Меню

Что делать если не разговаривает ребенок

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Ребёнок в 1.5 года не говорит, только издаёт звуки, не понимает смысла слов, хотя просьбу принести игрушку выполняет. Не берёт ничего руками, ест только протёртое. Что это может быть и что делать?

Скорее всего у Вашего ребенка имеется нарушение языкоглоточных мышц, которое устраняется массажем. А по поводу причин отсутствия речи сможем сказать после обследования ребенка

У нас до 2 лет ел только протертое, сейчас ему 2,5 протертое не любит уже, а вот говорить не собирается: мам, папа, дай, иди, нее и гуги. Педиатр не видит нарушений каких либо.

Ребенку 4,5 лет, он не разговаривает. Нам ставят задержку речи, что делать?

В 4.5 уже ставят ОНР (Общее недоразвитие речи). Этой проблемой занимаются логопеды-дефектологи. По показаниям могут назначить курс терапии Томатис.

Девочка 1.9 говорит только «мам». Как правило, когда плачет, и подходит, чтобы пожалела. Звуки «аф» и «ау» подражающие, когда спрашиваю, как говорит кошка и собака, звуки «ба» и «па», может позвать кошку «цццццццц», все понимает, просьбы выполняет, гиперактивная.

Елена, нужно обратиться за консультацией к логопеду и неврологу. Ближе к двум годам словарный запас у ребенка должен быть около 200-300 слов

Да, абсолютно серьезно. Понятно, что это могут быть не совсем полноценные слова, с ошибками и т.п., но размер словаря в норме именно такой.

Здравствуйте.Моему сыну 3,11 и он совсем не разговаривает.Цокает,гагакает,если что то хочет ,тянет за руку и показывает.Нам ставят признаки аутизм и зрр.

Евгения, к 4-м годам ребенок должен иметь большой словарный запас и говорить предложениями. По тому, как Вы описываете, задержка речи есть, а признаки аутизма выявляются на консультации

Здраствуйте.Моему сыну 3 года совсем не разговаривает.Не откликаеться на свое имя.Очень упрямый.Когда ему было около года ребенок начинал разговаривать говорил ма па дай выполнял просьбы что то показать.А после как замкнулся в себе перестал реагировать и вообще произносить какието звуки.Сейчас произносит звуки, может сказать какието слова но это очень редко.Для этого его нужно спровоцировать.Недавно мальчик пытался забрать у сына игрушку он четко произнес нельзя.Может ли это быть аутизмом?

Здравствуйте! Часто сталкиваемся с подобными случаями. Многие отмечают появление отклонений после прививки АКДС.
Сложно определить диагноз, не проведя обследование. Но в подобных ситуациях аутизм встречается достаточно часто.

побочка от прививки?задержка речи последствие прививки?прошу обьяснить мне,как врачу очень интересно как влияет выработка искусственного иммунитета на речевой центр!я наверное 8 лет изучала не ту физиологию и анатомию!наверное у вас другие знания,поделитесь

Читайте также:  Разведение карпа в домашних условиях как бизнес

Елена, внимательно прочитайте наш комментарий. Мы не утверждаем, что есть прямая зависимость между прививкой и проблемами в развитии речи.
Но на практике такие случаи часто встречаем, в частности, жалобы родителей на то, что до прививки ребенок нормально развивался, а после нее начались проблемы.

У меня девочка 3 года, тоже не разговаривает, такие же симптомы. Также может бегать туда сюда, смеяться сама по себе, в ладоши просто так хлопать, смотреть на стену или вещь и просто быть в восторге, хоть там ничего интересного нет. Не любит когда шумно от детей, плачиет как только заходим к врачу, не разрешает себя осмотреть, дома уши не хочет чистить, боится щекоток и не поднимает руки чтобы помыть. Не хочет ходить на горшок, в подгузниках до сих пор. Не кушает сама. Если кушает, то только руками. Игрушками играется, но пазлы не складывает, просто в стопку или в ряд. На улице не всегда идет спокойно. После годика перестала развиваться речь, хоть до года была активная и говорила мама, папа, кака, илья. Она стала пасивная и это совпало с тем временем когда нам сделали 3 ревакцинацию акдс( 2 европейских, а 3 я индийская, после которой три сутки температура 39,9 не сбивалась). Мы обратились к логопеду, нас смотрели лор, невролог, психолог, имунолог. Направили сделать аудиометрию и узи щитовидной железы. Скажите пожалуйста ваше мнение.

Что Ваш логопед сказала после консультации? Да, дополнительные обследования потребуются.

Внуку 8 лет. почти не говорит кроме мама. папа. пока. Подрезали уздечку в 5 лет. прошли обследование КТ. кроме как с копеечную монету гидроцефалии других отклонений нет. Папа внука первое слово сказал в 5 лет. Мама первое слово сказала после 4 лет. Но что странно с внуком логопеды-дефектологи отказываются заниматься. невролог отправляет к психиатру. психиатр обратно к неврологу. лечения не назначают. Внук все понимает. исполняет. показывает все жестами. Куда можно обратиться за помощью?

Ирина, Вашему внуку срочно нужна помощь логопеда-дефектолога по запуску речи

Где найти логопеда- дефектолога по запуску речи? У нас город маленький . Внук находиться на домашнем обучении числиться в интернате 8 уровня. преподаватель с ним занимается 40 мин в неделю. а если преподаватель болеет. то с внуком ни кто не занимается. Наняла логопеда. но результатов нет. Врачи . директор интерната. педагогическая комиссия все разводят руками. Даже не знаю что делать

Попробуйте приехать на обследование в Питер или Москву. В СПб очень хорошее отделение неврологии в 1ой городской больнице.

Внуку 4 года и 9 месяцев,но до сих пор не разговаривает. Кроме слова «мама», иногда слог «ба » и протяжное «ииииииииии» . По его выражению лица видно, что он хочет что-то сказать, но у него не получается и его это очень тяготит. С удовольствием ходит в детский сад,но иногда чувствуется, что он очень стесняется, потому что понимает, что он не такой,как все.Уже куда только не обращались, но никакого толка. Он очень развитый мальчик, всё выполняет что ему говоришь, очень хорошо ориентируется в компьютере и последних моделей телефонов, составляет картинки из пазлов. Он очень подвижный, можно даже сказать,что гиперактивный. Мама его родила в 36 лет, может это как то повлияло на него. В возрасте 2 — 3 лет он часто неожиданно падал навзничь и естественно ударялся головой, как-будто у него что-то было с вестибулярным аппаратом, но ведь он развитый ребёнок.Его мама начала уже хорошо разговаривать в 1,5 года. Просто уже не знаем куда ещё и к кому можно обратиться и чем ему помочь !

Почти в 5 лет у ребенка должна быть нормальная речь с большим словарным запасом. Вам нужно срочно обратиться к логопеду-дефектологу и неврологу.

Ребенку билингвисту только исполнилось 2 года. Говорит только отдельные звуки- баба, дада, деде.Знает и произносит звуки всех животных и транспорта. (Считается это словами?)Но никогда не зовёт никого, не просит если хочет пить( только плачет или кричит).
Что делать?

В этом возрасте уже должны появляться полноценные слова и простые фразы. Вам нужно обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, потребуется обследование и у психолога

Здравствуйте,моему сыну 2 и 10 не разговаривает только говорит пару слов,хотя в таком возрасте должен уже предложениями говорить,не знаю что как быть,наняли двух логопедов занимаюсь дома,но очень тяжело с него вытащить слово

Почему 2х логопедов? Желательно, чтобы был один специалист, который ведет ребенка и отвечает за результат

Здравствуйте! У нас такая же проблема. Ваши ровесники. Есть результаты, помогли логопеды?

Да, мы оставили одного логопеда. Речь потихоньку стала появляться, но, как я поняла, заниматься нам еще долго:(

Здравствуйте! Дочке 2.5, знает все буквы, цифры, цвета, фигуры, говорит много слов, называет свое имя и фамилию, длинные слова (договорились, фиолетовый) говорит предложениями, но меня настораживает ее произношение. Она говорит как бы протяжно, по слогам, но это выглядит как-будто старается четко выговаривать слова. Так разговаривает не всегда, быстро тоже умеет. Нормально ли в ее возрасте так протяжно разговаривать?

Здравствуйте, моему сыну 5 лет он говорит, но многие слова произносит не правильно , как быть и что делать, а хочется чтоб он уже как все дети разговаривал.

Нужны занятия с логопедом. Зависит от ситуации, может понадобится не так много занятий

Дочке 4,5 года. Словарный запас у неё большой, она не выговаривает начало слова ( глотает первую, кто и две буквы), и получается что её мало кто понимает. По слогам у неё не все получается говорить. Что нам делать?

До 3-х лет эта проблема может пройти, а после — нужно обращаться за помощью к логопеду.

Ребенку 2 года и не разговаривает. Из слов которые говорит-мама,папа,баба,деда,дядя,тетя, Саса,айди,отдай,дай, би-би и звуками животных даёт понять про кого говорит. Раньше свое имя говорила Катя,а потом «кака» и вместо «да» говорит «ка». При этом абсолютно все понимает и делает,в ролевые игры может играть. Не знаю, стоит ли обращаться к специалистам?

Да, нужно обратиться. Хотя бы для консультации к логопеду лучше показывать ребенка каждый год

Ребенку 2 года,все понимает но не говорит,мама папа отдай говорит,что делать? Говорю повтаряй за мной слова а она в ответ капризничает

Здравствуйте! Моему сыну уже 8 лет но он еще не говорит. Мы проживаем во Франции, с ним занимаются уже 2 года логопед,психологи, но я не вижу прогресс. у меня есть еще 2 детей они тоже не разговаривают они говорят что маленькие не говорят потому что старший не говорит. Я очень рада была бы услышать ваш совет.извеняюсь если у меня есть ошибки так как я не очень хорошо говорю порусски.

Нужно смотреть, не видя ребенка очень сложно сказать. Необходимо разобраться, в чем проблема и дальше подбирать программу коррекции

Здравствуйте, сыну 2,8 года, не говорит вообще, только слога га, да, ка, ки и буквы и, а и тому подобное. При чем произносит их непонятно к чему, просто ходит и болтает. Любит рисовать, лепить, играть с мелкими предметами, пирамидку собирает, раскладывает конструктор по цветам, собирает из него башни, катает машинки бррр. Пьёт из кружки, сам ложкой есть отказывается психует, в горшок ходит отказывается психует. Ходит в детский сад, там сам по себе. Изучать ничего не хочет и не проявляет интереса, животных не знает, учим учим, ребёнок сидит минуту-две и все, больше не хочет, если заставлять, то у него истерика… в физическом плане хорошо развит, любит гулять, качели, горки, дома шведская стенка, он лазит по перекладинам, висит на кольцах, на канате, любит очень батуты. Обращались к неврологу, выписали Кортексин и пантогам, результата не увидела… ходили к логопеду, результата нет. Слух проверили, одно ухо слышит плохо, второе отлично, хотя при рождении проверка показала, что оба уха хорошо слышали. Невролог поставила ЗПРР, на этом все… никаких рекомендаций врач не дал, сказал пройти курс Кортексина и прийти через три месяца… психиатр сказал, что у ребёнка все хорошо, идите к неврологу… делали УЗИ магистральных сосудов шеи-все отлично, электроэнцефалография так же показала, что все хорошо… что делать, не знаю… складывается впечатление, что ребёнок просто не понимает, о чем мы говорим, не понимает предметов на слух, видит корову, а то, что это корова он не понимает, сколько бы тысяч раз я не повторяла-это корова, это му му, корова говорит му му и тд и тп

Читайте также:  Как готовить овсяный корень

источник

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

источник

Когда дети начинают разговаривать и что делать, если ребенок не говорит в 3 года: полезные советы детского доктора Комаровского

Психологи и педагоги не устанавливают чёткие временные рамки, когда малыш должен активно разговаривать. Некоторые детки пополняют словарный запас, высказывают мнение на любую тему уже к двум годам, зачастую надоедают родителям навязчивыми расспросами. «Рот не закрывается», – измученного вздыхают мамы и папы.

Иногда возникает другая проблема: ребёнок не говорит в 3 года. «Что делать?» – спрашивают родители. В чём причина отказа от общения со сверстниками и взрослыми? В каком возрасте нужна помощь специалиста? Давайте разбираться.

Ознакомьтесь с ориентировочными показателями развития речи. При заметных отклонениях от сроков не медлите, обращайтесь к специалистам.

Особенности:

  • у большинства деток речь активно развивается к году. Если в 5–6 месяцев это было «агуканье», в 6–8 месяцев – отдельные слоги, то к 11–12 месяцам речь усложняется. Вначале слова состоят из повторяющихся слогов (ба – ба, ма – ма, би – би, па – па) или односложные (дай, на, ам, гав);
  • в 1,5–2 годика словарный запас расширяется, появляются слова из нескольких слогов, словосочетания, простые фразы. Карапуз уверенно называет знакомых людей, описывает некоторые явления, предметы и действия («Маша хочет кушать», «Дай мне чашку»). Заметная задержка развития речи должна насторожить, но паниковать не стоит. Лучший выход – визит к логопеду;
  • в 3 года речь неплохо развита, ребёнок должен описывать картинку простыми фразами, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослым. Чем подробнее (в разумных пределах, без нужных поучений и нотаций) родители отвечают, тем богаче кругозор у ребёнка;
  • в 4 годика дошкольник должен осмысленно строить сложные предложения, составлять рассказ по картинке, описывать предметы, явления, события, происходящие вокруг.
Читайте также:  Как собрать семена астры в домашних условиях

Односложные ответы не побуждают к новым вопросам, зачастую, это мягкий намёк: «Отстань», «Не спрашивай больше», «У меня нет желания тебе всё объяснять». Чем чаще вы будете отмалчиваться, сквозь зубы произносить малопонятные слова, фразы, тем реже сын или дочка будут задавать вопросы. Помните: недостаток общения с родителями зачастую делает отношения в семье более прохладными.

Узнайте инструкцию по применению препарата Аквалор Беби для новорожденных.

О симптомах и лечении аллергии на клубнику у ребенка прочтите в этой статье.

Чаще всего проблема развивается под воздействием нескольких факторов. Нередко к врождённым аномалиям добавляется неправильное поведение родителей, нежелание общаться с малышом на достаточном уровне.

Если вы заметили, что дочка или сын мало разговаривают, подумайте: ребёнок не может произнести определённые звуки (слова) или просто не хочет общаться, предпочитает отмалчиваться. Возможно, существуют неврологические нарушения, требуется медицинская помощь. Иногда детки комфортно себя чувствуют без произнесения лишних фраз, отвечают короткими словами. При отсутствии поощрения со стороны родителей малыши вряд ли будут произносить длинные тирады или размышлять о чём-то интересном.

Основные причины:

  • родовые травмы. К сожалению, в процессе тяжёлых родов у крохи иногда повреждаются отдельные участки головного мозга. Такие детки требуют особого внимания со стороны родителей и врачей. В большинстве случаев отклонения заметны на первом году жизни. Обязательное условие – постоянное наблюдение за развитием новорождённого. Кроме педиатра, родители должны регулярно показывать кроху детскому неврологу для контроля мозговой деятельности;
  • проблемы со слухом. Внимательные родители уже с первого месяца жизни малыша обратят внимание на первые признаки нарушений. Врождённая глухота или частичное снижение слуха появляются из-за негативного воздействия на плод во время беременности. Иногда причиной патологии становится наследственная предрасположенность;
  • детский аутизм. С каждым годом деток, живущих в «своём мире», становится всё больше. Аутист, зачастую, – это нормальный ребёнок, но полностью погружённый в себя. Ему просто не требуется общение с окружающими, малыш не страдает, не торопится говорить. Проблемой аутизма занимается психолог, детский невролог и психотерапевт. Не менее важна роль родителей;
  • нехватка внимания, дефицит речевого общения. Некоторые родители не знают, что воспитали «молчуна» сами. Нежелание разговаривать с ребёнком, постоянные окрики, вредные слова и фразы «Помолчи, я устал», «Что за чушь ты говоришь», «Потом поговорим», «Не приставай с глупыми вопросами» и тому подобные высказывания отбивают у деток желание разговаривать. Ребёнок, тихонечко сидящий в углу, никому не мешающий – идеальная картина для многих родителей. На самом деле, психологи предупреждают об опасности «ухода в себя», задержке речевого развития, скованности, проблемах в будущем;
  • отказ от «живого» общения. Многие родители по причине усталости (лени/непонимания важности контактов с ребёнком) заменяют совместное чтение книг, разучивание стихов, песенок, душевный разговор телевизором, компьютером, планшетом. Современные гаджеты увлекают малыша, разгружают родителей, которым не нужно отвечать на бесконечные «Почему?» Психологи быстро «вычисляют» деток, с которыми мало занимались. Нехватка живого общения отрицательно сказывается на эмоциональном развитии малыша, задерживает речевое развитие.

Больше всего родителей волнует ситуация, если ребёнок совсем не говорит в 3 года. В такой ситуации важна своевременная помощь врача. Если вам не удаётся найти подход к молчуну, посетите опытных специалистов.

Для решения проблемы потребуется консультация у нескольких врачей:

  • отоларинголога;
  • логопеда;
  • психолога;
  • детского невролога;
  • психотерапевта.

Коррекция нарушений речевого развития зависит от факторов, спровоцировавших проблему. Если слабая речь – это последствие родовой травмы, доктор назначит специальные препараты для нормализации мозгового кровообращения, порекомендует терапевтические методики, снижающие негативное воздействие неврологических нарушений. Обязательны занятия с логопедом, психологом, посещение детского развивающего центра.

Если ребёнок не хочет говорить из-за «педагогической запущенности», придётся изменить отношение к общению. Чем скорее взрослые поймут важность общения с сынишкой или дочуркой, тем скорее наладится речь. Постепенно уйдёт смущение, малыш избавится от «скорлупы», в которую он спрятался по вине родителей.

Взрослые должны искренне интересоваться делами малыша, побуждать к вопросам на любые темы и, конечно, находить ответы. Выгода от изучения нового, интересного материала есть для всех сторон – кругозор расширяется не только у деток, но и у родителей.

Узнайте об отклонениях и норме количества лимфоцитов в крови у ребенка.

О причинах развития железодефицитной анемии у детей написано на этой странице.

Полезные советы:

  • при недостатке общения родители должны пересмотреть отношения с малышом, понять, что ребёнку в любом возрасте требуется не только еда и уход, но и внимание, общение, возможность поделиться радостью и бедой;
  • телевизор, компьютер должны отойти на второй план. Не отбирайте гаджеты, старайтесь, чтобы с вами было интереснее, чем с виртуальным другом;
  • больше читайте книжек, обсуждайте различные темы, вместе изучайте окружающий мир. Водите карапуза в зоопарк, детский игровой центр, парк отдыха;
  • отличное решение – совместные занятия. Совершайте вылазки на природу, готовьте вместе несложные блюда. Логопеды и психологи рекомендуют развивающие игры для детей 2–3 лет;
  • учите скороговорки, короткие стихи, сочиняйте истории, приглашайте продолжить рассказ. Никогда не смейтесь над его версией: малыш вновь замолчит;
  • придумывайте игры, в которых нужно подобрать рифму к слову (Ёжик – Ножик, Мушка – Кружка, Рыбка – Улыбка и так далее). Предложите произнести слово, отличающееся одной буквой, например, Зайка – Майка, Рот – Кот, ноГа – НоРа;
  • просите окончить фразу. Мама: «На ужин я приготовлю ….». Малыш: «Кашу (котлету, сырники)». Другой вариант: «Сегодня мы идём….». Малыш: «В зоопарк (на прогулку, в гости к бабушке, на детскую площадку)»;
  • развитие мелкой моторики. Пользу приносят упражнения для активизации речевого центра в головном мозге. Подходящие занятия: перебирать пальчиками макаронные изделия, сортировать крупу, завязывать/развязывать шнурки, рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина и солёного теста;
  • общение с малышами на детской площадке. Чаще водите «молчуна» в песочницу, детский парк, игровой центр. Среди сверстников ваш малыш будет меньше стесняться, от развлечений появятся яркие эмоции, захочется поделиться радостью, рассказать о впечатлениях.

Ещё несколько полезных советов:

  • стимулируйте развитие речевых навыков. Вместе смотрите мультики, читайте книжки, рассматривайте картинки, водите деток на выставки. Задавайте вопросы о прочитанном, увиденном, старайтесь добиться развёрнутых ответов, продолжайте логическую цепочку. Не давите на малыша, если он не настроен на обсуждение;
  • многие специалисты советуют отдать малыша в садик. Дошкольники в 3 годика всё повторяют друг за другом. В детском коллективе разговорится даже самый упрямый «молчун». Обязательно объясните воспитателю проблему, попросите не давить на ребёнка: пусть маленький человечек сам захочет общаться. Существует немало примеров, когда, буквально, через неделю-другую после начала хождения в садик, малыш начинал активно говорить. Для успеха «предприятия» обязательно узнайте, как подготовить ребёнка к посещению детского сада;
  • детки плохо произносят отдельные звуки? Малыш стесняется насмешек из-за неправильного произношения, предпочитает отмалчиваться или отвечает коротко: «Да», «Нет», «Хорошо» и так далее? Обратитесь к логопеду. Регулярные занятия со специалистом, закрепление полученных знаний дома постепенно устранят проблему. Если малыш поймёт, что он может чётко произносить слова и фразы, то стеснение уйдёт, улучшится речь.

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года? Видео — советы родителям:

источник

Adblock
detector