Меню

Что открыл аристотель в географии 5 класс

Авторская разработка Лыгина Данила. На тему “Аристотель. Заслуги в географии”, предназначенная для 5 класса. (Учебник:География 5 класс. Автор: Домагацких)

2. Труды Аристотеля в области географии.

3. Идея Аристотеля о шарообразности земли.

4. Аристотель и географические зоны.

5. Аристотель и причины землетрясений.

Также разработка будет опубликована на моем личном сайте: Lygin-project.ucoz.ru

Аристотель Заслуги в географии

2.Труды Аристотеля в области географии.

3.Идея Аристотеля о шарообразности земли.

4.Аристотель и географические зоны.

5.Аристотель и причины землетрясений.

  • Древнегреческий мыслитель Аристотель родился в 384 году до нашей эры в городе Стагира в Македонии. Отец Аристотеля был придворным врачом, от него сын получил первые познания в медицине и биологии. В 17 лет Аристотель отправился в Афины, чтобы учиться там, в академии известного Платона.

  • В 334 году до н.э. Аристотель основал свою школу в Афинах. Здесь, Аристотель давал уроки своим ученикам Труды самого Аристотеля охватывают множество наук. Аристотель писал трактаты по астрономии, биологии, медицине, по устройству космоса и строению Земли, разработал правила поведения человека в обществе, создал собственное учение об искусстве

Труды Аристотеля в области географии.

  • В своих трудах: “Метеорология”, “О небе”, “О море”, “О главных законах природы”, “История животного мира”, “О растениях” и др. он показал разнообразные географические сведения. Он дал убедительные доказательства шарообразности Земли, приводимые и ныне, сделал заключение о существовании на Земле климатических поясов, объяснял происхождение ветров, бурь, метеоров, землетрясений, приливов и отливов и др. явлений; описал около 500 видов животных и сделал попытку их классификации.

Идея Аристотеля о шарообразности земли.

  • В качестве довода о шарообразности Земли Аристотель обратил внимание на то, что при затмении Луны земная тень имеет форму круга.

Аристотель и географические зоны

  • Аристотель первым выдвинул гипотезу о существовании географических зон. Он считал, что земля разделена на три типа климатических зон, основывающихся на их расстоянии от экватора. Размышляя, что область около экватора была слишком жаркой для жилья, Аристотель выделил регион в обе стороны от экватора (23,5° с.ш. — 23,5° ю.ш.) и назвал его «Жаркая зона». Он считал, что от Северного Полярного Круга и до полюса находится вечная мерзлота.

Аристотель и географические зоны.

  • Он назвал эту непригодную для жилья зону «Полярная зона». Единственным местом, которое Аристотель считал приемлемым для жизни, была «Умеренная зона», расположенный между «Полярной зоной» и «Жаркой зоной». Одной из причин, по которой Аристотель считал, что Умеренная зона была лучшим местом для жизни, мог быть тот факт, что сам он жил в этой зоне. Поскольку знание географии земли улучшилось, вторая «Умеренная зона» была выделена к югу от экватора, а вторая «Полярная зона» — вокруг Антарктики.

Аристотель и причины землетрясений.

  • В поисках причин землетрясений Аристотель обратился к недрам Земли. Он полагал, что атмосферные вихри внедряются в землю, в которой много пустот и сквозных щелей. Вихри, думал он, усиливаются огнем и ищут себе выхода, вызывая, таким образом, землетрясения, а иногда извержения вулканов.

Аристотель и причины землетрясений.

  • Эти представления просуществовали много веков, даже не смотря на то, что он не привел никаких аргументов в пользу своих гипотез, а просто дал волю своей бурной фантазии. Аристотель также говорил, что когда воздух затягивается в землю перед землетрясением, оставшийся над землей воздух становится спокойнее и разреженной, затрудняя дыхание. Поскольку такие условия бывают при жаркой влажной погоде, такую погоду стали называть «сейсмоопасной погодой», полагая, что она сигнализирует о приближении землетрясений.

источник

Аристотель родился в Греции на острове Эвбея, в 384 г. до н. э. Его отец занимался медициной, он и привил сыну страсть к изучению наук. В 17 лет Аристотель стал учеником Академии Платона, уже через несколько лет он начал преподавать сам и вступил в содружество философов-платоников.

После смерти Платона в 347 г. до н. э. Аристотель ушел из академии, проработав в ней 20 лет, и поселился в городе Атарней, в котором правил ученик Платона – Гермий. Через некоторое время македонский царь Филипп Второй пригласил его на должность учителя для сына Александра. Аристотель был близок к царскому дому и преподавал маленькому Александру основы этики и политики, вел с ним беседы на темы медицины, философии и литературы.

В 335 году до н.э. Аристотель возвратился в Афины, а его бывший ученик взошел на престол. В Афинах ученый основал свою школу философии неподалеку от храма Аполлона Ликейского, которая стала называться «Ликей». Аристотель проводил лекции под открытым небом, прогуливаясь по дорожкам сада, ученики внимательно слушали своего учителя. Так добавилось еще одно название – «Перипатос», что переводится с греческого как «прогулка». Школа Аристотеля стала называться перипатетической, а ученики – перипатетиками. Помимо философии, ученый преподавал историю, астрономию, физику и географию.

В 323 году до н.э., готовясь к очередному походу, заболевает и умирает Александр Македонский. В это время в Афинах начинается антимакедонский мятеж, Аристотель попадает в немилость и бежит из города. Последние месяцы жизни ученый проводит на острове Эвбея, расположенном в Эгейском море.

Выдающийся философ и ученый, великий диалектик древности и основоположник формальной логики, Аристотель интересовался очень многими науками и создал поистине великие произведения: «Метафизику», «Механику», «Экономику», «Риторику», «Физиогномику», «Большую этику» и многие другие. Его знания охватывали все отрасли наук античного времени.

Именно с трудами Аристотеля связано появление основных концепций для пространства и времени. Его «Учение о четырех причинах», нашедшее свое развитие в «Метафизике», положило начало попыткам более глубинных исследований первоначал всего сущего. Уделяя большое внимание душе человека, ее потребностям, Аристотель стоял у истоков зарождения психологии. Его научный труд «О душе» на многие века стал основным материалом при изучении психических явлений.

В трудах по политологии Аристотель создал свою классификацию правильных и неправильных государственных устройств. По сути, именно он и заложил основы политологии как самостоятельной науки о политике.

Написав сочинение «Метеорология», Аристотель представил миру одну из первых серьезных работ по физической географии. Также он выделил иерархические уровни всего сущего, разделив их на 4 класса: «неорганический мир», «мир растений», «мир животных», «человек».

Аристотель создал понятийно-категориальный аппарат, который и в наши дни присутствует в философском лексиконе и стиле научного мышления. Его метафизическое учение было поддержано Фомой Аквинским и впоследствии развивалось схоластическим методом.

В рукописных трудах Аристотеля отражен весь духовный и научный опыт Древней Греции, они оказали существенное влияние на развитие человеческой мысли.

Аристотель родился в 384 году до нашей эры в Стагире, его отец был врачом македонского царя, сын которого впоследствии пригласил будущего философа наставлять юного Александра Македонского. Аристотель учился у Платона, а после расставания с воспитанником основал свою школу – Лицей, которым руководил около тринадцати лет. За это время философ написал несколько крупных работ: «Метафизику», «Физику», «О душе», «Этику», «Поэтику», «Органон», «Историю животных» и другие.

Большая часть его трактатов посвящена философии, несмотря на различные названия. Философия в Древней Греции была наукой о бытии и изучала все явления в жизни. Аристотель различал три ее направления – поэтическую, теоретическую и практическую. Он утверждал, что все вещи состоят из двух начал: материи и формы. Материя – это вещество, из которого состоит что-либо, а форма – это идея, активное начало, организовывающее материю. Поначалу его рассуждениям был свойственен дуализм, но позже Аристотель стал последователем идеализма и считал, что форма господствует над материей.

Аристотель считал, что в любой науке исследования нужно вести с изучения единичных вещей с помощью чувственного восприятия. Он был сторонником индукции – движения от частного к общему, но предостерегал не делать поспешных заключений. Аристотель углублялся в метафизику, объясняя бытие четырьмя причинами: материальной, формальной, целевой и движущей.

Взгляды и учения Аристотеля ценились не только во время его жизни, но и столетия после. Его уважали арабские философы последующих веков, к нему трепетно относились схоласты христианского Средневековья, а гуманисты, отвергавшие схоластическое учение, еще больше ценили его труды.

Аристотель считается крестным отцом физики, его трактат «Физика» положил начало истории этой науки, хотя большая часть его содержания относится к философии. Тем не менее, он правильно определил задачи физики – исследовать причины, начала и элементы природы (то есть, основные законы, принципы и основополагающие частицы).

Аристотель заложил основы для развития химии, с его учений о четырех первоначалах – земли, воздуха, воды и огня – начался предалхимический период истории этой науки. Древнегреческий философ предположил, что каждое начало представляет собой состояние первоматерии, но имеет определенный набор качеств. Эта идея стала впоследствии развиваться в средние века.

Аристотель оказал огромное влияние на логику: он занимался изучением дедуктивных заключений, описал логические законы противоречия, тождества и исключенного третьего. Особенно большой вклад этот ученый внес в философскую науку, определив взгляды средневековья и нового времени. Он также повлиял на развитие психологии, экономики, политики, риторики, эстетики и других областей научного знания. Его труды переводились на латинский, арабский, французский, иврит, английский и другие языки.

источник

Имя Аристотеля хорошо знакомо не только тем, кто всерьёз интересуется философией. Трудно представить наиболее известного сына Древней Греции, который даже спустя столетия со дня смерти продолжал бы оказывать влияние на человечество. Аристотелю удалось не просто остаться в истории. До сих пор к его мыслям обращаются физики и политики, социологи и философы.

Памятник Аристотелю у мэрии Полигироса

Учёным почти достоверно удалось установить год рождения Аристотеля. Известно, что великий мыслитель появился на свет в 384 г. до н. э. в Стагире — этот город и сейчас можно посетить на полуострове Халкидики. Его мать происходила из богатого рода. А отец и по совместительству первый учитель Аристотеля — Никомах — служил придворным лекарем Филиппа, царя Македонии. Впоследствии это сыграет особую роль в назначении философа воспитателем юного Александра Македонского.

В 15-летнем возрасте Аристотель потерял родителей. Тогда его опекуном стал Проксен, благодаря которому мальчик пристрастился к изучению природы и чтению редких книг. Два года спустя он обосновался в Афинах, где поступил в известную Академию Платона. В 347 г. он женился на дочери тирана Гермия, но тот был свергнут и казнён персами.

Аристотель вынужденно покинул Афины, а в 343 г. до н. э. стал учителем Александра по личному приглашению его отца Филиппа. Именно Аристотель познакомил Македонского с гуманистической философией. В обучении он делал акцент на изучении политики и этики. Так Александр получил классическое образование, полюбил литературу, философию и медицину. Позже Аристотелю удалось вернуться в Афины и основать свою школу. Но после смерти своего знаменитого ученика он вновь покинул город — возросло количество восстаний против македонского владычества. А ровно через год философ скончался.

Если задуматься о том, что открыл Аристотель и чем мир обязан ему, можно насчитать десятки важных достижений. Он опубликовал большое количество работ в самых разных областях — от поэзии и политики, религии и риторики до теории литературы и метафизики.

Читайте также:  Как оплатить кредит другого банка через мобильный банк

Аристотель считается отцом метеорологии. Именно в его трактате о небесных явлениях впервые встречается этот термин. Аристотель, как Евдокс Книдский, считал Землю центром вселенной и впервые упомянул о её шарообразной форме. Его открытия в космологии оказывали влияние на науку вплоть до XV века. Также Аристотелю принадлежит принцип создания классификаций, которым человечество пользуется до сих пор.

Небольшой ролик из Парка Аристотеля в Халкидики:

Без Аристотеля нельзя представить себе современную химию, которая основана на созданной им классификации древних элементов. А ещё интересно проследить связь философа с биологией. Иногда его называют первым натуралистом в истории. Аристотель создал классификацию животных и сгруппировал их по общим признакам. Выходя в море с рыбаками, он стал первым учёным, который заметил: дельфины — млекопитающие, дышат лёгкими и не являются рыбами. Их Аристотель поместил в одну группу китообразных вместе с китами.

Но совершенно особую роль в жизни Аристотеля играла философия. В то время, когда человечество верило в богов, а в природных явлениях виделось влияние стихий на человека, он выдвинул революционное для той эпохи учение о причинности. Аристотель настаивал: у всего происходящего есть определённая причина, а в упорядоченной Вселенной ничто не происходит просто так.

Согласно Аристотелю, душа — нечто неотделимое от тела. Она нетелесна, но человек ощущает и мыслит именно душой. Также Аристотеля принято называть основоположником логики. И хотя до этого данная тема поднималась в трудах предшественников, он смог систематизировать знания, сформулировал законы противоречия и тождества.

В работах Аристотеля особенно выделяются этические взгляды. И здесь он тоже стал первопроходцем, введя термин «этика». Он даёт определение нравственным добродетелям – щедрости, мужеству, правдивости, справедливости.

В честь 2400-летия со дня рождения сего великого грека ЮНЕСКО провозгласила 2016 год Годом Аристотеля. Мероприятия, посвящённые этому событию, будут проходить по всей планете. Год Аристотеля объединит самых видных деятелей современной философской мысли из разных стран. В мае в северной столиции Греции Салониках пройдёт Всемирный конгресс, организованный Университетом Аристотеля.

Другой такой конгресс состоится в Афинах в июле. Впрочем, ведущие исследователи работ Аристотеля поделятся своими открытиями не только в двух крупнейших городах Греции. Часть программы перенесут в Стагиру, где родился философ, и Миезу — здесь проходили занятия Аристотеля с Александром Македонским.

Аристотеля понимают и толкуют по-разному, соглашаются и критикуют. Но в отличие от многих современников и последователей ему удалось главное — выйти за рамки древнегреческого мира и добиться безоговорочного признания не только среди самих греков.

источник

Аристотель – античный философ, родился в Древней Греции. Он был учителем великого Александра Македонского и учеником другого философа – Платона. Он родился в семье лекаря, и с детства отец обучал его азам врачевания. Родители оба увлекались философии, и мальчик заинтересовался этим с самых малых лет. Когда Аристотелю было 5 лет, его отец и мать умирают, оставляя сына одного. Его воспитанием занимался Проксен, родственник по линии отца. Он постоянно уделял время для обучения Аристотеля, читал с ним книги и покупал новые, о которых мальчик ещё не знал. После смерти родителей, осталось целое состояние, которым и распоряжался Проксен.

Уже будучи юношей, Аристотель понимает, что должен просвещать людей в том, что будущее страны зависит только от них самих. Его учения описаны в некоторых сборниках и там говорится, что Аристотель был прекрасным оратором и философом.

Чтобы заниматься философией, ученый уезжает в Афины, где остается там на много лет. В Афинах Аристотель поступает в академию, в котором преподавал Платон. Учитель сразу же заметил способности юноши и оценил его познания в философском учении. Платон выделяет его среди остальных учеников.

В это время ученый старается не опираться на труды своего учителя и развивает свои концепции. Разумеется, это разочаровало Платона, но никак не повлияло на их дружбу. Аристотель очень уважал наставника, поэтому не решился открыть свою философскую школу, когда Платон был жив. Когда учитель умер, на его место пришел племянник, что очень не понравилось Аристотелю и решает покинуть Афины.

Его дальнейший путь лежал в Малую Азию, но через несколько лет, в следствие войны, Аристотель покидает и это место. Стоит отметить, что дочь правителя Ассоса (Малая Азия) была не равнодушна к молодому ученому, в результате чего между Аристотелем и Пифиадой завязались отношения. Он забрал возлюбленную, и они вместе покидают Ассос. Молодые люди отправились на остров Лесбос, где Аристотель стал наставником Александра Македонского – сына правителя острова. Воспитанием он занимался 4 года, но не ставил перед собой сделать из мальчика великого философа. Отношения между ними не были столько близкими и Александр предпочел убрать своего наставника из Македонии, так как тот был категорически против идей о завоевании мира.

Когда Александр Македонский занимает трон, Аристотелю приходится вернутся в Сатигиру. Уже после многих событий в его жизни: смерти Платона, долгих скитаний по миру, он решается открыть свою школу – Ликей. Она была так названа в честь храма, который располагался неподалеку – Аполлон Ликейский. Через несколько лет умирает Александр Македонский и в этом обвиняют Аристотеля.

Стоит отметить, что в своей школе он хотел не только преподавать, но и проводить исследования и развивать науку. Ему помогали ученики и помощники, которые помогли сделать большой вклад в науку и сделать несколько открытий. В это время ученый пишет множество работ, где описывает результаты своих исследований и опытов.

Преподавание тоже не отошло на задний план, и Аристотель много общался со своими учениками и читал им лекции, рассказывал о бытие, делился своими идеями.

Он всю жизнь был увлечен наукой и философией, поэтому ему не так была важна политическая ситуация в стране, и он не следил за событиями в мире. Когда начались антимакедонские восстания, ему пришлось отправиться на остров Эвбею, где он провел свои последние годы. У Аристотеля была наследственная болезнь желудка, с которой он не смог справиться и умер в возрасте 62 лет. У него остались дети, которые продолжили учения отца.

для детей 5, 6 класса и его открытие

Аристотель – один из самых великих мыслителей Древней Греции. Он был прекрасным логиком и благодаря нему появился философский язык. Аристотель был одним из лучших учеников Платона, а после, стал учителем Александра Македонского.

Знаменитый философ родился в 384 году до нашей эры в городе Стагире. Большинство ученных считает, что это город носил название Макенонск, а сам Аристотель являлся македонянином.

Никомах – отец его, врачевал и сам лично был знаком с дедом и отцом Македонского. Мать Аристотеля Фестида была рождена в Халкиде Эвбейской.

Воспитанием будущего великого мыслителя занимался родной дядя по материнской линии, который отправил молодого парня в 17-летнем возрасте покорять Афины. Здесь молодой человек проходил обучение у великого философа Исократа и у Платона, в его же Академии, в которой тот пробыл на протяжении долгих 20-ти лет и покинул ее, только после смерти своего любимого учителя.

После гибели Платона, Аристотель покидает Афины и отправляется в Ассос, после чего переправляется на остров Лесбос, где занимается преподавательской деятельностью до того самого момента, пока не получает приглашение быть учителем Александра.

Он являлся его личным преподавателем на протяжении 10-ти лет, после чего остался советником при дворе.

После гибели Македонского в 323 году до нашей эры, в Афинах начало разворачиваться настоящее антимакедонское восстание. В этот период времени Аристотель был подвержен многочисленному количеству нападков, после чего ему буквально пришлось бежать на родину к матери.

Из-за серьезной желудочной болезни в 322 году Аристотель умирает. Но, имеются также сведения о том, что причиной смерти стал принятый им яд аконит.

В дополнение к биографии можно сказать, что Аристотель был женат единожды, и его супругой стала Пифиада – родная племянница самого Ассоса Гермия. Супруга подарила ему дочь. Также у него были отношения со служанкой, в последствии подарившей ему сына Никомаха.

источник

ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (ДО 5 В. Н. Э.). ЗНАЧЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ТРУДОВ АРИСТОТЕЛЯ, ЭРАТОСФЕНА, СТРАБОНА И ПТОЛЕМЕЯ.

География как наука возникла на определенном этапе развития человеческого общества, но знания, которые мы вправе называть географическими, стали накапливаться с тех пор, когда начался процесс очеловечивания.

Древнейшим нашим предкам необходимо было знать местность обитания со всеми ее благоприятными и опасными свойствами. Это диктовалось необходимостью выживания и сохранения вида.

Цивилизация Древнего Египта уходит более чем на 30 веков до нашей эры. Египтяне много строили дворцов и храмов и украшали их стены сценами из своей жизни. Постепенно сложилось иероглифическое письмо. Египтяне хорошо знали звездное небо, составляли его карты и карты собственной территории, знали способы определения точного времени, пользовались календарем.

За 3 тыс. лет до н.э. египтяне усовершенствовали письмо, заменив глину папирусом, а клиновидные знаки — иероглифами. В искусстве мореплавания они уступали финикийцам и пользовались их услугами. Значительный вклад в развитие древней культуры и науки внесли народы Месопотамии.

Жители Шумерапридумали колесо, освоили клинопись, ввели счет и счет времени, разделили круг зодиака на 360 частей, изготавливали кирпичи и строили большие дома. Для борьбы с наводнениями шумерами был создан ряд каналов, плотин.

Древние персы занимали ограниченную территорию у северного побережья Персидского залива. Высокоразвитую цивилизацию сформировали древние китайцы.

В целях обороны от набегов кочевников в период IV—II вв. до н.э. китайцы соорудили Великую стену, протянувшуюся на тысячи километров.

Это предприятие не могло быть выполненным без должного географического и топографического обоснования.

Китайцы придумали начертание «арабских» цифр, иероглифическое письмо, компас, порох, изготовление шелковых тканей, наконец, бумаги.

Основоположником милетской (ионийской) философской школы считают Фалеса. Фалесу приписывают формулирование нескольких математических аксиом.

В основе всех вещей Фалес предполагал воду: «Вода — начало всех вещей». Землю Фалес представлял плоским диском, плавающим в Океане.

Анаксимандр «О природе». Анаксимандр считал основой вещей бесконечно малые частицы, обладающие творческой силой.

Это вещество он назвал алейрон. Из бесконечной и вечной первичной материи под действием движущей силы образовались сначала теплое и холодное, а потом через смешение этих элементов и жидкое, которое в свою очередь дало начало земле, воздуху и огню.

Анаксимандр первым предположил, что Земля висит свободно в пространстве и удерживается в таком положении благодаря одинаковому со всех сторон расстоянию от небесного шара. Фигура Земли напоминает цилиндр, на верхней круговой поверхности которого мы живем.

Земля движется вокруг космоса. По Анаксимандру, первоначальное вещество было однородно. Потом произошло его разделение: горячие частицы поднялись вверх, а илистые, более тяжелые, стекли вниз. Из жидких частиц возникло море, из твердых — суша.

Читайте также:  Как испечь шарлотку яблочную

Из болотных пузырей возникли всевозможные животные, а от животных произошли люди.

Анаксимен полагал, что первоосновой всего является воздух. При разрежении воздух становится огнем, а при сгущении — облаком, потом водой и, наконец, землей. Первой возникла Земля из воздуха, а Луна, Солнце и звезды произошли от Земли.

По Гераклиту, первовещество — огонь.

Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Все вещи возникают через борьбу согласно необходимости, которую Гераклит назвал «логосом». Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи вновь становятся огнем.

Основным законом природы, по Гераклиту, является испарение, поскольку огонь, сгущаясь и уплотняясь, превращается в воду, вода же, отвердевая, превращается в землю, причем соответ­ственно совершаются переходы от земли к воде и от воды к огню. Испарение Гераклита — прообраз взаимного превращения элементов.

Гекатей Милетский— автор двух известных сочинений.

Первое — историческое — «Генеалогии» («Родословные»). В нем Гекатей отстаивал принципы правдоподобия. Второе — географическое — «Землеописание», в котором дана характеристика известных частей Европы, Азии и Африки. Гекатея называют основоположником описательного метода в географии, использующего принцип достоверности.

Геродот — «История в девяти книгах».

Настойчиво искал объяснения причин развития природных процессов. Геродот предположил, что Нилу потребовалось около 10 тысяч лет для создания равнины на месте залива, бывшего на месте дельты.

Демокрит— один из основоположников атомистической теории. Весь мир, по Демокриту, состоит из пустоты и мельчайших неделимых частиц — атомов.

Атомы вечны, находятся в постоянном движении. Все предметы — соединения атомов. Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадом. Написал книгу «Большой мирострой», в которой изложил свои взгляды на мироздание.

Эпикур исходил из признания вечности материи, которая имеет внутренние источники энергии движения.

Человеческую душу Эпикур считал смертной и состоящей из особо тонких атомов.

Пифагор. Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из «единиц бытия», сочетания которых соответствуют различным геометрическим фигурам. «Все вещи — суть числа».

Известна «пифагорейская четверица», в которой единица соответствует точке, два — линии, три — плоскости, четыре — объемному телу. Десять, т.е. сумма первых четырех чисел, есть символ полноты Космоса. Планеты — дочери Солнца. Фигура Земли должна быть идеальной.

Такой геометрической фигурой является шар.

Платон развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые он называл видами, или идеями. Чувственный мир — порождение идей. Идеи вечны, не возникают, не погибают, не зависят от пространства и времени. Источником познания служат воспоминания бессмертной Души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело.

Аристотель признавал объективность существования и развития материального мира, но вместе с тем и акт первоначального творения — «неподвижный перводвигатель».

«Метеорологика» — вершина географической науки, античности. В ней, в частности, рассмотрен вопрос о круговороте воды при участии испарения с поверхности водоемов, охлаждения с образованием облаков и атмосферных осадков.

Выпавшие на поверхность земли осадки образуют ручьи и реки, наиболее крупные из которых берут начало в горах. Реки несут свои воды в моря в объеме, равном количеству испарившейся воды. Вот почему уровень моря остается стабильным. Между морем и сушей происходит постоянное противодействие, отчего в одних местах море разрушает берег, в других — образуется новая суша.

Это Аристотель впервые объяснил лунное затмение тенью Земли, отбрасываемой на поверхность Луны. В книге «Политика» Аристотель рассмотрел влияние природных факторов на человека и его поведение в направлении, которое впоследствии получило наименование «географический детерминизм».

Эратосфен был автором двух крупных произведений: «Истории от падения Трои до Александра Македонского» и «Географики».

Им впервые была выделена область знаний, которую мы до сей поры называем географией. Эратосфен рассмотрел историю развития географических идей своих предшественников, дал анализ шарообразности Земли и связанных с этим географических следствий, предложил метод и впервые рассчитал основные параметры земного шара, очень близкие к современным, рассмотрел принципы развертки шарообразной поверхности на плоскость, осуществил страноведческое описание известного ему мира с характеристикой природы, государственного устройства стран и культуры народов.

Книга была иллюстрирована картой мира с нанесенными на нее меридианами и параллелями. Эратосфену принадлежит идея достижения Индии, плывя на запад от Пиренейского полуострова.

Страбон. Им написаны «Исторические записки», отражавшие столетний период бурной истории Римского государства.

Создатель 17-книжного сочинения под названием «География». Основная задача географии — создание теоретических предпосылок «искусства жить» в мире себе подобных и в среде, созданной природой и человеческой деятельностью. Страбон утверждал, что нельзя постичь тайны географии, не разбираясь в небесных явлениях, не умея производить вычисления, не изучив свойств атмосферы. Страбон считал, что водная поверхность превышает площадь суши. При описаниях территорий Страбон пользовался принципом географического районирования.

Страбон относил себя к философской школе стоиков.

По их представлениям, великий огонь фор­мирует и определяет весь окружающий мир. По прошествии определенного цикла произойдет миро­вой пожар и уничтожит мир. Затем начнется его возрождение с повторением всего того, что уже было. Как органическая часть Космоса человек должен заботиться обо всем мире, о прекрасном Космосе, о человечестве в целом, а не только об одном городе или отдельном коллективе.

Птолемей внес существенный вклад в развитие астрономии и географии, был автором трудов, наиболее известными из которых являются «Великое построение астрономии» и «Руководство по географии».

С именем Птолемея связывают окончательное установление геоцентрической системы мира. По учению Птолемея, Земля неподвижна, находится в покое и составляет центр Вселенной. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце в следующем порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

По периферии расположена сфера неподвижных звезд. Птолемеева система мира была освящена христианской церковью и считалась непререкаемым руководством до Коперника.

Птолемей был выдающимся представителем античной «математической географии». Для Птолемея было характерным стремление к количественной строгости. Географические знания Птолемей подразделял на хорографию и географию. Хорография занимается преимущественно качеством, она заботится о сходстве и не нуждается в математических методах.

География есть линейное изображение всей известной поверхности Земли со всем тем, что на ней находится.

ARISTOTEL (384-322 до н.э.) Это древнегреческий ученый.

Идея о сферичности земли впервые была представлена ​​греческим философом Парменидом (в столетии до н.э., N. №). Однако его высказывания были не чем иным, как результатом спекулятивной философии. Сторонники сферичности Земли, наконец, выиграли, когда старый греческий ученый Аристотель встал на его сторону. Правда, он допустил большую ошибку, отказавшись от Доктрины вращения Земли и заявил, что Земля все еще находится и находится в центре Вселенной.

Но это принесло новые доказательства того, что Земля — ​​это шар. Вот один из них: «Взгляд звезд не только показывает, что Земля — ​​это сфера, но также и то, что она не особенно велика. Поскольку достаточно двигаться немного на север или на юг, чтобы горизонт был совершенно иным. над головой сильно меняется ». Как аргумент о сферичности земли, Аристотель указывал на то, что в темном затмении земная тень является формой круга.

Когда вопрос о форме Земли был решен, греки стали интересоваться вопросом о его размере, но как греки не измеряли Землю.

Аристотель — величайший философ.

Он пытался найти ответы на вопросы, наблюдая окружающий мир и собирая факты. Аристотель была первой мыслью, которая представляет собой очень продуктивную идею о древней географии, единстве и безграничности Мирового океана.

Научные доказательства шарообразности Земли, одними из первых, согласно мнению большинства исследователей, были представлены Аристотелем (384–322 гг.

до н.э) спустя примерно 200 лет после Пифагора в трактате «О небе». В нем было приведено сразу несколько доводов, основанных на наблюдательных фактах:

  • Во-первых, это лунные затмения. Если верно то, что Луна при затмении попадает в земную тень, и если мы видим, что граница этой тени (линия Терминатора) всегда дугообразна, мы можем заключить, что вся тень целиком имеет круглое поперечное сечение.

Однако эта тень отбрасывается Землёй; и если бы Земля имела форму, отличную от формы шара, сечение тени не было бы круглым при любых взаимных положениях Земли и Солнца.

Рисунок 2 – Изображение Земной тени на Луне.

  • Второе доказательство связано с видом звёздного неба при перемещении наблюдателя с юга на север.

В более северных широтах мы видим небесный полюс находящимся выше над горизонтом; Солнце же поднимается над горизонтом ниже, чем на юге; и некоторые звёзды, которые видны на юге, не видны в северных странах, а звёзды, которые в северных странах видны постоянно, в южных областях оказываются заходящими.

  • Также Аристотель заметил, что все тяжелые тела падают на землю под равными углами.

Это аристотелевское доказательство шарообразности Земли нуждается в пояснении. Дело в том, что Аристотель считал, что тяжелые элементы, к числу которых он относил землю и воду, естественные образом стремятся к центру мира, который поэтому совпадает с центре Земли.

Если бы Земля была плоской, то тела падали бы не перпендикулярно, ибо они устремлялись бы к центру плоской Земли (Рисунок 3), но поскольку все тела не могут находиться непосредственно над этим центром, то большинство тел падало бы на землю по наклонной линии.

Таким образом, Аристотель также является первым ученым, выдвинувшим гипотезу закона всемирного тяготения.

Рисунок 3 – Притяжение тел к центру мира в случае плоской (слева) и шарообразной Земли.

  • Наконец, возможно, наиболее известный и популярный довод, в котором рассказывается о том, как уходящий в море корабль постепенно скрывается за горизонтом, и как при приближении к берегу постепенно встают из-за горизонта прибрежные горы.

Рисунок 4 – Причина скрытия уходящих кораблей за горизонтом.

Дата добавления: 2015-05-07; просмотров: 855 | Нарушение авторских прав

Если спросить любого человека какую форму имеет наша планета, то он не задумываясь ответит – шар. Действительно, школьные учебники начального курса географии разных авторов, например, Максимова Н. А. , Крыловой О. В. и других позиционируют нашу планету, как шар или сферу. Ведь даже земные оболочки носят названия сфер: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, геосфера.

”Сфера – замкнутая поверхность, все точки которой одинаково удалены от центра,“ — такое определение дает толковый словарь.

Греческое слово ”sphaira“ означает шар. Так ли это на самом деле? Современные геодезические исследования показывают, что форма Земли сложная: поверхность дна океанов как бы вдавлена, приближена к центру Земли, а поверхность материков – наоборот.

Следовательно, наша планета не обладает правильными пропорциями.

Таким образом, возникает проблема несоответствия данных школьного учебника и научной литературы на предмет описания формы Земли. На самой первой странице географического атласа приведены два изображения Земли. Одно – вид из космоса , где мы ясно видим, что по форме Земля напоминает шар; другое – представление древних о месте их жительства, когда люди считали, что Земля неподвижна и у неё должна быть какая-то опора.

Читайте также:  Как собирать укроп на семена

Поэтому древний народ – вавилоняне – думал, что Земля сама плавает на поверхности океана, а древние индусы, например, считали, что Земля покоится на четырёх слонах, стоящих на спине плавающей черепахи.

Наши предки воображали, что Земля покоится на спинах трёх больших китов, которые плавают на поверхности огромного океана . Даже в сказке Ершова «Конёк Горбунок» Иванушка пролетает на коньке над китом, на спине которого стоят деревни, едут на телегах мужики, на полях выращивают рожь, а кит в это время плавает в море-океане.

Проблема усугубляется: так какую же форму имеет Земля – плоскую, круглую, или какую-нибудь другую?

Тем более, некоторые народы полагали, что она похожа на невысокий пень спиленного дерева, на плоской поверхности которого живут люди.

Только в сказках могут существовать такие громадные киты или слоны, которые держат на себе нашу планету. Известно же, что все животные должны питаться и размножаться.

Кроме того, ни одно животное не живет больше нескольких сот лет, оно стареет и умирает, не говоря уже о том, что никакие животные не в состоянии выдержать на себе не только тяжести всей Земли, но и даже небольшой горы.

А мысль вавилонян о том, что Земля плавает на поверхности океана, подобно куску дерева, также ошибочна.

Ведь Земля очень тяжела для того, чтобы плавать на воде. Даже если бы она могла плавать в каком-нибудь океане, то вода этого океана тоже должна была бы на чем-то держаться.

Целью данной работы является исследование закономерностей образования фигуры Земли с помощью практического физического эксперимента и теоретических научных данных.

В ходе работы были решены следующие задачи:

Систематизирован теоретический материал по развитию взглядов на истинную форму Земли.

2. Опытным путем с помощью физических приборов исследована форма нашей планеты.

Поставленные задачи решались методами эмпирическим и сравнительного анализа различных данных.

Актуальность данной работы заключается в том, что в ней проведена обширная систематизация знаний по, казалось бы, самой простой теме; широко показаны межпредметные связи – интеграция нескольких предметов друг в друга: физика и география, история и география.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ШАРООБРАЗНОСТИ ЗЕМЛИ.

Людей издавна интересовал вопрос о форме Земли. Истоки идеи о шарообразной форме Земли неразрывно связаны с учением Пифагора и его последователей – пифагорейцев: впервые в истории человеческой мысли логически последовательно проводилась идея шарообразности Земли и симметрично устроенных сфер, из которых состоит космос.

Аристотелем и его последователями была доказана шарообразность Земли, что сыграло значительную роль в становлении географии как определенной системы знаний.

Эратосфен рассматривал шарообразность Земли, понимая, что только научное доказательство истинной формы планеты может стать необходимым фундаментом географии.

Кстати, Эратосфен впервые ввел термин «география» вместо ранее употребляемых.

Убедиться в выпуклости Земли можно, наблюдая, как скрываются или появляются высокие предметы на той линии, где небо будто сходится с земной поверхностью, то есть на линии горизонта. Холмы, леса, горы скрывают её от нас. Но на море линия горизонта отчётливо видна.

Вот почему моряки первыми заметили, что земная поверхность выпуклая.

Приближаясь к берегу, моряки видели, что сначала показывались только верхушки гор, а по мере приближения к ним горы как бы вырастали на глазах, пока не становилось видным их подножие.

Удаляясь от берега, наблюдалось обратное – горы как бы погружались в море: сначала исчезали из виду их подножие и строение на берегу, а затем скрывались из глаз и вершины.

Если бы Земля была плоской, горы не исчезали бы из виду, а лишь становились бы по мере удаления от них всё меньше.

Их можно было бы видеть за сотни километров с такой же легкостью, как мы видим за сотни метров обычные дома. В действительности же, когда гора скроется за горизонтом, её нельзя увидеть даже в самую сильную зрительную трубу. Но, если подняться на высокое место, то скрывшийся за горизонтом корабль можно снова увидеть.

Взбираясь на высокие места (ими могут быть даже крыши домов), можно заметить, что горизонт как бы расширяется.

Расширение горизонта – одно из доказательств выпуклости земной поверхности: если бы Земля была плоской, этого явления не наблюдалось бы.

Вторым доказательством выпуклости земной поверхности служит появление над горизонтом новых звёзд при перемещении вдоль меридиана. Если ехать из Москвы в Санкт-Петербург, то в Твери Полярная звезда будет стоять выше над горизонтом, чем в Москве, а в Санкт-Петербурге ещё выше.

Это происходит потому, что Тверь севернее Москвы почти на 20, а Санкт-Петербург на 40.

Такие наблюдения показывают, что земная поверхность везде – на суше и на море – выпуклая, а не плоская.

Третьим доказательством шарообразности Земли является вид тени Земли, которую можно увидеть в полнолуние, когда Земля находится между Солнцем и Луной.

Освещаемая Солнцем, она отбрасывает в пространство тень, которая может упасть на Луну Тогда происходит полное или частичное лунное затмение: земная тень надвигается на светлый диск полной Луны, а край земной тени всегда круглый, такой же как у тени, падающей от апельсина на стену.

Четвертое доказательство появилось в эпоху Великих географических открытий, во время путешествия испанского мореплавателя Фернана Магеллана в 1519-1522 годах. Плывя всё время на запад, он пересек Атлантический океан, обогнул Южную Америку через пролив, названный его именем, и вышел в Тихий океан.

Плывя в одном направлении, эскадра пересекла Индийский океан и через мыс Доброй Надежды вышла в Атлантический, то есть совершилось плавание вокруг земного шара.

Правда, кругосветное путешествие еще не доказывает шарообразности Земли. Если бы она имела форму, подобную кабачку или огурцу, её тоже можно было бы объехать вокруг.

Пятым доказательством служит круговая линия горизонтаЕсли бы Земля не была по своей форме близка к шару, то горизонт не был бы в форме правильного круга.

Это доказательство позволило немецкому ученому Мартину Бехайму в ХV веке построить модель земного шара – глобус.

Шестым доказательством – современным – являются фотоснимки Земли из космоса .

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ: ИСТИННАЯ ФОРМА ЗЕМЛИ

Однако взгляд с межпланетных станций и орбитальных спутников позволил подтвердить то, что Земле нашей до идеального шара далеко.

Впервые на это обратил внимание в 1672 году французский астроном Шарль Рише. А помогли ему в этом. часы! Обыкновенные ходики с маятником. Ученый обратил внимание, что его часы, исправно шедшие в Париже, при переезде в Южную Америку вдруг стали отставать. Вначале Рише предположил, что всему виною жара, потому что в Кайене, расположенной неподалеку от экватора, гораздо жарче, чем в Париже: “Под действием температуры металл расширился, маятник стал длиннее, вот часы и стали отставать”, –рассудил исследователь.

Однако расчет показал, чтобы часы стали отставать на 4 минуты! в сутки, как это произошло на практике, необходимо, чтобы разница в температурах составляла. 2000!

Истинную причину парадокса только в 1787 году объяснил Исаак Ньютон.

Он рассудил, что причиной отставания часов является вращение Земли вокруг своей оси (на экваторе линейная скорость чуть выше, чем в Париже), а также сплюснутость нашей планеты у полюсов. Вращение Земли вокруг своей оси заставляет её сплющиваться у полюсов так, что все точки на экваторе находятся на 21 км дальше от центра, чем на полюсах.

Таким образом, Земля по своей форме напоминает мандарин, хотя сжата она гораздо меньше.

Расчеты Ньютона были уточнены в XVIII веке английским ученым Мак-Лореном. Он доказал, что Земля имеет форму дыни – сфероида.

В 1834 году путем довольно сложных вычислений немецкий ученый Якоби выяснил, что для формы Земли больше подходит другое название – трехосный эллипсоид.

Дальнейшие поправки усложнили картину: была отмечена некоторая «грушевидность» планеты.

Изучение формы Земли показало, что Земля сжата не только вдоль оси вращения, но и в плоскости экватора, то есть, другими словами, диаметры экватора не одинаковой длины.

Это сжатие незначительно, но оно существует. Но ведь Земля не гладкая, как бильярдный шар. На ней есть возвышенности, горные хребты, долины, впадины морей и океанов. Поэтому ученые принимают за земную поверхность уровень океана. Этот же уровень океанов можно мысленно продолжить на материки, если прорезать все материки такими глубокими каналами, что все океаны и моря соединились бы между собой. Уровень в этих каналах и был принят за поверхность Земли.

Он немного отличается от поверхности сжатого эллипсоида.

Эту истинную форму Земли назвали ГЕОИДОМ (гео – Земля, ид – форма).

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ: ИСТИННАЯ ФОРМА ЗЕМЛИ

Земля вращается вокруг своей оси. На опыте можно пронаблюдать, как изменяется форма сферического тела при вращении вокруг своей оси.

Возьмем машину, которая является вспомогательным прибором служащим для приведения во вращательное движение двух гибких обручей, соединенных между собой и закрепленных вертикальным стержнем. Получилась модель сферы, где пластины символизируют меридианы, а соединительный стержень – ось Земли.

Верхняя точка крепления может свободно перемещаться вдоль стержня. Установим прибор в центробежной машине и начнем вращение. Мы увидим, как обручи начинают сплющиваться. И чем быстрее вращаем ручку, тем приплюснутость у «полюсов» становится больше .

Опыт 2. Итак, вращение Земли отразилось на её форме. Почему это происходит, показывает еще один опыт с каплей растительного масла, вращаемой в смеси воды со спиртом.

Нальем в стакан смесь воды со спиртом в такой пропорции, чтобы растительное масло не всплывало и не тонуло в ней.

Только тогда масло примет форму шара Затем осторожно введем в масляный шарик легкую вертушку на тонком стержне. При вращении вертушки постепенно начинает вращаться и масляный шарик, и чем быстрее он вращается, тем больше сплющивается вдоль своей оси.

Таким образом, сплюснутость Земли объясняется её вращением.

И Земля, совершающая полный оборот вокруг своей оси за 24 часа, как вращающееся тело имеет форму сфероида, или эллипсоида вращения, а не сферы.

Подобным образом сплюснуты и другие вращающиеся небесные тела.

Юпитер, например, сплюснут очень сильно благодаря большой скорости вращения (один оборот за 10 часов). А Луна, совершающая один оборот вокруг своей оси за один месяц, практически не сплюснута и имеет форму шара.

Таким образом, изучив доказательства шарообразности Земли, я пришла к выводу, что Земля, как всё живое, имеет только ей присущую форму, на изменение которой влияют различные силы, в том числе скорость вращения вокруг своей оси и Солнца, притяжение Луны и других планет.

И не подлежит никакому сомнению, что Земля – это вращающийся шар.

При этом она подчиняется тем же движениям, что и обыкновенный волчок.

Поэтому можно сказать, что Земля – это гигантский волчок, изменения в скорости которого не прошли бесследно для формирования её формы.

источник

Adblock
detector