Меню

Человеческие ценности что это такое

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

Что для тебя является главным в жизни? И если задать этот вопрос разным людям, то наверняка получишь разные ответы. Я бы сразу сказал, что свобода и развитие. Один из моих лучший друзей ответил, что для него главное в жизни семья и здоровье. У тебя будет свой ответ. Нужно понять всего лишь одно, что то, что является для тебя важным, управляет твоими действиями. В зависимости от того, какие у тебя приоритеты, и будет выстраиваться твоя жизнь. И в этой статье я хотел бы поговорить о формировании системы жизненных ценностей, т.к. считаю это очень важным моментом в процессе саморазвития личности.

Важно понимать, что наличие системы ценностных ориентаций говорит уже о зрелой личности. Личностные ценности определяют нашу внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности и указывают направления нашего развития. Если сказать более простыми словами, то система ценностей для человека является некоторым вектором его развития. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «базовые» ценности, которые определяют деятельность в основных сферах жизни.

Жизненные ценности не возникают за один день. Они являются результатом нашего жизненного опыта. Огромную роль в этом играют значимые события в нашей жизни, книги, фильмы, учителя и т.д. Жизненные ценности со временем могут меняться. Нет ничего более постоянного, как временное. В 15 лет у тебя одни ценности, в 30 уже другие. Ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. Совпадение главных жизненных ценностей укрепляет взаимоотношения людей, что очень важно в современном обществе.

Понимание своих главных жизненных ценностей — очень важная вещь. Если ты проживешь большую и трудную жизнь, а в конце поймешь, что такая жизнь была не интересной, то что-то менять будет уже поздно… Если же, напротив, ты хорошо будешь знать, что хочешь от жизни, что для тебя по-настоящему дорого, каждый день твоей грамотно выстроенной жизни будет наполнен смыслом.

Вообще существует большое количество ценностей, но все их можно разделить на две большие группы: материальные и духовные.

— к материальным ценностям мы можем отнести: квартиру, машину, гараж, драгоценности, книги, музыкальные инструменты, спортивные пренадлежности, еду, одежду и т.д;

1 уникальная система развития личности

3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

+ секретный бонус для читателей

уже скачали 7 259 человек

— к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, любовь, ответственность, красоту, милосердие, справедливость, самосовершенствование, свободу, красоту, здоровье, знания и т.д.

В зависимости от созданной системы ценностей каждого человека можно отнести к одной из 3 групп:
— материалисты;
— духовные люди;
— духовные материалисты.

Интересно, к какой группе относишься ты?! Сейчас на минутку прекрати чтение и подумай. В какую сторону больше направлены твои основные векторы развития? В сторону материального? А может в сторону духовного? Или в ту и другую! Лично я отношусь к 3-ей группе. Я духовный материалист. Но еще лет 5 назад я был закоренелым материалистом. Понимание 7 сфер жизни помогло мне стать более сбалансированным и начать жить гармоничной жизнью.

Система ценностей современного человека, к сожалению, похожа на Пизанскую башню, которая перекошена в одну сторону. Спрашиваешь, куда? В сторону материальных ценностей. Все просто застыли в материальности, как каменные глыбы. Материальные ценности ты можешь потрогать, увидеть, купить и все они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не было автомобилей и значит ценности в них тоже не было. Это сейчас только и думаешь, как бы заработать на крутой Мердседес. А представь, что Иисус ходил по Святой Земле и кайфовал просто без iPhone 7S! Материалистов сейчас процентов 60% и с каждым днем их становится все меньше.

Духовных людей намного меньше. Процентов 30%. На духовные ценности человек обращает внимание после лет 40-45. Приходит мудрость, начинаешь ценить здоровье, больше проявляешь любви к окружающему миру, в жизни появляется свобода и творчество. Больше думаешь о Боге и о жизни в целом. Наступает время внутренней философии. Больше хочется молчать и даже быть в одиночестве. Но многие так уходят в духовность, что забывают про материальную сторону. Большинство великих Творцов были нищие. «Для меня важно творчество и свобода, а деньги меня не волнуют» — так может сказать, только человек, жизненные ценности которого направлены только в сторону духовного мира. И это тоже некий дисбаланс, который нужно устранять. Чем быстрее, тем лучше.

Гармоничными могут быть только духовные материалисты. В их системе ценностей важно и то, и другое. Развитие личности должно опираться на ценности 2 видов. Духовное и материальное – это две стороны одной медали. Не нужно отрицать одно или другое. Нужно соединять, и тогда появится мощная внутренняя сила, которая может творить чудеса. Одно только помогает другому. Они не мешают. Что было бы, если пришлось бы ехать на одноколесном велосипеде. Ехать можно, но скорость будет не та. А скорость развития своей личности очень важна в жизни. Духовных материалистов примерно 10%. А должно быть намного больше! Мы должны творить новую жизнь на нашей новой планете Земля!

Это интересно:

Здоровье – это основа жизни. Одна из самых важных ценностей. Ценить здоровье мы начинаем тогда, когда в организме начинаются «неполадки». А до этого времени пьем, курим и непонятно что едим. Остальные ценности, наверное, даже невозможны без хорошего здоровья. Это сложно объяснить молодому поколению. У них свои ценности. Уделяй время в первую очередь своему здоровью.

Время – это бесценный ресурс. Его нельзя купить, поменять, продать. 70-100 лет тебе дают, чтобы реализовать свой потенциал. Ты смотришь днем и ночью сериалы. Может быть тебе не стоило приходить на эту планету? Посмотри фильм «Время». Там главный ресурс – время, а не деньги. Мы все перевернули с ног на голову, гоняясь за зелеными бумажками.

Любовь – это вообще основа мироздания. Магнит, который связывает все. Любовь к себе, близким, природе, любимому делу, жизни в целом. Без ощущения любви человек не может быть гармоничным. Мало в ком сейчас живет настоящая Безусловная Любовь. Мое мнение, что многие говорят слово «люблю», но до конца не осознают, что это такое. Будь благодарным и любимым.

Знания – это основа твоего развития. Раньше знание было сложно достать. Люди ехали на другой конец света, чтобы его получить. Сейчас есть Интернет. Это великое благо, которое было создано для объединения всех знаний. Многие этого опять же не понимают. Тебе дают, ты не черпаешь. Ты думаешь, что все знаешь. Совсем нет…

Развитие – это основа для твоей свободы. Все развивается, все растет, все цветет. Наверное, тебе нравится запах распустившихся роз. Аромат, который нельзя насладиться. Только вот человек в определенный момент перестает развиваться. Он не достигает своего цветения. Цветения своей жизни. Губит свой потенциал на корню.

Свобода – это основа для творчества. У тебя есть свобода воли, чтобы созидать. Ты свободен в любом выборе. Твоя жизнь – это твой выбор. И только ты ответственен за свой выбор. Настоящая жизнь начинается, когда ты полностью осознаешь свою свободу. Но в жизни часто люди становятся рабами, забывая эту ценность. Работа на дядю занимает всю жизнь.

Творчество – это способность твоего Духа. Ты забыл, что ты Творец. Думаешь, что только Бог может творить. Ты часть его, а он часть тебя. Вы едины. Капля воды по составу не отличается от всего океана. Тот же состав, те же свойства. Сложно это понять. Быть духовным человеком значит быть творческим.

Это мои главные ценности в жизни. Для тебя они совершенно могут быть не главными. Я порекомендую выполнить одно упражнение, которое позволит создать свою систему ценностей в жизни. Возьми чистый лист, ручку и запиши все, что ты больше всего ценишь в жизни. Список должен состоять не менее, чем из 100 ценностей. Потом пройдись по этому списку и вычеркни наименее важные, чтобы осталось 50. Те 7-9 жизненных ценностей, которые останутся в конце и будут являться для тебя главными.

А теперь подумай, этим ли ценностям ты уделяешь большую часть своего времени и сил. Если получится так, что ты постоянно занят другим, то скорее ты служишь чужим ценностям или тем ценностям, которые стоят не первые в списке. Упражнение не жизненные ценности поможет изменить твою жизнь! Главные ценности в жизни и называются главными, потому что они являются нашими маяками и позволяют нам убедиться, что движемся в правильном направлении.

источник

Ценности в жизни человека играют огромную роль.

Они определяют его мышление, руководят поступками.

У каждого человека присутствует своя иерархия основных ценностей.

Как пережить семейный кризис? Узнайте об этом из нашей статьи.

Жизненные ценности — это взгляды и убеждения, которых человек придерживается при совершении своих поступков.

Опираясь на собственные жизненные ценности, человек принимает решение о том, что для него приемлемо, а что нет.

Несмотря на то, что люди сами определяют для себя жизненные ориентиры, в процессе постоянного существования в обществе они постепенно начинают автоматически подчиняться своим же установкам и действовать в соответствии с ними.

Это объясняется тем, что существующие нормы и правила, которых человек придерживается, заложены в нем самом.

Если он предаст собственные взгляды и убеждения, это неизменно приведет к личностному конфликту, депрессии и понижению самооценки.

Список основных признаков:

  1. Значимость. Установки имеют большое значение для человека, он дорожит ими и старается их соблюдать.
  2. Осознанность. Человек осознанно придерживается выбранных когда-то принципов и норм поведения. Соответствие его поступков существующим внутренним установкам является результатом самоконтроля, самодисциплины.
  3. Активность и самодостаточность. Убеждения человека всегда присутствуют в нем. Чтобы соблюдать свои принципы, человеку не нужно прислушиваться к мнению, советам других людей.

  • Позитивность. Ценности, в отличие от обязанностей, всегда несут позитивный настрой. Человек может тяготиться определенными обязанностями, например, необходимостью содержать детей. В то же время невозможно тяготиться такой ценностью, как уважение интересов ребенка.
  • Жизненная позиция, утверждающая ценность человека, как личности, называется гуманизмом.

    Ценности являются неотъемлемой частью личности человека.

    Если человеку свойственно любить свою семью, стремиться к карьерным успехам, заниматься духовным развитием, то другие люди при характеристике его личности могут использовать знания о его ценностях.

    Любовь к семье характеризует человека как ответственного, любящего и заботливого. Карьерные успехи говорят о дисциплинированности, целеустремленности. Стремление к духовному развитию свидетельствует о высокой нравственности, интеллекте.

    Одновременно ценности — это и мотивация человеческого поведения.

    Если для человека среди жизненных ценностей приоритетное место занимает собственное здоровье, то все его поведение будет направлено на соблюдение этой ценности — ведение правильного образа жизни, постоянный контроль состояния своего здоровья, избегание опасных для организма ситуаций и т.д.

    Если для человека доброта, порядочность и искренность являются неотъемлемыми элементами духовных ценностей, то от него нельзя ожидать подлости, предательства, лжи.

    Исключением являются случаи, когда человек отходит от своих жизненных установок под влиянием внешних факторов: жажда наживы, уход от ответственности, страх и т.д.

    В этом случае возможно совершение поступков, противоречащих существующим принципам.

    Часто полученный результат не приносит человеку ожидаемого удовлетворения из-за возникшего противоречия между внутренними принципами и совершенными поступками.

    Система ценностей начинает складываться в детском возрасте в процессе воспитания и жизнедеятельности. Изменить собственные взгляды и убеждения, будучи зрелой сформировавшейся личностью, практически невозможно. Основные факторы, влияющие на формирование внутренних установок:

  • Воспитание в семье. Самый главный источник формирования внутренних установок у ребенка — воспитание родителей. Если родители постоянно демонстрируют определенные модели поведения, то ребенок с большой долей вероятности примет эти модели и будет применять в дальнейшем в своей жизни.
  • Воспитание в детском саду, школе. Роль образовательных учреждений в развитии системы ценностей у подрастающего поколения сложно переоценить. Дети дошкольного и школьного возраста проводят с воспитателями и учителями зачастую больше времени, чем с собственными родителями.

    Чаще всего дети воспринимают информацию от тех педагогов, которые пользуются их уважением и доверием.

  • Общественные нормы. Общество диктует своим членам определенные нормы поведения. Нарушение этих норм чревато осуждением со стороны других людей.
  • Самопознание. Механизм самопознания играет огромную роль в развитии личности, в формировании модели поведения. Изменение жизненных установок в зрелом возрасте возможно только в результате сложного самоанализа. Он позволяет человеку определить свои реальные взгляды и убеждения, не совпадающие с навязанными стереотипами в семье или в обществе.
  • Какие бывают ценности у человека? Пирамида ценностей человека:

    Примеры жизненных ценностей:

      Отношения с любимым человеком. Для человека играет большую роль наличие постоянных отношений с близким по духу человеком. У таких людей преобладает потребность в ласке, заботе, нежности, взаимопонимании. Найдя подходящего партнера, они стремятся сохранить отношения с ним и заключить брак.

    В браке такие люди оказываются верными и заботливыми супругами, для которых личная жизнь всегда стоит на первом месте.

  • Деньги. Материальная выгода, финансовое благополучие и достаток — главные цели в жизни человека, для которого наивысшей ценностью являются деньги. Его поступки в первую очередь нацелены на получение дохода, достижение материальных благ.
  • Власть. Люди, ценящие превыше всего власть, всю жизнь стремятся к повышению своего социального статуса. Они желают занять определенное положение в обществе, позволяющее им оказывать влияние на других.
  • к содержанию ↑

    Многообразие ценностей можно классифицировать, объединив их в основные части, составляющие жизнь человека:

    Базовые, истинные ценности

    Интеллект, образованность, воспитание, порядочность, самоконтроль, работа над собой, здоровье.

    Доверие и взаимопонимание с партнером, воспитание детей, комфорт в доме, отношения с родственниками.

    Материальные ценности

    Успех, профессионализм, перспективы, уважение в профессиональной среде, доход.

    Социальный статус, влияние, власть, деньги, популярность.

    Духовные ценности

    Образование, самообразование, самопознание.

    Второстепенные ценности

    Веселое времяпровождение, путешествия, новые впечатления, азартные игры.

    Когда у женщины наступает кризис среднего возраста? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Исторически сложилось, что основной ценностью мужчин является реализация в обществе, а основной ценностью женщин — реализация в семье в качестве матери, жены.

    Создание комфортных условий дома женой гарантирует мужу успех в его начинаниях благодаря поддержке и пониманию, которые обеспечиваются мужчине дома.

    В настоящее время нередко женщины выбирают себе важной жизненной ценностью также реализацию в обществе. Создание семьи и рождение детей при этом остаются не менее значимыми задачами.

    Общая система ценностей мужчин и женщин преимущественно включает следующие факторы: здоровье, материальное благосостояние, семейное благополучие (наличие супруга и детей), личностное развитие, карьерный успех.

    Человеческие отношения представляют огромную ценность, поскольку любой индивид — существо социальное. Ни один человек не может прожить в обществе без общения с другими людьми, без вступления в общественные отношения — дружеские, любовные, партнерские.

    Особенную ценность для человека представляют дружеские и любовные отношения, поскольку в них можно найти поддержку, понимание, опору.

    В отношениях, вызывающих у человека доверие, он может раскрыть себя и развиваться.

    Наличие близких по духу людей рядом придает уверенности в себе, наделяет положительными эмоциями.

    У каждого человека иерархия ценностей имеет свои особенности. Каждая жизненная ценность в такой иерархии занимает свое место в зависимости от степени ее значимости для индивида.

    Если обобщить результаты многочисленных исследований, то можно определить следующую распространенную иерархическую последовательность жизненных ценностей:

    • семья;
    • дети;
    • здоровье;
    • карьера;
    • деньги;
    • самореализация;
    • друзья;
    • развлечения;
    • общественное признание.

    Таким образом, базовые личностные и семейные ценности находятся на вершине иерархии, а материальные и иные ценности находятся в самом низу.

    Читайте также:  Как приготовить квас хлебный

    Существуют определенные признаки, по которым человек понимает, что его система ценностей нуждается в переосмыслении:

    1. Неудовлетворенность. Постоянное недовольство своей жизнью во всех ее проявлениях: не та работа, не тот супруг, не тот дом и т.д. Человек чувствует, что он хотел бы жить совсем иначе, но не может найти выход из создавшегося положения. В такой ситуации человеку важно понимать, что только он несет ответственность за свою жизнь. Все, что в ней происходит, является результатом его поступков. Неудовлетворенность можно преодолеть, только действуя в соответствии со своими убеждениями, принципами и желаниями.
    2. Излишняя самокритичность. Постоянная критика в собственный адрес сильно подрывает самооценку и веру в успех.

    Наличие излишней самокритичности, неуверенности в себе говорит о существующих внутренних противоречиях, нуждающихся в разрешении.

  • Пессимизм. Заведомая убежденность в провале, в отсутствии перспектив и позитивных изменений свидетельствует о том, что человек действует не в соответствии со своими убеждениями. При совершении целенаправленных, осознанных поступков уверенными в своей правоте людьми места для пессимизма не остается.
  • Скука. Часто люди испытывает скуку от всего происходящего.

    В результате они полностью перестают проявлять инициативу в управлении собственной жизнью, плывут по течению. Подобная потеря интереса свидетельствует о том, что у человека отсутствуют цели, к которым бы он хотел стремиться. Осознание собственных приоритетных жизненных ценностей приведет к определению цели и появлению интереса к жизни.

    Таким образом, жизненные ценности не только определяют наше поведение, но и руководят нашей жизнью. Четкое понимание системы собственных жизненных ценностей — залог удовлетворенности своей жизнью и полноценного, успешного существования в обществе.

    Что значит кризис среднего возраста у мужчин? Читайте об этом здесь.

    Что мне особенно ценно в жизни? Каковы мои главные ценности? Методика выстраивания шкалы ценностей в этом видео:

    источник

    Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

    Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

    Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и моральные нормы человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

    Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование мировоззрения личности и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

    Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные потребности, идеалы, личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

    Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

    Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

    Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

    • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
    • хвалимые (дерзкая похвала);
    • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

    Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

    Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

    Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
    первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
    вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
    третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

    Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

    Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, интересах, убеждениях и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

    Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

    В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

    Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

    • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
    • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

    Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

    Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

    Формы Ценности
    социальные коллектив, группа, семья, реальные ценности индивида и социума
    предметные литература, масс-медиа, искусство, субкультура и т.д.
    личностные потребности, мотивы, желания, идеалы, убеждении и т.д.

    Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

    • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
    • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
    • все ценности организуются в системы;
    • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
    • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

    Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

    Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

    • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
    • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
    • они обладают надситуативным характером;
    • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
    • они упорядочиваются по важности.

    На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

    Критерии Ценностей могут быть
    объект усвоения материальными и морально-духовными
    предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
    субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
    цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
    уровень обобщенности конкретными и абстрактными
    способ проявления стойкими и ситуативными
    роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
    содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
    принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
    отношение группы и общества позитивными и негативными

    С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

    • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
    • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
    • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
    • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

    Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

    • витальными (жизнь, семья, здоровья);
    • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
    • межличностного признания (проявление альтруизма и честности);
    • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
    • партикулярными (принадлежность семье);
    • трансцендентными (проявление веры в Бога).

    Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

    • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
    • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

    Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

    Ученый Ценности
    В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
    социально-политические справедливость, воля, равность и братство
    материальные различные виды материальных благ, техника
    В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
    духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
    А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
    дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

    Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

    • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
    • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
    • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

    Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

    Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

    • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
    • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
    • ценностей-способов деятельности и поведения.

    Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

    К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

    • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
    • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
    • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
    • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
    • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

    Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

    Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

    источник

    Ценность — это все то, что способно удовлетворять потребности человека.

    Ценность — объективная значимость многообразия компонентов действительности (свойств, признаков какого-либо предмета или явления), содержание которых определяется потребностями и интересами людей.

    Ценность и значимость не всегда совпадают. Значимость может быть позитивной или негативной; ценность — позитивная значимость.

    Ценность — проявление социального бытия. Она формируется в процессе практики, ценность, то есть имеет общественную природу. Связь с практикой обусловливает историческую изменчивость ценностей; ценности меняются с развитием общества — то, что вчера было ценностью, может перестать быть ею сегодня.

    Роль ценностей в жизни общества заключается в следующем:

    1. через освоение многообразных ценностей человек приобретает социальный опыт, приобщается к культуре, формируется как личность;

    2. человек создает новые и сохраняет старые ценности, что влияет на развитие культуры;

    3. ценность поступков, мыслей, вещей заключается в том, насколько они способствуют общественному прогрессу и насколько велика их роль в самосовершенствовании человека.

    Оценка — это система ценностей, на основе которой человек определяет свое отношение к миру.

    В структуре оценки различают две стороны:

    1. фиксация некоторых свойств предмета;

    2. отношение человека к нему (одобрение или осуждение)

    1. гносеологическая — отражает действительность и социальную значимость объекта;

    2. активизирующая — формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность;

    3. вариативная — выбор человеком каких-либо объектов на основе сравнения их между собой.

    Ценностные ориентации личности

    Ценностные ориентации — отношение субъекта к условиям своего существования, в котором проявляется результат свободного оценочного выбора социально-значимого предмета.

    Ценностные ориентации — это ядро личности, обусловливающие ее активность.

    4. В зависимости от носителя:

    Этика наука о морали. Мораль — сфера должного. Нравственное — сфера реально существующих нравов

    Исходные категории нравственности – добро и зло. Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Зло — отрицательные явления в общественной и частной жизни людей, силы торможения и разрушения.

    Нравственный человек наделен чуткой совестью – способностью осуществлять моральный самоконтроль. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед самим собой и другими. Правильной мерой требования или воздания является справедливость. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что дает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.

    Коренной вопрос этики – смысл человеческого существования. От его реализации зависит человеческое счастье (наивысшая форма нравственного удовлетворения, проистекающая из сознания правильности, благородства основной жизненной линии поведения.

    Религия основана на фатальной вере в бога и не требует доказательства. Ценности здесь являются ориентиром в жизни верующих, обусловливает нормы и мотивы их поведения и поступков. Подразделяются на материальные (предметы культа, строения и т.д.) и духовные (вера).

    Пронизаны нравственными ценностями категориями добра и зла и другими. Не могут существовать без эстетических, призванных для лучшего донесения слова божья людям.

    Термин «эстетическая ценность» служит для обозначения объекта эстетического отношения в его положительном значении. Эти ценности могут создаваться в различных видах деятельности, так как в них проявляется творчество, неотъемлемым элементом которого является красота.

    Эстетическая ценность воплощает множество значений: психофизиологическое значение для органов чувств; значения для воспитания, для ценностной ориентации, для наслаждения. Основной категорией эстетической ценности есть прекрасное. разновидность эстетической ценности – возвышенное. Их антиподами являются безобразное и низменное. Эстетическая ценность через искусство и вне его играет особую роль в формировании качеств личности.

    Обдумайте и обсудите ситуацию. Глеб рассказал другу Сергею о своих переживаниях по поводу отношений, которые сложились в их классе.На следующий день большая часть класса уже знала содержание их разговора. На уроке по основам здоровья Глеб и Сергей отвечали на вопрос о своих жизненных ценностях, и оба поставили на одно из первых мест такую ценность, как дружба. Оцените их поведение и их ответ на уроке.

    Роль жизненных ценностей в формировании характера

    Каждый человек в процессе жизни определяет для себя жизненные ценности. Именно они формируют фундамент личности человека, поскольку определяют то, что человек считает самым главным в своей жизни. Это убеждения, идеи, принципы, т. е. те основополагающие ориентиры, которые наполняют нашу жизнь смыслом, формируют наш характер, определяют нашу судьбу. Это то, что дает человеку возможность ответить на вопрос: «Для чего я живу?»

    Жизненные ценности — это внутренние обязательства человека перед собой, он не может их нарушить.

    Характер человека формируется под непосредственным влиянием жизненных ценностей, иногда человеку легче умереть, чем отказаться от них. И это не образное выражение, а реальные жизни людей, их судьбы. Ярким примером является жизнь выдающегося биолога, селекционера, генетика, путешественника Николая Ивановича Вавилова. В трагические годы сталинских репрессий он, столкнувшись с аморальными людьми, для которых главным в жизни было написание доносов,

    Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Николай Вавилов очень любил повторять: «Жизнь коротка, надо спешить». А еще он писал: «Если ты стал на путь ученого, то помни, что обрек себя на вечные поиски нового, на неспокойную жизнь вплоть до самой смерти. У каждого ученого должен быть сильный ген беспокойства. Он должен быть одержимым».

    Для настоящего ученого большой жизненной ценностью является возможность открывать новое. Как она может влиять на характер ученого?

    фабрикование судебных дел против невиновных, разрушение науки, сказал: «Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!» Говоря это, ученый имел в виду научные убеждения и базовые человеческие ценности. Для Вавилова главными в жизни были честь, достоинство, мужество, справедливость, творческий научный поиск во благо всего человечества. Эти ценности сформировали основные черты его характера — активность, трудолюбие, смелость, порядочность. Он погиб в сталинских застенках в 1943 году. Вся его жизнь — яркий пример человека, который защитил свои жизненные ценности ценой собственной жизни, пример характера, который определил судьбу.

    Важно научиться анализировать свои жизненные ценности. Во-первых, определиться с их наличием. Во-вторых, сформулировать их в понятной для себя форме. В-третьих, помнить, что жизненные ценности проявляются не в словах, а в действиях, в вашей повседневной жизни.

    Ценности и качество жизни

    К сожалению, есть люди, которые не задумываются над определением ценностей своей жизни, они просто живут, приспосабливаясь к обстоятельствам любой ценой. Они могут красиво говорить о ценностях, но по их поступкам видно, что это лишь слова. На самом деле поведение таких людей определяется не жизненными ценностями, а какими-то другими факторами.

    Каждый из вас формирует себя как личность, определяет черты своего характера, выбирает жизненные приоритеты.

    Основные жизненные ценности, которые создают наш характер,— это семья, учеба, любовь, дружба, здоровье, творчество, свобода, справедливость, самосовершенствование.

    Жизненные ценности начинают формироваться в детстве и являются основой всей дальнейшей жизни, влияют на ее качество.

    Качество жизни — это восприятие человеком своего положения в обществе в зависимости от его системы ценностей и в связи с его целями и ожиданиями. Фактически качество жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Человек определяет качество своей жизни, сравнивая фактический уровень удовлетворения потребностей с ожидаемым. Такое сравнение состоит из объективных и субъективных критериев, которые характеризуют физическое, психическое и социальное благополучие.

    Субъективно человек оценивает качество своей жизни по системе собственных ценностей. Если главной ценностью человека является, например, творческая работа, то именно ее наличие воспринимается как высокое качество жизни, а если человек считает, что главное — это деньги, то высокое качество жизни определяют доходы, но отнюдь не творческая работа. Таким образом, наши ценности оказывают непосредственное влияние на нашу субъективную оценку качества собственной жизни.

    Опорные точки. Жизненные ценности играют важную роль в формировании характера человека и влияют на его оценку качества собственной жизни.

    Вопросы для повторения и обсуждения

    1. Что такое качество жизни?

    2. Когда начинают формироваться жизненные ценности?

    3. Какие основные жизненные ценности сформировали ваш характер?

    4. Как человек определяет качество своей жизни?

    Могут ли нам навязать чужие ценности, которые мы не хотим разделять?

    6. Почему люди иногда защищают свои жизненные ценности ценой собственной жизни?

    7. Объясните, почему люди выбирают разные критерии для оценивания качества своей жизни?

    8. Докажите, что жизненные ценности являются фундаментом личности человека.

    9. Почему именно поступки определяют настоящие жизненные ценности человека?

    Это материал учебника Основы здоровья 9 класс Таглина

    1. Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?

    Список ценностей огромен и у каждого человека индивидуален. У каждого человека свои нравственные — это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении, действиях человека.На наших ценностях основывается наш выбор

    Ценности бывают истинные и ложные. Иногда, люди даже не осознают на основе чего они делают свой выбор. Простой бытовой пример: человек считает, что одна из его ценностей – здоровье, но при этом он курит, ест нездоровую пищу или употребляет алкогольные напитки, долго остается в постели, нежится. Можно сказать, что у этого человека здоровье – ложная ценность. Истинной ценностью можно назвать – получение физического удовольствия. На словах все может быть красиво, но дела человека говорят сами за себя.

    «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

    Что является ценностью для вас? Подумайте об этом.

    На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».

    «Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке — низкой или высокой.

    Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

    Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

    «Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость». (Д.С. Лихачев)

    Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз».

    У Антона Павловича Чехова тоже есть известное выражение: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».

    А что же говорит Библия?

    Дата добавления: 2015-05-07; просмотров: 440 | Нарушение авторских прав

    1. Бертран Рассел о ценности философии
    2. Ваш заработок будет прямо пропорционален вашей ценности на рынке
    3. Возможность создания дополнительной ценности
    4. Вопрос 1. Понятие духовности. Духовные потребности, интересы и ценности
    5. Глава 6. Характеристика различных эмоций. диффузной или беспредметной угрозы человеку как социальному существу, когда опасности подвергаются его ценности
    6. Глоссарий. Активы – основные фонды, оборотные средства и нематериальные ценности, создаваемые за счет инвестиций
    7. ГРЕХ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
    8. Дело № 88 / 4’2004. ются нападкам расовые ценности
    9. Драгоценности и часы
    10. Заключительные замечания. Понятия полезности и ценности обычно используют в двух разных смыслах: (а) воспринимаемая ценность, степень удовольствия или боли
    11. ЗАРЯЖЕННЫЕ ДРАГОЦЕННОСТИ, АМУЛЕТЫ, ОБЕРЕГИ
    12. ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, УБЕЖДЕНИЯ

    Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.

    Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо относятся к различным демографическим группам, а также профессиональным, классовым, религиозным, политическим и иным объединениям. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций.

    По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности. Предметные ценности – это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа.

    Эти ценности существуют в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главной сферой предметных ценностей выступают продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. В качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность. Предметные ценности предстают как объекты потребностей и интересов человека.

    К духовным ценностям относят общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека. Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений.

    Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, программирующих цели и способы деятельности – это стандарты, правила, каноны. более гибкие, предоставляющие достаточную свободу в реализации ценности это нормы, вкусы, идеалы.

    По субъекту – носителю ценностного отношения – различаются ценности надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности – это результат развития общества и культуры. Те т другие ценности неразрывно связаны между собой.

    Ценности определяются потребностями и интересами личности и общества, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. В ее основании лежат фундаментальные блага, необходимые для жизни человека как живого существа (природные богатства, материальные условия жизни) и высшие ценности, зависящие от социальной сущности человека, его духовной природы. Первая группа – это утилитарные ценности, они определяются внешней внеположной человеку целью. Практическая, утилитарная ценность есть ценность средства, так как полезность вещи определяется той задачей, которой она призвана служить. Выполнив свою задачу, эта вещь в качестве ценности умирает. Вторая группа – духовные ценности. Они имеют внутреннее основание. духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается в лежащих вне ее мотивах. Утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, духовные ценности – смысл человеческой деятельности.

    Духовные ценности обладают неутилитарным и неинструментальным характером. Они не служат ни для чего иного , напротив, все иное приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями. Духовные ценности составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей. Выделяются общечеловеческие ценности (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представление о социальной справедливости, свободе, правах человека), ценности стиля жизни, самоутверждение личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

    Наш взгляд на систему личностных ценностей включает в себя следующие предположения:

    1. Все что может представлять ценность для кого-либо на этом свете можно отнести к одной из четырех групп ценностей:

    Идеологические ценности включают в себя любые идеи, все, что связано с творчеством, религиозные и политические идеологии, все, что связано с информацией. Идеологическая ценность не осязаемая, она представлена в сознании человека какими-либо словами и образами.

    Материальные ценности включают в себя все, что непосредственно связано с деньгами в широком смысле. Так к материальным ценностям следует отнести: деньги, зарплаты, накопления, карьеру, место работы, должность, перспективы служебного роста, профессиональное образование и т.д. Материальным ценностям легко найти денежный эквивалент.

    Эмоциональные ценности включают в себя все переживания характерные для человека. Это, конечно же: любовь, дружба, ненависть, месть, покой, душевное равновесие, гордость и т.д. Эмоциональные ценности имеют внутреннее представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает немного по-своему.

    Витальные ценности включают в себя, как следует из названия, все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья, продолжение рода, дети, семья, экология, забота о родителях и т.д.

    2. Истинная позиция ценности в иерархии проявляется не словах, которые говорит человек, а выборах, которые он делает.

    Человек, рассуждая о том, что представляет для него ценность, часто ошибается. И дело тут не в стремлении выглядеть лучше, схитрить или как-то подогнать свой ответ под ожидаемое от него. Часто человек просто не осознает свою систему ценностей – это обычное для нас (людей) состояние. По крайней мере, пока мы не начнем сознательно изучать и изменять свои ценности. Все это значит только одно: исследуя ценности другого человека (да и свои тоже) обращайте внимание не на слова, а на действия. Вспомните русские народные сказки. Богатырь подъезжал к развилке дорог, а там камень, а на камне написано, что направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову потеряешь. Не имеет значения, что говорил или думал обо всем этом богатырь, важно одно – по какой дороге он продолжил свой путь. Если жизнь важнее, то он повернет направо, а если без коня и жизнь не нужна – налево.

    3. Личностные ценности один из мощнейших фильтров из числа тех. что стоят между сознанием человека и окружающим миром.

    Никто не может воспринимать мир непосредственно. Мир, прежде чем мы его воспримем своими пятью органами чувств, преломляется множеством фильтров. Назовем несколько главных: физиологические ограничения самих органов чувств, используемый язык и словарный запас, убеждения человека и личностные ценности. Если вас интересует информация о фильтрах восприятия, обратитесь к литературе по Нейролингвистическому программированию. Остановимся на том влиянии, которое оказывают на каждого из нас личностные ценности в качестве фильтра. Посмотрите в окно и запишите, что вы там увидели. Сделали?

    Теперь попросите сдать то же самое вашего мужа или жену, детей, сотрудников, кто там сейчас рядом с вами. Ваши списки в чем-то будут совпадать, но, без всякого сомнения, будут и различия. Ценности, как фильтры делают одну простую вещь: важное они делают видимым, а не важное – наоборот.

    Можно говорить, что, в буквальном смысле, не видимым. Человек, для которого автомобили не являются ценностью глядя в окно на громадную автостоянку увидит бездомную кошку, которая спит под одной из машин, а тот, для кого «Ягуар» — мечта всей жизни разглядит его при беглом осмотре среди нескольких сотен других авто. Ценности делают видимым то, что для человека имеет значение. Эту особенность можно использовать для выявления личностных ценностей человека.

    Как выявить личностные ценности человека ?

    1. Попросите человека рассказать о себе. Слушая автобиографию выделяете в ней моменты когда собеседник делал выборы: мог пойти в медицину, а пошел служить в армию, могла выйти за одного, но предпочла другого, мог продолжить карьеру в одном месте, но ушел на менее оплачиваемую работу… Наша жизнь сплошь состоит из выборов. Надо только научиться выявлять их в речи другого человека.

    2. Уловите тенденцию. А тенденция, скорее всего, будет одна из четырех возможных:

    Ваш собеседник – идеалист. Выборы, которые делал человек, продиктованы той или иной идеей, например, желанием достигнуть совершенства, найти смысл жизни и т.д.

    Ваш собеседник – материалист. Выборы, которые делает человек, продиктованы исключительно материальными соображениями: получить прибыль, сохранить накопленное, снизить потери.

    Ваш собеседник – эмоционал. Выборы, которые делает человек, продиктованы его эмоциями и переживаниями. Под влиянием чувств он выбирал высшее учебное заведение, под влиянием чувств принимал решение устроиться на работу, а затем под влиянием других чувств увольнялся с нее.

    Ваш собеседник – виталист. Выборы, которые делает человек, продиктованы желанием сохранить жизнь, создать семью, сохранить здоровье и т.п.

    Начав наблюдать за людьми и научившись определять их систему ценностей вы увидите, что у некоторых доминирует одна группа ценностей, а другие подавлены. Но есть люди у которых доминирует несколько (обычно две) групп ценностей, например: материальные и витальные, эмоциональные и материальные и другие возможные комбинации.

    3. Проведите проверку. Зная, что личностные ценности – это мощный фильтр и предполагая доминирующую систему ценностей, предложите человеку рассказать что он думает о том или ином, конкретном событии.

    Например:
    Если у человека доминирует идеологическая система ценностей, предложите ему рассказать о современном искусстве, о различных религиозных концессиях, о возможности человеком достичь совершенства. Важно понять, что материалисту эти тему будут не интересны, и он проявит это в своих рассказах, сводя все дело к деньгам. Если такие темы предложить эмоционалу он станет говорить о своих переживаниях относительно означенного. Виталист скажет, как эти темы влияют на здоровье, детей и семью. Аналогично устройте проверку, предложив рассказ, материалисту (что он думает об изменениях курса доллара), эмоционалу (какая книга произвела на него сильное эмоциональное воздействие), виталисту (как сохранить здоровье).

    Темы, которые мы обозначили в примерах условны, общаясь с конкретным собеседником, вы поймете, что именно надо предложить в качестве проверки. И обратите внимание: если вы угадали, то рассказ будет по теме, интересный, с массой деталей. Если не угадали, то собеседник будет сворачивать на важные для него темы: он скажет, что лучший способ сохранить здоровье – это быть богатым и покупать дорогие лекарства.

    Для того чтобы понять систему ценностей собеседника вам должно хватить десяти минут. Если прошло десять минут, а вы не имеете не малейшего предположения о том, что важно для человека это значит одно из трех:

    Первое – ваш собеседник не вполне жив.
    Втoрое – он искусно скрывает свое личное отношение ко всему о чем бы вы его не спросили.
    Третье – вы не те вопросы задаете, или пустили беседу на самотек, и, может быть, ваш собеседник просит вас рассказать о том и об этом изучая вашу систему ценностей…

    Мир ценностей – специфическое человеческое творение, а сама аксиологическая способность в развитом виде связана лишь социальной формой движения. Тем не менее, логически вполне оправданно обратиться к истокам этой способности, уходящей своими корнями в фундаментальные свойства материи.

    Многочисленные факты свидетельствуют о том, что всем живым организма присущ прекрасно отработанный в процессе эволюции механизм биологической оценки, что у них развита способность относиться к окружающему миру в соответствии со своими потребностями, делить вещи на полезные и вредные. Нечто подобное – как возможность, как предпосылка оценочной формы взаимоотношений материальных объектов – есть, по нашему мнению, и в неорганической природе.

    Человек не просто одна из ценностей, а ценность особая, он – творец, создатель материальных и духовных ценностей. Даже не будучи делом рук человека, предметы природы являются ценностями лишь постольку, поскольку они способны удовлетворять потребности людей. Вот почему человек и человеческое общество представляют собой фундамент царства ценностей и вершину ценностной иерархии. Человек – высшая, ни с чем не сравнимая ценность. Если при широком, философско-социологическом подходе ценность отдельного человека и ценность человечества могут до известных пределов отождествляться, то в этике возникает необходимость разделить и даже в чем-то противопоставить эти понятия. Ведь сфера этическая – это сфера согласования личных и общественных интересов, а мораль, как уже отмечалось, выступает прежде всего как регулятор взаимоотношений между личностью и обществом, между их интересами.

    Вот тут и возникает необходимость разграничения ценности отдельного человека и человечества, личности и общества. Высшей ценностью должно быть человечество, высшим благом – благо общества. Без этого нет морали, нет долга, ответственности, совести. Моральный человек обязательно должен исходить в своем поведении из общественного интереса, рассматривая благо общества как высшее благо, а само общество, человечество – как высшую ценность. Является ли в таком случае высшей ценностью каждый отдельный человек. И да и нет. Это следует понимать в том смысле, что благо отдельной личности, в конечном счете, есть лишь цель общества. Разумеется, общество существует для человека, ради его блага и счастья, но это не исключает того, что в каких-то конкретных ситуациях общество может не рассматривать данного человека как высшую ценность. Более того, нравственный человек и сам себя не всегда так рассматривает, считая высшей ценностью не себя, а общество, других людей, их благо. Ярким тому свидетельством служит поведение лучших представителей человечества, которые по велению своего нравственного сознания проявляли и проявляют самоотверженность вплоть до героического самопожертвования.

    Получается парадокс: какая же человек высшая ценность, если и общество и он сам готовы ущемлять его интересы, а в чрезвычайных обстоятельствах даже посылать на смерть.

    Однако здесь нет логического противоречия, а есть противоречие жизненное, вытекающее из необходимости согласования личного интереса с общественным. В результате оказывается, что и человечество, и человек есть высшие ценности, но в их взаимодействии определяющая роль принадлежит общественному интересу, а следовательно, ценности общества.

    Поэтому можно сделать вывод, что в этической сфере и, более того, во всей общественной жизни благо общества, его интерес – всегда высшая ценность, а благо отдельного человека таковым является не всегда, зато личность есть высшая ценность, в конечном счете, как конечная цель всего общественного развития.

    Признание человека высшей ценностью с необходимостью порождает такие нравственные отношения и моральные ценности, как уважение, доверие и любовь к человеку, заботу об его благе и счастье.

    В созданном людьми царстве ценностей особое место принадлежит уважению. И дело здесь не только в том, что каждый человек дорожит уважением общества, окружающих, близких ему людей, а потерю уважения с их стороны рассматривает как огромную утрату.

    Уважение само по себе есть чувство ценности, особый способ определения ценности людей или общественных институтов. Уважая кого-то или что-либо, человек тем самым добровольно принимает ценность объекта уважения, его права по отношению к нему.

    Каждому виду достоинства ценности соответствует свой вид уважения, которое может быть персональным, групповым, профессиональным, гражданским, национальным и так далее. Существует и уважение к человеку как таковому, основанное на признании человеческого достоинства, ценности человека вообще.

    Этот вид уважения наиболее важен в сфере нравственности, он входит в качестве компонента в основные общечеловеческие нормы морали, во все гуманистические ценности. Другой общечеловеческой ценностью является вера в человека, доверие к нему, которое можно считать одним из универсальных моральных отношений. Как и уважение, доверие основано на признании достоинства человека, его ценности. Соответственно нескольким видам достоинства существуют и несколько видов доверия, начиная от персонального доверия именно к данному человеку и заканчивая доверием к человеку вообще, к человеку как таковому, доверием к людям.

    Человеколюбие, забота о благе людей составляют основу таких моральных ценностей, как благородство, доброта, доброжелательность, чуткость, деликатность, тактичность и другие. Не случайно благородными называют деятельность и поведение, которые проникнуты заботой о людях.

    Человек добрый, доброжелательный – это гуманный человек, желающий и делающий добро людям, способствующий их благу и счастью. Чуткий человек обладает обостренной внимательностью к делам и чувствам окружающих, способен на сострадание и сорадование. Деликатность – это внутренняя, присущая человеку тонкая и высокая внимательность к людям, мягкость и осторожность в обращении с ними.

    Черты моральной ценности присущи и многим качествам общения, культуры поведения. Воспитанность, вежливость, культурность характеризуют усвоение личностью традиционных форм поведения, соблюдение ею правил приличия, требований этикета, внешней культуры. Важность этих правил признается людьми, начиная с глубокой древности, что нашло свое отражение в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, в художественной литературе и конечно в этике.

    В личном плане справедливость выступает и как определенная оценка поведения человека, и как принцип, норма его поведения и как нравственное чувство справедливости. Справедливость в особой степени должна быть присуща официальным представителям общества, должностным лицам, специально уполномоченным распределять между людьми материальные и духовные блага. Но она необходима и всем без исключения, ибо каждый человек, выполняя какие-либо общественные функции, выступает при этом как представитель общества, который должен действовать справедливо, объективно, беспристрастно.

    Таким образом, именно гуманизм и справедливость ярче всего представляют и выражают тот комплекс социально-нравственных ценностей, который порождается признанием человека высшей, ни с чем не сравнимой ценностью.

    1. Ефимов В. И., Таланов В. М. Общечеловеческие ценности. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. – 252 с.

    2. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. ‑ М.: Импэто, 1997. ‑ 96 с.

    3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. ‑ М. : Прогресс, 1990. ‑ 495 с.

    4. Калмыков В. Н. Основы философии. – Мн. : Выш. шк. (Вышэйшая школа), 2003. ‑ 541 с.

    Библиографическое описание: Темирбаева С. К. Человек как высшая моральная ценность // Наука без границ. — 2016. — № 3. — С. 35-38.

    источник

  • Adblock
    detector