Меню

Чем творчество пушкина может быть интересно современному читателю

Говорить об актуальности А.С.Пушкина можно не только применительно к конкретным его произведениям, но и к творчеству поэта в целом, рассматривая его в развитии.

Главной отличительной чертой пушкинских произведений можно назвать ориентацию на «законы красоты». Его язык удивительно гармоничен и остается таким даже в тех случаях, когда речь идет о каких-то уродливых и даже страшных проявлениях окружающего мира, например, пугачевский бунт в «Капитанской дочке», моральное падение Германна в «Пиковой даме».

Поэт не идеализирует реальность, он судит ее по эстетическим законам. Это его ответ на вопрос, который эстетика ставит уже несколько веков: как именно должно искусство воздействовать на человека. Этот вопрос актуален и сегодня: современное искусство все чаще срывается на попытки шокировать зрителя, слушателя, читателя путем демонстрации чего-то уродливого (вызывающее поведение артистов на сцене, непристойные выражения в литературных текстах и т.п.). Нередко это вызывает у публики бурю протеста, что не останавливает «новаторов». В таких условиях творчество А.С.Пушкина становится примером искусства, которое могло пробудить и мысль, и чувство, не шокируя уродством.

Произведения А.С.Пушкина проникнуты мыслями и чувствами, которые волновали и будут волновать человека всегда. Поэт воспевает влюбленность, дружбу, любовь к Родине – все это близко и понятно и современному человеку. Не случайно влюбленные юноши могут читать своим возлюбленным «Я помню чудное мгновенье…», а современные патриоты с удовольствием цитируют в социальных сетях «Клеветникам России».

Можно возразить, что за 200 лет эти понятия претерпели изменения, что даже современная любовь отличается от той, которая описывается в произведениях А.С.Пушкина. Действительно, телевидение, журналы, современная литература и другие «каналы информации» создают такое впечатление. Но достаточно поговорить с любой девочкой-подростком, чтобы убедиться: она хочет чувствовать себя не вещью, которую используют, а человеком, которого любят, хочет обрести любимого – а не «партнера», хочет красивых романтических отношений, и именно такую любовь воспевал А.С.Пушкин.

Примечательно, что в ранний период творчества А.С.Пушкин писал только стихи, но позднее нередко отдавал предпочтение прозе. Прозу часто называют «суровой», противопоставляя стихам. Переход к прозе знаменует собой отход от романтического настроя молодости, все-таки отмеченного некоторой идеализацией мира. Пушкинская проза, как и стихотворные произведения данного периода, более реалистична, чем ранние его стихи, но реалистичность эта не сопровождается разочарованием в идеалах.

Примечательно в этом отношении изображение любви в пушкинской прозе. Не всегда она бывает возвышенной, в ряде случаев диктуется попыткой вырваться из ненавистного быта (любовь Лизаветы Ивановны в «Пиковой даме»). Не всегда юношеское чувство, во многом скопированное с «красивых» романов, может стать основой супружеского счастья. Много лет читатели пытаются понять, почему в финале повести «Дубровский» Марья Кирилловная не вышла из кареты: подчинилась судьбе или поняла, что в тех условиях, которые может предложить Дубровский, крепкой семьи не получится.

Но такое критическое отношение к любви не снижает ее ценности. Любовь взрослеет вместе с человеком. Это взросление сметает все ложное, искусственное – как сметает ветер наивные планы героев в повести «Метель». Истинная же любовь в процессе взросления обретает новое качество, как это происходит с героями «Капитанской дочки».

Такое «взросление чувств» в произведениях А.С.Пушкина помогает повзрослеть и читателю, если он молод, а зрелому или пожилому человеку позволяет оглянуться на прожитую жизнь. И то, и другое будет актуальным всегда.

источник

Пушкин сопровождает нас с раннего детства и до конца жизни. В каждом возрасте свой Пушкин.

Каждый из нас когда-то заслушивался “Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях” или веселился вместе с хитрецом-Балдой,который смог провести и попа, и черта.

В школе кто-то с трудом дочитывал “Дубровского”или “Капитанскую дочку”, а спустя время с удовольствием перечитывал их уже совсем с другим чувством.

Потом вроде бы забываем о Пушкине, но происходит что-то в жизни, и вновь обращаемся и к его биографии, и к его творчеству.

Вот и сегодня я вдруг захотела перечитать пушкинское “Клеветникам России“,которое актуально и сегодня .Почти 200 лет прошло, а ничего не изменилось: сытая и благополучная Европа все так же ненавидит Россию,боится ее и возводит ложь и клевету:

Актуально, полезно и необходимо. Ваш вопрос навёл меня на идею написать небольшое стихотворение на эту тему. Оно написано как раз на фоне Пушкина. На основе его таланта и его стихов. Это совместные строки классика и современности, можно сказать.:) Оно даст ответ на вопрос более подробно.

Когда издержки мирозданья

Как долгий грипп, живут во мне;

Не в небеса, где солнце блещет

Страницы книг живут, трепещут!

Его талант, в меня вселись!

Прошу: родись и разрастись!

Ни с кем, лишь с ним и всё. С собой.

Мне кажется,что А.Пушкина актуально читать всегда. Когда была маленькая,то очень любила сказки А. Пушкина и знала многое наизусть. В старших классах,читая “Евгений Онегин” я многого не понимала в этом произведении тогда,поэтому считаю,что школьники в полной мере не оценят сей роман,пока за плечами не будет необходимого опыта человеческих взаимоотношений.Зато “Повести Белкина” особо “Барышня-крестьянка” ох как были понятны юной особе. Конечно,сейчас мой кругозор произведений поэта расширился, много нового для себя нахожу в его поэзии и сейчас.К примеру,недавно меня поразило стихотворение ” Желание славы”. В 16 лет я бы точно его не поняла,зато сейчас почувствовала всю глубину его слова и слога.Поэтому считаю,что А.Пушкин-это поэт на все возрасты и времена.

Я уверена, что только классическая литература может обогатить культурно-исторически. Разумеется, читать тексты более 180-летней давности не так-то просто неподготовленному читателю. Надо “дорасти” до Пушкина, самому захотеть прочитать, “попасть” в ситуацию, подталкивающую к прочтению. А в пушкинских произведениях – сама жизнь, пусть и давняя. Чувства-то людей (дружба, любовь, ненависть, зависть, злоба, позднее раскаяние, сожаление и т.п.) никто не отменял. Помните киноновеллу “Здравствуй, Пушкин!” по сценарию В. Драгунского? Герой читает роман “Евгений Онегин” и вдруг понимает: а это о нём, о его чувстве ревности. И это же понимание помогает ему объясниться в любви. Прекрасный пример вечности пушкинского творчества!

Думаю, что если есть большая потребность в духовности, то Вам будет все равно актуально это в настоящее время или нет. Стихи, поэмы и другое всегда и есть актуальны, чтобы наконец войти в мир, которым жил А.С.Пушкин. В его время тоже хватало проблем, но однако он сумел написать очень хорошие вещи. Очень жаль, что его век был слишком коротким. Все дело в том, если нынешняя молодежь перестанет обращаться к А.С.Пушкину, то последующим поколениям и вовсе не будет нужды знать кем он был и что писал.А это очень плохо.Нынешние и последующие поколения должны знать своих выдающихся людей.

Для любознательного человека и патриота России – это актуально! Каждый, кто хочет отличаться от “серой” массы, говорящей междометиями и слоганами, обязательно будет читать Пушкина. Потому что он – талантливейший представитель нашей Родины, на произведениях которого выросло не одно поколение интеллигентных людей.

Великий Чернышевский констатировал, что «до Пушкина не было в России истинных поэтов; русская публика знала поэзию только по слухам, из переводов или по слабым опытам, в которых искры поэзии гасли в пучинах риторики или льдах внешней холодной отделки». А нынешняя молодежь в своем большинстве дошла, что называется “до ручки”, которая даже и не сразу может сказать кто это такой – Пушкин! Чудовищно, печально, больно.

Поистине жаль современных молодых людей, которые не интересуются ни чем, кроме тупых игр на компьютере, телефоне и прочей чудо-технике.

источник

Пушкин вобрал в свое творчество все предшествующие эпохи литературы и определил дальнейшие пути развития русского искусства.
И мир фольклора, и античность («Египетские ночи», «Роман о Петронии», антологические стихотворения «Муза» «Юноша и дева» и многое другое), и средневековье («Борис Юдунов», «Сцены из рыцарских времен», «Жил на свете рыцарь бедный », «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы»), и Возрождение («Каменный гость», «Анджело»), и век Просвещения («Сцены из Фауста», «Моцарт и Сальери») — все прошлые лики культуры были родными Пушкину и свободно освоены им. И хотя считают, по логике Сальери («Как некий херувим, он несколько занес нам песен райских. »), что Пушкин после себя школы не оставил, но Лермонтов и Гоголь выросли в восхищении им и отталкивании от него, Тургенев и Гончаров зачарованно стремились к его гармонии и стройности, Достоевский молился на него и проклинал далекость жизни от пушкинской высоты, Л. Толстой, читая «голую» пушкинскую прозу, начинал писать свои романы и явно продолжал мотив пушкинской влюбленности в жизнь. Чехов достиг пушкинской благородной сдержанности, художественного целомудрия, столь свойственного русскому писателю, если он свободен от фанатических идей. И заблуждением было бы считать, как это делают сегодня многие критики, что Пушкин вернулся в русскую литературу лишь в начале XX в. в поэзии А. Ахматовой, М. Кузмина, А. Блока, Н. Гумилева. Пушкин и не уходил из литературы, всегда оставаясь солнцем нашей жизни, мерилом красоты.
Но бурные времена часто оглушены собой и не замечают вечности. Поэтому 60-е гг. XIX в. и эпоха революций XX в. «сбрасывала Пушкина с парохода современности». Однако все эти попытки оканчивались бесславно, ибо Пушкин предвидел и предрек:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Пока живо искусство, пока в душе человеческой есть жажда безграничности и высоты, Пушкин необходим. Он знал о своем всеобщем признании:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой.
И знал, «какой ценой купил он право» на бессмертие:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В России нет поэта, слава которого была бы громче пушкинской. И это понятно, Пушкин приобщил к чтению стихов всю Россию. Столичная молодежь распевала «Ноэль», школьники наслаждались «Русланом и Людмилой», простонародье любило сказки и баллады, высший свет был увлечен «Пиковой дамой». В любом поместье знали южные поэмы и «Онегина», а «Черная шаль» стала почти народным романсом. Этот всесословный интерес к Пушкину объясняется не только широтой диапазона его творчества, но той открытостью его высокой поэзии, которая никого из читателей не отторгает высокомерно.
Характерна одна из последних строф восьмой главы «Онегина»:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты со мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай Бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
За сим расстанемся, прости!
Андрей Синявский в «Прогулках с Пушкиным» пытается объяснить это восприятие Пушкина равнодушием, непредпочтенностью чего-либо, непогружением ни во что. Современному читателю трудно даже представить себе цельность Пушкина, безграничность его любви к миру. Но, сам открытый всему, Пушкин хотел и стих свой сделать открытым читателю. Постоянно Пушкин вовлекает читателя в разговор, в сотворчество. «О чем теперь ее мечтанье?» — спрашивает поэт в восьмой главе о Татьяне, которая читает письмо Онегина и «слезы льет рекой, опершись на руку щекой». Пушкин сам не отвечает, а предоставляет возможность читателю войти в роман и продолжать его. Композиция, не имеющая конца, характерная для лирики, драм и прозы Пушкина, также призвана вовлечь читателя в сотворчество. Это лирическое присоединение, предусмотренное пушкинской художественной манерой, создает опасность совершенного читательского произвола. И тому тьма примеров. Но Пушкин, защищаясь от ложных истолкований читателей-современников, не сердится, а ведет себя, как Моцарт в отношении к слепому скрипачу.
Многослойность содержания пушкинских произведений делает их внешне доступными любому читателю. При этом аристократический такт и снисходительность или демократический гуманизм Пушкина не позволяют читателю заметить своей ограниченности. Напротив, каждый убежден в добром расположении поэта к себе и горд полнотой своего понимания. Пушкин дарует щедро счастливую легкость присоединения к высокому, ощущение благородства, полета. Однако иллюзия вседоступности Пушкина вызывала иронию уже среди его современников.
Когда мы читаем письмо незнакомки Чичикову, даже школьники замечают искаженное сходство претенциозных и сентиментальных признаний гоголевской героини с письмом Татьяны, со строками из пушкинских «Цыган».
Пушкин
Я к вам пишу — чего же боле?
…………………………………
Другой. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
…………………………………
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
…………………………………
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
…………………………………
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
…………………………………
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада.
(«Евгений Онегин»)

Читайте также:  Ширина теплицы 3 метра как расположить грядки

Когда бы ты вообразила
Неволю душных городов!
Там люди в кучах за оградой
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов?
(«Цыганы»)

2877 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

К нему не зарастет народная тропа (по лирике А.С. Пушкина)

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

источник

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Пушкин. Он входит в жизнь каждого из нас очень рано. С детства. Первая дет­ская книжка в домашней библиотеке — сказки Пушкина. Изучая поэзию и прозу Пуш­кина, мы неизменно чувствуем, какой огромный художественный мир создал поэт. И каждый из нас находит для себя в этом мире что-то особенно близкое и дорогое.

Почему же все, что связано с именем великого поэта, бесконечно дорого многим людям? Почему с такой любовью чествуют Пушкина миллионы?

Пушкин — родоначальник одной из величайших литератур мира, основатель рус­ского реализма с его передовыми, демократическими, гуманистическими традиция­ми. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Н. В. Гого­ля, «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. »

Русская земля не могла не родить такого поэта, как Пушкин. Он был необходим ей как утешение за все утраты и невзгоды, за все потрясения, которые обрушила на нее история — от Батыя до Наполеона. Он был нужен ей как праздник победы, как высший взлет народного самосознания.

И поэзия Пушкина, с ее чувством свободы и независимости, достоинства и благо­родства легла в основу нашей нравственности.

Всем своим творчеством, жизненными принципами Пушкин — наш современник, наш друг, учитель.

Безгранично и преданно любя свой народ, Пушкин открыл родную землю в ее не­повторимой красоте. И, в тысячный раз изумляясь чуду родной природы, мы не заме­чаем уже, что смотрим на нее пушкинскими глазами, мыслим образами, сравнения­ми, которые впервые возникли в его стихах. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем:

Снежным зимним утром мы вспоминаем с детства запавшие в душу пушкинские строчки:

Идут годы . Мы становимся взрослее, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревали. Еще уходят годы. И снова мы находим в пушкинской поэзии что-то новое, неведомое. У каждого возра­ста свой Пушкин. Он всегда оказывается рядом.

Помню, совсем недавно мне было грустно, и я наугад открыла томик Пушкина. Это была страница со словами:

Я даже улыбнулась: получилось, будто сам поэт меня успокоил. Так Пушкин и сегодня учит нас не робеть перед жизнью, учит преодолевать трудности.

Как прав был поэт, когда писал:

Добрые слова поэта особенно выразительно звучат в его любовной и дружеской лирике, которая стала символом лучших человеческих чувств:

Разве можно чище, проникновеннее, благороднее сказать о неразделенной люб­ви? А разве есть человек, который бы ее не пережил?

И еще. Поэзия Пушкина вся звенит от слов «друг», «брат», «товарищ», «друж­ба», «дружество»; она обращена к товарищам, ее переполняет любовь к друзьям. Материал с сайта //iEssay.ru

Пушкин погиб в тридцать семь лет, но к тридцати семи годам у него уже не было возраста: он был и юношей, и мудрецом одновременно. У него нет возраста и сегодня. Мы с Пушкиным, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется, мы с Пушкиным во всем: в его озорстве, нежности, непреклонности.

Шестое июня — юбилейная дата поэта, которую отмечают те, кто любит поэзию.

Давно ушла в прошлое пушкинская эпоха. Но стоит взять книгу, и все оживает: и Татьяна, пишущая при свече свое письмо, и мечущийся Борис Годунов, и Арина Родионовна, дремлющая у окошка со своим веретеном, и прежде всего сам поэт, воссоз­давший все это, вложивший в свои произведения талант, душу, совесть. Значит, Пуш­кин жив и сегодня. Он будет нашим современником и завтра, и всегда!

источник

Много лет назад, перед выпускными школьными экзаменами, меня спросили, на какую тему хотела бы я написать свое сочинение. Я, не задумываясь, ответила: «Любая тема из Маяковского». Мне повезло, тема называлась: «Маяковский с нами». Я с упоением писала о планах, которых «громадье», о советском паспорте, о Ленине. В то время это было так актуально и близко шестнадцатилетней комсомолке, что душа моя пела, вынося на бумагу мои мысли. Маяковский был тогда для меня временным кумиром (потом Есенин, Блок, … Высоцкий), а Пушкин – обычной повседневностью, без которого нельзя было обойтись, как без глотка воды. Зачем же было об этом писать? Это и так все знают.
Прошли годы. И вот сегодня вновь мне задают писать сочинение, теперь уже на тему, для меня обозначенную: «Пушкин и современность». И я растерялась. Что можно добавить к тому, что я уже сказала в своих многочисленных публикациях о Пушкине? Без цитат великих и не очень знаменитых людей, без пафоса и почитания, без описания тех многочисленных бессонных ночей, когда Пушкин бесцеремонно ворвался в мою жизнь в 1999 году, ответив на мои многочисленные вопросы, заставив по-новому взглянуть на окружающую меня действительность и направиться по пути Духа Пушкинской Эпохи. Что же такого современного есть в Пушкине?
Каждое время приносит своих мыслителей, поэтов, философов, ученых, музыкантов, художников, политиков, деятелей искусства и т.д., у каждой эпохи свой народ. Но вот уже двести лет у нас на всех Пушкин один. Он та связующая нить для людей разных поколений, вероисповеданий, возрастных категорий, социальных и профессиональных групп, которая прочно и крепко соединяет всех нас в одно целое, имя которому – Россия. Если разорвать эту нить, запретить русский язык, который создал Пушкин, что будет с Россией? Примеры у нас налицо. Если изменять язык, поганить, как сказал бы Пушкин, то меняются люди, исчезает то сокровенное, наше, что заложено в наших душах, что так непонятно иностранцам. И, как следствие, меняется страна, ее культурные и нравственные ценности, традиции и обычаи, заложенные изначально. Чем сильней дух народный, тем непобедимей сам народ. Чем лучше дух воплощен в слове, тем могущественней это слово.
Создав русский литературный язык на основе народного, Пушкин сделал почти невозможное: он открыл древние ведические истоки народа для современной жизни. И с этого момента любая эпоха, наша тоже, стала ему современной. И мы питаемся из этих чистых истоков, обращаясь к ним в любой момент нашей жизни. И Россия жива и будет жить, ибо живы основы бытия, завещанные Человеку Богом, сохраненные в недрах русского языка и передаваемые из поколения в поколение избранными народными сказителями, достойным представителем которых является Пушкин. И сколько времени будет существовать Россия, столько Пушкин будет современным любой эпохе.
На протяжении двух веков Пушкин, уже не своими устами, а высказываниями и делами многих тысяч, а может быть, и миллионов людей, доказал, что достоин России. Он, как магнит, притягивает к себе все самое лучшее, весомое, ценное. А поколения за поколениями российских граждан, принимая эстафету жизни, утверждают, что Россия достойна Пушкина.
Сегодня пришел наш черед, когда мы называем современную Россию пушкинской Россией и через Пушкина соединяем современную Россию с первоистоками русского народа, его души и духа.
Пушкин и Россия неразделимы, в пушкинской России «русский дух… там Русью пахнет!»

На фотографии: мой новый сборник о Пушкине, декабристах и сказочной Сибири. Издательство “Десятая Муза”, г. Саратов, 2017 год. Авторская книга. 370 стр. Формат А 5. Тираж эксклюзивный, 50 экз.

Читайте также:  Как приготовить готовые перцы фаршированные

источник

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Пушкин. Он входит в жизнь каждого из нас очень рано. С детства. Первая дет­ская книжка в домашней библиотеке — сказки Пушкина. Изучая поэзию и прозу Пуш­кина, мы неизменно чувствуем, какой огромный художественный мир создал поэт. И каждый из нас находит для себя в этом мире что-то особенно близкое и дорогое.

Почему же все, что связано с именем великого поэта, бесконечно дорого многим людям? Почему с такой любовью чествуют Пушкина миллионы?

Пушкин — родоначальник одной из величайших литератур мира, основатель рус­ского реализма с его передовыми, демократическими, гуманистическими традиция­ми. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Н. В. Гого­ля, «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. »

Русская земля не могла не родить такого поэта, как Пушкин. Он был необходим ей как утешение за все утраты и невзгоды, за все потрясения, которые обрушила на нее история — от Батыя до Наполеона. Он был нужен ей как праздник победы, как высший взлет народного самосознания.

И поэзия Пушкина, с ее чувством свободы и независимости, достоинства и благо­родства легла в основу нашей нравственности.

Всем своим творчеством, жизненными принципами Пушкин — наш современник, наш друг, учитель.

Безгранично и преданно любя свой народ, Пушкин открыл родную землю в ее не­повторимой красоте. И, в тысячный раз изумляясь чуду родной природы, мы не заме­чаем уже, что смотрим на нее пушкинскими глазами, мыслим образами, сравнения­ми, которые впервые возникли в его стихах. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем:

Снежным зимним утром мы вспоминаем с детства запавшие в душу пушкинские строчки:

Идут годы . Мы становимся взрослее, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревали. Еще уходят годы. И снова мы находим в пушкинской поэзии что-то новое, неведомое. У каждого возра­ста свой Пушкин. Он всегда оказывается рядом.

Помню, совсем недавно мне было грустно, и я наугад открыла томик Пушкина. Это была страница со словами:

Я даже улыбнулась: получилось, будто сам поэт меня успокоил. Так Пушкин и сегодня учит нас не робеть перед жизнью, учит преодолевать трудности.

Как прав был поэт, когда писал:

Добрые слова поэта особенно выразительно звучат в его любовной и дружеской лирике, которая стала символом лучших человеческих чувств:

Разве можно чище, проникновеннее, благороднее сказать о неразделенной люб­ви? А разве есть человек, который бы ее не пережил?

И еще. Поэзия Пушкина вся звенит от слов «друг», «брат», «товарищ», «друж­ба», «дружество»; она обращена к товарищам, ее переполняет любовь к друзьям. Материал с сайта //iEssay.ru

Пушкин погиб в тридцать семь лет, но к тридцати семи годам у него уже не было возраста: он был и юношей, и мудрецом одновременно. У него нет возраста и сегодня. Мы с Пушкиным, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется, мы с Пушкиным во всем: в его озорстве, нежности, непреклонности.

Шестое июня — юбилейная дата поэта, которую отмечают те, кто любит поэзию.

Давно ушла в прошлое пушкинская эпоха. Но стоит взять книгу, и все оживает: и Татьяна, пишущая при свече свое письмо, и мечущийся Борис Годунов, и Арина Родионовна, дремлющая у окошка со своим веретеном, и прежде всего сам поэт, воссоз­давший все это, вложивший в свои произведения талант, душу, совесть. Значит, Пуш­кин жив и сегодня. Он будет нашим современником и завтра, и всегда!

источник

Урок 33
Значение творчества А. С. Пушкина

Цели : уяснить, почему пушкинская тема является центральной не только в русской литературе XIX века, но и во всей русской литературе; каково влияние Пушкина на развитие русской национальной культуры; почему его называют родоначальником новой русской литературы; чем близок Пушкин современным читателям.

Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное.

I. Вступительное слово учителя.

А. С. Пушкин – великий русский национальный поэт. Его по праву мы считаем родоначальником нашей классической литературы, по словам М. Горького, «началом всех начал».

В его личности и творчестве проявились лучшие черты русского народа – свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила.

Прав И. А. Гончаров, сказавший в статье «Мильон терзаний»: «Пушкин – громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников».

В ходе беседы обсуждаются следующие темы:

1. Пушкин и русская литература.

А. С. Пушкин – патриот-гражданин, любивший свою родину, свой народ. Опираясь на достижения предшественников и устную народную поэзию, Пушкин создавал новую литературу, проявляя интерес к наиболее актуальной проблематике. Он откликался на злободневные вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьян, общественного развития родины. Поэт продолжал развивать и углублять только то, что служило развитию русской народной национальной литературы.

Творчество Пушкина – подлинно народное. Народность проявляется и в темах, которые он ставил и разрешал, и в изображении действительности и типических особенностей русского национального характера, и в описаниях картин природы, и в языке.

«Пушкин – выражение могучих творческих сил народа, символ его величайшей талантливости» (Н. А. Демин).

Огромной заслугой поэта было утверждение в литературе критического реализма, раскрытие противоречий современной жизни, ширина и глубина охвата действительности, указание перспектив развития общества, всестороннее изображение человеческого характера – сильнейшие черты пушкинского реализма.

Пушкин – создатель новых литературных жанров: романтической поэмы, реалистического романа в стихах, исторической трагедии, драмы, повестей, политических и информационных заметок, очерков, новелл. Он стремился писать так, чтобы его произведения могли читаться «всеми и везде». Это достигалось сочетанием величайшего художественного мастерства – точности и ясности языка, музыкальности стиха, стройности и гармоничности композиции – с непринужденностью, простотой и естественностью.

Велико значение Пушкина в истории русского литературного языка. «В нем (в Пушкине) как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство» (Н. В. Гоголь).

«Нет сомнения, что он (Пушкин) создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением» (И. С. Тургенев).

Пушкин оказал огромное влияние на писателей-современников, а также на многих писателей последующих поколений.

2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.

Имя поэта рано сделалось известным европейскому читателю. Переводы его стихотворений появились в 1823 году и были высоко оценены критикой и читателями. Но мировое признание к Пушкину пришло позднее.

Пушкин – родоначальник одного из самых выдающихся явлений искусства слова – русского реализма.

Подлинный реализм, идейное богатство, народность, человечность и современная художественная форма – это тот вклад, который внес поэт в сокровищницу мировой литературы.

III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.

Подготовиться к написанию контрольного сочинения по творчеству А. С. Пушкина.

источник

Пушкин вобрал в свое творчество все предшествующие эпохи литературы и определил дальнейшие пути развития русского искусства.

И мир фольклора, и античность (“Египетские ночи”, “Роман о Петронии”, антологические стихотворения “Муза” “Юноша и дева” и многое другое), и средневековье (“Борис Юдунов”, “Сцены из рыцарских времен”, “Жил на свете рыцарь бедный “, “Скупой рыцарь”, “Пир во час чумы”), и Возрождение (“Каменный гость”, “Анджело”), и век Просвещения (“Сцены из Фауста”, “Моцарт и Сальери”) — все прошлые лики культуры были родными Пушкину и свободно освоены им. И хотя считают, по логике Сальери (“Как некий херувим, он несколько занес нам песен райских. “), что Пушкин после себя школы не оставил, но Лермонтов и Гоголь выросли в упоении им и отталкивании от него, Тургенев и Гончаров зачарованно стремились к его гармонии и стройности, Достоевский молился на него и проклинал далекость жизни от пушкинской высоты, Л. Толстой, читая “голую” пушкинскую прозу, начинал писать свои романы и прямо продолжал мотив пушкинской влюбленности в жизнь. Чехов добился пушкинской благородной сдержанности, художественного целомудрия, столь свойственного русскому писателю, если он свободен от фанатических идей. И заблуждением было бы считать, как это делают сегодня многие критики, что Пушкин вернулся в русскую литературу лишь в начале XX в. в поэзии А. Ахматовой, М. Кузмина, А. Блока, Н. Гумилева. Пушкин и не уходил из литературы, вечно оставаясь солнцем нашей жизни, мерилом красоты.

Но бурные времена часто оглушены собой и не замечают вечности. Поэтому 60-е гг. XIX в. и пора революций XX в. “сбрасывала Пушкина с парохода современности”. Однако все эти попытки оканчивались бесславно, потому как Пушкин предвидел и предрек:
И славен буду я, доколь в подлунном мире

Пока проворно искусство, пока в душе человеческой есть охота безграничности и высоты, Пушкин необходим. Он знал о своем всеобщем признании:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой.

И знал, “какой ценой купил он право” на бессмертие:

И длительно буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой изуверский век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В России нет поэта, слава которого была бы громче пушкинской. И это понятно, Пушкин приобщил к чтению стихов всю Россию. Столичная молодежь распевала “Ноэль”, школьники наслаждались “Русланом и Людмилой”, простонародье любило сказки и баллады, высший свет был увлечен “Пиковой дамой”. В любом поместье знали южные поэмы и “Онегина”, а “Черная шаль” стала почти народным романсом. Этот всесословный заинтересованность к Пушкину объясняется не только широтой диапазона его творчества, но той открытостью его высокой поэзии, которая никого из читателей не отторгает высокомерно.

Характерна одна из последних строф восьмой главы “Онегина”:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты со мной

Здесь ни искал в строфах небрежных,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

За сим расстанемся, прости!

Читайте также:  Как вырастить бонсай в домашних пошаговый

Андрей Синявский в “Прогулках с Пушкиным” пытается объяснить это восприятие Пушкина равнодушием, непредпочтенностью чего-либо, непогружением ни во что. Современному читателю трудно более того представить себе цельность Пушкина, безграничность его любви к миру. Но, сам открытый всему, Пушкин хотел и стих свой сделать открытым читателю. Постоянно Пушкин вовлекает читателя в разговор, в сотворчество. “О чем теперь ее мечтанье?” — спрашивает поэт в восьмой главе о Татьяне, которая читает письмо Онегина и “слезы льет рекой, опершись на руку щекой”. Пушкин сам не отвечает, а предоставляет вероятность читателю заглянуть в роман и продолжать его. Композиция, не имеющая конца, характерная для лирики, драм и прозы Пушкина, также призвана вовлечь читателя в сотворчество. Это лирическое присоединение, предусмотренное пушкинской художественной манерой, создает опасность совершенного читательского произвола. И тому тьма примеров. Но Пушкин, защищаясь от ложных истолкований читателей-современников, не сердится, а ведет себя, как Моцарт в отношении к слепому скрипачу.

Многослойность содержания пушкинских произведений делает их снаружи доступными любому читателю. При этом аристократический такт и снисходительность или демократический гуманизм Пушкина не позволяют читателю отметить своей ограниченности. Напротив, всякий убежден в добром расположении поэта к себе и горд полнотой своего понимания. Пушкин дарует щедро счастливую легкость присоединения к высокому, ощущение благородства, полета. Однако иллюзия вседоступности Пушкина вызывала иронию уже среди его современников.

Когда мы читаем письмо незнакомки Чичикову, более того школьники замечают искаженное сходство претенциозных и сентиментальных признаний гоголевской героини с письмом Татьяны, со строками из пушкинских “Цыган”.

источник

1. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. 4

1.3. Послелицейский период(1817-1820) 6

1.4. Южная Ссылка(1820-1824), Северная ссылка (Михайловское) (1824-1826) 7

1.5. «Годы скитаний» (1826-1830) 9

1.6. Болдинская осень (1830) 10

1.7. Последние годы жизни (1831-1837) 10

2. Основные темы лирики А.С.Пушкина. 13

2.1. Тема любви в творчестве А.С. Пушкина. 13

2.2. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина. 14

2.3. Тема свободы поэзии А. С. Пушкина. 16

2.4. Философская лирика А.С.Пушкина. 19

2.5. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. 21

Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.

Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.

В своих стихотворениях поэт обращается к разным темам. Как я уже говорила, мир пушкинской поэзии необычайно широк. Но тема любви и дружбы проходит почти везде. Например, стихотворения «Мадонна», «Сожженное письмо», «Признание», «Прощание», «Я вас любил: любовь еще, быть может», «И.И. Пущину», «Друзьям» и многие другие.

Многие стихотворения А. С. Пушкина посвящены природе. Поэт очень любил русскую природу и русскую, землю. Он любил гулять в лесу, наслаждаться свободой, окружающей его, свежим воздухом и мечтать. Все стихотворения А. С. Пушкина проникнуты этими чувствами: «Зимнее утро», «Деревня», «Зимний вечер», «Осень» и другие.

А.С. Пушкин был против неограниченной власти одного человека над другим. И этот свой протест он заключил в стихотворении «Анчар». Страшное дерево, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы ни в коем случае не подходят к нему. А человек может послать другого человека за ядовитой смолой к этому страшному дереву. И тот послушно пойдет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки». Пушкин не хочет и не может с этим примириться.

В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы, его волновали проблемы свободы и назначения поэта.

Всю лирику А.С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.

Целью данного реферата является рассмотрение творчества А.С. Пушкина, изучение и анализ основных тем в лирике А.С. Пушкина.

А.С.Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии.

Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали о внутренней сосредоточенности мальчика, его полном погружении в свой особый, еще детский, но уже поэтический мир.

Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом».

Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. Детям они дали французское воспитание.

В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья, и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.

Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребенка. Она развивала поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры.

В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей, на который возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года.

В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу.

После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали встречаться с ними. Пушкин познакомился с П.Я.Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента, который с увлечением говорил о пагубности самодержавия. Юный лицеист восхищался им. Он гордился знакомством с ним и горько сожалел о том, что судьба не представила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности.

Пушкину хотелось скорее принять участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество в лицее.

Эту грусть скрашивала дружба лицеистов, которая питалась патриотическими чувствами, а так же играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Надолго запоминал серьезные обиды, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство – этого он не прощал.

А.С. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но его шутки никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей.

Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Педагоги поощряли литературное творчество. Пушкина признали все и именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 1815 года в присутствии знатных вельмож.

Лицеисты знали, что сам Державин будет среди именитых гостей. Пушкин прочел оду «Воспоминания в Царском селе», где он впервые поставил полную подпись: Александр Пушкин. Его имя стало известно за пределами лицея.

Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Лицейский период запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 года, тесной лицейской дружбой, первыми волнениями сердца, свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы.

Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – пророчили Пушкину поэтическую славу. Служба в коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в Августе 1817 вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы.

Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Круг знакомых Пушкина расширялся: здесь и друзья-лицеисты, и новые ценители его таланта. Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией.

В 1819 году Пушкин стал посещать дом Н.В.Всеволожского, друга поэта, любителя театра, у которого собирались члены кружка «Зеленая лампа», проходившие собрания держались в тайне. На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы. Каждая тема сводилась к необходимости устранить или ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное состояние. В кругу этих политических вопросов возникает и питается ими вольнолюбивая лирика Пушкина.

Именно в этот период были написаны такие произведения, как: «Вольность» (1817), «Деревня»(1819), «К Чаадаеву»(1818), Руслан и Людмила (1820) и др.

Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. Александр I упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 Милорадович пригласил к себе Пушкин и доверительно оповестил об опасности.

Милорадович просил царя простить молодого поэта. Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать или – в Сибирь или в Соколовский монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. В итоге Пушкин направлялся в Южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. В мае 1820 Пушкин выехал в южную ссылку.

В середине мая 1820 года он прибыл в Екатеринослав, где вскоре тяжело заболел. В это же время туда приехала семья героя войны 1812 года генерала Раевского. Путь ее лежал на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт поехал на юг.

Путешествие увлекло Пушкина. Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы. Кавказская природа, древние легенды взволновали его. Здесь и возник пушкинский романтизм, в котором неудовлетворенность российской действительностью и слабой активностью разочарованного дворянского интеллигента совмещается с горячим личным порывом к свободе. На Кавказе путешественники пробыли до начала августа. Затем они отправились в Крым. Пушкин побывал в Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, Симферополе.

источник

Adblock
detector