Меню

Что означает понятие человек биосоциальное существо

С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошел длительный путь развития. За такой длительный период произошли огромные изменения в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Существует множество теорий появления человека на Земле. Наиболее распространенными из них являются: божественная, космическая и эволюционная теории.

Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом.

Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров.

Эволюционная теорияотмечает, что человек возник в результате естественной эволюции жизни на Земле.

Наука утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 3 миллионов лет тому назад в Африке. Первобытный человек сильно отличался от современных людей. Он не умел говорить, его внешний вид напоминал обезьяну, объем его мозга был значительно меньше, чем у человека нашего времени. Но при этом, древнейшие люди жили и трудились сообща и отличались от животных умением изготовлять и использовать орудия труда. По мнению ученых, именно труд способствовал выделению человека из мира животных. Формирование человека шло следующими путями:

3) совершенствование мозга;

4) формирование трудовых навыков.

Такой человек («homo sapiens» – «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. Человек является частью природы. Он, с одной стороны, материальный организм, обладает врожденными инстинктами и жизненными потребностями. Но в отличие от животных, человек обладает речью, сознанием, самосознанием и абстрактным (логическим) мышлением.

Человек – биосоциальное существо. Биологическое в человеке – это то, что дано ему от природы (возраст, пол, вес, внешность, инстинкты, темперамент и т.д.). Он рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке – это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе (речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д.). Главное отличие – это сознание. Сознание это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.

1) человек производит свою собственную окружающую среду (жилище, орудия труд, предметы быта);

2) человек действует не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;

3) человек относится осмысленно, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.

Человек выходит за пределы своей биологической природы, он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию. Таким образом, человек – не только природное, но и общественное существо. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества. Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции. Все вместе эти качества – как прирожденные, так и приобретенные в обществе — характеризуют биологическую и социальную природу человека.

источник

УРОК 1-2. ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ.

· Человек – биосоциальное существо;

ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы.

Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества. Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.

Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;

е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;

з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений.

Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8456 – | 7299 – или читать все.

176.59.100.63 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Читайте также:  Как укрыть клубнику на зиму на высоких грядках

На ЕГЭ есть задания, в которых необходимо определить, что свойственно только человеку, что только животному, а что и человеку, и животному. Поэтому давайте разграничим все эти особенности.

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо, обладает и природными особенностями , которые сближают его с миром животных, и социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

источник

Проблема человека – центральная проблема обществознания.

Существуют разные концепции происхождения человека. Наиболее ранняя – теологическая (религиозная), которая наделяет человека душой – проявлением божественного, что и делает человека человеком. Естественнонаучная концепция, выдвинутая Ч. Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор», выдвигает гипотезу о происхождении человека от животных в процессе эволюции. Эту теорию развивает Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека».

Исследования Луи Пастера, который доказал невозможность самозарождения жизни, повлекли новые поиски. В результате появилась теория палеовизита, т.е. внеземного происхождения жизни.

На данный момент основной является естественнонаучная концепция, на основе которой родилась концепция биосоциальной природы человека.

Человек по своей природе – биосоциальное существо, так как одновременно является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии, геноме, являющемся носителем наследственной информации. Биологическое влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни человека и сказывается также на развитии его некоторых способностей – формах реакции на внешний мир.

Под социальнымв человеке понимают такие свойства, как сознание и разум, способность практически действовать, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.

В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человеке сложились две крайние позиции: биологизаторская и социологизаторская.

Общей чертой биологизаторских концепций является истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Их представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Социологизаторские концепции абсолютизируют значение общественных отношений. Представители данного направления считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество. Такое понимание человека было широко распространено среди сторонников марксизма.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избегать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Они считают, что родившейся ребенок представляет собой биологическую живую систему, еще не обладающую мышлением и речью. Его физиологическая организация лишь располагает потенциальными возможностями при определенных социальных условиях реализовать способность к мышлению и речи. Однако подчеркивается, что такие качества, как способность мыслить и практически действовать, имеют социальное происхождение.

Для исследования человеческой сущности в философии существует многообразие понятий, важнейшими из которых являются человек, индивид, индивидуальность, личность. Эти понятия характеризуют отдельного человека с различных сторон.

Понятие человек отражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные свойства человека.

Понятие индивидуальность характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (темперамент, способности)

Способности – психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способности бывают общие (интеллектуальные) и специальные.

Уровни способностей:

Задатки –врожденные физиологические особенности (например, сильнее среднего развит зрительный анализатор мозга)

Одаренность – интегральный уровень развития специальных способностей (художественная одаренность)

Талант – это совокупность способностей, развивающаяся в результате деятельности, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности.

Гениальность– высшая степень развития способностей, возможность создание качественно нового творения.

В понятие личность вкладывается еще более узкий смысл. Личность – это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие «личность» отражает все социально значимое в человеке.

Внутренняя структура личности:

1. Темперамент. Определяется генетически. Выделяют четыре типа темперамента: флегматик (психологическая устойчивость, уравновешенность и настойчивость в достижении цели); холерик (неуравновешенный, поверхностный человек); сангвиник (впечатлительный, быстрый, упорный, но только, когда ему интересно); меланхолик (впечатлительный, постоянно анализирует и критикует себя).

2. Характер. В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Читайте также:  Что такое колонтитулы в редакторе word

Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Любая черта характера – есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства.

Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Путь к формированию черт характера лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям:

Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.

Характер человека проявляется в системе отношений:

– в отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т.д.);

– в отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т.д.);

– в отношении к себе (скромность – самовлюбленность, самокритичность – самоуверенность и т.д.);

– в отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость – расточительность. аккуратность – неряшливость и т.д.).

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Классификация характеров

К. Юнг предложил классифицировать характеры таким образом:

Экстраверт. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Интроверт.Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу,

Ярко выраженные интроверты и экстраверты встречаются редко. Чаще люди являются диавертами, т.е. включают в себя черты и первых, и вторых.

3. Социальные установки, т.е. отношение к миру и к себе в этом мире.

Внешняя структура личности включает в себя:

  1. социальный статус – место человека в общественных отношениях.
  2. социальная роль – образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  3. направленность личности (потребности и интересы)

Личностью человек становиться в процессе социализации,т.е. усвоении, восприятии норм поведения, ценностей и установок. Процесс социализации начинается с рождением человека и продолжается до смерти, проходя через начальный этап, где главным агентом социализации выступает семья и ближайшее окружение; средний этап проходит, в основном, в школе; и завершающий этап – это социализация взрослого человека (агенты – трудовой коллектив, политическая партия, общество и т.д.).

В современном обществе сложились институты социализации: образование, СМИ, государственная политика и т.д.

Люди, оставшиеся за пределами социализации, лишенные с рождения человеческого окружения называются феральными. Они не способны войти в круг нормального человеческого общения, не обладают речью, лишены эмоций. Всего в мире официально было зарегистрировано чуть больше сотни феральных людей, воспитанных животными (чаще всего волками) или искусственно изолированных от людей. Все они не смогли адаптироваться среди людей.

1. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие жеинстинктычеловека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти».

В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

Дайте определения понятиям, выделенным жирным шрифтом.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1325 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

  • Философия бытия и его формы
  • Категория бытия в онтологии
  • Сущность и формы бытия
  • Философия природы

«Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как “искусственно” созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как “естественное право”, “естественное равенство”, “естественная мораль”.

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского “объяснения” сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

источник

Adblock
detector