Меню

Чем отличается институт от универа

Будущие абитуриенты очень часто сомневаются в выборе учебного заведения, поскольку не знают ответ на простой вопрос: чем отличается университет от института? Качество обучения и возможности дальнейшего трудоустройства после окончания этих двух видов вузов почти не отличаются, однако некоторые существенные различия все же существуют.

Люди, которые собираются поступать в то или иное учебное заведение, должны знать, в чем заключается разница между институтом и университетом. Определение понятия «университет» дает именно отечественное законодательство. В нем закреплено, что под данным понятием нужно понимать высшее учебное заведение, где проводится подготовка специалистов и магистров из разных областей науки (не менее 7 дифференцированных отраслей). Обычно помимо достижения учебных целей университеты проводят научную работу, а потому оборудованы физическими, математическими, генетическими, лингвистическими и другими лабораториями. Также к специфическим признакам этого вида вузов можно отнести сочетание изучения гуманитарных и естественных наук.

Институт – высшее учебное заведение, где проводится обучение и подготовка специалистов в одном определенном направлении. Обычно вектор работы института является достаточно широким и не ограничивается изучением, например, только одного иностранного языка (институт иностранных языков). Однако будущие абитуриенты должны установить для себя, чем отличается университет от института, поскольку от этого зависит вид полученного диплома, уровень учебной подготовки и возможность дальнейшей научной деятельности.

Институт не обязательно должен быть отдельным юридическим лицом. Он может быть подразделением университета, что на практике встречается довольно часто. Такое выделение направлено на то, чтобы студенты института могли углубленно изучать выбранный предмет без различных дополнительных дисциплин.

Однако для учебной программы такого учебного заведения свойственно упрощение. Оно проявляется в ослаблении уровня подготовки и возможностей развития в других областях науки.

К основным отличиям между университетом и институтом можно отнести:

1. Университет в буквальном смысле означает “универсальный”, а институт – это узкопрофильное учебное заведение. Именно этот критерий является основным для получения ответа на вопрос о том, чем отличается университет от института.

2. Срок обучения в университете обычно составляет от 5 до 6 лет, в то время как в институте получить диплом специалиста возможно уже через 4 года обучения. Этот критерий нельзя считать исходным, однако он показывает уровень учебной подготовки в двух сравниваемых учреждениях.

3. Уровень подготовки. Многих будущих студентов интересует, насколько глубоко и профессионально будет происходить подготовка одинаковых дисциплин, которые предлагает институт и университет. Разница в данном случае существует, но не колоссальная. Это обусловлено престижностью, статусом и повышенными финансированием деятельности университета.

4. Количество дисциплин. Университет предлагает в одном направлении от 5 до 17 дисциплин, а институт – около 3-8. Этот критерий напрямую зависит от вида и суммы финансирования учебного заведения. Почти все московские институты и университеты предлагают обширное количество направлений исследования гуманитарных и естественно-математических наук.

Для того чтобы учебное заведение могло признаваться университетом, большинство преподавателей должны иметь высокую ученую степень, а именно:

    60% преподавателей должны обладать ученой степенью “доцент” и выше. Для получения статуса института необходимо 55% лекторов с ученой степенью.

Университеты делают упор именно на изучение теории, что создает надежный фундамент для дальнейшего развития и совершенствования абитуриентов. Практические занятия в данном учебном заведении составляют всего лишь около 20-25% учебного времени. Студенты университета имеют возможность изучать не только профильные дисциплины, но и предметы смежных отраслей.

Почти все институты направляют свою деятельность именно на овладение навыками, оставляя для теории всего лишь 30-40% учебной программы. Поэтому студенты большую часть времени обсуждают конкретные жизненные случаи, работают в лабораториях, выполняя дополнительные самостоятельные задачи.

Такая система работы института является скорее плюсом, чем минусом, поскольку студенты сразу же после окончания учебного заведения могут приступать к работе, поскольку имеют развитые практические навыки. Адаптация к рабочему месту происходит быстро, а выполнение трудовых обязанностей не требует прохождения дополнительной стажировки или перепрофилирования.

Традиционным можно считать разделение университета на факультеты (7 и более разнопрофильных), а последних – на кафедры. Возглавляет университет ректор, который имеет двух или более заместителей (один руководит учебной работой, а второй – воспитательной и организационной деятельностью). Факультеты возглавляют деканы, а отдельные кафедры – заведующие, имеющие соответствующие специализации.

Структура института является более простой, поскольку возглавляет его директор, который может иметь одного и более заместителей. Отдельные факультеты могут возглавлять деканы или руководители с соответствующими специализациями.

Изложенные выше различия между университетами и институтами – это великолепное руководство по выбору учебного заведения, которое будет соответствовать всем вашим пожеланиям и нужным критериям. Этот вопрос является действительно важным не только для будущих абитуриентов, но и для научного и административного персонала. Нужно отметить, что наиболее подробную информацию об этих различиях можно найти в действующем отечественном законодательстве. Именно его тщательное исследование поможет дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, чем отличается университет от института.

источник

Когда перед абитуриентом встает вопрос выбора учебного заведения, способного удовлетворить образовательные потребности будущего студента, нередко возникает сомнение относительно того, какой вуз лучше – институт или университет. И есть ли принципиальная разница?

Институт – это специализированное учебное заведение, в котором также, как в университете, можно пройти обучение по программам высшего образования. Чаще всего институты являются узкопрофильными, т.е. осуществляют профессиональную подготовку специалистов для определенной отрасли – экономики, юриспруденции, психологии, медицины, строительства, культуры, менеджмента, а также по специальностям смежных отраслей. В этом главное и основное отличие данного типа вуза.

В институте можно пройти программу бакалавриата или поступить в магистратуру, а также стать аспирантом. Кроме того, при институтах могут функционировать колледжи, центры довузовской подготовки, студенческие центры. Институты могут существовать как сами по себе, так и осуществлять свою деятельность при университетах, будучи его составной частью или подразделением.

В свою очередь, университет представляет собой более раннюю версию учебного заведения: исторически университеты имеют более долгий срок существования как организации, обеспечивающие фундаментальное образование. Первые «универсальные» учебные заведения появились еще в IX веке и были доступны лишь избранным, однако к сегодняшнему дню их количество выросло многократно, позволяя обеспечивать профессиональной подготовкой всех абитуриентов, претендующих на получение университетского образования.

Современный университет – это образовательная организация высшего образования, обеспечивающая обучение специалистов по разнообразным фундаментальным и прикладным наукам. Количество факультетов в университете может обычно составляет не менее 7, а самих специальностей может быть в разы больше.

В учебном заведении этого типа можно получить подготовку по перечню самых разнообразных направлений, зачастую в профессиональной деятельности никак между собой не связанных, будь то маркетинг, юриспруденция, лингвистика, дизайн, психология, банковское дело, менеджмент, информационные технологии. В этом и заключается универсальность учебного заведения, именуемого «университет».

Несмотря на то, что любое учебное заведение обязано иметь собственный устав, а также государственную лицензию и аккредитацию, подтверждающую право на ведение образовательной деятельности, институт и университет имеют отличия, установленные на законодательном уровне. Главнейшие критерии, по которым различаются типы учебных заведений, – это количество кафедр и направлений подготовки, процент аспирантов в соотношении к количеству студентов, период существования вуза, спектр форматов обучения, образованность самого преподавательского состава, отношения учебного заведения к инновациям, размер суммы, выделяемой учебной организацией на финансирование научных исследований. Всего подобных критериев насчитывается более десятка, однако главнейшие из них, первостепенно влияющие на статус вуза, перечислены выше.

При этом есть и общие моменты. Как институт, так и университет:

– осуществляют обучение студентов по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры;

– занимаются профессиональной переподготовкой кадров;

– ведут курсы повышения квалификации.

Стоит отметить, что статус учебного заведения определяется законодательно и подтверждается раз в пятилетие на специальной аттестационной комиссии Рособрнадзора. Низшую ступень в иерархии учебных заведений занимает институт, в то время как университет является вершиной развития любого вуза. Образовательная организация высшего образования имеет право называться университетом, если:

– на 4 его аспирантов приходится не более сотни обучающихся студентов;

– не менее четверти аспирантов завершили учебу в аспирантуре получением кандидатской степени в период не позднее года со дня окончания обучения;

– вуз обладает развитой материально-технической базой для осуществления как научно-исследовательской, так и научно-практической деятельности минимум по 5 профессиональным отраслям и научным направлениям, а также производит определенные траты на финансирование этих исследований;

– вуз активно внедряет новейшие образовательные методики и инновационные технологии, совершенствует учебный процесс и модернизирует образовательные программы;

– учебное заведение имеет не менее 7 разноплановых направлений подготовки.

В свою очередь, институтом считается учебное заведение, которое:

– имеет не менее 2 обучающихся по программам аспирантуры на 100 студентов, получающих высшее образование на иных уровнях;

– имеет не менее 30 штатных педагогов (для вузов младше 5 лет);

– осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации;

– использует инновационные образовательные методики в рамках установленного объема.

Есть еще один важный критерий, по которому определяется принадлежность учебного заведения к одному из упомянутых типов. Это преподавательский состав, а точнее, его качество и количество. Что касается институтов, число штатных педагогов должно быть не менее 30 – для учебных заведений в возрасте от 3 до 5 лет, а количество кандидатов и докторов наук в процентном соотношении – не менее 55%. К университетам требования жестче: преподавателей – обладателей ученых степеней – в учебном заведении этого типа должно быть не менее 60%, а само количество педагогов в штате по сравнению с институтами возрастает в разы. Это обеспечивает более серьезную подготовку по дисциплинам преподаваемых специальностей и большую глубину научно-исследовательских работ учащихся. Кроме того, благодаря более весомой финансовой поддержке в университетах становится возможным привлечение сторонних экспертов к научным разработкам и проектам.

Таким образом, характеристика учебного заведения с точки зрения преподавательского состава такова:

– институт – при условии 55% педагогов с учеными степенями;

– университет – при условии 60% и более педагогов, защитивших кандидатскую и/или докторскую диссертацию.

Существует два принципиально отличных мнения относительно того, влияет ли статус учебного заведения, в котором специалист проходит профессиональную подготовку, на перспективы трудоустройства. Одни убеждены, что нет никакой разницы между дипломом института и дипломом университета, ведь будущего работодателя в первую очередь интересует наличие опыта работы у потенциального сотрудника. Однако этого убеждения чаще придерживаются абитуриенты и выпускники, которые не ставят своей целью достижение особых карьерных высот. Действительно, институт точно так же, как и университет, дает базовую профессиональную подготовку, обучение и в том, и в ином учебном заведении гарантирует получение диплома. В то же время в ряде узких областей деятельности может цениться образование, полученное в конкретном институте, специализирующемся на профессиональной подготовке работников для данной сферы. Это могут быть институты культуры, медицинские институты, институты транспорта, технические институты.

Читайте также:  Как перевозить 4 тактный лодочный мотор в машине

При этом университет обладает большими возможностями для качественного обучения, среди которых, как было сказано выше, и более современная материально-техническая база, и более сильный педагогический состав, и возможности для повышения образовательного уровня. Именно поэтому будущие студенты, нацеленные на серьезный карьерный рост, планирующие добиться особых достижений на карьерном поприще, должны стремиться к поступлению именно в учебное заведение, обладающее статусом университета. Это вопрос не только престижа и репутации, но и перспективы более глубокой подготовки и возможности получения более разносторонних и практически применимых знаний от экспертов преподаваемых наук.

источник

Действительно, в нашей стране действует более 3000 вузов и их филиалов. Каждый из них имеет свою уникальное имя. Где -то это институт, а где-то уже университет, и далеко не всегда можно увидеть принципиальную разницу между этими учебными заведениями.

Чем же в действительности отличается университет от института? В чем разница и какой вид учебного заведения предпочтительнее?

Статус института является самым низким в системе высшего профессионального образования, или, как его еще называют, первичным. Учебное заведение , реализующее программы высшего профессионального образования не может иметь статуса ниже института (за исключением нововведения программы прикладного бакалавриата, относящиеся по сути к ВПО, в рамках эксперимента, реализуют колледжи.

К основной деятельности института можно отнести:

  • Ведение образовательной деятельности в узком выбранном направлении
  • Подготовка и переподготовка кадров
  • Ведение научно-исследовательской деятельности в своей узкой направленности

Таким образом, институт – это высшее учебное заведение, имеющее низший статус, в сравнении с другими категориями вузов, работающий в рамках выбранной узкой сферы деятельности.

Для получения статуса института достаточно обучать до двух аспирантов, приходящихся на каждые 100 студентов очной формы обучения, иметь не менее 30 преподавателей в штате, если минимальный возраст учебного заведения составляет от 3 до 5 лет. Более взрослым вузам требуется большее количество преподавателей. Финансирование института укладывается в небольшие рамки от 1500000 до 5000000 за 5 лет.

Университет является высшим учебным заведением, имеющим самый высокий статус.

К основной деятельности университета можно отнести:

  • Реализация различных программ образования по широкому спектру направлений, включая подготовку и переподготовку кадров
  • Ведение научно-исследовательской деятельности по широкому спектру направлений

Для получения статуса университета требования к вузам достаточно высоки:

– Не менее 4 аспирантов на каждые 100 студентов очной формы, при этом, из этого количества аспирантов должны пройти положительную защиту не менее четверти.

– Не менее 60 % профессорско -преподавательского состава университета должны иметь научную степень или звание.

– Особым требованием к университету можно назвать и использование в учебном процессе инноваций , новых разработок и методов донесения информации.

Таким образом, университет – это крупный научный центр, имеющий высший статус, и работающий в нескольких областях и сферах деятельности, число которых может быть не менее семи.

Особой категорией вузов можно выделить учебные заведения, которым присвоен статус “Национального Исследовательского Университета”.

Такие университеты принимали участие в конкурсе Министерства образования и науки РФ, и были признаны победителями в своих областях. Победа в данном конкурсе говорит о высочайшем уровне профессорско – преподавательского состава, высоком уровне знаний и умений выпускников таких вузов, а также огромное признание высокого качества обучения со стороны работодателей.

Можно смело говорить, что именно статус Национального Исследовательского Университета подтверждает ведущие позиции вузов на рынке образовательных услуг в России. Ежегодно такие вузы получают от государства большую финансовую поддержку для поддержания и повышения качества учебного процесса и реализации инновационных образовательных программ во всех сферах деятельности и науки.

В нынешних условиях слияния и реструктуризации множества высших учебных заведений, именно наиболее конкурентоспособные вузы, такие как Национальные Исследовательские Университеты и другие известные образовательные центры, смогут продолжить образовательную деятельность и, в большинстве случаев, станут структурами, к которым будут присоединять малоэффективные учебные заведения.

источник

Пропаганда пользы высшего образования привела к тому, что 90% выпускников после окончания школы поступают в ВУЗы. Иллюзия гарантированного успеха в жизни после получения диплома заставляет подростков усиленно грызть гранит науки. Каждый выбирает учебное заведение по душе или по возможностям, чаще всего материальным. В настоящий момент можно выделить три вида учебных заведений: университет, академия и институт. Сложно разобраться сразу, в чем различия между ними, так как все они выполняют одну основную функцию.

Университет – самое престижное учебное заведение в иерархической лестнице. Статус «университет» может заслужить только самое масштабное заведение высшего профессионального образования. Под своей крышей университет объединяет огромное количество самых разных направлений и специальностей. Университетское образование очень высоко оценивается работодателями.

Под сводами университетов может объединяться большое количество факультетов. Их еще часто называют «институтами» (например, «институт прикладной математики»). По видам университеты подразделяются на федеральные, региональные, национальные; государственные и частные.

В России также выделяются университеты особого статуса: СПбГУ и МГУ.

На базе университетов сразу после получения диплома у выпускников есть возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью без получения дополнительного образования (магистратуры). Также университеты отличаются процентным соотношением профессорско-преподавательского состава: более 60 процентов преподавателей должны иметь ученые степени не ниже кандидата наук.

Как правило, университет представляет собой сеть зданий в рамках одного географического объекта (города), одно из которых является центральным (главным). По остальным распределены факультеты так, чтобы студентам было удобнее посещать занятия без смены помещения в течение дня. Количество обучающихся в университетах составляет от нескольких тысяч до десятков тысяч в зависимости от масштабов университета (с учетом обучения студентов заочной формы обучения).

Академия — высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой специалистов преимущественно в одном направлении науки. Академии по численности студентов заметно уступают университетам, так как обычно выпускают до несколько тысяч специалистов в год. Связано это, конечно же, с узкой направленностью подготовки. Академии могут заниматься также переподготовкой специалистов, повышением квалификации специалистов. Для выпускников академий не требуется получения дополнительного образования для занятий научной деятельностью. В рамках академии обязательно ведется научная работа.

Требования к профессорско-преподавательскому составу – не менее 40% сотрудников должны иметь ученые степени. Например, Российская Академия Правосудия (ныне Российский Государственный Университет Правосудия) готовил специалистов судебной система по специальности «юриспруденция». В 2014 году казанский филиал академии выпустил около 2 тысяч выпускников.

Как правило, академии могут иметь филиалы в других городах, при этом ввиду небольшой численности студентов располагаются в одном здании.

Институт – образовательное учреждение высшего профессионального образования, подготавливающего специалистов какой-то определенной специальности. Требования к профессорско-преподавательскому составу минимальные. Выпускники институтов не имеют права заниматься научной деятельностью без получения дополнительного образования. На базе институтов не ведется научная деятельность. Как правило, институты лишены возможности переподготовки специалистов и повышения их квалификации.

В пример можно привести Казанский Юридический Институт. Он ежегодно подготавливает специалистов по специальности юриспруденция, при этом он нацелен на подготовку кадров именно для органов внутренних дел. Проводиться также обучение уже действующих сотрудников органов внутренних дел.

источник

Аббревиатура вуз расшифровывается как высшее учебное заведение и используется для наименования организаций, обучающих студентов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Вуз – это единственное учреждение, имеющее право выдавать выпускникам дипломы о высшем профессиональном образовании. Документы государственного образца могут вручать только аккредитованные на федеральном или региональном уровне заведения, в том числе и негосударственные; дипломы собственных форматов вправе выдавать вузы, имеющие лицензию департаментов образования.

Отличие университета от института проявляется при сравнении четырех факторов, влияющих на статус заведения:

  • квалификации преподавателей;
  • числа учащихся в аспирантуре;
  • количества профилей обучения;
  • объема научной деятельности.

Институт – это вуз, на нескольких факультетах ведущий подготовку по специальностям определенной области. Нередко он относится к категории ведомственных заведений или входит как структурное подразделение в другие учреждения, например, институт экономики при университете. В таких организациях может проводиться научная и исследовательская работа.

Основные требования, предъявляемые к институтам:

  1. Не меньше двух аспирантов на сто учащихся.
  2. Минимум 55 % преподавателей должны иметь научную степень и звание.
  3. Использование инновационных способов преподавания.
  4. Проведение научных исследований (необязательный пункт).

Если в течение двенадцати месяцев после окончания аспирантуры защищается не менее четверти соискателей, то институт имеет право претендовать на статус университета.

Университет – это вуз, проводящий подготовку студентов по ряду несмежных направлений, например, по лингвистике, математике и географии. Такая учебная организация осуществляет курсы повышения квалификации, обязательно ведет научную деятельность. Отличительная черта – высокий методический уровень преподавания всех дисциплин.

Основные требования, предъявляемые к университетам:

  1. Не меньше четырех аспирантов на каждую сотню учащихся.
  2. Научные исследования должны проводиться как минимум по пяти направлениям.
  3. Более 60 % преподавателей обязаны иметь научные звания, ученые степени, публикации в специализированных изданиях.
  4. Использование инновационных подходов, наличие электронной научной библиотеки.

Разница между институтом и университетом состоит в организации учебного процесса и в целом образовательной деятельности:

  • обучение в институтах более узкопрофильное;
  • университеты проводят переподготовку кадров, разрабатывают программы по повышению квалификации;
  • институты не обязаны вести прикладные и фундаментальные исследования;
  • в университете обязательно наличие большой научной библиотеки и технической базы.

Университеты имеют более высокий статус и по полномочиям превосходят институты.

Университеты предлагают студентам современную материально-техническую базу, сильный педагогический состав, возможность повышения квалификации и продолжения обучения в аспирантуре. Поэтому абитуриенты, которые планируют не только получить образование, но и заниматься научной работой, должны стремиться к поступлению в вузы, имеющие статус университета.

источник

Многие абитуриенты задаются вопросом об отличиях института от университета. Всю разницу можно узнать в законе о высшем образовании. В нашей стране есть масса институтов, которые впоследствии стали университетам. Почему? Это мы и обсудим в данной статье.

В целом ВУЗы, изменившие свой статус, остаются теми же, что и до наступления перемен. Но некоторые изменения все-таки присутствуют.

Университет – это ВУЗ, который занимается подготовкой сотрудников по ряду дисциплин, закладывая основу научных знаний. Термин университета появился в далеком двенадцатом веке, а институт – это понятие достаточно молодое.

Институт подготавливает студентов по базовой программе, которая соответствует высшему образованию.

Таким образом, из двух определений можно сделать вывод, что институт готовит узкоспециализированные кадры, а университет обучает специалистов широкого профиля. В обоих случаях, человек, окончивший тот или иной ВУЗ, становится обладателем высшего образования.

На практике это разграничение является достаточно условным. Ваш потенциальный работодатель вряд ли заметит такой нюанс в резюме.

Читайте также:  Какие кустарники сажают осенью на даче

Сегодняшний день сулит хорошую возможность устроиться людям, обладающим различными навыками. Нередко бывает, когда одной специальности мало, и найти хорошую работу просто нереально.

Если вы планируете далее работать не по специальности, тогда вполне будет достаточно наличие самого высшего образования. Все остальные нюансы просто не важны.

Оба типа ВУЗов подготавливают как бакалавров, так и магистров. Образцы дипломов практически не отличаются.

Институт предлагает вам обучаться сугубо в одной отрасли деятельности с получением высшего образования. Во главе угла стоит директор, а штат насчитывает примерно 30-35 учителей и несколько аспирантов на 100 студентов дневного отделения. Именно таких условий придерживаются молодые учебные заведения со стажем работы до 5 лет.

Если ВУЗ постарше, то штат сразу увеличивается многократно. Финансирование института в течение 5 лет колеблется от 1,5 до 5 млн. рублей. Благодаря такому денежному потоку вполне возможно обновлять техническую базу и привлекать к сотрудничеству различных именитых деятелей.

Чтобы институт хорошо работал и развивался, существует одно условие – квалификация учителей. 55% преподавателей обязаны иметь ученую степень.

  1. Обучение кадров по узкой специальности.
  2. Проведение научных исследований на постоянном основании.
  3. Подготовка и повышение квалификации преподавателей.

По завершении обучения вы можете получить бакалавра, а затем магистра. Что касается учебы на младшего специалиста – этой возможности институт не предлагает. В результате институт – это ВУЗ, который обладает низким социальным статусом в сравнении с тем же университетом или академией.

Университет обладает наивысшим статусом среди учебных комбинатов. В таких заведениях выполняется обучение первого высшего и второго образования по всевозможным направлениям подготовки.

Не важно, какое у ВУЗа название – в любом образовательном учреждении со статусом «университет» можно получить диплом металлурга, автомеханика или специалиста по компьютерной безопасности, а также реально найти много других специальностей.

Помимо обширного списка направлений, в университете постоянно проводится переподготовка и повышение квалификации преподавательского состава. Что касается исследований и науки, в таком типе ВУЗ а проводится постоянная работа по каждому изучаемому направлению.

В университете постоянно можно наблюдать прогресс к новым открытиям и уникальным разработкам. Помимо обычного обучения студентов, преподавательский состав старается внести добротный вклад в научное будущее.

Вот основные направления, в которых работает любой университет:

  1. Активная научно-исследовательская работа по ряду направлений.
  2. Подготовка кадров, а также их переподготовка.
  3. Постоянное усовершенствование программы обучения по всевозможным специальностям.

В результате университет – это своего рода научный институт, который работает над новыми разработками и открытиями. Нередко встречаются ВУЗы, которые объединяют в себе несколько институтов. Такие объединения могут поспособствовать тому, что филиалы становятся одним единственным университетом.

Посмотрев на описание работы института и университета, можно сделать вывод, что первый тип учреждения при соблюдении ряда правил способен переквалифицироваться в другой. Тем самым ВУЗ, ставший университетом, сразу же повышает свою аккредитацию.

В законе 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставляется ряд условий, определяющий статус каждого ВУЗа.

Какие предъявляются критерии оценки:

  1. В учебном заведении должно быть 4 аспиранта на 100 студентов дневного отделения.
  2. 60% профессорского состава должны обладать научными степенями (звания).
  3. Проводить исследования в 5 и более отраслях.
  4. Уровень финансирования за пятилетку – не менее 10 000 000 рублей.
  5. В обучении должны быть применены инновационные методологии. Например, электронная библиотека и так далее.

Наличие этого всего в ВУЗе является хорошим подспорьем для повышения аккредитации.

Предлагаем вам ознакомиться с исчерпывающим списком различий между двумя типами вузов:

  1. Университет предлагает разнопрофильное обучение, а институт – узкопрофильное.
  2. Университет – комплексная единица в сфере образования, институт – скорее составляющая.
  3. Институт работает в одной отрасли, «универ» обладает возможностью обучать различным специальностям.
  4. Университет проводит подготовку и повышение квалификации кадров, чего нет в институте.

По прочтению статьи вы наверняка захотите поступать в университет, и это будет отчасти правильным решением. По окончании ВУЗа вы станете широкопрофильным специалистом.

Институт же отстает в качестве перспективности. От такого высшего учебного заведения вы получите качественную подготовку в узкой специальности.

Поэтому лучше делать выбор самостоятельно. В статье мы вам привели конкретные различия между университетом и институтом. По крайней мере, в любом случае вы получите высшее образование.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать – это оставить ваш вопрос в форме ниже.

источник

Ежегодно абитуриенты по всей стране делают жизненно важный выбор – определяются с будущей профессией. Многие ВУЗы – институты, университеты и академии, предлагают обучение одинаковым специальностям. Закономерно возникают вопросы: что лучше институт или университет, куда поступить после 11 класса? Чем институт отличается от университета?

Каждое учебное учреждение имеет государственный статус, определяемый аккредитационной коллегией при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Этот статус каждые пять лет требует подтверждения посредством представления результатов деятельности за пятилетие для комплексной оценки компетентной комиссией.

Чтобы определиться, в чем разница между институтом и университетом, попробуем выявить, какие основополагающие критерии определяют статус высшего учебного заведения.

Критерии, характеризующие статус ВУЗа:

  • квалификационный уровень преподавательского состава;
  • количество аспирантов;
  • профильное образование;
  • научная деятельность.
  1. Институт – учебное учреждение, осуществляющее подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в узко определенной области профессиональной деятельности. В принципе, в институте может осуществляться подготовка даже по одной профессии. Университет проводит подготовку специалистов по различным направлениям, как минимум по семи специальностям. Кроме того, в университете осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов высшей квалификации, а также научного и научно-преподавательского состава.
  2. В институте должны осуществляться научно-исследовательские работы в одной или нескольких сферах. Во всех университетах, согласно уставу, должны проходить фундаментальные и прикладные исследования в нескольких научных областях, но не менее чем в пяти отраслях науки.
  3. В институте на каждую сотню студентов может приходиться менее двух аспирантов. В университете на сто студентов приходится не менее четырех аспирантов.
  4. Количество преподавателей, имеющих ученые звания и научные степени, в институте может быть от 25 до 55% . В университете как минимум 60% преподавательского состава должно быть с учеными степенями и званиями.
  5. После окончания аспирантуры в университете должно защититься как минимум 25% аспирантов. В институте нет строгих требований к защите аспирантов, но если после аспирантуры защитилось 25% аспирантов, институт может ходатайствовать о повышении статуса до университета. В случае несоответствия требованиям в исключительных случаях возможен обратный переход.
  6. Среднегодовой объем финансирования исследований, ведущихся в университете, на сегодняшний день составляет более 10 миллионов рублей, в институте – не менее 1,5 миллионов, но не более 5 миллионов рублей за пять последних лет.
  7. И в институте, и в университете должны быть задействованы инновационные методы обучения, самообразования и исследований, но в университете в обязательном порядке учащимся должен быть обеспечен доступ к электронно-библиотечным ресурсам.
  8. Институт может являться частью другого учебного заведения, университет всегда только автономное учреждение. В состав университета может быть включен институт.

Как видно, некоторые различия между университетом и институтом имеются, хотя они не столь значительны. Например, раньше в СССР традиционно считалось, что университет дает фундаментальное образование, а институт – образование прикладного характера. Сейчас такой явной разницы не существует. Основой выбора высшего учебного заведения должен являться рейтинг ВУЗов, который периодически корректируется. Кроме того, более прочное положение занимают государственные учебные учреждения, чем негосударственные учебные заведения.

источник

Сегодня существует большое множество высших учебных заведений, которые именуются как высшая школа, университет, академия или институт. В чем заключается принципиальная разница в названиях, сегодня для многих не имеет значение, потому что основным фактором выбора вуза является рейтинг учебных заведений. Тем не менее, между перечисленными заведениями есть существенные отличия.

Каждое учебное заведение имеет определенный государственный статус, который оно должно подтверждать каждые пять лет на аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при прохождении комплексной оценки деятельности образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования.

Основными критериями при определении статуса вуза являются преподавательский состав, количество аспирантов, научная деятельность, профильное образование.
Есть некие общие положения для университетов и институтов, разница которых не столь существенна.

В университете проводятся образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений. Помимо того, в университетах должна осуществляться подготовка и переподготовка (или) повышение квалификации сотрудников высшей квалификации, научных и научно-педагогических сотрудников. Также в университете должны проводиться фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук. Университет должен являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

В институте также проводится образовательные программы высшего профессионального образования, и, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования. Как и в университете, в институте должна осуществляться подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности, а также должны проводиться фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, но спектр наук может быть не таким широким, по сравнению с университетом. Стоит отметить, что институт может быть частью другого высшего учебного заведения.
Согласно Федеральному закону N125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (глава II часть 9) существует целый ряд критериев, согласно которым определяется статус учебного заведения.

Для получения статуса университета, в учебном заведении должны выполняться следующие требования:

  • на сто студентов должно приходиться не менее четырех аспирантов;
  • научные исследования должны проводиться не менее чем по пяти отраслям науки, а среднегодовой объем финансирования этих исследований за пять лет должен составлять не менее десяти миллионов рублей;
  • 60 процентов профессоров должны иметь ученые степени или звания;
  • необходимо использовать инновационные методы в соответствии с установленными критериями, например, свободный доступ к электронно-библиотечным ресурсам.

Для получения статуса института необходимо соответствовать следующим критериям:

  • на сто студентов приходится менее двух аспирантов, финансирование составляет не менее полутора, но не более пяти миллионов рублей за пять лет;
  • если в течение года после окончания аспирантуры защитились не менее 25 процентов аспирантов, то институт может претендовать на звание университета или академии;
  • количество преподавателей, имеющих ученые степени или звания, составляет от 55 и меньше человек;
  • необходимо использовать инновационные методы в соответствии с установленными критериями.

Сегодня Роспотребнадзор проверяет вузы по 13 критериям. Те учебные заведения, которые были разжалованы на статус ниже, должны в течение месяца оформить и подать документы на получение более низкого статуса. Получить обратно более высокий статус можно только через год.
Интересно, что, по мнению Министра образования и науки Андрея Фурсенко, из существующих почти 1000 высших учебных заведений на территории РФ должно остаться только около 50 университетов и 150-200 учебных заведений со статусом академия или институт.

  1. В институте студенты обучаются только одной специальности, в то время как в университете ведется подготовка не менее чем по 7 специальностям, принадлежащим к разным областям науки.
  2. В университетах на 100 студентов должно приходиться не менее 4-х аспирантов, а в институте не менее 2-х.
  3. Для университетов 60% профессоров должны иметь ученые степени или звания
  4. Если в течение года после окончания аспирантуры защитились не менее 25% аспирантов, то институт может претендовать на статус университета или академии.
  5. Как в университетах, так и в институтах должны использоваться инновационные методы образования.
  6. Как в университетах, так и в институтах должны проводиться фундаментальные и прикладные научные исследования, но, для университетов требования по количеству исследований стоят выше.
Читайте также:  Как выглядит дерево калины

Федеральный закон N125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (глава II часть 9)

Каждое учебное заведение имеет определенный государственный статус, который оно должно подтверждать каждые пять лет на аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при прохождении комплексной оценки деятельности образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования.

источник

На данный момент в системе российского образования выделяют три основных типа высших учебных заведений: институт, академия и университет. Принято считать, что различия между ними малозначительны, поэтому совершенно не важно, куда именно вы собираетесь поступать. Тем не менее, разница между университетом, институтом и академией существует. В чём же она заключается?

Институт – один из самых молодых типов высших учебных учреждений в России. До Октябрьской революции институтами считались узкоспециализированные заведения, деятельность сотрудников которых полностью посвящена одной профессиональной отрасли. Институт является первичной ступенью в системе высшего образования.

Чем институт отличается от университета и академии? Во-первых, в институтах не ведётся разработка методических программ. Во-вторых, институт может быть составной частью университета, одним из его подразделений. В-третьих, в институтах осуществляется подготовка специалистов только двум-трём специальностям, т.е. профессиональная или научная отрасль не охватывается целиком.

Чтобы повысить статус института до академии или университета, его руководству необходимо представить аттестационной комиссии подробный отчёт, отражающий увеличение числа научных сотрудников, улучшение оснащения аудиторий и лабораторий, и т.д. Если комиссия найдёт этот отчёт удовлетворительным и полностью соответствующим действительности, вуз могут повысить на одну научно-образовательную ступень.

Учебное учреждение может иметь статус института, если:

  • на 100 студентов, обучающихся в очной форме, приходится не менее 2-х аспирантов;
  • преподавательский состав – не менее 30-ти человек;
  • объём финансирования за 5 лет – от 1,5 до 5 млн. рублей.

Требования Министерства образования к вузам, имеющим статус академии, во многом схожи с требованиями к институтам. Собственно, отличается академия от института только тем, что профессиональная отрасль, в которой ведётся подготовка специалистов и научные исследования сотрудников, охвачена более полно.

Специальностей в академии может быть много, но все они находятся в одной отрасли. Что и отражается в названиях академий, к примеру: академия сельского хозяйства, академия железнодорожного транспорта, академия туризма, экономики, физической культуры и т.д.

Многопрофильное образование – вот то, чем институт отличается от университета. Если в первом осуществляется подготовка специалистов в какой-то одной отрасли, то второй предоставляет своим студентам возможность получить знания по нескольким направлениям, часто кардинально отличающимся друг от друга. Юриспруденция и менеджмент, городское строительство и туризм, религиоведение и архитектурное проектирование – факультетов и институтов много, и все они «под одной крышей». Университет – это высшая ступень развития вуза.

Учебное учреждение может иметь статус университета, если:

  • на 100 студентов, обучающихся в очной форме, приходится не менее 4-х аспирантов;
  • научная работа сотрудниками ведётся более чем в 5-ти отраслях;
  • не менее 60% преподавательского состава должны иметь учёные звания и степени;
  • объём финансирования за 5 лет – от 10 млн. рублей.

Как правильно написать эссе для поступления в зарубежный университет – узнайте из нашей статьи.

Прекрасных специалистов, настоящих профессионалов в своей отрасли могут подготовить и институты, и академии, и университеты. Поэтому, в принципе, не так важен статус высшего учебного заведения, как качество преподавания. Многие институты и академии за десятилетия своего существования обрели репутацию лучших вузов страны, и ни один университет не в состоянии с ними соперничать в тех или иных областях.

Поэтому, выбирая высшее учебное заведение, не опирайтесь только на его официальный статус. Изучите отзывы студентов, список выпускников, преподавательский состав и т.д. Если вуз имеет прекрасную репутацию, то совершенно не важно, университет это, академия или институт. Главное – знания и профессионализм профессоров.

источник

Университет – universitas (lat.)

в средние века – корпорация учителей и учеников, которые проживали вместе в праобразах современных общежитий – т.н. коллежах и осваивали науки в постоянном контакте друг с другом.

В наше время: высшее учебное и научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и прикладным наукам по различным отраслям. Также в университетах проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук.

Основные критерии университета

Университетом имеет право называться высшее учебное заведение, в котором ведется обучение и подготовка специалистов по разным областям науки не менее чем по 7 отраслям.

Критерии преподавательского состава для университета

  • 60% штатных профессоров и преподавателей должны иметь ученые степени
  • на 100 студентов очной формы обучения должно приходиться не менее 4-х аспирантов
  • четверть выпускников аспирантуры должны защититься в течение года после окончания

Согласно современным требованиям в университетах в обязательном порядке должны применяться инновационные методы обучения и исследований.

Научные исследования в университете должны проводиться не менее чем по 5 отраслям науки. Совокупный объем финансирования этих исследований должен превышать сумму в десять миллионов рублей за последние пять лет.

Традиционно университет подразделяется на факультеты, факультеты – на кафедры. В состав университета могут входить и институты. Административная структура всех университетов похожа и состоит, как правило, из ректора, проректоров, деканов различных факультетов и заведующих кафедрами. В состав университета входят аспирантура и докторантура. Наблюдает за деятельностью университета попечительский совет. В особо крупных университетах, как например, Южно-Уральский Государственный Университет (бывш. ЧПИ) первое лицо может называться Президентом.

Институт – institutio – в переводе с латыни – учреждение.

Высшее учебное и научное заведение, ориентированное на одно конкретное направление профессиональной деятельности. Институт, таким образом, является базовой единицей в системе высшего образования. Институт может быть самостоятельным лицом, а может входить в состав академии или университета как структурное подразделение. Требования к учебным программам в институте такие же, как и в университетах и в академиях. Но по другим параметрам они отличаются в сторону упрощения.

Критерии преподавательского состава институтов

Для того, чтобы учебное заведение имело право именоваться институтом, ему необходимо

  • иметь не менее 55% преподавателей с учеными степенями
  • иметь не менее 2-х аспирантов на 100 студентов очной формы обучения

Научные исследования в институте должны проводиться по заявленному профилю. Объем финансирования этих исследований должен составлять от полутора до пяти миллионов рублей за последние пять лет.

Руководит институтом, как правило, директор, у которого имеются заместители. В институте могут иметься факультеты, кафедры и лаборатории. Институтами часто называют военные и прочие силовые учебные заведения, где должность руководителя звучит как начальник института.

Выпускники института – бакалавры и магисты. В художественных и военных институтах могут быть свои термины для окончивших эти учебные заведения.

В университеты и институты принимают выпускников школ и гимназий с полным средним образованием, а также выпускников колледжей, техникумов и даже профтехучилищ. Главное условие – наличие документа о полном среднем образовании.

высшее учебное и научное заведение, в котором ведется обучение фундаментальным и прикладным наукам по не менее чем 7 специальностям, относящимся к разным областям науки.

Более 60% преподавателей должны иметь ученые степени. Объем финансирования научно-исследовательских работ университета должен составлять не менее 10.000.000 рублей за последние пять лет.

Высшее учебное и научное заведение, ориентированное на одно конкретное направление профессиональной деятельности. Не менее 55% преподавателей должны иметь ученые степени.

Объем финансирования научных исследований должен составлять от 1.500.000 до 5.000.000 рублей за последние пять лет.

Кстати, реальные отличия в структуре двух известнейших Уральских ВУЗов: Уральского Государственного Технического Университета (Екатеринбург)
и Южно-Уральского государственного Университета(Челябинск)
вы можете посмотреть здесь.

Строгих рекомендаций по административно-структурному делению в ВУЗах нет. Каждое учебное заведение определяет ее самостоятельно. Но вот статус любого учебного заведения (институт, академия или университет) присваивается ему только при прохождении государственной аккредитации, который оно (учебное заведение) должно подтверждать раз в пять лет на аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Таким образом, институт может при желании «вырасти» в академию, а академия – в университет. Не исключается и обратный переход в случае несоответствия установленным требованиям.

Кроме того, специальности в учебных заведениях должны быть аккредитованы, иначе на студентов таких специальностей не распространяется право на отсрочку от службы в армии.

Первым университетом в Европе приято считать Болонскую правовую школу, которая появилась в Италии в одиннадцатом веке. В начале 13-го века были основаны ныне известные во всём мире Парижский, Кембриджский, Оксфордский и Лиссабонский университеты. Позднее университеты появились во всех столицах Старого Света, а оттуда распространились по всему миру.

В состав средневековых университетов входили четыре базовых факультета: артистический, права, медицинский и теологический. Так на артистическом факультете преподавали семь свободных искусств:

  • грамматику, риторику, диалектику (тривиум)
  • арифметику, геометрию, астрономию, музыку (квадривиум)

Студент, освоивший курс тривиума получал степень бакалавра, а после прохождения курса квадривиума – степень магистра. Студенты и преподаватели жили в общежитиях, так называемых, коллегиях (коллежах). Учебный процесс состоял из лекций и диспутов, которые проходили на латинском языке.

Старейшим и самым главным университетом России является Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, основанный в 1755 году.

В СССР исторически сложилось так, что университеты давали фундаментальное образование, а институты – прикладное.

Примеры названий конкретных ВУЗов:

Екатеринбургский государственный театральный институт
Уральская государственная консерватория (академия) имени М. П. Мусоргского
Калифорнийский технологический институт

источник

Adblock
detector