Меню

Что дала римская цивилизация современному миру

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), гуманитарно- экономический институт им. В.С. Черномырдина, общегуманитарный факультет.

Научный руководитель: Доц. к.и.н. Рафалюк (Чеховская) О.Е.

Наиболее узнаваемый герб Рима.

S.P.Q.R.- Senatus Populus Quiritus Romanus

Древний Рим – одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma, в свою очередь названного в честь легендарного основателя – Ромула) . Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом.
Современный мир получил от Древнего Рима римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему), а также множество других римских новшеств, в том числе и законодательной, военной, управленческой сферах . Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), который мы также можем встретить в современном мире, причем у различных государств символизирующий примерно одно и то же, борьбу, стойкость, непоколебимость.
Почему после гибели своей Римская империя оставила по себе столь долгую и ,зачастую, благодарную память даже у некогда покоренных ею народов? Как объяснить данный факт ?
Главная причина заключается, видимо, в том, что римляне умело завоевывали и покоряли не только сами государства, но также давали импульс и направление развития. Завоеванные народы постепенно приобщались к городской жизни и связанной с ней античной культуре, получали права римского гражданства и из подданных Рима сами превращались в римлян. Со временем они начинали относиться к Риму не как к чужой и враждебной силе, а как к своей новой родине, к античной же (греко-римской) культуре как к своей собственной.
Приобщение завоеванных Римом народов Европы к городской жизни и античной культуре, а позже синтез германской ,античной, восточной культур, несколько столетий жизни этих народов в условиях античной цивилизации в конечном счете и привели к тому, что культура

греко-римского народа стала основой современной цивилизации.

Территории Римской империи в середине II в н.э.

Одним из главных вкладов Римской империи в развитие современного мира является распространение цивилизации на территории, где проживали варварские племена: территория современной Европы, Британия, территории средиземноморья.

Соответственно, благодаря этому на территории распавшейся Западной Римской империи возникли такие государства, как: Германия, Франция, Испания, Англия и другие.

Также огромно влияние Рима на технологии строительства: было изобретены акведуки, усовершенствованы: технология прокладки дорог, осадное дело, строительство мостов и пр.

Многое из построенного римлянами сохранилось до наших дней, служа образцом ,примером для последующих поколений.

Что касается римского права, то базисные принципы данной правовой системы наблюдаются и в юриспруденции всех развитых стран, независимо от их правовой семьи, романо-германской или же англосаксонской. Также именно в римском праве судья обозначен как ни от кого не зависящая личность, которая руководствуется не собственными представлениями о справедливости, а исключительно чётко сформулированными законами.

Военное дело достигло высочайшего на тот момент развития именно в виде римской тактики ведения боя: тактики когорт, которая в изменённом виде лежит в основе организации современных армий и чаще всего применяется мотострелковыми войсками различных стран.

Должность главнокомандующего со времён императора Октавиана Августа становится пожизненной, армия-профессиональной и постоянной. Срок службы-20 лет, после чего солдат получал статус ветерана и право на почётный отпуск, а также на обеспечение деньгами и\или землёй.

Армия олицетворяла основные черты общества, а именно: жесткую иерархию, дисциплину, тактику, беспрекословное подчинение старшему по титулу( званию).История показывает, данная структура удачная: шесть столетий римляне побеждали противника, обладавшего численным превосходством.

Несколько слов о культуре и образовании: в Римской республике, а позже империи было учреждено множество публичных библиотек и книгохранилищ, доступных всем гражданам.

Образование было обязательным и качественным, притом бесплатным ( с небольшим уточнением, что бесплатным оно было для детей и юношей)

Также первыми, учредителями благотворительной системы были римляне: из императорской казны выделялись средства на воспитание детей – сирот.

Первые признаки банковской системы опять же видны в римских законах: Император давал деньги в долг из императорской казны на развитие земледелия, срок которых варьировался от пяти до 20 лет(впрочем, записей, что кто-либо брал займ на 20 лет, не осталось.)

Меценатство в том виде, в каком оно существует сейчас, берёт начало в Риме. Богатый римский гражданин Меценат поддерживал материально талантливых людей своего времени. Тут мы видим ещё и систему грантов, точнее её зарождение.

В архитектуре явственно виден след римских архитекторов: арки, дороги, акведуки (прообраз водопровода),театр( заимствованный у греков, тем не менее, изменённый римлянами).

Примерами римского зодчества служат: Колизей, Большой Форум, точнее, единственная его сохранившаяся часть, рынок Траяна, Пантеон, Триумфальная арка и другие.

Говоря об экономике, нельзя не упомянуть римскую налоговую систему, лежащую в основе современной и вызывающей восхищение у экономистов. Суть этой системы в том, что налог был общеобязательным, но, тот, кто платил больше налогов, пользовался большим уважением, так как, по общему мнению, сделал больше дел на благо империи, чем другие граждане.

Термы- комплекс залов,бань,парилен.

Римские бани- термы послужили примером не только современных бань, а также неких литературных кружков, клубов по интересам, даже спортзалов, так как являлись по факту, одними из основных мест времяпровождения римских граждан того времени и включали в себя:

5. Залы для различных игр и гимнастических упражнений

Бани нередко становились местами встречи друзей( или заговорщиков), также многие ораторы, поэты, писатели того времени выступали там со своими произведениями.

Говоря о лингвистическом аспекте влияния Римской империи, нельзя не отметить огромное количество греко-латинских слов практически во всех сферах жизни, деятельности, к примеру, в медицине все понятия вводятся исключительно на латыни ( белая горячка-delirium tremens)

Отдельного упоминания стоит т.н. статус «наследника Римской империи», который некоторые страны себе присваивали, пытаясь показать свою силу и поднять авторитет на международной арене. Сам по себе этот «титул» бессмысленный, потому, что как следует из сказанного выше, не только все народы, находящиеся на территории бывшей Римской империи являются её наследниками, но и даже те, кто не был покорён, а в результате дипломатических отношений перенял некоторые черты римского общества, римской науки и т.д.

В заключение я хотел бы сказать, что нельзя недооценивать взаимное влияние культур друг на друга, и, так как такое «заимствование» черт других стран, обществ, социальных групп, наконец, неизбежно, то необходимо перенимать только лучшие черты и не сопротивляться, так как, отказываясь принимать что-либо новое , мы останавливаемся в развитии, что ведёт к упадку, вроде того, к которому пришла Западная Римская империя, пострадавшая не столько из-за варваров, сколько из-за застоя в развитии.

источник

Римляне создали мировую империю, которая просуществовала несколько веков и оставила потомкам имперскую идею, идею особой миссии Рима, которая прошла через многие последующие цивилизации. Греки заложили основы права римляне создали систему права, которая до сих пор является стержнем правовых систем многих стран. Греки дали миру идеал гармонически развитой личности, римляне идеал гражданина и систему гражданских ценностей: virtus, ius, libertas (мужество, справедливость, свобода). Греки создали величественный мир богов. Римляне, не отказываясь от своих богов (Веста, Янус), терпимо относясь к богам Египта и других стран, приняли греческих богов без поклонения, но с почтением к ним, как к силе, способной действовать на благо Рима и римлянина. Но и здесь они пошли дальше греков, ибо одним из итогов развития Древнеримской цивилизации стало принятие и распространение христианства, новой монотеистической религии спасения, оказавшей в последующие тысячелетия столь мощное влияние на весь ход цивилизационного развития. Греки создали язык, оказавший значительное влияние на развитие национальных языков и культур многих народов. Римляне создали язык, на котором в Средние века говорила вся образованная Европа, и который лег в основу целой группы европейских языков.

Римляне, в отличие от греков, не создали новых философских школ или космогонических теорий. Они были рациональными и практичными людьми. Но именно в древнем Риме получили свое развитие те науки (астрономия, математика, агрономия и др.), которые были обращены к решению земных практических проблем будь то война, постройка храмов и дорог, возделывание полей или лечение ран и болезней. И римский Колизей поражает нас не менее, чем греческий Пантеон, а римская базилика стала архитектурной основой многих храмов последующих веков.

У римлян не было своего Фидия и Поликлета. Их более интересовал не образ бога или мифического героя (хотя они с удовольствием копировали греческие статуи), а конкретный человек. Не потому ли римляне оставили нам столько великолепных скульптурных портретов, удивляющих своей психологической глубиной и реальностью. А настенная живопись римлян и их мозаики не уступали греческим. Обращение к земному человеку, его мыслям, чувствам и поступкам было характерно и для римской литературы. Вергилий пишет Энеиду в подражание Илиаде Гомера, но она посвящена, по сути, не богам и героям древности, но дает мифическую историю Рима, возводя род вполне земного императора Августа к Энею сыну Афродиты, т.е. к олимпийским богам. И он же пишет Георгики поэму о земледелии. Гораций и Овидий создают прекрасные стихи, далекие от возвышенных страстей и деяний богов, но исполненные тонким лиризмом. И, наверное, только римлянин мог, подобно Овидию, написать изящные и насмешливые Науку любви и Лекарство от любви. А его Метаморфозы, вместе с Золотым ослом Апулея, Дафнисом и Хлоей и рядом других прозаических произведений, стали прообразом нового литературного жанра романа, который получил свое блестящее развитие века спустя.

Древнеримский цивилизации был отмерян ее исторический срок. Но, подобно грекам, римляне доказали возможность исторического бессмертия своей цивилизации. Древнеримская цивилизация жива и сегодня в конституциях и законах государств, в менталитете многих народов, в мировой культуре, и даже образы древнеримских воинов на экране телевизора для нас нередко более привлекательны, чем современные супермены. И, наверное, стоит поучиться у прагматичных римлян, для которых историческая наука была достойным занятием, а исторические труды привлекали не меньшее внимание, чем речи Цицерона. Они понимали: нет человека без его предков, как нет державы без ее истории. Мы можем добавить нет современной цивилизации вне истории всего человечества, и в этой истории Древнеримская цивилизация занимает великое место.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8458 – | 7299 – или читать все.

источник

По преданию, Рим был основан на семи холмах (септимонциум, лат. Septimontium, от septem – семь и montes – горы) братьями Ромулом и Ремом в 753 году до нашей эры, но археологические данные показывают следы поселений бронзового века, возрастом не менее трех с половиной тысяч лет. В VI столетии до нашей эры центром поселений стал Форум Романум на Палатине. Подчинив себе Лациум (современный Лацио) и остальную Италию, Рим стал столицей огромного государства – Древнего Рима.

Римской цивилизацией является цивилизация, созданная римлянами на территории Италии и затем распространенная на все завоеванные народы. Центром этой цивилизации был Рим, давший ей название, первый мегаполис мировой истории, достигавший в периоды наибольшего могущества около 2 миллионов жителей. Римская цивилизация первоначально занимала материковую часть Италии на севере, Апеннинский полуостров, разделявший Средиземное море на западную и восточную части, что предопределило господство во всем средиземноморском мире, и остров Сицилию. В дальнейшем эта цивилизация простиралась на западе до Атлантического океана, занимая Испанию и Лузитанию, Северную Африку и Карфаген, на востоке – до Дона и Кавказа, на севере – до Британии включительно, на юге – до Парфии и верхних порогов Нила.

Во времени Римская цивилизация просуществовала 1500 лет, с X века до нашей эры.
Можно выделить условно следующие периоды:
– этрусский X – VIII века до нашей эры;
– царский VIII – VI столетия до нашей эры;
– республиканский VI – I века до нашей эры;
– раннеимператорский (принципат) I век до нашей эры – III век нашей эры;
– позднеимператорский (доминат) III – V столетия нашей эры.

Италия по природным условиям занимает более выгодное положение, чем Греция. Климат здесь мягкий, субтропический, с достаточным количеством осадков в Средней и Северной Италии; большей засушливостью отличалась лишь Южная Италия. По территории страны протекают полноводные реки, самые крупные из которых – По, Арно и Тибр; кроме этого, в Италии встречаются озера, порой достаточно крупные. Поэтому флора и фауна здесь много богаче, нежели в Греции. К тому же в Италии гораздо больше земель, удобных для земледелия. В Альпах и Апеннинских горах встречаются месторождения меди и олова, сплав которых позволял получать бронзу; встречались также залежи железа, золота и серебра. Нужно отметить также наличие глин, камня, мрамора; имелись уникальные месторождения природного жидкого цемента, который при смешивании с каменной крошкой вулканического происхождения позволил получить первый в мире бетон.

К середине III века до нашей эры, подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добившееся гегемонии во всем Средиземноморье, что привело к столкновению с Карфагеном.
После трех Пунических войн, одержав победу над Карфагеном в 146 году до нашей эры, Рим становится крупнейшей средиземноморской державой. Усилившееся в связи с ростом крупного землевладения и рабовладения разорение крестьян вызвало широкое движение сельского плебса, рабов (восстание Спартака) и первые вспышки гражданской войны на улицах Рима.

В социально-политической жизни Рима I века до нашей эры все большую роль стали играть армия и ее вожди (Л. К. Сулла, Г. Марий, Г. Помпей и др.). В ходе гражданской войны 49-45 годов неограниченным правителем государства стал Цезарь; в результате заговора сторонников республики 15 марта 44 года до нашей эры Цезарь был убит. Новый период гражданских войн завершился победой Октавиана, получившего от сената в 27 году до нашей эры титул Августа. Со времени правления Августа Рим стал империей.
При Траяне во II столетии нашей эры империя достигла максимальных границ. Восстания местного населения в завоеванных землях в сочетании с вторжениями варваров привели к отпадению ряда провинций и разделу империи в 395 году на Восточную и Западную. В 476 году вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул.

источник

Наполеон говорил: «История Рима — история всего мира». Многое из того, что стало неотъемлемой частью современной жизни — от водопровода до эпиляции, — было если не придумано, то развито и популяризировано именно римлянами. Однако, несмотря на все достижения, Римская империя не выдержала натиска «варварских» племён и распалась 1540 лет назад — 4 сентября 476 года.

Читайте также:  Как накрыть клематис на зиму

Римская империя оставила неизгладимый след в истории человечества. Это была огромная многонациональная держава с достаточно сложной, но в то же время хорошо продуманной централизованной системой управления. Принципы государственного устройства, которые были созданы римлянами, сохранились до сих пор во многих странах. Созданная ими мировая империя просуществовала несколько столетий, подарив потомкам саму имперскую идею, которую наследовали и осуществляли многие последующие цивилизации. В России её наследие выразилось в лозунге: «Москва — третий Рим, а четвёртому не бывать!».

Древний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, оказавшее непосредственное влияние на развитие европейского континента и современного цивилизованного мира. История Римского государства насчитывает более 12 веков развития и процветания, в разное время существуя как царство, республика и империя, но период наивысшего могущества и величия приходится именно на Римскую Империю — 5 веков славы.

Римская империя на пике могущества, 117 год н.э. Источник

В этот период Римская империя простиралась от границ современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге, и от Португалии на западе до современного Азербайджана на востоке.

По всей территории вы могли путешествовать как простой римский гражданин, пользуясь единой валютой, единым законом, единой властью. Фактически, Римская империя — это один из проектов управления глобализацией мира.

Изобретенная римлянами система права стала также основой правовых систем многих западных стран. Именно в Риме появились идея гражданственности и сама система гражданских ценностей. Именно в императорском Риме смогло получить распространение исторически сложившееся христианство, оказавшее столь мощное влияние на всё последующее развитие истории человечества. Латынь — язык Римской империи, на ней говорила в Средние века вся образованная Европа.

Римская империя имеет богатейшую историю, кроме того, длинную и полную множества задокументированных событий. Если рассматривать хронологию, то до империи была республика. Признаками Римской империи были самодержавный строй в правлении, то есть неограниченная власть императора. Империя владела огромными территориями в Европе, а также целым побережьем Средиземного моря.

Историю этого масштабного государства подразделяют на следующие временные отрезки:

  • Древний Рим (с 753 года до нашей эры)
  • Римская империя, Западная и Восточная Римские империи
  • Восточная Римская империя (просуществовала около целого тысячелетия).

Однако, некоторые историки последний период не выделяют. То есть считается, что Римской империи не стало в 476 году нашей эры.

Устройство государства не могло быстро переключиться с республики на империю. Поэтому в истории Римской империи существовал период, названный принципатом. Он подразумевает под собой сочетание черт обеих форм правления. Продлился этот этап с первого века до нашей эры до третьего века нашей эры. А вот уже в «доминате» (с конца третьего до середины пятого) монархия «поглощала» республику, когда христианство апостола Павла, названное Львом Толстым «павлианством», стало идеологической основной Римской власти «от бога».

Город Рим был основан Ромулом — сыном свергнутой царицы Альба Лонги в 8 веке до н.э. Желая создать большой, процветающий город, Ромул установил законы, по которым любой желающий мог прийти в город и стать его полноправным гражданином, получить землю для работы и комфортные условия для жизни. Благодаря этому, довольно быстро увеличивалось население Рима и сам город стал интенсивно развиваться. По сути был опробован и запущен процесс мегаполисной урбанизации.

Ромул стал первым царём Древнего Рима, заложив основы римского государства и римского общества. Он создал законодательную базу и механизмы её реализации. Созданный Ромулом верховный орган власти — сенат — просуществовал до заката империи. Ромул образовал легион и для него отбирал самых сильных и воинственных из граждан. Он объединил вокруг себя лучших представителей римского народа — как по знатности и богатству, так и по личным достоинствам. В этом он видел залог прочности нового государства.

Римская империя существовала с 27 год по 476 год н.э.

Основателем самой империи является Гай Юлий Цезарь.

Источник

Он был не только талантливым полководцем, но также и дальновидным правителем. Цезарь значительно расширил территорию Римской республики и начал реформирование римского общества и государства, что привело к закату республики и зарождению Римской Империи, которую возглавил усыновленный Цезарем Октавиан Август. По сути, Цезарь заложил основы абсолютной монархии, сосредоточив в одних руках законодательную, судебную и даже духовную власть.

Цезарем была проведена реформа римского календаря. Практически без изменений он существует по сегодняшний день. Цезарь был глубоко убеждён, что его жизнь важнее не для него самого (ведь он уже познал славу и добился всего, что хотел), а для Римского государства. Все свои успехи, победы он посвящал Риму. Отличный полководец, лучший оратор Рима, Цезарь обладал удивительной работоспособностью, спал по 3 — 4 часа в сутки. Он умел диктовать писцам сразу несколько разных текстов. Отсюда и пошёл устойчивый фразеологический оборот — как Юлий Цезарь, делать несколько дел одновременно. Цезарь почти не пил вина. Марк Катон сказал о нём:

Цезарь единственный, кто взялся за государственный переворот трезвым.

Дело Цезаря продолжил его преемник и усыновленный племянник — Октавиан Август.

Источник

При Октавиане Римская империя достигла вершины могущества, процветания и культурного развития. Именно благодаря его мудрости длительные, кровавые распри в Римской империи сменились золотым периодом мира и процветания. Август заботился о воспитании молодёжи. Время Августа называют «веком золотой латыни», потому что тогда творили великие римские поэты и писатели.

Источник

Предметом особенных его забот был сам Рим — его благоустройство и украшение. Он хотел возродить также и духовную силу народа, крепкий семейный быт и простоту нравов. Он реставрировал пришедшие в ветхость храмы и издал законы, с целью положить предел распущенности нравов, поощрять браки и воспитание детей. Особые податные привилегии даны были тем, кто имел трёх сыновей.

В период существования Империи Рим стал самым большим, процветающим и цивилизованным государством. Площадь государства равнялась площади девяти современных Франций. А население Империи составляло 65 млн. человек, что соответствует всему населению Европы к средние века.

Одним из самых важных достоинств римского аристократа считалась Доблесть (virtus). Доблесть включает в себя все качества, необходимые воину: знание приёмов боя и мужество в сражении, стойкость духа вне поля боя. Ни один воин не мог сомневаться лишь в одном: в победе Рима. Представлениями о чести и славе и включает в себя ряд нормативных качеств (таких, как стойкость, храбрость, усердие, дисциплина), будучи неотделимой от строгой продуманной организации, выучки и постоянного ратного труда, а также от ревностного состязания.

Достойная служба отечеству и Императору, воинская Доблесть и Честь были неотделимы. Воины напрямую связывали с божественным покровительством свои успехи в военной карьере, победы римского оружия, благополучие соратников и Императора. Религиозно-культовая практика армии была пронизана искренней индивидуальной верой простых солдат. Это особенно хорошо видно на примере того почитания, каким в императорской армии были окружены военные знамёна. Играя большую роль в управлении войсками в бою и на марше, знамёна наглядно воплощали индивидуальность воинских частей и подразделений, являлись символами победоносной мощи легионов, олицетворением воинской славы и чести. Их присутствие в боевых порядках служило действенным моральным стимулом доблестного поведения солдат на поле сражения.

Все историки определённо отмечают первостепенную значимость отбора и подготовки кадров. Римский философ и историк Вегеций неслучайно именно с этого вопроса начинает своё «Краткое изложение военного дела», подчеркивая, что по сравнению с другими народами, отличавшимися физической мощью, многочисленностью, хитростью и богатством либо теоретическими познаниями, римляне «всегда выигрывали тем, что умели искусно выбирать новобранцев и обучать их…»

Была сознательная установка императорской власти на качественное пополнение армии. Вегеций писал:

Благо государства в целом зависит от того, чтобы новобранцы набирались самые лучшие не только телом, но и духом; все силы Империи, вся крепость римского народа основываются на тщательности этого испытания при наборе. Ведь молодёжь, которой должна быть поручена защита провинций и судьба войн, должна отличаться и по своему происхождению… и по своим нравам. Чувство чести (Honestas) делает воина наиболее подходящим, чувство долга — делает его победителем.

Одним из главных вкладов Римской Империи в развитии современного общества является распространение технологической цивилизации на те территории, где жили разнообразные племена. Благодаря этому распространению на территориях бывшей Римской Империи появились такие государства как: Германия, Франция, Испания, Англия и другие.

Источник

Некоторые дороги, построенные около 2000 лет назад, прекрасно сохранились до сегодняшнего дня! Дорог, как специально построенного инфраструктурного объекта, до Римской Империи не существовало вовсе. Там, где дорога подходила к реке, римляне строили мосты. Над мостами надстраивались водопроводы — акведуки. Такие водопроводы до сих пор сохранились в Италии, Южной Франции, Испании, Португалии и в других странах. Немало современных автострад в Европе проложено по дорогам, намеченным ещё римлянами.

Источник

Основой государственного строительства Римской империи было чёткое следование законам. Базисные принципы Римского права до сих пор лежат в основе юриспруденции всех западных государств. Именно в Риме судья получил статус ни от кого не зависимой личности, которая должна руководствоваться не собственными представлениями о справедливости в конкретике жизни, а заранее сформулированными законами, возможно, и не подходящими к конкретной ситуации. Это отношение к закону, как единственному выражению справедливости стало основой ментальности западного отношения к справедливости вообще. Даже западное слово справедливость (justice), происходит не от слова правда, как в русском языке, а от латинского слова законность (justitia).

Со времени правления Императора Августа власть главнокомандующего становится пожизненной, армия — постоянным. Служба в войсках определяется в 20 лет, после чего «ветеран» получает право на почётный отпуск и на обеспечение деньгами или землей. Войско, не нужное внутри государства, располагается вдоль границ.

Мощная профессиональная армия, основанная на выучке, выносливости и жёсткой дисциплине, римская военная машина являлась зеркалом римского общества — везде главенствовали порядок, чёткая иерархия, продуманная тактика, беспрекословное выполнение распоряжений. Шесть столетий Рим побеждал превосходящие по численности войска противника:

милость покорным являл, смирял войною надменных.

Всё в полном соответствии с ветхозаветными заповедями неправоумствующих, которых порицал Соломон (его Книга премудростей была изъята из канона, как притчи):

Сила наша да будет законом правды… (Книга Премудростей Соломона 2:11).

В Риме были учреждены публичные библиотеки, и от Дуная до Нила появились десятки общедоступных книгохранилищ.

С императорской казны, выделяли средства для воспитания детей-сирот и давали деньги в долг для развития земледелия. Это первый случай задокументированной государственной благотворительности в истории.

Источник

Также при правлении Императора Августа, его друг — богатый римский гражданин Меценат, поддерживал талантливых людей деньгами, чтобы они имели время для творчества. Имя Меценат стало нарицательным. Так и сегодня называют покровителей искусства, своими деньгами способствующих его развитию.

Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. Римляне создали единую греко-римскую культуру, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

До сих пор считаются непревзойдёнными такие архитектурные сооружения Рима, как: Пантеон, который считается «копией» космоса, Триумфальная арка, запечатлевающая церемонию триумфа, Амфитеатр Флавиев — Колизей, самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима, Новый Форум, который простоял 700 лет и был разрушен землетрясением, но одна секция сохранилась — рынок Трояна и другие.

Современных экономистов до сих пор восхищает древнеримская налоговая система. Она была организована таким образом, что чем больше какой-либо гражданин платил налогов, тем большим он пользовался уважением. Во многом в этом можно увидеть будущую основу протестантизма, освещающего богатство, как признак предрасположенности господа к индивиду.

Римские бани — термы, становились своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включали в себя не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр, гимнастические залы. Бани, по сути, становились местом встречи друзей. Нередко в термах выступали с чтением своих произведений писатели и поэты.

Роскошные частные дома, начиная с заката республики и далее, имели богато украшенные ванные комнаты, чтобы состоятельному владельцу и его семье не приходилось присоединяться к толпам в публичных термах, хотя многие всё-таки посещали их ради возможности общения. Туалет, видимо, располагался рядом с кухней, ближе к источнику воды в доме.

Жители в кварталах доходных домов не имели таких благ цивилизации и как существовали в таких условиях, не ясно. Многим, вероятно, приходилось носить воду из фонтана и пользоваться общим туалетом на нижнем этаже или публичными отхожими местами на улицах, а также публичными банями (местом, где можно было согреться зимой). Помои и нечистоты, выплёскиваемые из окон верхних этажей вниз на улицу, были неприглядной стороной повседневной жизни в Древнем Риме, что также практиковалось в Лондоне или Эдинбурге до относительно недавнего времени.

Жизнь небогатых римлян сопровождалась известной долей риска, в четырёх стенах их жилищ, по большей части обветшавших, и в Риме многие из них имели вошедшую в легенду краткую жизнь из-за шаткой конструкции.

Римляне не имели мебели в современном понимании этого слова. Они, подобно японцам, жили в полупустых, минимально обустроенных комнатах. Отличия в обстановке среднего римского дома времен республики и империи, определенно, были. В римское средневековье, как и в Англии, все ценное имущество римлянина, кроме одежды первой необходимости и простой грубой кровати и кушеток, состояло из набора грубых сельскохозяйственных орудий: заступа, лопаты, косы, серпа, молотка, топора, ножа, граблей, мотыги и плуга, а также военного снаряжения: короткого меча, щита и копья. У женщин были веретено, ткацкий станок, стул или табурет, камни для перетирания зерна в муку или мельница, немногочисленная глиняная посуда и металлическая утварь для приготовления пищи. Женские личные украшения в те далекие дни были немногочисленными и простыми: деревянный или костяной гребень, кольцо и пара больших брошей, несколько костяных или металлических шпилек для волос, возможно, браслет или два, несколько пар сережек, хранимые в простой терракотовой или самшитовой шкатулке для безделушек, а также полированное металлическое зеркальце. У детей были немногочисленные простые игрушки и игры.

В так называемом золотом веке Римской империи, приблизительно 300 — 400 лет спустя, картина была совершенно другая. Исчезли маленькие лачуги и домики, вместе с ними исчезло боевое оружие, а также сельскохозяйственные инструменты. Для того чтобы найти веретено и ткацкий станок, следовало заглянуть в жилища рабов некоторых больших домов, хотя там и сям пара-тройка семей, гордящихся тем, что соблюдают древние традиции, никак не составляла подавляющего большинства. На чердаках лачуг и в тесных кварталах бедноты ничто не занимало места этого почитаемого традиционного оборудования. Марциал, скорбя о бедности римлян, описывал жалкие пожитки при переезде: хромоногое низкое ложе и столик на трёх ножках, а с ними фонарь, миска, треснувший и протекающий ночной горшок, горлышко большой бутыли, закатившееся под позеленевшую медную жаровню, и смердящий кувшин. Всё это, с добавлением нескольких изорванных покрывал на постели, ножей и ложек, сосудов для питья и, возможно, пары потёртых старых сундуков, составляло основное имущество тысяч обедневших римлян.

Читайте также:  Как правильно выкопать луковицы гладиолусов

Чем выше римлянин взбирался по социальной лестнице, тем больше он тратил на меблировку своего дома, но деньги уходили не столько на количественное приумножение предметов домашнего имущества, сколько на приобретение высококачественных товаров.

Ножки ливийских столов у тебя из кости индийской,
А у меня черепком буковый столик подперт.
Под непомерных барвен у тебя золоченые блюда,
А у меня-то под цвет плошки краснеется рак…

Когда римская система образования полностью сложилась, подавляющее большинство римских детей так и не перешагнули границ элементарного или начального обучения. Это означало, что они научились чуть лучше читать, писать и повторять «прописные» правила, лелеющие определённые моральные доктрины. Вероятно, какой-то курс простейшей арифметики тоже был включен в программу обучения — хотя даже это определённо было сопряжено с трудностями. Ведь все римские цифры представляют собой сочетания шести букв: I (1), V (5), X (10), L (50), C (100), M (1000), и громоздкая суть такой системы счисления очевидна из того факта, что требуются восемь букв, чтобы выразить число 88: LXXXVIII. Умножение и деление, как сложение и вычитание, решались с помощью передвижений костяшек на счётной доске, или абакусе (abacus). Но даже эти мелкие достижения приходилось завоевывать, вопреки бремени домашнего окружения, где зачастую обучению уделялось мало внимания.

Даже в I век империи на ребёнка большее влияние оказывала его нянька или, когда он шёл в школу, раб, который сопровождал его туда, чем школьный учитель. Квинтилиан убеждал родителей прежде всего проследить, чтобы нянька ребёнка говорила правильно. Конечно, он знал, что самое важное, чтобы у неё был хороший характер, но подчёркивал, что и сами родители тоже должны говорить правильно, и полагал, подобно всем здравомыслящим родителям, будь—то римляне или кто—либо другие, что любые влияния в раннем детстве могут быть как глубокими, так и крепкими. Тацит придерживался такого же мнения, сетуя, что в его дни младенца вверяли любой греческой девчонке-рабыне, которой помогал один из мужчин-рабов — обычно самый никчёмный из всей домашней челяди, в результате чего на незрелые и впечатлительные умы с самого начала оказывали влияние рассказы и суеверия этих рабов, но никого из домашних это нисколько не волновало.

К I веку до н. э. детей представителей среднего класса и более состоятельных родителей ожидала более продолжительная школьная жизнь: закончив обучение у литератора, они шли учиться у грамматика. Квинтилиан говорил, что как только мальчик научится хорошо читать и писать, наступает очередь идти на обучение к литератору. Он считал предпочтительным, чтобы мальчики начинали обучаться греческому, поскольку общеупотребительной латыни ребенок научится все равно, хочет он того или нет. Квинтилиан рекомендует заниматься переводами с греческого на латинский, ссылаясь при этом на примеры Л. Красса, Цицерона и других.

Светоний (69 — 140 гг. н. э.) подводит итог развития изучения литературы, сказав:

Грамматика в Риме в прежние времена не пользовалась не только почетом, но даже известностью, потому что народ, как мы знаем, был грубым и воинственным и для благородных наук не хватало времени. И начало ее было скромным: древнейшие ученые, которые в то же время были поэтами и наполовину греками (я говорю о Ливии и Эннии, которые, как известно, учили в Риме и на родине на обоих языках), только переводили греков или же читали публично собственные латинские сочинения.

Другая сторона римской империи — это половая распущенность. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности. Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью — активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью — с другой.

В патриархальном римском обществе свободные граждане мужского пола обладали особыми политическими свободами (libertas), в том числе и правом распоряжаться как собственной жизнью, так и жизнью членов своей семьи (familia). Одним из важнейших качеств свободного мужчины-гражданина являлось мужественность (virtus), определяющее мужчину. Статус мужественности являлся гарантом способности мужчины распоряжаться как собой, так и людьми более низкого статуса.

В Римском праве существовал слабо-задокументированный закон Lex Scantinia, предполагающий наказание за сексуальное преступление против меньшинства свободно-рождённых мужчин, носивших toga pretexta. Закон предполагал защитить тело гражданина Рима от сексуальной агрессии, однако, выделяя с помощью toga pretexta мужчин, свободно выбравших «пассивную» роль в гомосексуальных отношениях, этот закон часто использовался в качестве аргумента против образа жизни политического оппонента. Кроме того, к мужчинам не являющимся гражданами Рима, этот закон не относился.

Источник

Культ мужественности и менталитет завоевателя сохранялись и в основе однополых отношений между мужчинами. Римские мужчины не теряли своего социального статуса, пока они не принимали пассивную, подчиняющуюся роль. Таким образом, для римских свободных граждан-мужчин были приемлемы сексуальные контакты с лицами обоих полов, но до тех пор, пока они не выходят за рамки активной «проникающей» роли. Это значит, что римские свободные мужчины могли свободно вступать в сексуальные контакты с другими мужчинами в доминирующей роли, не теряя при этом своей мужественности. В качестве сексуальных партнёров, принимающих подчиняющуюся роль, могли выступать рабы, проститутки и представители некоторых других слоев населения. Обычно, римские мужчины для сексуальных отношений предпочитали молодых партнёров в возрасте от 12 до 20 лет, однако несовершеннолетние свободные граждане оставлялись табу, поэтому в качестве пассивных партнёров часто могли быть и мужчины (например, рабы или кинеды), значительно старшие, чем они сами.

Нравственность сексуального поведения гражданина зависела от социального положения его партнёра. Пол не был важным фактором того преемлемости выбора сексуального партнёра. Считалось аморальным иметь сексуальные отношения с женой другого свободного гражданина, с его совершеннолетней дочерью, с его несовершеннолетним сыном, а использование в сексуальных целях раба другого человека могло произойти только с разрешения владельца. В императорскую эпоху потеря ряда политических свобод гражданами и их подчинение императору были выражены заметным ростом добровольного пассивного гомосексуального поведения среди свободных граждан, сопровождающегося увеличением задокументированных случаев казней и телесных наказаний граждан. Крах республиканских идеалов о физической неприкосновенности находит своё отражение в сексуальной распущенности в императорскую эру.

Можно видеть, что Римская империя несла многие признаки, характерные для сегодняшней западной цивилизации. Рим стал одной из стадий развития западного проекта глобализации, построенного на принципе цивилизационного развития, несущего название Межрегиональный конгломерат, который подразумевает подавление «элит», присоединяемых регионов и насаждение своего вектора управления, римлянизацию (приведение всех к единому культурному знаменателю), экспансионизм, мегаполисную урбанизацию, верховенство закона над жизнью.

Многие его алгоритмы, элементы культуры вошли в культуру Запада. Но Римская империя, погрязнув в гедонизме, алчности и цинизме, закончила своё существование крахом и распадом, какой итог ждёт и западную цивилизацию на нынешнем этапе, если её представители не одумаются.

источник

Наполеон говорил: «История Рима — история всего мира». Многое из того, что стало неотъемлемой частью современной жизни — от водопровода до эпиляции, — было если не придумано, то развито и популяризировано именно римлянами. Однако, несмотря на все достижения, Римская империя не выдержала натиска «варварских» племён и распалась 1540 лет назад — 4 сентября 476 года.

Римская империя оставила неизгладимый след в истории человечества. Это была огромная многонациональная держава с достаточно сложной, но в то же время хорошо продуманной централизованной системой управления. Принципы государственного устройства, которые были созданы римлянами, сохранились до сих пор во многих странах. Созданная ими мировая империя просуществовала несколько столетий, подарив потомкам саму имперскую идею, которую наследовали и осуществляли многие последующие цивилизации. В России её наследие выразилось в лозунге: «Москва — третий Рим, а четвёртому не бывать!».

Древний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, оказавшее непосредственное влияние на развитие европейского континента и современного цивилизованного мира. История Римского государства насчитывает более 12 веков развития и процветания, в разное время существуя как царство, республика и империя, но период наивысшего могущества и величия приходится именно на Римскую Империю — 5 веков славы.

Римская империя на пике могущества, 117 год н.э. Источник

В этот период Римская империя простиралась от границ современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге, и от Португалии на западе до современного Азербайджана на востоке.

По всей территории вы могли путешествовать как простой римский гражданин, пользуясь единой валютой, единым законом, единой властью. Фактически, Римская империя — это один из проектов управления глобализацией мира.

Изобретенная римлянами система права стала также основой правовых систем многих западных стран. Именно в Риме появились идея гражданственности и сама система гражданских ценностей. Именно в императорском Риме смогло получить распространение исторически сложившееся христианство, оказавшее столь мощное влияние на всё последующее развитие истории человечества. Латынь — язык Римской империи, на ней говорила в Средние века вся образованная Европа.

Римская империя имеет богатейшую историю, кроме того, длинную и полную множества задокументированных событий. Если рассматривать хронологию, то до империи была республика. Признаками Римской империи были самодержавный строй в правлении, то есть неограниченная власть императора. Империя владела огромными территориями в Европе, а также целым побережьем Средиземного моря.

Историю этого масштабного государства подразделяют на следующие временные отрезки:

  • Древний Рим (с 753 года до нашей эры)
  • Римская империя, Западная и Восточная Римские империи
  • Восточная Римская империя (просуществовала около целого тысячелетия).

Однако, некоторые историки последний период не выделяют. То есть считается, что Римской империи не стало в 476 году нашей эры.

Устройство государства не могло быстро переключиться с республики на империю. Поэтому в истории Римской империи существовал период, названный принципатом. Он подразумевает под собой сочетание черт обеих форм правления. Продлился этот этап с первого века до нашей эры до третьего века нашей эры. А вот уже в «доминате» (с конца третьего до середины пятого) монархия «поглощала» республику, когда христианство апостола Павла, названное Львом Толстым «павлианством», стало идеологической основной Римской власти «от бога».

Город Рим был основан Ромулом — сыном свергнутой царицы Альба Лонги в 8 веке до н.э. Желая создать большой, процветающий город, Ромул установил законы, по которым любой желающий мог прийти в город и стать его полноправным гражданином, получить землю для работы и комфортные условия для жизни. Благодаря этому, довольно быстро увеличивалось население Рима и сам город стал интенсивно развиваться. По сути был опробован и запущен процесс мегаполисной урбанизации.

Ромул стал первым царём Древнего Рима, заложив основы римского государства и римского общества. Он создал законодательную базу и механизмы её реализации. Созданный Ромулом верховный орган власти — сенат — просуществовал до заката империи. Ромул образовал легион и для него отбирал самых сильных и воинственных из граждан. Он объединил вокруг себя лучших представителей римского народа — как по знатности и богатству, так и по личным достоинствам. В этом он видел залог прочности нового государства.

Римская империя существовала с 27 год по 476 год н.э.

Основателем самой империи является Гай Юлий Цезарь.

Источник

Он был не только талантливым полководцем, но также и дальновидным правителем. Цезарь значительно расширил территорию Римской республики и начал реформирование римского общества и государства, что привело к закату республики и зарождению Римской Империи, которую возглавил усыновленный Цезарем Октавиан Август. По сути, Цезарь заложил основы абсолютной монархии, сосредоточив в одних руках законодательную, судебную и даже духовную власть.

Цезарем была проведена реформа римского календаря. Практически без изменений он существует по сегодняшний день. Цезарь был глубоко убеждён, что его жизнь важнее не для него самого (ведь он уже познал славу и добился всего, что хотел), а для Римского государства. Все свои успехи, победы он посвящал Риму. Отличный полководец, лучший оратор Рима, Цезарь обладал удивительной работоспособностью, спал по 3 — 4 часа в сутки. Он умел диктовать писцам сразу несколько разных текстов. Отсюда и пошёл устойчивый фразеологический оборот — как Юлий Цезарь, делать несколько дел одновременно. Цезарь почти не пил вина. Марк Катон сказал о нём:

Цезарь единственный, кто взялся за государственный переворот трезвым.

Дело Цезаря продолжил его преемник и усыновленный племянник — Октавиан Август.

Источник

При Октавиане Римская империя достигла вершины могущества, процветания и культурного развития. Именно благодаря его мудрости длительные, кровавые распри в Римской империи сменились золотым периодом мира и процветания. Август заботился о воспитании молодёжи. Время Августа называют «веком золотой латыни», потому что тогда творили великие римские поэты и писатели.

Источник

Предметом особенных его забот был сам Рим — его благоустройство и украшение. Он хотел возродить также и духовную силу народа, крепкий семейный быт и простоту нравов. Он реставрировал пришедшие в ветхость храмы и издал законы, с целью положить предел распущенности нравов, поощрять браки и воспитание детей. Особые податные привилегии даны были тем, кто имел трёх сыновей.

В период существования Империи Рим стал самым большим, процветающим и цивилизованным государством. Площадь государства равнялась площади девяти современных Франций. А население Империи составляло 65 млн. человек, что соответствует всему населению Европы к средние века.

Одним из самых важных достоинств римского аристократа считалась Доблесть (virtus). Доблесть включает в себя все качества, необходимые воину: знание приёмов боя и мужество в сражении, стойкость духа вне поля боя. Ни один воин не мог сомневаться лишь в одном: в победе Рима. Представлениями о чести и славе и включает в себя ряд нормативных качеств (таких, как стойкость, храбрость, усердие, дисциплина), будучи неотделимой от строгой продуманной организации, выучки и постоянного ратного труда, а также от ревностного состязания.

Достойная служба отечеству и Императору, воинская Доблесть и Честь были неотделимы. Воины напрямую связывали с божественным покровительством свои успехи в военной карьере, победы римского оружия, благополучие соратников и Императора. Религиозно-культовая практика армии была пронизана искренней индивидуальной верой простых солдат. Это особенно хорошо видно на примере того почитания, каким в императорской армии были окружены военные знамёна. Играя большую роль в управлении войсками в бою и на марше, знамёна наглядно воплощали индивидуальность воинских частей и подразделений, являлись символами победоносной мощи легионов, олицетворением воинской славы и чести. Их присутствие в боевых порядках служило действенным моральным стимулом доблестного поведения солдат на поле сражения.

Читайте также:  Что значит д учет в женской консультации

Все историки определённо отмечают первостепенную значимость отбора и подготовки кадров. Римский философ и историк Вегеций неслучайно именно с этого вопроса начинает своё «Краткое изложение военного дела», подчеркивая, что по сравнению с другими народами, отличавшимися физической мощью, многочисленностью, хитростью и богатством либо теоретическими познаниями, римляне «всегда выигрывали тем, что умели искусно выбирать новобранцев и обучать их…»

Была сознательная установка императорской власти на качественное пополнение армии. Вегеций писал:

Благо государства в целом зависит от того, чтобы новобранцы набирались самые лучшие не только телом, но и духом; все силы Империи, вся крепость римского народа основываются на тщательности этого испытания при наборе. Ведь молодёжь, которой должна быть поручена защита провинций и судьба войн, должна отличаться и по своему происхождению… и по своим нравам. Чувство чести (Honestas) делает воина наиболее подходящим, чувство долга — делает его победителем.

Одним из главных вкладов Римской Империи в развитии современного общества является распространение технологической цивилизации на те территории, где жили разнообразные племена. Благодаря этому распространению на территориях бывшей Римской Империи появились такие государства как: Германия, Франция, Испания, Англия и другие.

Источник

Некоторые дороги, построенные около 2000 лет назад, прекрасно сохранились до сегодняшнего дня! Дорог, как специально построенного инфраструктурного объекта, до Римской Империи не существовало вовсе. Там, где дорога подходила к реке, римляне строили мосты. Над мостами надстраивались водопроводы — акведуки. Такие водопроводы до сих пор сохранились в Италии, Южной Франции, Испании, Португалии и в других странах. Немало современных автострад в Европе проложено по дорогам, намеченным ещё римлянами.

Источник

Основой государственного строительства Римской империи было чёткое следование законам. Базисные принципы Римского права до сих пор лежат в основе юриспруденции всех западных государств. Именно в Риме судья получил статус ни от кого не зависимой личности, которая должна руководствоваться не собственными представлениями о справедливости в конкретике жизни, а заранее сформулированными законами, возможно, и не подходящими к конкретной ситуации. Это отношение к закону, как единственному выражению справедливости стало основой ментальности западного отношения к справедливости вообще. Даже западное слово справедливость (justice), происходит не от слова правда, как в русском языке, а от латинского слова законность (justitia).

Со времени правления Императора Августа власть главнокомандующего становится пожизненной, армия — постоянным. Служба в войсках определяется в 20 лет, после чего «ветеран» получает право на почётный отпуск и на обеспечение деньгами или землей. Войско, не нужное внутри государства, располагается вдоль границ.

Мощная профессиональная армия, основанная на выучке, выносливости и жёсткой дисциплине, римская военная машина являлась зеркалом римского общества — везде главенствовали порядок, чёткая иерархия, продуманная тактика, беспрекословное выполнение распоряжений. Шесть столетий Рим побеждал превосходящие по численности войска противника:

милость покорным являл, смирял войною надменных.

Всё в полном соответствии с ветхозаветными заповедями неправоумствующих, которых порицал Соломон (его Книга премудростей была изъята из канона, как притчи):

Сила наша да будет законом правды… (Книга Премудростей Соломона 2:11).

В Риме были учреждены публичные библиотеки, и от Дуная до Нила появились десятки общедоступных книгохранилищ.

С императорской казны, выделяли средства для воспитания детей-сирот и давали деньги в долг для развития земледелия. Это первый случай задокументированной государственной благотворительности в истории.

Источник

Также при правлении Императора Августа, его друг — богатый римский гражданин Меценат, поддерживал талантливых людей деньгами, чтобы они имели время для творчества. Имя Меценат стало нарицательным. Так и сегодня называют покровителей искусства, своими деньгами способствующих его развитию.

Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. Римляне создали единую греко-римскую культуру, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

До сих пор считаются непревзойдёнными такие архитектурные сооружения Рима, как: Пантеон, который считается «копией» космоса, Триумфальная арка, запечатлевающая церемонию триумфа, Амфитеатр Флавиев — Колизей, самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима, Новый Форум, который простоял 700 лет и был разрушен землетрясением, но одна секция сохранилась — рынок Трояна и другие.

Современных экономистов до сих пор восхищает древнеримская налоговая система. Она была организована таким образом, что чем больше какой-либо гражданин платил налогов, тем большим он пользовался уважением. Во многом в этом можно увидеть будущую основу протестантизма, освещающего богатство, как признак предрасположенности господа к индивиду.

Римские бани — термы, становились своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включали в себя не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр, гимнастические залы. Бани, по сути, становились местом встречи друзей. Нередко в термах выступали с чтением своих произведений писатели и поэты.

Роскошные частные дома, начиная с заката республики и далее, имели богато украшенные ванные комнаты, чтобы состоятельному владельцу и его семье не приходилось присоединяться к толпам в публичных термах, хотя многие всё-таки посещали их ради возможности общения. Туалет, видимо, располагался рядом с кухней, ближе к источнику воды в доме.

Жители в кварталах доходных домов не имели таких благ цивилизации и как существовали в таких условиях, не ясно. Многим, вероятно, приходилось носить воду из фонтана и пользоваться общим туалетом на нижнем этаже или публичными отхожими местами на улицах, а также публичными банями (местом, где можно было согреться зимой). Помои и нечистоты, выплёскиваемые из окон верхних этажей вниз на улицу, были неприглядной стороной повседневной жизни в Древнем Риме, что также практиковалось в Лондоне или Эдинбурге до относительно недавнего времени.

Жизнь небогатых римлян сопровождалась известной долей риска, в четырёх стенах их жилищ, по большей части обветшавших, и в Риме многие из них имели вошедшую в легенду краткую жизнь из-за шаткой конструкции.

Римляне не имели мебели в современном понимании этого слова. Они, подобно японцам, жили в полупустых, минимально обустроенных комнатах. Отличия в обстановке среднего римского дома времен республики и империи, определенно, были. В римское средневековье, как и в Англии, все ценное имущество римлянина, кроме одежды первой необходимости и простой грубой кровати и кушеток, состояло из набора грубых сельскохозяйственных орудий: заступа, лопаты, косы, серпа, молотка, топора, ножа, граблей, мотыги и плуга, а также военного снаряжения: короткого меча, щита и копья. У женщин были веретено, ткацкий станок, стул или табурет, камни для перетирания зерна в муку или мельница, немногочисленная глиняная посуда и металлическая утварь для приготовления пищи. Женские личные украшения в те далекие дни были немногочисленными и простыми: деревянный или костяной гребень, кольцо и пара больших брошей, несколько костяных или металлических шпилек для волос, возможно, браслет или два, несколько пар сережек, хранимые в простой терракотовой или самшитовой шкатулке для безделушек, а также полированное металлическое зеркальце. У детей были немногочисленные простые игрушки и игры.

В так называемом золотом веке Римской империи, приблизительно 300 — 400 лет спустя, картина была совершенно другая. Исчезли маленькие лачуги и домики, вместе с ними исчезло боевое оружие, а также сельскохозяйственные инструменты. Для того чтобы найти веретено и ткацкий станок, следовало заглянуть в жилища рабов некоторых больших домов, хотя там и сям пара-тройка семей, гордящихся тем, что соблюдают древние традиции, никак не составляла подавляющего большинства. На чердаках лачуг и в тесных кварталах бедноты ничто не занимало места этого почитаемого традиционного оборудования. Марциал, скорбя о бедности римлян, описывал жалкие пожитки при переезде: хромоногое низкое ложе и столик на трёх ножках, а с ними фонарь, миска, треснувший и протекающий ночной горшок, горлышко большой бутыли, закатившееся под позеленевшую медную жаровню, и смердящий кувшин. Всё это, с добавлением нескольких изорванных покрывал на постели, ножей и ложек, сосудов для питья и, возможно, пары потёртых старых сундуков, составляло основное имущество тысяч обедневших римлян.

Чем выше римлянин взбирался по социальной лестнице, тем больше он тратил на меблировку своего дома, но деньги уходили не столько на количественное приумножение предметов домашнего имущества, сколько на приобретение высококачественных товаров.

Ножки ливийских столов у тебя из кости индийской,
А у меня черепком буковый столик подперт.
Под непомерных барвен у тебя золоченые блюда,
А у меня-то под цвет плошки краснеется рак…

Когда римская система образования полностью сложилась, подавляющее большинство римских детей так и не перешагнули границ элементарного или начального обучения. Это означало, что они научились чуть лучше читать, писать и повторять «прописные» правила, лелеющие определённые моральные доктрины. Вероятно, какой-то курс простейшей арифметики тоже был включен в программу обучения — хотя даже это определённо было сопряжено с трудностями. Ведь все римские цифры представляют собой сочетания шести букв: I (1), V (5), X (10), L (50), C (100), M (1000), и громоздкая суть такой системы счисления очевидна из того факта, что требуются восемь букв, чтобы выразить число 88: LXXXVIII. Умножение и деление, как сложение и вычитание, решались с помощью передвижений костяшек на счётной доске, или абакусе (abacus). Но даже эти мелкие достижения приходилось завоевывать, вопреки бремени домашнего окружения, где зачастую обучению уделялось мало внимания.

Даже в I век империи на ребёнка большее влияние оказывала его нянька или, когда он шёл в школу, раб, который сопровождал его туда, чем школьный учитель. Квинтилиан убеждал родителей прежде всего проследить, чтобы нянька ребёнка говорила правильно. Конечно, он знал, что самое важное, чтобы у неё был хороший характер, но подчёркивал, что и сами родители тоже должны говорить правильно, и полагал, подобно всем здравомыслящим родителям, будь—то римляне или кто—либо другие, что любые влияния в раннем детстве могут быть как глубокими, так и крепкими. Тацит придерживался такого же мнения, сетуя, что в его дни младенца вверяли любой греческой девчонке-рабыне, которой помогал один из мужчин-рабов — обычно самый никчёмный из всей домашней челяди, в результате чего на незрелые и впечатлительные умы с самого начала оказывали влияние рассказы и суеверия этих рабов, но никого из домашних это нисколько не волновало.

К I веку до н. э. детей представителей среднего класса и более состоятельных родителей ожидала более продолжительная школьная жизнь: закончив обучение у литератора, они шли учиться у грамматика. Квинтилиан говорил, что как только мальчик научится хорошо читать и писать, наступает очередь идти на обучение к литератору. Он считал предпочтительным, чтобы мальчики начинали обучаться греческому, поскольку общеупотребительной латыни ребенок научится все равно, хочет он того или нет. Квинтилиан рекомендует заниматься переводами с греческого на латинский, ссылаясь при этом на примеры Л. Красса, Цицерона и других.

Светоний (69 — 140 гг. н. э.) подводит итог развития изучения литературы, сказав:

Грамматика в Риме в прежние времена не пользовалась не только почетом, но даже известностью, потому что народ, как мы знаем, был грубым и воинственным и для благородных наук не хватало времени. И начало ее было скромным: древнейшие ученые, которые в то же время были поэтами и наполовину греками (я говорю о Ливии и Эннии, которые, как известно, учили в Риме и на родине на обоих языках), только переводили греков или же читали публично собственные латинские сочинения.

Другая сторона римской империи — это половая распущенность. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности. Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью — активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью — с другой.

В патриархальном римском обществе свободные граждане мужского пола обладали особыми политическими свободами (libertas), в том числе и правом распоряжаться как собственной жизнью, так и жизнью членов своей семьи (familia). Одним из важнейших качеств свободного мужчины-гражданина являлось мужественность (virtus), определяющее мужчину. Статус мужественности являлся гарантом способности мужчины распоряжаться как собой, так и людьми более низкого статуса.

В Римском праве существовал слабо-задокументированный закон Lex Scantinia, предполагающий наказание за сексуальное преступление против меньшинства свободно-рождённых мужчин, носивших toga pretexta. Закон предполагал защитить тело гражданина Рима от сексуальной агрессии, однако, выделяя с помощью toga pretexta мужчин, свободно выбравших «пассивную» роль в гомосексуальных отношениях, этот закон часто использовался в качестве аргумента против образа жизни политического оппонента. Кроме того, к мужчинам не являющимся гражданами Рима, этот закон не относился.

Источник

Культ мужественности и менталитет завоевателя сохранялись и в основе однополых отношений между мужчинами. Римские мужчины не теряли своего социального статуса, пока они не принимали пассивную, подчиняющуюся роль. Таким образом, для римских свободных граждан-мужчин были приемлемы сексуальные контакты с лицами обоих полов, но до тех пор, пока они не выходят за рамки активной «проникающей» роли. Это значит, что римские свободные мужчины могли свободно вступать в сексуальные контакты с другими мужчинами в доминирующей роли, не теряя при этом своей мужественности. В качестве сексуальных партнёров, принимающих подчиняющуюся роль, могли выступать рабы, проститутки и представители некоторых других слоев населения. Обычно, римские мужчины для сексуальных отношений предпочитали молодых партнёров в возрасте от 12 до 20 лет, однако несовершеннолетние свободные граждане оставлялись табу, поэтому в качестве пассивных партнёров часто могли быть и мужчины (например, рабы или кинеды), значительно старшие, чем они сами.

Нравственность сексуального поведения гражданина зависела от социального положения его партнёра. Пол не был важным фактором того преемлемости выбора сексуального партнёра. Считалось аморальным иметь сексуальные отношения с женой другого свободного гражданина, с его совершеннолетней дочерью, с его несовершеннолетним сыном, а использование в сексуальных целях раба другого человека могло произойти только с разрешения владельца. В императорскую эпоху потеря ряда политических свобод гражданами и их подчинение императору были выражены заметным ростом добровольного пассивного гомосексуального поведения среди свободных граждан, сопровождающегося увеличением задокументированных случаев казней и телесных наказаний граждан. Крах республиканских идеалов о физической неприкосновенности находит своё отражение в сексуальной распущенности в императорскую эру.

Можно видеть, что Римская империя несла многие признаки, характерные для сегодняшней западной цивилизации. Рим стал одной из стадий развития западного проекта глобализации, построенного на принципе цивилизационного развития, несущего название Межрегиональный конгломерат, который подразумевает подавление «элит», присоединяемых регионов и насаждение своего вектора управления, римлянизацию (приведение всех к единому культурному знаменателю), экспансионизм, мегаполисную урбанизацию, верховенство закона над жизнью.

Многие его алгоритмы, элементы культуры вошли в культуру Запада. Но Римская империя, погрязнув в гедонизме, алчности и цинизме, закончила своё существование крахом и распадом, какой итог ждёт и западную цивилизацию на нынешнем этапе, если её представители не одумаются.

источник

Adblock
detector