Меню

Что можно определить у причастия

Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.

Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):

  • Тип (действительное или страдательное);
  • Вид (совершенный или несовершенный);
  • Время (настоящее либо прошедшее).

Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):

  • Форма (полная или краткая);
  • Число (единственное или множественное);
  • Род (мужской, женский, средний);
  • Падеж.

Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный).

Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.

Типы Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом)
Настоящего времени -ущ-/-ющ-;

-ащ-/-ящ- живущий, играющий, дрожащий -ом-/-ем-;

-им- обсуждаемый, направляемый, гонимый Прошедшего времени -вш-/-ш- знавший, танцевавший, замерзший -нн-/-енн-/-т- увлеченный, описанный, сбитый

Причастие в полной форме обычно употребляется в качестве определения в предложениях и согласуется с существительными или местоимениями. Причастия в краткой форме являются именной частью составного сказуемого.

Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:

  • Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена рассеяли по ветру);
  • Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек).

Коротко различия между прилагательными и причастиями изучаются в седьмом классе.

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 3163.

Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.

  1. Понятие о причастии как о грамматической единице
  2. Какие бывают причастия?
  3. Причастие как член предложения
  4. Прилагательные и причастия
  5. Оценка статьи
  • Правописание суффиксов кратких страдательных причастий
  • Публицистический стиль речи Что такое причастие в русском языке
  • Причастие и причастный оборот
  • Н и НН в причастиях
  • Причастие и деепричастие
  • Причастный и деепричастный оборот
  • Морфологический разбор причастия
  • Правописание суффиксов причастий
  • Правописание НЕ с причастиями
  • Действительные и страдательные причастия
  • Страдательные причастия
  • Вопросы причастия
  • Когда причастный оборот выделяется запятыми
  • Образование страдательных причастий
  • Краткое причастие
  • Н и НН в кратких причастиях
  • Причастие как часть речи
  • Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
  • Неправильное построение предложения с причастным оборотом
  • Краткие и полные страдательные причастия
  • Морфологические признаки причастия
  • Страдательные причастия настоящего времени
  • Краткие страдательные причастия
  • Образование причастий
  • Действительные причастия
  • Окончания причастий
  • Причастие как особая форма глагола
  • Склонение и падежные окончания причастий
  • Обособление причастий
  • Как подчеркивать причастие
  • Совершенный и несовершенный вид причастия
  • Чем отличается причастие от прилагательного
  • Как обозначается причастный оборот
  • Образование действительных причастий
  • Н, НН в причастиях, прилагательных, наречиях
  • Как выделяется причастный оборот на письме
  • Суффиксы страдательных причастий
  • Как определить причастие
  • Ошибки в причастиях
  • Виды причастий
  • Действительные причастия настоящего времени
  • Гласные в суффиксах причастий
  • Правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий
  • Гласные в причастиях перед НН
  • Знаки препинания при причастном обороте
  • Причастия настоящего и прошедшего времени
  • Признаки прилагательного у причастия
  • НН в полной форме причастий
  • Правописание е и в суффиксах причастий
  • Возвратность причастия
  • Определение, выраженное причастным оборотом
  • Как найти причастный оборот
  • Одиночное причастие
  • Суффиксы действительных причастий
  • Грамматические признаки причастия
  • Синтаксическая роль причастия
  • Aщ, ящ, ущ, ющ в причастиях
  • Суффиксы ем, им в причастиях
  • Спряжение причастий
  • Как отличить причастие от деепричастия
  • Отличие причастного оборота от деепричастного

показать все

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Господин Гусейнов 1,095
  2. 2. Роман Гончаренко 429
  3. 3. Сергей Ефремов 413
  4. 4. Ольга Кауфман 392
  5. 5. Solomon Moses 272
  6. 6. Анастасия Лаптева 249
  7. 7. Алексей 244
  8. 8. Георгий Непаридзе 154
  9. 9. Андрей Ревякин 154
  10. 10. Анна Литвякова 143
  1. 1. Дарья Барановская 6,846
  2. 2. Ramzan Ramzan 6,424
  3. 3. Елизавета Анчербак 5,070
  4. 4. Денис Христофоров 4,975
  5. 5. Iren Guseva 4,925
  6. 6. Администратор 4,842
  7. 7. Даниил Юраков 4,595
  8. 8. Алексей 4,541
  9. 9. Олег Чувилин 4,347
  10. 10. Анастасия Гудяева 4,288

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

источник

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Причастие, возможно, самый спорный элемент в русском языке. Лингвисты до сих пор не могут однозначно ответить, что именно оно из себя представляет.

Одни абсолютно уверены, что это отдельная и самостоятельная часть речи. А вот другие настаивают, что это всего лишь особая форма глагола, которая напоминает смесь с прилагательным.

Именно поэтому дать единое определение причастию очень трудно. Так что напишем несколько обтекаемо:

Причастие – это самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая указывает признак какого-то предмета относительно действия. Оно одновременно объединяет в себе признаки и прилагательного, и глагола.

Давайте сначала вспомним, на какие вопросы отвечают прилагательные и глаголы:

А вот чтобы распознать в тексте причастие, найдите слова, которые отвечали бы на вопросы «Какой?», «Какое?», «Какая?», «Какие?». Или попробуйте заменить их на «Что делающий?», «Что сделавший?», «Что делавший?».

Еще одним признаком, помогающим отличить причастие от прилагательного, является наличие у них следующих суффиксов:

Чтобы было понятнее, о чем идет речь, сразу приведем несколько примеров причастий:

ЛЕЖАВШИЙ – от глагола ЛЕЖАТЬ
НАПИСАННЫЙ – от глагола НАПИСАТЬ
ВЫМЫТЫЙ – от глагола МЫТЬ

Интересно, что любые причастия могут употребляться только в прошедшем или настоящем времени. А вот будущего у них не существует. Например:

ЖЕЛАЮЩИЙ (настоящее) и ЖЕЛАВШИЙ (прошлое)
ОБНИМАЮЩИЙ (настоящее) и ОБНИМАВШИЙ (прошлое)
СОБРАННЫЙ (настоящее) и СОБРАВШИЙ (прошлое)

Ради интереса, можете попробовать «поломать язык» и представить эти слова в будущем времени. Уверен, у вас ничего не получится!

Раз уж причастие называют особой формой глагола, то оно должно иметь и соответствующие отглагольные признаки.

    Вид. Все глаголы делятся на совершенные и несовершенные. Они отвечают соответственно на вопросы «Что сделал (совершил)?» и «Что делает?». И точно так же разделяются причастия. Для них вопросы видоизменяются в «Что сделавший?» и «Что делающий?»

ЖИТЬ – ЖИВУЩИЙ, ПЕТЬ – ПОЮЩИЙ (несовершенный вид)
РАЗБИЛ – РАЗБИВШИЙ, ОПЛАТИЛ – ОПЛАТИВШИЙ (совершенный вид)

ЛЕТАЮЩИЙ, ПЬЮЩИЙ – настоящее время
БРОСИВШИЙ, ОТСТУПИВШИЙ – прошедшее время

УСНУЛ – УСНУВШИЙ (ребенок), ОПАЛ – ОПАВШИЙ (лист) – действительная форма
ЧИТАЮТ – ЧИТАЕМАЯ (книга), ЗАБИЛИ – ЗАБИТЫЙ (гвоздь) – страдательная форма

Подробнее про действительные и страдательные причастия смотрите в этом видео:

” alt=””>
Возвратность. Глаголы и причастия отличаются наличием суффикса «-ся». Если он есть, то это возвратная форма, если нет, то невозвратная.

КУСАТЬСЯ – КУСАЮЩИЙСЯ, СКЛОНИТЬСЯ – СКЛОНИВШИЙСЯ (возвратная форма)
СТОЯТЬ – СТОЯЩИЙ, ЗЕЛЕНЕТЬ – ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ (невозвратная форма)

ПРЕВОСХОДИТЬ – ПРЕВОСХОДЯШИЙ (кого-то), ВЕЗТИ – ВЕЗУЩИЙ (кого-то) – переходная форма
СМЕЯТЬСЯ – СМЕЮЩИЙСЯ (сам по себе), СТОЯТЬ – СТОЯЩИЙ (где угодно) – непереходная форма

Параллельно причастия имеют и все признаки, которые можно найти у прилагательных:

    Форма – полная и краткая

ПРОЧИТАННЫЙ – ПРОЧИТАН (краткое причастие), ОПЛАЧЕННЫЙ – ОПЛАЧЕН (краткое причастие), ДОДЕЛАННЫЙ – ДОДЕЛАН (краткое причастие)

ЛЕТЯЩИЙ – ЛЕТЯЩИЕ, КОРМЯЩИЙ – КОРМЯЩИЕ, ОДЕТЫЙ – ОДЕТЫЕ

КРАШЕННЫЙ – КРАШЕННАЯ – КРАШЕННОЕ, СТОЯЩИЙ – СТОЯЩАЯ – СТОЯЩЕЕ

ЧИТАЮЩИЙ (именительный) – ЧИТАЮЩЕГО (родительный) – ЧИТАЮЩЕМУ (дательный) – ЧИТАЮЩЕГО (винительный) – ЧИТАЮЩИМ (творительный) – ЧИТАЮЩЕМ (предложный)

Простейшей способ отличия причастия от прилагательного показан на рисунке внизу.

Прилагательные показывают просто признак предмета (существительного). Например, «БЕЛЫЕ РОМАШКИ». А причастия показывают признак предмету по действию. Например, «ЦВЕТУЩИЕ РОМАШКИ».

Это, пожалуй, самый сложный для понимания момент. Например:

  1. БЛЕСТЯЩИЙ ОГОНЕК (причастие), а БЛЕСТЯЩИЙ АКТЕР (отглагольное прилагательное)
  2. ЦВЕТУЩИЙ САД (причастие), А ЦВЕТУЩИЙ ВНЕШНИЙ ВИД (отглагольное прилагательное)
  3. ПОТУХШИЙ КОСТЕР (причастие) и ПОТУХШИЙ ВЗГЛЯД (отглагольное прилагательное)

Как же быть? Ведь слова абсолютно одинаковые и при этом являются разными частями речь. Все эти слова образованы от глаголов. Как же быть? Запомнить правило:

Причастия имеют только прямое значение. В переносном значении они не употребляются. Поэтому любое причастие можно заменить сочетанием слова КОТОРЫЙ и глаголом, от которого оно образовано.

А прилагательное можно заменить только синонимом прилагательным.

Например, причастие во фразе «БЛЕСТЯЩИЙ ВДАЛИ ОГОНЕК» можно заменить на «ОГОНЕК, КОТОРЫЙ БЛЕСТИТ ВДАЛИ». Ну, а «ЦВЕТУЩИЙ САД» — это «САД, КОТОРЫЙ ЦВЕТЕТ».

Прилагательное же во фразе «БЛЕСТЯЩИЙ АКТЕР» можно заметить только синонимом, например, «ТАЛАНТЛИВЫЙ АКТЕР».

Обычно с глаголами путают краткие формы страдательных причастий. Например:

  1. КАФЕ ЗАКРЫТО (страдательное причастие) и КАФЕ ЗАКРЫЛИ (глагол)
  2. ЗАДАЧИ РЕШЕНЫ (страдательное причастие) и ЗАДАЧИ РЕШИЛИ (глагол)
  3. СТАТЬЯ НАПИСАНА и СТАТЬЮ НАПИСАЛИ

Как же быть, ведь значение этих предложений абсолютно синонимично. Если перед словом можно вставить связку «БЫТЬ» в прошедшем или будущем времени. С причастием это сделать получится, с глаголом нет. Например:

  1. КАФЕ БЫЛО ЗАКРЫТО
  2. ЗАДАЧИ БУДУТ РЕШЕНЫ
  3. СТАТЬЯ БЫЛА НАПИСАНА

С глаголом этот фокус не пройдет.

С правильным написанием причастий у многих школьников на экзаменах возникают определенные трудности. Особенно, если речь идет о суффиксах «-Н-» и «-НН-» и частицы «НЕ-».

Сдвоенные буквы «НН» пишутся в причастиях в следующих случаях:

  1. если причастия имеют совершенный вид, например, РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА;
  2. если имеется любая приставка, кроме «НЕ», например, ПРОЧИТАННАЯ КНИГА;
  3. если имеется зависимое слово, например, РАНЕННЫЙ САБЛЕЙ БОЕЦ;
  4. если слова оканчиваются на «-ёванный» или «-ованный», например, МАРИНОВАННЫЙ ОГУРЕЦ.

Для последнего правила есть несколько исключений. Так, слова КОВАНЫЙ (забор) и ЖЁВАНЫЙ (кусок) пишутся с одной буквой «Н», так как в данном случае речь идет не о суффиксах, а о части корня слов.

Одна буква «Н» пишется в причастиях, если:

  1. они относятся к кратким, например, МЯСО СЪЕДЕНО;
  2. нет никакой приставки, например, КРЕЩЕНЫЙ МЛАДЕНЕЦ;
  3. отсутствует зависимое слово, например, РАНЕНЫЙ БОЕЦ (сравните с тем, что было чуть выше);
  4. есть приставка «НЕ», например, НЕОБДУМАННОЕ РЕШЕНИЕ.

И также есть определенные слова-исключения. В них нет приставок, но пишутся они все равно с двумя буквами «НН»:

прощенный, купленный, плененный, лишенный, данный, брошенный, обиженный, решенный, виденный, обещанный, читанный, рожденный, пойманный.

А есть так называемые парные причастия, в которых одновременно может писаться и одна и две буквы «Н». И все зависит от контекста. Конкретного правила здесь нет, надо эти пары просто запомнить:

КОНЧЕННЫЙ (в срок отчет) – КОНЧЕНЫЙ (человек)
НАЗВАННЫЙ (выше по тексту) – НАЗВАНЫЙ (брат)
ПОСАЖЕННЫЙ (цветок) – ПОСАЖЕНЫЙ (отец на свадьбе)
ПРИДАННЫЙ (чему-то) – ПРИДАНОЕ (невесты)

«НЕ» пишется слитно в причастие, если:

  1. нет противопоставления или зависимых слов, например, НЕЗАМЕЧЕННАЯ ОШИБКА;
  2. имеется приставка «НЕДО», например, НЕДОСЧИТАВШИЙСЯ ЗАРПЛАТЫ;
  3. причастия просто не могут употребляться самостоятельно, например, НЕГОДУЮЩИЙ или НЕНАВИДЯЩИЙ.

А раздельно приставка «НЕ» с причастиями пишется в следующих случаях:

  1. если есть зависимое слово, например, НЕ ЗАМЕЧЕННАЯ НИКЕМ ОШИБКА (сравните с тем, что было чуть выше);
  2. если есть противопоставление, например, НЕ ЗАМЕЧЕННАЯ, А ПРОПУЩЕННАЯ ОШИБКА;
  3. если причастия краткие и в страдательной форме, например, ОШИБКА НЕ ЗАМЕЧЕНА.

Есть и такое понятие в русском языке, как причастный оборот. Так называют тандем (что это такое?) какого-то причастия с зависимым словом. Например:

ДАВШИЙ СБОЙ
РАСТУЩИЕ У КРЫЛЬЦА
ОБЛИТЫЙ ВОДОЙ

Касательно правописания, то в отношении причастного оборота основная трудность – надо его отделять запятыми или нет. И тут есть строгое правило, в котором не допускаются исключения.

Если причастный оборот стоит после основного слова, то он выделяется запятыми.

А если перед ним, то и знаков препинания не нужно. Сравните:

Цветок, РАСТУЩИЙ У КРЫЛЬЦА, погиб от засухи
РАСТУЩИЙ У КРЫЛЬЦА цветок погиб от засухи

А есть еще в русском языке такое понятие, как деепричастие. Так называют добавочное действие к основному глаголу. Например:

ШЕЛ НАКЛОНЯСЬ
ДУМАЛ ПЕЧАЛЯСЬ
УПАЛ УДАРИВШИСЬ

Кстати, по поводу деепричастия также идут у лингвистов споры на тему, чем его считать – самостоятельной частью речи или еще одной формой глагола.

источник

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Примечание. Некоторые ученые считают причастия самостоятельной частью речи, так как они имеют ряд признаков, не свойственных глаголу.

Как формы глагола, причастия обладают некоторым его грамматическими признаками. Они бывают совершенного вида и несовершенного; настоящего времени и прошедшего; возвратными и невозвратными. Формы будущего времени причастия не имеют. Причастия бывают действительные и страдательные.

Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные, грамматически зависят от существительных, согласующихся с ними, т.е. становятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым относятся. Причастия изменяются по падежам, по числам, по родам. Падеж, число, род причастий определяется по падежу, числу, роду существительного, к которому причастие относится. Некоторые причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму.

Начальная форма причастия – именительный падеж единственного числа мужского рода. Все глагольные признаки причастия соотносятся с начальной формой глагола – неопределенной формой. Как и прилагательное, причастие в полной форме в предложении бывает определением. Причастия в краткой форме употребляются только в качестве именной части составного сказуемого.

Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие. Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого предмета.

При образовании причастий учитываются следующие глагольные признаки:

  1. Переходность или непереходность глагола (от переходных глаголов образуются и действительные и страдательные причастия; от непереходных – только действительные причастия).
  2. Вид глагола (от глаголов совершенного вида не образуются причастия настоящего времени. От глаголов несовершенного вида образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени, от большинства глаголов несовершенного вида не образуются страдательные причастия прошедшего времени, хотя соответствующие формы страдательных причастий настоящего времени у данных глаголов имеются).
  3. Спряжение глагола (и действительные, и страдательные причастия настоящего времени имеют различные суффиксы в зависимости от спряжения глагола).
  4. Возвратность или невозвратность глагола (от возвратных глаголов страдательного причастия не образуются). Действительные причастия, образованные от возвратных глаголов, сохраняют во всех временах суффикс -ся независимо от того, какой звук (гласный или согласный) находится перед этим суффиксом; суффикс -ся стоит у причастия после окончания.

При образовании причастий к суффиксам настоящего времени -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ем-, -им- и прошедшего времени -вш-, -ш-, -нн-, -енн-, -т- присоединяются окончания мужского, женского и среднего рода единственного числа (-ий, -ый, -ая, -ее) или окончания множественного числа (-ые, -ие). От ряда глаголов образуются не все разновидности причастий.

Примечание. Большинство переходных глаголов несовершенного вида не имеет формы страдательных причастий прошедшего времени.

I. Часть речи (особая форма глагола); от какого глагола образовано общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма – именительный падеж единственного числа мужского рода. 2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид. 3. Непостоянные признаки: а) полная и краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж (у причастий в полной форме); в) число; г) род. III. Синтаксическая роль.

источник

Определяем вид причастия. Рекомендации

  1. Для начала определите, от какого глагола было образовано причастие. Данная часть речи сочетает в себе признаки прилагательного и глагола. Вид может быть страдательным и действительным. Либо объект совершает некое действие, либо какое-то действие производят с объектом:
    • действительное причастие обозначает действие объекта, например: читающий – кто-то читает, человек читает книгу;
    • страдательное причастие описывает действие, совершаемое с объектом, например: читаемая – что-то читают, книга прочитывается человеком.

  2. Вы можете определить вид причастия, задав к нему соответствующие вопросы:
    • что делавший? что делающий? – вопросы действительного причастия;
    • что делаемый? – вопрос страдательного причастия.

    Помните, что данный способ проверки необходимо сочетать с более академичным: по формальным признакам, указывающим на вид. Однако этот метод поможет вам изначально ориентироваться на определённый вид, а затем проверить – соответствует ли ему причастие, выделив в нём суффикс.

  3. Поставьте причастие в полную или краткую форму. Обратите внимание, может ли рассматриваемое вами причастие иметь обе формы. Запомните важный признак вида данной части речи:
    • действительное причастие имеет в русском языке только полную форму, его невозможно поставить в краткую форму без нарушения языковых норм;
    • страдательное причастие может иметь обе формы: полную и краткую; например: читаемая – читаема.

    Если ваше причастие не имеет краткой формы – оно является действительным. Иногда краткая форма страдательного причастия может показаться архаичной, но вы увидите, что она вполне соответствует нормам языка. Например: разбиваемый – разбиваема.

Действительные причастия ставят в краткую форму только в некоторых диалектах, избирая для этого отдельные слова. Можно сразу отличить нарушение нормы русского языка: читающий – читающ.

  • Обратите внимание: страдательные причастия в краткой форме изменяются в русском языке по числам и родам. Например: читаем – читаема – читаемо – читаемы.
  • Разберите причастие по составу. Желательно произвести полный разбор слова по составу, чтобы точно найти суффикс. Именно эта часть причастия и является его формальным видовым признаком. Каждый вид данной части речи имеет специфические суффиксы:
    • действительные причастия: суффиксы –ащ-, -ущ-, -ящ-, -ш-, -вш-;
    • страдательные причастия: суффиксы –ем-, -нн-, -енн-.

  • Начертите самостоятельно сводную таблицу признаков вида причастия. Внесите в неё всю полезную информацию о разных методах определения вида этой части речи: по вопросам, суффиксам, наличию кратких и полных форм. Снабдите вашу таблицу собственными примерами. Тогда вам будет значительно легче правильно определять видовую принадлежность причастия, а все сведения вы быстро запомните, задействовав разные виды памяти.
  • Обратите внимание на то, что некоторые причастия уже давно перешли в другую часть речи. Внешне они напоминают причастия, но на самом деле являются прилагательными, поскольку обозначают действия и состояния, ставшие постоянными признаками предметов. Например, консервированный горошек. Такие слова следует разбирать как прилагательные.
  • Алгоритм определения видовой принадлежности причастия
    Как определить вид причастия правильно? Следуйте алгоритму и помните рекомендации.

    1. Выпишите на отдельный листочек причастия, вид которых вам нужно определить.
    2. Вспомните вашу таблицу и начинайте рассматривать слова в соответствии с ней. Для начала задайте к причастию вопрос.
    3. Проверьте, имеет ли данное причастие краткую, полную форму.
    4. Разберите слово по составу. Выделите суффикс и выясните, какому виду он соответствует. Определите видовую принадлежность причастия.
    5. Проверьте себя: запишите глагол, от которого образовано причастие. Составьте с ним словосочетание. Подумайте: речь идёт о действии, совершаемым объектом или о действии, которое кто-то производит с объектом? Сделайте окончательные выводы и запишите вид причастия.

    Следуйте рекомендациям, определяйте вид причастия по алгоритму, тогда вы сможете выполнить работу правильно.

    источник

    Есть в морфологии темы, наиболее сложные для восприятия. Две из них касаются двух особых форм глагола – причастия и деепричастия. Что такое причастие? Языковеды до сих пор спорят. Одни говорят, что это форма глагола, обозначающая признак предмета, совершающего действие. Другие склонны считать, что причастие легко можно отнести к самостоятельной части речи. Правы и те, и другие.

    Как определить причастие? Ориентироваться необходимо на наличие морфологических признаков. Если у слова имеются признаки глагола и прилагательного, значит, перед нами описываемая часть речи.

    От глагола причастие унаследовало вид, категорию переходности, возвратность, время и залог.

    • Знать – знающий (несов. вид).
    • Узнать – узнавший (соверш. вид).
    • Слушаю музыку (гл+сущ. в В.п) – слушающий музыку (переходное причастие).
    • Улыбаться – улыбающийся (возвратное причастие).

    В русском языке есть два вида причастий: действительное и страдательное. Многие не знают, как определить действительное причастие. Действительный залог причастия обозначает признак предмета, который сам совершает действие. Падающая книга – книга, которая падает, она сама совершает это действие.

    Образуются действительные причастия настоящего времени от основы глагола несовершенного вида при помощи суффиксов –ущ-, -ющ-; -ащ-, -ящ. Выбор обозначенных суффиксов зависит от спряжения глаголов. Грохотать (что делать?) – грохочут (I спр) – грохочущий. Строить (что делать?) – строят (II спр) – строящий.

    Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного и несовершенного времени при помощи суффиксов -вш-, -ш-. Наладить – наладивший. Затеять – затеявший. Везти – везший.

    А как определить страдательное причастие? Страдательный залог причастия обозначает признак предмета, который испытывает действие на себе. Читаемая книга – книга кем-то читается.

    Страдательные причастия настоящего времени образуются только от переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ом-, -ем-, -им-. Выбор суффиксов снова зависит от спряжения глагола. Восстанавливают ( I спр.) – восстанавливаемый. Видят ( II спр.) – видимый.

    Для образования страдательных причастий прошедшего времени используются суффиксы -нн-, -енн-, -т-. Рассказать – рассказанный, убеждать – убежденный, нанять – нанятый.

    В предложении причастие, как и прилагательное, тесно связано с существительным способом согласования. То есть причастие имеет тот же род, число и падеж, что и слово, от которого оно зависимо. Посмотрите на пример:

    Садовник осторожно ходил между цветущими кустами роз (кустами – м.р., мн.ч., Тв. п. цветущими – м.р., мн.ч., Тв.п.)

    Как отличить причастие от прилагательного? В русском языке отглагольные прилагательные очень похожи на причастия. Но у них есть ряд серьезных отличий.

    • Отглагольные прилагательные образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида: кипяченое молоко – (что делать?) кипятить; отчаянный поступок – (что сделать?) отчаяться. Главное отличие в том, что причастие обозначает временный признак, связанный с действием предмета (заваренный чай). А отглагольное прилагательное обозначает постоянный признак предмета (Она была воспитана и образована).
    • У отглагольных прилагательных нет зависимых слов, у причастий они могут быть: Больному поставили диагноз «рассеянный склероз» (слово «рассеянный – прилагательное). Вызывал жуткое ощущение отчаянной пустоты прах, рассеянный над водами Босфора (рассеянный над чем? – водами Босфора) – причастие.

    источник

    1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.

    Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делать? что сделать?

    Основные признаки причастия

    А) Общее грамматическое значение Примеры
    Это значение признака предмета по действию. Думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый.
    Б) Морфологические признаки Примеры
    Сочетание в одном слове признаков глагола и прилагательного.
    Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:

    • вид,
    • переходность,
    • возвратность,
    • время.
    В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) – думающий, думавший; подумать (совершенный вид) – подумавший.
    Причастия имеют следующие признаки прилагательных:
  • причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме);
  • Бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие.
  • причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже;
  • Потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени.
  • страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы.
  • Допитый – допит; потерянный – потерян.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого. Ср.: Увлечённые , мы позабыли обо всём; Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость.
    Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого. Книга раскрыта на восьмой странице.
    Полные причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

    2. Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, – единственное число, мужской род, именительный падеж.

    Бежавший, строивший, раскрытый.

    3. В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.

    Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета.

    Читающий мальчик – тот мальчик, который сам читает ; читавший мальчик – тот мальчик, который сам читал .

    Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета.

    Прочитанная мальчиком книга – книга, которую прочитал мальчик ; построенный рабочими дом – дом, который построили рабочие .

    Страдательные причастия обладают рядом особенностей:

      страдательные причастия образуются только от переходных глаголов;

    Построить дом – построенный дом; читать книгу – читаемая книга.

    От непереходных глаголов образовать страдательное причастие нельзя!


    страдательные причастия имеют полную и краткую форму;

    Построенный дом – дом построен, допитое молоко – молоко допито.

    Ср.: построенный (кем?) рабочими дом ( рабочие построили дом); рассказанная (кем?) бабушкой сказка ( бабушка рассказала сказку).

    4. Образование причастий – причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов.

    Время Действительные причастия Примеры Страдательные причастия Примеры
    Настоящее время Основа наст. вр. + суффикс: Основа наст. вр. + суффикс:
    -ущ- (-ющ-) – I спр. Решающий -ом- (-ем-) – I спр. Решаемый
    -ащ- (-ящ-) – II спр. Строящий -им- – II спр. Строимый
    Прошедшее время Основа инфинитива + суффикс: Основа инфинитива + суффикс:
    -ш- Нёсший -нн- (-н-) Прочитанный
    -вш- Решавший -енн- (-ен-) – от глаголов на -и(ть) – II спр. Построенный
    -т- Взятый

    Причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени:

    а) действительные причастия:

    решать (I спряжение): реша- ют → реша- + -ющ- + -ий ( решающий );
    строить (II спряжение): стро- ят → стро- + -ящ- + -ий ( строящий );

    б) страдательные причастия:

    решать (I спряжение): реша- ют → реша- + -ем- + -ый ( решаемый );
    строить (II спряжение): стро- ят → стро- + -им- + -ый ( строимый ).

    Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени):

    а) действительные причастия:

    решать (основа на гласную): реша- ть → реша- + -вш- + -ий ( решавший );
    нести (основа на согласную): нес- ти → нес- + -ш- + -ий ( нёсший );

    б) страдательные причастия:

    написать (основа не на -ить ): написа- ть → написа- + -нн- + -ый ( написанный );
    построить (основа на -ить ): постро/ и-ть → постро- + -енн- + -ый ( построенный );
    взять : взя- ть → взя- + -т- + -ый ( взятый ).

    источник

    Причастие в русском языке по сей день является предметом дискуссии языковедов: одни считают, что причастие – это особая форма глагола, другие считают, что причастие – это отдельная самостоятельная часть речи.

    Исходя из этого, причастие – это особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая указывает на признак предмета относительно действия, объединяет в себе характеристики и глагола, и прилагательного, и отвечает на вопрос «какой?» (какая? какое? какие?). Как и имя прилагательное, причастие согласуется с именем существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

    Начальная форма причастия (как и у прилагательного) – это форма единственного числа, мужского рода в именительном падеже: летевший, стоявший, бежавший.

    1. Причастие неразрывно связано с глаголом, так как образуется от него, поэтому перенимает от глагола такие его признаки:

    2. Несмотря на схожесть по признакам с глаголом, причастия не имеют формы будущего времени. Форму настоящего времени имеют только причастия, которые образованы от глаголов несовершенного вида: читать (несовершенный вид) – читающий (настоящее время), читавший (прошедшее время); прочитать (совершенный вид) – прочитавший (прошедшее время).

    3. От имени прилагательного причастие имеет следующие признаки:

    – возможность изменяться по родам (в ед.ч), числам и падежам: летящий, летящая, летящего, летящему;

    – способность согласовываться с именем существительным в числе, роде и падеже: думающий старец, использованная возможность, вскипевшее молоко;

    – как и качественные прилагательные, страдательные причастия имеют не только полную, но и краткую форму: прочитанный – прочитан, доделанный – доделан.

    По лексическому признаку выделяют два разряда причастий: действительные причастия и страдательные причастия.

    • Действительные причастия – причастия, которые обозначают признак действия, совершаемого предметом, объектом или лицом, о котором идёт речь в предложении (тексте):

    Читающий человек всегда будет на шаг впереди того, что читать не любит.

    • Страдательные причастия – это причастия, которые указывают на признак, появляющийся у предмета, лица или объекта под воздействием другого предмета:

    Спетая артистом песня – песня, которую спел артист, срубленное дровосеками дерево – дерево, которое срубили дровосеки.

    1. Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанная книга – книга прочитана; просмотренный фильм – фильм просмотрен.
    2. Страдательные причастия можно образовать только от переходных глаголов: смотреть фильм – просмотренный фильм; слушать музыку – прослушанная музыка.
    3. Словосочетания со страдательными причастиями могут распространяться местоимением или существительным, которые являются субъектом действия: написанный (кем?) студентом реферат; приготовленная (кем?) девушкой лазанья.

    Причастия, как и прилагательные, могут выступать в предложении в роли определения или составного именного сказуемого:

    Природа выглядела уснувшей до весны (составное именное сказуемое). Я взяла с полки уже не раз прочитанную книгу (определение).

    Причастия краткой формы также выступают в роли составного именного сказуемого:

    Книга прочитана мною за 3 часа.

    Морфологический разбор причастия осуществляются по следующему плану:

    4) Признаки глагола: вид, возвратность, время;

    5) Признаки прилагательного: полная или краткая форма (для страдательных причастий), число, род, падеж;

    6) Каким членом предложения выступает?

    Пример. Наш дом был построен всего за полгода.

    Построен – причастие, указывает на признак объекта по действию, отвечает на вопрос «какой?»; н.ф. – построенный; страдательное, совершенный вид, невозвратное, прошедшее время; краткая форма, единственное число, мужской род; в предложении выступает в роли сказуемого.

    источник

    ПРИЧАСТИЕ. 7 класс.
    Раньше причастия, как и деепричастия, о которых речь впереди, не считали отдельной частью речь, а называли «особой формой глагола». Некоторые лингвисты до сих пор придерживаются этой точки зрения.
    Итак, ПРИЧАСТИЕ — это самостоятельная часть речи (или особая форма глагола)), которая обозначает ПРОЯВЛЯЮЩИЙСЯ ВО ВРЕМЕНИ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ. Признак — как прилагательное.)) Но по действию — это роднит причастие с глаголом.
    Прилагательное обозначает просто признак. Признак, названный причастием, связан с действием — с тем, которое совершает сам предмет ( ЧИТАЮЩИЙ книгу мальчик — мальчик САМ читает книгу), или с тем, которое направляет на данный предмет кто-то другой (ЧИТАЕМАЯ мальчиком книга — книга испытывает на себе действие со стороны мальчика)).
    Вот эта СВЯЗЬ С ДЕЙСТВИЕМ и является основным отличительным признаком причастия и помогает не перепутать его с прилагательным. Более того, когда причастие утрачивает эту связь, оно превращается в прилагательное (часто имеющее переносное значение): блестящее выступление, взволнованное лицо, образованный человек. (Блестящее выступление на самом деле не блестит, взволнованное лицо вовсе не покрыто волнами, образованный человек не состоит из чего-то, сравните: лестница, образованная естественными неровностями склона.))В этом случае мы говорим об образовании нового слова — прилагательного — переходом одной части речи в другую (причастия в прилагательное). Этот способ словообразования вам хорошо известен.)
    ВСЕ ПРИЧАСТИЯ ОБРАЗУЮТСЯ СУФФИКСАЛЬНЫМ СПОСОБОМ ОТ ГЛАГОЛОВ. В отличие от прилагательных, образованных от имён существительных (отымённых прилагательных). Есть ещё близкие «родственники» причастий — отглагольные прилагательные, о них мы поговорим попозже.
    Читающий — тот, кто ЧИТАет + -ЮЩ- (+ий)
    Прочитанная — та, которую ПРОЧИТАли + -НН- (+ая)
    Улетевший — тот, который УЛЕТЕл + -ВШ- (+ий)
    Хранимый — тот, которого ХРАНят + -ИМ- (+ий)
    (Окончание не участвует в словообразовании.)

    Причастия делятся на ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ и СТРАДАТЕЛЬНЫЕ. Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам совершает действие (сам действует)). Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета (страдает он при этом не обязательно, но и так случается)).
    ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ: СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ:
    читающий, читавший, прочитавший, читаемый, прочитанный
    ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ причастия отвечают на вопрос КАКОЙ? Но к ним ТЕОРЕТИЧЕСКИ)) можно задать вопрос и так: ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО ДЕЛАВШИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?
    СТРАДАТЕЛЬНЫЕ причастия отвечают на вопрос КАКОЙ? И другие вопросы корректно задать к ним нельзя. (Согласитесь, «что делаемый?» или «что сделанный?» звучит кошмарно! Не задавайте таких вопросов. )

    ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА У ПРИЧАСТИЙ:
    1. Причастия обозначают не просто признак, а признак ПО ДЕЙСТВИЮ!))
    2. Причастия имеют КАТЕГОРИЮ ВИДА:
    читать — несов. вид, читавший (ЧТО ДЕЛАВШИЙ?)— тоже несов. вид; прочитать — сов. вид, прочитавший (ЧТО СДЕЛАВШИЙ?) — сов. вид.
    3. Причастия бывают ВОЗВРАТНЫМИ, как и глаголы, они обозначают признак предмета по действию, направленному на сам этот предмет:
    одевающийСЯ, закрывавшийСЯ.
    4. Причастия имеют КАТЕГОРИЮ ВРЕМЕНИ:
    читающий, читаемый — настоящ.вр.; читавший, прочитавший, прочитанный — прош.вр..

    ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО У ПРИЧАСТИЙ:
    1. Причастия обозначают ПРИЗНАК, хоть и признак по действию.
    2.Причастия изменяются по родам, падежам и числам, как прилагательные и отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и производные от них и СОГЛАСУЮТСЯ с существительными, к которым относятся.
    3. Причастия в предложении бывают ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ. Некоторые причастия имеют КРАТКУЮ ФОРМУ. Причастия в краткой форме, как и прилагательные в краткой форме, в предложении являются СКАЗУЕМЫМИ.

    источник

    Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) — приобщение; μετάληψις — принятие) (Евхаристия – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) — благодарение) — таинство, в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа, после чего верующие потребляют их во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

    В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его любви и благодати.

    Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» ( Ин.6:54 ). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.

    Кого священник может не допустить до Причастия?

    Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

    протоиерей Евгений Горячев

    Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство?
    Отец Евгений. Хороший вопрос. Церковь разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд, и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но Церковь относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары. Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике. Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой. Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и Соборованием – они обращены именно к этому. Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.

    Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»? Это что – людоедство?
    Отец Евгений. Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе». Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.

    Ведущая. Все же почему – Причастие?
    Отец Евгений. Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом. В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен. Не пище становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

    Ведущая. Все ли могут причащаться?
    Отец Евгений. Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий. Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред. Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить, вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни. Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя. Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение.
    Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь. Так и Причастие – это условность и не более того. Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы: это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде. Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность. И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.

    Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?
    Отец Евгений. Совершенно верно, такие условия нужны. Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу — как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством. Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше, держит в своем уме одну простую мысль: «Я не достоин, Господи, сделай меня достойным».

    Ведущая. Как часто нужно причащаться?
    Отец Евгений. Если говорить о церковно-юридической стороне, то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты. Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни». Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом, встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение. Почему? Потому что может быть привыкание и в этом случае, если человек, образно выражаясь, шагает в Причастие, открывая дверь ногой, тогда ему нужно сделать перерыв. Когда же он причащается с трепетом и чувствует, что этот трепет из души не ушел, он это может делать хоть каждую неделю.

    Патриарх Кирилл:
    Причащайтесь Тела и Крови Господней. Существуют разные предрассудки относительно того, как часто нужно причащаться. Некоторые говорят: раз в год, некоторые — четыре раза в год. Это все не находит никакого подтверждения ни в учении Спасителя, ни в учении Церкви, ни в каноническом порядке церковной жизни.

    игумен Пётр (Мещеринов):
    Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком ( Ин. 10:10 ). Я есмъ путь и истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
    Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.
    Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. Еф. 3, 19 ).

    священник Александр Торик:
    Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).
    Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии (см. на сайте).

    святой Алексий Мечёв († 1923):
    «Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

    святой праведный Иоанн Кронштадский:
    Бедствие для души — долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.

    источник

    Читайте также:  Как ухаживать за саженцами сосен
    Adblock
    detector