Меню

Чем кости ребенка отличаются от костей взрослого человека

C момента рождения и до преклонных лет организм человека претерпевает возрастные изменения. Они затрагивают все системы и органы, не исключая и опорно-двигательный аппарат. Чем же кости ребенка отличаются от костей пожилого?

В утробном периоде скелет ребенка состоит из хрящевой ткани с редкими очагами окостенения. Сразу после рождения процесс укрепления становится заметнее. По степени окостенения скелета можно судить о возрасте ребенка. Химический состав и строение костей претерпевают изменения. Они теряют эластичность и увеличиваются в размерах. В костях ребенка гораздо больше губчатого вещества, чем в костях взрослого человека. Чем старше организм, тем более хрупкими и ломкими становятся его кости.

Череп младенца значительно отличается от черепа взрослого человека размерами, строением и пропорциональным строением отдельных частей. У новорожденных имеются неокостеневшие участки и пластинки, так называемые роднички. Их всего шесть и они закрываются по мере роста. Самый большой родничок располагается между лобной и теменными костями. Окончательное его закрытие происходит на втором году жизни. Наличие родничков обусловлено смещением костей черепа во время родового процесса. Череп взрослого человека не имеет мягких участков.

Позвоночник ребенка также гораздо тоньше и меньше, чем у взрослого. Это обуславливает большую подвижность и эластичность детского опорно-двигательного аппарата. Физиологические изгибы ребенка непостоянны в силу разнообразных потребностей. В процессе взросления дети учатся различным движениям, поэтому окостенение отдельных участков происходит по мере необходимости. У взрослых людей неокостеневших участков нет, а в преклонном возрасте позвоночник может полностью утратить подвижность, а движения приносить боль.

Структура и строение костей полностью формируется в 12-13 лет. С этого возраста можно говорить об отсутствии отличий между детским и взрослым скелетом, хотя прослойки хрящевой ткани еще встречаются.

В пожилом и старческом возрасте рельеф костей черепа сглаживается. Кости становятся более тонкими, в них частично рассасывается губчатое вещество, уменьшается эластичность. Потеря зубов снижает вес и прочность черепа. Также это может негативно сказываться на жевательных функциях челюстей, что, в свою очередь, провоцирует асимметрию черепа.

Наиболее заметны возрастные изменения позвоночника. После 50 лет начинается уплощение тел позвонков и межпозвоночных дисков, из-за чего уменьшается высота и общая длина позвоночника. Подвижность позвоночного столба ухудшается и часто сопровождается болевыми ощущениями. После 60 лет прогрессирует разрастание костной ткани в виде шипообразных выростов (остеофитов). В этом возрасте начинается процесс обызвествления межпозвоночных дисков, который нарастает к глубокому старческому возрасту.

Изменение костей начинается после 40 лет и выражается в остеопорозе, усилении рельефа суставов, связок и сухожилий, деформации костей, замещении красного костного мозга желтым. Временной период проявления тех или иных изменений называется весьма условно. Ключевым фактором является не возраст, а образ жизни человека. Однако отрицать естественное старение нельзя.

  1. Химический состав и строение костей претерпевают возрастные изменения.
  2. В костях ребенка гораздо больше губчатого вещества, чем в костях взрослого человека.
  3. Кости ребенка гораздо эластичнее.
  4. В черепе ребенка имеются мягкие части.
  5. Позвоночник ребенка тоньше и меньше, чем у взрослого.
  6. Физиологические изгибы ребенка непостоянны.
  7. Подвижность позвоночного столба ухудшается с возрастом.
  8. У пожилых людей происходит разрастание костной ткани в виде остеофитов.

Карташев Н.Н. Лекции по возрастной физиологии.

источник

Скелет человека состоит из 206 костей: 85 парных и 36 непарных, Кости являются органами тела. Вес скелета у мужчины равен примерно 18% веса тела, у женщины – 16%. у новорожденного – 14%. Кроме костей скелет включает хрящи и связки.

У детей в утробный период скелет состоит из хрящевой ткани. После рождения процесс окостенения продолжается. По срокам окостенения можно судить о нормальном развитии скелета у детей и об их возрасте. Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека размерами, пропорциями, строением и химическим составом.

Развитие скелета у детей в значительной мере определяет развитие тела. К концу полового созревания окостенение костей завершается у женщин в 17- 21, а у мужчин – в 19-24 года. С окончанием окостенения трубчатых костей прекращается их рост в длину, поэтому мужчины, у которых половое созревание заканчивается позднее, чем у женщин, имеют в среднем более высокий рост.

Окостенение задерживается при понижении функций желез внутренней секреции (щитовидной, околощитовидных, вилочковой, половых желез), недостатке витаминов, особенно D. Окостенение ускоряется при преждевременном половом созревании, повышенной функции щитовидной железы и коры надпочечников. Задержка и ускорение окостенения особенно отчетливо проявляются до 17 – 18 лет и могут достичь 5-10-летней разницы между «костным» и паспортным возрастами.

У детей кости содержат относительно больше органических веществ и меньше неорганических, чем у взрослых. С возрастом химический состав костей изменяется, значительно увеличивается количество солей кальция, фосфора, магния и других элементов, а также изменяется соотношение между ними. С изменением строения и химического состава костей изменяются их физические свойства: у детей они более эластичны и менее ломки, чем у взрослых. Хрящи у детей также более пластичны.

В костномозговом канале находится костный мозг. У новорожденных есть только красный костный мозг, богатый кровеносными сосудами: в нем происходит кроветворение. С 6 месяцев он постепенно заменяется желтым, состоящим главным образом из жировых клеток. К 12 – 15 годам эта замена почти заканчивается. У взрослых красный костный мозг сохраняется в эпифизах трубчатых костей, в грудине, ребрах и позвоночнике.

Череп детей значительно отличается от черепа взрослых величиной по сравнению с размерами тела, строением и пропорциями отдельных частей. У новорожденного мозговой череп в 6 раз больше лицевого, а у взрослого – в 2,5 раза. Эти различия с возрастом исчезают. Череп растет наиболее быстро на первом году жизни. В течение первого года толщина стенок черепа увеличивается в 3 раза. Роднички закрываются на 1-2 годах жизни. С 13 – 14 лет преобладает развитие лицевого черепа во всех направлениях. Складываются характерные черты физиономии. Развитие черепа продолжается от наступления половой зрелости до 20 -30 лет.

Позвонки развиваются из хрящевой ткани, которая с возрастом уменьшается. С 3 лет позвонки одинаково растут в высоту и ширину, а с 5-7 лет больше растут в высоту. Спинномозговой канал особенно быстро развивается до 5 лет и заканчивается к 10 годам.

Окостенение шейных, грудных и поясничных позвонков заканчивается к 20 годам, а крестцовых – к 25. копчиковых – к 30. У юношей рост позвоночника заканчивается после 20 лет, у девушек он растет до 18 лет. Длина позвоночника равняется приблизительно 40% от длины тела.

Подвижность позвоночника у детей гораздо больше, чем у взрослых, особенно с 7 до 9 лет. Позвоночник после рождения приобретает 4 физиологических изгиба. С подниманием головы у ребенка 6 – 7 недель происходит изгиб к переди – шейный лордоз. К 6 месяцев в результате сидения образуются изгибы к зади – кифозы – грудной и крестцовый, а около 1 года (с началом стояния) – поясничный лордоз. Вначале изгибы удерживаются мускулатурой, а затем связочным аппаратом, хрящами и костями позвонков. К 3 – 4 годам изгибы постепенно увеличиваются после стояния, под действием силы тяжести и работы мышц. Шейный лордоз, грудной кифоз окончательно образуются к 7 годам, а поясничный лордоз – к 12 и окончательно образуется к периоду половой зрелости.

источник

Ребенок – не уменьшенная копия взрослого, а гораздо более хрупкое существо. И чем он младше, тем более он уязвим. Это очень важно понимать, оценивая степень безопасности ребенка в автомобиле. В этой статье описаны основные анатомические особенности детей, которые необходимо учитывать при выборе специальных удерживающих средств.

Костная ткань ребенка отличается повышенным содержанием воды, низкой концентрацией минеральных солей и волокнистой структурой. Поэтому его кости гибкие и мягкие, в том числе и кости черепа. При сильном ушибе головы у ребенка с очень высокой вероятностью будет травмирован мозг, и травма эта будет серьезней, чем у взрослого.

Кости и череп (новорожденный). 1 — грудина, sternum, 2 — грудная клетка, compages thoracis, 3 — череп (вид сверху). Синим цветом выделена хрящевая ткань.

В скелете ребенка много хрящевой ткани, гораздо менее прочной, чем кость. Шейные позвонки плоские, состоят из отдельных костей, связанных между собой хрящом. Хрящи замещаются костной тканью только к 3 годам. У взрослого позвонки не только полностью окостеневают, но и имеют седловидную форму. При резком движении головы вперед они как бы поддерживают друг друга. А вот детская шейка при резком толчке может просто сломаться.

Шейной позвонок (axis) ребенка и взрослого человека (справа). Вид сзади. Синим цветом выделена хрящевая ткань.

Только к 12 годам кости ребенка по форме и составу перестают отличаться от костей взрослого человека. Мышцы и связки, которые тоже обусловливают «прочность» организма, у новорождённых и детей раннего возраста развиты слабо и составляют примерно 25% от массы тела (у взрослого человека – не менее 40%).

Голова ребенка – самая крупная и тяжелая часть тела. У новорождённого масса головы составляет 25% от общей массы, тогда как у взрослого человека – всего лишь 6%.

Изменения пропорции ребенка по мере взросления

При этом шея тонкая, со слабо развитыми мышцами. Маленького ребенка опасно даже интенсивно встряхивать на руках. А при сильном толчке «тяжелую» голову резко отбрасывает, и основная нагрузка приходится именно на область шеи, где «запас прочности» очень невелик.

До 8-ми лет таз ребенка имеет округлую форму. Только в период полового созревания таз приобретает такие очертания, как у взрослого. Самым важным отличием тазового пояса ребенка является отсутствие характерных выступов тазовых костей, образующих подвздошный гребень. Именно он препятствует соскальзыванию ремня безопасности вверх и травмированию органов брюшной полости: ремень попадает в этот «зацеп» и не смещается выше. А у детей подвздошный гребень развит еще слабо, поэтому происходит «подныривание» под ремень.

Читайте также:  Как сделать сушеные яблоки в духовке

Подвздошный гребень взрослого человека.

Все штатные средства безопасности – подушки, ремни – представляют опасность для ребенка, поскольку рассчитаны на человека ростом не ниже 150 см. Например, подушки безопасности спроектированы таким образом, чтобы раскрываться на уровне груди взрослого пассажира. Ребенок же может получить очень сильный удар в голову при активации подушки, открывающейся со скоростью 300 км/час.

источник

У ребенка больше органических веществ из- за этого кости гибкие и сильные .У пожилых людей состав костей меняется,органических веществ становится меньше и поэтому кости становятся хрупкими

Кости ребенки более крепкие и подвижные, но со старостью онтюи становится более сковаными

1) обмен генами между гомологичными хромосомами
2) удвоение молекул днк
3)расхождение хроматид к полюсам клетки
4)расположение хромосом в экваториальной плоскости клетки

Б) Образование в интерфазе двух хроматид в каждой хромосоме – причина :
1) увеличения разнообразия наследственной информации
2) проявления наследственной изменчивости у потомства
3) сохранения постоянства числа хромосом в дочерних клетках
4) появление генетического разнообразия в потомстве

В) Важно, чтобы хромосомы равномерно распределялись между дочерними клетками, так как они:
1) участвуют в синтезе молекул атф
2) способствуют ускорению химических реакций
3) влияют на образование плазматической мембраны
4) являются носителями наследственной информации

при скисании этого количества молока в простокваше образовалось 47,4 г. молочной кислоты

Выберите один ответ: a. митохондрии и пластиды b. плазматическую мембрану c. ядерное вещество без оболочки d. множество крупных лизосом В поступлении и передвижении веществ в клетке участвуют Выберите один или несколько ответов: a. эндоплазматическая сеть b. рибосомы c. жидкая часть цитоплазмы d. плазматическая мембрана e. центриоли клеточного центра Рибосомы представляют собой Выберите один ответ: a. два мембранных цилиндра b. округлые мембранные тельца c. комплекс микротрубочек d. две немембранные субъединицы Растительная клетка в отличии от животной имеет Выберите один ответ: a. митохондрии b. пластиды c. плазматическую мембрану d. аппарат Гольджи Крупные молекулы биополимеров поступают в клетку через мембрану Выберите один ответ: a. путем пиноцитоза b. за счет осмоса c. путем фагоцитоза d. путем диффузии При нарушении третичной и четвертичной структуры молекул белка в клетке перестают функционировать Выберите один ответ: a. ферменты b. углеводы c. АТФ d. липиды Текст вопроса

В чем проявляется взаимосвязь пластического и энергетического обмена

Выберите один ответ: a. энергетический обмен поставляет кислород для пластического b. пластический обмен поставляет органические вещества для энергетического c. пластический обмен поставляет молекулы АТФ для энергетического d. пластический обмен поставляет минеральные вещества для энергетического

Сколько молекул АТФ запасается в процессе гликолиза?

Выберите один ответ: a. 38 b. 36 c. 4 d. 2

В реакциях темновой фазы фотосинтеза участвуют

Выберите один ответ: a. молекулярный кислород, хлорофилл и ДНК b. углекислый газ, АТФ и НАДФН2 c. вода, водород и тРНК d. оксид углерода, атомарный кислород и НАДФ+

Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах

Выберите один ответ: a. на образование органических веществ используется солнечная энергия b. на образование органических веществ используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ c. органические вещества образуются из неорганических d. образуются одни и те же продукты обмена

Информация о последовательности расположения аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу

Выберите один ответ: a. рРНК b. иРНК c. АТФ d. тРНК Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации Выберите один ответ: a. признак –> белок –> иРНК –> ген –> ДНК b. ген –> ДНК –> признак –> белок c. ген –> иРНК –> белок –> признак d. иРНК –> ген –> белок –> признак

Всю совокупность химических реакций в клетке называют

Выберите один ответ: a. брожением b. метаболизмом c. хемосинтезом d. фотосинтезом

Биологический смысл гетеротрофного питания заключается в

Выберите один ответ: a. потреблении неорганических соединений b. синтезе АДФ и АТФ c. получении строительных материалов и энергии для клеток d. синтезе органических соединений из неорганических

Все живые организмы в процессе жизнедеятельности используют энергию, которая запасается в органических веществах, созданных из неорганических

Выберите один ответ: a. растениями b. животными c. грибами d. вирусами

В процессе пластического обмена

Выберите один ответ: a. более сложные углеводы синтезируются из менее сложных b. жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты c. белки окисляются с образованием углекислого газа, воды, азотсодержащих веществ d. происходит освобождение энергии и синтез АТФ

Принцип комплементарности лежит в основе взаимодействия

Выберите один ответ: a. нуклеотидов и образования двуцепочечной молекулы ДНК b. аминокислот и образования первичной структуры белка c. глюкозы и образования молекулы полисахарида клетчатки d. глицерина и жирных кислот и образования молекулы жира

Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза

Выберите один ответ: a. нуклеиновыми кислотами b. витаминами c. ферментами d. молекулами АТФ

Ферментативное расщепление глюкозы без участия кислорода – это

Выберите один ответ: a. пластический обмен b. гликолиз c. подготовительный этап обмена d. биологическое окисление

Расщепление липидов до глицерина и жирных кислот происходит в

Выберите один ответ: a. кислородную стадию энергетического обмена b. процессе гликолиза c. ходе пластического обмена d. подготовительную стадию энергетического обмена

2)что такое биоценоз и какова его структурная организация
3)в чем сходство и различие естественного и искусственного отбора

1) споры 2) семена 3) цисты 4) почки
2.Организм, гомологичные хромосомы которого содержат гены тёмного и светлого цвета волос, является
1) гомозиготным
2) гетерозиготным
3) гаплоидным
4) полиплоидным

3.К железам внутренней секреции относят
1) слюнные железы и железы желудка
2) гипофиз и щитовидную железу
3) потовые железы и железы кишечника
4) слёзные железы и печень
4.Какое из нижеприведённых значений кровяного давления у человека можно считать признаком гипертонии?
1) 170/100 мм рт. ст.
2) 120/70 мм рт. ст.
3) 110/60 мм рт. ст.
4) 90/50 мм рт. ст.
5.Примером географического видообразования может служить формирование видов
1) вьюрков, обитающих на Галапагосских островах
2) синиц, питающихся разными кормами на общей территории
3) воробьев, обитающих в разных районах города
4) окуней, обитающих на разной глубине водоёма

6.Естественный отбор, в отличие от искусственного,
1) проводится человеком исходя из своих потребностей
2) ведёт к созданию новых сортов
3) происходит на протяжении миллионов лет
4) ведёт к созданию новых пород
7.Появление тёмноокрашенных бабочек в популяции светлоокрашенных особей берёзовой пяденицы в результате наследственной изменчивости называют
1) индустриальным меланизмом
2) подражательным сходством
3) мимикрией
4) предупредительной окраской

Пример идиоадаптации – это
1) возникновение полового процесса у растений
2) образование плодов у покрытосеменных растений
3) появление пятипалых конечностей у позвоночных
4) формирование разнообразной формы тела у рыб
9.Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?
1) уменьшение скорости обмена веществ
2) увеличение интенсивности фотосинтеза
3) усиление испарения воды
4) уменьшение интенсивности дыхания
10.Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они
1) потребляют готовые органические вещества
2) синтезируют органические вещества из минеральных
3) разлагают органические вещества до минеральных
4) осуществляют круговорот веществ
11.Одним из положений учения В.И. Вернадского о биосфере служит следующее утверждение:
1) живым организмам присущи рост и развитие
2) все живые организмы образуют виды
3) живые организмы связаны со средой обитания
4) живое вещество – совокупность живых организмов на Земле
12.В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 15% от общего числа. Доля нуклеотидов с тимином в этой молекуле составит
1) 15% 2) 35% 3) 45% 4) 85%
13.Обеспечение организма человека молекулами АТФ происходит в процессе
1) кислородного этапа энергетического обмена
2) подготовительного этапа энергетического обмена
3) синтеза иРНК на ДНК
4) синтеза белков на иРНК

В процессе эмбрионального развития позвоночного животного первичная полость у зародыша образуется
1) при формировании тканей
2) в начале дробления
3) на стадии нейрулы
4) на стадии бластулы
15.У жены с большими глазами и прямым носом и мужа с маленькими глазами и римским носом родились дети, некоторые из которых имели маленькие глаза и прямой нос. Определите генотипы родителей, если большие глаза (А) и римский нос (В) – доминантные признаки.
1) ?ААВЬх^ааВВ
2) ?Aabbx^aaBb
3) ?Aabbx^aaBB
4) ?AaBbx^aaBb
16.Повышение продуктивности плесневых грибов, вырабатывающих антибиотики, достигается путём
1) полиплоидизации
2) внутривидовой гибридизации
3) массового отбора
4) искусственного мутагенеза
17.Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?
1) семена расположены внутри плода
2) оплодотворение происходит в семязачатках
3) семена образуются в результате оплодотворения
4) зародыш будущего растения находится внутри семени
18.В печени избыток глюкозы преобразуется в
1) гликоген 2) ферменты 3) адреналин 4) гормоны
19.Железы внутренней секреции выделяют гормоны в
1) лимфу 2) полости тела 3) кровь 4) клетки органов

Организмы в экосистеме изменяют среду обитания, создавая тем самым условия для
1) естественной смены сообщества
2) действия массового отбора
3) возникновения мутаций
4) сезонных изменений
21Верны ли следующие суждения о направлениях эволюции?
А. Упрощение в строении животных, связанные с паразитическим образом
жизни, относят к биологическому регрессу.

Читайте также:  Больно ли брать мазок из уретры у женщин

Б. Возникновение класса Насекомые, сопровождавшееся повышением
общего уровня их организации, – пример ароморфоза.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

источник

Скелет является особо важной частью полноценного, здорового функционирования человеческого организма. Благодаря костям тело всегда находится в форме и нужном положении. Кости и формируют скелет, который в свою очередь также выполняет защитную функцию внутренних органов и систем от внешнего воздействия. Все это относится как ко взрослым, так и к детям еще с утробы.

Больше, чем на 70 %, кости состоят из очень прочной костной ткани, в которой содержится много минералов. К основным из них относят: магний, фосфор и кальций. Необходимы для полноценного формирования скелета плода и другие элементы: цинк, медь, алюминий и фтор. Эти и другие вещества плод получает через плаценту из организма мамы. Поэтому крайне важно беременным женщинам полноценно и качественно питаться. Начиная с пятой недели беременности, у плода закладываются основы хрящей – будущих костей позвоночника и плечевого пояса. Также появляются очертания тазового пояса. У плода, которому уже есть 9 недель, сформированы пальчики и челюстные кости. Многие знают, что у новорожденного ребенка костей больше, чем у взрослого человека. Это из-за того, что в дальнейшем хрящи будут срастаться, образуя одну кость. Полное завершение формирования скелета произойдет в 24 года.

Многие родители по собственному опыту убеждаются, что у ребенка кости скорее изгибаются, чем травмируются. Не учитывая, конечно, серьезных повреждений. Очень часто новорожденные падают с кровати или дивана, при этом «тьфу-тьфу» все хорошо. Все это потому, что в их скелете преобладают хрящи, которые далее окрепнут и станут костьми. Итак, сколько костей у ребенка? Новорожденный человечек имеет в своем маленьком тельце 300 хрупких косточек. И только к 24-25 годам из них сформируется 206 крепких, прочных костяшек.

Происходит этот процесс благодаря поступлению в организм кальция и других необходимых веществ.

Сколько костей в теле маленького ребенка – ясно, теперь об их травмах. Детские травмы, к большой радости родителей, быстро восстанавливаются.

Все из-за того, что в детском организме существую клетки, отвечающие за строение костной ткани. И если случается так, что чадо получило травму, эти клетки попадают на травмированный участок. Таким образом заживание даже перелома у ребенка произойдет намного быстрее, нежели у взрослого человека. Детская травма пройдет, спустя 2-4 недели, взрослая – 6-8. Сколько костей в теле ребенка, нужно знать всем молодым мамочкам и не только. Это позволит быть более образованной в этой сфере и оказать нужную помощь ребенку в случае травмы.

Сколько костей в скелете ребенка, мы разобрались. Теперь многих волнующий вопрос: «В чем разница в скелете пожилого и ребенка?». Кости у детей намного тоньше, чем у взрослых людей, в том числе пожилых. Благодаря чему двигательный аппарат ребенка намного подвижнее и эластичнее. Ближе в 12-13-летнему возрасту кости ребенка уже практически полностью схожи со взрослыми. Однако в некоторых местах все еще встречаются хрящи. За время взрослой жизни и ближе к старости заметно сглаживается рельеф черепных костей.

Также при потере зубов уменьшается вес черепной коробки, что может провоцировать неправильность прикуса и вызывать асимметрию лица.

Наиболее ярко выраженные изменения в строении скелета с возрастом происходят в позвоночнике. После 40-50 лет эта часть скелета становится более сжатой и немного короче, чем была раньше. Это из-за того, что межпозвоночные диски и позвонки плотнее прилегают друг к другу. После 60 лет начинается разрастание костной ткани, и по телу появляются шипообразные образования.

Итак, главные отличия скелета пожилого и маленького человека:

  1. Основным и первым отличием есть, конечно же, количество. Сколько костей у маленького ребенка и пожилого человека? Ребенок – 300 костяшек, взрослый – 206.
  2. Костная ткань ребенка богата губчатым веществом, нежели кость человека пожилого возраста.
  3. Также важным отличием есть подвижность. Скелет ребенка более активный и эластичный, чего нельзя сказать о скелете пожилых людей.
  4. С возрастом меняется химический состав костной ткани, что приводит к ослаблению костей скелета. Заметное уменьшения кальция и фтора в организме в первую очередь дает о себе знать.

источник

Учащиеся МОАУ “Гимназия имени Александра Грина” г.Кирова!

Предлагаю вам дополнительные материалы к темам уроков, задания творческого характера. Успехов!

Подробно опишите, в чем отличие костей ребенка от костей пожилого человека.

Детские кости тоньше, чем кости взрослого.Но при этом они более гибкие и упругие, менее ломкие, но легче поддаются искривлению. Эластичность и гибкость зависят от меньшего количества минеральных солей в костях ребенка, а также от строения надкостницы, которая у детей толще и обильнее снабжена кровью. Надкостница придает кости большую гибкость и защищает при травме.С возрастом содержание минеральных солей в кости увеличивается и они становятся более хрупкими.
Мохнаткин Сева 8б

У годовалого ребенка в костной ткани органические вещества преобладают над неорганическими, что в значительной степени определяет мягкость, эластичность его костей. Ведь именно органические вещества да еще вода, обеспечивают кости растяжимость, эластичность.По мере того, как человек взрослеет, в костной ткани увеличивается процент неорганических веществ и растущие кости обретают все большую твердость. В длину кости растут за счет эпифизарных хрящей, расположенных между телом кости и ее головкой. Когда рост заканчивается—а происходит это примерно к 20—25 годам,—хрящи полностью замещаются костной тканью. Рост кости в толщину происходит путем наложения новых масс костного вещества со стороны надкостницы.

Кости ребёнка более эластичны.Быстро срастаются при переломе.Кости ребёнка растут(как в длину, так и в ширину). Кости детей более твердые,а у пожилых людей более хрупкие.В костях детей больше органических и минеральных веществ.В детском возрасте кости еще только формируются, и поэтому они более гибкие.

У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту.У годовалого ребенка в костной ткани органические вещества преобладают над неорганическими, что в значительной степени определяет мягкость, эластичность его костей. По мере того, как человек взрослеет, в костной ткани увеличивается процент неорганических веществ и растущие кости обретают все большую твердость. В длину кости растут за счет эпифизарных хрящей, расположенных между телом кости и ее головкой. Когда рост заканчивается—а происходит это примерно к 20—25 годам,—хрящи полностью замещаются костной тканью. Рост кости в толщину происходит путем наложения новых масс костного вещества со стороны надкостницы.

Чей последний комментарий?

Содержание в кости минеральных (неорганических) веществ с возрастом постепенно увеличивается, в результате чего кости пожилых и старых людей становятся более хрупкими. По этой причине даже незначительные травмы у стариков сопровождаются переломами костей. Гибкость и упругость костей у детей зависят от относительно большего содержания в них органических веществ.
Алина Чермных.

Детские кости более гибкие, упругие и менее ломкие, но они легче поддаются искривлению.Эластичность зависит от процента органических веществ в костях, у детей он больше, чем у взрослых , а также от строения надкостницы, которая у взрослых отличается меньшей толщиной. С возрастом кости становятся более хрупкими, так как в них увеличивается колличество неорганических веществ.
Арасланова Юлия 8Б

Во первых детские кости гибкие,по сравнению с костями взрослого человека.
Во вторых у новорождённого ребёнка в скелете почти 270 костей, что намного больше,чем у взрослого.Детский скелет содержит большее количество мелких косточек,которые срастаются в крупные кости.(Кости черепа,таза и позвоночника)
Агафонова Надя 8В

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18—25 лет. И остаётся 200—213 костей, в зависимости от особенностей организма.

источник

Скелет составляет опору всего организма. Отдельные части скелета служат защитой таких важнейших органов, как мозг, сердце, лёгкие и др. Кроме этого, костная система в сочетании с мышечной системой образует органы движения человека, при этом кости являются рычагами, приводимыми в действие при посредстве прикреплённых к ним мышц. Нервная система даёт импульсы к сокращению мышц.

Скелет у ребёнка закладывается ещё в раннем утробном периоде и состоит преимущественно из хрящевой ткани. Ещё в утробном периоде хрящевая ткань начинает заменяться костной тканью. Процесс окостенения протекает постепенно, и не все кости скелета окостеневают одновременно. Процесс окостенения завершается к 20-25 годам.

В химическом составе костной ткани в течение всей жизни человека вплоть до глубокой старости происходят изменения. В младших возрастах в костной ткани очень мало солей кальция и фосфора. В связи с тем, что в костях у детей мало солей кальция, а преобладают органические элементы, и процессы окостенения далеко ещё не завершены, скелет детей обладает большой эластичностью и может легко подвергаться искривлениям.

Позвоночник у взрослого человека имеет три кривизны. Одна из них – шейная – имеет выпуклость вперёд, вторая – грудная – обращена выпуклостью назад, третья – поясничная кривизна направлена вперёд. У новорожденного позвоночный столб почти не имеет изгибов. Первая шейная, кривизна образуется у ребёнка уже тогда, когда он начинает самостоятельно держать голову. Второй по порядку образуется поясничная кривизна, выпуклостью тоже обращенная вперёд, когда ребёнок начинает стоять и ходить. Грудная кривизна, обращенная выпуклостью назад, формируется последней и уже к 3-4 годам позвоночник ребёнка приобретает характерные для взрослого человека изгибы, но они пока ещё не стойки. Вследствие большой эластичности позвоночника эти изгибы у детей в лежачем положении сглаживаются. Лишь постепенно, с возрастом, кривизны позвоночника укрепляются, и к 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны, а к наступлению половой зрелости – поясничной.

Лишь постепенно, по мере роста ребёнка, происходит процесс окостенения позвоночника. До 14 лет пространства между телами позвонков ещё заполнены хрящом. На 14-15 году между позвонками появляются новые точки окостенения в виде тонких пластинок на верхней и нижней поверхности позвонков. Только к 20 годам эти пластинки срастаются с телом позвонка. Линия их срастания остаётся выраженной до 21 года. Вершины поперечных и остистых отростков позвонков до 16 -20 лет тоже остаются покрытыми хрящом, когда на них появляются точки окостенения. Срастание хрящевых пластинок с дужками завершается после 20 лет.

Эти особенности развития позвоночника ребёнка и подростка обусловливают лёгкую его податливость и возможные искривления при неправильных положениях тела и длительных напряжениях, особенно односторонних. В частности, искривления позвоночника бывают при неправильной посадке на стуле или за партой, особенно в тех случаях, когда школьная парта неправильно устроена и не соответствует росту детей; при спанье продолжительное время при согнутом туловище на одном боку и др. Искривления позвоночника могут быть в виде изгиба шейной (особенно у младенцев при неправильном ношении их на руках) и грудной частей позвоночника в сторону (сколиоз). Сколиозы грудной части позвоночника наиболее часто встречаются в школьном возрасте как последствие неправильной посадки. Передне-заднее искривление грудной части позвоночника (кифоз) также наблюдается в результате длительной неправильной посадки. Искривления позвоночника могут быть также в виде чрезмерного изгиба в поясничной части (лордоз). Вот почему школьная гигиена придаёт столь большое значение правильно устроенной парте и предъявляет строгие требования к посадке детей и подростков.

Срастание отрезков грудинной кости также происходит сравнительно поздно. Так нижние отрезки грудины срастаются в 15-16 лет, а верхние отрезки только к 21-25 годам, и самостоятельной остаётся только рукоятка грудины. При длительной неправильной посадке в тех случаях, когда ребёнок или подросток опирается грудью о край крышки парты, может произойти изменение грудной клетки и могут иметь место нарушения в её развитии. Это в свою очередь неблагоприятно отражается на нормальном развитии и деятельности лёгких, сердца и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной клетке.

Развитие костей таза у детей, особенно девочек, также представляет интерес в гигиеническом отношении. Таз взрослого человека состоит из двух безымённых костей и вклиненной между ними крестцовой кости. Последняя представляет сросшиеся между собой пять тазовых позвонков. Таз у детей отличается тем, что каждая безымённая кость состоит у них из трёх самостоятельных частей, примыкающих друг к другу: подвздошной кости, седалищной и лобковой. Только примерно с 7 лет эти кости начинают срастаться между собой, и процесс их срастания в основном заканчивается к 20-21 годам, когда безымённая кость становится единой. Это обстоятельство необходимо учитывать, особенно в отношении девочек, поскольку у них в тазу заключены половые органы. При резких прыжках с большой высоты на твёрдую поверхность может произойти незаметное смещение несросшихся ещё костей таза и в последующем неправильное их сращение.

Изменению формы таза содействует также ношение девочками подростками обуви на высоких каблуках. Человеческая стопа имеет форму свода, основаниями которого служат задний упор пяточной кости, а впереди – головки первой и второй плюсневых костей. Свод обладает способностью эластического растяжения, «пружинит», благодаря чему смягчаются удары о почву. Узкая обувь, стягивая стопу, затрудняет работу свода как пружины и ведёт к образованию плоской стопы (сглаживается свод). Высокие каблуки изменяют форму свода и распределение нагрузки на стопу, переносят центр тяжести вперёд, вследствие чего приходится наклонять туловище назад, чтобы при ходьбе не падать вперёд. Постоянное ношение обуви на высоких каблуках приводит к изменению формы таза. При не вполне сросшихся костях таза это отклонение туловища и перемещение центра тяжести могут привести к изменению формы таза, и притом в сторону уменьшения выходного отверстия тазовой полости вследствие приближения лобковых костей к крестцу. Вполне очевидно, что для девушки, когда она станет женщиной, это искривление таза может стать роковым и вредно повлиять на родовую функцию.

Черепные кости у новорождённого также находятся в стадии окостенения и ещё не срослись между собой, за исключением верхней челюсти и межчелюстной кости. Черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительно-тканной перепонкой. Между ними имеются места, ещё не покрытые костной тканью, своеобразные перепончатые пространства – большой и малый роднички, покрытые соединительной тканью. Малый родничок зарастает к 2-3 месяцам, а большой к 1 году уже покрыт костной тканью. Черепные швы окончательно срастаются только к 3-4 годам, иногда позже. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая.

Наиболее интенсивно кости черепа растут в течение первого года. В последующие годы рост черепа происходит неравномерно: периоды сильного роста сменяются периодами относительного затишья. Так, сравнительно сильный рост черепа происходит от рождения до 4 лет, от 6 до 8 лет и от 11 до 13 лет. С 7 до 9 лет происходит сильный рост основания черепа. В периоде от 6 до 8 лет уже заметно сильное развитие лицевой части черепа. Но наиболее интенсивное развитие лицевой части черепа начинается с 13 до 14 лет и в дальнейшем протекает в периоде полового созревания, когда устанавливается окончательное соотношение между мозговой и лицевой частью черепа.

Окостенение трубчатых костей, составляющих скелет конечностей, начинается ещё в утробном периоде и протекает крайне медленно. Внутри средней части трубчатой кости (диафиз) образуется полость, которая заполняется костным мозгом. Концы длинных трубчатых костей (эпифизы) имеют свои отдельные точки окостенения. Полное срастание диафиза и эпифизов завершается в возрасте от 15 до 25 лет.

Развитие процесса окостенения кисти руки имеет большое значение в гигиеническом отношении, поскольку при посредстве кисти ребёнок учится писать и производить различные трудовые движения. У новорожденного запястных костей совсем ещё нет и они только ещё намечаются. Процесс развития их протекает постепенно, и они становятся ясно видимыми, но ещё не вполне развитыми только у детей 7 лет. Лишь к 10-13 годам завершается процесс окостенения запястья. Процесс окостенения фаланг пальцев руки заканчивается к 9-11 годам.

Эти, особенности окостенения кисти руки имеют важное значение для правильной постановки обучения детей письму и трудовым процессам. Вполне очевидно, что для не вполне окостеневшей кисти руки ребёнка необходимо давать доступную для него по размеру и форме ручку для письма. В связи с этим становится понятными то, что быстрое (беглое) письмо детям младших классов не удаётся, в то время как для подростков, у которых процесс окостенения кисти руки заканчивается, в результате постепенного и систематического упражнения беглое письмо становится доступным.

Из изложенного видно, что не только у детей младших возрастов, но и у подростков, учащихся в старших классах, процессы окостенения ещё не полностью завершены и во многих частях скелета они продолжаются вплоть до периода возмужалости. Описанные особенности развития костей у детей и подростков выдвигают ряд гигиенических требований, которые уже частично указаны выше. В связи с тем, что процесс окостенения скелета ребёнка дошкольного и школьного возраста ещё не закончен, неправильная организация учебно-воспитательной работы и принуждение ребёнка к непосильным для его возраста упражнениям моторного аппарата могут принести ему большой вред и быть причиной калечения детского скелета. Особенно опасны в этом отношении чрезмерные и односторонние физические напряжения.

Умеренные и доступные для детей физические упражнения, наоборот, являются одним из средств укрепления костной ткани. Чрезвычайно существенны для растущего организма физические упражнения, связанные с дыхательными движениями и влекущие за собой расширение и спадение грудной клетки, поскольку они содействуют её росту и укреплению костной ткани.

Упражнения верхней и нижней конечностей усиливают процессы роста длинных костей, и, наоборот, отсутствие движений, давление на костную ткань (путём пеленания, сдавливающей тело одежды и т. п.), неправильное положение тела влекут за собой замедление процессов роста костной ткани. На развитие костей, их химического состава и прочности оказывают определённое влияние условия питания и внешней среды, окружающей ребёнка и подростка.

Для нормального развития костной ткани у детей необходимы наличие доброкачественного воздуха, обилие света (особенно постоянный доступ прямых солнечных лучей), свободные движения всех членов организма и рациональное питание организма.

источник

Adblock
detector