Меню

Что такое декоративная монументальная живопись

Монументальная живопись – это разновидность монументального искусства. На современном этапе она тесно связана с архитектурой. Это роспись, наносимая непосредственно на стены, своды, полы, потолки, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением.

Вместе с тем это самая древняя разновидность живописи. Она известна еще со времен палеолита. Наскальные рисунки, росписи в пещерах, созданные первобытными людьми, сохранились практически на всех континентах. Эти памятники являются очень ценным, а иногда и единственным источником информации об особенностях культур разных исторических эпох.

В зависимости от способа получения изображения монументальную живопись принято делить на 4 основных вида.

Техники монументальной живописи

Техника Описание Пример
Фреска Изображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке образуется кальциевая пленка, которая защищает рисунок. Настенные росписи православных соборов.
Живопись темперой Изображение наносится на сырую штукатурку красками из растительного пигмента, разведенными в яйце или масле. Настенные росписи православных соборов.
Мозаика Изображение выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла) или камня. Большой популярностью пользовалась в советское время: для украшения станций метро, ДК.
Витраж Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем. В убранстве средневековых готических соборов.

Первые памятники монументальной архитектуры были построены в эпоху Древнего Египта. Это пирамиды с заупокойными храмами и гробницами для фараонов. Некоторые из них сохранились до наших дней. Монументальная живопись, украшающая внутренне пространство пирамид, является бесценным источником информации о культуре египетской цивилизации, социальном и государственном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

Важно заметить, что пирамиды возводились с целью увековечить подвиги фараонов, которым предстояло упокоиться в них. Поэтому в настенных росписях важное место отводилось самому усопшему, его заслугам и связям с богами.

Росписи египетских гробниц состоят из сцен, каждая из которых представляет законченный сюжет. Тем не менее все сцены связаны между собой, а их содержание и последовательность подчинены единому замыслу.

Здесь представлены особенности быта разных слоев населения: тяжелый труд рабов, крестьян, ремесленников и роскошь правящей элиты. Там можно найти изображения сельскохозяйственных работ, охоты, рыбалки, а также картины господских праздников с обилием яств и развлечений.

Со времен ранней античности такая роспись являлась самым распространенным способом украшения каменных построек. К сожалению, древнегреческие образцы практически не сохранились. Но те, что уцелели, – в основном мозаики, позволяют составить общее представление. В них нашла отражение характерная для эллинистической культуры пластичность.

В культуре Древнего Рима монументально-декоративная живопись получила широкое распространение, причем не только при постройке культовых сооружений, но и в оформлении жилых построек. В I веке произошло знаменитое извержение Везувия, стершее с лица земли римский город Помпеи. Вулканический пепел засыпал дома и помог сохранить в целости большое количество уникальных росписей, некоторые из который сейчас выставлены в музее Неаполя.

Фреска и мозаика активно использовались в искусстве Византии. Это, в свою очередь, оказало значительное влияние на становление древнерусского искусства.

В период Средневековья в Европе строилось большое количество религиозных сооружений, внутреннее убранство которых до сих пор поражает воображение. Мастера того времени достигли невероятного уровня в искусстве изготовления витражей.

В эпоху Возрождения вновь в центре внимания оказалась монументальная живопись. Фреска стала пользоваться невероятной популярностью. Сохранилось много грандиозных по размеру и технике исполнения образцов.

Больших высот достигла монументальная живопись в азиатских странах, в первую очередь в Китае, Индии, Японии. Отличные от европейских мировоззрение и религии, философское и эмоциональное отношение к природе нашли отражение в этом виде искусства.

Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами. Создание цветных картин сочеталось с искусством художественной резьбы и инкрустации.

На Востоке станковая и монументальная живопись всегда развивались в тесном контакте. В оформлении интерьеров широко применялись расписные ширмы и свитки.

В настоящее время монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. С точки зрения сюжетов и техник исполнения, наблюдается активное смешение стилей, возврат к образцам предыдущих эпох и новое их осмысление.

Еще одной тенденцией является освоение новых материалов и техник изготовления мозаик и витражей. Фреска, очень сложная и трудоемка техника, возвращается в несколько измененном варианте – живопись по сухой штукатурке, которая называется «а секко». Эта техника позволяет создать изображения, более стойкие к атмосфере крупных промышленных городов.

Монументальное искусство прошло долгий путь становления, развиваясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. По всей вероятности, оно будет жить и дальше, по крайней мере до тех пор, пока в нас сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, с чем мы взаимодействуем в процессе своей жизнедеятельности.

источник

В современных школах ученикам старших классов преподается очень важный и нужный предмет под названием «Мировая художественная культура». Курс МХК рассказывает школьникам о шедеврах архитектуры и изобразительного искусства от древности до наших дней. В программу входит и такой раздел, как монументальное искусство. С ним мы сейчас познакомимся поближе.

Это особенный раздел изобразительного искусства, отличающийся пластической или смысловой нагрузкой архитектурного произведения, а также важностью и значительностью идейного содержания. Слово «монументальное» произошло от латинского moneo, что означает «напоминаю». И не мудрено, ведь данный тип искусства – один из самых древних на земле.

Корни данного вида зодчества и живописи восходят к первобытному обществу. Древние люди тогда только научились рисовать, неумело держали в пальцах уголек, но их произведения монументальной живописи на пещерных стенах уже поражали воображение. Конечно, они были нарисованы коряво, обилие красок отсутствовало, но зато присутствовал смысл. Он заключался в представлении древних людей о силах природы, собственной жизни, различных умениях. Поэтому стены пещер украшали различные сценки из жизни первобытного человека: добыча мамонта, самая красивая женщина в пещере, ритуальные танцы у костра и многие, многие другие.

Первобытное общество сменилось Древним миром, и там монументальное творчество тоже нашло свое место. В Древнем Египте данное искусство очень уважали и любили. Об этом нам говорят сохранившиеся до наших дней сфинксы и египетские пирамиды. В эпоху Возрождения произошел расцвет монументальной архитектуры. На свет появились такие шедевры, как статуя Давида, картина «Сотворение Адама», а также роспись потолка Сикстинской капеллы. Все эти работы выполнены гением своего времени – Микеланджело Буонарроти.

В конце 19-начале 20 века искусство идет по новому пути. Наиболее популярный тогда стиль «модерн» отразился и на данном творчестве, из-за чего большинство монументальных произведений было выполнено в данном направлении. Особенно это коснулось живописи и нашло отражение в работах таких художников, как М. Врубель, М.Дени и другие. Но не было забыто и зодчество, в это время работают такие скульпторы как Э. Бурдель и А. Майоль. Их руками было создано большинство произведений в жанре монументальная скульптура, которыми мы восхищаемся и любуемся по сей день.

Наибольшее развитие и признание данный вид искусства получил в СССР. Страна Советов ставила перед собой наполеоновские планы, и внушительные памятники и постаменты как нельзя лучше отражали ее задумки. Впечатляющие, высокие, стремящиеся ввысь статуи отражают смелость и силу духа рабочих того времени.

Сюда относятся как архитектурные, так и живописные произведения. Монументальное искусство включает в себя мозаики, фрески, памятники и бюсты, различные скульптурные и декоративные композиции, витражи и даже… фонтаны. Теперь можно убедиться, как много сюда входит произведений искусства. Немудрено, что по всему миру созданы тысячи музеев, где на всеобщее восхищение выставлены панно, бюсты и скульптуры самых разных эпох и поколений.

Сюда входят два вида творчества: скульптура и изобразительное искусство. Монументально-декоративная живопись обычно представляет собой различные панно, росписи на стенах, барельефы и др. Они служат украшением окружающей обстановки и обязательно входят в состав какого-либо ансамбля, являясь его важной частью. В монументальной живописи различают разнообразные техники: это фреска, витраж, мозаика и т.д. Стоит отметить, что монументальная живопись располагается на специально созданной под нее конструкции или на недвижимой архитектурной основе.

Монументальное искусство высоко ценилось в СССР. Оно способствует развитию художественного вкуса, воспитанию нравственности и патриотических чувств к своей Родине. Оно эмоционально обогащает, даря при взгляде на него незабываемые воспоминания, которые навсегда остаются в душе и сердцах как детей, так и взрослых. Советскому монументальному искусству присущи гуманизм и художественная организация. Произведения живописи и архитектуры, выполненные в соответствующем стиле, можно было встретить везде: около школ и садиков, заводов и в парках. Умудрялись строить памятники даже в самых необычных местах.

Этот вид творчества получил широкое распространение после Октябрьской революции, когда строилась новая страна с новыми законами, порядками и социализмом. Именно тогда произведения монументального искусства получили особое признание в народе. Все живописцы, скульпторы, архитекторы были охвачены порывом создать шедевр монументального искусства, чтобы показать, что время изменилось, наступила новая жизнь, новый бытовой уклад, новые открытия в науке и новый вид искусства.

Одним из самых запоминающихся творений тех времен стала великолепная монументальная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», олицетворяющее собой тяжелый труд и подвиг советского народа. История памятника очень интересна и познавательна. В 1936 году заканчивали строительство Дворца Советов, наверху которого должен был стоять памятник «Рабочий и колхозница». Для создания скульптурного сооружения отобрали лучших мастеров, в число которых попала и Вера Мухина. На работу им дали два месяца и сказали, что статуя должна олицетворять собой две фигуры – рабочего и колхозницы. Одну и ту же идею четыре скульптора выполнили совершенно по-разному. У кого-то фигуры спокойно и безмятежно стояли, у кого-то наоборот, яростно рвались вперед, будто стремясь кого-то обогнать. И только Мухина Вера Игнатьевна запечатлела в своей работе прекрасный момент начатого, но не законченного движения. Именно ее работа и была одобрена комиссией. Сейчас памятник «Рабочий и колхозница» находится на реставрации.

Как уже было сказано выше, изобразительное искусство этого типа уходит корнями в древние времена. Уже тогда создавались великолепные рисунки на стенах пещер, изображающие процесс охоты, древние ритуалы и др.

  • Фреска. Данное изображение создается на сырой штукатурке несколькими типами красок, которые получились из пигмента в виде порошка. При высыхании такой краски образуется пленка, защищающая работу от внешнего воздействия.
  • Мозаика. Рисунок выкладывается на поверхности маленькими стеклышками или разноцветными камнями.
  • Темпера. Произведения этого типа выполнены красками из пигмента растительного происхождения, разведенного в яйце или масле. Как и фреска, наносится на невысохшую штукатурку.
  • Витраж. Схож с мозаикой, так же выкладывается из кусочков разноцветного стекла. Разница в том, что кусочки соединяются между собой спайками, а готовое произведение помещают в оконный проем.

Наиболее известные произведения монументальной живописи – фрески Феофана Грека, например двусторонняя икона «Богоматерь Донская», на другой стороне которой изображено «Успение Богородицы». Также к произведениям искусства можно отнести «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля Санти, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и другие картины.

Хорошие скульпторы во все времена ценились на вес золота. Поэтому мир и обогатился такими произведениями, как Триумфальная арка, расположенная в Москве, памятник Петру 1 «Медный всадник», скульптура Давида, выполненная Микеланджело и находящаяся в Лувре, статуя прекрасной Венеры, у которой отсечены руки, и многие другие. Такие виды монументально-декоративного искусства завораживают и притягивают к себе взгляды миллионов, на них хочется любоваться снова и снова.

Читайте также:  Жмых от кофе как удобрение

Существует несколько типов зодчества этого типа:

  • Памятник. Обычно это скульптура одного или нескольких людей, стоящих неподвижно или замерших в какой-либо позе. Производятся из камня, гранита, мрамора.
  • Монумент. Увековечивает в камне какое-либо событие истории, например Отечественную войну, или великую личность.
  • Стела. Данный тип зодчества представляет собой плиту из камня, гранита или мрамора, стоящую вертикально и имеющую какую-либо надпись или рисунок.
  • Обелиск. Это столб, состоящий из четырех заостряющихся кверху граней.

Монументальное искусство – вещь сложная и неоднозначная. У всех людей она вызывает разные чувства, у кого-то – гордость за мастеров, что человеческие руки смогли произвести на свет шедевр. Кто-то чувствует недоумение: как такая работа вообще могла быть выполнена обычным человеком, ведь в ней столько мелких деталей? Иной зритель просто остановится и залюбуется памятниками живописи и архитектуры, как древними, так и современными. Но объекты монументального искусства не оставят равнодушным ни одного человека. Это происходит потому, что у всех мастеров, сделавших что-либо в этом стиле, имеется огромный, недюжинный, самый настоящий талант, терпение и бескрайняя любовь к своему делу.

источник

ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ – род живописи, относящийся к монументальному искусству. К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска (буон фреско, фреско а секко), энкаустика, темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.

По характеру содержания и образного строя различают произведения живописи, обладающие качествами монументальности, являющиеся важнейшей доминантой архитектурного ансамбля и монументально-декоративные росписи, лишь декорирующие поверхность стен, перекрытий, фасадов, которые как бы «растворяются» в архитектуре. Монументальную живопись называют также монументально-декоративной живописью, или живописным декором, что подчеркивает специальное декоративное назначение росписей. В зависимости от своей функции произведения монументальной живописи решаются в объемно-пространственном или плоскостно-декоративном ключе.

Монументальная живопись приобретает цельность и законченность лишь во взаимодействии со всеми составляющими архитектурного ансамбля.

Древнейшие известные украшения стен – процарапанные контурные изображения животных в пещерах Дордони во Франции и на юге Пиреней в Испании. Вероятно, они были созданы кроманьонцами между 25 и 16 тыс. до н.э. Широко известны пещерные росписи Альтамиры (Испания) и более совершенные образцы этого искусства эпохи позднего палеолита в пещере Ла Мадлен (Франция).

Настенные росписи существовали в додинастическом Египте (5–4 тыс. до н.э.), например в гробницах Иераконполя (Гиераконполя); в этих росписях уже заметна склонность египтян к стилизации человеческих фигур. В эпоху Древнего царства (3–2 тыс. до н.э.) сформировались характерные черты египетского искусства и были созданы многие прекрасные настенные росписи. В Месопотамии настенных изображений сохранилось мало, что связано с непрочностью использовавшихся строительных материалов. Известны фигуративные изображения, отражающие некоторую склонность к реализму в передаче натуры, но для Месопотамии более характерны орнаменты.

Во 2 тыс. до н.э. Крит становится культурным посредником между Египтом и Грецией. В Кноссе и других дворцах острова сохранилось много фрагментов великолепных фресок, выполненных с живым реализмом, что сильно отличает это искусство от иератической египетской живописи. В Греции доархаического и архаического периодов роспись стен продолжала существовать, но от нее почти ничего не сохранилось. О расцвете этого жанра в классический период свидетельствуют многочисленные упоминания в письменных источниках; особенно были знамениты росписи Полигнота в Пропилеях Афинского акрополя. Прекрасные образцы древнеримской монументальной живописи сохранились под слоем пепла на стенах домов в городах Помпеи, Геркуланум и Стабии, погибших при извержении Везувия в 79 г., а также в Риме. Это полихромные композиции с разнообразными сюжетами, от архитектурных мотивов до сложных мифологических циклов, например фреска Одиссей в стране лестригонов из дома на Эсквилине в Риме; в подобных композициях видно великолепное знание художником натуры и умение ее передать.

В раннехристианский период (3–6 вв.) и в Средние века монументальная живопись была одним из ведущих видов искусства. В этот период фресками украшались стены и своды катакомб, а затем настенные росписи и мозаика стали главными видами монументальной декорации храмов как в Западной Римской империи (до 476), так и в Византии (4–15 вв.) и других странах Восточной Европы. В Средние века в Западной Европе храмы в основном украшались фресками или росписями по сухой штукатурке; в Италии также продолжала существовать мозаика. В росписях романского стиля (11–12 вв.) в отличие от классической и ренессансной живописи отсутствует интерес к пластической моделировке объема и передаче пространства; они плоскостны, условны и вовсе не стремятся точно воспроизводить окружающий мир.

Пластическая моделировка снова появляется в произведениях итальянских мастеров конца 13 – начала 14 в., особенно у Джотто. В Италии в эпоху Возрождения фреска получила необычайно широкое распространение. В своих произведениях художники этой эпохи стремились достичь максимального подобия реальности; их прежде всего интересовала передача объема и пространства.

Художники Высокого Возрождения также начинают экспериментировать с живописными техниками. Так, композиция Тайная вечеря Леонардо да Винчи в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане написана маслом по плохо подготовленной поверхности стены. Однако она сильно пострадала от времени и оказалась почти неразличимой под слоем позднейших обновлений. В 16–18 вв. в итальянской монументальной живописи нарастает стремление к пышности, декоративности и иллюзионизму.

В 19 в. настенные росписи часто применяли для украшения общественных зданий как в Европе, так и в Америке. В 20 в. монументальная живопись испытала новый подъем благодаря деятельности мексиканских художников Д.Риверы, Х.Ороско и Д.Сикейроса.

источник

Монументальная иконопись – живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.

Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.

Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных сооружений. Широко применялась в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в архитектуре Крито-Микенской цивилизации. Практически не дошедшая до нас (за исключением мозаики) древнегреческая монументальная живопись, в том числе роспись мраморной и хризоэлефантинной (слоновая кость с отделкой золотом) скульптуры, во многом определяла характер восприятия произведений классической и эллинистической пластики и зодчества. В Древнем Риме, в особенности после древнеримской архитектурной революции, была распространена исключительно широко, в том числе — в оформлении частных жилищ (четыре стиля древнеримской росписи). Мозаика и фреска, широко применявшиеся в храмовой архитектуре Византии, оказали определяющее влияние на развитие древнерусского монументального искусства. В искусстве европейского Средневековья особого внимания заслуживает беспрецедентное развитие витражной техники. Ведущими мастерами эпохи Возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.

Фреска – техника росписи по свежей штукатурке. Она любит большие плоскости, монументы, возвышенный ритм и вместе с тем обобщенный, упрощенный язык. Основной трудностью фресковой живописи является необходимость быстрой работы, уверенной руки и совершенно ясного представления обо всей композиции и каждой ее части: нужно успеть пока не засохнет штукатурка, то есть в тот же день. Поэтому работа идет по частям. Отсюда и простота образного языка фресок, и обобщенность ее композиции, и четкость контуров.

Техника фрески известна уже античности. Но, как свидетельствуют Помпейские и Римские образцы, античная и поздняя фрески отличались некоторыми приемами:

А). Ренессанс использовал всего два слоя извести, античность – много.

Б). Поверхность античной фрески была блестящей – она покрывалась горячим воском (так называемая энкаустика).

В конце 14в. появляется техника смешанной фрески, получившая название «Buon fresco», то есть «хорошая фреска». В этой технике работал Джотто и его школа. Техника заключается в том, что сначала наносился первый слой из песка, извести и воды, после высыхания этого слоя на нем намечали квадратную сеть и набрасывали углем основные элементы композиции. Преодолев византийскую иконописную традицию, Джотто стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. В его фресках есть светотень, это окончательно отделяет Джотто от византийской традиции. Около 1400 года техника фрески была окончательно усовершенствована: вместо квадратно сети теперь используют картон (большой подробный рисунок в натуральную величину), через который прокалывают контуры изображения.

1. «Фреска с тореадором», Крито-Микенское искусство, 1500г. до нэ, Кносский дворец, Крит.

Самая большая и динамичная из обнаруженных до сих пор минойских стенных росписей. Но перед нами не бой быков, как гласит название, а ритуальная игра, участники которой вольтижируют на спине животного. Двое из изображенных на фреске стройных атлетов — девушки: их, как и на Египетских фресках, отличает, главным образом, более светлый оттенок кожи. Вольтижировка на священном животном, быке, была своеобразным ритуалом того времени, и, скорее всего, на фреске изображен один и тот же человек в трех последовательных фазах одного и того же действия. Движения атле­тов, их плавная легкость и непринужденность, явно значили для художника больше, чем фактическая точность изображения или внутренний драматизм происходящего. Он идеализирует ритуал, подчеркивая его пластическую, игровую сторону.

2. Джотто. “Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот”, Капелла Дель Арена в Падуе, 1304/06

Изображение расположено в правом верхнем ярусе капеллы, посвященном жизни Иоакима, отца девы Марии. Джотто смел в своих изображениях, в них появляется эффект моментальной фотографии, сиюминутности зрительного события. Согласно легенде, пожилые супруги Анна и Иоаким, после того как ангел по отдельности возвестил каждому, что у них родится ребенок, поспешили навстречу друг другу. Анна в сопровождении нескольких женщин идет навстречу возвращающемуся с поля мужу, и они встречаются перед Золотыми воротами Иерусалима. Глубоко взволнованные, они горячо обнимают друг друга. На картине слияние их фигур подчеркивается и единством высокой превратной башни на заднем плане. Линию двух слившихся профилей как бы продолжает, подчеркивая, устремленная вверх вертикаль правого угла башни. Как через узкие бойницы в голых стенах башен нельзя увидеть жизнь города, так и по лицам главных персонажей сцены невозможно догадаться о том, что творится в душах счастливых супругов. Их чувства отражаются скорее на лицах женщин, стоящих под аркой городских ворот, и на исполненном любопытства лице мальчика-пастуха в левом углу картины.

Композиционное единство сцены подчеркивается внутренней напряженностью, суггестивной силой взглядов и жестов. Элементы архитектуры – широкая арка ворот и превратная башня – расчленяют персонажей на отдельные группы, но одновременно и объединяют их. Глубину переднего плана передает перекинутый через городской ров каменный мостик. Правдоподобие пространства за воротами достигается объемным рисунком террасы на двух столбах, одновременно подчеркивающей три женские фигуры под аркой.

3. Потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело, 1502/18, Ватикан.

*взято у Варюши, т.к. все равно лучше нее об этом никто не напишет ^_^*

Читайте также:  Как подготовить к зиме хвойники

В творчестве Микеланджело обозначилось крушение стиля Ренессанса и наметились ростки нового художественного миропонимания. Микельанджело Буонарроти (1475-1564). Его гений проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре. Он воспринимал мир пластически, во всех областях искусства он прежде всего скульптор. Тело человека кажется ему самым достойным предметом изображения. Но это человек особой, могучей, героической породы. Искусство Микеланджело посвящено прославлению человека-борца, его героической деятельности и страданиям. Его искусству свойственны гигантомания, титаническое начало. Самым грандиозным из его трудов стала роспись свода Сикстинской капеллы (1508-1512гг). Микеланджело совершил поистине титанический труд — в течение четырех лет он один расписал площадь около 600 кв. метров. Грандиозная роспись посвящена сценам священной истории, начиная от сотворения мира. Микеланджело написал на плафоне около 200 фигур и фигурных композиций. Роспись стала неистощимой энциклопедией разнообразных поз, ракурсов для будущих поколений скульпторов. Написанные Микеланджело могучие гиганты, старики, женщины, младенцы объемно пластичны как скульптурные изваяния. Сильное движение человеческого тела в сильных поворотах. Ни один палец или сустав не остается несогнутым и без движения. Всякая мысль о том, что картина есть плоскость, исчезает. Фигуры свободно движутся в пространстве. Фрески Микеланджело прорывают плоскость стены. Эта иллюзия пространства и движения стала огромным достижением европейского искусства. Открытие Микеланджело того, что декорация может выдвинуть вперед или заставить отступить назад стену и потолок, позднее использует декоративное искусство барокко.

В средние века традиции фрески забываются, но понемногу начинает вырабатываться новая техника. До 14в. особой популярностью пользовался прием «аль секко», роспись по сухой штукатурке. Но краски при использовании подобной техники не проникают вглубь штукатурки, а оттого держатся гораздо меньше.

4. Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, Санта-Мария-делле-Грацие, 1495/98

Фреска находится в трапезной монастыря, изображает сцену последнего ужина Христа с учениками. Для большей прочности изображения Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

Стремительное развитие христианской архитек­туры должно было неизбежно сказаться на ран­нехристианской живописи и привести к масштаб­ным переменам поистине революционного харак­тера. Внезапно возникла потребность покрывать огромные площади стен изображениями, достойными их монументального обрамления. Стало необходимо добиться соответствия внутреннего облика архитектурной среде. В ходе этого процесса возник новый замечательный вид изобразительного искусства — раннехристианская настенная мозаика, в значительной степени потеснившая существовавшие до того методы вы­полнения настенных росписей. Мозаика выполнена из имеющих кубическую форму кусочков окрашенного стекла(1м 3 ) — смальты, которая позволяет давать яркие и разнообразные цвета. Прозрачная яркость и строгая геометрическая упорядоченность изображения, выполненного смальтой, делала мозаику невероятно подходящей техникой для храмовой декорации. Это одновременно разноголосый, но потрясающе отработанный и стремящийся к единству хор, созвучие формы и ее внутренней выразительности. Мозаика отрицает, то, что поверхность сплошная и плоская, она и дематериализует и предельно визуализирует эту поверхность.

5. Система мозаек собора Святой Софии Киевской

· Зенит купола, Христос Пантократор.

· Своды купола, 4 архангела: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил.

· Барабан прорезан 12 окнами, между ними изображение 12 апостолов.

· Паруса, 4 апостола: Марк, Матфей, Лука, Иоанн

· Подпружные арки: 40 мучеников севастийских (по 10 на каждой арке)

· Западная поверхность восточных столпов: Благовещение (лево – Арх. Гавриил, право – Дева Мария)

· Конха апсиды, богоматерь Оранта, домохранительница или как ее называют «Нерушимая стена».

· Средний ярус апсиды: Евхаристия (причастие апостолов хлебом и вином)

· Нижний ярус: Святительский чин (12 фигур)

источник

Мы живем в современном мире, который подразумевает развитие информационных технологий, науки и техники. Но наряду с ориентацией на материальные ценности людей, и воздвижение новых футуристических зданий, существует и величественные архитектурные сооружения былых эпох, и важность их сохранения, как памяти об истории нашей цивилизации. Ранее мы рассмотрели такие виды искусств как лепной декор и сусальное золочение. Сегодня мы поговорим о не менее важном элементе реставрации – монументальная живопись.

Монументальная живопись является разновидностью монументального искусства. На сегодняшний день она неразрывно связана с архитектурой. Понятие монументальная происходит от латинского слова «монумент», что обозначает «хранящий память», «напоминающий». Монументальной живописью расписывают стены, полы, потолки, своды, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением. Сама же монументальность настенной живописи определяется связью с архитектурным обликом, образующим единую художественную концепцию. Она так же является и самой древней разновидностью живописи. Об этом говорят сохранившиеся практически на всех континентах росписи в пещерах и наскальные рисунки, которые были созданы первобытными людьми. Благодаря своей долговечности и стационарности образцы монументальной живописи сохранились практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи. Эти памятники несут в себе большую ценность, а иногда являются единственным источником информации об особенностях культур различных исторических эпох.

В древние времена живопись нельзя было представить вне стен, потолков и других сооружений. Так как художники и живописцы тогда еще были не знакомы с искусством рисования на холсте. Благодаря росписи они хотели донести до своих современников и соотечественников смысл мифологических сюжетов, героических событий, религиозных сказаний.

Эпоха Древнего Египта подарила нам первые памятники монументальной архитектуры. Ими являлись пирамиды и храмы, гробницы для фараонов, сохранившиеся до наших дней. Украшающая внутреннее пространство пирамид, монументальная живопись является важнейшим источником информации о культуре Древнего Египта, государственном и социальном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

К сожалению, образцы монументальной живописи Древней Греции практически все утрачены. Сохранились в основном лишь мозаики, позволяющие составить общее представление о монументальной живописи греков. Одним из самых ранних древнегреческих шедевров монументальной живописи является Кносский дворец. Его фрагменты были обнаружены археологами на острове Крит. Этот древний памятник искусства является свидетельством того, насколько был разнообразен кругозор древних греков.

В эпоху европейского средневековья монументальная живопись получила свое распространение в виде витражной техники. Также лучшими мастерами эпохи возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.

Большого развития монументальная живопись достигла в таких азиатских странах как: Китай, Индия, Япония. Мировоззрение и религия восточных стран отличались от европейских. Это нашло свое отражение и в монументальной живописи. Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами.

В наши дни монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. Как и раньше, современная монументальная живопись сохраняет традиции росписи стен вручную, при этом развиваются технологии, совершенствуются и осваиваются новые материалы. Еще одной тенденцией является освоение техник изготовления мозаик и витражей.
Если в прошлом мастера расписывали преимущественно храмы и дворцы, то современная монументальная живопись украшает музеи, выставочные комплексы, дворцы культуры, вокзалы, отели, частные особняки, апартаменты и другие здания и сооружения.
Это обусловлено тем, что сейчас монументальная живопись в основном является декоративным эффектом, создающим общую атмосферу в определенном архитектурном сооружении, в то время как раньше она использовалась для формирования исторического наследия.

Сюжеты росписи чаще подбираются из назначения помещения, отдавая предпочтение реалистичности, создающей объемный эффект в интерьере и позволяющей придать соответствующее настроение архитектурному комплексу изнутри.
Монументальная роспись может располагаться на стенах, потолках и сводах, плавно перетекая из одной плоскости в другую, образуя единый сюжет.
В зависимости от места положения зрителя, восприятие настоящей монументальной живописи может меняться. Но ее эффект обязательно должен сохраняться или даже усиливаться. В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.

В зависимости от способа получения изображения, в монументальной живописи может применяться 5 основных видов техник: фреска, живопись темперой, мозаика, витраж, а секко. Рассмотрим каждую технику более подробно.

Описание. Техника монументальной живописи, согласно которой, изображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке известь образует кальциевую пленку, которая защищает рисунок и делает фреску долговечной.

Техника. Живопись темпурой

Описание. Как и в технике, фреска, изображение наносится на сырую штукатурку. Но в данном случае используются краски из растительного пигмента, разведенные в яйце или масле.

Описание. Изображение компонуется и выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла), камня, керамических плиток и других материалов. Крепится преимущественно на плоской поверхности. Большой популярностью пользовалась в советское время: для
украшения станций метро, ДК

Техника. Витраж

Описание. Техника монументальной живописи, предназначенная для размещения на стеклах и окнах помещения. Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем. Раньше эта техника использовалась в убранстве средневековых готических соборов. В настоящее время пользуется популятностью в украшении интерьеров

Техника. А се́кко

Описание. Настенная живопись, выполняемая, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Краски для данной техники растирают на растительном клее, яйце. Главное преимущество перед фреской заключается в темпе, позволяющем расписывать за рабочий день большую площадь поверхности, чем при фреске. Но при этом данная техника не является столь долговечной.

Монументальная живопись прошла долгий путь становления, развиваясь и совершенствуясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. Это искусство будет жить до тех пор, пока в людях сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, в чем мы взаимодействуем в процессе нашей жизни. Монументальная живопись, несомненно, является очень важной исторической ценностью. Благодаря ее долговечности, разные поколения людей и народов многое могут узнать о жизнедеятельности своих предков, об истории исчезнувших цивилизаций, о религиозной культуре и многих других исторических фактах. Поэтому важно сохранять объекты этого искусства, постоянно их реставрировать. Компания «Меандр» располагает квалифицированными специалистами и художниками для реставрации монументальной живописи. Мы может выполнить работы любой сложности, включая живописные работы.

источник

Степень: Художник монументально-декоративного искусства (живопись). Художник монументально-декоративного искусства (скульптура). Художник-проектировщик интерьера

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература – профильный предмет, по выбору вуза
  • История – по выбору вуза
  • Творческий экзамен – по выбору вуза

Первые представители этой профессии появились еще в каменном веке, именно благодаря им до нас доходят изображения на скалах и камнях. Развитие цивилизационной модели сопровождалось одновременным совершенствованием и декоративного искусства. Усыпальницы и дворцы правителей были расписаны живописцами, в архитектурных сооружениях появлялись панорамные отображения действительности, мастера прошлого создавали шедевры, которые и сегодня остаются считаются великим наследием мировой культуры. По сегодняшний день эта творческая профессия остается одной из наиболее удивительных и привлекательных.

Художник – талантливый человек, создающий нечто новое или переосмысливающий и перевоплощающий старое. Основным качеством художника выступает умение создавать визуальные образы на полотне или других объектах.

Разумеется, будущему представителю данной профессии необходимо обладать талантом, однако, одного таланта недостаточно. Будущему специалисту потребуется обучиться целому ряду специальных дисциплин. Вступительными экзаменами при поступлении на обучение выступают следующие дисциплины:

  • литература (профильный);
  • русский язык;
  • история.

Приоритетным в процессе зачисления на обучение выступает творческий экзамен, включающий создание рисунка или композиции. Это испытание направлено на выявление наличия у вас творческих способностей, на развитие которых направлен курс обучения в вузе, и именно оно выступает основным в процессе решения о зачислении в вуз.

Читайте также:  Как подобрать автокресло для ребенка советы

Результаты профессиональной деятельности художника окружают нас на каждом шагу, делают нашу жизнь более красочной, яркой и интересной. В зависимости от выбранной сферы профессиональной деятельности в задачи художника может входить разработка инновационных концепций, идей в виде композиций, плакатов, макетов, графических схем. Создание новых композиций требует от будущего специалиста знаний живописного и чертежного дел, всесторонних знаний объекта дизайна, наличия творческого мышления и умения генерировать новые идеи, концепции в живописи, скульптуре, интерьере. Создание произведения живописи, скульптуры, новых идей интерьера представляет собой длительный, кропотливый процесс. Воплощение собственного художественного замысла требует от художника глубоких и детальных знаний определенной исторической эпохи, ее главных особенностей, которые будут реконструированы в интерьере, скульптуре или на полотне. Кроме того, требуется знание и понимание возможностей технического воплощения задуманного в материалах, знания и понимания особенностей каждого материала, возможностей его применения для создания того или иного произведения. На следующем этапе художнику требуется создать эскиз, и лишь после устранения возможных выявленных недостатков на эскизе можно приступать к созданию самого произведения.

Работа художника требует глубоких знаний исторического, теоретического материала, чертежного дела, свойств материалов, а также полной самоотдачи в творческой деятельности.

Вне зависимости от выбора свободного графика работы или трудоустройства в организацию, учреждению сферы культуры будущему художнику необходимо учиться. На сегодня обучением представителей этой творческой профессии занимаются следующие отечественные вузы:

  • Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ);
  • Московский архитектурный институт (МАРХИ);
  • Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова;
  • Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова;
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Срок обучения на очном отделении составляет 6 лет.

В процессе реализации профессиональной деятельности будущие художники сталкиваются с необходимостью воплощения совершенно различных замыслов в самых различных материалах: начиная от традиционных, известных человечеству на протяжении веков и заканчивая последними достижениями науки и техники. Творческий процесс требует знаний особенностей материалов, возможностей их сочетания, умения создавать эскизы, конструкции. Подобные знания будущий выпускник получает в процессе изучения ряда следующих специальных дисциплин:

  • история искусств;
  • методология анализа;
  • гармония;
  • основы редактирования;
  • теория современной композиции;
  • народное творчество;
  • монументально-декоративное искусство;
  • профессиональная и педагогическая подготовка;
  • специальный рисунок;
  • академический рисунок;
  • основы художественного производства;
  • история монументальной живописи;
  • композиция живописи;
  • история декоративной живописи;
  • методика преподавания и пр.

Область профессиональной деятельности будущего выпускника включает культурную, социальную среду общества, монументально-декоративную живопись, структуру в архитектурной сфере, сфере интерьера, художественные интерьеры, декоративное убранство помещений, архитектурных комплексов.

Для успешной реализации профессиональной деятельности художнику необходимо обладать рядом ключевых компетенций, включая следующие:

  1. Способностью работать с архитектурно-пространственной средой, создавать произведения в сфере монументально-декоративного искусства.
  2. Умения работать с различными материалами.
  3. Осуществлять аналитическую работу в процессе изучения искусствоведческой, научной литературы.
  4. Обладать навыками проектной работы.
  5. Уметь самостоятельно или в составе творческой группы осуществлять научный поиск посредством использования последних достижений в области методологии, новейших технических средств.
  6. Уметь анализировать произведения пластических, изобразительных искусств.
  7. В совершенстве владеть академическим рисунком, живописью, знаниями о материалах, техниках, применяемых в монументально-декоративном искусстве и т. д.

Будущие выпускники в зависимости от личных предпочтений могут выбрать трудоустройство в скульптурных мастерских, студиях, организациях, предоставляющих ритуальные услуги. В таком случае заработная плата будет колебаться в рамках 20 000-60 000 руб. Организации, занимающиеся предоставлением ритуальных услуг, достаточно часто привлекают художников для реализации довольно необычных, оригинальных проектов, предоставляя специалисту заказы и избавляя его от необходимости самостоятельного поиска работы. В таком случае будущий выпускник получает стабильную работу и оплату, установленный график работы.

Трудоустройство в качестве декоратора в студии, театре также дает стабильную оплату, размер которой определяется известностью театра, студии, а также уровнем задействования художника.

После завершения обучения можно попробовать себя и в частной практике. Говорить о стабильности в таком случае, кончено, не приходится, однако, появляется шанс стать выдающимся художником. Зарекомендовав свое имя, Вы можете рассчитывать, что результаты Вашего творчества будут востребованы ценителями искусства в нашей стране и за ее пределами, а процесс творчества не будет ограничиваться сроками и требованиями заказчика.

Обучение на специалитете, по сути, представляет собой лишь первый шаг в процессе освоения компетенций профессионального художника. Успешность и известность в данной сфере невозможна без высокого уровня сформированности научной компетенции, добиться чего можно в процессе написания магистерской диссертации.

Невозможно стать именитым художником и без изучения зарубежного искусства, соответственно, Вам придется выезжать за пределы нашей страны. Диплом магистранта позволит Вам осуществлять профессиональную деятельность в других странах, не прибегая к процедурам переаттестации. Кроме того, магистратура позволит Вам попробовать себя в педагогической деятельности, продолжить обучение под руководством выдающихся представителей искусства, продолжить разработку собственной индивидуальной техники, стиля, способного принести Вам известность впоследствии. При необходимости обучение может быть продолжено в аспирантуре, докторантуре.

источник

Степень: Художник монументально-декоративного искусства (живопись). Художник монументально-декоративного искусства (скульптура). Художник-проектировщик интерьера

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература – профильный предмет, по выбору вуза
  • История – по выбору вуза
  • Творческий экзамен – по выбору вуза

Первые представители этой профессии появились еще в каменном веке, именно благодаря им до нас доходят изображения на скалах и камнях. Развитие цивилизационной модели сопровождалось одновременным совершенствованием и декоративного искусства. Усыпальницы и дворцы правителей были расписаны живописцами, в архитектурных сооружениях появлялись панорамные отображения действительности, мастера прошлого создавали шедевры, которые и сегодня остаются считаются великим наследием мировой культуры. По сегодняшний день эта творческая профессия остается одной из наиболее удивительных и привлекательных.

Художник – талантливый человек, создающий нечто новое или переосмысливающий и перевоплощающий старое. Основным качеством художника выступает умение создавать визуальные образы на полотне или других объектах.

Разумеется, будущему представителю данной профессии необходимо обладать талантом, однако, одного таланта недостаточно. Будущему специалисту потребуется обучиться целому ряду специальных дисциплин. Вступительными экзаменами при поступлении на обучение выступают следующие дисциплины:

  • литература (профильный);
  • русский язык;
  • история.

Приоритетным в процессе зачисления на обучение выступает творческий экзамен, включающий создание рисунка или композиции. Это испытание направлено на выявление наличия у вас творческих способностей, на развитие которых направлен курс обучения в вузе, и именно оно выступает основным в процессе решения о зачислении в вуз.

Результаты профессиональной деятельности художника окружают нас на каждом шагу, делают нашу жизнь более красочной, яркой и интересной. В зависимости от выбранной сферы профессиональной деятельности в задачи художника может входить разработка инновационных концепций, идей в виде композиций, плакатов, макетов, графических схем. Создание новых композиций требует от будущего специалиста знаний живописного и чертежного дел, всесторонних знаний объекта дизайна, наличия творческого мышления и умения генерировать новые идеи, концепции в живописи, скульптуре, интерьере. Создание произведения живописи, скульптуры, новых идей интерьера представляет собой длительный, кропотливый процесс. Воплощение собственного художественного замысла требует от художника глубоких и детальных знаний определенной исторической эпохи, ее главных особенностей, которые будут реконструированы в интерьере, скульптуре или на полотне. Кроме того, требуется знание и понимание возможностей технического воплощения задуманного в материалах, знания и понимания особенностей каждого материала, возможностей его применения для создания того или иного произведения. На следующем этапе художнику требуется создать эскиз, и лишь после устранения возможных выявленных недостатков на эскизе можно приступать к созданию самого произведения.

Работа художника требует глубоких знаний исторического, теоретического материала, чертежного дела, свойств материалов, а также полной самоотдачи в творческой деятельности.

Вне зависимости от выбора свободного графика работы или трудоустройства в организацию, учреждению сферы культуры будущему художнику необходимо учиться. На сегодня обучением представителей этой творческой профессии занимаются следующие отечественные вузы:

  • Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ);
  • Московский архитектурный институт (МАРХИ);
  • Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова;
  • Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова;
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Срок обучения на очном отделении составляет 6 лет.

В процессе реализации профессиональной деятельности будущие художники сталкиваются с необходимостью воплощения совершенно различных замыслов в самых различных материалах: начиная от традиционных, известных человечеству на протяжении веков и заканчивая последними достижениями науки и техники. Творческий процесс требует знаний особенностей материалов, возможностей их сочетания, умения создавать эскизы, конструкции. Подобные знания будущий выпускник получает в процессе изучения ряда следующих специальных дисциплин:

  • история искусств;
  • методология анализа;
  • гармония;
  • основы редактирования;
  • теория современной композиции;
  • народное творчество;
  • монументально-декоративное искусство;
  • профессиональная и педагогическая подготовка;
  • специальный рисунок;
  • академический рисунок;
  • основы художественного производства;
  • история монументальной живописи;
  • композиция живописи;
  • история декоративной живописи;
  • методика преподавания и пр.

Область профессиональной деятельности будущего выпускника включает культурную, социальную среду общества, монументально-декоративную живопись, структуру в архитектурной сфере, сфере интерьера, художественные интерьеры, декоративное убранство помещений, архитектурных комплексов.

Для успешной реализации профессиональной деятельности художнику необходимо обладать рядом ключевых компетенций, включая следующие:

  1. Способностью работать с архитектурно-пространственной средой, создавать произведения в сфере монументально-декоративного искусства.
  2. Умения работать с различными материалами.
  3. Осуществлять аналитическую работу в процессе изучения искусствоведческой, научной литературы.
  4. Обладать навыками проектной работы.
  5. Уметь самостоятельно или в составе творческой группы осуществлять научный поиск посредством использования последних достижений в области методологии, новейших технических средств.
  6. Уметь анализировать произведения пластических, изобразительных искусств.
  7. В совершенстве владеть академическим рисунком, живописью, знаниями о материалах, техниках, применяемых в монументально-декоративном искусстве и т. д.

Будущие выпускники в зависимости от личных предпочтений могут выбрать трудоустройство в скульптурных мастерских, студиях, организациях, предоставляющих ритуальные услуги. В таком случае заработная плата будет колебаться в рамках 20 000-60 000 руб. Организации, занимающиеся предоставлением ритуальных услуг, достаточно часто привлекают художников для реализации довольно необычных, оригинальных проектов, предоставляя специалисту заказы и избавляя его от необходимости самостоятельного поиска работы. В таком случае будущий выпускник получает стабильную работу и оплату, установленный график работы.

Трудоустройство в качестве декоратора в студии, театре также дает стабильную оплату, размер которой определяется известностью театра, студии, а также уровнем задействования художника.

После завершения обучения можно попробовать себя и в частной практике. Говорить о стабильности в таком случае, кончено, не приходится, однако, появляется шанс стать выдающимся художником. Зарекомендовав свое имя, Вы можете рассчитывать, что результаты Вашего творчества будут востребованы ценителями искусства в нашей стране и за ее пределами, а процесс творчества не будет ограничиваться сроками и требованиями заказчика.

Обучение на специалитете, по сути, представляет собой лишь первый шаг в процессе освоения компетенций профессионального художника. Успешность и известность в данной сфере невозможна без высокого уровня сформированности научной компетенции, добиться чего можно в процессе написания магистерской диссертации.

Невозможно стать именитым художником и без изучения зарубежного искусства, соответственно, Вам придется выезжать за пределы нашей страны. Диплом магистранта позволит Вам осуществлять профессиональную деятельность в других странах, не прибегая к процедурам переаттестации. Кроме того, магистратура позволит Вам попробовать себя в педагогической деятельности, продолжить обучение под руководством выдающихся представителей искусства, продолжить разработку собственной индивидуальной техники, стиля, способного принести Вам известность впоследствии. При необходимости обучение может быть продолжено в аспирантуре, докторантуре.

источник

Adblock
detector