вв., но родилось гораздо раньше.

«Легенда о княгине Ольге» — советский художественный фильм 1983 г., историческая драма режиссёра Юрия Ильенко. Многоплановое поэтическое повествование на основе летописей и сказаний, воссоздающее образ Ольги, княгини Киевской Руси середины X века.

«ЛЕГЕНДА О КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ», СССР, киностудия им. А. Довженко, 1983, цв., 170 мин. Историческая драма. В основе фильма — легенды и сказания, воссоздающие образ княгини Ольги, государственной деятельницы Киевской Руси (середина 10 века).

Легенда о Сурамской крепости (фильм)

«ЛЕГЕНДА О СУРАМСКОЙ КРЕПОСТИ», СССР, ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ, 1984, цв., 88 мин. Легенда. По мотивам повести Д.Чонкадзе «Сурамская крепость». Лотман в своей знаменитой статье о фильме нашел его двусмысленность в том, что это и «себе довлеющее целое», и…

Легенда о Сурамской крепости (груз. ამბავი სურამის ციხისა) — художественный фильм, Грузия-фильм, 1984, Легенда. Прокат (1986) — 0,4 млн зрителей. Экранизация грузинской легенды о прекрасном юноше.

АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ, предания и легенды, в центре которых король Артур – одна из самых знаменитых фигур в литературе Средневековья. Он прославлен в романах и хрониках, в стихах и прозе на всех основных европейских языках той эпохи.

Артуровские легенды, народные предания кельтских обитателей Уэльса, ставшие основой многих поэтических сочинений, в центре которых — образ короля Артура, одного из королей бриттов (5—6 вв.), успешно боровшегося против англо-саксонских завоевателей.

АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ — кельтские народные предания, в центре которых образ короля бриттов Артура (5-6 вв.), боровшегося с англосаксонскими завоевателями.

Большой энциклопедический словарь

«Городские легенды 2» (англ. Urban Legends: Final Cut) — американо-канадский слэшер 2000 года режиссёра Джона Оттмана, продолжение фильма 1998 года Городские легенды. В 2005 году вышла третья часть фильма — Городские легенды 3: Кровавая Мэри .

«Городские легенды» (англ. Urban Legend) — американо-французский молодёжный триллер 1998 года режиссёра Джэми Блэнкса. Сюжет фильма основан на реально существующих в американском обществе городских легендах.

ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ (Urban Legend), США, Columbia/TriStar, 1998, 95 мин. Ужасы, мистика. В университетском городке одно за другим совершаются убийства, описанные в энциклопедии городских легенд — книге о страшных историях.

«ЛЕГЕНДЫ ОСЕНИ» (Legends of the Fall) США, 1994, 134 мин. Исторический фильм, драма, мелодрама. Относительно этой картины разделились мнения критиков, Американской киноакадемии и прокатчиков, с одной стороны, и зрителей — с другой стороны.

«Легенды осени» (англ. Legends of the Fall) — кинофильм. Экранизация произведения, автор которого — Джим Хэррисон (англ.). В штате Монтана живёт отставной полковник (Энтони Хопкинс) с женой и тремя сыновьями.

Челове́к-леге́нда, челове́ка-леге́нды, м.

Бойцовское шоу «Легенда» на Малой арене Лужников соберет много именитых спортсменов.

Легенда «Спартака» Андрей Тихонов вернулся в тренерский штаб столичного клуба.

Легенда московского «Спартака» Андрей Тихонов, по всей видимости, вернется в родной клуб.

Теперь новая легенда появилась в этой сфере деятельности, хотя и в более официальном качестве.

Исполком ФХР. Легенда ЦСКА Виктор ТИХОНОВ и генеральный менеджер сборной России Алексей КАСАТОНОВ.

0 минут на поле провел в нынешнем чемпионате России легенда «Локо» Дмитрий Лоськов.

Вспоминается и другая легенда, которую любят рассказывать наши функционеры.

На самом деле, основным соперником поляка является легенда украинского бокса Владимир Кличко.

источник

Легенда это первоначально термин средневековой католической письменности, впоследствии — жанр средневековой повествовательно-дидактической литературы (жизнеописания святых, затем — любые тексты религиозно-назидательного содержания). В распространении легенд большую роль сыграли сборники «Золотая легенда» Иакова Ворагинского (13 век), «Великое зерцало» (1481) и др., которые в 17 веке проникли в Россию. В западноевропейской средневековой письменности различают легеенды панегирические, куртуазно-религиозные, легенды-путешествия (связанные с крестовыми походами и проникновением в страны Востока), легенды-фаблио. К 17 веку возникло пародирование религиозных легенд, в том числе в России («Повесть о том, како бражник вниде в рай»). Тем не менее отдельные сюжеты легенд периодически возрождались в литературе, отвечая запросам нового времени (о Фаусте, Дон Жуане, Агасфере). Сюжеты легенд широко использовали Ф.Новалис, Л.Тик, А.Мицкевич, В.Ирвинг; к ним обращались В.Скотт , В.Гюго, Г.Флобер , А.Франс, Т.Манн и др.

В фольклоре легенды — жанр несказочной прозы , фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественным и существами (Бог, святые, ангелы, «нечистые духи»). В основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их структуру, систем у образов, поэтику. В отличие от мифов, легенды независимы от ритуала, в отличие от преданий, события легенд протекают одновременно в прошлом, настоящем и будущем . Первый (и единственный) сборник русских фольклорных легенд был издан А.Н. Афанасьевым в 1859 (Новосибирск , 1990) . Русские фольклорные легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. На родные письменные легенды церковь отнесла к «отреченным книгам» (апокрифам), поскольку их содержание не вполне совпадало с официальным вероучением. В русском фольклоре выделяются этиологические, религиозно назидательные и социально-утопические легенды. Этиологические легенды имели познавательный характер, объясняли происхождение мира, человека, животных. Особенно многочисленна группа религиозно-назидательных легенд: о Боге-отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имен святых; рассказы, предостерегающие от нарушения церковных запретов; о святых старцах и о юродивых. Социально утопические легенды, выражая мечту народа о справедливом общественном устройстве, призывали к действию (среди них легенды о «золотом веке», «о далеких землях», о «возвращающемся избавителе») .

Представление о «золотом веке» содержит легенды « О граде Китеже». Вера в «далекую землю» запечатлена в легенде о Беловодье, которая среди уральских старообрядцев была настолько популярна, что привела к появлению особой секты — бегунов. Легенды о «возвращающихся царях (или царевичах) избавителях» выступали «содержательной формой идеологии народных движений». Этими легендами воспользовались многие самозванцы. В устной традиции христианские легенды нередко принимали форм у сказок. Отчасти это приводило к расширению сказочного репертуара, даже обозначалась тенденция оформления нового жанра—легендарной сказки («Марко Богатый», «Безручка»). Традиционный нравственный мир русских сказок, с их глубоким сочувствием невинно гонимым, мог естественно приобретать христианскую окраску. Вместе с тем фантастика, связанная с образами Бога, Христа, святых, ангелов, чертей, часто служила в сказке осмыслению социально-бытовых отношений и противоречий, поэтому сказки легендарного происхождения приближались к анекдотическим («Соломон Премудрый», «Поп в козлиной шкуре» ; в сборнике легенд Афанасьева — «Илья пророк и Никола»). Сюжеты и образы фольклорных легенд использовали русские писатели (А.С.Пушкин, А.К.Толстой, Н.С.Лесков, П.И.Мельников-Печерский, Л.Н.Толстой , Ф.М.Достоевский ) и композиторы (опера Н.А.Римского-Корсаков а «Сказание о граде Китеже»).

Слово легенда произошло от латинского legenda, что в переводе означает — то, что должно быть прочитано.

источник

Жанровые признаки легенд

Легенды — это прозаические произведения, в которых фан­тастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, народы, отдельные личности); со сверхъестествен­ными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основ­ные функции легенд — объяснительная и нравоучительная. Ле­генды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.

В качестве примера можно привести легенду о том, как новгородский архиепископ Иоанн «закрестил» черта в медном чайнике, а потом заста­вил его свозить себя в Иерусалим. Источником этого устного произведе­ния является «Сказание о великом святителе, о Иоанне, архиепископе Великого Новаграда, како был единой ноши из Новаграда в Иерусалим-граде и паки возвратися». Сказание было занесено в Четьи-Минеи и во многие старинные житийные сборники. (А чайник, в котором якобы был закрещен черт, и сейчас хранится в Новгороде, в музее).

Легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. Сам термин «легенда» пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает «то, что должно быть прочитано» (legenda). Церковные книги способствовали между­народной распространенности многих сюжетов. Вместе с тем народные письменные легенды церковь относила к «отречен­ным книгам», так как их содержание не вполне совпадало с официальным вероучением. Такие книги назывались апокрифа­ми (от греч. apokryphos — «тайный»).

Е. В. Аничков отметил, что апокриф, придя на Русь с греко-славян­ского юга, «дал нам все эти представления о премудром царе Соломоне и его борьбе с Китоврасом-Асмодеем, о создании мира Богом при помощи Сатанаила, о Крестном Древе, выросшем из главы Адамовой, о победи­телях мистического дракона, святых Феодоре, Никите и Георгии Храб­ром, о Николе Угоднике и громовержце Илии и проч.»[81].

В апокрифических легендах была важна не догматическая верность христианскому учению, а, как справедливо подчерки­вал А. Н. Афанасьев, «правда гуманного христианского одушев­ления, проникающая собой все поэтическое создание»[82].

Природа фантастического вымысла в легендах была разной. Некоторые легенды восходят к мифам о сотворении мира (кос­могоническим), о начале человеческого рода (этнологическим), о «конце света» (эсхатологическим) и др. Их выделяют в общую группу этиологических легенд (от греч. aitia — «причина» + logos — «слово, понятие»). Большинство легенд определяется ре­лигиозными верованиями людей (их сюжеты заимствованы из христианской литературы или связаны с нею), они образуют группу религиозно-назидательных легенд. Наконец, фантасти­ческий вымысел мог быть вызван социально-утопическими иде­ями народа: по этому признаку выделяется группа социально-утопических легенд.

Этиологические легендыимеют познавательный характер. В них фантастически объясняется происхождение окружающего мира, человека, а также предметов и явлений. В восточносла­вянской традиции часто разъясняется происхождение разных представителей фауны, и тогда сюжеты легенд сливаются со сказ­ками о животных.

А. Н. Афанасьев в предисловии к сборнику «Народные русские ле­генды» привел ряд подобных примеров: собака первоначально была со­здана голою, но черт, желая ее соблазнить, дал ей шубу, т. е. шерсть; когда архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве, что от нее родится божественный Искупитель, она сказала, что готова поверить истине его

слов, если рыба, одна сторона которой была уже съедена, снова оживет. И в ту же минуту рыба ожила и была пущена в воду: это однобокая камбала — и т. д.

К религиозно-назидательным легендамотносится большое ко­личество произведений, разнообразных по содержанию и фор­ме. Это рассказы о Боге-отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имен святых; рас­сказы, предостерегающие от нарушения церковных запретов. Известны также легенды о святых старцах и легенды о юроди­вых (они нашли отражение в творчестве А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других русских писателей).

Во время экспедиций кафедры русской литературы МПГУ (в то вре­мя МГПИ им. В. И. Ленина) в 1982 и 1983 гг. в Островский р-н Костромской обл. было выявлено три цикла местных легенд о юродивых: о прядильщике на фабрике Максимке Прозорливом (д. Дорофеево); о Васеньке — прозорливом человеке (с. Покровское; см.. в Хрестоматии); о художнике Ефиме Честнякове (Ефимке), жившем в д. Шаблово Кологривского р-на[83].

В устной традиции христианские .легенды могли принимать форму сказок. Отчасти это способствовало расширению сказоч­ного репертуара, даже обозначилась тенденция оформления но­вого жанра — легендарной сказки. С христианской письменной культурой связано обогащение русского сказочного репертуара такими сюжетами, как «Марко Богатый», «Безручка», «Соло­мон Премудрой» (см. в Хрестоматии), «Поп в козлиной шкуре» и рядом других. Традиционный нравственный мир русских ска­зок, их глубокое сочувствие к невинно гонимым могло есте­ственно приобретать христианскую окраску. Вместе с тем фан­тастика, связанная с образами Бога, Христа, св;ятых, ангелов, чертей, часто служила в сказке осмыслению социально-бытовых отношений и противоречий, поэтому сказки легендарного про­исхождения нередко приближались к бытовым.

Например, в сборнике А. Н. Афанасьева «Народные русские леген­ды опубликована сказка легендарного происхождения «Илья-пророй 1 ‘и Пикола . о ее сюжете, построенном на взаимоотношениях хитреца и простака, эта классическая пара продублирована: с одной стороны — мужик и поп, с другой — Никола и Илья.

Мужик почитал Николу, а про Илью-пророка и думать забыл. Илья решил погубить мужиково поле, но Никола посоветовал мужику, каким образом переслать эту беду на попа (ильинского батюшку). Поп купил у мужика хлеб на корню — Илья наслал тучу, и град уничтожил посев. Узнав, что наказал не мужика, а попа, Илья собрался поправить поле — однако Никола велел мужику купить поле назад за полцены. и т. д. В конце концов Никола посоветовал мужику купить для Ильи рублевую свечу, а для него (Николы) — копеечную. После этого Илья перестал грозить мужику бедой, а мужик стал одинаково почитать и Ильин день, и Николин день[84].

Социально-утопические легендывыразили страстную, но не­сбыточную мечту угнетенного крестьянства о справедливом об­щественном устройстве. Подобные идеи и иллюзии нашли воп­лощение в Библии — возможно, поэтому они известны у многих народов. Русская социальная утопия также была связана с ми­ровоззрением средневекового человека, т. е. христианина. В фоль­клоре социально-утопические легенды — сравнительно поздние произведения, датируемые от начала XVII до середины XIX в. Они дошли до нас в виде слухов, фрагментарных записей, пе­чатных или рукописных свидетельств. Источниками, позволяю­щими составить представление о народных социально-утопи­ческих легендах, являются также официальные документы, рас-спросные речи, протоколы допросов, доносы и изветы, воспо­минания современников, «манифесты» и «указы» руководите­лей народных движений.

В сюжетах легенд вымышленные факты переплетались с ре­альными, причем вымысел имел особый характер: он не обоб­щал и не объяснял действительность, а дополнял ее. Этот не повторяющийся в других фольклорных повествованиях признак проявлялся следующим образом: рассказывалось о событиях, которые происходили в прошлом, продолжали развиваться или существовать в настоящем и должны произойти в будущем. Сле­довательно, сюжеты социально-утопических легенд развивались в трех хронологических измерениях. Социально-утопические легенды не только предсказывали будущее, но и призывали к действию. Они обладали особой, активной связью с действи­тельностью, выполняли социальную функцию. Сюжеты легенд то ярко вспыхивали в народном сознании, то затухали. Иссле­дователь этого материала К. В. Чистов связал такую особен­ность с одним из важнейших условий бытования социально-

утопических легенд — верой народа в их достоверность, которая «предопределила своеобразную их судьбу: социально-утопичес­кие легенды с падением этой веры переставали бытовать, не сохранялись в позднейшей устной традиции, либо трансформи­ровались в исторические предания. «[85].

К. В. Чистов выделил три тематические группы легенд: о «золотом веке»; о «далеких землях»; о «возвращающемся избавителе».

Легенды первой группы получили свое название в соответст­вии с традиционными культурными представлениями о том, что «золотой век» — это «сказочное райское время, когда всем было хорошо, когда все благодушествовали»[86]. Устные легенды подоб­ного содержания могли связываться с воспоминаниями о воль­ном древнем Новгороде. Следы таких представлений обнару­живаются и в описании былинного города Галича.

В былине «Дюк Степанович» изображается ласковый князь, блестя­щий двор — счастливая земля с невиданно высоким уровнем жизни:

Как у нас-то во городе во Галиче

Да мощены были мосты все дубовые,

Сверху стланы да сукна багрецовые.

Наперед-де пойдут у нас лопатники,

За лопатчиками пойдут и метельщики.

Очищают дорогу сукна стлатого[87].

Широко известна легенда «О граде Китеже» (см. в Хрестома­тии ее литературный пересказ П. И. Мельниковым-Печерским).

Вера в «далекую землю» породила вторую группу легенд: о реке Дарье, о городе Игната (у казаков-некрасовцев), об Орехо­вой земле. Среди них одной из самых распространенных была легенда о Беловодье (см. в Хрестоматии). Она имела общерус­ский характер, но особенно популярна была среди старообряд-цев-беспоповцев. Вера в эту легенду привела к появлению среди них даже особой секты — бегунов. Считалось, что в Беловодье нет никакой светской власти, государственной организации, суда. Там есть только «духовные власти», которые представали в иде­ализированных и демократических формах.

В 1903 г. среди уральских казаков распространился ложный слух о том, что в Беловодье побывал Л. Н. Толстой, который якобы присоединил­ся там к старообрядчеству и даже принял какой-то сан. В этой связи к Толстому была послана специальная делегация — проверить, так ли это.

Третья группа — легенды о «возвращающихся царях (или ца­ревичах)-избавителях». На протяжении нескольких веков они выступали «содержательной формой идеологии народных дви­жений»[88].

В основе этих легенд лежала общая схема сюжета: Природный царь (царевич) намерен осуществить социальные преоб­разования в пользу крестьян (освободить их от крепостной зависимости и проч.). Однако боярское окружение добивается отстранения избавителя (он подменен кем-то другим; заточен в тюрьму; объявлен умершим и проч.). Происходит чудесное спасение избавителя (вместо него хоронят куклу; добровольно гибнет верный слуга; избавитель совершает побег из заточения). Какое-то время он вынужден скрываться (на острове, в горах, на чужбине и т.п.) или анонимно странствовать по Руси. Однако народ получает вести (от его посланников; по его указам с золотой строчкой) или же благодаря случайным встречам узнает его самого. Правящий царь пытается помешать избавителю осуществить задуман­ное (преследует; предлагает компромисс) — но безуспешно. Происходит возвращение избавителя (в предсказанный час; по другой версии — раньше времени, так как страдания народа очень тяжелы) и узнавание его народом (по царским отметинам на теле и проч.). Избавитель воцаряется в столице (Москве, Петербурге), осуществляет задуманные социальные преобразования: освобождает крестьян, наделяет их землей, отменяет все повинности; или же — по месту бытования легенды — дарует свободу казакам и проч. Он жалует своих ближайших сподвижни­ков, наказывает изменников, незаконного царя, придворных, дворян[89].

Легенда демонстрирует очень высокую степень царистских иллюзий. Мы видим, что социальное сознание крестьян было монархическим. Исторический оптимизм народа соединялся с образом истинного царя, который выступал своеобразной, уто­пической, «надклассовой» силой, способной противостоять ца­рям реальным. При этом конфликт избавителя с правящим ца­рем мог иметь под собой действительное жизненное обоснование

(Екатерина II и Петр III; Екатерина II и Павел), а мог быть вымышленным либо проблематичным (царевич Димитрий и Борис Годунов). Как известно, легендой воспользовались мно­гие самозванные престолонаследники, объявлявшие себя то уби­тым во младенчестве царевичем Димитрием, то цесаревичем Петром Федоровичем (Петром III). Только одних самозванных Петров III (наряду с самым значительным среди них — Е. И. Пугачевым) во второй половине XVIII в. было более двух с по­ловиной десятков! Использовались также имена царевича Алек­сея, Павла, Константина и др. Последняя модификация леген­ды, всплывшая в современной периодике, — об Александре I как о старце Федоре Кузьмине.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 3500 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник