Меню

Что такое классика определение в литературе

псевд., см. Иванов-Классик, Л. О.

образцовые, первоклассные образцы, выдающиеся общественно признанные произведения искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

назывались римские граждане, принадлежавшие к classis, преимущественно к первому классу, как знатнейшие (Gell. 6, 13); кроме того, так назывались флотские или морские солдаты (см. Classiarii, Классиарии); специально этим именем обозначались по канону александрийских грамматиков первостепенные писатели.

(лат. Classicus — образцовый) — в ис-тории искусства эпоха высшего подъема античного искусства, выразившаяся в расцвете древнегреческих государств-полисов. В эпоху классицизма сложились основные архитектурные ордера, развилась монумен-тальная скульптура, расцвело декоративное искусство. В более широком смысле под классикой понимаются периоды наибольшего подъема, расцвета в искусстве какой-либо страны или эпохи, создавшей совершенные, образцовые произведения искусства, получившие признание как шедевры.

(от лат. classicus — первоклассный, образцовый). Обозначение историч. эпохи, а также определ. эстетич. нормы. Еще Авл Геллий (2 в. н. э.) обозначал этим словом нечто образцовое, высококлассное в лит. произведениях. Уже в эллинистич. время достижения предшествующей эпохи (5 — 4 вв. до н. э., теперь ее принято называть классич.) воспринимались как некий образец. Произведения искусства и словесности все больше канонизировались и все чаще воспроизводились. В центре внимания находились произведения высокой К. (3-я четв. 5 в. до н. э.; время создания Парфенона), поздней (последняя четв. 5 в. до н. э.) и ранней К. (2-я четв.), а также 4 в. до н. э. Характерной чертой изобразительного искусства и архитектуры классич. эпохи является пондерация, т. е. сбалансированность сил, действующих внутри художеств, системы (архитектуры, пластики, многофигурных композиций), образованной самостоятельными элементами. Этот художеств, принцип отразил равновесие различных слоев полноправных граждан в жизни демократич. полисов. Те же принципы действовали в литре, специфически отражающей структуру общества, например в аттич. трагедии, где ведутся поиски равновесия — особенно наруш. катаклизмом — между индивидуальным и обществ., собств. и коллективным, рациональным и иррациональным. Обращение к классич. образцам уже в эллинистич. эпоху (3 1 вв. до н. э.) приводит к формированию классицистич., эклектич. течений (например, неоаттицизм). Только в эпоху ранней Римской империи обращение к классич. наследию создало возможность формирования целой стилевой эпохи, в которой сказалась переориентация в обществ, жизни. «Золотая латынь» (Вергилий, Гораций, Овидий) является таким же свидетельством этого процесса, как и «золотой век» в искусстве, называемый обыкновенно веком Августа. В эпоху Римской империи классицистич. течения приобретали все большую ценность и эпохальную значимость (например, трояновско-адриановский классицизм), что соответствовало изменениям, происходившим в обществе, и обращению общества к К. и классицизму. Французский гуманист Г. Буле (ум. в 1540) начал отделять классич. греч. и рим. древность от средневековья. В эпоху Возрождения термины «К.», «классический» употреблялись по отношению к античной поэзии и античному искусству, а также к произведениям искусства, достойным подражания. Подобное содержание вкладывал в понятие «К.» и Винкельман, восхищавшийся «благородной простотой и безмолвным величием» в жизни и искусстве греков и ставивший эту простоту и величие в пример поэтам, представителям растущей буржуазии. Позднее объем понятия, стоящего за термином «К.», расширился; К. стали называть главным образом наиболее значимые культурные достижения народа; так понятие «К.» отождест вилось с понятием «норма». В англ. и франц. искусстве «классическим» считается 17 в., в то время как в Германии буржуазная культура достигает своих вершин в 18 в., особенно во времена Гете. Богатство античных идей и форм постоянно подвергалось критич. анализу, часто имевшему всеобщий характер; так рождались лит. шедевры и теория искусства, в которых воплощались идеи прогрессивной части становящейся буржуазии (деятельность поэтов и философов: Гердера, Клопштока, Виланда, Лессинга, братьев Гумбольдтов, братьев Шлегелей, Гельдерлина, Гегеля, Шеллинга, особая роль принадлежит Гете и Шиллеру, а также самому Винкельману, стоящему у истоков всей этой деятельности). В их трудах, содержательно и формально следовавших за античностью, но при этом удовлетворявших эстетич. требованиям, предъявляемым классиками к художеств, произведению, был сформирован идеал человека, свободно раскрывающего свои возможности в споре с окружающим миром. Возвращение творческой мысли к античному наследию всегда было связано с эпохами подлинного обществ, прогресса.

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

источник

Что такое классическая литература определение. Зачем нам классическая литература? Какие произведения называют классическими

Элитарная культура включает произведения разных видов искусства: литература, театр, кино и т.д. Поскольку ее понимание требует определенного уровня подготовки, то она имеет очень узкий круг ценителей. Не все понимают картины Пабло Пикассо и Анри Матисса, фильмы Андрея Тарковского и Александра Сокурова. Особый тип мышления необходим для понимания произведений Франца Кафки или романа Джеймса Джойса «Улисс». Творцы элитарной культуры, как , не пытаются добиться высоких гонораров. Гораздо более ценной для них является творческая самореализация.

Потребителями элитарной культуры становятся люди с высоким образовательным уровнем и развитым эстетическим вкусом. Многие из них сами являются творцами произведений искусства или их профессиональными исследователями. Прежде всего, речь идет о писателях, художниках, искусствоведах, литературных и художественных критиках. Также в этот круг входят знатоки и ценители искусства, постоянные посетители музеев, театров и концертных залов.

При этом произведения одних и тех же видов искусства могут принадлежать как к элитарной, так и к массовой культуре. К примеру, классическая музыка к элитарной культуре, а популярная – к массовой, фильмы Тарковского – к элитарной, а индийские мелодрамы – к массовой и т.п. В то же время, существуют литературные жанры, которые всегда относятся к массовой культуре и вряд ли когда-нибудь перейдут в разряд элитарной. Среди них – детективы, дамские романы, юмористические рассказы и фельетоны.

Иной раз случаются любопытные того, как произведения, относящиеся к элитарной культуре, могут, при определенных условиях, перейти в разряд массовых. Например, музыка Баха – это, бесспорно, явление элитарной культуры, но, если она используется в качестве сопровождения к программе фигурного катания, то автоматически превращается в продукт массовой культуры. Или совершенно противоположный : многие произведения Моцарта для своего времени были, скорее всего, «легкой музыкой» (т.е. могли бы быть отнесены к массовой культуре). А сейчас они воспринимаются, скорее, как элитарной.

Большинство произведений элитарной культуры первоначально носят авангардный или экспериментальный характер. В них используются средства, которые станут понятны массовому сознанию спустя несколько десятилетий. Иногда специалисты даже называют точный срок – 50 лет. Иными словами, образцы элитарной культуры на полвека опережают свое время.

Термин «классическая музыка» порой трактуется чрезвычайно широко. К ней относят не только творения выдающихся композиторов прошлых лет, но и ставшие всемирно известными хиты популярных исполнителей. Тем не менее существует строго аутентичное значение «классики» в музыке.

В узком смысле классической музыкой называется довольно короткий период в истории этого искусства, а именно, XVIII век. Первая половина восемнадцатого века ознаменовалась творчеством таких выдающихся композиторов как Бах и Гендель. Принципы классицизма как построения произведения в строгом соответствии с канонами развил в своих произведениях Бах. Его фуга стала классической – то есть образцовой – формой музыкального творчества.

А после смерти Баха в истории музыки открывается новый этап, связанный с Гайдна и Моцарта. На смену достаточно сложному и тяжеловесному звуку пришла легкость и стройность мелодий, изящество и даже некоторое кокетство. И тем не менее, это все еще классика: в своем творческом поиске Моцарт стремился найти идеальную форму.

Произведения Бетховена представляют собой стык классической и романтической традиции. В его музыке страсти и чувства становится гораздо больше, чем рассудочной каноники. В этот период становления европейской музыкальной традиции сформировались основные жанры: опера, симфония, соната.

Широкая трактовка термина «классическая музыка» подразумевает творчество композиторов прошлых эпох, которое выдержало испытание временем и стало эталоном для других авторов. Иногда под классикой подразумевают музыку для симфонических инструментов. Наиболее же четким (хотя и не получившим широкого распространения) можно считать классической музыки как авторской, четко прописанной и подразумевающей исполнение в заданных рамках. Однако некоторые исследователи призывают не путать академическую (то есть зажатую в определенные рамки и правила) и классическую музыку.

Читайте также:  Как очистить историю поиска в одноклассниках

В оценочном подходе к определению классики, как наивысших достижений в истории музыки, скрыта возможная . Кого считать лучшим? Можно ли причислить к классике мастеров джаза, The Beatles, The Rolling Stones и других признанных авторов и исполнителей? С одной стороны, да. Именно так мы и делаем, когда называем образцовыми. Но с другой, в эстрадно-джазовой музыке нет строгости авторского музыкального текста, характерного для классики. В ней, напротив, все строится на импровизации и оригинальных аранжировках. В этом между классической (академической) музыкой и современной пост-джазовой школой пролегает принципиальное различие.

  • Что такое культура? Определение слова культура. Значение слова культура и фото

Существует несколько видов литературы, каждый из которых обладает своими особенностями. Так, под классической литературой понимают произведения, которые считаются образцовыми для той или иной эпохи.

Классическая – довольно обширное понятие, поскольку к данному виду относятся произведения разных эпох и жанров. Это общепризнанные произведения, считающиеся образцовыми для эпох, в которые они были написаны. Многие из них входят в обязательную программу.

Понятие классики сложилось в три последние века эпохи античности. Тогда оно обозначало определенных писателей, которые по разным причинам считались образцами и для подражания. Одним из первых таких классиков был древнегреческий поэт Гомер – автор «Илиады» и «Одиссеи».

В 5-8 веках н.э. сложился авторов текстов, которые определяли передаваемые в процессе обучения теории и нормы. В разных школах этот канон отличался минимально. Постепенно данный список пополнялся новыми именами, среди которых были представители языческой и христианской веры. Эти авторы стали культурным достоянием общественности, которым подражали и которых цитировали.

В период Эпохи Возрождения европейские писатели обратили свой взор на авторов античности, вследствие освобождения светской культуры от чрезмерного давления . Результатом этого в литературе стала эпоха , при которой стало модным подражать древнегреческим драматургам, таким как Софокл, Эсхил, Эврипид, и следовать канонам классической драмы. Тогда под термином « » в узком смысле стала подразумеваться вся античная литература.

В широком же смысле классическим стали называть любое произведение, создавшее канон в своем жанре. Например, есть эпохи модернизма, эпохи , реализма и т.д. Существует понятие отечественной и зарубежной, а также мировой классики. Так, признанными классиками отечественной литературы в России считаются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и т.д.

Как правило, в истории литературы разных стран и наций есть век, в который художественная словесность обрела наибольшее , и такой век называют классическим. Существует мнение, что произведение обретает общественное признание, когда оно несет в себе «вечные ценности», что-то актуальное для всех времен, призывает читателя задуматься над какими-либо общечеловеческими проблемами. Классика остается в истории и противопоставляется произведениям-однодневкам, которые со временем предаются забвению.

Способность человека к эмоционально-чувственному восприятию действительности и к художественному творчеству побудила его выражать свои переживания образно, с помощью красок, линий, слов, звуков и т.д. Это способствовало появлению художественной культуры в широком смысле.

Художественная культура – это одна из сфер общественной культуры. Ее суть – творческое отображение бытия ( , общества и его жизнедеятельности) в художественных образах. Она имеет важные функции, такие как формирование эстетического восприятия и сознания людей, общественных ценностей, норм, знаний и опыта, и рекреационная функция (отдых и восстановление людей).

Как система она включает в себя:
– искусство как таковое (индивидуальное и групповое), произведения и художественные ценности;
– организационную инфраструктуру: учреждения, обеспечивающие развитие, сохранение, распространение художественной культуры, творческие организации, образовательные учреждения, демонстрационные площадки и т.д.;
– духовную атмосферу в обществе – восприятие , общественный интерес к художественно-творческой деятельности, искусству, государственную политику в этой области.

К художественной культуре относятся массовая, народная, художественная культура; художественная и эстетическая стороны различных видов деятельности (политической, экономической, правовой); региональные художественные субкультуры; художественные субкультуры молодежных и профессиональных объединений и т.д.

Она проявляется не только в искусстве, но и в быту, и в материальном производстве, когда человек придает создаваемым им предметам практического и утилитарного назначения выразительность и , реализуя свою потребность в эстетике и красоте, в творчестве. Помимо материальной сферы и физических предметов, она касается также и духовной сферы.

Ядро художественной культуры – это профессиональное и бытовое искусство. Сюда относятся слово «человек», другой – «искусство». Уже из этимологии слова можно догадаться, что гейши – это не японские куртизанки. Для последних в японском есть отдельные слова – дзёро, юдзё.

Гейши в совершенстве владели быть женщиной. Они поднимали дух мужчин, создавая атмосферу радости, непринужденности и раскрепощения. Достигали этого благодаря песням, танцам, шуткам (часто с эротическим подтекстом), чайной , которые демонстрировали гейши в мужских компаниях наряду с непринужденным разговором.

Гейши развлекали мужчин как на светских мероприятиях, так и на личных свиданиях. На встрече тет-а-тет также не было места интимным отношениям. Сексом гейша может заниматься со своим покровителем, который лишил ее девственности. Для гейш это является ритуалом под названием мидзу-агэ, который сопровождает переход из ученицы, майко, в гейши.

Если гейша выходит замуж, то она уйти из профессии. Перед уходом она рассылает своим клиентам, покровителю, учителям с угощением – вареным рисом, сообщая этим о разрыве связи с ними.

Внешне гейши отличаются характерным макияжем с толстым слоем пудры и ярко-красными губами, которые делают лицо женщины похожей на маску, а также старинной высокой, пышной прической. Традиционная гейш – кимоно, основные цвета которого – черный, красный и белый.

Считается, что гейши появилась в городе Киото в XVII веке. Кварталы города, где расположены дома гейш, называют ханамати («цветочные улицы»). Здесь существует школа , где их с семи-восьми лет обучают пению, танцам, проведению чайной церемонии, игре на национальном японском инструменте сямисэне, ведению беседы с мужчиной, а также учат гримироваться и надевать кимоно, – всему тому, что должна знать и уметь гейша.

Когда в 70-х годах XIX века столица Японии была перенесена в Токио, туда переселились и знатные японцы, которые составляли основную часть клиентов гейш. Спасти их ремесло от кризиса смогли фестивали гейш, которые проводятся с определенной периодичностью в Киото и стали его визитной карточкой.

После Второй мировой войны Японию захватила массовая культура, оставив на задворках японские национальные традиции. Число гейш значительно сократилось, но те, кто остался верен профессии, считают себя хранительницами истинной японской культуры. Многие продолжают полностью следовать старинному укладу жизни гейши, некоторые лишь частично. Но быть в обществе гейши до сих пор остается прерогативой элитарных слоев населения.

Отношение к классике во многом зависит от культурного уровня общества, эстетического сознания и материального положения. Какова же роль классической детской литературы в воспитании и образовании молодого поколения на современном этапе жизни нашей страны?

Человек впервые сталкивается с классикой в детском возрасте, когда родители читают ему вслух сказки Пушкина, Андерсена, изложения приключений Робинзона, Гулливера. Первое знакомство самое важное. То, что человек узнает в детстве, останется с ним навсегда и становится основой для его эрудиции. Когда ребенок начинает читать сам, он первым делом берет в руки те книги, которые культивировались в его семье. Зачастую это оказывается классика. Лет 20 назад дети запоем читали Дюма, Конан Дойла, Стивенсона. Сегодня телевидение и компьютер заменили им это удовольствие и вытеснили классическую литературу.

Кроме того, для чтения классики необходимо одно важное условие – надо уметь наслаждаться ею. Надо уметь погружаться в спокойствие и размеренное повествование, надо иметь терпение при чтении чересчур длинных описаний, надо уметь получать удовольствие от языка старых мастеров. И надо иметь время, чтобы, выкинув из головы все повседневные проблемы, полностью отдаться книге, которая с лихвой окупит потраченное на нее часы. Классическая литература помогает почувствовать эпоху, в которую они были написаны, дают четкую картину настоящего. Каждая из этих книг предполагает множество интерпретаций. Каждая скрывает в себе особый таинственный мир.

Читайте также:  Как настроить сканер по локальной сети

Не будет лишним сказать о таком преимуществе классики, как ее способность формировать у человека самосознание, способность более глубокого понимания социальной реальности, психологии людей, наконец, возможность овладеть навыками грамотной русской речи, подверженной в последнее время лингвистической американизацией.

Не случайно прогрессивные деятели прошлого считали историю лучшей воспитательницей. Читая книги классиков, дети знакомятся с прошлым нашей Родины, с жизнью и бытом далеких предков, с историей и географией страны. Таким образом, классика способствует обогащению и накоплению исторической памяти. В результате этого дети начинают осознавать себя преемниками всего созданного на земле и продолжателями дел своих предков, ответственными за судьбу планеты. Из произведений классиков юный читатель впитывает гуманистические и прогрессивные идеи прошлого, видит извечную борьбу трудового народа за лучшую жизнь. Отрываясь от только что прочитанных страниц о прошлом, взволнованный рассказом о беспросветной нужде и горе, он своим нежным сердцем сочувствует страданиям своих сверстников и при этом невольно сравнивает их положение со своей жизнью. Классики воссоздали богатый внутренний мир человека, создали образы героев, отличающихся моральной чистотой, совестливостью, способностью сочувствовать другим в беде.

Классическая литература в лице Толстова, Грибоедова, Достоевского, Диккенса, Чехова, будоражившая умы и воображение людей, не оставлявшая никого равнодушным, уступила свое почетное место на книжных полках магазина современной «однодневной» литературе. Под последней я понимаю скорее не литературу в традиционном понимании, а некие «коммерческие проекты», смысл которых, как говорят в народе, «убить время». В то время как классическая литература заставляет думать и размышлять, воспринимать и оценивать, наконец, она воспитывает и обеспечивает духовный рост человеку. Согласно результатам недавнего опроса ВЦИОМ, проведенного в преддверии 210летия со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, 62% россиян после окончания школы русских классиков никогда не перечитывали. Те же, кто все-таки классику читали, чаще всего обращались к А.С. Пушкину (14%), Л.Н. Толстому (11%) и Н.В. Гоголю (9%). Только 59% россиян смогли правильно указать автора «Медного всадника», и лишь 21% автора «Полтавы».

Классическая литература – корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.

Понятие классики в литературе складывается в три последних столетия античности : оно обозначало определённую категорию писателей, которые по не всегда ясным причинам (в силу древности или авторитета в глазах просвещённых людей) считались достойными служить образцами и наставниками во всём, что касается владения словом и получения знаний. Первым классическим автором безусловно считался Гомер . «Одиссея » и «Илиада » уже в классический период развития Греции (V в. до н. э.) считались недостижимой драматической вершиной (понятие «драмы» у древних греков было практически тождественно понятию литературы в целом). В V-VIII веках н. э. сложился канонический список auctores (буквально: «поручителей»), обладающих auctoritas , – текстов, определявших нормы и теории, что передавались в процессе обу­чения. Канон этот не был абсолютно незыблемым; однако в разных школах он варьируется минимально, и ядро его остаётся постоян­ным. По мере приближения к XIV веку возникает тенденция к расширению списка. Наряду с поэтами и прозаиками эпохи Августа в эти перечни включаются писатели более поздних эпох, а также представители язычества и христианства IV, V, а иногда и VI и VIII веков. Все эти «авторы » служат общим, как бы обезличенным достоянием; их постоянно цитируют Словарь иностранных слов русского языка

Литература Таджикистана – литература на таджикском языке. Кратко Письменные и устные произведения, составляющие литературу, сложились на территории современного Таджикистана в 16–20 веках. Таджикскую литературу, возможно, более, чем какие либо другие, кроме иранских,… … Википедия

Литература Турции – литературные произведения, созданные на территории Анатолии, часть культуры Турции. Содержание 1 Древнетюркский период 2 Мусульманский период … Википедия

ЛИТЕРАТУРА – это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… … Сводная энциклопедия афоризмов

Классическая точка зрения – Классика (от лат. classicus образцовый) Классика период в истории древнегреческого искусства (V в. до н. э. сер. IV в. до н. э.). Классика в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный». Возникший в… … Википедия

Классическая гитара – Классификация … Википедия

Классическая культура Веракрус – и другие важные поселения классической эры … Википедия

Классическая цивилизация Веракрус – Классическая культура Веракрус и другие важные поселения классической эры Пирамида ниш, Эль Тахин Серия стенных рельефных изображений с Южного стадиона для игры в мяч в Эль Тахине, изображающая прин … Википедия

Классическая школа уголовного права – Классическая школа уголовного права направление в уголовно правовой науке, появившееся в XVIII веке. Среди основных положений, выдвигаемых сторонниками данной школы, можно назвать признание уголовного закона единственным актом, который… … Википедия

Классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского – Классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского … Википедия

  • Классическая литература Востока , . Большинство статей сборника посвящены малоизученным проблемам классических восточных литератур – арабской, индийской, иранской, китайской и др. Статьи содержат критический анализ текстов,… Купить за 90 руб
  • Классическая литература для детей. А. С. Пушкин «Капитанская дочка ” , Творческий коллектив программы «Хочу всё знать». Вместе с литературоведом, доктором филологических наук Евгением Викторовичем Жариновым мы поговорили о бессмертной повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»! Испытывал ли царь Николай I…

(оценок: 28 , среднее: 4,29 из 5)

В России литература имеет свое направление, отличающееся от любого другого. Русская душа загадочна и непонятна. Жанр отражает в себе и Европу, и Азию, поэтому лучшие классические русские произведения необыкновенны, поражают душевностью и жизненностью.

Главное действующее лицо — душа. Для человека не важно положение в обществе, количество денег, ему важно найти себя и свое место в этой жизни, найти истину и душевное равновесие.

Книги русской литературы объединены чертами писателя, владеющим даром великого Слова, полностью посвятившим себя этому искусству литературы. Лучшие классики видели жизнь не плоско, а многогранно. Они писали о жизни не случайных судеб, а выражающих бытие в его самых уникальных проявлениях.

Русские классики настолько разные, с разными судьбами, но объединяет их то, что литература признана школой жизни, способом изучения и развития России.

Русская классическая литература создавалась лучшими писателями из разных уголков России. Очень важно то, где родился автор, ведь этого зависит его становление как личности, его развитие, а также это влияет на писательское мастерство. Пушкин, Лермонтов, Достоевский родились в Москве, Чернышевкий в Саратове, Щедрин в Твери. Полтавщина на Украине — родина Гоголя, Подольская губерния – Некрасова, Таганрог – Чехова.

Три великих классика, Толстой, Тургенев и Достоевский, были абсолютно непохожими друг на друга людьми, имели разные судьбы, сложные характеры и великие дарования. Они сделали огромный вклад в развитие литературы, написав свои лучшие произведения, которые до сих пор будоражат сердца и души читателей. Эти книги должен прочитать каждый.

Еще одно важное отличие книг русской классики – высмеивание недостатков человека и его образа жизни. Сатира и юмор – главные черты произведений. Однако многие критики говорили о том, что это все клевета. И лишь настоящие ценители видели, насколько персонажи одновременно и комичны, и трагичны. Такие книги всегда цепляют за душу.

У нас вы можете найти лучшие произведения классической литературы. Вы можете скачать бесплатно книги русской классики либо читать онлайн, что очень удобно.

Представляем вашему вниманию 100 лучших книг русской классики. В полный список книг вошли самые лучшие и запоминающиеся произведения русских писателей. Данная литература известна каждому и признана критиками со всего мира.

Конечно, наш список книг топ 100 – всего лишь небольшая часть, собравшая в себя лучшие работы великих классиков. Его можно продолжать очень долго.

Сто книг, которые должен прочитать каждый, чтобы понять не только то, как раньше жили, какие были ценности, традиции, приоритеты в жизни, к чему стремились, а узнать в целом, как устроен наш мир, насколько светлой и чистой может быть душа и как она ценна для человека, для становления его личности.

Читайте также:  Как сформировать лимон в домашних условиях

В список топ 100 вошли самые лучшие и самые известные работы русских классиков. Сюжет многих из них известен еще со школьной скамьи. Однако, некоторые книги трудно понять в юном возрасте, для этого нужна мудрость, которая приобретается с годами.

Конечно, список далеко не полный, его можно продолжать бесконечно. Читать такую литературу – одно удовольствие. Она не просто чему-то учит, она кардинально меняет жизни, помогает осознать простые вещи, которые мы порой даже не замечаем.

Надеемся, наш список книг классики русской литературы пришелся вам по душе. Возможно, вы уже что-то читали из него, а что-то нет. Отличный повод составить свой личный список книг, свой топ, которые вы бы хотели прочитать.

В переводе с латинского языка слово «классический» (classicus) означает «образцовый». Из этой сути слова исходит то, что литература, именуемая классической, получила это «имя» благодаря тому, что представляет собой некий ориентир, идеал, в русле которого стремится двигаться литературный процесс на каком-то определенном этапе своего развития.

В другом случае могут стать «классическими» уже в эпоху их создания. Авторов таких произведений принято именовать «живыми классиками». В их числе можно указать А.С. Пушкина, Д. Джойса, Г. Маркеса и пр. Обычно после такого признания наступает своеобразная «мода» на новоиспеченного «классика», в связи с чем появляется огромное количество произведений подражательного характера, которые в свою очередь причислить к классическим нельзя, поскольку «следовать образцу» не значит копировать его.

источник

Сегодня мы поговорим о том, кем были первые классики, что это слово значит на самом деле и как именно связано со школьной программой. Об этом в своей лекции «Кто такие классики, или Как люди становятся портретами?» рассказал доцент НИУ ВШЭ Дмитрий Калугин.

Что стоит за самим словом и кем были первые классики?

К очень многим вещам, о которых мы с вами пытаемся рассуждать, можно получить доступ через слова. Когда мы начинаем говорить о слове «классика», то сразу становится понятно, что ничего не понятно. На ум приходит музыкальная классика, которой может быть и Бах, и Джими Хендрикс; классическая одежда, вид которой менялся от столетия к столетию, и таких примеров еще много. В результате мы имеем дело с довольно широким понятием. Для того чтобы выяснить, что такое классика, нам всё же придется разобраться, что стоит за самим словом.

Классика — это достаточно сложный феномен, он может относиться к античности, музыке XIX века, советскому периоду. Практически обо всем можно сказать: это классика. Но так ли на самом деле? Дело в том, что в повседневной жизни мы слово «классика» используем неправильно. Можем называть классическим любой предмет, который нам кажется обычным и устаревшим, который видим постоянно. Однако на самом деле у этого слова есть совершенно другое значение.

Мы перейдем к трем трагикам: Эсхилу, Софоклу и Еврипиду, которые составили то, что называется греческим классическим каноном. Можно сделать вывод, что названные три драматурга — лучшие, а их тексты — образцовые. Когда Эсхил, Софокл и Еврипид жили, слово «классика» по отношению к ним, понятное дело, не использовалось.

Как это слово стало применяться? Представим: есть огромный пласт греческой литературы, где три автора обладают какими-то особыми качествами, которые нужно было обозначить. Для этого выбрали слово «классика»; то есть классика — это некоторые образцовые качества, которыми обладают три великих драматурга.

Теперь ответим на другой вопрос: «Что должно произойти, чтобы кому-то вдруг захотелось назвать произведение образцовой трагедией?». Для того чтобы ответить на него, нужно знать греческую историю. После расцвета Афин, в V–IV в. до н. э., началась Пелопоннесская война — и вся эта прекрасная область после страшного поражения утратила свою культурную значимость. Если мы «спустимся» еще на два века ниже, то увидим, что Греция была захвачена Александром Македонским, потом римлянами. Идея классики, мне кажется, возникает тогда, когда какой-то мир исчезает и про вещи, составлявшие основу этого мира, говорят, что это классика. Вечные образцы, которые будут жить тогда, когда самого мира уже не существует.

Римские авторы говорят: «Были созданы великие трагедии, мы учимся у греков. Греки — наши учителя. Они классики». Школьная программа древних римлян — это греческая литература. Дословный перевод слова «классика» — это тексты, которые изучаются в классах. Кстати, в основном разговоры о классике и связаны с сюжетами, которые обсуждаются на уроках литературы в школе.

В итоге можно отметить: классика — это то, что связано с уникальными качествами текста, что можно давать детям в классе и имеет отношение ко времени (классика в ее раннем значении — это то, что связано с эпохой, которой больше не существует).

В Александрийской библиотеке — утопическом проекте античности — было собрано и систематизировано огромное количество рукописей, чтобы сохранить свидетельства идеального культурного мира, совершенно другой эпохи. Включая и авторов, описанных выше. К сожалению, библиотека была уничтожена из-за религиозного отношения к культурному феномену: христианство враждебно всей античной традиции. Однако есть античный автор, который был самым главным для христианской эпохи и всего Средневековья: Вергилий написал «Энеиду», в которой было описано рождение Римской империи.

Как возникла новая классическая литература?В 1625 году кардинал Ришелье организовал Французскую академию; у него была очень простая идея: надо научиться управлять литературой, потому что литература — это идеология. Ришелье был очень мудрым и опытным политиком, не надо составлять свое мнение о нем по романам Александра Дюма. А для того, чтобы управлять литературой, нужны представления об образцовых текстах. То есть нужно было создать определенное представление о текстах, которые мы будем считать образцовыми или классическими.Французская академия предложила авторам список правил, по которым они должны были писать трагедии и комедии. Литература теперь мыслится как обладающая определенными качествами, сформулированными Горацием для римской литературы в его произведении «Искусство поэзии». Это было сделано для удобства, так как литература стала похожа на тест. Если соблюдены критерии формальные, то ты получаешь деньги. Если совершил ошибку, то тебе скажут, что это произведение неклассическое. Идея классики в эпоху Ришелье — это способ унифицировать литературу и сказать: «Давайте будем ориентироваться на вечные образцы».

Например, с этого момента трагедия должна обладать определенными критериями: единство времени, места, действия. Время на сцене длится столько же, сколько и в реальной жизни; она должна происходить в одном месте; должен быть только один конфликт. Если какой-то из этих пунктов не совпадает, то произведение не считается классическим.

В итоге в академии произошел скандал, который назвали «спором древних и новых». Шарль Перро написал поэму «Век Людовика Великого», которая начиналась словами: «Я пишу произведение о Людовике, эпоха которого выше эпохи Августа». Он написал о том, что современность не хуже истории, а французские тексты не хуже классических. Это вызвало скандал, потому что никто не мог представить, что французская литература лучше римской.

Появление новой классики связано с тем, что она должна соответствовать новому национальному государству. Идея классики идет от Античности вплоть до XVII века, а потом появляются те, кого называют новыми классиками или новыми гениями. Каждая страна открывает своего нового гения. Таким образом, классический пантеон складывается в эпоху национальных государств после того, как распалась идея старой античной классики.

Мне кажется, что все наши беды со словом «классика», если возвращаться к началу разговора, из-за того, что понятие девальвировалось, стало появляться в самых разных контекстах, которые связаны с национальным. К примеру, вино — это итальянская классика.

И напоследок очень важный открытый вопрос: «Возможно ли будущее без классики?».

источник

Adblock
detector