Меню

Что отличает культуру традиционного общества от культуры обществ другого типа

При выполнении заданий 1–20 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Традиционное общество отличается от индустриального тем, что

2) его социальная структура носит классовый характер

3) оно основывается на религиозном мировоззрении

4) наука играет важнейшую роль в общественном производстве

Что отличает религию от других областей духовной культуры?

1) использование художественных образов

2) обращение к сверхъестественным силам

3) опора на представления о добре и зле

4) стремление объяснить окружающую действительность

Главы государств Z и R провели переговоры, результатом которых стало подписание договора о совместном использовании природных ресурсов на морском шельфе. Субъектом деятельности в данном случае является(-ются)

Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. Терроризм является глобальной экологической проблемой человечества.

Б. Проявлением глобальной экологической проблемы является исчезновение отдельных видов флоры и фауны.

Люди, составляющие общество и живущие в рамках своей культуры, обращаются к культурному наследию предков. Какая функция культуры проявляется в этом?

1) функция обеспечения безопасности

Верны ли следующие суждения о связи общества и культуры?

А. Культура возникает и развивается в процессе социальной деятельности человека.

Б. Возникновение и развитие культуры связано с материально-производственной деятельностью человека.

В результате монополизации экономики происходит

1) искусственное и необоснованное повышение цен

2) снижение эффективности деятельности предприятий

3) рост затрат на производство товаров

4) понижение уровня жизни населения

Какая из перечисленных функций несвойственна домашним хозяйствам?

1) формирование спроса на товары и услуги

2) формирование доходов государственного бюджета посредством уплаты налогов

4) участие в принятии государственного бюджета на год

Снижение цен на туристические путёвки из-за повышенной сейсмической опасности в регионе характеризует ситуацию на рынке

Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой командной экономики.

Проявлением социальной стратификации общества является

1) деление общества на группы по различным критериям: возраст, доход, образование, вид деятельности

2) разнообразие культурных традиций

3) многоукладный характер экономики

4) идеологический плюрализм

В современной России уровень социального неравенства очень высок. Это проявляется в (во)

1) разделении общества по политическим взглядам

2) множественности спортивных клубов

3) разделении общества на богатых и бедных

4) создании многочисленных религиозных организаций

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. В случае возникновения социального конфликта все его участники действуют открыто.

Б. Социальный конфликт порождается противоречиями между общественными и групповыми интересами.

В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия

2) парламентская республика

4) президентская республика

Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что

1) сложилась многопартийная система

2) парламент формируется на основе всеобщих выборов

3) отдельные регионы имеют свои законодательные органы

4) народ является единственным источником власти

Какое суждение верно для характеристики тоталитаризма?

А. «Всё находится внутри государства, нет никого и ничего вне его, никто не может противостоять государству» (Б. Муссолини).

Б. Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью в государстве.

Что является отличительным признаком правового государства?

1) разветвленная система законодательства

2) реализация принципа разделения властей

3) функционирование правоохранительных органов

Способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их в полном объёме (по общему правилу) наступает

3) после получения профессионального образования

4) после окончания средней школы

Молодой человек купил ружьё и решил пойти на охоту. В то время как молодой человек целился в очередную утку, к нему подошёл егерь и попросил предъявить лицензию на право охоты. Но у молодого человека такого документа не оказалось. Данное правонарушение является

Верны ли следующие суждения о конституции?

А. Конституция обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом всех законов государства.

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.

На протяжении длительного времени в нашей стране существовала административно-командная плановая экономика. В приведённом списке указаны преимущества и негативные стороны данной экономической системы. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера преимуществ, а затем — негативных свойств экономики этого типа.

1) полная занятость населения

2) отсутствие производственной и коммерческой самостоятельности производителя

4) преобладание административных способов в управлении экономикой, недооценка материальных стимулов.

Черты сходства Черты различия

Установите соответствие между экономическими терминами и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНЫ
А) отказ государства от исполнения долговых обязательств 1) дефицит
Б) обесценивание денег в результате их избыточной эмиссии 2) профицит
В) превышение государственных расходов над доходами 3) дефолт
Г) превышение государственных доходов над расходами 4) девальвация
Д) понижение государством курса национальной валюты по отношению к валютам других государств 5) инфляция

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

В стра­не Z был про­ведён опрос об­ще­ствен­но­го мне­ния. Граж­да­нам, участ­ву­ю­щим в опро­се, был задан во­прос: «Какой спо­соб уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда Вы счи­та­е­те наи­бо­лее эф­фек­тив­ным?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Про­цент тех, кто рас­смат­ри­ва­ет по­вы­ше­ние опла­ты труда как эф­фек­тив­ный спо­соб уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда, боль­ше среди ра­бот­ни­ков го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий, чем среди ра­бот­ни­ков част­ных пред­при­я­тий.

2) Зна­че­ние мо­дер­ни­за­ции про­из­вод­ства как эф­фек­тив­но­го спо­со­ба уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда для ра­бот­ни­ков част­ных фирм ниже, чем для ра­бот­ни­ков го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий.

3) Про­цент тех, кто счи­та­ет по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции кад­ров эф­фек­тив­ным спо­со­бом уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда, выше среди ра­бот­ни­ков го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий, чем среди ра­бот­ни­ков част­ных фирм.

4) Рав­ные доли ра­бот­ни­ков част­ных фирм от­ме­ча­ют по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков и со­зда­ние ком­форт­ных усло­вий труда как наи­бо­лее эф­фек­тив­ные спо­со­бы уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда.

5) Мне­ние о по­вы­ше­нии опла­ты труда как наи­бо­лее эф­фек­тив­ном спо­со­бе уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда наи­бо­лее рас­про­стра­не­но среди ра­бот­ни­ков обоих типов пред­при­я­тий.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.

2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.

3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.

4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.

5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.

Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Чешский писатель Карел Чапек в 1920 году написал пьесу о механических людях — роботах, сделанных на заводе и работающих вместо настоящих людей. (Б) Каждому роботу задаётся сложная программа, поэтому роботы всё больше внедряются в нашу жизнь, выполняют тяжёлую и опасную работу. (В) И всё же можно с уверенностью утверждать, как бы ни был он совершенен, ему никогда не удастся полностью заменить человека.

Определите, какие положения текста

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Человечество встретило XXI в. процессом глобализации, заключающимся в формировании общепланетарного экономического, научного, информационного пространства. Особое значение в придании целостности современному миру имеет развитие международных коммуникативно-информационных сетей. Символическим актом «рождения» информационной эры считается запуск первого искусственного спутника Земли, ставшего технологическим катализатором формирования подлинно глобальной связи. Более совершенным по сравнению со спутниковой связью средством коммуникации стали компьютерные сети Интернет, в которых скорость и объём передаваемой информации значительно возрастают. В компьютерных сетях можно проводить международные научные конференции, совершать экономические сделки, непосредственно общаться людям разных континентов. Несмотря на тенденцию к целостности и единству, в мире сохраняются серьёзные противоречия в сферах экономики, культуры, социальных отношений и др.

В сфере экономики важнейшим является противоречие между развитыми и развивающимися странами. Его ещё называют противоречием между Севером и Югом. Развитые страны Севера — это индустриальные и постиндустриальные общества с передовыми технологиями в производстве и с устойчивыми системами общественного обеспечения. Они потребляют большую часть энергии, производимой на планете, эксплуатируют большую часть её ресурсов. Развивающиеся страны могут предложить лишь сырьё для промышленности, сельскохозяйственную продукцию, дешёвый труд людей, рынок для сбыта продукции не самого лучшего качества. В условиях высокого развития международных коммуникаций страны Севера и Юга не могут пребывать в изоляции. Проблемы одних и других становятся общими.

Существует противоречие между ростом населения и ограниченным количеством средств существования. Его суть в том, что мировое сообщество, с одной стороны, стремится к неограниченному росту по всем параметрам, с другой стороны, имеются естественные ограничения для роста. Ещё в 1968 г. была создана общественная международная ассоциация учёных и промышленников для обсуждения проблем и противоречий развития человечества — так называемый «Римский клуб». Основатель и первый президент этого клуба А. Печчеи в своей книге «Человеческие качества» пришёл к выводу, что человечеству необходимо фундаментально пересмотреть цели и критерии развития, всю систему ценностей современной цивилизации, иначе ему угрожает моральное и экологическое банкротство. По мнению учёного, лишь через развитие человеческих качеств и способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать её огромный потенциал для благих целей.

В сфере культуры существует противоречие между тенденциями к интернационализации культуры и к сохранению национальных культур. Попытки обособления национальных культур являются своеобразной формой протеста против засилья западной массовой культуры. Массовый экспорт западной культуры вызвал в ряде стран ответную реакцию населения: звучат призывы ограничить использование иностранных слов, демонстрацию иностранных фильмов и др. Подобные проблемы можно разрешить только благодаря диалогу культур, но при условии, что это будет диалог равных и разных. Вопрос заключается в том, возможен ли такой диалог.

Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

источник

Вернуться назад на Традиционное общество

Главной особенностью культуры традиционного общества является то, что в основе ее лежит традиция. Собственно наличие такой культуры и может служить критерием определения общества как традиционного. Попытки определить традиционное общество через способ хозяйствования или наличие или отсутствие письменности вызывают споры, так как отнесение всех доиндустриальных обществ к традиционным является чрезмерным упрощением, а появление письменности одни авторы считают концом традиционного типа общества, другие (Э. Хобсбаум, Р. Раппапорт, Т. Рэнджер, Д. Гуди, Я. Уатт, Г. Гадамер и П. Рикер) – напротив – базой для формирования традиции, а третьи – не имеющим решающего значения для разграничения традиционного и нетрадиционного.

Говоря о традиции как основе культуры мы опираемся на более-менее общепринятое для всех социо-гуманитарных наук значение этого термина, который, употребляемый обыкновенно в единственном числе, означает «процесс передачи от поколения к поколению устоявшихся образцов поведения, идей и т.д. внутри определенной общности», каковой в нашем случае является традиционное общество. Второе значение данного термина (в этом случае его чаще употребляют во множественном числе) «сами эти устоявшиеся образцы поведения, идеи и т.п., передаваемые от поколения к поколению». Мы полагаем, что наличие традиций во втором значении свойственно любому типу общества, так же как и наличие новаций. Но сам процесс традиции характерен лишь для традиционного общества, тогда как новация как процесс – постоянный поиск новых, более рациональных способов жизни – характерна для типа общества, который мы бы назвали инновационным.

Не затрагивая не имеющий однозначного решения вопрос о культурогенезе, можно, тем не менее, с уверенностью утверждать, что сама культура является неотъемлемым признаком человеческого общества в целом и каждого его члена в отдельности, необходимым для их существования в таковом качестве. Соответственно, существует необходимость передавать культуру как такой имманентный признак человечества от поколения к поколению. Вырванный из культуры человеческий ребенок не становится человеком (так называемые дети-маугли); и если бы культура, с одной стороны, не воспринималась людьми и, с другой, не вбирала бы их в себя, то перестали бы существовать и сама культура, и человеческое общество как таковое, и, вероятно, физически человек как вид.

Читайте также:  Как хранить мед в сотах в домашних условиях в квартире

Традиции – это нематериальная часть того, что передается от поколения к поколению с целью сохранения нашего бытия как особого вида – людей. Естественно, они не остаются неизменными. Здесь действуют различные законы, в том числе, сходная с присущей биологическим организмам изменчивость, которая ведет к тому, что человек сначала все лучше приспосабливается к имеющимся природным условием, а затем – все активнее преобразует среду в соответствии с собственными представлениями (представлениями собственной культуры) о мире и комфортной жизни в нем. Таким образом, неизбежны мутация традиций и появление новаций, которые со временем перестают быть таковыми, пополняя или видоизменяя собой набор традиций – стереотипных образцов поведения, мышления и мировосприятия.

Сложнее разобраться в том, что есть традиция как механизм преемственности культуры, как процесс. Непрерывность существования культуры обеспечивается тем, что новорожденный ребенок попадает в определенную культурную среду. В процессе целенаправленного обучения и воспитания, а также как следствие самого нахождения в этой среде, он проникается культурой и становится частью человечества, а человек – продукт, пользователь и творец культуры одновременно.

В каждом поколении осваивается и воспроизводится культурное наследие, хотя бы часть которого (ядро традиции – по Ш. Айзенштадту и Э. Шилзу) сохраняется неизменной (или меняющей форму, но не суть) в течение многих поколений в одном сообществе. Примерно так современная культурология формулирует определение традиции как механизма сохранения культуры. При этом содержанием традиции может стать любой функциональный элемент культуры: знания, нормы морали, ценности, обычаи, обряды, приемы художественного творчества, политические идеи, а способ трансляции культурного наследия в значительной степени зависит от особенностей коммуникативных технологий, которые имеются в распоряжении общества на тот или иной исторический промежуток времени.

Однако если мы говорим не о человеческой культуре вообще, а о культуре любого конкретного традиционного общества, то необходимо добавить к пониманию традиции как механизма сохранения и передачи культуры аспект, отчасти выражаемый взглядами традиционалистов (в особенности, традиционалистов ХХ века). Сформулируем его следующим образом: в таком обществе не повторяют слепо опыт предшествующих поколений, препятствуя новаторству и развитию, а следуют традиции, которая представляет собой изначальную идеальную модель организации жизни на сакральных основаниях и является стержнем, на который нанизана вся культура данного общества. В основном сакральное знание передается в рамках религиозных или мировоззренческих систем, часто напрямую от наставника к ученику, и пока оно существует, признается представителями сообщества и определяет их личность, данное общество является традиционным, а его культура развивается, бережно взаимодействуя с природной средой проживания. Если под влиянием внешних воздействий или внутренних факторов традиция как смысл и форма существования постепенно или внезапно исчезает, то данная культура теряет свою опору и также начинает вырождаться.

Таким образом, традиционным является не то общество, где большой блок традиций, строго детерминируя жизнь его членов, занимает доминантное положение в культуре и препятствует введению новаций, но такое общество, где сакральная традиция является душой общества, определяющей его мировоззрение и менталитет.

Приведем в качестве оппозиции инновационное общество, которые в своем развитии и бытии опирается не на традицию, а на новацию как способ существования.

Здесь интенсивно, с целью быстрого получения практической пользы, развиваются наука и техника, производство и потребление. Такое общество агрессивно и устремлено к покорению природы и других сообществ, освоению новых территорий и получению нового опыта. Принято считать, что свобода личности является ценностью в инновационном обществе, а традиционное – ее порабощает.

Мы полагаем, что такое суждение ни в коей мере не отражает сложность взаимодействия личности и общества и является результатом европоцентристского мышления. В традиционном обществе с живой традицией, детерминированности которой личность подвергается добровольно, определенные ограничения сами являются ценностью и способом гармоничного развития личности. Напротив, в инновационном обществе с размытыми ценностями личность, самостоятельно выбирая себе идеалы, не имеет опоры в сакральном и, как следствие, руководствуется сиюминутным, изменчивым, зачастую – навязанным, что ведет к стрессам и порабощению человека материальной стороной жизни.

Существует мнение, что «тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к инновационной».

Ко второй при этом относится западный мир, начиная с эпохи Возрождения, и те культуры, которые восприняли «достижения современной цивилизации». Мы полагаем, что инновационный тип культуры существовал и ранее: к нему мы относим античный мир и его наследницу – западную цивилизацию, а также – нашу отечественную культуру. В отличие от традиционных обществ, которые представлены в истории человечества, например, Древним Египтом, Шумером, Вавилоном, Индией, Китаем, мусульманским миром и еврейской культурой, инновационные сообщества не строятся вокруг единой сакральной традиции; при этом они постоянно что-то заимствуют у других культур, преобразуют, изобретают – все это изменяет их жизненный уклад и непосредственно влияет на развитие. Так, в культуре Древних Греции и Рима отсутствовала сакральная традиция, в то же время философия первой, оттолкнувшись от мифологического сознания и противопоставив себя ему, создала принципиально новый тип мышления, давший возможность дальнейшему развитию по инновационному типу. Древний Рим, также интенсивно развиваясь в техническом, политическом и военном аспектах, выдвигал новацию на первый план, не имея, однако, духовной опоры, которую не могли дать ни мифологическое мировоззрение, ни распространившееся в империи позднее христианство, оставшееся для данного сообщества одной из новаций.

Русская культура, возможно, в силу своего географического положения и этнического разнообразия, также не имела опоры на единую сакральную традицию: язычество сменилось христианством (точнее, смешалось с ним, что позволяет говорить о двоеверии), причем оба подвергались реформированию, затем – атеизмом, затем – активизацией всевозможных религиозных движений и усилением роли православной церкви. Взаимоотношения с Ордой, преобразования Петра I, революции и перевороты – история России полна переходов из крайности в крайность. Противоречия и дуализм имманентны для отечественной культуры, и поддерживаемая православием святость самодержавной власти (модель: справедливый «батюшка», правящий по Божьей воле и народ – его дети), хотя и представляет временами сходство с сакральной традицией, не становится единым центром культуры. Имеющее сакральное начало христианство не стало стержнем, на который нанизывается культура, так как в принявших его странах оно применялось и применяется как идеологическая опора для происходящего, видоизменяясь и получая различные толкования в зависимости от изменений социальной и политической ситуации, господствующего мировоззрения. Таким образом, в инновационном обществе традиции обслуживают культуру и являются ее следствием, тогда как в традиционном – сама культура вытекает из имеющей сакральное происхождение традиции.

Оба типа культуры жизнеспособны, имеют свои преимущества и недостатки. Традиционная культура доказала свою способность существовать, определенным образом развиваясь, тысячелетиями (Индия, евреи, Китай); а погибали подобные сообщества вследствие завоеваний соседями, оставляя черты своей культуры в веках (Шумер, Древний Египет), либо угасая при утрате сакральной традиции как центрального стержня (часть современных азиатских стран, кочевые сообщества). Инновационный тип культуры также доказал способность породить долговременно существующую цивилизацию: если полагать современный Запад преемником античности, то речь идет более чем о двух тысячелетиях.

Однако если мы рассматриваем Древнюю Грецию и Древний Рим отдельно друг от друга и дальнейшего развития Запада, то напрашивается вывод, что инновационный тип культуры приводил созданные им цивилизации не только к быстрому расцвету, но и к неизбежной гибели, провоцируемой внутренними причинами. Этим может закончиться и могущество современного западного мира, распространившего сегодня свое влияние по всему земному шару, а вместе с ним, учитывая явление глобализации и достигнутый уровень разрушительной мощи, и всего человечества. В связи с этим неверно было бы воспринимать традиционное общество как обреченный исчезнуть анахронизм, а инновационное – как единственно подходящее современному миру. Среди задач социальной и культурологической науки – адекватное описание и анализ обоих типов, изучение и сохранение сакральной традиции как культурообразующего начала традиционного общества.

Современное общество
Гражданское общество
Жизнь в обществе
Индустриальное общество
Информационное общество

источник

Общество – это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Традиционное общество функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц – сельское хозяйство.

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми – даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный способ производства, отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень социальной мобильности.
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

Читайте также:  Как ухаживать за цикламеном в горшке в домашних условиях

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие промышленных революций, прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта – урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой страны развивалось циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» – божественное разрешение на правление.

Развитие Японии в средние века и в новое время также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое – это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие – крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье – ремесленники и четвертое – купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию общественной жизни каждого из сословий.

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель – падишах – являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.

источник

В IV тыс. до н.э. в ходе неолитической революции возникли первые постпервобытные земледельческие общества, принадлежащие к восточному типу культуры. Среди них – государственные образования в долине между реками Тигр и Евфрат, в долине Нила. Несколько позднее – в III – II тыс. до н.э. возникли цивилизации в долине рек Инд и Хуанхэ, на восточном побережье Средиземного моря. Часто эти общества называют древневосточными в соответствии с европейской научной традицией деления истории на древнюю (до падения Рима в 476 г.), средневековую (до открытия Колумбом Америки и ренессансного культурного переворота) и новую. Эта схема была перенесена на периодизацию Востока. В связи с этим возникли такие понятия, как Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия.

Если Древний Египет и Древняя Месопотамия вполне соответствуют упомянутому делению, то Древняя Индия и Древний Китай с трудом вычленяются в отдельный культурно-исторический феномен, так как, по общему мнению, ярко выраженной границы между древним и средневековым Китаем (Индией) ни в социально-экономическом, ни в культурном плане не существует. Поэтому термин «Древний Восток» является весьма условным. Его возникновение было обусловлено необходимостью как-то обозначить мир, вышедший за пределы первобытности, так же, как и греко-римский мир, но отличающийся от него.

Трудно говорить о Древнем Востоке как культурной целостности еще и потому, что часть названных культур принадлежит к «доосевой

эпохе» (Древний Египет, Древняя Месопотамия), в то время как другая часть (Индия, Китай) вошла в «осевую эпоху».

С культурологической точки зрения более целесообразно говорить не о культуре Древнего Востока, так как Древнего Востока как культурной целостности не существует, а о культуре традиционных обществ Востока. Хронологические рамки существования этих культур довольно обширны: с IV тыс. до н.э. (со времени возникновения первых постпервобытных земледельческих обществ) до середины ХIХ в. (когда начинается трансформация восточного традиционного общества в аналогичном Европе направлении). Социально-экономическое своеобразие традиционных обществ Востока нашло свое выражение в понятии «азиатский способ производства», выдвинутом К. Марксом и его последователями.

В целом для традиционных обществ Востока (так же, как и для западного традиционного общества) характерны следующие черты:

— преобладание аграрных занятий и интересов, сельского хозяйства и ремесла, основанных на ручном труде и непосредственной передаче производственных навыков из поколения в поколение;

— следование обычаю, возведенное в высший нравственный закон;

— устойчивая и малоподвижная система ценностей, основанная на религиозно-мифологическом восприятии мира;

— стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению;

— общинность, поглощающая личность.

Однако у восточных традиционных обществ есть черты, отличающие их от западного традиционного общества. Во-первых, если на Западе традиционное общество доминирует лишь в средневековую эпоху, то на Востоке оно господствовало несравнимо больший период времени и начало разлагаться лишь под влиянием западной культуры, в ходе вестернизации мировой культуры. Во-вторых, для восточных земледельческих обществ характерен примат государства и общества над личностью, в западном традиционном обществе личность более значима и в гораздо более слабой форме подчинена обществу. В-третьих, хотя в основе системы ценностей как западного, так и восточного традиционных обществ лежит религия, надо иметь в виду, что сами эти религии отражают различные ментальности, различное отношение человека к миру (природе, обществу, государству) и к самому себе. Особенно отчетливо это различие проступает в «осевое время», когда начинается разрушение мифологического мироощущения. В традиционном обществе Запада это разрушение носит более последовательный и радикальный характер. Показателем этого служит европейская средневековая философия и теология, у истоков которых лежит принципиальное признание католичеством возможности рационального познания Бога. Кроме того, под влиянием христианства (как католичества, так и православия) закрепилось (в условиях диспропорции «избыток земли – недостаток труда») представление о самоценности человеческой личности.

В традиционных обществах Востока в «осевое время» мифологическое мироощущение не было до конца преодолено. В картине мира этих обществ мифологические элементы занимали весьма значительное место. Мифологическая картина мироздания не выделяет человека из окружающего мира, а, напротив, одушевляет последний, делая его ближе к человеку. В этих условиях не могло в полной мере сформироваться представление о самоценности человеческой личности. Сыграл здесь свою роль и хозяйственный уклад, сложившийся на базе диспропорции «недостаток земли – избыток труда».

источник

Внимание к традиционному обществу обусловлено кардинальными изменениями в мировоззрении человечества. На данном этапе развития социум является разнородным, в нём вынужденно сосуществуют богатые и бедные, высокообразованные и не имеющие начального образования личности, верующие и атеисты. Современное общество нуждается в индивидах, социально адаптированных, нравственно стойких и обладающих стремлением к самосовершенствованию. Именно эти качества формируются в раннем возрасте в семье. Традиционное общество наиболее отвечает критериям воспитания в человеке приемлемых качеств.

Традиционное общество – преимущественно сельское, аграрное и доиндустриальное объединение больших групп людей. В ведущей социологической типологии «традиция – современность» оно выступает основной противоположностью индустриальному. По традиционному типу социумы развивались в древнюю и средневековую эпохи. На современном этапе примеры таких обществ выраженно сохранились в Африке и Азии.

Отличительные черты традиционного общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности: духовной, политической, хозяйственной, экономической.

Община является основной социальной ячейкой. Она представляет собой замкнутое объединение людей, сплоченных по родовому или локальному принципу. В отношениях «человек-земля» именно община выступает посредником. Ее типология различна: выделяют феодальную, крестьянскую, городскую. Вид общины и определяет положение человека в ней.

Характерная черта традиционного общества – сельскохозяйственная кооперация, которую составляют клановые (родственные) связи. Отношения основываются на коллективной трудовой деятельности, использовании земельных угодий, систематических переделах земли. Такому обществу всегда свойственна слабая динамика.

Традиционное общество – это в первую очередь закрытое объединение людей, которое является самодостаточным и не допускает внешнего воздействия. Традиции и законы определяют его политическую жизнь. В свою очередь, социум и государство подавляют личность.

Традиционное общество характеризуется преобладанием экстенсивных технологий и применения ручных орудий труда, господством корпоративной, общинной, государственной форм собственности, в то время как частная собственность все-таки остается неприкосновенной. Уровень жизни большей части населения является невысоким. В труде и производстве человек вынужден приспосабливаться к внешним факторам, таким образом, социум и особенности организации трудовой деятельности зависят от природных условий.

Традиционное общество – это противостояние природы и человека.

Экономический уклад вступает в полную зависимость от факторов природно-климатического характера. Основу такого хозяйства составляют скотоводство и земледелие, результаты коллективного труда распределяются с учетом положения каждого члена в социальной иерархии. Кроме сельского хозяйства, люди в традиционном обществе занимаются примитивным ремеслом.

Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).

В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса. Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов. Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.

Социальные отношения в традиционном обществе строятся на подчинении. Каждый включен в него и ощущает себя частью целого. Рождение человека, создание семьи, смерть происходят в одном месте и окружении людей. Трудовая деятельность и быт строятся, передаваясь от поколения к поколению. Выход из общины всегда сложен и затруднителен, иногда даже трагичен.

Традиционное общество – это объединение по общим признакам коллектива людей, в котором индивидуальность не является ценностью, идеальный сценарий судьбы – исполнение социальных ролей. Здесь запрещено не соответствовать роли, в противном случае человек становится изгоем.

Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.

Главным богатством традиционного общества является власть, которая ценилась выше, чем закон или право. Армии и церкви принадлежит главенствующая роль. Формой правления в государстве в эпоху традиционных обществ была преимущественно монархия. В большинстве стран представительные органы власти не имели самостоятельного политического значения.

Так как наибольшей ценностью выступает власть, то она не нуждается в обоснованиях, а переходит следующему вождю по наследству, ее источником является Божья воля. Власть в традиционном обществе деспотична и сосредоточена в руках одного человека.

Читайте также:  Оформление зала к юбилею школы

Духовной основой общества выступают традиции. Сакральные и религиозно-мифические представления имеют господство как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Религия оказывает значительное влияние на духовную сферу традиционного общества, культура гомогенна. Устный способ обмена информацией преобладает над письменным. Распространение слухов является частью социальной нормы. Количество людей, имеющих образование, как правило, всегда незначительно.

Обычаи и традиции также определяют духовную жизнь людей в общине, которой свойственна глубокая религиозность. Религиозные догматы находят отражение и в культуре.

Совокупность культурных ценностей, почитаемых безоговорочно, также характеризует традиционное общество. Признаки ценностно ориентированного социума могут быть общими или сословными. Культуру определяет ментальность социума. Ценности имеют строгую иерархию. Высшей, без сомнения, является Бог. Стремление к Богу формирует и определяет мотивы поведения человека. Он выступает идеальным воплощением благонравного поведения, высшей справедливости и источником добродетели. Другой ценностью можно назвать аскезу, которая подразумевает отказ от благ земных во имя обретения небесных.

Верность является следующим принципом поведения, выраженном в служении Богу.

В традиционном обществе выделяют также ценности второго порядка, например, праздность – отказ от физического труда вообще или только в определенные дни.

Необходимо отметить, что все они имеют священный (сакральный) характер. Сословными ценностями могут выступать праздность, воинственность, честь, личная независимость, что было приемлемо для представителей знатных слоев традиционного социума.

Традиционное и современное общество тесно взаимосвязаны. Именно в результате эволюции первого вида социума человечество вышло на инновационный путь развития. Современное общество характеризуется достаточно быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией. Культурная действительность также подвержена изменениям, что обуславливает новые жизненные пути для последующих поколений. Для современного общества характерен переход от государственной формы собственности к частной, а также пренебрежение индивидуальными интересами. Некоторые черты традиционного общества присущи и современному. Но, с точки зрения европоцентризма, оно является отсталым ввиду закрытости от внешних связей и инноваций, примитивным, продолжительным характером изменений.

источник

Основные категории: эпоха античности, традиционное общество, культурная традиция, религиозное миросозерцание, сакральные ценности.

    Архаичное общество эволюционирует крайне медленно. Его культура как бы застыла, все время возвращаясь к своим истокам. Каждое новое поколение повторяет образ жизни предшествующего, не слыша до поры до времени общественного вызова. Вместо общества говорит природа голосом естественных катастроф, голодовок, климатических изменений. Но это неподвижность кажущаяся. Общество делает незаметные шаги, удаляющие его от животного мира, создает обрабатывающие технологии, совершенствует социальные институты, усложняет структуру мифов. В конце концов, происходит глубинный социальный переворот. Из недр архаичного общества вырастает традиционное. Этому повороту соответствует в Европе переходная культурная эпоха – эпоха античности, давшая миру демократию, изобразительное искусство и философию – и все это на основе мифологической культуры, адаптировавшей и новые рыночные типы хозяйства и развитую политическую организацию – в римском варианте правильно управляемые республику и империю, и сложный социальный строй с многочисленными и разнообразными группами населения.

Если с исторической дали античный мир представляется быстро пролетевшим «детством человечества», то следует помнить, что он в разных формах просуществовал восемь веков – много больше, чем современная европейская цивилизация. Здесь следует учесть и то обстоятельство, что античная культура предвосхитила культурные формы не только последующей, но и более поздних цивилизаций. Это свойственно переходным эпохам, когда причудливые комбинации из разнородных культурных форм порождают, на первый взгляд, нежизнеспособные институты, которые, тем не менее, остаются в исторической памяти человечества и всплывают на поверхность при совершенно иной культурной ситуации.

Так или иначе, античная эпоха подготовила основания для утверждения ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

Построим его теоретическую модель, выделив структурные элементы:

  • Это общество аграрное. Сельское хозяйство (земледелие и скотоводство) – доминирующий сектор экономики. Более того, вся жизнь подчинена природным циклам. Ручной труд с применением животной силы быков и лошадей – основа производительных технологий. Продуктивность сельского характера низкая. Посеянное хлебное зерно дает урожай сам-третей, в лучшие годы – сам-четверть Нищета (Ж.Дюби).
  • Это общество локальное. Оно складывается из малых поселений, находящихся на большом удалении друг от друга. Между ними дремучий лес, воспринимавшийся современниками в разных ситуациях как пустыня, источник дохода, или мир приключений. Локальность не означает замкнутость. Люди традиционного общества все время мигрируют, перемещаясь с места на место поодиночке или целыми общинами (Ж. Ле Гофф).
  • Это общинное общество. Его основной социальной ячейкой является община – замкнутое объединение людей, сплоченных по локальному или родовому принципу. Община выступает посредником в отношениях человек – земля. Можно выделить несколько типов общин: крестьянскую, феодальную, имеющую вид корпорации , и городскую – цеховую. Положение человека определяется типом общины, к которой он принадлежит по праву рождения, и его местом в ней.
  • Это иерархическое общество. Между различными группами общества поддерживается социальная дистанция. Главное основание иерархии – происхождение. Иерархия предполагает неравенство прав и обязанностей различных групп в обществе. Группы, отличающиеся друг от друга государственными и общественными повинностями и правами, передаваемыми по наследству, именуются сословиями. Господствующим сословием в традиционной Европе является рыцарство.
  • Это феодальное общество с господством внеэкономического принуждения, осуществляемого вооруженными рыцарями, организованными в корпорации со сложными внутренними взаимоотношениями по отношению к крестьянам и горожанам.
  • Это общество консервативное. В нем преобладает личное общение. Знание передается через устную традицию: проповедь, повествование, рассказ. Это обуславливает постоянное воспроизводство одних и тех же культурных моделей.
  • Это общество публичное.В нем нет разделения на жизнь общественную и личную. Вся жизнь человека открыта для прямого социального контроля со стороны общины.

Таким образом, в традиционном обществе социальные отношения приобрели характер особых социокультурных институтов, отделились от природных оснований. Порядок их функционирования определяется культурной традицией, передаваемой из поколения в поколение посредством прямого межличностного контакта.

Содержание культурной традиции следует искать в ментальности общества.

Главной ее чертой можно считать религиозность.

Религиозное миросозерцание предполагает четкое и недвусмысленное деление мира на две половины: потустороннюю и посюстороннюю или, как писали в России ХУШ века – на очную и заочную. Реальны оба мира, но в разной степени. Заочный мир более реален. Это мир божественный, вечный и совершенный. Замкнутый на земле очный мир был открыт миру заочному, он простирался вверх, к божественному небу.

Земная жизнь посвящена небесной, является испытанием для человека, который обязан исполнять божьи предначертания, спасаясь от греха молитвой и подвигом. Спасение принимает ритуальный характер: требует регулярных посещений церкви, исповеди священнику в грехах, святого причастия, наконец, материальных пожертвований в пользу церкви.

Человек постигает свою греховность и обязан искупить ее лично. Религия через голову общины или корпорации вводит человека в целостный, вечный мир, в котором имеет значение лишь чистота души, но не социальное или этническое происхождение.

Религиозное миросозерцание человека традиционного общества чувственно и конкретно. В его ментальности Бог телесен и подобен человеку (антропоморфен), созданному по его образу. Более того, Бог напоминает феодального сеньора или могущественного царя. Богу противостоит дьявол – вероломный подданный, предатель. Добрый поступок исходит от Бога, дурной – от Сатаны. В день Страшного суда праведники пойдут в рай, грешники – в ад.

Ментальность средневекового общества не знает полутонов. Черное и белое. Середины нет.

Ментальность средневекового общества проникнута жаждой чуда сверхъестественного явления, исходящего от Бога или дьявола. Творить чудеса могут и люди, причем как праведники, так и грешники. Средневековое общество изобилует людьми, истово верящими, что они одержимы дьяволом.

Итак, ментальность традиционного общества – ментальность религиозная. Она определяет представления о времени от происхождения мира до Страшного суда: линейные и необратимые. По замечанию М.Блока, отношение к времени у людей традиционного общества на редкость безразличное. Люди европейского средневековья представляли землю плоской – в виде огромного диска, поддерживающего небесный свод и со всех сторон окруженного океаном, центром мира был Иерусалим – город, где принял смерть и был вознесен на небо Христос. Мир расколот на части: царство добра и царство зла.

Традиционная ментальность неоднородна. В ней складываются различные подходы к постижению мира, пусть на общей религиозной основе, но преломленные через сословный опыт. Так, можно выделить особое крестьянское, церковное и даже рыцарское время.

Ментальность традиционного общества определяет его культуру: ценности, нормы, модели поведения, средства.

Попытаемся представить иерархию этих ценностей.

Высшей, несомненно, является БОГ. Именно стремление к нему формирует самые глубинные мотивы поведения, Бог в человеке – это его бессмертная душа, достойная того, чтобы не погубить ее грехом нечаянным или осмысленным. Бог есть воплощение высшей справедливости, источник добродетели и благонравного поведения.

Служение Богу ставило людей в ситуацию выбора, заставляя предпочитать одни занятия и отказываться от других, исполненных греха. К таким относились, в первую очередь: торговля, коммерция, ростовщичество. Более того, оно придавало особый смысл экономическим категориям – богатству, например. Быть богатым, значило много жертвовать церкви, много раздавать сирым и убогим.

Иной ценностью можно признать АСКЕЗУ – добровольный отказ от земных благ во имя обретения благ небесных, страдание, смирение.

Следующей ценностью – ВЕРНОСТЬ, проявляющуюся в беспрекословном служении Богу, но также земным установлениям, в т.ч. и кодексу поведения. Чем выше социальное положение корпорации, тем жестче нормы (А.Гуревич).

Обратим внимание на то, что все ценности носят сакральный (священный) характер.

В традиционном обществе складываются также и ценности второго порядка, не канонизированные церковью, тем не менее, весьма влиятельные. Укажем на ПРАЗДНОСТЬ, толкуемую как уклонение от физического труда, в т.ч. и от земледельческого. Отношение к труду у людей традиционного общества противоречиво. С точки зрения рыцарства, благородные занятия ограничивались войной и охотой, турнирами. Труд – удел простолюдинов.

Согласно Библии, безгрешное состояние человека также не предполагало труда. С другой стороны, церковь рассматривала земледельческий труд как благородное дело.

Суммирующим смыслом различных культурных образцов стало отношение к труду как к повинности и связанное с ним стремление уйти от подневольного и чрезмерного труда. В результате треть дней в году считались праздничными, запретными для работы.

Если праздность, хотя по-разному толкуемая, является ценностью всеобщей, то в традиционном обществе складываются и сословные ценности, прежде всего, рыцарские: честь, воинственность, личная независимость.

Традиционное общество, таким образом, располагает широким набором ценностей. В нем доминируют сакральные ценности, но, наряду с ними формируются и ценности мирские.

Традиционное общество навязывает своим членам жесткую систему норм, также сакральных по своему происхождению.

Нормы опираются на обычай более, нежели на писаное право. Чем норма старше, тем она авторитетней. Традиция выступает оправданием для тех или иных правил.

Светские (мирские) нормы имеют сословный характер. Они жестко регламентированы уставами, статутами, кодексами поведения, писанными или традиционными.

Причем все они разрабатывались внутри общины (корпорации) на основе согласия и самоуправления.

Любая корпорация требовала от своих сочленов жесткой дисциплины, следования определенным стандартам поведения.

В традиционном обществе складываются разнообразные модели культуры, свойственные не только отдельным сословиям, но и внутрисословным группам: общинам и корпорациям.

Отступление от норм карается жесткими санкциями: прежде всего, изгнанием из общины.

Традиционная культура знает и совсем иные модели поведения: празднично-карнавальные. В особые дни люди перестают стеснять себя установленными правилами. Они их не просто на время отменяют. Они их выворачивают наизнанку, побуждая себя и других делать именно то, что в будни запрещено: смеяться над святынями, ниспровергать авторитеты, пародировать самые важные ритуалы, пить и безобразничать. Праздник означал временное унижение и даже отрицание культурного порядка, принятого в обществе.

Таким образом,

  • Культура традиционного общества РЕЛИГИОЗНА. Религиозность означает двухмерность мира небесного и земного, а также сакральность основных моделей культуры.
  • В традиционном обществе складывается дифференциация культуры по сословному принципу.

источник

Adblock
detector