Меню

Что писать в комментарии к проблеме в сочинении егэ

Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Различают два типа комментария.

В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!

Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.

Фактуальная информация — это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.
Выявление подтекстовой информации — авторского глубинного смысла высказывания — требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Введение цитат в текст сочинения

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Прямая речь — это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки.

При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты по-мещается на той же строке: В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге — куст встаёт, особенно — рябина. ».

Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста — достаточно сохранить общее со-держание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.

При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т. п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С. Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием! Помните, что каждая цитата должна быть уместной, т. е. служить иллюстрацией какой-либо вашей мысли.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Рассмотрим фрагменты из ученических сочинений, написанных по тексту Ю. Лотмана, с ошибками при комментировании проблемы.

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )

1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.

Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.

Часть 1 – основные сведения.
Часть 2 – выявление и формулирование проблемы.
Часть 4 – позиция автора.
Часть 5 – аргументация собственного мнения по проблеме.

источник

Копылова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №209
Центрального района Санкт-Петербурга
«Павловская гимназия»

Что такое «комментарий к проблеме»?

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Объем комментария небольшой: трех – четырех развернутых фраз будет достаточно.

Самое сложное – комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

· Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

· Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

· Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

· С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).

· Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

· Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

Требования к комментарию:

1. Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст.

2. Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.

3. Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией.

4. В комментарии должно быть 2 (два) примера из предложенного текста.

Чего нельзя делать при написании комментария?

1. Нельзякомментировать проблему без опоры на прочитанный текст.

2. Нельзяпересказывать прочитанный текст.

3. Нельзяцитировать большие фрагменты из прочитанного текста.

На каком материале автор может раскрывать проблему текста?

1. Собственный жизненный опыт, наблюдения

3. Афоризмы, пословицы, поговорки

4. Мнение авторитетной личности

6. Литературные источники и т.п.

Комментарий выстраивается по определённой схеме:

Композиция комментария

Примеры типовых конструкций (клише)

Читайте также:  Кисточки для рисования какие бывают

1. Зачин

Раскрывая проблему, автор. Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни … Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) … Проблема раскрывается автором на примере… и т.п.

2. Развитие

В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит. Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п.

3. Вывод (концовка)

В заключение автор приходит к выводу. В заключение автор делает вывод о том, что.

Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме

Вариант 1 (по тексту публицистического стиля)

Образец рассуждения

1.На каких примерах автор раскрывает проблему?

Раскрывая проблему дружбы, автор размышляет над отношениями между людьми в современном обществе.

2.Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?

Иван Ильин обращает внимание на то, что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения.

3. Какие высказывания автора заслуживают особого внимания?

Автор с горькой иронией пишет о«дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими.

4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?)

Так Иван Ильин убеждает нас в том, чтотолько истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека.

Вариант 2 (по тексту художественного стиля)

Образец рассуждения

1.На каком примере автор раскрывает проблему?

Писатель раскрывает проблему на примеревзаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь.

2.Каково отношение автора к поступку героя?

С.Турсун выражает сожалениепо поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь.

3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом?

Через внутренний монолог автор передаёт целую бурю чувств, которые вызвал поступок сына в душе отца: боль, обиду, разочарование.

4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?

«Учись, сынок. Хорошее это дело – учиться», – в эти слова старика писатель вложил глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе.

5.В чём убеждает автор читателей?

Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнитькаждому из нас о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь.

Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).

Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.

Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:

1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?

2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?

3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?

4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?

5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?

6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?

2. При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нaйди oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:

1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)

2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?

3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Текстовый комментарий (художественный текст)

Текстовый комментарий (публицистический текст)

Концептуальный комментарий (публицистический текст)

Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …

Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) …

Не случайно писатель изображает (кого, что)…

Поступок героя свидетельствует о том, что …

Слова (мысли) героя показывают, что …

Автор осуждает (одобряет) поступок героя …

Автор восхищается (чем, кем)…

Автор сочувствует своему герою …

Симпатии автора на стороне …

Так автор пытается достучаться до наших сердец…

Автор вложил глубокий смысл в слова …

Проблема раскрывается автором на примере…

В качестве примера автор рассматривает …

Автор заставляет читателя задуматься над …

Автор текста обращает внимание на…

Автор вспоминает случай, когда …

В размышлениях автора звучит мысль о том, что …

Автора заинтересовала мысль о том, что …

Автор убеждён в том, что …

Автор разделяет мнение (кого)…

Автор упоминает о том, что …

Автор предупреждает читателей о том, что…

Автор не на шутку встревожен (чем)…

Особое удивление автора вызвано тем, что …

Автор искренне восхищён (огорчён) (чем) …

Автор приводит нас к выводу о том, что…

Не случайно автор завершает текст …

По мнению автора, …

Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.

Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю.

Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

Как и большинство из нас, автор считает, что …

Вопреки мнению большинства автор считает, что …

Автор полемизирует (с кем)…

Автор подробно рассматривает …

Автор обращает наше внимание на …

Автор убеждает нас в том, что…

Автор (что делает?)

отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?) , проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п.

Введение цитат в текст сочинения.

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Используемые материалы:

Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Легион, 2012

источник

Вступление, позиция автора и собственная позиция редко вызывают вопросы. Но почти ни у кого не получается правильно написать комментарий к проблеме исходного текста с первого раза. Ученики, хорошо усваивающие теоретический материал, тоже испытывают сложности. Всему виной проблемы с пониманием сути комментария. На данную часть сочинения стоит выделить как можно больше времени, так как ее “вес” достаточно велик – три первичных балла.

Комментарий – это рассуждение с пояснениями по поводу одной из проблем исходного текста.

Комментарий пишется именно по той проблеме, которую выбрали вы. В текстах ЕГЭ можно выделить от двух проблем. Обычно их гораздо больше. Комментарий неодинаков для каждой их них, хотя пишется по одному и тому же тексту. Способ формулировки проблемы не влияет на комментарий.

Баллы за комментарий к проблеме исходного текста ставятся в соответствии с критериями оценивания сочинения.

1. Комментарий должен быть написан по исходному тексту (из КИМа).

2. При комментировании ученик должен указать не менее двух примеров, важных для понимания проблемы. Примеры берутся из исходного текста.

3. Комментарий не должен содержать фактических ошибок: экзаменуемый должен правильно интерпретировать содержание текста.

При правильном выполнении выполнении всех пунктов можно получить три первичных балла.

Но! Если ученик изначально неправильно выделил проблему, комментарий оценивается нулем баллов.

Следует добиться полного понимания текста. Нужно прочитать его еще несколько раз, подчеркивая важные факты, высказывания, события, поступки. Именно они и будут примерами из исходного текста.

Задача ученика – оценить, проанализировать, прокомментировать содержание исходного текста. Не важно, художественный он или публицистический. Нельзя пересказывать, можно цитировать небольшие отрывки. Нужно обобщать и делать выводы.

Задайте себе несколько вопросов:

1. Что пытался сказать автор, написав данный текст?

2. Как я понял, что он придерживается именно этой точки зрения?

Читайте также:  Как укоренить ветку оливы

3. О каких фактах, событиях, историях упомянул автор? Зачем он это сделал? Почему это важно?

Комментарий – это ответы на данные вопросы. При написании комментария нужно следовать за мыслью автора. Лучше упоминать о событиях в хронологическом порядке, объясняя, зачем автор ввел в текст каждое из них.

Вспомогательные фразы для написания комментария и других частей сочинения приведены на странице с шаблоном. Они нужны в силу ряда причин. Во-первых, чтобы не переходить на пересказ. Во-вторых, чтобы помогать эксперту проверять сочинение. В-третьих, чтобы сохранять логичность формулировок, разбавляя предложения словами-связками. Ниже приведем список некоторых фраз.

Автор рассказывает о ситуации . , чтобы донести до читателя следующую мысль: .

Автор восхищается . , потому что .

. , автору текста, важно показать . , так как .

Автор объясняет, почему . , приводя в качестве аргумента .

При помощи данного примера автор пытается показать .

Нам важно выделить, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМИ СПОСОБАМИ автор показал читателю.

В критериях оценивания сочинения ничего не сказано по поводу минимального и максимального объема комментария. Это значит, что следует исходить из здравого смысла. Учителя сходятся во мнении, что хороший комментарий должен состоять из 6-9 предложений. Не стоит писать слишком мало. Но не следует писать и слишком много – помните о временных ограничениях.

Вы можете ознакомиться с примерами, нажав на заголовок. Найти комментарий не составит труда. Комментарий – это второй абзац сочинения, идущий сразу после вступления. После него принято писать авторскую и собственную позиции.

Пишите как можно больше. Чем раньше вы начнете подготовку, тем больше шансов научиться писать комментарий на максимальный балл. Вы можете писать сочинения наполовину (заканчивая на комментарии) в целях экономии времени. Показывайте свои работы учителю или репетитору – своевременное исправление ошибок поможет избежать проблем в будущем. В качестве практики можно прописывать комментарий не для одной, а для всех проблем исходного текста.

источник

За комментарий в сочинении ЕГЭ 2019 года можно получить 5 баллов. Теперь это наиболее весомая часть сочинения.


“. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. “

Комментарий – это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте.

В сочинении ЕГЭ-2019 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

В качестве комментария можно использовать:

1)Пример-иллюстрация из текста
2)Пояснение примера
3)Смысловая связь между примерами.
4)Пример-иллюстрация из текста
5)Пояснение

1) Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.

2) Если текст публицистический , важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией).В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо текстом, в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения.

3) В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.

1) 2 примера-иллюстрации , важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.

3) Пояснение к примерам-иллюстрациям . Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

4) Цитирование : НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование». Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно слов, словосочетаний.

3) Соответствие заявленной проблеме. Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.

4) Фактическая точность . Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.

Таким образом, написание комментария – это ваша попытка одновременно понять, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т.д., и доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте.

источник

Комментарий к проблеме представляет собою ее объяснение и рассуждение о ней с опорой на изложенный материал. Именно по комментарию можно увидеть, как глубоко понимается основная идея произведения, и насколько комментатор увидел ее аспекты и уловил направление развития мыслей автора.

Комментирование считается не простой задачей потому, что для него не стоит пересказывать и цитировать автора. Следует тремя-четырьмя развернутыми фразами изложить свои размышления над вопросами, поднятыми в тексте.

При написании, важно понимать, как автор пришел к тому или иному выводу. Чтобы работа получилась удачной, не стоит употреблять много сложных слов и цитат. Достаточно поднять всего несколько вопросов.

  • Первый – это необходимость определить, какая целевая аудитория у текста, и чем он интересен именно этому кругу.
  • Затем нужно определиться какое впечатление производит изложенный материал, и на каких деталях автор выставил акценты.
  • Так же стоит понять, каким образом автор предлагает решить поднятую проблему.
  • После нужно определить настроение, найти фразы, которые его передают.
  • А в завершении рекомендуют установить, к каким выводам писатель ведет аудиторию.

Требования к комментариям выгладят таким образом:

  1. Материал следует излагать с опорой на перечитанный текст.
  2. В тексте должно быть отражено движение мысли автора.
  3. Материал должен быть связан с авторской позицией.
  4. В своем рассуждении следует выставить несколько примеров из исходника.

При изложении мыслей не стоит анализировать поднятую тему без опоры на авторский текст. Также нельзя просто пересказывать прочитанное. И многие забывают придерживаться такой простой рекомендации, как использовать только небольшие цитаты.

Примеры клише для написания комментария

Выстраивать любое рассуждение следует по конкретной схеме:

Авторам рекомендуют использовать для работы собственные наблюдения и опыт. Неплохо опереться на исторические факты или статистические данные. Так же для работы рекомендуют пользоваться литературными источниками, афоризмами, поговорками и пословицами.

Если рассмотреть это на конкретных примерах (клише), то цепочка приблизительных вопросов будет выглядеть так:

  1. Какие примеры автор применяет для раскрытия проблемы? (Изучая вопрос дружбы, писателем освещаются отношения людей в современном обществе).
  2. При помощи каких фактов или событий освещается проблема? (Автор концентрирует внимание на том факте, что в современном мире настоящую дружбу часто заменяют короткие, не несущие духовности отношения).
  3. Какие мысли писателя стоят того, чтобы на них обратили особое внимание? (Он с горькой иронией описывает так званую дружбу игроков в преферанс, дружбу «сплетников», дружбу собутыльников. При этом он сравнивает людей с деревянными шарами, которые после столкновения опять остаются в одиночестве).
  1. Текстуальный. Под этим понятием подразумевают анализ проблемы в пределах самого текста.
  2. Концептуальный. В этом случае проблему рассматривают в глобальном смысле. То есть, проблема рассматривается в рамках традиций современности, восприятия читателем и т.п. Понятно, что такой комментарий писать сложнее. Если в первом случае все вопросы выстраиваются относительно текста, то во втором ответы придется искать в глобальных рамках. Пример: насколько поднятая тема актуальна для общества?

Прочитанный текст нужно не просто прокомментировать. Перед этим следует правильно выявить и понять проблему. Это будет сделать проще, если запомнить несколько простых рекомендаций:

  • сначала делают анализ отношений между героями, и их действия;
  • далее выясняют, какие качества героев проявляются в той или иной ситуации;
  • в какую категорию можно зачислить установленные качества (долг, честь, малодушие и т.д.).
Читайте также:  Как хранить семена цветов

Как правило, при написании комментария допускают такие ошибки:

  1. Он написан без опоры на текст.
  2. Вместо комментария написан пересказ или просто использованы цитаты.
  3. Он не относиться к рассматриваемой проблеме.

Следует запомнить, что комментарий должен быть связан с контекстом, и все формулировки нужно опирать на авторскую позицию.

Так же в комментариях употребляют небольшие цитаты. Но, они должны вписываться в текст органично, а не только применяться для увеличения объема написанного. Эти неуклюжие манипуляции становятся заметными сразу. Так как из-за них нарушается логичность. Правильно подобрать цитату – это еще не все. Ее следует верно оформить. Иначе при неправильном оформлении цитата станет орфографической ошибкой.

  • Можно выписать в черновик основные моменты: фразы, клише или слова, которые передают суть проблемы.
  • Так же можно выписать выбранные абзацы и тезисы. При этом не стоит экономить время на проверке правильности написанного. Значительно упростит работу нумерация предложений, на которые ссылаются далее.
  • Следует следить за содержанием, чтобы не потерять ход мысли. И записывать все в чистовик можно только после окончательной тщательной проверки.

Если подвести краткий итог, то умение писать комментарий к проблеме, не является очень сложной задачей. Нужно не забывать, что используемые цитаты должны органично вплетаться в текст комментария. Цитирование ради увеличения объема сочинения может только нарушить ход развития мысли.

Важно не только отыскать хорошие цитаты, но и уметь правильно их оформить. Неумение ввести тему исходного материала в комментарий становиться причиной появления многих ошибок. Эти знания помогут не только писать отзывы и комментарии, но и сочинения по литературе ЕГЭ по русскому.

По комментированию делают вывод, как глубоко проработано произведение, и насколько ясна авторская мысль. Хороший комментарий не должен быть длинной дискуссией, он излагается в 3-х или 4-х фразах, в том числе клише. Комментирование проблемы не станет проблемной задачей, если вы внимательно прочитали и запомнили все рекомендации.

источник

Столичный учебный центр
г. Москва

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как писать комментарий в сочинении? ЕГЭ-2019 Задание 27

Повторим пройденное! Что такое проблема текста? Какие бывают виды проблем? Какие есть два способа формулировки проблемы? Каков алгоритм для определения проблемы?

Комментарий к проблеме – это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие: в чём состоит данная проблема? между какими явлениями наблюдается противоречие или конфликт? в чём именно они (т.е. эти противоречия) заключаются? что об этой проблеме говорит автор текста? к каким примерам, иллюстрирующим данную проблему он обращается? насколько данная проблема актуальна, значима?

Таким образом, Комментарий – это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. В сочинении ЕГЭ-2019 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

В качестве комментария можно использовать: а) примеры, которые приводят авторы в своих текстах; б) размышления автора, связанные с проблемой; в) цитаты; г) описания; д) истории из жизни; е) точки зрения, которые приводит автор. ж) средства выразительности, тропы з) слова, выражения, важные для понимания проблемы.

Построение комментария: 1)Пример-иллюстрация из текста № 1 2)Пояснение примера 3)Смысловая связь между примерами. 4)Пример-иллюстрация из текста № 2 5)Пояснение

Как писать комментарий: Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст. Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией). В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо текстом), в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения.

В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме, и станет вашим комментарием.

Требования к комментарию: 1) 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами. 2) Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.

3) Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

4) Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование» ( как это?) Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно слов, словосочетаний.

5) Соответствие заявленной проблеме. Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее. 6) Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов

Таким образом, написание комментария – это ваша попытка одновременно понять, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т.д., и доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте.

Как оценивается комментарий? Примеры Пояснения Смысловая связь 5 баллов 2 шт. 2 шт. + 4балла 4балла 2шт. 2шт. 1 шт. 2 шт. + – 3балла 3балла 2 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. – – 2балла 2 шт. – – 1балла 1 шт. – –

0 баллов можно получить: -если комментарий не написан вообще -если комментарий написан БЕЗ ОПОРЫ на текст -если в комментарии присутствуют фактические ошибки (1 и более)

Клише для комментария: Автор раскрывает проблему на примере Автор раскрывает проблему, описывая…. Проблема раскрывается автором на примере (чего?) Автор цитирует (кого?) Автор рассказывает (о чём?) Автор утверждает (что?) Автор делает акцент на том, что Автор размышляет (о чём?) Автор рассматривает проблему на примере Автор подчеркивает (что?) Автор отмечает важность (чего?) Автор изображает (что?) Автор обращает внимание на (что?) Автор анализирует (что?) Автор считает (что?) Автор сопоставляет (что?)

Работа с раздаточным материалом и таблицей оценивания комментария

Столичный учебный центр
г. Москва

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте “Инфоурок”.

Пройдя курс Вы получите:
– Удостоверение о повышении квалификации;
– Подробный план уроков (150 стр.);
– Задачник для обучающихся (83 стр.);
– Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
– БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
– Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте “Инфоурок”!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Adblock
detector