Меню Рубрики

Что делать если учишься на 2

Преодоление суицида
и обретение радости жизни

Bumpi » 09 фев 2014, 17:26

Lady_Katrin » 09 фев 2014, 17:57

Bumpi, а ты хорошая, добрая девочка! И ты умница. Знаешь почему? Потому что ты хочешь учиться, хочешь жить другой жизнью, а это замечательно! Плохо, конечно, что у тебя непростые отношения с родителями, но скорее всего проблема в них. Я думаю, что тебе стоит заняться собой, своими мыслями, своими будущими желаниями. Плохо, что ты забила на учебу, это никогда не приведет к хорошим отношениям с одноклассниками. Я бы посоветовала тебе наверстать упущенное самостоятельно, либо с помощью учителей. Я уверена, что ты способная и у тебя все получится Тебе же нравится получать новые знания, так почему бы этим не заняться? Прямо с завтрашнего дня? Мама рвет учебники? Делай уроки в школе, явно есть библиотека или какое-то еще место в школе, где можно делать уроки. Вместо того, чтобы сидеть за компьютером, попробуй заняться чем-нибудь более полезным. Почитай что-нибудь. Хотя это же можно делать и на компьютере, лишь бы с пользой время проводить. Узнавай что-нибудь новое. И самое главное, ни в коем случае не думай, что проблема в тебе. Думай о том, как ты хочешь жить, как бы ты жила, если бы у тебя не было бы тех проблем, что есть сейчас.

И еще я не совсем поняла про еду, кроме тебя никто в доме не ест или каждый готовит еду себе сам? Кстати, это неплохой повод научиться готовить еду, это всегда пригодится. Я желаю тебе удачи, я верю в тебя, ты умница!

Alex71 » 09 фев 2014, 18:09

Bumpi » 09 фев 2014, 18:44

Bumpi » 09 фев 2014, 19:13

Привет, я понимаю что так наверное плохо говорить, но к сожалению, родные. Нет, я всегда была единственным ребенком. Сейчас я в 8 классе и я уже начинаю задумываться о переезде. Но с моим бюджетом это будет затруднительно. Да, я согласна с вами в какой-то степени, что это не выход и мне еще рано. Но на данный момент я просто в тупике, я даже не знаю как это объяснить. Когда-то я думала что те люди, которые сумасшедшие, и я не могла предположить что когда-нибудь окажусь в такой ситуации, я даже не думала что буду вот так писать об этом.

Lady_Katrin » 09 фев 2014, 19:40

Сверстница » 09 фев 2014, 21:04

Привет, я понимаю что так наверное плохо говорить, но к сожалению, родные. Нет, я всегда была единственным ребенком. Сейчас я в 8 классе и я уже начинаю задумываться о переезде. Но с моим бюджетом это будет затруднительно. Да, я согласна с вами в какой-то степени, что это не выход и мне еще рано. Но на данный момент я просто в тупике, я даже не знаю как это объяснить. Когда-то я думала что те люди, которые сумасшедшие, и я не могла предположить что когда-нибудь окажусь в такой ситуации, я даже не думала что буду вот так писать об этом.

Привет! Если ты много времени проводишь за компьютером,то,возможно,тебе нужно не просто так его просиживать, а найти бесплатные обучающие уроки и учиться по ним. Ведь с эрой интернета через него можно зарабатывать,и очень даже неплохо!

Например,есть такие люди, как копирайтеры, рерайтеры,контент-менеджеры. Делается очень много сайтов, и нужно создавать описание для каждого товара. Это делают копирайтеры. Рерайтеры переписывают чей-то другой текст своими словами ( чтоб не было плагиата). Контент-менеджеры отвечают за наполнение сайтов статьями, описаниями, картинками. Близко ли тебе это? Как ты работаешь со словами ? Если даже ты не очень красноречива, то в этом можно натренироваться так, как требуют работодатели.

Если ты живешь в крупном городе,то можешь также раздавать листовки — и деньги небольшие будут, и друзья новые появятся.

А с чего началась твоя ситуация с родителями? Ссорятся ли они между собой? Может быть, папа или мама выпивают?

И как бабушки-дедушки и другие родные реагируют на такое отношение к тебе?

Bumpi » 09 фев 2014, 22:12

Привет, я понимаю что так наверное плохо говорить, но к сожалению, родные. Нет, я всегда была единственным ребенком. Сейчас я в 8 классе и я уже начинаю задумываться о переезде. Но с моим бюджетом это будет затруднительно. Да, я согласна с вами в какой-то степени, что это не выход и мне еще рано. Но на данный момент я просто в тупике, я даже не знаю как это объяснить. Когда-то я думала что те люди, которые сумасшедшие, и я не могла предположить что когда-нибудь окажусь в такой ситуации, я даже не думала что буду вот так писать об этом.

Привет! Если ты много времени проводишь за компьютером,то,возможно,тебе нужно не просто так его просиживать, а найти бесплатные обучающие уроки и учиться по ним. Ведь с эрой интернета через него можно зарабатывать,и очень даже неплохо!

Например,есть такие люди, как копирайтеры, рерайтеры,контент-менеджеры. Делается очень много сайтов, и нужно создавать описание для каждого товара. Это делают копирайтеры. Рерайтеры переписывают чей-то другой текст своими словами ( чтоб не было плагиата). Контент-менеджеры отвечают за наполнение сайтов статьями, описаниями, картинками. Близко ли тебе это? Как ты работаешь со словами ? Если даже ты не очень красноречива, то в этом можно натренироваться так, как требуют работодатели.

Если ты живешь в крупном городе,то можешь также раздавать листовки — и деньги небольшие будут, и друзья новые появятся.

А с чего началась твоя ситуация с родителями? Ссорятся ли они между собой? Может быть, папа или мама выпивают?

И как бабушки-дедушки и другие родные реагируют на такое отношение к тебе?

Привет!Я пробовала заработать в интернете но пока ничего толкового из этого не вышло,может у тебя есть ссылка на такой ресурс?я решила что следующим летом пойду работать,но пока не определилась.Может даже раздавать те же самые листовки..Да,они часто ругаются между собой.Я бы не назвала их алкоголиками,но бывают такие негативные моменты,мама почти не пьет сейчас,вот папа почти каждый выходной,но это уже совсем другая история. У меня осталась только одна бабушка,сейчас я с ней почти не общаюсь,папа бывает ездит к ней но меня с собой не берет.У меня бывает складывается такое впечатление что она не хочет со мной общаться,даже когда я ей звоню она просто спросит «как дела?» и бросит трубку даже не дав мне договорить,она выпивает,конечно мне это не очень нравиться но я при всем желании не могу это прекратить,когда мой дедушка был жив она не пила,а сейчас это можно сказать ее хобби.Странно что я сейчас об этом пишу,но иногда бывает такое,что просто хочется выговориться.А обратиться не к кому. У меня есть тетя,я не рассказываю ей обо всем что со мной происходит,не знаю почему,наверное опасаюсь ее реакции,хотя она знает про мои сложные отношения с родителями,но сейчас я стараюсь не поднимать эту тему,просто говорю что у меня все хорошо.

Bumpi » 09 фев 2014, 22:12

Привет, я понимаю что так наверное плохо говорить, но к сожалению, родные. Нет, я всегда была единственным ребенком. Сейчас я в 8 классе и я уже начинаю задумываться о переезде. Но с моим бюджетом это будет затруднительно. Да, я согласна с вами в какой-то степени, что это не выход и мне еще рано. Но на данный момент я просто в тупике, я даже не знаю как это объяснить. Когда-то я думала что те люди, которые сумасшедшие, и я не могла предположить что когда-нибудь окажусь в такой ситуации, я даже не думала что буду вот так писать об этом.

Привет! Если ты много времени проводишь за компьютером,то,возможно,тебе нужно не просто так его просиживать, а найти бесплатные обучающие уроки и учиться по ним. Ведь с эрой интернета через него можно зарабатывать,и очень даже неплохо!

Например,есть такие люди, как копирайтеры, рерайтеры,контент-менеджеры. Делается очень много сайтов, и нужно создавать описание для каждого товара. Это делают копирайтеры. Рерайтеры переписывают чей-то другой текст своими словами ( чтоб не было плагиата). Контент-менеджеры отвечают за наполнение сайтов статьями, описаниями, картинками. Близко ли тебе это? Как ты работаешь со словами ? Если даже ты не очень красноречива, то в этом можно натренироваться так, как требуют работодатели.

Если ты живешь в крупном городе,то можешь также раздавать листовки — и деньги небольшие будут, и друзья новые появятся.

А с чего началась твоя ситуация с родителями? Ссорятся ли они между собой? Может быть, папа или мама выпивают?

И как бабушки-дедушки и другие родные реагируют на такое отношение к тебе?

Привет!Я пробовала заработать в интернете но пока ничего толкового из этого не вышло,может у тебя есть ссылка на такой ресурс?я решила что следующим летом пойду работать,но пока не определилась.Может даже раздавать те же самые листовки..Да,они часто ругаются между собой.Я бы не назвала их алкоголиками,но бывают такие негативные моменты,мама почти не пьет сейчас,вот папа почти каждый выходной,но это уже совсем другая история. У меня осталась только одна бабушка,сейчас я с ней почти не общаюсь,папа бывает ездит к ней но меня с собой не берет.У меня бывает складывается такое впечатление что она не хочет со мной общаться,даже когда я ей звоню она просто спросит «как дела?» и бросит трубку даже не дав мне договорить,она выпивает,конечно мне это не очень нравиться но я при всем желании не могу это прекратить,когда мой дедушка был жив она не пила,а сейчас это можно сказать ее хобби.Странно что я сейчас об этом пишу,но иногда бывает такое,что просто хочется выговориться.А обратиться не к кому. У меня есть тетя,я не рассказываю ей обо всем что со мной происходит,не знаю почему,наверное опасаюсь ее реакции,хотя она знает про мои сложные отношения с родителями,но сейчас я стараюсь не поднимать эту тему,просто говорю что у меня все хорошо.

Bumpi » 09 фев 2014, 22:27

Когда то у меня была мечта. Сейчас я думою научиться играть на синтезаторе,но самое сложное для меня сейчас поднять свой зад с дивана и заняться делом,конечно в роли жертвы находиться даже выгодно,но меня это не всегда устраивает. Cпасибо за эти слова.

источник

Одна из вещей, которая не перестает удивлять меня сегодня как школьного психолога — это тот факт, что в первом классе практически все дети хотят учиться. Но чем дальше, из года в год, из класса в класс, таких детей становится все меньше и меньше. Является ли это мое наблюдение уникальным? Наверное, нет.

Одна из проблем, волнующих родителей, — это успешное обучение ребенка. А обучение без положительной мотивации (мотивации успеха) невозможно. Потому что если нет положительной мотивации, а есть только отрицательная (например страх наказания), делать «домашку» из под палки удастся разве что до 5 класса.

При решении вопроса о том, как помочь ребенку в обучении, нужно сначала определить, что же такое «учебная успешность». Иногда встречается такая точка зрения, что ребенок должен учиться только на 4 и 5, а тройка– «плохая» отметка. Между тем оценка «три» означает, что ребенок имеет «удовлетворительные знания» по предмету. Завышение ожиданий и требований к ребенку приводит к учебным перегрузкам, так как ребенок — по крайней мере первые годы школьной жизни — стремится их выполнить, и также к потере желания учиться, к снижению самооценки ребенка (раз я не выполняю то, что от меня требуется – значит я неумен), к напряжению во взаимоотношениях с родителями, к чувству безысходности и внутреннему конфликту.

Необходимо учитывать, что не все дети способны учиться только на 4 и 5. Всегда хорошие и отличные отметки даже у способных детей ведут к переутомлению, ограничивают развитие в других направлениях, так как приводят к ограничению свободной деятельности ребенка, общения с сверстниками, посещения кружков и секций.

Также важно принимать во внимание, что сформированность учебных навыков в соответствии с образовательным стандартом не всегда связана с наличием способностей в данной области. И наоборот, способности в какой-либо области не всегда находят выражение в оценках по предмету. Например, в начальной школе именно дети с тройками по математике набирают больше баллов в международном математическом конкурсе «Кенгуру», ежегодно проводящемся во всех школах и практически во всех класах, начиная, кажется с третьего или второго..

Одновременно с формированием лояльного подхода к оценкам, важно принять во внимание, что в некоторых случаях уровень обученности действительно может оказаться под риском или даже уже не соответствует требованиям. В этих случаях возникает необходимость в профессиональной консультативной помощи для учащегося и различных форм учебной поддержки. Такую поддержку учебной успешности могут давать как школьный учитель, ведущий данный предмет, так и психолог, каждый в своем ракурсе.

Почему необходима консультативная помощь психолога?

Часто обвиняют ребенка в том, что он «не хочет учиться», и поэтому не выполняет домашние задания, отказывается отвечать на уроке и т.п. Иногда вопрос действительно касается мотивации обучения, но мотивацию обвинениями и упреками вряд ли можно восстановить. Мотивация к учебной деятельности может оказаться снижена по ряду причин. которые имеют внешний характер и не являются «злой волей» ребенка. Например, если была недостаточной поддержка познавательного интереса ребенка на ранних стадиях развития («не трогай, не делай, не высовывайся, и т.п.), если имелась «передозировка» учебных занятий в логопедическом детском саду, если ребенок имеет свой особенный индивидуальный темп развития и еще не перешел от «игровой» мотивации к «учебной», или если в классе среди детей имеется негативный лидер, не поддерживающий ценность обучения и «борющийся» с учителями за власть

Читайте также:  Тип модема и сетевого интерфейса

Могут быть и другие причины трудностей в обучении, например:

1. перевод из школы в школу(например, в связи с переездом в другой город или в другой район), из класса в класс (в связи с ротацией), влекущий за собой в ряде случаев нарушение школьной адаптации,

2 реакция на развод или ссоры родителей, или на смерть члена семьи,(Так, напимер, развод родителей обычно снижает учебную успешность ребенка на 2-3 года, так как является для него высоко стрессирующим фактором).

3. страх публичного ответа на уроке, препятствующий демонстрации имеющихся хороших знаний (из-за строгости учителя),

4. высокий уровень тревожности также будет влиять на учебную успешность, сказываться на отметках как за устную работу на уроках, так и на выполнении письменных контрольных работ.

5. конфликт или трудные отношения с учителем, поскольку для детей чрезвычайно важны для успешного обучения хорошие отношения с теми, кто его учит.

6. И конечно же по ряду учебных предметов важны пробелы в знаниях – там, где изучение учебного материала строится последовательно. Пробелы могут быть связаны с пропусками школьных занятий из-за болезни или избегания занятий, прогулов, невыполнения домашних заданий.

7. Встречается также и просто недостаточная компетентность учителя в методике преподавания того или иного предмета. Так, например, родителю и ребенку дают неправильные рекомендации для запоминания таблицы умножения.

8. Трудности могут возникать и в связи с учебной индивидуальностью ребенка, например, если учитель предпочитает визуальную подачу учебного материала, а ребенок — кинестетическую, или, учитель начинает подачу учебного материала с теории, а ребенок — с практики.

Один из вариантов такой «индивидуальности» может быть связан с гипоксией, перенесенной ребеноком во время рождения. Такому ребенку трудно высидеть на уроке без движения в течение 45 минут, и он получает «неблагосклонность» учителя из-за поведения, нарушающего течение урока. Кроме того, для детей этого типа характерна повышенная утомляемость в интеллекуальной деятельности, что ограничивает их способность вопринимать новый материал на уроке, а дома ограничивает возможности работы над домашним заданием..

Психолог с помощью индивидуальной диагностики и наблюдений на уроке, на перемене, на основе беседы с классным руководителем и другими учителями, изучая тетради по предметам с выполнением классных и домашних работ, определяет, какие предположительно причины вызвали снижение успешности обучения ребенка, и подбирает ему необходимые формы педагогической и психологической помощи ребенку. В случае необходимости по результатам диагностики он даст рекомендации по обучению и индивидуальному подходу к вашему ребенку и учителям, у которых учится ваш ребенок.

Например, с помощью методики Векслера возможно выявить, связаны ли трудности в обучении с состоянием здоровья, с недостатком стимулов к развитию в семье (общения с родителями), или с особенностями интеллектуального развития.

С помощью методов диагностики, разработанных Ясюковой А., можно определить индивидуальные особенности в функционировании внимания, памяти, темпа учебной деятельности ребенка, и разработать рекомендации по учету этих о собенностей при выполнении ребенком домашних заданий.

Тест Люшера поможет определить особенности построения ребенком отношений с учителем, и особенности реагирования в стрессовых ситуациях (реакции повышением тревожности, протестом или эмоциональным отстранением).

Диагностические исследования разнообразны и могут быть специально подобраны для уточнения причин затруднений в каждом индивидуальном случае, также как и пути помощи.

Но перед тем, как принимать какие-либо меры, важно определить истнную причину или причины того, почему учебная успешность ребенка не имеет должного уровня.

источник

«Я занимаюсь тем, что вытаскиваю детей из образовательной депрессии», – говорит о своей методике доктор психологических наук Александр Лобок

Фото с сайта allobok.ru, где размещена специальная съёмка онлайн-журнала psychologies.ru

Александр Лобок, кандидат философских наук, доктор психологических наук: «Для меня пространство сегодняшнего мира – с планшетами, интернетом, видеорядом – это роскошная среда, которую я могу побеждать».

– Неуспевающие дети – они существуют? Или на самом деле двоечники – это дети со своей образовательной траекторией, не похожие на своих одноклассников?

Успеваемость происходит от слова «успевать». Успевание – это скорость. Успевающий ученик успевает освоить заданное учителем и уложиться в назначенный срок. Многие талантливые люди были неуспевающими учениками. Альберт Эйштейн плохо учился в школе. Андрей Дмитриевич Сахаров был, как известно, тугодумом, и все делал медленно. Это не значит, что всякий неуспевающий ребенок – будущий Эйнштейн или Сахаров. Но тот, кто не успевает освоить что-то одновременно со своим классом – часто бывает очень глубоким ребенком. А теперь представим: этот глубокий ребенок попадает в класс к учителю, для которого успевание – это и есть скорость. Такой учитель начинает нервничать из-за того, что ребенок не успевает. Из-за этого ученик испытывает двойной стресс. Хуже всего, когда нервничать из-за успеваемости ребенка начинают родители. Ребенок – существо интонационное. Ребенок по отношению к родителями – это мощное эмоциональное зеркало. Он воспринимает и усиливает все микро-детали, которые считывает со своих родителей. И мыслит при этом отнюдь не так, как мы думаем. Когда родители нервничают из-за детской неуспеваемости, у ребенка усиливается ощущение, что он – неполноценный, что он – хуже других. Он это видит во взглядах взрослых. Ему могут говорить: все замечательно, все хорошо, мы с тобой, мы в тебя верим. Но родители говорят это с такой интонацией, что ребенок видит: это – неправда! А вранье он чувствует сразу.

Есть такая проблема в педагогике – инфантильные дети (как бы странно ни звучало словосочетание «инфантильный ребенок»). Такой ребенок никогда не берется за сложные задачи. В такой ситуации он стремятся спрятаться и сказать: ой, мне это вовсе не интересно! Сейчас я занимаюсь в детском саду с подготовительной группой.

И есть дети, которые изо всех сил не включаются в работу, всем своим видом демонстрируя свою независимость. И я понимаю: они боятся включиться в неожиданное испытание, потому что не уверены в своих силах. Это – те дети, в которых не верят дома.

Но быть неуверенным в своих силах – это для человека естественное состояние…

– Для маленького ребенка не верить в себя – неестественно. Если бы шестимесячный ребенок не верил в себя – он находился бы в состоянии постоянного страха перед окружающим миром. А он начинает осваивать этот мир, да еще так напористо. До пяти лет, заявляют психологи, ребенок эгоцентричен. Ситуация эгоцентричности – это ситуация безусловной веры в себя.

Ребенок — это существо, которое заряжено энергией подвига. Подвиг — это не когда что-то делают со мной, это когда я делаю что-то с собой. Я прыгаю выше своей головы, я совершаю усилия, которые я вчера не мог совершать. Я отважно вхожу в зону, которая мне неизвестна. И, совершая это, я чувствую себя героем. Детство – этот тот период, когда в жизни всегда есть место подвигу. И хорошо, если рядом есть взрослые, которые эти микро-подвиги видят и понимают. При искренней похвале взрослых ребенок приобретает все больше и больше сил. Усилия превращаются в силу. Подвиг — это усилие. Подвиг – это риск. Но если родители не повышают планку, не увеличивают пространства испытания, не ставят перед ребенком по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу, — значит, они не доверяют своему ребенку.

Зато те дети, в которых родители верят, будут с азартом включаться в любые незнакомые испытания. Они никогда не сбегут от них в уголок покатать тихонько машинку… Другое дело, что порою различные испытания ломают веру ребенка в самого себя.

Мы говорим о том, что обычному ребенку требуется брать все новые и новые высоты. В российской школе, если говорить объективно, учиться трудно. Это – не скандинавская и не начальная японская школа… Почему же в России школьные высоты ломают детей?

– Школа – это не легкая прогулки по игровым помещением. Школа предполагает взятие трудных высот. Безусловно! Но есть трудности адекватные, есть неадекватные. Есть трудности дешевые, есть дорогие – то, что называется «трудности-бриллианты». И мы удивляемся: почему система обучения, которую мы создаем естественным образом, в семье, в кругу близких, имеет потенциал сделать ребенка во много раз сильнее? Почему школьная система обучения, созданная искусственным образом, зачастую ломает детскую способность быть сильным?

Представь себе: когда тебе было два месяца, тебя взяли на воспитание… дай-ка подумаю, кто – китайцы! Или нет, есть даже язык еще посложнее: тебя взяли на воспитание вьетнамцы. Отныне рядом с тобой говорят только на вьетнамском языке. Правда заключается в том, что ты этот безумно сложный вьетнамский язык с легкостью освоишь. Какой внутренней смелостью нужно обладать, чтобы это сделать! А ты сделаешь это с легкостью. Это и говорит о том, что ты в месяц, два, три, четыре, ты обладала уверенностью в себе. Ты обладала отвагой. В твоей жизни было место подвигу. Тебе и в голову не приходило отвергнуть этот вызов и отказаться учить вьетнамский язык. Ты естественно проникнешь в эти странные звукоряды и расшифровываешь их. И в два-три года начинаешь лопотать по-вьетнамски, более того: свободно овладеваешь этим языковым пространством. Эта задача оказывается тебе по силам.

Потрясающе, правда? Но вот – ты идешь в школу, где тебе даются учителя, которые начинают учить тебя по программе и ставить тебе учебные задачи. Тебя начинают учить родной речи, учат читать, писать – и ты вдруг начинаешь ломаться. Почему?

Наверное, потому что школа заставляет делать то, что должно происходить само собой?

– Конечно. Когда ребенок осваивает устную речь, это происходи само собой. Если бы двухлетнему ребенку построили программу освоения устной речи, распределив учебный материал по урокам, и приставали бы к нему с утра до вечера: «Учись, учись, после того, как ты освоишь этот набор слов, мы перейдем к следующим словам»… Что было бы? Дети не осваивали бы язык. Ни китайский, ни вьетнамский, ни русский. Никогда. Но почему-то малыши овладевают родным языком.

Подчеркиваю, все они делают это по своим траекториям. Ни про одного ребенка нельзя заранее сказать, какие слова и фразы у него будут первыми, вторыми и т.п. Традиционные «мама и папа» – это сигнальные слова. То есть это даже не слова. Это – обращения. Слова – это те, у которых появляется индивидуальная семантика. Знаешь, насколько необычными могут быть первые слова ребенка? У одной моей знакомой двухлетней девочки самым первым самостоятельным словом стало слово «холодильник». Но произносила она его так: «ди». То есть вычленила из длиннющего слова некое несущее звукосочетание. И, конечно же, привела своих родителей в восторг: «Ура! Наша Дуся говорит слово «холодильник»!».

Естественно, что в такой ситуации ни одному вменяемому родителю не придет в голову ругать двухлетнего ребенка за «неправильное произношение». Совсем наоборот: ничего кроме искренней радости и искреннего восторга. И, само собой разумеется, проходит совсем немного времени, и Дуся начинает говорить и слово «холодильник», и множество других слов в гораздо более привычной для уха форме… Все дети поступают таким образом: вытаскивают какой-то звук или сумму звуков из слова и начинают этим пользоваться.

А взрослые вначале даже не понимают, что произносит ребенок. Но догадываются – и РАДУЮТСЯ. А в результате и для ребенка освоение языка становится огромной радостью…

У каждого ребенка – своя индивидуальная траектория овладения речью. А грамотность – это интуиция, которая формируется на кончике языка в процессе деятельности. Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность – это нечто другое. Это – непрестанное давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей – за редким исключением — вызывают отторжение. Давай вспомним, на что чаще всего жалуются родители, когда речь заходит о школьных уроках чтения?

«Мой ребенок знает буквы, но не умеет читать». Или: «Мой ребенок умеет читать, но не хочет…»

– Правильно! «Умеет читать, но не хочет». Это – точный диагноз. Я скажу, что стоит за этими словами: такой ребенок не умеет читать. Потому что уметь читать – это значит хотеть читать. Чтение – это не складывание слогов в слова, чтение – это порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы, не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Если ребенок умеет читать, он всегда хочет читать.

И вот мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают, как снежный ком. Он не может прочесть условие задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки… Мы стремимся вложить в детей в школе самое сложное и ради этого бесконечно перегружаем программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.

Значит, все просто? Если ребенок не успевает в школе, надо попытаться научить его читать?

– Нет, это как раз сложно. Нельзя научить читать, показывая ребенку буквы. Это бесполезно. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.

Читайте также:  Как развести фитоспорин для обработки земли после фитофтороза

Про меня порой говорят, что я «работаю демократическим педагогом». Нет, когда я работаю с детьми – и успевающими, и неуспевающими – я вполне авторитарно провожу их через разного рода испытания. Только так можно научить настоящему чтению – чтению как порождению собственных образов и смыслов. Я создаю для каждого ребенка индивидуальные сложности, способные разжечь его азарт. Задача должна быть трудной, но при этом интересной, с реально работающей интригой. Тогда в ребенке пробуждается азарт встречи с трудностями.

А может быть, дети не хотят учиться читать по другой причине? Они перестали воспринимать книги и чтение, живя в визуальном мире, среди компьютерных игр? Может быть, их уже нельзя увлечь чтением?

– Когда педагоги говорят: «Ой, как бы мы хорошо учили, если бы не было этих планшетов!» – это для меня диагноз педагогической несостоятельности. Как здорово, если бы у нас в деревне была бы одна черная тарелка, которая время от времени урчит и выпускает из себя немного информации. Тогда я, учитель, был бы кум королю, со своим чемоданом книжек, которые привез с собой в деревню, чтобы раскрывать детям миры. Действительно, чем беднее окружающая среда, тем легче задачи педагога. У него есть в запасе сумма готовых ходов, которые можно использовать в любых ситуациях. Когда же моим конкурентом является планшет с игрой, который ребенок держит в руках, не замечая ничего вокруг, – мне нужно ломать голову. Как мне стать более интересным для ребенка, чем этот планшет? Сегодня я занимаюсь с группой подготовишек в детсаде. Сколько разнообразных игрушек у этой группы! То и дело слышу жалобы: вот если бы половину этих игрушек убрать, насколько легче было бы заниматься с детьми. Слишком много искушений! Но эти искушения для меня – вызов. Я-то кто по отношению к ним? Я могу стать для детей настолько же интересным и даже более интересным, чем планшетная игра? Если не могу – грош мне цена как педагогу.

Ты расскажешь, как можно сделать, чтобы чтение книги стало для ребенка интереснее, чем компьютерная игра?

– Конечно. Первое условие – надо взять книгу без картинок. К сожалению, на полках библиотеки детского сада, где мы с тобой беседуем, стоят только книги с картинками. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Первое волшебство, которое могу сделать, посмотрев на эту страницу, превратить буковки – а это для ребенка это пока еще точки и штришки – в смыслы. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». Я совершил техническое чудо: превратил символы в слова. Но когда я прочел буквы, они еще не одухотворились, потому что это – особая работа воображения, которая идет одновременно. «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу… и вдруг до тебя, именно в эту паузу, доходит, что значит «иногда». Иногда… скажи, что с тобой бывает иногда. Представь, что ты ребенок…

Иногда мне хочется плакать…

— Вот! Иногда тебе хочется плакать. Еще!

Иногда мне хочется слушать музыку.

– Супер! Ты предложила две фразы, и через эти фразы слово «иногда» одухотворилось, наполнилось смыслом. Мы читаем слово «иногда» – и у нас внутри сразу запускается цепь внутренних ассоциаций. Для тебя слово «иногда» является одухотворенным и реальным. Оно тебе явлено. Это – то, что никакой картинкой не изобразишь, это – твоя внутренняя работа. Есть шестилетние дети, которые до сих пор не чувствуют разницы между словами «иногда», «всегда», «никогда». Слово «иногда» не успело им явиться. И надо постараться его явить. Чем отличается читающий ребенок от нечитающего? Ему с каждым прочитанным словом видится вспышка образа. Это происходит молниеносно. И в этой вспышке ему является слово. Воображение ребенка – это спасительная вещь. Если мы научимся пользоваться его термоядерной энергией, многое станет возможно.

Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. И мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее возделывать. И вот поэтому книга феерически нужна в современном мире. Особенно – книга без картинок.

Потому что книга без картинок – единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение. Читая ее, ты постоянно создаешь внутри себя героев, постоянно создаешь в себе визуальные образы. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.

То, что мы практиковали, я называю «дырчатым чтением». Что происходит с тобой в тот момент, когда я делаю паузу и предлагаю тебе продолжить предложение? Твое воображение пробуждается. Во время этих пауз ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много. Но я говорю спасибо компьютерным играм и визуальной культуре вообще за то, что они создали для нас этот уровень.

Сейчас мы говорим о малышах. Можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены школьной системой…

– Никто ничем не испорчен! В жизни каждый из нас сталкивается с разными практиками: среди них правильные, неправильные, сомнительные…И что? Разве мы говорим про себя, что мы ими испорчены? Я практикую «дырчатое чтение» и со старшеклассниками. Мы читаем с ними не «Винни Пуха», а – непонятнейший (а потому скучнейший) для них учебник физики. Самое интересное – содержание прочитанных глав усваивается ими накрепко, хотя о физике как таковой они в этот момент не думают.

Двадцать лет назад вышла твоя книга «Другая математика», в которой ты объяснял, что многие дети заканчивают школу, так и не научившись простейшим арифметическим действиям. Чем можно помочь этим детям?

– Наблюдая, с какими мучениями дети вычитают, умножают и делят, учат таблицу умножения или стихи, я понимал, что так нельзя. Мне пришло в голову, что можно сделать игру, которая разовьет эти навыки и поможет им щелкать школьную программу – во всяком случае, программу начальной школы – как семечки. Игра предназначается для развлечения в кругу семьи. А в качестве побочных эффектов она позволяет ребенку научиться читать, писать, освоить всю сумму арифметических навыков, выучить таблицу умножения, запоминать стихи. Его никто этому не учит, это приходит во время игры само собой.

За двадцать лет работы с детьми и со взрослыми я напридумывал множество различных игр. И все это пока даже не инвентаризировано, что неплохо было бы сделать.

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются мои «Архикарды» – особые игральные карты, языковые или математические. Некоторые семьи уже берут «архикарды» с собой на отдых, как раньше брали игральные карты. Родители начинают играть в них: прежде они с таким азартом резались на пляже в подкидного дурака или играли в поезде «в города». «Архикард» не менее интересен, чем традиционные карточные игры, и играть в него можно часами, получая удовольствие и от игры, и от коммуникакции, которая в игру встроена. Но в отличие от обычных карт «Архикард» позволяет – как бы между прочим – освоить множество важнейших учебных навыков: научиться быстро и качественно складывать, вычитать, умножать и делить, научиться воображать и грамотно писать, научиться читать и создавать палитру авторских смыслов… И делает он это так, что интересно в равной степени и взрослым, и детям.

Я думаю сейчас о том, чтобы сделать для неравнодушных родителей видеоэнциклопедию этих игр. Описывать это в книжке слишком долго. Показать на живом примере, как можно играть в тот же «Архикард» – гораздо увлекательнее.

Иногда я получают от родителей письма, что ребенок начал играть в «Архикард» и забросил планшет. Вот это здорово! А потом я подумал: а что если сделать «архикард» для планшета? Может быть, тогда множество детей будет играть в него, а не в стрелялки и бегалки?

Сегодня ты охотнее работаешь с родительскими сообществами, а не в системе образования?

– Если честно, двадцать лет назад, когда я делал то же самое в рамках своего вероятностного эксперимента, такого ажиотажа не было. Люди не понимали, что я делаю и зачем это нужно. Двадцать лет назад все хотели реформировать школу. А сейчас заявили о себе родительские сообщества, которые почувствовали ответственность за образование своих детей. Семейное образование – это то, что актуально для людей во всем мире. Поэтому меня приглашают не только российские родительские сообщества, но и сообщества родителей в разных странах…

И последний вопрос: что делать родителям двоечников? Ждать чуда встречи с педагогом, который поможет их ребенку?

– Родителям нужно самим этому научиться. Очень многому им можно и нужно научиться самим. Как бы мы критически ни отзывались о школе, проблема двоечника – это, в большинстве случаев, проблема его родителей. Когда родители не уверены в себе, они начинают проецировать эту неуверенность на своих детей. Они говорят: «Мы не состоялись, но он-то должен состояться!» Все упирается в готовность самих родителей время от времени совершать подвиги. Тогда и у ребенка появится стремление пробиться, взять свою высоту.

Для родителей двоечников самый большой подвиг – верить в своего ребенка…

– И он должен чувствовать родительскую веру во всем: в словах, интонациях, в наших взглядах. Худшее, что может быть – притворяться, что веришь в этого ребенка. Вера должна быть настоящей. Это главное.

С Александром Лобком, автором книг «Другая математика», «Вероятностный мир», «Антропология мифа», «Картография детства», «Наука ученичества» – мы беседуем в гостиной (одновременно библиотеке) детского сада. На нас смотрят куклы ручной работы, короли, королевы, принцы, кучера и даже впряженные в карету лошади. Каждая почти в рост ребенка. Это – персонаж истории о Золушке. Перед диваном на коврах расставлены японские столики с перламутровыми инкрустациями. За этими столиками родители читают детям старые детские книги. Книги стоят плотными рядами здесь же, на полках. Это – семейный читальный зал дошкольного отделения № 3 московской школы № 15. Проще говоря, детского сада. В гостиную доносились голоса огромных попугаев, которые живут среди пальм в стеклянном зимнем саду. Зимних садов – два. Их обитатели дремлют в московских сумерках. Только обезьянка приветливо тянет к гостям лапку через прутья клетки. «Не пытайтесь в ответ пожать ей лапу. Она просит у вас банан!» – объясняют мне сотрудники детского сада. И соискательнице тут же доставляется просимое. А за стеклянными стенами зимнего сада, на обычной пришкольной территории, окруженной многоэтажными домами, живут в теплых вольерах пони, которые катают детей. Что говорит по этому поводу санэпидстанция? Не знаю. Это – муниципальный детский сад. Таких тысячи. Просто нашлись люди, которые захотели, чтобы дети каждый день приходили в сказку…

источник

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его самооценка, наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.

К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.

Читайте также:  Как избавиться от сорняков на клубнике

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

источник

В течение всей жизни человек практически постоянно сталкивается с проблемой выбора, она сопутствует нам как в мелких бытовых ситуациях, так и в глобальных вопросах, от правильного решения которых зависит вся наша судьба. Одной из таких глобальных дилемм, несомненно, является выбор будущей профессии.
Семнадцатилетний выпускник, волей неволей, встает перед вопросом, чем же он хочет заниматься в жизни, делает какой-то выбор и сообразно своему решению поступает в определенное учебное заведение и, казалось бы, на этом все проблемы решены, осталось только выучиться, получить диплом и вперед, во взрослую жизнь! Однако на практике все, порой, оказывается несколько сложнее.
Часто случается так, что, проучившись три, а то и четыре, года, студент однажды утром просыпается и понимает, что все, на что он планомерно убивает лучшие годы своей жизни, совершенно того не стоит. В такие моменты, как правило, вспоминаются все нереализованные детские мечты, и, на фоне осенней депрессии, это приобретает по истине вселенские масштабы, и вот он уже видеть не может стены родного ВУЗа и с ужасом осознает, что ошибся.
Сама я столкнулась с подобной проблемой на третьем курсе, будучи успешной студенткой одного из лучших ВУЗов города, я поняла, что не просто не нахожу свою будущую профессию интересной, но и даже отдаленно не представляю, как ЭТОМУ можно посветить целую жизнь.
Уверена, эти чувства знакомы многим, как и та фатальная обреченность, которая приходит следом. Начинает казаться, что эта ошибка имеет поистине вселенские масштабы, что жизнь испорчена, что исправлять что-то поздно, а продолжать жить как раньше просто не возможно.
Что делать в такой ситуации? Есть ли смысл сразу бежать к психоаналитику или стоит попытаться справиться самостоятельно?
Конечно, если вариант с психоаналитиком для вас приемлем, то почему бы и нет, но для тех, кто такой роскоши себе позволить не может, вот несколько моих личных соображений на эту тему.
Во-первых, сядьте, успокойтесь и постарайтесь логически проанализировать ситуацию. Действительно ли вас не устраивает получаемое образование, действительно ли вы разочаровались в будущей профессии и действительно ли ваше сердце принадлежит совершенно другому делу? Этот вопрос имеет принципиальную важность, поскольку может оказаться так, что в вас говорит не столько разочарование, сколько банальная усталость, вызванная слишком короткими ночами и слишком длинными парами. Если так, то обычный здоровый молодецкий сон или поездка на свежий воздух, поверьте мне, решат основную часть проблем.
Но если даже после детального обдумывания вы остаетесь при мысли о роковой ошибке, это тоже не конец свет. Для начала уясните простую вещь – вы НЕ один. Поверьте, тысячи студентов выбирают себе ВУЗ из соображений «легче поступить» или «родители подсказали», или «платить меньше». Тысячи выпускников идут учиться абы куда, даже не задумываясь над теми чувствами и эмоциями, которые может вызвать у них обучение нелюбимому и неинтересному делу. По большому счету, лишь единицам удается с первого раза сделать правильный выбор, поняв, что же им нужно и близко. И если окружающие вас люди производят впечатление счастливых и всем довольных, это еще не значит, что так оно и есть, поверьте даже вокруг вас много таких, кто испытывает похожие эмоции.
Во-вторых, придя к неутешительному выводу, постарайтесь не предпринимать резких попыток что-то изменить. Понимаю, в голову сразу приходят мысли о том, что бы бросить все, уйти на заочное, поменять ВУЗ или вообще оставить высшее образование. НЕ торопитесь! Бросить, как говориться, всегда успеете. На пике эмоций такие решения приниматься не должны. Дайте себе немного времени. Пусть пройдет месяц или два, пусть чувства улягутся – решение уйти должно приниматься на холодную голову, и только тогда, когда вы будете уверены что это самый разумный выход из ситуации! Помните, этот поезд уйдет и больше не вернется, а в наше экономически нестабильное время риск оправдан далеко не всегда.
Как показывает практика, когда эмоции успокаиваются, человек понимает, что нет никакого смысла пороть горячку и бросать все. Любое высшее образование еще никому не мешало. Быть может, все же имеет смысл доучиться? А если серые студенческие будни за учебниками и конспектами становятся невыносимыми, если сердце требует творчества и самореализации, что ж реализуйтесь! Займитесь танцами, или рисунком, начните учить новый язык, займитесь вышивкой крестиком, наконец! Да, что угодно!
Но если все же ваше решение уйти осталось неизменным даже после полугодового взвешивания всех «за» и «против», что ж, так тому и быть. Уходите, но только прежде чем уйти, убедитесь, что вам есть куда податься. Уровень безработицы в молодежной среде растет. Найти достойную работу с приличной зарплатой становиться сложно даже высококвалифицированным профессионалам, а людям с неполным высшим образованием и подавно. Если вы решили уйти в другой ВУЗ, что ж, прекрасно, но убедитесь, что вы сможете в него поступить на тех условиях, какие вам необходимы, а уж потом сжигайте старые мосты. Да и к тому же, не возникает у вас резонного вопроса о том, не покажется ли вам ваше новое призвание столь же никчемным, что и прежнее, года через три?
В общем, какое решение вы не примете, имейте ввиду: все в ваших руках. Просто знайте, что если единожды вы ошиблись с выбором, в этом нет ничего фатального, в жизни все исправимо и если с душой поэта вы получаете образование строителя, это еще не означает, что через несколько лет именно вы не станете лауреатом нобелевской премии в области литературы. Доверяйте жизни и верьте в себя. Удачи!

А что мне делать если я поступил в ВУЗ и на первом курсе уже определился что я не хочу даже думать о этой профессии? Учиться дальше не возможно, потому что нет интереса и я отношусь наплевательский к дисциплинам которые я изучаю. Да и вообще я понял что моя душа лежит более к гуманитарным наукам чем к точным.

Роман, не стоит ломать себе жизнь. Не нравится не надо. Хуже всего будет для Вас – заниматься не своим любимым делом. У нас давно принято поступить учиться на престижную профессию, что бы потом много зарабатывать. Это большая ошибка – заработанные, человек становится рабом, рабом денег и тех кто их платит.
Вам в Вашей ситуации нужно найти наиболее лучшее решение без больших перестроек. Может попробовать перевестись или начать параллельно получать второе образование, ведь это возможно!!

источник