Меню

Что означает единое централизованное государство

Централизованное государство — это единая держава, в которой все управленческие и контрольные функции государства сосредоточены в условном «политическом центре». Сильная централизованная власть, объединяет ранее разделенные территории, устанавливает обязательное для всех законодательство, создает единый беспошлинный рынок и устраивает общую столицу.

В период формирования большинства централизованных государств, прослеживается тенденция к установлению неограниченной монархической власти, приобретающей форму абсолютизма. Например, в России конце XV века Великий князь Иван III начал активный процесс сосредоточения абсолютной власти в своих руках. В его время, главным городом России – столицей стала Москва. В столице пребывал сам глава централизованного государства, в ней был собран высший слой законодательной власти и аппарата управления. Здесь же располагались идеологический, культурный и духовный очаги централизованного государства. Российский процесс централизации растянулся больше чем на два столетия и завершился установлением Петром I абсолютизма в начале XVIII века.

Образование централизованных государств обусловлено несколькими обязательными факторами:

Стремление широких народных масс к национальному единству.

Государство (монарх) берет на себя функцию отстаивания интересов всего народа (нации, как политической общности), а не отдельных элитарных групп.

Сплочение нации происходит благодаря усилению власти центра, в противовес ослаблению региональных, этнических и элитарных групп – противников централизации.

Стремлением к упрочению позиций государства на международной арене (внешнеполитический фактор).

Все территориально-административные единицы централизованного государства объединены вокруг сильного центра. Он обеспечивает им реально действующие общее законодательство, единые экономические условия, систему государственной власти, гражданство, суд, налоги, бюджет и определенные социальные гарантии.

Для централизованного государства характерны признаки:

унификация вертикали органов государственного управления. Центр предоставляет гражданам единый режим предоставления публичных услуг;

обеспечение государством возможности свободно передвигаться в пределах границ страны;

позитивное влияние на экономическое развитие страны;

создается режим относительного равенства граждан внутри своих социальных слоев, выстроенных в определенной иерархии;

автономия местной власти существенно ограничена авторитарным режимом власти;

центральная власть берет на себя полномочия по обеспечению граждан гарантированными благами: правами, свободами и безопасностью;

государство принуждает всех подданных к исполнению всех обязательств перед центральной властью, соблюдению существующих в рамках централизованного государства законности и правопорядка.

Централизованное государство не является высшей формой в теории развития государства. Многие страны, прошедшие в средневековье стадию централизации территориально-государственного устройства стали федерациями. Авторитарные централизованные государства продолжают существовать в основном в странах, где сильны этно-конфессиональные традиции (Саудовская Аравия, Бруней и т. п.). В настоящее время в государственном строительстве наметилась устойчивая тенденция к децентрализации в целом. Однако по целому ряду позиций централизованное государство, по некоторым показателям эффективна, как система организации общества и сегодня.

источник

Централизованное государство – это такое государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее.

В этом государстве земли (территории, административные подразделения и т.п.) объединены политически общим законодательством и экономически единым рынком вокруг сильной центральной власти. При этом на стадии интенсивного объединения земель устанавливается неограниченная монархия в форме абсолютизма (самодержавия).

На Руси централизованное государство было создано в конце 15 века при Иване III. Его главным городом стала Москва. Завершение процессов централизации произошло при первых Романовых, закончившись в начале 18 века утверждением абсолютизма при Петре I.

Такая политико-территориальная организация государства основывается на делении всех его территорий на провинции, округа, районы, обладающие сравнительно ограниченной самостоятельностью. Государство имеет единое законодательство, общее гражданство, систему органов госвласти и управления, судебную и налоговую систему, бюджет и т.д.

Централизованное государство существует в силу ряда объективных факторов. В первую очередь это национальное единство, являющееся обязательным условием становления такой формы объединения земель и населяющих их людей. Государство при этом отражает интересы всей нации как политической общности, а не отдельных региональных, социальных или этнических групп. Благодаря сильному центру происходит сплочение общества, которое было невозможно ранее из-за соперничества отдельных представителей знати, боровшихся за власть.

Выделяют следующие существенные признаки централизованного государства.

Фактором централизации является необходимость создания единообразных органов государственной власти. Унифицировать общие законы и предоставлять гражданам единые публичные услуги способна лишь центральная власть. Ее существование обеспечивает людям возможность свободной миграции из одних регионов в другие.

Важным преимуществом развития такого типа государства является социальное равенство всех его граждан. В условиях децентрализма отдельные периферийные административные и политические институты опираются лишь на собственные силы. Чтобы исправить неравенство, необходима власть центрального правительства, которое обладает более широкими полномочиями, чем регионы, у которых меньший экономический потенциал и которые имеют из-за этого более острые социальные проблемы и нужды.

Процессы централизации идут параллельно с экономическим усилением государства. Единый центр управления способен обеспечить стабильный экономический рост и создание инфраструктуры (системы коммуникации).

Население многих государств насчитывает миллионы человек. Поэтому в настоящее время управление ими может быть не таким эффективным, как в период их ранней истории развития. Причины этого кроются в опасностях бюрократического хаоса. Поэтому сейчас процессы централизации во многих страхах мира начинают обратное движение – к децентрализации.

Централизованное государство характеризуется полным отсутствием местной автономии, поскольку функции местной власти осуществляются назначенными сверху администраторами (чиновниками). Поэтому при таком положении явственно прослеживаются авторитарные политические свойства. Наибольшая степень централизма наблюдается в государствах, в которых существует вертикальная система органов управления. Сегодня в чистом виде такую систему можно наблюдать только в условиях военных режимов.

источник

– такое государство, в котором происходит политическое (собирание воедино земель с общим для всех законодательством) и экономическое (складывание единого рынка) объединение вокруг сильной центральной власти, когда устанавливается неограниченная монархия – абсолютизм (самодержавие). В конце XV в. при Иване III создано единое Русское государство с центром в Москве. Государство окончательно сложилось при первых Романовых и завершилось формированием абсолютизма при Петре I в начале XVIII в.

Государство — государства, ср.
Толковый словарь Ушакова

Государство Ср. — 1. Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. 2. Страна с определенной политической.
Толковый словарь Ефремовой

Государство — -а; ср.
1. Политическая форма организации общества во главе с правительством и его органами, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной.
Толковый словарь Кузнецова

Буферное Государство — Небольшое (или относительно небольшое) и слабое в экономическом, политическом и военном отношении государство, расположенное между двумя государствами и используемое.
Политический словарь

Государство — – важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения.
Политический словарь

Государство Национальное (моноэтническое) — – государство, образованное на исторически сложившейся этнической территории той или иной нации (этноса) и воплощающее ее суверенитет. Исторически Г.н. складывались.
Политический словарь

Государство Правовое — – вид демократического государства, политический режим которого опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые.
Политический словарь

Государство Социальное — – демократическое государство, опирающееся на широкую социальную основу и проводящее активную и сильную социальную политику, направленную на повышение или стабильное.
Политический словарь

Государство Ассоциированное — – понятие, используемое для обозначения особой формы межгосударственных, а по сути нередко внутригосударственных отношений. Как правило, под Г.а. понимается государство.
Политический словарь

Государство Благосостояния — – (от англ. The Welfare State-государство благосостояния) – или “государство всеобщего благоденствия” (социальное государство) – понятие, которым обозначают совокупность социальных.
Политический словарь

Государство Буферное — – государство, расположенное между территориями двух или нескольких более крупных держав. Г.б. находится на пути вероятного военного вторжения, через его территорию.
Политический словарь

Государство Всеобщего Благоденствия — – концепция, рассматривающая современное капиталистическое общество как способное с развитием науки, техники и экономики обеспечить относительно высокий уровень.
Политический словарь

Государство Всеобщего Благоденствия (благосостояния) — – термин для обозначения сущности государства в США и Европе 30-х – 70-х гг. ХХ в., начиная с “нового курса” Рузвельта (по имени советника которго – Дж.Кейнса – часто именуется.
Политический словарь

Государство Многонациональное (полиэтническое) — – государства, на территории которого проживают различные этносы – нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически Г.м. образовывались.
Политический словарь

Государство Национальное — – один из важнейших принципов организации современной государственности, возникший в результате распада традиционных социальных связей и резкого повышения мобильности.
Политический словарь

Государство Полицейское — – термин, указывающий тип государства и характеризующий политический режим в таком государстве. Как правило, полицейское государство – реализация одной из парадигм.
Политический словарь

Государство Правовое — – тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства.
Политический словарь

Государство Социальное — – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале примерно одинаковых стартовых возможностей.
Политический словарь

Государство Унитарное — – характеризуется простотой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения.
Политический словарь

Государство-изгой — — ярлык, который навешивается на государства, пытающиеся жить своим собственным умом, не оглядываясь на мировое сообщество. Обычно изгоями такие государства делают.
Политический словарь

Государство-нация — – светское государство с ярко выраженным централизмом. Политическое образование, в котором государственные формы приводят к рождению этноса и его культуры. Отличается.
Политический словарь

Депозитарий (государство-депозитарий) — Государство, участвующее в заключении многостороннего договора и взявшее на себя, по условиям этого договора, обязанность хранить текст договора, документы о его ратификации.
Политический словарь

Корпоративное Государство — – одна из государственных форм авторитарного режима (например, в фашистских государствах). Идея корпоративного государства явилась развитием теории солидаризма Л.
Политический словарь

Многонациональное Государство — — государство, в котором ни один из народов, проживающих на территории данного государства, не имеет доминирующей позиции. Другими словами, сохраняется межнациональный.
Политический словарь

Национальное Государство — — характеристика конституционно-правового статуса государства, означающая, что данное государство является формой самоопределения конкретной нации, выражает прежде.
Политический словарь

Ослабленное, Обанкротившееся Государство — Термин обозначает государство, которое демонстрирует неспособность осуществить свою основную функцию – обеспечивать жизнь и физическую безопасность своих граждан.
Политический словарь

Правовое Государство — в политико-юридической теории – государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства.
Политический словарь

Социальное Государство — – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.
Политический словарь

Унитарное Государство — (от лат. unitas – единство) – одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром.
Политический словарь

источник

Российское государство – феодальное, многонациональное, складывалось с конца XIV в. в результате объединения к концу XV-началу XVI ее русских земель вокруг Москвы. К середине XVI в. приняло форму сословно-представительской монархии. Переход к абсолютной монархии в основном завершился в первой четверти XVIII в.

сложившееся в отечественной историографии определение одного из важнейших этапов формирования Российского государства (труды С. В. Бахрушина, К. В. Базилевича, Л. В. Черепнина и др.). Используется также название единое Российское государство (А.М. Сахаров, А. А. Зимин). По мнению ряда ученых, сложилось в конце 14 – середине 16 вв. в процессе усиления Московского великого княжества и объединения вокруг него русских земель. К середине 16 в. приняло форму сословно-представительной монархии. Переход к абсолютной монархии (см. Самодержавие) в основном завершился в 1-й четверти 18 в.

термин получил широкое распространение в советской историографии, которая утверждала историческую закономерность объединения русских земель, исходя из государственных потребностей единения страны и создания сильной монархической власти. Процесс становления централизованного государства означал преодоление раздробленности, устранение сепаратизма, распространение единой системы управления страной, укрепления экономических связей, введения единых налогов и единой денежной системы. События имели место в XIV-XVI вв. Вопрос о РЦГ является в исторической науке дискуссионным и окончательно не проясненным. Иногда применяется термин “единое русское государство”, но в каком соотношении находятся оба эти термина, каждый историк решает по-разному.

Читайте также:  Как выращивать клубнику под черной пленкой

феод. многонац. гос-во, объединившее к кон. 15 – нач. 16 вв. вокруг Московского великого княжества территории земель и кн-в Сев.-Вост. Руси. Гос.-политич. строем Р. ц. г., оформившимся к сер. 16 в., была феод. монархия с сословным представительством.

Нек-рые социально-экономич. предпосылки преодоления феод. раздробленности начали складываться в Юго-Зап. и Сев.-Вост. Руси в кон. 12 – нач. 13 вв. Но этот процесс был прерван нашествием монголо-татар и установлением монг.-тат. ига. Предпосылки централизации в Сев.-Вост. Руси вновь возникают в 14 в., когда здесь начался новый экономич. подъем. Происходило восстановление запустевших земель и освоение новых (колонизация в 14-15 вв. охватила С., С.-В. и В. страны). В большинстве гос. образований Сев.-Вост. Руси постепенно сложился устойчивый комплекс культивируемых старопахотных земель (село и “тянущие” к нему деревни и починки) – постоянных центров с.-х. произ-ва с относительно стабильным составом рабочего населения. Увеличился объем производимого обществ. продукта, сложилась известная общность условий агр. произ-ва. На этой основе происходил рост феод. землевладения. В землях и кн-вах Сев.-Вост. Руси сложились стабильные системы всех видов феод. зем. собственности. Шел процесс концентрации и мобилизации земель, ускоренный увеличением товарно-ден. обращения. В результате этого процесса нарушалась система сложившихся политич. границ. Рост феод. землевладения требовал унификации условий функционирования феод. зем. собственности в масштабах всей страны. Возникала заинтересованность подавляющей части феодалов в успехах централизации. Обострение клас. борьбы крестьян в ответ на наступление феодалов на экономич. и юридич. интересы крестьянства также увеличивало заинтересованность феод. собственников в усилении гос. аппарата принуждения и насилия и создании иных его форм.

Особенно интенсивно росло церк. землевладение, что объяснялось привилегиров. положением духовных корпораций. Церк. землевладение развивалось прежде всего за счет “черных” крест. земель, в колонизуемых р-нах и частично за счет светской вотчины. Духовные корпорации (митрополичьи и епископские кафедры, Троице-Сергиев, Кирилло-Велозерский, Симонов и др. монастыри) превратились в собственников в масштабе всей Сев.-Вост. Руси, в экономически мощную и политически влият. часть класса феодалов. Отсюда та поддержка, к-рую на определ. этапе оказывала великокняж. власть зем. притязаниям церкви, и сильная заинтересованность духовных феодалов в успехах объединения. На основе освоения новых и заброшенных земель развивалось и светское вотчинное землевладение. По мере роста крупновотчинной собственности вследствие концентрации и мобилизации земель владения части феодалов нарушали границы политич. образований. Менялся юридич. статус вотчины, она постепенно приобретала служилый характер. В 14-15 вв. произошло резкое увеличение слоя средних и мелких феодалов, владевших землей на условном праве и непосредственно заинтересованных в укреплении центральной гос. власти. Развитие различных видов условного землевладения объяснялось его особой мобильностью. Оно распространялось на “черных” и дворцовых землях, а также на землях церк. и светских феодалов. В кон. 15 в. возникла поместная система – разновидность условного землевладения, приспособленного к экономич. и политич. потребностям Р. ц. г. Объективная заинтересованность подавляющей части феодалов Сев.-Вост. Руси в объединении страны реализовалась в противоречивой борьбе различных групп господствующего класса за конкретные пути и методы централизации, за обеспечение своих экономич. и политич. целей.

Материальные предпосылки объединения в сфере ремесла и торговли складывались по мере восстановления разрушенных и возникновения новых городов. Дифференциация ремесл. произ-ва, начавшийся переход ряда его отраслей в мелкотоварное произ-во привели к расширению товарного обращения в стране. Происходило складывание местных рынков; постепенно возникали общерус. рыночные связи. Развитие последних происходило на основе естественно-географич. разделения труда и стимулировалось расширением внеш. торговли и концентрацией ремесл. произ-ва в крупных городах (Москва, Тверь, Новгород и др.). В результате большая часть торг.-ремесл. населения Сев.-Вост. Руси становилась заинтересованной в создании Р. ц. г. Однако его позиция была противоречивой, т. к. образование Р. ц. г. происходило в значит. мере за счет экономич. ограбления и политич. подчинения городов. Отд. слои торг.-ремесл. населения нек-рых городов (Тверь, Галич и др.) поддерживали сепаратистские устремления своих князей или, как в Новгороде, церк. и боярской верхушки.

Сохранение ига Золотой Орды, экспансионистская политика Вел. кн-ва Литовского, Ливонского ордена и Швеции стимулировали заинтересованность населения Сев.-Вост. Руси, прежде всего господствующего класса, в ускорении централизации. Образование Р. ц. г. было неразрывно связано с успехами нац.-освободит. борьбы. Но постоянное отвлечение значит. средств на внешнеполитич. цели тормозило темпы объединения страны.

В итоге острой борьбы двух сильнейших кн-в – Тверского и Московского – победило последнее и Москва стала центром складывающегося Р. ц. г. (со 2-й пол. 14 в.). При Дмитрии Донском (1359-89) она стала во главе освободит. борьбы Сев.-Вост. Руси против монг.-тат. ига. При Василии I Дмитриевиче (1389-1425) было присоединено Нижегородское кн-во и укрепилось внешнеполитич. положение сев.-вост. рус. земель: В годы княжения Василия II Васильевича (1425-1462) борьба за централизацию развернулась внутри самого Моск. вел. кн-ва и вылилась в феод. войну 2-й четв. 15 в. На последнем этапе она охватила все гос. образования Сев.-Вост. Руси. Разгром галицких князей моск. дома и их союзников привел к резкому изменению соотношения сил в пользу великокняж. власти. В правление Ивана III (1462-1505) образование единой терр. Р. ц. г. фактически было завершено. В его состав были включены Тверское, Ярославское, Ростовское и др. княжества, а также Новгородская земля. Права удельных князей моск. дома были ограничены. В 1480 было свергнуто монг.-тат. иго, а в результате рус.-литов. войны кон. 15 – нач. 16 вв. присоединены Вязьма, Брянск, уделы “верховских” князей, Новгород-Северское и Стародубское княжества. В 1-й пол. 16 в. завершилось складывание терр. Р. ц. г.: ликвидирована независимость Пскова (1510), присоединено Рязанское кн-во (1521) и в результате войны с Польско-Литов. гос-вом возвращен Смоленск (1514). В 1552-56, с присоединением Казанского и Астраханского ханств, начался быстрый рост терр. Р. ц. г. на востоке. В период правления Василия III (1505-33) и регентства Елены Глинской (1533-38) были ликвидированы уделы князей моск. дома (позднее был реставрирован лишь удел кн. Старицких, частично сохранились также уделы служебных князей Воротынских, Одоевских, Мстиславских и др.).

Завершение оформления социальной и гос.-политич. структур Р. ц. г. произошло к сер. 16 в. На смену многоступенчатым вассальным отношениям внутри класса феодалов пришли отношения подданства вел. князю (с 1547 – царю). Класс феодалов превратился в значит. мере в замкнутое сословие. Выработалась система чинов господствующего класса. Все светские феодалы делились на чины “думные”, “московские” и “городовые” (см. Служилые люди). В соответствии с чином определялись служебные назначения феодалов, устанавливалось их ден. и зем. жалованье (“поместные оклады”). Родовой состав первых двух чинов был закреплен в “Государевом родословце” (ок. 1555). Взаимоотношения феодалов внутри этих групп, их служебное продвижение определялось нормами местничества. Этим фамилиям принадлежала большая часть светского вотчинного землевладения. “Городовые” чины, подразделявшиеся на ряд статей, составляли рядовую массу класса феодалов и делились на терр. корпорации, численный и фамильный состав к-рых фиксировался в “десятнях”. Особенности положения каждой корпорации в конечном счете определялись ист. условиями развития той или иной области. Для этой группы было характерным среднее и мелкое поместное и вотчинное землевладение. “Уложение о службе” (ок. 1556) определило виды и размеры воен. службы всех светских феодалов. Влиятельную часть господствующего класса составляли церк. корпорации. Была закреплена общая юридич. привилегированность класса феодалов. Промежуточным слоем Р. ц. г., оформление к-рого связано с воен. реформами сер. 16 в. и правительств. колонизацией юж. областей, были служилые люди “по прибору”. В их состав входили стрельцы, пушкари и затинщики (рядовой состав походной и крепостной артиллерии), воротники, сторожа, “кормовые”, “городовые” и “поместные” казаки. Они были лично свободными людьми, обязанными гос-ву определ. видом службы, за к-рую они получали жалованье.

Вырабатывается статус торг.-ремесл. слоев гор. населения. Вся земля в городах, за исключением “белых” слобод и дворов, считалась государевой, а посадские люди были тяглым населением, обязанным нести повинности и платить налоги. Привилегированную часть посадского сословия составляли гости и суконники. Население “белых” слобод и дворов, а также частно-владельч. городов эксплуатировалось своими феод. владельцами.

Наиболее угнетенным сословием Р. ц. г. было крестьянство. Образование Р. ц. г. не только закрепило развивавшиеся ранее крепостнич. тенденции, но в значит. мере предопределило постоянное усиление крепостничества. Крестьянство в зависимости от юридич. статуса земли, к к-рой оно было прикреплено, делилось на черносошное, дворцовое и частновладельческое. Происходили изживание различных форм “обельного” холопства, быстрый рост кабального холопства, сближение реального экономич. положения крестьянства и подавляющей части холопов.

Главой Р. ц. г. был вел. князь (с 1547 – царь), обладавший формально всей полнотой высшей законодат., суд. и исполнит. власти. Законосовещат., суд. и исполнит. институтом была Боярская дума, сословно-представит. орган всей светской части феод. класса и прежде всего его аристократич. верхушки. Боярская дума в значит. степени ограничивала власть монарха. К сер. 16 в. возник Земский собор, высший законосовещат. орган, состоявший из Боярской думы, “Освященного собора” (высшие иерархи рус. церкви), представителей “московского” и “городового” чинов, а также посадского населения. На рассмотрение Земских соборов, созывавшихся по инициативе пр-ва, выносились важнейшие вопросы внеш. и внутр. политики. В кон. 15 – 1-й пол. 16 вв. центр. органами исполнит. и суд. власти были великокняж. Казна, Дворец (Большой и областные) и постоянные комиссии при Боярской думе. К 50-м гг. 16 в. возникли приказы. Появление и укрепление приказной системы означало рождение бюрократич. машины Р. ц. г. На смену наместничьей системе местных органов власти, сыгравшей положит. роль в период образования Р. ц. г., пришли сословно-представительные институты местного самоуправления (губные и земские избы), находившиеся под контролем центральных органов власти. Во главе их стали представители местного дворянства, зажиточной части посадского населения и черносошного крестьянства. Часть функций местного управления была передана в руки непосредств. агентов пр-ва (городовые приказчики и т. д.). Реформы 50-х гг. 16 в. унифицировали финансово-податную систему Р. ц. г. и закрепили единое общегос. право (Судебники 1497 и 1550).

Терр. Р. ц. г. в 50-е гг. 16 в. (без р-нов Среднего и Ниж. Поволжья) составляла ок. 3 млн. км2. На С. она простиралась до Баренцева и Белого морей, захватывая на С.-В. область Сев. Урала. На С.-З. Р. ц. г. граничило с Норвегией, Швецией и Ливонским орденом. Зап. и юго-зап. соседом Р. ц. г. было Вел. кн-во Литовское. Юж. граница была неопределенной. К сер. 16 в. рус. колонизация распространилась на р-ны верховьев pp. Оскола, Дона, Воронежа. Вост. граница шла по предгорьям Среднего Урала. На Ю.-В. находилась терр. кочевой Большой Ногайской орды, постепенно попадавшей в вассальную зависимость от Р. ц. г. Числ. населения Р. ц. г. в сер. 16 в. – примерно 7-9 млн. ч. Этнич. основу составила великорус. (рус.) народность. Кроме того, в его состав вошли лопари, ханты, манси, коми, удмурты, татары, мари, чуваши, мордва, карелы и др. народы и племена. Включение этих народов в Р. ц. г. было прогрес. фактором их дальнейшего ист. развития, но осуществлялось оно прежде всего в интересах господствующего класса и проводилось с помощью методов насильств. христианизации и русификации.

Читайте также:  Как называется орех похожий на миндаль

Образование Р. ц. г. – важнейший этап в ист. развитии нашей страны. Несмотря на всю противоречивость и сложность, процесс объединения рус. и др. народов в единое гос-во имел в целом прогрессивное значение. Его завершение и привело к созданию новых, более благоприятных условий для развития экономики страны, культуры ее народов и для решения внутриполитич. и внешнеполитич. задач.

Историография. Проблема образования Р. ц. г. была одной из важнейших тем исследований рус. дореволюц. историографии. Но ее представители были далеки от подлинно науч. постановки проблемы и ее решения. Заслугой историков гос. школы, особенно О. М. Соловьева, была попытка вскрыть закономерности, приведшие к образованию единого Рус. гос-ва. В работах бурж. историков собран ценный фактич. материал и сделаны интересные конкретные наблюдения (особенно в трудах В. О. Ключевского, Н. П. Павлова-Сильванского, А. Е. Преснякова). В сов. историографии первые шаги в исследовании проблемы были сделаны в 20-30-е гг. Успехи этих лет связаны с именем M. H. Покровского, к-рый допустил, однако, серьезные ошибки (теория “торгового капитала”, от к-рой он позднее отказался, концепция “борьбы за рынки” и крушения феод. порядков с образованием Р. ц. г. и т. д.). Переломным моментом в изучении складывания Р. ц. г. был конец 30-х гг. Наиболее полно вопросы этой проблемы тогда были поставлены в статьях С. В. Бахрушина и К. В. Базилевича, выступивших с критикой концепции M. H. Покровского (С. В. Бахрушин, “Феод. порядок” в понимании M. H. Покровского, в сб.: “Против ист. концепции M. H. Покровского”, ч. 1, М.-Л., 1939, К. В. Базилевич, “Торг. капитализм” и генезис моск. самодержавия в работах M. H. Покровского, там же). Они впервые употребили термин “Р. ц. г.”.

Методологич. основы и приемы решения проблемы были уточнены и развиты в ходе дискуссии, проведенных ж. “Вопросы истории” (в 1946 – об образовании Р. ц. г., в 1949-51 – о периодизации истории СССР). На протяжении 40-60-х гг. происходило широкое изучение социально-экономич. и политич. проблем развития Сев.-Вост. Руси в 14 – 1-й пол. 16 вв. Все это позволило создать обобщающие исследования, посвященные истории образования Р. ц. г.

Однако ряд существенных вопросов проблемы различно трактуется учеными. Большинство их начало образования Р. ц. г. относят к 14 в. (К. В. Базилевич – к 80-м гг. 15 в.), но окончат. оформление Р. ц. г. датируют различно: кон. 15 в. (В. В. Мавродин),1-я пол. 16 в. (И. И. Смирнов), 16 в., включая опричнину (С. В. Юшков, П. П. Смирнов), и сер. 17 в. (К. В. Базилевич). Л. В. Черепнин считает, что образование Р. ц. г. завершается в основном в кон. 15 – нач. 16 вв., а окончат. оформление Р. ц. г. относится к сер. 16 в. Высказаны различные мнения и об осн. социальных выразителях процесса централизации: дворянство и горожане (К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, П. П. Смирнов), церк. феодалы и моск. боярство (С. В. Юшков), крупные “многовотчинные землевладельцы” (С. Б. Веселовский), различные круги господствующего класса (А. М. Сахаров), различные слои господствующего класса феодалов и различные слои горожан (Л. В. Черепнин). Эти расхождения связаны с разным пониманием хода политич. борьбы в период образования Р. ц. г. Распространенной является точка зрения о том, что характер политич. борьбы в 1-й пол. 16 в. определялся столкновением экономич. и политич. интересов прогрессивного поместного дворянства и консервативного княжеско-боярского слоя. В последних работах (Л. В. Черепнина, А. А. Зимина, С. М. Каштанова и др.) показана схематичность такого деления класса феодалов и неточность характеристики действий отд. его слоев, встречающейся у сторонников такой схемы. Единства взглядов нет также и по вопросу об уровне развития мелкотоварного произ-ва в 14-15 вв. Эти и др. вопросы истории Р. ц. г. нуждаются в дополнит. изучении.

Лит.: Пресняков А. В., Образование Великорус. гос-ва, П., 1918; Мавродин В. В., Образование единого Рус. гос-ва, Л., 1951; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XVBB., M., 1960; его же, La r?organisation de l´appareil d´Etat durant la p?riode de la centralisation politique de la Russie. Fin du XVe et d?but du XVIe si?cle, “Annali delia Fondazione italiana per la storia amministrativa”, 1964, No 1; его же, К вопросу о роли городов в процессе образования Рус. централизованного гос-ва, в кн.: Города феод. России. Сб. ст., М., 1966; Любавский М. К., Образование осн. гос. терр. великорус. народности, Л., 1929; Веселовский С. В., Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до сер. XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М.-Л., 1952-54; Копанев А. И., История землевладения Белозерского края XV-XVI вв., М.-Л., 1951; Данилова Л. В., Очерки по истории землевладения и хоз-ва в Новгородской земле XIV-XV вв., М., 1955; Вернадский В. Н., Новгород и Новгородская земля в XV в., М.-Л., 1961; Горский А. Д., Очерки экономич. положения крестьян Сев.-Вост. Руси XIV-XV вв., М., 1960; Кочин Г. Е., Сельское хоз-во на Руси в период образования Рус. централизованного гос-ва, конец XIII – нач. XVI в., М.-Л., 1965; Алексеев Ю. Г., Аграрная и социальная история Сев.-Вост. Руси XV-XVI вв. Переяславский уезд, М.-Л., 1966; Рыбаков Б. A., Ремесло древней Руси, (М.), 1948; Бахрушин С. В., Науч. труды, т. 1-2, М., 1952-54; Смирнов П. П., Посадские люди и их клас. борьба до сер. XVII в., т. 1, М.-Л., 1947; Тихомиров M. H., Средневек. Москва в XIV-XV вв., М., 1957; его же, Россия в XVI ст., М., 1962; Сахаров А. М., Города Сев.-Вост. Руси XIV-XV вв., М., 1959; его же, Проблема образования Рус. централизованного гос-ва в сов. историографии, “ВИ”, 1961, No 9; Хорошкевич А. Л., Торговля Вел. Новгорода с Прибалтикой и Зап. Европой в XIV-XV вв., М., 1963; Носов H. E., Очерки по истории местного управления Рус. гос-ва первой пол. XVI в., М.-Л., 1957; Смирнов И. И., Очерки политич. история Рус. гос-ва 30-50-х гг. XVI в., М.-Л., 1958; его же, Заметки о феод. Руси XIV-XV вв., “ИСССР”, 1962, No 2-3; Зимин A. A., Реформы Ивана Грозного, М., 1960; его же, О политич. предпосылках возникновения рус. абсолютизма, в кн.: Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.), сб. ст., М., 1961; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Рус. гос-ве, М., 1961; Базилевич К. В., Внеш. политика Рус. централизованного гос-ва. Вторая пол. XV в., (М.), 1952; Масленникова Н. Н., Присоединение Пскова к Рус. централизованному гос-ву, Л., 1955.

источник

100 р бонус за первый заказ

Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши. Литвы. Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России — на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России еще долго будут господствовать крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законами.

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462—1505) и Василия III (1505—1533).

Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси. В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество, чьи князья стали служебными князьями Ивана III. В 1472 г. началось присоединение Перми Великой. Еще Василий II Темный купил половину Ростовского княжества, а в 1474 г. Иван III приобрел оставшуюся часть. Наконец, Тверь, окруженная московскими землями, в 1485 г. перешла к Москве, после того как се бояре принесли присягу Ивану III, подошедшему к городу с большим войском. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении. В 1503 г. многие князья западных русских областей (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские) перешли от Литвы к московскому князю.

Независимой от московского князя оставалась Новгородская боярская республика, обладавшая еще значительной силой. В Новгороде в 1410 г. произошла реформа посаднического управления: усилилась олигархическая власть боярства. Василий Темный в 1456 г. установил, что князь является высшей судебной инстанцией в Новгороде (Яжелбицкий мир).

Опасаясь потери своих привилегий в случае подчинения Москве, часть новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борецкой заключила соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы. Узнав о сговоре бояр с Литвой, Иван III принял решительные меры к подчинению Новгорода. В походе 1471 г. участвовали войска всех подвластных Москве земель, что придало ему общерусский характер. Новгородцев обвиняли в том, что они «отпали от православия к латинству».

Решающее сражение произошло на реке Шелони. Новгородское ополчение, имея значительное превосходство в силах, сражалось неохотно; москвичи же, по словам близких к Москве летописцев, «как львы рыкающие», набросились на противника и более 20 верст преследовали отступающих новгородцев. Окончательно Новгород был присоединен к Москве через семь лет, в 1478 г. Из города был увезен в Москву вечевой колокол. Противников Москвы переселили в центр страны. Но Иван III, учитывая силу Новгорода, оставил за ним ряд привилегий: право вести сношения с Швецией, обещал не привлекать новгородцев к несению службы на южных границах. Городом теперь управляли московские наместники.

Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Российского государства.

В 1480 г. было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре. Во главе ордынских войск стоял Ахмат-хан, заключивший союз с польско-литовским королем Казимиром IV. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Простояв на Угре несколько недель, Ахмат-хан понял, что вступать в сражение безнадежно; а когда узнал, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увел свои войска обратно.

Русь окончательно за несколько лет до 1480 г. прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.

26-летний сын Ивана III и Софьи Палеолог — племянницы последнего византийского императора — Василий III продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вел себя как самодержец. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий III в 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же числом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники.

В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвоеванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской богоматери — защитницы западных рубежей Руси. Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы.

Читайте также:  Если болит пятка к какому врачу идти

Таким образом завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.

Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул «Божьей милостью государя Веся Руси, великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель».

Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя («обояривание князей»). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также боярами-кормленщиками, так как за управление уездами получали корм — часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.

Начал складываться централизованный аппарат управления.

Боярская дума. Она состояла из 5—12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничие — два высших чина в государстве). Кроме московских бояр с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская дума имела совещательные функции о «делах земли».

Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.

При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог — дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога в 1472 г.

В 1497 г. был принят новый свод законов Российского государства — Судебник Ивана III. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.

источник

На протяжении уже многих столетий государственная централизация является одним из способов объединить страну. Мы можем встретить примеры подобных процессов в мрачном средневековье, в эпоху Нового времени и, конечно, в современном мире.

Для любого государства централизация – это процесс, при котором политический центр получает полный контроль над жизнью провинций. Зависимость периферии может колебаться в зависимости от того политического курса, которому следует верховная власть.

Принцип централизации зародился в самых древних государствах на заре человеческой цивилизации. В восточных деспотиях, например, таких как Персия, это был метод столицы эксплуатировать ресурсы провинций. Большая часть населения подобных стран оставалась бесправной и, по сути, кормила элиту. Политическая верхушка могла довести централизацию до такой ситуации, когда экономика и инфраструктура окраин оказывались в совершенно кабальном положении.

Безусловно, такой разрыв между центром и подвластными ему территориями приводил к бунтам. Они могли носить и национальный характер. Например, именно так началось восстание вавилонян против гнета Ассирийской империи, которое привело к падению последней.

В то же время важно понимать, что централизация – это отлаженная связь между столицей и провинциями. В древности качественная дорожная система была редким исключением. Распутица и отсутствие охраны торговых сообщений приводили к оторванности разных частей большого государства друг от друга.

А вот в маленьких государствах централизация – это гораздо более осуществимый политический проект. В обществах, живущих на небольшой территории, закрепить единство гораздо легче. В любом случае, развитие государственности на протяжении всей истории человечества, вне зависимости от нации, всегда предполагало и предполагает борьбу двух тенденций – центробежной и центростремительной.

В античной истории особое место занимает Римская империя. Для своего времени она достигла рекордных размеров. Государство охватывало территорию трех частей света, между которыми внутренним озером было Средиземное море.

Римские императоры всем своим статусом и титулом претендовали на полнейшую централизацию. С одной стороны, у них были хорошие дороги и мощная армия. С другой стороны, имели место и мешавшие факторы – разношерстность населения и огромные пространства. Поэтому цезари выстроили такую систему, при которой города и наместники пользовались определенной степенью самостоятельности. Она заканчивалась в тот момент, когда решения затрагивали внешнюю политику.

В средневековой Европе во всех государствах, кроме Византии, процесс централизации изживал себя. Зародилась новая система – феодализм. Он пришел на смену единой императорской власти. Средневековые короли были лишь «первыми среди равных». Многочисленные бароны и графы имели собственные земельные наделы, небольшие армии и обложенных налогом крестьян. Все это давало экономическую и политическую независимость от центра.

Феодальная Европа ушла в прошлое, когда закончилось Средневековье, а государства начали приобретать национальный характер. В Англии, Франции и других крупных странах короли постепенно прибрали к своим рукам абсолютную власть. Подобная централизация – это долгий процесс, который охватывал жизнь нескольких поколений.

В России развитие централизации и обратных ей процессов происходили по схожему с Европой сценарию. Разница была только в том, что события на Руси опаздывали на пару столетий. Первое единое государство у восточных славян появилось в IX веке. Оно просуществовало двести лет, после чего распалось на дюжину маленьких княжеств.

Эти государства наследовались по принципу лествичного права, когда власть передавалась внутри одной большой семьи среди представителей династии Рюриковичей. В каждом княжестве был свой правитель. Никакого единого центра не существовало.

На фоне национальной угрозы в виде Золотой Орды, Литвы и католических рыцарей русские земли объединились вокруг небольшого городка – Москвы. Постепенно его князья захватили или унаследовали все княжества, а также создали единую систему исполнительной, законодательной и судебной власти. Так зародилось Русское царство, которое позже, в XVIII веке, стало империей.

Существует не только централизация, но и обратный ей процесс – децентрализация. Если страна живет согласно второй системе отношений между центром и окраинами, то власть четко распределяется между ними. Централизация и децентрализация – это еще и борьба между разными группами интересов. Если местная власть добивается самоуправления и автономии, то это и есть отказ от унитарного государства.

Центр может поделиться властью в важных сферах (например, при определении законодательства) или пойти на чисто символические уступки. Поэтому централизация и децентрализация управления – это сложные многослойные процессы. В каждой стране они протекают по-разному.

Децентрализация остается частым явлением в случае с многонациональными государствами. Например, до Первой мировой войны это были империи (Австро-Венгрия, Россия, Турция). В таких странах всегда существовал конфликт между титульной нацией и другими малыми народами, чьи земли находились под контролем единой короны.

Децентрализация подобного порядка показательна на примере Австро-Венгрии, где венгры добились автономии у австрийцев. Она была получена после нескольких национальных бунтов и революции 1848 года. В прежние времена кровопролитие было обязательным условием для достижения компромисса между центральной властью и недовольной частью страны.

В конечном счете венгры получили собственный парламент. Они также начали оставлять себе часть налогов. Такая экономическая система позволила за считанные годы отстроить Будапешт и превратить его в мегаполис европейского уровня XIX века. Схожая система существовала и в Российской империи, где Финляндия имела свой сейм. В этой стране было свое законодательство. Оно заметно отличалось от российского – было более свободным, лишенным крепостных издержек и т. д.

В современном мире децентрализация достигается более цивилизованными методами. Часто государство прибегает к референдумам и другим формам народного волеизъявления. Например, в Бельгии децентрализация произошла после того, как было решено разделить страну на две части – франкоговорящую и голландскоговорящую. Жители страны добились этого без войны и других потрясений.

Сегодня сложно представить централизованное государство в прежнем смысле этого слова. В любой цивилизованной стране города и провинции имеют самоуправление, муниципалитеты, местные парламенты и т. д. В некоторых государствах прижилась система конфедерации. Так, например, произошло в США, где государство является союзом 50 штатов. В каждом из них есть свое законодательство.

источник

Автономия (от греческого – самоуправление) – одна из форм внутреннего самоопределения этнических и региональных общностей в рамках единого государства.

Абсолютизм – означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица – монарха. Абсолютизм связан с чрезвычайно высокой степенью централизации государственного управления.

Восточные Славяне – одна из трех (наряду с западными и южными) основных групп древних славян, образовавшаяся после распада их этнической и языковой общности.

Геополитика – политологическая концепция, согласно которой политика государства предопределяется географическими факторами (положением страны, ее природными ресурсами, климатом и др.).

Городская дума – орган городского самоуправления в России.

Городская реформа – произошла замена сословных органов самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза.

Древняя Русь – название начального периода истории России (IX-XIII вв.), включающего эпоху древнерусского государства.

Конфедерация – форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т. п.).

Консерватизм – идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков.

Колонизация – Захват какой-нибудь страны или края, сопровождаемый притеснением и эксплуатацией местного населения, превращение какой-нибудь страны в колонию.

Коммунизм – идеал общества, основанного на всеобщем благополучии, равенстве людей, на гармоничном соединении прогресса и социальной справедливости.

Сословная монархия (сословно-представительная монархия) – форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в 13-14 вв. в процессе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России (16-17 вв.). Сословная монархия предшествовала абсолютизму.

Тоталитаризм – политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторонами общественной жизни.

Феодализм – общественно-экономическая формация, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодала на землю и на эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости. Феодализм характеризуется: наличием натурального хозяйства, наделением непосредственных производителей (крестьян) землей и другими средствами производства, личной зависимостью крестьян в виде прикрепления к земле и низким уровнем техники.

Феодальная Раздробленность – форма организации государственного устройства и феодальных отношений. Характеризуется кризисом центральных властных структур, ослаблением сюзеренно-вассальных отношений, преобладанием натурального хозяйства. На территории русских княжеств состояние Феодальная Раздробленность наблюдалось во 2-й четв. XII – кон. XV в

Централизованное государство – такое государство, в котором происходит политическое (собирание воедино земель с общим для всех законодательством) и экономическое (складывание единого рынка) объединение вокруг сильной центральной власти, когда устанавливается неограниченная монархия – абсолютизм (самодержавие). В конце XV в. при Иване III создано единое Русское государство с центром в Москве. Государство окончательно сложилось при первых Романовых и завершилось формированием абсолютизма при Петре I в начале XVIII в.

источник

Adblock
detector