Меню Рубрики

Что нужно для воспитания гражданина рф

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Статья просмотрена: 479 раз

Гилязова Н. Р. Воспитание гражданина // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 110-113. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1392/ (дата обращения: 22.05.2019).

Воспитание гражданина — объективная необходимость и острая проблема, вызванная недооценкой гражданственности в постсоветский период. Современной России нужны граждане-патриоты, достойные ее великой истории. Президент России Владимир Путин уверен, что не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, составляющей суть национальной идеи, назвал его «нравственным ориентиром» для подростков. Музей— источник познания, средство живого общения с прошлым. Он хранит прошлое, живет настоящим и смотрит в будущее. Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира

Ребёнок становится гражданином благодаря своим школьным учителям. А вот понятие национально- патриотическое стало сводиться к почитанию ветеранов, возложению цветов к памятникам. Но ведь знание своих корней, традиций, обычаев — тоже патриотизм. В нашей школе оформлен настоящий этнографический музей. Школьный этнографический музей является составной частью учебно-воспитательного процесса. В нём собраны экспонаты двух культур, которые в нашей республике существуют параллельно: татарская и русская. И ученики могут прикоснуться к своим истокам, корням, узнать больше о своих друзьях и соседях. Это тоже национально- патриотическое воспитание.

Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы, является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

В период школьного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в это время, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Вся система работы школьного музея направлена на воспитание в ребятах чувства любви и уважения к родному краю — основы, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Основным направлением деятельности музея является поисковая работа учащихся. Она связана с историей их родной школы. Поэтому Советом была разработана долговременная программа развития и деятельности музея, в соответствие с ближайшими задачами которой формируются ежегодные поисковые задания для каждого классного коллектива. Ответственные за его выполнение — члены актива, которые собираются ежемесячно, делятся своими находками, говорят о возникших трудностях, помогают друг другу их разрешить.

Музей — это тот механизм, который способствует выработке четкой гражданской позиции учащихся. Поэтому музейная деятельность связана и с учебной и органично вписывается и в образовательное пространство нашей школы. Выделяется ряд направлений учебно-методической работы на базе музея: интегрированные уроки; исследовательская деятельность учащихся в течение учебного года; школьная научно-практическая конференция; поисковая деятельность учащихся в течение учебного года; проектная деятельность учащихся в течение учебного года; создание методической копилки; обмен опытом с другими школьными музеями города.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. И использование музейных материалов дает преподавателю дополнительные возможности для активации учебной деятельности школьников. Учителями нашей школы был проведен анализ содержания учебных предметов с целью использования их потенциала для патриотического воспитания учащихся на региональном уровне. В настоящее время использование местного материала ведется на уроках истории, литературного краеведения, музыки, МХК. Педагоги разработали интегрированные уроки на базе музея, а творческие работы, созданные ребятами под руководством учителей становятся достойными экспонатами. Все это способствует осознанию учащимися себя как части огромного мира, воспитывает уважение к истории родного края, своей малой родины, к памяти предков, а значит, помогает стать добрым хозяином и защитником государства. Наш музей молод, но нам уже есть, чем гордиться. Участвуют учащиеся в городских и республиканских мероприятиях «Казань -наш общий дом», Фестивалях татарской молодежи.

Школьники выполняют различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, театрализованные представления, мини-проекты, мини-спектакли, фотовыставки, выставки прикладного творчества и т. п. Большую помощь в поиске информации оказывают родители. В классах стало традиционным делом представление как индивидуальных, так и групповых творческих проектов, например, «Один день из жизни моей семьи», «Из истории родного края», «Мир взрослых и детей в произведениях детской литературы», «Детство, опаленное войной». Также, обучающиеся совместно с родителями принимают активное участие в общешкольных и муниципальных акциях, таких как «Посылка солдату», «Ветеран живет рядом», праздниках дворов. Одним из итоговых мероприятий по патриотическому воспитанию в начальной школе планируется организация литературно-музыкальной композиции «Память» в конце года для школьников и их родственников, жизнь которых связана с Великой Отечественной войной. Как показывает опыт работы, приоритет необходимо отдавать такой форме как экскурсия. С учениками необходимо посещать музеи и центры национальной культуры республики, так как это позволяет школьникам изучить многие особенности коренных народов, их традиции и обычаи. В процессе экскурсий школьники получают новую информацию, наблюдая за деятельностью экскурсоводов, обрабатывают, а так же успешно ее представляют.

Дети посещают кружки, кроме этого проводят свое свободное от учебы время, занимаясь на разных воспитательных мероприятиях по своим интересам, ходят со своими педагогами и наставниками на выставки прикладного, научно-технического, художественно-эстетического творчества, праздники, походы, экскурсии, организуют встречи с известными людьми, писателями, артистами, художниками, народными мастерами и другими специалистами самых разных направленностей, проводят игры, соревнования, викторины, участвуют на художественных концертах, фестивалях, сами организуют или участвуют в других делах, запланированных в каждом творческом объединении по направлениям образовательных программ.

Любовь к своему Отечеству, к родному краю, желание видеть родной город социально обустроенным — все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания обучающихся о Родине, её истории, культуре, достижениях, тем более действенно скажутся они в формировании патриотизма школьников. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, развивается достоинство личности.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у молодёжи патриотизм, чувства любви к нашей великой Отчизне, к Родине. В решении проблем патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодёжь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать её культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодёжи в нужное русло должно как государство, так семья и школа, основная задача которых заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодёжи.

В душе каждого человека живёт любовь к родному городу, краю, области, к местности, где он родился и вырос, к своей Родине, где жили его предки и где живёт он сам. И чтобы эта любовь никогда не угасла, чтобы каждый смог пронести её через всю жизнь, чувство это надо поддерживать и воспитывать.

Я как преподаватель считаю, что каждый человек, живущий в России, должен знать откуда он родом, кто его предки, гордиться традициями своей страны, её историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства.

Воспитать патриотов, деловых и здоровых людей — значит можно быть уверенным и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи. Для каждого из нас патриотическое воспитание играет важную роль. Это воспитание чувства гордости за свою Родину. Родина — земля, на которой мы родились и живем. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания — формирование и развитие патриотических чувств. Так как чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

В школе с углубленным изучением отдельных предметов можно и нужно было организовать систематическое постижение основ этнографии, культуры, истории родного края. Все, что изучается в школе — это культурный опыт прошлого. И именно музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, формирование высоких морально-этических принципов учащихся.

Музей в современной школе должен представлять собой интегрированную информационно- педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, сочетающие традиционные и инновационные формы и способы взаимоотношений с учениками.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея — поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская — могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий программного обеспечения, терминологией, средствами виртуальной коммуникации. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.

Музей способствует приобщению детей к национальной культуре, формированию нравственно-эстетических ценностей, подготовке к жизни и труду на примере традиций народа с учетом требований современности, воспитанию культуры общения, толерантности.

Основан музей в 1996 г. Музей получил статус «Школьный этнографический музей». Школьный музей работает по направлениям: краеведение, этнография, культура.

Главным источником информации для посетителей музея служит экспозиция, которая создается каждый раз напряженным, творческим трудом.Представлены следующие экспозиции: национальная одежда; головные уборы; предметы быта; культовые принадлежности; украшения; национальные орнаменты.

На первом этапе работы осуществлялось накопление материала, связанное с этнографией, культурой, поиски, находки. Часто организовывали встречи с интересными людьми: музейными работниками Государственного музея, музея Г. Тукая, музея С. Сайдашева, сотрудниками Национальной библиотеки. Методическую помощь оказали Центр внешкольной работы Приволжского района, городской Дворец внешкольной работы. Следующим этапом были поездки в музей Г. Тукая в Кырлай (ежегодно), в музей Г. Исхаки в село Яуширма Чистопольского района; в музей Сибгата Хакима в Атнинский район; в Булгарский заповедник, в Елабугу, в Раифский монастырь, Биляры, с. Державино, село Камаево «Иске Казан». Этнографический музей школы № 95 ежегодно участвует на Праздниках Двора, где жителям микрорайона предлагаются передвижные выставки. Одновременно фонд музея наполнялся новыми экспонатами и от жителей микрорайона.

Читайте также:  Гомеостаз что это такое по простому

Деятельность музея многообразна. Это — работа экскурсоводов, организация экскурсионной работы на двух государственных языках, в перспективе, и на английском языке.Функции образования и воспитания, свойственные музейному труду, осуществляются, прежде всего, с помощью экспозиции музея. Однако сила ее воспитательного воздействия на посетителей во многом зависит от педагогического мастерства экскурсоводов. Основу составляют широкая эрудиция, знание особенностей восприятия наглядных образов, психологии индивидуального и коллективного общения людей, владение искусством устной речи, умение быстро находить контакт с аудиторией посетителей музея, заражать их своей убежденностью в нравственной силе знания и искусства.

Моральным фактором, стимулирующим заинтересованность экскурсоводов в своем труде, является участие в научно-исследовательской работе музея, а также возможность научных, научно-популярных и другого рода публикации в печати. В настоящее время музей в школе является межпредметным кабинетом для хранения учебно-наглядных пособий по истории и этнографии родного края и стал эффективным средством не только воспитания, но и обучения учащихся.

Собраны в музее не только разработки сценарий татарских народных праздников: «Сабантуй», «Сөмбеля», «Карга боткасы», традиционных посиделок татарской молодежи «Аулак өй», «Каз өмәсе», русских народных праздников «Рождество», «Масленица», восточного праздника «Науруз», но и активное участие в них принимают учащиеся школы.

Если в школах удастся создать учебно-воспитательный комплекс, из которого выйдет человек социально ориентированный, с чётко обозначенной гражданской позицией, патриот своего Отечества, способный жить в многообразном мире в гармонии с ним и со всеми людьми, значит, мы на правильном пути. Ведь перед современным педагогом стоит задача воспитать патриота, то есть человека, который любит свою Родину. Любовь к своей стране начинается с малого — с любви к своей семье, школе. Быть патриотом — значит ценить и уважать историю своего края, города, школы, трепетно относиться к ее страницам. Именно этому способствует музейная деятельность, а значит, она способствует и патриотическому воспитанию молодого поколения, учит его уважать истинные жизненные ценности, помогает стать достойным гражданином.

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
  2. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
  3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н. С. Борисова. М., 1982
  4. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
  5. Смирнов В. Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
  6. Туманов В. Е., Школьный музей, М., 2006

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания. Великая Отечественная война, музей, ученик, история, родная школа, патриотическое воспитание, летний юбилей, краеведческая литература, великое сожаление, братская могила.

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся.

С этой целью в Нурлатской СОШ Зеленодольского района РТ был создан «Музей родного края».

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

Музей сельской школы действительно является центром военно-патриотического, гражданского

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, музей, ученик, история, родная школа, патриотическое воспитание, летний юбилей.

Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей.

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

школьный музей, музей, детский музей, детская аудитория, музейный предмет, ребенок, музейная деятельность, детская, школа, наглядное преподавание.

патриотическое воспитание, музейная педагогика, патриотическая воспитанность, школьник, опытно-экспериментальная работа, Хакасия, школьный музей, изобразительное искусство, констатирующий этап, формирующий.

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа. Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей.

В моей системе воспитательной работы музейактивно действующее звено воспитания личности. Через ресурс музейной деятельности у детей формирую чувство причастности и уважения к прошлому.

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие. Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников. родной город, детский сад, ребенок, самар.

источник

Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает быть причастным к судьбе своего народа, способным к активной деятельности на благо своей страны и общества. Воспитание гражданина России является приоритетной задачей современной государственной политики в области образования, а также общей целью системы гражданского воспитания и российской образовательной системы.

На современном этапе происходит модернизация российской системы образования. Один из основных элементов модернизации образования — Государственный образовательный стандарт. Федеральные государственные стандарты образования ориентируют школу не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на духовно-нравственное развитие личности. В условиях апробации образовательных стандартов нового поколения гражданское воспитание младших школьников направлено на формирование у них идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание.

Специфика гражданского воспитания заключается в том, что оно приобщает ребенка к коллективному целому — народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут, знать свои права и обязанности и уважать права других. Необходимо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение.

Согласно стратегической политике российского государства, воспитание гражданина России начинается с детского сада и продолжается в средней школе. В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения [29, с. 52].

Деятельность учителя, направленная на передачу исторического и социального опыта и организацию приобретения ребенком собственного гражданско-правового опыта, является важным звеном в формировании и развитии личности школьника. Великий русский педагог В. А. Сухомлинский, стоявший у истоков гражданского воспитания в России, писал: «Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества» [45, с. 116].

Воспитывая, учитель восполняет недостаток индивидуального гражданско-правового опыта ребенка путем передачи ему части гражданских добродетелей и опыта применения их в общественной жизни. Воспитать гражданина и патриота своей страны можно только в результате системного подхода к вопросам патриотического и гражданского воспитания.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданское воспитание включает в себя патриотическое воспитание (воспитание любви и преданности к своему Отечеству), являясь в свою очередь, частью воспитания в целом [3].

Взаимосвязь воспитания, гражданского воспитания и патриотического воспитания представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Взаимосвязь воспитания, гражданского воспитания и патриотического воспитания.

Цель и задачи гражданского воспитания определяются, исходя из государственного заказа и социального заказа общества на воспитание личности. Из предыдущего параграфа следует, что на разных этапах развития общества и государства, могут определяться существенно отличающиеся друг от друга цели и задачи гражданского воспитания.

Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». Переход страны к инновационному социально ориентированному типу развития обусловил приоритетное положение образования и необходимость реформирования российской образовательной системы [31, с. 117].

В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты национального просвещения. При этом делается упор на гуманизацию образования, инновационность обучения, создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности [41, с. 21].

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе и важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [34].

В ряде документов федерального уровня подчеркивается необходимость воспитания школьников в духе патриотизма, любви к Родине, стремления к активному участию в жизни общества. В государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается важность совершенствования отечественной системы воспитания, «обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».

На начальном этапе реформирования отечественной образовательной системы — в первое десятилетие XXI века на федеральном уровне реализован комплекс программ. Это такие программы, как: «Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации», «Дети России», «Программа развития воспитания в системе образования» [16].

Современная социально-экономическая ситуация в стране предъявляет новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. Для успешного развития страны нужна социокультурная модернизация, направленная на формирование личности с новым мышлением, новой мотивацией и стилем поведения, способной жить и работать в системе все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений.

Сейчас формируется новый социальный заказ, который должен определить пути развития российского общества. В формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа [10, с. 5].

Изменение социального заказа на воспитание личности привело к началу нового этапа в развитии образовательной системы России. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к оценке образовательных результатов, в основе которых — процесс развития личности как цель и смысл образования. Одна из главных задач данного этапа — совершенствование человеческого потенциала России, осмысление нового идеологического заказа общества, в котором образованию отводится роль основного инструмента, формирующего ценностные установки и обеспечивающего социальное, духовное, нравственное, физическое развитие человека [19, с. 22].

Приоритетными задачами нового десятилетия XXI века являются: разработка и реализация национальной стратегии воспитания детей; обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта. Решение этих задач невозможно без принципиально нового государственного стандарта общего образования.

Государственный стандарт образования — это один из основных элементов модернизации российского образования. Государственные образовательные стандарты первого поколения (2004 г.) создавались в определенных исторических условиях — развала Советского Союза, исчезновения сверхдержавы, невнятных идеологических и политических установок. Стандарты первого поколения прошли под лозунгом деидеологизации и гуманизации образования, сконцентрировались на отборе нового содержания образования. В этих стандартах не было четко сформулированных государственных ориентиров для развития системы воспитания [25, с. 15].

Сегодня общество ставит вопрос о формировании модели адекватного социального поведения молодежи, государство заинтересовано в воспитании ответственных, законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы должны быть согласованы в рамках российского национального стандарта образования. Образовательный стандарт второго поколения разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании.

Приоритетом стандарта нового поколения стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. Государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует российское образование на достижение нового качества, адекватного современным (и прогнозируемым) запросам личности, общества и государства [18, с. 7].

Согласно государственным образовательным стандартам второго поколения, «новые поколения россиян — это граждане России, обладающие новым мышлением, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности».

Современная российская школа должна обеспечивать общекультурное, социальное и личностное развитие ребенка в рамках учебного процесса. Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности и формированию таких умений как: умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас, национальностей [49, с. 6].

Читайте также:  В какое время года копать колодец

В государственных образовательных стандартах второго поколения принципиально по-новому формулируется главная задача школы: не просто очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на минимально допустимом уровне, а воспитать успешного гражданина своей страны. Конечный результат образовательной деятельности российской школы фиксируется в портрете будущего выпускника — гражданина России, носителя ценностей гражданского общества.

Воспитание гражданина России осуществляется в процессе целенаправленной, систематической воспитательной и образовательной деятельности, направленной на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Воспитание гражданина начинается в семье и продолжается в образовательных учреждениях в процессе реализации системы гражданского воспитания [2, с. 20].

Большое значение для воспитания человека как гражданина своей страны имеют годы обучения в начальной школе. Младший школьный возраст — это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Именно в этот период формируются нравственные и гражданские качества личности, закладываются основы гражданского поведения. Поэтому гражданское воспитание младших школьников занимает важное место в общей системе гражданского воспитания детей и молодежи.

Гражданское воспитание современных младших школьников осуществляется в условиях апробации государственного образовательного стандарта начального общего образования, который является неотъемлемой частью Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения. Образовательный стандарт начального образования направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества [47, с. 50].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подготовлен в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением широкого круга практических работников. На основе ценностных идеалов демократического общества авторами образовательных стандартов нового поколения определены следующие стратегические цели системы образования:

— обеспечение консолидации нации;

— обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства);

— обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства).

Целью гражданского воспитания на современном этапе является становление гражданского общества. Основные задачи гражданского воспитания – это привитие школьникам любви к Родине и формирование такого качества личности, как умение нести ответственность за будущее своей страны.

Методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее – Концепция). Она разработана Российской академией образования с целью преодоления искажений в ценностных ориентациях российского общества, возникших в 1990-х годах XX века.

В соответствии с данной Концепцией воспитание гражданина России является ключевым фактором успешного развития страны. Общеобразовательные учреждения, опираясь на национальные традиции, должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в современном высокотехнологичном конкурентном мире [15, с. 6].

Учитывая отечественные традиции и сохраняя преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох, авторы Концепции определяют современный национальный воспитательный идеал как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».

Впервые в истории российской системы образования в образовательные стандарты включен воспитательный компонент. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

Включение воспитательного компонента в Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении [16].

Воспитательный компонент образовательных стандартов нового поколения представлен сегодня несколькими документами. В их числе Примерные программы воспитания и социализации обучающихся для начальной и основной школы. В данных программах общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

– воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

– формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом из направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся является методической основой для разработки и реализации образовательными учреждениями собственных программ воспитания и социализации учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.

Образовательное учреждение должно создавать условия для реализации собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие школьников на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной группы, общечеловеческим ценностям.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Воспитание гражданина России является приоритетной задачей современной государственной политики в области образования, а также общей целью системы гражданского воспитания и российской образовательной системы. На современном этапе происходит модернизация российской системы образования. Один из основных элементов модернизации образования — Государственный образовательный стандарт. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ориентируют школу не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на духовно-нравственное развитие личности. В условиях апробации государственных образовательных стандартов нового поколения гражданское воспитание младших школьников направлено на формирование у них идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание.

источник

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и семье.

Ныне важно осознать и разработать пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе. Одним из приоритетов воспитания должна стать гражданственность с ее установкой: от того, что я делаю, за кого голосую, зависит, как будем жить я и моя семья, к каким последствиям приведут социально-экономические преобразования.

Смысл гражданственности – это патриотизм, нравственность, правовая культура.

Патриотизм-качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Кто не уважает своей Родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Согласно этому гражданственность и определяется как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. книге Аристотеля «Политика» представлена концепция гражданства, определены основные параметры этого феномена. По Аристотелю следует: Человека делает гражданином гражданство родителей, членство в политическом обществе и разделение его законодательных и исполнительных функций, пользование конституционными правами участия в законодательной и исполнительной власти. На воспитание высоких гражданских качеств всегда была ориентирована художественная, философская и педагогическая мысль России. «Два чувства дивно близки нам. В них сердце обретает пищу: Любовь к отеческим гробам, Любовь к родному пепелищу. На них основана от века По воле бога самого Самостоянье человека, Залог величия его» – А.С.Пушкин.

Историк и писатель Карамзин Н.М. акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделив такие разновидности любви к Отечеству:

  • Физическую любовь, т. е. привязанность к месту своего рождения, малой родине.
  • Нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растет, воспитывается и живет.
  • Политическую, т.е. любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется.

Размышляя о воспитании гражданина В.Г.Белинский указывает на тесную связь родителей и школы. Невозможно любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников.

Изучая особенности проявления гражданских чувств у учащихся 5- ого класса я выяснила мотивы, которые позволили ребенку осознать себя гражданином, они были таковы: «Помогаю родителям, пожилым людям и всем, кто попросит помощи», «Ничего не делаю плохого для своей страны», «Не дерусь», «Родился в России, живу и буду жить в России».

Я поняла, что представления учащихся 5-ого класса о гражданских ценностях носят не конкретный характер. Это побудило меня к работе над воспитанием у детей моего класса гражданственности через воспитание патриотизма прежде всего. Я поставила перед собой задачи: формирование личности ученика, способного к выполнению в будущем социальных ролей, сотрудничество учителей-предметников, родителей, учащихся по воспитанию навыков гражданина.

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования качеств гражданственности, необходимо сделать следующие выводы: необходимо объединить педагогические усилия семьи, органов государственно-общественного управления; продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость; чаще обращаться к образцу, примеру; гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность; строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением.

Итак, моя работа классного руководителя по воспитанию у учащихся гражданственности началась с 1 сентября, с Урока русского языка, целью которого было – воспитывать у учеников чувство патриотизма, любви к Родине и ее языку, гордости за свою Родину и ее язык. Дети должны были почувствовать, что они являются носителями могущественного, красивейшего языка. На уроке присутствовали родители.

Затем мы познакомились с правилами для учащихся 5-го класса.

Важный этап в жизни учеников – это выборы актива класса. Воспитание активного гражданина начинается с игры. Воспитательный эффект игры в том, что ее участники получают возможность по иному взглянуть на свою жизнь, на своих товарищей, на жизнь класса. Дети включаются в практическую деятельность, что им позволяет освоить правовые нормы и отношения. Они оценивают свои возможности и достоинства и своих товарищей по классу – кто сможет их возглавить, кто поведет за собой. Выборы проходили в форме игры «Я выбираю». Ребята не только должны были выбрать актив класса, но и объяснить свой выбор.

Каждый ученик в бюллетене должен был написать фамилию, выбранного в актив класса, затем опустить бюллетень в урну.

Следующим этапом в своей работе я выбрала воспитание патриотизма, начиная со своего округа. Мы с детьми прошли по своему округу с фотоаппаратом, сфотографировали интересные места и 9 мостиков, так как газета, издаваемая нашим округом называется «На девяти мостах». Мы оформили фотовыставку о нашем округе и познакомились на классном часе поближе с его историей. Итог работы – мини-сочинение «Мой округ».

источник

Всем Вам хорошо известно, что воспитание определяет духовные и социальные ценности, которые руководят деятельностью человека на протяжении всей его жизни. Личностные качества человека влияют и на семейные, и на государственные отношения. Ещё в XIX веке выдающийся русский мыслитель В.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело, им решается участь человека». Хочется добавить: воспитание личности решает не только участь человека, но и участь страны.
Мы уверены, что большинство из Вас хотели бы, чтобы Ваши дети выросли воспитанными людьми и были бы настоящими гражданами своей Родины.
Воспитание, как и процесс социализации в целом, осуществляется на протяжении всей жизни индивида. Оно осуществляется под воздействием множества разных факторов: семьи, прочитанных книг, учителей, друзей-приятелей, окружающей социальной среды, средств массовой информации.

Однако, главную роль в воспитании личности, в становлении гражданина, играет семья. Именно в семье человек проходит первичную социализацию.
Вы, родители — первый мир ребёнка. То, как родители относятся друг к другу, к окружающим их людям, к своему делу, к своей Родине, является решающим фактором в формировании личности ребёнка.
Современные родители, как правило, уделяют достаточно внимания тому, чтобы их дети были хорошо накормлены и одеты, обуты, имели огромное количество игрушек и современные гаджеты. Одним словом, чтобы их дети ни в чём не нуждались. И на этом многие родители считают свою миссию законченной. А это не так: наши дети с первых дней своего существования нуждаются в общении и совместной деятельности со своими мамами и папами. Именно в процессе такого общения и происходит, главным образом, формирование личностных черт ребёнка.

Читайте также:  Выращивание пивных дрожжей в домашних условиях

Вы, наверное, не раз слышали о том, что, дескать, в России люди перестали быть патриотами и гражданами своей Родины, упало уважение к своей стране, чувство гордости за её достижения. В этом, наверное, есть доля правды. Не так давно автор данного эссе проводил небольшое исследование среди своих студентов на выявление ими своих социальных статусов. Выяснилось, что только единицы осознают себя как граждане, россияне, москвичи.
Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева в первые дни работы на своей высокой должности, отмечая социальную роль учителя, сказала: «Сегодня это дети, а завтра народ».
Эти слова чрезвычайно актуальны и для родителей, так как прежде чем наши дети попадут в руки воспитателей и учителей, они формируются в семье. И от того, как мы, родители, воспитаем этот «будущий народ» будет зависеть и стабильность, и процветание страны, и наше семейное благополучие.
А как Вы думаете, что значит сегодня быть гражданином и патриотом своей Родины? Как мы должны воспитывать гражданина?
Естественно, воспитание гражданина, происходит, когда в семье детям читают русские народные сказки, поют русские песни, смотрят хорошие мультфильмы, читают книги великих русских писателей, посещают музеи, театры, парки и, конечно, обсуждают с детьми увиденное и услышанное. Это очевидно!

Но сегодня, нам хотелось бы остановиться на ином, не всегда очевидном, аспекте гражданского воспитания ребёнка.
В последние 25 лет в нашей стране произошли огромные перемены, в том числе, ушли в небытие ряд советских праздников и возникли новые. Вы знаете, что для большинства россиян многие российские праздники до сих пор остаются лишь дополнительным выходным днём. Праздники, особенно, такие как День России (12 июня), День Государственного флага РФ (22августа), День народного единства (4 ноября) — это часть нашей гражданской ментальности, они могут и должны стать предметом нашей национальной гордости. Так давайте вместе сделаем так, чтобы эти дни стали значимыми для наших детей? Их надо праздновать вместе с детьми: рассказывать о событиях праздников, обсуждать их с ребятами, вывешивать на своих домах государственный флаг, разъяснять его историю и символику цветов, устраивать выставку рисунков и т.д. и т.п. И мы уверены, Вы и сами можете придумать много разных способов, которыми, может быть, Вы захотите поделиться на страницах нашего сайта.
Наверное, Вы замечали, что родители часто не задумываются о том, что ребёнок и его поступки является отражением поведения своих родителей.

Как нам кажется, сегодня главное в семье воспитывать в детях понимание и постепенно доводить его до убеждения, что это твой дом, твой подъезд, твоя улица, твой город, твоя страна. А значит, ты несёшь ответственность за всё это!
Формировать эти убеждения мы с Вами можем только своими делами и поступками. Причём делами и поступками, казалось бы, простыми и всем понятными. Не выбрасывать упаковку от мороженного, или от пачки сигарет на тротуар или газон, ведь это мой газон и мой тротуар и я не хочу, чтобы он был замусорен. Не ставить свою машину на газон и не давить посаженные там траву и цветы, ведь я не делаю этого у себя на даче. Не материться на улице, при ребёнке (лучше не делать этого никогда) ведь я уважаю окружающих меня сограждан и люблю свой родной язык, не выбрасывать мусор из окна и не справлять малую нужду на обочине шоссе.
Эти примеры взяты, к сожалению, из нашей сегодняшней действительности. И Вы, мы уверены, можете легко добавить в этот список множество аналогичных примеров.
Кто-то скажет, это такие мелочи, разве они формируют гражданина? Но, как известно, в воспитании, нет мелочей, и именно из этих мелочей и состоит наша повседневная жизнь, которая формирует представления детей о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Дети смотрят на своих пап и мам и воспринимают их поведение как норму. И поэтому вы понимаете как важно родителям почаще анализировать своё поведение на предмет того, какие нормы мы прививаем нашим детям.

В лесу разбушевался страшный пожар. Все звери и птицы в смятении, ищут, куда бы укрыться от огня. И только маленькая птичка колибри, набирает в клюв воды и пытается затушить огонь. Огромный бегемот в недоумении спрашивает птичку: «Что ты делаешь, неужели ты не понимаешь, что твоих капель не хватит, чтобы потушить пожар?»
Так и мы, уважаемые родители, как эта маленькая птичка, каждый на своём месте, каждый день и каждый час должны честно и ответственно делать своё дело.
Быть родителями это большое счастье, но и огромная ответственность. Ведь каждое наше слово, каждый наш поступок отражается в сознании нашего ребёнка. Воспитание своих детей мы должны начинать с себя, перестать задаваться вопросом, что родина сделала для тебя, а почаще спрашивать себя: «А что я сделал для Родины?». Так давайте будем стараться воспитывать заботливого и ответственного человека, который в будущем сможет позаботиться о своей семье и о своей стране, то есть станет настоящим гражданином.

источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»

«Как воспитать будущего гражданина России»

(консультация для педагогов)

Подготовила воспитатель: Шимоволосова М.С

Воспитание патриотических чувств у дошкольников

Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Задача перед педагогами на настоящем этапе этого вопроса сложная. Патриотическое чувство само по себе не возникает. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы – любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, к своему дому, улице, на которой живёт ребёнок, детскому саду, городу. Начиная с младшей группы необходимо разговаривать с детьми на такие темы как, «Наш детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Как я люблю свою маму», «Где мы живём».В совместной продуктивной деятельности отражаем своё отношение к раскрытию темы.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Поэтому при знакомстве с детским садом сообщаем о том, что всё, что их окружает, создано всеми теми, кто работает в детском саду. Вкусную еду готовят повара, чистоту и порядок поддерживают младшие воспитатели, за здоровьем следит медсестра и, наконец, уют создан руками воспитателей. Труд приносит радость, счастье и богатство не только самому человеку, но и его родной стране.

Мы учим детей с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ними – всё это важно для становления личности ребёнка, для чувства защищённости. Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. Поэтому и на занятиях, и в беседах в повседневной жизни, мы пытаемся пробудить интерес к своим родителям, детям необходимо знать не только как зовут близких, но и где и кем работают. По – возможности посещают рабочие места родителей, формируют представления о профессиях. Даём чёткую установку на то, то каждая профессия приносит пользу своей стране.

Принцип – через малое к большому – стараемся сохранять и при воспитании у детей любви к своему городу. Знакомим с тем, что их родной городок является маленькой частичкой большой Родины. Первоначальные знания дети получают на занятии «Городок, в котором мы живём». Неоценимую помощь в этом оказывает фотоальбом. Для детей городок может показаться очень большим. Гуляя с родителями, не всегда заглядывают в укромные уголки, да и сами родители не всегда обращают внимание на достопримечательности. Рассматривая фотографии, рассказывает детям об истории памятников, строительстве зданий, музеев, местах отдыха горожан. Целевые экскурсии закрепляют полученный теоретический материал.

С раннего возраста ребёнок слышит родную речь. Народные сказки открывают дошколятам окно в большой мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в человеческое добро. Недаром все лучшие человеческие качества мы приписывает сказочным героям: Василисе Премудрой, Илье Муромцу, Добрыне Никитичу. Сопереживаем вместе с ними, защищаем свои рубежи. Сказки, былины, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, стране. Поэтому необходимо ежедневно в своей работе использовать художественное слово.

Одной из задач патриотического воспитания является формирование активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии. Героизм, мужество, преодоление трудностей, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина вызывают у них желание подражать воинам, Часто в своих играх дети выбирают военную тематику. Нам проще знакомить детей с Российской армией, т. к. сам городок является частью армии, многие папы — военнослужащие. В канун празднования Дня Защитника отечества есть возможность пригласить в гости непосредственно того, кто стоит на страже наших рубежей. Мало, но ещё живы ветераны Великой Отечественной войны. Их рассказы навсегда сохраняться в памяти ребят.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Снова одним из помощников выступает художественная литература. Сколько стихов, рассказов, загадок о милых русскому человеку берёзе, рябине, широких просторах, густых лесах, голубых реках можно прочитать ребёнку. Своё впечатление от услышанного можно предложить детям отразить в своих рисунках.

Метод проектов является одной из форм работы с дошкольниками. Разрабатывая и реализуя проект «Широка страна моя родная», дошкольники знакомятся с одной из великих стран на планете. Узнают, какое историческое значение она имеет для других стран. Как же не гордиться такой страной? Как не любить её?

Есть у нашей страны, наиболее почитаемые праздники. В преддверии Дня Космонавтики необходимо провести беседу, посвященную людям, которые осваивают космические просторы, готовят космические корабли к полётам. Современные информационные технологии позволяют в интересной доступной форме обогатить познавательный интерес дошкольников.

Самый главный праздник – День Победы. Беседы, чтение литературных произведений о героях войны, тематические выставки позволяют рассказать о великом подвиге народа. В сознании дошкольников воспитывается мысль о том, что никогда не стоит забывать о том, какой ценой человеческой жизни далась эта победа, никому не позволено растоптать достижения нашей страны.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она направлена не только на стремление узнать больше о ней, но и в желании трудиться на её благо, бережно относиться к её богатствам.

Чем занят дошкольник, о чём он думает, однако всё это имеет большое значение для формирования личности. Нужно поощрять и приветствовать желание детей сделать что-то для друга, группы, детского сада, городка. Совместная трудовая деятельность родителей и детей по озеленению территории детского сада, родной улицы, поддержанию чистоты и порядка в городке, способствует формированию первоначальных задатков патриотического воспитания.

Хочется чтобы наши дети, наши воспитанники выросли достойными гражданами великой страны.

источник